Главная - Рыбалка
Источником информационно психологического воздействия на человека является. Методы противодействия информационно-психологическому воздействию на поведение социальных групп. проведения беседы с офицерами и прапорщиками

ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ НА ПОВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП Албаков Ахмет Магаметбаширович

студент


Финансовый университет при Правительстве РФ

Россия, г. Москва

[email protected]
Аннотация : В статье рассмотрены алгоритм и методы противодействия информационно-психологическому воздействию на поведения социальных групп, приведена их классификация, а так же определены общие правила и принципы реализации технологии воздействия в социальной среде, исходя из процессов, реализуемых субъектом, на которого оказывается воздействие.

Ключевые слова : информационная война, информационное воздействие, информационная безопасность, манипулирование поведением, информация

Техника целенаправленного ведения массовых пропагандистских мероприятий и методов информационно-психологического воздействия на социальные группы развивалась на протяжении всей истории человечества.

Информационно-психологическое воздействие, в самом общем виде, возможно рассматривать как сложный согласованный комплекс мер политического, экономического, организационно-технического и военного характера, а также разведывательно-подрывных и информационно-пропагандистских акций, осуществляемых для оказания воздействия на отдельных лиц и различные категории населения, личный состав вооруженных сил, работников структур государственной власти и управления страной или отдельными регионами, членов политических партий, общественных организаций и движений с целью изменения их чувств, психических состояний, мнений, отношений и поведения таким образом, что это способствует достижению целей , выгодных для отдельных лиц, групп, социальных организаций, определенных государственных или других структур страны-субъекта этих операций.

Объектами информационно-психологического воздействия могут быть: отдельные личности, население, правительства и армии враждебных, дружественных и нейтральных стран, а в некоторых ситуациях население и армия своей страны. Информационно-психологическое воздействие проводится в мирное и военное время, а также в кризисных ситуациях.

В зависимости от применяемой информационной техники можно выделить несколько средств информационно-психологического воздействия :

Устное воздействие, в том числе и с применением акустических средств усиления голоса и шумовых эффектов;

Воздействие, связанное с применением печатной продукции;

Воздействие с использованием телевидения и радиосвязи. У телевидения практически неограниченные возможности формирования сознания масс. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать – утверждает русская пословица. Просматривая телевизионные передачи, происходит своеобразное психическое заражение определенными состояниями, реагирование на неосознаваемые воздействия (подкорковые стимулы);

Воздействие, основанное на применении компьютерных технологий и Интернета. В данный момент уже не вызывает сомнений тот факт, что воздействие, которое может Интернет оказать на личность пользователя, является более глубоким и системным, чем воздействие любой другой технологической системы. Сюда же относится воздействие компьютерных игр на психику и сознание человека.

Различают несколько видов информационно-психологического воздействия:

Самопроизвольные воздействия, обусловленные технологическими режимами функционирования тех или иных информационных систем (например, электромагнитные излучения коммуникационной, компьютерной или телевизионной техники);

Преднамеренные манипулятивные воздействия на личность с целью явного или скрытого побуждения к определенным действиям (информационно-пропагандистское и др.).

Информационно-пропагандистское воздействие – это массированное активное воздействие словом, информацией с целью формирования –определенных взглядов, убеждений.

Информационно-психологическое воздействие может осуществляться на двух уровнях : теоретико-идеологическом и обыденно-психологическом. Теоретико-идеологичекий уровень предполагает борьбу мировоззрений, научных концепций, культурных ценностей и здесь в основном идет воздействие на интеллектуальную сферу личности посредством пропаганды, дезинформации, применения логической аргументации, т.е. использывания методов убеждения.

На обыденно-психологическом уровне борьба идет за массовые настроения и предпочтения, и здесь используют метод внушения и средства подавления. Если убеждение – это активное осмысливание и принятие информации в зависимости от приводимых аргументов, то внушение в отличие от убеждений проникает в психику человека без активного внимания, без переработки и укрепляется, как предмет пассивного восприятия.

Одним из высших способов информационно-психологического воздействия на человека, способом манипулирования является информационная война -- согласованная деятельность по использованию информации как оружия для разрушающего воздействия на противника в различных сферах: экономической, политической, социальной и на поле боя. Информационная война – война нового типа, ее основным объектом являются не только информационные системы, но, прежде всего, сознание людей, их поведение и здоровье. То есть информационная война предполагает как воздействие на информационные системы и инфраструктуру противника, так и на психологическую структуру государства, общества и личности.

Ведение информационных войн предполагает наличие и использование определенных средств борьбы, то есть оружия.

Информационное оружие, воздействующее непосредственно на человека, специалисты делят на два вида:

1) Информационно-психологическое оружие обращенное прежде всего на сознание человека и уже через него воздействующее на поведение, убеждения, мотивы и потребности, нравственные установки, отношение к тому, что происходит в обществе. В качестве такого оружия могут использоваться все средства массовой информации, Интернет, публичные выступления, беседы, внушение, гипноз и т. п.

2) Энергоинформационное оружие воздействующее на физиологию и психофизиологию человека, минуя его сознание. Человек не осознает факта воздействия, но в зависимости от его вида начинает ощущать либо бодрость, уверенность в себе, либо подавленность, тревогу, страх, агрессивность на фоне утраты способности контролировать свои действия. В природе подобное психофизическое воздействие могут оказывать, например, солнечные вспышки, влияющие на биоэлектрическую активность мозга и общее состояние человека.

В качестве источников энергоинформационного воздействия могут применяться радиолокационные системы, космические аппараты, низкочастотные и высокочастотные генераторы, биолокационные установки, химические и биологические средства и другие устройства.

С помощью энергоинформационного оружия можно изменить поведение людей, например, снизить или «разжечь» накал демонстраций, беспорядков и этим повлиять на текущие социальные процессы.

Цели информационных войн и применения информационного оружия – завоевание превосходства над противником и нанесение ему поражения как в конкретном акте противостояния или отдельной боевой операции, так и во внешней и внутренней политике, экономике, обороноспособности страны в целом.

Задачи применения информационного оружия:

подрыв международного авторитета государства, его сотрудничества с другими странами; манипулирование общественным сознанием внутри страны, создание атмосферы бездуховности и безнравственности, негативного отношения к национальному наследию; провоцирование политической напряженности и хаоса внутри страны, инициирование этнических и религиозных столкновений, забастовок, массовых беспорядков и других акций протеста; дезинформация населения об истории страны, о работе государственных органов, подрыв их авторитета, дискредитация всей системы управления; нарушение системы управления войсками, вооружением и военной техникой, объектами повышенной опасности; нанесение серьезного ущерба жизненно важным интересам государства в политической, экономической, социальной и других сферах деятельности.

Все перечисленные изменения, происходящие в сфере взаимоотношений человека с естественными, но еще большей степени – с искусственными информационными средами, сводятся в основном к необходимости осмыслить и решить две задачи:

1. Создать систему экологического контроля глобальной информационной среды человека, так как генетически обусловленные механизмы внушаемости не могут обеспечить ему возможности выжить в тех условиях, которые формируются современными средствами информационного воздействия.

2. Возникает задача защитить психику человека с помощью формирования у него информационной культуры. Очевидно, что человек не должен воспринимать получаемую информацию как истину в конечной инстанции, но не должен отгораживаться от нее. Важно научиться интерпретировать информацию, понимать ее суть, принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу, находить требуемую информацию в различных источниках, систематизировать ее, находить ошибки в получаемой информации, воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы, устанавливать связи, вычленять главное в информационном сообщении.

Формирование информационной культуры является первостепенной задачей вузовских библиотек, так как именно они располагают огромным совокупным информационным и научным потенциалом, который уже сейчас позволяет формировать теорию и практику информационно-психологической защиты в рамках ноосферного мышления.

проведения беседы с офицерами и прапорщиками

Тема: « И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ЛИЧНОГО СОСТАВА ОТ НЕГАТИВНОГО ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ»

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

1) Информационная безопасность: сущность и содержание.

2) Роль и место психологических операций в информационной войне.

Время — 2 часа

Метод – рассказ, беседа.

Место проведения – учебный класс

Цели занятия :

  1. Разъяснить сущность и особенности психологического воздействия на войска.
  2. Формировать у пограничников навыки работы с различными видами социальной информации.
  3. Воспитывать у пограничников качества необходимые для противодействия негативного информационно-психологического влияния со стороны противника.
  4. Формировать психологическую готовность переносить трудности в условиях учебной и служебной деятельности.

3). Защита личного состава от негативного информационно-психологического воздействия.

ВВЕДЕНИЕ

Структурные изменения в мировом порядке, происходящие в течение последних нескольких лет, привели к кардинальному изменению геополитического положения и расстановки сил в мире. Сегодня мировое сообщество находится на этапе перехода от противостояния двуполярной структуры «Восток — Запад» к новым международным отношениям, которые открывают большие возможности для конструктивного сотрудничества, урегулирования спорных вопросов и конфликтов политическими средствами, путем диалога, взаимоприемлемых компромиссов.

Для России происшедшие изменения в гораздо большей степени, чем для других государств, оказали самое прямое и кардинальное воздействие практически на все стороны ее международного и внутреннего положения, в том числе и на подход к проблемам национальной безопасности.

Безопасность — сложнейшее социально-политическое явление, смысл которого любому представляется вполне понятным. Это прежде всего отсутствие опасности жизненно важным интересам, представляющим собой совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

До недавнего времени и в теории, и на практике основное внимание уделялось обеспечению военной безопасности государства. Сегодня уже стала очевидной ограниченность данного подхода, так как научно-техническая революция привела к созданию информационного сообщества, где одним из главных факторов владения современным миром, основным инструментом власти считается информация. Информация становится стратегическим национальным ресурсом, одним из основных богатств государства. Однако быстрое совершенствование информационных технологий, проникновение их буквально во все сферы жизнедеятельности людей повлекли, помимо несомненных преимуществ, и появление ряда стратегических проблем.

Важнейшей среди них стала необходимость обеспечения информационной безопасности личности, общества, государства и его институтов. Анализ процессов в этой сфере свидетельствует о появлении новых видов войн — информационных, поражение в которых несоизмеримо по своим последствиям с поражением в обычной войне. Неспособность обеспечить надежную защиту информации, своих национальных духовных ценностей может привести к разложению социальных институтов государства, в том числе и силовых структур, ставит под сомнение историческую перспективу развития любого общества.

В общей системе обеспечения информационной безопасности государства должны решаться и проблемы информационной безопасности войск. наряду с другими, основными направлениями этой деятельности в органах и войсках ФПС России, является защита личного состава от негативного информационно-психологического воздействия и противодействие психологическим операциям, направленным на снижение морального духа личного состава.

ВОПРОС 1. Информационная безопасность: сущность и содержание

Еще в древнем мире пришли к выводу, что воздействие информацией пред­ставляет собой мощное оружие. В Китае, например, еще в четвертом веке до нашей эры осуществление информационного воздействия на противника счита­лось частью военного искусства.

Для достижения победы воюющие стороны распространяли слухи о преоб­ладающем числе своих войск, о якобы задуманном маневре сил и средств, о лояльном обращении с пленными, о наличии но­вого оружия, демонстрировали военную мощь, создавали и распространяли мне­ние о непобедимости и т.д. Поступая таким образом, они стремились оказать ин­формационное давление на сознание, чувства, волю гражданского населения, вои­нов противника с целью изменить их взгляды, отношения, поведение и тем самым, мобилизовать свой потенциал и деморализовать противника.

Сегодняшняя действительность настоятельно требует по новому подходить к проблемам национальной безопасности. Все более очевидным становится тот факт, что в противоборстве отдельных государств и целых их коалиций вырисовывается феномен нового явления.

Все большую и большую значимость приобретает так называемое «несмертельное» оружие, к числу которых относится и информационно-психологическое. Широкая информатизация вооруженных сил создала качественно новую ситуацию в развитии военного дела. Наглядной иллюстрацией этого служат вооруженные конфликты и войны последних десятилетий 20-го века, особенно события в зоне Персидского залива. Их анализ со всей очевидностью свидетельствует о том, что ход и исход боевых действий любого масштаба в современном мире определяются искусством ведения информационной войны.

Современная научно-техническая революция произвела подлинный переворот в информационной борьбе: более активно и глобально стали проводиться психологические операции, развивается радиоэлектронная борьба, интенсивно внедряются новые информационные технологии, все более масштабными становятся ее последствия.

Итак, информационная война — представляет собой действия, предпринимаемые в целях достижения информационного превосходства путем воздействия на информацию, основанные на информа­ции процессы, информационные системы и компьютерные сети противника, при одновременной защите своих собственных, основанных на информации процессов, информационных систем и компьютерных сетей.

Следует различать два направления информационной войны: информационно-техническую и информационно-психологическую.

В информационно-технической войне главными объектами воздействия и защиты являются информационно-технические системы: связи, телекоммуникации, радиоэлектронные, компьютерные и другие.

В информационно-психологической войне главными объектами воздействия и защиты являются психика личного состава и населения противостоящих сторон; системы формирования общественного мнения и принятия решений.

Изучение вооруженных конфликтов второй половины 20-го века показывает, что произошел перенос усилий в сторону применения сил и средств информационно-психологического воздействия, причем на более ранний период, то есть до начала боевых действий, появились новые способы их применения.

Человеку кажется, что он думает о том, о чем хочет, а поступает так, как думает. На самом деле его жизнь постоянно находится в зависимости от поступающей внутренней и внеш­ней информации. Именно в этом смысле может идти речь о новом, наиболее современном, не смертельном виде оружия, а именно — информационном. Это прежде всего специально подобранная информация, под воздействием которой человек выполняет заранее запланирован­ные со стороны других (воздействующих) социальных субъектов действия. Как правило, поведение человека зависит не непосредственно от данной ситуации, а от того, как она воспринимается его сознанием и обусловлено системой эталонов, психологических установок, которые принимаются под воздействием социальной среды и личного опыта, психологических факторов. Зная эту «систему», можно прогнозировать поведение людей, а создавая ее, — вызывать желаемое поведение. Составленная программа поведения человека требует не прямого, не явного, а скрытого, постепенного и систематического воздействия информации на психику, в первую очередь на эмоциональные и бессознательные сферы, в опреде­ленное время и в определенном месте.

Следует отметить, что проблема обеспечения информационной безопасности в нашей стране до недавнего времени не только не выдвигалась, но и фактически игнорировалась. В последние годы в России осознана необходимость обеспечения информационной безопасности. В составе Совета безопасности создана Межведомственная Комиссия по информационной безопасности, осуществляющая функции координации работ в этой области. Разработан проект Концепции (Доктрины) информационной безопасности Российской Федерации.

Под информационной безопасностью Российской Федерации принято понимать состояние защищенности жизненно важных интересов граждан, общества и государства в информационной среде. В свою очередь, информационная среда общества — это совокупность информационных ресурсов, система формирования, распространения и использования информации, информационной инфраструктуры.

Следует иметь ввиду наличие как внешних, так и внутренних угроз информационной безопасности, как совокупности факторов, создающих опасность функционированию и развитию информационной среды общества. В частности, к внешним угрозам можно отнести такие, как: стремление некоторых стран к доминированию в мировой информационной сфере; разработка рядом государств концепций «информационных войн», предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, стремление некоторых государств сократить использование русского языка как средства общения.

К числу внутренних угроз информационной безопасности следовало бы отнести: отсутствие исторического, политического и социального опыта жизни в гражданском обществе и правовом государстве, существенно затрудняющее процесс практической реализации конституционных прав и свобод граждан, в том числе и в информационной сфере; отсутствие заметных успехов в осуществлении экономических преобразований общества; разрушение нравственных ценностей российского общества.

К основным задачам обеспечения информационной безопасности целесообразно отнести:

  • определение жизненно важных интересов общества и государства в информационной сфере, выявление, оценка и прогнозирование угроз информационной безопасности;
  • разработку основных направлений государственной политики обеспечения информационной безопасности, комплекса мероприятий и механизмов реализации этой политики;
  • совершенствование нормативно-правовой базы; координацию деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в области обеспечения информационной безопасности;
  • совершенствование организации, форм, методов и средств предотвращения и нейтрализации угроз информационной безопасности и ликвидации последствий проявлений этих угроз;
  • обеспечение условий для активного участия в процессах создания и использования глобальных информационных сетей и систем.

За последние годы в Российской Федерации начато формирование базы правового обеспечения информационной безопасности на различных уровнях, развернута работа по созданию механизмов ее реализации в органах государственной власти и организациях.

Вместе с тем, анализ современного состояния информационной безопасности в различных сферах и областях жизнедеятельности личности показывает, что ее уровень не в полной мере соответствует потребностям общества и государства. Современные условия политического и социально-экономического развития страны вызывают обострение противоречий между потребностями общества в расширении свободного обмена информацией и необходимостью сохранения отдельных ограничений на ее распространение.

Недостаточная защищенность информационных ресурсов приводит к утрате важной политической, экономической, научно-технической и военной информации.

Необеспеченность прав граждан на доступ к информации, манипулирование информацией порой вызывают негативную реакцию населения, что в ряде случаев ведет к дестабилизации социально-политической обстановки в обществе.

В этой связи следует особо подчеркнуть, что реализация различного вида угроз информационной безопасности может создать препятствия на пути равноправного сотрудничества России с зарубежными странами, затруднить принятие важнейших политических, экономических и других решений, подорвать авторитет Российской Федерации на международной арене, нарушить баланс интересов личности, общества и государства, дискредитировать органы государственной власти, спровоцировать социальные, национальные и религиозные конфликты, инициировать забастовки и массовые беспорядки.

Для прогрессивного общественного развития страны, ее обороноспособности и пограничной безопасности наибольшую опасность представляют нарушения конституционных прав граждан на деятельность в информационной сфере; все виды разведывательной деятельности зарубежных государств; психологические операции вероятных противников; деятельность иностранных политических, экономических и военных структур, направленная против интересов Российской Федерации. Эти угрозы будут представлять особую опасность в условиях обострения военно-политической обстановки.

Наиболее чувствительной к негативному информационно-психологическому воздействию является сфера духовной жизни. Серьезной опасности подвергаются общественное сознание и политическая ориентация различных групп населения страны (регионов); система формирования общественного мнения и информирования населения о событиях социально-политической и экономической жизни страны. Поэтому предотвращение и нейтрализация угроз в этой сфере требуют решения с учетом культурных и исторических традиций нашей многонациональной страны. И лишь на этой основе возможно выявление наиболее реальных для конкретного региона угроз, оценка степени их опасности, определение основных направлений деятельности командования, штабов, структур по воспитательной работе по защите личного состава, созданию наиболее благоприятных условий для решения служебно-боевых задач.

ВОПРОС 2. Роль и место психологических операций в информационной войне

Информационное воздействие применялось еще в войнах рабовладельческих государств. Однако лишь с началом 20-го века оно приобрело наиболее четкие научные очертания.

Сегод­ня способы воздействия на образ мышления и поведения людей стали более совершенными, а в силу этого более действенными. Но цель их сохранилась — спо­собствовать достижению своих целей, решению конкретных задач посредством разнообразных способов и приемов изменения мнений, чувств и отношений, а в конечном итоге и поведения групп людей, являющихся объектом информацион­ной войны.

В настоящее время в западных странах весь комплекс мер информационно-психологического воздействия на войска, и население противника обозначается термином «психологические операции».

Термин «психологические операции» (вместо термина «психологическая война» представляет собой самостоятельный вид воздействия, эффективное оружие, применение которого может позволить вообще отказаться от военной силы.

В армиях НАТО организация психологических операций регламентируется директивами, уставами и наставлениями. Согласно руководящим документам НАТО, психологические операции — это спланированная психологическая деятельность в мирное и военное время, направленная на противника, дружественные и нейтральные аудитории в целях влияния на их поведение и отношения (взгляды), связанные с достижением определенных политических и военных целей.

. В армии США деятельность командиров в определении общих ориентаций, масштабов, интенсивности, форм и методов осуществления, информационных и психологических акций в рамках психологических операций регламентируется полевым уставом «Психологические операции» (1993г.). В нем психологические операции определяются как спланирован­ные операции по передаче иностранным аудиториям выборочной информации и установок с целью повлиять на их эмоции, мотивы, объективные сужде­ния и в конечном счете на поведение иностранных правительств, органи­заций, групп и отдельных личностей.

Психологические операции подразделяются на стратегические, оперативные и тактические. Стратегические — проводятся в глобальном масштабе для достижения долгосрочных целей, в интересах создания благоприятной обстановки для ведения боевых действий. Оперативные — осуществляются в определенных регионах и преследуют среднесрочные цели по поддержке военных кампаний или крупных военных операций. Тактические — реализуются с краткосрочными целями и направляются на поддержку боевых действий войск в тактическом звене. Весь этот целостный комплекс операций планируются и проводятся на основе решений главнокомандующих, командующих и командиров различных рангов в мирное и военное время.

В задачи психологических операций, проводимых в рамках информационной войны, входят:

— доведение дискретных сообщений до систем управления, разведки и связи противника;

— создание у противника представлений и мнений, которые могут быть использованы в интересах оперативной маскировки и дезинформации вражеского командования и разведывательно-информационных систем;

— информирование иностранного населения о целях, намерениях и бо­евой мощи американских войск (сил); снижение потерь среди мирного населения и минимизация ущерба гражданским объектам в ходе боевых действий;

— повышение эффективности демонстрации противнику боевой мощи сво­их войск призывами к сдаче в плен и усиление имиджа технологического превосходства США.

— снижение эффективности пропагандистских и дезинформационных кампаний противника против американских войск, дискредитация источни­ков нападок средств массовой информации на операции ВС США и/или многонациональных сил.

Основными задачами психологических операций, проводимых в рамках подготовки к вооруженному вторжению, считаются: убеждение общественного мнения в правильности военного вмешательства; воздействие на военно-политическое руководство противника и его союзников с целью заставить их отказаться или воздержаться от вступления в войну; подрыв доверия к руководству страны; взаимодействие с силами, ведущими борьбу в подполье; воздействие на население дружественных стран; содействие развитию доброжелательности населения нейтральных стран; подрыв морального духа, создание обстановки неуверенности и беспокойства среди личного состава армии противника, снижение его боеспособности; проведение аналитической работы по вскрытию уязвимых мест противника.

Сам термин «психологические операции» указывает на то, что для достижения целей подрывной деятельности широко привлекаются выводы психологической науки и, что они направлены, в первую очередь, на изменение психологических (психических) состояний противника.

Показательным примером эффективности информационно-психологического воздействия является военный конфликт в зоне Персидского залива в 1990-1991 гг. Обращает на себя внимание высокая информационно-техническая оснащенность подразделений психологических операций многонациональных сил. На их вооружении находились мобильные и стационарные технические средства. Информация, распространяемая с помощью телевидения и радио, являлась основным средством информационно-психологического воздействия. При этом приоритет отдавался американским средствам массовой информации. Например, передачи службы новостей Си-Эн-Эн, транслировались в более чем 90 странах. Для устойчивого приема программ западных радиостанций на территориях Ирана, Кувейта и Саудовской Аравии были установлены ретрансляторы большой мощности. Через них круглосуточно велись передачи радиостанции «Голос Америки» на арабском языке,передачи которой готовили специалисты 4-й группы психологических операций США.

В Ираке было распространено около 50 тысяч транзисторных радиоприемников с фиксированными частотами, на которых работали радиостанции подразделений психологических операций многонациональных сил.. Широко применялась и печатная продукция прежде всего листовки. Все средства информационного воздействия внушали идею о непобедимости многонациональных сил и абсурдности сопротивления им. При этом принимались меры по дезинформации противника относительно сроков начала наступления многонациональных сил. Результатом этой информационно-психологической кампании явилось то, что к началу военных действий до 40-60 процентов личного состава иракской армии были деморализованы или психически подавлены.

После завершения войны в Персидском заливе психологические операции различного масштаба осуществлялись для поддержки действий США и их вооруженных сил в Иракском Курдистане (1991 г.), в Сомали (1993 г.), в Боснии и Герцеговине (1993 г.), на Гаити (1994г.).

В настоящее время информационно-психологического воздействие в системе ПсО считают следующие:

  • печатные средства: — листовки, плакаты, газеты.
  • — радио и телевидение.
  • — кино-, видеофильмы, аудиоматериалы и другие носители видео- и аудиоинформации.
  • — звуковещание, которое считается одним из самых эффективных средств информационно-психологического воздействия.

Современный уровень развития аудиотехники дает возможность использовать синтезаторы голоса, звуков, шумов, отличающихся большой значимостью для людей. Например, военнослужащие неожиданно могут услышать голос известного политического деятеля своей страны, призывающего их оставить поле боя или даже повернуть оружие против своих сослуживцев.

Таким образом, командирам и начальникам всех уровней управления, офицерам воспитательных структур следует постоянно иметь ввиду, что в мире появилась новая форма борьбы между государствами и их коалициями, а именно — информационно-психологическое противоборство. Это оружие не убивает людей физически, не разрушает города и другие объекты, но позволяет добиваться победы с минимальными потерями. Оно представляет собой самостоятельный, эффективный и сравнительно дешевый вид оружия будущих войн.

ВОПРОС 3. Защита личного состава от негативного

информационно-психологического воздействия

Знание целей, задач, методов и средств осуществления психологических операций позволяет определить необходимые и эффективные меры по противодействию психологическим мероприятиям противника, направленным на подрыв морально- психологического состояния, дезорганизацию служебно-боевой деятельности органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации.

Эффективность работы по защите личного состава от негативного информационно-психологического воздействия и противодействию психологическим диверсиям противника будет в решающей степени зависеть от того, насколько удастся командирам (начальникам), офицерам по воспитательной работе на практике реализовать принципы упреждения, доходчивости и эмоциональной насыщенности проводимых мероприятий.

Организуя эту работу, следует иметь в виду, что морально-психологическое состояние личного состава представляет собой степень мобилизованности отдельных воинов и настрой всего воинского коллектива на решение поставленных служебно-боевых задач.

Морально-психологическое состояние органов и войск определяет­ся: глубоким осознанием военнослужащими целей, важности деятельнос­ти по охране государственной границы; моральной готовностью к вы­полнению служебно-боевых задач; высоким профессионализмом; психоло­гической устойчивостью; эффективностью системы управления органами и войсками, верой в своих командиров (начальников); своевременным и всесторонним обеспечением органов и войск.

Противодействие информационно-психологическому воздействию представляет собой систему согласованных и взаимосвязанных по це­лям, задачам, объектам и времени информационно-психологических и оперативно-профилактических акций и мероприятий.

Основными направлениями деятельности по информационно-пси­хологическому противодействию следует считать:

— изучение и анализ военно-политической, идеологической и мо­рально-психологической обстановки в стране, регионе, местах дисло­кации органов и войск ФПС России;

— сбор, обобщение и анализ данных о возможностях противника и других источников осуществлять информационно-психологическое воз­действие.

— прогнозирование вероятного характера и возможных последствий осуществляемых психологических операций и мероприятий информацион­но-психологического воздействия на войска;

  • разъяснение личному составу приемов и техники ведения про­тивником подрывной пропаганды.

— упреждающее информирование личного состава о складывающейся обстановке

  • участие в организации и проведении мероприятий агитацион­но-пропагандистской
  • — формирование и поддержание психологической устойчивости и готовности личного состава к выполнению задач по охране государс­твенной границы в любых условиях обстановки;

— индивидуальная работа с лицами, наиболее подверженными восп­риятию негативного воздействия со стороны противника;

Формы, методы и способы противодействия информационно-пси­хологическому воздействию зависят от уровня управления и организа­ции, наличия времени, сил и средств, конкретной обстановки и других обстоя­тельств. Основными из них являются:

Информирование военнослужащих по актуальным вопросам жизни и деятельности российского общества, органов и войск ФПС России;

— контроль за публикацией материалов в средствах массовой ин­формации;

— сбор и уничтожение специальных радиоприемников, аудио- и видеокассет, распространяемых против­ника;

— выявление и ограничение каналов поступления негативной ин­формации;

  • повышение качества и действенности морально-психологического обеспечения по формированию у личного состава научного мировоззре­ния.

— разведка и уничтожение подразделений психологических опера­ций противника, а также технических средств их проведения;

Защита личного состава от психологических операций противника может быть представлена как система мероприятий по прогнозированию, профилактике, оценке, срыву информационно-психологического воздействия противника на наши войска и население и ликвидации его негативных последствий.

Прогнозирование ПсО противника заключается в превентивной оценке командирами, штабами, органами воспитательной работы сил и средств подрывных акций. Места их дислокации, пути выдвижения. Кроме того, как показывает опыт боевых действий в Корее, Вьетнаме, Афганистане, Персидском заливе, в населенных пунктах, на маршрутах передвижения войск возможно разбрасывание минирадиоприемников, настроенных на частоту станций органов ПсО.

Важным моментом прогнозирования является определение каналов информационно-психологического воздействия на личный состав наших частей и подразделений.

Командованию, органам управления, в том числе, структурам по воспитательной работе целесообразно выделять потенциальные объекты наиболее интенсивного психологического воздействия противника. Опыт свидетельствует о том, что таковыми, как правило, являются: солдаты и сержанты; военнослужащие по контракту; военнослужащие-женщины.

Важным моментом прогнозирования является определение возможного содержания и тематики информационно-психологических акций противника с целью снижения их эффективности или нейтрализации. Например, по взглядам военных психологов США, наибольший ущерб моральному духу войск наносят такие факторы, как: неблагоприятная социально-политическая обстановка в стране, опасности на поле боя, дискомфорт, недостаток пищи, отсутствие боевого опыта, негативное отношение к целям и действиям руководителей, недовольство командованием, перебои в снабжении и др. Следовательно, именно эти явления будут эксплуатироваться в процессе информационно- психологического воздействия на наших военнослужащих. В интересах нейтрализации или снижения эффективности психологического воздействия противника следует особое внимание уделять разъяснению военнослужащим истинных целей, задач, тематики, форм, методов, технических средств осуществления ПсО. Практика показывает, что если в экстремальной обстановке внезапно наступает событие, по отношению к которому у человека нет опыта реагирования, его поведение становится непредсказуемым. О том, с какими ухищрениями могут встретиться наши военнослужащие, свидетельствует листовка, психологическое воздействие которой изучалось в ходе одного из учений армии США. Вот ее текст: «Это не листовка, призывающая вас к сдаче в плен. Вас не просят сдаваться — вы сами будете вынуждены в течении часа прибыть к американцам за помощью. Этот простой кусочек бумаги радиоактивен. Пока вы читаете эти строки, через ваши пальцы пройдет достаточное количество рентгеновских лучей, чтобы создать в теле смертельную дозу радиации. Листовка специально обработана для того, чтобы умертвить вас в течении нескольких часов, если вы не перейдете к нам и не обратитесь за помощью. Мы гарантируем вам спасение». Ясно, что влияние такой информации на психологически неподготовленного военнослужащего может быть шокирующим. Знание же о самой возможности подобной провокации существенно снизит психологический эффект ее воздействия.

Особое внимание командиров, военных психологов должно быть уделено военнослужащим, потенциально наиболее подверженным психологическому воздействию. К ним можно отнести людей с заметной нервно-психической неустойчивостью, с высокой «мнительностью» и тревожностью, которые в сложных ситуациях нередко становятся индукторами паники.

Снижению эффективности психологических акций противника способствует непрерывное, объективное, психологически целесообразно структурированное боевое и политическое информирование военнослужащих. Необходимо своевременно разъяснять причины неудач и просчетов.

Срыв психологического воздействия противника на личный состав наших частей и подразделений достигается различными способами. Радикально решают эту задачу разведка, подавление и физическое уничтожение средств психологических операций противника. Однако это не всегда возможно. Поэтому необходимо активно включать военнослужащих в деятельность по решению стоящих задач, не допускать потери бдительности, Все агитационно-пропагандистские материалы противника должны немедленно собираться, изыматься у личного состава и после изучения уничтожаться. Все это следует сопровождать индивидуальной и групповой разъяснительной работой с военнослужащими.

Ликвидация последствий психологических операций противника предполагает анализ и оценку ее результатов, причин эффективности, наиболее слабых мест в системе информационно-психологической защиты войск; проведение психореабилитационных мероприятий с пострадавшими воинами; восстановление организованности и боеспособности дезорганизованных воинских подразделений; применение соответствующих санкций к виновникам, паникерам, предателям; определение мер по оптимизации всей системы противодействия ПсО противника и др.

Таким образом, обеспечение информационной безопасности органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации и защита личного состава от психологических операций противника являются важной составной частью морально-психологи-ческого обеспечения служебно-боевой деятельности по защите и охране Государственной границы, исключительной экономической зоны и континентального шельфа. Оно осуществляется командирами, начальниками, штабами, органами воспитательной работы на всех этапах подготовки и решения служебно-боевых задач и требует повседневной и кропотливой работы особенно в условиях возникновения угрозы вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации, осложнения обстановки на границе, нарушения правил режима Государственной границы, а также при участии в разрешении пограничных споров и конфликтов.

(3 оценок, среднее: 4,67 из 5)

Основным способом ведения информационно-психологического противоборства является использование информационно-психологических воздействий.

Информационно-психологическое воздействие - информационное, психотронное или психофизическое воздействие на психику человека, оказывающее влияние на восприятие им реальной действительности, в том числе на его поведенческие функции, а также в некоторых случаях на функционирование органов и систем человеческого организма .

Любой человек как личность, активный социальный субъект, носитель определенного мировоззрения, обладающий определенным правосознанием и менталитетом, духовными идеалами и ценностными установками, может быть подвергнут непосредственному информационно-психологическому воздействию, которое, трансформируясь через его поведение, действия (или бездействие), оказывает влияние на социальные объекты разного уровня общности, различной системно-структурной и функциональной организации. Таким образом, с помощью информационно-психологического воздействия можно влиять не только на индивидуальное сознание, но и на групповое, массовое и общественное сознание. Причем это влияние может носить как позитивный, так и негативный характер .

В зависимости от преследуемых целей информационно-психологическое воздействие, как правило, осуществляется на конкретные сферы индивидуального, группового, массового и общественного сознания :

  • мотивационную (убеждения, ценностные ориентации, влечения, желания), когда надо оказать влияние на людей для побуждения их определенным действиям;
  • познавательную (ощущения, восприятия, представления, воображение, память и мышление), когда необходимо изменить в нужную сторону представления, характер восприятия вновь поступающей информации и в итоге - «картину мира» человека;
  • эмоциональную (эмоции, чувства, настроения, волевые процессы), когда под прицелом находятся внутренние переживания и волевая активность людей;
  • коммуникативную (общение и взаимоотношения, взаимодействие, межличностное восприятие) с целью создания социально-психологического комфорта или дискомфорта, побуждения людей сотрудничать либо конфликтовать с окружающими.

Информационно-психологическое воздействие может осуществляться с помощью различных методов (приемов, форм, методик) и средств, бóльшая часть из которых, непрерывно развиваясь и совершенствуясь, превратились сегодня в сложные технологии воздействия на психику людей, обобщенно называемые в литературе психотехнологиями . Так, например, к психотехнологиям относятся современные информационные технологии воздействия на индивидуальное, групповое, массовое и общественное сознание с использованием телевизионной и радиовещательной техники, видео- и аудиопродукции, а также компьютерные технологии высокого уровня, позволяющие диагностировать и корректировать психическое и физическое состояние человека путем прямого доступа в подсознание .

Области организации информационно-психологического воздействия на психику человека, групповое, массовое и общественное сознание включает в себя :

  • объекты информационно-психологического воздействия;
  • субъекты, воздействующие на эти объекты;
  • коммуникацию между субъектами и объектами информационно-психологического воздействия;
  • средства и методы информационно-психологического воздействия.

Объекты информационно-психологического воздействия :

  • личность как гражданин, активный социальный субъект, в том числе конкретные представители органов государственной власти и управления, вооруженных сил, органов правопорядка и безопасности, работники государственных и негосударственных организаций, учреждений и предприятий, деятельность которых имеет или может иметь важные социальные последствия;
  • система формирования и функционирования духовной сферы, общественного сознания и общественного мнения, в том числе: системы образования и подготовки кадров; системы распространения социально значимой информации; системы распространения социокультурных ценностей и т. п.;
  • социальные группы и объединения людей как компоненты социальной структуры общества, обладающие групповым сознанием, в том числе политические, профессиональные, национально-этнические, демографические, религиозные, конкретных регионов и другие;
  • органы власти, государственного и военного управления;
  • органы представительной и исполнительной власти субъектов Федерации и местного самоуправления;
  • общественные и политические организации, общественно-политические движения, объединения граждан на различной основе и т. п.;
  • силовые министерства и ведомства;
  • население страны в целом как социально-историческая общность людей, обладающая своим общественным сознанием;
  • государство и общество, выступающие как объекты информационно-психологических операций других государств, особенно в период международных конфликтов, кризисов и вооруженных столкновений.

Субъекты информационно-психологического воздействия на отдельного человека (его психику, сознание, организм), группу людей, население регионов и страны в целом :

  • государственные и правительственные учреждения (в том числе иностранные), правовые и силовые (военные) организации;
  • общественные организации - политические, религиозные, культурные, национально-этнические и т. п. (в том числе зарубежные);
  • учреждения здравоохранения;
  • финансово-экономические, коммерческие и торговые организации (в том числе зарубежные);
  • криминальные структуры (в том числе международные);
  • микрогруппы (по месту работы, учебы, службы, жительства, друзья, семья, случайные знакомые, толпа и т. п.);
  • отдельные субъекты (граждане).

Субъект информационно-психологического воздействия по своему местоположению может быть :

  • внутренним, т. е. принадлежать стране, на объекты которой осуществляется воздействие;
  • внешним (зарубежным).

Внешними субъектами информационно-психологического воздействия могут выступать отдельные государства, их политические, экономические, военные, разведывательные и информационные структуры .

Самым главным средством достижения политических целей государствами в недалеком будущем может стать воздействие на психологию противника - индивидуальное, массовое, групповое и общественное сознание с целью разрушения государственных и общественных институтов, провоцирования массовых беспорядков, деградации общества, развала государства .

Рис. 5.2. Классификация средств и методов информационно-психологического воздействия

Средства и методы информационно-психологического воздействия могут быть классифицированы с точки зрения физической сущности, принципов и механизмов воздействия (рис. 5.2) .

Убеждение и суггестивные методы

Убеждение - метод открытого вербального (словесного) информационно-психологического воздействия на сознание индивида или группы людей, основу которого составляет система ясных, четко сформулированных доводов (аргументов), выстроенных по законам формальной логики и обосновывающих выдвигаемый субъектом воздействия тезис (точку зрения).

Суггестия или внушение - это процесс неаргументированного информационно-психологического воздействия на сознание человека, связанный со снижением критичности при восприятии и реализации им содержания сообщаемой информации, с отсутствием активного ее понимания, осмысления, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом. В отличие от убеждения, внушение основывается не на логике и разуме человека, а на его способности воспринимать слова другого лица как должное, как инструкцию к действию. При внушении сначала происходит восприятие информации, содержащей готовые выводы, а затем на ее основе формируются мотивы и жизненные установки определенного поведения.

Информационно-техногенные методы

Пропаганда - распространение политических, философских, научных, художественных знаний (идей) и другой информации в обществе с целью формирования у людей определенного мировоззрения - обобщенной системы взглядов на окружающий мир, место и роль в нём человека, на отношение людей к объективной реальности и друг к другу, а также соответствующих этому идеалов и убеждений, принципов познания и деятельности, ценностных ориентаций.

Средства и методы предъявления неосознаваемой акустической информации .

Средства и методы предъявления неосознаваемой зрительной информации . Предполагается, что визуальные средства, в отличие от вербальных, позволяют человеку практически мгновенно воспринимать запрограммированное информационно-психологическое воздействие (хотя сработать оно может значительно позднее), причем это воздействие является более глубоким и долговечным, поскольку визуальные системы влияют не только на интеллект, но и на эмоционально-чувственный базис человека.

Гипнотические методы информационно-психологического воздействия , основанные на выявленном факте, что соответствующими внушениями в гипнотическом состоянии можно программировать человека на выполнение тех или иных действий.

Метод нейролингвистического программирования - особая психотерапевтическая техника, сутью которой являлось кодирование (программирование) человека как вербальными «формулами поведения», так и невербальными (мимика, пантомимика и т. д.) средствами воздействия.

Тренинговые методы информационно-психологического воздействия - методы регуляции психического состояния человека, такие как: управление вниманием, оперирование чувственными образами, словесные внушения, регуляция мышечного тонуса, управление ритмом дыхания.

Мистико-эзотерическое внушение .

Информационно-техногенные средства и методы информационно-психологического воздействия, к которым относятся:

  • информационные и технические психотехнологии с использованием телевизионной, вычислительной, радиовещательной техники, аудио-, видео-, печатной и кинопродукции;
  • воздействие через компьютерные видеоигры и Интернет;
  • генераторы специальных излучений;
  • акустические системы с «интеллектуальным» сигналом (включая инфразвук и ультразвук);
  • оптические средства в видимом, инфракрасном и ультрафиолетовом диапазонах;
  • биорезонансная стимуляция работы головного мозга.

Информационно-психологическое воздействие с помощью этих средств и методов достигается по направлению «от техники к человеку» и наиболее широко осуществляется через средства массовой информации.

Психотропные средства информационно-психологического воздействия:

  • психотропные средства;
  • другие биологически активные вещества, оказывающие преимущественно влияние на психические функции человека (в том числе на эмоции и поведение), а также способные переводить его в измененное состояние сознания.

«Феноменологические» методы информационно-психологического воздействия

Неосознаваемое информационное взаимодействие через органы чувств путем применения методов психофизиологии и сенсорной физиологии человека.

Средства и методы манипуляции сознанием

Специфический вид скрытого информационно-психологического воздействия, направленный на программирование идей, мнений, мотивов, жизненных установок, стереотипов, устремлений, настроений и даже психического состояния людей с целью обеспечения такого их поведения, которое нужно тем, кто владеет средствами манипуляции.

Комбинирование средств и методов информационно-психологического воздействия

Одновременное применение двух и более средств (методов) такого воздействия.

Достаточно подробно применение всех вышеуказанных в классификации средств и методов информационно-психологического воздействия рассмотрено в работе .

Выделяют три этапа при информационно-психологическом воздействии :

  • операциональный , когда субъектом осуществляется информационно-психологическое воздействие на объект;
  • процессуальный , когда имеет место принятие (одобрение) или неприятие (неодобрение) данного воздействия объектом;
  • заключительный , когда проявляются ответные реакции как следствие перестройки психики объекта воздействия.

Перестройка психики под влиянием информационно-психологического воздействия может быть различной как по широте, так и по временной устойчивости. По первому критерию различают парциальные изменения, т. е. изменения какого-нибудь одного психологического качества (например, мнения человека о конкретном явлении), и более общие изменения психики, т. е. изменения ряда психологических качеств индивида (или группы). По второму критерию изменения могут быть кратковременными и длительными .

Применение информационно-психологического воздействия в боевой обстановке имеет свои особенности :

  • допускаются не только гуманные, но и антигуманные способы и приемы психологического воздействия;
  • психологическое воздействие осуществляется в сочетании с применением средств вооруженной борьбы;
  • есть стремление достичь максимальной психогенной результативности воздействия.

Информационно-психологическое воздействие только тогда дает наибольший реальный эффект, когда учитываются присущие этим конкретным сферам особенности функционирования индивидуального, группового и общественного сознания .

© Макаренко С.И. , 2017 г.
© Публикуется с любезного разрешения автора

Последний год ознаменовался целой чередой сильнейших изменений в политической жизни России. Все эти изменения, так или иначе, были связаны с темой выборов: выход на политическую арену сразу трех крупных политических движений: «Единства», «Отечества», «Всей России»; выборы в Государственную Думу РФ, неудачное выступление на выборах объединенного движения «Отечество - Вся Россия», уход в отставку Б. Ельцина и выборы Президента РФ. Все это серьезнейшим образом повлияло на общественное мнение России.

Активнейшее использование избирательных технологий естественным образом сопутствовало всем политическим событиям. Каждое из движений, участвовавших на выборах Государственную Думу, и, в меньшей степени, в выборах Президента, продемонстрировало целый арсенал самых разнообразных методов коммуникативного управления и информационно-психологического воздействия, как его составляющей. В этой статье мы рассмотрим лишь некоторые основные приемы воздействия на примере телевизионных видеороликов.

При рассмотрении этих методов мы будем пользоваться рядом авторских определений в рамках концепции коммуникативного управления, разрабатываемого консалтинговой группой «Управление PR». Под информационно-психологическим воздействием мы будем понимать процесс, основанный на передаче информации, в результате которого происходят изменения поведения и психики людей в интересах инициатора воздействия, которые могли бы не произойти в отсутствие данного воздействия.

Группа методов связывания

В информационно-психологическом воздействии группа методов связывания является одной из базовых. Она направлена на достижение следующих целей (общих для информационно-психологического воздействия):

  1. Создание у целевой аудитории необходимого отношения к тому или иному объекту (позитивного, негативного, специализированного);
  2. Создание у целевой аудитории установки на осуществление определенных действий/воздержание от осуществления определенных действий/непрепятствие осуществлению действий.

В том случае, если целью кампании является создание у целевой аудитории необходимого (позитивного, негативного, особого) отношения к тому или иному (новому) объекту, то технологически ваши действия состоят из двух этапов:

  1. Поиск объекта (старый объект) с уже сформированным к нему отношением со стороны целевой аудитории. Критерием поиска выступает потенциальная возможность создания связки нового объекта со старым, а также наличие такого отношения к старому объекту, которое совпадает с требуемым отношением к новому объекту.
  2. Связывание старого объекта с новым на основе одного из методов связывания (см. ниже).

В результате связывания двух объектов (старого и нового) часть свойств, характеристик, оценка, прошлые и будущие действия или поведение и прочее переходит от старого объекта к новому (проектируется со старого объекта на новый). Основным фактором, влияющим на эффективность данной группы методов, является наличие у существенной части целевой аудитории устойчивого отношения к старому объекту.

В качестве объектов могут выступать персоны, организации, идеологии, моральные ценности, основные потребности человека, ценности общества, товары, программы и т.д. Например, для создания положительного имиджа политика в его роликах может использоваться видеоряд с детьми, березками, российскими пейзажами, крупными заводами и т.д. В ряде случаев в качестве как старого, так и нового, может выступать один и тот же объект, но в разное время, в различных местах и в различных обстоятельствах.

На глубинном уровне в качестве объектов могут использоваться архетипы, мифы, стереотипы массового сознания и т.д. При этом могут связываться объекты как относящиеся к одной категории, так и к разным. Например, та или иная персона может связываться с понятиями «стабильность», «семья», «безопасность» и т.д.

Если имеет место негативное отношение к старому объекту, то в случае эффективного связывания это отношение в определенной мере проецируется на новый объект. Например, в качестве положительных ценностей выступают: дом, семья, дети, наука, материнство, здоровье, любовь, счастье, свобода, мир, христианство, демократия, национальный флаг. Аналогичным образом, в результате связывания прошлые и будущие действия, поведение старого объекта предполагаются и в новом объекте.

Можно выделить следующие методы связывания:

  • связывание через совместную демонстрацию;
  • использование эмоциональных слов;
  • связывание с помощью объединяющих слов;
  • связывание через схожесть по параметру;
  • связывание через частный случай;
  • связывание через обобщение;
  • связывание через средство реализации, совместную сферу применения;
  • связывание через отношение;
  • связывание через поддержку;
  • причинно-следственное связывание;
  • связывание через 3 объект;
  • связывание через использование многозначных слов и понятий.

Связывание может осуществляться сразу несколькими методами.

Одним из наиболее простых, но нередко достаточно эффективных методов связывания выступает связывание через совместную демонстрацию, которое осуществляется через совместную трансляцию информации об обоих объектах (старый объект и новый) с использованием различных каналов коммуникации.

Трансляция через короткий промежуток времени возможна, например, при использовании радио, телевидения, серии карикатур и т.д. Близость объектов в пространстве может иметь место на одной странице газеты, листовки, плаката, во время того или иного мероприятия, в видеоролике, передаче и др.

«Российский общенародный союз», например, использовал следующие символы: армия (российские танкисты), христианский крест, карта СССР. На этом фоне появлялись надпись: «Российский общенародный союз» и Сергей Бабурин, лидер союза. В качестве аудиоряда использовалась музыкальная тема старой программы «Время».

Ролики ЛДПР - одни из наиболее насыщенных различными стереотипными образами. В одном из них использовались следующие кадры: русские березы; Кремль, Красная площадь; Жириновский крестится и целует образа; православная церковь; бабушки, обращающиеся к Жириновскому; горящее здание Верховного Совета (1993 год); российский флаг, демонстрации, рукоплещущая толпа 30-х годов на Красной площади; День Победы - поверженные фашистские флаги, пейзажи, поля, леса; Жириновский с ребенком на руках в Ираке; Жириновский в самолете смотрит в иллюминатор на страну; герб СССР, марширующие солдаты; ледоход, взлетающая ракета, Жириновский вручает грамоты солдатам. Как мы видим, все эти образы подобраны в стилистике ЛДПР и рассчитаны именно на ее электорат.

Движение «Яблоко», выстраивая воздействие на избирателей среднего возраста, в серии роликов использовало следующий видеоряд: женщина, вытачивающая снаряд во время войны; деревня, гуси, переходящие дорогу; паровоз на железной дороге; поле, по которому едет трактор. Эти кадры сопровождал аудиоряд со словами «...это наша жизнь,... наша память» и музыка из песни «Я люблю тебя жизнь». На каждом из кадров присутствовала эмблема «Яблока».

В другом ролике «Яблоко» связывалось с такими понятиями, как «честность» и «порядок» с помощью надписей: «Честность. Яблоко. Порядок» и «Честность во власти, порядок в стране».

Во время избирательной кампании на пост мэра Москвы в 1999 г. П. Бородин использовал в ролике кадры из популярного фильма «Белое солнце пустыни». Например, использовалась известная сцена, когда Сухов выкапывает из земли Саида и говорит: «Вот сейчас тебя отрою и пойдем к Бородину Пал Палычу, он и накормит...» Таким образом происходило связывание с положительным персонажем - Суховым.

Метод связывания также использовался в роликах «Движения в поддержку армии, военной промышленности и флота» с помощью изображений карты Российской империи и СССР, на которой в ритме биения сердца закрашивалась территория, которую занимала Россия в разные годы. Аудиоряд роликов начинался со слов: «К концу девятнадцатого века российская империя занимала гигантскую территорию...». Синхронно с изображением появлялись года: «1533», «1611», «1900», «1918», «1945», «1991», и заканчивался ролик лозунгом «Возродим Россию - ДПА».

В другом ролике, в кадре с окантовкой в виде знамени и надписями: «Афганистан», «Чечня»,...» появлялись российские солдаты. Кадры сопровождались следующим текстом: «Они исполняли свой долг. Сегодня они снова в бою. Это наши солдаты. Они защитят нас всегда. Мы защитим их сегодня. Движение в поддержку армии, оборонной промышленности и флота». В этом ролике, помимо использования метода связывания, использовался метод проблема-решение, где в качестве решения проблемы защиты наших солдат предлагалось голосование за ДПА. В завершающем кадре ролика появлялся лидер движения Ильюхин, пожимающий на фоне танка руку человека в военной форме.

Движение «Духовное наследие» также использовало целый ряд образов, объединенных в эмблеме словами: «наука», «культура», «образование», «здравоохранение» и «предпринимательство». В телевизионном ролике оно использовало метод связывания с помощью следующего видеоряда:

  1. В эмблеме «Духовного наследия» вспыхивает надпись: «Наука».
  2. В кадре - ученые, работающих в лаборатории.
  3. В эмблеме «Духовного наследия» вспыхивает надпись: «Культура».
  4. В кадре - памятник А. Пушкину, музея, играющего оркестра.
  5. В эмблеме «Духовного наследия» вспыхивает надпись: «Образование».
  6. В кадре - дети, идущие в первый класс, уроки в школе, лекции в университете.
  7. В эмблеме «Духовного наследия» вспыхивает надпись: «Здравоохранение».
  8. В кадре - обследования в медицинском центре.
  9. В эмблеме «Духовного наследия» вспыхивает надпись: «Предпринимательство».
  10. В кадре - биржа, работающие компьютеры.

В конце ролика камера «наезжает» на эмблему и открывает мир с церквями и останавливается на куполах. В аудиоряде ролика используются церковные песнопения.

Метод связывания через поддержку реализуется через выражение (якобы выражение) поддержки одного объекта другому. В случае эффективного применения, не зависимо от направленности поддержки, у аудитории возникает ощущение связи объектов, что также приводит к переносу свойств и отношения с одного объекта на другой.

Этот метод, например, использовался «Союзом правых сил», например, в слогане: «Путина - в Президенты. Кириенко - в Думу» и вели агитацию под лозунгами поддержки В. Путина.

Видеоролики движения «Наш дом - Россия» в избирательной кампании 1999 г. также были насыщены различными символами, которые использовались для связывания через совместную демонстрацию. Опишем видеоряд одного из роликов:

  1. Кадр с В. Черномырдиным (наезд камеры).
  2. Надпись: «Сильный лидер».
  3. Кадр с В. Рыжковым (наезд камеры).
  4. Надпись: «Сильная Дума».
  5. Кадр с Д. Аяцковым (наезд камеры).
  6. Надпись: «Сильные регионы».
  7. Эмблема НДР.

НДР использовала образ «новой консервативной партии», обращенной к традиционным российским ценностям. Для актуализации этого имиджа, в частности, использовался видеоролик со следующими образами: женщина в традиционной русской одежде с вилами в поле; радостные танцующие дети; российский пейзаж - дорога с телегой, запряженной лошадьми, кобыла с жеребенком, церковь в деревне, младенец на руках женщины, летящие гуси и др. Эти образы сопровождались следующим текстом: «Самая большая в мире страна досталась нам просто так. По праву рождения. Здесь жили наши прадеды, деды и здесь будут жить наши внуки. Говорят, что каждый человек в жизни должен посадить дерево, воспитать сына и поставить дом на земле. Мы поставили свой дом на своей земле. И другого дома у нас нет и не будет. Наш дом - Россия». Здесь мы также сталкиваемся с методом использования многозначных понятий и образов и рефрейминга в форме переноса выводов и умозаключений.

Метод многозначных понятий и образов

Основой метода многозначных понятий и образов является использование понятий и образов, которые могут иметь различную интерпретацию. С помощью этого метода могут достигаться следующие цели:

  1. Получая информацию с многозначными понятиями и образами, различные целевые аудитории по-разному интерпретируют и воспринимают эту информацию. Это позволяет создавать положительное (отрицательное) отношение и поддержку (отторжение) сразу нескольких аудиторий, не смотря на то, что каждая из них вкладывает в полученную информацию свое, нередко противоположное значение.
  2. Достраивая и додумывая полученную многозначную информацию, аудитория самостоятельно формулирует предложенные ей темы в наиболее близкой для себя форме, что позволяет существенно увеличить эффективность используемых тем и образов. При этом она в существенной мере использует свои собственные латентные подозрения и стереотипы.
  3. Использование метода позволяет достичь запланированных результатов без высказывания тех или иных обвинений, предположений, конкретной оценки объектов. Во-первых, это оставляет возможность для «переинтерпретации» информации в будущем, исходя из требований новой ситуации. Во-вторых, использование метода во многом выводит передаваемую информацию из сферы действия юридических законов, не позволяет предъявить источнику информации обвинение в неправомерном ее использовании.
  4. Данный метод позволяет осуществлять связывание (см. метод связывания) объектов с помощью многозначных слов и понятий. При этом, как правило, используются либо слова, имеющие несколько значений (омонимы), либо слова, приобретающие различные значения в зависимости от контекста. Для связывания подбираются слова или группы слов, которые можно отнести к обоим связываемым объектам.

В нейролингвистическом программировании (НЛП) данный метод является одним из базовых. Информация, которая не имеет однозначной интерпретации, носит название «информации низкой точности» (ИНТ), а процесс ее передачи называется «милтон-моделированием».

В избирательных кампаниях использование метода на макро уровне позволяет создавать образ кандидата, партии, удовлетворяющий запросам сразу нескольких целевых аудиторий. Во время проведения пресс-конференций, встреч с избирателями его использование, например, позволяет, не отказываясь от заданного вопроса, дать ответ, положительно воспринимаемый людьми противоположных взглядов.

Группа методов рефрейминга информации

Эти методы состоят в изменении контекста, умозаключения, идеи, обстоятельств и т.д. таким образом, чтобы придать ситуации другое значение и смысл, который соответствует целям инициатора воздействия.

Метод рефрейминга информации через перенос выводов и умозаключений состоит в проведении тех или иных правомерных и логических выводов в определенном контексте, изменении контекста и переносе этих выводов без изменений в новый контекст.

Метод рефрейминг информации через перенос игровой ситуации на реальную состоит в создании той или иной ситуации (игровой ситуации) в определенном контексте и последующем переносе этой ситуации в реальные условия.

Метод рефрейминга информации через формирование предопределенности состоит в явном или неявном описании той или иной (предопределенной) ситуации, относящейся к будущему, с одновременным, явным или неявным, утверждением, что именно она является предопределенным итогом развития ситуации в настоящем. Такого рода воздействие особенно важно, если поведение людей в настоящем связано с их прогнозами развития ситуации в заранее предопределенную.

В описанном ролике НДР в качестве многозначного понятия выступает понятие «дом», который употребляется как в традиционном значении дома, так и дома - «НДР», и позволяет осуществлять дополнительное связывание. Согласие со стереотипным и привычным высказыванием: «Говорят, что каждый человек в жизни должен посадить дерево, воспитать сына и поставить дом на земле», после внесения дополнительной информации (»Мы поставили свой дом на своей земле. И другого дома у нас нет и не будет») переносится на «НДР».

Во время выборов Президента РФ Г. Зюганов использовал слоган: «За победу, за мир, за достаток. С Зюгановым жизнь наладится». При этом понятие «победа» также играло две роли: выигрыш, победа над противником и одновременно название блока Г.А. Зюганова.

Достаточно широко в современной России используется группа методов рефрейминг информации. С методом рефрейминг информации через перенос игровой ситуации на реальную мы, например, сталкнулись в акции «Правые в Кремле», которую проводил «Союз правых сил» на выборах в Государственную Думу в 1999 г. По своей сути акция являлась концертом звезд эстрады в поддержку правых, однако, используя символическое значение Кремля, создавала ассоциацию и программировала на то, что правые уже находятся в Кремле, следовательно, получили власть и прошли в Думу.

С методом рефрейминг информации через формирование предопределенности мы, например, сталкиваемся в другой линии видеороликов «Союза правых сил». Ролики этой серии оформлены в виде программы новостей первых месяцев 2000 года. Напомним, что ролики транслировались во время избирательной кампании в 1999 г. В этих «новостных» программах диктор описывала ситуацию противостояния фракции «новых» и фракции «старых»: «Представители «новых» намерены поддерживать политику правительства и продолжать политику начатых в стране преобразований.

В противовес им коалиция «старых» будет добиваться смены взятого курса. Аналитики отмечают, что «впервые мы стали свидетелями столь явного противостояния политиков разных поколений». С учетом того, что партия «новых» однозначно ассоциировалась с «Союзом правых сил», эти ролики создавали иллюзию «предопределенности» попадания правых в Государственную Думу.

Метод проблема - решение

Еще одним методом, широко использовавшимся в агитационной продукции различных партий и движений в избирательной кампании 1999 г., стал метод проблема - решение (угроза - спасение). Он направлен на достижение общих целей информационно-психологического воздействия. В зависимости от конкретных потребностей субъекта, воздействия могут ставиться задачи по достижению как одной из целей, так и нескольких. В качестве объектов могут выступать те персоны, организации, программы, товары и т.д., положительное, отрицательное или специализированное отношение к которым со стороны целевой аудитории необходимо субъекту воздействия. В качестве действий может использоваться желание проголосовать на выборах за или против определенной персоны или партии, принять участие в определенных мероприятиях, желание прибрести тот или иной товар, желание сдаться во время боевых действий, воздержание от нарушения комендантского часа, правил общественного поведения и т.д.

Основной и важнейшей частью метода является существующая определенная угроза (проблема). В качестве угрозы (проблемы) могут использоваться угроза жизни, здоровью; потеря статуса, семьи, друзей, комфорта, процветания; некачественная работа того или иного прибора и т.д.

Создание негативного или позитивного отношения к тому или иному объекту происходит с помощью связывания того или иного объекта с угрозой (проблемой) или избавлением от нее. В том случае, если основной целью применения данного метода является создание негативного отношения к одному из объектов, этот объект связывают с угрозой. А в том случае, если основной целью является создание позитивного отношения - этот объект связывают с избавлением от данной угрозы.

Например, одной из форм метода является использование «страха изменений». Люди обычно опасаются изменений, в особенности неожиданных и тех, над которыми они не властны. Цель использования страха изменений состоит в предупреждении тех или иных действий целевой аудитории. Создание установки на осуществление определенных действий производится с помощью связывания этих действий с избавлением от угрозы (решения проблемы). Создание установки на воздержание от определенных действий, непрепятствие осуществлению действий создается через аналогичное связывание их со способом избавления от угрозы.

Данный метод применяется в двух формах:

  1. С прямым обращением к целевой аудитории, когда в качестве действующих лиц сообщений, использующих данный метод, выступает целевая аудитория, которой непосредственно и направлено сообщение.
  2. С косвенным обращением к целевой аудитории, когда в качестве действующих лиц сообщений, использующих данный метод, выступает некая абстрактная, как правило, похожая по характеристикам аудитория.

В качестве факторов, влияющих на эффективность данного метода выступают:

  1. Реальность осуществления угрозы для целевой аудитории, а также для аудиторий, близких целевой. Например, для увеличения эффективности метода, в качестве объекта угрозы нередко рассматриваются дети, пожилые люди, женщины то есть те категории, которые могут противостоять угрозе в минимальной степени, что увеличивает эмоциональное воздействие угрозы.
  2. Степень негативности последствий осуществления угрозы.
  3. Уверенность аудитории, что после тех или иных действий с ее стороны угроза исчезнет или уменьшится (проблема полностью или частично будет решена).
  4. Четкость и простота тех действий, которые приведут к устранению данной угрозы (решению проблемы), степень осуществимости этих действий для целевой аудитории.

На выборах Президента РФ этот метод активно использовал Г. Явлинский. Один из роликов начинался с кадра с правительственной автомашиной марки «Мерседес» с государственным номером и воющей сиреной, которая проезжает по улице и обдает грязью очередь людей, стоящих около магазина с надписью «Молоко», «Продукты». Из магазина выходит продавщица и обращается к очереди: «Передайте, чтоб больше не занимали». После этого происходит короткий диалог между женщиной и мужчиной с ребенком.

Женщина: «Приехали... А Вы, молодой человек, за кого голосовали?»
Мужчина: «Да я на выборы вообще не ходил...»
Женщина: «А я ходила, думала, хоть этот порядок наведет, навел...»
Мужчина: «Да за экономиста надо было голосовать. За Григория, за Явлинского, он бы смог все наладить».
Женщина: «Да».
Голос за кадром: «Голосуй за свое будущее».

В этом ролике моделируется ситуация «после выборов», в качестве «проблемы» позиционируются следующие негативные последствия голосования: очереди за продуктами, пренебрежение власти к народу, не оправдавшиеся надежды на порядок. При этом с проблемой однозначно связывается образ В. Путина - конкурента Г. Явлинского на выборах Президента РФ. Это достигается как с помощью правительственного «Мерседеса», так и через слова женщины «А я ходила, думала, хоть этот порядок наведет» (В. Путин в большей степени, чем другие кандидаты, связывается в общественном сознании с «порядком»). Таким образом, позиционируемая проблема связывается с В. Путиным. После этого, позиционируется решение проблемы: «Голосуй за свое будущее. Григорий Явлинский. Разум, воля, результат».

Еще один ролик Г. Явлинского использует этот метод по той же схеме, но в еще более явной форме. Этот ролик начинается с кадров отстреливающихся военных (»старший» и «младший»), которые под звуки выстрелов перебрасываются фразами о том, кто из них ходил на выборы и за кого голосовал:

Младший: «Да я вообще против всех был и на выборы не ходил...»
Старший: «А я ходил, думал порядок наведет,... навел».
Младший: «Да за экономиста нужно было голосовать... За Григория, за Явлинского мы бы с этими по-другому разобрались...»
Старший: «Да».
Оба продолжают отстреливаться.
Голос за кадром: «Голосуй за свое будущее...»
Надпись: «Григорий Явлинский. Разум, воля, результат».

В качестве проблемы здесь выступает война. При этом В. Путин однозначно связывается с войной, а Г. Явлинский - явно с решением этой проблемы.

При этом надо заметить, что несмотря на грамотную и интересную схему ролика, связку «за экономиста» и «мы бы с этими по-другому разобрались» вряд ли следует признать удачной, поскольку она создает не самые удачные ассоциации с формой решения данной проблемы.

Окончание статьи - в следующем номере альманаха.

Максим Григорьев

 


Читайте:



Cонник ослепнуть, к чему снится ослепнуть во сне видеть

Cонник ослепнуть, к чему снится ослепнуть во сне видеть

Сонник "sonnik-enigma" Ослепнуть и прозреть – знак радостных новостей и впечатлений. Если во сне вы ослепли и прозрели почти сразу – вы...

Гадание онлайн выйду ли замуж 18г

Гадание онлайн выйду ли замуж 18г

Многие девушки хотя бы раз в своей жизни задумываются над тем, выйду ли я замуж когда-нибудь. Для этой цели как нельзя лучше подходят различные...

Фаршированные перцы, тушенные на сковородке

Фаршированные перцы, тушенные на сковородке

Фаршированные перцы готовятся очень просто и быстро. Такое блюдо выглядят невероятно аппетитно, а наполнять овощ можно совершенно любой начинкой –...

Что такое личность в психологии, ее структура и типы

Что такое личность в психологии, ее структура и типы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже Студенты, аспиранты, молодые ученые,...

feed-image RSS