Разделы сайта
Выбор редакции:
- Молитва при зубной боли у детей и взрослых
- О боге святые отцы. Святые «О Боге. Священное писание о любви
- Лучшие цитаты достоевского о жизни, человеке и любви Любить человека по настоящему достоевский
- Женское начало и мужское начало: символы "инь" и "ян"
- Колеус: приметы и суеверия об огненном цветке Колеус цветок магические свойства
- В чем разница и сходство между католиками и православными
- Объяснения церковных и домашних молитв
- Как женить на себе мужчину по знаку зодиака Как выйти замуж за деву
- Как космическая медицина спасает людей на земле
- Рис - это зерновая культура
Реклама
Декоративное украшение и убранство жилищ народной архитектуры. Презентация на тему "исаак ньютон". Применение новых знаний и способов действий |
Конспект урока для 5 класса Русская изба, ее конструкция и декор, их единство(1 из 2 уроков темы) Шелкова Наталья Сергеевна Цель урока: - подробно рассказать учащимся о традиционном русском доме: его конструкции, планировке, назначении отдельных частей, украшениях и способах строительства; Пробудить интерес к русской истории и традиционному русскому быту; Материальное обеспечение: ноутбук и телевизор для демонстрации презентации, иллюстрации к русским сказкам (В. Конашевича, И. Билибина), репродукции картин русских художников (В.Васнецова, Н.Рериха). Бумага, карандаши, краски (гуашь, акварель). План урока : 1.Организационная часть: проверка готовности к уроку. 2.Изучение нового материала: рассказ учителя, показ иллюстраций к сказкам, беседа с учениками. Показ презентации с подробным объяснением слайдов. 3. Закрепление нового материала: вопросы к ученикам. Повторение новых понятий и терминов одновременно с их показом на экране 4.Рисунок русской избы (карандаш). Эскиз композиции (небольшой). , изображающей несколько домов в пейзаже. Ход урока Изучение нового материала. Тема нашего урока - традиционная русская изба - до сих пор обычное жилище сельского жителя. Так называется теплый дом из бревен (сруб) обязательно с печью, т.е. предназначенный для нашего довольно сурового климата. Основным строительным материалом на Руси было дерево - его всегда было достаточно, оно легко обрабатывается и прекрасно сохраняет тепло. Дома строили из хвойных смолистых пород (сосны, ели) - они меньше гниют и обладают прямоствольностью. Зато щепу и лемех для крыши делали из осины, которая под действием влаги уплотняется и становится серебристой. Качества материала в строительстве определяют и конструкцию сооружения - основу его надежности и долголетия. Избу складывали из соединенных по углам четырех горизонтальных бревен(венцов). Прямоугольный сруб назывался четверик, крытый четверик - клеть. Самое простое жилище - изба из одного сруба с сенями. Для содержания животных и ценных припасов, прирубали большой сруб сбоку или сзади дома. Для детей прирубали сруб поменьше, добавляли второй этаж - и дом разрастался в ширину, высоту и назывался хоромы. Жилая изба часто строилась на подклете- низком хозяйственном этаже с маленькими в полбревна окнами для освещения. Под крышей делалась светелка - помещение с окнами на 3 стороны и потому светлое. Там девушки вышивали, ткали и плели пояса для приданого. К дому пристраивалось высокое крыльцо, которое вело в сени, соединяющее хозяйственные и жилые помещения. Вдоль фасада перед окнами шел балкон с резными балясинами. Особенностью конструкции древнерусской избы было то, что она строилась без единого гвоздя. Крышу тоже строили без гвоздей. Боковые стены над четвериком надстраивались в виде треугольника и на них укладывались слеги, а на них - тес крыши. Тес нижним краем упирался в водосливы, которые держали курицы, а сверху его прижимал охлупень. Таким образом, изба была разборным сооружением, все части которого заменялись по мере надобности - заменяли сгнившие нижние бревна, тес крыши, водосливы. К дому пристраивали и новые клети нужного размера. Простота и удобство строительства и эксплуатации объясняет,почему традиционный дом сохранился до наших дней и сейчас пользуется большой популярностью. Но помимо удобства, русская изба красива. Не только благодаря пропорциям, разнообразию форм и красоте материала, но и благодаря своим украшениям. Рассмотрим главные из них - наличники, полотенца, причелины. Вспомним, что все украшения в народной одежде, посуде, тканях были сначала магическими, имели символический смысл. Круги на крыше и фасаде обозначали солнце, ромбы и квадраты - землю и поля с семенами, волнистые линие -воду и облака с дождем, то же обозначали птицы, конь и олень. Все это было изображение обожествленных сил природы, которые должны были защитить дом, вписать его в мироздание. Одновременно с этим поражает как красиво эти знаки вписываются в общий ритм линий, пропорции отдельных частей дома, не нарушая, а подчеркивая их гармонию. Если присмотреться декоративные детали неразрывно связаны с конструкцию дома - они подчеркивают главные вертикали(опоры) и горизонтали(линия крыши) дома. Добавляют к однообразию фактуры бревенчатой стены разнообразие фактуры изображений наличников. Они, прикрывают щели между разными частями, защищая дом от ветра и дождя. Иначе говоря, украшения являются неотъемлемой частью дома, связанной и с его планировкой, и с конструкцией, создавая с ним одно гармоничное целое. Это качество настоящей архитектуры, которая не терпит пустого украшательства в ущерб конструктивности и удобству. Повторим несколько необходимых новых понятий и терминов Изба - тес конструкция Сруб -охлупень декор Венец - светелка Клеть -курицы Четверик - полотенца Подклет - наличники 4. Дети делают рисунок русской избы. Уроки изобразительного искусства в 5кл. (по программе Б.М. Неменского) Тема :. Единство конструкции и декора в народном жилище. Идея : Глаголем, кошелем и брусом И каждый со своим лицом. Цель: Ознакомление учащихся с понятием избы как традиционного русского жилища, единством ее конструкции и декора. Технологии обучения : проектно-исследовательская. Ключевые компетенции : общекультурные, учебно-познавательные. Задачи: воспитывать любовь к Родине, к ее традициям и народной культуре, развивать творческую и познавательную активность, формировать практические навыки работы в конкретном материале (бумажная пластика), умение передавать единство формы и декора избы, развивать умение работать в группе. Понятия : фрон-тон, наличники. причелина, лобо-вая доска, растительный и зооморфный, геометрический виды орнаментов, типы орнаменталь-ных композиций: линейная, сетча-тая, рамочная, ге-ральдическая. Оборудование для учителя : Иллюстрации к русским народным сказкам, образец избушки из бумажных трубочек, презентация «Русская изба», иллюстративный материал учебника стр. 18-27 Структура урока: Фаза 1. Инициация. Работа с эпиграфом. Фаза 2. Вхождение или погружение в тему. Решение проблемного вопроса. Фаза 3. Формирование ожиданий учеников. Планируемый результат. Фаза 4. Интерактивная лекция . Информация с показом элементов на схеме и на слайдах. Презентация «Русская изба». Фаза 5.Проработка содержания темы. Практическая работа в группах. Заполнение таблиц. Игра «Исследователь-эксперт». Фаза 6. Подведение итогов . Обсуждение эпиграфа урока. Ход урока. Фаза 1. Инициация. Чтение идеи-эпиграфа на доске: Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом, с обдуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом. В. Федотов. (Учебник, стр. 18) Подумайте, почему мы взяли такой эпиграф, ответ на этот вопрос мы постараемся получить к концу урока. Фаза 2. Вхождение или погружение в тему Рассмотрите иллюстрации учебника. Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? Правильно. Вы сами сегодня будете выступать в роли народных мастеров. Посмотрите на мой макет, как вы думаете, как можно изготовить этот дом. (Дети должны увидеть, что изба сделана из трубочек, склеенных между собой). А как и чем можно украсить избу вы узнаете, работая самостоятельно в группах. Фаза 3. Формирование ожиданий учеников Как вы думаете, у вас получиться справиться с задачами урока? Какую оценку вы планируете получить в конце урока? Фаза 4. Интерактивная лекция. Рассказ учителя. Информация сопровождается показом элементов на схеме и на слайдах. Презентация «Русская изба». В мир человека есть две лазейки: окно и дверь, они требуют дополнитель-ной защиты. И на окне, и на двери есть наличник. Перед дверью обязательно есть порог. Порог - это граница между мирами, миром живых и миром мертвых. Хо-зяйка, заходя в дом, вытирает ноги о порог, отряхивает прах мира; заходя в чужой дом, гости переступают через порог, показывая, что пришли в этот дом с добром. Несравненно больше внимания уделялось окнам, сквозь которые мог-ли проникнуть вездесущие навьи. Ще-ли в оконцах, сквозняки, зимний хо-лод, все, что могло причинить бо-лезнь, - все это преображалось в соз-нании древних людей в образы неви-димых, неосязаемых навьих. В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окон, обычно насыщенное языческой символикой, ведь оконный проем - это не только «окно в мир» и в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чу-жих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища, проникнуть внутрь или хотя бы сглазить тех, кого удастся увидеть в окно. Посмотрите, ребята, как красивы наличники на окнах русских домов, с какой любовью и мастерством они выполнены! Найдите изображения наличников на страницах учебника, попробуйте расшифровать символы- образы. Фаза 5.Проработка содержания темы. Практическая работа в группах. Игра «Исследователь-эксперт». Самостоятельно прочитайте информацию в карточке. Сейчас вы исследователи . Выпишите новые слова и подумайте, все ли вам понятно. Если есть вопросы, запишите их. Карточка. Русская земля богата лесами. Не удивительно, что с глубокой древности дома строили из дерева, и, для того чтобы сделать их нарядными, украшали резными узорами. Крыша избы могла обозначать весь дом, «отчий кров», «жить под одной крышей - ходить под одним небом». Ее завершал «охлупень», или «конек». Резная доска, закрывающая выход слег на фа-сад - причелина. Причелина с левого края кровли содержала символы восходя-щего утреннего солнца; с правого края - вечернее заходящее солн-це. Резная доска, крепящаяся на пересечении двух причелин, - по-лотенце - полуденное солнце в зените. «Конек» так называется верхняя часть крыши, у них резной, а на крыше сидит веселый петушок, вырезанный из дерева, или возвышается голова коня. Над окнами будто свисает деревянное кружево, столбики на крыльце в узорах. Поменяйтесь карточками с соседней группой. Теперь вы эксперты . Проведите экспертизу полученных материалов, помогите ответить на вопросы своим товарищам. Снова поменяйтесь карточками. Отчет групп о своей работе. Практическая работа . Каждая группа делает свою избу. Как ее украсить учитель показывает во время практической работы, спрашивая, какими элементами будем украшать. Ответы дети находят в своих таблицах Фаза 6. Подведение итогов. Итогом служит обсуждение эпиграфа урока. Скажите, как вы понимаете слова В. Федотова? Что значит: и каждый со своим лицом. А ваши дома имеют свое лицо? Что для этого необходимо сделать? Должно ли сочетаться украшение дома с его строением? Главное - подвести детей к понятию: единство конструкции и декора в народном жилище. Заполнение оценочных листов. Оправдались ли ваши ожидания? Бонусную оценку получают ребята за наиболее оригинальные идеи. Фаза 7. Эй! Попрыгали на месте. Эх! Руками машем вместе. Эхе - хе! Прогнули спинки, Посмотрели на ботинки. Эге - ге! Нагнулись ниже Наклонились к полу ближе. Повертись на месте ловко. В этом нам нужна сноровка. Что, понравилось, дружок? Завтра будет вновь урок! Домашнее задание: Рассмотрите декоративное убранство домов по дороге домой. Обсудите с родителями убранство вашего дома (в основном дети класса живут в частных сельских домах. Презентация к уроку по изобразительному искусству по программе Б.М.Неменского по теме: «ДПИ. Единство формы, конструкции, декора в народном жилище». (слайд 1) Цель: Познакомить учащихся с понятием и языком декоративно-прикладного искусства, открыть содержательный смысл художественного образного языка декоративно-прикладного искусства, его связь с явлениями жизни. Познакомить учащихся с понятием интерьер, его особенностями в крестьянском жилище, сформировать понятия духовное и материальное. 1. Организационный момент. 2. Введение. Знаете ли вы, как появилось декоративно-прикладное искусство? С древних времён человека окружал загадочный мир природы, полный таинственных, непонятных и устрашающих явлений. Человек полностью зависел от природы и старался приспособиться к окружающей его среде. Так появились верования в сверхъестественные силы, олицетворяющие различные явления: солнце, небо, воду, растения, землю, грозу. (слайд 2) Эти явления приобретали разнообразные изобразительные формы и цветовые решения. (слайд 3) Люди изображали явления природы и окружающий их мир на стенах жилищ, посуде, одежде, прося у них хорошей погоды, богатого урожая, и защиты от грозных стихий и злых духов. Так появилось декоративно-прикладное искусство. 3. Формирование новых знаний. Декоративно-прикладное искусство- это украшение предметов быта художниками и народными умельцами. С древних времён человек строил себе жилище. Пройдя путь от пещеры до дворца, люди старались создавать безопасное пространство. Зачем людям дом? (учащиеся отвечают на вопрос) Кров- это главная материальная потребность человека. Маленький кусочек пространства, ограждающий его от огромного непредсказуемого мира, должен защищать от дождя и снега, согревать и давать душевный покой хозяину дома. (слайд 4) -Как вы думаете, из какого материала строились крестьянские избы? -Почему русские люди выбирали лес основным строительным материалом? Дерево- постоянный спутник русского человека. Дерево давало кров над головой, тепло в печи, из него делали посуду, мебель. Оно сопровождало человека от колыбели до могилы. (слайд 5) Крыша и верхняя часть дома связывались в народных представлениях с НЕБОМ, клеть (крытый прямоугольный деревянный сруб с окнами, дверью, полом) – с ЗЕМЛЕЙ, а подклеть (подполье) – с подземным миром. Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизируя связь человека с космосом. Человек обустраивал свой дом, наполнял образами не только для украшения, а для того чтобы привлечь к дому силы добра и света и защититься от злых сил. (слайд 6) Крыша дома связывалась в народных представлениях с небом. На крыше дома обязательно должен быть конь- охлупень . Конь в поэтических представлениях народа был олицетворением силы, добра и красоты. Конь часто был символом солнца, движущегося по небу. (слайд 7) Что же украшали резьбой? Доски – полотенца, доски- причелины, наличники на окнах. Приче́лина - в русской деревянной архитектуре доска на фасаде избы (обычно резная), защищающая от влаги торцы брёвен повала. ПРИЧЕ́ЛИНА, в русском домовом декоре наклонная доска, наложенная на торцы подкровельных слег. Помимо чисто декоративной имела и утилитарную функцию, прикрывая щель между повалом и кровлей от дождя и ветра. Концы причелин часто завершались резными полотенцами. Нередки случаи, когда причелины приколачивались в две-три доски со смещением, что позволяло не только увеличить ее ширину, но и придавало дополнительную декоративность. ПОЛОТЕ́НЦЕ, в русском домовом декоре короткая накладная доска, прибивавшаяся под коньком крестьянского дома и закрывавшая стык между причелинами. По форме декора - пропильным фигурам и «кистям» на конце - напоминала расшитое крестьянское полотенце, откуда и происходит название. Обычно на полотенце вырезались солярные знаки, являвшиеся оберегами дома. (слайд 8) В украшении фронтона -, «лица» дома, использовались круглые розетки и полурозетки – это символическое изображение солнца, круг с ромбом внутри, ромбы и прямоугольники, а также символы небольших отверстий были символами земли. Слайд 9 - (зарисовать знаки, символы) (слайд 10) Дом смотрел на мир окнами-очами. Через передние окна в избу свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром, и потому так торжественно – наряден был декор окон.Наличники окон оформлялись особенно пышно. По тому же принципу устройства мира нижнюю часть украшали фантастические существа - русалки, львы- собаки, полурыбы, олицетворяющие подземный и подводный мир. Эти изображения причудливо переплетались и перерастали в растительный узор - символы земли, выше - в диковинных птиц и образы солнца. Такие наличники, требующие огромного труда и любви к своему дому и семье, могли быть изготовлены только настоящими мастерами. Их берегли как семейную реликвию и переносили из старого дома в новый, благодаря чему до нашего времени сохранились шедевры деревянного зодчества. Слайд 11 – примеры причелин, полотенец Слайд 12 – Задание. Cлайд 1 Единство конструкций и декора в народном жилище 5 класс Подготовила Учитель изобразительного искусства Кузнецова Е.С.Cлайд 2 Музей – заповедник деревянного зодчества – КИЖИ расположен на одноименном острове и прилегающих островах в северо-западной части Онежского озераCлайд 3 Новая жизнь – новый дом. Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома. Ведь как говорят – «Мой дом, моя крепость». Русская избаCлайд 4 Для обеспечения этой крепости недоступности при строительстве дома большое значение придавалось времени начала работ, выбору места строительства, подготовке строительных материалов; каждый этап строительства был подчинен особому ритуалу.Cлайд 5 После Покровских праздников выбирали место под усадьбу, старались не оказаться на заброшенной старой дороге (ведь по ней, того и гляди, уйдут из дома достаток и жизнь), на месте, где рань ше стояла баня, там, где был когда-то пожар, где случалась полом ка или - всего хуже - пролилась кровь. После выбора участка хозяин «очищал» его и освящал специальной символикой: опахивал участок по кругу (круг - замк нутая линия, бесконечность, символ солнца), обозначал внутри круга квадрат усадьбы, делил крестообразной фигурой на четыре. Потом глава дома отправлялся «во все четыре стороны» и с каждой стороны приносил камень-валун и ложил под углы дома.Cлайд 6 В мир человека есть две лазейки: окно и дверь, они требуют защиты. И на окне, и на двери есть наличник. Перед дверью обязательно есть порог – это граница между мирами. Большое внимание уделялось окнам, сквозь которые могли проникнуть навьи (злые души). В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окон, обычно насыщенное языческой символикой. Схемы символов солнца. Схемы символов земли. |
Читайте: |
---|
Новое
- О боге святые отцы. Святые «О Боге. Священное писание о любви
- Лучшие цитаты достоевского о жизни, человеке и любви Любить человека по настоящему достоевский
- Женское начало и мужское начало: символы "инь" и "ян"
- Колеус: приметы и суеверия об огненном цветке Колеус цветок магические свойства
- В чем разница и сходство между католиками и православными
- Объяснения церковных и домашних молитв
- Как женить на себе мужчину по знаку зодиака Как выйти замуж за деву
- Как космическая медицина спасает людей на земле
- Рис - это зерновая культура
- Урок анатомии или доктор смерть Полезная информация для туриста в Амстердаме