Главная - Беременность
Всероссийская научно-практическая конференция «развитие системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья» прошла в мпгу. Современные проблемы науки и образования Системы ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоро

МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА И ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Гребенникова Н.Б.

к.п.н., доцент социально-гуманитарного факультета Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского

Воробьева Л.А.

заместитель директора казенного учреждения Омской области «Центр психолого-медико-социального сопровождения»

Петрова Л.А.

директор казенного учреждения Омской области «Центр психолого-медико-социального сопровождения»

В статье представлено описание процесса моделирования системы ранней психолого–медико–социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, основанной на концептуальных идеях позитивногои компетентностного подходов.

Позитивный подход, компетентностный подход, «раннее вмешательство», межведомственное взаимодействие, домашнее визитирование, модель семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, согласно Федеральным государственным образовательным стандартам для детей с ограниченными возможностями здоровья основным направлением общего и специального образования является интеграция детей в единое образовательное пространство.

Исчезает понятие: «необучаемый ребенок», ведущим направлением в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является психолого-медико-социальное сопровождение индивидуального образовательного маршрута каждого ребенка.

Таким образом, смысловой акцент специального образования смещается в сторону личного и социального развития, что является основанием для реализации гуманистического и компетентностного подходов в системе непрерывного образования.

Опыт профессиональной работы Центральных и Территориальных психолого-медико-педагогических комиссий показал, что 30 % детей с ограниченными возможностями здоровья могли бы обучаться в обычной школе в рамках инклюзивного образования, если бы в возрасте от 1 до 3 лет они получили бы раннюю психолого-педагогическую помощь. Это явилось основанием для разработки системы раннего вмешательства в Омском регионе.

Раннее вмешательство (прямой перевод англ. «early intervention») - система помощи детям раннего возраста с нарушениями развития или риском появления таких нарушений и их семьям. В программах раннего вмешательства работают педагоги, логопеды, педиатры, неврологи, терапевты, психологи, а также социальные работники.

Первые программы раннего вмешательства в нашем регионе были разработаны и использованы специалистами казенного учреждения Омской области «Центр психолого-медико-социального сопровождения» (КУ «Центр ПМСС»).

Ранняя помощь позволяет реализовывать компетентностный подход в содержании обучения детей с ограниченными возможностями здоровья как в период дошкольного, так и в период школьного детства. За счет раннего овладения определенными компетенциями в младенчестве и раннем возрасте, у ребенка появится больше возможностей для овладения спектром академических компетенций.

При реализации компетентностного подхода в системе образования детей с ОВЗ необходимо соблюдать следующие условия:

1. Проведение диагностики нарушений и недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы на максимально раннем этапеих развития.

2. Создание доступной среды, позволяющей решать задачи инклюзивного образования.

3. Наличие широкого спектра вариативности образовательных программ.

4. Целенаправленная работа по включению семьи в реабилитационный и образовательный процессы.

Необходимость в оказании ранней, психолого-медико-педагогической и комплексной помощи детям с ОВЗ подтверждена рядом мониторинговых исследований, проведенных сотрудниками КОУ «Центр ПМСС». В течение двух лет наблюдается рост обращений родителей, воспитывающих детей с ОВЗ раннего возраста.

Результаты мониторинга представлены в таблице.

Таблица № 1.

Статистический анализ обращений по вопросам ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в центр ранней диагностики Омской области

Год

Общее количество обращений родителей детей дошкольного возраста/ человек

Количество обращений родителей детей раннего (от 0 до 3-х лет) возраста/человек

% отношение

2013

2014

1221

10, 1

В связи с открытием Центра раннего вмешательства в г. Омске в феврале 2012 года у родителей появилась возможность обращения к специалистам Центра по вопросам воспитания и обучения детей с ОВЗ, и таких обращений было только 5. Данные, приведенные в таблице, показывают, что в 2014 году значительно возрослоколичество обращений семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до трех лет.

Всего в Омской области проживает 3546 дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, из них 211 человек в возрасте до трех лет, которые нуждаются в психолого – медико – социальном сопровождении.

Нами осуществлено моделирование системы раннего вмешательства в Омской области, которое включает следующие этапы:

1. Создание экспериментальнойгруппы специалистов по разработке и апробации инновационных технологий ранней помощи, включающих родителей в реабилитационный и образовательный процесс.

2. Организацию деятельности ресурсного центра, обеспечивающего научно-методическое сопровождение процессов ранней помощи, разработку и внедрение инновационных технологий психолого-медико-социальной помощи.

3. Обеспечение функционирования пяти структурных подразделений КУ «Центр ПММС» в 32 районах Омской области по вопросам ранней помощи.

4. Обеспечение работы поли - профессиональных бригад по раннему вмешательству в рамках эффективного межведомственного взаимодействия.

5. Организацию проведения мониторинговых мероприятий по результатам работы.

Концептуальными основаниями для инновационных технологий являются идеи позитивного подхода.

Позитивный подход означает «исходящий из действительного». В отличие от традиционного взгляда на процессы реабилитации, в поле зрения специалистов попадают не только недуги, болезни, печали, но и способности, личностные ресурсы детей, позволяющие им сделать адаптационные процессы более эффективными.

Таким образом, в рамках позитивного подхода, реабилитация и коррекция рассматриваются как многокомпонентные процессы, включающие медицинский, педагогический и психологический аспекты.

Основной целью процесса реабилитации становится научение каждого ребенка ощущению радости жизни, получению удовлетворения от взаимодействия с людьми, от результатов своей самостоятельной деятельности.

Достижение этой цели становится возможным, если базовым основанием подбора методов и технологий для реабилитационного процесса является позитивное видение человека. «Как содержащее в себе способности зерно пробивает себе путь в окружающей среде, взаимодействуя с землей, дождем, садовником, так и каждый человек развивает свои способности в тесных отношениях с окружающим миром»

Успешность реабилитации и образования детей с ОВЗ зависит от степени вовлеченности семьи в эти процессы.

Самым важным социальным пространством для ребенка с ограниченными возможностями здоровья является семья, которая выполняет функцию главного организатора социального взаимодействия между ребенком и обществом.

Следует отметить, что позиции семьи в отношении развития ребенка могут быть различными, это влияет на успешность реабилитационного процесса.

Так, нашими коллегами из научно - практического реабилитационного центра «Бонум» города Екатеринбурга, выделены типичные варианты влияния семьи на жизненный путь ребенка. К наиболее часто встречающимся вариантам влияния семьи на жизненный путь ребенка с ограниченными возможностями здоровья следует отнести:

Развитие,

Нормализацию,

Невмешательство в ситуацию,

Опеку.

Первый тип влияния семьи, который можно обозначить термином «развитие», характеризуется адекватным отношением к ребенку и его проблемам развития. Такие родители имеют положительный настрой, выявляют способности ребенка, позволяющие компенсировать дефект его развития, стремятся проявлять инициативу в преодолении трудностейпроцессе интеграции ребенка в общество. В такой семье поощряются успехи ребенка, развивается его самостоятельность, создаются условия для освоения ребенком конструктивного социального опыта.

Второй тип влияния семьи соответствует термину «нормализация», который характеризуется стремлением родителей приблизить образ жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья к организации жизни здорового ребенка. Большинство таких семей имеют оптимистичный настрой и уверенность в том, что жизненный путь ребенка с ОВЗ будет таким же как и у здоровых детей. Такой тип влияния семьи на развитие ребенка во многом конструктивен, однако такие родители часто перегружают ребенка, не учитывают специфику его развития. Иногда завышенные требования в ребенку с ОВЗ являются для него травмирующими факторами.

Третий тип влияния семьи на жизненный путь ребенка можно охарактеризовать как «невмешательство в ситуацию». Семьи, ориентированные на «невмешательство в ситуацию» дистанцируются от социального окружения, стесняются своего ребенка, пессимистично настроены относительно его будущего. Члены семьи часто находятся в состоянии хронического стресса, смирения и пассивности. В таком случае семья является фактором, затрудняющим социализацию ребенка с ОВЗ.

Четвертый тип влияния семьи на процесс социализации ребенка обозначен как «опека». При данном типе влияния члены семьи жалеют ребенка, оберегают его от проблем, стремятся сделать за него как можно больше дел. Семья центрирует всю жизнь вокруг ребенка, не доверяя его возможностям, что приводит к ограничению его инициативы и активности. Таким образом, семья становится таким фактором, который негативно влияет на процесс социализации ребенка с ОВЗ.

Описание перечисленных видов влияния семьи на жизненный путь ребенка позволяют сделать вывод о том, что самым конструктивным является тип «развитие». Он в полной мере отражает идеи позитивного подхода, поэтому является ориентиром для работы специалистов с семьями других типов.

Принимая во внимание, что семья формирует у ребенка самооценку, систему ценностных отношений к себе и миру, закладывает основы стратегий поведения, помогает осваивать социальные нормы и роли, которые являются основанием для построения перспективных жизненных планов ребенка, то важным условием успешной социализации ребенка является сотрудничество специалистов и родителей.

Так как появление в семье ребенка-инвалида приводит родителей в стрессовое состояние, члены семьи испытывают потрясение, растерянность, беспомощность, что нередко приводит к социальной изоляции или даже распаду семьи. Важно, чтобы родители не только справились со стрессовым состоянием, но и приняли ребенка, каким он есть, чтобы направить свои усилия на восстановление его здоровья, развитие и образование. Таким образом, реабилитация должна быть направлена не только на ребенка, но и на его социальное окружение, в первую очередь, на семью.

Чем раньше с момента появления «особого» ребенка семья получает специализированную помощь, тем благоприятней прогноз успешной социальной адаптации семьи и развития ребенка. Наиболее эффективно раннее вмешательство в семью, когда возраст ребенка находится на границах от 0 до 3 лет, а специалисты опираются на идеи позитивного подхода.

Таким образом, в пределах программы раннего вмешательства необходимо:

Определитьпотребности и ресурсы ребенка и семьи;

Сформулировать кратковременные и долгосрочные цели;

Определить круга специалистов для реализации реабилитационных и образовательных программ, способных вести разработку и реализацию инновационных технологий в русле позитивного и компетентностного подходов.

Очевидно, что программа психолого-медико-социального сопровождениякаждой семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями развития, носит интегративный характер и осуществляется по следующему алгоритму:

1. Обеспечение всех членов семьи достоверной информацией о состоянии здоровья и перспектив развития ребенка.

2. Комплексная диагностика и формулирование рекомендаций по вопросам участия родителей в реабилитационном и образовательном процессах.

3. Помощь семье в выборе программ обучения ребенка.

4. Помощь в организации конструктивного взаимодействия родителей и ребенка.

5. Помощь родителям в использовании возможностей различных учреждений для развития ребенка (учреждений дополнительного образования, спортивных учреждений, учреждений социального обслуживания и др.).

Структурными компонентами областной системы раннего вмешательства являются: ресурсно-методический центр, который находится в городе и четыре его подразделения, которые базируются в Омской области и объединяют 32 центра ранней диагностики и реабилитации в районах Омской области.

Деятельность сети центров раннего выявления и реабилитации детей, с особенностями развития осуществляется по определенному алгоритму.

В каждом центре раннего развития, определяется специалист, который осуществляет профессиональную деятельность в рамках данной программы. Его функционал включает следующие позиции:

Информирование семей, проживающих на территории о данной программе;

Сотрудничество с учреждениями здравоохранения по раннему выявлению детей, с особенностями развития в возрасте до 3-х лет и составление банка данных;

Заполнение листа ожидания и инициирование семей к обращению к специалистам поли - профессиональной бригады;

Организацию встречи с родителями (матерью), проведение первичной диагностики.

Организацию взаимодействия семьи (матери) и ребенка со специалистами поли - профессиональной бригады;

Участие в консилиуме специалистов по обсуждению вариантов раннего терапевтического вмешательства;

Участие в оформлении заключения – рекомендаций для родителей и специалистов, отражающих траекторию индивидуального развития ребенка;

Сопровождение процесса комплексной реабилитации семьи и ребенка;

В случае необходимости организацию участия родителей ребенка в видео консультациях со специалистами ресурсно – методического центра;

Сбор информации об эффективности раннего терапевтического воздействия в отношении ребенка и семьи.

По итогам года работы, специалисты предоставляют информацию в виде аналитической справки. Сотрудниками ресурсного центра осуществляется изучение, обобщение опыта работы центров и публикации методических рекомендаций.

Для эффективной реализации перечисленных выше функций, специалистам центра необходимо скоординировать деятельность сотрудников различных сфер жизнедеятельности: образования, здравоохранения, социального обслуживания.

Зарубежный опыт организации межведомственного взаимодействия включает три модели: мультидисциплинарную, междисциплинарную и трансдисциплинарную.

В рамках мультидисциплинарной модели специалисты работают с ребенком и семьей независимо друг от друга. Они используют свои возможности практически без взаимодействия и определения четких профессиональных границ. Это приводит к недостаточно эффективному результату работы и не полному описанию профиля развития ребенка.

Более эффективной является междисциплинарная модель, в рамках которой более четко определены каналы взаимодействия специалистов различных учреждений. Важным компонентом данной модели является проведение консилиумов специалистов и интегративный подход во взаимодействии специалистов и родителей. В зависимости от потребностей ребенка и семьи обязанности ведущего и координатора реабилитационного процесса меняются. Очевидно, что члены поли – профессиональной бригады должны владеть навыками групповой работы, необходима системная работа по профилактике профессиональных конфликтов.

Трансдисциплинарная модель включает гибкое встраивание терапевтического вмешательства специалистов в жизнь семьи и ребенка. Важным компонентом данной модели является: взаимозаменяемость членов поли – профессиональной бригады, что требует от специалистов компетентности в различных областях.

Проведение «круглого стола» с участием специалистов различных сфер жизнедеятельности на базе одного из центров раннего развития выявило следующую проблему:

1.Межведомственное взаимодействие специалистов часто опирается на личные контакты или соответствует мультидисциплинарной модели.

2. Необходим переход к междисциплинарной модели межведомственного взаимодействия, ответственность за который и выполнение координационных функций следует делегировать сотрудникам Министерства образования Омской области.

Переход от мультидисциплинарной к междисциплинарной модели межведомственного взаимодействия должен осуществляться средствами комплекса мероприятий:

Организацией и проведением заседаний координационного совета специалистов по данной проблеме (1 раз в квартал);

Комплектованием поли - профессиональных бригад;

Привлечением общественных и волонтерских организаций к участию в программе;

Проведением областной научно-практической конференции по проблемам раннего вмешательства (1 раз в год);

Организацией участия специалистов различного профиля в видео конференциях и «горячих линиях» на телефоне доверия.

Описанием функционального регламента взаимодействия.

Нами создана структура межведомственного взаимодействия специалистов, участвующих в процессе раннего вмешательства и работающих в учреждениях различных сфер жизнедеятельности: здравоохранения, образования, социального обслуживания, которая представлена в таблице 2.

Таблица 2

Структура межведомственного взаимодействия по организации

медико–психолого-социальной помощиребенку раннего возраста

.

Учреждения социального обслуживания

Учреждения здравохранения

Возраст от 0 до 3 лет

Центры ранней диагностики

Возраст от 0 до 3 лет

Дошкольные образовательные учреждения

возраст от 3 до 7 лет

1. Выявление детей с факторами риска в родильных домах и при детских поликлиниках.

2. Диспансерное наблюдение в поликлиниках участковыми педиатрами.

3. Проведение скринингового обследования детей первого года жизни (каждые три месяца) и последующее наблюдение детей группы риска каждые полгода с участием узких специалистов детской поликлиники и анализом полученных данных на клинико-экспертных комиссиях.

Проведение дифференциальной диагностики с целью уточнения структуры нарушения, определения коррекционных мероприятий и направлений дальнейшего психолого-педагогического воздействия.

Направления проведения диагностики:

1.Консультативное от 0 до 3 лет.

2.Комплексное психолого-медико-педагогическое обследование от 2 до 3 лет.

Осуществление психолого-педагогической коррекции нарушений в развитии с

раннего возраста в условиях дошкольных учреждений,

групп кратковременного пребывания и в рамках организации домашнего визитирования.

Семья

Инновационным компонентом системы раннего вмешательства является организация домашнего визитирования детей с тяжелыми нарушениями здоровья. Для организации домашнего визитирования все дети раннего возраста закрепляются за дошкольным образовательным учреждением или КОУ «Центр ПМСС», с родителями (законными представителями) заключается договор о получении услуг образования на дому. В учреждении определяется специалист, который профессионально оказывает услуги в рамках домашнего визитирования. В ходе работы специалистом выполняются следующие функции:

Оказание квалифицированной социально-психологической и социально-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ;

Обучение родителей приемам ухода за детьми раннего возраста, методам обучения и воспитания;

Формирование у родителей активной жизненной позиции и включение их в процесс воспитания и обучения ребенка с ОВЗ.

Эффективность реализации технологии домашнего визитирования является оценкой эффективности деятельности специалиста-консультанта.

Она включает в себя:

Количество домашних визитов,

Количество проведенных коррекционно-развивающих занятий, -

Количество проведенных консультаций с родителями.

Качественная оценка деятельности специалиста определяется результатами коррекционно-педагогической работы:

Динамику в развитии ребенка;

Уровнем включенности родителей и семьи в коррекционно-развивающий процесс.

Внедрение инновационных технологий работы с ребенком раннего возраста и с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ,требует научного и методического обоснования, что свидетельствует о необходимости организации деятельности ресурсно-методического центра.

Поскольку значительное место в создании системы раннего выявления нарушений в развитии детей и своевременного получения ими коррекционно-педагогической и психологической помощи отводиться деятельности казенного образовательного учреждения Омской области «Центр психолого–медико – социального сопровождения», то и организация деятельности ресурсно – методического центра осуществляется ее специалистами.

Специалистами ресурсно-методического центра проводятся следующие мероприятия:

Организация постоянно действующего семинара по вопросам диагностики, коррекции и реабилитации детей с особенностями развития в возрасте от 0 до 3-х лет (1 раз в месяц формы проведения как очная, так и дистанционная);

Выпуск методических материалов для сотрудников центров, поли - профессиональной бригады и родителей (1-2 пособия в год);

Участие в организации и проведении научно - практической конференции;

Создание банка методических материалов по вопросам раннего вмешательства.

Одним из направлений деятельности научно-методического центра является открытие экспериментальной площадки по вопросам научно-методического сопровождения ранней помощи семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ.

Организация деятельности экспериментальной лаборатории по вопросам научно-методического сопровождения ранней помощи семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ, осуществляется на основании пакета локальных актов учреждения. Научно-методическое руководство осуществляется преподавателями Омского Государственного университета им. Ф.М. Достоевского, Омского государственного педагогического университета им. М.А. Горького, БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области». Разработка и внедрение инноваций в деятельности центров ранней помощи, исследование эффективности внедрение инноваций, обобщение инновационного опыта специалистов-практиков, проведение научно-практической конференции по реализации модели ранней помощи в Омской области.

Таким образом, нами разработана модельсистемы ранней психолого – медико – социальной помощи детям с ОВЗ в Омской области. Концептуальными основаниями данной модели являются позитивный и компетентностный подходы.

1. Структурными компонентами системы являются: ресурсно-методический центр в городе и четыре центра раннего развития в районах Омской области.

2. В систему раннего вмешательства включены специалисты учреждений здравоохранения, образования, социального обслуживания.

Профессиональное взаимодействие между ними осуществляется в рамках созданной нами структуры.

3. Деятельностный компонент модели представляет собой описание алгоритма профессиональных действий специалистов различных учреждений, включенных в данную систему.

4. Инновационный компонент функционирования данной системы обеспечивается сотрудниками ресурсно-методического центра в рамах научно-методического сопровождения.

Литература:

1. Орлова Е.В. Комплексное медико-социальное и психолого – педагогическое сопровождение в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Омск, 2014г., Издат.-полигр. Центр ОмГМА- 70с.

2. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. Москва. Медицина,1996г.-463с.

3. Раннее вмешательство: методики оценки развития ребенка и работа с семьей. Учебно-методическое пособие / под общей редакцией А.В. Старшиновой.-Екатеринбург: НПЦ «Бонум»,2010.-180с.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Модели ранней помощи в России и за рубежом Выполнила: Юсуфкулова Гузалия Гарафиевна © Фокина Лидия Петровна

2 слайд

Описание слайда:

Изменение отношения в обществе к детям с особыми потребностями, признание за ними права получения не только медицинской, но и психолого-педагогической поддержки стало основной причиной возникновения и развития моделей, действующих в рамках концепции нормализации. © Фокина Лидия Петровна

3 слайд

Описание слайда:

Модели ранней помощи в США В 60-е гг. в США преобладает медицинская или реабилитационная модель инвалидности. Основная задача в рамках этой модели: адаптировать инвалида к существующей социальной среде, предоставив набор специализированных медицинских, социальных, образовательных услуг. Функционирование обозначенной модели связано с широким развитием системы социального обеспечения, включающей медицинские учреждения, специальные клиники, закрытые школы и интернаты. © Фокина Лидия Петровна

4 слайд

Описание слайда:

Модели ранней помощи в США 70-80-е гг. принесли критическое отношение к медицинской модели инвалидности, что повлекло закрытие интернатов, расширение задач помощи инвалидам, включающей не только оказание необходимой помощи, но и организацию посильной работы и досуга с целью более полной интеграции инвалидов в социум. Постепенно на место медицинской модели приходит социальная модель инвалидности. © Фокина Лидия Петровна

5 слайд

Описание слайда:

Модели ранней помощи в США Модель информирования и просвещения В центре внимания данной модели находится обучение, информационно-просветительская работа с родителями и ближайшим социумом, окружающим ребенка. Данная модель ранней помощи носит название модели «союза с семьей». Обучая и просвещая родителей, профессионалы обращаются к ресурсам семьи, включающим имеющиеся знания, структуру семьи и др. (руководство «Портейдж» и руководство «Каролина») © Фокина Лидия Петровна

6 слайд

Описание слайда:

Модели ранней помощи в США Модель «взаимодействия с семьей ребенка» (Dunst, Johanson и др.,). Данная модель была ориентирована на ценности, связанные с нормализацией жизни ребенка, так же, как и предыдущая информационно-просветительская модель. В модели взаимодействия изменились цели и ожидаемые результаты ранней помощи: предполагалось, что главным условием нормализации жизни ребенка станет изменение социального взаимодействия матери и ребенка. © Фокина Лидия Петровна

7 слайд

Описание слайда:

Модели ранней помощи в США «Модель системного развития» (М.Guralnik, 2005) В данной модели выделяют следующие принципы: принцип семейно-ориентированной помощи, предоставление семье всей необходимой информации для принятия важных решений, сотрудничество и партнерство семьи и специалистов, обеспечение семьи необходимыми ресурсами и формами помощи; принцип включения членов семьи в процесс оказания помощи, означающий, что семья становится активным участником разработки, обсуждения и реализации программы помощи, входит в состав команды специалистов и участвует в работе службы ранней помощи; принцип нормализации обеспечивает равный доступ: к удовлетворительной медицинской помощи и услугам, доступность подходящей образовательной программы, поддержку со стороны родных и друзей, доступ к детским садам и другим организациям, адекватные финансовые ресурсы, доступность специального оборудования, транспорта и т.д.; - принцип интеграции отражает усилия, направленные на максимальное увеличение участия ребенка и его семьи в обычных видах деятельности; принцип оказания ранней помощи в естественной для ребенка среде, количество и качество оказываемой помощи на дому и в естественной обстановке; принцип индивидуализации предполагает работу с конкретным индивидуальным случаем; принцип междисциплинарного подхода в работе специалистов; принцип понимания и принятия культурных различий и их влияния на развитие ребенка и функционирование семьи; принцип координации и интеграции компонентов системы, кооперация и социальное партнерство системы ранней помощи и ее институтов с другими ведомствами и учреждениями © Фокина Лидия Петровна

8 слайд

Описание слайда:

Модели ранней помощи в Швеции Муниципальная модель ранней помощи © Фокина Лидия Петровна

9 слайд

Описание слайда:

Модели ранней помощи за рубежом Экологическая модель отражает и учитывает сложность процесса развития ребенка и его зависимость от прямого и косвенного влияния огромного количества элементов, из которых состоит окружающая его среда. Соответственно строятся программы поддержки семьи. В основе транзакционной модели– представление о способности социального отклика окружения и об интерактивной природе обмена ребенок – среда. С этой точки зрения, развитие ребенка есть продукт постоянной динамики взаимодействий между ним и тем опытом, который дают ему семья и социальный контекст. © Фокина Лидия Петровна

10 слайд

Описание слайда:

Модели ранней помощи за рубежом Модель «Второй детский центр» Согласно этой модели ребенок, обучающийся в специализированном центре, посещает еще одно детское учреждение, в котором находятся обычные дети, причем это не обязательно детский сад. Таким местом может стать спортивная секция, танцевальный кружок, художественная или воскресная школа. Основному педагогу в таком случае часто помогает ассистент, имеющий специальное образование. Модель «Обратный поток» Эта модель предполагает различные варианты включения обычных детей в специализированные занятия. Как правило, четвертая часть детей в таких группах не имела нарушений в развитии. © Фокина Лидия Петровна

11 слайд

Описание слайда:

Модели ранней помощи за рубежом Модель «Специальный класс» Организуется для детей дошкольного и раннего школьного возраста. В этом случае специализированным является только обучение, а остальное время – перемены, прогулки, досуг – дети проводят со своими «обычными» сверстниками. Модель «Комната для специальных занятий». В рамках такой модели всё обучение происходит в общем потоке, за исключением времени, когда дети с особыми потребностями дополнительно занимаются со специалистами в отдельном помещении. © Фокина Лидия Петровна

12 слайд

Описание слайда:

Модели ранней помощи за рубежом Модель «Внештатный специальный педагог (тьютор)». Ребенок находится в обычной группе, которую курирует приходящий специальный педагог, и круг его обязанностей предусматривает поддержку не только особого ребенка, но и всех участников процесса включения – родителей, воспитателей, педагогов, администрацию. Модель интеграции и включения в Монтессори-класс детей с особыми потребностями позволяет использовать заложенные в самой методике возможности обучения разновозрастной и разноуровневой группы. © Фокина Лидия Петровна

13 слайд

Описание слайда:

Модели ранней помощи в России В настоящее время в России существует разветвленная система специального образования для детей с особенностями развития, в которой есть место и для раннего звена психолого-педагогической помощи детям с особыми потребностями. Но проблема заключается в том, что данное направление до последнего времени в основном реализовалось в домах ребенка, что не позволяло учитывать современные требования к нормализации жизни таких детей. Наряду с этим заметны и положительные сдвиги. Начиная с 90-х годов ХХ столетия возникли и стали развиваться службы ранней помощи в Москве, Санкт-Петербурге, Астрахани, Кемеровской, Новгородской Самарской, Ярославской областях и других регионах и городах России. Созданы организации, призванные обеспечить научно-методическую и координационную поддержку этого направления работы. Из наиболее крупных назовем Центр ранней диагностики и специальной помощи детям с отклонениями в развитии, созданный на базе Института коррекционной педагогики РАО, а также Институт раннего вмешательства (Санкт-Петербург). © Фокина Лидия Петровна

14 слайд

Описание слайда:

Модели ранней помощи в России Во многих работах Е.А. Стребелева подчеркивает необходимость создания модели комплексной помощи детям группы риска и их родителям в условиях стационара и при поликлиниках. Для детей с нарушениями ЦНС, интеллектуальными и речевыми проблемами коррекционное обучение целесообразно организовывать именно в детских поликлиниках по месту жительства, дополнив их штаты учителями-дефектологами, работающими с детьми раннего возраста. Необходимо создать гибкую систему коррекционного воздействия, сочетающую как помощь ребенку в поликлинике по месту жительства, так и специализированную в профильных медицинских и медико-психолого-педагогических (реабилитационных) центрах. Стребелева Е.А. Ранняя коррекционно-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья //Дефектология.- 2003.-№3.-С.39-43. © Фокина Лидия Петровна

15 слайд

Описание слайда:

Модели ранней помощи в России Еще одна отечественная практика оказания ранней помощи детям предлагается Ю.А. Разенковой. Ею рассматривается организация и проведение коррекционной работы с детьми в условиях дома ребенка, задачи которой - решение проблемы адаптации малыша к новым условиям воспитания; профилактика раннего отставания и нежелательных тенденций в личностном развитии, обусловленных психической деривацией; ранняя коррекция отклонений в развитии на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка. Коррекционно-педагогическая работа с детьми группы риска в доме ребенка является составной частью комплексной реабилитационной медико-педагогической работы в детском учреждении. Разенкова Ю.А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка.//Дефектология.- 1998.-№3. © Фокина Лидия Петровна

16 слайд

Описание слайда:

Модели ранней помощи в России В Санкт-Петербурге была начата реализация первой в России программы раннего вмешательства – социальной программы «Абилитация младенцев». Специально для реализации этой программы было создано негосударственное образовательное учреждение повышения квалификации «Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства». Поддержка администрации Санкт-Петербурга, тесное сотрудничество с зарубежными специалистами позволило сотрудникам Института в рекордно быстрый срок освоить новые для страны знания и подходы к помощи детям и создать междисциплинарную семейно-центрированную модель раннего вмешательства, которая была внедрена в практику здравоохранения, образования и социальной защиты во многих регионах РФ. © Фокина Лидия Петровна

17 слайд

Описание слайда:

Модели ранней помощи в России В Санкт-Петербурге разработана и апробируется региональная модель ранней помощи: междисциплинарная семейно-центрированная программа ранней помощи в дошкольном учреждении системы образования (Р.Ж.Мухамедрахимов, 1999). На базе ДОУ №41, «Центра интегративного воспитания» г. Санкт-Петербурга, была создана служба ранней помощи детям. Данная служба ранней помощи в ДОУ предлагает три модели раннего вмешательства: организация программ игрового обучения, организация социально-педагогической программы раннего вмешательства, организация программ раннего психотерапевтического вмешательства. Основой для организации работы данных блоков были взяты образцы раннего вмешательства США и опыт шведских лекотек. Зигле Л.А. Опыт работы службы ранней помощи дошкольного образовательного учреждения.//Воспитание и обучение детей с нарушением в развитии.-2002.--№2.- С.5-11 © Фокина Лидия Петровна

18 слайд

Описание слайда:

Модели ранней помощи в России Представленная О.Г. Приходько система ранней дифференцированной коррекционно-развивающей помощи детям с церебральным параличом – это специально организованное образовательное пространство, в котором центральное место занимает взаимодействие ребенка и взрослого в условиях коррекционно-развивающей среды, которая создает благоприятные условия для компенсации полиморфных нарушений различных функциональных систем (моторики, психики, речи), качественного изменения возрастных новообразований, образовательной и социальной адаптации, изменения отношений между ребенком и окружающим. © Фокина Лидия Петровна

19 слайд

Описание слайда:

Модели ранней помощи в России В диссертационном исследовании Е.Ф Архиповой представлена инновационная модель комплексного логопедического и меднко-психолого-педагогического сопровождения (ЛМППс) развития детей с перинатальной энцефалопатией. Построение модели комплексного логопедического и медико-психолого-педагогического сопровождения развития детей с перинатальной энцефалопатией и ее последствиями предполагает выделение хронологических звеньев, направленных на пролонгированное комплексное развитие ребенка с ПЭП с младенческого возраста в условиях детской поликлиники, а с переходом в дошкольный возраст в дошкольном образовательном учреждении. © Фокина Лидия Петровна

20 слайд

Описание слайда:

Модели ранней помощи в России В работе Н.В. Макаровой психолого-педагогическая помощь детям раннего возраста с нарушениями развития определяется, как комплекс диагностических, коррекционно-развивающих и организационно-методических мероприятий, направленных на создание оптимальных условий психического и социального развития ребенка раннего возраста с нарушениями развития, стимуляцию его потенциальных возможностей в процессе специально организованного взаимодействия ребенка с родителями и окружающим миром. Психолого-педагогическая помощь представляет собой сложную многокомпонентную систему. Целью предложенной модели психолого-педагогической помощи является создание оптимальных условий психического и социального развития ребенка раннего возраста с нарушениями развития, стимуляции его потенциальных возможностей в процессе специально организованного взаимодействия ребенка с родителями и окружающим миром. Макарова Н.В. Психолого-педагогическая помощь детям раннего возраста с нарушениями развития в условиях дошкольного образовательного учреждения. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07. Ростов н/Д, 2007 264 с. © Фокина Лидия Петровна

21 слайд

Описание слайда:

Модели ранней помощи в России В настоящее время, в России предпринимаются усилия по созданию в России общей системы ранней помощи, вместе с тем значительная часть семей все еще не может получить высокопрофессиональную поддержку по месту жительства. Специалисты, к которым обращаются родители (педиатр, невропатолог, ортопед, окулист и т. д.), реально не помогают в организации коррекционного обучения ребенка. Такое положение не устраивает ни родителей, ни специалистов. В данное время, во втором десятилетии XXI века, ранняя помощь признается одним из приоритетных направлений коррекционной педагогики. Созданные в России службы ранней помощи представляют собой различные варианты модели нормализации и являются теми центрами, где осуществляется разработка и внедрение психолого-педагогических технологий, центрированных на семье. © Фокина Лидия Петровна

22 слайд

Описание слайда:

Модели ранней помощи в России В то же время нужно отметить, что нормализация жизни семьи и интеграция ребенка с особыми потребностями в общество требуют значительных усилий специалистов служб ранней помощи, поскольку общество еще недостаточно готово принять «других» людей. Но иного способа его подготовки к этому шагу, кроме приобретения опыта жизни вместе с такими людьми, не существует. Опыт невозможно получить в результате умозаключений или призывов быть добрее, он является результатом проживания и переживания ряда событий. Этот этап перехода особенно непрост для семей, воспитывающих детей с особенностями развития, поскольку именно на них «отрабатывается» пересмотр взглядов и отношений к различным социальным группам, нуждающимся в целевой поддержке. Практически это означает переход к обществу с более высоким уровнем нравственности, и, как любой переломный момент, он сложен для всех его участников. Толерантность, признание нормой совместное существование разных людей зависит не только от декларирования равных прав, но и от создания условий для их реализации. © Фокина Лидия Петровна

23 слайд

Описание слайда:

Список литературы Екжанова Е.А.,Стребелева Е.А. Коррекционная помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2008. – 336 с. Закрепина А.В., Браткова М.В. Разработка индивидуальных коррекционно-развивающих программ обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии // Воспитание и обучение. – 2008. – № 2. – С. 9- 9. Зигле Л.А. Опыт работы службы ранней помощи дошкольного образовательного учреждения.//Воспитание и обучение детей с нарушением в развитии.-2002.--№2.- С.5-11 Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания. Под ред. Е.А. Стребелевой. -М.: изд-во «Экзамен», 2004. Лазуренко С.Б. Начальный этап коррекционно-педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста с отклонениями в развитии//Рос педиатр. журн. – 2008.- №4.- С.54-55. Макарова Н.В. Психолого-педагогическая помощь детям раннего возраста с нарушениями развития в условиях дошкольного образовательного учреждения. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.07. - Ростов н/Д, 2007. - 264 с. Назарова Н.М. Сравнительная специальная педагогика: учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования/Н.М.Назарова, Е.Н.Моргачева, Т.В.Фуряева. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – С. 63- 70. Приходько О.Г. Система ранней комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей помощи детям с церебральным параличом. Дисс. … доктора пед наук. 13.00.03 - коррекционная педагогика. - М., 2009 © Фокина Лидия Петровна

24 слайд

Описание слайда:

Список литературы 9. Разенкова Ю.А. Предложения по эффективному использованию организационных механизмов для совершенствования и развития системы ранней помощи в различных регионах страны//Дефектология. -2009. - №4.- С. 61-64. 10. Разенкова Ю.А. Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ограниченными возможностями, воспитывающихся в доме ребенка.//Дефектология.- 1998.-№3. 11. Стребелева Е.А. Новые организационные формы в специальном дошкольном образовании//Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии.-2002.- -№3.-С.15-18. 12. Стребелева Е.А. Подходы к созданию единой системы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей // Дошкольное воспитание.- 1998.- № 1,- С. 70-73. 13. Стребелева Е.А. Ранняя коррекционно-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья //Дефектология.- 2003.-№3.-С.39-43. © Фокина Лидия Петровна

Марина Мачехина
Ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям в России

Семья с ребёнком-инвалидом - это семья с особым статусом . Особенности и проблемы данной семьи определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира , дефицитом общения, частым отсутствием работы у матери, но главное - специфическим положением в семье ребёнка-инвалида , которое обусловлено его болезнью.

На современном этапе развития системы образования взаимодействию с семьями воспитанников уделяется большое внимание. Это обусловлено проблемами в межличностных отношениях между детьми с ОВЗ и их родителями, неадекватным оцениванием своего ребенка, имеющего проблемы в развитии, жестоким обращением с ним. Поэтому помощь детям с ограниченными возможностями здоровья требует социально-психологической поддержки их семей. Развитие ребенка с особыми образовательными потребностями в большой степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от адекватного участия родителей в его физическом и нравственном становлении, правильности их воспитательных воздействий.

Одним из самых актуальных направлений специальной (коррекционной) педагогики на современном этапе как в России , так и во всем мире является ранняя комплексная помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям .

Ранняя комплексная помощь -- это новая , быстро развивающаяся область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические и практические основы комплексного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из групп медицинского, генетического и социального риска отставания в развитии.

Ранняя комплексная помощь формируется как часть системы, специального образования, призванная влиять на улучшение условий для развития детей с ограниченным потенциалом возможностей а также детей , чье развитие обусловлено действием множественных факторов риска.

От эффективной организации ранней комплексной помощи в определяющей степени зависят предупреждение инвалидности и (или) снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности.

Особенности развития ребенка в раннем возрасте пластичность центральной нервной системы и способность к компенсации нарушенных функций обуславливает важность ранней комплексной помощи , позволяющей путем целенаправленного воздействия исправлять первично нарушенные психические и моторные функции при обратимых дефектах и предупреждать возникновение вторичных отклонений в развитии.

Ранняя комплексная помощь предполагает широкий спектр долгосрочных медико-психолого-социально-педагогических услуг, ориентированных на семью и осуществляемых в процессе согласованной («командной» ) работы специалистов разного профиля.

Она представляет собой систему специально организованных мероприятий, каждый элемент которой может рассматриваться как самостоятельное направление деятельности учреждений, находящихся в ведении органов здравоохранения, образования и социальной защиты населения :

1. Обнаружение младенца с отставанием или риском отставания в развитии, предполагающее единство ранней диагностики , идентификации, скрининга и направления в соответствующую территориальную службу ранней помощи .

2. Определение уровня развития ребенка" и проектирование индивидуальных программ раннего образования .

3. Обучение и консультирование семьи .

4. Оказание первичной помощи в реализации развивающих программ как в условиях семьи , так и в условиях специально организованной педагогической среды, отвечающей особым образовательным потребностям младенца (группы развития) .

5. Целевая работа по развитию сенсомоторной сферы ребенка.

6. Психологическая и правовая поддержка семьи .

7. Ранняя плановая и (или) экстренная медицинская коррекция.

8. Координация деятельности всех социальных институтов и служб в оказании полного комплекса услуг семье и ребенка в рамках индивидуальной программы развития .

Создание системы профилактики, ранней диагностике и коррекции отклонений в развитии детей предполагает анализ и оценку опыта, накопленного на протяжении 30 лет за рубежом, сделанных Россией на этом пути в настоящее время.

Важность предоставление качественных услуг на самых ранних этапах развития ребенка с особыми потребностями на сегодняшний день не оставляет сомнения и является неотъемлемым правом детей, а тех семей, в которых они воспитываются. Это право закреплено как в международных конвенциях, так и в национальных законах уже в целом ряде стран. Как подчеркивают рассмотренные страны, реализация этого права и создание системы Раннего вмешательства стало возможным не только благодаря усилиям профессионалов и специалистов, непосредственно предоставляющих услуги Раннего вмешательства , но и государственных и общественных деятелей, представителей различных ведомств как на местном, так и на региональном и национальном уровнях. Важно отметить, что не смотря на различный исторический, культурный и экономический контекст, формирование и развитие систем Раннего вмешательства имеет в рассмотренных странах ряд общих черт, а именно :

Переход от медицинской к социальной модели инвалидности;

Создание общих концептуальных рамок Раннего вмешательства на стыке различных дисциплин;

Налаживание взаимодействия между различными ведомствами, создание межведомственных комиссий на различных уровнях для развития и координации услуг Раннего вмешательства ;

Создание нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность служб раннего вмешательства , а также принятие соответствующих законов на национальном или федеральном уровнях (хотя в Российской Федерации закон о Раннем вмешательстве еще не принят, в настоящее время идет его обсуждение);

Обеспечение механизмов финансирования Раннего вмешательства , как правило из различных источников, с вовлечением различных министерств;

Широкое информирование общественности, политических деятелей и специалистов о важности Раннего вмешательства и основных механизмах функционирования системы Раннего вмешательства ;

Внедрение протоколов раннего выявления и диагностики с максимальным использованием уже существующих ресурсов;

Создание сети служб Раннего вмешательства , отвечающих принципам доступности (финансовой и географической , междисциплинарности, семейно-центрированности, работы в естественной среде развития ребенка, а также научности и доказательности;

Создание профессиональных ассоциаций, определение критериев и стандартов качества услуг Раннего вмешательства ;

Развитие системы подготовки кадров как в высших учебных заведениях так и на рабочих местах, разработка тренингов и курсов повышения квалификации.

Рассмотренные нами примеры развития и организации системы Раннего вмешательства в различных странах подтверждают, что на сегодняшний день Раннее вмешательство в силу своих значительных преимуществ является важной социально- экономической стратегией развития общества и таким образом неотъемлемой частью государственной политики.

Литература

1. Галкина Е. В. Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.) . - Уфа : Лето, 2012.

2. Емелина О. И. Становление системы помощи детям раннего возраста за 2 . К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье

3. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье , воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, Дефектология №3, 1999, с 30-36.

4. Малофеев Н. Н., Разенкова Ю. А., Урядницкая Н. А. О развитии службы ранней помощи детям с отклонениями в развитии и детям-инвалидам в Российской Федерации [Текст] // Дефектология. 2007. No 6. С. 6068.

5. Морозова Е. И. Новые подходы к организации помощи семьям , воспитывающим проблемных детей раннего возраста , Дефектология №3, 1998, с 49 - 57.

6. Назарова Н. М. - Том 3. Педагогические системы специального образования - файл n1.doc

7. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений специальной (коррекционной) педагогики, Дефектология №3, 2002. с 11-13.

8. Разенкова Ю. А. Региональная политика в области ранней помощи : проблемы и перспективы // Дефектология. 2003. No 4. С. 7278.

Интернет ресурсы :

1.http://www.downsyndrome.ru/files/oogo/File/n4_website.pdfhttp :

2. http://www.autism.ru/read.asp?id=24&vol=0 Чистович Л. А., Кожевникова Е. В. Возможный российский вариант программ раннего вмешательства

3. http://gigabaza.ru/doc/69754-p13.html

4. http://www.studfiles.ru/preview/1722967/

5. http://studopedia.ru/8_113636_programmi-ranney-pomoshchi.html

6. ttps://www.unicef.org/ukraine/ukr/Early_Intervention_Concept_RUS.pdf

Проблема выявления отклонений в развитии ребенка заключается не только в установлении нарушений структуры и функции организма, фиксации задержки появления ожидаемого по возрасту ребенка поведения, но и выяснении природы препятствий на уровне организма и в окружающей среде, затрудняющих развитие ребенка. В одних случаях, у детей с отставанием развития имеется непреодолимый барьер (например – при синдроме Ретта или спинальной амиотрофии Верднига-Гофмана), в других случаях, при помощи медицинских воздействий биологические ограничения могут быть ослаблены или даже полностью компенсированы (например, при оперативном лечении врожденных аномалий сердца, неба, при заместительной терапии врожденного гипотиреоза или сахарного диабета, при кохлеарной имплантации у многих детей с глухотой). По сравнению с нарушениями структур и функций организма ребенка, влияние неблагоприятных социальных факторов, таких как сиротство и жестокое обращение, менее драматично в отношении ограничений жизнедеятельности. Тем ни менее, исследования показывают, что дети, воспитывающиеся в сиротских учреждениях, отстают от сверстников, воспитывающихся в семье, как в физическом, так и психоречевом развитии. Еще в большей степени страдает эмоционально-личностное развитие таких детей, что является серьезной угрозой для их дальнейшей индивидуализации и социальной адаптации.

Таким образом, выявление отклонений в развитии детей является мультидисциплинарной задачей, для решения которой необходимо соединение усилий медицинских работников, родителей, специалистов психологического и педагогического профиля, работников социальной сферы. Ниже представлены основные модели раннего выявления отклонений в развитии и их причин.

В предлагаемой Модели диагностики в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья раннее выявление отклонений и особенностей в развитии ребенка первых трех лет жизни является системой, включающей следующие этапы:

· Медицинский скрининг осуществляется специалистами медицинского профиля в родильных домах, перинатальных центрах, отделениях новорожденных, поликлиниках, медицинских диагностических центрах

· Комплексное изучение ребенка на ПМПК, результатом которого является направление ребенка в службу ранней помощи;

· Углубленное психолого- педагогическое изучение ребенка в службе ранней помощи с целью разработки индивидуальной программы коррекции;

· Этапные диагностические обследования для оценки эффективности развивающей работы и коррекции индивидуальной программы, реализуемой в службе ранней помощи

· Итоговое обследование ребенка при выпуске из службы ранней помощи для определения оптимального педагогического маршрута, который определяется ПМПК


В том случае, если ребенок переходит из Службы ранней помощи в массовую дошкольную образовательную организацию, целесообразно не только представить рекомендации ПМПК, но и осуществлять сопровождение специалистами ранней помощи. Длительность сопровождения определяется индивидуально, минимальный период – 6 месяцев.

В том случае, если ребенок переходит из Службы ранней помощи в образовательную организацию, оказывающую специальную помощь (группа кратковременного пребывания, Лекотека, Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения и др.) достаточно предоставление рекомендаций ПМПК, регламентирующих содержание и организационные условия коррекционно-развивающей работы.

Представим многоэтапную Модель диагностики в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Стадия проекта:

Проект в стадии реализации

Цель проекта:

Раннее выявление нарушений здоровья и ограничений жизнедеятельности, оптимальное развитие и адаптация детей, интеграция семьи и ребенка в общество, профилактика и/или снижение выраженности ограничений жизнедеятельности, укрепление физического и психического здоровья, повышение доступности образования для детей целевой группы

Задачи проекта:

Максимально раннее выявление и диагностика особых образовательных потребностей ребенка и его семьи;
- сокращение разрыва между временем определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционной помощи;
- снижение временных границ начала образовательного процесса (до первых месяцев жизни ребенка);
- построение индивидуальных комплексных программ сопровождения на основе выявления потенциала развития ребенка;
- обязательное включение родителей в коррекционно-развивающий процесс на основе выявления специальных потребностей и возможностей семьи.

Достигнутые результаты за последний год:

Вариативные формы дошкольного образования организуются с целью создания равных стартовых возможностей для получения образования на первой ступени и при поступлении в школу, а также более широкого охвата детей дошкольным образованием. Они предполагают разный режим пребывания детей в образовательном пространстве, предоставление образовательных услуг детям с особыми образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ.
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд), экспертным сообществом осуществлена проработка вопроса о необходимости развития ранней помощи детям группы риска, детям-инвалидам, детям с генетическими нарушениями и сопровождения их семей. Также рассмотрены вопросы методического обеспечения работы в субъектах Российской Федерации по этому направлению. В ходе работы проанализирована информация, полученная из 76 субъектов Российской Федерации, о существующей в настоящее время в регионах практике оказания ранней помощи детям-инвалидам и детям группы риска.
Подходы к оказанию ранней помощи в регионах различны, и в части случаев соответствующие услуги оказываются в недостаточном объеме (на курсовой основе, 14 - 21 день в год) для коррекции нарушений в развитии ребенка, при этом не соблюдаются принципы непрерывности и семейной ориентированности ранней помощи.
Стали победителями областного конкурса ДОО Московской области на присвоение статуса Региональной инновационной площадки 2017 года.

Социальная значимость проекта:

Практическая значимость проекта для системы образования Московской области может оцениваться с трех позиций:
- общеэкономический эффект достигается путем наибольшего удовлетворения образовательных потребностей основных заказчиков (детей-инвалидов и детей с ОВЗ раннего возраста и их семей) в дошкольном в образовании, увеличится доля детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, получающих инклюзивное образование по интегрированным образовательным программам;
- социальный эффект заключается в повышении уровня подготовки специалистов за счет применения инновационных технологий в коррекционном образовании детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии; в приобретении детьми первоначальных навыков;
- инновационный эффект включает синтез современных исследований, доведения их до практической деятельности, а также создание эффективной системы обобщения и распространения педагогического опыта.

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

1.Выявление социального запроса - установление контакта с семьями воспитанников с ОВЗ, выявление контингента воспитанников, нуждающихся в услугах Службы ранней помощи - май - август 2016 года
2. Мониторинг и разработка локальных актов и нормативно-правовой базы - 2016 -2017 учебный год.
3. Мониторинг научно-методических материалов по работе с детьми - инвалидами и ОВЗ дошкольного возраста - 2016 -2017 учебный год.
4.Мониторинг специального оборудования, используемого в работе с детьми - инвалидами и ОВЗ дошкольного возраста - 2016 -2017 учебный год.
5.Мониторинг нормативно-правового и методического обеспечения работы группы кратковременного пребывания - 2016 -2017 учебный год.
6.Разработка «дорожной карты» по внедрению системы ранней помощи детям с ОВЗ от 0 до 7 лет
в МБДОУ КВ «Детский сад №9 «Созвездие» сентябрь 2016 года.
7.Разработка инновационного проекта - декабрь 2016 – январь 2017 года
8.Организация пилотной площадки по оказанию ранней помощи детям с ОВЗ от 0 до 7 лет на базе МБДОУ КВ «Детский сад №9 «Созвездие» - май 2017 года.
9. Взаимодействие с Администрацией, Управления развития образования и отраслей социальной сферы, образовательными учреждениями, социальными службами, медицинской организацией, ПМПК города Дзержинский - август 2016 - май 2017 года.
10. Сотрудничество с Московским государственным областным университетом, с Московским городским педагогическим университетом - сентябрь 2016 - по май 2017 года.

Охват проекта:

Аудитория Службы ранней помощи являются семьи города Дзержинский, воспитывающие детей - инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья: с выявленными отклонениями в развитии, дети с нервно-психическими нарушениями, которые могут приводить к проблемам в развитии в будущем; дети групп биологического и социального риска. В службу (отдел) ранней помощи принимаются дети от от 2 месяцев до 7 -8 лет по заявлению родителей (законных представителей) и/или направленные другими образовательными, медицинскими или социальными учреждениями с согласия родителей (законных представителей) на основании медицинской справки о состоянии здоровья ребенка.
На данный момент Службу ранней помощи посещают 12 детей - инвалидов и ОВЗ в возрасте от 3 до 8 лет, ведется сопровождение, консультирование и поддержка 32 семей, воспитывающие детей - инвалидов и ОВЗ нашего города.

Затраченные ресурсы:

Проект «Модель Службы ранней помощи для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, а также детей группы риска на базе дошкольной образовательной организации» долгосрочный (сентябрь 2016 - август 2018) и состоит из 4 этапов.
Кадровое обеспечение проекта:
Руководитель инновационного проекта образовательной организации - заведующий;
Заместитель заведующего по ВМР, учитель-дефектолог, учитель – логопед, инструктор по адаптивной физической культуре,социальный педагог, педагог-психолог, тьютор, помощник воспитателя, планируется инструктор по плаванию, музыкальный руководитель и педагог по ИЗО.
Повышение квалификации педагогов 2017-2018 г.:
магистратура:
- Модернизация деятельности ПМПК в системе образования; бюджетные места
- Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии- бюджетные места
Курсы повышения квалификации по темам:
«Ранняя помощь», «Адаптивная физическая культура для детей дошкольного возраста», «Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с РАС" - внебюджетные средства - 50 тыс.рублей.
Материально-техническое обеспечение проекта:
- Комплект оборудования для адаптации детей с расстройствами аутистического спектра, стол для рисования песком с комплектом аксессуаров, сенсорная комната, комплект игр для развития мелкой моторики и сенсорики, тактильный конструктор, тактильные дорожки, детские тренажеры, батут.
Приобретение специального игрового оборудования - 2017 год: интерактивная доска, стол для детей с ОВЗ многофункциональный со световыми эффектами (регулируемая высота), реабилитационный пневмокостюм РПК “Атлант” для детей с ДЦП, тактильные игры, модули и наборы для когнитивного развития - денежные средства выделенные по итогу областного конкурса РИП ДОО (областной бюджет - 500 тыс. рублей, муниципальный бюджет - 100 тыс.рублей).

Дата старта проекта:

Документы, подтверждающие достижения соискателя, реализацию проекта, сроки и стоимость проекта

Олту Снежана Павловна автор Жуковец Анастасия Владимировна Хромова Ирина Николаевна Симонова Екатерина Петровна Ерасова Мария Георгиевна Нейчева Елена Анатольевна Долидзе Анна Викторовна Киртока Мария Савельевна Красильникова Марина Владимировна Михайлова Ольга Николаевна Зотова Наталья Юрьевна Переверзева Ольга Ивановна Дмитриева Ксения Александровна Березнякова Любовь Сергеевна Лысенко Елена Александровна Потапова Марина Викторовна Черевко Татьяна Николаевна Ткаченко Екатерина Юрьевна Михайлова Ирина Викторовна Гладкова Ирина Акимовна Данилова Наталья Борисовна Гнусова Александра Геннадьевна

Сафронова Елена Николаевна Свеженцева Жанна Викторовна Баринова Оксана Анатольевна Вязова Надежда Владимировна Копнева Светлана Владимировна Пименова Марина Александровна

 


Читайте:



Аффирмации на растущую Луну: на деньги, любовь, успех Аффирмации 9 лунный день июль

Аффирмации на растущую Луну: на деньги, любовь, успех Аффирмации 9 лунный день июль

Аффирмации - метод, давно применяемый в психологии, а в наши дни - и в астропсихологии. Само это слово означает "утверждение", которое человек...

По сколько таблеток принимать витамин е

По сколько таблеток принимать витамин е

Витамин Е (токоферол) дополняет список веществ, без которых может нарушиться работа абсолютно всех органов и систем организма. Из-за нехватки...

Наталья солнцеватри смерти коломбины Солнцева три смерти коломбины

Наталья солнцеватри смерти коломбины Солнцева три смерти коломбины

Наталья Солнцева Три смерти Коломбины Все совпадения случайны и непреднамеренны. Красотка очень молода, Но не из нашего столетья, Вдвоем нам не...

Адамов корень и применение в его в народной медицине Лечебные св ва адамово корня и настойки

Адамов корень и применение в его в народной медицине Лечебные св ва адамово корня и настойки

Адамов корень – это довольно распространённое лекарственное растение, обладающее как полезными свойствами, так и побочными эффектами. Его...

feed-image RSS