Главная - Игры с детьми
Карго культ в меланезии из природного. Что сооружают из природных материалов приверженцы карго-культа в Меланезии. Аналогии в западной и российской культуре

Это был последний вопрос в сегодняшней игре "Кто хочет стать миллионером?" за 7.10.2017. К сожалению игроки ответили неправильно на тринадцатый вопрос игры, но всё же ушли с выигрышем в 200 000 рублей, ведь именно такую сумму игроки определили как несгораемую.

Что сооружают из природных материалов приверженцы карго-культа в Меланезии?

Ка́рго-культ, или культ ка́рго (от англ. cargo cult - поклонение грузу), также религия самолётопоклонников или культ Даров небесных - термин, которым называют группу религиозных движений в Меланезии. В культах карго верят, что западные товары созданы духами предков и предназначены для меланезийского народа. Считается, что белые люди нечестным путём получили контроль над этими предметами. В культах карго проводятся ритуалы, похожие на действия белых людей, чтобы этих предметов стало больше. Карго-культ является проявлением «магического мышления».

Теперь многие вспомнили в чём суть карго-культа, лично я что-то подобное когда-то слышал, читал или увидел в какой-то познавательной телепередаче.

В наиболее известных культах карго из кокосовых пальм и соломы (то есть из природных материалов) строятся «точные копии» взлётно-посадочных полос, аэропортов и радиовышек. Последователи культа строят их, веря в то, что эти постройки привлекут транспортные самолёты (которые считаются посланниками духов), заполненные грузом.

Верный вариант ответа традиционно выделен синим цветом и полужирным шрифтом.

  • взлётно-посадочные полосы
  • плотины
  • дворцы для самолётов
  • каменные статуи

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Ка́рго-культ , или культ ка́рго (от англ. cargo cult - поклонение грузу), также религия самолётопоклонников или культ Даров небесных - термин, которым называют группу религиозных движений в Меланезии . В культах карго верят, что западные товары созданы духами предков и предназначены для меланезийского народа. Считается, что белые люди нечестным путём получили контроль над этими предметами. В культах карго проводятся ритуалы, похожие на действия белых людей, чтобы этих предметов стало больше. Карго-культ является проявлением «магического мышления ».

Краткий обзор

Культы карго фиксировались с XIX века , но особенно сильно они получили распространение после Второй мировой войны . Члены культа обычно не понимают в полной мере значимость производства или коммерции . Их понятия о современном обществе, религии и экономике могут быть фрагментарными.

В наиболее известных культах карго из кокосовых пальм и соломы строятся «точные копии» взлётно-посадочных полос , аэропортов и радиовышек . Члены культа строят их, веря в то, что эти постройки привлекут транспортные самолёты (которые считаются посланниками духов), заполненные грузом. Верующие регулярно проводят строевые учения («муштру») и некое подобие военных маршей, используя ветки вместо винтовок и рисуя на теле ордена и надписи «USA» .

Классические культы карго были распространены во время Второй мировой войны и после неё. Огромное количество грузов было десантировано на острова во время Тихоокеанской кампании против Японской империи , что внесло коренные изменения в жизнь островитян. Произведённые промышленным образом одежда , консервы , палатки , оружие и другие полезные вещи в огромных количествах появились на островах в целях обеспечения армии, а также и островитян, которые были проводниками военных и гостеприимными хозяевами. В конце войны воздушные базы были заброшены, а груз («карго») больше не прибывал.

Чтобы получить товары и увидеть падающие парашюты , прилетающие самолёты или прибывающие корабли, островитяне имитировали действия солдат , моряков и лётчиков . Они делали наушники из половинок кокоса и прикладывали их к ушам , находясь в построенных из дерева контрольно-диспетчерских вышках. Они изображали сигналы посадки, находясь на построенной из дерева взлётно-посадочной полосе. Они зажигали факелы для освещения этих полос и маяков . Приверженцы культа верили, что иностранцы имели особую связь со своими предками, которые были единственными существами, кто мог производить такие богатства.

Островитяне строили из дерева в натуральную величину самолёты, взлётно-посадочные полосы для привлечения самолётов. В конце концов, поскольку это не привело к возвращению божественных самолётов с изумительным грузом, они полностью отказались от своих прежних религиозных воззрений, существовавших до войны, и стали более тщательно поклоняться аэродромам и самолётам.

За последние 75 лет большинство культов карго исчезли. Однако культ Джона Фрума до сих пор жив на острове Танна (Вануату) . На том же острове в деревне Яохнанен проживает одноименное племя, которое исповедует культ поклонения принцу Филиппу .

Термин получил широкую известность отчасти благодаря речи физика Ричарда Фейнмана , произнесённой в и озаглавленной «Наука самолётопоклонников » , которая позже вошла в книгу «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман». В своей речи Фейнман заметил, что самолётопоклонники воссоздают облик аэродрома, вплоть до наушников с «антеннами» из бамбуковых палочек, но самолёты не садятся. Фейнман утверждал, что некоторые учёные (в частности, психологи и психиатры) часто проводят исследования, имеющие все внешние атрибуты настоящей науки, но в действительности составляющие псевдонауку , не достойную ни поддержки, ни уважения.

Другие примеры культов карго

Некоторые индейцы Амазонки вырезали из дерева модели кассетных аудиоплееров , с помощью которых они разговаривали с духами.

Карго-культ в массовой культуре

  • Карго-культ подробно описан в романе Виктора Пелевина «Empire V ».
  • В фильме «Безумный Макс 3: Под куполом грома » присутствует подобие карго-культа, когда дети ждут возвращения Капитана Уокера, который должен починить их самолёт и вернуть их к цивилизации.
  • В фантастическом рассказе Роберта Шекли «Ритуал» описан космический вариант культа карго.
  • В фантастическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033 » описан культ Великого Червя, являющийся, по сути, тем же самым культом карго.
  • В фильме «Водный мир » присутствует подобие карго-культа, когда курильщики («smokers») поклоняются портрету капитана нефтяного танкера Exxon Valdez Джозефа Хазелвуда (Joseph Hazelwood), на котором они живут и пользуются остатками благ цивилизации: консервами, сигаретами, топливом.
  • В романе «Форрест Гамп » герои попадают на остров с приверженцами культа карго.
  • В фильме Дмитрия Венкова «Безумные подражатели » показано современное племя, исповедующее карго-культ.
  • В фантастическом романе Альфреда Бестера «Тигр! Тигр! » главный герой Гулливер Фойл попадает к потомкам научной экспедиции, дикарям XXIV века, исповедующим карго-культ.
  • Песня «Карго-культ» издана на музыкальном альбоме «Несусветное » российского рэп-исполнителя Влади , участника группы «Каста ».

См. также

  • Джон Фрум - пророк в одном из культов карго.

Напишите отзыв о статье "Карго-культ"

Примечания

Литература

  • Элиаде М. Космическое обновление и эсхатология.
  • Берёзкин Ю. Е.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Карго-культ

– Кааак стоишь? Где нога? Нога где? – закричал полковой командир с выражением страдания в голосе, еще человек за пять не доходя до Долохова, одетого в синеватую шинель.
Долохов медленно выпрямил согнутую ногу и прямо, своим светлым и наглым взглядом, посмотрел в лицо генерала.
– Зачем синяя шинель? Долой… Фельдфебель! Переодеть его… дря… – Он не успел договорить.
– Генерал, я обязан исполнять приказания, но не обязан переносить… – поспешно сказал Долохов.
– Во фронте не разговаривать!… Не разговаривать, не разговаривать!…
– Не обязан переносить оскорбления, – громко, звучно договорил Долохов.
Глаза генерала и солдата встретились. Генерал замолчал, сердито оттягивая книзу тугой шарф.
– Извольте переодеться, прошу вас, – сказал он, отходя.

– Едет! – закричал в это время махальный.
Полковой командир, покраснел, подбежал к лошади, дрожащими руками взялся за стремя, перекинул тело, оправился, вынул шпагу и с счастливым, решительным лицом, набок раскрыв рот, приготовился крикнуть. Полк встрепенулся, как оправляющаяся птица, и замер.
– Смир р р р на! – закричал полковой командир потрясающим душу голосом, радостным для себя, строгим в отношении к полку и приветливым в отношении к подъезжающему начальнику.
По широкой, обсаженной деревьями, большой, бесшоссейной дороге, слегка погромыхивая рессорами, шибкою рысью ехала высокая голубая венская коляска цугом. За коляской скакали свита и конвой кроатов. Подле Кутузова сидел австрийский генерал в странном, среди черных русских, белом мундире. Коляска остановилась у полка. Кутузов и австрийский генерал о чем то тихо говорили, и Кутузов слегка улыбнулся, в то время как, тяжело ступая, он опускал ногу с подножки, точно как будто и не было этих 2 000 людей, которые не дыша смотрели на него и на полкового командира.
Раздался крик команды, опять полк звеня дрогнул, сделав на караул. В мертвой тишине послышался слабый голос главнокомандующего. Полк рявкнул: «Здравья желаем, ваше го го го го ство!» И опять всё замерло. Сначала Кутузов стоял на одном месте, пока полк двигался; потом Кутузов рядом с белым генералом, пешком, сопутствуемый свитою, стал ходить по рядам.
По тому, как полковой командир салютовал главнокомандующему, впиваясь в него глазами, вытягиваясь и подбираясь, как наклоненный вперед ходил за генералами по рядам, едва удерживая подрагивающее движение, как подскакивал при каждом слове и движении главнокомандующего, – видно было, что он исполнял свои обязанности подчиненного еще с большим наслаждением, чем обязанности начальника. Полк, благодаря строгости и старательности полкового командира, был в прекрасном состоянии сравнительно с другими, приходившими в то же время к Браунау. Отсталых и больных было только 217 человек. И всё было исправно, кроме обуви.
Кутузов прошел по рядам, изредка останавливаясь и говоря по нескольку ласковых слов офицерам, которых он знал по турецкой войне, а иногда и солдатам. Поглядывая на обувь, он несколько раз грустно покачивал головой и указывал на нее австрийскому генералу с таким выражением, что как бы не упрекал в этом никого, но не мог не видеть, как это плохо. Полковой командир каждый раз при этом забегал вперед, боясь упустить слово главнокомандующего касательно полка. Сзади Кутузова, в таком расстоянии, что всякое слабо произнесенное слово могло быть услышано, шло человек 20 свиты. Господа свиты разговаривали между собой и иногда смеялись. Ближе всех за главнокомандующим шел красивый адъютант. Это был князь Болконский. Рядом с ним шел его товарищ Несвицкий, высокий штаб офицер, чрезвычайно толстый, с добрым, и улыбающимся красивым лицом и влажными глазами; Несвицкий едва удерживался от смеха, возбуждаемого черноватым гусарским офицером, шедшим подле него. Гусарский офицер, не улыбаясь, не изменяя выражения остановившихся глаз, с серьезным лицом смотрел на спину полкового командира и передразнивал каждое его движение. Каждый раз, как полковой командир вздрагивал и нагибался вперед, точно так же, точь в точь так же, вздрагивал и нагибался вперед гусарский офицер. Несвицкий смеялся и толкал других, чтобы они смотрели на забавника.
Кутузов шел медленно и вяло мимо тысячей глаз, которые выкатывались из своих орбит, следя за начальником. Поровнявшись с 3 й ротой, он вдруг остановился. Свита, не предвидя этой остановки, невольно надвинулась на него.
– А, Тимохин! – сказал главнокомандующий, узнавая капитана с красным носом, пострадавшего за синюю шинель.
Казалось, нельзя было вытягиваться больше того, как вытягивался Тимохин, в то время как полковой командир делал ему замечание. Но в эту минуту обращения к нему главнокомандующего капитан вытянулся так, что, казалось, посмотри на него главнокомандующий еще несколько времени, капитан не выдержал бы; и потому Кутузов, видимо поняв его положение и желая, напротив, всякого добра капитану, поспешно отвернулся. По пухлому, изуродованному раной лицу Кутузова пробежала чуть заметная улыбка.
– Еще измайловский товарищ, – сказал он. – Храбрый офицер! Ты доволен им? – спросил Кутузов у полкового командира.
И полковой командир, отражаясь, как в зеркале, невидимо для себя, в гусарском офицере, вздрогнул, подошел вперед и отвечал:
– Очень доволен, ваше высокопревосходительство.
– Мы все не без слабостей, – сказал Кутузов, улыбаясь и отходя от него. – У него была приверженность к Бахусу.
Полковой командир испугался, не виноват ли он в этом, и ничего не ответил. Офицер в эту минуту заметил лицо капитана с красным носом и подтянутым животом и так похоже передразнил его лицо и позу, что Несвицкий не мог удержать смеха.
Кутузов обернулся. Видно было, что офицер мог управлять своим лицом, как хотел: в ту минуту, как Кутузов обернулся, офицер успел сделать гримасу, а вслед за тем принять самое серьезное, почтительное и невинное выражение.
Третья рота была последняя, и Кутузов задумался, видимо припоминая что то. Князь Андрей выступил из свиты и по французски тихо сказал:
– Вы приказали напомнить о разжалованном Долохове в этом полку.
– Где тут Долохов? – спросил Кутузов.
Долохов, уже переодетый в солдатскую серую шинель, не дожидался, чтоб его вызвали. Стройная фигура белокурого с ясными голубыми глазами солдата выступила из фронта. Он подошел к главнокомандующему и сделал на караул.
– Претензия? – нахмурившись слегка, спросил Кутузов.
– Это Долохов, – сказал князь Андрей.
– A! – сказал Кутузов. – Надеюсь, что этот урок тебя исправит, служи хорошенько. Государь милостив. И я не забуду тебя, ежели ты заслужишь.
Голубые ясные глаза смотрели на главнокомандующего так же дерзко, как и на полкового командира, как будто своим выражением разрывая завесу условности, отделявшую так далеко главнокомандующего от солдата.
– Об одном прошу, ваше высокопревосходительство, – сказал он своим звучным, твердым, неспешащим голосом. – Прошу дать мне случай загладить мою вину и доказать мою преданность государю императору и России.
Кутузов отвернулся. На лице его промелькнула та же улыбка глаз, как и в то время, когда он отвернулся от капитана Тимохина. Он отвернулся и поморщился, как будто хотел выразить этим, что всё, что ему сказал Долохов, и всё, что он мог сказать ему, он давно, давно знает, что всё это уже прискучило ему и что всё это совсем не то, что нужно. Он отвернулся и направился к коляске.
Полк разобрался ротами и направился к назначенным квартирам невдалеке от Браунау, где надеялся обуться, одеться и отдохнуть после трудных переходов.
– Вы на меня не претендуете, Прохор Игнатьич? – сказал полковой командир, объезжая двигавшуюся к месту 3 ю роту и подъезжая к шедшему впереди ее капитану Тимохину. Лицо полкового командира выражало после счастливо отбытого смотра неудержимую радость. – Служба царская… нельзя… другой раз во фронте оборвешь… Сам извинюсь первый, вы меня знаете… Очень благодарил! – И он протянул руку ротному.
– Помилуйте, генерал, да смею ли я! – отвечал капитан, краснея носом, улыбаясь и раскрывая улыбкой недостаток двух передних зубов, выбитых прикладом под Измаилом.
– Да господину Долохову передайте, что я его не забуду, чтоб он был спокоен. Да скажите, пожалуйста, я всё хотел спросить, что он, как себя ведет? И всё…

Во времена Второй Мировой войны на некоторых островах Меланезии (совокупность тихоокеанских островных групп) зародились интересные культы — так называемые «культы карго» (cargo — груз, перевозимый на судне), которые появились у местных аборигенов в результате контакта с цивилизованными пришельцами, в основном с американцами.

Американцы, воевавшие с японцами, размещали на тихоокеанских островах свои военные базы. Они строили там взлетно-посадочные полосы, на которые садились самолеты. Иногда самолеты не садились, а просто сбрасывали груз и улетали обратно. В общем, с неба прилетал или падал груз.

Островитяне раньше никогда не видели белых людей, поэтому с интересом наблюдали за ними. Тем более, что у них было так много интересных вещей: зажигалки, фонарики, красивые жестяные банки с джемом, стальные ножи, одежда с блестящими пуговицами, обувь, палатки, красивые картинки с белыми женщинами, бутылки с огненной водой и так далее. Туземцы видели, что все эти предметы доставлялись в виде груза с неба. Всё это было так удивительно!


Понаблюдав некоторое время, аборигены обнаружили, что для получения всех этих сказочных благ американцы не работали. Они не растирали в ступках зерно, не ходили на охоту и не собирали кокосы. Вместо этого они размечали на земле загадочные полосы, надевали наушники и кричали непонятные слова. Потом они светили в небо кострами или прожекторами, махали флажками — и с неба прилетали железные птицы и привозили им груз — все эти чудесные вещи, которые американцы давали островитянам в обмен на кокосы, раковины и благосклонность юных туземок. Иногда бледнолицые строились в ровные колонны и зачем-то стояли рядами и кричали разные неведомые слова.

Потом война закончилась, американцы свернули палатки, дружески попрощались и улетели на своих птицах. И больше неоткуда было взять фонарики, варенье, картинки и особенно огненную воду.


Туземцы не были лентяями. Но сколько они не трудились, у них не получались ни брезентовые палатки, ни красивые одежды с рисунком, ни жестянки с тушенкой, ни фляжки с дивным напитком. И это было обидно и несправедливо.

И тогда они задались вопросом: почему бледнолицым падало с неба добро, а им нет? Что они делают не так? Они денно и нощно крутили жернова и копали огороды — и им ничего с неба не упало. Наверно, для получения всех этих дивных вещей надо делать то же, что и бледнолицые. А именно — надеть наушники и кричать слова, а затем проложить полосы, зажечь костры и ждать. Наверно, всё это — магические ритуалы и волшебство, которым овладели бледнолицые. Ведь было совершенно очевидно, что все прекрасные вещи появлялись у них в результате магических действий, и никто никогда не видел, чтобы американцы их делали сами.


Когда, спустя несколько лет, до острова добрались антропологи, они обнаружили, что там возник совершенно невиданный ранее религиозный культ. Везде были натыканы столбы, соединенные между собой пеньковыми веревками. Одни туземцы прокладывали в джунглях просеки, строили плетеные вышки с антеннами, махали флажками из крашеных циновок, другие в наушниках из половинок кокосов кричали что-то в бамбуковые микрофоны. А на проложенных просеках стояли соломенные самолеты. Смуглые тела аборигенов были раскрашены под военную форму с буквами USA и орденами. Они старательно маршировали, держа плетеные винтовки.

Самолеты не прилетали, но туземцы считали, что они, наверное, недостаточно молятся, и продолжали кричать в бамбуковые микрофоны, зажигать посадочные огни и ждать богов, которые наконец-то привезут им заветный груз. Появились жрецы, которые лучше других знали, как следует правильно маршировать и яростно поносили тех, кто уклонялся от выполнения всех ритуалов. За этими занятиями им совсем уже стало некогда толочь зерно, копать батат и ловить рыбу. Ученые забили тревогу: племена могли вымереть с голоду! Им стали оказывать гуманитарную помощь, что окончательно убедило туземцев в правильности их воззрений, ведь чудесный груз наконец-то опять стал падать с неба!


Приверженцы культа карго обычно не знают производства или коммерции. Их понятия о западном обществе, науке и экономике весьма туманны. Они твердо верят в очевидную для них догму — иностранцы имели особую связь со своими предками, которые были единственными существами, кто мог производить такие богатства, которые невозможно изготовить на Земле. А значит, надо соблюдать ритуалы, молиться и верить.

Похожие друг на друга карго-культы независимо зародились на островах, далеких друг от друга не только географически, но и в культурном плане. Антропологи зафиксировали два отдельных случая в Новой Каледонии, четыре — на Соломоновых островах, четыре — на Фиджи, семь — на Новых Гебридах и более сорока — в Новой Гвинее. Причем, как правило, они возникали совершенно независимо друг от друга. В большинстве этих религий утверждается, что в день апокалипсиса вместе с «грузом» прибудет некий мессия.

Независимое зарождение такого числа никак не связанных, но схожих культов указывает на определенные особенности человеческой психики в целом. Слепое подражание и поклонение — в этом суть культов карго — новоявленных религий нашего времени.

Многие культы карго сошли на нет, но некоторые существуют и в наши дни. Например, культ мессии Джона Фрума на острове Танна.

Кто хочет стать миллионером? 07.10.17. Вопросы и ответы.

* * * * * * * * * *

«Кто хочет стать миллионером?»

Вопросы и ответы:

Юрий Стоянов и Игорь Золотовицкий

Несгораемая сумма: 200 000 рублей.

Вопросы:

1. Какая участь постигла теремок в одноимённой сказке?

2. К чему призывает гардемаринов припев песни в фильме Светланы Дружининой?

3. Какой кнопки не найти на пульте кабины современного лифта?

4. Какое выражение означает то же, что «идти пешком»?

5. Из чего делают строганину?

6. При каком режиме работы стиральной машины особенно важна центробежная сила?

7. Какая фраза из фильма «Волшебная лампа Алладина» стала названием альбома группы «АукцЫон»?

8. Где занимают места матросы парусника по команде «Свистать всех наверх!»?

9. Какой из четырёх портретов в фойе театра на Таганке был добавлен Любимовым по настоянию райкома партии?

10. Флаг какого государства не трёхцветный?

11. Кого с полным правом можно назвать потомственным скульптором?

12. Как называется модель человеческого тела — наглядное пособие для будущих врачей?

13. Что находилось внутри первого пасхального яйца, изготовленного Карлом Фаберже?

Правильные ответы:

1. развалился

2. не вешать нос

3. «Поехали!»

4. на своих двоих

5. из лосося

7. «В Багдаде все спокойно»

8. на верхней палубе

9. Константина Станиславского

10. Албании

11. Александра Рукавишникова

12. фантом

13. золотая курочка

Игроки не стали отвечать на 13 вопрос, а забрали выигрыш в размере 400 000 рублей.

_____________________________________

Светлана Зейналова и Тимур Соловьёв

Несгораемая сумма: 200 000 рублей.

Вопросы:

2. Куда, если верить крылатой фразе, ведёт дорога, вымощенная благими намерениями?

3. Что используют для просеивания муки?

4. Как правильно продолжить строчку Пушкина: «Он уважать себя заставил…»?

5. Что в нынешнем году появилось впервые в истории розыгрыша футбольного Кубка конфедераций?

6. В каком городе находится недостроенный храм Святого Семейства?

7. Как заканчивается строка популярной песни: «Падала листва, и метель мела…»?

8. Каким творчеством занимался Аркадий Велюров в фильме «Покровские ворота»?

9, сообщает сайт. Прибавлению чего, как считается, должно способствовать растение толстянка?

10. Что увидели парижане в 1983 году благодаря Пьеру Кардену?

11. Кто убил огромного змея Пифона?

12. Какое звание по итогам 2016 года получила купюра в 50 швейцарских франков?

13. Что сооружают из природных материалов приверженцы карго-культа в Меланезии?

Правильные ответы:

1. профиль

4. И лучше выдумать не мог

5. видеоповторы для судей

6. в Барселоне

7. Где же ты была?

8. пел куплеты

10. спектакль «Юнона и Авось»

11. Аполлон

13. взлетно-посадочные полосы

Игроки не смогли правильно ответить на 13 вопрос, но ушли с несгораемой суммой.

Краткий обзор

Культы карго фиксировались с XIX века , но особенно сильно они получили распространение после Второй мировой войны . Члены культа обычно не понимают в полной мере значимость производства или коммерции . Их понятия о западном обществе , религии и экономике могут быть частичными и фрагментарными.

В наиболее известных культах карго из кокосовых пальм и соломы строятся «точные копии» взлётно-посадочных полос , аэропортов и радиовышек . Члены культа строят их, веря в то, что эти постройки привлекут транспортные самолёты (которые считаются посланниками духов), заполненные грузом (карго). Верующие регулярно проводят строевые учения («муштру») и некое подобие военных маршей, используя ветки вместо винтовок и рисуя на теле ордена и надписи «USA».

Термин получил широкую известность отчасти благодаря речи физика Ричарда Фейнмана , произнесённой в и озаглавленной «Наука самолётопоклонников» , которая позже вошла в книгу «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман». В своей речи Фейнман заметил, что самолётопоклонники воссоздают облик аэродрома, вплоть до наушников с «антеннами» из бамбуковых палочек, но самолёты не садятся. Фейнман утверждал, что некоторые учёные (в частности, психологи и психиатры) часто проводят исследования, имеющие все внешние атрибуты настоящей науки, но в действительности составляющие псевдонауку , не достойную ни поддержки, ни уважения.

Другие примеры культов карго

Некоторые индейцы Амазонки вырезали из дерева модели кассетных аудиоплееров , с помощью которых они разговаривали с духами.

Аналогии в западной и российской культуре

Понятие «карго-культ» нередко используется для описания аналогичных явлений в западной культуре. Обычно имеется в виду формальное применение тех или иных методологий без понимания соответствующих процессов.

Например, когда предприятие создаёт программу сертификации по ISO 9001 , это обычно не предполагает каких-либо изменений в технологическом процессе, но сам факт сертификации может влиять на стоимость активов предприятия (поскольку заказчики подвержены карго-культу).

Культ карго в массовой культуре

  • Культ карго подробно описан в романе Виктора Пелевина «Empire V ».
  • В фильме «Безумный Макс 3: Под куполом грома » присутствует подобие карго-культа, когда дети ждут возвращения Капитана Уокера, который должен починить их самолёт и вернуть их к цивилизации.
  • В фантастическом рассказе Роберта Шекли «Ритуал» описан межпланетный вариант культа карго.
  • В фантастическом романе Дмитрия Глуховского «Метро 2033 » описан культ Великого Червя, являющийся, по сути, тем же самым культом карго.
  • В фильме «Водный мир » присутствует подобие карго-культа, когда курильщики («smokers») поклоняются портрету капитана нефтяного танкера Exxon Valdez Джозефа Хазелвуда (Joseph Hazelwood), на котором они живут и пользуются остатками благ цивилизации: консервы, сигареты, топливо.
  • В фильме «Старик Хоттабыч » Старик Хоттабыч дарит Вольке телефонный аппарат - «из драгоценного мрамора»
  • В романе «Форрест Гамп » герои попадают на остров с приверженцами культа карго.

Примечания

Литература

  • Элиаде М. Космическое обновление и эсхатология.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Культ карго" в других словарях:

    культ Карго - мист. нарицательное название, термин, используемый в работах по палеоастронавтике, означающий слепое подражание при поклонении. Во время Второй мировой войны на небольшом островке в Тихом океане совершил вынужденную посадку американский самолет.… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Церемониальный крест культа карго Джона Фрума, остров Танна, Новые Гебриды (теперь Вануату), 1967 г. Культ карго или карго культ (англ. cargo cult поклонение грузу), также религия самолётопоклонников или культ Даров небесных термин, которым… … Википедия

    Церемониальный крест культа карго Джона Фрума, остров Танна, Новые Гебриды (теперь Вануату), 1967 г. Культ карго или карго культ (англ. cargo cult поклонение грузу), также религия самолётопоклонников или культ Даров небесных термин, которым… … Википедия

    Церемониальный крест культа карго Джона Фрума, остров Танна, Новые Гебриды (теперь Вануату), 1967 г. Культ карго или карго культ (англ. cargo cult поклонение грузу), также религия самолётопоклонников или культ Даров небесных термин, которым… … Википедия

 


Читайте:



Выпекаем коржи для торта Как сделать обычный корж торта

Выпекаем коржи для торта Как сделать обычный корж торта

Каждый праздник заканчивается подачей десерта. Можно заказать его у профессионалов, а лучше удивить всех своими способностями. В статье рассмотрим,...

Прошу рецепт соте из кабачков на зиму

Прошу рецепт соте из кабачков на зиму

Репчатый лук нужно слегка обжарить — это придаст готовому соте приятный аромат. Лук очистить и нарезать тонкими кольцами, выложить на сковороду и...

Вишня в желе — простой и вкусный рецепт на зиму Как приготовить желе из войлочной вишни

Вишня в желе — простой и вкусный рецепт на зиму Как приготовить желе из войлочной вишни

Рецепты желе из ягод на зимуВишня – ягодка полезная, поэтому хочется сохранить не только ее вкусовые качества, но и витамины. И такой способ есть –...

Рождественский пудинг от мамы джейми оливера Кулинарный поединок с джейми оливером йоркширский пудинг

Рождественский пудинг от мамы джейми оливера Кулинарный поединок с джейми оливером йоркширский пудинг

Вегетарианские Подробное пошаговое описание как готовится блюдо "Творожный пудинг со шпинатом". Попробуйте обязательно Творог 500 г. Сметана 1...

feed-image RSS