Главная - Пчеловодство
Годы жизни царя давида. Давид псалмопевец

Имя: Царь Давид (David)

Дата рождения: 1035 г. до н. э.

Возраст: 70 лет

Дата смерти: 965 г. до н. э.

Деятельность: царь народа Израиля

Семейное положение: был женат

Царь Давид: биография

Царь Давид – второй предводитель Израильского царства, сделавший Иерусалим центром духовного паломничества. Давид был богобоязненным и мудрым правителем, которому, как и всем смертным, было свойственно ошибаться: монарх совершил преступление, за которое ему пришлось долго расплачиваться.

Происхождение царя Давида

Царь Давид родился около 1035 года до нашей эры, на западном берегу реки Иордан, в Вифлееме. Историчность Давида является поводом для дискуссий, которые длятся и по сей день, потому что многие рассказы о жизни правителя носят характер легенд и сказаний, однако, некоторые археологические свидетельства доказывают реальность существования предводителя израильского народа.


У Копенгагенской школы, образованной в 1990-м году, по этому поводу свое мнение. Приверженцы библейского минимализма рассматривают личность царя Давида и реальность существования так называемого Израильского царства как единую идеологическую концепцию, созданную жрецами в Иерусалиме.

Скептики считали, что Давид так же историчен, как и герой рыцарских романов британского эпоса – король Артур. Биография потомка Иессея, которую излагают Священные Писания, гласит, что он происходил из древнего иудейского рода (из которого вышел мессия Иисус Христос) и был младшим из восьми сыновей своего отца.

Молодой Давид, трудящийся пастухом, показал себя человеком благонадежным и храбрым: он мог вырвать своих овец из лап могучего медведя или расправиться голыми руками со свирепым львом, так как от рождения был наделен богатырской силой.


Пока молодой человек работал на пастбище, на троне восседал основатель единого Израильского царства Саул, который стал предводителем народа по воле Бога, но вскоре показался неугодным Творцу. Поэтому пророк Самуил, раскаявшийся в том, что по жребию выбрал «непослушного носителя короны», начал подыскивать своему первому помазаннику преемника.

Его выбор пал на Давида, который в те годы радовал монарха игрой на струнном музыкальном инструменте – кинноре: льющиеся мелодии утихомиривали гнев царя, который обладал вспыльчивым характером (по сказаниям, он был «возмущаем злым духом»).

В юношеские годы молодой Давид, прибывший в израильское войско навестить братьев, отметился героическим поступком: будущий царь победил необычайно сильного великана Голиафа (в Коране – Джалута). Примечательно то, что противник Давида был вооружен до зубов, тогда как у молодого человека была при себе только праща.


Саул, поверивший в изобретательность юноши, пообещал благословить брак Давида с его дочерью Мелхолой, если тот отправится в поход против потомков Каслухима. Вернувшийся с поля брани «наследник престола» принес «подарок» – мешок с двумя сотнями мужских достоинств, ибо таковым было требование жестокого деспота.

Доблестный отпрыск Иессея завоевал лавры почета, а его блистательная борьба с неверующими филистимлянами вызвала зависть у Саула, поскольку слава Давида затмила все почести действующего царя. Ревностный Саул начал подозрительно относиться к молодому человеку, с каждым днем его презрение только усиливалось. Поэтому неудивительно, что в голову Саула прокралась мысль об убийстве своего подданного.

Дошло до того, что израильский царь, не скрывая своей вражды, подверг Давида опасности, метнув в него копье во время празднования. Но так как Саул перебрал с горячительными напитками, орудие пролетело мимо. Но, тем не менее, самодержец угрожал поместить неприятеля в тюрьму.


Но стоит отметить, что Давид почитал Творца и не осмелился поднять руку на помазанника божьего Саула, однако ему представился такой случай, когда они оказались наедине в пещере. Молодой человек незаметно подкрался к своему противнику и отрезал от его плаща кусочек ткани, тем самым показав Саулу, что не способен на преступление и не представляет никакой опасности.

Этот поступок не избавил Саула от паранойи, поэтому Давид бежал к Самуилу в Раму и прибыл в убежище, где ощущалось сильное присутствие Бога. Там же Давид и узнал, что примирение с Саулом невозможно, а сам царь был исполнен Духа Божия. Следовательно, будущий властитель народа долгие годы проводил в эмиграции, пытаясь сохранить свою жизнь и укрыть родственников от гнева первого помазанника.


Саул гневно преследовал врага, поэтому Давид вместе с многочисленными соратниками нашел поддержку у противников – филистимлян. На службе у этого народа Давид и его товарищи (600 мужей) грабили местных жителей амаликитян, а часть ворованной добычи отсылали царю Анхусу.

Сподвижники Давида, из-за возражения вышестоящих инстанций, не участвовали во вторжении филистимлян, которые отправились на завоевания земель Израиля и разгромили войска деспота Саула. В битве у горы Гелвуи воины убили сыновей царя, а сам Саул попросил своего подданного ранить его сердце копьем.

Начало правления

Давид не обрадовался известию о кончине своего преследователя, а наоборот, залился горькими слезами. Далее он прибыл на родину, в Хеврон, где был провозглашен потомками Иуды иудейским царем.


Следовательно, произошло отделение Иудеи от Израиля (преемником Саула стал единственный выживший сын Иевосфей), в результате чего началась двухлетняя междоусобная война.

Друг против друга выступили два войска, и соратники Давида вышли победителями из этой кровавой битвы, но, по слухам, исход дела решило предательство, ибо два враждующих военачальника были убиты. В конечном итоге Давид был избран старейшинами царем над всем Израилем, позже объединившим два государства.

Внутренняя политика

Прежде чем стать правителем, Давид, следуя жестокому обычаю, избавился от потомков царя Саула. Затем полководец пошел войной на иевусеев, захватив город Иерусалим. Завоеванный Иерусалим стал столицей княжества и по совместительству - сакральным иудейским центром, куда был перенесен Ковчег Завета, сделавший главный город сосредоточением национального культа.


К слову, Ковчег Завета – это величайшая святыня еврейского народа, которая расположилась в шатре, охраняемом священниками. Первоначально Давид хотел построить для алтаря храм, но не смог этого сделать, так как его руки были испачканы кровью врагов. Поэтому строительством церкви занялся его отпрыск Соломон.

Давид, отвергавший человеческие жертвоприношения, провел религиозную реформу и стал автором экзальтированных псалмов. Богослужения приобрели мелодичный характер, ибо Давид не забыл свое увлечение игрой на струнном инструменте.


Царь подчинил духовную жизнь светской, а священники стали подчиняться первосвященникам. Также Давид отметился как блестящий полководец: побежденные народы выплачивали владельцу престола дань, поэтому монарх организовал казну и учредил отряд государственных телохранителей.

Известно, что Давид начал укреплять свое государство, следуя египетскому образцу, а царским имуществом управляли чиновники. Вдобавок ко всему, Давид занимался переписью населения, но по воле Господа так и не завершил начатое.

Внешняя политика

Давид расширял свои территориальные владения, отбирая земли у соседних государств. Он завоевал историческую область в западной Иордании, разгромил арамейцев на территории Сирии, присоединил Идумею. К тому же царь обнаружил кладези меди и заключил деловое сотрудничество с финикийцами, которые слыли опытными торговцами.


Финикийцы покупали у Давида крупы и скот, платя бартером. Взамен царь получал древесину и передовые технологии: компаньоны Давида привезли в государство письменность и придуманный ими алфавит, позже заимствованный евреями.

Личная жизнь

Библейское сказание гласит, что Давид был умен, красив, а также обладал талантом к ораторскому искусству. Что касается амурных отношений, то дочь Саула – Мелхола была выдана замуж за другого молодого человека. Но тем не менее, у женолюбивого Давида было множество жен и наложниц, что, в принципе, было свойственно царям того времени.

Но из-за влюбчивости Давида внутренняя политика царя не была безоблачной. Правитель единого Израильского государства разгневал Бога, омрачив свою жизнь смертным грехом – прелюбодеянием. Дело в том, что царь, прогуливающийся по крыше своего дворца, был ослеплен красотой купающейся Вирсавии.


Однако женщина, пленившая его разум и чувства, была замужем за благодетельным Урием Хеттеянином, преданно служившим армии Давида. Но, несмотря на замужество красавицы, Давид велел доставить Вирсавию во дворец. Спустя время возлюбленная правителя забеременела, а Давид приказал военачальнику в письме послать Урия на верную смерть.

Узнавший об этом вероломном поступке, пророк Нафан проклял Давида, обрекши его будущее на братоубийственные конфликты и суровые наказания. Таким образом, в жизни Давида было много горечи и печали.


Царь начал чувствовать физическое недомогание, его тело покрылось язвами, а во дворце начались мятежи. Старший сын предводителя Амнон изнасиловал сводную сестру Фамарь, и был убит родным братом Авессаломом.

Сам Авессалом пошел против отца, но его армия была разгромлена в пух и прах. Несмотря на предательство, Давид любил своего отпрыска и ждал его возвращения домой. По легенде, молодой человек погиб, запутавшись длинными волосами в ветках дуба. Эта трагедия омрачила жизнь Давида, который причитал:

«Сын мой Авессалом, сын мой, сын мой Авессалом! О, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой!»

Давиду пришлось буквально на коленях вымаливать прощение у Бога. Творец простил согрешившего царя, подарив ему здорового сына Соломона, однако напомнил, что

«…за овечку должны платить вчетверо».

После раскаяния жизнь самодержца не была спокойной, ибо другой отпрыск Давида - Адония - фактический наследник престола, пытался организовать заговор против своего отца и узурпировать власть, потому что узнал, что корона уготована Соломону.

Смерть

Давид умер в семидесятилетнем возрасте, успев передать корону наследнику . Преемник продолжил политику отца по укреплению государства, однако, порицал кровопролитные войны.


Знаменитая мраморная статуя Давида работы Микеланджело

Известно, что в память о царе Давиде были написаны книги, а в 1997 году вышел телевизионный фильм «Царь Давид: Идеальный властитель». Но самым известным памятником культуры является мраморная статуя Давида, искусно выполненная талантливым .

В христианстве

В христианской религии Давид предстает как пророк, из рода которого в мир пришел . Согласно православию, Давид стал автором псалмов, вошедших в Псалтырь, которая считается неотъемлемой частью Ветхого Завета и христианского богослужения.


Считается, что икона царя Давида и молитвы, обращенные к нему, помогают людям приобрести лучшие человеческие добродетели - кротость, милосердие и целомудрие.

найти

Давид

Давид
[По-видимому, «брат отца» или «любимец»]

I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ПОМАЗАНИЕ

Давид был младшим из восьми сыновей Иессея – вифлеемлянина из колена Иуды (1Цар 16:1 , 1Цар 16:10 и следующие; 1Пар 2:13-16 ), правнуком Вооза и моавитянки Руфи (Руфь 4:18-22 ). Он был красив, силен, красноречив и хорошо играл на гуслях. Будучи пастухом (он пас овец своего отца), Давид показал себя человеком надежным и смелым (1Цар 16:12,18 ; 1Цар 17:34-36 ), мужем по сердцу Господню (1Цар 13:14 ). Поэтому Бог, отвергнув Саула за непокорность, послал пророка Самуила помазать Давида в присутствии его отца и братьев как будущего царя. С помазанием на Давида снизошел Дух Божий и почивал на нем (1Цар 16:1-13 ).

II. ПРИ ДВОРЕ САУЛА

Призванный к Саулу, Давид игрой на гуслях отгонял злого духа, мучившего царя за его отступничество. Только после того как Давид, пришедший в израильское войско навестить своих братьев, принял вызов Голиафа и сразил этого тяжеловооруженного филистимского воина пращой, обеспечив тем самым победу израильтянам, Саул окончательно взял его ко двору (1Цар 16:14 – 1Цар 18:2 ). Как придворный и воин, Давид завоевал дружбу царского сына Ионафана, а его отвага и успехи в борьбе с филистимлянами начали затмевать в глазах народа славу самого Саула. Это вызвало зависть и ревность царя, так что «с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида» (1Цар 18:7-9 ). Поэтому при очередном нападении злого духа Саул попытался убить Давида. Когда это не удалось, Саул стал действовать более осторожно. Однако хотя он и подверг Давида опасности во время войны с филистимлянами – причем даже использовал чувство своей дочери Мелхолы к юному вождю, чтобы заставить Давида рисковать жизнью, – тот проявил себя человеком храбрым и мужественным (1Цар 18:3-30 ). Теперь Саул уже не скрывал своей вражды. Случай с копьем, которое царь метнул в Давида, и угроза попасть в темницу, от которой его уберегла только жена Мелхола, вынудили юношу бежать к Самуилу в Раму. При последней встрече Ионафан подтвердил Давиду, что примирение с Саулом невозможно (1Цар 19:1 ; 1Цар 20:1 ).

III. БЕГСТВО И ПРЕБЫВАНИЕ В ПУСТЫНЕ И В ГЕФЕ

Под предлогом исполнения тайного поручения царя Давид получил хлебы предложения и меч от священника Ахимелеха в Номве, а затем бежал к филистимскому царю Анхусу в Геф. Там Давид хотели схватить, и, чтобы спастись, он притворился безумным (1Цар 21:1 ; Пс 33:1 ; Пс 55:1 ). Затем Давид искал убежища в пещере Адолламской, где собрал вокруг себя родственников и множество притесняемых и недовольных; своих родителей он укрыл у моавитского царя. Поспешному бегству Давида и его тщетным попыткам обрести безопасность положило конец Божье повеление, переданное ему через пророка Гада, идти в землю Иуды (1Цар 22:1-5 ). Оттуда Господь, в ответ на вопрос Давида, повел его дальше, на освобождение от филистимлян Кеиля, куда к нему прибыл с ефодом Авиафар, единственный священник из Номвы, спасшийся от мести Саула. Саул услышал о пребывании Давида в Кеиле и начал многолетнее беспощадное преследование соперника (1Цар 23). Однако тот снова и снова ускользал от него, при этом Давид дважды отказался от представившейся возможности убить царя, помазанника Божьего, чтобы не понести за это кары (1Цар 23:1 ; 1Цар 24:1 ; 1Цар 26:1 ). Осознавая возможные последствия (1Цар 27:1 ), Давид с 600 воинами и обеими женами, на которых к тому времени женился (1Цар 25), ушел в Геф. Там он поступил на службу к филистимскому царю Анхусу, который предоставил ему для жительства Секелаг (1Цар 27:2-7 ). В последующие 16 месяцев Бог заставил Давида до конца испить горькую чашу. Он должен был казаться врагом Израиля, не будучи таковым. Поэтому он обманывал Анхуса относительно направления своих разбойничьих набегов и безжалостно убивал, чтобы его ложь не открылась. Завоевав таким образом доверие филистимлянина, Давид вынужден был пойти с войском Анхуса на Израиль, но его и его людей, как потенциальных перебежчиков, отослали по домам (1Цар 27:8 – 1Цар 28:2 ; 29). Обнаружив по возвращении, что Секелаг сожжен, а их жены и дети угнаны в плен, люди Давида взбунтовались и хотели побить его камнями. Тогда Давид сделал то, к чему не прибегал с самого Кеиля: обратился к Господу и получил ответ. Преследуя войско амаликитян, отряд Давида захватил богатую добычу и отбил всех пленных живыми и невредимыми, а имущество в целости и сохранности. Спустя два дня некий амаликитянин принес ему весть о смерти Саула на Гелвуе. Давид горевал до вечера, и его скорбь нашла выход в песне плача, посвященный Саулу и Ионафану. Потом он приказал казнить вестника, сознавшегося в убийстве царя Израиля (2Цар 1).

IV. ЦАРЬ НАД ДОМОМ ИУДЫ В ХЕВРОНЕ

После того как Давид вновь вопросил Господа, он двинулся (возможно с согласия Анхуса) в Хеврон, где колено Иуды помазало его на царство. Однако Авенир, военачальник Саула, воцарил сына последнего, Иевосфея, в Маханаиме, на который не распространялось господство филистимлян, и установил его власть над остальными коленами. В многолетней войне между Иудой и Израилем могущество Давида постоянно возрастало. В Хевроне у него родилось 6 сыновей, в т.ч. Амнон, Авессалом и Адония. Наконец Авенир поссорился с Иевосфеем и вступил в переговоры с Давидом, который прежде всего потребовал вернуть ему его жену Мелхолу. Это было исполнено, но еще до достижения окончательного соглашения Авенир был убит Иоавом, отомстившим за смерть Асаила. Однако вместо того чтобы судить своего племянника Иоава за убийство, царь лишь публично оплакал Авенира, пытаясь таким образом отвести от себя подозрения в подстрекательстве. Когда вскоре после этого двое вениамитян, служивших в войске Иевосфея, убили своего царя и принесли его голову в Хеврон, Давид тотчас же приказал их казнить (2Цар 2-4). После семи лет царствования Давида над домом Иуды путь к заветной власти над всем народом был свободен. Все старейшины Израиля, заранее подготовленные Авениром, явились в Хеврон и помазали Давида на царство (2Цар 5:1-5 ; 1Пар 11:1-3 ; 1Пар 12:23-40 ).

V. ЦАРЬ НАД ИЗРАИЛЕМ В ИЕРУСАЛИМЕ

После воцарения Давид первым делом взял считавшийся неприступным и принадлежащий до того иевусеям Иерусалим и сделал этот город, расположенный на границе между уделами колен Иуды и Вениамина, столицей, так называемой «градом Давидовым» – с военной и политической точки зрения необычайно удачный шаг (не оказывалось предпочтения ни северу, ни Иуде). Давид заново укрепил город, и приказал соорудить там царский дворец, используя труд ремесленников, посланных ему тирским царем. Новые жены и наложницы родили ему новых сыновей и дочерей (2Цар 5:6-16 ; 1Пар 3:4-9 ; 1Пар 14:1-7 ). Как только первые победы обеспечили Давиду внешнеполитическое спокойствие, он начал превращать Иерусалим и в культово-религтозную столицу. Ковчег завета со времени его возвращения из земли Филистимской находился в Кириафиариме (1Цар 7:1 ). Хотя первая попытка перенести ковчег в Иерусалим окончилась неудачей, Давиду все же удалось выполнить эту задачу, и под ликование народа торжественная процессия доставила несомый левитами ковчег в столицу, где он был помещен в заранее устроенную скинию (сравните Пс 23:1 ; Пс 131:1 ). В пути сам царь, облаченный в священническую накидку (ефод), плясал перед ковчегом. Мелхола осудила такое поведение как унижающее достоинство Давида перед народом. В наказание за это с того времени она оставалась бездетной (2Цар 6:1 ; 1Пар 13:1 ; 1Пар 15:1 и следующие). Перенесение ковчега завета позволило возобновить ежедневные богослужения. Священники, певцы и левиты, несшие службу при ковчеге и скинии в качестве привратников, совершителей жертвоприношений и хранителей храмовых сокровищ, были исчислены и включены в регулярно чередующиеся смены (череды). Сердцу стихотворца и музыканта Давида были особенно близки певцы, их песни и музыка во славу Господа. Он сам сочинял псалмы и поручил Асафу и его братьям спеть один из них, как благодарственную песнь Господу, в честь перенесения ковчега (1Пар 6:16-32 ; 1Пар 9:22 ; 1Пар 16:4-42 ; 1Пар 23:1 – 1Пар 26:28 ). Другие левиты были назначены судьями и писцами в землях западнее и восточнее Иордана (1Пар 26:29-32 ). В связи с этим могло быть окончательно проведено предписанное Моисеем и начатое Иисусом Навином (Чис 35:6 и следующие; Нав 20:7 и следующие) выделение левитам 48 городов, в т.ч. шести городов-убежищ, поскольку некоторые из соответственных городов (например, Елфеке и Гиввефон в земле филистимской) только после их взятия Давидом подпали под власть израильтян. Чувство благодарности за изобилие данной ему Господней благодати вызывало у Давида, сравнивавшего свой кедровый дворец, центр умиротворенного царства, с шатром ковчега завета (→ , V), желание построить для ковчега Божьего дом – храм. Однако воля Божья гласила иное. Не Давид, а лишь его сын осуществит строительство, ибо Давид, участвуя в войнах, пролил много крови (1Пар 22:8 ). Но зато Господь устроит дом Давида; он получил обетование, ставшее основой для мессианских ожиданий и нашедшее свое исполнение во Христе. Хотя Давид и не должен был строить храм, он начал подготавливать строительство, собрал средства и предоставил своему сыну Соломону строительные материалы и планы (2Цар 7:1 ; 1Пар 17:1 ; 1Пар 22:1 ; 1Пар 28:1 – 1Пар 29:21 ). Поскольку в это время на Израиль, в наказание за исчисление народа, предпринятое Давидом, была послана язва, царь получил через пророка Гада задание возвести алтарь Господу на том месте, где милосердие Божье остановило ангела с мечом, простертым на Иерусалим, – на гумне Орны иевусеянина. Тем самым Давидом было указано место, на котором Соломон позже начал строительство храма (2Цар 24:1 ; 2Пар 3:1 ).

VI. ВОЙНЫ С СОСЕДНИМИ НАРОДАМИ

Как только Давид стал царем всего Израиля, вновь зашевелились филистимляне, которым в Хевроне он казался зависимым и неопасным. Вблизи Иерусалима они были дважды наголову разбиты Давидом, действовавшим по наставлениям Господа (2Цар 5:17-25 ). Последующие сражения (2Цар 21:15-22 ) привели к покорению филистимлян (2Цар 8:1 ; 1Пар 18:1 ). На севере Давид побеждал сирийцев дамасских и Адраазара, царя сувского, что снискало ему дружбу противника Адраазара, Фоя, царя Емафа; на юге и юго-востоке Давид установил свое господство над Моавом, Идумеей и амаликитянами (2Цар 8:2-14 ). С аммонитянами при царе Наасе отношения были мирными, но его сын Аннон оскорблением послов Давида спровоцировал войну. Первым же походом Иоав и Авесса разрушили союз между Анноном и призванными им на помощь арамеями (сирийцами), которые после этого окончательно покорились Давиду. Через год Давид взял Равву и сделал пленных аммонитян рабами на тяжелых работах (2Цар 10:1 ; 2Цар 11:1 ; 2Цар 12:26-31 ) Царство Давида простиралось от Ецион-Гавера на Акабском заливе на юге до границы Емафа на севере и занимало, за исключением узких прибрежных полосок, населенные филистимлянами и финикийцами, все пространство между морем и Аравийской пустыней. Тем самым Израиль в основном достиг границ земли обетованной (Чис 34:2-12 ; Иез 47:15-20 ).

1 Мнение автора о судьбе пленных аммонитян основано на высказывании многими исследователями предположений, будто в еврейский текст 2Цар 12:31 (Синодальный перевод ему в целом соответствует) вкралась ошибка. – Примечание редактора.

VII. СОЗДАНИЕ АДМИНИСТРАЦИИ И ВОЙСКА

Обширное царство требовало упорядоченной организации управления и войска. При дворе Давида создал, во многом по египетскому образцу, должности дееписателя и писца (государтсвенного секретаря) (2Цар 8:16 и следующие). Далее мы узнаем о советниках царя (1Пар 27:32-34 ), о чиновниках, управлявших царским имуществом (1Пар 27:25-31 ), и о надзирателе за сбором податей (2Цар 20:24 ). Наряду с начальниками над отдельными коленами (1Пар 27:16-22 ) действовали уже упоминавшиеся левитские судьи и чиновники (1Пар 26:29-32 ). Давид произвел также всеобщее исчисление народа, которое, однако, было противно воле Господней и не было завершено (1Пар 27:23 и следующие). Высшим воинским чином обладали главный военачальник, т.е. начальник народного ополчения, которое состояло из 12 воинских подразделений, обязанных служить месячный срок, и начальник личной охраны царя, хелефеев и фелефеев (2Цар 20:23 ), наемников критского и филистимского происхождения. Особое положение занимали храбрые Давида – его спутники со времени бегства от Саула, прославившиеся своими подвигами. Некоторых из них (Иоава, Авессу, Ванею) мы видим впоследствии на высших командных должностях (2Цар 23:8-39 ; 1Пар 11:10 – 1Пар 12:22 ; 1Пар 20:4-8 ).

VIII. ГАВАОНИТЯНЕ И МЕМФИВОСФЕЙ

Когда Давид вопросил Господа о причине трехлетнего голода, он получил наказ искупить старый Саулов долг крови перед гаваонитянами. По требованию последних Давид выдал им двух сыновей и пятерых внуков Саула, которые были подвергнуты жестокой казни. После того как Давид приказал предать земле их останки, «умилостивился Бог над страною» (2Цар 21:1-14 ). Давид должен был в этом случае действовать как верховный владыка и судья своего народа, повинуясь требованию Господа, возложившего долг крови Саула на его семью; сам он не питал к роду Саула личной ненависти. В знак этого Давид призвал Мемфивосфея, хромого сына Ионафана, к своему двору и разрешил ему есть за царским столом вместе со своими сыновьями (2Цар 9). Поскольку Бог даровал ему царство и победу, Давид проявил по отношению к последнему внуку Саула царственное милосердие.

IX. ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ И ПРЕСТУПЛЕНИЕ ДАВИДА

На вершине своего могущества, во время войны с аммонитянами, Давид впал в грех. Увидев красивую купающуюся женщину и узнав, что это Вирсавия, жена Урии, одного из его храбрых, Давид, несмотря на это, послал за нею. Вирсавия была вынуждена подчиниться. Когда царю стало известно, что она ждет от него ребенка, он вызвал ее мужа из похода. Однако Урия перед всем двором отказался войти в свой дом, чем спутал планы Давида, надеявшегося, что с прибытием Урии беременность Вирсавии будет связываться с именем ее мужа. Давид послал Иоаву приказ отправить Урию в такое место, где бы тот погиб в сражении. И этот полководец, не искупивший еще грех убийства Авенира, выполнил приказ. Урия пал в бою. По истечении времени траура Вирсавия официально сделалась женою Давида и родила ему сына. Тогда Бог послал к царю пророка Нафана, который объявил приговор: не отступит меч от дома Давида вовеки (что и исполняется по сей день), и жены его будут открыто отданы другому. Сын его должен умереть, но смертный приговор самому Давиду будет отменен, ибо он признал свой грех. Прощение распространилось и на брак с Вирсавией, от которой теперь родился преемник Давида – Соломон (2Цар 11:2 – 2Цар 12:25 ). С этого времени жизнь Давида была одновременно подчинена приговору и обетованию. Старший сын царя Амнон совершил насилие над своей единокровной сестрой Фамарью. Давид, узнав об этом, ничего не предпринял и тем предал Амнона мести брата Фамари Авессалома, который велел его убить, а сам бежал к своему деду в Гессур (глава 13). Иоав придумал предлог, под которым царь мог, не вынося приговора, призвать сына назад. Авессалом добился для себя полного прощения (2Цар 14) и подготовил восстание против Давида. Внезапно начав военные действия, он получил поддержку Ахитофела, деда Вирсавии и советника царя. После взятия Иерусалима Ахитофел побудил Авессалома открыто сделать своими женами наложниц, оставленных во дворце бежавшим Давидом (2Цар 15:1 ; 2Цар 16:1 ). Так исполнился Божий суд, но другой совет Ахитофела сумел дезавуировать Хусий, доверенное лицо Давида. Это дало царю возможность с надежными отрядами уйти за Иордан и собрать войско в Маханаиме. В решающем бою Давид не принял на себя командование, но отдал своим военачальникам категорический приказ сохранить жизнь Авессалому, которым Иоав сознательно пренебрег. Безгранично скорбя о смерти сына, царь под влиянием Иоава, угрожавшего ему новыми изменами, все же собрался с духом и показался народу у городских ворот (2Цар 17:1 – 2Цар 19:9 ). На обратном пути в Иерусалим Давид, полностью осознавший Божий суд, проявил милосердие к противникам и подозреваемым. Этим он, однако, не сумел предотвратить нового восстания, вспыхнувшего под руководством Савея вениамитянина, но умело и беспощадно подавленное Иоавом. Одновременно Иоав с помощью еще одного убийства устранил Амессая, назначенного Давидом военачальника вместо него (2Цар 19:10 – 2Цар 20:22 ).

Х. ОТРЕЧЕНИЕ И СМЕРТЬ

Воцарился мир, но лишь до того времени, когда снисходительность царя оказалась роковой и для Адонии, старшего на тот момент царского сына: зная, что отец находится в преклонном возрасте, он возжаждал власти. Пророку Нафану и Вирсавии удалось побудить Давида к действию. Соломон был своевременно помазан на царство, партия Адонии распалась, но временно осталась безнаказанной. Давиду при жизни довелось увидеть, как определенный Господом наследник его престола и царства после всех внутренних распрей благополучно вступил в мирную жизнь. Своей последней волей Давид завещал сыну совершить царское правосудие над Иоавом. Он также обязал Соломона вознаградить сыновей Верзеллия и не оставить безнаказанного Семея. Давид умер в возрасте 70 лет после 40 лет царствования и был погребен в Иерусалиме (3Цар 1:1 – 3Цар 2:12 ).

XI. ЖИЗНЬ ДАВИДА ПО ОЦЕНКЕ БИБЛИИ

За время своего долгого и энергичного правления, полного крупных внешне- и внутриполитических, военных и организационных успехов, Давид не только создал обширное царство, но и сумел сохранить его. Он был одновременно полководцем и государственным мужем, умел терпеливо ждать и молниеносно действовать. Как музыкант и стихотворец, он сложил погребальную песнь по Саулу и Ионафану и псалмы, сопровождавшие его всю жизнь (сравните заглавие псалмов 31, 33, 36, 40, 50, 53 и другие, а также 2Цар 22; 2Цар 23:1-5 ; еврейское ле давид можно также перевести «для Давида»). Было у Давида много жен и детей, но здесь-то он и подвергался самой большой опасности. Женолюбие привело его к прелюбодеянию и убийству, а чадолюбие не позволяло быть твердым там, где это было необходимо. Попустительство членам собственной семьи и особенно племяннику Иоаву вело Давида к нарушению царского долга, что усугубляло его собственные грехи. Но решающее значение для общей оценки его жизни имеют не эти его недостатки, а успехи, основанные на обетованиях и благословениях милосердного Господа, Которого Давид твердо держался и к Которому постоянно обращался. В глазах Божьих грехи Давида были прощены и смыты. Давид остался царем, «которого Я избрал, который соблюдал заповеди Мои и уставы Мои» (3Цар 11:32 и следующие), «который соблюдал заповеди Мои и который последовал Мне всем сердцем своим» (3Цар 14:8 ). С образцом «любимца» Божьего – как переводится его имя – вновь и вновь соизмерялись цари иудейские и израильские – от Соломона (2Пар 7:17 ; 3Цар 3:3 ; 3Цар 11:4,6 ) и Иеровоама (3Цар 11:38 ; 3Цар 14:8 ) до Езекии (4Цар 18:3 ) и Иосии (4Цар 22:2 ). Ради Давида Господь пощадил Соломона, как было обещано в 2Цар 7:15 (3Цар 11:12,13 ), Авию (3Цар 15:4 и следующие), Иуду (4Цар 8:19 ) и Иерусалим (4Цар 19:34 ; 4Цар 20:6 ); ради Давида молят Бога о царе (Пс 131:10-18 ). Не только псалмопевец, как в данном случае, но и Сам Бог вновь и вновь ссылается на данное Им Давиду обетование (Ис 55:3 ; Иер 33:14-17 ). НЗ видит в Давиде пророка (Деян 2:30 ) и героя веры (Евр 11:32 ), мужа по сердцу Божьему и праотца (Деян 13:22 и следующие; Мф 1:1,6 ) «Сына Давидова» (Мф 9:27 ; Мф 15:22 ; Рим 1:3 ), Который одновременно есть Давидов Господь, Христос (Мф 22:42-45 ). В этом исполняются данные Давиду обетования (Лк 1:32,33 ).


Оригинал взят у marinagra в Библейские сюжеты: царь Давид


Лоренцо Монако. Давид. 1408 г.

Пожалуй, во всем Ветхом Завете мы не найдем героя столь яркого и многогранного, как израильский царь Давид. В отличие от других ветхозаветных персонажей, характеры которых лишь угадываются за ёмким, но лаконичным библейским текстом, образ Давида воссоздан в древних летописях тщательно, детально, рельефно, а долгая и удивительная история его жизни пересказана подробно и неспешно (1-я кн. Царств, глава 16 - 3-я кн. Царств, глава 2).



Джиованни де Грасси. Миниатюра с изображением Царя Давида из Часослова Висконти, Италия. 1389

Кто же такой Давид? Избранник Господа, всенародный любимец, баловень судьбы. Юный златокудрый пастушок, которого, втайне от неугодного Богу первого израильского царя Саула, венчал на царство грозный пророк Самуил. Легендарный герой, который без оружия и доспехов, уповая лишь на помощь свыше, вышел на битву с великаном Голиафом и победил его. Вдохновенный поэт, восхвалявший Господа в своих псалмах. Гениальный музыкант, который игрой на арфе излечивал мучимого душевной болезнью царя Саула. Одинокий изгнанник, вынужденный скрываться в горах от преследований обезумевшего царя. Человек, наделенный неистовой силой чувств, будь то беззаветная дружба с сыном Саула Ионафаном или страстная любовь к женщине. Неотразимый мужчина, который легко завоевывал сердца дев и замужних матрон: юной дочери Саула Мелхолы, мудрой Авигеи и прекрасной Вирсавии. Преступный властитель, который отправил на верную смерть военачальника Урию, мужа полюбившейся ему Вирсавии. Безутешный отец, оплакавший своего сына-мятежника Авессалома. Тонкий дипломат и политик, который после гибели царя Саула и его сыновей в битве с филистимлянами сумел отстоять свое право на престол, удержать его, вопреки всем интригам, и основать династию. Великий государь и военачальник, который покорил филистимлян, создал мощную державу и сделал «град Давидов» Иерусалим столицей своего государства.


Псалтырь герцога Беррийского. 1386 г.

Давид - один из немногих ветхозаветных героев, наделенных прямой речью, причем это не отдельные реплики и не отвлеченные поучения, а открытое лирическое выражение чувств. В трогательных диалогах с Ионафаном, в скорбных плачах по Саулу и Ионафану, по мятежному сыну Авессалому, а главное - в своих возвышенных псалмах во славу Господа, Давид предстает перед нами человеком благородным, благочестивым, искренним.

Фра Анжелико. Царь Давид. 1443-45 гг.

Естественно, что Давид привлекал внимание европейских художников больше, чем прочие герои Ветхого Завета. Но причины этого интереса не исчерпываются литературными достоинствами библейских летописей. Своей популярностью Давид обязан не только выразительным текстам хроник, но и Псалтыри. Псалтырь (собрание псалмов Давида) - наиболее востребованная в христианском мире книга Ветхого Завета. На Псалмы постоянно ссылаются проповедники и авторы богословских трактатов, в них ищут пророчества о грядущем пришествии Христа, они входят в состав церковных служб, имеют множество музыкальных и стихотворных переложений. Автор большинства псалмов - библейский царь Давид - на многие века стал постоянным духовным спутником верующих. Изображения Давида-псалмопевца с арфой в руках часто украшали книжные миниатюры (иллюстрации к Ветхому Завету и Псалтыри), а также каменную резьбу и витражи соборов.


Клаас Слютер. Пророк Давид. Колодец пророков в монастыре Шанмоль, Дижон. 1395-1406

Однако более всего почтительное отношение к Давиду объясняется тем, что он считается прямым предком Христа. Вера евреев в то, что грядущий спаситель - Мессия - придет из дома Давидова, была воспринята христианством. Образ Давида богословы истолковывали как предшествующее воплощение Христа, а эпизоды из жизни израильского царя - как спасительные деяния Иисуса. Так, в битве Давида с великаном Голиафом теологи видели поединок Христа с антихристом.
Кроме того, древние сказания часто обретали сугубо современный и не связанный с религиозной символикой смысл. Так было и в ренессансной Флоренции. Давид стал для флорентийцев национальным героем. В юном победителе Голиафа они видели символ своего города, который отстаивал независимость в борьбе с могущественными соседями. Читатель, конечно, сразу вспомнит главную достопримечательность Флоренции - знаменитую статую Микеланджело, но наш разговор начнется не с нее. У великолепного микеланджеловского Давида были предшественники, и знакомство с ними поможет нам лучше понять всю оригинальность замысла великого скульптора.


Донателло. Давид. 1408 г.

Парад победителей Голиафа открывает «Давид» (1408 г.) Донателло, прославленного предшественника Микеланджело. Знаменательно, что мраморная статуя первоначально предназначалась для собора Санта Мария дель Фьоре, но в 1416 г. ее приобрела Синьория (городской совет) и установила перед своей резиденцией Палаццо Веккио (Палаццо делла Синьория). К скульптуре была добавлена многозначительная надпись: «Храбрым борцам за отечество Боги помогают против ужасных врагов».
Современному зрителю статуя, однако, вряд ли покажется убедительной. Несколько высокомерный юноша в щегольской накидке стоит в небрежной, даже манерной позе. У его ног лежит огромная голова поверженного Голиафа. Этот Давид мало похож на скромного пастушка, а тем более - на бесстрашного воителя, который метким ударом выпущенного из пращи камня убил великана, а потом обезглавил его.


Донателло. Давид. 1430 г.

Второй раз Донателло обратился к тому же сюжету в 1430 г. Впервые в итальянской скульптуре Возрождения была создана полностью обнаженная фигура. Гладко отполированная блестящая бронзовая поверхность статуи подчеркивает легкость фигуры юного Давида. Его тело кажется слишком изнеженным, даже немного женственным. Победитель Голиафа в широкополой пастушеской шляпе задумчиво смотрит на устрашающую голову, будто не сознавая совершенного им подвига. Первоначально статуя принадлежала семейству Медичи, но в 1495 г. она была установлена в одном из дворов Палаццо Веккио.


Андреа Вероккьо. Давид. 1473 г.

Близка по замыслу к этой работе и скульптура Андреа Верроккьо (1473 г.): стройная бронзовая фигура, меч в руке, отрубленная голова Голиафа у ног. Давид у Верроккьо разве что более мужественен, чем донателловский. И эта работа была, в свою очередь, куплена Синьорией у владельцев, семьи Медичи. В Палаццо Веккио образовалось уже целая коллекция произведений, воспевающих библейского героя, когда в 1504 г. на площади перед Палаццо вознесся мраморный колосс - «Давид» Микеланджело, созданный по заказу Флорентийской республики.


Микеланджело. Давид. 1504 г.

Представим себе, что человечество должно выбрать одно-единственное произведение искусства, которое олицетворяет все лучшее, что есть в юношах Земли. Наверное, избран был бы микеланджеловский Давид. Трудно представить себе образ более притягательный: возвышенный и в то же время полностью земной, одухотворенный и одновременно чувственный, исполненный благородства и внутренней силы, зрелого мужества и юношеской решительности.
В отличие от Донателло и Верроккьо, Микеланджело изобразил не победителя, а воина-защитника, который готовится к бою. Скульптор отказался от эффектного противопоставления красивого юного тела Давида и устрашающей головы Голиафа. Отвергнув это конкретное иллюстративное решение, Микеланджело наполнил свою работу глубоким гуманистическим смыслом.


Лоренцо Бернини. Давид. 1623 г.

Давид Донателло - победитель милостью Божьей. Сам по себе очаровательный мальчик-пастух не столь уж значителен, он силен лишь как орудие Господа. При взгляде на прекрасное волевое лицо и мощную фигуру микеланджеловского Давида, становится ясно, что у этого атлета достанет собственных сил, чтобы одержать любую победу. Именно такой гордый образ Давида-борца был созвучен эпохе Высокого Возрождения с ее верой в безграничные возможности человека и очень близок молодому Микеланджело, героическому складу его дарования.


Андреа дель Кастаньо. Молодой Давид. 1430-е гг.


Тициан Вечеллио. Давид и Голиаф. 1542-44 гг.


Караваджо. Давид с головой Голиафа. 1609-10 гг.


Орацио Джентилески. Давид с головой Голиафа. 1610 г.


Гвидо Рени. Давид с головой Голиафа. 1605 г.


Доменико Фетти. Давид с головой Голиафа. 1620 г.

Битва Давида с Голиафом была излюбленным сюжетом не только для скульпторов, но и для живописцев, особенно в 17 столетии. Эпоха барокко ценила контрасты, и идея изобразить цветущего юношу с безобразной головой врага в руках представлялась художникам заманчивой. Назовем три картины Караваджо, работы Рубенса, Бернини, Фети, Рени, Джентилески, Строцци, Кастаньо, не говоря уж о менее известных произведениях.


Чима да Канельяно. Давид и Ионафан. 1505-10 гг.


Рембрандт Харменс ван Рейн. Прощание Давида с Ионафаном. 1642 г.

Отдал дань этой теме и молодой Рембрандт в многофигурной композиции «Давид приносит голову Голиафа царю Саулу» (1627 г.). Но в более поздней картине «Прощание Давида с Ионафаном» (1642 г.) перед нами предстает совсем другой Давид - не блестящий триумфатор, не славный победитель, а гонимый, доведенный до отчаяния человек. Верный Ионафан помог Давиду скрыться от гнева своего мстительного отца, царя Саула, и вот настал миг, когда он должен оставить друга в одиночестве. «И плакали оба вместе, но Давид плакал более» (1 кн. Царств, 20:41). Недвижный, словно окаменевший, Ионафан поддерживает друга мягко и бережно. Давид же обнимает Ионафана отчаянно, истово, он сломлен страхом и страданием. Мы не видим его лица, но чувствуем, что тело сотрясается от рыданий.
Примечательно, что картина Рембрандта - гимн преданности, верности, дружбе - единственная, написанная на этот сюжет. Хотя в 17 веке богословские толкования уже не имели такого влияния на умы, как в более раннюю эпоху, образ Давида-триумфатора основательно затмил прочие стороны его натуры. Показывать славного царя в тяжелую минуту жизни, когда он дал волю слезам, припав к груди друга… Это полностью шло в разрез с традицией, было не то чтобы запрещено, но не принято. Как не принято было сочувственно относиться к предшественнику Давида, отвергнутому Господом царю Саулу.


Гверчино. Саул атакует Давида. 1646 г.


Ян де Брей. Давид, играющий на арфе. 1670 г.


Эразмус Квеллинус II. Саул и Давид. Фрагмент. 1635 г.


Лукас ван Ленден. Давид играет перед Саулом. 1646 г.

В хрониках рассказывается, что Давид часто играл для Саула на арфе. Практически все художники, которые брались за этот сюжет, в том числе и молодой Рембрандт (картина 1630 г.), изображали момент, когда Саул в приступе безумия собирается броситься или уже набросился с копьем на Давида. Но зрелого Рембрандта, вернувщегося к этому сюжету в 1650- е годы, вдохновили другие строки хроники: «И когда злой дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв арфу, играл, - и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него». (1 кн. Царств,16:23).
Узкоплечий мальчик с чуткими пальцами сосредоточено играет перед рыдающим, обессилившим от душевной муки царем, и звуки арфы переносят обоих в некое иное измерение, где нет борьбы за власть, болезненной подозрительности, жестокости. Завтра гонения начнутся снова, и Давиду придется бежать в горы, спасая свою жизнь. Но пока звучит арфа, прилежному музыканту ничто не грозит. Вдохновенный артист и растроганный слушатель так поглощены музыкой, что все иное для них просто не существует. Рембрандт рассказывает собственно не об эпизоде из жизни Давида, а о целительной силе искусства, о минуте душевного просветления, которую переживает ожесточившийся владыка.


Рембрандт Харменс ван Рейн. Саул и Давид. 1629-30 гг.


Рембрандт Харменс ван Рейн. Саул и Давид. 1655-60 гг.

Так же, как и «Прощание Давида с Ионафаном», не имеет аналогов картина «Давид и Урия» (1665 г.), хотя история преступной любви Давида к Вирсавии, жене военачальника Урии, часто становилась темой живописи. На одних картинах запечатлен миг, когда Давид с высокой башни своего дворца случайно увидел купающуюся красавицу и воспылал к ней страстью, на других мы видим обнаженную Вирсавию с письмом Давида в руке. Закулисная сторона этой истории - неправедный поступок Давида, который тайно отдал приказ поставить Урию в самое жаркое место боя и оставить его без помощи, - заинтересовала одного лишь Рембрандта.


Рембрандт Харменс ван Рейн. Давид и Урия. 1665 г.

Необычна композиция картины. Три человека стоят спиной друг к другу, но лицом к зрителю. На переднем плане уходящий от царя Урия, вслед ему смотрят Давид и пророк Натан, который именем Господа осудил Давида и привел его к покаянию. Ни один не видит лица другого, ни один не должен скрывать свои чувства. Урия прижал руку к груди, у него вид обреченного, который только что услышал приговор. Во взгляде Давида - сожаление и чувство утраты. Он сознает свою греховность, но не в силах поступить иначе.


Ян Массейс. Царь Давид видит Вирсавию. Середина 16 в.

Эти три картины показывают нам, как свободно относился Рембрандт к сложившимся традициям в изображении событий Ветхого Завета. Для него существовали лишь собственные впечатления и переживания, только личный опыт. И это роднит его с Микеланджело. Оба великих и столь не похожих мастера не снисходили до изобразительного комментария к Библии. Непосредственный смысл сказаний был для них лишь поводом для обобщений, для зрелых и оригинальных суждений о человеке. Но парадоксальным образом именно их творения наиболее верно передают дух библейских текстов, их универсальное значение.


Чечино дель Салвати. Вирсавия идет к царю Давиду. 1552-54 гг.

В посвященном Микеланджело романе «Муки и радости» Ирвинг Стоун писал о статуе Давида: «Микеланджело стремился показать человека, в котором совместились бы множество людей, все те, кто от начала времен отваживался сражаться за свободу. Давид олицетворял для него человеческую отвагу в любой сфере жизни». То же самое можно сказать и о рембрандтовских героях - Давиде, Ионафане, Сауле, Урии. Их образы воплощают множество поколений людей: тех, кто безоглядно отдавался творчеству, тех, кто был безвинно осужден, тех, кто страдал от притеснений власти и тех, кто с риском для себя защищал гонимых, тех, кто по слабости своей грешил и тех, кто проливал слезы раскаяния, - всех нас.


Питер Пауль Рубенс. Вирсавия у фонтана. 1635 г.

И вследствие этого является крупною фигурою и для христианского учения о Мессии.

Давид, сын Иессея, состоятельного человека из колена Иудина, родился в Вифлееме. В ранней юности он уже отличался храбростью в походах царя Саула . Он убил в единоборстве филистимского богатыря Голиафа , за что Саул сделал его начальником своих телохранителей и принял к своему столу. Он дал Давиду в жены дочь свою Мелхолу, а сын его Ионафан сделался ближайшим другом Давида. Но так как Саул заподозрил Давида в том, что тот вместе с Самуилом и группою священников, недовольной вновь учрежденною царскою властью, составил против него заговор, то Давид принужден был бежать от его гнева.

Давид с головой убитого Голиафа. Художник О. Джентилески, ок. 1610

Давид пытался побудить к восстанию одно из 12-ти израильских колен – колено Иудово, но восстание было подавлено, и Давид нашел убежище у исконных врагов своего народа, филистимлян . С их помощью, он поднял знамя бунта против Саула и вступил на филистимскую службу. Когда же Саул и его сын Ионафан, друг Давида, пали в битве с филистимлянами, Давид возвратился на родину и был провозглашен в Хевроне царем, сначала только над коленом Иудовым, а потом и над всеми остальными.

По обычаю всех восточных деспотов, Давид начал свое правление с того, что истребил все мужское поколение Саула; но его блестящее царствование заставило забыть все его жестокие деяния. Он завоевал город народца иевуситов, на месте которого основал сильную крепость Сион. В продолжение первых 13 лет Давид вел счастливые войны с филистимлянами, моавитянами, идумеями, аммонитянами, сирийцами и другими врагами своего народа, так что царство его распространилось от северного угла Красного моря и границы Египта до Дамаска. Свою боевую добычу он посвящал Иегове и воздавал ему хвалу и благодарность за спасение от стольких опасностей и за доставленные ему победы во вдохновенных гимнах.

Давид выработал прочную организацию для своего государства. Город иевуситов, названный им Иерусалимом , он избрал своей столицею. Он построил себе там дворец, укрепил город и увеличил его переселением туда жителей соседних колен. Затем он перенес в Иерусалим ковчег завета и сделал его средоточием национального культа, охрану и отправление которого поручил учрежденной им и преданной ему корпорации священников. Из дани, выплачиваемой ему побежденными народами, и из доходов с царских имуществ Давид образовал значительную казну и учредил, состоявший большей частью из иноземцев, отряд государевых телохранителей. Из всех способных носить оружие мужчин он организовал войско, которое разделил на 12 отрядов по 24,000 чел. в каждом. Князья и судьи каждого колена назначались им самим.

Царь Давид. Научно-популярный фильм

Но правление Давида все-таки отличалось деспотическим произволом, и он сильно подчинялся влиянию своих бесчисленных жен. Вследствие этого явилось много недовольных, во главе которых стал сын его Авессалом , задумавший свергнуть отца с престола. Давид должен был бежать на левый берег Иордана и с оружием в руках возвращать себе собственное царство. Незадолго до смерти Давида произошло новое восстание вследствие того, что он назначил наследником не старшего из оставшихся в живых сыновей (Адонию), а Соломона , сына любимой жены Вирсавии, которую он раньше отнял у военачальника Урии. Попытка Адонии отстоять свои права не удалась.

Давид умер около 965 до Р. X. Его правление по одной из наиболее вероятных хронологий относится к 1005-965 гг. Заслуги Давида перед народом израильским были велики. Священники, обязанные ему своим значением и властью, восхваляли его за его глубокую и твердую веру в единого Бога и называли его «мужем по сердцу Господа». Но рядом с несомненными качествами: храбростью, умом и осмотрительностью, он проявлял и много пороков: был себялюбив, жесток и мстителен. Даже на смертном одре он наказывал Соломону умертвить тех людей, которым обязан был троном или которым он обещал пощадить их.

Входящие в Ветхий Завет Псалмы Давида – произведение первостепенной важности для изучения как поэзии, так и религии евреев. Повествование о жизни Давида содержится в Книгах царств (I, гл. 16 и сл.; II, гл. 1 – 12) и Паралипоменон (I, гл. 11 – 17).

Давид и события его жизни являются излюбленной темой в произведениях многих художников. Давид, как прообраз Христа – в виде пастыря со стадом – и как псалмопевец, часто изображается на древнехристианских мозаиках и в других произведениях живописи (лучшие – Гвидо Рени, Доменикино). Другие события его жизни, особенно битва с Голиафом, помазание Самуилом , грех с Вирсавией, покаяние и пр. также давали темы для картин знаменитейших художников.

Давид - мальчик-пастух, ставший вторым царем Израиля. Библейский рассказ об этой сложной и противоречивой фигуре окружен массой легенд. Он был главарем шайки, воином, государственным деятелем; он объединил Израиль в единое царство и покорил Иерусалим, сделав его столицей; был музыкантом и традиционно считается автором псалмов.
Давид является важной фигурой в христианском искусстве не просто как прообраз Христа; согласно Матфею, он был прямым предком Христа.

Можно выделить 8 основных сюжетов истории Давида в изобразительном искусстве:

- Давид и Самуил;
- Давид и Саул;
- Давид, убивающий льва;
- Давид и Голиаф;
- Приношение Авигеи;
- Давид и Ковчег Завета;
- Давид и Вирсавия;
- Давид и Авессалом.

"Царь Давид"
(Педро Берругете)


1. Сюжет "Давид и Самуил" (1 Цар., 16: 1 - 13)

Самуил, пророк и духовный лидер израильтян, искал того, кто мог бы стать его преемником. Взяв с собою "телицу из стада" для жертвоприношения, он пошел в Вифлием и нашел там Иессея. Тот представил ему семерых своих сыновей, но Самуил отверг их всех. Наконец, он послал за самым младшим - Давидом, который был тогда в поле и пас овец. Самуил выбрал его и помазал елеем из рога.

"Помазание Давида на царство Самуилом"
(Лоджия Рафаэля)

2. Сюжет "Давид, играющий на арфе перед Саулом" (1 Цар., 16 - 23)

Иногда Давид изображается играющим на арфе в пасторальной атмосфере, пася своих овец, - сцена, напоминающая Орфея, пленяющего зверей своей игрой. Однако, чаще можно встретить изображение Давида, играющего перед царем Саулом. Царь страдал от меланхолии, которую своей игрой облегчал Давид.

"Давид и Саул"
(Эрнст Йозефсон)

3. Сюжет "Давид, убивающий льва" (1 Цар., 17: 32 - 37)

Желая убедить Саула в своей достаточной зрелости, чтобы вступить в бой с Голиафом, Давид поведал Саулу, как будучи еще пастухом, он привык сражаться с дикими зверями, нападавшими на его стада. Когда лев или медведь уносил овцу из стада, Давид быстро гнался за ним, хватал его и убивал.

В этом сюжете лев, символ бесстрашия и силы, играет противоположную роль: сюжет символизирует, в понимании христианских теологов, победу Христа над Сатаной. Обычно этот сюжет можно найти в средневековых Псалтырях и каменной скульптуре.

"Давид борется со львом"
(Миниатюра из Псалтыри, 1088 г.)

4. Сюжеты "Давид и Голиаф" (1 Цар., 17: 38 - 51); "Триумф Давида" (1 Цар., 18: 6 - 7)

Армии филистимлян и израильтян, готовясь к сражению, расположились станами друг против друга. Единоборец-победитель Голиаф, выставленный филистимлянами для поединка, был огромного роста (судя по Библии, около 2,5 метров), с медным шлемом на голове, в чешуйчатой броне и медных наколенниках, и "древко копья его было как навой у ткачей".
Давид же отказался от того снаряжения, которое предложил ему Саул (хотя иногда он изображается в доспехах), а вместо этого взял пять камней для своей пращи и положил их в свою пастушескую сумку.
Битва была недолгой. Два соперника направились друг к другу, обмениваясь насмешками. Давид достал камень из своей сумки, метнул его и поразил Голиафа в лоб, убив его. Затем он быстро выхватил из ножен меч и отсек ему голову. Это был сигнал к атаке для израильтян, которые в результате разгромили врага.

Эта история стала прообразом искушения Христа дьяволом в пустыне. Она использовалась и в более широком контексте как символ победы праведности и справедливости над грехом.

"Давид и Голиаф"
(Осмар Шиндлер)

"Победа Давида над Голиафом"
(Караваджо)

"Давид и Голиаф"
(Микеланджело Буанаротти)

"Давид и Голиаф"
(Тициан)

Когда Давид возвращался после битвы с Голиафом, навстречу ему выходили женщины с песнями и плясками, играя на различных музыкальных инструментах. Они славили его, восклицая: "Саул победил тысячи, а Давид - десятки тысяч".
Давид в этой сцене изображается несущим голову Голиафа в руках, или она насаждена на меч или копье. Он может идти в сопровождении женщин, ехать верхом или в колеснице в триумфальной процессии на римский манер.

Этот сюжет в христианской теологии трактовался как прообраз Входа Христа в Иерусалим.

"Триумф Давида"
(Маттео Роселли)

"Триумф Давида"
(Николя Пуссен)

"Триумф Давида"
(Николя Пуссен)

5. Сюжет "Приношение Авигеи" (1 Цар., 25)

Во время своего пребывания в иудейской пустыне Давид и его люди добывали себе провизию "военными методами", то есть грабежом местного населения. Один богатый земледелец отказался снабдить их пропитанием, и был приговорен к казни. Но его жена Авигея, "женщина весьма умная и красивая лицом", вышла чтобы встретить Давида "мирным приношением хлеба и вина". Это с благодарностью было принято.
Муж Авигеи узнал об этом после пира, когда протрезвел, и "замерло в нем сердце его, и стал он как камень". Вскоре после этого он умер, а Авигея вышла замуж за Давида.

Обычно Авигея изображается стоящей на коленях перед Давидом. Позади нее служанки, навьюченные ослы и ее сопровождающие, несущие корзины с провизией.

"Авигея приносит Давиду дары"
(Симон де Вос)

6. Сюжет "Давид и Ковчег Завета" (2 Цар., 6)

Ковчег Завета однажды был захвачен филистимлянами, но он принес им столько неприятностей, что они предпочли его вернуть израильтянам. Давид с множеством своего народа перенес его в Иерусалим "с восклицаниями и трубными звуками", при этом царь в необузданной радости прыгал и плясал перед Ковчегом.
В окно его увидела одна из его жен - Мелхола и "уничижила его в сердце своем". Впоследствии она в присутствии слуг саркастически упрекала его за такое поведение.

"Давид пляшет перед Ковчегом Завета"
(Франческо Сальвиати)

7. Сюжет "Давид и Вирсавия" (2 Цар., 11: 2 - 17)

Однажды вечером, прогуливаясь на крыше своего дворца, Давид увидел внизу красивую купающуюся женщину. Это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина, который в то время находился на службе в армии Давида вдали от дома. Давид приказал, чтобы ее доставили во дворец, где вступил с ней в связь, в результате которой она забеременела.
Позже Давид написал командиру армии, где служил Урия, письмо, в котором приказал: "Поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение.., чтобы он был поражен и умер". Так и произошло, а Давид впоследствии женился на Вирсавии.

Художники раннего Возрождения изображают Вирсавию одетой и просто моющей руки или ноги, часто в окружении своих слуг. Позже Вирсавия чаще всего изображается в различной степени обнаженности.

Несмотря на крайне неблаговидный поступок Давида, средневековая Церковь тем не менее отыскала типологические параллели для этого сюжета: в нем видели прообраз Христа, а в Вирсавии - Церкви.

"Давид и Вирсавия"
(Лукас Кранах Старший)

"Купание Вирсавии"
(Франческо Хайес)

"Вирсавия"
(Ян Массейс)

"Давид и Вирсавия"
(Ханс фон Аахен)

8. Сюжет "Давид и Авессалом" (2 Цар., 13 - 19)

У сына Давида Авессалома была сестра по имени Фамарь. Ее обесчестил Амнон, сводный брат сыновей Давида. Царь не пожелал наказать своего сына, и Авессалом два года тайно вынашивал план, как отомстить за сестру. Как-то раз он пригласил Амнона на обряд стрижки овец и убил его в своем шатре во время пира.
Пока Давид оплакивал Амнона, Авессалом скрывался в другом родовом племени. Но царь страдал без своего любимого сына - Авессалома, и по прошествии некоторого времени они примирились.
Однако Авессалом задумал захватить власть и собрал для этого людей из различных колен израилевых для восстания. Войска Давида разбили армию Авессалома, а сам он встретил свою смерть, проезжая на муле под дубом: его волосы запутались в ветвях дерева, и он оказался легкой добычей для воинов Давида.
Но все-таки, Давид долго горевал об Авессаломе.

"Смерть Авессалома"
(Гюстав Доре)

"Давид оплакивает смерть Авессалома"
(Гюстав Доре)

Благодарю за внимание.
Продолжение следует.

Сергей Воробьев.

 


Читайте:



Сырники без яиц: рецепт приготовления Творожное без яиц

Сырники без яиц: рецепт приготовления Творожное без яиц

Предлагаю вам сегодня несколько простых, но в то же время просто замечательных рецептов из творога. Эти рецепты я подобрала на Youtube, на канале...

Божественно вкусный салат со свежей капустой, крабовыми палочками и свежим огурцом обязательно найдет своих поклонников за вашим столом Салат капуста крабовые палочки огурец яйцо

Божественно вкусный салат со свежей капустой, крабовыми палочками и свежим огурцом обязательно найдет своих поклонников за вашим столом Салат капуста крабовые палочки огурец яйцо

Рецепт салата с кукурузой, крабовыми палочками и капустой в классическом варианте рассмотрим подробно, с пошаговыми фотографиями. Далее в статье...

Тертый пирог с творогом Тертый песочный пирог с творогом рецепт

Тертый пирог с творогом Тертый песочный пирог с творогом рецепт

Тёртые пироги - очень вкусный и питательный десерт, а творог и фрукты или ягоды в его составе добавляют разнообразия и пользы для здоровья. Среди...

Приснилось, что у меня один ботинок: что это может значит

Приснилось, что у меня один ботинок: что это может значит

Если ночью привиделось что-то необычное, то обязательно стоит заглянуть в сонник. Ботинок является как раз таким символом, на который необходимо...

feed-image RSS