Главная - Рецепты
Какую ноту выдает камертон. Смотреть что такое «камертон» в других словарях. Принцип действия и лечебный эффект Камертона

18.04.2017

“Музыкальное воспитание - самое мощное оружие, поскольку ритм и гармония проникают в самые сокровенные глубины человеческой души” .
Древнегреческие рукописи

Человек является клеточкой огромного Вселенского организма и вовлечён во множество ритмических процессов, как внутренних, так и внешних, в том числе связанных с нашей планетой. Все они незримо сопровождают человека с момента зачатия в течение всей жизни, способствуя адаптации к постоянно изменяющимся внешним условиям. Мерой устойчивости человека как единой биологической системы является стабильность его внутренних ритмов и их соответствие принципам всеобщей гармонии, что может быть обеспечено путём синхронизации с внешними задающими ритмами. Синхронизация с ними обеспечивает структурный, энергетический и информационный гомеостаз всех подсистем организма человека, что является одним из важнейших условий поддержания оптимального уровня биоритмической адаптации и сохранения здоровья человека в целом.

Поскольку человек представляет собой сложную автоколебательную волновую систему, основанную на непрерывном взаимодействии множества внутренних фазосогласованных ритмов, то нарушение правильного протекания ритмических процессов в любом из звеньев данной системы неизбежно влечёт за собой привнесение разбалансировки и разсогласования в слаженную работу всего организма. Любое нарушение равновесия является одной из причин развития заболеваний, поэтому поддержание должного равновесия между внутренними и внешними ритмами является одной из актуальных задач, имеющих важное практическое значение для человека.

Для решения подобной задачи очень удобным является использование акустического типа воздействия, поскольку изменение внутренних параметров организма определяется частотой, а не типом воздействующего поля. На этом основании звук, благодаря резонансному взаимодействию с присущими человеку волновыми процессами, может применяться в качестве инструмента для проведения сонастройки и поддержания оптимального гомеостаза организма человека. Это объясняет, почему с глубокой древности все без исключения культуры мира использовали звук для осуществления того или иного воздействия на человека, а также для выполнения различных практик с целью трансформации сознания.

Остаётся только выяснить, какие именно звуки лучше всего использовать для решения подобных задач и какая система организации звуков по высоте является наиболее оптимальной как для восприятия человеком, так и для настройки музыкальных инструментов, с тем чтобы музыкально-акустическое воздействие могло оказывать благотворное воздействие на организм человека.

Любой музыкальный строй отталкивается от точно определённой высоты какого-либо звука, по которому производится настройка музыкальных инструментов. Для воспроизведения звука эталонной высоты пользуются камертоном, который был изобретен в 1711 г. придворным трубачом английской королевы Елизаветы Джоном Шором.

Справка

Камертон (нем. Kammerton, от Ka m mer - комната и Тоn - звук) - источник звука, представляющий собой изогнутый и закреплённый посредине металлич. стержень, концы которого могут свободно колебаться. Служит эталоном высоты при настройке муз. инструментов и в пении.
«Музыкальная энциклопедия», гл. ред. Ю. В. Келдыш - М. : Советская энциклопедия: Советский композитор, 1973—1982

Интересно, что с момента изобретения камертона его частота неоднократно менялась и могла существенно отличаться от принятого в настоящее время эталона вплоть до целого тона в зависимости от того, для каких целей она применялась. Так, для настройки хора могла использоваться одна частота, для настройки органа другая, для исполнения старинной музыки третья, для исполнения академической музыки четвёртая и т.д. Вот примеры некоторых частот, на которые в разное время настраивались камертоны, которые приводит доктор искусствоведения, учёный-акустик и музыковед Гарбузов Николай Александрович:

419,9 Гц - частота самого первого камертона, изобретённого Джоном Шором, 1711 г.;

422,5 Гц - частота камертона, которую применял Георг Фридрих Гендель, 1741 г.;

423,2 Гц - частота камертона во времена Вебера, ок. 1815 г.;

435 Гц - частота камертона в Дрезденской опере, 1826 г.;

453 Гц - частота камертона в Парижской опере, 1841 г.;

456 Гц - частота камертона в Венской опере, ок. 1841 г.;

435 Гц - принят Международный эталон на конференции в Вене, 1885 г.;

439 Гц - частота камертона в Англии;
440 Гц - частота принята Национальным бюро стандартов США, 1825 г. .

Каких-либо письменных свидетельств или упоминаний о том, что та или иная частота настройки камертона является более правильной, опирающейся на некий теоретический трактат или старинный источник, не сохранилось, поэтому можно предположить, что столь значительный разброс частот для настройки камертона был вызван скорее всего неосознанным выбором музыкантов, связанным с особенностями музыкальных инструментов и удобством для исполнителей.

Вместе с тем приведённые выше частоты настройки камертона близки к октавным образам частот сидерических или синодических периодов обращения планет, что вряд ли можно считать случайным совпадением, на что обращает внимание Буданов Владимир Григорьевич, автор оригинального метода ритмокаскадов, используемого для описания развития сложных систем и синергетической теории гармонии.

Так, частота первого камертона, предложенного Шором - 419,9 Гц, с точностью 0,3% (5 центов) совпадает с синодической частотой Луны. В 1741 г. Гендель применял частоту 422,5 Гц, что с точностью до 0,05% (0,8 цента) совпадает с сидерической частотой Нептуна. Вебер использовал 423,2 Гц, что отличается от частоты Нептуна всего на 4 цента. Применяемый в Дрезденской опере камертон, настроенный на 435 Гц, с точностью 7 центов совпадал с частотой пульсаций Солнечной магнитосферы. В 1841 г. в Парижской опере принята частота 453 Гц, а в Венской - 456 Гц, что отличается не более чем на 5 центов от сидерического периода Луны и среднего периода суток Солнца. Интересно, что погрешность в 5 центов при различении высоты двух близких частот, воспроизведённых последовательно одна за другой, обычный музыкант не слышит, а 10 центов не различает средний слушатель .

Справка

Сидерический период - промежуток времени, в течение которого небесное тело совершает полный оборот вокруг главного тела по отношению к далёким звёздам (гелиосистема).
Синодический период - промежуток времени между двумя последовательными соединениями небесного тела при наблюдении с Земли (геосистема).

В настоящее время в качестве стандарта для настройки камертона принята нота А4 (Ля 1-й октавы) с частотой звучания 440 Гц. Данный стандарт был установлен на Лондонской конференции по стандартизации (ISA) в 1939 г. и утверждён Международной организацией по стандартизации (ISO) в 1953 г. В дальнейшем стандарт был подтверждён этой же организацией в 1975 г. под номером ISO 16:1975 .

Тем не менее, несмотря на утверждённый стандарт настройки камертона, по-прежнему можно встретить и другие мнения по поводу частоты его настройки. В частности, существуют сторонники настройки музыкальных инструментов на частоту 432 Гц и некоторые другие частоты, которые, как они утверждают, использовались во времена средневековья и даже античности. Однако, по причине отсутствия убедительных доказательств или обоснования подобных утверждений, все они не могут восприниматься всерьёз. Сказанное в равной степени относится и к утверждённому в 1939 году стандарту настройки камертона на частоту 440 Гц, поскольку не приводится каких-либо аргументов или расчётов в пользу того, почему именно данная частота должна являться эталоном для настройки камертона, во всяком случае подобные аргументы встретить не удалось.

В результате естественным образом возникает вопрос - какой всё-таки должна быть частота настройки камертона, чтобы музыкально-акустическое воздействие могло способствовать восстановлению утраченного человеком равновесия, гармонии и исцелению от недугов, оказывая на организм человека положительное воздействие в целом? Может ли подобная частота быть обоснована и рассчитана математически?

Для того, чтобы можно было ответить на подобные вопросы, необходимо двигаться от общего к частному, опираясь на значимые для человека ритмические процессы, в которые каждый из нас незримо вовлечён. Так как для нас родным домом является Земля, то среди множества внешних ритмов, в которые вовлечён человек, наиболее значимыми являются ритмы, связанные с нашей Землёй - это суточный и годовой ритмы. Именно эти две основные единицы - сутки и год естественным образом предложены нам самой Природой.

Действительно, в соответствии с суточным ритмом чередуется режим бодрствования и сна, работы и отдыха, происходят непрерывные изменения на микроуровне и на уровне различных органов и систем организма человека: меняется кровяное давление, частота дыхания, температура тела, работоспособность и т.д.

Годовой ритм незримо влияет на ход биосферных процессов на планете, в соответствии с которыми происходят сезонные изменения климатических условий, структурная перестройка процессов развития всех живых систем, изменение сезонной активности органов, происходит регуляция процессов адаптации, поддержание гомеостаза и динамического равновесия, изменение уровня психической возбудимости, светочувствительности глаз и т.д.

Очевидным подтверждением практической значимости для человека именно суточного и годового ритмов Земли, среди прочих других внешних ритмов, является создание и повсеместное использование человеком с глубокой древности различных устройств и объектов.

Сначала в качестве примеров рассмотрим несколько инструментов, использование которых связано с суточным ритмом. Для определения текущего времени суток и измерения продолжительности временных интервалов в древности использовались солнечные часы. На Рис.1 представлены солнечные часы, обнаруженные в Египте учёными Базельского университета у входа в одну из гробниц Долины Царей, возраст которых оценивается в 3300 лет. Часы представляют собой известняковый диск размером с блюдце. Углубление в центре диска служило для фиксации деревянного или металлического стержня, тень от которого позволяла узнавать время.

На Рис.2 показаны каменные солнечные часы, которые были найдены в начале прошлого века недалеко от поселения Мадаин Салих (древнее название Хегра) в Саудовской Аравии. Их возраст оценивается минимум в 2500 лет. В настоящий момент эти солнечные часы хранятся в Стамбульском Археологическом Музее, в коллекции Музея Древнего Востока.

В настоящее время с целью определения текущего времени суток применяются хорошо знакомые каждому из нас механические или электронные часы (Рис.3).

Рис.1 Рис.2 Рис.3

Что касается годового ритма, то для того, чтобы можно было собственный ритм жизни человека вписать в годовой ритм, необходим календарь. Календарь - это упорядоченная система счёта дней, которая должна учитывать годовую периодичность природных явлений. С помощью календаря возможно деление года на удобные периодические интервалы времени, что позволяет фиксировать важные для человека события и измерять различные временные интервалы. Календарь, как инструмент планирования, имеет огромную практическую ценность для земледельцев и деловых людей, с его помощью можно также в нужный момент провести сонастройку внутренних биоритмов с важнейшими для человека внешними ритмами, а также решать множество других задач.

Привязка к ключевым датам связанным с годовым ритмом, которые имели важное значение для древних - зимние и летние солнцестояния и весенние и осенние равноденствия, в древности осуществлялась с помощью особым образом ориентированных на местности сооружений и календарей различного типа.

В качестве примера рассмотрим мегалитический комплекс Ньюгрейндж (Newgrange) в Ирландии, возраст которого оценивается примерно в 5-6 тысяч лет (Рис.4). Его особенностью является то, что внутри данного комплекса имеется узкий каменный коридор, который ориентирован на юго-восток, точно на место восхода Солнца в день зимнего солнцестояния, поэтому только в период с 19 по 23 декабря лучи восходящего Солнца могут проникнуть в каменный коридор через небольшое окно, расположенное над входом и осветить внутреннюю камеру в конце коридора.

Ещё одним из интересных примеров сооружений, с помощью которого осуществлялась привязка к важнейшим дата в течение года, является ступенчатая пирамида Кукулькана, расположенная на полуострове Юкатан, Мексика. В дни весеннего и осеннего равноденствий приблизительно в три часа дня лучи Солнца освещают западную балюстраду главной лестницы пирамиды таким образом, что свет и тень образуют изображение семи равнобедренных треугольников, составляющих тело тридцатисемиметровой змеи, «ползущей» по мере передвижения Солнца к собственной голове, вырезанной в основании лестницы. В дни зимнего и летнего солнцестояния пирамида делится светом и тенью точно пополам (Рис.5).

На Рис.6 представлен 12-ти месячный календарь на каменной плите, найденный в Риме. В центре календаря помещены изображения знаков зодиака, а справа и слева - обозначения чисел месяцев. В верхней части календаря расположены фигуры богов, которым посвящены дни недели.

Рис.4 Рис.5 Рис.6

Жизнь в согласии с октавными образами ритмов земного года и суток является естественным и органичным для людей, живущих в непосредственном контакте с природой, благодаря чему человек уподобляется и сливается с природой через её ритм, реализуя антропокосмическое единство.

Так, бушмены из пустыни Калахари отмечают праздник медоеда, который длится несколько дней. Французских антропологов поразила сверхвысокая стабильность ритма — 0,641 сек, который с точностью до 3% совпадает с октавным ритмом земных суток (в ритмах такая неточность неразличима обычным человеком). В монастыре города Дхарамсала (Dharamsala) на севере Индии, в ритуальных песнопениях отслеживается постоянный ритм 0,472 сек, что с точностью 0,4% совпадает с годовым ритмом Земли. В Непале, во время богослужения касты Невари, один ритм периода 0,471 сек с точностью 0,1% совпадает с частотой годового ритма Земли. Другой ритм 0,325 сек совпадает с точностью 1,3% с частотой земных суток .

Приведённые примеры свидетельствуют о том, что человек с глубокой древности знал о важности синхронизации собственного ритма жизни с ритмами Земли:

  1. с суточным ритмом;
  2. с годовым ритмом.

Поскольку суточный ритм протекает на фоне годового ритма, то годовой ритм является наиболее важным для человека. Следовательно,

Чтобы определить частоту камертона, необходимо сначала рассчитать частоту годового ритма Земли. Частота годового ритма Земли определяется на основании продолжительности звёздного года (сидерический период обращения), это промежуток времени, в течение которого Земля совершает полный оборот вокруг Солнца относительно звёзд, округлённо: 365 суток, 6 часов, 9 минут, 9,98 секунды и составляет 3,16 ×10 -8 Гц. Данная частота является слишком низкой и поэтому является не слышимой для человека.

Однако, используя октавный принцип, можно за счёт последовательного умножения полученной частоты по степеням двойки получить резонансно связанную с ней, но уже слышимую человеком частоту годового ритма Земли. Поэтому, поднимая полученную частоту на 32 октавы, получим резонансно связанную с ней, но уже слышимую человеком частоту 136,096 Гц (округлённо 136,1 Гц), которая близка к ноте «До-диез» малой октавы звукоряда музыкальной системы (138,59 Гц).

Справка

Октавный принцип - один из фундаментальных принципов, благодаря которому возможно посредством увеличения или уменьшения частот соединение воедино объектов в различных пространственно-временных масштабах. Используя октавный принцип можно за счёт последовательного умножения исходной частоты по степеням двойки трансформировать неслышимую частоту в слышимую, резонансно связанную с исходной частотой.

Использование акустического типа воздействия позволяет благодаря явлению резонанса оказывать выраженное и многостороннее воздействие практически на все функции в теле человека (кровообращение, пищеварение, дыхание, внутреннюю секрецию, деятельность нервной системы, мозга и т.д.), а также на эмоциональную сферу и духовное развитие.

Наши Предки знали об этом, поэтому подобные звуки, резонансно связанные со значимыми для человека частотами, считались священными, потому что с их помощью возможно поддержание жизненной энергии, преображение внутреннего мира человека и влияние на внешнюю действительность.

Связанный с годовым ритмом Земли звук известен с глубокой древности. В Индии, например, существовало учение о высшем звуке «Нада-Брахман», являющимся зародышем всего мироздания. В своём первичном состоянии он не проявлен, затем развёртывается в видимый мир, представляя из себя вибрации той или иной высоты. В индийской музыке это очень важный басовый тон, который называется «sadja» или «отец для других», именно он является лейтмотивом всего музыкального произведения.

Другим примером использования данного звука, считающегося самым священным звуком в индуистской и ведической традиции, является древняя традиция пения мантры «ОМ». В соответствии с ведическим наследием считается, что звук «ОМ» был первым, давшим начало воспринимаемой нами Вселенной, поэтому он произносится в начале священных текстов, мантр и медитаций .

При пении мантры «ОМ» происходит перенастройка организма человека, проясняется ум, устраняются препятствия на пути духовного роста, человек естественным образом раскрывается и через переживание подобного состояния получает возможность обрести новый для себя опыт. «Жаждущие просветления должны вдуматься в звук и смысл ОМ» (Дхьянбинду-упанишада).

Рис.7

При этом большое значение имеет не только сама по себе мантра «ОМ», её вибрационные характеристики и внутреннее душевное состояние исполнителя, но и правильность её вокального исполнения. Только при соблюдении данного условия возможно достижение реального исцеляющего воздействия на организм человека, поэтому всем тем, кто желает научиться правильно петь мантру «ОМ», необходимо либо найти настоящего Учителя, являющегося носителем Традиции, который мог бы научить правильно её исполнять, либо можно посетить выставочный зал «Колокола Руси» в Сергиевом Посаде, где находится басовое било «Голос Земли», точно настроенное на частоту священного звука «ОМ» (Рис.7).

Басовое било «Голос Земли» является простым в применении и удивительным по своим возможностям инструментом. С его помощью можно не только научиться правильному вокальному исполнению мантры «ОМ», но и решать широкий спектр задач, включая как восстановление здоровья человека, так и оказание реальной помощи всем тем, кто избрал для себя Путь саморазвития, раскрытия имеющегося потенциала, преображения себя и окружающего мира.

Окружающий нас мир в своей основе прост, красив и гармоничен. Гармония Мироздания выражается в первую очередь в октавной, музыкальной организации его структуры. Открытый в глубокой древности принцип октавного подобия, то есть фрактальности оси частот, перенесенный на всю Вселенную, констатирует наличие в ней определяющего главного принципа развития материи не только и не столько как механического движения, сколько как информационного процесса, сохраняющего структуру (информацию) .

Так как для человека наиболее значимым является звук, связанный с годовым ритмом Земли, который находится в промежутке между нотами «До» и «До-диез», то именно с ноты «До» начинается октава - музыкальный интервал, в котором соотношение частот между звуками составляет два к одному, то есть верхний звук имеет вдвое большую частоту колебаний, чем нижний звук.

Соответственно, если поднять известную нам частоту годового ритма Земли на 33 октавы, то получим октавный образ резонансно связанной с ней частоты на уровне первой октавы 272,19 Гц , а вдвое большая частота составит 544,38 Гц , что и составит октаву, частоты которой резонансно связаны с годовым ритмом Земли.

Можно отметить определённую близость принятого в настоящее время диапазона частот звукоряда музыкальной системы к диапазону частот, резонансно связанных с годовым ритмом Земли. Если рассмотреть в качестве примера первую октаву звукоряда музыкальной системы, включающую в себя звуки с частотами от 261,63 Гц до 523,25 Гц, то в сравнении с диапазоном частот, резонансно связанных с годовым ритмом Земли - от 272,19 Гц до 544,38 Гц, разница составит соответственно 10,56 Гц и 21,13 Гц.

Столь большая разница в частотах не позволяет провести синхронизацию слушателя с годовым ритмом Земли, поэтому принятый в настоящее время звукоряд музыкальной системы не способен оказать должного положительного воздействия на здоровье человека. Так как для нас представляет интерес именно достижение положительного эффекта на здоровье человека при оказании музыкально-акустического воздействия, то для дальнейших рассуждений будем рассматривать диапазон частот, резонансно связанный с годовым ритмом Земли.

Известно, что одним из фундаментальных принципов построения живой материи является принцип Золотой пропорции. При математическом делении диапазона частот 272,19 Гц - 544,38 Гц, резонансно связанных с годовым ритмом Земли в Золотой пропорции (в отношении 61,8 % и 38,2 %), получаем частоту 440,4 Гц (Рис.8).

Следовательно, использование частоты 440,4 Гц, равно как и её октавных образов, будет способствовать как для человека, так и для всего живого на нашей планете восстановлению гармонии и устранению имеющейся в организме разбалансировки, а также привнесению упорядоченности в работу органов и систем и переводу организма в оптимальный режим функционирования.

Принятая в настоящее время в качестве стандарта частота настройки камертона 440 Гц практически совпадает с частотой 440,4 Гц, полученной в результате деления резонансно связанных с годовым ритмом Земли частот на уровне первой октавы в отношении Золотой пропорции. Поэтому среди разных используемых ранее и предлагаемых в настоящее время частот для настройки камертона, частота 440 Гц наилучшим образом подходит в качестве стандарта для настройки камертона . Имеющаяся погрешность при этом составляет 0,4 Гц, т.е. всего 0,095% или 0,77 центов, что неразличимо для слуха человека. Строго говоря, камертон правильнее было бы настраивать точно на частоту 440,4 Гц, однако на практике это влечёт за собой усложнение процесса изготовления камертона и осуществления в дальнейшем контроля за точностью его настройки.

Данное обоснование расчёта частоты камертона для планеты Земля было представлено автором данной статьи в докладе «Методы аудиостимуляции эндорфинергических механизмов мозга» , прозвучавшего 23 марта 2017 г. в рамках проведения 2-й научной конференции «Строение, история и экология Земли: от древних знаний до технологий будущего», которая проходила в Международном независимом эколого-политологическом университете, г. Москва .

Приведённые рассуждения могут представлять интерес с познавательной точки зрения, однако для того, чтобы можно было убедиться в их справедливости необходимы примеры, подтверждающие факт использования человеком частоты 440,4 Гц или её октавных образов в древности, а также примеры их позитивного воздействия на организм человека. И такие примеры действительно существуют.

Прежде всего, можно обратить внимание на некоторые древние сооружения, сохранившиеся до наших дней. Например, курган Уэйлендз-Смайти (Wayland"s Smithy), построенный около 2800 г. до н.э. и который находится в Беркшире (Berkshire), графстве на юге Англии. Он представляет собой длинный земляной курган с выложенным из камня 6-ти метровым коридором, который заканчивается крестообразной камерой (Рис.9, 10) .


Рис.9 Рис.10

Ещё одним примером построенного в древности сооружения является уже упоминаемый ранее мегалитический комплекс Ньюгрейндж (Newgrange), который находится в Ирландии, в 40 км к северу от Дублина (Рис.11, 12). Данный комплекс представляет собой большой курган высотой 13,5 метров и диаметром 85 метров, внутри которого находится выложенный из камней длинный 19-ти метровый коридор, который заканчивается крестообразной камерой со ступенчатым сводом. Основу камеры составляют вертикально поставленные каменные монолиты весом от 20 до 40 тонн.


Рис.11 Рис.12

Изучение акустических особенностей различных древних сооружений на территории Великобритании и Ирландии, в том числе кургана Уэйлендз-Смайти и мегалитического комплекса Ньюгрейндж, проводилось в 1944 г. исследователями из разных стран в составе группы PEAR (Princeton Engineering Abnormalities Research) под руководством профессора Принстонского Университета Роберта Дж. Яна (Robert G. Jahn).

С этой целью внутри исследуемых сооружений устанавливались громкоговорители, через которые излучался звук разной высоты. При этом подбиралась частота наибольшей интенсивности звуковых вибраций и наиболее громкого звучания. В результате оказалось, что во всех шести исследуемых древних сооружениях , несмотря на то, что они значительно отличались размерами, формой и строительными материалами, во внутренних помещениях отмечался устойчивый сильный резонанс на частотах между 95 Гц и 120 Гц .

Обращает на себя внимание близость полученных резонансных частот помещений в исследуемых сооружениях к частоте 110 Гц, являющейся октавным образом частоты 440,4 Гц на уровне большой октавы (110,1 Гц), что вряд ли может расцениваться как случайное совпадение. Имеющиеся отклонения могут быть объяснены тем, что помещения в данных сооружениях выложены из необработанных камней, что препятствует достижению требуемой точности.

Ещё одним примером из числа сохранившихся до наших дней древних сооружений является подземный храм Гипогей Хал-Сафлиени на острове Мальта (Hal-Saflieni Hypogeum), возраст которого оценивается примерно в 5-6 тысяч лет. На втором подземном уровне данного храма находится «Палата Оракула» (The Oracle Room) с маленькой овальной нишей, расположенной на высоте лица. При произнесении в неё слов низким мужским голосом, звуки начинают резонировать сильным эхом по всему помещению храма (Рис.13, 14).


Рис.13 Рис.14

При проведении акустических исследований мальтийским композитором Рубеном Зарой (Ruben Zahra) совместно с исследовательской группой из Италии было установлено, что звук в Палате Оракула резонирует на частоте 110 Гц. Обращает на себя внимание её практически полное совпадение с октавным образом частоты, соответствующей Золотой пропорции на уровне большой октавы (110,1 Гц).

Достижение столь высокой точности стало возможным благодаря сочетанию двух факторов - умелому проектированию самого помещения с целью достижения заданных акустических свойств, а также благодаря тому, что оно вырубалось в известняке, а не выкладывалось из камней, как в случае с курганом Уэйлендз-Смайти (Рис. 15) или мегалитическим комплексом Ньюгрейндж (Рис. 16), а значит была возможность обработки поверхностей с требуемой точностью (Рис. 17).

Рис.15 Рис.16 Рис.17

Затем исследования продолжили специалисты в области медицины, которые пришли к выводу, что частота 110 Гц способна оказывать особое воздействие на психоэмоциональное состояние человека и позволяет выйти за рамки привычной реальности.

Так, Линда Инеикс (Linda Eneix), президент Фонда OTSF (Old Temples Study Foundation) из Флориды, при проведении исследований с помощью электроэнцефалографии обнаружила, что при воздействии звуковой вибрации с частотой 110 Гц происходит резкое изменение характера активности в префронтальной коре головного мозга, что приводит к частичному отключению языкового центра и переходу доминирования от левого полушария к правому, отвечающего за эмоциональность и творчество, а также происходит «включение» области мозга, которая ответственна за настроение, эмпатию и социальное поведение. Если же воздействовать звуковой вибрацией на других частотах, например на частоте 90 Гц или 130 Гц, то подобных резких изменений в активности головного мозга не отмечалось .

Доктор Паоло Дебертолис (Paolo Debertolis) после проведения серии тестов в Единой Клинике по нейрофизиологии в Университете Триеста в Италии (University of Trieste) пришёл к выводу, что активация фронтальной области мозга происходит в частотном диапазоне между 90 Гц и 120 Гц. Только в этом случае во время тестирования у человека возникали идеи и мысли, подобные тем, что обычно возникают во время медитации .

Профессор психиатрии Ян Кук (Ian Cook) из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (University of California, Los Angeles) и его коллеги в 2008 году опубликовали результаты эксперимента, в котором с помощью ЭЭГ исследовалась местная активность головного мозга под воздействием разных резонансных частот. Результаты исследования показали, что при воздействии частоты 110 Гц паттерны активности префронтальной коры резко смещались, приводя к относительному отключению функционирования языкового центра и доминированию правополушарной деятельности головного мозга .

В связи с этим Николо Бисконти (Niccolo Bisconti) из Университета Сиены в Италии (University of Siena) высказал версию, что «Палата Оракула» в Гипогее специально была спроектирована таким образом, чтобы полученные акустические эффекты могли воздействовать на психику людей.

С момента появления в начале 2013 года в первого плоского колокола, настроенного на частоту 110 Гц, мы накопили определённый опыт его практического применения и обратили внимание на то, что аудиостимуляция головного мозга звуковой вибрацией на частоте 110 Гц приводит к качественному изменению в состоянии активности головного мозга, что фиксируется результатами компьютерной диагностики. При этом человек не только сохраняет полный контроль над собой и способность ясно воспринимать всё происходящее с ним, но и получает возможность выйти за рамки привычной реальности .

Достижение подобного состояния происходит благодаря снижению типичных для бодрствующего состояния бета-ритмов, однако при этом человек продолжает оставаться в сознании. Вместе с тем происходит существенный рост тэта-ритмов, что свидетельствует о выраженном переходе к доминированию правого полушария.

Аудиостимуляция головного мозга звуковой вибрацией на частоте 110 Гц приводит также к значительному снижению дельта-ритмов, что свидетельствует о явном выходе из неосознанного состояния и возвращению сосредоточенности, что достоверно фиксируется инструментально с помощью диагностического комплекса «Лотос» (Рис.18).

Пребывая в подобном состоянии человек сохраняет способность не только ясно воспринимать всё происходящее с ним здесь и сейчас, но и получает возможность доступа к области безсознательного, что позволяет взаимодействовать с окружающим миром и решать множество прикладных задач.

Таким образом, полученные при проведении научных исследований результаты свидетельствуют о том, что:

Не менее интересные результаты были получены доктором медицинских наук, профессором, академиком международной академии информатизации Каструбиным Эдуардом Михайловичем. По результатам проведённых им исследований оказалось, что частоты в диапазоне от 95 Гц до 110 Гц являются наиболее эффективными для стимуляции синтеза мозгом морфиноподобных веществ - эндорфинов, представляющих собой нейромодуляторы, которые оказывают обезболивающее действие, успокаивающе влияют на психику человека и играют значительную роль в снятии стресса.

Ещё одно важное открытие было сделано доктором медицинских наук, профессором Кубанского государственного медицинского университета Савиной Лидией Васильевной. Она определила типичные для здорового человека диапазоны частот, присущие его главным энергетическим зонам, и оказалось, что для сердечного центра характерен диапазон частот 90-110-120 Гц (Савина Л.В., Монография, «Я излучаю», Краснодар, 2001).

В обоих приведённых примерах также обращает на себя внимание близость выявленных при проведении исследований частот к частоте 110,1 Гц, являющейся октавным образом частоты 440,4 Гц. Взаимодействие с подобными частотами естественным образом переводит организм человека в оптимальный режим функционирования, а психоэмоциональное состояние человека в состояние лада и гармонии с окружающим миром.

Возможно, что одной из целей строительства в древности мегалитических комплексов и различных сооружений с подобными акустическими свойствами являлась возможность достижения человеком подобного особого психофизиологического состояния, что имело большую практическую ценность.

1. Рассматривая окружающий мир с позиции волновых процессов можно отметить, что человек, как клеточка огромного Вселенского организма, незримо вовлечён во множество внешних ритмических процессов, наиболее значимым из которых для человека является годовой ритм Земли.

2. Применительно к октавному образу частот, резонансно связанным с годовым ритмом Земли, частота 440,4 Гц являет собой проявление высшего структурного и функционального совершенства, поэтому её использование будет привносить упорядоченность и гармонию в работу органов и систем человеческого организма, способствуя устранению имеющейся разбалансировки и переводу организма в оптимальный режим функционирования.

3. Принятая в настоящее время для настройки камертона частота 440 Гц наилучшим образом подходит в качестве стандарта для настройки камертона. Имеющаяся погрешность в 0,4 Гц является несущественной, так как подобная точность при настройке музыкальных инструментов не требуется.

4. Для того, чтобы музыкально-акустическое воздействие могло оказывать на организм человека положительное воздействие и способствовать исцелению от недугов, необходимо проведение синхронизации частот звукоряда музыкальной системы с резонансно связанными с годовым ритмом Земли частотами.

5. Использование частоты 440 Гц в качестве эталона для настройки камертона и синхронизация звукоряда музыкальной системы с резонансно связанными с годовым ритмом Земли частотами позволит посредством музыкально-акустического воздействия реализовать антропокосмическое единство человека с Природой и обеспечить устойчивость человека как единой и целостной биологической системы, что является одним из важнейших условий поддержания оптимального уровня биоритмической адаптации и сохранения здоровья человека в целом.

Аллен К.У., Астрофизические величины. Справочник, перевод с англ. Х.Ф. Халиуллина под ред. Д.Я. Мартынова, Москва: Мир, 1977. - 446 с.

Еремеев В.Е., Чертёж антропокосмоса. 2-е изд., испр. и доп. М.: АСМ, 1993. -384 с.

Кулинкович А.Е., Кулинкович В.Е. Гармония Вселенной.
http://www.ka2.ru/nauka/kulinkovich_3.html

Дорошкевич А.Н., «Методы аудиостимуляции эндорфинергических механизмов мозга», 2-я научная конференция «Строение, история и экология Земли: от древних знаний до технологий будущего»,МНЭПУ, 23.03.2017, г. Москва,
https://www.youtube.com/watch?v=Uqym1MKNb_4

Wayland"s Smithy, Neolithic Chambered Long Barrow,
http://www.stone-circles.org.uk/stone/wayland.htm

Jahn, Robert G., Acoustical Resonances of Assorted Ancient Structures, Technical Report PEAR. 95002, Princeton University, March 1995

Linda Eneix, The Ancient Architects of Sound , Popular Archaeology Magazine, Vol. 6, March 2012.
http://popular-archaeology.com/issue/march-2012/article/the-ancient-architects-of-sound

Paolo Debertolis, Department of Medical Sciences University of Trieste (Italy), Systems of acoustic resonance at ancient sites and related brain activity,
http://www.sbresearchgroup.eu/Immagini/Systems_of_acoustic_resonance_in_the_ancient_sites_and_related_brain_activity.pdf

Кук И.А., UCLA, Фонд OTSF (Old Temples Study Foundation), «Время и мышление», 2008

Дорошкевич А.Н., 110 Гц - ключ к переходу в особое состояние,

Стандартный камертон издаёт звук ля 1-й октавы частотой 440 Гц. В исполнительской практике применяется для настройки музыкальных инструментов . При пении хора а капелла (то есть без инструментального сопровождения) хормейстер находит по камертону и указывает хористам высоту звуков, с которых они начинают своё пение. Устройство камертона может быть различным. Встречаются механические, акустические и электронные камертоны.

История

См. также

  • Тюнер для настройки музыкальных инструментов

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Камертон" в других словарях:

    Камертон … Орфографический словарь-справочник

    - (от лат. camera, и tonus тон). Стальной инструмент, в виде двузубой вилки, посредством которого дают тон певческой капелле. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАМЕРТОН от лат. camera, и tonus, тон.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Камертон - Камертон. КАМЕРТОН (немецкое Kammerton), прибор (самозвучащий вибратор), производящий звук, служащий эталоном высоты при настройке музыкальных инструментов, для хорового пения. Стандартная частота тона ля первой октавы 440 Гц. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (немецкое Kammerton), прибор (самозвучащий вибратор), производящий звук, служащий эталоном высоты при настройке музыкальных инструментов, для хорового пения. Стандартная частота тона ля первой октавы 440 Гц … Современная энциклопедия

    - (нем. Kammerton) прибор источник звука, служащего эталоном высоты звука при настройке музыкальных инструментов и в пении. Принята эталонная частота тона ля первой октавы 440 Гц … Большой Энциклопедический словарь

    КАМЕРТОН, камертона, муж. (нем. Kammerton) (муз.). Стальной инструмент в форме вилки, издающий при ударе о твердое тело всегда один и тот же звук, которым пользуются как основным тоном при настраивании инструментов в оркестре, а также в хоровом… … Толковый словарь Ушакова

    КАМЕРТОН, а, муж. Металлический инструмент, издающий при ударе звук, к рый является эталоном высоты при настраивании инструментов, в хоровом пении. | прил. камертонный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    - «КАМЕРТОН», СССР, ОДЕССКАЯ киностудия, 1979, цв., 115 (тв) мин. Школьный фильм. Девятиклассники разбираются со своими проблемами.Одесский вариант фильмов Д.Асановой.Использованы рисунки Нади Рушевой. В ролях: Елена Шанина (см. ШАНИНА Елена… … Энциклопедия кино

    - (diapason, Stimmgabel, tuning fork) служит для полученияпростого тона постоянной и определенной высоты. В этом заключается еговажное значение и в физике, и в музыке. Приготовляется он обыкновенно изстали и имеет вид вилки с двумя совершенно… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    камертон - а, м. Прибор в виде упругой стальной двузубой вилки, издающей при ударе звук определенной частоты, условный тон для настройки инструментов. [Я] придумал симфонию. Я введу в нее аккорды сотни колоколов, настроенных по различным камертонам (В.… … Популярный словарь русского языка

Книги

  • Камертон , Алексей Петров. Феонин находит наконец халтуру у контрабандистов, перевозящих загадочное вещество камертон. Но готов ли он к тому, что его команда будет состоять из странных существ, которые от скуки сходят…

Все начинающие гитаристы и даже уже более опытные рано или поздно сталкиваются с проблемой, а как же настроить гитару? Существует несколько способов настройки гитары. Все они дают хороший результат, при правильном подходе.
Но выбор,конечно же, за тобой. Кроме того, результаты настройки по разным методам отличаются – немного, но опытные гитаристы вполне могут услышать разницу.
Возможно лишь с достаточной точностью настроить гитару — достаточной ровно для того, чтобы слушатели посчитали строй достаточно благозвучным.

Способы настройки гитары:

1.Настройка с помощью гитарного переносного тюнера.
2.Настройка с помощью программного и онлайн тюнера.
3.Настройка с помощью телефона.
4.Настройка по камертону.
5.Настройка гитары по пятому ладу.
6.Настройка по флажолетам.

1. Гитарный переносной тюнер

Гитарный тюнер представляет из себя электронное устройство, которое с помощью микрофона анализирует частоту колебания струны и помогает гитаристу быстро и очень точно настроить гитару.

Принцип его работы:

Нажимая на кнопки на тюнере он проигрывает звук являющийся эталоном для каждой струны. Далее Вы дергаете струну, и тюнер покажет разницу (на шкале или экране), подтянуть вам надо струну или ослабить.
Если стрелка ушла влево, то струна недотянута, если ушла вправо — перетянута, остановилась посередине – настройка струны завершена.
Крутите колки до тех пор пока звучание струны не будет в унисон со звуком эталона.

Чтобы настроить гитару с помощью тюнера, нужно знать буквенное обозначение струн.
Каждая струна на гитаре имеет свое название.
Первая, она же самая тонкая, называется «E(ми)», далее по порядку: B(си), G(соль), D(ре), A(ля), а шестая, как и первая, тоже называется «E(ми)». В скобках указана нота, которой соответствует буква.
Конечно же, чем серьезнее тюнер, тем звук более приближен к эталонному.
Удобен этот способ тем, что Вы довольно быстро и точно настроите свой инструмент практически в любых условиях, а также не требует хорошего слуха.

2. Программный и Онлайн тюнер

С помощью данного тюнера вы можете настраивать как акустическую, так и электрогитару. Для настройки акустической гитары есть встроенный микрофон, для электрогитары можно воспользоваться линейным входом для инструментального кабеля.

Принцип его работы:

Когда вы извлекаете звук струны тюнер показывает ноту которая соответствует частоте колебания струны.
Таким образом, вы можете без труда настроить все струны. Тюнер показывает вам ноту, а также что нужно делать со струной, понижать или повышать.
Крутите колки до тех пор, пока индикатор не встанет точно по центру нужной вам ноты и загорится устойчиво зеленый светодиод.

Для настройки гитары c помощью онлайн тюнера Вам понадобиться только минимум знаний, а именно какими буквами обозначаются струны.

Вот ноты, которые соответствуют этим струнам:

1 струна — нота Ми (лат. E)
2 струна — нота Си (лат. B)
3 струна — нота Соль (лат. G)
4 струна — нота Ре (лат. D)
5 струна — нота Ля (лат. A)
6 струна — нота Ми (лат. E)

А для настройки гитары в режиме онлайн используйте этот . Он подойдет как новичкам, так профессиональным гитаристам.

3. Настройка с помощью телефона

Если Вы оказались в полевых условиях, где совсем ничего нет, то настроить первую струну Вам поможет сотовый телефон. Набираем на телефоне номер и ставим на громкую связь.
Гудки издающиеся при ожидании ответа должна звучать в унисон с 1-й струной зажатой на 5 ладу)
После того, как настроена первая струна, настраиваем остальные:
2-я стpуна, зажатая на 5-м ладу, звучит в унисон с 1-й откpытой;
3-я стpуна, зажатая на 4-м ладу, звучит в унисон со 2-й откpытой;
4-я стpуна, зажатая на 5-м ладу, звучит в унисон с 3-й откpытой;
5-я стpуна, зажатая на 5-м ладу, звучит в унисон с 4-й откpытой;
6-я стpуна, зажатая на 5-м ладу, звучит в унисон с 5-й откpытой.

4. Стандартный способ настройки на слух с помощью камертона

Если у Вас нет возможности использовать гитарный тюнер, то есть еще несколько способов настройки гитары, но они более сложны. Например, с помощью камертона.

Камертон - это небольшой портативный прибор, точно и ясно издающий звук определённой высоты со слабыми гармоническими призвуками. Стандартный камертон издаёт звук ноты «Ля» 1-й октавы, частотой 440 Гц.

Камертоны бывают 2-х типов: Духовой камертон и Вилочный камертон.

Настройка гитары по духовому камертону (свистку)

Духовой камертон — это простое устройство, которое действует по принципу обыкновенного свистка. Прибор сконструирован таким образом, что в момент, когда вы в него дуете, он издает определенную ноту. По этому звуку настраивается одна из струн гитары. Следующая струна настраивается по ней и т.д.

Плюсом духовых камертонов для гитары является то, что посредством их, можно извлекать не только один, но и три или даже все шесть нотных звука, соответствующих каждой струне.
Для этого в конструкции устройства (в зависимости от модели) предусмотрено три или шесть отверстий.
Это значительно упрощает процесс настройки и проверки гитары.
Для того, чтобы пользоваться камертоном, необходим хороший слух, однако компактные размеры и невысокая цена делают его практически незаменимым. Кроме того, в отличие от электронного тюнера настройка по камертону хорошо развивает слух.

Настройка гитары по вилочному камертону

Вилочный камертон — представляет собой металлическую вилку, которая при ударе издает звук определённой ноты, в основном это нота «Ля» первой октавы, которая соответствует 5-ому ладу 1-ой струны гитары. Её частота равна 440 Гц.

Вилочные камертоны бывают 2-х типов:

Камертон, издающий эталон звука в ноте A»Ля»(пятая открытая струна), очень популярен, а также камертоны в ноте E»Ми»(первая струна).

Вообще вилочные камертоны в практике встречаются реже, чем духовые. Они не очень удобны. Для того, чтобы настроить гитару, нужны ещё одни свободные руки.

Способ настройки гитары вилочным камертоном:

Ударьте камертон чем-либо, в момент издания им звука, прислоните к деке гитары, дерните струну и сравните ее звучание со звуком эталона.

Настраивать 1-ю струну нужно в унисон со звуком камертона, прижав её на 5-ом ладу. Т.е. нужно подтягивать струну, поворачивая колки, до момента когда камертон и струна начнут звучать одинаково, с одинаковой частотой.

После настройки 1-й струны, остальные струны можно настроить по ней, следующим образом:

Зажимаешь 2-ую стpуну на 5-ом ладу и подстpаиваешь ее так, чтобы она звучала точно также как 1-ая.
Затем зажимаешь 3-ю стpуну на 4-ом ладу и подстpаиваешь ее так, чтобы она звучала точно также как 2-я.
Затем зажимаешь 4-ю стpуну на 5-ом ладу и подстpаиваешь ее так, чтобы она звучала точно также как 3-я.
Затем зажимаешь 5-ю стpуну на 5-ом ладу и подстpаиваешь ее так, чтобы она звучала точно также как 4-я.
Затем зажимаешь 6-ю стpуну на 5-ом ладу и подстpаиваешь ее так чтобы она звучала точно также как 5-я.

Если звучание струн различается - значит, вам необходимо подстроить 5-ю струну путем регулировки колка до высоты, при которой два звука будут звучать как одно целое. Перед этим нужно на слух определить: ниже или выше звучит 5-я открытая струна, чем 6-я струна, прижатая на пятом ладу.

Если 5-я открытая струна звучит ниже, чем 6-я, прижатая на пятом ладу, значит, вам нужно натягивать 5-ю струну соответствующим колком. Делать это нужно внимательно и не спеша до тех пор, пока звучание пятой открытой струны будет невозможно отличить от прижатой 6-й. Если же 5-я открытая струна звучит выше, чем 6-я, прижатая на пятом ладу, то следует ослаблять натяжение пятой струны, то есть крутить колок в обратном направлении.

Данный классический способ настройки гитары наиболее распространен среди начинающих музыкантов из-за своей относительной простоты и наглядности.

6. Настройка гитары по флажолетам

И вот мы подошли к самому трудному способу настроить гитару. Используется он, в основном, только профессиональными гитаристами.

Флажолет – это приём игры на музыкальном инструменте, заключающийся в извлечении звука-обертона т.е звука с удвоенной частотой.

Флажолетный звук даёт возможность услышать едва заметные расхождения в унисоне. Поэтому настройка гитары флажолетами является самой точной.

Лучше всего флажолеты извлекаются на 12-ом, 7-ом и 5-ом ладах.

Натуральный флажолет — это способ извлечения звука из струны без прижатия ее к порожку лада, а лишь при легком прикосновении подушечки пальца к месту деления струны на 2, 3, 4 и др. частей.

Чтобы извлечь флажолет нужно слегка прикоснуться кончиком пальца к шестой струне над пятым ладовым порожком. Затем правой рукой извлекаем звук, после чего сразу же убираем палец левой руки со струны. Нельзя убирать палец раньше времени, так как получится звук открытой струны. Далее тут же извлекаем флажолет над седьмым ладом пятой струны. Звуки обоих флажолетов должны быть ровными.
Этот способ разумно использовать в качестве доводки после стандартного способа настройки гитары.

Способ настройки по флажолетам:

Флажолет на седьмом ладу 1-й струны должен звучать в унисон с флажолетом 2-й струны на пятом ладу.
Флажолет на двенадцатом ладу 3-й струны должен звучать в унисон с 1-й струной прижатой на третьем ладу.
Открытую 3-ю струну настраиваем по 2-й струне прижатой на восьмом ладу.
Флажолет на седьмом ладу 3-й струны должен звучать в унисон с флажолетом 4-й струны на пятом ладу.
Флажолет на седьмом ладу 4-й струны должен звучать в унисон с флажолетом 5-й струны на пятом ладу.
Флажолет на седьмом ладу 5-й струны должен звучать в унисон с флажолетом 6-й струны на пятом ладу.

Натуральный звукоряд имеет значение не только для тембра. Некоторые интервалы этого ряда положены в основу музыкальных строев и регламентируют их внутреннюю структуру, способствующую выявлению качественных отличий между разными строями.

Строем называется система организации музыкальных звуков по высоте, выраженная в соотношениях частот их колебаний.

Любой строй отталкивается от точно определенной высоты какого-либо одного звука. В большинстве случаев таким звуком-ориентиром служит ля (а) первой октавы, частота колебаний которого в настоящее время установлена в 440 Гц (при температуре воздуха 20°С). Именно эта высота данного звука и является международным эталоном, по которому производится настройка всех музыкальных инструментов, а также определяется высота и остальных звуков музыкальной системы.

Для воспроизведения звука эталонной высоты пользуются камертоном* [Камертон был изобретен в 1711 г. придворным трубачом английской королевы Елизаветы Джоном Шаром. Первоначально высота настройки издаваемого им звука ля первой октавы соответствовала 119,9 Гц. Однако с того времени высота настройки камертона непрерывно повышалась, доходя порой до 453 и даже 466 Гц (в Парижском и Венском оперных театрах), что вызвало резкие протесты вокалистов. В 1885 г. в Вене был установлен международный эталон основного тона музыкальной настройки, по которому ля первой октавы равнялось 435 Гц. Он просуществовал до середины 30-х годов XX века, когда был установлен новый эталон тона ля первой октавы, равный 440 Гц. Увеличение числа колебаний до 440 Гц способствовало заметному повышению яркости звучания оркестровых инструментов, и, следовательно, оркестра в целом, что прежде всего сказалось при исполнении произведений симфонической музыки. Очевидно, именно поэтому новый строй стал называться «оркестровым». В настоящее время вновь наблюдается тенденция к дальнейшему повышению оркестрового строя до 442-444 Гц, однако это вступает в противоречие с физическими возможностями певческих голосов.] - никогда не расстраивающимся инструментом, издающим только один, первоначально заданный тон с абсолютно точно выверенным числом колебаний в секунду* (Абсолютно точная настройка камертонов возможна лишь и условиях акустической лаборатории, оснащенной соответствующими контрольно-измерительными приборами). Обычный камертон представляет собой цельнолитую металлическую двузубую вилку с рукояткой, при ударе издающую звук настройки (название его обычно высекается внизу вилки): как правило, это ля первой октавы (440 Гц), реже - до второй октавы (523 Гц).

Камертон

Есть духовые камертоны в виде свистка или небольшой дудочки. Бывают также духовые камертоны, которые при помощи приспособления, изменяющего величину воздушного столба в трубке, могут издавать любой из двенадцати звуков хроматической системы.

Однако наиболее точными все же являются металлические камертоны, не подверженные влиянию каких-либо посторонних факторов (за исключением, разумеется, специальной механической обработки или больших перепадов температуры воздуха).

За последнее время получили распространение камертоны, источником звука в которых служит электрический генератop.

В основе так называемого равномерно-темперированного строя, являющегося базой для современной европейской музыки, лежит деление октавы на двенадцать равных полутонов. Раньше, до установления равномерной темперации (Равномерная двенадцатизвуковая хроматическая темперация для клавишных инструментов была введена в музыкальную практику в конце XVII века (в лютневой музыке она стала применяться ещё раньше - уже в XVI веке) и ныне, по сути дела, является общепринятой системой.), существовали другие строи. Так, в период, когда преобладающей являлась одноголосная музыка, большое значение имел пифагоров строй (наиболее древний из всех), в основу которого была положена чистая - акустически совершенная - квинта. Частоты звуков, составляющих такую квинту, относятся друг к другу как числа натурального ряда - 2 и 3. Например, ля малой октавы имеет 220, а ми первой октавы -330 Гц. Инструменты при этом настраивались несколькими ходами на чистую квинту и октаву. В строе от до это выглядело следующим образом: до 1 -соль 1 -ре 2 , ре 1 -ля 1 -ми 2 , ми 1 -си 1 и до 2 -фа 1 (в этой цепи октавные ходы и последний интервал - квинта до 2 - фа 1 - нисходящие, остальные - восходящие). В получаемой таким образом мажорной гамме все большие терции оказывались несколько расширенными по сравнению с аналогичными терциями в равномерно-темперированном строе. Такие терции звучали ярко, несколько напряженно и обостренно, и это отвечало тенденциям интонирования одноголосной музыки, особенно в восходящих мелодических ходах. Именно так и звучат III, VI и VII ступени лада в пифагоровом строе. В мелодической последовательности некоторое повышение звучания этих ступеней не вызывает ощущения фальши, не раздражает слух, а иной раз может оказаться даже незаметным. Но при сравнении гамм пифагорова и равномерно-темперированного строев эти повышения заметить легко.

Когда стало развиваться многоголосие и наряду с мелодией большое значение приобрели также аккорды, гармония, пифагоров строй перестал удовлетворять музыкантов, так как аккорды с расширенными большими терциями этого строя звучали слишком резко, напряженно, а иногда и просто фальшиво. Расширенные большие терции, благоприятные для исполнения мелодии, оказываются непригодными для аккордовых сочетаний. Действительно, в многоголосии пифагоров строй неприемлем, тогда как в одноголосии он воспринимается как естественный. Возникшие в практике художественные требования вызвали к жизни и новый строй. Это был так называемый чистый строй, в котором большие терции акустически совершенны, то есть частоты звуковых колебаний в них соотносятся как числа натурального ряда - 4 и 5. Например, ля первой октавы будет иметь 440 Гц, а лежащий выше его до-диез - 550 Гц. В чистом строе большие терции (по сравнению с пифагоровым и равномерно-темперированным строями) несколько сужены. Мелодические большие терций, построенные на I, IV и V ступенях мажорной гаммы, в чистом строе кажутся очень узкими и не удовлетворяют музыкальный слух, но в аккордах эти натуральные большие терции звучат очень хорошо. Поэтому интонации чистого строя находят применение в многоголосии (например, в ансамблях и хорах), для интонирования же мелодии чистый строй непригоден.

Совершенно очевидно, что и пифагоров, и чистый строй не могли полностью удовлетворить музыкантов. Сменивший их равномерно-темперированный строй, в котором все двенадцать звуков расположены по равномерным интервалам - полутонам, являющимся наименьшим высотным соотношением между соседними звуками, устраняет недостатки чистого и пифагорова строев и поэтому является лучшей базой для настройки многих музыкальных инструментов. Однако, с другой стороны, он ликвидирует и достоинства этих строев.

В пении и в игре на смычковых и щипковых струнных инструментах (тех из них, которые не имеют так называемых ладов или порожков), а также на духовых инструментах, то есть на инструментах со свободной интонацией, наряду с интервалами равномерно-темперированного строя широко используются интервалы пифагорова и чистого строев, а также интервалы других значений. Выбор их зависит от мелодической и гармонической организации музыки, от роли того или иного звука в музыкальном контексте, от того, в частности, входит ли данный звук в мелодическую последовательность, или он в большей степени является аккордовым звуком. Такие небольшие отклонения от точных значений высоты в равномерно-темперированном строе в музыкальной практике являются не исключением, а правилом, и они не вызывают ощущения фальши, что обусловлено зонной природой* [Практически воспроизводимые во время пения, игры или настройки музыкальных инструментов звуки являются лишь большим или меньшим приближением к требуемой высоте, достигая при этом одной из частот в пределах зоны колебаний, соответствующей тому или иному звуку. Дело в том, что каждый звук может быть выражен не одной, а несколькими близкими величинами частот колебаний в секунду, вместе образующими так называемую зону. Например, ля первой октавы в идеале должно всегда иметь 440 Гц, однако и 439, и 441 Гц будут соответствовать тому же самому ля, только в первом случае этот звук окажется чуть ниже, а во втором - чуть выше эталона. В процессе исполнения музыки такие незначительные отклонения от установленной для данного звука нормы колебаний слухом почти не ощущаются, а потому и не оказывают решающего влияния на восприятие высоты звука.] восприятия высоты.

Однако это вовсе не означает, что музыкальный слух не способен замечать такие отклонения от акустически точной высоты.

Чувствительность к различению небольших звуковысотных сдвигов у людей с хорошим слухом очень высока. Музыкант может заметить отклонения, равные пяти-шести сотым долям полутона (или центам, как они называются в акустике), хорошие же настройщики способны порой замечать отклонения в один-два цента. Такие небольшие звуковысотные изменения в сторону повышения или понижения звука могут быть вполне заметны, разумеется, лишь для высокоразвитого и весьма хорошо тренированного музыкального слуха. Отсюда следует, что каждому музыканту необходимо неустанно работать над развитием тонкого интонационного слуха, так как в художественном исполнении звуковысотные нюансы применяются очень широко, как одно из средств музыкальной выразительности.

Глава II. МУЗЫКАЛЬНАЯ СИСТЕМА, НОТАЦИЯ ЗВУКОВ

К амертон - это приспособление, воспроизводящее эталонную ноту, от которой отстраиваются все остальные звуки на инструменте. Существуют следующие распространённые разновидности камертона: металлический, духовой и электронный.

1.1. Металлический камертон

Металлический камертон пришёл к нам из глубины веков. Он надёжен, точен, долговечен, ну и просто красиво выглядит.

Большинство таких камертонов дают ноту «Ля» первой октавы, что соответствует звучанию 1-й струны (струны считаются снизу вверх, первая струна - самая тонкая), прижатой на 5-м ладу. Камертон используется в двух режимах: тихий и громкий. Тихий режим - это когда вы подносите колеблющийся камертон к уху. А громкий - когда прикасаетесь им, скажем, к фортепиано или к деке гитары. При этом громкость звука заметно возрастает.

Итак, приступаем к настойке гитары.

  1. Возьмите камертон с той стороны, где у него один кончик, и стукнете по нему.
  2. Послушайте ноту.
  3. Нужно настроить первую струну так, чтобы, будучи прижатой на 5-м ладу, она давала такой же звук, какой даёт камертон - ноту «ля». Вращайте колок осмотрительно, чтобы не перетянуть и не порвать струну.
  4. Настроили? Теперь послушаем открытую (не прижатую) 1-ю струну. Это нота «ми». Нам нужно, чтобы 2-я струна, прижатая на 5-м ладу, зазвучала так же - в ноту «ми». Настройте её. Обратите внимание на то, что нота «ми» на 1-й и 2-й струнах не звучит абсолютно одинаково - имеет место быть разница в тембре (окраске звука).
  5. Теперь по аналогии. Настройте 3-ю струну так, чтобы на 4-м ладу она звучала как открытая 2-я. Это нота «Си».
  6. 4-я струна на 5-м ладу - как 3-я открытая (нота «соль»).
  7. 5-я струна на 5-м ладу - как 4-я открытая (нота «ре»).
  8. 6-я струна на 5-м ладу - как 5-я открытая (нота «ля»).

В отличие от металлического, духовой камертон даёт 6 звуков открытых струн. Это удобно, но есть существенные недостатки. Такие камертоны недолговечны и постепенно теряют точность ввиду окисления язычков.

  1. Дуньте в отверстие, соответствующее какой-либо струне;
  2. Настройте эту струну.

Хотя погрешность и не накапливается, но проверка по интервалам и аккордам всё равно позволит настроить гитару точнее.

1.3 Электронный камертон

Может давать множество различных звуков, набор которых отличается в зависимости от модели. На фото представлен прибор фирмы Korg, удачно совмещающий камертон и метроном в одном корпусе.

На большинстве таких камертонов можно калибровать высоту эталонной ноты «ля» первой октавы, относительно которой прибор отстраивает остальные звуки. Это бывает полезно, если играешь, скажем, с фортепиано, настроенном в 442 Гц (напомню, что эталонной считается частота 440 Гц). Вот как настраивается гитара:

Струна Название ноты и октавы Обозначение на дисплее (в зависимости от модели прибора)
Прибор обозначает октавы по системе Гельмгольца Прибор обозначает октавы в научной нотации Прибор обозначает ноту и номер гитарной струны
1 «Ми» первой октавы e1 E4 E1
2 «Си» малой октавы b (возможно «h»*) B3 (возможно «H3»*) B2 (возможно «H2»*)
3 «Соль» малой октавы g G3 G3
4 «Ре» малой октавы d D3 D4
5 «Ля» большой октавы A (большая буква «A») A2 A5
6 «Ми» большой октавы E (большая буква «E») E2 E6

* - существует путаница, связанная с обозначением ноты «си». Часть музыкального мира обозначает её буквой «B», а часть - «H». Причём, в случае с «H» нота си-бемоль обозначается как «B». Вероятнее всего, ваш камертон будет использовать первый вариант обозначения, где «си» - это «B».

Учитывайте этот момент не только при настройке гитары, но и при чтении буквенно-цифровых обозначений аккордов.

Ещё один интересный момент касается того, где какая октава на грифе гитары. Часто можно встретить информацию о том, что первая открытая струна — это «Ми» второй октавы, а все остальные, соответственно, относятся к первой и к малой. Это ошибочное утверждение. Оно пошло от того, что ноты для гитары записываются октавой выше фортепианных. Развею это утверждение. Первая открытая струна - это «Ми» первой октавы, как и написано в таблице.

1.4. Другие варианты камертона

Роль камертона может выполнять гудок на стационарном телефоне, первая нота рингтона на сотовом или что-то ещё. Просто примените фантазию.

2. Настройка по фортепиано

З десь всё просто. Фортепиано - это тот же камертон, просто нужно знать, на какую клавишу нажимать. На схеме показано, какая клавиша какой открытой струне соответствует.

Иное дело, насколько хорошо настроено само фортепиано. Практика показывает, что обычно не очень. В этом случае можно взять за эталон только одну из нот фортепиано, а от неё отстроить все остальные, как в случае с металлическим камертоном. Важно, чтобы струны гитары в первую очередь строили друг с другом, а уже потом с фортепиано. Если вы настраиваете гитару под синтезатор, то проблемы строя не возникает (если только синтезатор находится в хорошем техническом состоянии).

3. Настройка гитары по тюнеру

Т юнер - это прибор, реагирующий на звучание вашего инструмента и помогающий вам его настроить. На дисплей выводится различная полезная информация, например:

  • Название ноты и октава;
  • Название струны;
  • Частота колебаний ноты;
  • Рекомендации по натяжке или ослаблению струны;
  • Частота эталонной ноты «Ля» первой октавы.

Самые важные характеристики для тюнера - скорость отклика индикатора на сыгранный звук и величина шага индикатора (чем меньше шаг, тем точнее можно настроить гитару). Тюнеры бывают различными в плане конструкции и назначения. В следующей таблице рассмотрены основные разновидности:

Тип тюнера Назначение Плюсы Минусы
Тюнер-прищепка, прикрепляемый к грифу Акустические концерты Эстетичен, лёгок, прикрепил и забыл Имеет подвижные части, которые со временем выходят из строя
Педаль для подключения в цепь эффектов Электрические концерты с высоким уровнем громкости Реагирует только на полезный сигнал гитары, шум в зале ему не мешает Громоздок, работает только через подключение посредством шнура
Небольшой прямоугольный приборчик на батарейках АА или ААА Домашние занятия Такие тюнеры часто обладают встроенным метрономом, что удобно для домашних тренировок Не удобен для использования на концертах
Тюнер-мобильное приложение Домашние занятия Бесплатный Не удобен для использования на концертах, может зазвонить

Теперь рассмотрим, как настроить гитару на примере двух тюнеров - мобильных приложений. Первый из них - популярнейший GuitarTuna. Этот тюнер создан специально для гитаристов, на что указывает его интерфейс в «гитарном» стиле.

Приложение способно автоматически определять, какую струну вы играете, если включён режим «auto». По умолчанию он включён, но всё же проверьте.

  1. Сыграйте первую струну.
  2. Посмотрите на дисплей. Убедитесь в том, что тюнер распознал именно первую струну (подсвечен колок первой струны). Также вы увидите стрелочку индикатора, скользящую в верхней части экрана и зелёную линию, тянущуюся от него. Если стрелочка и линия находятся левее центральной линии, то струну нужно чуть натянуть. Если справа - ослабить. Нужно добиться, чтобы зелёная линия закрывала собой центральную*. Разобраться, в какую сторону крутить колок, можно экспериментальным путём.
  3. Настройте первую струну и проделайте всё то же самое со 2-й, 3-й и т.д.

* - Струна не звучит математически ровно, поэтому стрелочка немного болтается вправо-влево и полностью закрыть среднюю полоску может не получиться. Просто стремитесь к тому, чтобы максимально её закрыть. Особенно капризны в этом отношении 5-я и 6-я струны. При их настройке нужно дожидаться момента, когда зелёная полоска станет более или менее стабильной. Возможно, придётся подождать секунду или две. Сперва вы увидите кривую, как бы рисующую гору через весь экран, но затем индикатор найдёт условно стабильное положение («условно стабильное» оно потому, что стрелка всё равно болтается туда-сюда, но уже по небольшой амплитуде). На это условно стабильное положение и ориентируйтесь.

Наиболее частые ошибки у начинающих гитаристов при настройке гитары:

  • Вращает не тот колок
  • Играет не ту струну
  • Настраивает в слишком шумном месте
  • Отключил режим «auto» и забыл про это
  • Играет ноту, тут же глушит её, и уже потом вращает колок (колок нужно вращать при звучащей ноте, в реальном времени наблюдая за поведением стрелочки индикатора).

В режиме «auto» тюнер определяет струну по высоте звука. То есть он слышит, что сейчас звучит что-то близкое по частоте к первой струне и определяет, что это первая струна. Если гитара очень сильно расстроена, то такой способ не срабатывает. Тогда нужно задавать струну вручную.

  1. Отключите режим «auto»;
  2. Нажмите на изображение колка нужной струны, убедитесь, что колок стал выделен;
  3. Настройте струну;
  4. Нажмите на изображение колка другой струны и настройте её. По аналогии настройте остальные струны.

Важно не забывать переключать струну нажатием на изображение колка. Иначе есть риск перетянуть и порвать струну.

Теперь испытаем другой тюнер. Он называется «DaTuner». Он является представителем иной концепции тюнеров. На дисплее нет узкоспециализированной гитарной информации, вроде «какой колок крутить и какую струну сейчас настраиваем». Зато есть название ноты, октавы и частота звука в герцах.

И теперь, используя таблицу, настраиваем каждую струну.

Если вы решите приобрести тюнер-прищепку или ещё какой-нибудь, то я советую всё же сперва попрактиковаться в этих двух мобильных приложениях. Дело в том, что они точны и имеют быстрый отклик. Используя их, вы поймёте, каким должен быть настоящий тюнер и, придя в магазин, выберете высококлассный прибор.

4. Заключение

Т юнер заметно облегчает настройку гитары. Фактически, он настраивает инструмент за вас. Кто-то может сказать, что пользоваться им вредно, ведь при этом не развивается собственный музыкальный слух. Но я возражу. Как раз наоборот: слух развивается, поскольку у гитариста появляется эталон правильного звучания инструмента и со временем он привыкает к тому, как должно быть, и у него появляется способность точно настраивать гитару по слуху. Если же он начнёт с камертона, то не факт, что его настройка будет точна. Почему-то некоторые люди считают, что настраивать по слуху легко, но я лично не раз наблюдал, как с этой задачей не могут справиться даже музыканты, в чьём музыкальном слухе сомневаться не приходится.

Когда вы освоите способы настройки, представленные в этой статье, самое время будет углубить своё понимание, ознакомившись с моей статьёй «Профессиональная настройка гитары» . Дело в том, что хотя тюнер и даёт возможность точно настроить открытые струны, но это не означает, что ваша гитара будет идеально держать строй, скажем, в созвучиях из трёх звуков. Для концертных выступлений точности тюнера более чем достаточно, но в студии требуется большая точность. Особенно это важно для электрогитары с искажениями, где малейшая неточность настройки приводит к «биениям» и «нестрою» на квинтах.

С вами был Кирилл Поспелов. Если есть какие-то вопросы по статье - пишите мне в

 


Читайте:



Оценка бюджетной эффективности инвестиционных проектов

Оценка бюджетной эффективности инвестиционных проектов

Когда мы говорим об эффективности инвестиционного проекта, априори закладывается коммерческая логика в нахождении эффектов и выгод от его...

Татарская колбаса тутырма из субпродуктов – пошаговый фото рецепт, как приготовить в домашних условиях

Татарская колбаса тутырма из субпродуктов – пошаговый фото рецепт, как приготовить в домашних условиях

Ах, что это за чудо - горячая домашняя колбаска. Извлечешь её, упругую, из кастрюли, порежешь толстенькими кругляшами. Надкусишь… прозрачный...

Свинина с картошкой в духовке — Простые и вкусные рецепты

Свинина с картошкой в духовке — Простые и вкусные рецепты

Картошка со свининой - блюдо, которое любят практически все. Приготовить его можно множеством различных способов. Предлагаем некоторые из них.Как с...

Соус из кетчупа для макарон Простой соус для макарон из кетчупа

Соус из кетчупа для макарон Простой соус для макарон из кетчупа

Публикуется согласно пожеланий телезрителей:))) Куча видео, открывать осторожней. Сразу говорю рецепты без пояснительных фото, ибо к такому...

feed-image RSS