Главная - Рецепты
Что означало политика оттепели духовной сфере. Что значит оттепель в духовной жизни. Вопрос: что означала политика "оттепели" в духовной сфере. История России. XX - начало XXI века

«Теплый ветер перемен», подувший с трибуны XX съезда КПСС в феврале 1956 г. резко изменил жизнь советских людей. Точную характеристику хрущевскому времени дал писатель Илья Григорьевич Эренбург, назвав его «оттепелью». В его романе с символическим названием «Оттепель» был поставлен целый ряд вопросов: что следует сказать о прошлом, в чем миссия интеллигенции, какими должны быть ее отношения с партией.

Во второй половине 1950-х гг. общество охватило чувство восторга от внезапной свободы, сами люди до конца не понимали этого нового и, несомненно, искреннего чувства. Особую прелесть ему придавала именно недоговоренность. Это чувство господствовало в одном из характерных фильмов тех лет – «Я шагаю по Москве»…(Никита Михалков в главной роли, это его одна из первых ролей). И гимном неясному восторгу стала песня из фильма: «Бывает все на свете хорошо, в чем дело сразу не поймешь…».

«Оттепель» отразилась, прежде всего, на литературе. Возникли новые журналы: «Юность», «Молодая гвардия», «Москва», «Наш современник». Особую роль сыграл журнал «Новый мир», возглавляемый А.Т. Твардовским. Именно здесь была опубликована повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Солженицын стал одним из «диссидентов», как их позже называли (инакомыслящих). В его сочинениях излагалась правдивая картина труда, страданий и героизма советского народа.

Началась реабилитация писателей С. Есенина, М. Булгакова, А. Ахматовой, М. Зощенко, О. Мандельштама, Б. Пильняка и др. Советские люди стали больше читать, больше думать. Именно тогда появилось утверждение о том, что СССР – самая читающая страна в мире. Стилем жизни стало массовое увлечение поэзией, выступления поэтов проходили на стадионах и в огромных залах. Пожалуй, после «серебряного века» русской поэзии интерес к ней не поднимался так высоко, как в «хрущевское десятилетие». Например, Е. Евтушенко, по свидетельствам современников, выступал 250 раз в год. Вторым кумиром читающей публики стал А. Вознесенский.

Стал приоткрываться «железный занавес» перед западом. В журналах начали публиковаться произведения зарубежных писателей Э. Хемингуэя, Э.-М. Ремарка, Т. Драйзера, Дж. Лондона и др. (Э. Золя, В. Гюго, О. де Бальзака, С. Цвейга).

Ремарк и Хемингуэй повлияли не только на умы, но и на образ жизнь некоторых групп населения, прежде всего молодежи, которые пытались копировать западную моду, манеры поведения. Строчки из песни: «… Носил он брюки узкие, читал Хемингуэя…». Это образ стиляги: молодой человек в узких брюках, в длинноносых ботинках изогнулся в странной вычурной позе, подражая западному рок-н-роллу, твисту, шейку и др.


Процесс «оттепели», либерализации литературы не был однозначным, и это было характерно для всей жизни общества хрущевского времени. Остались под запретом такие писатели, как Б. Пастернак (за роман «Доктор Живаго), В.Д. Дудинцев («Не хлебом единым»), Д. Гранин, А. Вознесенский, И. Эренбург, В.П. Некрасов. Нападки на писателей были связаны не столько с критикой их произведений, сколько с изменением политической ситуации, т.е. со сворачиванием политических и общественных свобод. В конце 1950-х гг. начался закат «оттепели» во всех сферах жизни общества. В среде интеллигенции все громче звучали голоса против политики Н.С. Хрущева.

Борис Пастернак долгие годы работал над романом о революции и гражданской войне. Стихи из этого романа были напечатаны еще в 1947 г. Но сам роман ему не удавалось напечатать, т.к. цензоры усматривали в нем отступление от «социалистического реализма». Рукопись «Доктор Живаго» попала за границу и была напечатан в Италии. В 1958 г. Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе за этот не напечатанный в СССР роман. Это вызвало однозначное осуждение со стороны Хрущева и партии. Развернулась кампания бичевания Пастернака. Его исключили из Союза писателей. Практически все писатели были вынуждены присоединиться к этой кампании, подвергая Пастернака оскорблениям. Шельмования Пастернака отразило попытки партии сохранить полный контроль над обществом, не допуская никакого инакомыслия. Сам Пастернак в эти дни написал стихотворение, ставшее известным годы спустя:

Что же посмел я намаракать,

Пакостник я и злодей?

Я весь мир заставил плакать над красой земли моей.

Общество хрущевского периода заметно изменилось. Люди чаще стали ходить в гости, они «соскучились по общению, соскучились по возможности говорить громко обо всем, что тревожило». После 10-тий страха, когда разговоры даже в узком и, казалось, доверительном кругу могли кончиться и кончались лагерями и расстрелами, появилась возможность поговорить и пообщаться. Новым явлением стали горячие споры на рабочем месте после окончания рабочего дня, в небольших кафе. «… Кафе стали на манер аквариумов – со стеклянными стенами всем на обозрение. И вместо солидных… [названий] страну усыпали легкомысленные «Улыбки», «Минутки», «Ветерки». В «стекляшках» говорили о политике и искусстве, спорте и сердечных делах. Организованные формы принимало общение и во дворцах и домах культуры, количество которых возросло. Устные журналы, диспуты, обсуждение литературных произведений, кинокартин и спектаклей – эти формы общения заметно оживились по сравнению с предшествующими годами, да и высказывания участников отличались определенной долей свободы. Стали возникать «объединения по интересам» – клубы филателистов, аквалангистов, книголюбов, цветоводов, любителей песни, джазовой музыки, и т.д.

Самыми необычными для советского времени были клубы интернациональной дружбы, тоже детища «оттепели». В 1957 г. в Москве прошел VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Он привел к установлению дружеских контактов между молодежью СССР и других стран. С 1958 г. стали праздновать День советской молодежи.

Характерным штрихом «хрущевской оттепели» стало развитие сатиры. Восторженно публика принимала выступления клоунов Олега Попова, Тарапуньки и Штепселя, Аркадия Райкина, М.В. Мироновой и А.С. Менакера, П.В. Рудакова и В.П. Нечаева. Страна взахлеб повторяла райкинские словечки «Уже смеюсь!», и «Бу’сделано!».

В быт людей входило телевидение. Телевизоры были редкостью, их смотрели вместе с друзьями, знакомыми, соседями, оживленно обсуждали передачи. Неимоверную популярность снискала игра КВН, появившаяся в 1961 г. Сама эта игра в 1960-е гг. приобрела характер всеобщей эпидемии. В КВН играли все и всюду: школьники младших и старших классов, учащиеся техникумов и студентов, рабочие и служащие; в школах и красных уголках общежитий, в студенческих клубах и дворцах культуры, в домах отдыха и санаториях.

В киноискусстве была снята установка на съемку только безусловных шедевров. В 1951 г. особо заметен стал застой в кино – за год сняли всего 6 художественных полнометражных лент. В дальнейшем на экранах начали появляться новые талантливые актеры. Зрители познакомились с такими выдающимися работами как «Тихий Дон», «Летят журавли», «Дом, в котором я живу», «Идиот» и др. В 1958 г. киностудии выпустили 102 худож. фильма Карнавальная ночь» с И.И. Ильинским и Л.М. Гурченко, «Человек-амфибия» с А. Вертинской, «Гусарская баллада» с Ю.В. Яковлевым и Л.И. Голубкиной, «Пес Барбос и необычайный кросс» и «Самогонщики» Л.И. Гайдая). Была заложена высокая традиция интеллектуального кино, которая была подхвачена в 1960–1970-е гг. Многие мастера отечественного кинематографа получили широкое международное признание (Г. Чухрай, М. Калатазов, С. Бондарчук, А. Тарковский, Н. Михалков и др.).

В кинотеатрах стали показывать польские, итальянские (Федерико Феллини), французские, немецкие, индийские, венгерские, египетские фильмы. Для советских людей это был глоток новой свежей западной жизни.

Общий подход к культурной среде был противоречивым: он отличался прежним стремлением поставить ее на службу административно-командной идеологии. Сам Хрущев стремился привлечь на свою сторону широкие круги интеллигенции, но рассматривал ее в качестве «автоматчиков партии», о чем прямо сказал в одном из своих выступлений (т.е. интеллигенция должна была работать на нужды партии). Уже с конца 1950-х гг. начал усиливаться контроль партаппарата за деятельностью художественной интеллигенции. На встречах с ее представителями Хрущев по-отечески наставлял писателей и художников, говорил им, как нужно работать. Хотя сам он слабо разбирался в вопросах культуры, имел средние вкусы. Все это рождало недоверие к политике партии в области культуры.

Усилились оппозиционные настроения, прежде всего в среде интеллигенции. Представители оппозиции считали необходимой проведение более решительной десталинизации, чем ее предусматривали власти. Партия не могла не реагировать на публичные выступления оппозиционеров: к ним применялись «мягкие репрессии» (исключение из партии, увольнение с работы, лишение столичной прописки и др.).

"Оттепель" - так назвал хрущевское время, наступившее после долгой и суровой сталинской "зимы", известный писатель И. Оренбург в одноименном произведении, и именно так символично обозначился в сознании людей период послесталинского развития, ознаменовавшийся серьезными переменами в духовной жизни (рис. 21.8).

Рис. 21.8

Литература. Идеологическое давление на литературу и искусство было ослаблено. Общество получило глоток свободы. Появились новые произведения. Реальные противоречия советского общества стремились показать Д. Гранин в романах "Искатели" и "Иду на грозу", В. Дудинцев - в романе "Не хлебом единым".

В период "оттепели" началось творчество таких известных писателей и поэтов, как В. Астафьев, Ч. Айтматов, Т. Бакланов, Ю. Бондарев, В. Войнович, А. Вознесенский и др.

Возникли новые литературно-художественные журналы: "Юность", "Молодая гвардия", "Москва", "Наш современник", "Иностранная литература".

Однако одновременно партийное руководство следило за тем, чтобы литературный процесс был контролируемым и не выходил за определенные рамки. "Дело Пастернака" наглядным образом показало пределы десталинизации в отношениях между властью и интеллигенцией. Писатель, получивший за роман "Доктор Живаго" в 1958 г. Нобелевскую премию, был исключен из Союза писателей, ошельмован и подвергнут опале. За идеологическую сомнительность и формализм неоднократно подвергались проработкам А. Вознесенский, Д. Гранин, В. Дудиицев, Е. Евтушенко,

Э. Неизвестный, Б. Окуджава, В. Быков, М. Хуциев и многие другие видные представители творческой интеллигенции.

Наука. В науке приоритетами были атомная энергетика и ракетостроение (рис. 21.9). Началось мирное применение атома. В 1954 г. была введена

Рис. 21.9

в строй первая в мире атомная электростанция, а через три года спущен на воду атомный ледокол "Лепин". Впечатляли и успехи в освоении космоса: 4 октября 1957 г. был успешно запущен первый искусственный спутник Земли, а 12 апреля 1961 г. состоялся первый полет человека в космос. Ю. А. Гагарин, облетев Землю за 1 ч 48 мин, открыл человечеству путь в космическое пространство. Руководил отечественной космической программой академик С. II. Королев.

Выдающиеся достижения ученых в естественно-научных сферах были отмечены мировым сообществом. В 1956 г. Нобелевскую премию по химии за создание теории цепных реакций получил Н. Н. Семенов, в 1958 г. лауреатами этой премии стали физики П. А. Черенков, И. М. Франк и И. Е. Тамм. В 1962 г. Нобелевскую премию получил физик-теоретик Л. Д. Ландау за создание теории конденсированной материи (в особенности жидкого гелия), а в 1964 г. - физики Н. Г. Басов и А. М. Прохоров за фундаментальные работы в области квантовой электроники.

Образование. Хрущевские реформы затронули также и образовательную сферу (рис. 21.10). В целях сближения умственного и физического труда, для соединения образования и производства была задумана

Рис. 21.10

и с 1958 г. начала осуществляться реформа в сфере образования. Вместо обязательного семилетнего обучения и полного десятилетнего образования создавалась обязательная восьмилетняя политехническая школа. Среднее образование молодежь теперь получала либо через школу рабочей (сельской) молодежи без отрыва от производства, либо через техникумы, работавшие на базе восьмилетки, или через среднюю трехгодичную трудовую общеобразовательную школу с производственным обучением. Для желающих получить высшее образование вводился обязательный производственный стаж. Реформа временно обеспечила бесперебойный поток рабочей силы на производство, но породила еще более сложные социальные проблемы: возросла текучесть кадров, катастрофически низким оказался уровень трудовой и технологической дисциплины молодых и т.п.

В августе 1964 г. происходит корректировка реформы и восстановление в средней школе двухлетнего срока обучения на базе восьмилетки. Полная средняя школа вновь стала десятилетней.

Конец "оттепели"

Характеризуя реформы Н. С. Хрущева в целом, необходимо отметить их отличительные особенности:

  • - реформы проводились в рамках административно-командной, мобилизационной системы и не могли выйти за ее рамки:
  • - преобразования подчас носили импульсивный и непродуманный характер, что приводило не к улучшению состояния в тех или иных сферах, а наоборот, иногда запутывало и усугубляло положение.

К 1964 г. сводки, присылаемые Комитетом государственной безопасности (далее - КГБ), партийными организациями и просто людьми в высшие партийные и государственные инстанции, свидетельствовали о росте недовольства в стране (рис. 21.11).

Вот одно из писем-обращений:

"Никита Сергеевич!

Вас уважают в народе, потому обращаюсь к Вам...

У нас громадные достижения в общегосударственном масштабе. Мы сердечно рады тем изменениям, которые произошли после марта 1953 г. Но пока все мы живем только для будущего, но не для себя.

Всем должно быть понятно, что одним энтузиазмом нс проживешь. Улучшение материальной жизни нашего народа совершенно необходимо. Решение этого вопроса нельзя откладывать...

Люди живут плохо, и состояние умов не в нашу пользу. С продовольствием по всей стране очень туго...

Мы, Россия, везем мясо из Новой Зеландии! Посмотрите на колхозные дворы, на дворы отдельных колхозников - разорение...

Давайте проведем настоящие выборы. Давайте выбирать всех людей, которых выдвигает масса, а не списки, спущенные сверху...

С глубоким уважением к Вам и верой в Вашу преданность пароду,

М. Николаева, учительница".

Горожане были недовольны повышением цен на продовольствие и фактическим его нормированием, селяне - стремлением избавить их от живности и урезать их приусадебные участки, верующие - новой волной закрытия храмов и молельных домов, творческая интеллигенция - разносами

и угрозами выслать из страны, военные - обвальным сокращением вооруженных сил, чиновники партийно-государственного аппарата - постоянной перетряской кадров и непродуманными реорганизациями.

Рис. 21.11

Отстранение Н. С. Хрущева от власти явилось результатом заговора высших партийно-государственных руководителей. Главную роль в его подготовке сыграли председатель Комитета партийного контроля и секретарь ЦК КПСС Л. Н. Шелепин, руководитель КГБ В. Л. Семичастный, секретарь ЦК КПСС М. А. Суслов и др.

Пока в сентябре 1964 г. Н. С. Хрущев отдыхал на Черноморском побережье Кавказа, заговорщики подготовили его смещение. Он был вызван на Пленум ЦК партии в Москву, где противники потребовали его отставки с поста Первого секретаря. Н. С. Хрущев был снят 14 октября 1964 г. и не стал бороться за власть. Смещение произошло посредством простого голосования, без арестов и репрессий, что можно считать главным итогом хрущевского десятилетия. Десталинизация раскачала общество, сделала

атмосферу в нем более свободной, и известие об отставке Н. С. Хрущева было встречено спокойно и даже с некоторым одобрением.

5 марта 1953 г. Умер Сталин. Со смертью Сталина закончилась целая эпоха в жизни страны. Наследники Сталина, пришедшие к власти после его смерти, с одной стороны, понимали, что сохранение или упрочение системы невозможно и даже гибельно, но, с другой стороны, были готовы отказаться лишь от некоторых наиболее одиозных ее элементов (культа личности вождя, массового террора и репрессий, полного подавления товарно-денежных отношений и пр.). Первыми с предложениями о частичной реабилитации заключенных, пересмотре основ внешней политики, корректировке аграрной политики выступили Г. М. Маленков, ставший Председателем Совета Министров СССР после смерти Сталина, и Л. П. Берия, с конца 30-х гг. руководивший карательной системой. В июле 1953 г. Берия был арестован и вскоре расстрелян. Набиравший силу Первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев сумел к 1955 г. добиться победы над главным конкурентом - Маленковым. К этому времени из тюрем и лагерей были освобождены десятки тысяч человек, реабилитированы жертвы «дела врачей», «ленинградского дела», военачальники, осужденные после Великой Отечественной войны. Преобразования были обещаны сельскому хозяйству: подняты закупочные цены, списаны долги, увеличены капиталовложения в колхозную экономику, снижены налоги на личное подсобное хозяйство и разрешено увеличить его размеры в пять раз. Началось освоение целинных и залежных земель в Казахстане и Западной Сибири (1954).

25 февраля 1956 г. на закрытом заседании XX съезда КПСС с докладом «О культе личности и его последствиях» выступил Н. С. Хрущев. В докладе приводилось ленинское «завещание» («Письмо к съезду»), с критикой Сталина, рассказывалось о расстреле подавляющего большинства делегатов XVII съезда, о поведении Сталина в первые дни войны, о репрессиях 40-х гг. и о многом другом.

Доклад Хрущева носил обличительный характер и произвел сильнейшее впечатление на делегатов съезда. До народа содержание доклада решено было не доводить, ограничились чтением его на собраниях партийных активов. Однако через несколько дней после съезда полный текст доклада Хрущева «О культе личности и его последствиях» появился в зарубежных газетах и был передан западными радиостанциями. В нашей стране доклад Хрущева был опубликован только в 1989 г.

После XX съезда процесс десталинизации пошел быстрее. Из лагерей были освобождены многие политические заключенные, с учета сняты многие категории спецпоселенцев. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление, улучшавшее правовое положение бывших советских военнопленных. В 1957 г. восстановлены: Калмыцкая, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Чечено-Ингушская автономные республики. Происходило оздоровление нравственного климата создавались благоприятные условия для развития науки и культуры, что позволило публицистам определить этот период советской истории как «оттепель». Было восстановлено доброе имя многих деятелей науки и искусства, стали издаваться находившиеся под запретом произведения А. А. Ахматовой, М. М. Зощенко, С. А. Есенина.

Во второй половине 50-х гг. значительно расширились международные культурные связи: в СССР проходили фестивали зарубежных фильмов, театральные гастроли, выставки зарубежного изобразительного искусства. В 1957 г. в Москве состоялся Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Советские деятели науки и культуры стали снова бывать за границей. В Москве и Ленинграде возникают неформальные кружки студенческой молодежи, участники которых стремились глубже осмыслить политический механизм советской системы. В Москве молодежь стала собираться у памятника В. В. Маяковскому, установленного в 1958 г Участники этих встреч читали свои стихи, прозу, вели политические дискуссии. Именно из студенческой среды вышли те, кого позже стали называть диссидентами.

В 1959 г. был принят новый устав КПСС, в котором впервые говорилось о возможности внутрипартийных дискуссий, обновлении кадров и пр. В 1961 г XXII съезд КПСС, приняв новую программу партии -«программу строительства коммунизма», принял постановление о перезахоронении тела Сталина на Красной площади и об активизации борьбы с культом личности. Из партии были исключены Молотов, Каганович и др. Наконец, в 1962 г. Хрущев предложил приступит к разработке проекта новой Конституции.

Отходом от сталинской модели являлась и социальная политика, проводимая Хрущевым: на колхозников была распространена паспортная система, упорядочено пенсионное обеспечение, развернуто массовое жилищное строительство, началось расселение коммунальных квартир.

Однако десталинизация не была последовательной. В промышленной политике Хрущев придерживался курса на приоритетное развитие тяжелой и оборонной промышленности, сохранял командные методы управления. В аграрной сфере в 1958-1959 гг. произошло возвращение к административным методам управления. Знаменитая кампания по насильственному внедрению кукурузы, реорганизация машинно-тракторных станций, борьба против личных подсобных хозяйств были проявлениями директивного стиля руководства и нанесли колоссальный вред сельскому хозяйству. Последствиями непродуманных решений стали трудности со снабжением городов продовольствием и хлебом, начались закупки зерна за рубежом (1963). Произошло повышение розничных цен на продукты. Вызванные этим волнения в Новочеркасске были подавлены силой (участники демонстрации протеста расстреляны).

Непоследовательным был курс на десталинизацию в сфере культуры, идеологии, духовной жизни. «Оттепель» воспринималась с опаской, в ней видели нежелательное «брожение умов», «подрыв основ». Вот почему была развернута идеологическая кампания против Б. Л. Пастернака, опубликовавшего за рубежом роман «Доктор Живаго», высмеяны художники-абстракционисты, раскритикованы писатели и поэты, пытавшиеся отойти от устаревших догм. «В культуре я сталинист», - говорил сам Хрущев. Но в то же время именно он дал разрешение на публикацию повести А, И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», направленной против сталинизма.

Хрущев был освобожден от должности Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР на Пленуме ЦК в октябре 1964 г. Тоталитарная система, унаследованная от времен правления Сталина, претерпела некоторые изменения, но по существу не изменилась. Духовная я культурная жизнь общества в период хрущевской “оттепели” носила противоречивый характер. С одной стороны, процесс обновления, либерализации в политике не мог не вызвать оживления культуры, ослабления идеологического контроля, подъема науки и образования. С другой - общий подход к культурной сфере отличался прежним стремлением поставить ее на службу официальной идеологии. Все-же, особенно до начала 1960-х гг., наблюдалось духовное возрождение творческой интеллигенции. Духовным центром шестидесятников стал журнал “Новый мир”, который возглавлял А. Т. Твардовский. В Москве начал работать театр “Современник” под руководством О. Н. Ефремова. Многие писатели, артисты, ученые смогли побывать за границей. Стали выходить в свет мемуары советских военачальников: в прежние годы никто из государственных и военных деятелей не решался даже записывать свои воспоминания. В исторической науке наблюдался отход от догм “Краткого курса истории ВКП(б)”, пересматривалась роль Сталина в истории Советского государства. Начали издаваться новые журналы “Юность”, “Москва”, “Наш современник”, “Молодая гвардия”, “История СССР”, “Новая и новейшая история”, “Культура и жизнь”, альманахи и газеты. Создавались новые творческие союзы. В 1958 г. было принято постановление ЦК КПСС “О исправлении ошибок в оценке опер “Великая дружба”, “Богдан Хмельницкий”, “От всего сердца”. Приметой времени стала реабилитация части деятелей культуры, осужденных при Сталине. Публиковались запрещенные стихи С. А..Есенина, Д. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, рассказы М. М. Зощенко и др. В период “оттепели” впервые заявили о себе Ф. А. Абрамов, В. П. Астафьев, Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественский, А. А. Вознесенский, Б. А. Ахмадулина, В. П. Аксенов и др. Однако противоречивость культурной политики давала себя знать. Некоторые произведения литературы и искусства принимались Н. С. Хрущевым, его советниками и рядом деятелей культуры в штыки (романы В. Д. Дудинцева “Не хлебом единым”, Б. Л. Пастернака “Доктор Живаго”, фильм М. М. Хуциева “Застава Ильича” и др.). В опалу незаслуженно попали талантливые живописцы Э. Белютин, Б. Жутовский, скульптор Э. Неизвестный. Значительные достижения имелись в развитии науки и техники, особенно в космонавтике (запуск искусственного спутника; полет Ю. А. Гагарина; успехи в ракетостроении). В Дубне был создан крупный международный исследовательский центр - Объединенный институт ядерных исследований. Большое внимание уделялось среднему и высшему образованию: была отменена плата за обучение в вузах, техникумах и старших классах средней школы; вместо семилетнего вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование. Увеличилось число вузов и научных учреждений. Начавшаяся в 1958 г. реформа общеобразовательной школы (одиннадцатилетка вместо десятилетки) с акцентом на производственное обучение и профессиональную подготовку учащихся не была научно обоснована. В 1964 г. от нее отказались. В целом же духовное раскрепощение советских людей в рассматриваемый период не было и не могло быть полным. В начале 1960-х гг. произошло усиление идеологического диктата в области литературы и искусства, проявилась нетерпимость к инакомыслию. На эти годы приходится начало диссидентского движения.

Образование

Что означала политика оттепели в духовной сфере? Возрождение культуры в 50-60-х годах

9 сентября 2015

Пятого марта 1953 года произошло событие, радикально поменявшее курс внешней и внутренней политики СССР. Умер И. Сталин. К этому времени репрессивные методы управления страной уже исчерпали себя, поэтому ставленники сталинского курса в срочном порядке должны были провести некоторые реформы, направленные на оптимизацию экономики и осуществление социальных трансформаций. Это время получило название оттепели. Что означала политика оттепели в духовной сфере, какие новые имена появились в культурной жизни страны, можно прочесть в данной статье.

ХХ съезд КПСС

В 1955 году, после отставки Маленкова, главой Советского Союза становится Никита Сергеевич Хрущев. В феврале 1956 года, на ХХ съезде КПСС, прозвучало его знаменитое выступление о культе личности. После этого авторитет нового вождя заметно укрепился, несмотря на сопротивление сталинских ставленников.

ХХ съезд дал старт различным реформаторским начинаниям в нашей стране, возродив процесс культурной реформации общества. Что означала политика оттепели в духовной и литературной жизни людей, можно узнать из новых книг и романов, публикуемых в то время.

Политика оттепели в литературе

В 1957 году за рубежом выходит публикация знаменитого произведения Б. Пастернака «Доктор Живаго». Несмотря на то что данное произведение было запрещено, оно расходилось огромными тиражами в самиздатных копиях, выполненных на старых пишущих машинках. Такая же судьба постигала произведения М. Булгакова, В. Гроссмана и других литераторов того времени.

Показательной является публикация знаменитого произведения А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Повесть, в которой описываются страшные будни сталинского лагеря, главный политолог Суслов отклонил сразу. Но редактор журнала «Новый Мир» смог показать повесть Солженицына лично Н. С. Хрущеву, после чего было дано разрешение на публикацию.

Произведения, разоблачающие сталинские репрессии, находили своего читателя.

Возможность донести свои мысли до читателей, публиковать свои произведения вопреки цензуре и органам власти - вот что означала политика оттепели в духовной сфере и литературе того времени.

Возрождение театра и кино

В 50-60-х годах театр переживает свое второе рождение. О том, что означала политика оттепели в духовной сфере и театральном искусстве, лучше всего расскажет репертуар передовых сцен середины века. Ушли в небытие постановки о рабочих и колхозниках, на сцену возвращается классический репертуар и произведения 20-х годов ХХ века. Но по-прежнему в театре доминировал командный стиль работы, а административные должности занимались некомпетентными и малограмотными чиновниками. Из-за этого многие спектакли так и не увидели своего зрителя: пьесы Мейерхольда, Вампилова и многих других так и остались лежать под сукном.

Оттепель благотворно отразилась на киноискусстве. Многие фильмы того времени стали известны далеко за пределами нашей страны. Такие работы, как «Летят журавли», «Иваново детство», завоевали престижнейшие международные награды. Советское киноискусство вернуло нашей стране статус кинодержавы, который был утрачен еще со времен Эйзенштейна.

Религиозные гонения

Уменьшение политического давления на различные стороны жизни людей не коснулось религиозной политики государства. Гонения на духовных и религиозных деятелей усилились. Инициатором антирелигиозной компании был сам Хрущев. Вместо физического уничтожения верующих и религиозных деятелей различных конфессий применялась практика публичного высмеивания и развенчивания религиозных предрассудков. В основном все, что означала политика оттепели в духовной жизни верующих, сводилось к «перевоспитанию» и осуждению.

Итоги

К сожалению, период культурного расцвета продлился недолго. Окончательную точку в оттепели поставило знаковое событие 1962 года - разгром художественной выставки на Манеже. Несмотря на сворачивание свобод в Советском Союзе, возвращение к темным сталинским временам не состоялось. То, что означала политика оттепели в духовной сфере каждого гражданина, можно описать ощущением ветра перемен, уменьшением роли массового сознания и обращением к человеку как к отдельной личности, имеющей право на собственные взгляды.


Источник: fb.ru

Актуально

Разное
Разное

«Теплый ветер перемен», подувший с трибуны XX съезда КПСС в феврале 1956 г. резко изменил жизнь советских людей. Точную характеристику хрущевскому времени дал писатель Илья Григорьевич Эренбург, назвав его «оттепелью». В его романе с символическим названием «Оттепель» был поставлен целый ряд вопросов: что следует сказать о прошлом, в чем миссия интеллигенции, какими должны быть ее отношения с партией.

Во второй половине 1950-х гг. общество охватило чувство восторга от внезапной свободы, сами люди до конца не понимали этого нового и, несомненно, искреннего чувства. Особую прелесть ему придавала именно недоговоренность. Это чувство господствовало в одном из характерных фильмов тех лет – «Я шагаю по Москве»…(Никита Михалков в главной роли, это его одна из первых ролей). И гимном неясному восторгу стала песня из фильма: «Бывает все на свете хорошо, в чем дело сразу не поймешь…».

«Оттепель» отразилась, прежде всего, на литературе. Возникли новые журналы: «Юность», «Молодая гвардия», «Москва», «Наш современник». Особую роль сыграл журнал «Новый мир», возглавляемый А.Т. Твардовским. Именно здесь была опубликована повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Солженицын стал одним из «диссидентов», как их позже называли (инакомыслящих). В его сочинениях излагалась правдивая картина труда, страданий и героизма советского народа.

Началась реабилитация писателей С. Есенина, М. Булгакова, А. Ахматовой, М. Зощенко, О. Мандельштама, Б. Пильняка и др. Советские люди стали больше читать, больше думать. Именно тогда появилось утверждение о том, что СССР – самая читающая страна в мире. Стилем жизни стало массовое увлечение поэзией, выступления поэтов проходили на стадионах и в огромных залах. Пожалуй, после «серебряного века» русской поэзии интерес к ней не поднимался так высоко, как в «хрущевское десятилетие». Например, Е. Евтушенко, по свидетельствам современников, выступал 250 раз в год. Вторым кумиром читающей публики стал А. Вознесенский.

Стал приоткрываться «железный занавес» перед западом. В журналах начали публиковаться произведения зарубежных писателей Э. Хемингуэя, Э.-М. Ремарка, Т. Драйзера, Дж. Лондона и др. (Э. Золя, В. Гюго, О. де Бальзака, С. Цвейга).



Ремарк и Хемингуэй повлияли не только на умы, но и на образ жизнь некоторых групп населения, прежде всего молодежи, которые пытались копировать западную моду, манеры поведения. Строчки из песни: «… Носил он брюки узкие, читал Хемингуэя…». Это образ стиляги: молодой человек в узких брюках, в длинноносых ботинках изогнулся в странной вычурной позе, подражая западному рок-н-роллу, твисту, шейку и др.

Процесс «оттепели», либерализации литературы не был однозначным, и это было характерно для всей жизни общества хрущевского времени. Остались под запретом такие писатели, как Б. Пастернак (за роман «Доктор Живаго), В.Д. Дудинцев («Не хлебом единым»), Д. Гранин, А. Вознесенский, И. Эренбург, В.П. Некрасов. Нападки на писателей были связаны не столько с критикой их произведений, сколько с изменением политической ситуации, т.е. со сворачиванием политических и общественных свобод. В конце 1950-х гг. начался закат «оттепели» во всех сферах жизни общества. В среде интеллигенции все громче звучали голоса против политики Н.С. Хрущева.

Борис Пастернак долгие годы работал над романом о революции и гражданской войне. Стихи из этого романа были напечатаны еще в 1947 г. Но сам роман ему не удавалось напечатать, т.к. цензоры усматривали в нем отступление от «социалистического реализма». Рукопись «Доктор Живаго» попала за границу и была напечатан в Италии. В 1958 г. Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе за этот не напечатанный в СССР роман. Это вызвало однозначное осуждение со стороны Хрущева и партии. Развернулась кампания бичевания Пастернака. Его исключили из Союза писателей. Практически все писатели были вынуждены присоединиться к этой кампании, подвергая Пастернака оскорблениям. Шельмования Пастернака отразило попытки партии сохранить полный контроль над обществом, не допуская никакого инакомыслия. Сам Пастернак в эти дни написал стихотворение, ставшее известным годы спустя:

Что же посмел я намаракать,

Пакостник я и злодей?

Я весь мир заставил плакать над красой земли моей.

Общество хрущевского периода заметно изменилось. Люди чаще стали ходить в гости, они «соскучились по общению, соскучились по возможности говорить громко обо всем, что тревожило». После 10-тий страха, когда разговоры даже в узком и, казалось, доверительном кругу могли кончиться и кончались лагерями и расстрелами, появилась возможность поговорить и пообщаться. Новым явлением стали горячие споры на рабочем месте после окончания рабочего дня, в небольших кафе. «… Кафе стали на манер аквариумов – со стеклянными стенами всем на обозрение. И вместо солидных… [названий] страну усыпали легкомысленные «Улыбки», «Минутки», «Ветерки». В «стекляшках» говорили о политике и искусстве, спорте и сердечных делах. Организованные формы принимало общение и во дворцах и домах культуры, количество которых возросло. Устные журналы, диспуты, обсуждение литературных произведений, кинокартин и спектаклей – эти формы общения заметно оживились по сравнению с предшествующими годами, да и высказывания участников отличались определенной долей свободы. Стали возникать «объединения по интересам» – клубы филателистов, аквалангистов, книголюбов, цветоводов, любителей песни, джазовой музыки, и т.д.

Самыми необычными для советского времени были клубы интернациональной дружбы, тоже детища «оттепели». В 1957 г. в Москве прошел VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Он привел к установлению дружеских контактов между молодежью СССР и других стран. С другой стороны это было выгодно для власти, т.к. появилась возможность пропаганды советского общества за границей. Так, в одной газете писали: «Клуб готовит большую фотовыставку «Ленинград» в подарок голландским молодым коммунистам и обществу дружбы «Нидерланды–СССР»… подбираются фотографии как исторических памятников архитектуры нашего города, так и нового крупнопанельного жилищного строительства».

Характерным штрихом «хрущевской оттепели» стала всеобщая восторженность – реакция на внезапную свободу. Восторженно публика принимала выступления клоунов Тарапуньки и Штепселя, Аркадия Райкина (М.В. Мироновой и А.С. Менакера, П.В. Рудакова и В.П. Нечаева). Страна взахлеб повторяла райкинские словечки «Уже смеюсь!», и «Бу’сделано!».

В быт людей входило телевидение. Телевизоры были редкостью, их смотрели вместе с друзьями, знакомыми, соседями, оживленно обсуждали передачи. Неимоверную популярность снискала игра КВН, появившаяся в 1961 г. Сама эта игра в 1960-е гг. приобрела характер всеобщей эпидемии. В КВН играли все и всюду: школьники младших и старших классов, учащиеся техникумов и студентов, рабочие и служащие; в школах и красных уголках общежитий, в студенческих клубах и дворцах культуры, в домах отдыха и санаториях.

В киноискусстве была снята установка на съемку только безусловных шедевров. В 1951 г. особо заметен стал застой в кино – за год сняли всего 6 художественных полнометражных лент. В дальнейшем на экранах начали появляться новые талантливые актеры. Зрители познакомились с такими выдающимися работами как «Тихий Дон», «Летят журавли», «Дом, в котором я живу», «Идиот» и др. В 1958 г. киностудии выпустили 102 худож. фильма («Карнавальная ночь» с И.И. Ильинским и Л.М. Гурченко, «Человек-амфибия» с А. Вертинской, «Гусарская баллада» с Ю.В. Яковлевым и Л.И. Голубкиной, «Пес Барбос и необычайный кросс» и «Самогонщики» Л.И. Гайдая). Была заложена высокая традиция интеллектуального кино, которая была подхвачена в 1960–1970-е гг. Многие мастера отечественного кинематографа получили широкое международное признание (Г. Чухрай, М. Калатазов, С. Бондарчук, А. Тарковский, Н. Михалков и др.).

В кинотеатрах стали показывать польские, итальянские (Федерико Феллини), французские, немецкие, индийские, венгерские, египетские фильмы. Для советских людей это был глоток новой свежей западной жизни.

Общий подход к культурной среде был противоречивым: он отличался прежним стремлением поставить ее на службу административно-командной идеологии. Сам Хрущев стремился привлечь на свою сторону широкие круги интеллигенции, но рассматривал ее в качестве «автоматчиков партии», о чем прямо сказал в одном из своих выступлений (т.е. интеллигенция должна была работать на нужды партии). Уже с конца 1950-х гг. начал усиливаться контроль партаппарата за деятельностью художественной интеллигенции. На встречах с ее представителями Хрущев по-отечески наставлял писателей и художников, говорил им, как нужно работать. Хотя сам он слабо разбирался в вопросах культуры, имел средние вкусы. Все это рождало недоверие к политике партии в области культуры.

Усилились оппозиционные настроения, прежде всего в среде интеллигенции. Представители оппозиции считали необходимой проведение более решительной десталинизации, чем ее предусматривали власти. Партия не могла не реагировать на публичные выступления оппозиционеров: к ним применялись «мягкие репрессии» (исключение из партии, увольнение с работы, лишение столичной прописки и др.).

 


Читайте:



Трагедия Хрущева: смерть сына и большая политика

Трагедия Хрущева: смерть сына и большая политика

Правление Хрущёва (1953-1964) - единственный период в советской истории, который люди вспоминают добрыми словами. Герой статьи - сын Хрущёва...

Святые великомученики никита и евстафий

Святые великомученики никита и евстафий

По Своей великой милости Господь призвал его к вере христианской. Он явился Плакиде во время охоты в образе оленя, между рогами которого блистал...

Патриарх варфоломей запомнится как учинитель раскола Патриарх вызвавший раскол 5

Патриарх варфоломей запомнится как учинитель раскола Патриарх вызвавший раскол 5

«Принятие в общение раскольников», «посягательство на чужие канонические уделы», «попытка отречься от собственных исторических решений и...

Святые никита и евстафий

Святые никита и евстафий

СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИК ЕВСТАФИЙ ПЛАКИДА Святой великомученик Евстафий до Крещения носил имя Плакида. Он был военачальником при императорах Тите...

feed-image RSS