Главная - Здоровое питание
Библейские пророки. Кто такой библейский пророк

В иудео-христианском богословии пророки - прово­звестники воли Бога, проповедовавшие на территории древних Израиля и Иудеи, а также в Ниневии и Вавилоне среди евреев, ассирийцев и вавилонян в период прибли­зительно с последней четверти VIII в до н. э. до первой четверти IV в. до н. э.

Этим термином в Септуагинте и в Новом Завете пе­редаётся древнееврейский термин «нави» (ивр. נָבִיא‎, мн. ч. «невиим», ивр. נְבִיאִים‎).

Пророки иногда назывались:Прозорливцами - 1Цар.9:9 «Прежде у Израиля, когда кто-нибудь шёл вопрошать Бога, говорили так: "пойдём к прозорливцу"; ибо тот, кого ныне пророком, прежде назывался прозор­ливцем».

Стражами - Иер.6:17 «И поставил Я стражей над вами, сказав: "слушайте звука трубы". Но они сказали: "не будем слушать"», Ис.56:10 «Стражи их слепы все и невежды: все они немые псы, не могущие лаять, бредя­щие лежа, любящие спать», Иез.33:197 . Пророки называ­лись стражами, потому что они должны были бодрство­вать и предупреждать свой народ об угрожающей ему опасности.

Пастырями - Зах.10:2 «Ибо терафимы говорят пус­тое, и вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые; они утешают пустотою; поэтому они бродят как овцы, бедствуют, потому что нет пастыря», Иеремия 23, Иезекииль 34. Пророки назывались пастырями, потому что должны были заботиться о порученных им Богом овцах Израилевых - народе Божьем.

Мужами Божьими - 3Цар.17:24 «И сказала та жен­щина Илии: теперь-то я узнала, что ты человек Божий, и что слово Господне в устах твоих истинно», 2Пет.1:21 «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым».

Практически всё наследие библейских пророков вхо­дит в еврейский и христианский сборник канонических книг пророков и в этом качестве является частью Библии. Однако список пророческих книг в иудейском и христиа­нском каное различный.

Библейских пророков делят на две группы: ранние пророки (до VIII в. до н. э.) и поздние пророки (VIII-IV вв. до н. э.). Соответственно, в Еврейской Библии (Та­нахе) раздел пророческих книг разделён на книги ранних и поздних пророков, имеющих принципиальную разницу в содержании. Ранние пророки книг не писали (или их сочинения не сохранились), поэтому книги ранних пророков (Книга Иисуса Навина, Книга Судей, Книги Царств) - исторические по содержанию, о деятельности пророков там лишь упоминается. В христианской тради­ции эти книги относятся к числу исторических, а не пророческих. К числу ранних пророков относятся Са­муил, Нафан, Илия, Елисей, кроме них в Библии упоми­нается ещё множество пророков.

Собственно пророческими являются лишь книги поз­дних пророков. При этом в христианстве к числу проро­ческих относится книга Даниила, которая в Танахе таковой не считается и входит в другой раздел - Писания.

Традиционно по объёму наследия книги библейских пророков делят на две части:

Великие пророки : Исаия (состоит из произведений живших в разное время двух, а возможно, и трёх авто­ров), Иеремия, Даниил (только в христианстве) и Иезеки­иль;

Малые пророки : Иоиль, Иона, Амос, Осия, Михей, Наум, Софония, Аввакум, Авдий, Аггей, Захария, Мала­хия.

По свидетельству Библии, пророки по мере своей праведности и развитию духовных умений могли слы­шать Голос Бога, говорить с Ним и передавать Его слова людям. Некоторые из них могли толковать вещие сны, которые Бог посылал разным людям в качестве послания или предупреждения. Поздние пророки являлись также религиозно-политическими ораторами и проповедниками. В целом, пророки утверждали превосходство морально-этического начала над культом как таковым, с его голой обрядностью и жертвоприношениями животных.

Объяснение появления пророков зависит во многом от богословских убеждений и герменевтики. Если вы придерживаетесь традиционной и консервативной герменевтики, то вы будете считать, что Сам Бог стоял за процессом. Либералы склоны считать, что усложнение общественных отношений в израильско-иудейском обществе, глубокое обострение социально-политических противоречий обусловили появление в VIII веке до н. э. так называемого пророческого движения, крупнейшими представителями которого были Амос, Осия, Исаия (т. н. Первоисайя), Михей (VIII век до н. э.); Иеремия, Софо­ния, Наум, Аввакум.

Датирование книг также зависит от вашей текстоло­гии и герменевтики. В соответствии с либералами, религиозно-политические речи, проповеди и оракулы (предсказания) П. вначале передавались изустно, затем записывались и собирались в сборники, которые посте­пенно дополнялись и объединялись (не всегда в хроноло­гическом порядке их создания) в отдельные книги, окончательно отредактированные, видимо, в период господства Ахеменидов (VI-V вв. до н. э.).

Произведения пророков отличаются богатством и яр­костью поэтического языка; они явились крупным вкладом в развитие классического древнееврейского языка и литературы. Пророческая литература оказала большое влияние на позднеиудейскую сектантскую (ессеев-кумранитов) и христианскую идеологию и литературу. К идеям П. обращались также христианские еретические движения Средневековья, идеологи крестья­нских войн и других народных движений, социалисты-утописты.

В то же время, консервативная герменевтика утверж­дает, что некоторые пророки сами составляли книги или же книги были записаны практически сразу после смерти. Стоит отметить, что консервативная герменевтика имеет множество доказательств, хотя в ней присутствует и элемент мистики - вера в то, что речи пророков являю­тся частью Божьего Слова.

    СТАРОЗАВІТНЕ ПРОРОЦТВО ЯК ФЕНО­МЕН. ІНДИВІДУАЛЬНІ ОСОБЛИВОСТІ ПРОРО­ЧИХ КНИГ СТАРОГО ЗАВІТУ. КОЛІЗІЯ «ПРОРОК І ЦАР».

Пророч книги Зтарого Завітуі: Ісайї, Єремії, Єзекіїла, Даниїла, 12-ти малих пророків.

Ісая - біблійний пророк, належав до 4 «великих» пророків Старого Заповіту. Святий Ісая походив з Єруса­лима. Він проповідував Господнє слово близько сорока років у VIII ст. перед Христом. Про покликання на Божого пророка Ісая оповів у своїй пророчій книзі. За проповідування Божих наказів він багато терпів. Існує передання, що під час облоги Єрусалима ассирійцями Ісая молитвою добув з гори Сіон джерело, яке він назвав «Силоам», тобто «послане від Бога».

За наказом юдейського царя Манасії, який поклоня­вся поганським божкам, Ісаю поклали в дуплаву колоду та перерізали пилою вздовж тіла. Загинув пророк муче­ницькою смертю 696 року.

Коли пророк Ісайя провістив про народження Христа Господа від Діви, чого розум людський і помислити не міг, і коли через кілька століть Христос народився від Пресвятої і Пренепорочної Діви Марії, тоді не можна не бачити, що здійснення пророцтва – це діло Боже і що Сам Бог наперед сповістив його. Євангеліст Матвій, повіст­вуючи про народження Христа, наводить і пророцтво Ісайї. Це все сталося, каже він, щоб збулося сказане від Господа: “Ось Діва в утробі прийме, породить Сина і дадуть йому ім’я Емануїл, що означає: з нами Бог” (Мт. 1, 22-23; Іс. 7, 14).

За цінні пророцтва про Ісуса Христа й Пресвяту Бо­городицю Ісаю називають євангелистом Старого Завіту. Пророк Ісая ще задовго до народження Ісуса Христа зі своєї духовної висоти, як зі сторожової вежі, бачив майбутнє Ізраїлю і всього світу, і зазвучало слово від Бога в його вустах: «Дитя народилося нам, даний нам Син, і влада на раменах Його, і кликнуть ім’я Йому: Дивний Порадник, Бог сильний, Отець вічності, Князь миру». Ще за сотні років до Його приходу на землю, пророк Ісая сказав (53 розділ): «А Він був ранений за наші гріхи, за наші провини Він мучений був, кара на Ньому була за наш мир, Його ж ранами нас оздоровлено. Усі ми блу­кали, як ті овечки, розпорошились кожен на власну дорогу і на Нього Господь поклав гріх усіх нас».

Ісая - перший серед пророків. Його книга - куль­мінаційний пункт старозавітного Божественного відк­риття. Зі своєї духовної висоти, як зі сторожової вежі, провидець бачить майбутнє всього світу. Він поєднює громовий голос древніх вождів Ізраїля з лірикою Давида.

    ЛІРИЧНІ ЖАНРИ ТАНАХУ. ПСАЛТИР.

Псалтир (книга Псалмів) - одна з книг Святого Пи­сьма (святих Книг - Біблії). Однією з перших перекладена на старослов"янську мову ще за часів Кирила і Мефодія. Складається з 150 ліричних пісень-псальм з молитвами до Всевишнього, часто друкується окремою книгою та використовується для богослужбових піснопінь.

Псалтир віками уживали, як шкільний підручник, чи­тали над померлим, а також над хворим. Цитати з П.; зустрічаються вже в укр. літературі 11 ст. до найновіших часів. З П. у давнину ворожили, і текст т. зв. гадательного П., у якому до кожної псальми було пояснення, що в певних обставинах псальми радять діяти, був знаний уже в 11 ст..

Тематично псальми поділяють на декілька груп: гі­мни, індивідуальні лементи, спільні лементи, пісні довіри, індивідуальні псальми подяки, королівські псальми, псальми мудрості, паломницькі псальми, літургічні псальми. По іншій типології псальми поділяють на: пісні Сіона - псальми 48, 76, 84, 87, 122, 134, історичні літанії - псальми 78, 105, 106, 135, 136, паломницькі літургії - псальми 81, 21, літургії входу - псальми 15, 24, літургії правосуддя - псальми 50, 82, змішані типи - псальми 36, 40, 41, 68.

Псальми широко вживались та вживаються у бого­служінні іудаїзма. Також їх використовували ще найпе­рші християнські спільноти ще до формування канону Нового Заповіту.

Широко вживається у богослуженнях християнських церков (також укр.); для цього поділена на відповідні розділи - 20 кафизмів. Текст П. був у ч. найдавніших перекладів на слов. мову за часів св. Кирила й Методія і поширився в Україні відразу після прийняття християнс­тва. Дуже рано став тут відомий Псалтир з толкуванням («толковий») неясних місць та викладами, звич. проти іудейської віри.

Як популярна кн., Псалтир був у ч. найстаріших бі­лор.-укр. друкованих видань: Скорини (1517) і Федоро­вича в Заблудові (1570) та Острозі (1580).

Псалти́рь, Псалты́рь (от греч. ψαλτήριον, по названию струнного щипкового музыкального инструмента псалте­рия) - библейская книга Ветхого Завета, состоящая из 150 или 151 (в православных греческом и славянском вариантах Библии) песен (псалмов, греч. ψαλμός), изла­гающих благочестивые излияния восторженного сердца верующего при разных жизненных испытаниях. В Еврейской Библии (Танахе) называется תְּהִלִּים (тегилим) - буквально «восхваления», располагается в начале треть­его раздела Танаха - Ктувим (Писания). В большинстве языков книга называется просто «псалмы» (греч. ψαλμοί, англ. psalms и т. д., причём это название отличается от еврейского, так как в Танахе греческому ψαλμός соответ­ствует מִזְמוֹר (мизмор).

Книга Псалмів або Псалтир , так називається збірка 150-ти духовних піснеспівів, що виникли в різний час історії Ізраїля.

Починаючи арфою Давида, спів псалмів супроводжує всі храмові богослужіння, тимчасово припиняючись за царів боговідступників, втішає народ під ярмом вавилон­ським, а вже після відбудови храму і богослужіння при Ездрі та Неємії псалми знову займають належне їм місце. Вони виливають перед Богом все, що хвилює серця вірних: скорботу з приводу панування беззаконня на землі, і надію на перемогу світла над пітьмою, каяття за особисті гріхи і спрагу на спасіння згори; найбільш натхненні псалми підносяться до пророчого бачення Месії - Христа.

Псалми прийняті до канону новозаповітних книг, тому що вони являють Божественне Одкровення у виразах, що відповідають людським переживанням; і в образах, що передують переживанням Боголюдини в Його перевтіленні, стражданнях, воскресінні з мертвих і прийдешнім зацарюванні на землі.

Месіанських псалмів (пророцтв про Ісуса Христа) багато: 2, 8, 15, 21, 22, 23; 39, 40, 44, 46, 49, 54, 67, 68, 71, 88, 109, 117. Особливо виразні псалми 2, 21, 109. Біль­шість псалмів є справжньою духовною скарбницею, з котрої скорбота може черпати втіху, спокій та надію.

Словом «Псалтирь» также называются отдельные издания Псалтири, предназначенные для использования в христианском богослужении.

Разбиение текста на псалмы (и, следовательно, их нумерация) различается в иудейском (так называемом масоретском) тексте Библии и в древнегреческом «переводе 70 толковников» (Септуагинте).

Православная церковь использует переводы, основан­ные на Септуагинте, и, соответственно, греческую нумерацию псалмов.

Римско-католическая церковь традиционно исполь­зует латинский перевод (именуемый Вульгата), где нумерация также совпадает с греческой; такая же нумерация и в современном латинском издании Литургии часов. Однако в новом латинском переводе Библии (Новая Вульгата), равно как и во многих переводах на национа­льные языки используется масоретская нумерация.

Протестанты обычно используют масоретскую ну­мерацию.

Септуагинта (и, соответственно, православная Псалтирь) содержит также 151-й псалом, который, впрочем, не входит ни в одну из кафизм (см. ниже) и при богослужении не читается.

В большинстве российских изданий Библии, в том числе и протестантских, обычно используется греческая нумерация (о чём всегда необходимо помнить при переводах и сравнении текстов), иногда двойная. В данной статье, в соответствии с установившейся традицией, также применяется греческая нумерация.

Тема данной публикации - Великие пророки Библии. Для того чтобы рассказать обо всех людях, которые несли и несут такое служение, понадобится написание книги, а может и не одной. Также в данное время нас интересует только Библия, толкование которой становится более доступно людям, имеющим представление о ее назначении, смысле и содержании.

Начнем с того, что если не первой, то одной из первых сегодня принято считать иудаизм. Монотеистическая - это значит, что ее религиозное учение подразумевает существование только Единого Бога, категорически отрицая наличие во Вселенной иных божеств. В данном случае таким Богом признан Яхве, являющийся Творцом всего сущего и царствующий в невидимом и видимом мирах. Соответственно, иудеи начали верить и в пророков, являющихся посредниками между Богом и людьми. Во второй книге Паралипоменон 20:20 царь призывает народ верить Богу и его пророкам для того, чтобы достигать успеха в жизни.

В некотором роде роль пророков в иудаизме схожа с деятельностью языческих жрецов. Те и другие приносили Богу (богам) жертвы, получая откровения, указания, которые следовало передать народу, царю или определенному человеку. Например, библейский пророк Самуил однажды пришел в дом Иессея для того, чтобы сообщить о том, что его сына Давида Бог избрал своим Помазанником - Царем. Самуил и совершил помазание Давида на царство, посредством священного елея из рога.

Библейский пророк Ветхого и имеют радикальные отличия. Новозаветные служители уже не приносят в жертву Богу животных. В древние времена жертвы символизировали Спасителя Мира Христа, который будет распят на Кресте. Пророки в основном и предрекали пришествие Мессии, рожденного от Девы. Вышеупомянутый царь Давид - это также Библейский пророк, как и его сын Соломон. Они знали о том, что Христос - Мессия явится миру из рода

В мире очень мало людей, которым неизвестен Библейский пророк Моисей. Он родился в Египте, когда его народ был в рабстве у правителей этой страны - фараонов. Библия повествует о том, как маленького Моисея спрятали в корзинке посреди зарослей реки Нил. Там его благополучно нашла дочь фараона и забрала во дворец для воспитания. Фактически, таким образом, была спасена его жизнь, поскольку еврейских младенцев в то время лишали жизни сразу после их рождения.

Когда Моисей вырос, он узнал о своем происхождении и не мог смотреть спокойно на то, как его народ страдает в тяжком "египетском ярме". Он увидел, как надсмотрщик бьет еврея и, не сдержавшись, убил египтянина. Как следствие, Моисею пришлось обратиться в бегство и некоторое время жить в пустыне. Там он и повстречался с Богом, который заговорил из горящего куста. Так Моисей стал Божьим служителем и пророком. Он вернулся в Египет и потребовал у фараона освобождения своего народа. Эта история описывается в книге Исход. Позже именно библейский получил от Бога 10 заповедей Ветхого Завета.

Библия рассказывает нам и о других людях, пророчества которых в ней записаны и собраны в отдельные книги, так и называемые "Пророками". Они подразделяются на малых и больших. Дело не в том, что одни более важные, а в размерах текстов. Большими пророками считаются книги Иеремии, Иезекииля и пророка Даниила. Остальные - это малые: Иоиль, Авдий, Наум, Михей, Аввакум, Софония, Осия, Захария, Малахия и другие. Если взять выборочно, например, книгу пророка Софонии, то можно обнаружить в ней следующие идеи:

  • Любые события, происходящие на Земле, являются следствием Божьей Воли.
  • Однажды наступит День Господень, который принесет катаклизмы, по своим масштабам сравнимые с Спастись удастся только истинно верующим богобоязненным людям.
  • Своим избранным детям Бог явит спасение и дарует им Царство Вечного Мира, Счастья и Радости.

Пророки Нового Завета в основном несут сообщения Церкви Иисуса Христа, назидая и утверждая христиан в вере.

Книги Пророков

В еврейской Библии за «историческими книгами» (книгами «ранних пророков») следуют книги «поздних» пророков. В греческих и латинских изданиях книги пророков публикуются за книгами поучительного характера. Существуют различия и в порядке расположения самих книг пророков, более того, содержание этой части Библии не всегда совпадает в изданиях на разных языках (например,

Книга пророка Даниила находится в еврейском каноне в разделе «Писания», а в греческом и латинском вариантах среди книг пророков). В своем рассказе о книгах пророков мы следуем их месту в латинской Вульгате, наиболее распространенном и известном варианте Библии.

« Священники не говорили: `где Господь?", и учители закона не знали Меня, и пастыри отпали от Меня,

и пророки пророчествовали во имя Ваала и ходили во след тех, которые не помогают » (Иер.2:8)

Пророки являются наиболее своеобразными фигурами Ветхого завета. Эти люди (мужчины и женщины) были убеждены в том, что они наделены сверхъестественным даром, и требовали к себе отношения как к посланцам бога. Для всех религиозных верований характерно, что среди их последователей есть люди, которые в определенных ситуациях (часто во время танца, пения) приходят в состояние транса, произносят слова и речи, которые окружающими почитаются за божественные.

Ветхозаветные пророки во многом похожи на этих верующих, хотя и отличаются от них. Пророки Ветхого завета не только провидцы в состоянии экстаза, они защитники культа Яхве, прозорливые политики и разоблачители социальных несправедливостей.

Слово prophetes – «пророк» греческого происхождения. Так называли тех, кто выступал от имени другого существа (Яхве). Это перевод еврейского слова «наби», которое носит еще один оттенок: речи от имени другого существа произносились в экстазе. В еврейском тексте Ветхого завета фигурируют также понятия «провидец», «Божий человек».

Первые пророки появились в конце правления судей. Их деятельность в это время носила групповой характер, им вменялось в обязанность сопровождать жертвоприношения Яхве танцами и пением, тем самым усиливая торжественность ритуала, зачастую они тут же впадали в экстаз и начинали произносить речи от имени Яхве.

Это состояние передавалось присутствующим. Но уже в те времена были пророки, которые жили замкнуто (например, пророчица Девора). Пророков принимали за провидцев, к ним обращались за советом по всем насущным делам. Но тогда же встречались и так называемые лжепророки, которые, как верили, могли дать неверный совет и служили «чужим богам» (пророки Ваала).

Позднее о групповой деятельности пророков не упоминается, зато значительную роль начинают играть отдельные выдающиеся пророки. Часть из них жила при царском дворе и выполняла обязанности советников. В надежде на вознаграждение они предсказывали царю весьма приятные вещи. Другие вели себя оппозиционно и бесстрашно высказывали свое мнение.

Эти пророки были выходцами из низших слоев населения и живо реагировали на страдания народа. Во время царствования Соломона углубляются противоречия между отдельными слоями еврейского общества. Пророки оценивают политику имущих с позиций идеализированных представлений.

Будучи свидетелями постоянно ухудшающихся отношений в государстве, усиления эксплуатации, роста бесправия, возрождения древнего ханаанского культа и появления «чужих богов», они считали, что все невзгоды происходят из-за падения веры в Яхве, оттеснения его культа на задний план.

Таким образом, вполне понятно, что ранние пророки не только формулировали социальные требования, но и боролись за чистоту культа Яхве. В учениях пророков Яхве выступает не только как величайший из богов, но и самый справедливый, не дающий в обиду сирот и бедняков.

Распространение земледелия, естественно, вело к заимствованию культов ханаанских земледельцев, политические и торговые связи, династические браки царей также открыли возможность для появления «чужих культов». В этих условиях выступления пророков становились зачастую опасными для власть имущих. Поэтому власти нередко преследовали, а случалось, и казнили пророков.

Пока пророки провозглашали величие и славу Яхве, колесницы враждебных армий вспахивали землю Израиля. Тут ставился под вопрос авторитет Яхве, который отступил перед богами других народов. В периоды испытаний усиливалось доверие к словам пророков, которые гарантировали помощь Яхве лишь в случае чистой и безраздельной веры в него.

После падения Северного царства, Израиля, цари и правящие круги южной части, Иудеи, были вынуждены частично принять программу ранее преследовавшихся пророков. Для этого были утверждены законом отдельные социальные требования народа (отраженные во Второзаконии) и утвержден культ Яхве (религиозная реформа царя Иосии).

Но, несмотря на принятые меры, Иудея пала, то есть Яхве вновь показал свое бессилие. Этот факт привел к глубокому религиозному и психологическому кризису не только среди народа, но и среди пророков. Выходом из кризиса стало утверждение, что Яхве - единственный в мире бог и никаких других богов нет и не может быть.

Яхве является повелителем вселенной и истории, он не отступает перед неприятелем, а, наоборот, приказывает ассирийцам и вавилонянам покорить грешную страну и поработить ее население. Все это доступно ему как «мировому божеству», правящему малыми и великими народами.

Яхве обещал избранному народу бесконечное счастье. Однако покой и счастье бог дает через своего помазанника - царя, через мессию. Первоочередной задачей мессии является освобождение народа из рабства и возвращение его на родину.

Учения пророков об единобожии и приходе мессии начали складываться еще до вавилонского плена, в плену они окончательно оформились.

Пророки обращались к живой речи, когда хотели сообщить свои мысли, или проповедовали перед народом, собравшимся у святых мест (например, Амос в Вефиле), или произносили речи перед царями (Иеремия). Зачастую, чтобы выразить суть своего учения, они прибегали к символическим образам или поступкам.

Так, пророк Осия нарек своего сына именем Лоамми (не мой народ), чтобы выразить гнев Яхве. Во время встречи с Иеровоамом в конце царствования Соломона Ахия, как уже говорилось, разорвал свое платье на двенадцать частей и десять отдал Иеровоаму. Так он предсказал, что царство Соломона распадется на две части и одна из них - десять племен - окажется под властью Иеровоама.

« Слово Мое, которое исходит из уст Моих, - оно не возвращается ко Мне тщетным, но

исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его » (Ис.55:11)

Некоторые пророки излагали пророчества в письменном виде. Затем они зачитывали их перед собравшимися или же оставляли записи для грядущих времен. Какие-то из записей сохранились, они и составляют книги пророков в Ветхом завете, многие были утеряны, однако не бесследно, а послужили источниками для «исторических книг». Самостоятельные книги пророков появляются в VIII в. до нашей эры.

Пророки, которые не оставили письменных документов, именуются «непишущими», а те, чьи пророчества имеются в записях,- «пишущими». Наиболее выдающимися «непишущими» библейскими пророками были Илия и Елисей. «Пишущие» пророки делятся на малых и великих. По традиции христиане выделяют четыре книги великих пророков: Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила (уже упоминалось о том, что в еврейском каноне последняя среди книг пророков не фигурирует), и двенадцать книг малых пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии.

Канонический порядок книг пророков и деление пророков на великих и малых установлены искусственно: за основу, правда не всегда последовательно, брался объем книги. Поэтому более удачным кажется хронологическое деление, хотя и этот метод не лишен трудностей, поскольку не во всех случаях можно установить время деятельности того или иного библейского пророка.

До плена, в VIII в. до нашей эры, во времена опасности, грозившей евреям со стороны Ассирии, жили четыре пророка, книги которых вошли в Библию как самостоятельные части. В середине века в северной части, Израиле, проповедовали Амос и Осия, а спустя несколько десятилетий в южной части, Иудее, появились Исаия и Михей. Эти ранние пророки, подвергая резкой критике социальную несправедливость, разработали и сформулировали новые монотеистические черты Яхве.

Иеремия, Софония, Наум и Аввакум появляются лишь спустя более чем столетие после ранних пророков, их деятельность падает на конец VII в. до нашей эры. Эта эпоха была не менее сложной, нежели времена Исаии. Если ранее стране угрожала Ассирия, которая завоевала северную ее часть, Израиль, то теперь угроза исходила от Вавилона, который, распространяя свое могущество, захватил южную часть - Иудею. В эти грозные времена пророки прилагали усилия сначала для предотвращения катастрофы, а затем для утешения народа.

В вавилонском плену пророчествовал Иезекииль, а также еще один неизвестный пророк, которого называют Второисаией, его труды вошли в Книгу Исаии. Вся их деятельность направлена на утешение страждущих, на поддержание надежды на возвращение. Происходит усиление монотеизма, поскольку, по логике вещей, Яхве лишь в том случае способен вернуть на родину свой народ, если является единственным повелителем и господином истории.

В плену же происходит детализация учения о мессии, помазаннике божьем, призванном освободить народ из плена и сохранить от всяческих бед. В это время в Иудее пророчествовал Авдий.

После плена появляются пророки Аггей, Иона, Малахия и Захария. Они прилагают все усилия для возрождения культа Яхве. Создаются книги Даниила и Иоиля, а также книга Тритоисаии, которые являются произведениями еврейской апокалипсической литературы, созданными с намерением утешить страждущих читателей и показать счастливое будущее в царстве мессии.

Христиане особенно подчеркивают значение четырех книг пророков: Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила, которые отличаются от других книг по своему объему и содержанию. Считается, что они были предшественниками христианства, заложили основы этого учения.

Эти книги предсказывали, что мессианские обещания относятся не только к потомкам Авраама, то есть к евреям, но и ко всем тем, кто хотел бы оказаться в благословенном царстве мессии. Действительно, до вавилонского плена пророки считали, что задача избранного народа состоит в том, чтобы получить право входа в страну мессии для всего человеческого рода.

Учение пророков содержало указание на то, что хотя мессия и будет рожден среди евреев, он будет из колена Давидова, но обещание царства божьего распространяется на любого человека.

Разделение Израиля и Иудеи

После смерти Соломона на царский престол вступил его старший сын Ровоам, который легко завоевал власть в южной части страны. В Сихеме был созван совет, на котором появился изгнанный Соломоном и враждебно настроенный по отношению к племени Иуды ефремлянин Иеровоам.

Присутствующие потребовали от Ровоама не следовать примеру отца, облегчить положение северных племен, сняв с них непомерные повинности. Тот отверг эти притязания. Это привело к тому, что десять северных племен, отказавшись признать власть Ровоама, выбрали царем Иеровоама.

Так страна раскололась на две части, которые начали враждовать между собой. Иеровоам попытался отделиться от южного царства и в религиозном отношении, отвергнув культовый центр в Иерусалиме, где находился ковчег завета. Он построил новые святилища: один в Вефиле, другой в Дане, установил в них двух золотых тельцов и поклонялся им как богу Яхве.

Поступок Иеровоама вызвал нарекания пророков, которые, по законам Моисея, запрещали изображение Яхве. Пророк Ахия, который ранее предсказывал царство Иеровоама, заявил о грядущем падении династии.


« Нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему.

Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни » (Ис.53:2-3)

После раскола страны между двумя царствами в течение шестидесяти лет с переменным успехом шла война. Сын и наследник Ровоама Авия вторгся в северную часть страны и захватил Вефиль и его окрестности. Хотя пророки требовали уничтожения идола, он оставил золотого тельца в неприкосновенности. Уничтожил золотых тельцов в Иудее его сын Аса. Во времена Асы Израиль постоянно угрожал Иудее, которая сохраняла свою самостоятельность лишь с помощью сирийских войск.

Первый период существования двух царств (931 - 841 гг. до нашей эры) характеризовался братоубийственными войнами, заговорами и мятежами. Вааса, уничтожив семью Иеровоама в Израиле, силой присвоил себе царскую власть. Против его сына восстал один из военачальников Замврий, но его правление длилось всего лишь неделю, так как еще один военачальник, по имени Амврий, захватил власть и провозгласил себя царем.

Во времена междоусобиц и распрей в обоих царствах распространялись чужеземные культы. Так, в царствование Ахава в Израиле официально признанным богом стал древнеханаанский Ваал, которому поклонялась жена Ахава Иезавель. Против культа Ваала, как говорилось в Библии, восстали пророк Илия и его ученик Елисей, которые взяли под защиту культ Яхве.

Во второй период существования двух царств (841 - 721 гг. до нашей эры) над ними нависла угроза со стороны Ассирии. В эти годы она достигла высшего могущества, стала ведущей державой в Передней Азии и начала вести захватническую политику. Ее целью было завоевание Египта. Путь в Египет из земель, расположенных между Тигром и Евфратом, вел через Ханаан.

Вначале Израиль с выгодой использовал захватническую политику Ассирии. Правда, он стал ее данником, но зато во время царствования Иоаса израильтяне одержали победу над Сирией и в царствование сына Иоаса Иеровоама II присоединили ее территории.

Царствование Иеровоама II было временем расцвета Израиля, оживилась торговля, успешно развивалась хозяйственная жизнь страны. Но тем быстрее шло классовое расслоение, небольшая группа богачей нещадно эксплуатировала израильский народ. Пророки, чей авторитет особенно возрос в эти годы, поднимали свой голос против социальной несправедливости (Амос, Осия).

Они выступали против чужеземных культов, против поклонения золотым тельцам в Вефиле, объясняя, что все беды народные происходят из-за измены истинному богу Яхве. Они утверждали, что если бы удалось спасти культ Яхве, то исчезла бы социальная несправедливость. Израилю перестала бы угрожать опасность извне. В противном случае, предрекали пророки, страну ожидает жестокая война и страшное поражение.

В этих условиях в Израиле начали возникать различные группировки. Одна из них предлагала оградить страну от ассирийцев путем выплаты соответствующей дани, другая видела выход в вооруженном сопротивлении Ассирии. В период правления царя Факея усилились позиции сторонников вооруженного сопротивления, был заключен союз с Дамаском и с другими мелкими царствами против Ассирии, предполагалось заключить союз и с Иудеей.

Ахаз, царь Иудеи, отказался от союза с Израилем. Тогда Факей и сирийский царь пошли войной на Иудею. Видя отчаянное положение своего народа, Ахаз послал послов к ассирийскому царю Тиглатпаласару III, прося его о помощи. А тот воспользовался случаем, захватил Дамаск и вторгся в пределы Израиля.

В 721 г. до нашей эры другой ассирийский царь - Саргон II захватил столицу северной части страны Самарию. Израиль потерял самостоятельность. Население страны было переселено в различные районы Ассирии, а на их место привезены поселенцы из Ассирии. Переселенцы из Израиля быстро ассимилировались с местным населением, а оставшиеся на родине породнились с пришельцами.

Появившийся в результате смешения народ стал называться самаритянами. Самаритяне поклонялись Яхве и другим богам и, хотя придерживались в основном Закона Моисея, все же отошли от иудейского культа. Раскол сопровождался взаимной ненавистью, евреи и самаритяне не вступали в контакты друг с другом.

Пророки Исаия и Михей критиковали царя Ахаза, который возродил древние ханаанские культы, воздвиг капище с вечным огнем в честь Молоха и даже ввел человеческие жертвоприношения.

Пророками Библия называет весьма многих людей, точный подсчет которых едва ли возможен. Строго говоря, библейская история различает пророков-писателей, проповедовавших Слово Божие и записавших данное им откровение, и пророков, оставивших след в истории, но ничего не записавших.

Пророки-писатели — это не менее 15 и вряд ли более 20 человек, среди которых следующие:

1. Моисей. Моисей происходил из колена Левиина, воспитан дочерью фараона, долгое время жил в Синайской пустыне, вывел Израиль из египетского рабства. К Моисею восходит наиболее древняя часть Пятикнижия: основа книг Бытия и Исхода. К концу 5-го в. до Р.Х. именем Моисея было надписано также все Пятикнижие, хотя он и не был формально его автором.

a. Исайя и его школа

i. Пророк Исайя (Первоисайя) был знатным человеком и «государственным деятелем» и жил в Иерусалиме во второй половине 8-го в. до Р.Х., при царях Ахазе и Езекии. Первоисайя оставил первые 39 глав «книги пророка Исайи» и, кроме того, имел множество учеников и последователей.

ii. Автор второй части, неизвестный по имени и называемый «Второисайя», жил в середине 6-го века до Р.Х., был в вавилонском плену, одним из первых вернулся в Иерусалим около 540 г. до Р.Х. Ему принадлежат 40-66 главы «книги пророка Исайи». Возможно, ему также принадлежат некоторые главы первой половины книги.

iii. Третий Исайя (?). Некоторые исследователи Библии утверждают, что главы 61-66 могли быть написаны еще одним последователем Первоисайи, отличным от Второисайи. Это мнение не является, впрочем, общепринятым.

b. Иеремия и Варух.

i. Пророк Иеремия (ок. 650 г. до Р.Х. — ок. 580 г. до Р.Х.) происходил из священнического рода из селения Анафоф близ Иерусалима. Проповедовал в Иерусалиме при последних иерусалимских царях Иосии, Елиакиме и Седекии, после разрушения Иерусалима в 587 г. до Р.Х. погиб (согласно преданию) в изгнании в Египте. Автор книги.

ii. Варух — ученик пророка Иеремии. О жизни его практически ничего не известно. Возможно, был редактором-составителем книги пророка Иеремии. Надписанная именем пророка Варуха книга составлена не ранее 3-го века до Р.Х.

c. Иезекииль. Священник, родился в конце 7-го века до Р.Х. в Иерусалиме (?), большую часть жизни провел в вавилонском плену, где и умер около середины 6-го века до Р.Х. Автор книги.

3. Так называемые «Двенадцать малых пророков», авторы двенадцати небольших по объему книг (в хронологическом порядке):

a. 8-й век до Р.Х.

i. Амос. Пастух и сезонный сельскохозяйственный рабочий, жил в Северном царстве в первой половине — середине 8-го века до Р.Х., проповедовал в Вефиле во дни царя Иеровоама II. Изгнанный царскими служителями, первый из всех пророков начал записывать свою проповедь.

ii. Осия. Священник, младший современник Амоса и старший современник Исайи Первого, жил в Северном царстве в середине 8-го века до Р.Х. Проповедовал также в Вефиле, главном святилище Северного царства.

iii. Михей. Младший современник пророков Осии и Исайи Первого, был, скорее всего, простым, незнатным человеком из города Морешит в Южном царстве и жил во второй половине 8-го в. до Р.Х.

b. 7-й век до Р.Х.

i. Софония жил в Иудейском (Южном) царстве в середине — второй половине 7-го века до Р.Х. Происходил из знатного рода, более о личности пророка ничего не известно.

ii. Аввакум, младший современник Софонии, жил во второй половине — конце 7-го века до Р.Х. Был пророком в Иерусалимском храме.

iii. Наум, современник Аввакума и, возможно, также храмовый пророк в Иерусалиме. Жил в конце 7-го века до Р.Х.

c. 6-й век до Р.Х.

i. Авдий. Жил в начале — первой половине 6-го века до Р.Х. в Иудейском царстве. О жизни и личности пророка ничего не известно.

ii. Аггей. О жизни и личности пророка почти ничего не известно. Будучи в преклонных годах, пришел из вавилонского плена в Иерусалим в 522 г. до Р.Х.

d. 5-й век до Р.Х.

i. Автор «книги пророка Ионы». Книга пророка Ионы отличается по жанру от остальных книг пророков-писателей и причисляется к «Двенадцати пророкам» достаточно условно. Автор ее жил, по-видимому, в первой половине 5-го века до Р.Х.

ii. Малахия. Жил в первой половине 5-го века до Р.Х. О личности пророка ничего не известно, даже имя Малахия («вестник»), возможно не является собственным.

iii. Иоиль. Возможно, был служителем Второго Храма. Жил в Иерусалиме в конце 5-го — начале 4-го веков до Р.Х.

Число пророков-писателей простирается, таким образом, до 18-20 человек. Однако, кроме них, в Израиле жили и действовали множество пророков, и далеко не все они упомянуты в Библии. Сведения о них можно почерпнуть в книгах Царств и Хроник, а также у пророков-писателей. Наиболее известными из них являются Аарон, брат Моисея, Иисус Навин, Самуил, царь Давид, Нафан, Корей, Илия, Елисей, но были и многие другие. Последними в этом ряду должны быть упомянуты Захария, отец Иоанна Крестителя, Симеон Богоприимец и, наконец, сам Иоанн Креститель.

В Новом завете пророческий дар и пророческое служение приобретает несколько иные формы становится весьма распространенным, по крайней мере, в первые три века.

О пророке Ионе. Когда Господь вознамерился обратить впавших в нечестие израильтян к покаянию примером соседнего с ними языческого ассирийского народа, то «было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня». Но любящий свое отечество и не желавший отвращать грозной проповедью гибель враждебного израильтянам народа, Иона, вместо того чтобы исполнить повеление Господа, «встал, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня, и пришел в Иоппию, и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис, отдал плату за провоз и вошел в него, чтобы плыть с ними в Фарсис от лица Господа». Между тем во время их плавания поднялась сильная буря, которая грозила потопить корабль. Испугавшись опасности, корабельщики сказали друг другу: «Пойдем, бросим жребии, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда. И бросили жребии, и пал жребий на Иону». На расспросы корабельщиков-язычников, чем прогневил он своего Бога, Иона не утаил от них, что прогневил своего Господа тем, что не поступил по внушению Его, но «бежал от лица Господня», и сказал им: «Возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря». И действительно, когда корабельщики, видя, что буря не унимается, решились бросить в море Иону, то бушевание моря внезапно прекратилось.

«И повелел Господь большому киту поглотить Иону, и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи.

И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита и сказал: Ты вверг меня в глубину, в сердце моря. Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада. А я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню: у Господа спасение! И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу.

И было слово Господне к Ионе вторично: встань, иди в Ниневию и проповедуй в ней, что Я повелел тебе. И встал Иона и пошел в Ниневию. И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедывал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!»

«И поверили Ниневитяне Богу», и устрашились гнева Его, и все, начиная с царя, приступили к посту и покаянию с верою, что Господь «умилосердится и отвратит от них пылающий гнев Свой» и что они не погибнут.

«И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожелал Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел».

Между тем Иона, выйдя из города, сел близ восточной стороны его «и сделал себе там кущу, и сел под нею в тени, чтобы увидеть, что будет с городом». Не дождавшись, однако же, исполнения провозглашенной им по внушению Бога кары Божией, Иона огорчился и воззвал к Господу: «О, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии». И желал даже умереть Иона от сильного огорчения, что не сбылось провозвещенное им. Тогда восхотел Господь явить рабу Своему вразумление, воспоминание о котором должно служить вразумлением людям из рода в род во все времена.

Произрастил Господь в одну ночь над шалашом Ионы широколиственное растение, «и оно поднялось над Ионою, чтобы над головою его была тень, и чтобы избавить его от огорчения его; Иона весьма обрадовался этому растению».

«И устроил Бог так, что на другой день при появлении зари червь подточил растение, и оно засохло. Когда же взошло солнце, навел Бог знойный восточный ветер, и солнце стало палить голову Ионы, так что он изнемог и просил себе смерти, и сказал: лучше мне умереть, нежели жить.

И сказал Бог Ионе: неужели так сильно огорчился ты за растение? Он сказал: очень огорчился, даже до смерти. Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого ты не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?»

(Иона. 1, 1—3, 7, 10, 12; 2, 1—4, 6—7, 10—11; 3, 1—5, 9—10; 4, 5, 2, 6—11)

Знаменательное событие, случившееся с Ионой, служит прообразом трехдневного пребывания во гробе и воскресения Иисуса Христа, как и существует указание на это в Новом Завете: когда книжники и фарисеи, вступив в разговор с Иисусом, выражали Ему желание видеть знамение от Него, то Он сказал в ответ: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» (Мф. 12, 39—41).

Пророк Амос пророчествовал при царе Иудейском Озии и обличал нечестие в Израильском царстве при Иеровоаме II. Грозны были предвещания его, и подвергся он гонению за них. «Провидец! пойди и удались в землю Иудину; там ешь хлеб, и там пророчествуй, а в Вефиле больше не пророчествуй, ибо он святыня царя и дом царский», — сказал Амосу священник вефильский Амасия. Но так отвечал ему Амос: «Я не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы. Но Господь взял меня от овец и сказал мне: иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю. Опустошены будут жертвенные высоты Исааковы, и разрушены будут святилища Израилевы, и восстану с мечом против дома Иеровоамова. Вот, очи Господа Бога — на грешное царство, и Я истреблю его с лица земли; но дом Иакова не совсем истреблю, говорит Господь. И возвращу из плена народ Мой, Израиля. И водворю их на земле их, и они не будут более исторгаемы из земли своей, которую Я дал им».

(Ам. 7, 12—15, 9; 9, 8, 14—15)

Пророк Осия был современником пророка Амоса, но пережил его до начала царствования Езекия. Подобно Амосу, грозно обличал он пороки и нечестие народа, но среди угроз выказывает и надежду на спасение в будущем.

«Отверг Израиль доброе; враг будет преследовать его. Не будут они жить на земле Господней: Ефрем возвратится в Египет, и в Ассирии будут есть нечистое». Но «как предам тебя, Израиль? — изливает Господь милосердие Свое на человечество в лице еврейского возлюбленного Им народа, который Он хочет спасти, а не погубить. — Повернулось во Мне сердце Мое, возгорелась вся жалость Моя! Не сделаю по ярости гнева Моего, не истреблю Ефрема, ибо Я Бог, а не человек; среди тебя Святый», — возвещает Бог Дух благую весть.

«От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня».

(Ос. 8, 3; 9, 3; 11, 8—9; 13, 14)

Пророк Иоиль предсказывает опустошение земли саранчой и нашествие на страну «народа сильного и бесчисленного; зубы у него — зубы львиные, и челюсти у него — как у львицы. При виде его затрепещут народы». Но вместе с тем возвещает пророк от имени Господа: «Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии. И узнаете, что Я посреди Израиля, и Я — Господь Бог ваш, и нет другого, и Мой народ не посрамится вовеки.

И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения.

И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь».

(Иоил. 1, 6; 2, 6, 12—13, 27—28, 32)

Пророк Михей был современником пророка Исаии. Он поучает народ воспользоваться уроком, преподанным Самарии, которая за нечестие свое сделалась «грудою развалин в поле». И Иерусалиму предвещает он также опустошение, но утешает народ, передавая ему обетования Господни: «В тот день, говорит Господь, соберу хромлющее и совокуплю разогнанное и тех, на кого Я навел бедствие. И сделаю хромлющее остатком и далеко рассеянное сильным народом, и Господь будет царствовать над ними на горе Сионе отныне и до века».

Далее пророк Михей указывает прямо место рождения обещанного Спасителя: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. И станет Он, и будет пасти в силе Господней, в величии имени Господа Бога Своего, и они будут жить безопасно, ибо тогда Он будет великим до краев земли. И будет Он мир».

(Мих. 1, 6; 4, 6—7; 5, 2, 4—5)

Пророк Наум предсказывал падение Ниневии и царства Ассирийского. Мощно возвышает он свой голос против врагов Израиля.

Пророк Софония жил при царе Иосии и с полной ясностью предсказывал падение царства Иудейского. Но вместе с угрозой гнева Божия Софония предсказывает и милость Божию ко всему роду человеческому:

«Итак ждите Меня, — передает он от имени Господа, — до того дня, когда Я восстану для опустошения, ибо Мною определено собрать народы, созвать царства, чтобы излить на них всю ярость гнева Моего; ибо огнем ревности Моей пожрана будет вся земля. Тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно».

«В тот день ты не будешь срамить себя всякими поступками твоими, какими ты грешил против Меня, ибо тогда Я удалю из среды твоей тщеславящихся твоею знатностью, и не будешь более превозноситься на святой горе Моей. Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне. Остатки Израиля не будут делать неправды, не станут говорить лжи, и не найдется в устах их языка коварного, ибо сами будут пастись и покоиться, и никто не потревожит их. Ликуй, дшерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся, дщерь Иерусалима! Господь, Царь Израилев, посреди тебя! — возвещает богодухновенный пророк пришествие Мессии, — уже более не увидишь зла. Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием».

(Соф. 3, 8—9, 11—15, 17)

Пророк Аввакум ободрял народ в Палестине в то время, когда Даниил и Иезекииль пророчествовали и проповедовали народу в изгнании. В словах Аввакума содержится верное изображение того времени. Народ иудейский порабощен халдеями, он жаждет утешения, и это утешение дается ему в провидении пророком гибели халдеев и в напоминании и непрестанном действии спасительного Промысла Божия: «Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы. Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха. Я услышал, и вострепетала вся внутренность моя; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его. Господь Бог — сила моя; Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня!»

(Авв. 3, 12—13, 16, 19).

Пророк Авдий пророчествует о жестокой каре, которая постигнет идумеев за притеснения, которым они подвергали избранный народ Божий: «Поражены будут страхом храбрецы твои, Феман, дабы все на горе Исава истреблены были убийством. За притеснение брата твоего, Иакова, покроет тебя стыд и ты истреблен будешь навсегда. И придут спасители на гору Сион, чтобы судить гору Исава, и будет царство Господа».

(Авд. 1, 9—10, 21).

Последние три из двенадцати так называемых «малых» пророков: Аггей, Захария и Малахия , современники восстановления храма Иерусалимского, заканчивающие собой ряд пророчествующих среди народа израильского, дополняют в предсказаниях своих черты имеющего явиться в мире Спасителя и изображение конца времен.

Когда послушал народ слов пророка Аггея и убоялся Господа, тогда Аггей сказал народу: «Я с вами, говорит Господь. Завет Мой, который Я заключил с вами при исшествии вашем из Египта, и дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь! Ибо так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, и слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф». И довершает Господь через пророка Аггея Свои обетования о торжестве Нового Завета, Установителем которого явится в новосозданном храме Обещанный Им: «Потрясу Я небо и землю; и ниспровергну престолы царств, и истреблю силу царств языческих, опрокину колесницы и сидящих на них, и низринуты будут кони и всадники их, один мечом другого. В тот день Я возьму тебя, Зоровавель, раб Мой, и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя, говорит Господь Саваоф».

(Агг. 1, 13; 2, 4—7, 9, 21—23)

«Ликуй и веселись, дщерь Сиона! Ибо вот, Я приду и поселюсь посреди тебя, говорит Господь. И прибегнут к Господу многие народы в тот день, и будут Моим народом; и Я поселюсь посреди тебя, и узнаешь, что Господь Саваоф послал Меня к тебе. Да молчит всякая плоть пред лицем Господа! Ибо Он поднимается от святаго жилища Своего.

Вот, Я привожу раба Моего, ОТРАСЛЬ. Он произрастет из Своего корня и создаст храм Господень.

И будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу Господа. Так говорит Господь Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог.

Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. Тогда истреблю колесницы у Ефрема и коней в Иерусалиме, и сокрушен будет бранный лук; и Он возвестит мир народам, и владычество Его будет от моря до моря и от реки до концов земли. И Господь будет Царем над всею землею; в тот день будет Господь един, и имя Его едино».

(Зах. 2, 10—11, 13; 3, 8; 6, 12; 8, 22—23; 9, 9—10; 14, 9)

Пророк Малахия возвещает:

1) Об отвержении иудеев за их пороки и удаление их от Бога: «За то и Я сделаю вас презренными и униженными перед всем народом, так как вы не соблюдаете путей Моих, лицеприятствуете в делах закона».

2) О распространении веры в истинного Бога по всей земле: «Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф».

3) О явлении Предтечи и о внезапном пришествии Самого Иисуса Христа: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищите, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он — как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде».

4) О Страшном Суде: «Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей. А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его».

5) О явлении Илии пред Страшным Судом: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием».

(Мал. 2, 9; 1, 11; 3, 1—3; 4, 1—2, 5—6)

 


Читайте:



Cонник ослепнуть, к чему снится ослепнуть во сне видеть

Cонник ослепнуть, к чему снится ослепнуть во сне видеть

Сонник "sonnik-enigma" Ослепнуть и прозреть – знак радостных новостей и впечатлений. Если во сне вы ослепли и прозрели почти сразу – вы...

Гадание онлайн выйду ли замуж 18г

Гадание онлайн выйду ли замуж 18г

Многие девушки хотя бы раз в своей жизни задумываются над тем, выйду ли я замуж когда-нибудь. Для этой цели как нельзя лучше подходят различные...

Фаршированные перцы, тушенные на сковородке

Фаршированные перцы, тушенные на сковородке

Фаршированные перцы готовятся очень просто и быстро. Такое блюдо выглядят невероятно аппетитно, а наполнять овощ можно совершенно любой начинкой –...

Что такое личность в психологии, ее структура и типы

Что такое личность в психологии, ее структура и типы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже Студенты, аспиранты, молодые ученые,...

feed-image RSS