Реклама

Главная - Как сделать самому
Проблема равнодушия в произведении герой нашего времени. Cочинение ««Герой нашего времени». Центральная проблема романа. Индивидуализм — главный психологический нерв характера Печорина (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Нравственные пробл

Вторая повесть романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Ге­рой нашего времени» «Максим Максимыч» выводит на аван­сцену действия Печорина. В первой повести «Бэла» мы узнали о драматических событиях из жизни героя от его сослуживца штабс-капитана Максима Максимыча, а теперь можем соста­вить о нем мнение, так сказать, по личным впечатлениям.

Обстоятельства встречи Печорина с Максимом Максимычем таковы. Странствующий офицер, от лица которого ведется основ­ное повествование, вынужден остановиться на три дня в гостини­це Владикавказа в ожидании «оказии». На следующий день туда же приезжает Максим Максимыч. А вскоре приходит и ожидае­мая оказия, вместе с которой прибывает «чудесная коляска». Выясняется, что коляска принадлежит Печорину. Это известие вызывает у Максима Максимыча большую радость. Он посыла­ет лакея сказать Печорину, «что здесь Максим Максимыч», и уве­ряет странствующего офицера: «Ведь сейчас прибежит!..» Одна­ко Печорин не торопится встретиться со старым боевым товари­щем, и Максим Максимыч испытывает горькое разочарование. В течение всего дня Печорин так и не появляется.

Встреча с ним происходит лишь на следующее утро. И тог­да разочарование Максима Максимыча еще больше усилива­ется. Печорин обращается с ним холодно; чувствуется, что сви­дание с давним знакомым не вызывает у него особой радости. Он даже отказывается пообедать вместе, ссылаясь на то, что ему пора в путь. Выясняется, что едет он в Персию. Коляска Печорина готова уже тронуться в путь, когда Максим Макси­мыч вдруг вспоминает:

«- Постой, постой! — закричал вдруг Максим Максимыч, ухватясь за дверцы коляски, — совсем было забыл… У меня остались ваши бумаги, Григорий Александрович… я их таскаю с собой… Что мне с ними делать?

— Что хотите, — отвечал Печорин. — Прощайте…»

Бумаги остаются у Максима Максимыча, а затем, по просьбе странствующего офицера, переходят во владение к нему. Они представляли собой около десятка исписанных тет­радок, озаглавленных «Журнал Печорина». Содержание этого «Журнала» легло в основу трех последующих повестей романа «Герой нашего времени».

Почему же Печорин отказался вернуть себе свою собствен­ность? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно прочитать весь роман и составить полное представление о характере «Героя нашего времени». Печорин — глубоко разочарованная в жиз­ни личность. Он принадлежит к галерее типов «лишнего чело­века» в русской литературе. Когда он писал свой дневник, то еще пытался осмыслить свое место в мире, свои взаимоотно­шения с другими людьми. Но к моменту последней встречи с Максимом Максимычем Печорин уже полностью разуверился в былых своих надеждах и мечтаниях. Поэтому вспоминать о своем прошлом ему неинтересно. Он отправился в дальние странствия для того, чтобы скрасить преследующую его скуку. В то же время по некоторым деталям можно судить, что он предчувствует свой близкий уход из жизни. «…Всякому своя дорога… — говорит он Максиму Максимычу на прощанье. — Удастся ли еще встретиться — Бог знает!..» А на вопрос Мак­сима Максимыча, когда Печорин вернется, тот «сделал знак рукой, который можно было перевести следующим образом: вряд ли! Да и незачем!».

Итак, Печорину безразлично, что будет с его дневником, которому он поверял свои заветные мысли. И это можно объяснить его предчувствием близкого конца собственной жизни — ведь вскоре мы узнаем, что, возвращаясь из Персии, он умер. Но не исключена вероятность и того, что Печорин в глубине души надеялся: его записки будут прочитаны другими людьми, и тогда память о нем не исчезнет бесследно.

Аргументы к итоговому сочинению по направлениям: "Равнодушие и отзывчивость", "Цель и средства". М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени".

Часть 3. Равнодушие и отзывчивость.

Чем опасно равнодушие?

Равнодушие – это чувство, которое может проявляться не только по отношению к другим людям, но и к жизни в целом. , центральный персонаж романа «Герой нашего времени», показан М.Ю. Лермонтовым как человек, который не видит радостей жизни. Ему все время скучно, он быстро теряет интерес к людям и местам, поэтому главная цель его жизни – поиск «приключений». Его жизнь – это бесконечные попытки почувствовать хоть что-нибудь. По словам известного литературного критика Белинского, Печорин «бешено гоняется за жизнью, ища ее повсюду». Его равнодушие доходит до абсурда, превращаясь в равнодушие к самому себе. По признанию самого Печорина, жизнь его «становится пустее день ото дня». Он жертвует своей жизнью напрасно, пускается в авантюры, которые не приносят никому пользы. На примере этого героя можно увидеть, что равнодушие распространяется в душе человека, как опасная болезнь. Оно приводит к печальным последствиям и поломанным судьбам как окружающих, так и самого равнодушного человека. Равнодушный человек не может быть счастливым, потому что его сердце не способно на любовь к людям.

Цель и средства. Какие средства нельзя использовать для достижения цели?

Иногда для достижения своих целей люди забывают про средства, которые они выбирают на пути к желаемому. Так, один из персонажей романа «Герой нашего времени» Азамат хотел получить коня, принадлежавшего Казбичу. Он готов был предложить все, что у него было и чем он не владел. Желание получить Карагеза победило все чувства, которые в нем были. Азамат ради достижения своей цели предал свою семью: он продал сестру, чтобы получить желаемое, бежал из дома, боясь наказания. Его предательство повлекло за собой смерть отца и сестры. Азамат, несмотря на последствия, уничтожил все, что было ему дорого, чтобы получить то, чего так страстно желал. На его примере можно увидеть, что не все средства хороши для достижения цели.

Соотношение цели и средств.

Соотношение цели и средств можно найти на страницах романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Пытаясь достигнуть цели, люди подчас не понимают, что не все средства помогут им в этом. Один из персонажей романа «Герой нашего времени» Грушницкий страстно желал, чтобы его признали. Он искренне верил, что должность и деньги помогут ему в этом. На службе он искал повышения, веря, что это решит его проблемы, привлечет девушку, в которую он был влюблен. Мечтам его не суждено было исполниться, ведь истинное уважение и признание не связаны с деньгами. Девушка, которой он добивался предпочла другого, потому что любовь не имеет ничего общего с общественным признанием и статусом.

К чему приводят ложные цели?

Когда человек ставит перед собой ложные цели, их достижение не приносит удовлетворения. Центральный персонаж романа «Герой нашего времени» Печорин всю свою жизнь ставил перед собой разные цели, надеясь, что их достижение принесет ему радость. Он влюбляет в себя женщин, которые ему нравятся. Используя все средства, он завоевывает их сердца, но позже теряет интерес. Так, заинтересовавшись Бэлой, он решает украсть ее, а затем добиться расположения дикой черкешенки. Однако, достигнув цели, Печорин начинает скучать, ее любовь не приносит ему счастья. В главе «Тамань» он знакомится со странной девушкой и слепым мальчиком, занимающимися контрабандой. Стремясь узнать их секрет, не спит сутками и следит за ними. Его азарт подогревается чувством опасности, но на пути к достижению цели он меняет жизни людей. Будучи раскрытой, девушка вынуждена бежать и оставить слепого мальчика и пожилую женщину на произвол судьбы. Печорин не ставит перед собой истинных целей, он лишь стремиться развеять скуку, что не только приводит его к разочарованиям, но и ломает судьбы людей, оказавшийся у него на пути.

«Герой нашего времени» - центральное произ­ведение М. Лермонтова. Печорин - герой первого психологического романа в прозе, в котором показа­на изнутри жизнь сердца и напряжённая работа ума современного человека. Усложнённость характера главного героя - Григория Печорина - обусловле­на исторически, так же как исторически обусловлена и его трагическая судьба, противоборство его чувств. Если нет места в определённой ему действительности, он в ней «лишний». Отсюда противоречивость меж­ду «глубокостью натуры и жалкостью действий», так как изнуряющее чувство пустоты, скуки и равноду­шие толкают его на любые столкновения с жизнью, на любую авантюру. Всякая опасность для него - при­манка, он смело идёт ей навстречу. Однако и это не из­лечивает его от скуки.

Историческая реальность и типичность Печорина вне сомнений, но только ли исторической реальностью можно объяснить неизменную скуку Печорина? Пожа­луй, нет. Главный психологический «нерв» характера героя, главная внутренняя пружина его побуждений и поступков, его скуки - индивидуализм. Действитель­но, на всём протяжении романа Печорин обнаружива­ет себя перед нами человеком, привыкшим смотреть «на страдания и радости других только по отношению к себе» и как на «пищу», поддерживающую его «ду­шевные силы». Именно на этом пути ищет он забвения от преследующей его скуки, именно этой «пищей» пы­тается заполнить гнетущую пустоту своего существо­вания.

Сам Печорин признаётся, что в нём два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыс­лит и судит его. Мы можем уточнить: один из двух людей, сосуществующих в Печорине, создаёт в душе высокие идеалы, другой - скептик, пытается их очер­нить. И под влиянием этого второго Печорин пере­сматривает свои возвышенные представления о славе и счастье. И тогда слава ему представляется удачей, и кажется, что, для того чтобы достигнуть её, нужно быть только ловким, а счастье он начинает видеть в на­сыщенной гордости.

Он идёт по жизни, ничем, в сущности, не жертвуя для других - даже для тех, кого любит. Он любит лишь «для себя», «для собственного удовольствия». Но именно индивидуализм, именно эта психологиче­ская доминанта печоринского характера делает неиз­бывной его скуку. Ведь для того чтобы почувствовать себя сопричастным миру, жизни, надо обрести способ­ность в «ином» ощущать родственную душу. Непра­вильное воспитание и жизнь в светском обществе не позволили герою подняться до такого восприятия жизни.

Максим Максимыч при всём своём недоумении от неожиданной исповеди чутьём доброго человека по­нимает это, сочувствуя Печорину, жизнь которого «становится пустее день ото дня» и которому «оста­лось лишь одно средство: путешествовать». Жизнь настолько тяготит его, что смерть кажется избавле­нием.

Образ Печорина, изображенный Михаилом Лермонтовым, - это, в первую очередь, личность молодого юноши, который страдает от своей неприкаянности и постоянно пребывает в плену вопросов: «Зачем я жил? С какой целью я родился?»

Какой он, герой XIX века?

Печорин совсем не похож на своих сверстников, в нём нет ни капли желания двигаться по проторенному пути светской молодёжи того времени. Молодой офицер служит, однако не стремится выслужиться. Он не увлекается музыкой, философией, не желает вдаваться в тонкости изучения военного ремесла. Но читателю сразу же становится ясно, что образ Печорина - это образ человека, который на голову выше людей, окружающих его. Он достаточно сообразителен, образован и талантлив, отличается энергичностью и храбростью. Тем не менее равнодушие Печорина к другим людям, эгоистичность его натуры, неспособность к сопереживанию, дружбе и любви отталкивает. Противоречивый образ Печорина дополняют и другие его качества: жажда жить в полную силу, способность критически оценивать свои действия, стремление к лучшему. «Жалкость действий» персонажа, бессмысленная растрата сил, его поступки, которые причиняют боль окружающим, - всё это выставляет героя не в лучшем свете. Однако в то же самое время офицер и сам переживает глубокие страдания.

Сложность и противоречивость главного героя знаменитого романа особенно ярко представлены его словами о том, что в нём одновременно живут два человека: один из них живет в полном смысле этого слова, а второй же - мыслит и судит действия первого. Здесь же повествуется о причинах, положивших начало этой «раздвоенности»: «Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать…» Молодой и полный надежд юноша всего за пару лет превратился в черствого, злопамятного, желчного и честолюбивого человека; как он сам выразился - «нравственного калеку». Образ Печорина в романе «Герой нашего времени» перекликается с образом Онегина, созданным А. С. Пушкиным: это - «эгоист поневоле», разочарованный в жизни, склонный к пессимизму, испытывающий постоянный внутренний конфликт.

30-х гг. XIX века не позволила Печорину найти и раскрыть себя. Он неоднократно делает попытки забыться в мелких похождениях, любви, подставляет себя под пули чеченцев… Однако всё это не приносит ему желаемого облегчения и остаётся лишь попыткой отвлечься.

Тем не менее образ Печорина - это образ богато одарённой натуры. Ведь ему присущ острый аналитический ум, он необычайно точно оценивает людей и поступки, которые они совершают. Критическое отношение у него сформировалось не только по отношению к окружающим, но также и по отношению к себе самому. В своём дневнике офицер разоблачает себя: в его груди бьётся горячее сердце, умеющее глубоко чувствовать (гибель Белы, встреча с Верой) и чрезвычайно сильно переживать, хотя и скрывается под маской равнодушия. Однако это равнодушие - не больше, чем самозащита.

«Герой нашего времени», образ Печорина в котором является основой повествования, позволяет увидеть одну и ту же личность с совершенно разных сторон, заглянуть в разные уголки её души. Одновременно со всем вышеперечисленным в облике офицера мы видим волевого, сильного и активного человека, в котором дремлют «жизненные силы». Он готов действовать. К сожалению, практически все его действия в итоге причиняют боль и самому Печорину, и окружающим, его деятельность несёт не созидательный, а разрушительный характер.

Образ Печорина сильно перекликается с лермонтовским «Демоном», особенно в начале романа, когда в герое остаётся что-то демоническое, неразгаданное. Молодой человек по воле судьбы становится разрушителем чужих жизней: именно он виновен в том, что погибла Бела, в том, что Максим Максимович окончательно разочаровался в дружбе, в том, как сильно страдали Вера и Мэри. От руки Печорина, в свою очередь, умирает Грушницкий. Печорин сыграл свою роль в том, как умер другой молодой офицер - Вулич, а также в том, как «честные контрабандисты» были вынуждены покинуть родные дома.

Заключение

Печорин - это человек, у которого уже не осталось прошлого и есть лишь надежда на что-то лучшее в будущем. В настоящем же он остаётся совершенным призраком - именно так охарактеризовал этот противоречивый образ Белинский.

Основные вопросы, поставленные автором в романе

Любое художественное произведение всегда много проблемно. Не является исключением и роман М. Ю. Лермонтова. Поэт старается ответить на вопросы вневременные, волнующие людей из эпохи в эпоху: что есть для человека смысл жизни, счастье, добро и зло, достоинство и честь, какое место занимает любовь и дружба. Очень важны темы, продиктованные временем, в которое живут автор и его герой: предназначение человека, свобода выбора, индивидуализм. Всем этим и определяется проблематика «Героя нашего времени».

Как мы, читатели, можем определить круг основных вопросов гениального произведения, кто из действующих лиц наверняка поможет нам их выявить? Главный персонаж. В «Герое нашего времени» проблемы романа «высвечиваются» именно в характере Печорина, одновременно отражая и личность самого Лермонтова, и его миропонимание.

Философские проблемы в романе «Герой нашего времени»

«Зачем я жил? для какой цели я родился?» – этим вопросом задается Печорин и не может найти ответ. Напрасность существования тяготит героя, прозябание не подходит молодому человеку, который чувствует «в душе силы необъятные».

Стараясь окунуться в полноту жизни, Печорин невольно становится виновником разрушения судеб разных людей. Погибает Бэла, судьба которой поломана в угоду эгоизму, прихоти Печорина. Максим Максимыч оскорблен душевной черствостью своего приятеля. «Честные контрабандисты» вынуждены скрыться, неизвестна судьба старухи и слепого. «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих!..» – и в этом восклицании индивидуализм Печорина становится особенно понятен. Мы, читатели, следим за тем, как изобретательно искушает Григорий Мери, не имея никаких серьезных намерений, как действует по отношению к Грушницкому, как наслаждается безраздельной властью над Верой…

«Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…», – читая строки журнала, мы понимаем, что индивидуализм – жизненная программа, основная движущая сила характера Печорина, он отдает себе отчет в том, что происходит. Тоскуя по «назначению высокому», которое не смог «угадать», главный герой романа анализирует свои действия, поступки, настроения. «Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы».

Проблематика романа «Герой нашего времени» включает и проблему предопределения человеческой судьбы, и вопрос истоков индивидуализма поколения Лермонтова. Где же берет начало индивидуализм Печорина?

В пари, предложенном поручиком Вуличем, решался вопрос, «может ли человек своевольно располагать своею жизнью». Печорин, утверждающий, что «нет предопределения», невольно меняет свое мнение после выстрела, – слишком уж «доказательство было разительно». Но сразу же останавливает себя в этой вере, вспомнив, что имеет «правило ничего не отвергать решительно и ничему не вверяться слепо». А позже, испытывая судьбу и подвергая жизнь опасности, иронизирует над убеждениями человеческими. И, как будто бросая вызов слепым верованиям, которые лишают человека свободы, свободы истинной, внутренней, четко обозначает свое подлинное миропонимание: «Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера - напротив, я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает…»

Смысл жизни, предназначение человека, свобода выбора, индивидуализм – эти философские проблемы в романе «Герой нашего времени» впервые так ясно, точно были сформулированы поэтом, именно по этой причине сочинение Лермонтова стало первым философским романом русской литературы 19 века.

Проблема счастья в «Герое нашего времени»

Вся жизнь Печорина – в поисках разгадки человеческого счастья. С интересом ведет он разговор с ундиной, поющей свою чудную песню, но легкость отношения к счастью – не для Печорина. «Где поется, там и счастливится», «где не будет лучше, там будет хуже, а от худа до добра опять недалеко», – такой философии Григорий не приемлет.

«Что такое счастие? Насыщенная гордость»,- пишет он в журнале. Казалось бы, у героя есть все для насыщения своей гордости: подчиняются его воле и любят люди, с которыми сводит судьба. Преданно любит Вера, покорена его обаянием и настойчивостью Мэри, с удовольствием приятельствует с Григорием Вернер, Максим Максимыч привязан к Печорину, как к сыну.

Сталкиваясь с совершенно разными персонажами, Печорин непрерывно старается насытить свою гордость, но счастья нет, вместо него раз за разом приходит скука и усталость от жизни.

Среди философских проблем проблема счастья в «Герое нашего времени» занимает важное место.

Нравственные проблемы в романе «Герой нашего времени»

Не только философские, но и нравственные проблемы в романе «Герой нашего времени» являются весьма значимыми. «Историю души человеческой» пишет Лермонтов, поэтому на страницах произведения мы наблюдаем, как решает Печорин для себя вопросы добра и зла, свободы выбора, ответственности, как размышляет над возможностью и местом в собственной жизни любви и дружбы.

Любовь, которой так жаждет и к которой стремится Григорий, для него непостижима. Его любовь «никому не принесла счастья», потому что любил «для собственного удовольствия», просто впитывая чувства и страдания людей, не насыщаясь ими и ничего не отдавая взамен». Истории с Бэлой и Мери – яркое тому подтверждение.

Анализируя способность к дружбе, Печорин делает вывод, что и к ней «неспособен: из двух друзей всегда один раб другого», рабом он быть не умеет, а управление другими считает утомительным трудом, требующим обмана. Сделавшись приятелем с доктором Вернером, Печорин так и не сможет или не захочет пустить того в свой внутренний мир –не доверяет его никому.

В душе главного героя только усталость, по его убеждению, истощены и «жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко».

Современность проблем романа

Многое в характере Печорина мы, читатели, не принимает, еще большего просто не можем понять. Нет смысла обвинять героя в эгоизме и индивидуализме, в том, что растратил свою жизнь на пустые страсти и прихоти. Да, главный герой таков, но случайность ли это или замысел автора?

Стоит перечитать предисловие самого Лермонтова к роману, и найти строки: «Довольно людей кормили сластями…, нужны горькие лекарства, едкие истины». Печорин в его скептицизме искренен, он не ставит себя выше всех, а неподдельно страдает от того, что не видит выхода, не может найти идеал. Он так глубоко заглянул и исследовал собственную душу, что не питается иллюзиями, а мужественно видит себя таким, каков есть. А ведь без этого невозможно развитие, движение вперед. Являясь человеком своего времени, он отражает тот путь, который должно было проделать его поколение – отбросить романтические иллюзии, неискренние идеалы, научиться трезвому взгляду на реальность и себя самого, с тем, чтобы последующие поколения могли идти дальше, видя идеалы и цели.

«Вы мне опять скажете, что человек не может быть так дурен, а я вам скажу, что ежели вы верили возможности существования всех трагических и романтических злодеев, отчего же вы не веруете в действительность Печорина?.. Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали?» Вот оно, горькое лекарство – Печорин, мировоззрение которого оказывается очистительным шагом в будущее. Поэт прав, нравственность от «едких истин» выигрывает.

Философские и нравственные – таковы основные проблемы, поднятые в «Герое нашего времени». Они заставляют нас, читателей, размышлять о собственном предназначении в жизни, о сложном соотношении мира и человека, делают это произведение живым, современным в любые времена и эпохи.

Тест по произведению

 


Читайте:



Онлайн-гадание «Книга ведьм Гадания старой ведьмы

Онлайн-гадание «Книга ведьм Гадания старой ведьмы

На Ваше ближайшее будущее. Её короткие, но ёмкие рекомендации, скорей всего, будут Вам полезны. Особенность этого гадания - некоторые вопросы могут...

Жареная гречка. Простые рецепты. Рассыпчатая гречка с луково-морковной поджаркой Гречка с морковью и луком рецепт

Жареная гречка. Простые рецепты. Рассыпчатая гречка с луково-морковной поджаркой Гречка с морковью и луком рецепт

Эта гречка с морковью обязательно понравится любителям и почитателям этой чудесной крупы - она всегда получается очень вкусной, рассыпчатой, сочной...

Оленина тушеная с овощами

Оленина тушеная с овощами

Оленина - экзотический продукт для большинства россиян и редкий гость на столе. Но если представилась возможность приобрести это мясо, не стоит...

Влажный апельсиновый кекс Рецепт кекса с апельсином в духовке

Влажный апельсиновый кекс Рецепт кекса с апельсином в духовке

В зависимости от размеров яйца и сочности вашего апельсина, количество муки может варьироваться, поэтому необходимо смотреть на консистенцию,...

feed-image RSS