Главная - Дела семейные
Что происходит с душой после смерти человека. Что после смерти? Куда попадает душа после смерти человека? Есть ли жизнь после смерти

Смерть несет в себе отпечаток таинственности, ужаса и мистичности. А у некоторых - брезгливости. Действительно, то, что происходит с человеком после смерти, а в частности, с его телом - является малоприятным зрелищем. Человеку сложно смириться с тем, что он сам, а также его любимые рано или поздно навсегда прекратят свое существование. И все, что от них останется - это разлагающееся тело.

Жизнь после смерти

К счастью, все мировые религии утверждают, что смерть, это - не конец, а только начало. А свидетельства людей, переживших терминальное состояние, заставляют поверить в факт существования загробной жизни. О том, что происходит с человеком после ухода, каждая религия имеет свое объяснение. Но все религиозные учения едины в одном: душа бессмертна.

Неизбежность, непредсказуемость, а иногда и незначительность причин летального исхода выводили понятие физической кончины за грани восприятия человека. Некоторые религии преподносили внезапную кончину, как кару за грехи. Другие - как божественный дар, после которого человека ждала вечная и счастливая жизнь без страданий.

Все основные мировые религии имеют свое объяснение тому, куда уходит душа после смерти. Большинство учений говорит о существовании нематериальной души. После гибели тела, в зависимости от учения, ее ждет реинкарнация, вечная жизнь или достижение нирваны.

Физическое прекращение жизни

Смерть - это окончательная остановка всех физиологических и биологических процессов организма. Наиболее частыми причинами летального исхода являются:

Прекращение жизнедеятельности организма делят на три основных этапа:

Что происходит с душой

Что происходит после смерти человека с его душой - могут подсказать те люди, которых удалось вернуть к жизни во время терминального состояния. Все, кто пережил такой опыт, утверждают, будто видели со стороны свое тело и все, что с ним происходило. Они продолжали чувствовать , видеть и слышать. Некоторые даже пытались обратиться к родным или врачам, но с ужасом понимали, что их никто не слышит.

В итоге душа полностью осознавала, что произошло. После этого ее начинало тянуть вверх. К некоторым умершим являлись ангелы, к другим - любимые умершие родственники. В такой компании душа поднималась ко свету. Иногда дух проходил темный туннель и выходил к свету в полном одиночестве.

Многие люди, испытавшие подобные переживания, утверждали, что им было очень хорошо, не страшно, а возвращаться не хотелось. Некоторых незримый голос спрашивал о том, хотят ли они вернуться. Других буквально насильно отправляли назад, сообщая, что время еще не пришло.

Все возвращенные говорят о том, что никакого страха они не испытывали . В первые минуты они просто не понимали, что происходит. Но затем у них наступало полное безразличие к земной жизни и успокоение. Некоторые люди говорили о том, что они продолжали чувствовать сильную любовь к близким. Однако даже это чувство не могло ослабить желания идти к свету, от которого исходило тепло, доброта, сострадание и любовь.

К сожалению, о том что происходит в дальнейшем, детально рассказать уже никто не сможет. Нет живых очевидцев. Все дальнейшее путешествие души происходит только при условии полного физического умирания тела. А те, кто возвратился в этот мир, не пробыли в загробном достаточно долго для того, чтобы узнать, что было бы дальше.

Что говорят мировые религии

О том, существует ли жизнь после смерти, основные мировые религии отвечают утвердительно. Для них смерть - это всего лишь гибель человеческого тела, но не самой личности, которая продолжает свое дальнейшее существование в виде духа.

У разных религиозных учений свои версии того, куда отправляется душа после того, как покидает землю:

Учение философа Платона

Великий древнегреческий философ Платон также много размышлял о судьбе души. Он считал, что бессмертный дух приходит в человеческое тело из священного высшего мира. А рождение на земле - это сон и забытье. Бессмертная сущность , заключенная в теле, забывает истину, так как переходит от глубокого, высшего познания к низшему, а смерть является пробуждением.

Платон утверждал, что отделившись от телесной оболочки, душа способна рассуждать более ясно. Обостряются ее зрение, слух, чувства. Перед умершим появляется судья, который показывает ему все прижизненные дела - и хорошие, и плохие.

А также Платон предупреждал о том, что точное описание всех деталей потустороннего мира является лишь вероятностью. Даже человек, переживший клиническую смерть неспособен достоверно описать все то, что он успел увидеть. Люди слишком ограничены своим физическим опытом. Наши души неспособны четко увидеть реальность до тех пор, пока связаны с физическими чувствами.

А человеческий язык сформулировать и верно описать подлинные реальности неспособен. Нет таких слов, которыми можно было бы качественно и достоверно обозначить потустороннюю действительность.

Понимание смерти в христианстве

В христианстве считается, что на протяжении 40 дней после смерти душа находится там, где жил человек. Именно поэтому родственники могут чувствовать, что дома присутствует кто-то незримый. Очень важно, насколько это возможно, взять себя в руки, не рыдать и не убиваться по покойному. Прощаться со смирением. Дух все слышит и чувствует, и такое поведение близких будет причинять ему еще большую боль.

Лучшее, что могут сделать родственники - это молиться. А также читать Священное Писание, помогая этим понять, что душе делать дальше. Важно помнить о том, что до девятого дня все зеркала в доме должны быть закрыты. Иначе призрак будет испытывать боль и шок, смотрясь в зеркало и не видя себя.

К божьему суду душа должна готовиться в течение 40 дней. Поэтому в христианстве наиболее важными днями после кончины человека считается третий, девятый и сороковой день. Близкие в эти дни должны сделать все возможное, чтобы помочь душе подготовиться к встрече с Богом.

Третий день после ухода

Священники говорят, что хоронить усопшего раньше третьего дня нельзя. Душа в это время еще остается привязанной к телу и находится рядом с гробом. В это время нельзя обрывать связь духа с его мертвым телом. Этот установленный Богом процесс необходим для окончательного понимания и принятия душой свой физической кончины.

На третий день душа впервые видит Бога. Она возносится к его престолу вместе со своим ангелом-хранителем, после чего отправляется смотреть Рай. Но это не навсегда. Предстоит потом увидеть и Ад. Суд состоится только на 40 день. Считается, что отмолить можно любую душу, а значит, в это время любящие родственники должны усиленно молиться за усопшего.

Что означает девятый день

На девятый день душа снова предстает перед Господом. Родные в это время могут помочь покойному смиренными молитвами. Вспоминать нужно только его хорошие дела.

После вторичного посещения Всевышнего ангелы отводят дух умершего в ад. Там у него будет возможность наблюдать муки нераскаявшихся грешников. Считается, что в особых случаях, если усопший вел праведную жизнь и сотворил много добрых дел, его участь может быть решена в девятый день. Такая душа становится счастливой обитательницей Рая раньше 40 дня.

Решающие сороковые сутки

Сороковой день - очень важная дата. В это время решается дальнейшая судьба усопшего. Его душа в третий раз приходит на поклон к Создателю, где совершается суд, и сейчас последует окончательное решение относительно того, куда будет определен дух - в Рай или Ад.

В 40 день душа в последний раз спускается на землю. Она может обойти все самые дорогие для нее места. Многие люди, которые потеряли близких, видят умерших во сне. Но именно после 40 дня перестают физически ощущать их присутствие рядом.

Есть люди, которые интересуются, что бывает в тех случаях, когда умирает некрещеный. Отпевание не совершается. Такой человек находится вне юрисдикции церкви. Его дальнейшая судьба только в руках Божьих. Поэтому в годовщину смерти некрещеного родственника, близкие должны молиться за него как можно искреннее и с надеждой, что это облегчит его участь на суде.

Факты существования загробной жизни

Ученые смогли доказать существование души. Для этого медики взвешивали смертельно больных людей в момент смерти и сразу после нее. Оказалось, что все усопшие в момент смерти теряли одинаковый вес - 21 грамм.

Противники этой научной теории существования души пытались объяснить изменение веса умершего некоторыми окислительными процессами. Но современные исследования доказали со 100% гарантией, что химия тут ни при чем. И потеря веса у всех усопших поразительно одинаковая. Всего 21 грамм.

Доказательства материальности духа

Многие ученые ищут ответ на вопрос о том, есть ли жизнь после смерти. Свидетельства людей, переживших клиническую смерть утверждают, что есть. Но ученые мужи не привыкли верить на слово. Им нужны материальные доказательства.

Одним из первых, кто попробовал сфотографировать человеческую душу, стал французский доктор Ипполит Барадюк. Он снимал больных в момент смерти. На большинстве фотографий над телами отчетливо было видно небольшое полупрозрачное облако.

Российские медики для подобных целей применяли приборы инфракрасного видения. Они фиксировали нечто, что выглядело как туманный объект, который постепенно растворялся в воздухе.

Профессор Павел Гуськов из Барнаула доказал, что душа у каждого человека индивидуальна, словно отпечатки пальцев. Для это он использовал обычную воду. Очищенная от любых примесей чистая вода ставилась рядом с человеком на 10 минут. После этого тщательно изучалась ее структура. Вода существенно изменялась и во всех случаях была разной. Если эксперимент повторялся с одним и тем же человеком - структура воды оставалась прежней.

Есть жизнь после смерти или нет, но из всех уверений, описаний и открытий следует одно: что бы ни было там, за гранью, бояться этого не нужно.

Что происходит после смерти





Мы, студенты Института Реинкарнационики, на занятии группы, с чудесным номером 13, провели свои

Тема перехода от земного плана к тонкому миру непростая, поскольку у каждого есть личная история ухода близких людей.

Мы, такие разные, но похожие и увлеченные темой прошлых жизней, хотим рассказать, что происходит с душой после смерти.

Ушедшие с земного плана близкие «не совсем умерли». Часто они продолжают некоторое время общаться, подавать неуловимые нам знаки.

Бывает, что Души не задерживаются и сразу устремляются в другой мир. Тема эта многогранна, каждый случай неповторим.

Смерти не существует

Бутырина Найля

Я помню, когда у меня поменялось отношение к смерти. Я перестала ее бояться, когда взглянула на нее по-другому.

Когда я осознала, поняла и приняла, что смерть — это лишь переход в другую форму существования. Смерти как таковой не существует.

Когда умер мой муж, горечь потери и утраты переполняла меня, не давала жить спокойно. Я начала искать возможность хоть как то подтвердить мои надежды, что он жив.

Не мог он проститься со мной навсегда! Восемь лет назад информации было так мало, что я ее собирала по крупицам.

Но случилось чудо! Я нашла то, что искала или чудо само искало меня. В моей жизни появился институт Реинкарнационики. Теперь с уверенностью могу сказать, что нашла все ответы на мои вопросы.

Представляю вниманию историю одного из своих воплощений, которую я видела глазами своей Души. Это эпизод ухода на охоте. Время палеолита, я — мужчина.

“Мы охотились в лесу. Шли цепочкой полукругом в ширину. И вот появился зверь. Все затаились, приготовились. Я скомандовал, и все ринулись в сторону зверя. Начали метать копья и острые пластины (по типу ножа).

Я был впереди, и чья то острая пластина срезала — срубила мне голову.

Душа резко с выхлопом выскочила из тела! От внезапности она похожа на сгусток неровной формы. Потом расплылась такая плотная невесомость … была синяя, потом стала светлая, полупрозрачная.

Душа стала над телом метрах в трех. Ей не хотелось уходить из этого тела. Она сожалеет: «Не время было, еще рано, не должно было этого случиться».

И она пытается опять зайти в это тело. Душа не знает, что ей делать дальше, она в растерянности. Душа плачет, понимает, что тела нет.

Душа прижимается к ней. Чувство очень нежное и теплое. Жена еще не знает о том, что с охоты никто не вернется. Душа просит прощения за случившееся.

У родителей совсем спокойно, и Душа прощается с почтением, с благодарностью, с уважением и с любовью. Она прижимается к матери, но такой нежности и любви, как к жене, нет.”

Одни более заполненные светом и прозрачные, Души беловатые, одну вижу желтую. Все разные по форме, но форма не постоянная, она меняется.

Размерами тоже побольше и поменьше. Передвигаются кто медленнее, кто спокойнее, а кто быстрее. Есть и такие, кто мечется, будто в панике.

Здесь у них нет контакта, они не пересекаются. Здесь каждый занят своим делом. Это души, которые еще не ушли. Кто-то куда-то перемещается, кто-то высоко уходит – у каждого своя дорога. Время не ощущается.

А в это время в племени принесли мое тело на палках, скрещенных между собой. Крика нет, все происходит спокойно. Жена расстроена, но плакать здесь не принято.

Душа перемещается в следующий день — день похорон. Ритуал погребения. Шаман, старые женщины, бубны или что-то похожее на них. Руками выбивают музыку.

Мое тело в хижине, в виде «шалаша». Голова приставлена к телу. Вокруг тела женщины с одной стороны, мужчины — с другой. Женщины приготовили тело, одели браслеты.

Тело красивое и сильное. Душа находится рядом. Мысль: «Мне пора, все дела переделаны.” Процедура погребения. Тело сжигают на костре. Я смотрю на костер. Всполохи огня. Языки пламени поднимаются к небу.

Душа теперь спокойна и стала правильной формы: красивая, полупрозрачная, полу-белая. Размером с небольшой мячик, как мягкое облачко с ровными мягкими краями. Процессия закончилась.

Я отлетаю вверх по-диагонали. Смотрю на своих близких, жену и детей. Я разворачиваюсь и лечу все быстрее и быстрее.

Труба и мягкий приглушенный серый свет. Впереди две Души, но они далеко. Вылетела из трубы. Я ускоряюсь все быстрее и быстрее и лечу Домой.

Я понимаю, я чувствую, я просто знаю, хочется лететь еще, еще быстрее …!»

Объятия Души

Кальницкая Алина

Увидела умирание в одном из воплощений, где я — престарелая женщина. В этот момент что-то светлое и легкое вышло из груди.

Душа увидела внизу ее неживое тело. Наблюдаю за действиями Души и понимаю, что она смотрит и готова к этому выходу наверх.

Душе хочется обнять сыновей. Она подлетает к одному, как будто обнимает его. Душе хочется передать ему какую-то силу, подарить тепло, чтобы он был спокоен за Душу матери.

Потом Душа подлетает ко второму сыну. Гладит его и хочет поддержать. Душа знает, что сын не показывает эмоций, но на самом деле в глубине души переживает.

Мысль только одна: попрощаться и уйти.

Ощущения приятные, будто сидишь на облаке, и тебя качает. Мыслей нет, пустота, будто вытянули все проблемы, и ощущение невесомости.

Умирать не страшно

Лидия Хансон

Когда я узнала, что в Институте Реинкарнационики мы будем проходить через , сначала было чувство интереса и настороженности.

Но, пройдя через этот опыт, понимаю, что это было совсем не страшно! То, что происходит потом, просто удивительно! Вот один из моих опытов.

Я — молодая женщина в современной Европе. Ее жизнь оборвалась довольно рано от выстрела солдата. Когда женщину застрелили, Душа вышла из тела и увидела его, одиноко лежащее на полу.

Глядя на свою физическую оболочку, Душа испытывает чувство сожаления: «Жаль … такая красивая и молодая …»

Душа не задерживается, даже не смотрит, что там осталось. Она летит вверх. Ее никто не встречает, она просто начитает потихоньку уходить, постепенно ускоряясь.

Я выгляжу как голубоватое облако, как эфирное тело — голубой переливающийся эфир. Улавливаю мысли своей Души: «Подальше отсюда».

У нее не то чтобы сильная радость. а удовлетворение — все, нет никаких негативных ощущений! Ощущение расслабления и спокойствия, что все теперь будет хорошо.

Он круглый, но границ нет, как-то выделяется по плотности. И Душа двигается в нем не сразу вверх, а будто по наклонной вверх. “Вижу перед собой переливающийся свет, и от него радость.

Я его еще далеко вижу, но меня радость переполняет, и мне хочется туда идти. И я иду туда!”

Душу нужно отпустить

Алена Обухова

Мое мнение такое, что эту сферу не следует сильно шевелить. На то это и загробный мир, чтобы проводить близких со всеми ритуалами, согласно своих конфессий.

А потом с благодарностью отдавать необходимые почести и внимание и вспоминать на праздники. Главное – отпустить.

У нее было достаточно времени попрощаться с близкими. В иных случаях, когда жизнь обрывалась внезапно, когда Душа еще не была готова уходить, ее встречали родственные Души.

Однажды на сложном уходе Душу вышел встречать весь Род. Это было торжественное зрелище. Я была потрясена, когда на внутреннем экране увидела, как неожиданно, из ниоткуда под виртуальный реквием, появляются тени предков – много, много человек.

Они выстраиваются, и берут эту израненную Душу под руки, и помогают ей идти Домой. Я поняла, что ни при каких обстоятельствах ни одну Душу не оставят.

Эти встречающие Сути внешне приобретают вид тех, кому в данном воплощении Душа доверяла, или Духовных Наставников, или членов семьи.

Там, по другую сторону жизни, нет никакого ада. По дороге есть места отдыха, если коридор оказывается длинным и утомительным. Встречи на той стороне всегда доброжелательны.

Я исследовала около 20 уходов и доверяю своему внутреннему миру. Душа возвращается в уютный и знакомый Дом.

Душа решает уйти

Зинаида Шмидт

Значительную часть своего бытия я провела в попытках разобраться со своей этой жизнью.

Ранее я даже обращалась к умершему папе и просила прислать мне любимого, которого я точно знала, что должна встретить в этой жизни! Это я всегда подсознательно знала!

Как и многие другие, недавно пережила уход близкого человека. В семье мы обсуждали эту тему — .

Часто ответы ко мне приходили во снах, которые приоткрывали для меня странички моего прошлого и давали ответы на вопросы. Мне ещё столько всего надо понять, прочесть, и осмыслить!

Вот мое исследование опыта умирания методом Реинкарнационики. Я задалась вопросом, как происходит уход с земного плана после затянувшейся болезни.

Ответ был неожиданным, потому что в тонком мире, как оказалось, все видится немного по-другому. Необычными для меня были и мысли Души.

Просмотрела уход Души в одном из своих воплощений. В комнате мрак, паутина и равнодушие ко всему. Уже не жизнь, а летаргия, много часов неподвижности.

Эта женщина ослабла и постоянно находится в полудреме. Душа размышляет, что дальше оставаться бессмысленно, оставаться не хочется.

Выполнено, что надо, и Душа принимает решение уйти.

Я посмотрела, как Душа отделяется от тела. Это происходит очень легко. Душа отделяется и быстро поднимается. Она даже не хочет оставаться возле этого тела.

Это такая легкая прозрачная субстанция, как облачко неопределенной формы. Она стремится вверх, чтобы побыстрее исчезнуть с земного плана.

Душа думает: «Выполнила все, что нужно в этой жизни, и свобода. Такая свобода!» Душа стремится в звездное небо. Она в свободном парении.

Встреча в Мире Душ

Ольга Малиновская

На занятии, перехода через умирание в пространство между жизнями, я переместилась в прошлое гармоничное, женское воплощение.

Я — женщина преклонного возраста, и осознанно готовилась к этому переходу. Она исповедалась и просто ожидала этот час.

Я увидела и ощутила выход Души из тела. Это было очень легко, без эмоций, без сопротивления и сожаления. Это так просто, как дышать.

Это было естественное умирание, и оно было во сне. Я увидела, как в один момент исчез магнетизм между телом и Душой , как физическое тело вдруг стало безмерно тяжелым относительно тела Души, и она свободно воспарила в более тонкие измерения.

Далее увиденное сложно описать словами. Легче было бы нарисовать. Абсолютно всё - течение, направление энергии, грани и очертания приходящих силуэтов — были словно подчеркнуты или обведены в радужно-преломленном свечении.

Я увидела группу Душ, которая встречала меня. Они были странным образом выстроены в несколько рядов, образуя форму храма.

В центре основания было сильное свечение, как проход и в то же время похожее на полотно, в которое можно было обернуться и освятить тем самым тело Души.

Мир Душ — это очень красивое и не похожее на наш мир пространство, в котором действуют другие законы. Вся увиденная мною материя необыкновенно живая, более живая, чем на этом плане.

Это многомерность, эта другая, не Земная, палитра цветов!

Душа вечна

Валерий Карнаух

Я монах, может быть иезуит или причастен к какому-нибудь другому ордену. Я с кем-то сражаюсь. В руках у меня меч, и у него тоже.

Затем вхожу в тело и в этот момент вижу лезвие меча, летящее мне на встречу. Блеск его на солнце, и он отрубает мне голову.

Мгновенная смерть — ни боли, ни страха, ни понимания. Из образовавшегося отверстия выплывает лёгкая дымка и начинает подниматься ввысь.

Моя Душа освободилась от плоти и стала свободной. Она покидает эту плоть.

Следующее воплощение было в 1388 году в лесу. Молодой идальго пришёл на тайное свидание к своей возлюбленной.

Чувствую, как комок подкатывает к самому горлу, как не хочется расставаться. Мы любим друг друга. Я молод, мне всего только 32 года. Вдруг мгновенная боль сковывает мои плечи.

Я не могу пошевелиться, мне тяжело дышать. Пытаюсь увидеть, что же произошло, но тело всё сковано. Выхожу из тела и вижу её мужа вместе со своими слугами.

В их руках луки и арбалеты, а у меня между лопаток торчит стрела. Девушка прикрыла рот ладонью, в глазах ужас и слёзы.

В этот момент вижу, что мое тело падает на землю. Из тела выходит дымок в виде морского конька. Не осознанно понимаю, что это я и есть. Мне совершенно безразлично, что происходит с телом. Я Душа лёгкая и свободная, и я улетаю ввысь.

Я думаю, что отработанное тело подлежит оставлять, а не плакать по нему.

Это как дискета с информацией. Институт Реинкарнационики помогает открыть доступ и дает инструменты для считывания информации, которая находится на этой дискете.

В процессе обучения студенты учатся пользоваться этими инструментами, а также передавать знания другим.

Знаки любимым

Александра Элькин: Какая важная тема для меня! После внезапной смерти мамы, горечь утраты терзала мою Душу долгие годы.

И вот, я неожиданно попала в институт и посмотрела смерти в глаза много много раз.

Иногда Душа уходила из жизни спокойно и мудро, а порой так протестовала против внезапной гибели, что потом долго не желала покидать Землю.

Моя Душа, после выхода из тела, иногда пыталась давать знаки моим любимым, но, увы, они были так поглощены страданием!

А так хотелось, чтобы меня услышали, почувствовали мои тонкие вибрации, побыли со мною на одной светлой волне.

Только здесь, в институте Реинкарнационики, я окончательно освободилась от своей боли утраты. Спасибо, Институт, Капитаны, я теперь знаю, как смогу помочь тем, кто продолжает страдать, потеряв своих близких!

Предлагаем Вашему вниманию отрывок группового занятия студентов 1-го курса, из которого Вы узнаете, что происходит с Душой после смерти.

Несмотря на такую печальную тему, мы оказались вдохновлены, и у нас родились идеи и огромное желание помогать людям, внезапно потерявшим своих близких.

Наше исследование в группе стремится перерасти в важный и нужный людям проект. После его запуска с удовольствием поделимся в новой статье для нашего журнала.

Подготовлено совместно группой №13,
студентами 1 курса Института Реинкарнационики

Подпишитесь на обновления журнала , и Вы всегда будете в курсе выхода новых познавательных статей.

Не так давно в моем блоге вы читали мой рассказ о школьной подруге Галине, которая после кончины любимого человека стала панически бояться смерти . Мы с ней провели немало времени вместе, борясь с этой жуткой фобией, пока ей наконец не полегчало. Она и теперь продолжает думать о смерти , но уже в другом ключе.

После наших бесед, касающихся ухода человека из жизни, Галя стала буквально коллекционировать статьи, книги и фильмы на эту тему. И меня всем подобным заразила. Масло в огонь подлил еще мой собственный сыночек. Он, наслушавшись нашего обмена мнениями на эти темы, заинтересовался концепциями о человеческом сознании и тем, как современные ученые его пытаются оцифровать и поместить в виртуальный мир. Сын, видите ли, мечтает о появлении компьютерных игр, в которые можно было бы внедрять такие оцифрованные души игроков, которые будут жить и развиваться в альтернативной реальности под наблюдением собственных живых прототипов.

Ученые выяснили, куда люди попадают после смерти ?

В итоге наших коллективных усилий в моем ноутбуке накопилось много информации, касающейся всех этих вопросов, которые, к слову сказать, всегда волновали человечество – не только людей религиозных, но и атеистов тоже. Возможно, атеисты и агностики в наше время всем таким интересуются даже больше, чем искренне верующие в Бога, потому что им страшнее умирать. Они боятся исчезнуть в бездне небытия совершенно и без остатка, тогда как религии говорят об обязательном продолжении жизни в ее другом виде. Наверное, поэтому именно неверующие стали первыми рациональными исследователями феномена продолжения жизни после гибели тела. Они захотели научными средствами проверить древние откровения. Я много читала на эту тему и со всем основанием могу утверждать, что практически каждый из ученых, который был вначале типичным неверующим Фомой, в итоге пришел к убеждению: после физической смерти тела человек продолжает существовать.

О том, куда люди попадают после своей смерти , говорится во всех древних верованиях и мировых религиях. Они рождались в разных концах планеты часто совершенно независимо друг от друга, но при этом о жизни души человека после его кончины говорили почти одно и то же.

Все без искл
ючения предки современного человечества были абсолютно уверены в том, что боги смерти в назначенный судьбой миг заставляют душу покинуть тело, после чего для бесплотной сущности начинается новая жизнь в мире мертвых. Каждая религия подробно описывает как путь в небытие, так и само место, где пребывают души после смерти человека. Обязательно рассказывается о трудностях и испытаниях, которые должна перенести душа во время дороги в царство мертвых. Сам потусторонний мир рисуется полным чудес и тайн, божественных и демонических сущностей, которые судят душу и определяют ее место в своем царстве. Некоторые из них (в первую очередь индуизм и буддизм) утверждают, что душа воплощается в новые тела перед окончательным слиянием с божественным Абсолютом неисчислимое количество раз.

Многие скептики, не верящие ни в какую мистику, говорят о том, что все подобные рассказы о душе и ее ответственности за прижизненные деяния человека выдумали священники, которым было выгодно запугать и подчинить людей . А всякие мистические встречи и видения, якобы подтверждающие религиозные рассказы о потустороннем мире, тоже выдумки или трюки тех же служителей культов.

Хорошо, но как же тогда быть со случаями, когда такие видения посещают совершенно неверующих людей ? Взять хотя бы мою тетушку, которая была коммунисткой, героем труда и ни к какой церкви всю свою жизнь даже близко не подходила. Однажды, в начале 70-х годов прошлого века, она была в Москве в командировке. Перед самым отъездом домой решила прогуляться по Калининскому проспекту (теперь Новому Арбату). Шла она себе, рассматривала витрины магазинов, поспешала в Книжный мир за новинками. И вдруг около магазина «Весна» увидела своего подчиненного, который непонятно что там делал вместо того, чтобы находиться на своем рабочем месте в Перми. Он с ней поздоровался и свернул в магазин. Тетушка вначале опешила, потом двинулась за ним следом, но внутри магазина его уже не нашла. А когда она вернулась домой и пришла на работу, то узнала, что этого товарища только что схоронили. В тот день, когда она видела его в Москве, он был уже в морге. После этого случая тетя моя в храмы ходить не начала, но стала читать Библию и интересоваться всякими мистическими случаями.

Что говорит наука?


Многие ученые со всемирно известными именами тоже были изначально верующими или через свой личный жизненный опыт пришли к выводу о том, что жизнь человека после гибели его телесной оболочки как таковая не прекращается. Это утверждали лучшие умы всех времен, начиная с древнегреческих философов Сократа, Платона и Пифагора. Материалисты Галилей, Ньютон, Паскаль, Пастер, Эйнштейн, Павлов, Циолковский и многие другие тоже были людьми , убежденными в существовании высшей реальности, божественного начала и посмертной жизни. Их нельзя назвать слепо верующими, так как они пришли к своим выводам через сугубо научные исследования и размышления, которые привели их к доказательствам разумного, многомерного и одушевленного устройства мироздания. Все исследователи потустороннего с помощью опытов и наблюдений старались ответить на вполне конкретные вопросы.

  1. Насколько правдивыми являются повествования людей о встречах или другом общении с умершими?
  2. Насколько постепенно (или, наоборот, одномоментно) происходит разделение души и тела?
  3. Может ли быть зафиксирована посмертная жизнь личности с помощью каких-либо научных методов?
  4. Возможно ли уловить при помощи современных приборов процессы отделения друг от друга физического тела и тонкой сущности (души)?
  5. Одинаково ли отделяются друг от друга физическая и духовная сущности личности в случае спокойной и трагической смертей ?
  6. Куда попадает душа человека после смерти тела?

Я нашла множество разнообразных научных гипотез и описанных открытий, которые свидетельствуют о том, что жизнь человека, вернее его души, продолжается в так называемом тонком измерении. Приведу лишь некоторые примеры.

Эммануэль Сведенборг был, пожалуй, первым ученым , который системно подошел к изучению потустороннего бытия души. В XVIII веке он делал технические изобретения, читал лекции в крупнейшем Уппсальском шведском университете и написал более 150 научных трудов, в том числе и о жизни души в других мирах. Сведенборг говорил о том, что после смерти личность человека по своей сути не меняется, а продолжает развиваться. Он, задолго до возникновения квантовых теорий, предположил, что мир состоит из частиц, которые представляют собой потоки и завихрения энергии. Души – это тоже энергетические сгустки, невидимые глазу. Сведенборг более 20-ти лет проводил эксперименты по общению с потусторонним миром и обнародовал полученные результаты. Многие современники (включая королеву Швеции) вынуждены были ему поверить, так как ученый сообщал им тайны, которые могли быть известны лишь их покойным родственникам.

Русский биолог В. Лепешкин в 30-е гг. ХХ века сумел зарегистрировать особые энергетические всплески, которые распространяют вокруг себя умирающие тела. Он сделал вывод, что в момент гибели живого существа от него отделяется некое особое биополе. Во время таких экспериментов покидающие земную оболочку биополя даже засвечивали фотопленку особой чувствительности.

К.Г. Коротков – доктор технических наук санкт-петербургского Технического университета – руководит исследованиями тонких тел, которые покидают физическую плоть после ее смерти . Генератор высоковольтных электромагнитных излучений в ходе лабораторных экспериментов фиксирует выход из мёртвого человека его астральной формы и передает волны ее энергетического поля на дисплей. Исход души фиксируется как особое пульсирующее свечение, которое то затухает, то снова усиливается. Ученый убежден, что после телесной гибели человека его судьба продолжается в ином измерении.

Физики Майкл Скотт из Эдинбурга и Фред Алан Вольф из Калифорнии доказывают существование множественных параллельных Вселенных. Они могут быть похожи на нашу собственную реальность или значительно отличаться от нее. Ученые делают вывод: все, когда-либо жившие, не просто не умирают, но существуют в этих параллельных пространствах вечно. Таким образом, смерти как таковой нет вообще, зато духовные сущности людей и животных представлены во множественности воплощений.

Роберт Ланц , профессор из Северной Каролины, сравнивает непрерывную жизнь личности с тем, как существуют растения, которые отмирают зимой и заново вырастают весной. Фактически, Ланц согласен с восточными теориями реинкарнации и с тем, что одна и та же душа физически перерождается много раз в параллельных мирах и вновь и вновь приходит на Землю. Профессор предполагает, что смерть и перерождение происходят одновременно, так как частички тонкой материи, из которых состоит дух (фотоны, нейтрино и т.д.), способны присутствовать в один и тот же миг в разных измерениях.

Стюарт Хаммерофф , анестезиолог из университета Аризоны, в результате длительной работы убедился в квантовой природе души. Он утверждает, что она состоит не из нейронов, а из особой ткани Вселенной. Поэтому после смерти информация о личности уходит в космос и существует в нем в форме свободного сознания.

В целом, эти и другие ученые пришли к тем же выводам,
к которым задолго до них приводили человечество самые разные религии. Эти умозаключения озвучил в своем выступлении на одном из международных симпозиумов научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета А.В. Михеев.

  • Ни один скептик не смог с помощью опытов доказать, что после кончины человека для него все прекращается, что жизнь не имеет своего продолжения в какой-то иной форме и другом месте.
  • После физической (в нашем понимании) гибели людей остаются их так называемые тонкие тела. Они представляют собой носители разнообразной информации о личностях: это их самосознание, память, эмоции, весь внутренний мир.
  • Продолжение существования индивидуума после смерти – это один из естественных законов природы и жизни человека.
  • Последующие реальности многочисленны и отличаются друг от друга разными энергетическими частотами , на которых расположены.
  • То, куда конкретно попадает душа покойного, скорее всего определяется его земными действиями, чувствами и мыслями . Это работает по принципу электромагнитного излучения, спектр которого зависит от его состава. Какова внутренняя составляющая души, таково и ее новое место после смерти .
  • Словами Рай и Ад можно определить два полюса посмертного состояни я. Между данными полюсами есть множество промежуточных состояний. Душа попадает в них согласно тому эмоциональному и мыслительному грузу, который она сформировала на Земле. Поэтому негативные эмоциональные состояния, дурные поступки, стремление разрушать, любой фанатизм очень плохо отражаются на дальнейшей судьбе личности. Таким образом, ответственность души за все, что ее носитель совершил во время своей земной жизни, неизбежна.


Не знаю, как вас, а меня все эти гипотезы и выводы ученых с мировыми именами поразили и заставили по-новому оценить мою собственную жизнь. Получается, что наука полностью подтверждает этическую сторону религии. Сокровенные восточные учения, христианство, ислам давно говорили людям о том, что земной опыт и знания играют огромную роль в посмертной судьбе души. Они указывали на персональную и неизбежную ответственность человека за то, что он совершил на этой земле. Теперь и люди от науки говорят, что абсолютно все прожитое личностью записывается, взвешивается и влечет за собой последствия после смерти ее физической оболочки. Значит, остается один главный вывод: не стоит жить в этом мире так, чтобы было потом за это стыдно в других местах обитания духа. Попасть по собственной вине в плохое измерение тоже как-то не хочется.

Таинство смерти вызывает огромное количество вопросов на протяжении многих лет. До сих пор об этой естественной составляющей жизненного цикла известно крайне мало фактов. Где находится душа после смерти? Существует ли рай или ад? Возможно ли переселение души после смерти в другое тело? У различных религий и верований на эти вопросы есть разные ответы, и мы рассмотрим самые распространенные.

Жизнь души после смерти: о чем говорит индийская философия

Еще совсем недавно огромное количество ученых отрицало существование духа, как отдельной от тела материи. Но многочисленные исследования доказали, что такая субстанция существует, например, было установлено, что после кончины тело становится легче на 15-35 грамм. Однако, что происходит с душой после смерти остается загадкой.

Известно, что люди, пережившие клиническую смерть, рассказывают идентичную историю про длинный темный тоннель и яркий свет в его конце. Эти истории перекликаются с индийской версией, согласно которой душа после смерти оставляет тело через такие каналы:

  • Рот – в этом случае далее она снова возвратиться на Землю для реинкарнации или мучительных скитаний.
  • Ноздри, а далее освобожденный дух направляется на небеса в сторону Солнца или Луны.
  • Пупок – дальнейшее пристанище духовной субстанции – космос.
  • Гениталии, но в этом случае дух переправляется в темные мрачные миры и измерения.

Именно этот переход и видят все, кто переживает клиническую кончину. Тоннели – это каналы, по которым освобожденный дух покидает усопшее тело, а яркий свет – это будущие миры, в которые отправляется душа человека после смерти.

Как живет душа после смерти: мнение православия

Каждый православный человек знает, что кончина – это не конец жизни, а лишь переход в божественный мир. В православии душа после смерти не исчезает, а направляется на Божий суд, после которого попадает в рай или ад, где ждет Второго Пришествия.

Согласно православным канонам, душа умершего до 40 дней находится в процессе подготовки к Суду:

  • С первого по третий день она в сопровождении ангела-хранителя путешествует по земле, посещает родные места, родственников. На третий день она впервые предстает перед Богом.
  • С третьего по девятый день дух пребывает в райских селениях, где наблюдает всю божественную благодать и забывает печать о земной жизни. На девятый день он снова предстает перед Богом и отправляется лицезреть ужасы ада.
  • С девятого по сороковой день духовная субстанция пребывает в аду, где она проходит двадцать кругов мытарства. Все это время ее сопровождают ангелы, а цель этих испытаний — проверка на страсти и приверженность к неправедным дьявольским помыслам.

После 40 дней душа отправляется на Божий Суд, где ей огласят место дальнейшего пребывания – райские селения или же ад. Повлиять на этот выбор она уже не может, так как решение основывается на пройденном жизненном пути и заупокойных молитвах родных. Если же человек покончил жизнь самоубийством, то душа после смерти не может покинуть землю, так как небесные врата для нее закрыты. Она так и будет бродить по земле в муках до пришествия дня кончины, предусмотренного Творцом.

Где находится душа после смерти: теория о переселении

Еще одной распространенной теорией о пути души после смерти является реинкарнация или же переселение. Согласно этому верованию, после кончины дух просто переселяется в новую оболочку – тело, и начинает новый жизненный цикл. Таким образом, духовной субстанции дается еще один шанс улучшить свою карму и завершить круг реинкарнаций, отправившись в Вечность.

Доктор психиатрических наук Ян Стивенсон провел огромное количество исследований о том, как живет душа после смерти. Большинство из них касалось теории реинкарнации, которую он считал абсолютно реальной. Например, в ходе исследований был найден человек с врожденным странным наростом в области затылка. Во время гипноза он вспомнил, что в прошлой жизни его убили ударом по затылку. Ян начал расследование, и на основе полученных в гипнозе данных, нашел человека, умершего именно таким способом – форма раны была идентична наросту.

По теории Стивенсона о реинкарнации свидетельствуют такие факторы:

  • Появляется способность говорить на иностранном, а нередко, древнем языке. Во врачебной практике многократно встречались случаи, когда маленькие дети могли разговаривать на языках, которые не знали их родители.
  • Наличие родинок, невусов, непонятных новообразований в одинаковых местах у живого и умершего человека.
  • Точные исторические факты, о которых не мог знать живой человек.

Подробности о прошлых переселениях можно выявить с помощью гипноза и транса. Как показала практика, примерно 35-40% людей на подобных сеансах рассказывали о странных событиях, разговаривали на древних или просто других языках. Воспоминания о прошлых жизнях приходят и к людям, переживших клиническую кончину.

Что делает душа после смерти? Возможно, на этот философский вопрос когда-то найдется точный научный ответ. Сегодня же можно довольствоваться только религиозными и околонаучными теориями. Стоит ли их воспринимать за чистую монету каждый человек решает сам.


В первых девяти главах этой книги мы попытались изложить некоторые основные аспекты православного христианского взгляда на жизнь после смерти, противопоставляя их широко распространенному современному взгляду, а также появившимся на Западе взглядам, которые в некоторых отношениях отошли от древнего христианского учения. На Западе подлинное христианское учение об Ангелах, воздушном царстве падших духов, о природе общения людей с духами, о небе и аде было потеряно или искажено, в результате чего имеющие место в настощее время "посмертные" опыты получают совершенно неверное толкование. Единственным удовлетворительным ответом на эту ложную интерпретацию является православное христианское учение.

Настоящая книга имеет слишком ограниченный объем, чтобы изложить полностью православное учение о потустороннем мире и посмертной жизни; наша задача была куда более узкой – изложить это учение в той мере, в какой было бы достаточно, чтобы ответить на вопросы, поднимаемые современными "посмертными" опытами, и указать читателю на те православные тексты, где содержится это учение. В заключении мы здесь специально даем краткое изложение православного учения о судьбе души после смерти. Это изложение состоит из статьи, написанной одним из последних выдающихся богословов нашего времени, архиепископом Иоанном (Максимовичем) за год до его смерти. Его слова напечатаны более узким столбцом, а объяснения к его тексту, комментарии и сравнения напечатаны как обычно.

Архиепископ Иоанн (Максимович)

"Жизнь после смерти"

Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века.

(Никейский символ веры)

Безграничным и безуспешным было бы наше горе по умирающим близким, если бы Господь не дал нам вечную жизнь. Жизнь наша была бы бесцельна, если бы она оканчивалась смертью. Какая польза была бы тогда от добродетели и добрых дел? Тогда были бы правы говорящие: "Будем есть и пить, ибо завтра умрем". Но человек создан для бессмертия, и Христос Своим воскресением открыл врата Царства Небесного, вечного блаженства для тех, кто верил в Него и жил праведно. Наша земная жизнь – это приготовление к будущей жизни, а это приготовление завершается смертью. Человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. IX, 27). Тогда человек оставляет все свои земные попечения; тело его распадается, чтобы вновь восстать при Общем Воскресении.

Но душа его продолжает жить, не прекращая своего существования ни на одно мгновение. Многими явлениями мертвых нам дано было знать частично, что случается с душой, когда она покидает тело. Когда прекращается видение телесными очами, начинается видение духовное.

Обращаясь в письме к своей умирающей сестре, епископ Феофан Затворник пишет: "Ведь ты не умрешь. Тело твое умрет, а ты перейдешь в другой мир, живая, себя помнящая и весь окружающий мир узнающая" ("Душеполезное чтение", август 1894).

После смерти душа жива, и чувства ее обострены, а не ослаблены. Св. Амвросий Медиоланский учит: "Поскольку душа продолжает жить после смерти, остается добро, которое не теряется со смертью, но возрастает. Душа не удерживается никакими препятствиями, ставимыми смертью, но более деятельна, потому что действует в своей собственной сфере без всякой связи с телом, которое ей, скорее, бремя, чем польза" (св. Амвросий "Смерть как благо").

Преп. авва Дорофей суммирует учение ранних отцов по этому вопросу: "Ибо души помнят все, что было здесь, как говорят отцы, и слова, и дела, и мысли, и ничего из этого не могут забыть тогда. А сказано в псалме: В той день погибнут вся помышления его (Пс. 145, 4); это говорится о помышлениях века сего, т. е. о строении, имуществе, родителях, детях и всяком деянии и поучении. Все сие о том, как душа выходит из тела, погибает... А что она сделала относительно добродетели или страсти, все то помнит и ничего из этого для нее не погибает... И ничего, как я сказал, не забывает душа из того, что сделала в этом мире, но все помнит по выходе из тела, и притом лучше и яснее, как освободившаяся от земного сего тела" (авва Дорофей. Поучение 12).

Великий подвижник V века преп. Иоанн Кассиан ясно формулирует активное состояние души после смерти в ответе еретикам, верившим в то, что душа после смерти бессознательна: "Души после разлучения с телом бывают не праздны, не остаются без всякого чувства; это доказывает евангельская притча о богатом и Лазаре (Лук. XVI, 19-31)... Души умерших не только не лишаются своих чувств, но не теряют и расположений своих, т. е. надежды и страха, радости и скорби, и нечто из того, чего ожидают себе на всеобщем суде, они начинают уже предвкушать... они еще живее становятся и ревностнее прилепляются к прославлению Бога. И действительно, если, рассмотрев свидетельства Священного Писания о природе самой души по мере нашего смысла, несколько порассудим, то не будет ли, не говорю, крайней глупостию, но безумием – хоть слегка подозревать, что драгоценнейшая часть человека (т. е. душа), в которой, по блаженному апостолу, заключается образ Божий и подобие (1 Кор. XI, 7; Кол. III, 10), по отложении этой дебелости телесной, в которой она находится в настоящей жизни, будто становится бесчувственною – та, которая содержит в себе всякую силу разума, своим причастием даже немое и бесчувственное вещество плоти делает чувствительным? Отсюда следует, и свойство самого разума требует того, чтобы дух по сложении этой плотской дебелости, которая ныне ослабляется, свои разумные силы привел в лучшее состояние, восстановил их более чистыми и более тонкими, а не лишился их".

Современные "посмертные" опыты сделали людей потрясающе осведомленными о сознательности души после смерти, о большей остроте и быстроте ее умственных способностей. Но самой по себе этой осведомленности недостаточно, чтобы защитить находящегося в таком состоянии от проявлений внетелесной сферы; следует владеть ВСЕМ христианским учением по этому вопросу.

Начало духовного видения

Часто это духовное видение начинается у умирающих еще до смерти, и все еще видя окружающих и даже беседуя с ними, они видят то, чего не видят другие.

Этот опыт умирающих наблюдался в течение веков, и сегодня подобные случаи с умирающими – не новость. Однако, здесь следует повторить сказанное выше – в гл. 1, ч. 2: только в благодатных посещениях праведных, когда появляются святые и Ангелы, мы можем быть уверены, что это явились действительно существа из другого мира. В обычных же случаях, когда умирающий начинает видеть почивших друзей и родственников, это может быть лишь естественное знакомство с невидимым миром, в который он должен войти; подлинная же природа образов почивших, появляющихся в этот момент, известна, возможно, одному лишь Богу, – и нам нет нужды вникать в это.

Ясно, что Бог дает этот опыт как наиболее очевидный способ сообщить умирающему, что потусторонний мир не есть совсем незнакомое место, что жизнь там также характеризуется любовью, которую человек питает к своим близким. Преосвященный Феофан трогательно излагает эту мысль в словах, обращенных к умирающей сестре: "Там встретят тебя батюшка и матушка, братья и сестры. Поклонись им и наши передай приветы, – и проси попещись о нас. Тебя окружают твои дети с своими радостными приветами. Там лучше тебе будет, чем здесь".

Встреча с духами

Но по выходе из тела душа оказывается среди других духов, добрых и злых. Обычно она тянется к тем, которые ближе ей по духу, и, если находясь в теле, она была под влиянием некоторых из них, то она останется зависимой от них и по выходе из тела, какими бы отвратительными они ни оказались при встрече.

Здесь нам снова серьезно напоминают, что потусторонний мир, хотя и не будет совершенно чужим для нас, но не окажется просто приятной встречей с любимыми "на курорте" счастья, а будет духовным столкновением, которое испытывает расположение нашей души во время жизни – склонялась ли она больше к Ангелам и святым через добродетельную жизнь и повиновением заповедям Божиим или же, путем нерадения и неверия, сделала себя более годной для общества падших духов. Преосвященный Феофан Затворник хорошо сказал (см. выше конец гл. VI), что даже испытание на воздушных мытарствах может оказаться, скорее, испытанием искушениями, чем обвинением.

Хотя сам факт суда в загробной жизни стоит вне всякого сомнения – как Частного Суда сразу по смерти, так и Страшного Суда в конце света, – внешний приговор Божий будет только ответом на внутрреннее расположение, которое душа создала в себе по отношению к Богу и духовным существам.

Первые два дня после смерти

В течение первых двух дней душа наслаждается относительной свободой и может посещать на земле те места, которые ей дороги, но на третий день она перемещается в иные сферы.

Здесь архиепископ Иоанн просто повторяет учение, известное Церкви с IV века. Предание сообщает, что Ангел, сопровождавший в пустыне преп. Макария Александрийского, сказал, объясняя церковное поминовение умерших на третий день по смерти: "Когда в третий день бывает в церкви приношение, то душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, каковую чувствует от разлучения с телом, получает потому, что славословие и приношение в церкви Божией за нее совершено, отчего в ней рождается благая надежда. Ибо в продолжение двух дней позволяется душе, вместе с находящимися при ней Ангелами, ходить по земле, где она хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда возле дома, в котором разлучалась с телом, иногда возле гроба, в который положено тело; и таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий день же Тот, Кто воскрес из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись всякой душе христианской на небеса для поклонения Богу всяческих" ("Слова св. Макария Александрийского о исходе душ праведных и грешных", "Христ. чтение", август 1831).

В православном чине погребения усопших преп. Иоанн Дамаскин ярко описывает состояние души, расставшейся с телом, но все еще находящейся на земле, бессильной общаться с любимыми, которых она может видеть: "Увы мне, яковый подвиг имать душа, разлучающаяся от телесе! Увы, тогда колико слезит, и несть помилуяй ю! ко Ангелам очи возводящи, бездельно молится: к человекам руце простирающи, не имать помогающаго. Тем же, возлюблении мои братие, помысливше нашу краткую жизнь, преставленному упокоения от Христа просим, и душам нашим велию милость" (Последование погребения мирских человек, стихира самогласна, глас 2).

В письме к мужу упоминавшейся выше своей умирающей сестры св. Феофан пишет: "Ведь сестра-то сама не умрет; тело умирает, а лице умирающего остается. Переходит только в другие порядки жизни. В теле, лежащем под святыми и потом выносимом, ее нет, и в могилу ее не прячут. Она в другом месте. Так же жива, как теперь. В первые часы и дни она будет около вас. – И только не проговорит, – да увидеть ее нельзя, а то тут... Поимейте сие в мысли. Мы, остающиеся, плачем об отшедших, а им сразу легче: то состояние отрадное. Те, кои обмирали и потом вводимы были в тело, находили его очень неудобным жильем. То же будет чувствовать и сестра. Ей там лучше, а мы убиваемся, будто с нею беда какая случилась. Она смотрит и, верно, дивится тому ("Душеполезное чтение", август 1894).

Следует иметь в виду, что это описание первых двух дней после смерти дает общее правило, которое ни в коем случае не охватывает всех ситуаций. Действительно, большинство процитированных в этой книге отрывков из православной литературы не подходит под это правило, – и по вполне очевидному соображению: святые, которые совсем не привязывались к мирским вещам, жили в непрестанном ожидании перехода в иной мир, не влекутся даже и к местам, где они творили добрые дела, но сразу же начинают свое восхождение на небо. Другие же, подобно К. Икскулю, начинают свое восхождение ранее двух дней по особому соизволению Божия Провидения. С другой стороны, все современные "посмертные" опыты, как бы они не были фрагментарны, не подходят под это правило: внетелесное состояние есть лишь начало первого периода бесплотного странствия души к местам ее земных привязанностей, но никто из этих людей не пробыл в состоянии смерти достаточно долго, чтобы даже встретить двух Ангелов, которые должны сопровождать их.

Некоторые критики православного учения о посмертной жизни находят, что подобные отклонения от общего правила "посмертного" опыта являются доказательствами противоречий в православном учении, но такие критики понимают все слишком буквально. Описание первых двух дней (а также и последующих) ни в коем случае не является какой-то догмой; это просто модель, которая лишь формулирует самый общий порядок "посмертного" опыта души. Многие случаи как в православной литературе, так и в рассказах о современных опытах, где мертвые мгновенно являлись живым в первый день или два после смерти (иногда во сне), служат примерами истинности того, что душа действительно остается вблизи земли на некоторое короткое время. (Подлинные явления мертвых после этого краткого периода свободы души куда более редки и всегда бывают по Божьему Произволению с какой-то особой целью, а не по чьей-то собственной воле. Но к третьему дню, а часто и раньше, этот период подходит к концу.)

Мытарства

В это время (на третий день) душа проходит через легионы злых духов, которые преграждают ей путь и обвиняют в различных грехах, в которые сами же они ее и вовлекли. Согласно различным откровениям, существует двадцать таких препятствий, так называемых "мытарств", на каждом из которых истязуется тот или иной грех; пройдя одно мытарство, душа приходит на следующее. И только успешно пройдя все их, может душа продолжить свой путь, не будучи немедленно ввергнутой в геенну. Как ужасны эти бесы и мытарства, можно видеть из того факта, что Сама Матерь Божия, когда Архангел Гавриил сообщил Ей о приближении смерти, молила Сына Своего избавить душу Ее от этих бесов, и в ответ на Ее молитвы Сам Господь Иисус Христос явился с Небес принять душу Пречистой Своей Матери и отвести Ее на Небеса. (Это зримо изображено на традиционной православной иконе Успения.) Воистину ужасен третий день для души усопшего, и по этой причине ей особенно нужны молитвы.

В шестой главе приведен ряд святоотеческих и агиографических текстов о мытарствах, и нет нужды добавлять здесь еще что-либо. Однако и здесь мы можем отметить, что описания мытарств соответствуют модели истязаний, которым подвергается душа после смерти, а индивидуальный опыт может значительно отличаться. Малозначительные подробности типа числа мытарств, конечно, второстепенны в сравнении с главным фактом, что душа действительно вскоре после смерти подвергается суду (Частный Суд), где подводится итог той "невидимой брани", которую она вела (или не вела) на земле против падших духов.

Продолжая письмо мужу умирающей сестры, епископ Феофан Затворник пишет: "У отшедших скоро начинается подвиг перехода через мытарства. Там нужна ей помощь! – Станьте тогда в этой мысли, и вы услышите вопль ее к вам: "Помогите!" – Вот на что вам надлежит устремить все внимание и всю любовь к ней. Я думаю – самое действительно засвидетельствование любви будет – если с минуты отхода души, вы, оставя хлопоты о теле другим, сами отстранитесь и, уединясь, где можно, погрузитесь в молитву о ней в новом ее состоянии, о ее неожиданных нуждах. Начав так, будьте в непрестанном вопле к Богу – ей о помощи, в продолжении шести недель – да и далее. В сказании Феодоры – мешец, из которого Ангелы брали, чтобы отделываться от мытарей, – это были молитвы ее старца. То же будет и ваши молитвы... Не забудьте так сделать... Се и любовь!"

Критики православного учения часто неправильно понимают тот "мешок золота", из которого на мытарствах Ангелы "платили за долги" блаженной Феодоры; иногда его ошибочно сравнивают с латинским понятием "сверхдолжных заслуг" святых. И здесь также такие критики слишком буквально читают православные тексты. Здесь имеется в виду не что иное, как молитвы об усопших Церкви, в частности, молитвы святого и духовного отца. Форма, в которой это описывается, – вряд ли есть даже необходимость говорить об этом – метафорическая.

Православная Церковь считает учение о мытарствах таким важным, что упоминает о них во многих богослужениях (см. некоторые цитаты в главе о мытарствах). В частности, Церковь особо излагает это учение всем своим умирающим чадам. В "Каноне на исход души", читаемом священником у одра умирающего члена Церкви, есть следующие тропари:

"Воздушнаго князя насильника, мучителя, страшных путей стоятеля и напраснаго сих словоиспытателя, сподоби мя прейти невозбранно отходяща от земли" (песнь 4).

"Святых Ангел священным и честным рукам преложи мя, Владычице, яко да тех крилы покрывся, не вижу бесчестнаго и смраднаго и мрачнаго бесов образа" (песнь 6).

"Рождшая Господа Вседержителя, горьких мытарств начальника миродержца отжени далече от мене, внегда скончатися хощу, да Тя во веки славлю, Святая Богородице" (песнь 8).

Так умирающий православный христианин приготовляется словами Церкви к предстоящим испытаниям.

Сорок дней

Затем, успешно пройдя через мытарства и поклонившись Богу, душа на протяжении еще 37 дней посещает небесные обители и адские бездны, еще не зная, где она останется, и только на сороковой день назначается ей место до воскресения мертвых.

Конечно, нет ничего странного в том, что, пройдя мытарства и покончив навсегда с земным, душа должна познакомиться с настоящим потусторонним миром, в одной части которого она будет пребывать вечно. Согласно откровению Ангела преп. Макарию Александрийскому, особое церковное поминовение усопших на девятый день после смерти (помимо общего символизма девяти чинов ангельских) связано с тем, что до сего времени душе показывали красоты рая и только после этого, в течение остальной части сорокадневного периода ей показывают мучения и ужасы ада, прежде чем на сороковой день ей будет назначено место, где она будет ожидать воскресения мертвых и Страшного Суда. И здесь также эти числа дают общее правило или модель послесмертной реальности и, несомненно, не все умершие завершают свой путь согласно этому правилу. Мы знаем, что Феодора действительно завершила свое посещение ада именно на сороковой – по земным меркам времени – день.

Состояние души до Страшного Суда

Некоторые души спустя сорок дней оказываются в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие – в страхе вечных мучений, которые полностью начнутся после Страшного Суда. До этого все же возможны изменения в состоянии душ, особенно благодаря принесению за них Бескровной Жертвы (поминовение на Литургии) и других молитв.

Учение Церкви о состоянии душ на Небе и в аду до Страшного Суда более подробно изложено в словах св. Марка Эфесского.

Польза молитвы, как общественной, так и частной, о душах, находящихся в аду, описана в житиях святых подвижников и в святоотеческих писаниях.

В житии мученицы Перпетуи (III век), например, судьба ее брата была открыта ей в образе наполненного водой водоема, который был расположен так высоко, что он не мог дотянуться до него из того грязного, невыносимо жаркого места, куда он был заключен. Благодаря ее усердной молитве на протяжении целого дня и ночи, он смог дотянуться до водоема, и она увидела его в светлом месте. Из этого она поняла, что он избавлен от наказания ("Жития святых", 1 февраля).

Подобных случаев много в житиях православных святых и подвижников. Если кто-то склонен к излишнему буквализму в отношении этих видений, то следует, наверное, сказать, что конечно, формы, которые принимают эти видения (обычно во сне), – не обязательно "фотографии" того, в каком положении находится душа в ином мире, но, скорее, образы, передающие духовную правду об улучшении состояния души по молитвам оставшихся на земле.

Молитва об усопших

Как важно поминовение на Литургии, можно видеть из следующих случаев. Еще до прославления святого Феодосия Черниговского (1896), иеромонах (знаменитый старец Алексий из Голосеевского скита Киево-Печерской Лавры, умерший в 1916 г.), переоблачавший мощи, устал, сидя у мощей, задремал и увидел перед собой Святого, который сказал ему: "Спасибо тебе за труд для меня. Прошу также тебя, когда будешь служить Литургию, упомянуть моих родителей"; и он дал их имена (иерей Никита и Мария). До видения эти имена были неизвестны. Спустя несколько лет после канонизации в монастыре, где св. Феодосий был игуменом, был найден его собственный помянник, который подтвердил эти имена, подтвердил истинность видения. "Как можешь ты, святителю, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?" – спросил иеромонах. – "Да, это верно, – ответил св. Феодосий, – но приношение на Литургии сильнее моих молитв".

Поэтому панихида и домашняя молитва об усопших полезны, как и добрые дела, творимые в их воспоминание милостыня или пожертвование на Церковь. Но особенно полезно им поминовение на Божественной Литургии. Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение. В Церкви постоянно возносятся молитвы об упокоении усопших, а в коленопреклоненной молитве на вечерне в день Сошествия Святого Духа имеется особое прошение "о иже в аде держимых".

Св. Григорий Великий, отвечая в своих "Собеседованиях" на вопрос, "есть ли нечто такое, что могло бы быть полезно душам после смерти", учит: "Святое жертвоприношение Христа, нашей спасительной Жертвы, доставляет большую пользу душам даже после смерти при условии, что грехи их могут быть прощены в будущей жизни. Поэтому души усопших иногда просят, чтобы о них была отслужена Литургия... Естественно, надежнее самим при жизни делать то, что, как мы надеемся, другие будут делать о нас после смерти. Лучше совершить исход свободным, чем искать свободы, оказавшись в цепях. Поэтому мы должны от всего сердца презирать этот мир, как если бы его слава уже прошла, и ежедневно приносить Богу жертву наших слез, когда мы приносим в жертву Его священную Плоть и Кровь. Только эта жертва имеет силу спасать душу от вечной смерти, ибо она таинственно представляет нам смерть Единородного Сына" (IV; 57, 60).

Св. Григорий приводит несколько примеров явления умерших живым с просьбой отслужить Литургию об их упокоении или благодарящих за это; однажды также один пленный, которого жена считала умершим и по ком она в определенные дни заказывала Литургию, вернулся из плена и рассказал ей, как его в некоторые дни освобождали от цепей – именно в те дни, когда за него совершалась Литургия (IV; 57, 59).

Протестанты обычно считают, что церковные молитвы за усопших несовместимы с необходимостью обрести спасение в первую очередь в этой жизни: "Если ты можешь быть спасен Церковью после смерти, тогда зачем утруждать себя борьбой или искать веру в этой жизни? Будем есть, пить и веселиться"... Конечно, никто из придерживающихся таких взглядов никогда не достигал спасения по церковным молитвам, и очевидно, что такой аргумент является весьма поверхностным и даже лицемерным. Молитва Церкви не может спасти того, кто не хочет спасения или кто никогда сам при жизни не приложил для этого никаких усилий. В известном смысле можно сказать, что молитва Церкви или отдельных христиан об усопшем есть еще один результат жизни этого человека: о нем бы не молились, если бы за свою жизнь он не сделал ничего такого, что могло бы вдохновить такую молитву после его смерти.

Св. Марк Эфесский также обсуждает вопрос о церковной молитве за умерших и облегчении, которое она им доставляет, приводя в качестве примера молитву св. Григория Двоеслова о римском императоре Траяне – молитву, вдохновленную добрым делом этого языческого императора.

Что мы можем сделать для умерших?

Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на Литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: "Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих".

Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на Литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним.

О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что нужно и что в ваших силах, используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на Церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе. Тот же путь лежит и перед вами, и как нам тогда захочется, чтобы нас поминали в молитве! Будем же и сами милостивы к усопшим.

Как только кто умер, немедленно зовите священника или сообщите ему, чтобы он мог прочитать "Молитвы на исход души", которые положено читать над всеми православными христианами после их смерти. Постарайтесь, по мере возможности, чтобы отпевание было в церкви и чтобы над усопшим до отпевания читалась Псалтирь. Отпевание не должно быть тщательно обставленным, но совершенно необходимо, чтобы оно было полным, без сокращения; думайте тогда не о своем удобстве, но об умершем, с которым вы навеки расстаетесь. Если в церкви одновременно несколько покойников, не отказывайтесь, если вам предложат, чтобы отпевание было общим для всех. Лучше, чтобы отпевание было отслужено одновременно о двух или более усопших, когда молитва собравшихся близких будет более горячей, чем чтобы последовательно было отслужено несколько отпеваний и службы, из-за отсутствия времени и сил, были сокращены, потому что каждое слово молитвы об усопших подобно капле воды для жаждущего. Сразу же позаботьтесь о сорокоусте, т. е. ежедневном поминовении на Литургии в течение сорока дней. Обычно в церквах, где служба совершается ежедневно, усопшие, которых так отпевали, поминаются сорок дней и более. Но если отпевание было в храме, где нет ежедневных служб, сами родственники должны позаботиться и заказать сорокоуст там, где есть ежедневная служба. Хорошо также послать пожертвование в память усопшего монастырям, а также в Иерусалим, где в святых местах возносится непрестанная молитва. Но сорокадневное поминование должно начаться сразу же по смерти, когда душе особенно нужна молитвенная помощь, и поэтому поминовение следует начать в ближайшем месте, где есть ежедневная служба.

Позаботимся же об ушедших в иной мир до нас, чтобы сделать для них все, что мы можем, помня, что блажени милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. V, 7).

Воскресение тела

Однажды весь этот тленный мир придет к концу и наступит вечное Царство Небесное, где души искупленных, воссоединенные со своими воскресшими телами, бессмертные и нетленные, будут навеки пребывать со Христом. Тогда частичная радость и слава, которую даже ныне знают души на Небе, сменится полнотой радости нового творения, для которой был создан человек; но те, кто не принял спасения, принесенного на землю Христом, будут мучиться вечно – вместе с их воскресшими телами – в аду. В заключительной главе "Точного изложения православной веры" преп. Иоанн Дамаскин хорошо описывает это конечное состояние души после смерти:

"Верим же и в воскресение мертвых. Ибо оно истинно будет, будет воскресение мертвых. Но, говоря о воскресении, мы представляем себе воскресение тел. Ибо воскресение есть вторичное воздвижение упавшего; души же, будучи бессмертными, каким образом воскреснут? Ибо, если смерть определяют как отделение души от тела, то воскресение есть, конечно, вторичное соединение души и тела, и вторичное воздвижение разрешившегося и умершего живого существа. Итак, само тело, истлевающее и разрешающееся, оно само воскреснет нетленным. Ибо Тот, Кто в начале произвел его из праха земли, может снова воскресить его, после того, как оно опять, по изречению Творца, разрешилось и возвратилось назад в землю, из которого было взято...

Конечно, если только одна душа упражнялась в подвигах добродетели, то одна только она и будет увенчена. И если одна только она постоянно пребывала в удовольствиях, то по справедливости одна только она была бы и наказана. Но так как ни к добродетели, ни к пороку душа не стремилась отдельно от тела, то по справедливости то и другое вместе получат и воздаяние...

Итак, мы воскреснем, так как души опять соединятся с телами, делающимися бессмертными и совлекающими с себя тление, и явимся к страшному судейскому Христову седалищу; и диавол, и демоны его, и человек его, т. е. антихрист, и нечестивые люди, и грешники будут преданы в огнь вечный, не вещественный, каков огонь, находящийся у нас, но такой, о каком может знать Бог. А сотворшая благая, как солнце, воссияют вместе с Ангелами в жизни вечной, вместе с Господом нашим Иисусом Христом, всегда смотря на Него и будучи видимы Им, и наслаждаясь непрерывным проистекающим от Него веселием, прославляя Его со Отцем и Святым Духом в бесконечные веки веков. Аминь" (стр. 267-272).

 


Читайте:



Божественно вкусный салат со свежей капустой, крабовыми палочками и свежим огурцом обязательно найдет своих поклонников за вашим столом Салат капуста крабовые палочки огурец яйцо

Божественно вкусный салат со свежей капустой, крабовыми палочками и свежим огурцом обязательно найдет своих поклонников за вашим столом Салат капуста крабовые палочки огурец яйцо

Рецепт салата с кукурузой, крабовыми палочками и капустой в классическом варианте рассмотрим подробно, с пошаговыми фотографиями. Далее в статье...

Тертый пирог с творогом Тертый песочный пирог с творогом рецепт

Тертый пирог с творогом Тертый песочный пирог с творогом рецепт

Тёртые пироги - очень вкусный и питательный десерт, а творог и фрукты или ягоды в его составе добавляют разнообразия и пользы для здоровья. Среди...

Приснилось, что у меня один ботинок: что это может значит

Приснилось, что у меня один ботинок: что это может значит

Если ночью привиделось что-то необычное, то обязательно стоит заглянуть в сонник. Ботинок является как раз таким символом, на который необходимо...

«Сонник Рельсы приснились, к чему снятся во сне Рельсы

«Сонник Рельсы приснились, к чему снятся во сне Рельсы

Толкование сна в соннике: Рельсовая дорога - безопасность на протяжении длите Снился сон « Рельсы » Толкование сна в соннике: К дальней...

feed-image RSS