Разделы сайта
Выбор редакции:
- Синтопия перикарда. Топография перикарда. Дивертикулы и кисты перикарда
- Сми и массовая культура Характеристика массовой культуры и примеры
- Характер современных войн и вооруженных конфликтов кратко Конвенционные и нелегитимные войны
- К чему снится белое свадебное платье: расшифровка образа по соннику
- Аркадий Морейнис, Главстарт: «Я работаю со стартапами, а не продаю коробки с кофе Генеральный директор компании "Главстарт"
- Шкатулка качественных задач по физикеэлектричество Как устроена морская гальваноударная мина
- Сергей Черёмин: «Соотечественник – это тот, кто разделяет культурные ценности русского мира»
- «Летчик живет только в полете»
- Весна пора цветения цитаты
- Полипы матки как избавиться?
Реклама
Воздушная болезнь как с ней бороться. Воздушная болезнь, причины, симптомы, лечение. Отрывок, характеризующий Морская болезнь |
"Морская болезнь" не такая уж страшная штука. Но в то же время забывать о ней совершенно не стоит. Надо быть готовым к подобным испытаниям, и тогда путешествие не будет омрачено неприятными воспоминаниями. Укачивание, или морская болезнь, - это состояние, характеризующееся общим недомоганием, ощущением дискомфорта в области желудка, потерей аппетита, бледностью кожи и появлением холодного пота, головокружением, тошнотой. Тяжелые формы укачивания сопровождаются неукротимой рвотой; человек жестоко страдает и становится совершенно беспомощным. Количество людей, не подверженных морской болезни, невелико (6-8%). В лучшем случае она вызывает просто неприятные ощущения, в худшем - будет такой тяжелой, что полностью исключит все удовольствие от плавания. Эта болезнь движения по-научному называется кинетоз. В зоне риска данного недуга: женщины, в первую очередь, беременные, а также люди пожилого возраста. В ряде случаев лицам из группы риска необходимо просто отказаться от поездок, но в целом если соблюдать некоторые правила, негативные последствия морской болезни можно снизить. Причины возникновенияМорская болезнь начинается из-за сенсорного конфликта, когда разные "датчики" человеческого организма посылают противоречивые сигналы в мозг. Подобная ситуация возникает в условиях стресса, так что эти факторы могут действовать вместе. Воспринимая это, как некую патологию, организм увеличивает производство свободного гистамина, который, в первую очередь, вызывает тошноту, затем, слабость, головокружение вплоть до полной потери работоспособности. Некоторые люди более чувствительны, другие менее, но все могут укачаться в определенных условиях.
Когда возникает качка, будь то на борту корабля, самолета или в салоне автобуса, тело стремится соответствовать земной оси, а вестибулярный аппарат с этим не справляется. В результате мозг получает неправильную информацию о положении тела, а потому выдает крайне негативную реакцию: возникают тошнота, рвота, круги перед глазами. Как бороться?Каким же образом можно смягчить или предотвратить неприятные симптомы, связанные с морской болезнью? Прежде всего необходимо до минимума ограничить движения головой, которые влияют на развитие укачивания, это общеизвестно. Ограничить движения головой можно произвольно, но лучше, если она будет опираться на соответствующую опору - подголовник, валик и т.п. Следует помнить, что на борту судна, испытывающего качку, морская болезнь будет менее выраженной при ускорении, действующем вдоль продольной оси головы, чем вдоль ее переднезадней оси. Вот несколько советов, которые помогут справиться с собой как на корабле, так и в самолете.
Если случилосьСначала имеет смысл попробовать народные методы, и медикаменты, не требующие рецептов. Народные средства включают имбирь, и "акупунктурные", раздражающие кожу в определенных местах, браслеты и пояса, и холодный компресс. Ученые доказали, что пакет со льдом, прикладываемый к голове и шее во время путешествия, способен значительно снизить интенсивность неприятных симптомов, особенно тошноты. Лед можно заменить влажной холодной тканью. Особенно эффективен этот способ в сочетании с теплой грелкой на ступнях. Список медикаментов содержит витамин С, противогистаминные препараты и стугерон. Разные люди по разному восприимчивы к лечению, поэтому невозможно рекомендовать какой-либо один метод или лекарство, которые эффективно работают для всех. Витамин С , по последним данным исследований немецких ученых, нарушает производство гистамина, для чего достаточно 1-3 грамм. Пакетики Emergen-C, которые содержат 1 грамм витамина С, комплекс из 31 минерала, плюс фруктозу, предназначены для восполнения ежедневной потери электролита и помогают сохранить уровень сахара в крови. Нужно выпить литровую бутылку воды с таким пакетиком за два часа до выхода в море, и через час после начала похода. Практика показывает, что это чрезвычайно эффективно для большинства людей. Противогистаминные препараты, во всяком случае большинство из них, вызывают серьезную сонливость, что делает эти лекарства неподходящими для моряков, которые должны эффективно нести вахтенную службу. Для того, чтобы они нормально подействовали, антигистаминные препараты необходимо начинать принимать заранее, обычно за сутки до выхода в море, и затем непосредственно перед отходом. Любые таблетки не очень удобны, поскольку при возникновении тошноты их трудно удержать внутри. Стугерон (cinnarizine 15mg таблетки), производит впечатление самого эффективного средства от морской болезни, среди лекарств, отпускаемых без рецептов. Во многих случаях он может работать лучше, чем лекарства, отпускаемые по рецептам врачей. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! Для любого лекарства, которое вы собираетесь использовать, вне зависимости от того, без рецепта оно отпускается, или по рецептам, есть список побочных эффектов, с которым нужно ознакомиться, и опробовать на себе в спокойной береговой обстановке, чтобы знать, как оно работает. Приятного путешествия! Путешествия с использованием различных транспортных средств - едва ли не самый яркий пример нашей цивилизации. Но небывалые прежде скорости передвижения, разнообразие транспортных средств привели к тому, что все чаще встречается так называемая транспортная болезнь движения. Об особенностях ее течения и мерах борьбы с ней рассказывает докт. мед. наук, проф., акад. Российской академии космонавтики, зав. отделением “Физиология и патология слуховой и вестибулярной системы” Института медико-биологических проблем РАН Эдуард Иванович МАЦНЕВ. Этот самый общий термин включает такие понятия, как кинетоз, укачивание, автомобильная, морская, воздушная, железнодорожная болезнь. Расстройства, напоминающие укачивание, могут отмечаться у некоторых лиц при качании на качелях, на различных развлекательных аттракционах, каруселях, при вальсировании, даже при подъеме и спуске в лифте. Болезнь движения представляет собой состояние, характеризующееся общим недомоганием, ощущением дискомфорта в области желудка, потерей аппетита, бледным и холодным потом, головокружением, тошнотой, иногда рвотой. При тяжелых формах укачивания человек испытывает жестокие страдания и становится совершенно беспомощным. По определению английского исследователя Бенсона (Benson,1984), много лет изучавшего эту проблему, болезнь движения (БД) “является нормальной реакцией здорового человека, не имеющего каких-либо органических или функциональных нарушений, на воздействие непривычного вида движений определенной интенсивности и длительности”. При этом термин “болезнь” не несет патологического смысла, а используется лишь для характеристики развивающегося при БД синдрома вестибуловегетативных и вестибулосенсорных нарушений, вызванных различными видами реального или кажущегося движения. Несмотря на многообразие форм БД, основные характеристики факторов, являющихся причиной этих расстройств, и их клинические проявления являются практически одинаковыми, что позволяет использовать универсальный термин “болезнь движения” при всех видах укачивания. Ведущим симптомом БД является тошнота, а основными признаками - бледность, потоотделение и рвота (иногда многократная). Последний симптом относят к патогномоничному признаку БД. В начале заболевания тошнота может сопровождаться температурным дискомфортом (чувством жара), усиленным слюноотделением, частой зевотой. К возможным симптомам БД можно отнести тяжесть в голове и головную боль, чаще в области лба, иногда сопровождающуюся головокружением, ощущением “пьянящей легкости” в голове или нарушениями ориентации в пространстве. У некоторых лиц с тяжелыми проявлениями БД нередко развивается апатия и депрессия. К числу других важных симптомов БД следует отнести сонливость, которая может продолжаться несколько часов. Иногда желание поспать может явиться единственным манифестирующим симптомом БД. Развитие симптомов и признаков БД зависит от интенсивности провоцирующего раздражителя и индивидуальной предрасположенности к ней человека. У одних людей до появления рвоты могут наблюдаться лишь незначительные признаки заболевания (продромальная стадия). У других отмечается длительное и тяжелое недомогание, но без рвоты. Стимуляция движением вызывает в первую очередь ощущение дискомфорта в области желудка, постепенно переходящее в тошноту. При продолжении стимуляции тошнота может усиливаться, появляются другие признаки вегетативных нарушений (бледность и потливость, особенно в области лба, ладоней; иногда отмечается профузный пот). Нередко эти расстройства идут параллельно. У пострадавшего отмечается полное отсутствует аппетита. Как правило, описанные симптомы БД развиваются сравнительно медленно. Однако при продолжающейся стимуляции обычно происходит их лавинообразное нарастание, завершающееся рвотой. После этого может наступить кратковременное улучшение состояния, которое, однако, сохраняется недолго. Волнообразное ослабление или, наоборот, нарастание симптомов БД может продолжаться довольно длительное время. Например, во время морского путешествия этот период может составлять несколько дней. Повторные приступы рвоты при БД (особенно у детей) могут создавать большие проблемы для здоровья в связи с дегидратацией организма и нарушением баланса электролитов. Чаще и сильнее страдают от БД люди при некоторых заболеваниях сердечно-сосудистой системы (особенно лица, склонные к гипотонии) и желудочно-кишечного тракта, при остеохондрозе (дорсопатии) шейного отдела позвоночника, при ожирении и других обменных нарушениях. Оценивая зависимость устойчивости к БД от возраста, следует отметить, что дети до 2 лет страдают ею редко; затем устойчивость прогрессивно снижается примерно до возраста 12 лет. Общеизвестен факт большого процента укачивания в автомобиле у детей именно этой возрастной группы. В дальнейшем устойчивость медленно возрастает, хотя случаи БД у пожилых людей нередки, особенно при морских путешествиях. Женщины обладают меньшей устойчивостью к БД, чем мужчины того же возраста (Reason,1967). Возможно, подобные различия в частоте БД у детей и женщин связаны с гормональными факторами, т.к. отмечено, что устойчивость женщин к БД особенно резко снижается во время менструации и в период беременности (Schwab,1954). БД связана напрямую с работой вестибулярного аппарата, являющегося специфическим сенсорным органом для восприятия угловых и линейных ускорений, возникающих при движении. Свидетельством связи вестибулярного аппарата с БД является тот факт, что люди, у которых лабиринт от рождения не развит, вообще не страдают от БД. Однако, признавая важную роль вестибулярной стимуляции в развитии БД, тем не менее нельзя исключать значительного влияния и других сенсорных органов, с которыми эта система тесно взаимодействует (зрительная система и др.). У некоторых людей БД может возникать лишь при одном зрительном раздражении, например при просмотре широкоэкранного панорамного фильма (синерама), при отсутствии движения (т.е. вестибулярной стимуляции). Другим примером роли зрительного “входа”, модифицирующего устойчивость к БД, может служить пассажир морского судна, который смотрит вниз на бушующие волны и таким образом получает несогласованную с вестибулярной зрительную информацию. В этом случае он скорее заболеет морской болезнью, чем тот, который фиксирует свой взор на горизонте, т.е. получает стационарный зрительный ориентир, относительно которого он сможет правильно воспринимать свое движение (Benson,1984). Понять механизм БД до конца пока не удалось, но ближе всего к этому подошла теория сенсорного конфликта (“сенсорной перестройки”), трактующая это состояние не как одно вестибулярное раздражение, а как ответную реакцию организма на противоречивые сигналы о движении. Согласно этой теории, основным этиологическим фактором БД является противоречивая сенсорная информация, прежде всего от органов зрения, вестибулярного аппарата и других рецепторов при их стимуляции, поступающая в головной мозг и “не совпадающая” с теми сигналами, которые центральная нервная система (ЦНС) ожидает получить. БД представляет практическую важность при использовании различных видов транспортных средств, т.к. она может не только вызывать дискомфортные ощущения, но и приводить к полной потере профессиональной работоспособности. Морское путешествие вызывает максимальную частоту случаев морской болезни, в связи с более длительными и более выраженными воздействиями, провоцирующими движение, чем на других видах транспорта. Морской болезнью, описанной еще Гиппократом, страдает большинство людей, впервые попавших в шторм на море. Плавание на надувных средствах дает максимальную стимуляцию, т.к. практически все люди в этой ситуации, за исключением лишь очень устойчивых, болеют морской болезнью в бушующем море. Но даже сравнительно спокойное море вызывает у некоторых лиц БД. Различия в устойчивости к морской болезни зависят от размера судна, состояния моря и предыдущего опыта плавания. Когда воздействие провоцирующего движения продолжается длительное время (например, на борту корабля во время шторма), у большинства людей наблюдается постепенное уменьшение степени проявлений морской болезни по мере адаптации к движению. Динамика этой адаптации, также как и другие характеристики БД, обнаруживает большие индивидуальные различия, однако у значительного числа людей заметная адаптация происходит на вторые-третьи сутки плавания, а к четвертым суткам все симптомы БД обычно полностью проходят. У профессиональных моряков морская болезнь бывает относительно редко. Это объясняется строгим профотбором и тренировкой вестибулярного аппарата во время обучения и последующей работы. Но известны случаи, когда человек так и не может приспособиться к качке на корабле даже за длительную морскую службу. Например, известный английский флотоводец адмирал Нельсон всю жизнь провел на море и, тем не менее, всякий раз при шторме жестоко страдал от морской болезни. Воздушная болезнь по степени проявления стоит на 2-м месте после морской. Она наблюдается у 12-13% пассажиров во время полетов на винтомоторных самолетах и у 1-3% пассажиров - на самолетах с газотурбинными двигателями. Современные большие самолеты гражданской авиации обычно летают на больших высотах - в спокойных слоях атмосферы, а полеты в турбулентных воздушных потоках ограничиваются короткими периодами при взлете и посадке, поэтому случаи БД на них отмечаются значительно реже, чем у летчиков и пассажиров, летающих на небольших самолетах сельскохозяйственной авиации и частных самолетах. На последних пассажиры испытывают более длительные воздействия порывов ветра и турбулентных воздушных потоков, и частота БД у них достигает 8%. Воздушная болезнь развивается при “болтанке”, когда самолет перемещается вверх и вниз, при “рыскании”, когда он совершает вращательные движения в горизонтальной плоскости вокруг вертикальной оси, при качании относительно продольной оси, при попадании самолета в нисходящие потоки воздуха (“воздушные ямы”). Описаны и так называемые скрытые формы воздушной болезни: внешние признаки укачивания у членов летных экипажей отсутствуют, но снижается работоспособность, а это одно из проявлений укачивания. Даже некоторые опытные летчики, никогда не укачивающиеся в пилотской кабине, оказавшись в роли пассажира, могут стать жертвой БД. Они хорошо умеют интегрировать зрительные сигналы и сигналы вестибулярного аппарата, характерные для полета, но лишение привычных зрительных ориентиров делает их чувствительными к укачиванию. Так проявляется описанный выше сенсорный конфликт, вызванный рассогласованием сигналов зрительных и вестибулярных рецепторов. Симптомы воздушной болезни уменьшаются при выполнении ответственных заданий. Известны случаи, когда летчики, в мирное время подверженные укачиванию, в боевых полетах никогда не испытывали этого состояния. Полеты на самолетах нередко сопровождаются иллюзорными ощущениями. При обычных произвольных движениях головы и туловища вестибулярный аппарат обеспечивает ЦНС весьма точной информацией о скорости поворота головы относительно Земли. При некоторых неестественных пассивных движениях (когда человек находится в движущемся объекте) эта информация может привести к странным ощущениям. Например, если прекращается вращение самолета вокруг продольной оси, у пассажира возникает ясное ощущение вращения тела и самолета в противоположном направлении. Эта иллюзия связана с реакцией вестибулярного аппарата на непривычный раздражитель - большое угловое ускорение, но не ясно, каким образом информация от вестибулярных и других рецепторов обрабатывается в ЦНС для того, чтобы человек ощущал подлинное или иллюзорное движение. Возникает вопрос: а может ли один и тот же человек укачиваться на море и не укачиваться в самолете, или наоборот? Да, такое случается. Дело в том, что чувствительность вестибулярной системы избирательна по отношению к определенным видам раздражителей, например к угловым ускорениям, действующим в различных плоскостях, к линейным ускорениям. Поэтому переход с одного типа корабля на другой или резкое изменение формы качки могут вызвать приступ морской болезни даже у опытных моряков. Интересно, а могут ли балерины и фигуристы, акробаты, совершающие большое количество пируэтов за считанные секунды, переживать морскую или воздушную болезнь? Результаты специальных обследований говорят о поразительной способности этих людей управлять своими движениями, но в своей трудовой или спортивной деятельности они сталкиваются с периодически повторяющимися однотипными ускорениями. Например, спортсмены, балерины могут совершать вращения в какую-то одну привычную сторону. А поскольку привыкание наступает лишь к определенным воздействиям, то нельзя полностью исключить у них возможность воздушной или морской болезни. Массовое использование наземных транспортных средств (автомашины, автобусы и др.) привело к увеличению регистрации частоты случаев БД у пассажиров, особенно, как уже отмечено выше, у детей. По данным опроса населения, в возрасте до 12 лет укачивается 58% детей, а в возрасте от 12 до 20 лет - 47%. Частота укачивания в традиционных железнодорожных вагонах и электричках относительно невысокая (по данным Reason и Brand,1975) - до 0,13% среди общей популяции людей. Однако в связи с массовостью использования этих видов транспорта проблема БД для этой категории пассажиров достаточно актуальна. Эта проблема еще более значима для пассажиров высокоскоростных поездов - более 200 км/ч. Возникающие при этом на поворотах дороги ускорения могут достигать значительных величин, что неизбежно повышает частоту БД. Индивидуальная устойчивость к БД колеблется в широких пределах. Лица, обладающие врожденной устойчивостью, быстрее адаптируются к провоцирующим ускорениям. Среди психологических факторов, влияющих на устойчивость к БД, важное значение имеет тип нервной деятельности (экстраверты более устойчивы к БД, чем интраверты), мотивация и активация внимания, страх, тревога. Известен факт, что вероятность развития БД у пилотов самолетов или водителей наземного транспорта значительно ниже, чем у пассажиров. К другим факторам, имеющим значение для формирования уровня предрасположенности к БД, можно отнести характер пищи, различные запахи, наблюдение икоты, позывов на рвоту и рвоту у других пострадавших и т.п. Каким же образом можно смягчить или предотвратить неприятные симптомы, связанные с БД? Прежде всего необходимо до минимума ограничить движения головой, т.к. роль двигательной активности головы в этиологии БД общеизвестна. Ограничения движений головой могут быть произвольными, но лучше, если голова будет опираться на соответствующую опору (подголовник, валик и т.п.). Важно учитывать ориентацию головы относительно вектора действующего ускорения (например, на борту испытывающего качку судна морская болезнь будет менее выраженной при ускорении, действующем вдоль продольной оси головы, чем вдоль ее переднезадней оси). Могут оказаться полезными советы, позволяющие пассажирам во время плавания на корабле, поездки на автомобиле или в поезде уменьшить зрительно-вестибулярное рассогласование. Например, в каюте корабля или в самолете при первых признаках БД лучше сидеть с закрытыми глазами, либо зафиксировать взгляд, как уже отмечалось выше, на линии горизонта. Пассажирам автомобиля целесообразно смотреть перед собой, а не в боковые стекла, не читать во время движения и т.п. В долгосрочном плане наиболее эффективным средством профилактики БД может быть приобретение и сохранение защитной адаптации человека к провоцирующим движениям, что достигается путем постепенно нарастающего провоцирующего воздействия. В этих целях может быть использован широкий комплекс активных, пассивных и комбинированных тренировок, при которых на вестибулярный аппарат действуют различные ускорения. К активным тренировкам относятся специальные физические и гимнастические упражнения, теннис, волейбол, плавание, акробатические прыжки на батуте, занятия на спортивных снарядах: рейнском колесе, триплексе и др.; к пассивным - испытание на вращательных креслах, укачивание на качелях и т.п. При комбинированных методах сочетают активные и пассивные упражнения. Подобные тренировки не только способствуют подавлению неприятных вестибулярных реакций, но и улучшают ориентацию в пространстве. В последние годы для профилактики БД начали использовать методы психопрофилактики и психотерапии, аутогенной тренировки с обучением самоконтролю некоторых вегетативных реакций, биологической обратной связи (biofeedback), что позволяет контролировать, предупреждать или ослаблять проявления БД. Большая роль в профилактике и купировании БД отводится фармакологическим средствам. К сожалению, ни одно из ныне используемых в этих целях лекарственных препаратов не является специфичным. К настоящему времени насчитывается значительное число препаратов, испытанных в качестве лечебных и профилактических средств при различных видах укачивания: холинолитики, адреномиметики, антигистаминные препараты, антагонисты кальция, вещества, угнетающие ЦНС, транквилизаторы, комбинированные препараты и т.п. Среди препаратов против БД, представленных на отечественном фармакологическом рынке, следует отметить: скополамин, скополамин + гиосциамин (аэрон), меклозин (бонин), циннаризин + пирацетам (фезам), вертигохеель, гистаминергический препарат бетагистин (бетасерк) и антигистаминный препарат - дименгидринат, известный под названием драмина. К числу перспективных препаратов против БД следует отнести гистаминергический препарат бетагистин (бетасерк), широко используемый для лечения вестибулярных расстройств различного генеза. Известно, что гистаминергическая система активно участвует в контроле нейровегетативных симптомов при БД, особенно при сенсорном конфликте между зрительной и вестибулярной информацией, в регуляции и адаптации вестибулярной функции и вестибулярной компенсации (Lacojr, 1998 г.), в профилактических целях препарат бетасерк рекомендуется принимать взрослым по 1 таблетке (8 мг) 2-3 раза в сутки во время поездки, при появлении первых симптомов БД дозу можно увеличить до 2 таблеток (16 мг) - 2-3 раза в день. Наиболее известным препаратом, применяемым для профилактики и лечения БД, является драмина. К достоинствам последнего относится то, что он является одним из наиболее испытанных средств против БД, а также возможность его применения не только у взрослых, но и у детей от 1 года. Препарат драмина в первую очередь применяют как профилактическое и противорвотное средство при всех видах БД. Препарат рекомендовано принимать за 30 минут до путешествия (до еды), взрослым по 1-2 таблетке 2-3 раза в сутки. Детям в возрасте от 1 года до 6 лет по 1/4- 1/2 таблетки 2-3 раза в день; от 7 до 12 лет по 1/2 -1 таблетке 2-3 раза в сутки. Следует, однако, помнить, что почти все препараты, используемые в качестве средства профилактики и купирования БД, имеют свои показания и противопоказания. Поэтому, прежде чем взять с собой тот или иной препарат в путешествие, необходимо внимательно ознакомиться с соответствующей инструкцией по его применению. Важно также отметить, что некоторые заболевания сердечно-сосудистой и ЦНС (гипотония, гастрит, язвенная болезнь желудка, мигрень, латентно текущая форма болезни Меньера и др.) могут клинически проявляться в виде симптоматической чувствительности к БД. Поэтому этим лицам (особенно если укачивание в транспорте у них появилось впервые) целесообразно до путешествия обратиться к врачу и пройти специальное отоневрологическое (вестибулометрическое) обследование, при котором будет установлена причина этих расстройств и своевременно проведено эффективное лечение. Воздушная болезнь - болезненное состояние, возникающее у некоторых лиц во время полета в самолете при его качке («болтанка») или при выполнении подряд нескольких фигур пилотажа. Самолет под влиянием движения воздуха, главным образом восходящих и нисходящих воздушных потоков, может испытывать качку по продольной оси и вертикали, а также так называемые рыскающие движения. Наиболее сильная качка («болтанка») самолета бывает днем в период с 12 до 15 часов, когда под влиянием солнечного тепла происходит наиболее интенсивное перемешивание воздушных масс. При полете на малых высотах качка самолета наблюдается чаще. В связи с тем что современные высотные реактивные пассажирские самолеты летают на больших высотах, где перемешивание воздушных масс незначительно, явлений качки на них почти не отмечается. При качке вдоль продольной оси вправо и влево, а также при рыскающих движениях самолета на человека действуют угловые ускорения. Возникающие при этих видах качки угловые ускорения относительно невелики по величине и не намного превышают пороговые физиологические раздражители. При качке, вызванной смещениями самолета по вертикали - вверх и вниз - имеют место прямолинейные ускорения, которые в несколько раз превышают физиологические пороговые раздражители для вестибулярного и отолитового аппарата. Как возникает воздушная болезнь?Механизм возникновения воздушной болезни и ее патогенез аналогичны морской болезни. В настоящее время считается, что основной причиной воздушной болезни являются механические раздражители, возникающие главным образом при смещении самолета по вертикали. Ускорения и изменения силы тяжести, развивающиеся при движениях самолета по вертикали, являются адекватными раздражителями вестибулярного анализатора. Кумуляция раздражений вестибулярного анализатора может вызывать реакцию с вегетативной нервной системы в виде тошноты, рвоты, бледности кожи лица, головокружения, холодного пота. Одновременно механические раздражители, имеющие место при качке, воздействуют на внутренние органы (органы брюшной полости и средостения способны смещаться) и многочисленные проприорецепторы, импульсы от которых, поступая в подкорковые центры, способствуют возникновению симптомокомплекса укачивания. Следует отметить, что центростремительные (радиальные) ускорения воздействуют не только на вестибулярный аппарат, но и на кровообращение, вызывая при этом соответствующие рефлексы вегетативной нервной системы. Воздушная болезнь может развиться и по условнорефлекторному типу от одного вида самолета и воспоминания предшествовавшего случая укачивания. Симптомы воздушной болезниВоздушная болезнь имеет в основном ту же симптоматику, что и морская болезнь. Наиболее часто воздушная болезнь проявляется в виде тошноты, рвоты, бледности кожных покровов, холодного пота, подавленности психики. Реже отмечается затемнение сознания, астматическое состояние, диплопия, головная боль. После прекращения качки все явления укачивания, как правило, исчезают, но в течение некоторого времени могут оставаться слабость и легкое головокружение. Летный состав в полете мало укачивается, но при совершении перелета в качестве пассажиров летчики укачиваются чаще, чем когда сами пилотируют самолет. До 11 % пассажиров воздушного транспорта страдают от воздушной болезни. В результате перехода к использованию на гражданских авиалиниях высотных реактивных самолетов, летающих на больших высотах, где нет качки, число пассажиров, страдающих воздушной болезнью резко сократилось. Воздушная болезнь более легко возникает при общем переутомлении, повышенной чувствительности вестибулярного аппарата к ускорениям, органических заболеваниях центральной нервной системы, нарушении желудочной секреции, желчнокаменной и почечнокаменной болезни, гипотонии. Большое значение, по-видимому, имеет эмоциональное состояние. Профилактика и лечение воздушной болезниПрофилактикой воздушной болезни является также борьба с факторами, способствующими ее развитию. В этом отношении для летного состава имеет значение строгое соблюдение режима труда и отдыха. Пассажирам воздушного транспорта рекомендуется совершать перелеты после хорошего сна. Прием слишком обильной пищи так же нежелателен, как и умышленное голодание перед полетом. Пассажирам, особенно легко укачивающимся, рекомендуется или летать на высотных реактивных самолетах, или совершать перелет ночным рейсом, когда движение воздуха меньше, кроме того, во сне качка переносится легче. Фармакодинамическое действие различных медикаментов, предложенных для борьбы с воздушной болезнью, в основном направлено на снижение парасимпатического эффекта укачивания. К медикаментозным средствам, применяющимся для профилактики и борьбы с воздушной болезнью, относятся скополамин, атропин, гиосциамин, бром, белладонна (например, аэрон), амилнитрит и др., т. е. те же препараты, что и для лечения морской болезни. Медикаментозные средства довольно часто предотвращают и снимают явления воздушной болезни, но иногда оказываются неэффективными. Морская болезнь , кинетоз или болезнь движения - ощущение тошноты и «укачивания» из-за монотонных колебаний (впервые люди столкнулись с этим феноменом при морских путешествиях, откуда и название). Морская болезнь может появляться не только на водном транспорте , но и в автомобиле , автобусе , поезде , самолёте , притом сила проявления болезни зависит от силы укачивания, и чаще всего ныне с морской болезнью сталкиваются при езде в автомобилях, особенно если в это время читать или смотреть в телефон. Иногда с ней сталкиваются дети при долгом качании на качелях (так называемая «качельная болезнь»). Женщины чаще страдают от морской болезни, чем мужчины. Но больше всех от морской болезни страдают дети от 2 до 12 лет (в этом возрасте укачивает 58 % детей). Примерно 5-10 % населения страдают от морской болезни на протяжении всей своей жизни. Хотя в особенно неблагоприятных условиях (при сильной качке) укачать может любого, даже бывалого моряка.
Причины морской болезниПричины морской болезни до сих пор являются предметом научных исследований. Согласно теории В. И. Воячека , ведущая роль в возникновении укачивания принадлежит рецепторам вестибулярного аппарата . Эти рецепторы реагируют на изменения движения тела и передают сигналы о силе и характере этих ускорений в мозг . Другая причина морской болезни - конфликт между сигналами, которые поступают в центральную нервную систему из вестибулярного аппарата и органов зрения . Например, такой конфликт может возникнуть в момент качки, когда человек находится внутри корабля или вагона поезда и не видит горизонт . Вестибулярный аппарат регистрирует повторяющиеся движения, а глаза видят неподвижные предметы. Предотвращение морской болезни
Как только судно пристает к берегу или входит в реку , морская болезнь обычно или совсем исчезает, или значительно облегчается. То же самое происходит, когда поезд набирает или замедляет ход или подъезжает к станции. Во многих случаях уже на твёрдой земле ещё довольно длительное время продолжаются головокружения .
Профилактика морской болезни
Напишите отзыв о статье "Морская болезнь"ПримечанияЛитература
СсылкиСм. такжеОтрывок, характеризующий Морская болезнь– Ты прости, пожалуйста, Изидора...А Изидора уже опять «ушла» в своё прошлое, продолжая свой удивительный рассказ... Как только Север исчез, я тут же попыталась мысленно вызвать своего отца. Но он почему-то не отзывался. Это меня чуточку насторожило, но, не ожидая ничего плохого, я попробовала снова – ответа всё также не было... Решив пока что не давать волю своему воспалённому воображению и оставив на время отца в покое, я окунулась в сладкие и грустные воспоминания о недавнем визите Анны. Я до сих пор помнила запах её хрупкого тела, мягкость её густых чёрных волос и необычайную смелость, с которой встречала свою злую судьбу моя чудесная двенадцатилетняя дочь. Я несказанно гордилась ей! Анна была борцом, и я верила, что, что бы ни случилось, она будет бороться до конца, до последнего своего вздоха. Я пока не знала, удастся ли мне её сберечь, но поклялась себе, что сделаю всё, что будет в моих силах, чтобы спасти её из цепких лап жестокого Папы. Караффа вернулся через несколько дней, чем-то очень расстроенный и неразговорчивый. Он лишь показал мне рукой, что я должна следовать за ним. Я повиновалась. Пройдя несколько длинных коридоров, мы очутились в маленьком кабинете, который (как я узнала позже) являлся его частной приёмной, в которую он очень редко приглашал гостей. Караффа молча указал мне на стул и медленно уселся напротив. Его молчание казалось зловещим и, как я уже знала из собственного печального опыта, никогда не предвещало ничего хорошего. Я же, после встречи с Анной, и неожиданного прихода Севера, непростительно расслабилась, «усыпив» в какой-то мере свою обычную бдительность, и пропустила следующий удар... – У меня нет времени на любезности, Изидора. Вы будете отвечать на мои вопросы или от этого сильно пострадает кто-то другой. Так что, советую отвечать! Караффа был злым и раздражённым, и перечить ему в такое время было бы настоящим сумасшествием. – Я попытаюсь, Ваше святейшество. Что Вы хотите узнать? – Ваша молодость, Изидора? Как Вы получили её? Вам ведь тридцать восемь лет, а выглядите Вы на двадцать и не меняетесь. Кто Вам дал Вашу молодость? Отвечайте! Я не могла понять, что так взбесило Караффу?.. За время нашего, уже довольно-таки длительного знакомства, он никогда не кричал и очень редко терял над собой контроль. Теперь же со мной говорил взбешённый, вышедший из себя человек, от которого можно было ожидать чего угодно. – Отвечайте, мадонна! Или Вас будет ждать другой, весьма неприятный сюрприз. От такого заявления у меня зашевелились волосы... Я понимала, что пытаться увильнуть от вопроса не удастся. Что-то сильно обозлило Караффу, и он не старался это скрывать. Игру он не принимал, и шутки шутить не собирался. Оставалось только лишь отвечать, слепо надеясь, что он примет полуправду... – Я потомственная Ведьма, святейшество, и на сегодняшний день – самая сильная из них. Молодость пришла мне по наследству, я не просила её. Так же, как моя мать, моя бабушка, и вся остальная линия Ведьм в моём роду. Вы должны быть одним из нас, Ваше святейшество, чтобы получить это. К тому же, быть самым достойным. – Чушь, Изидора! Я знал людей, которые сами достигли бессмертия! И они не рождались с ним. Значит, есть пути. И Вы мне их откроете. Уж поверьте мне. Он был абсолютно прав... Пути были. Но я не собиралась их ему открывать ни за что. Ни за какие пытки. – Простите меня, Ваше святейшество, но я не могу Вам дать то, что не получала сама. Это невозможно – я не знаю, как. Но Ваш Бог, думаю, подарил бы Вам «вечную жизнь» на нашей грешной земле, если бы считал, что Вы этого достойны, не правда ли?.. Караффа побагровел и прошипел зло, как готовая к атаке ядовитая змея: – Я думал Вы умнее, Изидора. Что ж, мне не займёт много времени Вас сломать, когда Вы увидите, что я для Вас приготовил... И резко схватив меня за руку, грубо потащил вниз, в свой ужасающий подвал. Я не успела даже хорошенько испугаться, как мы оказались у той же самой железной двери, за которой, совсем недавно, так зверски погиб мой несчастный замученный муж, мой бедный добрый Джироламо... И вдруг страшная, леденящая душу догадка, полоснула мозг – отец!!! Вот почему он не отвечал на мой неоднократный зов!.. Его, наверняка, схватил и мучил в этом же подвале, стоящий передо мною, дышащий бешенством, изверг, чужой кровью и болью «очищавший» любую цель!.. «Нет, только не это! Пожалуйста, только не это!!!» – звериным криком кричала моя израненная душа. Но я уже знала, что было именно так... «Помогите мне кто-нибудь!!! Кто-нибудь!»... Но никто меня почему-то не слышал... И не помогал... Тяжёлая дверь открылась... Прямо на меня, полные нечеловеческой боли, смотрели широко распахнутые серые глаза... По середине знакомой, пахнущей смертью комнаты, на шипастом, железном кресле, сидел, истекая кровью, мой любимый отец... Удар получился ужасным!.. Закричав диким криком «Нет!!!», я потеряла сознание...
* Примечание: прошу не путать (!!!) с греческим комплексом монастырей Мэтэора в Каламбаке, Греция. Мэтэора по-гречески означает «висящие в воздухе», что полностью соответствует потрясающему виду монастырей, как розовые грибы выросших на высочайших верхушках необычных гор. Первый монастырь был построен примерно в 900 году. А между 12 и 16 столетиями их было уже 24. До наших дней «дожили» всего лишь шесть монастырей, которые до сих пор потрясают воображение туристов.
Большое количество людей сталкивается с проблемой укачивания, поэтому для них поездка в транспорте практически всегда становится настоящим испытанием. По статистике примерно 20% взрослых людей страдают от укачивания. Состояние укачивания, как правило, возникает только при нахождении человека в транспорте. Причина развития симптомов укачивания заключается в особой реакции вестибулярного аппарата на разнонаправленные ускорения, возникающие при перемещении на транспортном средстве. Ведь при движении в транспорте идет перемещение по прямой и качка из стороны в сторону. Вестибулярный аппарат плохо приспосабливается к таким разнонаправленным движениям, не амортизируя их, а напротив, создавая эффект "качки". Именно в таких случаях человека может укачивать. Люди, вестибулярный аппарат которых способен нивелировать воздействие разнонаправленных ускорений, не страдают от укачивания в транспорте. После окончания движения симптомы укачивания проходят самостоятельно и не требуют никакого специального лечения. Иными словами, укачивание представляет собой вариант физиологической реакции организма человека на перемещение в пространстве на каком-либо транспортном средстве. Укачивание в транспортном средстве проявляется следующими симптомами:
Средства от укачивания – классификация с примерами препаратовСредства от укачивания обладают свойством подавлять развитие неприятных симптомов, развивающихся при перемещении на транспортном средстве. Способностью подавлять симптомы укачивания обладает широкий спектр фармакологических препаратов, относящихся к различных группам. Именно поэтому классификация средств от укачивания основана на принадлежности препаратов к определенным фармацевтическим группам.Достаточно большому количеству людей во время переездов либо перелетов приходится сталкиваться с такими неприятными симптомами как головокружение, сонливость, тошнота, рвота, чрезмерное слюноотделение и некоторыми другими. Все это признаки укачивания либо морской болезни. Особенно часто признаки укачивания беспокоят маленьких детей, однако нередко они доводят до отчаяния и взрослых. Что представляет собой данное явление и как с ним бороться, Вы сможете узнать прямо сейчас. Что же это такое? Причины Признаки |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Сми и массовая культура Характеристика массовой культуры и примеры
- Характер современных войн и вооруженных конфликтов кратко Конвенционные и нелегитимные войны
- К чему снится белое свадебное платье: расшифровка образа по соннику
- Аркадий Морейнис, Главстарт: «Я работаю со стартапами, а не продаю коробки с кофе Генеральный директор компании "Главстарт"
- Шкатулка качественных задач по физикеэлектричество Как устроена морская гальваноударная мина
- Сергей Черёмин: «Соотечественник – это тот, кто разделяет культурные ценности русского мира»
- «Летчик живет только в полете»
- Весна пора цветения цитаты
- Полипы матки как избавиться?
- Загадки, пословицы, поговорки, рассказы и стихи о липе Свойства липы дерева