Главная - Дела семейные
Охранная грамота христианам от пророка мухаммеда. Жалованная грамота пророка мухаммеда

В монастыре св. Екатерины на Синае хранится охранная грамота пророка Мухаммеда, выданная монахам греческого православного монастыря св. Екатерины, а в их лице и всем христианам, находящимся в землях мусульманского государства:

Во имя Аллаха всемилостиваго, всемилосердаго! Писал писание сие Мухаммед, сын Абд--Аллахов, в радость и увещевание всем людям.

Писал как для своих единоверцев, так и для всех, исповедующих христианство на востоке и на западе земли, ближних и дальних, грамотных и безграмотных, знатных и простых, давая писание сие в завет. И кто нарушит этот завет, и поступит в противность заключающегося в нем, и преступит повелеваемое оным, тот есть нарушитель завета Аллахова и преступник, посмеивающийся над Его религиею и достойный проклятия, будь он владыка народов или простой правоверный.

Если священник или отшельник поселится на горе какой, в долине, в пещере, на равнине, на песчаном месте, в городе, селении или церкви, то пребуду я окрест их защитником от всех врагов их, я сам и все пособники мои, все исповедники веры моей и все последователи мои, потому что эти священники и отшельники суть паства* и принадлежность моя, и я отвращу от них всякую обиду. Что относится до харадуса**, то брать с них следует только то, что будут давать они добровольно, не принуждая и не приневоливая их к платежу. Да не сменится епископ с епархии своей, ни священник с прихода своего, ниже изгонится монах из монастыря своего, и пилигрим да не совратится с пути своего. Да не разрушится ни единая из церквей их или часовен, и да не употребится ничего из принадлежащаго церквам их на постройку мечетей или домов мусульман. Кто же сотворит сие, тот есть нарушитель завета Аллахова и противник Его пророка.

Да не налагается никакого сбора и никакой повинности ни на епископов, ни на священников, ниже на кого из посвятивших себя на служение Богу. Я буду охранителем их, где бы они ни были, на море или на суше, на востоке или на западе, на севере или на юге; находятся они под защитою моею и под покровом моим от всякаго притеснения. Равно, если удалится кто из них в горы или места необработанные и займется посевом, не брать с таковых ни харадуса, ни десятины, так как делается это ими только ради пропитания себя; напротив того, если наступит дороговизна хлеба, да оказывают им вспоможение, давая им в пищу по кадаху с ардеба***.

И да не принуждают их ходить на войну, ниже к каким--либо повинностям. Те из них, которые владеют невольниками, имуществом, поземельною собственностию или занимаются торговлей, да не платят более 12 дирхемов в год. Да не подвергнется ни один из них неправосудию; да не вступают мусульмане с ними в спор о превосходстве своей религии, но да распрострут над ними крыло милосердия, и да удалят от них все неприятное, где бы они ни были, где бы они ни жили. Если случится христианке быть между мусульманами, то не принуждать ее ни к чему насильно, позволять ей молиться в молельнях их и не вмешиваться в дела ее с единоверцами. Кто поступит в противность сего завета Божия и замыслит противное сему, тот есть бунтовщик против союза, заключеннаго Аллахом и Его пророком. Да оказывают им также помощь в построении молелен и мест поклонения, и да служит эта помощь к сохранению их религии и залогом неприкосновенности завета. Да не принуждают их носить оружие, и да носят его за них сами мусульмане. Да не нарушат сии последние этого завета вовек, пока существует время и мир стоит.

Свидетелями при этом завете, который написал Мухаммед, сын Абд--Аллахов, посланник Аллахов, для всех христиан, и поручителями в верном исполнении заключающагося в нем суть нижеподписавшиеся: Али сын Абу-Талебов, Абу-Бекр сын Абу--Кахафы, Омар сын Аль--Хаттабов, Осман сын Аффонов, Абуль--Вярда, Абу--Горейра, Абд--Аллах сын Масудов, Аббас сын Абд--Эль--Моталебов, Фадль сын Аббасов, Зобейр сын Авамов, Тальха сын Абд--Аллахов, Саид сын Маазов, Саид сын Ободы, Сабит сын Кайсов, Зеид сын Сабатов, Абу--Ханифа сын Анины, Хашем сын Обейдов, Харес сын Сабитов, Абд Эль--Азим сын Хасанов, Моаззел сын Корейшев, Абд--Аллах сын Амру, Амир сын Беширов.

Писал завет сей Али, сын Абу-Талебов (да просветлит Аллах лицо его!), собственноручно, в собственной мечети пророка (да благословит и да приветствует его Аллах!), 3--го числа месяца Мохаррема, во втором году Эгиры.

* то есть не-мусульмане.
** поголовная подать с не-мусульманина.
*** меры хлебныя (примечания А.Уманца).

Скажите: “Мы уверовали в то, что ниспослано нам, и то, что ниспослано вам.
Наш Бог и ваш Бог - один, и мы покоряемся только Ему”
Коран, “Аль-Анкабут”

В последнее время регулярно можно услышать о вековой нетерпимости православных и правоверных. Журналисты и историки без конца приводят нам факты подобного противостояния и акцентируют внимание на отличиях одного от другого. Но так ли это? Куда и с какой целью обращено внимание “ученых мужей” и тех, кто читает их труды?

В связи с этим хотелось бы коснуться охранной грамоты - фирмана Мухаммеда («Ахтинаме́» греч. Αχτιναμέ του προφήτη Μοχάμεντ; перс. فرمان‎), данной им христианскому монастырю Святой Екатерины в 620-е годы. По факту грамота касается и говорит обо всех последователях мусульманской и христианской веры, хотя “научные мужи” и делают акцент на другом, предписывая соблюдать его лишь в отдельных аспектах и в отношении отдельных узкосоциальных групп.

Современным историки считают установленным факт, что арабский подлинник фирмана написан на коже газели куфическим почерком и скреплён отпечатком руки Мухаммеда. Исследователи отмечают, что в Средние века «…на благосклонность мусульман к синайским монахам влиял фирман (охранная грамота), который по преданию был дан Магометом Синайскому монастырю … составляя по своей веротерпимости предмет удивления магометан».

Текст фирмана снимает всякие вопросы как по поводу того, кому он был дан, так и по поводу того, для чего и о чем он. Арабский текст фирмана гласит:

    Мухаммад ибн Абдуллах, Посланник Аллаха, и тщательный опекун всего мира; написал настоящий инструмент для всех людей его народа и его религии, как надёжное и положительное обещание сделанное к христианской нации, последователям Назарянина, кто бы они не были, будь то благородные или вульгарные, почетные или иначе, говорю так Я: Кто из моего народа дерзнет нарушить моё обещание и клятву, которая содержится в настоящем соглашении, разрушает обещание Бога, действует вопреки клятве, и будет противником веры, (не дай Бог), ибо он становится достойным проклятия, будет ли он сам царь или бедный человек, или кем бы он не был.

    Всякий раз, когда кому-либо из монахов в своих путешествиях случится остановиться на любой горе, холме, в деревне, или другом жилом месте, на берегу моря, или в пустынях, или в любом монастыре, церкви или молитвенном доме, я буду среди них, как хранитель и защитник их, их товаров и вещей, с моей душой, помощью и защитой, совместно со всеми людьми моего народа; потому что они часть моего народа, и честь для меня.

    Кроме того, я приказываю всем должностным лицам не требовать каких-либо подушных налогов с них, или любой другой дани, потому что их принуждать или вынуждать к чему-нибудь такого рода.

    Никто не дерзнет изменить их судей или правителей, но они должны оставаться в должностях, не будучи высланы.

    Никто не должен приставать к ним, когда они путешествуют на дороге.

    Какими бы церквями они не обладали, никто не лишит их них.

    Кто принимает решение об аннулировании любого из этих моих указов, пусть точно знает, что он аннулирует приказ Бога.

    Кроме того, ни их должностные судьи, губернаторы, монахи, слуги, ученики, или любые другие, зависимые от них, не должны платить любые подушные налоги, или быть понуждаемы к этому, потому что я их защитник, где они бы они не были, либо на суше или на море, на востоке или на западе и те, что живут спокойно и одиноко на горах, они не должны изымать ни подушный налог, ни десятины от своих доходов и не будет любой мусульманин брать того, что они имеют; Ибо они трудятся только для поддержания себя.

    Всякий раз, когда урожай на земле, будет в изобилии в своё время, жители обязаны из каждого бушеля, дать им определенную меру.

    Ни во время войны, не должно брать их из жилищ, ни заставлять их идти на войну, ни даже тогда с них не должны требовать какой-либо подушный налог.

    В этих одиннадцати главах можно найти все, что относится к монахам, а остальные семь глав наставляют, что относится к каждому христианину.

    Те христиане, которые являются жителями, которые по богатству своему и движению в состоянии платить подушный налог, уплачивают не более чем на двенадцать драхм с головы в год.

    За исключением этого, ничего не может быть от них требоваться, в соответствии с прямым распоряжением Бога, который говорит: «И не спорьте (о, верующие) с людьми Писания кроме как только лучшим образом» . Дайте ваши хорошие вещи им, и разговаривайте с ними, и препятствуйте всем во вреде им.

    Если случится что женщина-христианка выйдет замуж за мусульманина, мусульманин не должен пересекать склонность его жены, чтобы удержать её от церкви и молитвы, и практики её религии.

    Ни один человек мешать им ремонту их церкви.

    Кто действует вопреки моему дару, или разрешает любое противоположное к нему, становится по-настоящему отступником к Богу, и к его божественному посланнику, потому что эту защиту Я даровал им в соответствии с этим обещанием.

    Никто не должен брать в руки оружие против них, но, наоборот, мусульмане должны вести войну за них.

    И под этим я повелеваю, что ни один из моего народа не дерзнет не делать или действовать вопреки этому моему обещанию, до конца мира.

Примечательно и то, что текст содержит отсылку к 29-й суре 46-му аяту Корана, которая гласит:

"Если вступаете в спор с людьми Писания, то ведите его наилучшим образом. Это не относится к тем из них, которые поступают несправедливо. Скажите: "Мы уверовали в то, что ниспослано нам, и то, что ниспослано вам. Наш Бог и ваш Бог – один, и мы покоряемся только Ему".

К месту здесь было бы привести следующую слова евангелиста Марка из Нового Завета, которыми он цитирует Иисуса:

"Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет".

Аналогичного содержания текст есть и у евангелиста Луки, у которого далее приводится более развернутая трактовка, содержащая рассказанную Иисусом притчу для понимания значения слова “ближний”: “Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.”

В связи с этим хочется задаться вопросом, кто из людей, причисляющих себя к правоверным или к православным, действительно читает и помнит хотя бы то, что написано почитаемыми ими пророками , не говоря уже о том, чтобы интересоваться и изучать истины других религий и пророков, и - самое главное - “ПОСТУПАЕТ ТАКЖЕ”?

Подготовил: Дмитрий Л. (Минск, Беларусь)


Фирма́н Муха́ммеда («Ахтинаме́» греч. Αχτιναμέ του προφήτη Μοχάμεντ ; перс. فرمان ‎) - охранная грамота, данная пророком Мухаммедом христианскому монастырю Святой Екатерины в 620-е годы. Фирман гарантирует монастырю неприкосновенность, свободу отправления в нём богослужений, а также предоставляет синайским монахам налоговые льготы.

Синайский монастырь

Исследователи отмечают, что в Средние века «…на благосклонность мусульман к синайским монахам влиял фирман (охранная грамота), который по преданию был дан Магометом Синайскому монастырю … составляя по своей веротерпимости предмет удивления магометан » .

Однако, несмотря на полученные привилегии, количество монахов начало сокращаться и к началу IX века их осталось всего 30. Монашеская жизнь ожила лишь в период Крестовых походов когда Синайский орден крестоносцев взял на себя задачу охранять направляющихся в монастырь паломников из Европы .

Текст

Турецкий перевод

Султан Селим I, при котором был сделан турецкий перевод фирмана

В предисловии грамоты сказано кому Мухаммед адресовал её:

Среди гарантий Мухаммед устанавливает:

  • «Да не сменится епископ с епархии своей, ни священник с прихода своего, ниже изгонится монах из монастыря своего, и пилигрим да не совратится с пути своего »;
  • «Да не разрушится ни единая из церквей их или часовен, и да не употребится ничего из принадлежащаго церквам их на постройку мечетей или домов мусульман ».

Лицо, нарушившие это уставление фирман называет нарушителем завета Аллаха и противником его пророка (то есть самого Мухаммеда).

Грамота закрепила ряд налоговых льгот (отмену хараджа) для монахов: «Да не налагается никакого сбора и никакой повинности ни на епископов, ни на священников, ниже на кого из посвятивших себя на служение Богу ». Дополнительно Мухаммед гарантирует, что в случае повышения цен на продовольствие «да оказывают им вспоможение, давая им в пищу по кадаху с ардеба ».

Отдельно оговорён вопрос податей с имущества: «те из них, которые владеют невольниками, имуществом, поземельною собственностию или занимаются торговлей, да не платят более 12 дирхемов в год ».

Примечания

Ссылки

  • Mohammed and the Holy Monastery of Sinai (официальный сайт монастыря Святой Екатерины) (англ.)

«Во имя Аллаха Всемилостивого и Наимилосердного!

Это указ, написанный по повелению Мухаммада сына Абдуллы, Пророка Аллаха, Предостерегателя и Носителя Благой Вести с тем, чтобы идущие вослед не искали себе оправданий.

Я повелел записать сей документ для христиан Востока и Запада, для тех, кто обитает вблизи и для жителей дальних земель, для христиан, ныне живущих и тех, кто придёт после них, для христиан, нам лично известных и тех, кого мы не знаем.

Любой мусульманин, преступающий и нарушающий сей указ, будет сочтён преступившим Божий Завет и согрешит против Божьего Обетованья, и таковыми деяньями навлечёт на себя гнев Аллаха, будь он монархом или простолюдином.

Я сим обещаю всякому монаху и страннику, взыскующему нашей помощи в лесах, пустынях или местах населённых, или в местах поклонения Богу, что враги его будут отбиты мной, моими друзьями и помощниками, моею роднёй и каждым из тех, кто исповедуется в том, что следует мне, и мы всюду обещаем им нашу защиту, ибо они суть участники моего завета с Аллахом.

И я охраню сих завещанных мне от всяких гонений, увечий и преследований со стороны их врагов в ответ на подушный налог, который они согласились платить. Если же они предпочтут защищать себя и свои владения сами, они обладают сим правом, и в отношении этого права никто не принудит их ни к каким неудобствам.

Ни единый епископ не изгонится из своей епархии, ни единый монах из своей обители, ни единый священник из храма, и ни единый паломник не встретит препятствий на пути поклоненья. Ни одна из церквей и других христианских храмов не подвергнется разоренью или уничтоженью. Ни единый камень из церковных строений не пойдет на строительство домов и мечетей, и любой мусульманин, преступивший этот запрет, сочтётся отступившим от Бога и Пророка Его.

Епископы и монахи не подлежат обложенью налогами, живут ли они в лесах и на реках, на Западе или Востоке, на Севере или Юге. В сем я даю им своё слово чести. Отныне они живут под охраной моего обещания и завета, и пользуются совершенной защитой от всяких мирских неудобств. Всякая помощь будет предложена им в деле починки церквей. Они сим освобождаются от военного дела. Они отныне живут под защитой мусульман.

Никто да не преступит указаний сего документа до самого Судного дня.

Мухаммад, Вестник Аллаха».

«Свидетелями при этом указе, написанный по повелению Мухаммада сына Абдуллы, Посланника Аллаха, для всех христиан, и поручителями в верном исполнении заключающегося в нём суть являются нижеподписавшиеся: ‘Али ибн Аби Талиб, Абу Бакр ибн Аби Кахаф, ‘Умар ибн ал-Хаттаб, ‘Усман ибн Аффан, Абу-л-Варда, Абу Хурайра, ‘Абд Аллах ибн Мас‘уд, ‘Аббас ибн ‘Абд ал-Муталлиб, Фадль ибн ‘Аббас, Зубайр ибн ‘Авам, Талха ибн ‘Абд Аллах, Са‘ид ибн Ма‘аз, Са‘ид ибн ‘Убайда, Сабит ибн Кайс, Зайд ибн Сабат, Абу Ханифа ибн Анин, Хашим ибн Убайда, Харис ибн Сабит, ‘Абд ал-‘Азим ибн Хасан, Му‘аззал ибн Курайш, ‘Абд Аллах ибн ‘Амру, Амир ибн Башир (да будет доволен ими Аллах!).

Писал сей указ собственноручно ‘Али ибн Аби Талиб (да будет доволен им Аллах!), в Мечети Пророка (мир и благословения Аллаха да пребывают с ним!), 3-го числа месяца Мухаррам, во втором году Хиджры».

_____________________________________________________

Такова истинное учение Ислама, от которого, к сожалению, ничего не осталось в современном Исламском мире, из-за ее муллаизаций и радикализаций. Святой Пророк (мир и благословения Аллаха да пребывают с ним) предрекал, говоря, что: "Наступить время когда от Ислама ничего не останется, кроме его названия...". Завет Святого Пророка (мир и благословения Аллаха да пребывают с ним) гласит: "Истинный мусульманин – тот, с кем окружающие чувствуют себя в безопасности".

Историческое сведение: Монастырь Святой Екатерины (Синайский монастырь, греч. Μονὴ τῆς Ἁγίας Αἰκατερίνης, араб. دير سانت كاترين) - один из древнейших непрерывно действующих христианских монастырей в мире. Основан в IV веке в центре Синайского полуострова у подножья горы Синай (библейская Хорив) на высоте 1570 м. Укреплённое здание монастыря построено по приказу императора Юстиниана в VI веке. Насельниками монастыря в основном являются греки православного вероисповедания. Первоначально именовался монастырём Преображения или монастырём Неопалимой Купины. С XI века, в связи с распространением почитания святой Екатерины, мощи которой были обретены синайскими монахами в середине VI века, монастырь получил новое название - монастырь Святой Екатерины.

Монастырь в период арабского завоевания Синая в 625 году направил делегацию в Медину, чтобы заручиться покровительством Святого Пророка Мухаммада (мир и благословения Аллаха да пребывают с ним). Копия полученной монахами охранной грамоты - Фирман Мухаммеда (оригинал с 1517 года хранится в Стамбуле, куда он был истребован у монастыря султаном Селимом I), выставленный в монастыре, - показывает наилучший образец веротерпимости и провозглашает что мусульмане будут защищать христиан, подданных Исламского государства, и не будут совершать против них несправедливости, а те кто нарушит сей завет, те "сочтутся за отступивших от Аллаха и Его Пророка (са)". Фирман был написан на коже газели куфическим почерком и скреплён отпечатком руки Святого Пророка Мухаммада (мир и благословения Аллаха да пребывают с ним).

В 1517году, когда султан Селим I захватил Египет, монахи предъявили завоевателям фирман Мухаммада (са). Султан затребовал документ в Стамбул, где поместил его в султанской сокровищнице, а монахам направил перевод фирмана на турецкий язык [см. ниже]. Копия фирмана выставлена в монастырской галерее икон.

Охранная грамота христианам от Пророка Мухаммеда

В монастыре св. Екатерины на Синае хранится охранная грамота Пророка Мухаммеда, выданная монахам греческого православного монастыря св. Екатерины, а в их лице и всем христианам, находящимся в землях мусульманского государства:

Во имя Аллаха всемилостиваго, всемилосердаго!
Писал писание сие Мухаммед, сын Абд-¬Аллахов, в радость и увещевание всем людям.
Писал как для своих единоверцев, так и для всех, исповедующих христианство на востоке и на западе земли, ближних и дальних, грамотных и безграмотных, знатных и простых, давая писание сие в завет.
И кто нарушит этот завет, и поступит в противность заключающегося в нем, и преступит повелеваемое оным, тот есть нарушитель завета Аллахова и преступник, посмеивающийся над Его религиею и достойный проклятия, будь он владыка народов или простой правоверный.
Если священник или отшельник поселится на горе какой, в долине, в пещере, на равнине, на песчаном месте, в городе, селении или церкви, то пребуду я окрест их защитником от всех врагов их, я сам и все пособники мои, все исповедники веры моей и все последователи мои, потому что эти священники и отшельники суть паства* и принадлежность моя, и я отвращу от них всякую обиду.
Что относится до харадуса**, то брать с них следует только то, что будут давать они добровольно, не принуждая и не приневоливая их к платежу. Да не сменится епископ с епархии своей, ни священник с прихода своего, ниже изгонится монах из монастыря своего, и пилигрим да не совратится с пути своего. Да не разрушится ни единая из церквей их или часовен, и да не употребится ничего из принадлежащаго церквам их на постройку мечетей или домов мусульман.
Кто же сотворит сие, тот есть нарушитель завета Аллахова и противник Его пророка.
Да не налагается никакого сбора и никакой повинности ни на епископов, ни на священников, ниже на кого из посвятивших себя на служение Богу. Я буду охранителем их, где бы они ни были, на море или на суше, на востоке или на западе, на севере или на юге; находятся они под защитою моею и под покровом моим от всякаго притеснения. Равно, если удалится кто из них в горы или места необработанные и займется посевом, не брать с таковых ни харадуса, ни десятины, так как делается это ими только ради пропитания себя; напротив того, если наступит дороговизна хлеба, да оказывают им вспоможение, давая им в пищу по кадаху с ардеба***.
И да не принуждают их ходить на войну, ниже к каким¬-либо повинностям. Те из них, которые владеют невольниками, имуществом, поземельною собственностию или занимаются торговлей, да не платят более 12 дирхемов в год. Да не подвергнется ни один из них неправосудию; да не вступают мусульмане с ними в спор о превосходстве своей религии, но да распрострут над ними крыло милосердия, и да удалят от них все неприятное, где бы они ни были, где бы они ни жили. Если случится христианке быть между мусульманами, то не принуждать ее ни к чему насильно, позволять ей молиться в молельнях их и не вмешиваться в дела ее с единоверцами.
Кто поступит в противность сего завета Божия и замыслит противное сему, тот есть бунтовщик против союза, заключеннаго Аллахом и Его пророком.
Да оказывают им также помощь в построении молелен и мест поклонения, и да служит эта помощь к сохранению их религии и залогом неприкосновенности завета.
Да не принуждают их носить оружие, и да носят его за них сами мусульмане.
Да не нарушат сии последние этого завета вовек, пока существует время и мир стоит.
Свидетелями при этом завете, который написал Мухаммед, сын Абд¬-Аллахов, посланник Аллахов, для всех христиан, и поручителями в верном исполнении заключающагося в нем суть нижеподписавшиеся:
Али сын Абу ¬Талебов, Абу ¬Бекр сын Абу¬-Кахафы, Омар сын Аль¬-Хаттабов, Осман сын Аффонов, Абуль¬-Вярда, Абу¬-Горейра, Абд¬-Аллах сын Масудов, Аббас сын Абд-¬Эль-¬Моталебов, Фадль сын Аббасов, Зобейр сын Авамов, Тальха сын Абд¬-Аллахов, Саид сын Маазов, Саид сын Ободы, Сабит сын Кайсов, Зеид сын Сабатов, Абу¬-Ханифа сын Анины, Хашем сын Обейдов, Харес сын Сабитов, Абд Эль¬-Азим сын Хасанов, Моаззел сын Корейшев, Абд-¬Аллах сын Амру, Амир сын Беширов.
Писал завет сей Али, сын Абу ¬Талебов (да просветлит Аллах лицо его!), собственноручно, в собственной мечети Пророка (да благословит и да приветствует его Аллах!), 3¬-го числа месяца Мохаррема, во втором году Эгиры.

(Отрывок из книги Н.Сологубовского «Сирийское противостояние»)

Книги "Мятеж", "Агрессия" «Триполитанская трагедия» и «Сирийское противостояние» Н.А. Сологубовского, журналиста, свидетеля событий 2011–2015 годов в арабских странах, можно приобрести или заказать в книжных магазинах «Москва», МДК Арбат, Библио глобус, Лабиринт, Фаланстер и в других, а также в интернет-магазине «ОЗОН».
Новые книги серии «АРАБСКИЕ ХРОНИКИ» Издательства «Ключ-С» рассказывают о событиях 2011-2015 гг. в Тунисе, Ливии, Сирии, Алжире, Марокко и других странах.

В книжных магазинах и в интернет-магазине «ОЗОН» также можно заказать книгу Н.Сологубовского «Сахара. Искусство исчезнувших миров» о наскальных рисунках и петроглифах, найденных в Сахаре. (Издательство «Ключ-С»)

 


Читайте:



Интерактивный плакат к урокам окружающего мира подготовила гревцова светлана анатольевна учитель начальных классов мбоу сош с

Интерактивный плакат к урокам окружающего мира подготовила гревцова светлана анатольевна учитель начальных классов мбоу сош с

Цели проведения: Развивать у учащихся интерес к урокам “Окружающего мира”; повысить образовательный уровень; осуществлять экологическое...

Творожная запеканка в мультиварке Диетические запеканки в мультиварке редмонд

Творожная запеканка в мультиварке Диетические запеканки в мультиварке редмонд

Шаг 1: готовим творожную смесь.В первую очередь при помощи пекарской кисти смазываем дно, а также внутренние стенки чаши мультиварки тонким слоем...

Ростбиф из телятины су-вид Пошаговый рецепт приготовления

Ростбиф из телятины су-вид Пошаговый рецепт приготовления

Ростбиф из телятины су-вид в банке - абсолютно восхитительная на вкус закуска, не требующая от повара, в общем-то, никакой особой кухонной техники...

Вкусные рецепты кабачков с фаршем, тушеных в соусе и запеченных в духовке

Вкусные рецепты кабачков с фаршем, тушеных в соусе и запеченных в духовке

Фаршированные кабачки — любят кушать все, потому что это есть напоминание о лете, а если — это сытное и полезное блюдо. Фарш для кабачка может быть...

feed-image RSS