Главная - Бараниной
"махмуд на месте, можем начинать" или интересные факты о папахе. Не снимал папаху. Кавказская папаха на кавказе больше, чем головный убор Умная голова и огненное сердце

У каждого народа есть свои национальные головные уборы. У большинства тюркоязычных народов они называются "папах". В том числе в Азербайджане.

В свое время папахи носили даже советские генералы. Но сегодня папаха осталась лишь частью мужского туалета в странах Востока. А еще, по традиции, она сохранилась как часть традиционной формы казаков.

Так что такое папаха?

Папаха - это головной убор цилиндрической формы, сшитый из шкур животных, с матерчатой внутренней обшивкой. На изготовление папахи уходит немалое количество времени и сил. А как это делается, мы подсмотрели в мастерской бакинского мастера Сабира киши.

Как рассказал Сабир киши, шкуру для папахи выбирают очень долго, так как от этого будет зависеть не только ее вид, но и цена.

Шкура обязательно должна быть хорошо обработанной. Кроме того, нужно посмотреть, какая это шкура, какого животного. Предпочтение отдается шкуре ягненка. Ну, а дальше, улыбается мастер, уже необходимо чутье. Например, перед вами могут разложить 50 шкур, ваше дело выбрать из них самую красивую, ту, которую шить и носить будет в удовольствие...

Ну, а дальше, улыбается мастер, уже необходимо чутье. Например, перед вами могут разложить 50 шкур, ваше дело выбрать из них самую красивую

На Кавказе говорят - если голова цела, на ней должна быть папаха. Сегодня, конечно же, в Баку нечасто увидишь мужчину в традиционной папахе, особенно среди молодежи. Молодежь отдает предпочтение кепкам, панамам, береткам, вязанным шапкам и др. А папахи носят больше в сельской местности, и то, люди старшего поколения или по праздникам.

Традиционную азербайджанскую папаху можно чаще увидеть в исторических фильмах, на исполнителях народных танцев. Папаха является незаменимым атрибутом исполнителей мугама и народных музыкантов.

Папахи у разных народов выглядят по-своему. Они отличаются высотой, окраской, фасоном и др. Разнообразные виды этого головного убора использовались и в Азербайджане.

"Все папахи изначально белого цвета, - рассказывает Сабир киши, - а те, что черные, в большинстве случаев окрашены. Все зависит от того, из шкуры какого животного она изготовлялась. Папахи делятся на длинношерстные и короткошерстные. Длинношерстные шьются из шкур взрослых животных, а на короткошерстные, в основном, шла шкура ягненка.

Их так же делят на тонкошерстные и грубошерстные. Папахи в Азербайджане имели и имеют множество видов и названий - это чобан папахы, бухара папахы, бей папахы, гюмюш папах, гара папах и др. Каждый из этих видов принадлежал либо какому-то селу, либо надевался по какой-либо традиции, либо принадлежал определенному сословию населения. Например, бей папахы могли надевать только люди из бекского сословия, у бедных слоев населения не было на это ни прав, ни средств".

Например, бей папахы могли надевать только люди из бекского сословия, у бедных слоев населения не было на это ни прав, ни средств

Если кто-то случайно задевал другого так, что его папаха падала на землю, это могло привести к кровопролитию, так как означало оскорбление чести носителя папахи. В случае же, когда хозяин сам, сняв свою папаху, бросал ее оземь, это говорило о том, что он готов стоять на своем до конца и ни за что не изменит своего решения.

Обычно при старшем поколении молодые снимали папахи в знак уважения, однако это было принято не у всех народов.

Шить папаху довольно непростое дело, малейший неправильный шов и все - товар утерян. После того, как шкура обработана, ей придают форму, затем, вывернув, обкладывают ватой для мягкости. Чтобы папаха сохранила форму, которую ей придали, ее надевают на болванку - сахарную голову, которая заранее срезается по форме папахи. Поверх нашивается подкладка из материи. Затем готовая папаха сбрызгивается водой и вновь надевается на болванку в ожидании своего хозяина.

За папахами нужен особый уход, подчеркнул Сабир киши. "Я понимаю, что в наше время это не имеет той ценности, что раньше. Но вот раньше люди знали не только, как носить папаху, но и как за ней ухаживать. Папаху следует надевать двумя руками и при этом не сильно натягивать на голову. Если папаха вашего размера, то она сядет на свое место без особых усилий", - сказал он.

Папаху следует надевать двумя руками и при этом не сильно натягивать на голову

А вот чтобы сберечь папаху, нужно немного поднапрячься. По словам мастера, раньше папахи хранили, завернув в чистое полотно, в темном месте. Температура должна была быть низкой, так как мех мог пересохнуть. В наше время многие пренебрегают этими правилами и халатно относятся ко всем пунктам этих правил. От этого и не тянут нынешние папахи долго, вздыхает Сабир киши.

Мастер также поделился с нами некоторыми хитростями, которые должны знать те, кто носит папахи. Если на папаху что-либо разольется, следует немедленно взять муку и бензин. Развести в бензине муку, словно замесить жидкое тесто, и намазать эту массу на пятно. Бензин хорошо всасывает жир, благодаря чему папаха может быть спасена.

Интересно, что мастер также не против химчистки папах, поскольку, по его словам, в большинстве местных химчисток знают, как правильно ухаживать за этим головным убором...

И напоследок - о стоимости традиционной азербайджанской папахи. Цены на папахи в Баку сегодня начинаются от 50 манатов и могут доходить до 300 манатов...

Как бы не менялась мода, во многих азербайджанских домах до сих хранятся папахи, принадлежавшие старшему поколению семьи. Даже если молодежь и не носит их сегодня, они все равно остаются символом чести и уважения к традициям.

И для горца, и для казака папаха - это не просто шапка. Это предмет гордости и чести. Папаху нельзя обронить или потерять, ей казак голосует на кругу. Лишиться папахи можно только вместе с головой.

Папаха - это не просто шапка

Ни на Кавказе, откуда она родом, ни у казаков папаха не считается рядовым головным убором, задача которого только сохранять тепло. Если посмотреть на поговорки и пословицы о папахе, то уже можно многое понять о её значимости. На Кавказе говорят: "Если голова цела, на ней должна быть папаха", "Папаху носят не для тепла, а для чести", "Если тебе не с кем посоветоваться – посоветуйся с шапкой".

У казаков и вовсе ходит поговорка, что две самые важные для казака вещи - это шашка и папаха. Снимать папаху разрешено только в особых случаях. На Кавказе - практически никогда.

Нельзя снимать папаху, когда кого-то о чем-то просят, единственное исключение - когда просят прощения кровной мести. Специфика папахи в том, что она не позволяет ходить с опущенной головой. Она как будто сама "воспитывает" человека, заставляя его "не гнуть спины".

В Дагестане была также традиция делать при помощи папахи предложение. Когда юноша хотел свататься, но боялся делать это открыто, то мог закинуть папаху в окно девушке. Если папаха долго не вылетала обратно, то молодой человек мог рассчитывать на благоприятный исход.

Серьезным оскорблением считалось сбить папаху с головы. Если же в пылу спора один из оппонентов сбрасывал папаху на землю, то это значило, что он готов стоять до самой смерти. Потерять папаху можно было только с головой, именно поэтому в папахах часто носили ценные вещи и даже драгоценности.

Забавный факт: известный азербайджанский композитор Узеир Гаджибеков, отправляясь в театр, покупал два билета: один для себя, второй – для папахи. Махмуд Эсамбаев же был единственным депутатом Верховного совета СССР, которому разрешалось сидеть на заседаниях в головном уборе.

Рассказывают, что Леонид Брежнев, перед выступлением оглядывая зал, видел папаху Эсамбаева и говорил: "Махмуд на месте, можем начинать".

Виды папах

Папахи бывают разные. Они различаются как по виду меха, так и по длине ворса. Также в разных полках различаются виды вышивки верха папах. До Первой мировой папахи чаще всего шили из меха медведя, барана и волка, эти виды меха лучше всего помогали смягчить сабельный удар. Также были и парадные папахи. У офицеров и подхорунжих они обшивались серебряным галуном шириной 1, 2 сантиметра.

С 1915 было разрешено пользоваться папахами серого цвета. Донское, Астраханское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское казачьи войска носили папахи похожие на конус с коротким мехом. Можно было носить папахи любых оттенков, кроме белого, а в период боевых действий - черного цвета. Также были запрещены папахи ярких цветов.

У вахмистров, урядников и юнкеров по верху папахи была нашита крестообразная тесьма белого цвета, а у офицеров, кроме тесьмы, нашивался ещё галун по прибору. Донские папахи - с красным верхом и вышитым на нем крестом, символизирующим православную веру. У кубанских казаков верх папахи также алого цвета. У терских-синего. В Забайкальских, Уссурийских, Уральских, Амурских Красноярских и Иркутских частях носили папахи чёрного цвета из бараньей шерсти, но исключительно с длинным ворсом.

Исторически сложилось так, что папаха в Азербайджане - это не только головной убор, а символ чести, достоинства и мужественности. Традиционно в нашей стране шитье папахи как ремесло развивалось в тесной связи с историей, бытом и культурой народа. Не случайно устное народное творчество сохранило немало загадок, пословиц и поговорок про папахи.

Форма и материал этого головного убора, история которого исчисляется веками, как правило, являлись показателем социального статуса того, кто его носит. В прежние времена мужчины никогда не снимали папахи. Появление в общественных местах без головного убора считалось неприемлемым.

Веками мастера по шитью папах, как и представители других ремесел, пользовались большим уважением в обществе. Однако со временем молодежь утратила интерес к папахам, и число мастеров папахчи значительно уменьшилось.

В поселке Борадигах Масаллинского района живет и работает мастер Ягуб, которого хорошо знают не только в родном районе, но и в соседних областях, и даже в Иране. Ягуб Мамедов родился в 1947 году в Борадигах, ремеслу папахчи он научился у своего деда.


  • Форма и материал этого головного убора, история которого исчисляется веками, как правило, являлись показателем социального статуса того, кто его носит

    © Sputnik / Rahim Zakiroghlu


  • Мастер Ягуб из поселка Борадигах Масаллинского района занимается этим ремеслом почти полвека

    © Sputnik / Rahim Zakiroghlu


  • Традиционно шитье папахи как ремесло развивалось в тесной связи с историей, бытом и культурой народа

    © Sputnik / Rahim Zakiroghlu


  • В прежние времена мужчины никогда не снимали папахи

    © Sputnik / Rahim Zakiroghlu


  • Мастер уверен, что сшить качественную папаху можно, только если очень любишь свое дело

    © Sputnik / Rahim Zakiroghlu


  • Кожа для папах привозится из Узбекистана

    © Sputnik / Rahim Zakiroghlu


  • Мастер научил этому ремеслу и своего брата Захида, и теперь они работают вместе

    © Sputnik / Rahim Zakiroghlu

1 / 8

© Sputnik / Rahim Zakiroghlu

Папаха в Азербайджане – это не только головной убор, а символ чести, достоинства и мужественности

"Мой дедушка Абульфаз был самым известным папахчи нашей области. Я часто приходил к нему, смотрел, как он работает и потихоньку учился всему. С 1965 года стал его учеником", - вспоминает мастер.

Мамедов окончил школу, поступил на заочное отделение института и продолжал работать. В те годы, продолжает он, заказы поступали круглый год и немало: "А сейчас заказов стало гораздо меньше, да и то в основном только осенью или зимой".

По его словам, в основном он шьет бухара папахи (свое название они получили от города Бухара, откуда привозили кожу для папах - ред.), и носят их либо пожилые люди, либо муллы. Мастер говорит, что раньше к папахам относились с большим уважением: "В прежние времена посетители театра покупали два билета — один для себя, другой для папахи. Но сейчас папаха бухара вышла из моды".

Мастер говорит, что раньше за один только зимний месяц шил по 30-35 папах, а в оставшиеся месяцы - 15-20, однако сейчас заказы поступают всего на 5-10 папах. При этом Мамедов уверен, что сшить качественную папаху можно, только если очень любишь свое дело. Кроме того, необходимо обладать хотя бы минимальным художественным вкусом.

"Мастер должен знать, подойдет или нет папаха человеку. Например, полному человеку не подойдет маленькая папаха, а худому она, наоборот, будет к лицу", — говорит Мамедов.

Он также рассказал о том, что кожа для папах привозится из Узбекистана: "Маленьких ягнят убивают удушением - для того, чтобы сохранились завитки шерсти. Полученную шерсть заворачивают в марлю и держат в специальном месте два дня. Потом кожу солят, чистят ее оборотную часть, обрабатывают и в итоге получают материал для папахи".

Мастер Ягуб говорит, что большое значение также имеет правильный пошив папахи. При пошиве изнанки папахи он сшивает войлок швейной машинкой, а кожу - только вручную. Некоторые мастера, продолжает Мамедов, чтобы побыстрее выполнить заказ, и кожу сшивают машинкой. Но так лучше не делать, поскольку спустя некоторое время швы на папахе начинают собираться, а потом в этом месте образуются складки, и папаха портится.

Что касается цен, то они в среднем варьируются в пределах от 100 до 300 манатов, но мастер говорит, что всегда готов договориться с клиентом.

Мастер научил этому ремеслу и своего брата Захида, и теперь они работают вместе. Молодежи это ремесло не интересно, потому сегодня Мамедов — единственный мастер по шитью папах во всей округе…

У чеченцев издревле существовал культ головного убора – как женского, так и мужского

Шапка у чеченца – символ чести и достоинства – является частью костюма. «Если голова цела, на ней должна быть папаха»; «Если тебе не с кем посоветоваться, посоветуйся с папахой»- эти и подобные пословицы и поговорки подчеркивают важность и обязательность папахи для мужчины. За исключением башлыка, головные уборы не снимались и в помещении.

При поездке в город и на важные, ответственные мероприятия, как правило, надевали новую, праздничную папаху.
Поскольку шапка всегда была одним из основных предметов мужской одежды, для молодых людей стремились приобрести красивые, праздничные папахи. Их очень берегли, хранили, заворачивая в чистую материю.

Сбить с кого-нибудь папаху считалось невиданным оскорблением.Человек мог снять папаху, оставить ее где-то и ненадолго уйти. И даже в таких случаях никто не имел права ее трогать, понимая, что будет иметь дело с ее хозяином.
Если чеченец снимал в споре или ссоре папаху и ударял ею о землю — это означало, что он готов идти на все, до конца.

Мы знаем, что женщина, снявшая и бросившая свой платок к ногам насмерть дерущихся, могла остановить схватку. Мужчины, наоборот не могут снимать папаху даже в такой ситуации. Когда мужчина просит кого-либо о чем-нибудь и снимает при этом папаху, то это считается низостью, достойной раба. В чеченских традициях есть только одно исключение по этому поводу: папаху можно снять только тогда, когда просят о прошении кровной мести.

Махмуд Эсамбаев, великий сын нашего народа, гениальный танцовщик, хорошо знал цену папахи и в самых необычных ситуациях заставлял считаться с чеченскими традициями и обычаями. Он, разъезжая по всему миру и будучи принят в самых высших кругах многих государств, ни перед кем не снимал свою папаху. Махмуд никогда, ни при каких обстоятельствах не снимал знаменитую на весь мир папаху, которую сам он называл короной. Эсамбаев был единственным депутатом Верховного Совета СССР, который на всех сессиях высшего органа власти Союза сидел в папахе. Очевидцы рассказывают, что глава Верховного Совета Л. Брежнев перед началом работы этого органа внимательно смотрел в зал, увидев знакомую папаху, говорил: «Махмуд на месте, можно начинать». Единственный человек в советскую эпоху, имел паспорт с головным убором. Такой паспорт имел только он один в СССР; даже в этом он сохранил этикет чеченского народа — не снимать шапку ни перед чем. Ему сказали, если вы не снимете головной убор, то выдать паспорт не имеем право, на что он ответил коротко: В таком случае он мне и не нужен». Так он ответил высшим властям.

М.А. Эсамбаев, Герой социалистического труда, народный артист СССР, через всю свою жизнь, творчество пронес высокое имя – чеченский къонах(рыцарь).
Делясь с читателями своей книги « Мой Дагестан» об особенностях аварского этикета и о том, как важно иметь всему и вся собственную индивидуальность, неповторимость и оригинальность, народный поэт Дагестана Расул Гамзатов подчеркивал: «Есть на Северном Кавказе всемирно известный артист Махмуд Эсамбаев. Он танцует танцы разных народов. Но он носит и никогда не снимает с головы свою чеченскую папаху. Пусть разнообразны мотивы моих стихов, но пусть они ходят в горской папахе».

... Он имел за плечами лишь шесть классов средней школы, но родился танцовщиком по склонности и таланту - и стал артистом наперекор воле отца, считавшего выбор сына недостойным настоящего мужчины. В 1939-1941 годах Эсамбаев учился в Грозненском хореографическом училище, а затем начал танцевать в Чечено-Ингушском государvственном ансамбле песни и танца. В годы Великой Отечественной войны он выступал перед бойцами на передовой и в госпиталях с фронтовой концертной бригадой. В 1944-1956 годах Махмуд танцевал в оперном театре города Фрунзе. Экспрессия его жеста и орлиная внешность пригодились для Злого гения, Гирея, Тараса в «Тарасе Бульбе» и феи Карабос - отрицательной героини «Спящей красавицы». Позже он создаст уникальный монотеатр танцминиатюр и объедет весь мир с программой «Танцы народов мира». Многие композиции он поставил себе сам, на сто пятьдесят процентов используя свой феноменальный от природы шаг, склонность к гротеску и редкого масштаба мужскую грацию. Выступая в одиночестве, Эсамбаев легко подчинял себе любую сценическую площадку, мастерски умел приковать к себе внимание и удержать его. Он создал авторский театр танца, в котором артисту не было и нет конкурентов. Зная законы эстрады, Эсамбаев выверял свои эффекты по секундомеру - и при этом захватывал невероятной силы экстазом. Все его номера становились шлягерами. В 1959 году Эсамбаев выступал со своей программой в Москве, затем в составе труппы «Звезды советского балета» объехал с гастролями Францию, Южную Америку. Рядом с всемирно известными балеринами он имел триумфальный успех. И где бы ни проходили гастроли, Эсамбаев, подобно увлеченному коллекционеру, собирал танцы разных народов. Он их молниеносно разучивал и исполнял в той же стране, которая ему их подарила. Эсамбаев неоднократно избирался депутатом Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР, РСФСР, СССР. При его активной поддержке строились в чеченской столице Грозном новое здание драмтеатра, цирка. Он Народный артист СССР и восьми республик. Умер великий танцовщик Махмуд Алисултанович Эсамбаев 7 января 2000 года в Москве.

 


Читайте:



Жареная гречка. Простые рецепты. Рассыпчатая гречка с луково-морковной поджаркой Гречка с морковью и луком рецепт

Жареная гречка. Простые рецепты. Рассыпчатая гречка с луково-морковной поджаркой Гречка с морковью и луком рецепт

Эта гречка с морковью обязательно понравится любителям и почитателям этой чудесной крупы - она всегда получается очень вкусной, рассыпчатой, сочной...

Оленина тушеная с овощами

Оленина тушеная с овощами

Оленина - экзотический продукт для большинства россиян и редкий гость на столе. Но если представилась возможность приобрести это мясо, не стоит...

Влажный апельсиновый кекс Рецепт кекса с апельсином в духовке

Влажный апельсиновый кекс Рецепт кекса с апельсином в духовке

В зависимости от размеров яйца и сочности вашего апельсина, количество муки может варьироваться, поэтому необходимо смотреть на консистенцию,...

Гадание на картах Таро на деньги “Полная чаша”

Гадание на картах Таро на деньги “Полная чаша”

Как бы человек не относился к финансовому вопросу, деньги неизменно играют важную роль в нашей жизни. Именно благодаря денежному достатку и...

feed-image RSS