Главная - Здоровье 
ВМФ США. Состав ВМФ США. Базы ВМФ США. ВМС США: организация и боевой состав Корабельный состав вмс

Какой-либо повод для научного анализа здесь отсутствует. ВМФ России и ВМС США существуют раздельно друг от друга, в разных временных эпохах. Также, как флоты Первой и Второй мировой войны.

Статистические методы не работают. При многократном количественном разрыве, считать средний возраст корабельного состава не имеет смысла. Также, как и определять %-ое сооотношение новых и старых кораблей. В реальности, эти % будут выражаться различным числом кораблей для каждого из флотов. Слишком различным, чтобы относиться к такому расчету всерьез.

Феномен «средней температуры»

Достаточно исключить из расчетов “устаревшую технику” (корабли, построенные до 2001 г.), как выяснится неожиданное. За первые 15 лет наступившего века американские верфи передали флоту 36 эсминцев (включая, экспериментальный “Замволт” и бёркообразный “Финн” — еще официально не принятые в состав ВМС, но уже спущенные на воду и вышедшие на испытания).

Не менее серьезные результаты показала верфь “Дженерал Дайнэмикс Илектрик Боут”. В указанный период времени были введены в строй 12 многоцелевых атомных подлодок класса “Вирджиния” и одна АПЛ для специальных операций “Картер” (класса “Сивулф”).

Из крупных игроков — два атомных авианосца, “Рейган” и “Джордж Буш”. Еще один (“Форд”), признанный крупнейшим боевым кораблем в истории, был спущен на воду в 2013 г., этой осенью он пополнит боевой состав ВМС.

PCU (pre-comission unit — объект на стадии достройки) Джон Финн. Пройдет еще пара месяцев, и код PCU сменится на USS (Корабль Соединенных Штатов).

Из других авианесущих кораблей, были построены:
— вертолетоносец с неожиданным названием “Америка” (авиакрыло из 30 вертолетов, “Харриеров” и F-35).
— два универсальных десантных корабля класса “Уосп” (“Иводзима” и “Макин Айлэнд”, каждый вдвое крупнее Мистраля);
— экспедиционная плавбаза-вертолетоносец “Пуллер” (78 тыс. тонн).

Из экзотики — морская радарная база системы ПРО, получившая обозначение SBX.

Следующий пункт — шесть быстроходных боевых кораблей прибрежной зоны (LCS), дублирующих задачи сторожевиков, тральщиков и охотников за субмаринами.

Из других крупных единиц: 11 десантных кораблей типа “Сан Антонио” и два морских терминала для загоризонтной высадки бронетехники: “Гленн” и “Монфорд Поинт”.

В сумме — “бригада” из семидесяти кораблей океанской зоны средним возрастом меньше десяти лет. Вот вам и вся статистика.

Без учета “устаревших” кораблей, построенных в период 1980-90х гг. Самым старым действующим кораблем остается “Нимиц” (1975 г). Впрочем, возраст не так страшен для авианосущих кораблей. Их основное оружие непрерывно эволюционирует. За прошедшие 40 лет на палубе “Нимица” сменилось три поколения морской авиации (“Фантом” — F-14 — “суперхорнет”).

И снова о русской угрозе

В реальности все несколько иначе, чем на красивом трейлере российского флота. Успехи отечественных кораблестроителей, ожидаемо, оказались намного скромнее.

За прошедшие 15 лет российский флот получил многоцелевую атомную подлодку “Гепард” (пр. 971), многоцелевой атомоход “Северодвинск” (пр. 885) и три подводных ракетоносца стратегического назначения типа “Борей”.

Четыре дизель-электрические лодки пр. 636.3 (модернизированные “Варшавянки”). Тридцать лет назад такие “черные дыры” представляли смертельную угрозу, однако, в начале XXI века, баланс сил несколько изменился. Лодкам не хватает анаэробной СУ, без которой им не выжить в условиях современной ПЛО (вынуждены всплывать раз в 3-4 дня вместо двух-трех недель у зарубежных аналогов).

Из надводных единиц — пять фрегатов (“Горшков”, “Касатонов”, “Григорович”, “Эссен”, “Макаров”). Четверо их них еще официально не приняты в строй, но мы можем уверенно говорить о них, как о построенных кораблях. Основной фронт работ остался позади; три фрегата уже вышли на этап швартовых испытаний и ГСИ.

Корвет, эсминец и фрегат.
При желании, можно занести в этот список еще семь корветов пр. 20380 и 11611. Говорить о более мелких единицах — МАК и МРК не имеет смысла.

Что такое корвет или малый ракетный корабль?

В ночь на 7 октября 2015 года группировка кораблей Каспийской флотилии в составе ракетного корабля Дагестан и трёх малых ракетных кораблей проекта 21631 произвели групповой пуск 26-ти ракет 3М14 «Калибр-НК» по объектам Исламского государства в Сирии.

Залп малых кораблей Каспийской флотилии равен половине залпа эсминца “Арли Берк” (96 пусковых шахт). Дальнейшие комментарии излишни.

В отличие от кораблей меньших классов, эсминец еще способен поражать боеголовки баллистических ракет и сбивать спутники на низких околоземных орбитах. Не считая крупных гидроакустических станций, вертолетов и пр. оборудования военного назначения на его борту.

В этом смысле, боевая ценность “малюток” сильно преувеличена. Неужели кто-то всерьез решил приравнять МРК к эсминцам? Что ж, статистика все стерпит.

О техническом факторе вспоминать не любят вообще. Суровая истина состоит в том, что в составе ВМФ РФ, как и других флотов мира, в принципе, отсутствует техника, имеющаяся в распоряжении американских моряков.

Морская база ПРО, подводные ракетодромы, несущие в своих хребтах по 150 “Томагавков”, ракетно-артиллерийский эсминец и шестимегаваттный радар “Иджис”…

В своё время, пытаясь удержаться на пике прогресса, СССР генерировал множество свежих и уникальных контр-решений (сверхтяжелые ПКР, титановые подлодки, космическая система разведки “Легенда”). Современный ВМФ вынужден довольствоваться лишь теми из доступных технологий, реализация которых не требует больших затрат. В результате, получается то, чего и следовало ожидать.

Флот — это не только корабли. Это, в немалой степени, — морская авиация.

Потенциал морской авиации ВМФ России, несомненно, возрос с началом поставок палубных истребителей МиГ-29К (4 единицы) и истребителей берегового базирования Су-30СМ (8 единиц для авиации Черноморского флота).

На другой чаше весов — пять сотен F/E-18E и 18F “Супер Хорнет”, поставленных на палубы американских авианосцев с началом нового века.

Из других зарубежных инноваций — создание патрульного беспилотника “Тритон” (модифицированный для морских задач БПЛА “Глобал Хок”). 15-тонный аппарат c 40-метровым крылом и радаром кругового обзора, способный обследовать за сутки до 7 млн. кв. километров поверхности океана. Помимо РЛС с активной ФАР, в инструментарий дрона входит аппаратура радиотехнической разведки и комплекс оптических датчиков с лазерным дальнометром для визуального распознования целей. Новейшая история флота.

Эпилог. «Слон и моська»?

Любимое занятие наших “диванных экспертов” — заведомо бессмысленное сравнение потенциалов флотов России и США. Оно содержит не больше смысла, чем упоминания о “памперсах” и регулярные статьи об озабоченности американского командования в связи с “нарастающим отставанием в области морских вооружений от России и Китая”. Накопленный потенциал так велик, что американские адмиралы могут “не подниматься на мостик” до середины века.

В отличие от них, нам расслабляться противопоказано. Приведенная выше статистика отчетливо показывает, сколь эффективно идет перевооружение ВМФ России. И сколько еще предстоит сделать, чтобы выйти если не на равный (что невозможно ни по экономическим, ни по геополитическим соображениям), то на адекватный уровень по сравнению с “вероятным противником”. Притом, сразу объявлять такую армаду своим противником излишне опрометчиво. Лучше сделать все, чтобы ВМС США оставались союзником или, хотя бы, нейтралом.

Иначе, зачем рваться в битву, в которой невозможно победить?

«Скованные одной цепью»: БПК “Адмирал Пантелеев” и эсминец “Лассен”. Отработка дозаправки на ходу в море

Впрочем… Количественный и качественный уровень ВМФ России и США таков, что у них меньше шансов вступить друг с другом в бой, чем у кораблей периода Перовой и Второй мировой войны.

Из положительных моментов стоит признать, что сложившаяся ситуация не нова и имеет своё логичное объяснение географического характера. История англосаксов неразрывно связана с морем. У нас все совершенно иначе.

Положа руку на сердце — какие серьезные военные последствия имела Цусима? Японцы дошли до Москвы? Нет — вот и весь ответ. Так же, как и потеря части Севастополя во время Крымской войны и его повторная оккупация в годы ВОВ. Все это были совершенно незначительные, второстепенные неприятности для огромной сухопутной державы.

На фото изображена Авианосная ударная группа ВМС США, на данный момент это самый действенный в мире, после ядерного оружия, инструмент устрашения. Однажды, ещё будучи министром обороны США, Леон Эдвард Панетта, заявил: «Любой пятиклассник знает, что АУГ США не может уничтожить ни одна из существующих держав мира»

Постойте! А как же Россия! Лично мне всегда и везде говорили, что российская армия может расправиться с ВМФ США - как нибудь, но сможет. Более продвинутые в этом вопросе заявляли: ну со всем флотом может и нет, даже возможно и авианосное соединение - не одолеем, а вот одну АУГ точно сможем на дно отправить. Ну и совсем немногие все таки соглашались с американцами в их браваде.

Кстати, фото части авианосного соединения:

Давайте разберемся в этом вопросе (интересно ведь - правда).

Сразу скажу, что не буду перегружать пост, цифрами и перечислениями, можно будет получить все данные и ТТХ с разных источников. Так же не буду уточнять до бесконечности. Т.е. рассчитываю на некоторую начитанность посетителей в этом вопросе, остальные, если что-то непонятно в названиях либо терминах, свободно могут почерпнуть определения через поисковик.

Начинаем:

Типичная АУГ США, представляет собой группировку состоящую из:

Флагманский авианесущий корабль группировки с ядерной ГЭУ типа «Нимитц» (либо «Энтерпрайз») с базирующимся на нем полком палубной авиации (60-80 самолетов). По обычной практике авианосец, как и полк палубной авиации группировки, представляют собой отдельные воинские части морской авиации и находятся под командованием офицеров морской авиации в чине капитана первого ранга (U.S. Naval aviation Captain).

Дивизион ПВО группировки - 1-2 КР УРО типа «Тикондерога». В базовый комплекс вооружения дивизиона ракетных крейсеров входятПУ ЗРК «Standart» (SM-2, SM-3), и КР "Томагавк«морского базирования. Все ракетные крейсера типа «Тикондерога» оснащены морским комплексом управления оружием и ракетной стрельбы "Иджис«(AEGIS). Каждый из крейсеров дивизиона находится под командованием офицера ВМС США в чине капитана первого ранга (U.S. Navy Captain).

Дивизион ПЛО группировки - 3-4 ЭМ УРО типа «Арли Берк» с глубинными бомбами и торпедами для борьбы с ПЛ, а также (часть кораблей) с установками КР «Томагавк» на борту. Командиром дивизиона ПЛО является офицер ВМС в чине капитана первого ранга (U.S. Navy Captain), в то время как каждый из эсминцев дивизиона находится под командованием офицера ВМС США в чине капитана второго ранга (U.S. Navy Сommander).

Дивизион многоцелевых ПЛА - 1-2 ПЛ типа «Лос-Анджелес с торпедным вооружением и КР «Томагавк» (со стартом через ТА лодки) на борту с задачами как ПЛО группировки, так и ударов по береговым (надводным) целям.

Дивизион судов снабжения - 1-2 транспорта типа «Сэплай», транспорты для боеприпасов, танкеры, другие вспомогательные корабли

ОАП ВМС - до 60 самолетов авиации ВМС США, сведенных в ударные АЭ, АЭ ДРЛО, АЭ ПЛО, АЭ ВТС и др. ОАП ВМС является отдельной воинской частью авиации ВМС США. ОАП ВМС, также, как и АВМА, находится под командованием офицера авиации ВМС в чинекапитана первого ранга либо офицера авиации КМП США в чине полковника (USMC Сolonel).
Для справки:

Так что же мы можем противопоставить столь впечатляющей мощи. К сожалению у России нет ресурсов для того, чтобы тягаться с США на равных по количеству кораблей. По авианосцам преимущество США подавляющее, сейчас у американце 10 авианосцев, у нас один авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов", который можно квалифицировать как легкий авианосец, но к сожалению фактически без самолетов. Су-33 в строю десять штук из планируемых двадцати пяти, которые уже хотят заменить на МиГ-29К. В 2013 году в дополнении к имеющимся «сушкам» добавили два МиГа. По кораблям сопровождения так же ситуация не лучшая.

Многие сейчас скажут, да что там авианосцы, у России много чего другого имеется для уничтожения АУГ. Согласен, в ситуации тотального превосходства в кораблях нужен асимметричный ответ. Так какой же он?

Вооруженные силы России видят его в ракетном вооружении, именно в противокорабельных ракетах. Т.е. в эффективной доставке обычного или ядерного заряда непосредственно к кораблям АУГ.

Сначала предлагаю ознакомиться с носителями ПКР:

1. Ракетный крейсер проекта 1164:

2. Подводная лодка проекта 949А «Антей»

3. Тяжелый ракетный крейсер проекта 1144

4. Тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.5

Обратите внимание, что на палубе «Кузнецова» находятся все самолеты, которые есть в наличии, хотя по плану он должен выглядеть не менее наполненным, чем американские авианосцы, хоть он и меньше - сравниваем:

Также существуют малые ракетные корабли, авиация и береговые ракетные комплексы.

Так как АУГ США имеет серьезную систему ПРО и ПВО, и естественно - мощный авиационный кулак, то главные характеристики для борьбы с ней и поражения, это дистанция обнаружения и возможной атаки.

Для того чтобы поразить состав АУГ: авиация, корабли или подводные лодки должны обеспечить своевременное обнаружение авианосной группы, классифицировать её, сблизиться на дистанцию ракетного удара, при этом сохранить боеспособность, и пустить ракеты, которые преодолев средства ПВО и РЭБ, должны уничтожить корабли в составе АУГ.

Рассмотрим вариант атаки АУГ надводными кораблями ВМФ России, в мировом океане:

К сожалению, возможности российских кораблей в вопросе обнаружения ограничиваются фактически пределами радиогоризонта, имеющиеся на борту кораблей вертолеты малопригодны для решения этой проблемы по причине малого числа этих машин и небольшого радиуса действия. Они могут эффективно использоваться только в интересах выдачи целеуказания ракетного оружия, но до этого надо ещё обнаружить противника.

Конечно, когда создавались ракетные крейсера, т.е. при советском военно-морском флоте, их деятельность должна была осуществляться при поддержки системы военно-морской разведки на океанском ТВД. Она опиралась на развитую систему радио-технической разведки, основу которой составляли наземные центры, расположенные не только на территории СССР, но и других государств. Имелась также эффективная космическая морская разведка, позволяющая обнаруживать и следить за корабельными соединениями вероятного противника, и выдавать целеуказание ракетному оружию практически по всей территории Мирового океана. У России в текущий момент времени всего этого - нет. В 2006 году начали реанимировать систему, но до окончания ещё очень и очень далеко.

Поэтому АУГ увидит наши корабли задолго до того, как сама будет обнаружена. Группировка постоянно обеспечивает контроль с воздуха на глубину до 800 км с помощью самолетов ДРЛО Grumman_E-2_Hawkeye, мы будем атакованы 48 самолетами, из который 25 будут нести ПРК ГАРПУН, а РЭБ будут обеспечивать почти 8 штук Boeing_EA-18_Growler.

Настоящая публикация - первая (не считая "преждевременных" по ВМФ РФ и ВМС НОАК) из задуманного проекта сравнения военных флотов мира на предмет определения реального места РФ в ряду 10 ведущих морских держав - сравнения безэмоционального, в цифрах, разделённого на два этапа. На первом этапе предполагается сравнить количественные, "массогабаритные", и возрастные характеристики, а также возможности военного кораблестроения - соответственно, по общей численности, суммарному и среднему полному водоизмещению (т. к. значения стандартного и нормального встречаются довольно редко), среднему сроку службы на 01.01.2016 и средней продолжительности строительства). О втором этапе говорить пока рано.

В представленном статистическом исследовании учтено всё то, что называют capital ships - боевые корабли основных классов, плюс десантные и так называемые литоральные корабли (которые автор склонен считать корветами), т. е. та компонента ВМС, которая способна проецировать силу на удалённые регионы мира. При этом ВМС США являются, наверное, единственным военным флотом на планете, в котором под данное определение подпадает практически весь корабельный состав, за исключением разве что тральщиков типа "Авенджер".

Строящиеся корабли (не переданные флоту до 01.01.2016) включены в исходные данные справочно - они не учтены ни в общей численности корабельного состава, ни в суммарном водоизмещении. Наименования кораблей даны в русской транскрипции, в большинстве случаев проверенной на соответствие традиционным написаниям географических названий, имён и фамилий людей, в честь которых было произведено имянаречение.

10 статистических наблюдений:

1) колоссальное суммарное водоизмещение (около трёх миллионов тонн) - в четыре раза большее, нежели у ближайших конкурентов (ВМФ РФ и ВМС НОАК - );

2) около 30% суммарного водоизмещения приходится на авианосцы, около половины - на авианосцы, УДК и ДВКД (которые составляют в первом случае - 5% , во втором - около 15% корабельного состава);

3) большое среднее водоизмещение (15 500 т ), соответствующее тяжёлому крейсеру (у ВМФ РФ - эсминцу, у ВМС НОАК - фрегату), что позволяет говорить о ВМС США как о "флоте больших кораблей";

4) достаточно скромная доля новых кораблей (вступивших в строй в течение последних 10 лет ) - 21,5-23,5% (у ВМФ РФ - порядка 10-12,5% - ), которая, скорее всего, близка к "нормативу" доли новой техники (за исключением некоторых образцов вооружения) в составе любого флота, устойчиво развивающегося и функционирующего на протяжении длительного времени);

5) не слишком сильный (не "навсегда") отрыв от ВМФ РФ по среднему возрасту корабельного состава (19 против 25 лет), что свидетельствует как о трудностях более частого его обновления, так и о хорошо развитом судоремонте, способном поддерживать в надлежащем техническом состоянии большое количество далеко не новых кораблей;

6) минимальный разрыв (по сути - паритет ) с ВМФ РФ по среднему возрасту многоцелевых АПЛ, включая ПЛАРК/АПКР (22,3 против 22,9 года - в таблицах в явном виде этих цифр нет), при "всего лишь" двухкратном (2,2 ) превосходстве в численности (57 против 26 ) - при условии, что наша программа восстановления атомного подводного флота будет полностью реализована;

7) значительный (почти двухкратный ) отрыв от ВМФ РФ по среднему возрасту кораблей класса "эсминец" (включая БПК) - рабочих лошадок океанского флота (14,3 против 26,2 лет) при подавляющем (почти шестикратном ) численном превосходстве (62 против 11 );

8) вызывающие вопросы сроки постройки "маломерных" литоральных кораблей (к тому же - увеличивающиеся от головного к серийным, а не наоборот), превышающие таковые для крейсеров, эсминцев и АПЛ;

9) вызывающие зависть и уважение средние сроки постройки многоцелевых АПЛ и эсминцев (3,65 и 2,77 года соответственно) - ориентир, к которому надо стремиться;

10) отставание СССР от США по средней продолжительности постройки боевых кораблей основных классов (включая РПКСН/ПЛАРБ) составляло всего три месяца с четвертью (3,91 против 3,64 года или 6,9 %) - потенциал, который необходимо восстановить хотя бы в среднесрочной перспективе.

Исходные данные: в полном виде (5720 пикс. по вертикали) -

В начале 21 века военное руководство Соединенных Штатов активизировало несколько крупномасштабных программ, главной целью которых являлось совершенствование боевых возможностей, боеспособности и организационной структуры военно-морских сил. В данный момент реорганизационные планы ВМФ США близятся к завершению. Одновременно с этим активно реализуются программы по наращиванию и реструктуризации состава боевого флота, формирующие его будущую основу из 313 кораблей. Существенно расширены и дополнены стратегические принципы боевого назначения ВМС совместно с силами береговой охраны, морской пехоты и с флотами дружественных и союзных стран-партнёров США. Эти принципы закреплены в недавно разработанной американцами морской стратегии.

Организационная структура

США имеет достаточно консервативную и практически неизменную структуру в течение почти двух веков. Текущие изменения затронули в основном внутреннюю структуру отдельных командований (среднего и высшего звена) и главных органов управления. В входят флот и пехота, которые, в свою очередь, состоят из формирований резерва и регулярных сил. При этом пехоту формально можно приравнять к отдельному виду вооружённых сил. Также существует подразделение морской охраны, находящейся в распоряжении министерства внутренней безопасности. Но это только в мирное время. В условиях чрезвычайной обстановки или войны она переходит в подчинение военно-морских сил.

В ВМФ США, состав которого постоянно пополняется, к середине 2008 года входило 332 тысячи человек. Из них 51 тысяча - это офицеры. Численность морской пехоты находится на уровне 175 тысяч человек, из которых 40 тысяч числятся в резерве.

Два флота

Согласно административной организации все сведены в два флота: Тихоокеанский и Атлантический. Они объединяют в себе силы морской пехоты, а также воздушные, надводные и подводные силы. Помимо этого, в ВМС входят 10 береговых и 4 межфлотских командования центрального подчинения.

Атлантический флот

Созданный в 1906 году Атлантический флот несколько раз менял свой статус. В 1923 году его реорганизовали в патрульно-разведывательный. В 1941 году он вновь стал Атлантическим со сменой ранга командования. Если раньше этот флот возглавлял контр-адмирал, то теперь ранг повысился до полного («четырехзвёздного») адмирала. С 1947 по 1985 год флот возглавлял главнокомандующий (ГК). Помимо своих основных обязанностей, он курировал корабли на Атлантике. В 1986 году его перевели на должность заместителя. В конце 2002 года титул главнокомандующего был упразднён министром обороны (стал применим только к президенту США), и занимавших соответствующие должности адмиралов и генералов вновь стали называть командующими. В 2006 году был повышен статус командования силами флота (FFC) до командования силами флота США (USFFC). А командующий Атлантическим флотом стал возглавлять силы флота Соединённых Штатов и получил расширенные полномочия.

Тихоокеанский флот

Глава Тихоокеанского флота находится в прямом подчинении у командующего ВМФ США, который даёт консультации по вопросам тылового обеспечения, учебной подготовки, комплектования личного состава и развёртывания общих сил флота. При этом он курирует силы и Атлантического, и Тихоокеанского. Кроме того, на главу Тихоокеанского флота возложены обязанности по руководству формированиями ВМС, входящими в состав объединённых вооружённых сил (USJFCOM) Стратегического и Северного командований. В административном плане USFFC подчиняется лишь Атлантический флот, а также пять береговых и два межфлотских командования.

Оперативные флоты

Это высшие оперативные объединения в ВМФ США. На базе объединения нескольких структур Атлантического флота были сформированы 2-й (Северная Атлантика), 4-й (Карибский бассейн) и 6-й (Средиземное море) флоты. Однородные силы Тихоокеанского флота представлены 3-м, 5-м и 7-м флотом. Разнородные оперативные отряды, соединения и группы, входящие в состав оперативных флотов, комплектуются вспомогательными судами, кораблями и различными подразделениями (морской пехоты, авиационными и др.).

Министерство ВМС

Это высший административный орган управления морской пехотой и силами флота. В соответствии с десятой статьёй конституции министр ВМС контролирует всю повседневную деятельность министерства, в том числе связанную с проведением демобилизационных, мобилизационных и организационных мероприятий, формированием личного состава, экипировкой, оснащением, снабжением, учебной подготовкой частей и соединений ВМФ США, фото которого прилагаются к данной статье. Также министр занимается рассмотрением программ производства (или строительства), ремонта и модернизации кораблей, оборудования и военной техники, а также береговых сооружений и объектов. Помимо этого, он формулирует стратегические концепции и программы, касающиеся сохранения национальной безопасности, согласно распоряжениям министра обороны и президента страны.

Штаб ВМС

Является высшим органом управления ВМС страны. Его возглавляет главный военачальник (по существу командующий) военно-морских сил. Министр ВМС возложил на него общее командование флотом. Он несёт ответственность за использование всех правительственных ресурсов и оперативное реагирование действующих береговых командований базы ВМФ США. Также он выступает советником министра ВМС и президента по вопросам ведения военных действий и отвечает перед ними за все принятые решения. В подчинении командующего ВМС находятся первый заместитель, административный руководитель штаба и четверо заместителей, возглавляющих главные управления (сетевых систем и связи; разработки и планирования стратегических концепций; образования, кадров и обучения личного состава, которому впоследствии будет подобрана форма ВМФ США; интеграции ресурсов и возможностей).

Штабы оперативных частей флота

Совмещены со штабами других оперативных флотов (4, 5 и 6-го) и имеют чёткую организационную структуру, выверенную многолетним военным опытом. Такой штаб, возглавляемый заместителем командующего, включает в себя штатные управления (разведывательное, оперативное, личного состава, тылового обеспечения и т. д.) и отделы (капеллана, медицинский, обеспечения безопасности и др.).

Боевой состав ВМФ США

Благодаря своему потенциалу (сбалансированной структуре и боевым возможностям) он всегда соответствовал объёму и масштабам оперативных и стратегических задач, ставящихся на протяжении всего двадцатого столетия. После окончания «холодной войны» и существенного «потепления» международного военного климата боевой состав был сильно сокращён. Но это лишь временная мера. Хотя если сравнивать с другими странами, то у Соединённых Штатов не так уж всё и плохо. Например, соотношение ВМФ России и США составляет 1 к 10.

В начале XXI века руководство страны и члены высшего командования ВМС задумались об увеличении морской мощи. Они обосновывали это вступлением США в войну с международным терроризмом. На самом деле причина этой войны заключается не в террористической угрозе, а в угрозе международного энергетического кризиса. Данная война до сих пор идёт на Среднем Востоке, трансформировавшись в откровенную борьбу за тотальный контроль над международными рынками сырьевых ресурсов.

Воздушные силы

Сюда входят многоцелевые авианосцы ВМФ США, которые являются главным ядром ударных групп и соединений и одним из важнейших составляющих оперативных флотов ВМС. В настоящее время на десяти (из 11) кораблях данного класса есть ядерные энергетические установки.

Когда происходит оперативное развёртывание авиационных ударных групп, каждый авианосец начинает принимать на борт закреплённое за ним авиакрыло. Поскольку одно судно из 11 постоянно находится на запланированном капитальном ремонте, руководство регулярных ВМС сформировало десять таких авиакрыльев. В каждое из них входит до 80 вертолётов и самолётов. Причём состав эскадрилий комплектуется из Тихоокеанского и Атлантического флотов и частично из морской пехоты. Всего в распоряжении авиации ВМФ находится 4000 воздушных единиц.

Темпы строительства самолётов, вертолётов, подводных лодок и надводных кораблей обусловлены регламентом формирования необходимых корабельных, экспедиционных и авианосных ударных групп.

Надводные силы

Сюда входят надводные корабли ВМФ США основных классов: 22 крейсера («Тикондерог»), 33 десантных корабля, 52 эсминца («Орли Бёрк»), 30 фрегатов («Оливер X. Перри»), 10 универсальных «Тарав». Помимо этого, имеются 9 вертолётных кораблей-доков, 12 транспортов-доков и 14 минно-тральных «Эвенджеров». Таким образом, общее количество кораблей ВМФ США равно 104 единицам. В дальнейшем планируется значительно увеличить эту цифру.

Надводные военные корабли обеспечивают все виды защиты в местах боевого предназначения и при переходах флота по морю. Также они принимают участие в спецоперациях по нанесению ракетно-артиллерийских ударов по береговым и морским целям. Кроме того, в обновлённый состав флотских формирований включили десантные корабли. Есть ещё минно-тральные судна, самостоятельно участвующие в противоминных операциях. Кстати, совсем недавно в российских СМИ упоминалось про два новых корабля ВМФ США в Черном море. Суда появились там накануне проведения Олимпийских игр в Сочи в целях обеспечения безопасности.

Контракты на строительство 2-х первых эсминцев (DDG -1000 и -1001) были подписаны в начале 2007 года на семи- и восьмилетний сроки. Руководство ВМС также выделило средства на постройку 5 аналогичных кораблей (DDG-1002-1006). К 2018 году они будут полностью готовы. В 2011 и 2013 годах началось строительство 2-х крейсеров проекта CG(X). Их передача флоту состоится в 2019 году. Эти корабли проектировались на базе проекта DD(X) и планировались как замена 22-х крейсеров типа «Тикондерога». Однако продолжать строительство серии судов проекта CG(X) весьма проблематично. Поэтому ВМС рассматривает различные альтернативные варианты. Один из них - это создание 5-ти крейсеров УРО. Но окончательное решение ещё не принято.

Важность боевых действий ВМС в прибрежных районах послужила поводом для создания кораблей совершенно нового класса по проекту LCS - боевых судов прибрежной зоны. Два первых корабля («Индепенденс» и «Фридом») уже переданы флоту в 2008 и 2009 годах. Строительство 2-х следующих судов (LCS-3 и -4) приостановили по причине непомерного повышения стоимости работ по подписанным ранее контрактам. Данные договоры были расторгнуты. Безусловно, многоцелевые корабли этого класса очень важны для ВМС, но финансирование строительства отложено на неопределённый срок. В целом по проекту LCS планировалось построить 55 судов. Окончательное решение будет принято лишь после всестороннего анализа и оценки боевых характеристик уже построенных образцов. Затем ВМС выберет лучший проект. В любом случае дату завершения этой программы придётся перенести гораздо дальше указанного в плане 2020 года.

Подводные силы

Включают в себя 4 ПЛАРК («Огайо»), 52 многоцелевых ПЛА (45 «Лос-Анджелес», 4 «Виргиния» и 3 «Си Вулф») и 14 ПЛАРБ («Огайо»).

Срок эксплуатации атомных подводных лодок (ПЛА) в ВМФ США продлён до 2040 года в соответствии с общим планом развития. К тому времени планируется принять на вооружение нового поколения и подводные ракетоносцы.

Согласно текущей программе развития флота до 2020 года военно-морским силам понадобятся ПЛА в количестве 48 единиц. Но данная цифра не окончательная и может измениться как в большую, так и в меньшую сторону.

Ежегодно, начиная с 2009-го, строилось по одной многоцелевой атомной подводной лодке («Виргиния»). Последняя будет сдана в 2015 году. Эти ПЛА заменят часть лодок «Лос-Анджелес», практически израсходовавших свой эксплуатационный срок. С 2011 года планировалось выделить из бюджета средства для постройки двух ПЛА ежегодно, а к 2018 году - обеспечить военно-морской флот США 30-ю ПЛА подобного типа. Вероятность реализации этого плана очень высока.

Вспомогательный флот

В настоящее время представлен 10 судами тылового обслуживания и 32 подвижного. Помимо этого, плавбаза ПЛА входит в категорию специализированных судов, а плавбаза ПЛАРБ относится к ракетно-ядерным силам МБ. Сейчас в состав флота также входят 5 единиц транспорта боеприпасов (нового вида «Льюис энд Кларк») и снабжения. Общая численность ВМФ США (а именно кораблей) была указана выше.

Люблю статистику разнообразную, а тут еще и возобновили анализ. Итак, прежде чем перейти к 2018 заглянем в 2016-й, там базовая таблица по составу была, у автора блога NAVY-Korabel. В представленном статистическом исследовании учтено всё то, что называют capital ships – боевые корабли основных классов, плюс десантные и так называемые литоральные корабли (которые автор блога склонен считать корветами), т. е. та компонента ВМС, которая способна проецировать силу на удалённые регионы мира. При этом, ВМС США являются, наверное, единственным военным флотом на планете, в котором под данное определение подпадает практически весь корабельный состав, за исключением, разве что, тральщиков типа "Авенджер". Строящиеся корабли (не переданные флоту до 01.01.2016) включены в исходные данные справочно – они не учтены ни в общей численности корабельного состава, ни в суммарном водоизмещении. Наименования кораблей даны в русской транскрипции, в большинстве случаев проверенной на соответствие традиционным написаниям географических названий, имён и фамилий людей, в честь которых было произведено имя наречение.

1 ) колоссальное суммарное водоизмещение (около трёх миллионов тонн) – в четыре раза большее, нежели у ближайших конкурентов (ВМФ РФ и ВМС НОАК – ссылка 1);

2 ) около 30% суммарного водоизмещения приходится на авианосцы, около половины – на авианосцы, УДК и ДВКД (которые составляют в первом случае – 5% , во втором –около 15% корабельного состава);

3 ) большое среднее водоизмещение (15 500 т), соответствующее тяжёлому крейсеру (у ВМФ РФ – эсминцу, у ВМС НОАК – фрегату), что позволяет говорить о ВМС США как о "флоте больших кораблей";

4 ) достаточно скромная доля новых кораблей (вступивших в строй в течение последних 10 лет ) – 21,5-23,5% (у ВМФ РФ – порядка 10-12,5% – ссылка 2), которая, скорее всего, близка к "нормативу" доли новой техники (за исключением некоторых образцов вооружения) в составе любого флота, устойчиво развивающегося и функционирующего на протяжении длительного времени);

5 ) не слишком сильный (не "навсегда") отрыв от ВМФ РФ по среднему возрасту корабельного состава (19 против 25 лет), что свидетельствует как о трудностях более частого его обновления, так и о хорошо развитом судоремонте, способном поддерживать в надлежащем техническом состоянии большое количество далеко не новых кораблей;

6 ) минимальный разрыв (по сути – паритет ) с ВМФ РФ по среднему возрасту многоцелевых АПЛ, включая ПЛАРК/АПКР (22,3 против 22,9 года – в таблицах в явном виде этих цифр нет), при "всего лишь" двухкратном (2,2 ) превосходстве в численности (57 против 26 ) – при условии, что наша программа восстановления атомного подводного флота будет полностью реализована;

7 ) значительный (почти двухкратный ) отрыв от ВМФ РФ по среднему возрасту кораблей класса "эсминец" (включая БПК) – рабочих лошадок океанского флота (14,3 против 26,2 лет) при подавляющем (почти шестикратном ) численном превосходстве (62 против 11 );

8 ) вызывающие вопросы сроки постройки "маломерных" литоральных кораблей (к тому же – увеличивающиеся от головного к серийным, а не наоборот), превышающие таковые для крейсеров, эсминцев и АПЛ;

9 ) вызывающие зависть и уважение средние сроки постройки многоцелевых АПЛ и эсминцев (3,65 и 2,77 года соответственно) – ориентир, к которому надо стремиться;

10 ) отставание СССР от США по средней продолжительности постройки боевых кораблей основных классов (включая РПКСН/ПЛАРБ) составляло всего три месяца с четвертью (3,91 против 3,64 года или 6,9% ) – потенциал, который необходимо восстановить хотя бы в среднесрочной перспективе.

Теперь посмотрим на изменения за 2 года

5 статистических (и прочих ) наблюдений в 2018 году:

1. В 2017 г. судпром США передал ВМС одну многоцелевую ПЛА типа "Вирджиния" мод. III, один авианосец типа "Джеральд Р. Форд", два эсминца типа "Арли Бёрк" мод. IIA, один ДВКД типа "Сан-Антонио" и два литоральных боевых корабля (по одному типа "Фридом" и "Индепенденс") − итого 7 единиц суммарным полным водоизмещением 160800 тонн (больше, нежели было у замыкающих Топ-12 на 01.01.2017 Бразилии, Австралии и Испании − ссылка 1). В итоге, несмотря на списание (официальное или неофициальное) сразу 4-х лодок типа "Лос-Анджелес" мод. I, суммарный прирост полного водоизмещения составил 135600 тонн или 4,1% (по большей части, благодаря "Форду").

2. Главным событием 2017 года в области практического кораблестроения (и для США, и в мировом масштабе) безусловно стала передача ВМС авианосца нового проекта, оснащённого электромагнитными катапультами и "вечными" ядерными реакторами, не требующими перезагрузки активной зоны в течение всего 50-летнего срока службы корабля (не считая прочих полезных нововведений).
В связи с этим имеет смысл разобраться с полным водоизмещением как "Форда", так и "Нимица". Официальный сайт ВМС США navy.mil запутал всех (включая автора блога), давая для "Нимица" в одном своём разделе 88000 метрических тонн (ссылка 2), в другом − целый набор значений от 99800 до 105800 (98235-104112 "длинных" тонн) персонально для каждого корабля серии (ссылка 3). При этом, для засекреченного "Форда" с теми же главными размерениями (Lвл х Bвл х Tпред = 317х40,8х12,5), представляющим из себя, по сути, новый корабль в старом корпусе, приводится "примерно 100000 "длинных" тонн" или 101600 метрических. В итоге, после некоторых размышлений, было решено "назначить" всем авианосцам одинаковое (среднее для "Нимицев") Dполн=103300 тонн, которое хорошо вписывается в диапазон Н. Полмара (ссылка 4) и даёт вполне приемлемый коэффициент общей полноты − 0,62 (как у "Кузнецова").

Необходимо добавить, что после сворачивания в 1992 г. программы NATF (Navy Advanced Tactical Fighter) "ахиллесовой пятой" авианосцев ВМС США являются их авиакрылья, основа которых в ближайшее время (как минимум, 10-15 лет) будет состоять из модернизированных "Супер Хорнетов" (ссылка 5) и новых F-35C. И тех, и других, наверное, можно считать неплохими штурмовиками, но они мало пригодны для ведения воздушного боя (в особенности − ближнего маневренного) с самолётами берегового базирования типа Су-30СМ, Су-35 и Су-57, а также с палубными Су-33. С ожидаемой посадкой на перспективный российский авианосец Су-57К американская авианосная авиация полностью утратит конкурентоспособность. Что касается самолёта 6-го поколения F/A-XX, то пока это всего лишь набор букв.

3. Двумя главными событиями в области планирования военно-морского строительства стали лозунг (иначе не назовёшь) о создании флота из 355 кораблей, объявленный на исходе 2016 г. (15.12), и возобновление строительства фрегатов. Второму вопросу была посвящена отдельная запись (ссылка 6), поэтому остановимся только на первом. Краткая история вопроса в цифрах: в 1952-1955 г.г. численность ВМС превышала 1000 единиц, затем какое-то время колебалась у этого рубежа, опустившись к концу Холодной войны до 513-568 кораблей, а с 2003 г. не дотягивала и до трёх сотен (в 2017 г. − 279 единиц). Предыдущий запланированный уровень мощи ВМС США (force-levelgoal), сформулированный в марте 2015 г., составлял 308 вымпелов (ссылка 8).

Помимо боевых кораблей основных классов все приведённые цифры включают в себя тральщики, штабные корабли, морские суда снабжения (танкеры и транспорты), буксиры и пр. В декларативном составе флота боевых кораблей основных классов 80%, в реальном и того меньше − на конец 2016 финансового года (30.09) из 275 единиц в ВМС было 204 основных (74%) и 71 прочая (ссылка 9). Чтобы воплотить в жизнь лозунг "355-ship fleet" взамен "308-ship fleet" потребуется добавить в 30-летнюю кораблестроительную программу ещё 57-67 заказов (при условии, что не будут продлеваться плановые сроки службы и заново вводиться в строй корабли, выведенные в резерв).

Справится ли с подобной задачей американский судпром − вопрос второстепенный (надо полагать, что справится), главный же звучит несколько иначе: для чего понадобилось резкое увеличение морской мощи (на 15%, если считать от 308, и на 27%, если от 279) могущественной морской державе, военно-морские силы которой сильнее ВМС всех остальных стран мира вместе взятых (т.е. соответствуют мультидержавному стандарту )?. Несмотря на гиперактивность в области военного кораблестроения, Китай ещё долго (а скорее всего, никогда) не сможет тягаться с Америкой, мы с нашими черепашьими темпами обновления ВМФ − тем более. Казна США не бездонна (особенно, с учётом госдолга), производственные возможности не безграничны − так может быть лучше заняться восстановлением технической готовности, модернизацией и перевооружением того, что есть, а не плодить новые боевые единицы в ущерб имеющимся?

4. Средние и "долевые" значения с прошлого года изменились очень мало (некоторые не изменились совсем): среднее полное водоизмещение (в скобках цифры для 2017 г.) − 16600 (16200) тонн, доля новых кораблей (переданных в течение последних 10 лет) − 22,1% (22,0%) по количеству и 21,2% (19,8%) по водоизмещению, средний возраст − 19,7 (19,7) года без учёта водоизмещения (когда CVN и LCS обладают равным "удельным весом") и 21,0 (21,1) с учётом водоизмещения, средний срок постройки − 3,65 (3,64) года.

Со сроками строительства, однако, дела обстоят не столь радужно, как может показаться на первый взгляд. Официальные даты закладки (keel laying) и передачи заказчику (commission) дают для "Вирджиний" и "Бёрков" 2,72 и 2,79 года в постройке. В то же время известно, что работы на SSN 786 "Иллинойс" и на SSN 787 "Вашингтон" начались за три с лишним года (3,22) до их официальной закладки (ссылка 11), и фактическая продолжительность их строительства в среднем приблизилась к шести годам (5,86). С эсминцами "мухлюют" меньше: DDG 113 "Джон Финн" был заложен всего через 14 месяцев, а DDG 121 "Фрэнк Э. Петерсен мл." − через 10 месяцев после начала работ (

 


Читайте:



Ирландский язык Ирландский язык для начинающих: зачем и как учить

Ирландский язык Ирландский язык для начинающих: зачем и как учить

Большинство ресурсов англоязычные, поэтому подборка пригодится тем, кто и решил двигаться дальше. Сколько языков ты знаешь, столько раз ты...

Уроки практической медитации Ошо для начинающих

Уроки практической медитации Ошо для начинающих

Если меня спросят, что важнее всего для достижения долгосрочных результатов, я без раздумий отвечу – внутренний контроль. Он не позволит эмоциям...

Мировые религии Сколько религиозных конфессий

Мировые религии Сколько религиозных конфессий

Все мы знаем, что планета Земля многонациональная и конечно же у каждой страны принята какая-то своя религия, а у некоторых даже несколько....

Мировые религии. Основные виды религий. Мировые религии Сколько религий на земле

Мировые религии. Основные виды религий. Мировые религии Сколько религий на земле

Познание начинается с вопроса.С детства, постигая азы знаний, люди ищут свой личный путь к Богу. Все жаждут духовного света. Хотят знать...

feed-image RSS