Реклама

Главная - Семейный отдых
Духовное зрение и признаки проявления Нового мира. Технология "духовное зрение"

Продолжаем публикацию бесед схиархимандрита Авраама (Рейдмана), духовника Ново-Тихвинского монастыря, которые проводились с мирянами и монашествующими на протяжении последних 15 лет. В этой беседе речь пойдет о том, что мешает нам воспринимать действительность в ее истинном свете.

Всем известно следующее изречение Спасителя: От сердца человеческа помышления злая исходят: прелюбодеяния, любодеяния, убийства, татьбы, лихоимства, обиды, лукавствия, лесть, студодеяния, око лукаво, хула, гордыня, безумство (Мк. 7, 21–22). Я хотел бы сегодня обратить ваше внимание на один пункт из этого перечисления, а именно - око лукаво. Получается, от сердца человеческа исходит… око лукаво. Как это понять?

Если выразить ту же мысль современным языком, можно было бы сказать, что из сердца исходит неправильный, лукавый взгляд на вещи. Об этом неправильном взгляде мне и хочется с вами поговорить. Иными словами, мы будем рассуждать сегодня о духовной слепоте, или об извращении духовного зрения.

Нам кажется, что если у нас есть зрение, значит, мы видим вещи такими, какие они есть на самом деле. Однако это не так. Мы зачастую даже не осознаём, насколько искаженно смотрим на действительность. Некоторые вещи кажутся нам совершенно очевидными, и когда с нами кто-то пытается спорить, мы кипятимся: «Вы что? Ничего не понимаете, что ли?!” А если разобраться подробнее, откуда в нас этот взгляд на вещи, то обнаружится, что мы впитали это из книг, фильмов и даже школьных уроков.

Мы не придаем значения тем впечатлениям, которые формировали нас с детства: «Подумаешь, школа! Я ничего уже и не помню, что там преподавали». Нет. Мы можем не помнить, но мы думаем так, как нас научили. Мы не можем обосновать свой образ мысли, а он зачастую произрастает из неправильного, нерелигиозного воспитания, от общения с людьми, чуждыми Церкви.

Но главная причина искаженного видения действительности, конечно же, в нашей страстности. Человек, поддавшийся той или иной страсти: гордости, гневу, зависти, видит все до такой степени превратно, что иногда не замечает очевидного, и, наоборот, воспринимает как реальность нечто несуществующее. Он разгневался - и видит кругом одних врагов, так или иначе, нарочно или неосознанно вредящих именно ему. И даже сами внешние обстоятельства, скажем погода, воспринимаются им как враждебные.

Он поддался отчаянию или унынию - и видит в каждом предмете повод для того, чтобы впасть в депрессию. Какая-нибудь мелочь, которую человек, находящийся в ровном душевном состоянии, не заметит, воспринимается им как ужасная скорбь. А если страсть в человеке обратилась в навык, то мир в его глазах все более искажается, так что это уже граничит с душевной болезнью. Он, например, до такой степени привыкает видеть кругом мнимых врагов, что подозревает в злонамеренности и правительство, и сотрудников по работе, и соседей, и членов семьи, и случайных прохожих…

Страсти действуют в нас так лукаво и мощно, что мы, сами того не понимая, вместо уродства видим красоту, а вместо красоты - уродство, вместо доброты - зло, вместо лжи - правду. Все, все, все, что нас окружает: и природа, и люди, и внутреннее наше состояние, и отношения между людьми, - все подвергается грубейшему искажению в зависимости от нашего состояния.

Находящийся под действием страсти подобен пьяному: ему говоришь здравые вещи, а он не может их воспринять, имея глаза, не видит, и, имея уши, не слышит. Греховная скверна, бьющая из сердца, как некий грязевой источник, совершенно заполняет человека и не дает ему воспринимать чистые и ясные истины. Как бы здраво и умно ты ни говорил, какие бы доводы ни приводил, даже если бы и чудо сотворил, все равно не переубедишь такого человека, потому что он увлечен страстью, как могучим потоком, и совершенно ничего не видит. Он становится как безумный, который галлюцинации принимает за действительность.

Прекрасный пример этому приводит преподобный авва Дорофей. Один монах, поддавшись страсти осуждения, вообразил, что некий брат приступает ко Святому Причащению, поев фруктов в саду. Монах рассказал об этом игумену, и тот отозвал брата в сторону, когда он подходил к Чаше, что, конечно, было неприятно. Но игумен не мог допустить до Причастия человека, проявляющего такое неблагоговение к Таинству. Он стал расспрашивать брата, и выяснилось, что тот пришел на службу прямо с послушания, а до этого его вообще не было в обители. Тому монаху только показалось, что он видел его в саду.

Иногда такое ослепление, помрачение ума доходит до крайностей. Например, на Востоке существуют учения, согласно которым действительность призрачна. Будда учил, что сознание человека образовано случайным сочетанием неких психических частиц, своего рода атомов, но не материальных, а духовных. Действительности как таковой нет, а есть только деятельность сознания. Когда человек осознаёт это, то тогда, пусть все вокруг плохо, все наполнено страданием, но частицы становятся на свои места, сознание прекращается и наступает блаженство, нирвана. Правда, кто блаженствует, непонятно: ведь никого нет.

Это пример того, как можно дойти до столь абсурдного восприятия действительности - полного ее отрицания. Вот что может сделать с человеком страсть! В буддизме это настолько очевидно, что его даже называют религией отчаяния.

Примеры поведения человека, помраченного страстью, каждый может вспомнить даже из собственной жизни. А я сейчас приведу пример из Евангелия. Вспомните ту удивительную вечерю в Вифании, на которой Господь вкушал пищу вместе с Лазарем, которого Он воскресил из мертвых. Это же было уму непостижимо, это было живое свидетельство величайшего из чудес, сотворенных Господом Иисусом Христом. Это понимали и чувствовали все апостолы, возлежавшие на этой вечере.

Но Иуда, который тоже присутствовал при воскрешении Лазаря, словно не видит того, что видят все, не осознает того, что происходит. Он думает только о том, что лишился денег, которые Мария потратила на миро для Господа и которые он мог бы украсть, если бы их опустили в его денежный ящик. Ему все равно, что здесь присутствует воскресший Лазарь, сердце его занято другим: он подсчитывает свои убытки. Сребролюбие настолько исказило в глазах Иуды действительность, что он не способен увидеть даже величайшее чудо.

Нечто подобное происходило и с книжниками и фарисеями. В словах Господа была такая сила убеждения, что даже книжники, будучи людьми образованными, не могли Ему прекословить. Но, несмотря на это, противились проповеди Спасителя, потому что под действием страстей, прежде всего гордости и тщеславия, пришли в состояние совершенной духовной слепоты и глухоты. Спаситель так и говорит о них: Слухом услышите - и не уразумеете, и глазами смотреть будете - и не увидите. Мы не можем сказать, что эти слова относятся только к фарисеям и прочим иудеям, которые не приняли проповеди Спасителя. К сожалению, они могут быть отнесены и к любому из нас, православных христиан, если мы христианами только называемся.

Люди, не принявшие Евангелия, слепы, пусть даже они, по человеческому рассуждению, имеют необыкновенные умственные способности. Но и мы, православные христиане, также можем стать слепыми, если будем следовать христианскому учению формально, если будем поддаваться действию своих страстей. Мы нередко кичимся тем, что мы христиане, что мы много знаем, мы считаем себя даже способными вести за собой и других, а на деле являемся слепцами, которые хотят стать поводырями других слепцов.

А бывает наоборот: люди простые, мало что знающие, заурядные, ограниченные благодаря просвещению благодати, благодаря искреннему, последовательному, полному восприятию евангельского учения, становятся зрячими, начинают видеть всё в истинном свете, становятся учителями и вождями слепых, имея на это право. Каковыми были и , и их ученики, так называемые мужи апостольские, и святые отцы, и все подвижники благочестия с древних времен и до наших дней.

Как же приобрести правильный взгляд на вещи, как освободиться от этой пелены, потемняющей наш ум? Для этого надо, во-первых, осознавать, что мы подвержены этой болезни, и потому смотреть на себя трезво, всегда оглядываться, задавая себе вопрос: «Может быть, я не принимаю того, что мне говорят, по той причине, что во мне действует какая-то страсть? Может быть, я сам виноват?»

Во-вторых, нужно очищать свое сердце, очищать его молитвой, очищать его трезвением. Постепенно избавляясь от оскверняющих нас помыслов, мы очистим и наш ум, то есть око, сделаем его простым. Тогда мы научимся смотреть на вещи не по-своему, не своим разумом, помраченным страстями, научимся воспринимать их не так, как велит наше греховное сердце, которому верить нельзя, а будем всё воспринимать так, как учил Господь наш Иисус Христос, как и сейчас Он учит нас через Свое святое Евангелие, через благовестие. Мы никогда не исправимся, если не приложим усилий к тому, чтобы приобрести христианский здравый смысл, чистый, правильный взгляд на вещи, такой, что будем думать не по-своему, а по-святоотечески.

Оригинальность мышления и вообще оригинальность в каком бы то ни было отношении, к которой стремятся в миру, совершенно чужда христианству. Мы ее презираем, видим в ней , с одной стороны, глупую и детскую, с другой - весьма опасную и губительную. Никакие оригинальность и исключительность нам не нужны, мы должны стремиться к тому, чтобы каждый из нас приобрел ум Христов, как апостол Павел говорил о себе и о других апостолах: Мы имеем ум Христов. Стяжавшие такой ум смогут правильно увидеть прежде всего самих себя, свой жизненный путь.

Еще раз повторю: смысл сегодняшнего наставления состоит в том, чтобы мы трезвились и каждый свой шаг сверяли с Евангелием. Через подвиг внутреннего очищения мы должны приобрести, по выражению Спасителя, око просто, тогда и наша духовная жизнь станет светлой, и мы будем изнутри просвещаемы светом.

Вопрос. Вы говорите, что мы смотрим на вещи искаженно. Но ведь у нас есть здравый смысл, неужели нельзя им руководствоваться в жизни?

Ответ. Иногда можно, в каких-то житейских ситуациях. Но надо понимать, что этот так называемый здравый смысл нуждается в пересмотре и очищении его Евангелием. Наш здравый смысл, иначе жизненный опыт, основан иногда на повторяющихся ошибках, заставляющих нас приобрести какие-то навыки, какое-то правильное отношение к вещам, но очень часто здесь примешивается и наш характера, а наш характер - это, как правило, совокупность всевозможных страстей. Конечно, там есть и добрые наклонности, но в человеке добро смешано со злом, как говорит . И у каждого из нас, в соответствии с характером, получается свой здравый смысл.

Почему мы все, имея здравый смысл, не можем найти общий язык друг с другом? Конечно же, по той причине, что на самом деле он никакой не здравый. На самом деле здесь сталкиваются разные страсти разных людей. И поэтому иногда мы, как нам кажется, здраво рассуждая, на самом деле оправдываем свою страсть. Нам кажется под действием страсти, что другого вывода нельзя сделать. Иначе поступить невозможно. Сказать иначе никак нельзя. А на самом деле это не обстоятельства заставляют нас так себя вести, а наше внутренне состояние.

Зададимся вопросом, и пусть тот же здравый смысл нам подскажет: почему на одни и те же обстоятельства разные люди реагируют по-разному? Если так уж эти обстоятельства непререкаемы и так они толкают нас к единственно правильному решению, то почему же мы видим огромное разнообразие реакций человека на обстоятельства. Именно потому, что страстность наша заставляет нас совершенно по-разному видеть события, совершенно по-разному их объяснять, интерпретировать и по-разному реагировать на них.

Вопрос. Я чаще смотрю на вещи не по-евангельски, а по-своему, из страха, что иначе мне придется потерпеть какое-то неудобство или ущерб.

Ответ. Да, во многих случаях действительно придется потерпеть какой-то ущерб. Нам удобнее, скажем, для того, чтобы удовлетворить какую-то свою страсть, поступить так то, а Евангелие говорит: «Нет, этого нельзя делать», и мы, поступая по заповеди, остаемся, допустим, голодными, или обманутыми, или обиженными. Это обязательно будет, и тут необходима борьба с собой. Но зато когда мы борьбу эту выдерживаем и побеждаем себя, то ощущаем все больше и больше благодати, чувствуем такое утешение, что готовы и вообще от всего отказаться.

Вопрос. В момент действия страсти не понимаешь, что с этим надо бороться, все помыслы кажутся самыми справедливыми: ропот, обида, тщеславие и прочее. Как это преодолеть?

Ответ. Это от неопытности. Мы не видим страсти в тот момент, когда она начинает в нас действовать, когда мы начинаем соблазняться. А сила соблазна именно в том, что он убеждает, что в данной ситуации по-другому поступить невозможно: «Как не соблазниться этой женщиной, если она такая красивая?» Или: «Как на него не рассердиться, когда он сказал то-то и то-то?» Нам кажется, что все наши доводы в этом случае совершенно очевидны и убедительны.

Как с этим бороться? Всегда помнить о Евангелии, читать его каждый день. Читать святых отцов, которые объясняют нам действие страстей. И когда мы будем содержать в памяти евангельские заповеди и святоотеческие наставления, то сможем распознавать, как в нас действуют страсти, и научимся с ними бороться. Но, конечно же, главное - это молитва. Если мы не будем молиться, то все наши теоретические знания окажутся мертвыми.

Без молитвы, в особенности молитвы Иисусовой, чтение святых отцов превращается в китайскую грамоту, мы там на самом деле ничего не поймем. И будем похожи на человека, у которого на полке стоит много книг на иностранном языке, корешки красивые, а читать он их не может. Чтение, повторю, необходимо, но только вместе с молитвой.

Гриценко Лиза, ученица 7а класса

От природы человек обладает физическим зрением. У кого-то оно стопроцентное, у кого-то слабое зрение. Это всё понятно.

Но есть еще духовное зрение. Это зрение, которым обладал, например, Маленький принц в сказке Экзюпери. Вот это зрение дано иметь не каждому. Им обладает только великодушный человек. Человек, который обладает добрым сердцем, умеющим понимать и сочувствовать.

Есть еще такой медицинский термин - "сердечная недостаточность". Как много людей вокруг, которые болеют этой сердечной недостаточностью! Такие люди сдают своих старых родителей в дома престарелых. Оставляют своих новорождённых детей в домах малюток... Да, духовное зрение гораздо важнее физического.

Вот что думают о духовном зрении старшеклассницы нашего лицея:

"Я думаю, что духовное зрение - это стремление к высокому, знание духовных ценностей. Если человек смотрит на жизнь духовно, он поступает по велению сердца, а не руководствуется собственными выгодами. Духовное зрение = это внутренний мир человека, его душа. Если человек стремится к духовному самосовершенствованию, значит, у него есть духовное зрение". Карпачева Катя

"Вот ты смотришь на окружающий тебя мир и видишь разные предметы. Это физическое зрение. А духовное зрение - это когда ты помимо различных вещей видишь ещё людей с их характерами, настроением, проблемами. И тебе не безразлично, как себя чувствует внутри тот или иной человек, комфортно ли ему в данный момент. Вот, например, в рассказе Людмилы Улицкой "Перловый суп" мама девочки обладала таким духовным зрением. Она своими чуткими глазами и чутким сердцем видела, кому нужна помощь, и реально помогала. Обладает таким духовным зрением не каждый. Многие просто не видят людей, как бы проскальзывают мимо, не заглядывая вовнутрь человеческой души и не понимая, что у них там творится". Тулякова Эльмира

"У человека есть зрение, которым он видит всё то, что творится в мире. Но также человеку присуще духовное зрение. Это когда человек видит в обычных вещах - необычное. То есть человек видит как бы душой. Человек может быть некрасивым внешне, но красивым душой". Суркова Марина

"Духовное зрение - это зрение духа, души. Внутри нас есть определенный стержень моральной, нравственной основы. Именно он позволяет нам отличать хорошее от плохого, истинное от лживого. Порой мы интуитивно чувствуем, что делает что-то нехорошее. Нам этого никто не говорил, не объяснял. Но мы это знали, мы это видели духовным зрением, а не физическим. Иногда у людей бывает прозрение. Это не когда человек был слепым и стал видеть, а это духовное прозрение. Проходя через трудности и тяготы жизни, человек начинает понимать истинные ценности жизни, у человека начинают открываться глаза на мир. Духовным зрением человек видит то, что происходит на самом деле, а не то, что ему хотелось бы видеть. Чтобы изобразить героя истинным, чувственным, писатели награждают его духовным зрением. В романе Л.Толстого "Война и мир" таким зрением обладала Марья Болконская.А у её брата Андрея духовное прозрение наступило лишь в конце его жизни". Буробина Света

"Духовное зрение - это способность видеть и чувствовать то, что не видят многие. Леонардо да Винчи сказал: "Есть люди, которые видят, есть люди, которые видят, когда им показывают, а есть люди, которые ничего не видят". Не каждый наделён способностью чувствовать и видеть душой. Духовное зрение зависит от духовного мира человека. Духовное видение человек может воспитывать в себе сам". Морозкина Вика

Это интересно…

 Врачи, конечно, понимали, что слепые от рождения люди не знают, что такое цвет, что им придется учиться разбираться в определении цвета и оттенков окружающих предметов и запомнить, заучить их названия: что мы называем красным, а что зеленым. Но оказалось, что прозревшие люди, легко замечая разницу между цветом предметов, долго не могут запомнить названия этих цветов.

 То же самое относилось к форме предметов. Прозревшим людям приходилось учиться отличать шар от куба, хотя на ощупь они прекрасно умели это делать.

 Описан случай, когда больной очень долго не мог отличить петуха от лошади. Видимо, в его мозгу неправильно сформировались различные признаки. Путаницу внес хвост, достаточно пышный и у лошадей, и у петухов. Привлечь для опознания подсчет ног этот больной долго не догадывался.

 Большие затруднения у прозревших вызывало чтение. Больному в возрасте 52 лет, умевшему читать по выпуклостям бумаги, почти не потребовалось специального обучения, чтобы научиться узнавать крупные печатные буквы. Зато мелкие прописные, о существовании которых он раньше не подозревал, долго ему не давалось. В конце концов, за 3 года он сумел научиться читать только наиболее простые и короткие слова.

 Зрению приходится учиться. Люди, прозревшие после оперативного вмешательства и уже научившиеся узнавать основные предметы, продолжали путаться при малейшем изменении ситуации. Если такой пациент научился узнавать тарелку, имеющую синий ободок, то такую же тарелку, но с золотым ободком он не увидит. Он не узнает ложки, если ее положить не перпендикулярно к краю стола или не тем концом к едоку.

Домашнее задание : написать размышление «Как обрести духовное зрение?»

Обычно судьба поздно прозревших людей трагична. Большинство из них, в конце концов, отказывается пользоваться зрением и впадает в сильнейшую депрессию, несмотря на то, что до восстановления зрения они были хорошо адаптированными к своему дефекту и достаточно жизнерадостными людьми. (Зуева Алена)

Я считаю, чтобы обрести духовное зрение, нужно поверить в себя, научиться понимать других и себя, а также сочувствовать.А также быть добрым, отзывчивым, всегда быть готовым прийти человеку на помощь, ничего не требуя взамен.Человек духовный с богатым внутреннем миром видит окружающий себя мир и людей, живущих в нем, другими глазами. В его жизни больше позитива, жизнь для него - это длинный путь познания окружающего мира людей, где он как огонек, на который люди идут, чтобы выйти из темноты .(Тихолаз Оксана)

Глаз духовный или око души. Это духовное зрение. Оно, конечно, не такое совершенное у всех людей, это зрение обладает замечательными свойствами даже у маленьких детей, которые обладают удивительной восприимчивостью к окружающему их миру. Эта восприимчивость детского зрения часто много выше, чем восприимчивость взрослых. Духовное зрение может развиваться в большей или меньшей степени, что определяется условиями жизни, обучения и воспитания. Цель духовного развития - просветление. Просветление - это особое состояние, в котором жизнь становится ясной и очевидной до мелочей. У человека создается четкая картина того, как должна выглядеть его жизнь, чем он должен заниматься. Он точно знает, как правильно жить. Достигнуть такого духовного зрения можно через изучение культуры своего народа, развития интеллекта и нравственности, выполнение обещаний, отличие доброго от злого. Духовное зрение помогает обрести церковное воспитание. (Бородина Лена)

Духовное зрение – это способность, благодаря которой человек может не только увидеть, но и чувствовать, понимать окружающий его мир и тех, кто в нем обитает.Я считаю, что духовное зрение нельзя обрести без духовного опыта. Человек должен внимательно относиться ко всему тому, что он делает, говорит и мыслит, таким образом, изо дня в день, из года в год по крупинке, незаметно у него накапливается духовный опыт. Я думаю, что духовное зрение советует и указывает человеку, как действовать, оно хранит нас в состоянии чистоты. Для того, чтобы обрести духовное зрение, человек должен неустанно работать над тем, чтобы развивать в себе мудрость, любовь, самообладание. Только очистив себя, он сможет видеть, чувствовать и созерцать.Секрет обретения духовного зрения состоит в том, чтобы без устали работать над самим собой, отбрасывать от себя все то, что может нас затемнить, загрязнить. Надо содержать чистыми свои мысли, чувства, поступки, а также быть добронравным, рассудительным, внимательным. (Петренко Ангелина)


Надежда Добрина

Духовное зрение и физическое

Физическое зрение дает человеку возможность познавать этот мир, созерцать происходящее, развиваться, чувствовать себя безопасно. Потеря зрения или его отсутствие сильно ограничивает человека, лишает его многих перспектив. В современном мире есть много возможностей, чтобы как-то скорректировать остроту своего зрения: носить очки, контактные линзы, сделать операцию на глаза. Но любой разумный человек скажет, что лучше изначально беречь свое зрение, чем потом покупать контактные линзы оптом или носить постоянно очки, протирать их, не сломать. К сожалению, очень мало людей заботится о своем зрении. В школе не учат, что глаза нельзя напрягать, их надо чаще расслаблять, тренировать мышцы глаз. Отсутствие заботы о зрении школьников, жителей страны, скорее всего, связаны с офтальмологической индустрией. Создано множество фирм по продаже линз, например, horien , технологии совершенствуются и линзы становятся все лучше по качеству. Стекла в очки также постоянно совершенствуются, то есть, запущена огромная индустрия по производству и сбыту средств корректировки зрения. Чем больше людей с плохим зрением, тем выгоднее офтальмологическим компаниям.

Однако, кроме физического зрения, у человека есть и духовное, причем далеко не все люди духовно зрячи. У всех разные степени остроты духовного зрения. В большой мере духовно зрячими можно назвать только святых людей, которым присуще различение добра и зла. Не для каждого человека очевидно в той или иной ситуации, как поступить правильно, в соответствии с волей Божией. Портят наше духовное зрение страсти, отсутствие борьбы со злом. Чем «ближе» человек к Богу, т.е. чем человек более Ему подобен, тем он больше видит. Бывает даже, что человек слеп, но духовным зрением многое видит. Таким образом, хоть духовное зрение и физическое во многом похожи, они не зависят друг от друга. Слепой человек может видеть духовно, а человек с острым зрением может быть духовно слеп.

Если остроту физического зрения повышает забота о нем, расслабление, правильное владение глазами, то остроту духовного зрения повышает жизнь по заповедям Божиим и молитва. Если очки, контактные линзы, операции на глаза могут помочь повысить остроту зрения, то для духовного зрения это поможет сделать вера в Бога, чтение Писания, молитва, уподобление Богу. Очень опасно запустить свое физическое зрение, также опасно запустить и свое духовное зрение. Ведь очень трудно исправляться пожилым людям, сложно менять привычки, ломать стереотипы и жить по-новому. Поэтому как лучше всего развивать и беречь свое физическое зрение с детства, также необходимо развивать и беречь свое духовное зрение.

, выпущенной Сретенским монастырем в 2007 г.

Что в наше время редко приходится встречать примеры сильной, живой, могучей веры, вряд ли кто-либо станет против этого возражать. Но в то же самое время приходится порой слышать, - это приходилось слышать не раз и мне, и другим, - как иногда люди сами о себе говорят: «О, я очень религиозный, я глубоко верующий», и говорят это искренне, думая, что они в самом деле с полным основанием могут о себе так сказать. Но, увы - на это в большинстве случаев ответ будет такой: «Возлюбленные, не обманывайте себя! Посмотрите в Евангелие - там точно указаны признаки истинной веры». Вот только что в Евангелии читалось о том, каковы признаки этой веры. Господь Сам говорит, что верующих истинно, действительно, по-настоящему верующих, будут на их жизненном пути сопровождать следующие знамения: «...именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк 16, 17–18). Вот признаки истинной веры!

Так скажи же ты, похваляющийся своей верой, есть ли у тебя эти признаки? А если нет, то чем ты хвалишься?.. Ведь из жизни Церкви мы видим, что те, кто действительно имели истинную веру, всегда думали о себе и о своей вере очень смиренно, всегда считали и сознавали себя маловерными. Получается парадокс - как бы самопротиворечивое положение: тот, кто действительно верует, своей вере не доверяет и видит себя маловерным, а тот, кто истинной живой веры, по существу, не имеет, тот думает, что он глубоко верует, и говорит о себе: мол, я очень религиозный и глубоко верующий…

Должно заметить, что подобный же парадокс мы видим и в моральной, нравственной, духовной оценке человека; в этом смысле справедливо говорят, что праведники видят себя грешниками, а грешники видят себя праведниками. Почему это так, легко уразуметь из простых примеров.

Представьте себе комнату, пыльную, душную и темную. Пока в ней темно, пыли никто не видит; но когда в нее врывается луч солнца, то он освещает комнату, и в этом луче пылинки становятся видными. Вот так же, пока человек не озарен лучом Божественной благодати, в его душе только мрак греха и суеты, он не видит как должно своих грехов и не понимает их тяжести; приходит на исповедь и не знает, о чем ему говорить. А когда человек озарен лучом Божественной благодати, тогда в свете этой благодати он видит свои прегрешения. Это и есть то, о чем мы молимся в Великом посту: «Даруй ми зрети моя прегрешения», ибо без света Божией благодати человек их и не увидит.

Другой пример: всякому известно, что на чистой простыне, на чистой скатерти и малое пятнышко видно, и бросается в глаза; а на грязной тряпке и крупные комья грязи не заметны, - там все слилось. Вот так же в душе человека грешного, не просвещенного Божией благодатью, не думающего о духовной жизни, не думающего об исправлении, не думающего об ответе пред Богом все слилось, и сам он ничего разобрать в этом не может; только всевидящий Господь видит печальное состояние души этого человека. Сам же он этого не чувствует, не замечает и думает, что он не так уж плох и то, что в Евангелии говорится о великих грешниках, к нему уж никак не относится. Святым он, быть может, себя не считает, но полагает, что он не так уж и плох…

Угодники Божии мыслили о себе совсем иначе и видели себя и свое духовное естество совсем в ином свете. Один подвижник все время плакал; ученик его спрашивал: «Отче, о чем ты так плачешь?!» - «О грехах моих, сын мой», - отвечал тот. «Да какие у тебя грехи? И почему ты их так оплакиваешь?» - «Сын мой, - отвечал подвижник, - если бы я мог, как должно, увидеть свои грехи, во всем их безобразии, то я и тебя бы просил оплакивать мои грехи вместе со мной». Так говорили о себе эти необыкновенные люди. Мы же, люди обыкновенные, не видим своей греховности и не чувствуем ее тяжести. Отсюда и получается то, о чем я только что сказал: придет человек на исповедь и не знает, что ему сказать. Иная исповедница так и говорит: «Батюшка, я все забыла». А как вы думаете, если человек, у которого болит рука, нога или какой-либо внутренний орган, идет к доктору, забудет ли он, что у него болит? Так и душа; если она действительно горит покаянным чувством, она не забудет грехов своих. Конечно, ни один человек не может вспомнить все свои грехи - все до одного, без всякого исключения. Но истинное покаяние непременно требует того, чтобы человек сознавал свою греховность, искренно сокрушался о ней.

Таким образом, грешник в силу своей духовной слепоты кажется самому себе чуть ли не праведником, а праведник считает себя грешником, потому что он привык вглядываться в свою душу и видеть в ней пятна греха и нечистоты. Как уже было сказано, мы молимся в Великом посту, чтобы Господь даровал нам зреть наши прегрешения - наши, а не чужие. Но об этом нужно молиться не только в посту, а всегда - молиться о том, чтобы Господь научил нас видеть себя как должно, и не помышлять о своей мнимой праведности. Будем же помнить, что только милость Господня может открыть человеку глаза на его истинное духовное состояние и этим поставить его на путь истинного покаяния. Аминь.


Духовное зрение


2 мая исполняется 65 лет со дня преставления святой праведной блаженной Матроны Московской. Прочитаем сегодня слово Патриарха Кирилла, сказанное в этот день три года назад.

Житие святой праведной Матроны помогает верующему человеку не столько умом, сколько сердцем, духовным опытом понять, что означает крест Христов, который возлагается на каждого человека. На Матрону Господь возложил особый крест огромной тяжести. Она была слепой, плохо двигалась, и, наверное, с точки зрения тех, кто в то время ходил по улицам Москвы, устремляясь к достижению каких-то жизненных целей, ее жизнь была непонятной, мрачной, тяжелой. Наверняка были люди, которые и видеть не хотели страдания Матроны, потому что тяжелые страдания нарушают внутренний покой человека, привыкшего к иной жизни, бросают ему вызов, ставят перед ним тяжелейшие вопросы о смысле человеческой жизни. И те, кто не готов принимать эти вызовы, чаще всего уходят от того, чтобы созерцать тяжелые страдания другого человека.

Но были рядом со святой праведной Матроной и те, кто видел все происходившее в ее жизни не только физическим зрением, но и духовным. Они видели, как несомый ею крест возвышает ее над всеми, кто был рядом.

Крест дается нам именно для того, чтобы мы искупляли свои грехи и очищались от них. Ни одна епитимья, ни одно церковное наказание не исправляют человека так, как несомый им крест. И крест Матроны был таков, что, неся его по-христиански, она не только искупляла свои человеческие грехи, но и обогащалась великой Божией благодатью, соделавшей из нее, простой женщины, богоугодную святую подвижницу, чудотворицу, прославившуюся в народе еще при жизни.

Посещая московскую Свято-Покровскую святую обитель, прикасаясь к гробнице святой Матроны, мы чаще всего просим у нее помощи в трудных жизненных обстоятельствах - они ведь тоже являются крестами нашими. Мы просим ее облегчить эти кресты, исцелить, укрепить, помочь решить проблемы, свалившиеся на нашу голову в личной, семейной жизни, на месте наших трудов. Но, прося об этом святую Матрону и получая просимое, мы не должны забывать ее страдальческий образ и проникаться не только желанием освободиться от своих крестов, но и глубочайшим убеждением в том, что достойное несение креста - это и есть путь ко спасению. И потому просить Матрону нужно не только о том, чтобы она молитвами своими пред Богом сняла с нас наши кресты, исцелила нас от наших страданий, но и давала силы достойно нести крест, во славу Божию и себе во спасение.

Святая праведная Матрона прославилась чудотворением. Это означает, что благодать Божия была избыточна на ней. Ее несение креста, ее вера стяжала такую силу Божественной энергии, что сей энергии хватало не только на то, чтобы не чувствовать ограниченностей жизни, связанных с тяжелыми физическими болезнями, но и делиться избытком благодати с теми, кто был вокруг нее, и с теми, кто сегодня притекает к ее святым и цельбоносным мощам.

Чудотворная сила Матроны Московской прямо связана с ее страданиями, с ее муками, с несением ею спасительного креста. И да поможет всем нам Господь, прибегая к помощи святой праведной Матроны, взывая о ее содействии в решении наших жизненных проблем, одновременно наполнять свой ум и свое сердце силой ее примера, пониманием того, что означает для человека несение креста, который Бог на него возлагает. А потому ни ропот, ни слабость, ни сомнение, ни озлобление не должны сопутствовать нам в несении наших жизненных испытаний, но благодарность Богу за все, что Он посылает нам. И мы должны испрашивать у Него помощь в том, чтобы несение креста, Им ниспосланного, даровало нам победу над стесняющими нас жизненными обстоятельствами, победу над своей греховностью, победу, открывающую дверь жизни вечной. Ея молитвами да поможет Господь каждому из нас в несении креста, в укреплении веры, в сохранении надежды и в умножении любви.


Издательский совет Русской Православной Церкви создал новый портал "Правчтение" - для популяризации православной литературы. О том, что происходит в церковном книгоиздании и какие имена представляют сегодня духовное направление русской словесности, рассказывает председатель Издательского совета митрополит Калужский и Боровский Климент.

Можно с уверенностью сказать, что последние два десятка лет православное книгоиздание активно развивается в разных направлениях. И сегодня, несмотря на непростую экономическую ситуацию в стране, в этой сфере есть определенное движение вперед. Если в 1990-е годы издательства в основном ориентировались на переиздание дореволюционных книг, то в последнее время стало выходить немало новых книг по истории Церкви и богословию, публикуются жития святых, духовные наставления христианских подвижников, появилась интересная художественная литература.

Но надо отметить, что сейчас недостаточно издать книгу. В современном мире, насыщенном информацией, важно донести каждую выпускаемую книгу до читателя. С этой целью мы ищем новые пути, прилагаем усилия, чтобы люди узнали обо всех изданиях и заинтересовались, нашли среди них те, что отвечают их потребностям. Именно для этого мы создали портал "Правчтение" - своеобразный навигатор в мире православной книги. На одной площадке на настоящий момент мы собрали 59 издательств, которые представляют на этом интернет-ресурсе свои каталоги.

Мы хотим, чтобы чтение было популярно среди всех, в том числе и в православной среде. Оно должно стать распространенной формой семейного и личного досуга. И это актуально для любого человека, включая православного. Ведь в Церковь приходят люди из окружающего мира, и бывает, что они воспитаны вне культуры чтения. У многих дома нет даже места для книг, словно пустые стены лучше влияют на их внутренний настрой. Даже не все молодые священники сегодня стремятся иметь домашнюю библиотеку. Меня удивляет, когда слышу: "В интернете можно найти любую книгу". Найти можно многое, но не все. На мой взгляд, чтение печатной книги создает свою неповторимую атмосферу тишины и внутреннего умиротворения, концентрирует внимание, настраивает на духовные размышления.

Еще раз подчеркну необходимость и пользу семейного чтения. Пусть даже члены семьи читают разные книги, это противоположно тому разобщению, которое дает погружение каждого в свой монитор. Ребенку необходим пример старшего, авторитетного человека с книгой в руках. Если взрослый требует от школьника читать необходимое по программе, а сам в это время садится за компьютер или устраивается перед телевизором, ребенок будет относиться к чтению негативно и начнет изыскивать всевозможные лазейки, чтобы узнать содержание, не читая произведение. Человеку необходим навык обдумывания прочитанного, который закладывается с раннего детства в обсуждении с другими членами семьи сказки, повести, романа. Безусловно, это требует от взрослых затрат своих сил и времени, но это благодарный труд, в котором нуждаются и малые дети, и подростки.

Если говорить о личном досуге, то всеми признано, как сильно изменился за последние годы образ жизни людей. Значительную часть времени они проводят в интернете: "мониторят" новости, общаются в соцсетях, занимаются "веб-серфингом". Это действительность, изменить которую мы не в силах, но мы можем использовать ее в благих целях, давая людям возможность заходить на познавательные сайты, где можно найти чтение, полезное для души. Просто "сидение в интернете" - это форма праздности. Нужно контролировать себя, задаваться вопросами: что я читаю? на что трачу время?

На портале "Правчтение" можно узнать обо всем, что происходит в современном православном книгоиздании, получить целостную картину этого и подобрать нужную книгу, которая имеет гриф Издательского совета.

Одно из интересных, на мой взгляд, явлений - литературное творчество духовенства. В наши дни как самобытные писатели, работающие в разных жанрах, заявили о себе священники Артемий Владимиров, Андрей Ткачев, Александр Торик, Николай Блохин, Ярослав Шипов, Александр Дьяченко, Николай Агафонов. Кто-то из них создает художественные произведения, кто-то публикует автобиографические записки - и это находит большой читательский отклик. Флагманом этого явления остается книга "Несвятые святые" епископа Тихона (Шевкунова). Она стала настоящим событием в книжной культуре.

Подобная литература, безусловно, является формой проповеди. Часто именно через художественные книги, написанные священнослужителями, светские люди прикасаются к вечной истине, к благодатной жизни Церкви и делают первые шаги к храму. Как у современных людей обычно складываются отношения с Богом? Они принимают Крещение, рождаются от Духа, но не развиваются как христиане, пренебрегают своим призванием возрастать во Христе и стать детьми Божиими. Они, как говорят, "верят в душе", плохо знают православную культуру, в храм заходят по случаю и не понимают смысла богослужения. Так что у нас еще огромное поприще для духовного просвещения. И сегодня это задача номер один для каждого священника.

Есть интерес читателей на книги по православной психологии. Люди хотят знать, как построить счастливую семейную жизнь, как воспитывать детей, как избавляться от разного рода зависимостей, как пережить горе, как преодолеть одиночество. Я обратил внимание, что на портале "Православие.ру" один из лидеров просмотров - материал "Если ты оказался за бортом жизни". Это знак того, что сегодня людям непросто найти свое место в социуме, выстроенном по законам жесткой конкуренции и социал-дарвинизма. Люди нуждаются в поддержке как психологов, так и священников во многих кризисных житейских ситуациях: кто-то потерял работу, кто-то не может выплатить кредиты, у кого-то в семье подростки попали в плохую компанию. Люди спрашивают, как нести свой крест и не роптать, уповая на милость Бога? Убежден, что наше общество станет более справедливым, только если каждый из нас будет стараться на деле проявлять милосердие и с готовностью протягивать руку помощи ближнему. Этому учит христианская литература. Издательский совет участвует в благотворительных акциях, дарит книги детям из многодетных семей и ребятам с ограниченными возможностями.

Думаю, что естественной потребностью христианина является чтение Евангелия. Сразу замечу, что чтение это должно быть не поспешным, не поверхностным и формальным, а благоговейным и по-детски непредвзятым. Такое чтение книг Нового Завета присоединяет к истинным последователям Иисуса Христа. Переданное учениками Господа и свидетелями Его жизни среди людей Евангелие раскрывает духовные законы неведомого нам мира, утраченного первыми людьми и вновь открытого подвигом земной жизни, крестной смертью и воскресением Спасителя. Эти законы Евангелие передает через учение Иисуса Христа, Его поступки и весь образ действий, продиктованный любовью Бога к человеку. Даже непродолжительное, но вдумчивое чтение евангельских строк помогает нам оторваться от суеты, подышать "кислородом вечности", разбудить свою совесть, настроить свою волю по камертону правды Божией.

Полезным для души является и чтение святых отцов. Глубокий психологизм и прозорливость отличают сочинения святителя Феофана Затворника. Мы в Издательском совете работаем над изданием его трудов и летописи жизни и творчества. Святитель Феофан писал: "Не забывайте всякий день читать слово Божие и размышлять, и до чувства доводить, и питать тем душу свою".

В дни, когда мы празднуем Светлое Христово Воскресение, можно обратиться к русской классике и почитать прозу и стихи на пасхальную тему, к которой обращались Николай Гоголь, Константин Леонтьев, Антон Чехов, Борис Пастернак. Сориентироваться в море современных авторов также поможет наш сайт "Правчтение".

 


Читайте:



Поет михаил александрович

Поет михаил александрович

- … Википедия - (23 июля 1914, село Бержи Люцинского уезда Витебской губернии (сейчас Берзпилс, Балвский район Латвии) 2002, Мюнхен, Германия)...

Сонька Золотая Ручка (Блювштейн Софья Ивановна) – биография Кто такая сонька золотая ручка биография

Сонька Золотая Ручка (Блювштейн Софья Ивановна) – биография Кто такая сонька золотая ручка биография

Сонька Золотая Ручка , она же Рубинштейн, она же Школьник, она же Бреннер, она же Блювштейн, урожденная Шейндля-Сура Соломониак.Софья Ивановна...

Бим бом пародийная группа

Бим бом пародийная группа

- ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ КОНЦЕРТНОГО АГЕНТА 123 ШОУ. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ, КОНЦЕРТА. Концертно-праздничное агентство 123 ШОУ - заказ звезд юмора на...

Программа для расчета баланса водопотребления и водоотведения

Программа для расчета баланса водопотребления и водоотведения

При оборудовании холодного водопровода зданий или сооружений смывными кранами вместо смывных бачков следует принимать расход воды...

feed-image RSS