Главная - Детские поделки
Выполнение композиции в технике эстампа. Эстамп: гравировка и печать. Дистанционное обучение педагогов по фгос по низким ценам

ЭСТАМП

Ирина Маковеева

ЧТО ТАКОЕ ЭСТАМП

Эстамп (от франц. Estampe ) - резная или травлёная на меди или стали и отпечатанная на бумаге картина. (Из Толкового словаря Владимира Даля).

История эстампа насчитывает несколько сотен лет, и за это время возникли различные виды гравирования, испробованы различные материалы для печатных форм, были усовершенствованы технологии, придуманы рецепты изготовления бумаги, краски.

Эстампом мы называем оттиск, полученный с печатной формы, награвированной автором.

Материалы печатных форм могут быть разные. Это и дерево (ксилография), камень (литография), линолеум (линогравюра), металл (гравюра на металле, офорт, сухая игла, меццо-тинто) и др.

Основная особенность эстампа - ограниченный тираж, при этом каждый оттиск из тиража остается оригинальным (авторским) произведением искусства, в отличие от других видов тиражирования (ксерокс, компьютерная печать, фотографирование, имитации).

Художник, занимающийся печатными видами графики, максимально использует характерные особенности выбранной техники, для приближения к своему замыслу, часто сочетает несколько технологий или придумывает свои.

Создание эстампов - процесс многодельный, состоящий из многих операций, требующий различных подготовительных работ и серьёзного оснащения мастерской. Каждая операция требует особых знаний, навыков обращения с разными материалами: металлом и бумагой, кислотой и красками, клеем и деревом, нужно и умение работать на офортном станке. Небрежность и некачественное исполнение на любом этапе работы испортит конечный результат - наш эстамп. Именно поэтому у художников эстампа, как правило, вырабатываются очень ценные качества: терпение, аккуратность, собранность. Начинающий, не имеющий этих ценных качеств, не должен отчаиваться, в процессе работы приобретёт их и будет вознаграждён радостью творчества, новыми открытиями, благодарностью родных и близких за прекрасные подарки - авторские эстампы

КАК ДЕЛАЕТСЯ ЭСТАМП

Тема

Перед гравированием печатной формы автору необходимо иметь эскиз будущего эстампа. Важный момент для художника, занимающегося искусством графики - поиск основной, своей темы и техники, соответствующей для неё. Выразить её во всей полноте трудно в одной работе, поэтому художники делают несколько работ, если одного размера, получается серия, если разного размера - сюита.

Тема должна быть интересной и любимой автором. В противном случае, если тема его не трогает, художнику нельзя ждать отличного результата.

Много лет основной моей темой в работе является природа: животный и растительный мир. Найти её я смогла не сразу. Мой преподаватель в институте Михаил Максимович Кукунов подсказал, даже настоял заняться «анималистикой». Этот замечательный рисовальщик, увлечённый изображением животных, чуткий педагог был очень внимателен к своим ученикам, выявлял их способности и склонности. Он заметил мою наблюдательность и способность схватывать движение животного и быстро его рисовать. И до сих пор рисование с натуры остаётся моим самым любимым занятием. Поездки на природу, работа в зоопарке дарят мне сильные впечатления, новые художественные открытия и счастливые моменты. И многие мои коллеги вспоминают пленэрные занятия как самое интересное за время учебы.

Каждый из нас, городских жителей, выезжая за город, на дачу, гуляя в зоопарке и не может не заметить, что живая природа (деревья, цветы, животные) действует благотворно на нас. Мы получаем впечатления от, казалось бы, простых вещей. Природа и успокаивает, и даёт силы, бодрость, хорошее настроение, а художнику - повод для творческих переживаний и новых художественных задач. Разнообразие форм, фактуры и окраса, характеров и взаимоотношений бесконечно. Начинаешь понимать, что всё уже создано, наша задача только увидеть эту красоту и попытаться показать её другим.

Собираясь на пленэр или для рисования работы в зоопарке, как правило я не имею чёткого плана, надеюсь, что природа подскажет. Особенно трудно спланировать натурное рисование заранее, так как животные не позирует специально для художника, да и погода может изменить планы. Но стараюсь использовать любой момент для работы.

Удобнее всего рисовать спящих, отдыхающих животных, но это не самое интересное. Наблюдать, «схватывать» модель в движении очень трудно, но увлекательно. При работе с натуры я стараюсь бегло зарисовать характерные движения, позы, изучить фактуру и расцветку, более подробно детали (лапы, глаза, уши, хвосты, если они есть..). Как правило и птиц, маленьких животных я изображаю не больше натуральной величины или меньшего размера. Немного увеличиваю размеры насекомых. Не для устрашения, а для удобства рассматривая. За тридцать лет работы в мастерской накопилось множество набросков животных и растений, Я их все сохраняю, поскольку некоторые из них используются для дальнейшей работы в материале.

Иногда делаю очень подробный рисунок для памяти, но, так называемое, биологическое (натуралистическое) рисование не есть цель моей работы. Да, достоверность, узнаваемость модели для меня первична, но также важна и художественная правда. Обращаю внимание на силуэт модели, фактуру, расцветку на характерные детали. Удивительно, чем больше мы рисуем подробностей, используя почти фотографическую точность, тем неубедительней, мертвее становится рисунок. При рисовании в зоопарке надо учитывать поведение и настроение не только животных, но и публики. Очень легко самому стать объектом наблюдения и оказаться в центре внимания, что мало способствует работе. Стараюсь выбирать места не столь доступные для любопытствующих посетителей. Порою и модель проявляет интерес к художнику. Хорошо, что есть решётки. В своё время мне пришлось спасаться бегством от очень любопытного и навязчивого северного оленя - живого экспоната павильона ВДНХ. А в заповеднике нечаянно потревожила глухарку с птенцами. Мамаша пыталась меня напугать. Надо признаться, ей это удалось. А собаки... Мною сделаны более 100 эстампов с различных пород собак. Восхищаюсь их преданностью хозяевам, грацией и выразительностью, красотой и сообразительностью, но боюсь их до сих пор.

Выбор техники и материала. Сухая игла и меццо-тинто.

Во время учёбы в институте, и позже в Доме творчества «Челюскинская» у меня была возможность поработать в различных графических техниках, попробовать различные материалы для создания эстампа. Многие художники выбирают классический офорт, акватинту и другие техники, связанные с процессом травления кислотой. Для меня интереснее гравирование инструментами вручную, т.к. это отдалённо напоминает рисование и позволяет применить его приёмы, поэтому я выбрала сухую иглу и меццо-тинто.



Сухая игла.

Отличительная особенность этой манеры состоит в том, что гравирование производится механическим способом острыми стальными иглами непосредственно на металле и не связано с применением травящих жидкостей (отсюда и название). Относится к виду глубокой печати (изображение оттискивается из углубленных мест печатной формы). Оттиск гравюры сухой иглы отличается исключительно красивым, сочным и бархатистым штрихом, подобного которому нет ни в одной из других манер.

Меццо-тинто (чёрная манера)

Гравирование производится выглаживанием и полировкой светлых мест на предварительно зазерненной, как бы вспаханной, поверхности доски. Предварительная подготовка пластины ─ зернение доски (придание ей шероховатости) специальными стальными инструментами ─ процесс трудоёмкий. Благодаря особому зерну поверхности доски оттиск отличается необычайной глубиной и бархатистостью тона и множество его градаций.

В последних работах сочетаю обе эти техники, это обогащает изображение, придает новые качества работе.

Офортный станок

Различные виды печатной графики требуют различные способы печати. Монотипия, ксилография и линогравюра небольших размеров печатаются простым ручным способом (используют специальный валик или простую ложку),в литографии необходим специальный литографский станок. Для печати гравюры на металле (офорт, сухая игла, меццо-тинто и другие) используется офортный станок.

Свои первые офорты я печатала в мастерской замечательного графика Владимира Алексеевича Самарина, он помог освоить мне трудоёмкую, но изумительную технику с красивым названием меццо-тинто, от него получила первые навыки и знания печати. Продолжила в доме творчества «Челюскинская» - этом «университете» для художника-графика. Мне повезло, я поработала и поучилась у опытных, замечательных художников, общение с ними запомнилось на всю жизнь. Затем появился свой станок после закупки ГДМ.

Выбор металла и подготовка пластины


Наиболее распространенными видами металла для гравирования являются цинк, медь, латунь.

В работе я использовала их все, но предпочтение отдаю меди. Очень красивая пластина в работе, выдерживает большой тираж, хорошо сохраняется. Выбираю толщину 1-3 мм по размеру эскиза. Далее снимаю фаски (края пластины должны быть заточены под углом, углы закруглены) и шлифую пластину.

Гравирование

Приступаем к гравированию. Как правило, перед гравированием у меня есть готовый эскиз. Для перенесения эскиза на пластину металла необходимо сделать негативное (зеркальное) изображение. Калька очень подходит для этой задачи. На неё я переношу контур эскиза, поворачиваю обратной стороной, обвожу. Теперь я использую компьютер для распечатки зеркального изображения. Для перевода эскиза на металл я пользуюсь копировальной бумагой.

Часто я работаю с пластиной без эскиза, это удобно на пленэре или в зоопарке. Но всегда приходится учитывать при гравировании - оттиск будет зеркальным, поэтому необходимо продумывать композицию!

Инструменты для сухой иглы представляют собой стержни с насадками из очень твёрдого металла. Гравирование ими требует известных усилий. Чем глубже царапина, тем темнее получается след на оттиске после печати.

Для подготовки пластины под меццо-тинто (зернения) применяется специальный стальной инструмент - качалка, имеющий вид лопатки с закруглённым концом и с заточенным краем. С лицевой стороны качалки нарезаны параллельные канавки. Для дальнейшего выглаживания и выскребания светлых мест на зернистой фактуре пластины используются гладилка (инструмент имеет скруглённый, хорошо отполированный конец) и шабер (острый трёхгранный инструмент).

Так как следы от копирки быстро затираются, я начинаю с процарапывания лёгкими пунктирными штрихами изображения, затем приступаю непосредственно к гравированию.

Подготовка бумаги

Для печати используется специальная бумага непроклеенная или слабопроклеенная, хорошо впитывающая влагу.

Я пробовала различные сорта бумаги. Практика показала - печатать можно на любой. И оттиск может получиться вполне приличным, но всё таки лучше использовать офортную бумагу, так как нужно думать и о дальнейшей сохранности оттиска. Дешевые сорта бумаги не долговечны и очень быстро портятся.

Для пробных оттисков использую обрезки хорошей бумаги. Пока печатаю пробные оттиски использую различные сорта бумаги и варианты краски, т.ч. к моменту окончания работы над пластиной могу выбрать удачное сочетание цвета краски и сорта бумаги. Это экономит очень недешёвые материалы. Сейчас я использую офортную бумагу фирмы Fabriano Rosaspina 220 и 280 грамм на квадратный метр белого цвета и цвета ряженки. Бумага для печати должна быть влажная. Для замачивания её я использую фотографические кюветы различного размера. Наливаю тёплую воду, погружаю в неё бумагу. Важно, что бы бумага опустилась в воду полностью. Замачиваю бумагу от 15 минут до часа. На сутки оставлять её нежелательно, так как начинают происходить химические и биологические процессы. Это влияет на качество оттиска. Затем я вынимаю лист и прилепляю его к чистому стеклу, которое находится в почти вертикальном положении и лишняя вода стекает. Если бумага уже не блестит от воды, но и не высохла полностью, её можно использовать для печати.

Краска

Для печати использую специальную уже готовую офортную краску, напоминающую типографскую, различных цветов.

У каждого автора есть свои профессиональные секреты, свои рецепты краски. Для печати «сухой иглы» краска нужна не очень густая, имеющаяся «тянущий эффект». Для меццо-тинто, наоборот, краска должна хорошо сниматься.

Наношу краску на подогретую пластину очень аккуратно, что бы не повредить поверхность. Затем ладонью снимаю излишки краски, оставляю её только в штрихах. Вытираю чистой тряпкой фаски.

Печать. Пробный оттиск

Пробный оттиск я делаю, когда мне кажется, что готова печатная форма, или я не знаю, что делать дальше. К этому моменту:

Станок должен быть настроен

Сукно заведено под вал

Давление установлено с учётом толщины пластины и бумаги

Сделана разметка на талере, где должна находиться печатная форма или лежит картонная подкладка.

Сделана разметка по формату бумаги (если взяли бумагу чуть больше, чем пластина, я кладу её «на глазок»).

Подготовлено место для отпечатанного оттиска столе

Бумага «подвяла»

Я кладу пластину сверху на талер, аккуратно беру бумагу, размещаю её лицевой стороной на пластину.

Бережно накрываю сукном и начинаю поворачивать колесо офортного станка с равномерной скоростью. Когда чувствую, что пластина и бумага прошли под валом, останавливаю движение. Поднимаю сукно, и наступает самый волнующий момент: осторожно, затаив дыхание, за один уголок поднимаю бумагу и…вздох восторга, (чаще разочарования), но всегда неожиданности! Долго рассматриваю оттиск и пытаюсь осмыслить результат, и что ещё с этим можно сделать (убавить? или прибавить?).

Исправления и добавления

В работе над первыми офортами, я не чувствовала уверенности и боялась допустить ошибку при гравировании. Но с опытом пришло осознание слов: «Офорт испортить нельзя» (знаменитое выражение, услышанное в Доме творчества «Челюскинская»). Это действительно так. Все неточности или ошибки можно исправить, или загладить специальным инструментом «гладилкой» или срезать шабером.

Но чаще я использую ошибки, порой это становится удачной находкой в композиции. Пробный оттиск редко бывает единственным, как правило их 3-6. По неопытности, в самом начале работы я печатала много «пробников», отслеживала малейшее изменение. И к сожалению все их уничтожала. С годами пришел опыт, и гравирую теперь максимально приближаясь к эскизу, стараюсь делать меньше пробных оттисков.

Наклеивание напечатанных оттисков

Когда печатаю, я укладываю готовые оттиски между толстым картоном. Сейчас я использую орголит. Но существует опасность: после длительного использования орголита из него выделяется техническое масло и бумага может впитать его. И на готовом оттиске вы вдруг можете увидеть масляные пятна.

Художниками используется несколько способов просушки готовых оттисков:

1.Прокладывание между картонами затем сдавливание под прессом.

2. Прокладывание между картонами без использования пресса. Здесь есть свои достоинства: ковчег (вдавленность) от пластины получается более глубоким, края остаются нетронутыми, «рваными» (некоторые коллекционеры считают это важным)

3.В своей работе я использую другой метод просушки оттисков. После окончания печати тиража оттиски наклеиваются на стекло. Для этого я использую клей ПВА. Щетинной кистью намазываю клей на края бумаги с обратной стороны оттиска, затем накладываю её на чистое стекло и тщательно притираю края плоским инструментом. Края не должны отходить от стекла, в противном случае бумага при высыхании покоробится.

При комнатной температуре бумага высыхает после пяти часов, но краска на оттиске сохнет дольше. Я выдерживаю сутки, затем срезаю готовые оттиски ножом. Лист натянут ровно, края получаются обрезные.

Цветная гравюра

Большой интерес вызывает печатание цветных гравюр. Существуют различные технологии их изготовления и в своей практике я использовала некоторые из них:

Использование различных оттенков чёрного цвета, сепии, сангины. Часто печатаю на цветной бумаге.

Добавление цвета после печати. Это может быть акварель, акварельный карандаш.

Печать гравюры на станке в один прогон, но на пластину нанесены две краски.

Печать в две доски и в два прогона.

Печатные формы создаются для каждого цвета и делается два прогона на станке.

Правильное оформление оттиска

Существует определённый порядок подписи работы.

Порядковый номер/полный тираж название техника фамилия автора год создания. Для подписи я использую твердый карандаш Н или 2Н.

Тираж


Очень трудно остановиться в процессе гравирования - всё время хочется доработать пластину, добавить или убрать штрихи, улучшить, но наконец ответственный этап подготовки печатной формы пройден, и наступает не менее важный этап работы: печать тиража.

Если я обращаюсь к печатнику, я предоставляю эталонный оттиск.

О количестве копий

Заявление тиража (количество одинаковых оттисков) это право автора. Самый ценный тираж 1/1. Я использую основное свойство и смысл гравюры - возможность тиражирования. Эта демократичность печатной графики делает её доступной многим любителям. Как правило, сама я делаю 100 копий, но печатаю не весь тираж сразу, а по мере надобности, по 10 копий, обязательно фиксирую номер последнего напечатанного оттиска в специальной книге. Учёт очень строгий. В процессе печати могу изменить цвет краски, бумагу, её формат и размер полей, и хотя я не меняю ничего в печатной форме, все оттиски получаются уникальными. Если тираж закончился, можно внести изменения в пластину, получается другое состояние и другой тираж, но я очень редко это делаю. Мне интереснее делать новые, чем изменять или повторять отработавшие тираж пластины.

О размере полей

Как правило я использую форматы А4, А3 и не стандартные, свои. Для печати части тиража удобнее использовать бумагу одного формата.

При печатании приходится учитывать размер полей. Часть работ печатаю с большими полями для музеев и коллекционеров. Они предпочитают работы в листах, это выглядит красиво и диктуется удобством хранения.

Другая часть копий предназначается для оформления в паспарту и багет. В данном случае большие поля не нужны, они неизбежно будут срезаны мастером.

В рамках небольшой статьи невозможно описать весь процесс создания эстампа, весь свой накопленный опыт. Читатели, заинтересовавшиеся этим видом графики, могут найти ответы на свои вопросы в книгах:

«ОФОРТ» В.М.Звонцов, В.И.Шистко Москва 1971 Издательство «ИСКУССТВО»

«ЭСТАМП» Л.Зорин Москва АСТ Астрель 2004

ГОТОВЫЙ ЭСТАМП

Искусство графики - одно из древнейших. У людей всегда существовало желание преодолеть плоскость стены, «пробить окно» в мир. Картина на стене это своеобразное окно в другой мир. Для графики доступны все жанры искусства, все направления. Горячо любимые публикой пейзажи, натюрморты с цветами и без цветов, портреты, изображения животных, книжные иллюстрации, шрифтовые композиции, «продвинутый авангард» со скрытыми смыслами, и просто абстрактные листы - всё подвластно графике. Но надо быть чрезвычайно осторожным в выборе картины, особенно для развески в жилом пространстве. Важно понимать, что не всякая картина, и эстамп в том числе, уместна в жилом помещении, даже если она очень красива и дорога хозяину. Дело в том, что произведение искусства имеет силу воздействия на человека, и это надо учитывать. Странно выглядит картина с тревожным сюжетом в спальне, или явно трагическим - на кухне. Я была свидетельницей, как покупатели вернули автору купленную картину, очень хорошую, и хорошего художника, потому только, что не смогли с ней ужиться. Особенно надо проявлять осторожность с живописными работами и с «агрессивной» цветной графикой. Эстампы небольших размеров, сдержанные в цвете, с приятным колоритом и позитивным настроением всегда найдут своё место в самом маленьком пространстве. А активные, «проблемной» тематики эстампы можно хранить в папке, время от времени доставая их для рассматривания в своё удовольствие.

Японцы рекомендуют менять картины в доме со сменой времён года, это очень подходит для графической коллекции. Пока одни эстампы создают новую атмосферу в доме и радуют хозяина, другие «отдыхают».

Удивительное свойство эстампа сочетаться с любым стилем, быть органичным в любом пространстве используется дизайнерами интерьера. Как правило, эстампы помещают в кабинетах, библиотеках, в детских комнатах. Доступность стоимости эстампа, множество тем и разнообразие техник предоставляют безграничные возможности в формировании собственного выставочного фонда, а также он хорош как подарок.

За много лет работы и поездок у меня накопилось много работ других авторов, благодаря замечательной традиции художников-графиков меняться авторскими работами. Так как оформление эстампа это серьёзное дело, свою домашнюю коллекцию я оформляла в багетной мастерской. Долгое время я сотрудничаю с мастерской «ВЫСОКИЙ СТИЛЬ» (Пересветов переулок, 4). Полностью доверяю этим большим мастерам. При оформлении эстампов дизайнеры мастерской учитывают и стиль работы, и интерьер, в котором эта работа будет жить. Здесь возможны варианты: от самого простого, но милого, до изысканно-вычурного, но главное, всегда сделано с хорошим вкусом. А мастера выполняют всё безукоризненно и в срок.

Если следовать простым правилам хранения графики, долгая жизнь эстампу гарантируется.

Избегать большого перепада температуры,

Влажность не должна быть повышенной,

Эстамп, вставленный в багет со стеклом и висящий на стене, время от времени

снимать и класть горизонтально.

Листы без оформления обязательно располагать горизонтально, не на свету. Возможно хранить в паспарту из качественного картона или плотной бумаги (есть музейные варианты)

Как и всякий вид изобразительного искусства, эстамп прошёл времена наибольшего расцвета и почти забвения. В наше время наблюдается повышение интереса к графическому искусству вообще и к эстампу в частности. Проводятся специализированные выставки графики, биенналле, ярмарки и фестивали графических искусств (в Москве - «ХУДГРАФ», в Петербурге - «Любитель эстампов»). Готовится Триеннале графики в Краснодаре. Недавно был создан Дом Графики имени Д. Ровинского в центре Москвы. Устроителем объявлен конкурс для молодых художников-графиков «Классический эстамп».

Заканчивая статью, хочется пожелать всем любителям эстампа, художникам-профессионалам и начинающим творческих радостей и бесконечного наслаждения этим замечательным видом искусства - эстампом.

graphichouse.ru

Целевая аудитория: методисты, педагоги дополнительного образования, воспитатели дошкольных учреждений.

Назначение мастер-класса: знакомство с технологией создания эстампа по аппликации.

Цель : презентация опыта работы педагога по использованию технологии создания эстампа по аппликации с целью повышения профессиональной компетентности педагогических работников.

Задачи:

· познакомить участников мастер-класса с технологией создания эстампа по аппликации;

· мотивировать участников мастер-класса к самостоятельному созданию эстампа;

· способствовать совершенствованию личностных качеств участников образовательного мероприятия (самоконтроль и уравновешенность; терпимость, стремление к познанию, саморазвитию).

Ход мастер-класса

Здравствуйте. Предлагаю сначала определиться с основными понятиями.

Эстамп -

1) обобщенное название произведений печатной графики, представляющее собой гравюрный либо любой другой оттиск на бумаге с печатной формы.

2) то же, что гравюра.

Клише - копия вырезанного на дереве, линолеуме, или металле изображения, служащая для размножения отпечатков.

Материалы и оборудование.

Материалы и оборудование для изготовления клише.

· Картон или плотная бумага, формат А3.

· Картон, толщиной 0,5 -1 мм.

· Клей ПВА для детей, для взрослых - «Монолит» секундный.

· Ножницы.

· Простой карандаш.

· Линейка.

· Набор трафаретов.

Материалы и оборудование для откатки и оттиска.

· Листы белой бумаги формат А3 (бумага для акварели или черчения).

· Резиновый валик шириной 17,5 см.

· Гуашь чёрная 200-300 г.

· Кювета шириной 25см.

· Столовая ложка 2 шт.

Последовательность изготовления клише

1. Придумать, нарисовать эскиз.

Можно воспользоваться трафаретами с изображением цветов, бабочек, зверей, птиц и т. д.

2. На листе картона (формат А3) отчертить поля шириной 3 см. (В работе с детьми поля чертит педагог заранее).

3. Вырезать все детали клише из картона толщиной 0,5 - 1 мм.

4. Разложить детали на лист картона с полями.

Важно! Расстояние между деталями 2-3 миллиметра (помещается грифель простого карандаша).

5. Приклеить детали, не выходя за границу полей.

6. Просушить под грузом, примерно, одни сутки.

Есть один важный момент в создании клише. Например, нарисовали эскиз и Вам важно, чтобы в готовом виде было именно так и все располагалось с той стороны как на эскизе. Значит, клише надо делать в зеркальном отражении!

Технология откатки и оттиска

1. Выложить гуашь в кювету.

2. Равномерно распределить гуашь на валике.

3. Прокатать валиком клише. Фото 6.

Оттиск. Качество оттиска во многом зависит от плотности картона, количества краски, равномерности распределения краски на клише.

4. Положить подготовленный лист на клише.

5. Сверху аккуратно притереть выпуклые части ложкой.

Лучше прогладить руками!

6. Осторожно, придерживая клише, снять лист бумаги.

7. При необходимости сделать дополнительные оттиски.

8. Готовые изделия просушить.

Вы спросите: сколько можно сделать эстампов с одного клише?

Столько, пока не начнут отмокать детали клише.

На мини выставке можно увидеть, как дети 6-8 лет развернули сюжет, составили композицию эстампа с использованием трафаретов животных.

Толчком к выстраиванию композиции может послужить форма, размер вазы.

Ирина Маковеева

  СОДЕРЖАНИЕ:
Как делается эстамп
Выбор техники и материала
Пробный оттиск
Цветная гравюра
О количестве копий

Эстамп (от франц. estampe) - резная или травлёная на меди или стали и отпечатанная на бумаге картина (из Толкового словаря Владимира Даля)
И. Маковеева. Борзая бежит. Сухая игла. 2004.
Что такое эстамп
История эстампа насчитывает несколько сотен лет, и за это время возникли различные виды гравирования, испробованы многие материалы для печатных форм, усовершенствованы технологии, придуманы рецепты изготовления бумаги, краски.

И. Маковеева. Рагу. Сухая игла. 2000. Эстампом мы называем оттиск, полученный с печатной формы, гравированной автором. Материалы печатных форм могут быть разные. Это дерево (ксилография), камень (литография), линолеум (линогравюра), металл (гравюра на металле, офорт, сухая игла, меццо-тинто) и другие. Основная особенность эстампа -ограниченный тираж, при этом каждый оттиск из тиража остаётся оригинальным (авторским) произведением искусства, в отличие от других видов тиражирования (ксерокс, компьютерная печать, фотографирование, имитации).

Художник, занимающийся печатными видами графики, максимально использует характерные особенности выбранной техники для приближения к замыслу, часто сочетает несколько технологий или придумывает свои.

Создание эстампов - процесс, состоящий из многих операций, включающий различные подготовительные работы и серьёзное оснащение мастерской. Каждая операция требует особых знаний, навыков обращения с разными материалами: металлом и бумагой, кислотой и красками, клеем и деревом, нужно и умение работать на офортном станке. Небрежность и некачественное исполнение на любом этапе работы испортит конечный результат - эстамп.

Именно поэтому у художников эстампа, как правило, вырабатываются очень ценные качества: терпение, аккуратность, собранность. Начинающий не должен отчаиваться, в процессе работы он приобретёт их и будет вознаграждён радостью творчества, новыми открытиями, благодарностью родных и близких за прекрасные подарки - авторские эстампы.

И. Маковеева. Пятёрка скотчей. Сухая игла. 2000. Как делается эстамп
Тема

Перед гравированием печатной формы автору необходимо иметь эскиз будущего оттиска. Важный момент для художника, занимающегося искусством графики - поиск своей темы и техники, соответствующей ей. Выразить тему во всей полноте трудно в одном листе, поэтому художники делают несколько работ. Если листы одного размера, получается серия, разного - сюита.

Тема должна быть интересной и любимой для автора. В противном случае художнику нельзя ждать отличного результата. Много лет основная моя тема в работе - природа: животный и растительный мир. Найти её я смогла не сразу. Мой преподаватель в институте Михаил Максимович Куку-нов подсказал, даже настоял, заняться анималистикой. Этот замечательный рисовальщик, увлечённый изображением животных, чуткий педагог был очень внимателен к своим ученикам, выявлял их способности и склонности. Он заметил мою наблюдательность и умение схватывать движение животного и быстро его рисовать. И до сих пор рисование с натуры остаётся моим самым любимым занятием. Поездки на природу, работа в зоопарке дарят мне сильные впечатления, новые художественные открытия и счастливые моменты. И многие мои коллеги вспоминают пленэрные занятия как самое интересное время учёбы.

Каждый из нас, городских жителей, выезжая за город, на дачу, гуляя в зоопарке, не может не заметить, что живая природа (деревья, цветы, животные) благотворно действует на нас. Мы получаем впечатления от, казалось бы, простых вещей. Природа и успокаивает, и даёт силы, бодрость, хорошее настроение, а художнику - повод для творческих переживаний и новых художественных задач. Разнообразие форм, фактуры и окраса, характеров и взаимоотношений бесконечно. Начинаешь понимать, что всё уже создано, наша задача - увидеть эту красоту и попытаться показать её другим.

Собираясь на пленэр или в зоопарк для рисования, я часто не имею чёткого плана, надеюсь, что природа подскажет. Удобнее всего рисовать спящих, отдыхающих животных, но это не самое интересное. Наблюдать, «схватывать» модель в движении очень трудно, но увлекательно. При работе с натуры я стараюсь бегло зарисовать характерные движения, позы, изучить фактуру и расцветку, более подробно - детали (лапы, глаза, уши, хвосты). Как правило, птиц, маленьких животных я изображаю не больше натуральной величины или меньшего размера. Немного увеличиваю размеры насекомых. Не для устрашения, а ради удобства рассматривания. За тридцать лет работы в мастерской накопилось множество набросков животных и растений. Я их сохраняю, поскольку некоторые из них используются для дальнейшей работы в материале.

Иногда делаю очень подробный рисунок для памяти, но так называемое биологическое (натуралистическое) рисование не есть цель моей работы. Да, достоверность, узнаваемость модели для меня первична, но также важна и художественная правда. Обращаю внимание на силуэт модели, фактуру, расцветку, характерные детали. Удивительно, чем больше мы рисуем подробностей, используя почти фотографическую точность, тем неубедительней, мертвее становится рисунок.

При рисовании в зоопарке надо учитывать поведение и настроение не только животных, но и публики. Очень легко самому стать объектом наблюдения и оказаться в центре внимания, что мало способствует работе. Стараюсь выбирать места не столь доступные для любопытствующих посетителей. Порой и модель проявляет интерес к художнику. Хорошо, что есть решётки. В своё время мне пришлось спасаться бегством от очень любопытного и навязчивого северного оленя - живого экспоната павильона ВДНХ. А в заповеднике нечаянно потревожила глухарку с птенцами. Мамаша пыталась меня напугать. Надо признаться, ей это удалось. А собаки... Мной сделано более ста эстампов с различных пород собак. Восхищаюсь их преданностью хозяевам, грацией и выразительностью, красотой и сообразительностью, но боюсь их до сих пор.

Выбор техники и материала для создания эстампа

Во время учёбы в институте и позже в Доме творчества «Челюскинская» у меня была возможность поработать в различных графических техниках, испробовать различные материалы для создания эстампа. Многие художники выбирают классический офорт, акватинту и другие техники, связанные с травлением кислотой. Для меня интереснее гравирование инструментами вручную, так как это отдалённо напоминает рисование и позволяет применить его приёмы, поэтому я выбрала «сухую иглу» и меццо-тинто.

«Сухая игла»
Отличительная особенность этой манеры в том, что гравирование выполняется механическим способом острыми стальными иглами непосредственно на металле и не связано с применением травящих жидкостей (отсюда и название). Относится к виду глубокой печати (изображение оттискивается из углублённых мест печатной формы). Оттиск гравюры «сухой иглы» отличается исключительно красивым, сочным и бархатистым штрихом, подобного которому нет ни в одной из других манер. Меццо-тинто (чёрная манера)
Гравирование выполняется выглаживанием и полировкой светлых мест на предварительно зазернённой, как бы вспаханной поверхности доски. Зернение доски (придание ей шероховатости) специальными стальными инструментами - процесс трудоёмкий. Благодаря особому зерну поверхности доски оттиск отличается необычайной глубиной и бархатистостью тона и множеством его градаций.

В последних работах сочетаю обе техники, это обогащает изображение, придаёт новые качества работе.

Офортный станок
Различные виды печатной графики требуют своих способов печати. В технике монотипии, ксилографии и линогравюры оттиск небольших размеров получают простым ручным способом (используют специальный валик, применяемый для ручной фотопечати, или обычную ложку), В литографии необходим специальный станок, для гравюры на металле (офорт, «сухая игла», меццо-тинто и другие) используется офортный станок. За последние 600 лет конструкция станка практически не изменилась.

Свои первые офорты я печатала в мастерской замечательного графика Владимира Алексеевича Самарина, он помог мне освоить трудоёмкую, но изумительную технику с красивым названием меццо-тинто, от него я получила первые навыки и знания печати, а продолжила в Доме творчества «Челюскинская», этом «университете» для художников-графиков. Мне повезло, я поработала и поучилась у опытных, замечательных художников, общение с ними запомнилось на всю жизнь. После закупки серии моих работ Государственным Дарвиновским музеем появился свой станок.

Выбор металла и подготовка пластины
Наиболее распространённые виды металла для гравирования - цинк, медь, латунь.
В работе я использовала их все, но предпочтение отдаю меди. Очень кра-сиваа пластина в работе, выдерживает большой тираж, хорошо сохраняется. Толщина пластины 1-3 мм. Выбираю пластину по размеру эскиза. Далее снимаю фаски (края пластины должны быть заточены под углом, углы закруглены) и шлифую пластину.

Гравирование
Как правило, до гравирования у меня есть готовый эскиз будущей работы.
Для перенесения эскиза на пластину металла необходимо сделать негативное (зеркальное) изображение. Калька очень подходит для этой задачи. На неё переношу контур эскиза, поворачиваю обратной стороной, обвожу. Теперь для получения зеркального изображения я использую компьютер, а для перевода эскиза на металл -копировальную бумагу.

Так как следы от копирки быстро затираются рукой при работе, я начинаю с процарапывания контура лёгкими пунктирными штрихами, затем приступаю непосредственно к гравированию. Часто работаю с пластиной без эскиза, это удобно на пленэре или в зоопарке. Но всегда приходится учитывать, что оттиск будет зеркальным.

Инструменты для «сухой иглы» представляют собой стержни с насадками из очень твёрдого металла. Гравирование ими требует известных усилий. Чем глубже царапина, тем темнее получается след на оттиске после печати.

Для подготовки пластины под меццо-тинто (зернения) применяется специальный стальной инструмент - качалка, имеющий вид лопатки с закруглённым концом и заточенным краем. С лицевой стороны качалки нарезаны параллельные канавки. Для дальнейшего выглаживания и выскребания светлых мест на зернистой фактуре пластины используются гладилка (инструмент имеет скруглённый, хорошо отполированный конец) и шабер (острый трёхгранный инструмент).

Подготовка бумаги


Для печати используется специальная бумага, непроклеенная или слабопро-клеенная, хорошо впитывающая влагу. Я пробовала различные сорта бумаги. Практика показала: печатать можно на любой. И оттиск может получиться вполне приличным, но всё-таки лучше использовать офортную бумагу, так как нужно думать и о дальнейшей сохранности оттиска. Дешёвые сорта бумаги недолговечны и очень быстро портятся. Сейчас я использую офортную бумагу фирмы Fabriano Rosaspina 220 и 280 г/м2 белого цвета и цвета ряженки.

Для пробных оттисков беру обрезки хорошей бумаги. Пока их печатаю, использую различные сорта бумаги и варианты краски, так что к окончанию работы над пластиной могу выбрать удачное сочетание цвета краски и сорта бумаги. Это позволяет экономить недешёвые материалы. Бумага для печати должна быть влажная. Для её замачивания использую фотографические кюветы различных размеров. Наливаю тёплую воду, погружаю в неё бумагу (важно, чтобы она опустилась в воду полностью), и замачиваю от 15 минут до часа. Более суток оставлять её нежелательно, так это ухудшает качество оттиска и его сохранность. Вынутый из воды лист прилепляю к чистому стеклу, которое находится почти в вертикальном положении, и лишняя вода стекает. Если бумага уже не блестит от воды, но и не высохла полностью, её можно использовать для печати.

Краска
Для печати беру специальную уже готовую офортную краску, напоминающую типографскую, различных цветов.
У каждого автора есть свои профессиональные секреты, свои рецепты краски. Для печати «сухой иглы» краска нужна не очень густая, имеющая «тянущий эффект», для меццо-тинто, наоборот, она должна хорошо сниматься.

Наношу краску на подогретую пластину очень аккуратно, чтобы не повредить поверхность. Затем ладонью снимаю излишки, оставляю краску только в штрихах. Вытираю чистой тряпкой фаски.

Печать. Пробный оттиск
Пробный оттиск делаю, когда мне кажется, что готова печатная форма, или я не знаю, что делать дальше. К этому моменту:

- станок должен быть настроен;
- сукно заведено под вал;
- давление установлено с учётом толщины пластины и бумаги;
- сделана разметка на талере, где должна находиться печатная форма или лежит картонная подкладка;
- сделана разметка по формату бумаги (если бумага чуть больше, чем пластина, я кладу её «на глазок»);
- подготовлено место для отпечатанного оттиска столе;
- бумага должна «подвянуть».

Кладу пластину сверху на талер, аккуратно беру бумагу, размещаю её лицевой стороной вниз. Бережно накрываю сукном и начинаю поворачивать колесо офортного станка с равномерной скоростью. Когда чувствую, что пластина и бумага прошли под валом, останавливаю движение. Поднимаю сукно, и наступает самый волнующий момент: осторожно, затаив дыхание, за один уголок поднимаю бумагу и... вздох восторга (чаще разочарования), но всегда неожиданности! Долго рассматриваю оттиск, пытаюсь осмыслить результат и решаю, что ещё с этим можно сделать (убавить, прибавить).



Исправления и добавления
В работе над первыми офортами я не чувствовала уверенности и боялась допустить ошибку при гравировании. Но с опытом пришло осознание выражения: «Офорт испортить нельзя» (знаменитое высказывание, услышанное в Доме творчества «Челюскинская»), Это действительно так. Все неточности или ошибки можно исправить, загладить специальным инструментом гладилкой или срезать шабером.

Но чаще я использую ошибки, порой это становится удачной находкой в композиции. Пробный оттиск редко бывает единственным, как правило, их три -шесть. По неопытности в самом начале работы я печатала много «пробников», отслеживала малейшие изменения и, к сожалению, все их уничтожала. С годами пришёл опыт, и гравирую теперь, максимально приближаясь к эскизу, стараюсь делать меньше пробных оттисков.

Наклеивание напечатанных оттисков
Когда печатаю, укладываю готовые оттиски между толстыми листами картона или оргалита. Внимание, после длительного использования оргалита из него выделяется техническое масло, и бумага может впитать его. На готовом оттиске вы можете увидеть масляные пятна. Художники используют несколько способов просушки готовых оттисков: 1. Прокладывание между картонами, затем сдавливание под прессом. 2. Прокладывание между картонами без использования пресса. Здесь есть свои достоинства: ковчег (вдав-ленность) от пластины получается более глубоким, края остаются нетронутыми, «рваными» (некоторые коллекционеры считают это важным). 3. У меня другой метод просушки оттисков. После окончания печати тиража оттиски закрепляю на стекле клеем ПВА: щетинной кистью намазываю клей на края бумаги с обратной стороны оттиска, накладываю её на чистое стекло и тщательно притираю края плоским инструментом. Края не должны отходить от стекла, в противном случае бумага при высыхании покоробится. При комнатной температуре бумага высыхает через пять часов, но краска на оттиске сохнет дольше. Выдерживаю сутки, затем срезаю готовые оттиски ножом. Лист натянут ровно, края получаются обрезные.
И. Матвеева. Двое. Сухая игла. 2002. Цветная гравюра
Интересно печатание цветных гравюр. Существуют различные технологии их изготовления, я практиковала некоторые из них:

- использование различных оттенков чёрного цвета, сепии, сангины. Часто печатаю на цветной бумаге;
- добавление цвета после печати. Это может быть акварель, акварельный карандаш;
- печать гравюры на станке в один прогон, но на пластину наносятся две краски;
- печать в две доски и в два прогона. Печатные формы создаются для каждого цвета, и делается столько прогонов на станке, сколько приготовлено форм.

Правильное оформление оттиска
Существует определённый порядок подписи работы: порядковый номер, полный тираж, название, техника, фамилия автора, год создания. Для подписи я использую твёрдый карандаш Н или 2Н.

Тираж
Очень трудно остановиться в процессе гравирования, всё время хочется доработать пластину, добавить или убрать штрихи, что-то улучшить, но наконец ответственный этап подготовки печатной формы пройден, и наступает не менее важный этап работы: печать тиража. Если я обращаюсь к печатнику, я предоставляю эталонный оттиск.

О количестве копий
Заявление тиража (количество одинаковых оттисков) - право автора. Самый ценный тираж 1 /1. Я использую основное свойство и смысл гравюры - возможность тиражирования. Эта демократичность печатной графики делает её доступной многим любителям. Как правило, сама я делаю 100 копий, но печатаю не весь тираж сразу, а по мере надобности, по 10 копий. Обязательно фиксирую номер последнего напечатанного оттиска в специальной книге. Учёт очень строгий. В процессе печати могу изменить цвет краски, бумагу, её формат и размер полей, и хотя не меняю ничего в печатной форме, все оттиски получаются уникальными. Если тираж закончился, можно внести изменения в пластину, получается другое состояние и другой тираж, но я очень редко это делаю. Мне интереснее создавать новые пластины, чем изменять или повторять отработавшие тираж.

О размере полей
Для тиража, как правило, использую форматы А4, АЗ и иногда нестандартные. Для печати тиража удобнее использовать бумагу одного формата. Важно учитывать размер полей. Часть работ печатаю с большими полями для музеев и коллекционеров. Они предпочитают работы в листах, это выглядит красиво и диктуется удобством хранения. Другая часть копий предназначается для оформления в паспарту и багет. В данном случае большие поля не нужны, они неизбежно будут срезаны мастером.

В рамках небольшой статьи невозможно описать весь процесс создания эстампа, свой опыт.

ИринаМаковеева
Заслуженный художник Российской Федерации.
Родилась в 1954 году. Окончила Московский государственный педагогический институт. Работает в технике офорта, «сухой иглы», меццо-тинто. Член Союза художников России. Работы художника находятся в Гоафическом кабинете ГМ И И им. А. С. Пушкина, Государственном Русском музее,

Государственном Дарвиновском музее, Государственном биологическом музее им. К.Д. Тимирязева, РГБ, отделе изопродукции, РНБ, отделе гравюр, Музее охоты и рыболовства, музее Московского зоопарка, Музее человека (Бельгия, Брюссель), Музее А. Кёника (Германия), Музее изящных искусств (Мальта). Принимала участие в выставках с 1976 года.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ О ЖИВОПИСИ И ЕЕ СРЕДСТВАХ

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Задачи:

Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления.

Учебная – познакомить с понятием эстамп, совершенствовать навыки по составлению композиций.

Развивающая – развитие памяти, мышления, внимательности, расширение кругозора.

Ход занятия

Рассматривания картин выполненных в стиле эстампа.

Все эти изображения представляют собой отпечатки (оттиски) засушенных растений, покрытых краской.

Отпечаток с какой-либо формы на бумаге называется эстампом .

Эстамп может быть украшением комнаты, если его сделать крупным и поместить в подходящую рамку. Маленькие картинки можно использовать для оформления поздравительных открыток.

Как сделать эстамп из сырых листьев.

Техника получения такого изображения несложна, но что бы научиться делать выразительные картинки, вам придется сначала потренироваться.

Подготовка к работе.

Для работы кроме листьев вам потребуется: гуашевые краски, кисти, баночка с водой, газетная бумага и бумага для отпечатков (альбомная, цветная и т.д.).

Пробные отпечатки.

  1. Выбранную форму (листик) положите на стол поверх небольшого кусочка газеты и покроем его краской.
  2. Приложим листок окрашенной стороной к бумаге, прикроем его с верху сухим кусочком газеты и не сдвигая с места, хорошо притрем рукой.
  3. Осторожно, чтобы не смазать краску, снимаем газету и листик с поверхности бумаги – на ней остался отпечаток. Хорошо ли он получился? Если мы положили слишком много краски или она была жидкой, отпечаток будет иметь вид расплывчатого пятна. Если краски мало -0 отпечаток будет невнятным. Сделайте еще несколько оттисков, определите нужное количество краски. Теперь вы можете попробовать выполнить композиции в технике эстампа. Для этого не обязательно иметь много разных листьев. Можно сделать композиции из одной формы (отпечатать несколько раз).

Спасибо что вы пришли на мой мастер-класс и вам очень понравилось.

Выставка рисунков в стиле эстампа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс "Работа с родителями"

мастер класс для педагогов по работе с родителями "Безконфликтное поведение в семье"(с элементами тренинга) Цель: Освоение и последующее активное примениение тренингов в практической деятельности педа...

Мастер-класс для воспитателей Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология.

Девиз социо-игрового стиля работы с детьми: “Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффек...

Мастер-класс для воспитателей "Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология".

На смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка.В ФГОС содержится указание на то, какие виды деятельности мож...

 


Читайте:



Эскадренные миноносцы ссср

Эскадренные миноносцы ссср

5 июля 2004 года экипаж эсминца «Бесстрашный» был построен по большому сбору. Заместитель Командующего Северным Флотом, вице-адмирал Доброскоченко,...

Нелюбимые корабли кайзера Флот Германской Империи в мире Царя Алексея Петровича

Нелюбимые корабли кайзера Флот Германской Империи в мире Царя Алексея Петровича

Обзор нового линкора 4 уровня от VoodooKam. Наконец вышли в свет новые с иголочки линкоры и я сегодня хочу вам рассказать о корабле, который не...

ВМФ США. Состав ВМФ США. Базы ВМФ США. ВМС США: организация и боевой состав Корабельный состав вмс

ВМФ США. Состав ВМФ США. Базы ВМФ США. ВМС США: организация и боевой состав Корабельный состав вмс

Какой-либо повод для научного анализа здесь отсутствует. ВМФ России и ВМС США существуют раздельно друг от друга, в разных временных эпохах. Также,...

Линейные крейсера типа «Конго

Линейные крейсера типа «Конго

Победа в войне с Россией дала мощный толчок развитию японского военно-морского флота. Как и в прежние годы, японские специалисты ориентировались на...

feed-image RSS