Разделы сайта
Выбор редакции:
- К чему это - разбиться во сне?
- К чему снится сало женщине
- Ольга седакова: неизвестная знаменитость
- Что значит сон, в котором вы пили воду — нюансы толкования
- Значение имени Аврора. Толкование имени. Аврора – значение имени Женское имя аврора значение
- К чему снится борода на лице у ребенка
- Княгиня зинаида николаевна юсупова
- Смысл жизни и судьба человека Наш мозг принимает решения раньше, чем сознание
- Нейтринная обсерватория Баксанская Нейтринная Обсерватория
- Нельзя фотографироваться на мосту: откуда взялось это суеверие
Реклама
Герои и темы народного эпоса сообщение. Миф и героический эпос разных народов. Исцеление Ильи Муромца |
1 из 24 Презентация - Герои и темы народного эпосаТекст этой презентацииТема: Герои и темы народного эпоса ![]() Проверка домашнего задания.
Что такое героический эпос? Как проявился героический эпос у русского народа? Что такое «олонхо»? Назвать литературные произведения русского эпоса.
В каких жанрах искусства, кроме литературы, проявился героический эпос? Какие музыкальные произведения вы знаете созданные на эпическую тему? Какие художники обращались к героическому эпосу? ![]() Словарная работа Ру́ны - письменность древних германцев, древних славян и древних тюрков. Ка́нтеле -карельский и финский щипковый струнный инструмент, родственный гуслям. На кантеле играют соло, аккомпанируют рунам народного эпоса «Калевала». ![]() Героический эпос у разных народов слагался в разные времена и в разной исторической обстановке, но он имеет много общих черт и сходных признаков:
повторяемость тем и сюжетов,
общность характеристик главных героев. ![]() Сюжеты героических эпосов:
сотворение мира,
чудесное рождение героя,
первые подвиги героев в юности, сватовство героя и его испытания,
описание битв,
защита и освобождение отчизны,
прославление верности и дружбы. ![]() Героический эпос часто включает в себя сюжет сотворения мира. В нём рассказывается, как боги создают гармонию мира из первоначальной бездны хаоса. ![]() В исландском эпосе «Старшая Эдда» рассказывается о сотворении мира и Мировом Древе - ясене Иггдрассиле. Отвоевав пространство у мировой бездны, боги приступают к созданию космоса, упорядоченного мира гармонии. ![]() У славян и у некоторых угро-финских народов существует легенда о том, что землю для сотворения суши достаёт со дна океана птица. ![]() Выразительна и поэтична легенда о сотворении мира в индийском эпосе. В нем говорится, что сначала появились воды, породившие огонь. Огнём в них рождено Золотое яйцо. Из зародыша яйца возник Прародитель Брахма, надвое расколовший скорлупу. Верхняя часть - небо, а нижняя - земля. Пространство между ними - воздух. Излюбленным сюжетом эпоса становится чудесное рождение героя и его первые подвиги в юности. богатырь Манас рождён от вкушения его матерью яблока, герой осетинского нартского эпоса родился из камня, Вяйнямёйнен – герой «Калевалы» родился от матери воды. Распространённым сюжетом народного эпоса становится сватовство героя, во время которого перед ним ставят трудновыполнимые условия (добывание огня, изготовление орудий труда и т. д.). Значительную часть эпоса составляет описание битвы, в которой герой являет подлинные чудеса отваги, находчивости и мужества. Часто герои гибнут в неравной схватке с противником. Ахилл и Гектор – герои гомеровского эпоса. доблестный рыцарь Роланд, защищая Францию. Зигфрид и рыцари-нибелунги – герои германского эпоса. убит после победоносного похода Манас. Трагична судьба братьев Пандавы из индийского эпоса «Махабхарата». Лишь самому старшему из братьев удаётся достигнуть желаемой цели. Он с честью выдержал все испытания, а потому боги оставили его рядом с собой на небесах. Герои народного эпоса защищают Отчизну, но не менее значимы для них собственные свобода и независимость. Один на один готовы они сразиться с врагом в чистом поле. Для русского богатыря смерть в бою не страшна и «не писана», в конечном счёте, богатырь одерживает победу. Героический эпос прославляет верность дружбе, великодушие и честь. В эпосе о Гильгамеше рассказывается о верной и преданной дружбе, способной облагородить человека. Чтобы вернуть погибшему другу Энкиду жизнь, Гильгамеш отправляется в подземный мир. Плач Гильгамеша по Энкиду - одно из самых поэтичных мест эпоса Карело-финский эпос «Калевала» Главный герой «Калевалы» Вейнямёйнен - старый певец и мудрый прорицатель, пахарь, охотник и умелый мастеровой. Выше всего в жизни он ценит воинскую доблесть, трудовые подвиги и приобретённые знания. Вейнямёйнен - первый творец мира, постигший жизненную мудрость и снискавший славу у своего народа. Основу сюжета «Калевалы» составляет борьба Вейнямёйнена и его товарищей за Сампо - маленькую волшебную мельницу - источник изобилия. Вместе с двумя своими друзьями Вейнямёйнен отправляется по морю в лодке в Похъелу в надежде добыть Сампо. Герои прибывают в Похъёлу, но хозяйка не соглашается отдать Сампо. Тогда Вейнямёйнен берёт в руки кантеле и начинает играть, погружая в сон всех собравшихся. Вместе с товарищами он разыскивает Сампо, достаёт его из каменной горы, кладёт в лодку и отправляется в путь. На третий день пробудилась хозяйка и обнаружила пропажу Но хозяйка Похъёлы не унимается: она насылает на Калевалу ужасные болезни. И снова Вейнямёйнен приходит на помощь людям. Карело-финский эпос «Калевала» 1 руна Закрепление материала. Что вам известно о героическом эпосе народов мира? Каковы главные темы и сюжеты произведений народного эпоса? Что представляют собой главные герои героического эпоса? Кто они? Какие черты героического эпоса присущи карело-финскому эпосу «Калевала»? Литература.
Учебник «Мировая художественная культура». 7-9 классы: Базовый уровень. Г.И.Данилова. Москва. Дрофа. 2010 год.
Мир художественной культуры (поурочное планирование), 8 класс. Ю.Е.Галушкина. Волгоград. Учитель. 2007 год.
Мир художественной культуры (поурочное планирование), 8 класс. Н.Н.Куцман. Волгоград. Корифей. 2009 год.
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B0
http://briefly.ru/_/kalevala/ Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:
|
Тема: Герои эпоса (русская былина «Добрыня и Змей» , якутское олонхо «Нюргун Боотур «Стремительный» (3 песня), древнегреческая поэма «Одиссея» (песнь 8 «Одиссей у циклопов), карело-финская поэма «Калевала» (43 руна). Цели урока : дидактическая – на основе сравнительного анализа героевэпоса раскрыть нравственный облик идеала человека раз-ных народов в древности. развивающая – в ходе исследовательской работы сделать вывод о единстве содержания и формы жанра героического эпоса; обогащать эмоциональную сферу учащихся разно- образием чувств – нравственных, интеллектуальных, эстетических. воспитательная – показать общечеловеческое значение древних творений, современное звучание героического эпоса, ставящего проблемы гуманизма, актуальные в наши дни.
Основной метод- исследовательский Оборудование урока: первоисточники, критическая литература, «Современный толковый словарь русского языка», иллюстрации к произведениям, карточки для сводной таблицы, маршрутные листы групп, сочинения учащихся «Любимый герой эпоса», элементы национальных костюмов для каждой группы учащихся. Это урок - прощание с полюбившимися произведениями героического эпоса разных народов, с которыми учащиеся познакомились на предыдущих уроках внеклассного чтения. Идея проведения данного урока возникла из того, что взаимосвязанное изучение произведения позволяет увидеть преемственность гуманистических традиций литератур разных народов. Урок явился результатом большой предварительной работы: учащиеся составляли к каждому произведению «Исторический словарик», учили наизусть отрывки из произведений, выполняли иллюстрации к ним, готовили защиту проекта «Исторический опыт народа» по группам.
I. Вступительное слово учителя, сообщение темы и цели урока:
Д: Они относятся к жанру героического эпоса, потому что это героические песни о подвигах богатырей. Их исполняли сказитель, олонхосут, аэд, песнопевец. У: - Исполнители героических песен с большой любовью воспевали народных героев. 1-й ученик Сказитель: У Добрынюшки брови черные, соболиные, Глаза зоркие, соколиные. С лица бел да румян, А силой ему равных нет! Нюргун Боотур Стремительный Был красивейшим среди людей, Сильнейшим среди людей, Не было равных ему богатырей! 3-й ученик Аэд: Муза, скажи мне о том многоопытном муже, Который, странствуя долго, заботилсяО жизни спутников милых.Скажи мне об Одиссее, благосклонная Муза! 4-й ученик Песнопевец: Старый, верный Вяйнямейнен, Вековечный прорицатель, Распевал свои он песни, Песни мудрости великой. У: - Народ любил своих героев, наделил не только прекрасной внешностью, красивы были ихих поступки.На уроке предстоит решить такую художественно-исследовательскую задачу : «Каков идеал героя разных народов в древности?» Найдите в «Современном толковом словаре русского языка» объяснение значения слова «идеал». Д : - « (от греч. Idea – стремление, идея.) Высшая степень совершенства, предел стрем- У: Алгоритм работы по решению художественно – исследовательской задачи урока: I этап– «Погружение в эпоху древности» пройдет в форме защиты групп своего исследования «Исторический опыт народа». II этап – «Образ героя эпоса» (сравнительное сопоставление). III этап – Вывод-ответ на проблемный вопрос. Итак, как говорили древние греки: «Пусть же попутные ветры несут нас к намеченной цели!» У: Эпос каждого народа своеобразен. Появление героя эпоса связано с историей народа. Каждая группа провела исследование, пользуясь историческим методом, по первоисточникам и критической литературе по направлениям:
I группа: В былине содержится доказательство о принятии на Руси христианства («Схватил он колпак земли греческой», т.е. головной убор христиан в Византии). Бог вселяет веру в народ, вдохновляет Добрыню Никитича на победу. Правил Русью князь Владимир, которого народ величал «Красно-Солнышко». Именно его племянницу спас богатырь от Змея. На русскую землю совершали набеги кочевые племена и брали в полон людей русских. II группа: Древние якуты имели свое представление о мироустройстве. Они делили мир на Верхний, где правили небожители; свою землю называли Средним миром, а Нижний мир считали убежищем абаасы.. Похищение женщин считалось большим оскорблением, ведь женщина олицетворяла тепло семейного очага (« В ужасе завопил Нюргун Боотур: « Беда мне!») Более развито было скотоводство. В почете крепкий и сильный конь, как у Нюргуна Боотура («Мчался конь падучей звездой.») А о занятиях охотой и рыболовством в олонхо не упоминается. Жизнь племени людского была очень трудная из-за суровых природных условий и стычек с тунгусскими племенами. III группа: Древние греки считали, что миром правят боги, живущие на горе Олимп (« … так было, конечно, угодно Могучему Зевсу»). В тексте упоминаются:
(« Яркий огонь разложив, совершили мы жертву»). Священным в Древней Греции был закон гостеприимства («Вперед беззащитных гостей ты не губи и не ешь.») Эллины занимались скотоводством (« … пас он баранов и коз») , виноделием («чашу вина золотого ему предлагая…»), были мореходами (« К берегу близкому скоро пристав с кораблем …»). Поэма повествует о возвращении Одиссея с Троянской войны. IV группа: Потомки Калевы очень любили свою Родину, северную природу: «… росла сосна в лесочке, Ёлка там была на горке, Серебро - в ветвях сосновых, Золото – в ветвях у елки.» Они противопоставляли ее Похъеле - холодному царству льда, снега и мрака. «Там застыл морозный воздух, Зайцы снежные там скачут, Ледяные там медведи На вершинах снежных бродят.»Своим верховным богом считали Укко. Верили, что у каждого предмета есть свой дух.Медведь служил татемом. Люди называют его ласково: «Отсо, яблочко лесное». Лес для народа – не просто лес: в нем заключено их будущее. Ведь лес – это земля для посева В поэме очень подробно описаны процессы труда. Особое место отведено рассказу как получили железо. Древние карелы занимались скотоводством, земледелием, охотились на дичь. У: Исторический опыт народа составляет национальную специфику героического эпоса. Это значит, что у каждого народа были свои боги, обычаи, враги. Вывод: Древний человек нуждался в защите от природных явлений и врагов. Он мечтал о счастливой жизни и свою мечту воплотил в образе героя эпоса.
У: Сопоставление образов героев проведем по горизонтали , т.е. исходя из содержания произведений, по таким сквозным направлениям: Родина –Герой --- Народ Враги--- Герой --- Подвиг и по вертикали , т.е. по форме произведений (форма есть выражение содержания).
Д: Борьба героя и силами Зла составляет содержание этих произведений. У: Что олицетворяют враги?Д (1 группа): Змей олицетворяет внешних врагов. Используются эпитеты «Змея проклятая»,«Змеище - Горынище».Д (2 группа): « Абаасы – все враждебное человеку, все противное его интересам»(по «Якутскому словарю» Пекарского). В олонхо он назван: « кровожадный вор», « разбойник о трех тенях». Он был чудовищем: «Там, где быть должна его голова Ржавый расплющенный шлем, Схожий с гнездом орла. Да мелькнула трижды черная пасть. Да блеснули зеленой синевой Кривые клыки его».Д (3 группа): Циклоп олицетворяет грубую физическую силу. Это огромный одноглазый великан, «казался лесистой, дикой вершиной горы». Циклоп сравнивается с «бешеным зверем»,Д (4 группа): Старуха Лоухи, Похъелы хозяйка, коварна, лжива. Она обманом завладеласокровищем народа – чудесной самомолкой Сампо, обрекая людей на голодную жизнь:«Изведу народ твой мором И весь род твой уничтожу». Лоухи - символ мрака, бедности, несчастий. Вывод : Люди преодолевали препятствия на жизненном пути. Представляли их в виде сильных чудовищ, которых мог победить только более сильный герой.
1. 2. 3. 4.
Условные обозначения: Герой, представитель народа. У: «Расшифруйте» эту блок-схему. Д: 1 схема : И былина, и олонхо, и поэма, и руна начинаются с повествования о вероломном поступке врагов. 2 схема: Герой встает на защиту своего народа. Противники сходятся в поединке. 3 схема: Герой одерживает победу над врагом. 4 схема: Торжествует Добро. У: - Что является кульминацией? Д: Поединок героя с врагом – это кульминация произведений. У: Выразительно прочитайте эпизод «Поединок». Как показана сила противников? Д (1 группа): Бой Добрыни Никитича со Змеем в былине описан кратко: « Они дрались со Змеею тут трои сутки, Он подрался со Змеею еще три часа, Он побил Змею да ю проклятую,- Та Змея, она кровью пошла». Для показа силы противников используется гипербола. Д (2 группа ): В олонхо бой Нюргуна Ботура с Абаасы показан подробно: « Тридцать дней и ночей подряд колотили друг друга они». Кроме гиперболы есть элементы фантастики: «Прекрасное Нюргуна лицо, Исказилось от гнева оно. Кверху скосился левый глаз, Книзу скосился правый глаз. Искры потрескивали в волосах, Вспыхивал синий огонь…» Все это составляет национальное содержание олонхо. Д (3 группа ): Одиссей победил Циклопа силой ума. Не оставляют героя и боги, восхищенные его мужеством, выдержкой и хитростью. Одиссей оставил чудовище в дураках три раза». Д (4 группа): В руне бой краткий, так же применяется гипербола: «Старый, верный Вяйнямейнен Тащит руль из глуби моря, Им чудовище ударил, Отрубил орлице когти. С крыльев сотня повалилась, с тела тысяча упала.»Вывод: Фантастика и гипербола - это средства выражения героического .У: Какова проблематика произведений? Д (1 группа ): Русский богатырь сражался за Забаву Путятичну, за русский народ. Он наказал Змея за вероломство и обман. Добрыня Никитич ставил превыще всего свой воинский долг. В этом он похож на Оловянного Солдатика из сказки Андерсена. Д (2 группа): Нюргун Боотыр вступил в бой, спасая свою похищенную сестру-красавицу Айталын- Куо, за свое племя. Иначе и быть не могло,ведь богатырь был спущен с Верхнего мира для защиты людей. Д (3 группа): Одиссей наказал Циклопа за святотатство, за нарушение закона гостеприимства. Он вступил в схатку с врагом за своих товарищей,а значит, за свой народ. Д (4 группа): Вяйнямейнен поставил своей целью вернуть чудо-мельницу Сампо, он был верен своему народу. Вывод: В поступках героев раскрывается их внутренняя красота. Подвиги совершены во имя народа, по велению души.
Прочитайте наизусть заключительные слова героев. Д (1 группа): « Не летать тебе да на святую Русь, Не копить полонов да русских!»Д (2 группа): «Я забить, завалить хочуДорогу в подземный мир.Чтоб не вырывались оттуда к нам Погибель, смерть и беда!» Д (3 группа): «Если. Циклоп, у тебя из людей земнородных кто спросит, Как истреблен твой единственный глаз, ты на это ответствуй: Царь Одиссей, городов сокрушитель, героя Лаэрта Сын, знаменитый властитель Итаки, мне выколол глаз мой». Д (4 группа): «Ой ты, Укко, бог верховный, Будь для чад своих подмогой. Выстрой каменную крепость С двух сторон родного края, Чтоб злодей не смог бы тронуть, Враг плодов не смог похитить Никогда, пока на небе Золотой блистает месяц!» Вывод: Идейное содержание произведений героического эпоса заключается в победе сил Добра над Злом. Каждый народ мечтал о счастье. Носителем идеи счастья и был герой. В этом проявляется общность героического эпоса разных народов.
«Единство содержания и формы произведений героического эпоса»:
Вывод: В жанре героического эпоса содержание и форма помогают раскрыть образ героя. IV. Работа в группах. Заполнение маршрутных листов. V. Вывод –решение художественно – исследовательской задачи. 1. Отчет руководителей групп. Руководитель 1 группы: Русский народ считал своим идеалом воина-защитника: смелого, готового защитить свой народ, отдать жизнь за Родину. Смысл его жизни – защита Отчизны. Руководитель 2 группы: Древние якуты выбрали своим идеалом воина недюжинной силы, беспощадного к врагам, уважительно относящегося к женщине. Руководитель 3 группы : Древние греки воспели ум Человека, который может сразиться даже с потомками богов.(Циклоп был сыном Посейдона - бога морей). Руководитель 4 группы : В «Калевале« показан идеал Человека, который трудолюбив, мудр. Он, прежде всего,Учитель, готовый повести народ за собой. У: Вы выделили основные черты идеала Человека разных народов. В этом национальная специфика произведений героического зпоса. 2. Ответ на проблемный вопрос. У: А что составляет общность в понимании идеала Человека разными народами? Д : Все народы ценят такие черты, как мужество, силу духа, любовь к своему народу. Вывод: Получился обобщенный образ идеала Человека разных народов в древности. Это носитель Добра. У него высокое предназначение – очистить родную землю от зла, и тогда наступит счастливая жизнь. VI. Итог урока. У: Прошли века, но до сих пор человечество восхищается подвигами героев, древними творениями. А для чего нам, современным людям, нужно знать эти произведения? Д: Нужно брать с героев пример, учиться у них любить Родину. В наше время у людей тоже есть враги. Самый страшный из них - терроризм. Террористы – это чудовища в человечьем обличии. Нужно защитить мир от них. У: Произведения героического эпоса – это сокровищница человечества, кладезь мудрости народной, живительный источник, припадая к которому, мы черпаем все чистое и святое. Уже много веков люди с интересом читают эти предания, а так бережно сохраняют только очень дорогое для всего народа.Error: Reference source not foundError: Reference source not found |
Осетинский эпос | Адыгский | Карачаево-Балкарский | Абхазский | Вайнахский | Описание |
Агунда | Ахумида/Акуанда | Агунда | Гунда | - | Гордая красавица, за сердце которой бьются все нарты |
Ахсар | Пиджа | - | - | - | Брат-близнец прародителя нартов |
Ахсартаг | Пидгаш | Схуртук | - | - | Прародитель крупного нартского рода |
Ацамаз | Ашамэз/Ачемэз/Ащамэз | Ачей улу Ачемез | Шамаз/Ашамаз | Ачамаз/Ачамза | Могучий нарт, обладатель волшебной свирели, во многих эпосах муж Агунды |
Ацырухс | Адиюх | Ак-билек | Кайдух | - | Жена нарта Сослана (Сосруко, Сосурука, Сасрыквы), которая излучает яркий свет своей ладонью |
Батрадз | Батараз/Батэрэз | Батырас | Цвицв/Патраз | Бятар/Патарз | Нарт-герой с железным телом, совершает множество подвигов |
Бедзенаг-алдар | Бадыноко | Бедёне | - | - | Пришлый нарт, аскет, наибольшое значение имеет в адыгском эпосе |
Бедуха | Бадах | - | - | - | Первая жена Сослана (Сосруко) |
Дзерасса | Мигазеш | Асеней | - | - | Жена Ахсартага (Пидгаша, Схуртука). Мать старейшины нартов |
Курдалагон | Тлепш | Дебет | Айнар-ижьи | - | Бог-кузнец, покровитель и помощник нартов |
Насран-Алдар | Насрен-жаче/Насрен | Нэсрэн | Абрскал | - | Один из нартских старейшин |
Сослан | Сосруко | Сосуруко/Сосурук | Сасрыква | Сеска Солса/Пхармат | Главный герой абхазского, адыгского и осетинского эпосов, нарт-герой |
Тотраз | Тотреш | - | Татраш | - | Соперник Сослана (Сосруко, Сасрыквы) |
Уархаг | Дада | - | - | - | Праотец одного из нартских родов |
Урызмаг | Уазырмес | Ёрюзмек | Хважарпыш | Урузман | Старейшина нартов, самый старший и мудрый богатырь, муж матери всех нартов |
Хамыц | Имыс | Хымыч | Хмыщ/Кун | Хамичи/Хамчи | Брат-близнец старейшины всех нартов, заносчивый нарт, отец Батраза (Батыраса, Батараса, Цвива) |
Челахсартаг | - | Гиляхсыртан (Ширдан) | - | - | Богатый нарт, которому бог-кузнец сделал медный шлем, чтобы заменить потерянную часть черепа |
Шатана | Сатаней-гуаша | Сатанай-бийче | Сатаней-гуаша | Села Сата | Мать всех нартов, мудрейшая из женщин, замужем за нартским старейшиной, один из центральных персонажей всех эпосов |
Шаууай | Карашауей | Карашаууай | Шауей | Кинда Шоа | Светлый герой, сторонится шумных пиров, совершает множетсво подвигов. Центральный герой карачаевского эпоса |
Ширдон | Тлебиц-коротыш | Гиляхсыртан (Ширдан) | Шаурдын/Батакуа | Боткий Ширтка/Селий Пира | Нарт-хитрец, которого изводят собратья. Славится своим умом, часто сам строит козни богатырям. |
уаиги | иныжи | эмегены | адауы | вампал | Злые одноглазые великаны, антагонисты в нартском эпосе (исключение - чеченская мифология) |
бицены | испы | жеки | ацаны | алмасты | Род маленьких людей-духов, живущих под землей и водой, часто вступают в родство с нартами, иногды строят им козни, иногда помогают |
Арфан | Тхожей | Гемуда | Бзоу | - | Антропоморфный конь главного героя, лучший друг, спаситель и советчик нарта |
Балсагово колесо | Жан-шерх | Железное колесо | - | - | Мифическое существо, убившее нарта Сослана (Сосруко, Сосурука) |
Ныхас | Хаса | Тёре | Реизара | - | Собрание нартов, на котором решаются важные вопросы |
Современность
Нартский эпос - достояние всего Кавказа. Он в значительной степени повлиял на культуру народов-носителей. Обычаи, описанные в нартском эпосе, находят свое отражение в повседневной культуре осетин, в несколько измененной форме - у адыгов, абхазов, карачаевцев и балкарцев. Именами героев нартского эпоса по-прежнему называют детей. Множество населенных пунктов получили свое название благодаря нартскому эпосу: к примеру, кабардинский поселок Нарткала или осетинское селение Нарт. В Абхазии до сих пор почитается могила Сасрыквы. В честь нартов называют футбольные клубы и команды КВН. Героям ставят памятники и пишут о них картины.
Михаил Абоев
Илья́ Муромец, или Илья́ Муровец (полное былинное имя Илья Муромец сын Ивана) один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий народный идеал героя- воина, народного заступника.. По данным украинских историков и первым исследованиям, что были проведены в КПЛ, в 17-м веке, его малой родиной было древнее селение Моровийск (современное село Моровск, Козелецкого р-на, Черниговской обл. Украины) на Черниговщине, недалеко от древней «духовой дороги», что ведет с Чернигова в Киев.
Прототипом былинного персонажа некоторыми исследователями считается исторический силач по прозванию «Чоботок», родом из Мурома, принявший монашество в Киево-Печерской лавре под именем Ильи, причисленный к лику святых православной церкви как « преподобный Илия Муромец» (канонизирован в 1643 году) Илия Печерский. По этой теории Илья Муромец жил в XII веке и скончался в Киево- Печерской лавре около 1188 года. Память по церковному календарю 19 декабря (1 января. Современные антропологи и врачи-ортопеды при исследовании мощей Ильи подтверждают, что нижние конечности этого человека длительное время по каким-то причинам не действовали, вследствие или врождённого паралича или родовой травмы.
Он является главным действующим лицом не только наших былин, но и германских эпических поэм XIII в., основанных на более ранних сказаниях. В них он представлен могучим витязем, княжеского рода Ильей Русским. Мощи преподобного не менее ярко свидетельствуют о яркой воинской биографии.После вполне успешной воинской карьеры и, видимо, вследствие тяжелого ранения, Илья принимает решение окончить свои дни иноком и постригается в Феодосиев монастырь, ныне Киево-Печерскую лавру. Следует отметить, что это вполне традиционный шаг для православного воина - сменить меч железный на меч духовный и проводить дни в сражении не за земные блага, а за небесные.
Географические объекты Находящийся на полуострове Медвежий один из самых высоких водопадов России носит имя Илья Муромец. В районе Киева на Днепре находится Остров Муромец ландшафтный парк и любимое место отдыха горожан. Организации Киностудия детских и юношеских фильмов «Илья Муромец» Открытый паевой инвестиционный фонд «Тройка Диалог Илья Муромец» Техника Илья Муромец фрегат Российского императорского флота В 1913 году имя богатыря получил самолёт-бомбардировщик, созданный авиаконструктором Игорем Сикорским.
Живопись Илья Муромец персонаж картины Виктора Васнецова «Богатыри», под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники» он же написал картину «Витязь на распутье» «Илья Муромец на пиру у князя Владимира» картина В.П.Верещагина, Илья Муромец картина Николая Рериха, «Илья Муромец освобождает узников», Илья Муромец и голь кабацкая, «Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром», «Дар Святогора» картины Константина Васильева.
Основные черты русского героического эпоса были представлены былинами.
Былины – стихотворный героический эпос Древней Руси, отразивший события исторической жизни русского народа.
Былины, как правило, написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями.
Древнее название былин на русском севере – «старина». Современное название жанра – «былины» – было введено еще в первой половине XIX века фольклористом И.П. Сахаровым на основании известного выражения из «Слова о полку Игореве» – «былины сего времени».
Скачать:
Предварительный просмотр:
https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
50-пушечный парусно-винтовой фрегат «Илья Муромец» и чертеж его парусности Бомбардировщик Ту-160 «Илья Муромец»
Илья Муромец (бронепоезд, 1941) Илья Муромец - речной круизный трёхпалубный теплоход.
Россия, г. Муром. Скульптор: В.Клыков. Открыт в 1998 г. Высота памятника вместе с постаментом составляет 17 метров. В Окском саду, где любят гулять жители Мурома, стоит богатырь с мечом в руке. А вокруг высятся вековые деревья – дубы и вязы. Далеко внизу виднеется Ока, похожая на гладкую ленту. Народные сказания гласят, что Илья Муромец – непобедимый воин, готовый помериться силушкою богатырской с любой нечистью. За подвиги свои великий богатырь был причислен к лику святых.
29 мая во Владивостоке открыли памятник Илье Муромцу. С кульптором памятника Илье Муромцу был Константин Зимич.
Памятник Илье Муромцу в городе Екатеринбург.
Проект памятника "Илья Муромец и Соловей-разбойник" г. Брянск, 2010 г.
Живопись Илья Муромец - персонаж картины Виктора Васнецова «Богатыри» , под впечатлением былины «Илья Муромец и разбойники» он же написал картину «Витязь на распутье» «Илья Муромец на пиру у князя Владимира» - картина В.П.Верещагина, Илья Муромец - картина Николая Рериха, «Илья Муромец освобождает узников», Илья Муромец и голь кабацкая, «Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром», «Дар Святогора» - картины Константина Васильева.
Иллюстрация к былине «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром».
Добры́ня Ники́тич - второй по популярности после Ильи Муромца богатырь русского народного эпоса. Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире. Жена Настасья, дочь Микулы Селяниновича. Былины нередко говорят о его долгой придворной службе, в которой он проявляет своё природное «вежество». Часто князь даёт ему поручения: собрать и перевезти дань, выручить княжую племянницу и проч.; часто и сам Добрыня вызывается исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри. Добрыня - самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения и отличающийся не только храбростью, но и дипломатическими способностями. Добрыню иногда величают князем, а иногда племянником Владимира Красного Солнышка. Историческим прототипом Добрыни Никитича считают воеводу Добрыню, дядю и воеводу князя Владимира, брата его матери Малуши. Он умён, образован и отличается разнообразием дарований: он ловок, на ножку повёрток, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поёт, играет на гуслях.
Как правило, образ Добрыни очерчен в былинах ярко и определённо. Он обладает мужеством и огромной физической силой (уступая в этом отношении одному только Илье Муромцу). Но в одном отношении Добрыня превосходит всех богатырей: он отличается «вежеством», то есть учтивостью и дипломатичностью. Перечисленные исследования сюжетов, прикреплённых к имени Добрыни Никитича, позволяют сделать следующие выводы о былинной истории этого богатыря. В дотатарском периоде существовали предания и песни, в которых значительную роль играл родственник и воевода князя Владимира I Святославича Добрыня. Наиболее древний мотив, прикреплённый к имени Добрыни Никитича в былинах, - его роль как змееборца и свата. В обоих сюжетах ещё могут быть отмечены кое-какие исторические отголоски.
Первый сюжет был обработан в былину, по-видимому, на севере, в Новгородской области, о чём свидетельствует новгородское предание о змияке. Может быть, и основная былина о добывании Добрыней Никитичем жены (Рогнеды) для Владимира сложилась на севере и затем вошла в киевский цикл. Былина о Добрыни Никитиче в отъезде - не что иное, как восточная сказка, прикрепившаяся к имени Добрыни; неблаговидная роль Алеши Поповича указывает на позднее время (не раньше XVI века) внесения этой сказки в былинный эпос, когда он вошёл в репертуар скоморохов.
Былина о Марине - переделанный в былину сказочный сюжет о жене-чародейке. Если имя Марины одновременно переделке сказки в былину (что довольно вероятно, по отсутствию вариантов имени и некоторым деталям, например, обращению Марины в сороку), то былина, может быть, сложена в XVII веке. Наконец, имя Добрыни Никитича внесено и в песню безымянную, не относящуюся к былинам. Это - песнь о добром молодце и реке Смородине. Мотивом введения имени Добрыни Никитича (вместо доброго молодца) послужило то, что Добрыня в былинах также подвергается опасности утонуть в реке Пучае.
По данным С. Н. Азбелева, насчитывающего 53 сюжета героических былин, Добрыня Никитич является главным героем шести из них (№ 14-19 по составленному Азбелевым указателю). 14. Поединок Добрыни с Ильёй Муромцем 15. Добрыня и Змей (в большинстве вариантов Добрыня не только бьётся со Змеем, но и освобождает из плена племянницу князя Владимира Забаву Путятичну) 16. Добрыня и Маринка 17. Добрыня и Настасья 18. Добрыня и Алёша («Добрыня в отъезде», «Добрыня на свадьбе своей жены») 19. Добрыня и Василий Казимирович По некоторым сюжетам число отдельных вариантов, записанных от разных сказителей, исчисляется десятками (особенно популярны № 15, 18, 19, 24). Сюжеты № 16 и 17 известны в единичных записях. Добрыня Никитич играет важную роль в былинах о Дунае Ивановиче (№ 23 и 24 по составленному Азбелевым указателю ). 23. Поединок Дуная Ивановича с Добрыней Никитичем 24. Дунай Иванович - сват (Дунай и Добрыня добывают невесту для князя Владимира)
Добрыня Никитич - остров архипелага Норденшельда. Добрыня Никитич (Ребуншири) - гора хребта Грозный на острове Итуруп Большой Курильской гряды С именем богатыря Добрыни связывают происхождение названия Добрынина острова. «Добрыня Никитич» - российский ледокол британской постройки. Портовый ледокол типа «Добрыня Никитич» - проект советских кораблей. «Добрыня Никитич» - прежнее название речного пассажирского теплохода «Прикамье», относящегося к типу «Родина». Изобразительное искусство Виктор Васнецов изобразил Добрыню в своих картинах «Богатыри» и «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918). Художник В. П. Верещагин написал картину «Бой Добрыни со Змеем Горынычем» для дворца великого князя Владимира Александровича, ныне Дом ученых в Санкт-Петербурге. И. Я. Билибин создал картины «Бой Добрыни со Змеем», «Добрыня Никитич освобождает от Змея Горыныча Забаву Путятичну». «Битва Добрыни Никитича со Змеем» - картина Константина Васильева.
Добры́ня Ники́тич - остров архипелага Норденшельда. Административно относится к Таймырскому району Красноярского края России.
Добрыня Никитич (Ребуншири) - гора хребта Грозный на острове Итуруп Большой Курильской гряды
Виктор Васнецов изобразил Добрыню в своих картинах «Богатыри» и «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918). Художник В. П. Верещагин написал картину «Бой Добрыни со Змеем Горынычем» для дворца великого князя Владимира Александровича, ныне Дом ученых в Санкт-Петербурге. И. Я. Билибин создал картины «Бой Добрыни со Змеем», «Добрыня Никитич освобождает от Змея Горыныча Забаву Путятичну». «Битва Добрыни Никитича со Змеем» - картина Константина Васильева.
В 1818 оду композиторы Катерино Кавос и Фердинандо Антонолини написали оперу «Добрыня Никитич, или Страшный замок». Персонаж оперы- фарса А. П. Бородина «Богатыри». Персонаж оперы Александра Серова «Рогнеда» В 1901 году композитор Александр Гречанинов написал оперу «Добрыня Никитич».
Эпизодическая роль в фильме « Илья Муромец ». В 1965 году на студии « Союзмультфильм » был создан мультипликационный фильм « Добрыня Никитич ». Анимационная студия «Мельница» при содействии кинокомпании СТВ выпустила полнометражные мультипликационные фильмы « Добрыня Никитич и Змей Горыныч » (в 2006 году) и « Три богатыря и Шамаханская царица », юмористически обыгрывающие образы из русских былин и сказок. В мультфильме «Князь Владимир» , присутствует исторический Добрыня - родной дядя князя Владимира. В 2011 году в прокат вышел фильм « Реальная сказка », где Добрыню сыграл Павел Климов.
Алёша Попович - фольклорный собирательный образ богатыря в русском былинном эпосе. Алёша Попович как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем. В украинских думах также встречается персонаж Алексий Попович . всего 53 сюжета героических былин, Алёша Попович является главным героем двух из них Кроме того, Алёша играет важную роль в популярной былине « Добрыня на свадьбе своей жены» (« Добрыня в отъезде», « Добрыня и Алёша» - № 18 по указателю Азбелева). Здесь Алёша - персонаж отрицательный. Как лицо общеизвестное, Алёша часто упоминается и в других былинах, обычно с указанием на его недостатки.
Алёша Попович - сын ростовского попа Леонтия. Алёшу Поповича считают своим земляком и в Пирятине (Полтавская область). о местному преданию, он часто бывал на Пирятинских ярмарках, помогал людям и имел богатырскую силу. Тарас Шевченко в один из своих приездов в Пирятин написал думу об Алёше Поповиче. Образ Алеши в Былинах
Происхождение образа
«Алёша Попович» назывался одно время пароход Володарский Художественная литература В 1801 году Николай Радищев издал поэму «Альоша Попович, богатырское песнотворение». Баллада А. К. Толстого «Алёша Попович» Изобразительное искусство Персонаж картины Виктора Васнецова «Богатыри» . «Алеша Попович» - картина Василия Верещагина, написанная для дворца великого князя Владимира Александровича (ныне Дом ученых в Санкт-Петербурге). "Алёша Попович" - эскиз Ивана Билибина. «Алеша Попович и красна девица» - картина Константина Васильева. Алеше Поповичу посвящена лубочная картина «Сильный богатырь Алёша Попович»
Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.). Ему свойственны удаль, натиск, сметливость, находчивость, хитроумие. Умел играть на гуслях. Алёша готов обмануть даже своего названного брата Добрыню, посягая на его супружеские права (Алёша распространяет ложный слух о гибели Добрыни, чтобы жениться на его жене Настасье Никулине).
Иногда на Алёшу переносятся черты, свойственные Вольге Святославичу: рождение его сопровождается громом; Алёша-младенец просит пеленать его не пеленами, но кольчугою; затем он немедленно просит у матери благословенья погулять по белу свету: выясняется, что он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей и т. п.
Наиболее архаичным сюжетом, связанным с Алёшей Поповичем, считается его бой с Тугарином. Алёша Попович поражает Тугарина по дороге в Киев или в Киеве (известен вариант, в котором этот поединок происходит дважды). Тугарин грозит Алёше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, спалить огнём-пламенем, застрелить головнями или проглотить живьём.
www.allbest.ru www.ru.wikipedia.org www.yandex www.byliny.ru images. yandex .ru www.coolreferat.com www.russianplanet.ru www.trip-guide.ru vbryanske.com
Читайте: |
---|
Популярное:
Эскадренные миноносцы ссср![]() |
Новое
- К чему снится сало женщине
- Ольга седакова: неизвестная знаменитость
- Что значит сон, в котором вы пили воду — нюансы толкования
- Значение имени Аврора. Толкование имени. Аврора – значение имени Женское имя аврора значение
- К чему снится борода на лице у ребенка
- Княгиня зинаида николаевна юсупова
- Смысл жизни и судьба человека Наш мозг принимает решения раньше, чем сознание
- Нейтринная обсерватория Баксанская Нейтринная Обсерватория
- Нельзя фотографироваться на мосту: откуда взялось это суеверие
- Игры для развития речи Интересные игры по развитию речи