Главная - Дети 0-1 год
Эдвард Григ и его музыка с “привкусом морской соли”. Норвежская музыка Самый известный норвежский композитор

Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года во втором по величине и значимости городе Норвегии - Бергене. Сын вице-консула и пианистки, с самого детства проявлял любовь к музыке, и в возрасте четырех лет, уже сидел за фортепиано.

В двенадцать лет Эдвард Григ написал свое первое музыкальное произведение, а в пятнадцать - отправился учиться в Лейпцигскую консерваторию, которую окончил с отличием, но годы учебы вспоминал без удовольствия. Ему претили консерватизм преподавателей и оторванность от мира.

Попрощавшись с консерваторией, Эдвард Григ вернулся в Берген. Он был воодушевлен созданием нового национального искусства, но единомышленников в родном городе так и не нашел. Зато нашел их в Копенгагене – центре музыкальной жизни Скандинавии, основав в 1864 году музыкальное сообщество «Эвтерпа», в котором смог проявить себя не только как талантливый композитор, но еще как пианист и дирижер.

Там же он встретил свою будущую супругу Нину Хагеруп, которая приходилась Эдварду Григу двоюродной сестрой. Последний раз он ее видел восьмилетней девочкой, а теперь перед ним стояла очаровательная певица с прекрасным голосом, который сразу же покорил его сердце. Несмотря на то, что родные возлюбленных были против их брака, в июле 1867 года Эдвард Григ и Нина Хагеруп поженились. Пытаясь скрыться от давления семьи и гнева родителей, проклявших молодоженов, Эдвард и Нина перебрались в Осло.

Вскоре Нина Хагеруп родила дочь Александру. Девочка скончалась от менингита, прожив чуть больше года. С трудом переживая боль от потери ребенка, супруги некоторое время жили отдельно друг от друга, но однажды воссоединившись, уже не расставались. Эдвард Григ и Нина Хагеруп смогли превратить свой брак не только в союз двух любящих людей, но и в успешный творческий союз.

Признание к Эдварду Григу приходит в 1868 году. А в 1871 году он основывает «Музыкальную ассоциацию Кристиании». На тот момент Эдвард Григ задался целью развить у своих почитателей любовь к романтизму, совершенно непопулярному в Норвегии. В 1874 году Эдвард Григ получает пожизненную государственную стипендию. 24 февраля 1876 года выходит в свет одна из знаковых работ композитора – музыка к драме «Пер Гюнт», признанная во всей Европе.

К этому времени Григ успел посетить Германию, Францию, Голландию, Англию, Швецию. В 1888 году в Лейпциге Эдвард Григ знакомится с Петром Ильичом Чайковским. Знакомство удалось, и Чайковский стал Григу близким другом, закрепив отношения, посвященной ему увертюрой, «Гамлет». А в 1898 году Эдвард Григ участвует в организации Фестиваля норвежской музыки, до сих пор очень популярном на родине композитора.

Последняя поездка Грига по Норвегии, Дании и Германии случилась в 1907 году. А 4 сентября этого же года Эдвард Григ скончался. По нему скорбела вся Норвегия. В стране был объявлен национальный траур. Творчество Эдварда Грига наполнено эпическими и лирическими песнями. В своих фортепианных пьесах великий композитор смог отобразить народные норвежские танцы. Музыка Эдварда Грига передает слушателю не только личные переживания автора, но и народную песенность и танцевальность в самых ярких картинах природы и жизни.

Медведева Алина

Норвегия, маленькая северная страна, долгое время жила своей обособленной жизнью, не привлекая к себе внимания. Она, как и другие Скандинавские страны, была открыта для остальных европейских стран благодаря необыкновенно яркой вспышке ее национального искусства во второй половине XIX века. Норвежские писатели Г. Ибсен, Б. Бьернсон показали всему миру красоту суровой северной природы, героику древних норвежских сказаний, поэтичность неисчерпаемой народной фантазии, населившей леса и долины Норвегии целой толпой сказочных существ: троллей, гномов, фей, то враждебных, то доброжелательных к людям.

То, что делали в литературе Ибсен и Вьернсон, в музыке сделал Эдвард Григ. Его музыка, выросшая на почве норвежских народных песен и танцев, ярко национальна и в то же время понятна и привлекательна для слушателей любой страны. И мировое музыкальное искусство уже нельзя себе представить без Грига, так же как без Глинки, Шуберта…

В свою очередь, Андерсен одним из первых оценил талант композитора. Григ много писал и для фортепиано (сам он был отличным пианистом). Его соната, написанная в эти ранние годы, тоже принадлежит к популярнейшим произведениям.

Осенью 1866 года Григ вернулся на родину, полный энергии и разнообразных планов. Помимо творчества и концертных выступлений в качестве пианиста и дирижера, он работает как музыкальный критик, а кроме всего того, организует Музыкальную академию - первое профессионально-музыкальное учебное заведение в Норвегии. Просуществовала академия недолго - всего два года, так как с организационными и финансовыми трудностями Григ не справился. Да и на пути других его начинаний было много препятствий. «Норвегия забавная страна, - писал Григ другу.- В то время как в деревнях народ любит свои обычаи и считает своим высшим счастьем жить здоровой и полной жизнью нации, в городах, и особенно в столице, совсем наоборот: чем больше импортного, тем лучше!»

Борясь с жизненными трудностями, молодой композитор никак не мог предположить, что за его творческой деятельностью издалека следит внимательный и дружеский взгляд. Он неожиданно получил письмо от самого , всемирно известного композитора, приветствовавшего младшего собрата в самых лестных выражениях и заверявшего, что тому «остается только идти своим природным путем, чтобы достигнуть высокого совершенства».

И сразу все изменилось, Григ получил государственную стипендию (о чем до того тщетно хлопотали его друзья), а значит, возможность работать, не думая о завтрашнем дне.

Осенью того же 1869 года он поехал в Рим, чтобы встретиться лично а жившим там Листом. Это свидание, в котором маститый композитор еще раз проявил свойственную ему доброжелательность и щедрость сердца, навсегда осталось в памяти Грига. «Я уверен, - писал Григ родителям из Рима, - что в воспоминаниях об этом часе заложена чудодейственная сила, которая поддержит меня в дни испытаний».

Вероятно, в напутствии, данном старым мастером молодому, и впрямь таилось что-то чудодейственное. Оно окрылило Грига, и 1870-е годы стали годами творческого подъема. Создаются его замечательные обработки венгерских песен и танцев, он бережно сохраняет особенности народного искусства: чистую, целомудренную лирику, простодушный, непосредственный юмор и то неповторимое своеобразие немного жестких, терпких интонаций, которые сам композитор называл «привкусом морской соли».

В эти же годы создан его вдохновенный фортепианный концерт, который музыковеды по праву назвали «Гимном Норвегии». Концерт Грига стоит в одном ряду с такими произведщениями этого жанра: концертами Чайковского, Рахманинова, Шумана, Листа.

И наконец, Григ достигает вершин искусства в сотрудничестве с выдающимися драматургами Норвегии – в музыке к драмам Бьернсона «Сигурд Юрзальфар» и «Берглиот» и к драме Ибсена «Пер Гюнт».

Из музыкально-драматических произведений Грига особенно широко извесна его музыка к драму Ибсена «Пер Гюнт» (отдельные номера из нее вошли в две оркестровых сюиты). Эта музыка, подытоживающая путь восхождения композитора, принесла ему мировую славу. Но он остался таким же скромным и простым, как и в годы юности. Концертируя за рубежом, он мечтает о деревенском уединении и с радостью возвращается на Родину.

Более года (1877-1878) Григ провел в деревне Лофтхюс на берегу фьорда, построив себе там «рабочий домик», где с трудом помещались печка, фортепиано и сам хозяин. Его друзьями стали местные крестьяне, от которых он записывал народные песни и скрипичные наигрыши. Начиная с 1885 года(композитору было тогда 42 года) его постоянным местом жительства становится местечко Трольхауген близ Бергена на берегу фьорда. Там он проводил весну и лето, посвящая их творчеству, общению с природой, отдыху от концертных поездок, целью которых было открытие Норвегии европейским слушателям.

Искренняя, чистая и светлая музыка Грига создана пробуждать в людях «чувства добрые», как говорил Пушкин. И это было сознательным стремлением композитора. В разгар русско-японской войны Григ писал русскому пианисту А. Зилоти о долге художника: «Как мало мы сделали! Военные песни и реквиемы могут быть прекрасными. И все же назначение искусства более высокое. Оно должно привести народы к сознанию, что искусство – вестник мира и что война есть нечто невозможное. Только тогда мы станем людьми».

Полезная информация о Норвегии В большей степени, чем какая-либо другая, Норвегия - страна контрастов. Лето здесь очень непохоже на осень, осень - на зиму, а зима - на весну. В Норвегии можно обнаружить самые разнообразные, отличающиеся друг от друга пейзажи и контрасты.
Территория Норвегии такая большая, а население столь немногочисленно, что здесь есть уникальная возможность для отдыха наедине с природой. Вдали от промышленного загрязнения и шума больших городов Вы сможете набраться новых сил в окружении девственной природы. Где бы Вы ни были, природа всегда вокруг вас. Пообедайте в городском уличном ресторане, прежде чем отправиться в поездку на велосипеде по лесу или перед купанием в море.
Многие тысячи лет назад огромный слой льда покрывал Норвегию. Ледник оседал в озёрах, на дне рек и углублял обрывистые долины, которые протянулись по направлению к морю. Ледник наступал и отступал 5, 10 или, возможно, даже 20 раз, прежде чем окончательно отступить 14.000 лет назад. На память о себе ледник оставил глубокие долины, которые заполнило море, и великолепные фьорды, которые многие считают душой Норвегии.
Викинги, в числе других, основали здесь свои поселения и использовали фьорды и небольшие бухты в качестве главных путей сообщения во время своих походов. Сегодня фьорды более знамениты своими впечатляющими пейзажами, нежели викингами. Уникальность их в том, что здесь по-прежнему живут люди. В наши дни высоко наверху на холмах можно найти действующие фермы, идиллически примкнувшие к склонам гор.
Фьорды имеются на протяжении всей норвежской береговой линии - от Осло-фьорда до Варангер-фьорда. Каждый из них по своему прекрасен. Всё же, самые известные на весь мир фьорды расположены на западе Норвегии. Некоторые из крупнейших и мощнейших водопадов также находятся в этой части Норвегии. Они образуются на краях скал, высоко над Вашей головой и каскадами срываются в изумрудно-зелёную воду фьордов. Столь же высоко находится скала «Церковная кафедра» (Prekestolen) - горный шельф, возвышающийся на 600 метров над Люсефьордом в Рогаланде.
Норвегия - вытянутая и узкая страна с побережьем, которое настолько же прекрасно, удивительно и разнообразно, как и остальная её территория. Где бы Вы не находились, море всегда поблизости от вас. Неудивительно, поэтому, что норвежцы - столь опытные и искусные мореплаватели. Море долгое время являлось единственным путём, связывающим прибрежные районы Норвегии - с её вытянутой на многие тысячи километров береговой линией.

О древнем происхождении Н. м. свидетельствуют муз. инструменты, найденные при раскопках на терр. Норвегии: бронзовые рога (2 в. до н.э.), древние арфы, лютни, скрипки, изображения инструментов на камнях (2 в.) и в орнаментах деревянных церквей (с 12 в.), скульптура нар. музыканта-шпильмана в Нидаросском (позднее Тронхеймском) соборе (12 в.). В сагах и поэмах исландско-норв. эпоса "Старшая Эдда" (кон. 11 в.) упоминаются муз. инструменты героев (рог Яллара, берестяной лур, в к-рый трубит Хеймдал, арфа Эгтера), а также музыкантов из свиты короля Хуглейка. Среди них: рога - луры, ручные горизонтальные арфы - крогарп (широкая) и её разновидности лангарп (продолговатая) и ланглейк (длинная); нар. скрипки - гигья и фидла (феле), в сопровождении к-рых скальды распевали свои поэмы. Древнего происхождения и инструменты пастухов - буккехорн (козий рог), приллархорн (рожок), приллар (бычий рог), берестяной лур, мунхарп (губная гармоника), селье (род флейты). В 16-17 вв. получила распространение ёгья, или хардингфеле, - скрипка из Хардангера (зап. побережье Норвегии) с игровыми и резонирующими струнами (как у виоль д"амур), обычно украшенная резьбой и инкрустированная перламутром. Сохранились сведения о странствующих нар. поэтах-певцах С. Фенесбане и X. Рунге, исполнителях на феле.

Норвегия издавна славилась своими скрипачами-виртуозами; среди нар. музыкантов известны К. Луросен, Н. Рекве, Т. Аудунсен (прозвище Мёлларгутен, т.е. "Мельник") и др. Инструментальные наигрыши передавались из поколения в поколение (в 19 в. их использовали У. Булль, выступавший с нар. скрипачом Мёл-ларгутеном, и Э. Григ). Нар. инстр. наигрыши (слотты, люарслотты, ланглейкслотты) сохранили причудливую образность и самобытность - мелодич., ладовое, интонац. своеобразие, связанное с особенностями нар. ладов (преим. с оборотами, соответствующими лидийскому ладу, с интервалами в 3/ 4 тона у лура и др.), особенности ритмики (синкопы, триоли, пунктированные ритмы).

Среди жанров нар. песен - колыбельные, шуточные, любовные, "богатырские", состязательные (когда певцы поочерёдно импровизируют варианты напевов), рыбачьи, а также духовные; особенно оригинальны пастушьи, богатые мелизматикой, осн. на звукоподражании перекличкам в горах и наигрышам рожков, заканчивающиеся развитой фиоритурой (жанры локк, хаукинг, лильинг). Своеобразны нар. танцы (особенно районов Хардангера, Тронхейма и Телемарка), к-рые за их стремительные темпы, скачки, синкопы называют "танцами горных духов", "танцами чёрта": спринггар, спрингданс ("прыгунец" - групповой танец в трёхдольном размере, исполняющийся парами), халлинг (сольный муж. танец в двухдольном размере - 2/4 или 6/8; требует силы и ловкости), быстрый иёльстер; среди других - свадебный марш-шествие и медленный старинный танец гангар (6/8).

Особенности нар. Н. м. обусловлены своеобразием природы и обособленностью горных районов страны, где дали гор и моря, фьорды, скалы, ущелья рождали песни о великанах, внушавшие смелость, мужество и страсть к путешествиям (характерные черты викингов), как и песни о горных духах, троллях и гномах, лесных девах-гульдрах, фантастич. птицах и животных. В эпич. песнях 12-16 вв. воспевались подвиги викингов (богатырские "чемпевисер"), рыцарей и первых королей - Харальда Хорфагера, Олафа, Хокона и др. Фантастичностью отличались старинные баллады и песни-поэмы ("Слово о сновидении", "Свадьба воронов", баллады о борьбе Сигурда со Змеем-Фафнером, гномом Брурой и др.). Из-за особенностей ист. развития Норвегии, находившейся в 1380-1814 под властью Дании, нац. проф. иск-во долго не получало развития. В то же время нар. Н. м. сохраняла свои оригинальные черты; пользовались популярностью нар. певцы и исполнители на нар. инструментах.

Ср.-век. церк. Н. м. развивалась в русле европ. влияний, на основе григорианского пения. Позднее норв. церк. музыканты, обучавшиеся во франц. монастыре Сен-Виктор, писали музыку в стиле франц. полифонистов ("Магнус-гимн", 12 в.; фрагменты из соч., связанных с культом св. Олафа в Тронхейме), затем в стиле мастеров нидерландской школы и Палестрины (мотет Экхиенуса - Орместарда из Упсалы, 1590).


"Баллада о сне" (12 в.). Мелодия легла в основу ряда симфонических и камерно-инструментальных произведений современных норвежских композиторов.

Хоральные сборники с нар. напевами и норв. текстами появились лишь в 19 в. (первый сб. - О. А. Линнемана, 1835). Гор. и церк. музыканты (гл. обр. датчане и немцы) с 17 в. находились на жалованье гор. управлений. Проф. музыканты 18 в. (преим. немцы) - Г. фон Бертуш из Осло, автор 24 клавирных сонат; композиторы и органисты И. Д. и И. Г. Берлины (отец и сын: последний был также чембалистом) из Тронхейма; Ф. В. Ф. Фогель из Бергена; А. Флинтенберг (норвежец) из Кристиании, писавший кантаты и "страсти", органисты, композиторы и дирижёры Ф. Грот и К. Арнольд (учитель X. Хьерульфа и Й. Свенсена). С кон. 18 в. выдвигается семья Линнеманов ("норвежских Бахов"), из к-рой вышло неск. поколений выдающихся органистов и композиторов. Наиболее известен Л. М. Линнеман, один из основателей норв. муз. школы, композитор (импровизатор), теоретик и педагог, первый собиратель нац. муз. фольклора (прославился в Англии как органист-импровизатор). В сер. 18 в. Норвегию впервые посетила итал. оперная труппа П. Минготти, исполнившая в столице - Кристиании (до 1624 и после 1924 - Осло) "Артаксеркса" К. В. Глюка (1749). В кон. 18 - нач. 19 вв. европ. оперы периодически ставились на драм. сценах силами гастролёров (с 1827 - в т-ре Стрёмберга, с 1837 - в гор. т-ре в Кристиании). С 1760 начались концерты орк. музыки в Кристиании, в зале ратуши (рук. П. Хеч). Муз. жизнь развивалась гл. обр. в Кристиании, а также в Тронхейме (Муз. об-во, осн. в 1761) и Бергене (муз. об-во "Гармония", осн. в 1765). Интерес к нар. Н. м. проявился в связи с нац.-освободит. движением 19 в., в период шведско-норв. унии (1814-1905). Популярность получили нац.-патриотич. песни, в т.ч. "Солнце Норвегии" К. Блома (1820, сл. X. Бьеррегора), к-рую пели как нац. гимн. Первым норв. композитором, использовавшим нац. мелодии, был В. Тране (песня горца из его музыки к пьесе X. Бьеррегора "Приключение в горах" стала народной). С сер. 19 в. появляются издания нар. песен и их обр.: сб-ки Л. М. Линнемана: "68 мелодий норвежских гор" (в обр. для фп., 1841), "Старые и новые мелодии норвежских гор" (1848-67) и др., позднее сб-ки К. Эллинга, У. М. Санвика, А. Бьёрндаля и др. В 1850-60-е гг. формируется нац. муз. школа, в развитии к-рой сыграло роль влияние нем. романтиков (К. М. Вебер, Р. Шуман, Ф. Мендельсон), а также Ф. Шопена. В числе основоположников этой школы - X. Хьерульф, создатель норв. романса, предшественник Э. Грига в жанрах лирич. песен и фп. пьес, основатель абонементных симф. концертов в Кристиании (1857), и У. Булль, скрипач-виртуоз, получивший мировую известность, композитор, основатель норв. муз. т-ра Нац. сцена (имел свой оркестр) в Бергене - центре нац. муз. движения. Выдающимся муз. обществ. деятелем был комп. и дир. Р. Нурдрок, автор нац. патриотич. гимна ("Да, мы любим край родной" на сл. Б. Бьёрнсона, осн. на нар. мелодии 16 в.), организатор муз. об-ва "Евтерпа" в Копенгагене (1864), пропагандист новой норв. музыки, друг и вдохновитель Э. Грига, написавшего "Траурный марш" его памяти. Среди др. музыкантов 2-й пол. 19 в. - дирижёр, композитор и педагог, автор первого очерка по истории Н. м. И. Г. Конради (соратник X. Хьерульфа), пианисты-композиторы Т. Д. А. Теллефсен (ученик Ф. Шопена) и X. Каппелен, известный педагог Э. Нойперт (в 1881-83 преподавал в Москве), органист Тронхеймского собора и автор муз. произв. разл. жанров М. А. Удбю, автор хоров и обществ. деятель И. Д. Беренс, О. Винтер-Ельм (написал 1-ю норв. симфонию) и Ф. А. Рейссигер (композитор и капельмейстер). Наиболее яркий из современников Грига - Ю. Свенсен, композитор, создавший на основе норв. муз. фольклора романтич., в т.ч. программные, симф. произв., скрипач и известный дирижёр (концертировал в Петербурге в 1885).

Деятельность этих музыкантов подготовила почву для творчества Э. Грига , возглавившего нац.-романтич. направление, классика Н. м., благодаря к-рому норв. муз. иск-во приобрело мировое признание. Его дарование ярко проявилось в музыке к пьесам совр. ему нац. драматургов Г. Ибсена и Б. Бьёрнсона, в циклах фп. пьес, романсах, камерно-инстр. и орк. произв., где поэтически запечатлены картины сев. природы и нар. жизни, мир лирич. переживаний и нар. сказочной фантастики. Оригинальность творчества Грига (своеобразие мелодики, гармонии, острота и прихотливость ритмики) обусловлена глубоким претворением норв. муз. фольклора. Григ был также выдающимся муз.-обществ. деятелем; он выступал как дирижёр (вместе с Винтер-Ельмом) в абонементных концертах (1867), в концертах муз. об-ва "Гармония" в Бергене (1880-82; после Грига об-во возглавляли И. Хольтер, П. Винге, Ю. Хальворсен, X. Хейде), в концертах Муз. об-ва, основанного им в Кристиании вместе с Ю. Свен-сеном (1871; продолжатели - Свенсен, У. Ульсен, Ю. Сельмер, Хольтер, К. Ниссен; преобразовано в 1919 в Филармонич. об-во).

С кон. 1870-х гг. в муз. жизни Норвегии наблюдался дальнейший подъём. В Кристиании было организовано квартетное об-во (1876), открыта консерватория (1883; основатель Л. М. Линнеман; его сын Питер участвовал в её организации, руководил до 1930, затем консерваторией руководил внук Л. М. Линнемана - Б. Т. Линнеман). В Нац. т-ре с 1899 ставились оперы и оперетты силами норвежских артистов с участием гастролёров. Известны певицы У. My и М. Лунд-стрём, выступавшие во Франции ("Тиволи-театр", 1883-86).

Среди композиторов кон. 19 - 1-й пол. 20 вв. - последователи Грига и Свенсена, развивавшие традиции норв. романтизма, симфонист Ю. Сельмер (в его музыке заметно также влияние Г. Берлиоза и Р. Вагнера: впервые в Н. м. использовал в оркестре нек-рые вост. инструменты), А. Беккер-Грёндаль (пианистка, ученица X. Бюлова и Ф. Листа; автор популярных фп. пьес), У. Ульсен, Й. Харклоу, К. Эллинг (также фольклорист), К. Синдинг, возглавивший после Грига нац. направление. Выделяется творчество Ю. Хальворсена, к-рый был также скрипачом и дирижёром, записывал нар. наигрыши для Грига; создал программные произв., отличающиеся нац. колоритом, в к-рых претворил древние норв. предания, использовал хардангерскую скрипку. Признание за пределами Норвегии получили оперы Г. Скьеллерупа в стиле вагнеровских муз. драм. Нац. традиции с влиянием поздних нем. романтиков сочетали в своих произв. Я. Боргстрём (автор симф. поэм; писал также муз.-критич. статьи вагнеровской ориентации), П. Лассон, С. Ли, пианисты и комп. X. Клеве, Э. Альнес и Ю. Баккер-Лунне. Нац. направление продолжил А. Эгген, к-рому принадлежат обр. нар. мелодий (его брат Э. Эгген - исследователь нар. Н. м.). Черты импрессионизма проявились в творчестве А. Хурума, Т. Турьюссена, Д. М. Юхансена (также автор монографии о Григе).

Один из видных представителей совр. Н. м. - Ф. Вален (последователь А. Шёнберга). В 1920-е гг. он создал свой тип линеарной диссонантной полифонии (был учителем мн. совр. норв. композиторов), развивал принципы додекафонии. Его творчество приобрело популярность в кон. 1940-х гг. (созданы об-ва по изучению музыки Валена в Осло и Лондоне). Для представителей Н. м. 1930-40-х гг. характерны как традиционализм (произв. Л. И. Йенсена, X. Ли, М. М. Ульвестада, С. Юрдана), так и стремление соединить нац. основу с новыми выразит. средствами. К последнему направлению относятся X. Северуд, эволюционировавший от романтизма к экспрессионизму, автор произв., посв. борцам Сопротивления, в т.ч. "Слоттов" для оркестра (1941), симфоний (выделяются 5-я, 1941, и 6-я, "Dolorosa", 1942), музыки к драме Г. Ибсена "Пер Гюнт" (осн. на норв. и вост. фольклорном материале); С. Ульсен (для него характерно утончённое изображение норв. природы, нац. окраска образов); К. Эгге, Э. Гровен (лейттема его симфонии "На высокогорных равнинах" стала позывными Норв. радио; создал чет-вертитоновый орган с целью воплощения нар. Н. м. в её интонационном своеобразии), Е. Твейт (отразил характерное для Н. м. сочетание элегич. и юмористич. черт, оригинально интерпретируя норв. муз. фольклор в фантазии "100 хардангерских мелодий", концертах для фп., для хардангерской скрипки и др. произв., применял древние нар. инструменты - набор пентатонно настроенных барабанов, завоевал известность во Франции). Нар. мелодии использованы также в "Норвежском concerto grosso" (1952) У. Хьелланна, знатока инстр. Н. м. (изучал муз. фольклор р-на Те-лемарка); на нац. основе созданы хоровые произв. Т. Бека.

В 1930-40-х гг. выдвигаются композиторы франц. ориентации - Б. Брустад, П. Халл (известна и как муз. критик), К. Андерсен (также виолончелист и теоретик). В совр. Норвегии получили значит. развитие церк. музыка и органное исполнительство. Среди авторов церк. музыки - Л. Нильсен, органист и кантор в Тронхеймском соборе, С. Исландсмуэн (оратории, осн. на нар. мелодиях, и др.), выдающийся органист А. Санволль, К. Баден (месса на совр. текст, 1953), Р. Карлен (традиционная церк. музыка). Среди композиторов сер. 20 в. - Э. Ховланн, Э. Хьельсбю, К. Кольберг (балет на религ. сюжет "Женщина из Канны Галилейской", с органом и удар. инструментами), К. Нюстедт, к-рый прошёл путь от нац. романтизма через нац. окрашенный неоклассицизм ("Дивертисмент" для 3 труб и струн. оркестра, и др.) и экспрессионизм ("Семь печатей" - "видения" для симф. оркестра) к сонористике ("Момент" для сопрано, челесты и ударных).

Если до 40-х гг. 20 в. доминирующими в Н. м. были традиции нац. романтизма, гл. обр. Грига, то с кон. 1940-х гг. преобладал интерес к совр. зап.-европ. музыке. Наиболее явственны влияния И. Ф. Стравинского, П. Хиндемита, Б. Бартока, а также Д. Д. Шостаковича, сказавшиеся в творчестве И. Квандаля ("Симфонический эпос", 1962). Влияния франц. музыки 1940-1950-х гг., как и нем. неоклассицизма, по-разному проявились в произв. П. X. Альбертсена, Э. Ф. Брейна, Э. X. Булля, Э. Соммерфелда, Т. Кнудсена, А. Хьельдоса, Ф. Лудта, А. Дёрумсгорда и X. Юнсена, творчество к-рых, однако, не утратило нац. окраски.

В 1950-60-е гг. норв. композиторы- авангардисты (см. Авангардизм) под влиянием совр. польской композиторской школы (К. Пендерецкий, В. Лютославский и др.) обращаются к сонорному экспериментаторству. С кон. 1960-х гг. в Н. м. возобновляется интерес к старым муз. формам, к-рые сочетаются с новейшими выразит. средствами. Для совр. Н. м. характерна элегическая трактовка традиционной "нордической темы" (одиночество человека перед лицом природы - гор и морских далей, водопадов и пр.). С 1950-х гг. выделяются композиторы, творчество к-рых отмечено смелыми поисками, оригинальностью; среди них - Ф. У. Арнестад (использует полисерийность в эмоциональных лирич. и причудливо красочных произв. - "Ария-аппасионата" для оркестра, и др.), Ф. Мортенсен (пуантилист и неополифонист), Б. Фонгар (гитарист и композитор, экспериментирующий в области четвертитоновой и электронной музыки). Выдающийся мастер совр. Н. м. А. Нурхейм (Нордхейм); среди его произв., исполняющихся в разных странах, - "Автеланд" (по поэме П. Ф. Лагерквиста, 1957), Канцона для оркестра, представляющая собой стилизацию венецианского барокко и отличающаяся необычным использованием струн. инструментов (соч. 1961; исполнялась в 1972 в Москве оркестром Моск. филармонии, дирижёр В. В. Катаев), "Эпитафии" для оркестра и магнитофонной ленты (по поэме С. Квазимодо; здесь вибрации муз. инструментов объединяют орк. и электронные звучания, т. о. создаются звоны, гулы, эхо - образ горных далей, связывающих человека с космосом), "Ответ" ("Respons", для магнитофонной ленты и 2 групп ударных, по 22 инструмента в каждой; воспроизводятся "звучания космического пространства"; соч. построено на основе электронных cantus firmus, объединяющих але-аторич. композицию, с применением утончённых светотеневых контрастов, достигаемых благодаря возможностям электронной техники; исполняется в т.н. синтетич. представлениях Музея совр. иск-ва в Осло). Совр. композиторскую молодёжь возглавляет А. Янсон, пианист, джазовый музыкант и композитор, занимающийся сонорным экспериментаторством. Среди др. совр. комп. - Р. Бакке, М. Хегдал, Й. Мастад, А. Р. Ольсен, Й. Персен, Я. Э. Петерсон, У. А. Торесен, М. Оле и Г. Сёнстевольд (автор популярной музыки).

Развитие муз. жизни Норвегии до 2-й мировой войны 1939-45 во многом зависело от частной инициативы, от поддержки об-ва "Друзей филармонич. оркестра" и Филармонич. об-ва (Осло), при к-ром существуют хор (с 1921), струн. квартет и др. ансамбли. Симф. концерты давал оркестр Нац. т-ра, реорганизованный в кон. 1940-х гг. в гор. симф. оркестр Осло. Симф. оркестры были созданы также в Тронхейме (с 1909, реорганизован в 1930-е гг.; дирижёры - У. Хьелланн, А. Фладму, Ф. А. Офтедал) и Ставангере (с 1918, реорганизован в 1938).

В годы фаш. оккупации в знак протеста публичные концерты были прекращены. После 1945 началось активное развитие муз. жизни (мн. новые муз. учреждения субсидировались гос-вом). В 1946 для организации симф. оркестров, финансирования оперы, строительства конц. зала и Высшей школы музыки в Осло был создан Комитет по вопросам музыки. Муниципалитет Осло организует концерты гор. симф. оркестра в ун-те, на радио, гастрольные поездки по стране. В Бергене имеется симф. оркестр муз. об-ва "Гармония", с 1953 проводятся ежегодные майские фестивали симф. музыки (дирижёры - К. Гарагулю, А. Фладму). Своего оперного т-ра в Норвегии не было до сер. 20 в. Организованная в 1918 Комич. опера в 1921 распалась. В 1950 возникло акционерное об-во "Норвежская опера" (основатели Й. и Г. Брунволли, худ. рук. - венг. музыкант И. Пайор). В 1958 в Осло открылась "Норвежская опера" (дир. А. Фладму, худ. рук. К. Флагстад и Э. Фьельстад). Среди оперных певцов - И. Андресен, К. А. Эствиг, Й. Оселио, Э. Гульбрансон, К. Э. Норена, А. Н. Лёвберг, певицы - С. Арнольдсон, Г. Гроруд. Имеются консерватория в Осло (с 1883), Академия музыки в Бергене (с 1905), консерватория в Ставангере (с 1945), Высшая школа музыки в Тронхейме (с 1961; на основе муз. школы, созданной в 1911). Работает Норв. муз. изд-во (в Осло). С 1954 существует отделение музыковедения в Ин-те философии и истории при ун-те в Осло (готовит гл. обр. педагогов, применяющих систему муз. воспитания К. Орфа и З. Кодая). Работают многочисл. муз. союзы и об-ва, в т.ч. Норв. совет по вопросам иск-ва, Союз норв. композиторов, Филармонич. об-во, Об-во новой музыки (секция Междунар. об-ва совр. музыки, рук. К. Шульстад), Об-во "Друзей музыки", Объединение норв. музыкантов, Норв. союз муз. педагогов, Союз солистов, "Молодые норв. музыканты", Союз норв. оперных певцов, многочисл. хор. союзы.

 


Читайте:



Ключевые фразы роберта кийосаки Лучшие цитаты кийосаки

Ключевые фразы роберта кийосаки Лучшие цитаты кийосаки

Ваш мозг может все. Абсолютно все. Главное, убедить себя в этом. Руки не знают, что они не умеют отжиматься, ноги не знают, что они слабые, живот...

Понятие брака в законодательном поле Определение брака в законодательстве рф

Понятие брака в законодательном поле Определение брака в законодательстве рф

Кто у нас ячейка общества – брак или семья? Кто из них уже много веков гарантирует общественное воспроизводство? Какие они бывают и зачем? Обо всем...

Россия в первой мировой войне: кратко об основных событиях

Россия в первой мировой войне: кратко об основных событиях

Первая мировая война 1914 - 1918 годов ДАТЫ* 1914.06.28 В результате покушения в Сараево убиты эрцгерцог Австро-Венгрии Фердинанд и...

Какие великие русские были евреями?

Какие великие русские были евреями?

Недавно обратил внимание, что много комиков и актеров на российской эстраде и в кинематографе евреи, посмотрел внимательней – оказалось...

feed-image RSS