Главная - Мистике
Человек и природа в лирике Пейзажная лирика Тютчева. Ф. Тютчев. Человек и история в лирике поэта Человек и история в лирике Ф.И.Тютчева

*** Слезы людские, о слезы людские, Льетесь вы ранней и поздней порой. . . Льетесь безвестные, льетесь незримые, Неистощимые, неисчислимые, - Льетесь, как льются струи дождевые В осень глухую, порою ночной. 1949(?)

ФРАГМЕНТ фрагмента, м. (латин. fragmentum - обломок) (книжн.). 1. Отрывок текста. Фрагменты лирического стихотворения. Фрагменты к роману. 2. Остаток, обломок какого-н. произведения искусства. ЛИРИ ЧЕСКИЙ, лири ческая, лири ческое. 1. Прил. к лирика в 1 и 2 з нач. (лит.). Лирическая поэзия. Лирический поэт. «Восторг лири ческий в себе япробужу. » Некрасов. || С элементом лирики (лит.). Лирическая поэма. || С преобладанием эмоционально- субъективных элементов (преимущ. о музыкальных произведени ях). 2. Повышенно- эмоциональный, проникнутый лирикой (в 3 знач.). Лирическое на строение. Лирическиеизлияния. 3. Мягко- певучий, нежный по тембру; противоп. драматический (о голосе певца; муз.). Лирическийтенор. Лирическое сопрано.

По мнению Ю. Н. Тынянова, небольшие стихотворения Тютчева - это продукт разложения объёмных произведений одического жанра, развившегося в русской поэзии XVIII века (Державин, Ломоносов). Он называет форму Тютчева «фрагментом» , который есть сжатая до краткого текста ода.

«Благодаря этому композиционные структуры у Тютчева максимально напряжены и выглядят гиперкомпенсацией конструктивных усилий» (Ю. Н. Чумаков). Отсюда же «образный преизбыток» , «перенасыщенность компонентов различных порядков» , позволяющие проникновенно передавать трагическое ощущение космических противоречий бытия.

«… интерпретатор сталкивается с известным парадоксом: с одной стороны, «никакое отдельное стихотворение Тютчева не раскроется нам во всей своей глубине, если рассматривать его как самостоятельную единицу» … С другой стороны - тютчевский корпус откровенно «случаен» , перед нами тексты, не прикреплённые институционально к словесности, не поддержанные авторской волей, отражающие гипотетическое «тютчевское наследие» заведомо неполно. «Единство» и «теснота» тютчевского поэтического наследия позволяют сопоставлять его с фольклором» , - утверждал Роман Лейбов.

1. Тема природы в лирике Тютчева.

2. Символизм лирики Тютчева.

3. Необходимость понимания природы человеком.

Тема природы – одна из главных и любимых тем в творчестве русского поэта XIX века Федора Тютчева. Этот человек был тонким лириком, умевшим подсмотреть за кулисами природы самое сокровенное действо и описать его живо и с чувством.

Когда Тютчев затрагивает тему природы, он делится с нами своим убеждением, что природа одушевленная, она живет так же, как живет человек:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не

Бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь. В ней есть язык.

Они не видят и не слышат,

Живут в сем мире как впотьмах,

Для них и солнцы, знать, не дышат,

И жизни нет в морских волнах.

(“Не то, что мните вы, природа…”)

Тютчев рисует пейзажи природы, часто обращаясь к образу весны. Это божественная сила, изображенная поэтом в образе девушки, которая гордо ступает по земле, сыплет цветами и дышит свежестью:

Бессмертьем взор ее сияет,

И ни морщины на челе.

Своим законам

Лишь послушна,

В условный час слетает к вам,

Светла, блаженно-равнодушна,

Как подобает божествам.

(“Весна”)

Весеннее время поэт связывает с голубым небом, теплым дождем, с грозой и громом, как в известном стихотворении “Люблю грозу в начале мая…”. Настроение весенней поры особенное и потому, что своим влиянием на человека она разгоняет тяжелое настроение, оставшееся, быть может, после зимы. В особой форме – поэтической миниатюре – Тютчев сформулировал афоризм: “Не все душе болезненное снится: пришла весна – и небо прояснится”. Здесь говорится, конечно, о весне не только как о времени года. Здесь весна имеет еще и философский смысл – это обновление для человеческой души.

Весна не одинокая путница, ее сопровождает веселый хоровод из дней, что создает легкий образ молодых девушек на прогулке:

Весна идет, весна идет,

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней!

(“Весенние воды”)

Не только весну изображает Тютчев в своих стихотворениях. Образ осени часто встречается и несет в себе противоположное весне настроение. Это грусть, которую навевают “зловещий блеск и пестрота дерев”, туман и пустеющая земля:

Ущерб, изнеможенье – и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

(“Осенний вечер”)

И все же Тютчев признает, что в осени присутствует какая-то общая “таинственная прелесть”, а осенние вечера обостряют в человеке предчувствие – особый дар, столь значимый для поэта.

Пейзаж родных земель рождает в писателе чувство сродни благоговению перед скромной, а чаще скудной на вид землей бедных селений. Все в этих пейзажах заставляет подолгу вдумываться, всматриваться в каждую черточку, человеческий глаз должен не просто “сканировать” местность. Наблюдателю природы следует искать в местных видах следы присутствия высших сил – благословления Божьего, которое Небесный Царь распространил по земле, проходя по ней. В этом отрывке Тютчев не мог не затронуть важную для него проблему – неспособность человека замечать таинства природы:

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

(“Эти бедные селенья…”)

Человек незримо связан с местом, где он живет. “Иноплеменный взор” с презрением смотрит на бедные села, но видит только поверхность вещей. “Родной” же человек не станет смотреть высокомерно, а попытается проникнуть в суть вещей, к чему и призывает поэт.

Поэт Федор Тютчев уделял огромное внимание проблеме взаимодействия человека и природы. В его лирике мы находим и восхищение, и нежные чувства, с которыми он сам относился к миру природы. Находим также благоговение и трепет перед природными стихиями. Тютчев любил все времена года и часто использовал их описания в своих стихотворениях, тонко чувствуя прекрасное и величественное состояние природы в каждом из них, особенно весеннюю радость и свежесть.

Лирика Тютчева на многие поколения вошла в сокровищницу произведений, которые учат любить родной край и замечать красоту окружающего мира, искать с ним гармонии и пытаться раскрыть его тайны.

(No Ratings Yet)



  1. Лирика Тютчева занимает особое место в русской поэзии. В свежих и волнующе притягательных стихах Тютчева красота поэтических образов сочетается с глубиною мысли и остротой философских обобщений. Лирика Тютчева – это...
  2. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В ЛИРИКЕ И. А. ЗАБОЛОЦКОГО Лирика Н. А. Заболоцкого носит философский характер. Его стихотворения проникнуты размышлениями о природе, о месте в ней человека, о борьбе сил хаоса...
  3. Человек и природа в лирике Заболоцкого План I. Певец природы. II. Философский характер лирики Н. Заболоцкого. 1. Тема смерти и бессмертия. 2. Гармония в мире природы. 3. О красоте человеческих...
  4. Стихотворение “Не то, что мните вы, природа…” написано Тютчевым в лучших традициях русской гражданской обличительной поэзии восемнадцатого столетия. Вот только гневные речи Федора Ивановича обращены не к властителям и судьям,...
  5. Одно из самых замечательных явлений русской поэзии – стихотворения Ф. И. Тютчева о пленительной русской природе. Ни для кого из русских поэтов, кроме разве его младшего современника А. Фета, природа...
  6. План 1. Мировоззрение Тютчева как основа его творчества. 2. Противоречивость внутреннего мира человека. 3. Взаимоотношения человека и мира. О чем бы ни говорила лирика, она всегда будет говорить о человеке....
  7. Русская литература XIX в. щедро одарила нас бесценными высокодуховными произведениями, познакомила со многими выдающимися поэтами, среди которых особое место принадлежит моему любимому поэту Ф. И. Тютчеву. Через обращение к природе...
  8. В творчестве Ф. И. Тютчева и А. А. Фета очень много общего. На первом месте для них стояли не социальные конфликты, не политические потрясения, а жизнь человеческой души – любовь,...
  9. Федор Тютчев по праву считается мастером коротких четверостиший, которые наделены глубоким философским смыслом. И в этом нет ничего удивительного, так как дипломатическая служба научила поэта четко формулировать свои мысли, а...
  10. Русская литература 2-й половины XIX века Тема любви в лирике Ф. И. Тютчева Тема любви является традиционной в русской поэзии. Каждый поэт, говоря о любви, вкладывает в свои произведения личный...
  11. Удивительный мир природы находит свое отражение в творчестве каждого поэта. Ведь именно способность человека ощущать окружающую красоту и гармонию жизни и соотносить с ними свои чувства и настроения делают его...
  12. После Пушкина в России был еще один “радостный” поэт – это Афанасий Афанасьевич Фет. В его поэзии нет мотивов гражданской, вольнолюбивой лирики, он не ставил социальных вопросов. Его творчество –...
  13. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В ПОЭМЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “МЦЫРИ” Жизнь в неволе – не жизнь. Поэтому не случайно Лермонтов на описание жизни Мцыри в монастыре-тюрьме отвел всего один раздел, а...
  14. Б своем лирическом наследии Сергей Есенин оставил нам яркие, светлые образы русской природы. Самобытность его поэтического слова берет истоки в красоте, обычаях и фольклоре Рязанщины – родины поэта. “Рязанские поля,...
  15. В наши дни очень серьезно стоит вопрос о защите окружающей среды. Бездумная деятельность человека на протяжении веков разрушила среду обитания, но двадцатый век явился временем экологических катастроф. И писатели не...
  16. ЧЕЛОВЕК, ПРИРОДА И РОДИНА В ПОЭЗИИ Н. М. РУБЦОВА О, сельские виды! О, дивное счастье родиться В лугах, словно ангел, под куполом синих небес! Боюсь я, боюсь я, как вольная...
  17. Сергей Александрович Есенин родился в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. Рос в религиозной семье деда-старовера. Стихи начал писать с восьми лет. Видимо оттуда, из крестьянского детства, необыкновенное единение...
  18. Природа и человек в произведениях современной литературы. (На примере произведений современных русских писателей) Тема “Человек и природа” стала одной из сквозных в русской литературе. Многие из легендарных русских поэтов обращались...
  19. Ф. И. Тютчев – гениальный лирик, тонкий психолог, глубокий философ. Одной из главных тем его творчества всегда была природа, но не только как оболочка видимого нами мира, но и природа...
  20. Грустно. И ни черта не понять, Что там мозгует режим: Северным рекам шеи свернуть Или отнять Гольфстрим! Фазиль Искандер Недавно я случайно посмотрел старый фильм “Хозяин тайги”. Хотя он был...
  21. В творчестве Тютчева раскрыты многие темы, которые прошли через его стихи горячими волнами любви и чувства, участия и непревзойденного дара сопереживать. Тютчев многогранен и каждая грань его творчества идет от...
  22. Сергея Есенина принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из рязанской деревни Константинове поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге,...
  23. Иоганн Вольфганг Гете в своей балладе “Лесной царь” рассказал нам о страхе, который испытывают некоторые люди перед неизвестными явлениями природы. Особенно это было распространено раньше, в античное время и в...
  24. Поэзия Тютчева есть… не простое описание внешнего вида вещей, а проникновение в их космическую глубину. С. Л. Франк План 1. Образ окружающего мира в поэзии Тютчева. 2. Концепция темного и...
  25. В 1850-1860-х гг. создаются лучшие произведения любовной лирики Тютчева, потрясающие психологической правдой в раскрытии человеческих переживаний. Ф. И. Тютчев – поэт возвышенной любви. Особое место в творчестве поэта занимает цикл...
  26. Федор Тютчев обладал удивительным даром подмечать любые изменения природы. Поэтому его пейзажная лирика настолько богата эпитетами и метафорами, которые позволяют воссоздать удивительную в своей красоте и первозданности картину смены времен...
  27. Федор Тютчев – один из величайших поэтов-классиков своего времени. XIX век подарил человечеству не одного известного мыслителя, но имя Тютчева не затерялось среди таких истинно великих поэтов как Пушкин и...
  28. Наверное, нет человека, который, прочитав хоть один раз стихи Тютчева, останется к ним равнодушным. Поэзия Тютчева дышит свежестью и чистотой, земной красотой и космическим совершенством. Тютчев умеет описать то простое,...
  29. “Всесилен я и вместе слаб…” – стихотворение, относящееся к раннему творчеству Тютчева. Точная дата его написания неизвестна. Наиболее вероятна версия, высказанная советским литературоведом и биографом поэта Пигаревым. По его мнению,...
  30. Ф. И. Тютчев наряду с Пушкиным является одним из самых цитируемых русских поэтов. Его стихотворения “Умом Россию не понять…” и “Люблю грозу в начале мая…” известны, пожалуй, всем. Близки стихи...
Человек и природа в лирике Тютчева

Поэтическая судьба Ф.И. Тютчева связана с А.С. Пушкиным, который первым в 1836 году опубликовал его стихи в своем «Современнике», когда сам поэт был на службе в Германии и никому не был известен. Вторично его талант читателю открыл Н.А. Некрасов в статье «Наши второстепенные поэты». Некрасов отнес Тютчева к второстепенным поэтам не потому, что его лирика была подражательной, а потому что она не соответствовала новой поэзии, декларируемой «Современником», с ее социальной доминантой.

Поэзия Тютчева неповторима. В ней создается космическая картина мира. «Как океан объемлет шар земной, Земная жизнь кругом объята снами…» Тютчевский человек живет «на пороге» этого огромного целого. Он одновременно принадлежит и земному миру, миру сна, миру декораций, и вселенскому, «пылающей бездне». Природа для человека – гармонизированный хаос. Он не в состоянии понять законы «пылающей бездны», но чувствует ее необъяснимо притягательную силу, увлекающую его от земли.

Двойственность бытия особенно ярко проявляется в пограничное время: вечером, осенью. В сумерках, когда «тени сизые смесились» и мир потерял свою дневную четкость форм, герой остро переживает и собственную двойственность. Душа, ощущающая себя «жилицей двух миров («О, вещая душа моя…»), томится в своей земной оболочке, в жизни-сне. Она рвется в мир невидимый, задернутый золотым пологом, расписанным декорациями земной действительности. Голос матери-природы, поднимающий в душе «родимый хаос», и желанен, и опасен.

О, страшных песен сих не пой

Про древний хаос, про родимый.

Как жадно мир души ночной

Взывает повести любимой

Из смертной рвется он груди

Он с беспредельным хочет слиться.

О, бурь заснувших не буди,

Под ними хаос шевелится.

(О чем ты воешь, ветр ночной…)

«Два мира» бытия человека Тютчева – это не романтическое противопоставление земного и небесного. Это одно целое Природы, только существующее в двух ипостасях. И человек как часть природного целого несет в себе эту двойственность: мир души и мир рассудка определяют конфликтность его внутренней вселенной.

Поэтический мир Тютчева – космос, проецирующийся в историческое бытие человека. Цивилизация движется от сакрального центра мироздания на его периферию. В историческом развитии человек все дальше уходит от своих первооснов, голос природы заглушается в его сердце. Стихотворения «Через ливонские я проезжал поля…» (1830), «Я лютеран люблю богослуженье…»(1834), «И гроб опущен уж в могилу…» (1836), «Наш век» (1851) представляют собой своеобразный цикл, восстанавливающий историческую панораму жизни человека.

В стихотворении «Через ливонские я проезжал поля…» «пылающая бездна», стихия, породившая человека, закрылась от него. Космос сплющился до горизонтали. Человек и под собой видит «песчаный грунт», и над собой «бесцветный грунт небес». Деревья, реки были участниками тех событий, которые смутно живут в душе человека. Он оказывается в таинственно молчащем мире и внешне, и внутренне. Смутные образы былого не проясняются в его померкшей памяти, но мучат и тревожат своими неясными ассоциациями. Он чувствует свою ничтожность перед всемогущей природой, равнодушной к его терзаниям. Природа молчит «с улыбкою двусмысленной и тайной», не допускает человека к сакральному центру, захлопывает перед ним дверь, оставляя страдать на пороге. Символический образ двери и порога создается в стихотворении «Я лютеран люблю богослуженье…». Аналогом символического порога становится исторический рубеж между верой и безверием. Вера – знак единения человека с мирозданием, превосходства первичного сердечного знания над приобретенным в ходе исторического развития здравым смыслом.

Неизбежность исторической деформации космоса в стихотворении «И гроб опущен уж в могилу…» выявляется через характер пространства. Взгляд человека устремлен не в «нетленно чистое» небо, а в «раскрытую могилу». Космос суживается до границ околомогильного пространства, и для человека с его душой-микрокосмом мал. Ему в нем «дышится через силу»: «спирает грудь тлетворный дух».

Поэтическая картине мира Тютчева совпадает с эпической середины XIX века. «Наш век» – символ этой эпохи, портрет героя времени, переживающего трагедию растления духа. Человек уже не слышит призывного голоса матери- природы. Он сирота без веры, без Бога. С отчаянием осознает, что дверь в «пылающую бездну не только захлопнулась для него, но и никогда перед ним не откроется. Сознание собственного бессилия перед случившимся вместо смирения рождает бунт, вместо мольбы о помощи – гордый протест. Но в этом «невыносимом страдании» Тютчев не склонен винить человека. Путь его истории предрешен. Природа рождает тех, кто слышит ее голос, и глухонемых, для которых она только пейзаж, как в стихотворении «Не то, что мните вы, природа…»(1836). Прощание с Верой, со своей прародиной Природой неизбежно. Час будет пробил, дверь захлопнется., несмотря ни на что. Человек обречен блуждать в исторических сумерках, свершая «свой подвиг бесполезный» («Святая ночь на небосклон взошла..», 1850)

На историческом бездорожье единственным, но странным спасением для него может стать только любовь. Именно она открывает дверь в «родимый хаос», и сама становится этим хаосом, поглощающим человека безраздельно.

В стихотворении «Близнецы» 1852 года Тютчев говорит о двух силах, способных вернуть человека в его «пылающую бездну», «Самоубийство и Любовь». Любовь дарует человеку ту же «сладость уничтоженья», что и смерть. Любовь – роковой подарок матери Природы ее детям.

Для Тютчева тема любви не только продолжение философского осмысления мира и человека. Это его личная судьба. На собственном опыте он испытал мощь этого рокового подарка.

В конце 1840-х годов в его жизнь входит Елена Александровна Денисьева, с которой он познакомился, приезжая в Смольный к своим дочерям. Женатый поэт полюбил ровесницу своих дочерей и был любим ею. Стихи, запечатлевшие этот незаконный роман, будут объединены в лирический цикл, который получит название «денисьевский». В стихотворении «Предопределение» (1852), когда любовь только начиналось, Тютчев уже напишет о ее конце.

Любовь, любовь – гласит преданье –

Союз души с душой родной-

Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И поединок роковой…

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея,

Оно изноет наконец.

Подобно тому, как «пробил час» и перед человеком захлопнулась дверь во вселенную, также на него обрушивается любовь, роковая стихия, «роковой поединок».

В стихотворении Тютчев оспаривает традиционное представление о любви как о союзе, о слиянии душ, что родилось в сентименталистской и романтической литературе. Для человека середины века любовь – это борьба, потому что природа наделяет Его и Ее разной способностью любить. Для Нее любовь – вся жизнь. Для Него – это только часть жизни. В цикле встречаются два стихотворения, образующие диалог героини и героя. «Не говори, меня он, как и прежде, любит…» и «О, не тревожь меня укорой справедливой…»

Для Нее Его любовь губительна, потому что Он не может любить Ее так, как Его любит Она. И в этом нет Его вины. Он становится Ее палачом и сам не менее ее страдает от этого.

Он мерит воздух мне так бережно и скудно…

Не мерят так и лютому врагу…

Ох, я дышу еще болезненно и трудно,

Могу дышать, но жить уж не могу.

Поверь, из нас двоих завидней часть твоя:

Ты любишь искренно и пламенно, а я –

Я на тебя гляжу с досадою ревнивой.

В расстановке сил герои ничего не могут изменить. В раннем стихотворении «Цицерон» (1830) Тютчев писал:

Счастлив, кто посетил сей мир

В его минуты роковые!

Его призвали всеблагие

Как собеседника на при.

Предопределенная роковая любовь, сжигающая нежное сердце героини, и есть то великое счастье встречи не только с Ним, но и с тем невидимым, но родным душе человека миром «гармонического хаоса».

Елена Александровна Денисьева действительно умрет в 1863 году. Стихи ей Тютчев будет писать и после ее смерти, потому что для поэта, как и для героя его лирики, нет мира только здесь или только там. В стихотворении «Весь день она лежала в забытьи…» (1864) описывается смерть героини. Ее последнее прощание с жизнью «О, как все это я любила» эхом отзывается в душе героя «О Господи! И это пережить… И сердце на куски не разорвалось». Для героини «это» – жизнь до смерти, для героя «это» – жизнь-смерть. Жизнь и смерть, здесь и там – это два лица одного мира. Человек живет на пороге этого мира. Поэтому так естественны обращения к ней после ее смерти. Она – там, за пологом. «Ангел мой, ты видишь ли меня?» В стихотворении «Вот бреду я вдоль большой дороги…» (1865) дорога-жизнь для героя заканчивается. Ощущение конца пути становится физически зримым – «Тяжело мне. Замирают ноги…» – и сопровождается символом гаснущего дневного света. Но наступающая ночь не пугает героя, ибо там он не будет один. Герою без Нее также нечем дышать, как Ей при Нем. Он без нее птица с перебитыми крыльями, которая уже никогда не взлетит («О, этот юг, о, эта Ницца…»)

В поэзии Тютчева осмысление общечеловеческого опыта жизни проверяется личным. Герой его лирики – Человек, представительствующий за весь род человеческий, и его лирический герой, его alter ego сливаются воедино.

Несмотря на отчаяние современного человека, «свершающего свой подвиг бесполезный», Тютчев далек от апокалипсических предсказаний. Эта звучит в сугубо русском стихотворении «Умом Россию не понять…» (1866)

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить,

У ней особенная стать,

В Россию можно только верить

Упование на силу веры – это упование на силу природных основ в человеке, неуничтожимых до тех пор, пока существует вселенная.

Автор гениальных строк о России, которую не измерить общим аршином, по словам К. Пигарева (литературовед, внук Ф. И. Тютчева), воспринимается людьми, прежде всего как уникальный певец природы. В годы советской власти творчеству этого поэта не уделялось должного внимания из-за его общественной позиции, лишь вскользь упоминалась пейзажная лирика Тютчева.

В наше время его поэзия признана драгоценнейшим достоянием русской классической литературы, и автор гениальных строк заслуженно становится особо цитируемым. Но все равно, поэтическое творчество этого знаменитого острослова и тонкого мыслителя остается не до конца изученным и по достоинству оцененным.

Уникальное достояние

Федор Иванович Тютчев (1803-1873) - академик и дипломат, приверженец традиционных ценностей и порядка, которые он отстаивал в своей публицистической деятельности, был тонким лириком, беззаветно любящим русскую природу. У этого удивительного поэта есть потрясающие такие как, например, «Современное», но человек и природа в лирике Тютчева обращают на себя особое внимание и поклонников творчества поэта, и критиков. Сам автор своему поэтическому творчеству не придавал особого значения, но оно, состоящее из более чем 400 стихотворений, всегда привлекало к себе умных и талантливых литературоведов, каким был Юрий Николаевич Тынянов. Он, как и И. Аксаков, оценил наследие поэта по достоинству. А Фет, отдавая дань значимости творчества поэта, написал на книге стихотворений Тютчева такие слова: «Вот эта книга небольшая, томов премногих тяжелей.»

Прекрасные и содержательные

Пейзажная лирика Тютчева всех периодов творчества отражают чувства великого поэта, вызываемые которую он любил беззаветно. Она всегда настраивала его на особый радостный лад, восхищала и успокаивала. Ф. И. Тютчев никогда не описывал грязи и недостатков, не называл Россию «немытой» - ему это было не свойственно.

Уныния, навеянного природой, в его стихах нет и в помине. А некоторые, по словам Ю. Тынянова, «фрагменты» (или «сжатые оды» - так литературовед называл тютчевские стихи из-за их максимальной насыщенности и напряженности) звучат радостным торжествующим гимном - например, всем известное стихотворение «Весенняя гроза».

Приоритет природы

И человек, и природа в лирике Тютчева осмысленны по-особому. Поэт наделяет природу человеческими чувствами и особенностями. Он утверждает, что сам человек может быть счастлив только в слиянии с природой.

А если он находится не в ладу с ней, то глубоко несчастлив, но вины природы в этом нет. Это homo sapiens, впитавший в себя зло хаоса, живет противоестественной жизнью, будучи не в состоянии понять и пустить в сердце благодатный мир природы.

Великолепие и многогранность окружающего мира

Человек и природа в лирике Тютчева подвержены страстям и бурям, в которых поэт пытается разобраться, постичь их. В своем является и художником, и композитором - так живописны и музыкальны его стихи. Познакомившись с поэзией Тютчева, забыть ее невозможно. По словам И. Тургенева, о Тютчеве не думает лишь тот, кто не знаком с его творчеством. Поэт, восхищаясь природой, всегда находит в ней что-то неведомое, что сулит интересные открытия и только положительные эмоции. А обыденное и приземленное не способно нести в себе никакой радости.

Неповторимая и самодостаточная

Федор Иванович был абсолютно прав, считая источником всех бед именно человека - существо слабое, дисгармоничное, не способное справиться со своими страстями и пороками, несущее в природу разрушение. Тогда как она вся живет только по всемирному закону торжествующей жизни.

Пейзажная лирика Тютчева воспевает самодостаточность и величавое спокойствие природы, лишенной раздирающих страстей. Существуют стихии, но это явления, обусловленные жизнью природы, а не ее злонамеренностью. Да и не воспевал Тютчев цунами и извержение вулканов - он был патриот в самом высоком значении этого слова и любил именно русскую природу. Некоторые исследователи считают что термину «пейзажная лирика» Тютчева больше соответствует словосочетание «пейзажно-философская».

Стихи о любви

Определенное место в наследии занимает лирика Тютчева. Стихи о любви у него, если можно так сказать, высоконравственные. Аристократ духа, он не любил выставлять напоказ свой внутренний мир, считая это постыдным. Но его известные абсолютно всем строки - «Я встретил Вас, и все былое в отжившем сердце ожило…» - свидетельствуют о способности писать о любви простыми словами, за которыми скрывается большое чувство. Ф. И. Тютчев воспевает то чувство, которое зажигает звезды, возвышенное и прекрасное. У современных циников, оно, возможно, вызывает неприятие - достаточно просмотреть «отзывы». Но такие высказывания лишь подтверждают то, о чем писал поэт - человек есть носитель зла на земле.

Многоликая и динамичная

Основные мотивы лирики Тютчева лишены надуманности. Человек со всем своим многообразием чувств, природа, неразгаданная, таинственная, но совершенная и прекрасная, любовь к женщине и Родине - все наполнено драматизмом, но взято из реальной жизни. Поэт не устает любоваться миром, ему ничто не наскучивает, ничто не утомляет. Он пытается воспеть изменчивую многоликую природу во всех ее проявлениях, запечатлеть момент перехода одной картины в другую.

Живая природа

Выше уже отмечались особенности изображения природы в лирике Тютчева. Это тождественность души человека, его чувств и переживаний явлениям внешнего мира, и одушевленность природы. Ф. И. Тютчев постоянно проводит параллели между различными периодами человеческой жизни, состояния его души и явлениями природы. Это один из его основных художественных приемов.

Одушевление природы подчеркивается такими словами, например, как «дух уснул». Сам поэт называет природу не слепком и бездушным ликом, а чем-то таким, что способно свободно дышать, любить и рассказывать обо всем этом неравнодушному, тонко чувствующему человеку.

Единое целое

Тема природы в лирике Тютчева является основной и ведущей. Он находит для описания ее удивительные, берущие за душу слова, например, «божественная стыдливость страдания». Так поэт отзывается об осени, о тихом увядании природы. А как он описывает солнечный луч, который «ухватился за одеяло», или чего стоят его слова о вечере - «изнемогло движенье, труд уснул…». Мало кому под силу находить такие слова.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что человек и природа в лирике Тютчева связаны незримой нитью в единое целое. И, несмотря на то, что иногда человек пытается оторваться от целостности мира и божественного начала, он непременно осознает, что по-настоящему счастлив и спокоен он может быть только став единым целым с матерью-природой. Некоторые исследователи отмечали космичность поэзии Тютчева. О ней писал С. Л. Франк, говоря, что в стихах поэта отражены идеи О космосе действительно у поэта достаточно упоминаний, например, «…и мы плывем, пылающею бездной со всех сторон окружены…».

На небе месяц - и ночная
Еще не тронулася тень,
Царит себе, не сознавая,
Что вот уж встрепенулся день, -

Что хоть лениво и несмело
Луч возникает за лучом,
А небо так еще всецело
Ночным сияет торжеством.


Ночь испарится над землей,

Декабрь 1859

Значительное место в лирике Ф. И. Тютчева занимает тема человека и природы. Романтическая поэзия Тютчева устремлена в сферу идеалов. Поэт умеет своими стихами передать красоту природы и внутреннего мира человека, раскрыть то, что он любит, что вызывает у него восторг, перед чем он преклоняется, на что направлены его желания.

В поэзии Тютчева заключено богатое разнообразие стремлений, чувств и впечатлений. Поэт пытается разобраться в жизни природы и постичь тайны человеческой души. Все его стихи проникнуты романтикой, она - в открытии неведомого, в противоположности обычному, в противопоставлении света и тьмы, в преображениях живого существа и природы, в столкновениях и борьбе природных стихий и человеческих чувств.

Романтический герой стихов Тютчева - сам поэт. Его лирическое "я" выражает различные стороны движения внутренней жизни человека. Герой стихотворений - философ, созерцатель природы или влюбленный, мечтательный юноша.

Природа и человек, по Тютчеву, состоят из двух частей. Одна часть - одухотворенная, одушевленная, разумная и гармоничная, "дневная". Другая - "бездна", дикая, неуправляемая, стихийная, "ночная".

Его "поэзия дня" рисует космос как светлый, вечно молодой, радостный, телесный и одухотворенный мир:

Лазурь небесная смеется

Ночною смытая грозой,

И между гор росисто вьется

Долина светлой полосой.

Поэт слышит "вечный хор" в природе, она для него - как "блистательный покров", природа светится изнутри, освещенная солнцем. Природа не мираж, она реальность мира, и именно ее реальность привлекает Тютчева как поэта. В многообразных образах он стремится запечатлеть ее формы и краски, ее бытие в пространстве и во времени. Но поэт не растворил образы природы в поэтическом "я", скорее наоборот, его лирический герой растворяется в "животворном океане" природы:

Игра и жертвы жизни частной!

Приди ж, отвергни чувств обман,

И ринься, бодрый, самовластный,

В сей животворный океан.

Другая, "ночная", стихия в природе проявляется как хаос, катаклизмы, бури, катастрофы. В человеке - это страсти, тоже приводящие к катастрофе:

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Ночь обнажает это стихийное, хаотическое начало:

Светлая ночь на небосклон взошла,

И день отрадный, день любезный,

Как золотой покров она свила,

Покров, накинутый над бездной.

И, как виденье, внешний мир ушел...

И человек, как сирота бездомный,

Стоит теперь, и немощен, и гол,

Лицом к лицу пред пропастью темной

Единство души человеческой и природной открывается нам лишь на мгновенье.

Стихотворения Тютчева музыкальны и живописны. Времена года - это мировые действа, которые так любит поэт. Он создал целый цикл стихов о весне. "Весенние воды" - начало праздника природы, первые его вестники. Здесь показано движение в природе от апрельского бурного таяния снегов к майским тихим, теплым дням. Все это сопровождается звуками, шумами, голосами, веселым оживлением:

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят.

Они гласят во все концы:

"Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!"

Шумы природы поэт передает самим звучанием стихов, используя аллитерации: "бегут", "будят", "брег", "блещут", "гласят", "гонцы", "весна", "выслала", "вперед".

А "Весенняя гроза" - шедевр, воспевающий природу: "Люблю грозу в начале мая..." За весной следует грозовое лето: "Как весел грохот летних бурь...", "В душном воздухе молчанье..." Новое действо природы - осень:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора...

Особенность взгляда Тютчева на природу - внимание к особым минутам, часам, периодам ее жизни.

Зимнее действо природы - в стихотворении "Чародейскою - зимою..." Под музыку стихов представляются магические действия чародейки, которая чертит волшебные круги -кольца, очаровывая, гипнотизируя, погружая в сон.

Тютчев нередко пишет "о двойной бездне", "двух беспредельностях". Живой телесный космос и мертвящий бестелесный хаос - две могущественные силы: ночной хаос поглощает золотой свет дня, но солнечный огонь разгоняет хаос:

Но не пройдет двух-трех мгновений,

Ночь испарится над землей,

И в полном блеске проявлений

Вдруг нас охватит мир дневной...

Природа и хаос противоположны друг другу и, в то же время, они объединяются в мировом бытии. Это составляет для поэта загадку. Но результат этого таинственного союза проявляется в человеке, который оказывается сыном Земли, и, в то же время, он относится к хаосу.

Слияние человека с гармонической природой - положительно, слияние с бестелесным хаосом - страшно и губительно.

Тютчев подчеркнул идею ценности телесного существования и самостоятельности жизни природы:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

Своеобразие романтической лирики Тютчева в том, что он воспел красоту природы, радость телесного бытия, которое видится поэту одновременно и одухотворенным. У него природа "дышит", "погружается в сон", "трепещет", а утром "радуется" и "смеется". Природа бывает полна любви и неги, страдает, как человек.

Тютчев с особой любовью проводит мысль о гармоничном союзе человека и природы.

 


Читайте:



Европа отбирает украинский лес кругляк

Европа отбирает украинский лес кругляк

Богатые лесные ресурсы Украины позволяют полноценно насладиться необыкновенными красотами живой природы, удивительными пейзажами, и отдохнуть от...

Новгородская область: Информация для туриста

Новгородская область: Информация для туриста

2. Ландшафтная характеристика Новгородской области Ландшафты представляют собой территориально-природные системы или генетически однородные участки...

Полезные свойства сухофруктов

Полезные свойства сухофруктов

Плоды. Они невероятно полезные для здоровья и иммунитета в целом. Их широко используют в медицине и кулинарии, чернослив придает необыкновенный...

Краткая биография христиана гюйгенса Какой формы Земля

Краткая биография христиана гюйгенса Какой формы Земля

Биография Вместе с братом он усовершенствовал телескоп , доведя его до 92-кратного увеличения, и занялся изучением неба. Первая известность пришла...

feed-image RSS