Главная - Рыбалка
Изюминки и хитрости "кавказской пленницы". Ослик из «Кавказской пленницы» и другие четвероногие актеры: как снимались животные в культовых советских кинофильмах "Настоящие" сосульки и "дикий" медведь

...прочитав "тосты Шурика", захотелось вспомнить "Кавказскую пленницу". А знаете, что именно натолкнуло на эту тему? Пересматривали с семьёй фильм "9 рота" , так вот, дочка сказала, что осла в этом фильме сыграла ослица из Кавказской пленницы!!!

интересные факты о самой лучшей комедии Гайдая:

И в начале фильма появился Шурик на осле.
Ослица Люся знаменитой стала в 1966 году, когда на экраны вышел фильм «Кавказская пленница» . Кинокартина снималась в Крыму, и ассистенты режиссера Гайдая присмотрели именно эту копытную симпатягу в напарницы Шурику - Демьяненко.

Кстати Люся родилась 15.04.1948 г. в Средней Азии. Средняя продолжительность жизни ослов - от 30 до 40 лет, но долгожители доживают до 60. Люся прожила свою жизнь до своего векового предела.
Последний раз она в 55 лет тряхнула стариной и снялась в » 9 роте», помните где играл Влад Галкин (Якут)

Интересная история рассказанная Владимиром ЭТУШЕМ (в «Кавказской пленнице» - товарищ Саахов):
На съемках Люся сбила «Москвич»
«Намучились мы с этой упрямой животиной. Когда нужно идти - стоит, стоять - идет. Леонид Гайдай очень осторожно относился к ослу, говорил, что животное библейское, так что «товарищи актеры, будьте аккуратны». Демьяненко (Шурик) называл осла (или ослицу) «ушастым», и тот откликался. Вообще осел ладил только с Сашей и Наташей Варлей. Они его сахарком подкармливали. Под конец съемок ишак за Сашей хвостом ходил. А тут, когда эпизод с упрямством осла снимали, долго уговаривали осла постоять, а он - скотина умная - знает, что у Сашки в кармане сахар, и за ним бежит. Дублей 30 делали. Александр даже переодел штаны - чтобы запаха сахара не осталось. А животина не отлипает! Решили другой эпизод снимать. Так это животное ускакало куда-то за поворот. Через секунду послышались треск, ослиные вопли и крики. И из-за поворота вывалилась группа разгневанных товарищей, которые потребовали возмещения убытков за покалеченный «Москвич». Но когда ребята нашу троицу увидели - Вицина, Моргунова и Никулина, - то заулыбались, автографы попросили, и инцидент был улажен».

По первоначальному замыслу «Кавказская пленница» должна была начинаться так. К забору подходит Трус (Вицин), робко пишет большую букву «Х» и, озираясь по сторонам, убегает. Затем появляется Бывалый (Моргунов) и уверенно выводит большую букву «У». Заметивший это безобразие милиционер берется за свисток. Однако Балбес (Никулин) не тушуется, подходит к забору и дописывает: «…дожественный фильм». Заставку эту потом вырезали, сочтя за хулиганство.

За каждый придуманный актерами трюк Гайдай расплачивался с ними шампанским. Говорят, что в итоге Никулин заработал 24 бутылки, Моргунов - 18, а Вицин всего лишь одну, потому что не любил шампанское. На самом деле трюков он придумал в фильме не меньше своих партнеров.

Вот что говорил сам Георгий Вицин: «Помните эпизод, когда мною вышибают дверь и я улетаю в окно? Я добавил один штрих - Трус летит и кричит «Поберегись!» Или еще одна импровизация - когда я бегу за Варлей и пугаюсь упавшего с нее платка. Вроде бы мелочь, но почему-то зрители очень хорошо этот момент запомнили. А я просто шел от образа - раз Трус, значит, должен всего бояться, даже платка. Я также придумал сцену с огурцом во время погони за нами Шурика на дрезине. Я пуляю из рогатки, огурец остается в руках, а рогатка улетает. Но самая моя любимая находка - это «стоять насмерть». Помните, когда мы втроем, взявшись за руки, перегородили дорогу Варлей? И я бьюсь в конвульсиях между Моргуновым и Никулиным. Вот мне до сих пор эту сценку все напоминают…»

Долго не могли найти актрису на роль студентки, комсомолки, спортсменки Нины. Гайдай предъявлял строгое требование: «Девушка должна сразу же обратить на себя внимание». Ассистенты привозили фотографии со всех концов страны, было сделано свыше пятисот фотопроб.

Наталью Варлей «открыл» режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич (будущий автор «Д’Артаньяна и трех мушкетеров»). В Одессе во время гастролей Московского цирка он обратил внимание на красивую девушку-канатоходку. Под самым куполом, балансируя на подвешенной трапеции, Наталья Варлей отбивала ритмы испанских танцев. Режиссер тут же предложил ей главную роль в своем фильме «Формула радуги». Но худсовет ее не утвердил, и она сыграла лишь эпизодическую роль.

С первых же кинопроб Варлей неожиданно для всех заставила пойти осла. «Как она заставила его пойти - это у нее надо спросить», - удивлялся Александр Демьяненко.

Если трюковые эпизоды давались молодой актрисе довольно легко, то с игровыми сценами дело обстояло гораздо сложнее. «Она ничего не умела делать в кино, - вспоминал Гайдай, - но был в ней природный артистизм, которому подвластно многое. Кроме того, она отлично выполняла все трюки, а их немало в картине».


По единогласному мнению всех задействованных в съемках лиц, фильм удался. Удался настолько, что «Операцию «Ы» обгонит по всем показателям. Однако после первого просмотра председатель Госкино СССР Алексей Романов обрушился на режиссера и сценаристов с обвинениями в антисоветчине. Цензуре не нравились шутки, песни, легкомысленность повествования и серьезность затронутых проблем. Цензуре не нравилось ничего. Было проще положить фильм «на полку» и признать полное фиаско, нежели идти на поводу у критики и превращать яркую комедию в ее слабое подобие.

Картину спас случай. Однажды на дачу Брежнева нужно было доставить какую-нибудь свежую комедию. На свой страх и риск отправили забракованный фильм Гайдая. «Кавказская пленница» так понравилась Леониду Ильичу, что он за выходные пересмотрел ее несколько раз, показал жившим по соседству членам политбюро ЦК и, пересыпая свою речь репликами из фильма, поздравил по телефону тогдашнего председателя Госкино СССР Алексея Романова с очередной победой советского кинематографа», - вспоминает сценарист картины Яков Костюковский.

Мало кто знает, что в тех же шестидесятых был готов сюжет для продолжения «Кавказской пленницы». Товарищ Саахов попадает в тюрьму, где становится руководителем лагерной самодеятельности. Для кавказца - занятие смерти подобное. После множества злоключений он выходит на свободу и надеется возобновить карьеру…. Однако его должность уже заняла… Нина. Сценаристы были убеждены, что картина обречена на успех, но вездесущее Госкино осуществить планы не позволило.

Этот фильм выше всяческих похвал. Его знают и взрослые и дети, фильм который хочется смотреть снова и снова. В фильме присутствуют не только бессмертный юмор героев, легкая интрига, но!. .. даже элемент легкой эротики, естественно уровня 60-х годов прошлого века. И мне давно не дает покоя вопрос, как советская цензура дала очаровательной Наталье Варлей полфильма бегать в одних колготках.

В прокате 1967 года «Кавказская пленница» уверенно заняла первое место, за год ее посмотрело 76,54 миллиона зрителей.

Перед съемками картины о приключениях студента Шурика на Кавказе киногруппа поехала в Тбилиси и Цхинвал, чтобы изучить жизнь горцев.

– Мы встречались с местными жителями, правда, мало что из этих встреч вынесли – заканчивалось все обильными возлияниями, – вспоминает редактор фильма Анатолий Степанов. – Это и нашло отражение в фильме. Тосты, которые звучат в картине, – импровизация на темы тех, что мы услышали в этой поездке. А шофер-армянин, который нас возил, во многом стал прототипом Джабраила: Гайдай подметил его пластику, интонацию, а актер Фрунзик Мкртчян потом изобразил в фильме. А сами съемки проходили не на Кавказе, а в Крыму, он более приспособлен для этого, рядом Ялтинская киностудия, не нужно возить с собой огромное количество киноаппаратуры.

В закадровом тексте говорится, что в фильме специально не указано место действия, чтобы не быть несправедливым к другим горным районам. Актер Артем Карапетян, который читает текст от автора, озвучил также торговца на рынке, произносящего тост о кибернетике: исполнитель этой роли Эммануил Геллер не смог изобразить акцент. «Сделать это очень трудно: мало просто исковеркать слово, нужно привнести в речь особенности родного языка, – рассказывает Артем Карапетян. – У меня в этой сцене усредненный кавказский акцент, но ближе он все-таки к грузинскому».

Загс на «Мосфильме»

Когда киногруппа приехала на выбор натуры в Крым, обнаружила, что его дороги слишком плохи, чтобы показывать их на экране. Поэтому на съемки привезли с собой… дорожные столбики – для красоты. «Их было штук 50, и мы перевозили их с одного места съемок на другое, – вспоминает второй оператор Евгений Гуслинский. – А в сцене, где столбики падают, их тянули за леску».

Сцену первой встречи Шурика с Ниной снимали в поселке Куйбышево. Ослика для съемок (на самом деле это была ослица по имени Люся) нашли у местных жителей. После съемок она была передана в зооуголок Детского парка в Симферополе, а в недавнем прошлом снялась в фильмах «Спецназ» и «9 рота». На съемках «Кавказской пленницы», чтобы заставить Люсю стоять на месте, в торбы, которые она везет, положили очень тяжелый груз. А у осликов есть особенность: если взвалить на животное ношу хоть немного тяжелее той, что оно может нести, – не двинется с места. Потом груз вынули, и ослица сама пошла за Натальей Варлей, играющей Нину. Перед съемками они подружились: Люся знала, что у актрисы всегда найдется для нее кусочек сахара.

Рядом с горным массивом Демерджи снимали камень, на котором Нина танцует, напевая песенку про медведей. В ста метрах от него находится дерево грецкого ореха, на котором в фильме сидит Юрий Никулин, играющий Балбеса. Дереву около 600 лет, окружность его ствола – 296 сантиметров. Сейчас рядом с ним висит табличка «Никулинский орех», на фоне которой любят фотографироваться туристы.

А загс, в открытии которого принимает участие Нина, снимали в двух местах: в Алуште и на «Мосфильме». «Чтобы не везти в Крым большую группу людей, загс выстроили на центральной площади киностудии, – говорит Евгений Гуслинский. – А другую сторону двора снимали в Крыму, герои стоят на фоне горы – это придало сцене южный колорит».

Опасная река

Горную речку, в которой тонет Шурик, снимали не в Крыму, а под Сочи, на реке Мзымта. Течение в ней было настолько быстрым, что страховщики не смогли вовремя поймать спальный мешок с актером Александром Демьяненко, догнать его удалось лишь через несколько десятков метров. Речка была еще и ледяная, поэтому в сцене, где Нина прыгает в воду за Шуриком, сначала хотели снимать местных ребятишек, которые купались даже в холодную погоду. Но потом нашлась девушка, представившаяся мастером спорта по плаванию. На нее надели костюм героини, подстригли под Нину. Она прыгнула в воду и… пошла ко дну. Оказалось, что девушка вовсе не спортсменка и даже не умеет плавать, но ей очень хотелось сняться в кино. После этого Наталья Варлей снималась сама. После съемок ее растирали спиртом и кутали в одеяло.

Когда фильм был готов, он чуть не лег на полку из-за… фамилии товарища Саахова. «Сначала у него была другая фамилия, состоящая из двух междометий, – Ахохов, – вспоминает Анатолий Степанов. – Мы так радовались этой выдумке, но потом узнали, что человек с такой фамилией был секретарем компартии одной из республик. Тогда был придуман Саахов. На «Мосфильме» был секретарь парткома по фамилии Сааков, который на одном из заседаний бурно клеймил Гайдая. И тот взял для героя его фамилию, изменив одну букву. Потом из-за этого был жуткий скандал, картину запретили. Но ситуацию спас Юрий Никулин. Он был на приеме у министра культуры Екатерины Фурцевой и, глядя на нее своими наивными глазками, спросил: «Что же происходит на «Мосфильме»? Из-за отдаленного сходства с фамилией секретаря парткома запрещают картину!» Екатерина Алексеевна возмутилась: «Это безобразие!» Немедленно позвонила куда нужно, и фильм был выпущен».

Алле-оп!

Актрису на роль Нины долго не могли выбрать. «Тогда обратились за помощью к нашему администратору Сергею Каграманову – маленькому горбуну, веселому, разбитному и, как считалось, большому сердцееду, – говорит Анатолий Степанов. – Гайдай показал ему пробы и сказал: «Назови актрису, и я ее утвержу!» Сережа сказал: «Варлей!» И Гайдай сдержал обещание».

Съемки погони Шурика за Трусом, Балбесом и Бывалым, похитившими Нину, были опасными, особенно момент, когда Балбес вылезает из машины и пытается перерезать веревку, которой Шурик заарканил их автомобиль. «Юрий Никулин лежал на доске, которую подсунули ему под одежду, – рассказывает Евгений Гуслинский. – А я с камерой разместился на листе фанеры, которую прикрепили к машине чуть ниже. Было страшно: резкий поворот – и я слечу в пропасть. Но, к счастью, все обошлось».

Операторский прием замедленной съемки в сцене, когда Трус, Балбес и Бывалый выходят из рефрижератора, – результат… оплошности. «Я не успел поставить нужную скорость, а режиссер говорит: «Быстро бери камеру и снимай!» – вспоминает Евгений Гуслинский. – Но замедленная съемка получилась кстати, и решили так и оставить». Водителя фуры сыграл Николай Гаро, ставший впоследствии кинопродюсером. «Я приехал в Крым к своей будущей жене, которая работала на «Кавказской пленнице» монтажницей, – вспоминает он. – Леонид Иович меня поймал: «Снимись в эпизоде!» Эта сцена сначала была больше: мой герой ехал в кабине, включал приемник, напевал мелодию. Кстати, из барана, которого в кадре вытаскивает из рефрижератора Юрий Никулин, потом приготовили вкусный шашлык».

Екатерина Салтыкова

Кадр из фильма «Кавказская пленница».

Милый ушастый ослик, ставший в 1966 году кинозвездой советского экрана, был на самом деле дамой очень капризной. Вот как Владимир Этуш рассказывал о приключениях на съемках:

«Намучились мы с этой упрямой животиной. Когда нужно идти - стоит, стоять - идет. Леонид Гайдай очень осторожно относился к ослу, говорил, что животное библейское, так что «товарищи актеры, будьте аккуратны». (…) Вообще осел ладил только с Сашей и Наташей Варлей. Они его сахарком подкармливали. Под конец съемок ишак за Сашей хвостом ходил. А тут, когда эпизод с упрямством осла снимали, долго уговаривали осла постоять, а он - скотина умная - знает, что у Сашки в кармане сахар, и за ним бежит. Дублей 30 делали. Александр даже переодел штаны - чтобы запаха сахара не осталось. А животина не отлипает! Решили другой эпизод снимать. Так это животное ускакало куда-то за поворот. Через секунду послышались треск, ослиные вопли и крики. И из-за поворота вывалилась группа разгневанных товарищей, которые потребовали возмещения убытков за покалеченный «Москвич». Но когда ребята нашу троицу увидели Вицина, Моргунова и Никулина, то заулыбались, автографы попросили, и инцидент был улажен».

Это «Библейское животное» прожило удивительно долгую и насыщенную жизнь. Люся вполне счастливо обитала в Симферопольском зоопарке («Кавказскую» комедию снимали большей частью в Крыму) и дожила до очень преклонного для ослика возраста. Умерла ослица в 2007 году в возрасте 59 лет, и успела сняться еще в «9 роте» и во второй части сериала «Спецназ», правда, на второстепенных ролях вьючного животного. Владислав Галкин, узнав о фильмографии ушастой актрисы, сфотографировался вместе с Люсей и затем в Москве показал эту фотографию Наталье Варлей. Та узнала ослика очень расчувствовалась


Кадр из сериала «Спецназ», 2002 год


Вячеслав Тихонов и сеттер Стив – партнеры по съемочной площадке и большие друзья в жизни. Кадр из фильма «Белый Бим Чёрное ухо» (1976 г.)

За много лет до «Хатико» вся наша огромная страна плакала над историей шотландского сеттера Бима, которого спас от смерти и вырастил немолодой писатель. История о человеческом равнодушии и жестокости, как это ни печально, повторилась в жизни. Роль Бима в фильме исполнил английский сеттер Стив (по-простому - Степа). Хозяин сдал его в аренду киностудии на время съемок и фактически забыл о собаке. Тоскующего артиста подкармливали и развлекали всей съемочной группой. Вячеслав Тихонов стал ему настоящим другом – гулял, разговаривал, ходил с ним на охоту. Чтобы снять сцены, в которых Бим тоскует по хозяину, Степу на несколько дней лишили общества партнера по площадке, так что эмоции, которые обычно очень трудно снять у животных, в кадре настоящие.


Белый Бим в исполнении сеттера Стива

Однако после съемок собака практически повторила судьбу своего героя, с той лишь разницей, что виновником новой разлуки оказался сам хозяин. Он постоянно сдавал собаку чужим людям – то для съемок – опытный, проверенный в кадре хвостатый артист пользовался спросом у режиссеров, то любителям для охоты. В результате буквально через несколько лет пес умер.


На съемках фильма «Белый Бим Чёрное ухо»


Кадр из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Мало кто об этом знал, но Леонид Гайдай был очень суеверным человеком. Правда, как очень творческая личность, и к тому же привыкшая управлять людьми, он, похоже, создал свою собственную систему поверий. Так, например, перед съемками он всегда разбивал тарелку. Однажды, когда фарфоровая жертва оказалась на удивление крепкой и не пожелала раскалываться, он даже отложил съемку. А вот черных котов он считал, вопреки народной традиции, животными, приносящими удачу. Поэтому этот образ так часто возникает в его комедиях. Правда, всего во время съемок нескольких фильмов были использованы аж 9 хвостатых актеров. Так что у кинематографического гайдаевского кота действительно 9 жизней.


Леонид Гайдай собственноручно заставляет четвероногого артиста выполнить необходимый трюк


Комедию «Невероятные приключения итальянцев в России» задумывали как совместный советско-итальянский проект. Это должен был быть фильм-погоня со множеством трюков. Итальянский продюсер загорелся от идеи снимать живого льва. В тот момент как раз появились многочисленные публикации о семье Берберовых, в которой взрослый лев Кинг жил как один из членов семьи.


Уникальный опыт семьи Берберовых советская пресса представляла как счастливую сказку

Лев Львович Берберов, представляющий своего питомца заявил, что написанный сценарий не позволит раскрыться и десятой доле таланта Кинга. Сценарий переписали, еще больше наполнив его трюками. Однако на съемках все пошло вкривь и вкось. Кинг был, конечно, ручным львом, однако ни о какой дрессуре он и понятия не имел. Поэтому все кадры с его участием снимались крайне тяжело. Например, сцену, где лев запрыгивает в окно склада матрёшек, пришлось снимать целых 4 дня. Рязанов все больше приходил в ярость, грозился тащить льва на тросе трактором, если он откажется бежать куда надо, и в конце концов полностью разочаровался в работе с этим «ленивым, тупым, недрессированным» львом. На будущее режиссер зарекся снимать каких-либо животных вообще.


Кадр из фильма «Невероятные приключения итальянцев в России», 1973 год

Ситуация обострялась еще и от того, что актеры боялись своего четвероногого напарника как огня. Уже в наше время выяснилось, что этот страх имел под собой основания – во время съемок Кинг серьезно ранил одного из участников съемочной группы итальянца Нинетто Даволи. Инцидент замяли и много лет о нем умалчивали. Как и о том, например, что соседи Берберовых буквально разбегались из дома, превращенного в зверинец.

Дальнейшая судьба Кинга была трагичной. В конце съемок лев удрал из школьного спортзала, в котором он временно жил со своими хозяевами, и отправился на улицу. О дальнейшем мы можем узнать от главного действующего лица разыгравшейся драмы Александра Ивановича Гурова. Молодой милиционер, которого вызвали на место событий, среагировал максимально быстро и вынужден был застрелить льва:

«То, что я увидел, привело меня в ступор. Метрах примерно в пятнадцати от меня в радиусе нескольких метров трава, мокрая после дождя, была окрашена в ярко красный цвет. В середине этого кровавого ковра сидел огромный лев, перебирал лапами и достаточно громко то ли урчал, то ли рычал. Из-под массивного тела виднелись ноги человека и рука, запутавшаяся в гриве, голова несчастного находилась в пасти зверя. Вокруг валялись дощечки, кирпичи, какие-то другие предметы, с помощью которых (как потом узнал) люди пытались отпугнуть хищника.» (А.И. Гуров «Смерть короля, или лев не прыгнул»)

Сегодня Александр Иванович Гуров - генерал-лейтенант милиции, российский государственный и политический деятель, профессор, доктор юридических наук. До сих пор он считает спасение студента из лап разыгравшегося льва одним из главных испытаний и подвигов в своей жизни. Молодой человек, кстати, оправился от полученных травм. Но здоровье его было навсегда подорвано, и умер он достаточно молодым.

«Кавказская пленница» - культовый фильм советских времен, который многие с удовольствием просмотрели уже десятки раз. Его давно растащили на цитаты, а песню о медведях, которые крутят земную ось, с удовольствием подпевают миллионы зрителей.

Крымские Кавказские горы

Кинематограф имеет весьма отдаленное отношение к действительности: кто-то скажет: обман, кто-то - иллюзия. Так что ничего удивительного в том, что место, где снимали «Кавказскую пленницу», географически расположено далеко от кавказских вершин, нет. Практически на протяжении всего фильма зрителям демонстрируются крымские пейзажи.

Единственное, чего не нашлось на полуострове, так это достаточно полноводной горной реки, которую должен был форсировать застрявший в спальном мешке Шурик. Благодаря этому и можно встретить в перечислении мест, где снимали «Кавказскую пленницу», Сочи - на самом деле сам город в фильме не фигурирует. Сцена чудесного спасения главного героя происходит на между курортом Красная Поляна и Адлером. Эти кадры - одни из немногочисленных эпизодов фильма, имеющие отношение к географическому Кавказу.

Еще один момент, снятый возле речки, - разбивающаяся бочка, на которой мчались по горной дороге Шурик с Эдиком, пытаясь спасти похищенную Нину. Практически вся остальная «натура» отснята на ЮБК.

Знаменитый орех

В роли кавказских вершин в картине фигурирует крымский горный массив Демерджи (находится в 10 километрах от Алушты). Тут, на территории, где снимали «Кавказскую пленницу», растет и знаменитый гигантский орех, с развилки которого Никулин швырялся подручными «снарядами», неосторожно подбив глаз собственному же соратнику - Моргунову.

Дерево - гордость местных жителей, настоящий сторожил. Ему уже более полусотни лет, а ствол в обхвате достигает трех метров. Табличка неподалеку гласит: «Никулинский орех», и сфотографироваться на нем считают делом чести многочисленные туристы.

Разоблачение недобросовестных дельцов

В паре шагов находится и двухметровая каменная скала, на которой (по утверждению местных предприимчивых граждан) Нина пела Шурику песню про медведей. Такое надувательство долго не давало покоя многочисленным знатокам и поклонникам фильма: они утверждали, что это место не имеет ни малейшего отношения к тому камню, где снимали «Кавказскую пленницу»: в Крыму, к счастью, очень узнаваемые пейзажи.

По ним относительно недавно и обнаружили «аутентичный валун»: он тоже расположен относительно недалеко от «Никулинского ореха», всего в ста метрах. Но вкарабкаться на него сейчас было бы проблематично: местность заросла шиповником и ежевикой. С их колючками туристы не горят особенным желанием знакомиться ближе.

Паломничество туристов

Каждый крымчанин с гордостью расскажет, в каком городе снимали «Кавказскую пленницу»: места пребывания знаменитых героев в Алуште давно превратились в туристическую достопримечательность. Местные жители пересказывают бесконечные байки и легенды, связанные с фильмом. Эти мифы сочны и колоритны, но далеко не все они соответствуют действительности.

Так, некоторые энтузиасты утверждают, что одно из зданий, где снимали «Кавказскую пленницу», - алуштинский ресторан «Солнечный» (сейчас в нем находится клуб UNDERWORLD). Именно там, дескать, коварные «друзья» жениха договариваются с Шуриком о краже невесты. На самом деле большинство сцен в помещении снимались в мосфильмовских павильонах, и эта - не исключение. Обстановка, показанная в фильме, действительно напоминает интерьер упомянутого ресторана, но, тем не менее, это всего лишь декорации.

Узнаваемые места

Несколько лет назад в Симферополе сняли фильм «По следам «Кавказской пленницы». В нем события 50-летней давности задокументированы очень точно и достоверно.

Так, эпизод, в котором товарищ Саахов знакомится с главной героиней, снят действительно в Алуште. В кадре видны ступеньки, где снимали «Кавказскую пленницу»: они соединяют переулок Крапивный с улицей Багликова. Дом, в который вбегают Шурик с Эдиком, переодетые санитарами, был в те времена жилым и находится справа от алуштинской Генуэзской башни (ее видно в кадре). В эпизоде, где раскаявшийся главный герой рассказывает несостоявшемуся жениху о своем нечаянном участии в похищении Нины, на заднем плане виден пансионат «Северная Двина». Знаменитая сцена с распиванием хмельных напитков снималась неподалеку от местного парка аттракционов, а уроки твиста Моргунов давал на танцплощадке пансионата «Чайка».

Алушта пестрит памятными местами, где снимали «Кавказскую пленницу»: фото разнообразных реликвий, связанных с фильмом, можно встретить на многочисленных форумах и в социальных сетях. Туристы нашли и запечатлели даже лестницу, с которой Шурик прыгал на осла: она обнаружилась в одном из алуштинских дворов, хозяйка ею очень гордится.

Участие горожан и ослица-кинозвезда

Очевидцев событий и их потомков в городе великое множество. Скрупулезные исследователи насчитали в массовочных сценах почти полтысячи местных жителей. Согласно одному из рассказов, мальчишки, заглядывающие в танцзал, где желающие приобщиться к западной культуре отплясывают твист, действительно оказались на случайно. Сначала ребята получили выволочку, но в результате сцену оставили: импровизация Вицина, который съел «неучтенный билетик», а потом замахнулся на докучливых пацанов, понравилась Гайдаю.

Съемки начались 1 июня в окрестностях Алушты: первые два дня снимали путешествие Шурика на его колоритном упрямом скакуне. Еще десять лет назад ослица Люся, звезда «Кавказской пленницы», была еще жива. Утверждают, что именно она снималась в фильме «9 рота». Насколько это правда, неизвестно: по человеческим меркам ей уже далеко за сто, ведь в среднем продолжительность ослиной жизни составляет около 30-40 лет, и только некоторые особи доживают до преклонного шестидесятилетнего возраста. Согласно некоторым источникам, ослица-кинозвезда родилась в 1947 году. На момент съемок в «9 роте» ей должно было быть уже 58 лет.

Поселок Лучистый

3 июня снимали эпизод с прощанием главных героев на базе, а 4-го - сцену, в которой «студентка, комсомолка и просто красавица» демонстрирует альпинистские таланты. Скалы, с которых спускается Нина, находятся неподалеку от Лучистого (поселок возле Алушты, где снимали фильм «Кавказская пленница»). В этом же селе Шурик влезал в а Нина над ним смеялась.

Потом уже начинаются киношные мистификации: покатившись по крымскому склону, главный герой оказывается в уже упомянутой кавказской речке Мзымте. Варлей вспоминала, что температура воды в ней была около 7 градусов, поэтому они с Демьяненко так натурально трясутся от холода.

Еще через несколько минут появится среди мест, где снимали «Кавказскую пленницу», Абхазия: в сцене похищения Нины, когда Трус, Балбес и Бывалый встречают милиционера на мотоцикле и удачно выдают извивающуюся девушку за барашка, некоторые любители фильма вроде бы опознали дорогу, ведущую к озеру Рица. По информации из других источников, эта сцена снята в селе Лучистом, даже указана конкретная дата - 7 июля, и не имеет к Абхазии никакого отношения.

Симферопольский забор

8 июня съемочная группа находилась в Симферополе: на пленку запечатляли побег Шурика из сумасшедшего дома. Приметный забор, через который с помощью хитроумного приспособления (и сочувствующих пациентов) перепрыгивает герой, - ограждение консервного завода имени 1 Мая. Его с удовольствием опознают по характерным столбикам и местные жители, и туристы.

Уже на следующий день киношники вернулись в облюбованную Алушту и продолжили съемки заточения Демьяненко: сцены в больничном саду снимались здесь.

Окрестности Алушты

В кино частенько снимают сначала финал, а потом начало: нет ничего удивительного, что к эпизоду знакомства с Эдиком, проклинающему день, когда он «сел за баранку этого пылесоса», приступили только в середине июня (13 числа), уже после побега Шурика из психдиспансера. Местные краеведы утверждают, что сцена, где за красавицей Ниной следует сначала заупрямившийся осёл, а потом и заглохшая санитарная машина, происходит на шоссе между Высоким и Куйбышево. Гора, виднеющаяся на дальнем плане, называется Утюг - по ней местность и опознали.

Ближайшие окрестности изобилуют местами, где снимали «Кавказскую пленницу» Гайдая: фото со съемок демонстрируют пейзажи близ Алушты и Алупки (Моргунов засыпает во время преследования беглянки на «серпантине» Ай-Петри).

Съемочная страда

В поселке Куйбышево знакомятся Нина и Шурик, потом в селе Никита снимают «альпинистскую базу», на которой главный герой сначала ищет, а потом похищает девушку.

Уже 27 июня группа переезжает в Лучистое, и после этого крымские съемки проводятся только здесь или в Алуште. Актеры и другие участники с удовольствием вспоминали эти времена. Многочисленные экспромты, неожиданные смешные сцены, импровизированные шутки - истории их создания давно стали достоянием общественности и обросли многочисленными легендами.

В последний день лета, 31 августа, съемочная группа уехала в Москву, где снимали фильм «Кавказская пленница» уже в павильонах (например, сцены в коридорах больницы, кабинет Саахова, милицейский участок, произнесение тостов в ресторане).

В середине октября (с 7-го по 14-е) 12 участников фильма находились в Алуште: нужно было доснять некоторые недостающие фрагменты. В это время был закончен финал картины (Нина и Шурик идут к остановке, ослик бежит за уезжающей маршруткой) и несколько сцен открытия Дворца бракосочетаний (смеющаяся Нина стоит в толпе зрителей). Многие пытаются найти соответствующую постройку в Алуште и даже утверждают, что это здание местной милиции, но на самом деле в городе снимали только толпу, а все остальное - надлежащим образом оформленный двор киностудии.

Ремейк

В 2014 году на экраны вышел ремейк известной комедии, за что генеральный продюсер картины Федор Бондарчук вместе с режиссером Максимом Воронковым удостоились шквала уничтожающей критики. Если Гайдай предпочел снять свой фильм в Крыму, то местом, где снимали «Кавказскую пленницу-2», являются горы, фигурирующие в названии. В этом нет ничего удивительного (ехидно отмечают комментаторы), если учесть, что заказчиком и главным спонсором съемок являлась компания «Курорты Северного Кавказа». Следуя передовому европейскому опыту, предприятие решило таким образом привлечь туристов: продемонстрировать пленительные горные виды, создать положительный имидж региона и т. д., и т. п.

Съемки происходили в том числе и неподалеку от поселка Орджоникидзевского (Карачаево-Черкессия). Теперь у местных жителей тоже есть достопримечательность: шаткий деревянный мостик через речку Кубань, где снимали «Кавказскую пленницу-2». В процессе съемок многие по незнанию называли фильм продолжением знаменитой комедии. Разумеется, это не так: сценарий практически полностью повторяет оригинал - создатели картины предлагают зрителям смеяться над шутками, известными с детства, однако качество их исполнения, к сожалению, не идет ни в какое сравнение с тем, что было отснято почти полвека назад.

 


Читайте:



Женское начало и мужское начало: символы "инь" и "ян"

Женское начало и мужское начало: символы

В каждом из нас, независимо от пола, присутствуют обе энергии, женская (Инь) и мужская (Ян), но для гармонии и ощущения целостности личности важно,...

В чем разница и сходство между католиками и православными

В чем разница и сходство между католиками и православными

Католики и православные - в чем разница? Отличия православия от католицизма? В этой статье - ответы на эти вопросы коротко простыми словами....

Объяснения церковных и домашних молитв

Объяснения церковных и домашних молитв

1 Начальнику хора. Псалом Давида, 2 когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошёл к Вирсавии. 3 Помилуй меня, Боже, по великой...

Как женить на себе мужчину по знаку зодиака Как выйти замуж за деву

Как женить на себе мужчину по знаку зодиака Как выйти замуж за деву

Полное собрание материалов по теме: как выйти замуж за мужчину деву? от специалистов своего дела. Дева Как добиться, чтобы он сделал предложение...

feed-image RSS