Разделы сайта
Выбор редакции:
- Гадание на картах Таро на деньги “Полная чаша”
- Cонник ослепнуть, к чему снится ослепнуть во сне видеть
- Гадание онлайн выйду ли замуж 18г
- Гадание на богатство: как узнать что вас ждёт
- Тушеные перцы с фаршем
- Фаршированные перцы, тушенные на сковородке
- Что такое личность в психологии, ее структура и типы
- К чему это - разбиться во сне?
- К чему снится сало женщине
- Ольга седакова: неизвестная знаменитость
Реклама
Жилище ханты мансийск. Национальное жилище народов ханты и манси. Ханты-мансийское традиционное жилище |
Традиционное жилище кочевниковЧум – жилище коренных Традиционное жилище жителей городовМногоэтажныйдом Актуальность темы исследованияСегодня, ханты находится на грани«перерождения», обезличивания в общем «котле» проживающих на Севере народов. Традиции ханты, манси и селькупов забываются, «сглаживаются», становятся «преданьем старины глубокой» . Изучение культуры коренных народов поможет обществу сохранить бесценные знания и грамотно использовать их в будущем при проектирование жилья, одежды и в других областях науки. Объект исследованиякультура народа хантыПредмет исследованияЖилище ханты – чумГипотеза исследованияПредположим, что изучая культуру народаханты, мы поймём, что форма постройки жилища не случайна, так как она может быть связана с мировоззрением народа, его образом жизни Задачи исследования- Познакомиться с литературой;- Посетить интернат; - Обнаружить связь архитектурной формы чума с культурой ханты. Характеристика народа хантыСреди хантывыделяются три этнографические группы (северные, южные и восточные), отличающиеся диалектами, самоназваниями, особенностями в хозяйстве и культуре Образ жизни ханты- Речное рыболовство;- Таёжная охота; - Оленеводство. Женщины занимаются- Выделкой шкур;- Шитьём одежды из оленьего меха; - Вышивкой бисером Конструкция чумаЗимние капитальные постройки были либо каркасными,углублёнными в землю, пирамидальной или усечённопирамидальной формы, либо срубными. Оленеводы в тундре жили на стойбищах в чумах, крытые накрывали покрышками из оленьих шкур или бересты. В конструкции чума нет мелочей. Коническая форма хорошо приспособлена к особенностям ландшафта открытой тундры. Он устойчив при ветрах. С крутой поверхности чума легко скатывается снег Конструкция чумаКоническая конструкция чумавыверена веками. Она предельно проста, все детали - незаменимы. Три длинных шеста расставляются по кругу, и скрепляются вверху сухожилием оленя. Затем в каркас вставляются остальные жерди. Чум покрывается нюками. Летний вариант покрышки изготавливался из бересты. Трудоёмкий процесс изготовления такого нюка занимал иногда весь летний период. Зимний вариант покрышек - оленьи шкуры. Сегодня кочевники используют брезент, сукно. Внутреннее пространство чумаЗимний чум тундровикиставят в укрытых от ветра местах. Где рядом есть река для ловли рыбы, где под снегом много ягеля и где есть топливо для очага. Центральное место в чуме – это очаг. В былые времена это открытый костер, сегодня металлическая печка. Чум условно делится на мужскую и женскую половины. На мужской половине размещаются охотничьи принадлежности, здесь хозяева встречают гостей. На женской половине размещается вся домашняя утварь, продукты питания, одежда, колыбель. Вертикальная модель мира и чумВертикальная модель– это сравнениестроения мира с деревом, древом жизни. Верхний мир – это крона, средний мирствол, подземный мир – корни. Вообще растения в культуре ханты занимают особое место, в частности, деревья. Вертикальная модель мира объясняет строение чума. Верхнее отверстие в чуме предназначено для свободного общения с богами. Отсутствие окон объясняется тем, что существа нижнего мира могут подсматривать в окна и этим приносить вред людям. ВыводыПрикоснувшись к истории и культуре, я понял, что формапостройки жилища не случайна, как с точки зрения физических законов, так как и с точки зрения верования народа. Национальные жилища Хантов и Манси. В конце девятнадцатого века У.Т. Сирелиус описал около тридцати типов жилых построек Хантов и Манси. А так-же и хозяйственные сооружения для хранения продуктов и вещей, для приготовления пищи, для животных. Их можно насчитать более двадцати разновидностей. С добрый десяток наберется и так называемых культовых построек – священных амбарчиков, домиков для рожениц, для изображений умерших, общественных зданий. Правда, многие эти постройки при разном назначении схожи по конструкции, но тем не менее разнообразие их удивительно. Много-ли построек имеет одна хантыйская семья? У охотников-рыболовов бывает по четыре сезонных поселения и на каждом – особое жилье, а оленевод, куда ни приедет, везде ставит только чум. Любая постройка для человека или животного называется кат, хот (хант.). К этому слову добавляются определения – берестяная, земляная, дощатая; ее сезонность – зимняя, весенняя, летняя, осенняя; иногда размер и форма, а так же назначение – собачья, оленья. Одни из них были стационарными, то есть стояли постоянно на одном месте, а другие – переносными, которые можно было легко ставить и разбирать. ность – зимняя, весенняя, летняя, осенняя; иногда размер и форма, а так же назначение – собачья, оленья. Было и передвижное жилище – большая крытая лодка. На охоте и в пути часто пользуются простейшими типами «домов». Например, зимой делают снежную нору – согым. Снег на стоянке сбрасывается в одну кучу, и в ней с боку выкапывается проход. Внутренние стены нужно быстро закрепить, для чего их вначале немного подтаивают с помощью костра и бересты. Спальные места, т. е. просто землю, покрывают еловыми ветками. Веткипихты мягче, но их не то что стелить - даже рубить нельзя; считалось, что это дерево злого духа. Прежде чем отправиться на покой, вход в нору затыкают снятой одеждой, берестой или мхом. Если ночует несколько человек, то в снежной куче выкапывается широкая яма, которая накрывается всеми лыжами, имеющимися в группе, а поверх - снегом. Как только снег замерзает, лыжи вынимаются. Иногда яму делают столь широкой, что для крыши требуются два ряда лыж и их в середине ямы подпирают столбами. Перед снежной ямой иногда ставили заслон. Заслоны как зимой, так и летом строили самые разные. Наиболее простой способ: найти два дерева, отстоящие друг от друга на несколько шагов (или вбить в землю два стояка с развилками), положить на них перекладину, прислонить к ней елки либо шесты, а поверх настелить ветки, берестяное полотнище или траву. Если остановка длительная или людей много, то ставят два таких заслона, обращенных открытыми сторонами друг к другу. Между ними оставляют проход, где разводят костер, чтобы тепло шло в обе стороны. Иногда здесь устраивали кострище для копчения рыбы. Следующий шаг к усовершенствованию - установка заслонов вплотную друг к другу и вход через специальное дверное отверстие. Очаг по-прежнему находится в середине, но для выхода дыма необходимо отверстие в крыше. Это уже шалаш, который на лучших промысловых угодьях строят более прочным - из бревен и досок, чтобы он служил несколько лет. Более капитальными были постройки с каркасом из бревен. Их ставили на земле или выкапывали под них яму, и тогда получалась землянка либо полу земляка. Следы таких жилищ археологи связывают с далекими предками ханты - еще эпохи неолита (4-5 тыс. лет назад). Основой таких каркасных жилищ были опорные столбы, которые сходились вверху, образуя пирамиду, иногда усеченную. Эта основная идея разрабатывалась и усовершенствовалась во многих направлениях. Количество столбов могло быть от 4 до 12; ставились они непосредственно на землю либо на невы‐сокий сруб из бревен и по-разному соединялись вверху, покрывались цельными или расколотыми бревнами, а сверху землей, дерном или мхом; наконец, были различия и во внутреннем устройстве. При определенной комбинации этих признаков получался тот или иной тип жилища. Вот как строят на Вахе мыг-хат - «земляной дом». Он выделяется над землей только своей верхней частью, а нижняя углублена на 40-50 см. Длина ямы около 6 м, ширина около 4 м. Над ямой по углам ставят четыре столба, на них вверху кладут продольные и поперечные перекладины. Они служат «матками» будущего потолка и одновременно опорой для будущих стен. Для получения стен вначале ставят в наклон на расстоянии шага друг от друга столбы, которые верхними концами опираются на упомянутые перекладины. Два встречных бревна противоположных стен соединяются еще одной перекладиной. На боковых стенах бревна в середине высоты скрепляются поперечной перекладиной во всю длину будущего дома. Теперь, когда готова решетчатая основа потолка и стен, на нее накладывают жерди, а затем уже все сооружение засыпают землей. Снаружи оно выглядит как усеченная пирамида. Посередине крыши оставлено отверстие - это окно. Его закрывают гладкой прозрачной льдиной. Стены у дома - наклонные, и в одной из них - дверка. Открывается она не вбок, а вверх, т. е. чем-то похожа на западню в погребе. Идея такой землянки зародилась, видимо, у многих народов независимо друг от друга. Ее строили кроме ханты и манси их ближние соседи селькупы и кеты, более дальние -эвенки, алтайцы и якуты, на Дальнем Востоке - нивхи и даже индейцы Северо-Западной Америки. Полом в таких жилищах была сама земля. Поначалу и для спальных мест просто оставляли у стен невынутую землю - возвышение, которое затем стали обшивать досками, так что получались нары. В древности огонь разводили в середине жилища и дым выходил через отверстие вверху, в крыше. Только потом его стали закрывать и превратили в окно. Это стало возможным, когда появился очаг типа камина - чувал, стоящий в углу у двери. Его основное преимущество - наличие трубы, выводящей дым из жилого помещения. Собственно, чувал и состоит из одной широкой трубы. Для нее использовали полое дерево и ставили по кругу прутья, обмазанные глиной. В нижней части трубы - зев, где разводят огонь и подвешивают на перекладине котел. О чувале сложена загадка: «Внутри гнилого дерева рыжая лиса бежит». Он хорошо обогревает дом, но только пока в нем горят дрова. Зимой чувал топят целый день, на ночь трубу затыкают. В фольклоре вокруг широкой трубы чувала завязано немало сюжетных узелков. Герой то заглядывает в нее, чтобы узнать о происходящем в доме, то намеренно роняет снежинку и гасит огонь. На улице ставили глинобитную печь для выпечки хлеба. На первоначальных этапах своей истории ханты, как и многие до них, строили землянки различного типа. Преобладали среди них землянки с каркасом из бревен или досок. Из них появились в последующем срубные жилища - дома в традиционном понимании слова для цивилизованных стран. Хотя, по мировоззрению ханты, дом - это все, что окружает человека в жизни… Избы ханты рубили из леса, стыки бревен конопатили мхом, другими материалами. Собственно технология строительства рубленого дома мало изменилась за прошедшие годы. Соседствуя на протяжении веков с ненцами, ханты заимствовали у последних и максимально приспособленный для кочевья чум - переносное жилище кочевников-оленеводов. В основе своей хантыйский чум подобен ненецкому, отличаясь от него лишь в деталях. В чуме нередко живут две-три семьи, и, естественно, жизнь регулируется морально-этическими нормами народа, выработанными за века, правилами внутриродового поведения, эстетикой быта и бытия. Чум еще не так давно покрывали листами бересты, шкурами оленя, брезентом. В настоящее время он преимущественно покрывается сшитыми шкурами оленя и брезентом. Во временных постройках на спальные места настилали циновки и шкуры. В постоянных жилищах имелись нары, также застилаемые. Полог из ткани изолировал семью и, кроме того, защищал от холода и комаров. Своего рода «микрожилищем» для ребенка служила колыбель - деревянная или берестяная. Непременной принадлежностью каждого дома был столик на низких или высоких ножках. Для хранения домашней утвари и одежды устраивали полки и подставки, вбивали в стены деревянные штыри. Каждый предмет находился на отведенном ему месте, некоторые мужские и женские вещи хранились раздельно. Разнообразны были хозяйственные постройки: амбары - дощатые или бревенчатые, навесы для вяления и копчения рыбы и мяса, конические и односкатные хранилища. Строились также укрытия для собак, сараи с дымокурами для оленей, загоны для лошадей, стайки и хлева. Для привязывания лошадей или оленей устанавливали столбы, во время жертвоприношений к ним привязывали жертвенных животных. Кроме бытовых существовали общественные и культовые сооружения. В «общественном доме» хранились изображения предков дайной социальной группы, устраивались праздники или собрания. Наряду с «гостевыми домами» они упоминаются в фольклоре. Существовали особые постройки для менструирующих женщин и рожениц - так называемые «маленькие дома». В поселках или глухих, труднодоступных местах строились амбарчики для хранения предметов культа. У северных групп обских угров имелись миниатюрные домики, в которые помещали изображения умерших. В некоторых местах строили навесы для храпения медвежьих черепов. Поселения могли состоять из одного дома, из нескольких домов и крепостей-городков. Объем селений в большей степени определялся космогоническими воззрениями народа, чем социальными потребностями. Практиковавшаяся в недалеком прошлом политика «укрупнения» населенных пунктов сегодня уходит в прошлое, и обдорские ханты начинают ставить дома в тайге, на берегах рек, как и встарь. Большинство хантов традиционно вели полуоседлый образ жизни, переезжая из постоянных зимних поселений в сезонные, расположенные на промысловых угодьях. Зимний дом хантов - это срубная полуземлянка, причем наземный сруб невысокий: в 6-10 бревен (до 2 метров высотой), с печью-чувалом и просторными нарами вдоль стен. Чтобы построить такой мыг хат - «земляной дом» - нужно сначала вырыть яму размером примерно 6 х 4 м, а глубиной 50-60 см, а иногда и до 1 м. Над ямой по углам ставят четыре столба, на них вверху кладут продольные и поперечные перекладины. Они служат «матками» будущего потолка и одновременно опорой для будущих стен. Для получения стен вначале ставят в наклон на расстоянии шага друг от друга столбы, которые верхними концами опираются на упомянутые перекладины. Следующие этапы строительства вы можете определить сами, рассматривая срубную полуземлянку в ЭТНОМИРе - ее строительство велось по традиционной технологии хантов. Вариантов такого жилища могло быть множество. Количество столбов могло быть от 4 до 12; ставились они непосредственно на землю либо на невысокий сруб из бревен и по-разному соединялись вверху; покрывались цельными или расколотыми бревнами, а сверху землей, дерном или мхом; наконец, были различия и во внутреннем устройстве, и в крыше - она могла быть плоской, односкатной, двухскатной на коньковом стояке, двухскатной коньковой и т.д. Пол в таком жилище - земляной, первоначально земляными были и нары вдоль стен - ханты просто оставляли у стен невынутую землю - возвышение, которое затем стали обшивать досками, так что получались нары. В древности огонь разводили в середине жилища и дым выходил через отверстие вверху, в крыше. Только потом его стали закрывать и превратили в окно, которое закрывали гладкой прозрачной льдиной. Появление окна стало возможным, когда появился очаг типа камина - чувал, стоящий в углу у двери. Об устройстве чувала вам подробно расскажет экскурсовод во время экскурсии и вы поймете загадку «Внутри гнилого дерева рыжая лиса бежит». Если вас не интересуют подробности, можно просто самостоятельно рассмотреть этот компактный дом, представить себе образ жизни хантов, сделать фотографии - Парк народов Сибири и Дальнего Востока открыт для самостоятельного посещения гостями ЭТНОМИРа круглогодично. |
Новое
- Cонник ослепнуть, к чему снится ослепнуть во сне видеть
- Гадание онлайн выйду ли замуж 18г
- Гадание на богатство: как узнать что вас ждёт
- Тушеные перцы с фаршем
- Фаршированные перцы, тушенные на сковородке
- Что такое личность в психологии, ее структура и типы
- К чему это - разбиться во сне?
- К чему снится сало женщине
- Ольга седакова: неизвестная знаменитость
- Что значит сон, в котором вы пили воду — нюансы толкования