Главная - Домашние животные
Чем занять грудничка когда он не спит. Занятия с новорожденным. Во что можно играть с трехмесячным младенцем

Совсем недавно вы штудировали литературу о легких родах и налаживании грудного вскармливания, и вот первые дни с малышом на руках уже позади. Кроха потихоньку привыкает к жизни вне маминого уютного животика, а вы привыкаете к своей новой жизни – полной больших радостей и маленьких тревог. Где-то в уголках памяти начинают всплывать обрывки прочитанного о , что-то про потешки, выкладывание на живот, стимуляцию хватательного рефлекса…

Но давайте обо всем по порядку. И не удивляйтесь, пожалуйста, названию статьи.

Развивать новорожденного нужно обязательно

Я не буду призывать вас скорее начинать показывать малышу карточки с буквами и учить складывать пирамидку кроху, который еще только учится фокусировать взгляд на заинтересовавшем его предмете и знакомится с собственным телом. Все занятия, которые мы обсудим далее, основаны на особенностях физиологии и психологии новорожденного.

Но вы должны помнить – все, что вы сейчас делаете для своего малыша, – песни, которые вы поете, тон голоса и выражение лица, с которым вы обращаетесь к ребенку, то, как вы осуществляете стандартные гигиенические процедуры, каким образом реагируете на его плач, то, чем заполняете короткие промежутки его бодрствования – все это не проходит бесследно и способствует развитию крохи, формированию базового доверия к миру, налаживанию эмоционального контакта с мамой и закладке других важнейших основ его характера.

Поэтому не будем терять драгоценное время и постараемся сделать эти первые недели жизни нашего крохи комфортными, полезными и приятными для него.

Прежде чем начать разговор о том, как развивать новорожденного , не лишним будет напомнить, что сразу после выписки из роддома вас должна навестить патронажная сестра и участковый педиатр, которые осмотрят кроху и дадут вам некоторые рекомендации, касающиеся, в том числе, возможных занятий с ребенком. Внимательно прислушайтесь к этим рекомендациям, ведь они учитывают индивидуальные особенности вашего малыша, обнаруженные в ходе осмотра и изучения документов, полученных при выписке.

Когда развивать новорожденного

В первый месяц жизни новорожденный много спит – к концу первого месяца жизни время сна составляет порядка 16-18 часов. Прибавьте сюда время, необходимое для кормления, подмывания и т.п., и вы задумаетесь уже не о том, как развивать новорожденного , а о том, когда это делать. Конечно, во время бодрствования малыша – после кормления и необходимых гигиенических процедур. Малыш должен быть хорошо отдохнувшим, выспавшимся, сытым и сухим – тогда он с радостью откликнется на предложенные вами занятия, а после них сладко поспит и даст вам тоже немного отдохнуть.

Помните, что игры и занятия, которые вы можете провести с новорожденным, занимают всего несколько минут, но и этого времени хватит, чтобы стимулировать познавательный интерес крохи, а также его полноценное психическое и физическое развитие.

Развивающие игры и занятия для новорожденного

  • Выкладывание на живот

Самое простое и очень полезное упражнение, которое вы с крохой, я надеюсь, начали выполнять уже в роддоме – выкладывание на живот .

Аккуратно положите малыша на ровную твердую поверхность (пеленальный столик отлично подойдет), придерживая головку. Разговаривайте с вашим сокровищем и мягко поглаживайте его по спинке, не касаясь позвоночника. Начинайте буквально с одной минутки и постепенно увеличивайте время выполнения упражнения до 10-15 минут. Полезно выкладывать малыша на живот перед каждым кормлением. В этом случае упражнение не только будет способствовать правильному формированию изгибов позвоночника, укреплению мышц шеи, спины и живота, но и поможет комфортному пищеварению крохи, предупредит срыгивание.

Маленький совет : старайтесь каждый раз класть кроху головкой в разные стороны для равномерного развития мышц шеи.

Если малыш очень сильно возмущается, когда вы кладете его на живот, пойдите на хитрость. Положите малютку на живот на расстеленное на полу одеяло и сами тоже ложитесь напротив него – так, чтобы вы могли смотреть друг на друга. Теперь самое время проявить ваши актерские способности – кривляйтесь, пойте, разговаривайте с ребенком, намеренно усиливая артикуляцию. Моего сына очень забавляло, когда я легонько дула ему в лицо. Дети обожают наблюдать за изменениями человеческого лица, и малыш наверняка полюбит это упражнение.

  • Занятия на фитболе

Надеюсь, вы уже приобрели фитбол? Этот большой и прочный надувной мяч продается в спортивных и детских магазинах и является незаменимым помощником при проведении гимнастики с малышом (кстати, занятия на фитболе помогут и маме быстро восстановить форму после родов). Занятия на фитболе тренируют вестибулярный аппарат, способствуют развитию мышц спины и живота, и, конечно, радуют детей любого возраста! Вот как развивать новорожденного с помощью фитбола:

1. Положите кроху животиком на мяч (мяч находится на кровати, прикрыт пеленкой). Придерживая малыша одной рукой за спинку, другой рукой зафиксируйте ножки и аккуратно покачайте его вперед-назад и из стороны в сторону. Сопровождайте упражнение веселой потешкой или ритмичным стишком, например, мой сынок любил такой:

Мяч катится вперед-вперед-вперед,

Мяч катится назад-назад-назад,

Вперед-назад, вперед-назад,

Уже пора слезать!

2. А следующий стишок подойдет для другого упражнения – «пружинки». Также придерживая кроху на мяче, выполняйте пружинящие движения вверх-вниз с небольшой амплитудой. Следите, чтобы ваш маленький акробат не почувствовал дискомфорта и не испугался.

Я прыгун — веселый мячик,

Не люблю того, кто плачет,

Не люблю того, кто плачет,

Недавно стали мамой малыша?

А люблю того, кто скачет

Посмотрите несколько

  • Оттолкни мяч

Еще одно увлекательное упражнение с мячом поможет вашему малютке укрепить мышцы ног и живота. Вам понадобится легкий надувной пляжный мяч диаметром около 25-30 см (не используйте для этой игры надувной шарик, так как он может лопнуть во время занятия и напугать младенца). Привяжите к мячу веревочку и держите мяч за нее. Ребенка расположите лежа на спине на диване или пеленальном столике – голенького или хотя бы с босыми ножками. Свободной рукой слегка приподнимите попку малыша, так чтобы ножки оказались на весу и касались мяча. Когда стопами малыш почувствует легкое сопротивление мяча, он с силой оттолкнет его ножками. Похвалите своего маленького силача!

  • Массаж ручек

Посмотрите на ручки вашего крохи. С какой силой он сжимает кулачки – так проявляет себя хватательный рефлекс новорожденного! Вы можете помочь маленьким пальчикам стать еще более сильными и ловкими.

Во время кормления и купания, когда держите малыша на руках, помассируйте его ладошки и пальчики. Действуйте очень мягко и осторожно. Используйте круговые движения по тыльной и внутренней стороне ладони, мягкие надавливания и постукивания подушечками пальцев. Попробуйте делать массаж ладошек, взяв в руки лоскутки ткани разной фактуры – махровое и вафельное полотенце, кусочек меха, вельвет, фланель, хлопок, атлас… Стимулируйте ребеночка хватать лоскуточки и описывайте его ощущения – так вы способствуете развитию сенсорных впечатлений крохи и накоплению пассивного словарного запаса.

Маленький совет: нашейте различные по фактуре кусочки тканей на пальчики перчатки и используйте ее для этого занятия.

Посмотрите на видео, как ещё можно делать массаж ручек

  • Игры с погремушками

На развитие хватательного рефлекса направлены также первые игры с погремушками . Привлеките внимание крохи к яркой, мелодично звучащей погремушке (подробнее о том, как правильно выбрать игрушки для новорожденного читайте ) и дайте ему захватить ее рукой – старайтесь, чтобы при этом большой пальчик ребеночка был противопоставлен остальным пальцам. Теперь мягко попробуйте забрать игрушку и снова отдайте ее малышу. Попробуйте давать ребенку погремушку то снизу, то сверху, то справа, то слева и используйте игрушки из разного материала, разной фактуры и размера. Так ребенок научится захватывать предмет из разных положений и корректировать движения руки и пальцев в зависимости от того, предмет какой формы и размера он хочет схватить.

Маленький совет : во время выполнения упражнения повторяйте слова «Дай!» и «На!», и, в скором времени, малыш поймет и запомнит их значение.

Когда кроха научится уверенно фокусировать взгляд на погремушке, водите ей перед малышом (на расстоянии примерно 30-40 см) из стороны в сторону, вверх-вниз, приближайте и отдаляйте, выполняйте круговые движения. Движения должны быть медленными, плавными, небольшими по амплитуде. Во время выполнения упражнения следите, чтобы кроха не переутомился. Как только его взгляд начнет «плыть», закончите игру, возьмите малютку на руки, похвалите и приласкайте.

  • Игры в ванной

Полноценно используйте время купания для того, чтобы развлекать и развивать новорожденного . Поддерживая малыша одной рукой, другой поливайте водой его ручки, ножки, животик и приговаривайте потешку, например, эту:

Водичка, водичка,

Умой Егорке личико, (замените именем вашего малыша)

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

После того как заживет пупочная ранка, можно купать малыша в большой ванне. Когда ребеночек немного освоится, попробуйте «поплавать» его. Положив кроху на спинку и поддерживая за шею, проведите его несколько раз от одного края ванны до другого. Во время упражнения стимулируйте кроху отталкиваться ножками от стенки ванны. Для этого «подплывите» малыша поближе к стенке – так, чтобы ножки согнулись в коленках, и дождитесь, когда он оттолкнется. На край ванны можно поставить какую-нибудь яркую игрушку. При многих детских поликлиниках функционируют бассейны, где опытный инструктор познакомит вас со всеми нюансами раннего плавания.

  • Музыкальные минутки

Ежедневную гимнастику, массаж, воздушные ванны можно проводить с музыкальным сопровождением . Подойдут «Времена года» А.Вивальди, «Маленькая сюита» К.Дебюсси, «Детская полька» М.И.Глинки, Танец Антиры из сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига и другие классические композиции, а также мамино ласковое пение. Во время прослушивания следите за реакцией вашего крохи и придерживайтесь двух простых правил:

  1. Музыка не должна быть чересчур громкой, быстрой, ритмичной.
  2. Музыка не должна звучать фоном постоянно на протяжении всего дня.
  • Танцы на руках

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение
первого месяца его жизни, - приспособиться к условиям вне материнского
организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести
себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды
активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию,
редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с
новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая
возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении.
Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите
малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно
Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали
на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает,
что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский
рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать
вялым и апатичным.
Меняйте положение ребенка
Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он
какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в
разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами.
Детский календарь
Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и
карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего
ребенка.
Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом
Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в
состоянии выразить свою радость.
Не бойтесь избаловать ребенка
Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу
достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам
лишний раз.
Обращайтесь с малышом бережно
Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном,
надежном автомобиле.

Время игр

Зрение
Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку
В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он
остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у
ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся
музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.
Перемещайте фонарик взад и вперед
Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им
из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит
взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.
Покажите язык
Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те
высовывают язык. Попробуйте проделать это.
Слух
Повесьте колокольчик
Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он
двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое
увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то
сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.
Танцуйте под музыку
Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым
он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько
пританцовывая.
Потрясите погремушкой рядом с малышом
Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала
сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что
звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами
источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих
горошин, получится отличная погремушка.)
Осязание
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их
пальчиками.
Упражнения
Упражнения для ног
Положите малыша на жесткий матрас (матрасик из детской кроватки или
манежа вполне подойдет). Позволь-
те малышу некоторое время подвигать ножками и ручками. Если он начнет
плакать, попробуйте успокоить его, осторожно покачивая.

Повседневные дела

Время кормления
Сохраняйте хорошее настроение
Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь
делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно.
Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не
делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения,
чтобы не потерять доверие ребенка.
Протяните руку и дотроньтесь
Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук,
тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными
прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие,
услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь,
отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.
Купание
Первые ванночки
Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде
чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте,
ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему
нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце.
Общение через прикосновения
После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или
растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни,
спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в
хорошем расположении духа.
Пеленание/одевание
Поцелуи в животик
Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках
и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать
части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует
вашу любовь.
Разденьте ребенка
Не кутайте малыша. Если в комнате 20 - 25 градусов, он будет хорошо
себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и
ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.
Время отдыха
Включите ребенку радио
Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите
музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его.
Запишите на пленку шум стиральной машины
Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки,
запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул,
который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.
Дайте малышу музыкальную игрушку
Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с
мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого
процесса.
Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в
кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.
Используйте пустышку
Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста
привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок
отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на
несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать,
найдите другой способ.
Прогулка в коляске
Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске.
Постоянное движение поможет ему заснуть.
Игра теней
Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу - мягкий
свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих
предметов.
Пеленки и мягкие подушки
За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать
в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или
обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые
можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены
специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского
сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в
утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

* Один месяц *

Мир ребенка

В предыдущей главе мы говорили о том, как возникает общение между
новорожденным и родителями. Теперь мы будем наблюдать развитие этих
отношений в течение второго месяца жизни ребенка, когда малыш становится
более восприимчив к окружающей действительности и отчетливее проявляет свою
реакцию на поведение взрослых. В то же время мы увидим, как улучшается
координация движений ребенка и его способность реагировать на зрительные
образы и звуки.
По мере того как развивается способность малыша воспринимать и
усваивать новую информацию, родители начинают относиться к нему как к
личности. Уже в возрасте одного месяца можно определить индивидуальные черты
характера ребенка, отличающие его от сверстников. Разговаривая с малышом
один на один, вы сможете настроиться на его естественный ритм и
почувствовать, когда можно заниматься с ним, а когда необходимо дать ему
отдохнуть. Вы узнаете, как обращаться с ребенком, когда он перевозбужден и
сильно кричит. Вы откроете новые способы помочь малышу сохранить состояние
покоя и бодрости, утихомириться перед сном.
Один из способов, которым можно помочь ребенку, это научить его сосать
пустышку. Некоторые дети начинают сосать соску инстинктивно, другие упорно
отказываются от нее. Если малыш сопротивляется и выплевывает пустышку,
будьте настойчивы. Постарайтесь дать ее ребенку, укачивая его и напевая
какую-нибудь мелодию. Купите две или три разные соски, чтобы можно было
определить, какая ему больше нравится. Спустя некоторое время ваши усилия
вознаградятся - с помощью соски ребенок научится самостоятельно
успокаиваться и засыпать. Пустышка -это средство, которое и вы и ребенок в
ближайшее время оцените по достоинству.

Двигательные навыки

Месячный ребенок начинает уже управлять своим телом. У него исчезают
судорожные, хаотичные подергивания, а движения рук и ног постепенно
становятся более ровными и упорядоченными. Нервная дрожь, которая так
характерна для новорожденных, также пропадает.
Первое изменение, которое можно заметить в поведении ребенка, - это
способность двигать головой. Если малыша положить в кроватке на живот, он
без особых усилий сможет поворачивать голову из стороны в сторону.
Некоторые, особенно сильные дети, даже поднимают ее и смотрят вокруг.
Способность ребенка двигать головой особенно очевидна, когда вы держите его,
прислонив к своему плечу. Однако независимо от того, насколько крепок ваш
ребенок, он далеко не полностью может управлять своими движениями. Вынимая
малыша из кроватки или нося его по комнате, обязательно поддерживайте его
головку руками. Как правило, месячные дети не в состоянии самостоятельно
передвигаться, однако изредка встречаются такие активные малыши, которые,
извиваясь и ерзая, добираются до угла кроватки или переворачиваются с живота
на спину. Иногда даже самые пассивные дети способны делать неожиданные
движения. Поэтому на всякий случай даже самого крошечного младенца лучше не
оставлять одного на столе или на другом высоком месте.
Достигнув месячного возраста, ребенок начинает не только поворачивать
голову, но и значительно лучше владеть мышцами рук и ног. Он способен
двигать ими не только плавно и ритмично, но также ускорять или замедлять
темп в зависимости от ритма человеческой речи. Когда вы говорите с ребенком
спокойным и ровным тоном, его движения спокойны и равномерны. Попробуйте
заговорить быстро, возбужденно, и вы увидите, как малыш начнет энергично
перебирать руками и ногами.

Способность видеть, слышать, чувствовать

В предыдущей главе речь шла о степени возбудимости у новорожденных. Мы
говорили о том, что можно заметить, как по-разному они чувствуют себя в
зависимости от их окружения, спят и бодрствуют. Состояние месячного ребенка
значительно проще определить. Уже можно понять, крепко или, наоборот,
беспокойно спит малыш, а когда просыпается, спокоен он или возбужден.
В состоянии бодрствования месячный ребенок способен следить взглядом за
двигающимся объектом. Он сосредоточивается и с интересом смотрит на
какой-нибудь предмет или рисунок, находящийся перед ним на расстоянии 12 --
30 сантиметров. Если что-нибудь особенно понравится малышу, он даже начинает
«гукать». Затем через несколько минут он отводит взгляд. Этот процесс
называется «ознакомлением». Ребенок как будто бы говорит: «Да, теперь я
знаю, что это такое». Если вы поменяете предмет или, не убирая первый,
покажете малышу другой, он повторит свои действия.
Для месячного ребенка новые звуки так же интересны, как и новые
зрительные образы. Он может отличить речь от других звуков и при этом явное
предпочтение отдает человеческому голосу. При незнакомом звуке ребенок
настораживается, замирает, и кажется, что он внимательно прислушивается к
нему. Если звук повторяется несколько раз, ребенок перестает обращать на
него внимание. Чтобы вновь заинтересовать ребенка, можно изменить звук,
например, вместо звона колокольчика дать малышу послушать погремушку или
игрушку, которая может пищать.
В этот период в сознании ребенка укрепляется связь между увиденным и
услышанным. После небольшой тренировки он каждый раз будет смотреть на
колокольчик, висящий над его кроваткой, когда тот зазвенит. Малыш по-разному
реагирует на различные звуки. Музыка успокаивает его, громкий шум пугает, а
свист или звон вызывает интерес.

Понимаем своего ребенка

С момента рождения каждый ребенок представляет собой ярко выраженную
индивидуальность, обладающую характерными отличительными чертами. Однако
лишь к концу первого месяца жизни малыша родители начинают по-настоящему
узнавать его. Теперь они могут рассказать о своем ребенке очень многое,
включая весь спектр его поведения: каким он бывает, когда спокоен или
возбужден, когда он в хорошем настроении или капризничает, отдыхает или
двигается, легко ли он успокаивается или нет, предсказуемы его действия или
нет, быстро или медленно он реагирует на происходящее вокруг него. Родители
знают, как лучше всего держать его на руках и каким способом успокаивать и
укладывать спать. Они могут определить, когда он кричит от боли, когда от
голода, а когда его крик означает: «Ничего страшного не случилось. Просто я
хочу, чтобы меня приласкали».
У месячного ребенка пропадает характерный для новорожденных сонный
блуждающий взгляд. Теперь малыш способен довольно долго бодрствовать до и
после кормления, однако он до сих пор не готов к воздействиям, имеющим
резкий характер. Если он слышит слишком громкие звуки, видит яркий свет,
чувствует слишком энергичные прикосновения, он не в силах отделить одно
ощущение от другого. Перегруженный впечатлениями, малыш начинает нервничать
и раздражаться. Действительно, в этом возрасте у многих детей в течение дня
бывают определенные периоды, когда они неожиданно быстро переутомляются и
начинают капризничать. В такие моменты одного малыша можно успокоить, взяв
на руки, покачав или ритмично похлопав по спине. Другой перестанет плакать и
уснет, если его завернуть в одеяло или уютно устроить в коляске.
Однако случается, что очень активный или беспокойный малыш не реагирует
ни на какие усилия со стороны родителей и его неутихающий плач создает в
доме напряженную обстановку. Такому ребенку необходимо дать некоторое время
покричать, чтобы он мог освободиться от внутреннего напряжения. Мы надеемся,
что нижеперечис-
ленные способы помогут вам успокоить неугомонного малыша.
1. Старайтесь завершать ежедневные дела, такие, как
кормление, пеленание, купание и массаж перед сном, в уравновешенном
спокойном состоянии.
2. Сядьте в кресло-качалку в полутемной комнате. Возьмите ребенка на
руки и тихонько качайтесь, напевая мелодию. Если ребенок напряжен и
выгибается, положите его вниз животом себе на колени или устройте в большой
удобной коляске и осторожно покачивайте. Напевайте что-нибудь тихим голосом.
3. Раскачиваясь некоторое время, прислушайтесь к крику. Не начал ли он
утихать? Может быть, стал не таким пронзительным и громким? Если вы
почувствуете, что плач стал более сонным и тихим, продолжайте качаться еще в
течение пяти минут.
4. Бывает и так, что плач не утихает, а, наоборот, усиливается. В этом
случае осторожно положите ребенка на живот в кроватку. Включите негромкую
музыку - радио или музыкальную шкатулку, и на цыпочках выйдите из комнаты.
5. Если крик продолжается более 10 минут, вернитесь к обычным делам.
Будьте уверены в себе и не забывайте, что занимаясь делами, нужно сохранять
их обычную последовательность, спокойствие и равновесие.
6. Наконец, если вы видите, что ребенок всегда засыпает с трудом,
обратитесь к детскому врачу.
Месячный ребенок еще не готов к контактам с окружающими, тем не менее
он стремится к общению. Попробуйте поиграть со своим малышом в игру «один на
один»: вы и ребенок пристально смотрите друг другу в глаза, затем отводите
их в сторону и снова встречайтесь взглядом. Таким простым способом родители
вырабатывают у ребенка навык общения, который становится для него первым
шагом к разговорному языку. И через какое-то время ребенок начинает
«гулить». Хотя его звуковой репертуар небогат и
ограничивается одним или двумя гласными переднего ряда, он в самом
полном смысле слова учится говорить.
Очень забавно наблюдать за родителями, которые увлечены разговором со
своим малышом. Взрослый высоко поднимает брови, широко открывает глаза и
округляет рот, или, наоборот, хмурясь, прищуривает глаза и сжимает губы. Он
может кивать головой и близко наклоняться к лицу ребенка или же слегка
запрокидывать голову. Путем таких гримас и движений, которые на первый
взгляд кажутся неестественными, родители приобщают ребенка к языку жестов,
который служит неотъемлемым элементом разговорного языка. Открытый взгляд,
лицо, обращенное к малышу, свидетельствуют о желании взрослого общаться с
ребенком, вызывают его на диалог. И наоборот, если выражение лица у
взрослого становится отрешенным и он отворачивается, это означает, что
сейчас в разговоре наступит пауза.
Такие беседы, какими бы короткими они не были, обычно протекают в
определенной последовательности. Сначала папа или мама повышают голос, чтобы
привлечь внимание ребенка. Когда малыш в ответ начинает издавать разные
звуки, это воодушевляет взрослого, и разговор оживляется, что, в свою
очередь, вызывает сильное возбуждение ребенка. Затем, по мере того как
волнение малыша утихает, голос взрослого постепенно понижается, и он отводит
взгляд в сторону. Через несколько секунд «собеседники» снова смотрят друг на
друга, и разговор возобновляется. Со временем, благодаря таким беседам, в
вашей семье может установиться ежедневный ритуал, доставляющий удовольствие
и малышу и родителям.

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Практические советы

Разговор с ребенком
Больше всего ребенок любит слушать человеческий голос. Приветствуйте
его, входя в комнату, и используйте любую возможность, чтобы поговорить с
ним.
Говорите громко, если вы хотите привлечь внимание малыша, и тихо, когда
нужно его успокоить. Изменяя тембр голоса от низкого до высокого и наоборот,
можно поддерживать интерес ребенка достаточно долго.
Папины игры
Мама и папа по-разному играют с ребенком. Поскольку каждый из них
вносит что-то свое в общение с малышом, важно, чтобы они оба участвовали в
его воспитании. Меняйте положение ребенка. Старайтесь располагать ребенка
таким образом, чтобы его окружали самые разнообразные предметы. Например,
если вы берете его на прогулку в автомобиле, положите на сиденье машины
что-нибудь яркое, чтобы возбудить его воображение. (Каждый раз, когда вы
вместе едете в автомобиле, не забывайте проверить, что в машине имеются все
необходимые приспособления, обеспечивающие безопасность ребенка во время
поездки.)

Время игр

Зрение
«Кукла из тарелки»
Смастерите для малыша куклу, нарисовав на бумажной тарелке лицо и
прикрепив к ней сбоку ручку. Перемещайте тарелку в разные стороны на
расстоянии 25-ти сантиметров от лица ребенка. Через некоторое время малыш
начнет следить за игрушкой, и на его лице появится улыбка.
Таблюдение за предметом
Пусть ребенок наблюдает за погремушкой, фонариком или яркой игрушкой.
Передвигайте предмет слева направо на расстоянии 25 - 30 сантиметров от
лица малыша. Когда он научится следить за ним, водя глазами по горизонтали,
начните движение по вертикали, от лобика малыша к подбородку. Наконец,
попробуйте вращать предмет по кругу. Не забывайте следить за настроением
малыша и будьте готовы прекратить игру, если почувствуете, что он устал или
ему стало скучно.
Посмотри на меня
Пусть ребенок наблюдает за вашим лицом. Когда вы будете двигаться слева
направо, малыш будет следить за вами взглядом и поворачивать голову.
Прыгающая игрушка
Пришейте одним концом к маленькой мягкой игрушке резиновую тесемку.
Другой конец прикрепите к потолку. Положите ребенка так, чтобы игрушка
находилась прямо над ним, и заставьте игрушечного зверька прыгать вверх и
вниз. Став постарше, малыш сможет дотянуться до него руками и схватить.
Вид из кроватки
Если стенки детской кроватки будут сделаны из прозрачной пластмассы,
ребенок сможет сквозь них смотреть на окружающие предметы.
Двигающаяся игрушка
Повесьте над детской кроваткой игрушку, которую легко можно
передвинуть. Выбирая игрушку, представьте, как ее воспримет малыш. Пусть в
течение нескольких дней она повисит с одной стороны кроватки,
а затем с другой. Когда малыш привыкнет к ней и вы заметите, что он
способен несколько мгновений задерживать на ней взгляд, повесьте другие
игрушки на бортики кроватки.
Восприятие звуков
Детские стихи
Познакомьте ребенка со стихотворным ритмом и размером.
Расскажите ему какие-нибудь хорошо знакомые и любимые детские стихи,
например: «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять...» или
придумайте свои собственные. Возьмите любую песенку и просто поменяйте
слова.
Пинетки с колокольчиком
Привяжите колокольчики к детским пинеткам. Каждый раз шевеля ножкой,
малыш будет слышать звон колокольчика.
Где я?
Разговаривайте с ребенком, лежащим в кроватке, одновременно
передвигаясь по комнате. Следя за вашими движениями, он будет развивать
зрение и слух.
Ощущения
Помассируйте малышу пальцы рук и ног
Помассируйте отдельно каждый пальчик. Благодаря этому приятному
ощущению, ребенок будет лучше чувствовать свое тело.
Развитие осязания
Потрите руки и ноги ребенка рукавичками, сделанными из разного
материала - шелка, вельвета, атласа, шерсти, фланели или махровой ткани.
Легкое прикосновение
Осторожно погладьте ребенка кисточкой, перышком или кусочком ваты. Ему
понравятся эти ласковые прикосновения.
Приятные запахи
Обмакните ватные шарики в разные ароматические жидкости, такие, как
одеколон, мятная или ванильная туалетная вода. Дайте их понюхать малышу
-поможет в развитии его обоняния.
Упражнения
Поднимите и опустите руки малыша
Положите ребенка на спину, осторожно поднимите его ручки над головой и
опустите вниз, затем скрестите их перед грудью и разведите по сторонам. При
этом напевайте какую-нибудь песенку.
Прогулка на велосипеде
Положите малыша на спину, осторожно подвигайте его ножками, имитируя
движения ног велосипедиста. Во время упражнения спойте песенку, например:
«Мы едем, едем, едем в далекие края...»
Взгляд наверх
Положите малыша на пол животиком вниз. Сядьте рядом с ним и, называя
его по имени, показывайте ему яркую игрушку. Малыш будет стараться поднять
голову, тем самым развивая мышцы шеи, спины и рук.
Посмотри на маму
Сделайте то же самое упражнение, только на этот раз вы должны лечь на
спину и положить малыша себе на живот. Называя ребенка по имени, старайтесь,
чтобы он поднял головку и посмотрел на вас.

Повседневные деда

Время кормления
Изменяйте положение ребенка
При кормлении грудью вы естественно меняете положение ребенка. Однако
если вы кормите ребенка из рожка, старайтесь делать это так, чтобы он видел
окружающие предметы под разными углами зрения.
Оберните детский рожок
Если ваш ребенок сосет из рожка, заверните бутылочку в ткань, и пусть
малыш дотрагивается до нее во время еды. Чехол для рожка можно купить в
магазине или сделать из носка яркой расцветки.
Яркое полотенце
Перед тем как начать кормить ребенка, положите себе на плечо яркое
цветное полотенце или накиньте яркий шарф. Ребенку понравится время от
времени смотреть на ваше лицо, а затем на полотенце. Если вид
яркой вещи отвлекает малыша, не показывайте ее, пока не закончите
кормление.
Время купания
Нежное прикосновение
Продолжайте делать ребенку массаж. Массируя его тельце, напевайте тихую
колыбельную. Ваши прикосновения и пение позволят малышу расслабиться и
почувствовать себя в безопасности.
Заверните ребенка
Выкупав и завернув малыша в полотенце, поиграйте с ним в прятки.
(Спрячьте лицо за край полотенца, а затем выгляньте и скажите: «Ку-ку».)
Время пеленания
Развлечение
Повесьте несколько легких игрушек над детским пеле-нальным столиком. На
некоторое время ребенок успокоится, занявшись изучением каждой игрушки.
Подышите над руками и животиком ребенка
Согрейте своим дыханием ручки и животик малыша. Сосредоточивая внимание
на разных частях своего тельца, он лучше узнает себя.
Время отдыха
Развевающиеся ленты
Прикрепите к пластмассовому кольцу короткие цветные ленточки. Повесьте
их рядом с детской кроваткой. Откройте окно или включите электрический
вентилятор, так чтобы ленты развевались. Перед сном ребенку будет приятно
понаблюдать за ними.
Непродолжительный отдых
Если у вас выдалась свободная минутка, отдохните вместе с ребенком.
Удобно устроившись на кровати или мягком ковре, положите малыша себе на
грудь. Ваше спокойное ритмичное дыхание успокоит малыша, и вы оба останетесь
довольны проведенным вместе временем.

Таз с водой и игрушками. Развлечь ребенка с его помощью - это способ номер один по популярности у родителей деток, которые уже умеют самостоятельно сидеть. Технология проста: в таз набирается вода на 1-2 см, запускаются игрушки, и аквапарк готов! Если размеры тазика позволяют, можно посадить в него ребенка - и свободы вашим рукам будет обеспечено в два раза больше.

2

Полиэтиленовый пакет. Если дать ребенку пакет с игрушками - из всех игрушек ребенок выберет именно пакет! Это аксиома, которую знают почти все родители малышей. Пока ребенок увлеченно шуршит, у вас есть минут 15 свободного времени на домашние дела.

*Важно помнить, что грудного ребенка не рекомендуется оставлять без присмотра с полиэтиленовым пакетом в руках, он может обмотать им голову или шею.

3

Крупные макароны. Оригинальным применением продукта поделилась одна мама на форуме, остальные опробовали - и поддержали! Изделие мукомольной промышленности завладеет вниманием вашего малыша минут на 15-20, все зависит от сложности форм макарон и цвета. Кроха будет увлеченно перебирать и пробовать на вкус новые удивительные предметы, главное правило - макароны должны быть достаточно крупные, чтобы малыш не смог их проглотить!

4

Фен или пылесос - это, скорее, не для развлечения, а для убаюкивания деток помладше. Монотонное гудение навеет сон на малыша лучше любой колыбельной, главное не включать прибор резко возле ребенка, а плавно заносить из другой комнаты, чтобы не испугать.

5

Кастрюли, шумовки и венчики - это просто суперигрушки для вашего чада. Кастрюлями можно греметь, их можно переворачивать и класть в них все что угодно. Кухонные тренировки любят почти все дети, которые уже научились сидеть, а маме это даст 15-20 минут свободы.

6

Прыгунки - это, пожалуй, самое долгоиграющее развлечение. Посадил ребенка в прыгунки - и 20-30 минут детского счастья и радости от победы над гравитацией обеспечено, особенно если слегка покачивать, проходя мимо. Главное не переборщить - врачи не рекомендуют находиться в них более одного часа в день.

7

Мамин сотовый телефон или планшет - эти средства на совсем короткое время, они подходят для отвлечения ребенка здесь и сейчас. Все-таки не стоит оставлять малыша надолго с гаджетами.

8

Кот, добровольно приносящий себя в жертву. Если в вашей семье есть животное, которое лояльно относится к посягательствам на свою драгоценную персону со стороны младенчика - вам повезло. Дружеское общение с животным и ползунки-догонялки способны разгрузить вас минут на пять, но тут главное - смотреть, чтобы коту не были нанесены тяжкие телесные повреждения. Этот способ не подходит родителям, глубоко убежденным в невозможности существования грудничка и животного в одном пространстве.

9

Еда - сушка, печенька или фрукт-овощ. Деток, которые уже начали получать прикорм, можно развлечь едой - пищевой интерес захватит ваше чадо минут на 10. В ход идет все что можно - гладкие сушки и печенье для детей, фрукт или овощ, которые желательно первое время давать в ниблере, пока малыш не умеет глотать большие кусочки.

10

Папа - это тяжелая артиллерия, которая способна развлекать малыша довольно долго. При хорошем настроении папа как средство развлечения дает свободу маме до следующего кормления, а также чудесную возможность сделать маникюр, сходить на массаж или просто полежать в ванной.

Какой бы способ вы ни выбрали - никогда не пренебрегайте безопасностью, ваш ребенок всегда должен находиться у вас на виду. Малыши все делают очень быстро, особенно это касается попадания в неприятности.

Вопрос о том, чем занять новорожденного беспокоит не многих новоиспеченных родителей – многие об этом просто не задумываются, действуя инстинктивно, однако есть и те, кто действительно желает увлечь маленькое чадо интересным занятием. На самом деле, такой вопрос, в отличие от вопроса , задают те мамочки, которые из-за навалившихся с рождением малыша забот, не могут найти время на занятие домашними заботами. Действительно, о какой уборке, готовке и развлечениях может идти речь, когда в кроватке постоянно плачет и требует кушать беспомощный ребенок?

На самом деле, занять месячного ребенка очень просто, ведь он, несмотря на то, что еще ничего не умеет, но уже старается проявлять интерес к окружающему его миру. В столь юном возрасте малышу интересно все: чувствовать прикосновения мамы и папы, слышать их голос, музыку, стараться двигать ножками и ручками, смотреть по сторонам.

Чем занять новорожденного?

Многих неопытных родителей смущает, что ребенок в 1 месяц спит практически все время, а остальное время «висит» на груди и кушает. Для начала, нужно усвоить, что такое поведение абсолютно нормально для новорожденных. Вам будет полезно узнать, . Если же малыш бодрствует и не хочет кушать, а мамочке в это время нужно приготовить еду, прибрать в доме или отдохнуть, - не стесняйтесь и оставляйте малыша в манеже. Даже если ему станет скучно, и он станет плакать – ничего страшного, в этом также нет ничего ужасного. Многие бабушки до сих пор утверждают, что , хотя это утверждение и не имеет никаких доказательств.

Если же вы хотите занять ребенка в 1 месяц, потому что вам кажется, что одиночество не пойдет ему на пользу – это проще, чем кажется. В один месяц ребенок практически ничего не умеет, но прекрасно ощущает прикосновения, чувствует запахи, постепенно учится различать цвета. Чтобы малыш не плакал совсем не обязательно носить его на руках или кормить грудью – есть масса способов развлечь месячного ребенка! Спойте ему песенку, покажите различные игрушки и погремушки, сделайте легкий массаж ножек. Это и полезно, и приятно.

Чтобы немного «разгрузить» напряженный график новоиспеченной мамочки можно купить отличную – мобиль, который крепится к детской кроватке. Современные мобили обычно включают свисающие над малышом игрушки различных теплых цветов, а также функции воспроизведения спокойной музыки, звука природы и прочего, что может легко увлечь даже месячного ребенка. А в этом время его родители смогут отдохнуть или заняться другими делами.

Все девять месяцев в ожидании ребенка вы в большей степени материально готовились к его появлению: покупали крошечные ползунки и распашонки, кроватку и балдахин, и много чего другого, необходимого для ухода за малышом. И вот у вас на руках долгожданный комочек счастья, которому нужна ваша любовь и забота. Малышу, прежде всего, нужны ваши нежные руки и любящий взгляд. Все манипуляции, которые вы проделываете день за днем, надо превратить в игру – от этого будет польза и малышу, и вам, ведь игра – это способ уйти будничной рутины. Прежде, чем перечислить и описать игрушки и игры, в которые можно и нужно играть с ребенком, хочу рассказать, зачем это надо делать.

Зачем надо играть с ребенком

Почему ребенку недостаточно того, чтобы его кормили, поили, мыли и укладывали спать. Почему малыш все время голоден для любви (раскрою секрет: дети растут от любви).

Если перестать разговаривать с ребенком, молча и бездушно выполняя «обязанности по воспитанию»,
Если стараться побыстрее положить его в кроватку, чтобы «не приучить к рукам»,
Если игнорировать плачь малыша и с первых дней заниматься сомнительной дрессурой, ребенком неизбежно овладеет синдром тяжелей физической и психической отсталости, а именно – госпитализм.

Малыш заболевает, если ему не хватает общения с родителями: физического и эмоционального контакта. В результате начинается замедляться развитие (в особенности умение ходить), ребенок плохо прибавляет в весе и мало растет. Тормозится развитие также и нервной высшей деятельности мозга. Зайдите в любой Дом малютки, где на попечении государства живут детки с рождения до трех лет (потом их переселяют в детские дома). Новорожденные лежат по боксам, с ними, конечно, общаются медсестры: но детей много, а женщин мало, всех на руках не поносишь. Впоследствии, прекрасная игровая, занятия, замечательные санитарно-гигиенические условия и полноценное питание, - все это все равно не компенсирует бедность детей на эмоции, речь и мышление воспитанников более ограниченны, по сравнению с детьми, воспитывающимися в семье. Все чаще госпитализм фиксируют и в неблагополучных семьях, где мамины объятия и улыбка являются дефицитом.

Так что, не думайте, что ваши разговоры с малышом ему не нужны, мол, он все равно ничего не понимает. Играя с ребенком, вы насыщаете его головку знаниями о мире, в который он пришел. Игра – это практика развития и большая школа жизни для малышей. Это правило, о котором уже давным-давно писал мой любимый американский педагог, детский психолог Аллан Фромм в своей книге «Азбука для родителей», цитрую: «Точно так же как взрослый человек должен работать, ребенку необходимо играть. Для него игра - то же самое, что работа для взрослых людей. И то, и другое в равной мере – плодотворны. Ошибочно думать будто игра - это только способ занять детей, чтобы он не мешали нам. И дело не только в необходимости как-то протянуть время, пока они подрастут. Игра сама по себе и полезна и продуктивна. Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете».

Какими должны быть игрушки у грудничка

Игрушки должны быть сделаны из материалов, которые останутся безопасными для малыша, даже если они попадут ему в рот (а это обязательно произойдет). А именно: качественный пластик, дерево, резина.

Игрушка не должна разваливаться спустя день-два игр, она должны быть прочной.

Если детскую комнату психологи рекомендуют оформлять в пастельных тонах, то игрушки, наоборот, должны, как говорится, «цеплять» взгляд. Хорошо, если первые игрушки вашего малыша будут основных (не смешанных) цветов: синий, желтый, красный, зеленый. Так устроен орган зрения ребенка, что именно их он первыми начинает различать.

Мобиль над головой, другие подвески, погремушка в руке: не стоит усердствовать в презентации сразу всех игрушек. Малыш от этого только перевозбудится, пользы от такого развлечения будет немного, а даже наоборот. Показываем две-три игрушки, новые демонстрируем только через четыре-пять дней. Малышу они уже неинтересны. Спустя опять же пять дней снова можно вытащить из сундука погремушки, показанные первыми. Они будут восприняты на «ура», как новые. Это правило, кстати, действует и для намного более старших детей. Не обязательно постоянно покупать игрушки, чтобы было, чем занять ребенка, достаточно разделить игрушки на две части и прятать на время с глаз долой, чтобы они вновь стали милыми сердцу малыша.

Немного отвлеклась, да ладно. Итак, для чего служат игрушки ребенку до первого дня рождения? Во-первых, малыш с их помощью развивает зрение, слух и получает тактильные ощущения. Во-вторых, благодаря игрушкам ребенок оттачивает движения рук и ног, развивает координацию. В-третьих, познает, что такое форма, цвет, размер. Конечно, у малыша при виде мяча, не будет проноситься в голове: «круглый», нет, но если ребенку мимолетно сообщать эти дополнительные сведения обо всех предметах, которые есть в доме, на улице и т.д., то к годику вы будете отличать квадратный кубик от круглого мячика.

Итак, какие игрушки нужны грудничкам?

От рождения до 3 месяцев
  • Традиционно родители дарят своему ребенку погремушку. Их может быть много. Они выполняют задачу привлечения внимания ребенка. Сначала мама тихонько потряхивает игрушкой в 15-20 см от лица ребенка, малыш пробует сфокусировать на ней взгляд, и с каждым разом это у него получается все лучше и лучше. Вскоре ребенок сам сможет схватить погремушку и обязательно попробовать ее на вкус. Хорошо, если в вашей коллекции будут погремушки контрастных цветов. Также годится все безопасное без мелких деталей, что можно сжимать и хватать.
  • Разноцветный – электронный или заводной мобиль. Надо прикрепить его к краю кровати и завести механизм: мобиль начнет движение и зазвучит музыка. В первые месяцы жизни малыша мобиль очень даже занимает ребенка, у мамы появляется возможность передохнуть в то время, как кроха смотрит за крутящимися игрушками и слушает приятную мелодию. Так развивается слух и зрение.
  • Даже новорожденному можно будет интересен воздушный шар, наполненный гелием (он прекрасно парит в воздухе). Если в семье есть старший ребенок, поручите эту миссию ему. Так вы убьете сразу двух зайцев: первенец почувствует свою значимость, ведь ему дали возможность сделать что-то для своего братика или сестренки, а младший получит лучшего друга на всю жизнь. Так, после того, как старший ребенок вдоволь наиграется и продемонстрирует все возможности шарика, привяжите его к ручке малыша. Сначала ребенок не сможет установить связь между своим движением и полетом шарика надо головой. Знание и умение манипулировать этим предметом обязательно придет, но немного позже.
  • Пока малыш не способен различать полутона и светотени, а занять его все-таки надо, в такой ситуации на помощь придет обыкновенная рожица, нарисованная лично вами обыкновенным черным фломастером. Тут не важны ваши художественные способности: главное, чтобы у лица были все черты, присущие нормальному человеку. То бишь: глаза, нос, рот. Малышу будет очень интересно рассматривать картинку, почти так же, как ваши дорогие черты. Подобный эффект имеют другие черно-белые картинки.
  • К трем месяцам малыш не просто реагирует на любые звуки, он активно ищет его источник. В это время вам очень пригодятся музыкальные игрушки: дудочки, пищалки, погремушки, колокольчики. Разговаривайте с ребенком всегда и везде: он живо интересуется не только, о чем вы там ему рассказываете, ему важна интонация, любые переходы от тихого до громкого звука. Комментируйте абсолютно все: машина едет, фен жужжит, собачка лает, телефон звонит и т.д.
  • Неваляшка, конечно, еще подождет, пока малыш ее сможет лично попробовать свалить, но, все же, ее тоже вполне можно запустить в мир ребенка. Просто раскручивайте и пытайтесь опрокинуть неваляшку до тех пор, пока это действие не надоест ребенку. Игрушка обнаруживает в ребенке желание познавать все больше и больше, также неваляшка способствует развитию зрения.
  • Очень практичную и простую игрушку вы можете сделать сами. Купите толстую, широкую резинку для волос, хорошенько пришейте к ней маленький колокольчик – все, готово. Теперь одевайте ребенку эту игрушку попеременно на оба запястья руки. Малыш будет подергивать ручками, в это время колокольчик будет звенеть: забава та еще, всем малышам нравится! Формирует координацию движений, умение сосредотачиваться на звуке.
  • У вас обязательно должны быть игрушки, выполненные из материалов различных фактур: мягкие, шершавые, скользкие и.т.д. Можно просто вкладывать ребенку в ручку кусочки разных тканей. Так у ребенка вы будете развивать тактильную чувствительность. Ощупывая поверхность различных материалов, малыш на другом уровне познает окружающий мир. Можно пошутить: наденьте на ножку ребенка носочек. Кроха обязательно потянется за ним, сначала будет пытаться снять его, а когда это получится – обязательно засунет в рот (поэтому игрушки, и все, что вы даете ребенку, надо постоянно мыть).
  • В три месяца малыш уже умеет внимательно следить за предметом. Покажите ему маленькое представление. Прямо на краю кроватки пусть с вашей помощью туда-сюда побегает какая-нибудь зверушка: зайчик или медвежонок, это неважно. Ребенок будет непременно следить за перемещением мохнатого товарища и наверняка наградит вас гулюканьем.
  • Развивающие коврики украсят будни вашего малыша. А заодно выработают у ребенка правильное отношение к кровати, где он только спит, а не играет. Таким образом, кроватка будет у него ассоциироваться со сном и отдыхом, а вот развивающий коврик – с бодрствованием и игрой. Игрушки, подвешенные на дугах коврика, настолько интересны, что могут заменить многие экземпляры, продающие отдельно и по гораздо более высокой цене. Коврик снабжен и безопасным зеркальцем, в которое малышу будет весьма интересно посмотреть на себя. Игрушки выполнены из различных материалов, в них вставлены «шуршалки» и «трещалки». Развивающий коврик будет развивать вашего ребенка незаметно и комфортно для него. Пригодится до 1 годика.

От 4 до 6 месяцев

  • Ближе к четырем месяцам детей многих начинают беспокоить прорезающиеся зубки, поэтому в коллекции игрушек должен появиться прорезыватель. Обычно их выполняют в форме различных зверей, птиц или рыбок, поэтому прорезыватель вполне можно считать еще и игрушкой. Она специально сделана так, чтобы ее можно было удобно сосать, жевать, даже грызть.
  • Мобиль не теряет своей актуальности, только вот в период от трех до шести месяцев детки становятся намного сильнее, чем прежде. Поэтому внимательно проверяйте, насколько надежно прикреплен мобиль перед тем, как запустить его для ребенка. Малыш уже спокойно дотягивается до подвешенных игрушек, поэтому плохо закрепленный мобиль грозит упасть при любом резком движении ребенка.
  • Небольшой мягкий кубик или мячик, такой, чтобы ребенок спокойно мог его захватить ладонью. Было бы вообще замечательно, если внутри игрушки будет бубенец. Тогда помимо зрительно-моторной координации, вы разовьете в своем ребенке еще и слух. Ближе к шести месяцам вы можете посадить ребенка к себе на колени и дать возможность ему уронить мячик или кубик на пол. «Бах, упал!- в тот самый день вы совершите революцию в голове у ребенка. В ближайшее время (даже если вы сами не показывали, как падают предметы), выбрасывание игрушек из кровати станет самым любимым развлечением. Это вытворяют дети всех поколений. Это же так весело!
  • В предыдущие три месяца вы уже показывали малышу, как играет дудочка, как свистит свисток, теперь, когда ребенок хорошо держит головку и может не менее десяти минут пролежать на животе, можно показать ему небольшое пианино, которое работает на батарейках. Малыш с удовольствием будет нажимать клавиши, извлекая новые звуки.
  • Никогда не устаревают и всегда актуальны обычные бусы с крупными бусинками. Их можно трясти, ощупывать, хватать, совершенствуя при этом координацию движений и получать новые тактильные ощущения. Было бы неплохо, если бусы будут сделаны из дерева, все-таки природные материал предпочтительнее пластмассы.

От 7 до 9 месяцев

  • В этом возрасте дети уже умеют сидеть, границы их возможностей расширяются. Теперь можно предложить ребенку деревянный молоточек с колышками, которые нужно забивать. Конечно, все действия вы сначала продемонстрируете сами, ребенок потихоньку будет повторять и вскоре тоже начнет попадать по игрушечным «гвоздикам». Благодаря такой работе у ребенка укрепятся мышцы рук, успешно будет развиваться моторно-зрительная координация.
  • Вот и настало время выбрасывать игрушки из кроватки, параллельно с этим хулиганством развивается мелкая моторика, слух, зрение, познавательные способности.
  • Самое время, если вы еще до сих пор не приобрели, купить малышу мягкие книжки. Пусть их будет несколько и сделаны они будут из разных материалов. Такие книжки можно при желании сделать и самим. Книги могут быть тканевые и сделанные из пластика. Они удобны во всем: если испачкаются, то быстро и легко моются, их можно жевать и не бояться испортить. С ними можно даже купаться. Научите малыша переворачивать странички, обязательно называйте, кто и что нарисовано в книге. Обычно все дети с интересом вглядываются в красочные, яркие картинки. В библиотечке вашего ребенка должны быть и обычные книги, но лучше всего, если они будут выполнены из толстого ламинированного картона. Так они прослужат дольше, и, быть может, доживут до рождения следующего вашего ребенка.
  • Ежедневные купания превратят в праздник специальные игрушки, предназначенные для игр в воде. Кораблики, уточки с утятами, губки в виде зверушек, заводные рыбки, которые надо ловить сачком и.т.д. Игрушки лучше всего давать ребенку всегда, когда он принимает ванну. Ведь это для вас гигиеническая процедура перед отходом ко сну, а для ребенка - это долгожданный праздник в конце дня, прекрасное развлечение и способ снять усталость и напряжение.
  • Игровые центры сочетают в себе несколько различных игрушек: телефон, крутящиеся шарики, движущиеся фигурки и много чего другого.
  • Удовольствие не из дешевых, но весьма увлекательно для ребенка.

От 9 до 12 месяцев

  • Пирамидку можно было приобрести и пораньше, но в 9 месяцев она должны быть уже непременно. Обязательно обратите внимание на то, как она сделана. Жизненный опыт показывает, что самая лучшая пирамидка сделана со стационарным основанием, в которое вставлен и хорошо закреплено стержень (вообще не вынимается), на который ребенок будет одевать колечки. Можно приобрести две такие пирамидки: одну деревянную, другую мягкую, кольца которой сделаны из ткани. Моторно-зрительная координация, мелкая моторика, последовательность действий, изучение цветов, - все это с успехом десятилетия подряд развивает в ребенке пирамидка.
  • Игрушки-вкладыши. Бывают в форме стаканчиков, они вкладываются один в другой, а также могут быть использованы для построения настоящей башни. Игрушки-вкладыши развивают познавательный интерес, мелкую моторику (что важно для развития речи) и, кончено, координацию движений.
  • Обычные кубики, деревянные или пластмассовые. На них могут быть нанесены цифры или буквы, впоследствии по ним можно будет изучать алфавит или счет. А пока вы будете строить, а малыш с удовольствием разрушать. А скоро он составит маленькую башенку из двух кубиков, так в вашем доме начнется эра великого строительства.
  • Игрушка Матрешка может заменить собой и куклу, и игрушку-вкладыш. Изобретенная в 19 веке, она стала народной любимицей, особенно среди детей. Состоит из двух частей, внутри каждой Матрешки находится еще одна, поменьше. Число кукол от шести до бесконечности, все зависит от высоты Матрешки. На примере этой игрушки ребенок учится понимать размер (маленькая, большая), форму, цвета, развивается речь, логика.
  • Деревянные или пластмассовые поверхности, в которых проделаны отверстия различной формы, к этим логическим игрушкам прилагаются вкладыши, подходящие по форме к отверстиям. Квадратные кубики могут пролезть только в квадратные отверстия, круглые предметы – только в круглые.
  • Игрушки-каталки снабжены колесиками и длинной ручкой. Пригодится и машина-каталка. Обратите внимание: колеса должны быть большими. Машины с маленькими колесами двигаются с трудом, ребенок нервничает, психует. Так что, лучше не продешевить и купить такую машину, которая не будет пылиться или вызывать отрицательные эмоции, а только радовать ребенка и развивать у него координацию движений. Такие машины будут интересны не только мальчикам, но и девочкам (что подтверждает пример моей дочери).
  • Потихоньку знакомьте ребенка со всеми спортивными игрушками. Хорошо, если у вас в доме есть хотя бы маленькая шведская стенка. Дети обожают залазить куда угодно и где угодно. Пусть развивают мышцы рук, координацию движений и растут здоровенькими!
  • Металлофон, синтезатор на батарейках, барабан, дудочки – развивают слух и моторно-зрительную координацию.
  • Научиться предсказывать движение предметов, развить зрение и познавательные способности поможет желоб или игровой центр, в которых по спиралевидным проволочкам вниз скатывается шарик.
  • Прыгающая лягушка, убегающая под кровать мышка – заводные игрушки никогда не надоедят малышам и способны осушить самые горькие слезки.
  • Обычная или тряпичная кукла небольшого размера с крупными чертами лица должна быть не только у девочки, но и у мальчика. Ребенок должен уметь позаботиться о кукле: покормить ее, покачать, уложить спать. Так начинается воспитание в будущем мужчине хорошего отца. На куклах хорошо обучать ребенка, как называются части тела, лица, элементы одежды.

Пальчиковые игры, а также русские народные потешки и прибаутки

Начать развивать речь ребенка можно сразу же после того, как выписали из роддома. В этом вопросе рано не бывает, бывает только поздно. Речь ребенка тесно связана с развитием его руки, специалисты называют это мелкой моторикой. Когда мы развиваем тонкое движение пальчиков, мы напрямую влияем на ту область мозга, которая отвечает за появление слогов, а потом и слов, и предложений в речи ребенка. Пока малыш не может кончиками пальцев брать бусинки или мять пластилин, мы должны активизировать необходимые зоны сами. Делать это очень просто, и опять в форме игры! Кормите малыша грудью, тихонько потрите, помассируйте кончики пальчиков ребенка, разотрите их. Как только малыш подрастет, вы можете начать играть с ним в так называемые пальчиковые игры. В них с детьми играли наши предки славяне и зафиксированы они в дошедших до нас детских потешках «Сорока белобока», «Коза рогатая», «Ладушки». Вот пример одной, называется «Семья», попеременно надо загибать и массировать пальчики от большого до мизинца: «Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, этот пальчик мама, этот пальчик мама, это пальчик Вероника (имя ребенка)».

Еще будучи беременной вы даже представить себе не могли, что сможете на ходу придумывать свои колыбельные и так нежно относиться к своему ребенку. Любовь матери, умиление, которое вызывает в ней малыш, передает народная мудрость, вложенная в потешки, прибаутки и пестушки. В старину малышу пестовали, то есть лелеяли. Вот проснулась детка, а мама уже рядышком, сидит и приговаривает:
«Потягунюшки,
Потягунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки – ходюнюшки,
А в ручки = хватунюшки,
А в роток – говорок,
А в головку – разумок!»

Погладили ребенка, расправили ему ручки, ножки, согнули-разогнули, после гимнастики нужно умыться самой и не забыть про кроху:
«Водичка, водичка, умой (имя ребенка) личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!»

Покушал малыш, отдохнул, можно ему еще один стишок рассказать:
В светлом теремочке
«Выросла (имя девочки)
Люди ее любят,
Все ее голубят».

Как играть с новорожденным ребенком

Квартира, в которой вы живете, обычна и привычна для вас, а для вашего малыша – это удивительный, непознанный мир. Узнавать, что это висит на стене и тикает – это увлекательная игра. Можно с самого рождения заранее составить маршрут вашей экскурсии по квартире, и проводить прогулку каждый день не меняя последовательность пунктов. Вот висит зеркало, скажите ему «привет», покажите, где находитесь вы, а где малыш.

Баловаться светом любят абсолютно все дети. Слезы высыхают мгновенно, как только рука ребенка оказывается на выключателе.

Для особых дней, когда у ребенка будет плохое настроение, надо приготовить волшебную коробку. Конечно, это вполне обычная коробка из-под обуви, например, но внутри нее будут богатства, как в вашем детстве. Положите туда маленький мячик, емкость из-под крема, ненужные в доме предметы, но вполне подходящие для исследования маленьким человечком. Как только наступи день «Ч», извлеките коробку и дайте ее ребенку. Он моментально успокоится и будет с энтузиазмом вытаскивать все новые и новые неизведанные предметы.

И закончить столь пространную статью хочу цитатой из любимого мною Фромма: «Ни одна игрушка, взятая в отдельности, не принесет той воспитательной пользы, о которой сообщается на ее упаковке. Это могут сделать только все игрушки сообща. Только все вместе они помогут ребенку с пользой проводить время. Кроме того, смысл игрушек не только в том, чтобы развивать у детей наблюдательность, внимание и прочие полезные качества. Игрушки еще должны просто развлекать, и не мешайте им делать это».

 


Читайте:



Божественно вкусный салат со свежей капустой, крабовыми палочками и свежим огурцом обязательно найдет своих поклонников за вашим столом Салат капуста крабовые палочки огурец яйцо

Божественно вкусный салат со свежей капустой, крабовыми палочками и свежим огурцом обязательно найдет своих поклонников за вашим столом Салат капуста крабовые палочки огурец яйцо

Рецепт салата с кукурузой, крабовыми палочками и капустой в классическом варианте рассмотрим подробно, с пошаговыми фотографиями. Далее в статье...

Тертый пирог с творогом Тертый песочный пирог с творогом рецепт

Тертый пирог с творогом Тертый песочный пирог с творогом рецепт

Тёртые пироги - очень вкусный и питательный десерт, а творог и фрукты или ягоды в его составе добавляют разнообразия и пользы для здоровья. Среди...

Приснилось, что у меня один ботинок: что это может значит

Приснилось, что у меня один ботинок: что это может значит

Если ночью привиделось что-то необычное, то обязательно стоит заглянуть в сонник. Ботинок является как раз таким символом, на который необходимо...

«Сонник Рельсы приснились, к чему снятся во сне Рельсы

«Сонник Рельсы приснились, к чему снятся во сне Рельсы

Толкование сна в соннике: Рельсовая дорога - безопасность на протяжении длите Снился сон « Рельсы » Толкование сна в соннике: К дальней...

feed-image RSS