Главная - Здоровье детей и взрослых
Какой жанр в бианки по следам. Урок литературного чтения. В. Бианки. По следам план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему. IV. Изучение нового материала

Работа с текстом рассказа В. Бианки.

– О чём пишет В. Бианки?

Какие его произведения вы читали?

Какой идеей проникнуты они? (Человек должен знать и любить природу.)

– Как называется произведение?

Кто его герои? (Дети предполагают по иллюстрации . )

Где будут происходить события? Как догадались?

А хотите совершить путешествие по следам?

(дополнительные листочки с текстом из произведения В.Бианки)

Читаем в режиме изучающего чтения;

По ходу чтения карандашом подчеркиваем непонятные слова;

(читаем одну минуту)

Повторное чтение: жужжащее; с постукиванием; спотыкаясь о «камушки» (каждый вид по 1 минуте, каждый раз возвращаясь к началу

Вот столпились в кучу молодые осинки. Вокруг них много следов. Снег притоптан, кора кое-где обглодана. Кто же тут был?

Идём дальше по белой равнине. Вот попалась какая-то стёжка – мелкие-мелкие следы. Стёжка вела к корням непролазного тальника. Кто же здесь скрывается? (Горностай, маленький продолговатый зверёк с дорогим белым мехом.)

Вправо от наезженной дороги на неглубоком снегу видны широкие, большие следы. Это пожаловал... (Лось.) »

– А какой след в лесу может оставить человек?

– По чьим же следам и зачем отправятся герои рассказа В. Бианки?

2. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение (комбинированное).

Часть 1 учащиеся читают про себя.

Задание. Найти в тексте предложение, которым можно было бы озаглавить 1-ю часть.

Вопрос после чтения части 1:

– Что узнали о героях? (Собираем всю фактуальную информацию, которую вычитали из этой части: Егорка – сын лесника, ему 13 лет, живёт с отцом в избушке, в лесу. Отец воспитывает мальчика в строгости, многому его научил: читать следы, стрелять, в лесу ориентироваться. Егорка любит охотиться, хочет найти по следу диковинного зверя…)

Словарная работа .

– Объясните следующие слова и выражения:

Стадо куропачей (стая куропаток);

Сапоги валеные (валенки);

Без дела валандался (бездельничал);

Охота пуще неволи (очень желать чего-то);

Фузея, бердана (объяснения в тексте).

– Какими словами из текста можно озаглавить первую часть?

1. «Вот бы самому выследить по следу диковинного зверя!»

Подчёркиваем или отмечаем эту строчку в тексте, запишем план потом целиком в тетради.

Часть 2 читаем вслух (учитель или дети по цепочке). Приёмы анализа – диалог с автором и комментированное чтение.

Отложил лесник сапоги, взял топор, пошёл в сарай сани починять. (То есть… чинить, ремонтировать.)

Смеркаться стало. Кончил лесник топором стучать.

Время ужинать, а парнишки нет.

Слышно было: пальнуло раза три. А с тех пор ничего. Ещё время прошло. Лесник зашёл в избу, поправил фитиль в лампе, зажёг её. Вынул каши горшок из печи. Егорки всё нет. И где запропастился, поганец? (Отец волнуется, сердится… Где же Егорка? Уж не случилось ли с ним что-то?)

Поел. Вышел на крыльцо. Темь непроглядная. (Обратите внимание: предложения стали короткие, какие-то тревожные.)

Прислушался – ничего не слыхать. Стоит лес чёрный, суком не треснет. Тихо, а кто его знает, что в нём? (Тревога отца нарастает.)

– Воууу-уу!

Вздрогнул лесник – или показалось? (Показалось что?)

Из лесу опять:

– Воуу-уу!..

Так и есть, волк! Другой подхватил, третий... целая стая! Ёкнуло в груди: не иначе на Егоркин след напали звери!

– Вуу-вооу-уу!..

Лесник заскочил в избу, выбежал – в руках двустволка. Вскинул к плечу, из дул полыхнул огонь, грохнули выстрелы. (Вскочил, выбежал, вскинул, полыхнул, грохнули… Лесник действует быстро: Егорке грозит опасность!) Волки пуще. Слушает лесник: не отзовётся ли где Егорка?

И вот из лесу, из темноты, слабо-слабо: «Бумм!» (Это…? Похоже, Егорка отозвался, дал ответный выстрел.) Лесник сорвался с места, ружьё за спину, подвязал лыжи – и в темноту, туда, откуда донёсся Егоркин выстрел.

– Какое предложение подчеркнём как заголовок к этой части?

2. «Слушает лесник: не отзовётся ли где Егорка?»

Части 3–6 читают дети и учитель. Здесь не требуется никаких особых комментариев: сюжет развивается динамично, читатель следит за действиями лесника, сопереживает ему.

По ходу чтения нужно объяснить некоторые слова.

Мышковать – охотиться на мышей.

Пыж – прокладка из войлока или картона, которая отделяет порох в патроне от пули, дроби.

Натропили – наделали тропинок из следов.

Предложения для озаглавливания.

3. «Круг, значит, дал в темноте по лесу».

4. «Читает по снегу, как по книге что с Егоркой приключилось за ночь».

5. «…подранка разве охотник бросит?»

6. «…Волки! Настигли, проклятые!»

Часть 7 читает учитель. Приёмы анализа: диалог с автором, комментированное чтение.

Когда разошёлся пороховой дым, волков уже не было. В ушах звенело от выстрела. И сквозь звон ему чудился жалобный Егоркин голос: «Тять!» Лесник зачем-то снял шапку. (Зачем, вы поняли?) Хлопья снега падали на ресницы, мешали глядеть.

– Тять!.. – так внятно опять почудился тихий Егоркин голос.

– Егорушка! – простонал лесник.

– Сними, тять!

Лесник испуганно вскочил, обернулся...

На суку большого дерева, обхватив руками толстый ствол, сидел живой Егорка.

– Сынок! – вскрикнул лесник и без памяти кинулся к дереву.

Окоченевший Егорка мешком свалился на руки отцу. Духом домчался лесник до дому с Егоркой на спине. Только раз пришлось ему остановиться – Егорка пристал, лепечет одно:

– Тять, бердану мою подбери, бердану... (Егорка чуть живой, окоченевший, а ружье своё не оставляет. Настоящего охотника отец вырастил!)

Часть 8 читают дети.

Словарная работа.

– Объясните, как вы понимаете следующее выражение:

мне невдомёк – не могу догадаться, сообразить.

Предложения для озаглавливания:

7. «Сними, тять!»

8. «Здоровый барсучище…»

2. Обобщающая беседа .

а) – Рассказ называется «По следам». Попробуйте объяснить смысл названия.

б) – Попробуйте назвать по памяти всех птиц и зверей, которые упоминаются в этом рассказе. Каких из них вы видели? О каких читали?

в) – Вы согласны, что зимний лес живёт по своим суровым законам? Какие это законы? Попытайтесь их сформулировать (Нужно засветло возвращаться к жилью, уметь «читать» следы, ориентироваться, знать повадки зверей, быть терпеливым, смелым…)

г) – Помог ли вам в чём-то этот рассказ? Что каждый из вас узнал нового о себе, прочитав рассказ «По следам»? (Какой я? Я знаю…, не знаю…, умею…, не умею…)

Синквейн на тему “Книга В.Бианки”

Книга
Интересная, познавательная
Учит наблюдать, понимать, любить
Радость общения с природой
Друг человека

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

Скучно Егорке целый день в избе. Глянет в окошко: бело кругом. Замело лесникову избушку снегом. Белый стоит лес.
Знает Егорка полянку одну в лесу. Эх, и местечко! Как ни придёшь - стадо куропачей из-под ног. Фррр! Фррр! - во все стороны. Только стреляй!
Да что куропатки! Зайцы там здоровые! А намедни видал Егорка на поляне ещё след - неизвестно чей. С лисий будет, а когтищи прямые, длинные.
Вот бы самому выследить по следу диковинного зверя. Это тебе не заяц! Это и тятька похвалит.
Загорелось Егорке: сейчас в лес бежать!
Отец у окошка сапоги валяные подшивает.
- Тять, а тять!

Чего тебе?
- Дозволь в лес: куропачей

пострелять!
- Ишь, чего вздумал, на ночь глядя-то!
- Пусти-и, тять! - жалобно тянет Егорка.
Молчит отец; у Егорки дух заняло, - ой, не пустит!
Не любит лесник, чтоб парнишка без дела валандался. А и то сказать: охота пуще неволи. Почему мальчонке не промяться? Всё в избе да в избе…
- Ступай уж! Да гляди, чтоб до сумерок назад. А то у меня расправа коротка: отберу фузею и ремнём ещё настегаю.
Фузея - это ружьё. У Егорки своё, даром что парнишке четырнадцатый год. Отец из города привёз. Одноствольное, бердана называется. И птицу и зверя из него бить можно. Хорошее ружьё.
Отец знает: бердана для Егорки - первая вещь на свете. Пригрози отнять - всё сделает.
- Мигом обернусь, - обещает Егорка. Сам уже полушубок напялил и берданку с гвоздя сдёрнул.
- То-то, обернусь! - ворчит отец. - Вишь, по ночам волки кругом воют. Смотри у меня!
А Егорки уж нет в избе. Выскочил на двор, стал на лыжи - и в лес.
Отложил лесник сапоги. Взял топор, пошёл в сарай сани починять.
Смеркаться стало. Кончил старик топором стучать.
Время ужинать, а парнишки нет.
Слышно было: пальнул раза три. А с тех пор ничего.
Ещё время прошло. Лесник зашёл в избу, поправил фитиль в лампе, зажёг её. Вынул каши горшок из печи.
Егорки всё нет. И где запропастился, поганец?
Поел. Вышел на крыльцо.
Темь непроглядная.
Прислушался - ничего не слыхать.
Стоит лес чёрный, суком не треснет. Тихо, а кто его знает, что в нём?
- Воууу-уу!..
Вздрогнул лесник. Или показалось? Из лесу опять:
- Воуу-уу!..
Так и есть, волк! Другой подхватил, третий… целая стая!
Ёкнуло в груди: не иначе, на Егоркин след напали звери!
- Вуу-вооу-уу!..
Лесник заскочил в избу, выбежал - в руках двустволка. Вскинул к плечу, из дул полыхнул огонь, грохнули выстрелы.
Волки пуще. Слушает лесник: не отзовётся ли где Егорка?
И вот из лесу, из темноты, слабо-слабо: «бумм!»
Лесник сорвался с места, ружьё за спину, подвязал лыжи - и в темноту, туда, откуда донёсся Егоркин выстрел.
Темь в лесу - хоть плачь! Еловые лапы хватают за одежду, колют лицо. Деревья плотной стеной - не продерёшься.
А впереди волки. В голос тянут:
- Вуу-ооуууу!..
Лесник остановился; выстрелил ещё.
Нет ответа. Только волки.
Плохое дело!
Опять стал продираться сквозь чащу. Шёл на волчий голос.
Только успел подумать: «Воют, - пока, значит, ещё не добрались…» Тут разом вой оборвался. Тихо стало.
Прошёл лесник ещё вперёд и стал.
Выстрелил. Потом ещё. Слушал долго.
Тишь такая - прямо ушам больно.
Куда пойдёшь? Темно. А идти надо.
Двинулся наугад. Что ни шаг, то гуще.
Стрелял, кричал. Никто не отвечает.
И опять, уж сам не зная куда, шагал, продирался по лесу.
Наконец совсем из сил выбился, осип от крика.
Стал - и не знает, куда идти: давно потерял, в какой стороне дом.
Пригляделся: будто огонёк из-за деревьев? Или это волчьи глаза блестят?
Пошёл прямо на свет. Вышел из лесу: чистое место, посреди него изба. В окошке свет.
Глядит лесник, глазам не верит: своя изба стоит!
Круг, значит, дал в темноте по лесу.
На дворе ещё раз выстрелил.
Нет ответа. И волки молчат, не воют. Видно, добычу делят.
Пропал парнишка!
Скинул лесник лыжи, зашёл в избу. В избе тулупа не снял, сел на лавку. Голову на руки уронил да так и замер.
Лампа на столе зачадила, мигнула и погасла. Не заметил лесник.
Мутный забелел свет за окошком.
Лесник поднялся. Страшный стал: в одну ночь постарел и сгорбился.
Сунул за пазуху хлеба краюху, патроны взял, ружьё.
Вышел на двор - светло. Снег блестит.
Из ворот тянутся по снегу две борозды от Егоркиных лыж.
Лесник поглядел, махнул рукой. Подумал: «Если б луна ночью, может, и отыскал бы парнишку по белотропу. Пойти хоть косточки собрать! А то бывает же такое! - может, и жив ещё?..»
Приладил лыжи и побежал по следу.
Борозы свернули влево, повели вдоль опушки.
Бежит по ним лесник, сам глазами по снегу шарит. Не пропускает ни следа, ни царапины. Читает по снегу, как по книге.
А в книге той записано всё, что с Егоркой приключилось за ночь.
Глядит лесник на снег и всё понимает: где Егорка шёл и что делал.
Вот бежал парнишка опушкой. В стороне на снегу крестики тонких птичьих пальцев и острых перьев.
Сорок, значит, спугнул Егорка. Мышковали тут сороки: кругом мышиные петли-дорожки.
Тут зверька с земли поднял.
Белка по насту прыгала. Её след. Задние ноги у неё длинные - следок от них тоже длинный. Задние ноги белка вперёд за передние закидывает, когда по земле прыгает. А передние ноги короткие, маленькие - следок от них точечками.
Видит лесник: Егорка белку на дерево загнал, там её и стукнул. Свалил в снег с ветки.
«Меткий парнишка!» - думает лесник.
Глядит: здесь вот Егорка подобрал добычу и дальше пошёл в лес.
Покружили, покружили следы по лесу и вывели на большую поляну.
На поляне Егорка, видать, разглядывал заячьи следы - малики.
Густо натропили зайцы: тут у них и петли и смётки - прыжки. Только Егорка не стал распутывать заячьи хитрости: лыжные борозды прямо через малики идут.
Вон дальше снег в стороне взрыхлён, птичьи следы и обгорелый пыж на снегу.
Куропатки это белые. Целая стая спала тут, в снег зарывшись.
Услышали птицы Егорку, вспорхнули. А он выпалил. Все улетели; одна шмякнулась. Видно, как билась на снегу.
Эх, лихой рос охотник: птицу на лету валил! Такой и от волков отбиваться может, даром им в зубы не дастся.
Заторопился лесник дальше, сами ноги бегут, поспевают.
Привёл след к кусту - и стоп!
Что за леший?
Остановился Егорка за кустом, толчётся лыжами на месте, нагнулся - и рукой в снег. И в сторону побежал.
Метров сорок прямо тянется след, а дальше колесить стал. Э, да тут звериные следы! Величиной с лисьи, и с когтями…
Что за диковина? Сроду такого следа не видано: не велика лапа, а когтищи с вершок длиной, прямые, как гвозди!
Кровь на снегу: пошёл дальше зверь на трёх. Правую, переднюю, Егорка ему зарядом перешиб.
Колесит по кустам, гонит зверя.
Где уж тут было парнишке домой ворочаться: подранка разве охотник бросит?
Только вот что за зверь? Больно здоровые когтищи! Тяпнет такими по животу из-за куста… Парнишке много ли надо!
Глубже и глубже в лес лыжный след - сквозь кусты, мимо пней, вокруг поваленных ветром деревьев. Ещё на корягу налетишь, лыжу поломаешь!
Эх, желторотый! Заряд, что ли, бережёт? Вот это место - за вывороченными корнями - и добить бы зверя. Некуда ему тут податься.
А руками разве скоро возьмёшь? Сунься к нему, к раненому! Обозлённый-то и хомячишко в руки не дастся, а этот зверь, видать, тяжёлый: дырья от него в снегу глубокие.
Да что же это: никак снег падает? Беда теперь: занесёт след, тогда как быть?
Ходу! Ходу!
Кружит, колесит по лесу звериный след, за ним лыжный. Конца не видно.
А снег гуще, гуще.
Впереди просвет. Лес пошёл редкий, широкоствольный. Тут скорей ещё следы засыпает, всё хуже их видать, трудней разбирать.
Вот наконец: догнал тут Егорка зверя! Снег примят, кровь на нём, серая жёсткая шерсть.
Поглядеть надо по шерсти-то, что за зверь такой. Только неладно тут как-то наслежено… На оба колена парнишка в снег упал…
А что там впереди торчит?
Лыжа! Другая! Узкие глубокие ямы в снегу: бежал Егорка, провалился…
И вдруг - спереди, справа, слева, наперерез - машистые, словно собачьи, следы.
Волки! Настигли, проклятые!
Остановился лесник: на что-то твёрдое наткнулась его правая лыжа.
Глянул: бердана лежит Егоркина.
Так вот оно что! Мёртвой хваткой схватил вожак за горло, выронил парнишка ружьё из рук, - тут и вся стая подоспела…
Конец! Взглянул лесник вперёд: хоть бы одёжи клок подобрать!
Будто серая тень мелькнула за деревьями. И сейчас же оттуда глухое рычание и тявк, точно псы сцепились.
Выпрямился лесник, сдёрнул ружьё с плеча, рванул вперёд.
За деревьями над кучей окровавленных костей, оскалив зубы и подняв шерсть, стояли два волка. Кругом валялись, сидели ещё несколько…
Страшно вскрикнул лесник и, не целясь, выпалил сразу из обоих стволов.
Ружьё крепко отдало ему в плечо. Он покачнулся и упал в снег на колени.
Когда разошёлся пороховой дым, волков уже не было.
В ушах звенело от выстрела. И сквозь звон ему чудился жалобный Егоркин голос: «Тять!»
Лесник зачем-то снял шапку. Хлопья снега падали на ресницы, мешали глядеть.
- Тять!.. - так внятно опять почудился тихий Егоркин голос.
- Егорушка! - простонал лесник.
- Сними, тять!
Лесник испуганно вскочил, обернулся… На суку большого дерева, обхватив руками толстый ствол, сидел живой Егорка.
- Сынок! - вскрикнул лесник и без памяти кинулся к дереву.
Окоченевший Егорка мешком свалился на руки отцу.

Духом домчался лесник до дому с Егоркой на спине. Только раз пришлось ему остановиться - Егорка пристал, лепечет одно:
- Тять, бердану мою подбери, бердану…
* * *
В печи жарко пылал огонь. Егорка лежал на лавке под тяжёлой овчиной. Глаза его блестели, тело горело.
Лесник сидел у него в ногах, поил его горячим чаем с блюдечка.

Слышу, волки близко, - рассказывал Егорка. - Сдрейфил я! Ружьё выронил, лыжи в снегу завязли, бросил. На первое дерево влез, - они уж тут. Скачут, окаянные, зубами щёлкают, меня достать хотят. Ух, и страшно, тятя!
- Молчи, сынок, молчи, родимый! А скажи-ка, стрелок, что за зверя ты подшиб?
- А барсука, тятя! Здоровый барсучище, что твоя свинья. Видал когти-то?
- Барсук, говоришь? А мне и невдомёк. И верно: лапа-то у него когтистая. Ишь, вылез в оттепель, засоня! Спит он в мороз, редкую зиму вылезет. Погоди вот - весна придёт, я тебе нору его покажу. Знатная нора! Лисе нипочём такой не вырыть.
Но Егорка уже не слышал. Голова его свалилась набок, глаза сами закрылись. Он спал.
Лесник взял у него из рук блюдце, плотней прикрыл сына овчиной и глянул в окно.
За окном расходилась метель. Сыпала, сыпала и кружила в воздухе белые лёгкие хлопья - засыпала путаные лесные следы.

">

Литературное чтение. 3 класс. УМК «Школа 2100»

Тема урока: Суровые законы жизни зимнего леса

Цель: Познакомить учащихся с произведением В. Бианки «По следам». Учить высказывать и отстаивать свою точку зрения, свои суждения о произведении.

Задачи:

    Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки

    Содействовать формированию типа правильной читательской деятельности

    Обучать прогнозированию текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевым словам

    Учить видеть необычное в обычных явлениях, предметах. Понимать красоту речи в произведении, находить в тексте выразительные средства языка

    Воспитывать нравственные качества через анализ содержания художественного произведения.

Тип урока: урок работы с новым материалом

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, авторская презентация

Учебная литература: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «Литературное чтение» учебник для 3 класса, 2 часть

Ход урока:

Этап урока

Учитель

Учащиеся

Организационный момент

Ребята, проверьте свою готовность к уроку

Учащиеся проверяют наличие учебных принадлежностей на своих рабочих местах. Настраиваются на работу.

Проверка домашнего задания

Сегодня мы продолжим разговор о зимней красоте природы. И начнем мы его с прослушивания тех стихотворений, которые вы выбрали для заучивания наизусть

Чтение стихотворений наизусть (слайд 1)

1 этап. Работа с текстом до чтения

Антиципация

Спасибо ребята, стихи прекрасны.

Мы читали с вами стихи о зиме в городе. А давайте совершим путешествие в зимний лес. У В. Бианки есть произведение об этом. Называется оно «По следам» (слайд 2) .

О чем пишет В. Бианки?

Какие произведения вы уже читали?

Что мы знаем о В. Бианки

(слайд 3)

Опираясь на название произведения «По следам» предположите, о ком или о чем оно?

Посмотрите на иллюстрацию, можно еще что-нибудь сказать о содержании рассказа? (слайд 4)

А вы хотите совершить путешествие по следам? Тогда слушайте мой рассказ, называйте зверей, по чьим следам мы идем.

По чьим следам и зачем отправятся герои рассказа В. Бианки?

В.Бианки пишет о природе, о животных

«Неслышимка», «Лесная газета», «Хвосты»…

Виталий Валентинович Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков-итальянцев. Отец, ученый работал в Зоологическом музее. А в квартире Бианки расположился небольшой зоопарк. Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Виталий в возрасте 5-6 лет впервые отправился в настоящее лесное путешествие. С тех пор лес стал для него волшебной страной, раем. Бианки закончил факультет естественных наук в университете. Главным лесным учителем Бианки считал отца. Именно он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет записи преобразились в увлекательные рассказы и сказки. В журнале «Воробей» был опубликован его рассказ «Путешествие красноголового воробья». В 1923 году вышла первая книжка Бианки («Чей нос лучше»).

Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Рассказы из «Лесной газеты» звучали по радио, печатались, наряду с другими произведениями Бианки, на страницах журналов и газет. 35 лет писал Виталий Валентинович о лесе. Умер Виталий Валентинович Бианки 10 июня 1959 года в Ленинграде.

Ответы учащихся

Учитель читает рассказ. дети делают свои дополнения (См. приложение №1)

По следам разных зверей в поисках какого-то особенного зверя.

2 этап. Работа с текстом во время чтения

Первичное чтение 1 части и озаглавливание

Чтение 2 части вслух «по цепочке»

Чтение 3-6 части хорошо читающими детьми

Чтение 7 части учителем

Чтение 8 части самостоятельно детьми

Прочитайте первую часть самостоятельно про себя.

Кто герои рассказа?

Что о них узнали?

Словарная работа

Объясните слова, которые встретились в тексте:

    стадо куропачей,

    сапоги валенные,

    без дела валандался

    охота пуще неволи

    фузея, бердана

Найдите в тексте слова, которыми можно озаглавить 1 часть, подчеркните

Как вы представляете «диковинного зверя». Кто это может быть?

Словарная работа:

    Починять

Какое настроение мы видим в этой части?

Как нарастает тревога отца?

Какие действия лесника мы видим?

Словарная работа

    Мышковать (слайд 6)

    Натропили

Давайте рассмотрим следы, которые увидел на снегу отец мальчика.

Как озаглавим эти части?

Чтение 7 части учителем.

Прослушайте эту часть.

Представьте себе состояние отца, напряженность момента.

Как вы озаглавите эту часть?

Словарная работа

    Мне невдомек

Озаглавьте последнюю часть, подчеркните в тексте

Давайте прочитаем план рассказа, который у нас получился.

Чтение1 части «про себя».

Герои рассказа Егорка – сын лесника и его отец.

Егорке 13 лет, он любит охотиться. Сам лесник – опытный охотник.

Стая куропаток (слайд 5)

Бездельничал

Очень желать чего-то

Ружье (объяснение в тексте)

1. «Вот бы самому выследить по следу диковинного зверя!»

Ответы учащихся

Чинить, ремонтировать

Волнение, тревога

Прислушивается – ничего не слыхать

Заскочил в избу, выбежал, вскинул ружье к плечу, полыхнул, грохнули, сорвался с места

2. «Слушает лесник: не отзовется ли где Егорка?»

Охотиться на мышей

Прокладка из войлока. которая отделяет порох от пули

Наделали тропинок из следов

(слайд 7)

(слайд 8)

(слайд 9)

3. «Круг, значит, дал в темноте по лесу».

4. «Читает по снегу, как по книге…»

5. «…..подранка разве охотник бросит?»

6. «Волки! Настигли проклятые!»

7. «Сними, тять!»

Самостоятельное чтение.

Не могу догадаться

8. «Здоровый барсучище…»

Обобщающая беседа

Объясните смысл названия рассказа «По следам»

Кто из вас сумеет по памяти назвать всех птиц и зверей, которые встречались в этом рассказе?

Согласны ли вы с фразой, что лес живет по своим суровым законам?

Что нового вы узнали для себя из этого рассказа?

3 этап. Работа с текстом после чтения

Задание 3 в тетради (с.47) –закончить цитатную характеристику лесника – отца Егорки

Домашнее задание

Ребята, дома вам нужно будет записать план рассказа в тетрадь на с. 47 задание №1 и подготовить выразительное чтение части, которая понравилась.

Приложение №1

«Кто не знает, тот говорит, что зимой в лесу пусто и неинтересно. Ну какая же тут пустота? Посмотрите-ка. Сколько следов! Только следы надо уметь распознавать, уметь «читать» лесную книгу.

Вот столпились в кучу молодые осинки. Вокруг них много следов. Снег притоптан, кора кое где обглодана. Кто тут был?

Вправо от наезженной дороги на неглубоком снегу видны широкие, большие следы. Это пожаловал….

Набродили, наследили звери на снегу. Не сразу поймёшь, что тут было.

Налево под кустом начинается заячий след. От задних лап следок вытянутый, длинный; от передних – круглый, маленький.

Пошёл заячий след по полю. По одну сторону его – другой след, побольше; в снегу от когтей дырки – лисий след. А по другую сторону

заячьего следа ещё след: тоже лисий, только назад ведёт.

Заячий дал круг по полю; лисий – тоже. Заячий в сторону; лисий за ним. Оба следа кончаются посреди поля.

А вот в стороне – опять заячий след. Пропадает, дальше идёт…

Идёт, идёт, идёт – и вдруг оборвался – как под землю ушёл! И где пропал, там снег примят, и по сторонам будто кто пальцами мазнул.

Куда лиса делась?

Куда заяц пропал?

Скучно Егорке целый день в избе. Глянет в окошко: бело кругом. Замело лесникову избушку снегом. Белый стоит лес.
Знает Егорка полянку одну в лесу. Эх, и местечко! Как ни придёшь - стадо куропачей из-под ног. Фррр! Фррр! - во все стороны. Только стреляй!
Да что куропатки! Зайцы там здоровые! А намедни видал Егорка на поляне ещё след - неизвестно чей. С лисий будет, а когтищи прямые, длинные.
Вот бы самому выследить по следу диковинного зверя. Это тебе не заяц! Это и тятька похвалит.
Загорелось Егорке: сейчас в лес бежать!
Отец у окошка сапоги валяные подшивает.
- Тять, а тять!
- Чего тебе?
- Дозволь в лес: куропачей пострелять!
- Ишь, чего вздумал, на ночь глядя-то!
- Пусти-и, тять! - жалобно тянет Егорка.
Молчит отец; у Егорки дух заняло, - ой, не пустит!
Не любит лесник, чтоб парнишка без дела валандался. А и то сказать: охота пуще неволи. Почему мальчонке не промяться? Всё в избе да в избе…
- Ступай уж! Да гляди, чтоб до сумерок назад. А то у меня расправа коротка: отберу фузею и ремнём ещё настегаю.
Фузея - это ружьё. У Егорки своё, даром что парнишке четырнадцатый год. Отец из города привёз. Одноствольное, бердана называется. И птицу и зверя из него бить можно. Хорошее ружьё.
Отец знает: бердана для Егорки - первая вещь на свете. Пригрози отнять - всё сделает.
- Мигом обернусь, - обещает Егорка. Сам уже полушубок напялил и берданку с гвоздя сдёрнул.
- То-то, обернусь! - ворчит отец. - Вишь, по ночам волки кругом воют. Смотри у меня!
А Егорки уж нет в избе. Выскочил на двор, стал на лыжи - и в лес.
Отложил лесник сапоги. Взял топор, пошёл в сарай сани починять.
Смеркаться стало. Кончил старик топором стучать.
Время ужинать, а парнишки нет.
Слышно было: пальнул раза три. А с тех пор ничего.
Ещё время прошло. Лесник зашёл в избу, поправил фитиль в лампе, зажёг её. Вынул каши горшок из печи.
Егорки всё нет. И где запропастился, поганец?
Поел. Вышел на крыльцо.
Темь непроглядная.
Прислушался - ничего не слыхать.
Стоит лес чёрный, суком не треснет. Тихо, а кто его знает, что в нём?
- Воууу-уу!..
Вздрогнул лесник. Или показалось? Из лесу опять:
- Воуу-уу!..
Так и есть, волк! Другой подхватил, третий… целая стая!
Ёкнуло в груди: не иначе, на Егоркин след напали звери!
- Вуу-вооу-уу!..
Лесник заскочил в избу, выбежал - в руках двустволка. Вскинул к плечу, из дул полыхнул огонь, грохнули выстрелы.
Волки пуще. Слушает лесник: не отзовётся ли где Егорка?
И вот из лесу, из темноты, слабо-слабо: «бумм!»
Лесник сорвался с места, ружьё за спину, подвязал лыжи - и в темноту, туда, откуда донёсся Егоркин выстрел.
Темь в лесу - хоть плачь! Еловые лапы хватают за одежду, колют лицо. Деревья плотной стеной - не продерёшься.
А впереди волки. В голос тянут:
- Вуу-ооуууу!..
Лесник остановился; выстрелил ещё.
Нет ответа. Только волки.
Плохое дело!
Опять стал продираться сквозь чащу. Шёл на волчий голос.
Только успел подумать: «Воют, - пока, значит, ещё не добрались…» Тут разом вой оборвался. Тихо стало.
Прошёл лесник ещё вперёд и стал.
Выстрелил. Потом ещё. Слушал долго.
Тишь такая - прямо ушам больно.
Куда пойдёшь? Темно. А идти надо.
Двинулся наугад. Что ни шаг, то гуще.
Стрелял, кричал. Никто не отвечает.
И опять, уж сам не зная куда, шагал, продирался по лесу.
Наконец совсем из сил выбился, осип от крика.
Стал - и не знает, куда идти: давно потерял, в какой стороне дом.
Пригляделся: будто огонёк из-за деревьев? Или это волчьи глаза блестят?
Пошёл прямо на свет. Вышел из лесу: чистое место, посреди него изба. В окошке свет.
Глядит лесник, глазам не верит: своя изба стоит!
Круг, значит, дал в темноте по лесу.
На дворе ещё раз выстрелил.
Нет ответа. И волки молчат, не воют. Видно, добычу делят.
Пропал парнишка!
Скинул лесник лыжи, зашёл в избу. В избе тулупа не снял, сел на лавку. Голову на руки уронил да так и замер.
Лампа на столе зачадила, мигнула и погасла. Не заметил лесник.
Мутный забелел свет за окошком.
Лесник поднялся.

Класс: 3

Презентация к уроку


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель : создание условий для формирования активной читательской позиции, помогающей эмоционально вжиться в текст, почувствовать точность и яркость языка писателя, понять основную мысль произведения.

Оборудование : учебник “В одном счастливом детстве” (автор Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева), портрет В.В Бианки, выставка книг, толковые словари, презентация, карточки с заданием (к игре “Внимательный читатель”).

Ход урока

I. Вызов (погружение в тему)

Звучит музыка (слайды 1-5 ).

Сказочная и величественная зима. Принося с собой морозы и снежные метели, она погружает землю в зимнюю сказку и хранит в себе множество тайн и секретов.

Снег летает и сверкает
Словно пухом устилает
Все долины и поля...
Все в природе замирает:
И поля, и темный лес.
Снег летает и сверкает,
Тихо падая с небес.

(слайды 6-7 ) Кто не знает, тот говорит, что зимой в лесу пусто и неинтересно. Ну какая же пустота? Посмотрите-ка, сколько следов! Только следы надо уметь распознавать, уметь “читать” лесную книгу! И поможет нам в этом писатель, который сказал, “что самое интересное, самое увлекательное занятие - открывать неизведанные тайны в огромном мире, который кругом меня, надо мной и подо мной”.

Догадались, о ком идет речь. Давайте проверим себя. На помощь придет кроссворд.

Кроссворд (слайд 8)

  1. “Залез муравей на березу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там на земле, его родной муравейник чуть виден” (“Как муравьишка домой спешил”)
  2. “Береговушке очень понравился её шалашик из сухой травы и мха. – Тут и пол, и стены, и крыша” (“Лесные домишки”)
  3. “На третий год узнал про то дупло желтоглазый Сыч. Прилетел. Видит – дуб, в дубу – дырка с кошачью голову” (“Теремок”)
  4. “Надоело Щенку гонять кур по двору. “Пойду-ка, - думает, - на охоту за дикими зверями и птицами” (“Первая охота”)
  5. “Наладили парус, посадили мышонка в долблённое судёнышко и пустили по течению” (“Мышонок Пик”)

Определите жанр данных произведений? (сказка)

Кто герои этих сказок? (животные)

Только ли В.В. Бианки писал сказки? Докажите.

II. Осмысление

Работа с текстом

Дома вы прочитали рассказ В.Бианки? Кто его главные герои? (мальчик Егорка, лесник )

Откроем рассказ.

Что вы узнали об этом мальчике? Давайте соберем всю фактологическую информацию. (Сын лесника, 13 лет, живет с отцом в избушке, в лесу. Отец воспитывает сына в строгости., многому его научил: читать следы, ориентироваться в лесу, стрелять. Егорка любит охотиться.)

Егорка любит охотиться. Докажите словами текста. (Загорелось Егорке – сейчас в лес бежать. Охота пуще неволи.)

А Егорки уж нет в избе. Выскочил на двор, стал на лыжи – и в лес.

Выполнил ли Егорка свое обещание, которое он дал отцу? (Мигом вернусь)

Обратите внимание на предложения во второй части: Поел. Вышел на крыльцо. Темь непроглядная. Прислушался – ничего не слыхать. Прочитайте их выразительно. А почему именно с такой интонацией? (предложения короткие, передают состояние отца: переживает, волнуется).

Что еще помогает В. Бианки передать состояние отца, напряженность момента? (описание природы: Темь в лесу – хоть плач! Еловые лапы хватают за одежду, колют лицо. Деревья плотной стеной – не продерёшься. А впереди волки. В голос тянут...)

Докажите словами текста состояние тятьки? (Голову на руки уронил, да так и замер. Лампа на столе зачадила, мигнула и погасла. Не заметил лесник. Страшный стал: в одну ночь постарел и сгорбился.)

Мутный забелел свет за окошком. А почему автор не написал, что “начало рассветать”? (Рассвет мы видим глазами лесника: не спал ночью, а ждал, чтобы чуть светлее стало в лесу.)

Приладил лыжи, бежит лесник, сам глазами по снегу шарит. Почему? Зачем? Для чего? (с.69 - учебник)

Мы проведем игру “Внимательный читатель” и узнаем, какая группа внимательно умеет читать. Работа по карточкам (приложение).

Слайды 10-15

  • Следы сороки (с. 69)
  • Следы белки (с. 69)
  • Следы зайца (с.70)
  • Следы куропатки (с.70)
  • Следы лисьи (с.66, 70)
  • Следы барсука (с.70,71, 73)
  • Волчьи следы (с.71) - (страницы учебника)

Проблемный вопрос

1.- Поразмышляем и ответим на вопрос: Какие следы в зимнем лесу может оставить человек? (слайд 16 )

А в произведении В. Бианки какие еще следы оставил Егорка, которые прочитал лесник?

(С.69 – Видит лесник: Егорка белку на дерево загнал, там ее и стукнул. Свалил в снег с ветки;

С.71 – Догнал тут Егорка зверя! Снег примят, кровь на нем, серая жесткая шерсть.)

2. - Давайте посмотрим на еще одно значение СЛЕД – перено сное. В каком значении может еще употребляться слово след?

Работа со словарями по группам (перено сное: действия, дела, поступки).

Составление синквейна на тему “След человека” (работа в группах или в парах)

След человека
Добрый, негативный
Радует, помогает, огорчает
Один поступок может повлиять на целую человеческую жизнь.
Творить добро

След человека
Злой, добрый
Обижает, радует, помогает
Хорошие люди умирают, а дела их живут
Творить добро

След человека
Отрицательный, добрый
Радует, обижает, веселит
Красив человек, да некрасивы его поступки
Поступки

(слайд 17 ) - Какой след оставил В. Бианки? Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, показал всю красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Виталия Валентиновича Бианки.

Книги В. Бианки – это радость общения с природой, радость постоянных открытий. Ведь только тот, кто хорошо знает природу, может ее любить и беречь, умножать ее богатства. Если вы еще не открыли для себя художественный мир писателя, поспешите это сделать.

III. Рефлексия

Зажмите руку в кулачок и...

Кому было интересно – разожмите мизинец;

Кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный

Кому работа в паре была полезна – средний;

Кто помогал работе в группе – указательный;

Кому урок понравился – большой.

Итак, сосчитайте количество разжатых пальцев и узнайте свою отметку за урок.

IV. Домашнее задание

Творческая работа (по выбору):

1. Синквейн на тему “Книги В.Бианки” (пример приведен ниже)

Книга
Интересная, познавательная
Учит наблюдать, понимать, любить
Радость общения с природой
Друг человека

2. Составить диафильм (выполнение задания осуществляется в группе)

3. “Знаю, узнал, хочу узнать” (составление таблицы по творчеству писателя)

 


Читайте:



Бим бом пародийная группа

Бим бом пародийная группа

- ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ КОНЦЕРТНОГО АГЕНТА 123 ШОУ. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ, КОНЦЕРТА. Концертно-праздничное агентство 123 ШОУ - заказ звезд юмора на...

Программа для расчета баланса водопотребления и водоотведения

Программа для расчета баланса водопотребления и водоотведения

При оборудовании холодного водопровода зданий или сооружений смывными кранами вместо смывных бачков следует принимать расход воды...

Фуросемид Мочегонные таблетки для спортсменов

Фуросемид Мочегонные таблетки для спортсменов

Препараты, ускоряющие вывод урины из организма, называют диуретиками . Эти лекарственные средства снижают способность к обратному всасыванию...

Повышенный тестостерон у мужчин: симптомы, причины и последствия

Повышенный тестостерон у мужчин: симптомы, причины и последствия

Тестостероном называется мужской половой гормон (один из андрогенов), который синтезируют железы внутренней секреции — мужские семенники и...

feed-image RSS