Главная - Детские поделки
Герои и темы народного эпоса сообщение. Миф и героический эпос разных народов. Исцеление Ильи Муромца
Кто такие нарты?

Нарты - герои эпосов народов Кавказа, могучие богатыри, совершающие подвиги. Нарты живут на Кавказе. В сказаниях различных народов фигурируют реальные географические объекты: Черное и Каспийское море, горы Эльбрус и Казбек, реки Терек, Дон и Волга, город Дербент (Темир-Капу). Точного расположения страны нартов не приводится ни в одном из эпосов.

Большинство нартов - благородные и отважные герои. Исключение - нарты-орстхойцы из вайнахской мифологии, которые представляются как злодеи, насильники и осквернители святынь. Лучший друг нарта - его конь. Кони нартов наделяются человеческими качествами: общаются со своими хозяевами, спасают их в минуты опасности и дают советы. Нарты часто дружат с небожителями, многие даже состоят с богами в родстве (в этом они близки греческим и римским героям-полубогам). Боги чаще всего выступают на стороне нартов в их войне со злом. Исключение составляют вайнахские сказания, в которых нарты - чаще всего богоборцы, а герои побеждают их. Нарты - высокорослые и широкоплечие воины, наделенные невероятной силой: одним ударом меча они раскалывают скалы, метко стреляют из лука, сражаются на равных с великанами. Боги помогают нартам и наделяют некоторых из них сверхчеловеческими качествами: силой, неуязвимостью, способностью излечивать раны и другими способностями. Иногда боги преподносят нартам дары -несокрушимые мечи и доспехи, магические музыкальные инструменты, посуду.

Значительную часть времени нарты проводят в походах, воюют с враждебными циклопами, ведьмами, драконами и друг с другом. Все нарты делятся на роды, которые находятся в состоянии постоянной войны, и объединяются лишь перед внешней угрозой. В свободное от военных походов время нарты месяцами пируют. У нартов разных народов есть свои излюбленные напитки: у адыгских нартов - сано, у осетинских - ронг и баганы, у карачаевских и балкарских - айран.

Мать всех нартов
(Шатана/Сатаней-Гуаша/Сатаней-бийче/Сатаней-гоаша/Села Сата)

У древних народов, стоявших у истоков нартского эпоса, выражено матриархальное устройство общества. Важная фигура нартиады - мать всех нартов.


Шатана. М. Туганов

Эта героиня умна, хитра, запаслива и хозяйственна, она хорошая мать и супруга. Нарты всегда обращаются за советом к Сатаней, и советы ее всегда оказываются верными. Многие нарты избежали смерти благодаря этой героине. Шатана по праву пользуется безграничным уважением среди нартов и занимает в их обществе едва ли не самый высокий статус. Другие женские персонажи играют активную роль в сказаниях не так часто. Девушки становятся объектом споров, перерастающих во вражду между нартами из разных родов, иногда - из одного рода.

Может сложиться впечатление, что нарты - абсолютно положительные герои, но это далеко не так. Хотя нарты - защитники своей земли, они часто выступают агрессорами по отношению к соседским народам, не брезгуют легкой наживой, часто занимаются набегами, крадут девушек, угоняют скот. Иногда они поступают не по чести: лгут, крадут друг у друга, прелюбодействуют, убивают исподтишка, восстают против небожителей. Во многих сказаниях присутствуют богоборческие мотивы. Зависть, гордыня и тщеславие - черты, присущие большинству ключевых героев. За эти пороки нартов нередко наказывают, и это заставляет их вести себя более сдержано. Хотя нарты значительно крепче обычных людей, они все же смертны. В сказаниях погибают многие именитые нарты, как и положено героям, совершающим подвиги.

Суровый физический труд, даже в рамках эпоса одного народа, может как порицаться (считаться уделом людей третьего сорта), так и восхваляться. Пастухи и землепашцы нередко становились полноправными членами нартского общества, принимали участие в походах и проходили с главными героями все их испытания. Даже главные герои эпоса часто пасли свои стада и пахали землю. Однако в некоторых сказаниях богатыри посмеивались над работягами. В целом в нартском эпосе к физическому труду все относятся с должным уважением.

Все важные решения в обществе принимаются на всеобщем нартском собрании. Туда приглашаются только полноценные члены нартского общества - взрослые мужчины, признанные другими. Герой, получивший приглашение на собрание, может называть себя нартом.

Формирование эпоса

Нартский эпос зарождался в горах Кавказа и прилегающих к ним территориях на протяжении тысячелетий. Большинство кавказоведов полагает, что он начал формироваться в VIII – VII веках до нашей эры. Часть исследователей утверждает, что истоки нартского эпоса восходят к III тысячелетию до н.э. Политеистическая система верований, характерная нартскому эпосу, говорит о том, что он начал зарождаться задолго до появления Христианства и Ислама на Кавказе.

Отдельные сказания объединялись в циклы, циклы связывались между собой сюжетом и хронологией. Со временем из огромного количества разрозненных историй о нартах возник эпос. Процесс формирования нартиады закончился в эпоху Средневековья (XII – XIII вв.). В это время значительной части Кавказа были знакомы авраамические религии (Христианство, Ислам и Иудаизм). Ряд исследователей нартского эпоса обнаруживает разницу между ранними и поздними сказаниями: в первых преобладает языческое мировоззрение, во вторых присутствуют символы и атрибуты монотеистических вероучений. Циклы нартиады были сформированы в Средние века, но эпос развивался вплоть до XIX века. Сказители, чтобы сделать истории о нартах более интересными, часто осовременивали их. Например, в одном из сказаний осетинского эпоса, нарт Батраз заряжается в пушку и выстреливает из нее собою в неприятельскую крепость, а огнестрельное оружие появилось на Кавказе в конце XVI – XVII вв.

Доказана связь нартских сказаний с греческими мифами, грузинскими эпическими сказаниями и русскими былинами. Некоторые исследователи осетинского нартского эпоса даже обнаружили связь между нартиадой и германской и скандинавской мифологией. Это говорит о том, что в древности и в Средние века народы Кавказа тесно взаимодействовали с чужеземцами. Геродот сообщает о контактах скифов с греками в V веке. Скифы соседствовали с греческими колониями в Крыму. Меоты, предки адыгов, также часто контактировали с древними греками в Приазовье. В IV – VII вв., во времена великого переселении народов, аланы, преемники культурного наследия скифов и сарматов, изначально заселявшие степи Предкавказья, прошли путь от современного юга России до Пиренейского полуострова и Северной Африки. Часть из них со временем возвратилась на историческую родину. Контакты с готами, азиатскими кочевниками и народами, населявшими Европу, повлияли на культуру аланов, и сами аланы оставили в Европе свой след.


Аланы в походе. А. Джанаев

Позднее завязываются связи между аланами и Русью, налаживаются дипломатические и торговые связи с Византией. Важнейшее значение в формировании нартского эпоса имеет взаимодействие народов-прародителей эпоса. Касоги, жившие по соседству с аланами и кыпчаками, не всегда находились с ними в состоянии войны. Имели место как торговые отношения, так и военные и политические союзы. Тесные связи вышеупомянутые народы имели с вайнахами, булгарами, хазарами и народами Дагестана. Ощутимое влияние на формирование нартского эпоса оказали грузинские и армянские эпические сказания. В результате многовекового формирования в горах Кавказа сформировались героические эпосы о могучих нартах.

Нартские эпосы народов Кавказа

Нартский эпос - древнейший памятник духовной культуры ряда народов Кавказа. Нартиаду считают своим культурным наследием осетины, абхазы, адыги, абазины, карачаевцы, балкарцы, вайнахи и некоторые народности Дагестана и Грузии. Каждый из перечисленных народов приписывает авторство себе. Все они, в определенной степени, правы.

В основе нартского эпоса, полагают исследователи, лежат аланский эпический цикл и героические сказания автохтонных народов Кавказа. Нартский эпос - продукт культурного взаимообмена автохтонных кавказских народов с пришлыми скифо-сарматами и их культурными наследниками - аланами. Каждый из народов-наследников нартов сформировал свой уникальный эпос, имеющий общие корни с остальными, но при этом значительно отличающийся от них.


Пир нартов. М. Туганов

В основе эпоса лежит концепция мироздания, свойственная конкретному народу. Например, индоарийская концепция трех миров лежит в основе осетинского нартского эпоса, а тюркская тенгрианская модель мироздания служит базой для карачаевско-балкарской нартиады. Характерные для каждого народа стратификационные модели находят отражение в сказаниях, в иерархии и в социальной структуре нартского общества. Культурные наслоения каждого отдельного народа-прародителя заметно отличают эпосы друг от друга.

Осетинский, адыгский, абхазский и карачаево-балкарский нартские эпосы состоят из развитых циклов сказаний, посвященных отдельному герою и его семье. Есть и отдельные сказания, которые нельзя отнести к какому-либо циклу. Несколько меньшее развитие получили сказания о нартах у вайнахских народов. Несмотря на то, что вайнахская мифология очень богата, сказания о нартах-орстхойцах не занимают в ней главенствующее место. Да и сами нарты предстают в вайнахских сказаниях не положительными персонажами, а пришлыми злодеями-богоборцами, которых побеждают в сражениях вайнахские герои. Несмотря на то, что чеченские и ингушские сказания о нартах дошли до нас фрагментарно, вайнахская нартиада представляет собой огромную культурную ценность. Нартские сказания других народов малочисленны и фрагментарны.

Связь с эпосами других народов

Кроме того, что нартские эпосы разных народов Кавказа имеют одни корни, они имеют много общего с эпическими сказаниями других народов. До сих пор нельзя с уверенностью сказать, являются ли эти общие сюжеты продуктом взаимообмена или заимствования, либо же восходят к временам глубокой древности и общему предку. Тем не менее исследователи отмечают явное сходство определенных сюжетов мифов различных народов и нартского эпоса. Ниже мы перечислим лишь некоторые:

Ахиллова пята, колени Сослана и бедра Сосруко

Герой Илиады Ахилл был ребенком смертного аргонавта Пелея и богини Фетиды. Ахилл был вскормлен костным мозгом диких животных. Ему не было равных в силе и ловкости. Будучи младенцем, греческий герой был закален в водах реки Стикс (печи Гефеста), что сделало его практически неуязвимым. Фетида окунала Ахилла в воду, держа его за стопу, и все его тело стало неуязвимым за исключением пяты, в которую, по воле злого рока, его поразил троянский царевич Парис.

Нарт Сосруко (Сослан) был сыном пастуха. Матери в традиционном смысле у Сослана нет, он родился из камня, его приемной матерью становится Шатана (Сатаней-Гуаша). Как и Ахилл, Сослан не знал вкуса материнского молока: в младенчестве его кормили углем, кремнем, горячими камнями. Сатаней-гуаша попросила адыгского бога-кузнеца Тлепша закалить младенца Сосруко в его волшебной печи. Тлепш закалял героя, держа его щипцами за бедра, поэтому все его тело стало булатным за исключением бедер, в которые его и поразило мифическое колесо Жан-Шерх.

В осетинской нартиаде Сослан сам приходит к небесному кузнецу Курдалагону, будучи взрослым, и тот раскаляет его на дубовых углях и кидает его в колоду с волчьим молоком (водой), которая по вине хитрого нарта Сырдона оказывается слишком короткой. Из колоды торчали лишь колени Сослана, они то и остались незакаленными. Силой выведав у Шатаны слабость Сослана, его враги подстроили так, что колесо Балсага перерезало ноги Сослана, от чего он и погиб.

Хождение Одиссея в царство Аида и хождение Сослана в царство мертвых

Одиссей - герой «Илиады» и «Одиссеи» Гомера по собственному желанию отправляется в царство Аида, чтобы узнать у прорицателя Тиресия, как ему попасть обратно на Итаку. После выполнения своей миссии Одиссей благополучно выбирается из обители мертвых.

Нарт Сослан также отправляется в царство мертвых по собственному желанию, чтобы добыть листья дерева Аза, как того требовали уаиги, сторожившие Ацырухс, на которой хотел жениться Сослан. Пройдя через множества испытаний, Сослан выбирается из царства мертвых.


Ромул и Рем, Пиджа и Пидгаш, Ахсар и Ахсартаг

Легендарные основатели Рима, близнецы Ромул и Рем, были вскормлены капитолийской волчицей. Основателем Рима стал лишь один из братьев - Ромул, в гневе убивший брата.

В осетинском нартском эпосе родоначальники нартов близнецы - Ахсар и Ахсартаг - были детьми старого Уархага (человека-волка). По нелепости (по вине Ахсартага), Ахсар погибает, а Ахсартаг дает начало могучему роду воинов Ахсартагата.

Похожий сюжет появляется в адыгских нартских сказаниях, братьев зовут Пидгаш и Пиджа. Интересно, что сюжет о близнецах-основателях Сасуна фигурирует и в армянском эпосе о «Давиде Сасунском», там двух братьев зовут Багдасар и Санасар.

Богатырь Святогор и нарт Батраз

Герой русских былин, богатырь Святогор, отправляется в поход и сталкивается со старцем, который несет за спиной сумочку «с тягой земной». Между стариком и богатырем завязывается разговор, в ходе которого старец говорит богатырю, что он силен и могуч, но не все в этом мире можно померить силой. Чтобы доказать свои слова, старец предлагает Святогору поднять его сумочку. Святогор пытается оторвать суму от земли, но у него не получается. Приложив все силы, богатырь все же приподнимает суму с тягой земной, но при этом он сам по пояс врывается в землю. После этого старичок с легкостью поднимает свою ношу и уходит.

Похожий сюжет фигурирует в нартском эпосе. Бог (Тейри) хочет образумить нарта Батраза (Батыраса) и посылает ему испытание, с которым тот не может справиться. Всевышний оставил на дороге перед Батразом мешочек, который весил столько же, сколько весит Земля. Батраз с трудом отрывает мешочек от земли, при этом сам уходит в землю по пояс.

Основы нартских эпосов у различных народов

Осетинский эпос

Осетинский нартский эпос дошел до нас благодаря труду народных сказителей, которые в стихотворной форме или нараспев, под аккомпанемент национальных струнных инструментов передавали потомкам истории о богатырях. Один из таких сказителей - Бибо Дзугутов. Видными собирателями осетинского нартского эпоса были Василий Абаев и Жорж Дюмезиль. Благодаря труду Василия Абаева осетинский нартский эпос представляет собой наиболее целостное собрание сказаний, собранных практически в единое произведение.

Исследователи обнаружили параллели между реальными историческими событиями, в которых участвовали аланы, с некоторыми сказаниями осетинского нартского эпоса.


Сослан в загробном мире. М. Туганов

Нартское общество в осетинской нартиаде делится на касты и представлено тремя родами:

Ахсартагата (Ахсартаговы) - род воинов, большинство положительных героев -представители этого рода. По преданию, Ахсартаговы - сильнейшие воины среди нартов, жили они в селении Верхних нартов.

Бората (Бораевы) - род богатых землевладельцев, который находится в состоянии войны с Ахсартаговыми. Богатыри из рода Бората не такие могучие, как Ахсартаговы, но зато их род многочисленнее. Жили в селении Нижних нартов.

Алагата (Алаговы) - жреческий нартский род. Алаговы - миролюбивые нарты, практически не участвуют в военных походах. Собрание (ныхас) нартов проходит в доме Алаговых. Этот род реже остальных упоминается в осетинской нартиаде. Алаговы символизируют духовную чистоту, они составляют жреческую касту, все сакральные реликвии нартов хранятся у Алаговых. Алаговы примиряют враждующих Бораевых и Ахсартаговых. Они жили в селении Средних нартов.


Последние дни нартов. М. Туганов

Значительное внимание в осетинском нартском эпосе уделяется роду Ахсартаговых, потому как именно из этого рода происходят самые известные герои. Основателем рода был нарт Ахсартаг, отец братьев-близнецов Урызмага и Хамыца. Братом-близнецом Ахсартага был Ахсар, погибший по ошибке, супругой была Дзерасса, дочь морского владыки Донбеттыра, отцом Ахсартага и Ахсара был Уархаг (праотец). Представители рода - Ахсартаг, Урызмаг, Хамыц, Сослан, Батраз и Шатана.

Род Бораевых воюет с Ахсартаговыми за главенство в нартских землях, но, несмотря на малочисленность, Бораевым редко удается взять верх. Однако осетинские сказители донесли до нас историю о том, как два рода уничтожали друг друга до тех пор, пока в каждом роду оставалось по одному мужчине. Но затем рода разрастались, и снова начиналось противостояние. Примирились кровники, только когда нарт Шаууай из Бораевых женился на дочери Урызмага и Шатаны. Представители рода - Бурафарныг, Сайнаг-Алдар, Кандз и Шаууай.

Род Алаговых хранит сакральные ценности нартских родов. Их родоначальником являлся некий Алаг, о котором практически ничего неизвестно. Из их рода вышло немного видных воинов, но знаменитый нарт Тотраз, будучи юношей, сумел одолеть самого Сослана, за что и поплатился жизнью: Сослан подло убил недруга, заколов его в спину. Иногда к Алаговым относят и прославленного нарта Ацамаза.

Мироздание в осетинском эпосе представлено тремя мирами: небесным царством, куда редко пускают смертных, лишь Батразу позволяется жить на небе, в кузнице его наставника Курдалагона; царством живых, то есть мира, в котором живут нарты и все живые существа и царством Барастыра, то есть царством мертвых, куда легко попасть, но практически невозможно выбраться. Это удается лишь нескольким героям, таким как Сырдон и Сослан. Концепция трех миров почитается в Осетии и в наше время. На праздничный стол, осетины кладут три пирога, символизирующие три царства.


Батрадз на стреле. М. Туганов

Вопреки расхожему мнению, осетинский нартский эпос можно назвать монотеистичным, хотя языческий след в нем очевиден. Бог в осетинской нартиаде один - Хуцау, все прочие небожители - его помощники, покровители, каждый в своей стихии, низшие духи (дауаги) и ангелы (зэды) - составляют небесное воинство. Последнее осетинское сказание описывает гибель нартов: они перестали преклонять голову перед Богом, по совету Ширдона, за что Бог на них разгневался и предложил им выбор - плохое потомство либо славная смерть, нарты выбрали второе. Бог послал на богатырей небесное воинство, которое уничтожило нартов за их гордыню, и род их пресекся.

Адыгский эпос

Самым крупным собирателем адыгских сказаний о нартах считается Кази Атажукин, долгие годы собиравший разрозненные истории у старых сказителей в циклы. Проблема адыгского нартского эпоса состояла в том, что сказания у различных адыгских этнических групп зачастую противоречили друг другу (впрочем, эта проблема является общей для большинства народов-наследников нартиады.) Тем не менее, благодаря труду Атажукина, адыгский нартский эпос дошел до наших дней достаточно целостным, но в то же время многообразным произведением. Исследователи адыгской нартиады утверждают, что история абазинов и адыгов в романтизированном и мифицированном виде отражена в нартском эпосе.

Нартское общество представлено большим количеством родов. В отличие от осетинского нартского эпоса, в адыгском эпосе если и присутствует разделение общества по функциям на касты, то неявно.

Один из важнейших героев адыгской нартиады - герой-одиночка Бадыноко. Бадыноко - оплот морали в адыгском эпосе, как старый Урызмаг - в осетинской нартиаде и Карашаууай - в карачаево-балкарской. Герой мудр и сдержан, почитает старших. Бадыноко совершает подвиги в одиночку, редко - в паре с кем-то из нартов (с Сосруко). Герой родился в доме нарта Бадына, но вырос вдали от нартского общества, потому что те пытались убить Бадыноко, когда он еще был младенцем. Богатырь прославился тем, что разгромил вечных врагов нартских родов - чинтов и победил злого иныжа. Бадыноко не любит шумных пиров и сборищ, он герой-аскет. В отличие от нартов-богоборцев, Бадыноко обращается за помощью к небожителям и пытается внушить богобоязненность соплеменникам. Благодаря Бадыноко жестокий нартский закон, гласящий, что старых нартов, не способных ходить в походы, нужно сбрасывать со скалы, был отменен, а его отец Бадын был спасен. Бадыноко считается наиболее архаичным героем адыгской нартиады.


Саусырыко с огнем. А. Хапишт

Сюжет о братьях-близнецах фигурирует не только в осетинской мифологии. В адыгской нартиаде есть сказание о сыновьях Дада из рода Гуазо - Пидже и Пидгаше. Пиджа и Пидгаш преследуют раненную Мизагеш, дочь владыки морей, принявшую форму голубя и добравшуюся до самого подводного царства. Пидгаш женился на Мигазеш, а Пиджа погиб. У Мигазеш родились два сына близнеца - Уазырмес и Имыс. Уазырмес стал великим героем и главой нартского войска, он женился на Сатаней-Гуаше - дочери солнца и луны. Уазырмес был богоборцем, он убил злого бога Пако и совершил много других подвигов.


Сослан и колесо Балсага. А. Джанаев

Сосруко - аналог осетинского Сослана - самый важный герой адыгского эпоса. Сосруко рожден от камня, его отец - пастух Сос, а матери у него нет. Сосруко воспитывается Сатаней-гуашой в доме Уазырмеса. Герой изначально является изгоем, незаконнорожденным бастардом, его не приглашают на хасу и не берут в походы. Но своей отвагой и мужеством Сосруко заслужил место на хасе и уважение нартов. В числе его подвигов - похищение огня для замерзающих нартов у иныжей, победа над Тотрешем, который в адыгской версии был злодеем, хождение в царство мертвых и многое другое.

Другие герои адыгской нартиады - Ашамез, Батараз, пастух Куйцук, Шаууей, красавица Даханаго.

Мироздание в адыгской нартиаде, как и в осетинском эпосе, поделено на три царства: небесное, среднее (живых) и низшее (мертвых). У нартов хорошие отношения с небожителями. Их наставник и помощник - бог-кузнец Тлепш. Старшее божество в адыгской мифологии - Тха, а Дабеч - бог плодородия.

Карачаево-балкарский эпос

Балкарские и карачаевские сказители назывались халкжер-чи. Они передавали истории о нартах из уст в уста. Формирование карачаево-балкарского нартского эпоса - результат труда именно народных сказителей, на слух запоминавших сотни историй.

Тюркский след отчетливо читается в карачаевском нартском эпосе. Верховное Божество в карачаево-балкарской нартиаде - Тейри (Тенгри), он же бог неба и солнца у многих древних тюркских народов. Сын Тейри - бог-кузнец Дебет - помощник и отец нартов. Именно у Дебета родились 19 сыновей, которые стали первыми нартами из рода Аликовых. Старший сын Дебета Алауган стал прародителем нартов. Семнадцать его братьев погибли от рук Ёрюзмека, нарта из рода Схуртуковых, а самый младший брат Содзук стал пастухом. Алауган - положительный персонаж, он живет по справедливости и помогает отцу в небесной кузнице. Цикл сказаний об Алаугане вероятно был более объемным, но часть историй о богатыре была утрачена. Сын Алаугана - Карашауай - центральный персонаж карачаево-балкарского нартского эпоса. Герой лишен пороков, он воплощение морали и нравственности. Карашауай, кроме всего прочего, самый скромный из нартов: он не кичится своей силой, одевается как бедняк, так что никто не может узнать в нем героя. Лучший друг Карашауая - его антропоморфный конь Гемуда. Гемуда был конем Алаугана и перешел Карашауаю по наследству. Гемуда одним прыжком способен добраться до вершины Минги-тау (Эльбруса). Балкарский Карашауай наделен свойствами адыгского Бадыноко и некоторыми чертами осетинского мудреца Урызмага.


Нарты сражаются с семиглавыми великанами. М. Туганов

Кроме Карашауая, у Алаугана от злой эмегенши-людоедки родилось еще двое детей. Алауган, спасая детей от великанши, потерял двух детей, которых вырастили волки, от них ведет свое начало род алмосту (людей-волков), почитаемых нартами за то, что в них есть нартская кровь. Алмосту иногда помогают нартам, но часто выступают и их врагами.

Кроме Аликовых, в карачаево-балкарской нартиаде есть еще три рода: Схуртуковы, Бораевы и Индиевы. Кровные враги Аликовых - Схуртуковы, могущественный нартский род, глава которого Ёрюзмек. Все нартские роды названы по именам их основателей. У Схуртуковых это - Схуртук (Усхуртук), аналог осетинского Ахсартага из рода Ахсартаговых, у Бораевых это - Бора-Батыр, род Бораевых редко фигурирует в карачаево-балкарском эпосе, так же как и род Индиевых.

Схуртуковы - сильный род, из которого происходит множество значимых персонажей нартского эпоса: старший нарт Ёрюзмек, его сыновья - Сибилчи, Бюрче, приемный сын Сосурук и дочь Агунда.

Жена нарта Ёрюзмека - Сатанай-бийче, дочь солнца и луны, похищенная драконом и спасенная Ёрюзмеком. Как и в эпосах других народов, Сатанай-бийче воплощает в себе мудрость и женственность, она носит гордое имя матери всех нартов. Женщина не раз спасает нартов-мужчин и даже мудрого Ёрюзмека. Сам Ёрюзмек прославился тем, что победил злодея Кызыл Фука (красного Фука).

Еще один видный представитель рода Схуртуковых - Сосурук. Герой не является Схуртуковым по рождению, он сын Содзука, одного из сыновей Дебета, воспитанный Сатаней-Бийче. Сосурук - могучий нарт, совершающий подвиги, спасающий нартов от холодной смерти, добывая для них огонь и убивая эмегенов. Однако он, как и другие представители рода Схуртуковых, небезгрешен. Например, Сосурук подло убивает нарта Ачемеза.

Прослеживается параллель между кровным противостоянием Аликовых, воплощающими рыцарскую мораль, и Усхуртуковых, воплощающими воинственность, в карачаево-балкарском эпосе и враждой Ахсартаговых, старшего нартского рода в осетинской нартиаде, с Бораевыми. В этих двух эпосах очень много общего. Так, род Аликовых - это род Алаговых в осетинском эпосе, Схуртуковы - Ахсартаговы, Бораевы - осетинские Бората . Не имеет эквивалента в осетинском эпосе род Индиевых.

Карачаево-балкарский герой нартиады Ширдан (Гиляхсыртан) одновременно совмещает в себе черты двух не пересекающихся осетинских персонажей - Ширдона и Челахсартага. Ширдан, так же как и Ширдон, хитер, строит нартам козни, и, так же как и Ширдон, он теряет всех детей. С осетинским Челахсартагом Ширдана связывают некоторые моменты из биографии. Ширдан богат, как и Челахсартаг. Как и Челахсартаг, он лишается верхней части черепа, и Дебет (в осет. Курдалагон) выковывает для него медный шлем, который впоследствии и губит Ширдана.

Эпилог нартского эпоса у карачаевцев и балкарцев позитивный. Богатыри отправляются бороться с нечистью на небеса и в подземное царство, где они сражаются за благополучие среднего мира и по сей день. В мире живых остался только Карашауай, живущий на вершине Эльбруса.

Абхазский эпос

Одним из виднейших ученых, исследовавших абхазскую нартиаду, был иранист Василий Абаев. Как и эпосы других кавказских народов, абхазская нартиада передавалась из поколения в поколение в устной форме. Если у эпоса адыгских народов, осетинского и карачаево-балкарского эпоса много общего, то абхазский эпос значительно отличается от перечисленных. Очень похожи между собой нартские эпосы убыхов, абазин и абхазов.

Общество нартов представляет собой большую семью. Все нарты приходятся друг другу братьями, которых в разных версиях 90, 99 или 100. У нартов есть сестра - красавица Гунда. На руку Гунды претендуют сильнейшие богатыри нартского мира. Мать нартов, мудрейшая и нестареющая Сатаней-гуаша, помогает героям наставлениями и мудрыми советами.

Главное действующее лицо абхазского эпоса - Сасрыква, рожденный из камня и выращенный Сатаней-гуашей. «Сасрыквавский цикл» служит центральным ядром эпоса. Вокруг этого ядра разматываются другие сюжетные линии. Сасрыква спасает собратьев от холодной смерти во тьме - сбивает стрелой звезду, которая освещает нартам путь, похищает у злых адауов огонь и передает их собратьям. Сасрыква, в отличие от героев других эпосов, практически лишен недостатков. В этом он близок адыгскому Бадыноко и карачаево-балкарскому Карашауая. Сасрыква - самый сильный из нартов. Он совершает множество подвигов, защищает обездоленных и слабых, восстанавливает справедливость. В одиночку Сасрыква спасает 99 братьев из утробы злой великанши-людоедки, убивает дракона агул-шапа. Его женой становится Кайдух, дочь бога Аирга, способная рукой освещать все вокруг. По ее вине Сасрыква погибает, утонув ночью в бурной реке.

Многих героев адыгского нартского эпоса в абхазской нартиаде нет, но схожие по свойствам и функциям с отсутствующими героями присутствуют. Абхазский Цвицв во многом похож на осетинского Батраза. Отцом нарта Цвицва был Кун, мать его происходила из рода ацанов (карликов). Цвицв приходит на помощь нартам в самые тяжелые для них времена, ему обязан жизнью сам Сасрыква. Цвицв самый крепкий из нартов, его тело крепче булата, именно поэтому его заряжают в пушку и выстреливают в крепость Баталакла, которую он с успехом штурмует. Кстати, это не удалось сделать даже Сослану.

Интересен сюжет о пришлом герое Нарджхьоу, который похитил единственную сестру нартов Гунду. Нарджхъоу не нарт, но по силе не уступает сильнейшим из них. У Нарджхьоу железные зубы, которыми он может раскусить цепи, и стальные усы. Нарджхьоу - эквивалент карачаево-балкарского нарта Бедена, пришлого рыбака, заслужившего доверие и уважение нартского рода.

Нарты абхазского эпоса дружат с богами, иногда даже состоят с ними в родственных отношениях, но богоборческие мотивы также присутствуют в эпосе.

Вайнахский эпос

Видным исследователем чечено-ингушских сказаний о нартах был Ахмед Мальсагов. Вайнахский эпос едва ли можно назвать нартским в полном смысле. Нарты фигурируют в эпосе вайнахских народов, но здесь они зачастую выступают врагами настоящих героев, насильниками, грабителями и богоборцами.

У каждого горского народа Северного Кавказа нартский эпос наряду с общими чертами имеет свои национальные особенности. Если у абхазов, адыгов и осетин нарты идеализируются до такой степени, что даже высшей похвалой для человека считается сравнение с нартом, то в вайнахском эпосе, особенно чеченском, нарты, как правило, отрицательные персонажи, с ними ассоциируется образ врага.

В чеченских сказаниях человеческие герои, такие как Кинда Шоа, Пхармат (иногда представляется нартом Курюко), Горжай и Колой Кант противопоставлены нартам. Нарты горделивы и заносчивы, они пришельцы, подло крадущие стада у людей. Людские герои вайнахов зачастую сильнее нартов, несмотря на численное превосходство последних. Нарты в состоянии победить героев лишь применив подлые уловки. Кинда Шоа - идеализированный герой, занимается мирным трудом и совершает подвиги, лишь когда над его народом нависает угроза. Кинда Шоа пасет стада и пашет землю, он оплот добродетели и сочувствия, наказывающий несправедливость. Кинда Шоа - эквивалент карачаево-балкарского Карашауая.


Нарты. М. Дышек

Вайнахский герой Пхармат повторяет подвиг адыгского Сосруко и добывает для людей огонь. А вайнахский культурный герой Курюко повторяет подвиг грузинского Амирани и греческого Прометея: крадет у божества Селы овец, воду и материалы для строительства жилищ, за что Села приковывает Курюко цепями к вершине горы Бешлам-Корт (Казбек). Каждый год к вершине горы прилетает стервятник и выклевывает сердце Курюко. Своих сыновей, помогавших Курюко, Села приковал к небосводу, где они превратились в созвездие Большой Медведицы.

Эпосы чеченцев и ингушей во многом различны. Если в чеченской мифологии нарты-орстхойцы почти всегда отрицательные персонажи, то в ингушской нартиаде богатыри часто оберегают вайнахов и защищают их от злых духов и врагов.

К числу нартов-орстхойцев можно отнести Ачамаза, Патарза, Сеска Солса - главного нарта (аналог Сосруко и Сослана), Боткий Ширтка, Хамчи и Урузмана, Новр и Гожак. Созвучие с адыгскими, карачаевскими и осетинскими аналогами очевидно. Нарты живут рядом с вайнахами, но практически никогда не вступают с ними в родственные отношения. Это говорит о строгом разграничении между обществами вайнахов и орстхойцев. В целом можно сказать, что нарты - носители высокой культуры. Они строят крепости и огромные подземные жилища, но тесных контактов с вайнахами избегают.

Аналог матери всех нартов Шатаны в вайнахском эпосе - богиня Села-Сатой, покровительница героям. Боги состоят в добрых отношениях с героями, но богоборческие мотивы - неотъемлемая часть нартиады. Нарты воюют с богами, оскверняя святыни. Главное божество Дела (Дяла) покровительствует героям, но сам никогда не показывается им. Елда покровительствует в царстве мертвых, куда отправляется Патарз и благополучно возвращается. Села, владыка людей и богов, живет на горе Бешлам-Корт.

Нартов губит их гордыня. Как и в осетинской мифологии, вайнахские нарты погибают из-за своих богоборческих настроений. Нарты гибнут, выпив расплавленную медь: они не хотели покоряться богам и предпочли смерть покорению. Согласно другой версии, боги обрекли их на голодную смерть как возмездие за их злодеяния. По вине нартов-орстхойцев пропадает с земли вайнахов дуьне беркат (благодать).

Нарты у разных народов

1 из 24

Презентация - Герои и темы народного эпоса

Текст этой презентации

Тема: Герои и темы народного эпоса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Садовская средняя общеобразовательная школа филиал с.Лозовое с.Лозовое Тамбовского района Амурской области
МХК. 8 класс Составила учитель русского языка и литературы Ефимова Нина Васильевна

Проверка домашнего задания. Что такое героический эпос? Как проявился героический эпос у русского народа? Что такое «олонхо»? Назвать литературные произведения русского эпоса. В каких жанрах искусства, кроме литературы, проявился героический эпос? Какие музыкальные произведения вы знаете созданные на эпическую тему? Какие художники обращались к героическому эпосу?

Словарная работа Ру́ны - письменность древних германцев, древних славян и древних тюрков. Ка́нтеле -карельский и финский щипковый струнный инструмент, родственный гуслям. На кантеле играют соло, аккомпанируют рунам народного эпоса «Калевала».
Страница из рунической рукописи Codex Runicus
Карело-Финские музыканты играющие на ка́нтеле. 1949 год.

Героический эпос у разных народов слагался в разные времена и в разной исторической обстановке, но он имеет много об­щих черт и сходных признаков: повторяемо­сть тем и сюжетов, общность характеристик главных героев.

Сюжеты героических эпосов: сотворение мира, чудесное рождение героя, первые подвиги героев в юности, сватовство героя и его испытания, описание битв, защита и освобождение отчизны, прославление верности и дружбы.
Бурятский героический эпос

Героический эпос часто включает в себя сюжет сотворения мира. В нём рассказывается, как боги создают гармонию мира из первоначаль­ной бездны хаоса.

В исландском эпосе «Старшая Эдда» рассказывается о сотворении мира и Миро­вом Древе - ясене Иггдрассиле. Отвоевав пространство у мировой без­дны, боги приступают к созданию космоса, упорядоченного мира гар­монии.
Иггдрасиль

У славян и у некоторых угро-финских народов существует легенда о том, что землю для сотворения суши достаёт со дна океана птица.
Легенда о Гамаюне

Выразительна и поэтична легенда о сотворении мира в индийском эпо­се. В нем говорится, что сначала появились воды, породившие огонь. Огнём в них рождено Золотое яйцо. Из зародыша яйца возник Прародитель Брахма, надвое расколовший скорлупу. Верхняя часть - небо, а нижняя - земля. Пространство между ними - воздух.
Брахма

Излюбленным сюжетом эпоса становится чудесное рождение героя и его первые подвиги в юности. богатырь Манас рож­дён от вкушения его матерью яблока, герой осетинского нартского эпоса родился из камня, Вяйнямёйнен – герой «Калевалы» родился от мате­ри воды.
Вяйнямёйнен
Манас

Распространённым сюжетом народного эпоса становится сва­товство героя, во время которого перед ним ставят трудновыполни­мые условия (добывание огня, изго­товление орудий труда и т. д.).

Зна­чительную часть эпоса составляет описание битвы, в которой герой являет подлинные чудеса отваги, находчивости и мужества.
Калмыцкий народный эпос Джангар

Часто герои гибнут в неравной схватке с противником. Ахилл и Гектор – герои гомеровского эпоса. доблестный рыцарь Роланд, защищая Францию. Зигфрид и рыцари-нибелунги – герои германского эпоса. убит после победоносного похода Манас.
Гибель Ахилла. П.П.Рубенс
Гибель Роланда

Трагична судьба братьев Пандавы из индийского эпоса «Махабхарата». Лишь самому старшему из братьев удаётся достигнуть желаемой цели. Он с честью выдержал все испытания, а потому боги оставили его рядом с собой на небесах.
Братья Пандава из эпоса «Махабхарата»

Герои народного эпоса защищают Отчизну, но не менее значимы для них собственные свобода и независимость. Один на один готовы они сразиться с врагом в чистом поле. Для русского богатыря смерть в бою не страшна и «не писана», в конечном счёте, богатырь одерживает победу.
Илья Муромец. В.Васнецов
Илья Муромец и Идолище поганое. Георгий Юдин.

Героический эпос прославляет верность дружбе, великодушие и честь. В эпосе о Гильгамеше рассказывается о верной и преданной дружбе, способной облагородить человека. Чтобы вернуть погибшему другу Энкиду жизнь, Гильгамеш отправляет­ся в подземный мир. Плач Гильгамеша по Энкиду - одно из самых поэтичных мест эпоса
Иллюстрации к эпосу «Гильгамеш»

Карело-финский эпос «Калевала»
Много веков назад в краю лесных озёр и рек, шумящих елей и сосен, под суровым небом северных земель Карелии и Финляндии сложил народ удивительные по красоте предания. Просто и торжественно звучат руны о далёких временах мира и о первых героях.

Главный герой «Калевалы» Вейнямёйнен - старый певец и мудрый прорицатель, пахарь, охотник и умелый мастеровой. Выше всего в жизни он ценит воинскую доблесть, трудовые подвиги и приобретённые знания. Вейнямёйнен - первый творец мира, постигший жизненную мудрость и снискавший славу у своего народа.

Основу сюжета «Калевалы» составляет борьба Вейнямёйнена и его товарищей за Сампо - маленькую волшебную мельницу - источник изо­билия. Вместе с двумя своими друзьями Вейнямёйнен отправляется по морю в лодке в Похъелу в надежде добыть Сампо.

Герои прибывают в Похъёлу, но хозяйка не соглашается отдать Сампо. Тогда Вейнямёйнен берёт в руки кантеле и начинает играть, погру­жая в сон всех собравшихся. Вместе с товарищами он разыски­вает Сампо, достаёт его из каменной горы, кладёт в лодку и отправляется в путь. На третий день пробудилась хозяйка и обнаружи­ла пропажу

Но хо­зяйка Похъёлы не унимается: она насылает на Калевалу ужасные болез­ни. И снова Вейнямёйнен приходит на помощь людям.

Карело-финский эпос «Калевала» 1 руна
Народный эпос «Калевала» был собран и записан в середине XIX века Э. Ленротом

Закрепление материала. Что вам известно о героическом эпосе народов мира? Каковы главные темы и сюжеты произведений народного эпоса? Что пред­ставляют собой главные герои героического эпоса? Кто они? Какие черты героического эпоса присущи карело-финскому эпосу «Калевала»?

Литература. Учебник «Мировая художественная культура». 7-9 классы: Базовый уровень. Г.И.Данилова. Москва. Дрофа. 2010 год. Мир художественной культуры (поурочное планирование), 8 класс. Ю.Е.Галушкина. Волгоград. Учитель. 2007 год. Мир художественной культуры (поурочное планирование), 8 класс. Н.Н.Куцман. Волгоград. Корифей. 2009 год. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B0 http://briefly.ru/_/kalevala/

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:


  • Кириллина Августина Дмитриевна, учитель начальных классов, средней общеобразовательной школы №1 с гимназическими и лицейскими классами

  • Урок внеклассного чтения в 4 классе по программе «Школа 2100…»

Тема: Герои эпоса (русская былина «Добрыня и Змей» ,

якутское олонхо «Нюргун Боотур «Стремительный» (3 песня),

древнегреческая поэма «Одиссея» (песнь 8 «Одиссей у циклопов),

карело-финская поэма «Калевала» (43 руна).

Цели урока : дидактическая – на основе сравнительного анализа героев

эпоса раскрыть нравственный облик идеала человека раз-

ных народов в древности.

развивающая в ходе исследовательской работы сделать

вывод о единстве содержания и формы жанра героического

эпоса; обогащать эмоциональную сферу учащихся разно-

образием чувств – нравственных, интеллектуальных,

эстетических.

воспитательная – показать общечеловеческое значение

древних творений, современное звучание героического

эпоса, ставящего проблемы гуманизма, актуальные в наши

дни.
Тип урока – обобщение знаний.

Основной метод- исследовательский

Оборудование урока:

первоисточники, критическая литература, «Современный толковый словарь русского языка», иллюстрации

к произведениям, карточки для сводной таблицы,

маршрутные листы групп, сочинения учащихся «Любимый

герой эпоса», элементы национальных костюмов для каждой группы

учащихся.

Это урок - прощание с полюбившимися произведениями героического эпоса разных народов, с которыми учащиеся познакомились на предыдущих уроках внеклассного чтения. Идея проведения данного урока возникла из того, что взаимосвязанное изучение произведения позволяет увидеть преемственность гуманистических традиций литератур разных народов. Урок явился результатом большой предварительной работы: учащиеся составляли к каждому произведению «Исторический словарик», учили наизусть отрывки из произведений, выполняли иллюстрации к ним, готовили защиту проекта «Исторический опыт народа» по группам.
Ход урока:

I. Вступительное слово учителя, сообщение темы и цели урока:


  • Добры молодцы и красны девицы (обращение к 1 группе)

  • Племя людское Среднего мира! (обращение ко 2 группе)

  • Славный народ Эллады! (обращение к 3 группе)

  • Жители Калевы1 (обращение к 4 группе).

  • Поведем беседу складную о героях « преданий старины глубокой».
Дайте определение этим литературным произведениям.

Д: Они относятся к жанру героического эпоса, потому что это героические песни о подвигах богатырей. Их исполняли сказитель, олонхосут, аэд, песнопевец.

У: - Исполнители героических песен с большой любовью воспевали народных героев.

1-й ученик Сказитель:

У Добрынюшки брови черные, соболиные,

Глаза зоркие, соколиные.

С лица бел да румян,

А силой ему равных нет!
2-й ученик Олонхосут:

Нюргун Боотур Стремительный

Был красивейшим среди людей,

Сильнейшим среди людей,

Не было равных ему богатырей!

3-й ученик Аэд:

Муза, скажи мне о том многоопытном муже,

Который, странствуя долго, заботился

О жизни спутников милых.

Скажи мне об Одиссее, благосклонная Муза!

4-й ученик Песнопевец:

Старый, верный Вяйнямейнен,

Вековечный прорицатель,

Распевал свои он песни,

Песни мудрости великой.

У: - Народ любил своих героев, наделил не только прекрасной внешностью, красивы были их

их поступки.

На уроке предстоит решить такую художественно-исследовательскую задачу :

«Каков идеал героя разных народов в древности?»

Найдите в «Современном толковом словаре русского языка» объяснение значения

слова «идеал».

Д : - « (от греч. Idea – стремление, идея.) Высшая степень совершенства, предел стрем-

У: Алгоритм работы по решению художественно – исследовательской задачи урока:

I этап– «Погружение в эпоху древности» пройдет в форме защиты групп своего исследования «Исторический опыт народа».

II этап – «Образ героя эпоса» (сравнительное сопоставление).

III этап Вывод-ответ на проблемный вопрос.

Итак, как говорили древние греки: «Пусть же попутные ветры несут нас к намеченной цели!»
II. Защита проектно-исследовательской деятельности творческих групп по теме «Исторический опыт народа».

У: Эпос каждого народа своеобразен. Появление героя эпоса связано с историей народа.

Каждая группа провела исследование, пользуясь историческим методом, по первоисточникам и критической литературе по направлениям:


  • Верования

  • Обычаи

  • Быт
(Материалы отчета групп приводятся вкратце.)

I группа:

В былине содержится доказательство о принятии на Руси христианства («Схватил он колпак земли греческой», т.е. головной убор христиан в Византии). Бог вселяет веру в народ, вдохновляет Добрыню Никитича на победу.

Правил Русью князь Владимир, которого народ величал «Красно-Солнышко». Именно его племянницу спас богатырь от Змея. На русскую землю совершали набеги кочевые племена и брали в полон людей русских.

II группа:

Древние якуты имели свое представление о мироустройстве. Они делили мир на Верхний, где правили небожители; свою землю называли Средним миром, а Нижний мир считали убежищем абаасы..

Похищение женщин считалось большим оскорблением, ведь женщина олицетворяла тепло

семейного очага (« В ужасе завопил Нюргун Боотур: « Беда мне!»)

Более развито было скотоводство. В почете крепкий и сильный конь, как у Нюргуна Боотура

(«Мчался конь падучей звездой.») А о занятиях охотой и рыболовством в олонхо не упоминается.

Жизнь племени людского была очень трудная из-за суровых природных условий и стычек с

тунгусскими племенами.

III группа:

Древние греки считали, что миром правят боги, живущие на горе Олимп (« … так было,

конечно, угодно Могучему Зевсу»). В тексте упоминаются:


  • Посейдон – бог моря;

  • Эос – богиня зари;

  • Афина Паллада – богиня мудрости (она покровительствует Одиссею).
Древние греки очень почитали своих богов, совершали обряд жертвоприношения.

(« Яркий огонь разложив, совершили мы жертву»).

Священным в Древней Греции был закон гостеприимства («Вперед беззащитных гостей ты

не губи и не ешь.»)

Эллины занимались скотоводством (« … пас он баранов и коз») , виноделием («чашу вина

золотого ему предлагая…»), были мореходами (« К берегу близкому скоро пристав с кораблем …»).

Поэма повествует о возвращении Одиссея с Троянской войны.

IV группа:

Потомки Калевы очень любили свою Родину, северную природу:

«… росла сосна в лесочке,

Ёлка там была на горке,

Серебро - в ветвях сосновых,

Золото – в ветвях у елки.»

Они противопоставляли ее Похъеле - холодному царству льда, снега и мрака.

«Там застыл морозный воздух,

Зайцы снежные там скачут,

Ледяные там медведи

На вершинах снежных бродят.»

Своим верховным богом считали Укко. Верили, что у каждого предмета есть свой дух.

Медведь служил татемом. Люди называют его ласково: «Отсо, яблочко лесное».

Лес для народа – не просто лес: в нем заключено их будущее. Ведь лес – это земля для посева

В поэме очень подробно описаны процессы труда. Особое место отведено рассказу как

получили железо.

Древние карелы занимались скотоводством, земледелием, охотились на дичь.

У: Исторический опыт народа составляет национальную специфику героического эпоса.

Это значит, что у каждого народа были свои боги, обычаи, враги.

Вывод:

Древний человек нуждался в защите от природных явлений и врагов. Он мечтал о

счастливой жизни и свою мечту воплотил в образе героя эпоса.
III.Исследовательская работа по сопоставлению образов героев.

У: Сопоставление образов героев проведем по горизонтали , т.е. исходя из содержания произведений,

по таким сквозным направлениям: Родина –Герой --- Народ

Враги--- Герой --- Подвиг

и по вертикали , т.е. по форме произведений (форма есть выражение содержания).


  1. Направление «Родина – Герой – Народ»
У: Что является содержанием героического эпоса?

Д: Борьба героя и силами Зла составляет содержание этих произведений.

У: Что олицетворяют враги?

Д (1 группа): Змей олицетворяет внешних врагов. Используются эпитеты «Змея проклятая»,

«Змеище - Горынище».

Д (2 группа): « Абаасы – все враждебное человеку, все противное его интересам»

(по «Якутскому словарю» Пекарского). В олонхо он назван: « кровожадный вор»,

« разбойник о трех тенях». Он был чудовищем:

«Там, где быть должна его голова

Ржавый расплющенный шлем,

Схожий с гнездом орла.

Да мелькнула трижды черная пасть.

Да блеснули зеленой синевой

Кривые клыки его».
Д (3 группа): Циклоп олицетворяет грубую физическую силу. Это огромный одноглазый великан, «казался лесистой, дикой вершиной горы». Циклоп сравнивается с «бешеным зверем»,

Д (4 группа): Старуха Лоухи, Похъелы хозяйка, коварна, лжива. Она обманом завладела

сокровищем народа – чудесной самомолкой Сампо, обрекая людей на голодную жизнь:

«Изведу народ твой мором

И весь род твой уничтожу».

Лоухи - символ мрака, бедности, несчастий.

Вывод : Люди преодолевали препятствия на жизненном пути. Представляли их в виде

сильных чудовищ, которых мог победить только более сильный герой.


  1. Направление «Герой – Враги – Подвиг»
У: Перед вами блок-схема композиции произведений героического эпоса:

1. 2. 3. 4.




Условные обозначения:

Герой, представитель народа.

У: «Расшифруйте» эту блок-схему.

Д: 1 схема : И былина, и олонхо, и поэма, и руна начинаются с повествования о вероломном

поступке врагов.

2 схема: Герой встает на защиту своего народа. Противники сходятся в поединке.

3 схема: Герой одерживает победу над врагом.

4 схема: Торжествует Добро.

У: - Что является кульминацией?

Д: Поединок героя с врагом – это кульминация произведений.

У: Выразительно прочитайте эпизод «Поединок».

Как показана сила противников?

Д (1 группа): Бой Добрыни Никитича со Змеем в былине описан кратко:

« Они дрались со Змеею тут трои сутки,

Он подрался со Змеею еще три часа,

Он побил Змею да ю проклятую,-

Та Змея, она кровью пошла».

Для показа силы противников используется гипербола.

Д (2 группа ): В олонхо бой Нюргуна Ботура с Абаасы показан подробно:

« Тридцать дней и ночей подряд

колотили друг друга они».

Кроме гиперболы есть элементы фантастики:

«Прекрасное Нюргуна лицо,

Исказилось от гнева оно.

Кверху скосился левый глаз,

Книзу скосился правый глаз.

Искры потрескивали в волосах,

Вспыхивал синий огонь…»

Все это составляет национальное содержание олонхо.

Д (3 группа ): Одиссей победил Циклопа силой ума. Не оставляют героя и боги, восхищенные

его мужеством, выдержкой и хитростью. Одиссей оставил чудовище в дураках три раза».

Д (4 группа): В руне бой краткий, так же применяется гипербола:

«Старый, верный Вяйнямейнен

Тащит руль из глуби моря,

Им чудовище ударил,

Отрубил орлице когти.

С крыльев сотня повалилась, с тела тысяча упала.»
Вывод: Фантастика и гипербола - это средства выражения героического .

У: Какова проблематика произведений?

Д (1 группа ): Русский богатырь сражался за Забаву Путятичну, за русский народ.

Он наказал Змея за вероломство и обман. Добрыня Никитич ставил

превыще всего свой воинский долг. В этом он похож на Оловянного Солдатика

из сказки Андерсена.

Д (2 группа): Нюргун Боотыр вступил в бой, спасая свою похищенную сестру-красавицу

Айталын- Куо, за свое племя. Иначе и быть не могло,ведь богатырь был

спущен с Верхнего мира для защиты людей.

Д (3 группа): Одиссей наказал Циклопа за святотатство, за нарушение закона гостеприимства.

Он вступил в схатку с врагом за своих товарищей,а значит, за свой народ.

Д (4 группа): Вяйнямейнен поставил своей целью вернуть чудо-мельницу Сампо,

он был верен своему народу.

Вывод: В поступках героев раскрывается их внутренняя красота. Подвиги совершены во имя

народа, по велению души.


  1. Художественная идея – общность героического эпоса разных народов.
У : Через поступки героев раскрывается художественная идея произведений.

Прочитайте наизусть заключительные слова героев.

Д (1 группа): « Не летать тебе да на святую Русь,

Не копить полонов да русских!»

Д (2 группа): «Я забить, завалить хочу

Дорогу в подземный мир.

Чтоб не вырывались оттуда к нам

Погибель, смерть и беда!»

Д (3 группа): «Если. Циклоп, у тебя из людей земнородных кто спросит,

Как истреблен твой единственный глаз, ты на это ответствуй:

Царь Одиссей, городов сокрушитель, героя Лаэрта

Сын, знаменитый властитель Итаки, мне выколол глаз мой».

Д (4 группа): «Ой ты, Укко, бог верховный,

Будь для чад своих подмогой.

Выстрой каменную крепость

С двух сторон родного края,

Чтоб злодей не смог бы тронуть,

Враг плодов не смог похитить

Никогда, пока на небе

Золотой блистает месяц!»

Вывод: Идейное содержание произведений героического эпоса заключается в победе сил Добра над Злом. Каждый народ мечтал о счастье. Носителем идеи счастья и был герой.

В этом проявляется общность героического эпоса разных народов.


  1. Единство содержания и формы жанра героического эпоса.
У: Перед вами плод наших раздумий и поиска – сводная таблица

«Единство содержания и формы произведений героического эпоса»:


Жанр

героического

эпоса.


Былина

«Добрыня и Змей»


Олонхо

« Нюргун Боотур Стремитель-ный»

(3 песня)


Древнегречес-кая

поэма «Одиссея»

(песнь 8

«Одиссей у

циклопов»)


Карело-финская

поэма Калевала»

(43 руна).


Носители Добра

Добрыня Никитич

Нюргун Боотур Стремительный

Одиссей

Вяйнямейнен

Силы Зла

Змей

Абаасы

Циклоп

Старуха Лоухи

Содержание

Б о р ь б а г е р о я с в р а г о м

Проблематика

За Забаву Путятичну,

свободную Русь.


За Айталыын-Куо,

племя людское.


За товарищей,

свой народ.


За Сампо,

счастливую жизнь


Художественная идея.

П о б е д а Д о б р а н а д З л о м.

Вывод: В жанре героического эпоса содержание и форма помогают раскрыть образ героя.

IV. Работа в группах. Заполнение маршрутных листов.

V. Вывод –решение художественно – исследовательской задачи.

1. Отчет руководителей групп.

Руководитель 1 группы: Русский народ считал своим идеалом воина-защитника:

смелого, готового защитить свой народ, отдать жизнь за Родину. Смысл его жизни – защита Отчизны.

Руководитель 2 группы: Древние якуты выбрали своим идеалом воина недюжинной силы, беспощадного к врагам, уважительно относящегося к женщине.

Руководитель 3 группы : Древние греки воспели ум Человека, который может сразиться даже с потомками богов.(Циклоп был сыном Посейдона - бога морей).

Руководитель 4 группы : В «Калевале« показан идеал Человека, который трудолюбив, мудр. Он, прежде всего,Учитель, готовый повести народ за собой.

У: Вы выделили основные черты идеала Человека разных народов. В этом национальная специфика произведений героического зпоса.

2. Ответ на проблемный вопрос.

У: А что составляет общность в понимании идеала Человека разными народами?

Д : Все народы ценят такие черты, как мужество, силу духа, любовь к своему народу.

Вывод: Получился обобщенный образ идеала Человека разных народов в древности.

Это носитель Добра. У него высокое предназначение – очистить родную

землю от зла, и тогда наступит счастливая жизнь.

VI. Итог урока.

У: Прошли века, но до сих пор человечество восхищается подвигами

героев, древними творениями.

А для чего нам, современным людям, нужно знать эти произведения?

Д: Нужно брать с героев пример, учиться у них любить Родину. В наше время у людей тоже есть враги. Самый страшный из них - терроризм. Террористы – это чудовища в человечьем обличии. Нужно защитить мир от них.

У: Произведения героического эпоса – это сокровищница человечества, кладезь мудрости народной, живительный источник, припадая к которому, мы черпаем все чистое и святое. Уже много веков люди с интересом читают эти предания, а так бережно сохраняют только очень дорогое для всего народа.Error: Reference source not foundError: Reference source not found

Осетинский эпос Адыгский Карачаево-Балкарский Абхазский Вайнахский Описание
Агунда Ахумида/Акуанда Агунда Гунда - Гордая красавица, за сердце которой бьются все нарты
Ахсар Пиджа - - - Брат-близнец прародителя нартов
Ахсартаг Пидгаш Схуртук - - Прародитель крупного нартского рода
Ацамаз Ашамэз/Ачемэз/Ащамэз Ачей улу Ачемез Шамаз/Ашамаз Ачамаз/Ачамза Могучий нарт, обладатель волшебной свирели, во многих эпосах муж Агунды
Ацырухс Адиюх Ак-билек Кайдух - Жена нарта Сослана (Сосруко, Сосурука, Сасрыквы), которая излучает яркий свет своей ладонью
Батрадз Батараз/Батэрэз Батырас Цвицв/Патраз Бятар/Патарз Нарт-герой с железным телом, совершает множество подвигов
Бедзенаг-алдар Бадыноко Бедёне - - Пришлый нарт, аскет, наибольшое значение имеет в адыгском эпосе
Бедуха Бадах - - - Первая жена Сослана (Сосруко)
Дзерасса Мигазеш Асеней - - Жена Ахсартага (Пидгаша, Схуртука). Мать старейшины нартов
Курдалагон Тлепш Дебет Айнар-ижьи - Бог-кузнец, покровитель и помощник нартов
Насран-Алдар Насрен-жаче/Насрен Нэсрэн Абрскал - Один из нартских старейшин
Сослан Сосруко Сосуруко/Сосурук Сасрыква Сеска Солса/Пхармат Главный герой абхазского, адыгского и осетинского эпосов, нарт-герой
Тотраз Тотреш - Татраш - Соперник Сослана (Сосруко, Сасрыквы)
Уархаг Дада - - - Праотец одного из нартских родов
Урызмаг Уазырмес Ёрюзмек Хважарпыш Урузман Старейшина нартов, самый старший и мудрый богатырь, муж матери всех нартов
Хамыц Имыс Хымыч Хмыщ/Кун Хамичи/Хамчи Брат-близнец старейшины всех нартов, заносчивый нарт, отец Батраза (Батыраса, Батараса, Цвива)
Челахсартаг - Гиляхсыртан (Ширдан) - - Богатый нарт, которому бог-кузнец сделал медный шлем, чтобы заменить потерянную часть черепа
Шатана Сатаней-гуаша Сатанай-бийче Сатаней-гуаша Села Сата Мать всех нартов, мудрейшая из женщин, замужем за нартским старейшиной, один из центральных персонажей всех эпосов
Шаууай Карашауей Карашаууай Шауей Кинда Шоа Светлый герой, сторонится шумных пиров, совершает множетсво подвигов. Центральный герой карачаевского эпоса
Ширдон Тлебиц-коротыш Гиляхсыртан (Ширдан) Шаурдын/Батакуа Боткий Ширтка/Селий Пира Нарт-хитрец, которого изводят собратья. Славится своим умом, часто сам строит козни богатырям.
уаиги иныжи эмегены адауы вампал Злые одноглазые великаны, антагонисты в нартском эпосе (исключение - чеченская мифология)
бицены испы жеки ацаны алмасты Род маленьких людей-духов, живущих под землей и водой, часто вступают в родство с нартами, иногды строят им козни, иногда помогают
Арфан Тхожей Гемуда Бзоу - Антропоморфный конь главного героя, лучший друг, спаситель и советчик нарта
Балсагово колесо Жан-шерх Железное колесо - - Мифическое существо, убившее нарта Сослана (Сосруко, Сосурука)
Ныхас Хаса Тёре Реизара - Собрание нартов, на котором решаются важные вопросы
Современность

Нартский эпос - достояние всего Кавказа. Он в значительной степени повлиял на культуру народов-носителей. Обычаи, описанные в нартском эпосе, находят свое отражение в повседневной культуре осетин, в несколько измененной форме - у адыгов, абхазов, карачаевцев и балкарцев. Именами героев нартского эпоса по-прежнему называют детей. Множество населенных пунктов получили свое название благодаря нартскому эпосу: к примеру, кабардинский поселок Нарткала или осетинское селение Нарт. В Абхазии до сих пор почитается могила Сасрыквы. В честь нартов называют футбольные клубы и команды КВН. Героям ставят памятники и пишут о них картины.

Михаил Абоев


Илья́ Муромец, или Илья́ Муровец (полное былинное имя Илья Муромец сын Ивана) один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий народный идеал героя- воина, народного заступника.. По данным украинских историков и первым исследованиям, что были проведены в КПЛ, в 17-м веке, его малой родиной было древнее селение Моровийск (современное село Моровск, Козелецкого р-на, Черниговской обл. Украины) на Черниговщине, недалеко от древней «духовой дороги», что ведет с Чернигова в Киев.




Прототипом былинного персонажа некоторыми исследователями считается исторический силач по прозванию «Чоботок», родом из Мурома, принявший монашество в Киево-Печерской лавре под именем Ильи, причисленный к лику святых православной церкви как « преподобный Илия Муромец» (канонизирован в 1643 году) Илия Печерский. По этой теории Илья Муромец жил в XII веке и скончался в Киево- Печерской лавре около 1188 года. Память по церковному календарю 19 декабря (1 января. Современные антропологи и врачи-ортопеды при исследовании мощей Ильи подтверждают, что нижние конечности этого человека длительное время по каким-то причинам не действовали, вследствие или врождённого паралича или родовой травмы.


Он является главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм XIII в., основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским. Мощи преподобного не менее ярко свидетельствуют о яркой воинской биографии.После вполне успешной воинской карьеры и, видимо, вследствие тяжелого ранения, Илья принимает решение окончить свои дни иноком и постригается в Феодосиев монастырь, ныне Киево-Печерскую лавру. Следует отметить, что это вполне традиционный шаг для православного воина - сменить меч железный на меч духовный и проводить дни в сражении не за земные блага, а за небесные.


Географические объекты Находящийся на полуострове Медвежий один из самых высоких водопадов России носит имя Илья Муромец. В районе Киева на Днепре находится Остров Муромец ландшафтный парк и любимое место отдыха горожан. Организации Киностудия детских и юношеских фильмов «Илья Муромец» Открытый паевой инвестиционный фонд «Тройка Диалог Илья Муромец» Техника Илья Муромец фрегат Российского императорского флота В 1913 году имя богатыря получил самолёт-бомбардировщик, созданный авиаконструктором Игорем Сикорским.




Живопись Илья Муромец персонаж картины Виктора Васнецова «Богатыри», под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники» он же написал картину «Витязь на распутье» «Илья Муромец на пиру у князя Владимира» картина В.П.Верещагина, Илья Муромец картина Николая Рериха, «Илья Муромец освобождает узников», Илья Муромец и голь кабацкая, «Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром», «Дар Святогора» картины Константина Васильева.



Основные черты русского героического эпоса были представлены былинами.

Былины – стихотворный героический эпос Древней Руси, отразивший события исторической жизни русского народа.

Былины, как правило, написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями.

Древнее название былин на русском севере – «старина». Современное название жанра – «былины» – было введено еще в первой половине XIX века фольклористом И.П. Сахаровым на основании известного выражения из «Слова о полку Игореве» – «былины сего времени».

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

50-пушечный парусно-винтовой фрегат «Илья Муромец» и чертеж его парусности Бомбардировщик Ту-160 «Илья Муромец»

Илья Муромец (бронепоезд, 1941) Илья Муромец - речной круизный трёхпалубный теплоход.

Россия, г. Муром. Скульптор: В.Клыков. Открыт в 1998 г. Высота памятника вместе с постаментом составляет 17 метров. В Окском саду, где любят гулять жители Мурома, стоит богатырь с мечом в руке. А вокруг высятся вековые деревья – дубы и вязы. Далеко внизу виднеется Ока, похожая на гладкую ленту. Народные сказания гласят, что Илья Муромец – непобедимый воин, готовый помериться силушкою богатырской с любой нечистью. За подвиги свои великий богатырь был причислен к лику святых.

29 мая во Владивостоке открыли памятник Илье Муромцу. С кульптором памятника Илье Муромцу был Константин Зимич.

Памятник Илье Муромцу в городе Екатеринбург.

Проект памятника "Илья Муромец и Соловей-разбойник" г. Брянск, 2010 г.

Живопись Илья Муромец - персонаж картины Виктора Васнецова «Богатыри» , под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники» он же написал картину «Витязь на распутье» «Илья Муромец на пиру у князя Владимира» - картина В.П.Верещагина, Илья Муромец - картина Николая Рериха, «Илья Муромец освобождает узников», Илья Муромец и голь кабацкая, «Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром», «Дар Святогора» - картины Константина Васильева.

Иллюстрация к былине «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром».

Добры́ня Ники́тич - второй по популярности после Ильи Муромца богатырь русского народного эпоса. Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире. Жена Настасья, дочь Микулы Селяниновича. Былины нередко говорят о его долгой придворной службе, в которой он проявляет своё природное «вежество». Часто князь даёт ему поручения: собрать и перевезти дань, выручить княжую племянницу и проч.; часто и сам Добрыня вызывается исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри. Добрыня - самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения и отличающийся не только храбростью, но и дипломатическими способностями. Добрыню иногда величают князем, а иногда племянником Владимира Красного Солнышка. Историческим прототипом Добрыни Никитича считают воеводу Добрыню, дядю и воеводу князя Владимира, брата его матери Малуши. Он умён, образован и отличается разнообразием дарований: он ловок, на ножку повёрток, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поёт, играет на гуслях.

Как правило, образ Добрыни очерчен в былинах ярко и определённо. Он обладает мужеством и огромной физической силой (уступая в этом отношении одному только Илье Муромцу). Но в одном отношении Добрыня превосходит всех богатырей: он отличается «вежеством», то есть учтивостью и дипломатичностью. Перечисленные исследования сюжетов, прикреплённых к имени Добрыни Никитича, позволяют сделать следующие выводы о былинной истории этого богатыря. В дотатарском периоде существовали предания и песни, в которых значительную роль играл родственник и воевода князя Владимира I Святославича Добрыня. Наиболее древний мотив, прикреплённый к имени Добрыни Никитича в былинах, - его роль как змееборца и свата. В обоих сюжетах ещё могут быть отмечены кое-какие исторические отголоски.

Первый сюжет был обработан в былину, по-видимому, на севере, в Новгородской области, о чём свидетельствует новгородское предание о змияке. Может быть, и основная былина о добывании Добрыней Никитичем жены (Рогнеды) для Владимира сложилась на севере и затем вошла в киевский цикл. Былина о Добрыни Никитиче в отъезде - не что иное, как восточная сказка, прикрепившаяся к имени Добрыни; неблаговидная роль Алеши Поповича указывает на позднее время (не раньше XVI века) внесения этой сказки в былинный эпос, когда он вошёл в репертуар скоморохов.

Былина о Марине - переделанный в былину сказочный сюжет о жене-чародейке. Если имя Марины одновременно переделке сказки в былину (что довольно вероятно, по отсутствию вариантов имени и некоторым деталям, например, обращению Марины в сороку), то былина, может быть, сложена в XVII веке. Наконец, имя Добрыни Никитича внесено и в песню безымянную, не относящуюся к былинам. Это - песнь о добром молодце и реке Смородине. Мотивом введения имени Добрыни Никитича (вместо доброго молодца) послужило то, что Добрыня в былинах также подвергается опасности утонуть в реке Пучае.

По данным С. Н. Азбелева, насчитывающего 53 сюжета героических былин, Добрыня Никитич является главным героем шести из них (№ 14-19 по составленному Азбелевым указателю). 14. Поединок Добрыни с Ильёй Муромцем 15. Добрыня и Змей (в большинстве вариантов Добрыня не только бьётся со Змеем, но и освобождает из плена племянницу князя Владимира Забаву Путятичну) 16. Добрыня и Маринка 17. Добрыня и Настасья 18. Добрыня и Алёша («Добрыня в отъезде», «Добрыня на свадьбе своей жены») 19. Добрыня и Василий Казимирович По некоторым сюжетам число отдельных вариантов, записанных от разных сказителей, исчисляется десятками (особенно популярны № 15, 18, 19, 24). Сюжеты № 16 и 17 известны в единичных записях. Добрыня Никитич играет важную роль в былинах о Дунае Ивановиче (№ 23 и 24 по составленному Азбелевым указателю ). 23. Поединок Дуная Ивановича с Добрыней Никитичем 24. Дунай Иванович - сват (Дунай и Добрыня добывают невесту для князя Владимира)

Добрыня Никитич - остров архипелага Норденшельда. Добрыня Никитич (Ребуншири) - гора хребта Грозный на острове Итуруп Большой Курильской гряды С именем богатыря Добрыни связывают происхождение названия Добрынина острова. «Добрыня Никитич» - российский ледокол британской постройки. Портовый ледокол типа «Добрыня Никитич» - проект советских кораблей. «Добрыня Никитич» - прежнее название речного пассажирского теплохода «Прикамье», относящегося к типу «Родина». Изобразительное искусство Виктор Васнецов изобразил Добрыню в своих картинах «Богатыри» и «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918). Художник В. П. Верещагин написал картину «Бой Добрыни со Змеем Горынычем» для дворца великого князя Владимира Александровича, ныне Дом ученых в Санкт-Петербурге. И. Я. Билибин создал картины «Бой Добрыни со Змеем», «Добрыня Никитич освобождает от Змея Горыныча Забаву Путятичну». «Битва Добрыни Никитича со Змеем» - картина Константина Васильева.

Добры́ня Ники́тич - остров архипелага Норденшельда. Административно относится к Таймырскому району Красноярского края России.

Добрыня Никитич (Ребуншири) - гора хребта Грозный на острове Итуруп Большой Курильской гряды

Виктор Васнецов изобразил Добрыню в своих картинах «Богатыри» и «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918). Художник В. П. Верещагин написал картину «Бой Добрыни со Змеем Горынычем» для дворца великого князя Владимира Александровича, ныне Дом ученых в Санкт-Петербурге. И. Я. Билибин создал картины «Бой Добрыни со Змеем», «Добрыня Никитич освобождает от Змея Горыныча Забаву Путятичну». «Битва Добрыни Никитича со Змеем» - картина Константина Васильева.

В 1818 оду композиторы Катерино Кавос и Фердинандо Антонолини написали оперу «Добрыня Никитич, или Страшный замок». Персонаж оперы- фарса А. П. Бородина «Богатыри». Персонаж оперы Александра Серова «Рогнеда» В 1901 году композитор Александр Гречанинов написал оперу «Добрыня Никитич».

Эпизодическая роль в фильме « Илья Муромец ». В 1965 году на студии « Союзмультфильм » был создан мультипликационный фильм « Добрыня Никитич ». Анимационная студия «Мельница» при содействии кинокомпании СТВ выпустила полнометражные мультипликационные фильмы « Добрыня Никитич и Змей Горыныч » (в 2006 году) и « Три богатыря и Шамаханская царица », юмористически обыгрывающие образы из русских былин и сказок. В мультфильме «Князь Владимир» , присутствует исторический Добрыня - родной дядя князя Владимира. В 2011 году в прокат вышел фильм « Реальная сказка », где Добрыню сыграл Павел Климов.

Алёша Попович - фольклорный собирательный образ богатыря в русском былинном эпосе. Алёша Попович как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем. В украинских думах также встречается персонаж Алексий Попович . всего 53 сюжета героических былин, Алёша Попович является главным героем двух из них Кроме того, Алёша играет важную роль в популярной былине « Добрыня на свадьбе своей жены» (« Добрыня в отъезде», « Добрыня и Алёша» - № 18 по указателю Азбелева). Здесь Алёша - персонаж отрицательный. Как лицо общеизвестное, Алёша часто упоминается и в других былинах, обычно с указанием на его недостатки.

Алёша Попович - сын ростовского попа Леонтия. Алёшу Поповича считают своим земляком и в Пирятине (Полтавская область). о местному преданию, он часто бывал на Пирятинских ярмарках, помогал людям и имел богатырскую силу. Тарас Шевченко в один из своих приездов в Пирятин написал думу об Алёше Поповиче. Образ Алеши в Былинах

Происхождение образа

«Алёша Попович» назывался одно время пароход Володарский Художественная литература В 1801 году Николай Радищев издал поэму «Альоша Попович, богатырское песнотворение». Баллада А. К. Толстого «Алёша Попович» Изобразительное искусство Персонаж картины Виктора Васнецова «Богатыри» . «Алеша Попович» - картина Василия Верещагина, написанная для дворца великого князя Владимира Александровича (ныне Дом ученых в Санкт-Петербурге). "Алёша Попович" - эскиз Ивана Билибина. «Алеша Попович и красна девица» - картина Константина Васильева. Алеше Поповичу посвящена лубочная картина «Сильный богатырь Алёша Попович»

Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.). Ему свойственны удаль, натиск, сметливость, находчивость, хитроумие. Умел играть на гуслях. Алёша готов обмануть даже своего названного брата Добрыню, посягая на его супружеские права (Алёша распространяет ложный слух о гибели Добрыни, чтобы жениться на его жене Настасье Никулине).

Иногда на Алёшу переносятся черты, свойственные Вольге Святославичу: рождение его сопровождается громом; Алёша-младенец просит пеленать его не пеленами, но кольчугою; затем он немедленно просит у матери благословенья погулять по белу свету: выясняется, что он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей и т. п.

Наиболее архаичным сюжетом, связанным с Алёшей Поповичем, считается его бой с Тугарином. Алёша Попович поражает Тугарина по дороге в Киев или в Киеве (известен вариант, в котором этот поединок происходит дважды). Тугарин грозит Алёше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, спалить огнём-пламенем, застрелить головнями или проглотить живьём.

www.allbest.ru www.ru.wikipedia.org www.yandex www.byliny.ru images. yandex .ru www.coolreferat.com www.russianplanet.ru www.trip-guide.ru vbryanske.com


 


Читайте:



Нижегородский государственный технический университет им

Нижегородский государственный технический университет им

СтановлениеВ 1915-м году учебное заведение было переведено в Москву из-за приближающейся линии фронта Первой мировой войны, а в 1916-м - в Нижний...

Фгбоу впо поволжский государственный технологический университет

Фгбоу впо поволжский государственный технологический университет

Лицензия серия А №282175, рег. №10093 от 28.03.2008 г. Свидетельство о государственной аккредитации серия АА №001367, рег. №1334 от 23.06.2008...

Трихомонадный кольпит: симптомы и лечение, причины и методы диагностики

Трихомонадный кольпит: симптомы и лечение, причины и методы диагностики

Или вагинит, - воспаление слизистой оболочки влагалища, вызванное одноклеточной простейшей бактерией трихомонадой. Наиболее распространенная...

Что такое цистаденома левого яичника

Что такое цистаденома левого яичника

Цистаденома как доброкачественная опухоль яичника.Цистаденома (устаревшее название кистома) – доброкачественная эпителиальная опухоль яичника,...

feed-image RSS