Разделы сайта
Выбор редакции:
- Аркадий Морейнис, Главстарт: «Я работаю со стартапами, а не продаю коробки с кофе Генеральный директор компании "Главстарт"
- Шкатулка качественных задач по физикеэлектричество Как устроена морская гальваноударная мина
- Сергей Черёмин: «Соотечественник – это тот, кто разделяет культурные ценности русского мира»
- «Летчик живет только в полете»
- Весна пора цветения цитаты
- Полипы матки как избавиться?
- Загадки, пословицы, поговорки, рассказы и стихи о липе Свойства липы дерева
- Час "мордобоя" Взятие Зимнего дворца
- Ульрих председатель военной коллегии верховного суда ссср
- Джон Кабот — открытие Северной Америки 1497 джон кабот открытия
Реклама
Разделы: Физика Графический метод, основа которого - математика, используется в курсе физики на различных этапах ее изучения. Это естественно, так как график позволяет показать специфику происходящего, прогнозировать ожидаемый результат, наглядно пояснить ответ. Он используется в физике для формирования и анализа изучаемых физических понятий путем раскрытия их связей с другими понятиями, для решения задач обобщения, систематизации знаний. Графические задачи делятся на две большие группы:
В свою очередь задачи на построение графиков делятся (по способу задания) на два вида:
Чаще всего при построении графиков на зависимость одних величин от других учащиеся запоминают вид графика, не вдаваясь в подробности, почему он проходит именно так, а не иначе. Когда зависимостей накапливается достаточно много, начинаются ошибки в построении графиков. В своей работе при построении графиков на различные зависимости физических величин я использую функциональный подход. В школьном курсе физики для построения графиков используются всего семь функций. Почти все физические величины положительные, поэтому графики функций будем рассматривать только в первой четверти.
Графики этих функций учащиеся изучают в курсе математики. Они знают эти графики либо умеют их строить по точкам. Моя задача сводится к тому, чтобы научить учащихся в физической формуле увидеть зависимость, определить ее вид, а затем установить соответствующий график. Покажу это на примере: Пример № 1. Необходимо построить график зависимости силы тока от напряжения, которая выражена зависимостью I = . Учащиеся должны понимать, если необходимо построить зависимость силы тока от напряжения, то изменяться будет только напряжение и в зависимости от него сила тока, а остальные величины будут постоянными в частности сопротивление. Тогда нашу функцию (формулу) можно представить в виде . Если R -сопротивление постоянная величина, то и единица, деленная на сопротивление величина постоянная. Заменим эту величину на k, получим I = k U. Определяем вид функции, это прямая пропорциональность. Графиком будет прямая проходящая через начало координат. Пример № 2. Необходимо построить график зависимости силы тока от сопротивления, которая выражена зависимостью I = . В донном примере изменяться будет сопротивление и в зависимости от него сила тока, а напряжение будет величиной постоянной. Сделаем следующие замены I = y; U = k; R = x; Получим функцию y = k\ x, графиком которой является ветвь гиперболы Графическое представление информации бывает весьма полезным именно в силу своей наглядности. По графикам можно определять характер функциональной зависимости, определять значения величин. Графики позволяют сравнить результаты, полученные экспериментально, с теорией. На графиках легко находить максимумы и минимумы, легко выявлять промахи и т. д.
1. График строят на бумаге,
размеченной сеткой. Для ученических практических работ лучше всего брать
миллиметровую бумагу.
2. Особо следует сказать о размере графика: он определяется
не размером имеющегося у вас кусочка «миллиметровки», а масштабом. Масштаб
выбирают прежде всего с учетом интервалов измерения (по каждой оси он
выбирается отдельно). 3. Если планируете некую количественную обработку данных по графику, то экспериментальные точки надо наносить настолько «просторно», чтобы абсолютные погрешности величин можно было изобразить отрезками достаточно заметной длины. Погрешности в этом случае отображают на графиках отрезками, пересекающимися в экспериментальной точке, либо прямоугольниками с центром в экспериментальной точке. Их размеры по каждой из осей должны соответствовать выбранным масштабам. Если погрешность по одной из осей (или по обеим осям) оказывается слишком малой, то предполагается, что она отображается на графике размером самой точки. 4. По горизонтальной оси откладывают значения аргумента, по вертикальной - значения функции. Чтобы различать линии, можно одну проводить сплошной, другую - пунктирной, третью - штрихпунктирной и т.п. Допустимо выделять линии различным цветом. Вовсе не обязательно, чтобы в точке пересечения осей было начало координат 0:0). По каждой из осей можно отображать только интервалы измерения исследуемых величин.
5. Когда приходится откладывать по оси «длинные», многозначные числа, лучше множитель, указывающий порядок числа, учитывать при записи обозначения. 6. На тех участках графика, где имеются некие особенности, такие как резкое изменение кривизны, максимум, минимум, перегиб и др., следует брать большую густоту экспериментальных точек. Чтобы не пропустить такие особенности, есть смысл строить график сразу во время эксперимента. 7. В ряде случаев удобно пользоваться функциональными масштабами. В этих случаях на осях откладывают не сами измеряемые величины, а функции этих величин. 8. Проводить линию «на глаз» по экспериментальным точкам всегда довольно сложно, наиболее простым случаем, в этом смысле, является проведение прямой. Поэтому посредством удачного выбора функционального масштаба можно привести зависимость к линейной. 9. Графики обязательно нужно подписывать. Подпись должна отражать содержание графика. Следует объяснить в подписи либо основном тексте изображенные на графике линии. 10. Экспериментальные точки, как правило, не соединяются между собой ни отрезками прямой, ни произвольной кривой. Вместо этого строится теоретический график той функции (линейной, квадратичной, экспоненциальной, тригонометрической и т.д.), которая отражает проявляющуюся в данном опыте известную или предполагаемую физическую закономерность, выраженную в виде соответствующей формулы. 11. В лабораторном практикуме встречаются два случая: проведение теоретического графика преследует цель извлечения из эксперимента неизвестных параметров функции (тангенса угла наклона прямой, показателя экспоненты и т.д.), либо делается сравнение предсказаний теории с результатами эксперимента. 12. В первом случае график соответствующей функции проводится "на глаз" так, чтобы он проходил по всем областям погрешности возможно ближе к экспериментальным точкам. Существуют математические методы, позволяющие провести теоретическую кривую через экспериментальные точки в определенном смысле наилучшим образом. При проведении графика "на глаз" рекомендуется пользоваться зрительным ощущением равенства нулю суммы положительных и отрицательных отклонений точек от проводимой кривой. 13. Во втором случае график строится по результатам расчетов, причем расчетные значения находятся не только для тех точек, которые были получены в опыте, а с некоторым шагом по всей области измерений для получения плавной кривой. Нанесение на миллиметровку результатов расчетов в виде точек является рабочим моментом - после проведения теоретической кривой эти точки с графика убираются. Если в расчетную формулу входит уже определенный (или заранее известный) экспериментальный параметр, то расчеты проводятся как со средним значением параметра, так и с его максимальным и минимальным (в пределах погрешности) значениями. На графике в этом случае изображается кривая, полученная со средним значением параметра, и полоса, ограниченная двумя расчетными кривыми для максимального и минимального значений параметра.
Литература: 1. http://iatephysics.narod.ru/knowhow/knowhow7.htm 2. Мацукович Н.А., Слободянюк А.И. Физика: рекомендации к лабораторному практикуму. Минск, БГУ, 2006 г. Механическое движение представляют графическим способом. Зависимость физических величин выражают при помощи функций . Обозначают Графики равномерного движенияЗависимость ускорения от времени . Так как при равномерном движении ускорение равно нулю, то зависимость a(t) - прямая линия, которая лежит на оси времени. Зависимость скорости от времени. Скорость со временем не изменяется, график v(t) - прямая линия, параллельная оси времени. ![]() Численное значение перемещения (пути) - это площадь прямоугольника под графиком скорости. Зависимость пути от времени. График s(t) - наклонная линия. Правило определения скорости по графику s(t): Тангенс угла наклона графика к оси времени равен скорости движения. Графики равноускоренного движенияЗависимость ускорения от времени. Ускорение со временем не изменяется, имеет постоянное значение, график a(t) - прямая линия, параллельная оси времени. ![]() Зависимость скорости от времени . При равномерном движении путь изменяется, согласно линейной зависимости . В координатах . Графиком является наклонная линия. ![]() ![]() Правило определения пути по графику v(t): Путь тела - это площадь треугольника (или трапеции) под графиком скорости. ![]() ![]() Правило определения ускорения по графику v(t): Ускорение тела - это тангенс угла наклона графика к оси времени. Если тело замедляет движение, ускорение отрицательное, угол графика тупой, поэтому находим тангенс смежного угла. ![]() Зависимость пути от времени. При равноускоренном движении путь изменяется, согласно Зачетная форма проверки знаний и умений дают возможность максимально активизировать мыслительную деятельность учащихся, позволяют учителю подбирать задания с учетом индивидуальных особенностей учеников, их степени подготовленности по физике. Кроме того, зачеты помогают контролировать усвоение учащимися учебного материала, но и выполняют функцию закрепления и углубления знаний, имений и навыков. В 11 классе это еще и подготовка к экзаменам в форме ЕГЭ. Зачет состоит из двух частей: теоретической и практической. В 1 части необходимо раскрыть тему, написать формулы, объяснить явление. Во 2-й части решить задачу. Приведу примеры зачетов по физике по темам: 1. Кинематика 2. Динамика Скачать:Предварительный просмотр:Зачетная форма проверки знаний и умений дают возможность максимально активизировать мыслительную деятельность учащихся, позволяют учителю подбирать задания с учетом индивидуальных особенностей учеников, их степени подготовленности по физике. Кроме того, зачеты помогают контролировать усвоение учащимися учебного материала, но и выполняют функцию закрепления и углубления знаний, имений и навыков. В 11 классе это еще и подготовка к экзаменам в форме ЕГЭ. Зачет состоит из двух частей: теоретической и практической. В 1 части необходимо раскрыть тему, написать формулы, объяснить явление. Во 2-й части решить задачу. Приведу примеры зачетов по физике по темам:
Физика. 10 класс Зачет по теме «Кинематика» Вопросы к зачету
Задачи к зачету Билет 1
Билет 2
Билет 3
Билет 4
Билет 5
Билет 6
Билет 7
Скорость течения реки 1 м/с, скорость лодки относительно воды 2 м/с.
Зачёт по физике в 10 классе по теме: «Динамика». 1.Как формулируется первый закон Ньютона? 2.Какие системы отсчёта являются инерциальными и неинерциальными? 3.В чём состоит явление инерции? 4.В чём состоит свойство тел, называемое инертностью? 5.Какой величиной характеризуется инертность тела? 6.Какова связь между массами тел и модулем ускорений, которые они получают при взаимодействии? 7.Как определяется масса отдельного тела и в чём она измеряется? 8.Каким способом измеряют массу? 9.Что представляет собой эталон массы? 10.В результате взаимодействия двух тел скорость одного из них увеличилась. Как изменилась скорость другого тела? 11.Что такое сила и чем она характеризуется? 12.Какие действия оказывает на тело нескомпенсированная и скомпенсированная сила? 13.Объясните,как устанавливают второй закон Ньютона для движения материальной точки, какой формулой его выражают и как формулируют? 14.Какова единица измерения силы в системе СИ? Как формулируют определение этой единицы? 15.Каковы способы измерения силы? 16.Как движется тело, к которому приложена сила, постоянная по модулю и по направлению? 17.Как направлено ускорение тела, вызванное действующей на него силой? 18.В чем заключается принцип независимости сил? 19.Верно ли утверждение: тело всегда движется туда, куда направлена приложенная к нему сила? 20.Верно ли утверждение: скорость тела определяется только действующей на него силой? 21.Верно ли утверждение: силы есть, а ускорения нет? 22.Если на тело действует несколько сил, как определяется равнодействующая этих сил? 23.Сформулируйте первый закон Ньютона, используя понятие силы? 24.Запишите и сформулируйте третий закон Ньютона. 25.Верен ли вопрос: может ли какое-то тело действовать на другое, не испытывая с его стороны противодействия? 26.Как направлены ускорения взаимодействующих между собой тел? 27.Могут ли уравновешивать друг друга силы, с которыми взаимодействуют тела? 28.Выполняется ли третий закон Ньютона при взаимодействии тел на расстоянии посредством поля (например, магнитного) или только при непосредственном контакте? 29.Почему при столкновении легкового автомобиля с грузовым повреждения у легковой машины больше, чем у грузовой? 30.Два человека растягивают динамометр. Каждый прилагает силу 50 Н. Что показывает динамометр? 31.Приведите примеры проявления третьего закона Ньютона. 32.Как записываются первый, второй, третий законы Ньютона? 34.В чём заключается относительность движения тел? Приведите примеры относительности движения тел. 35.Какая формула выражает классический закон сложения скоростей? Как формулируется этот закон? 36.При каких условиях справедлив классический закон сложения скоростей? Задачи к зачёту. Билет 1 1.Вагон массой 20 т движется с постоянным ускорением, равным 0.3 м/с 2 , и начальной скоростью 54 км/ч. Какая сила торможения действует на вагон? Через какое время он остановится и какое расстояние пройдет до остановки?2.Два человека тянут веревку в противоположные стороны с силой по 50 Н каждый. Разорвётся ли веревка, если она выдерживает натяжение в 60 Н? 3.К потолку вагона подвешен шар. Как он будет себя вести, если вагон начнёт двигаться ускоренно? Равномерно? Замедленно? Влево? Вправо? Билет 2 1.Определите массу тела, которому сила 50 Н сообщает ускорение 0,2 м/с 2 . Какое перемещение совершило тело за 30 с от начала движения?2.Сила тяги, действующая на автомобиль, равна 1кН, сила сопротивления движению 0,5 кН. Не противоречит ли это третьему закону Ньютона? 3. В правилах уличного движения говорится: «Граждане! Не переходите улицу перед близко идущим транспортом. Помните, что транспорт мгновенно остановить нельзя». Объясните, почему невозможна мгновенная остановка транспорта. Билет 3 1.Автомобиль массой 3 т, имеющий скорость 8м/с, останавливается торможением через 6 с. Найдите тормозящую силу. 2. Два ученика тянут за динамометр в противоположные стороны. Что покажет динамометр, если первый ученик может развивать силу 250 Н, а второй- 100 Н? 3.Что произойдет с всадником, если скачущая лошадь внезапно остановится? Билет 4 1.Парашютист массой 78,4 кг раскрыл парашют, пролетев 120 м. На протяжении 5 с парашют уменьшил скорость падения до 4,5 м/с. Определите наибольшую силу натяжения строп, на которых парашютист подвешен к парашюту. 2. Человек, стоящий на неподвижном плоту начал двигаться со скоростью 5 м/с относительно плота. Масса человека составляет 100 кг, масса плота-5000 кг. Какую скорость относительно воды приобрел плот? 3. Мяч, который неподвижно лежал на столе, при движении поезда покатился: а) вперед, в направлении движения поезда; б) назад, против движения; в) влево; г) вправо. Какие изменения в движении поезда произошли в каждом из этих случаев? Билет 5 1.Из ствола пушки длиной 1,8 м вылетает снаряд массой 16 кг. Силу давления пороховых газов можно считать постоянной и равной 1,6Х10 6 Н. Определите скорость снаряда в момент вылета из ствола.2.Два бруска массами m 1 =0,2 кг и m 2 =0,3 кг движутся без трения равноускоренно под действием силы F=1 Н. Определите ускорение брусков. Какая сила действует на брусок массой m 2 ?3.Бегущий человек, споткнувшись, падает вперед, а поскользнувшись,- назад. Почему? Билет 6 1.Шар, движущийся со скоростью 2 м/с, сталкивается со вторым шаром, движущимся в том же направлении со скоростью 0,5 м/с. После столкновения скорость первого шара уменьшилась до 1 м/с, а скорость второго возросла до 1 м/с. Какой из шаров имеет большую массу и во сколько раз? 2.Поезд массой 1200 т движется со скоростью 20,8 км/ч и при торможении останавливается, пройдя путь 200 м. Найдите силу торможения. 3.В автомобилях применяются тормоза, которые действуют либо на все колёса, либо только на задние. Почему не применяется торможение только передних колёс? Билет 7 1.Футболист ударяет мяч массой 700 г и сообщает ему скорость 12 м/с. Определите силу удара, считая его продолжающимся 0,02 с. 2.Поезд массой 1500 т увеличил скорость с 5 до 11 м/с в течение 5 мин. Определите силу, сообщающую поезду ускорение. 3.Может ли автомобиль двигаться равномерно по горизонтальному шоссе с выключенным двигателем? Билет 8 1.Автомобиль, имеющий с полной нагрузкой массу 1800 кг, в течение 12 с развивает скорость 60 км/ч. Определите действующую силу и пройденный путь за время разгона автомобиля. 2.Снаряд массой 10 кг при вылете из канала ствола орудия имеет скорость 800 м/с. Время движения снаряда внутри ствола равно 0,005 с. Вычислите силу давления пороховых газов на снаряд, считая его движение равноускоренным. 3.Почему наездник в цирке, подпрыгивая вверх на быстро скачущей лошади, попадает опять на то же место седла? 2. Отт В.Д., Фесенко М.Е. и др. Диагностика и лечение обструктивного бронхита у детей раннего возраста. Киев-1991. 3. Рачинский С.В., Таточенко В.К. Болезни органов дихания у детей. М.: Медицина, 1987. 4. Рачинский С.В., Таточенко В.К. Бронхиты у детей. Ленинград: Медицина, 1978. 5. Сміян І.С. Педіатрія (курс лекцій). Тернопіль: Укрмедкнига, 1999. Каков общий принцип построения системы единиц физических величин? Физическая величина – свойство, общее в качественном отношении многим физическим объектам, но в количественном отношении индивидуальное для каждого объекта. Физические величины объективно взаимосвязаны. С помощью уравнений физических величин можно выразить связи между физическими величинами. Выделяют группу основных величин (соответствующие этим величинам единицы называют основными единицами) (их число в каждой области науки определяется как разность между числом независимых уравнений и числом входящих в них физических величин) и производных величин (соответствующие этим величинам единицы называют производными единицами), которые образуются с помощью основных величин и единиц с использованием уравнений физических величин. В качестве основных выбирают величины и единицы, которые могут быть воспроизведены с наибольшей точностью. Совокупность выбранных основных физических величин называется системой величин, а совокупность единиц основных величин – системой единиц физических величин. Этот принцип построения систем физических величин и их единиц был предложен Гауссом в 1832 году. |
Популярное:
Новое
- Шкатулка качественных задач по физикеэлектричество Как устроена морская гальваноударная мина
- Сергей Черёмин: «Соотечественник – это тот, кто разделяет культурные ценности русского мира»
- «Летчик живет только в полете»
- Весна пора цветения цитаты
- Полипы матки как избавиться?
- Загадки, пословицы, поговорки, рассказы и стихи о липе Свойства липы дерева
- Час "мордобоя" Взятие Зимнего дворца
- Ульрих председатель военной коллегии верховного суда ссср
- Джон Кабот — открытие Северной Америки 1497 джон кабот открытия
- Кто правил после калиты. Иван I Данилович Калита. Биография. Происхождение и прозвище