Разделы сайта
Выбор редакции:
- Признание гражданина утратившим право пользования жилым помещением в судебном порядке
- Военные пенсионеры за россию и её вооруженные силы Осенний призыв в армию
- Виды и размер стипендий студентам в россии
- Перечень работ, входящих в капитальный ремонт многоквартирного дома
- Консервированная вишня - аккомпанемент к мясу
- Фаршированный сазан в духовке в фольге — как готовить сазана в духовке на домашней кухне
- Тушеная утка с яблоками и не только Тушить утку кусочками в духовке
- Гуляш из свинины в томатно-сметанном соусе
- Диетические сырники из творога без муки в духовке – рецепт с фото
- Как приготовить кукурузу в духовке Как готовить кукурузу в духовке
Реклама
Классный час на тему “Понятие о толерантности”. Что значит толерантный человек? Качества толерантного человека. Как воспитать толерантного человека |
«Воспитание - это прежде всего человековедение»
В последнее десятилетие в научно-педагогическую литературу прочно вошел термин «толерантность». В разных языках слово «толерантность» имеет сходное значение и является своеобразным синонимом «терпимости». Основой толерантности является признание права на отличие. Основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить, исходя из определения самого понятия «толерантность» - активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды. 1995 год по инициативе ЮНЕСКО был объявлен Международным годом Толерантности. С того времени слово «толерантность» прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Представители более чем 185 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой четко определили этот термин. Он формулируется так: "Толерантность (от лат. tolerantia — терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений". Толерантность - терпимость по отношению к инакомыслию, чужим взглядам, верованиям, поведению, к критике другими своих идей, позиций и действий и т.д… Толерантность - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. 2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Это объяснимо, ибо события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации. Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, благожелательно - терпимого отношения друг к другу. Из-за такого дефицита происходит много бед. Казалось бы, так просто - живи и давай жить другим, имей свой образ жизни, веруй, выражай частным образом и публично свое мировоззрение, признай право других на то же самое, и все будет хорошо. Но почему-то не получается. Очевидно, проблема терпимости затрагивает какой-то глубокий уровень подсознания, и никакие рационалистические доводы разума часто не действуют. Поэтому огромную важность сегодня для нашей страны имеет теоретическая и практическая разработка принципов, методов, форм и содержания нового, культурного образования, воспитания. В то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и действиям. Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Нельзя мириться в том случае, если искажаются научные данные или сведения, экспериментально доказанные. Если невозможно однозначно оценить, что лучше, что оптимальнее, где истина, то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях. Можно рассматривать толерантность как социальную норму, в которую входят следующие компоненты: - социальная восприимчивость взаимодействующих субъектов, интерес к особенностям друг друга; Другой подход к укреплению толерантности выражается в создании условий, необходимых для осуществления прав человека. В сфере воспитания и развития толерантность означает открытость, реальную заинтересованность в культурных различиях, признание многообразия, развитие способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по её преодолению, а также способность конструктивно разрешать разногласия. Толерантность - это условие нормального функционирования гражданского общества и условие выживания человечества. Именно в этой связи возникает необходимость в формировании у подрастающего поколения способности быть толерантным. Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки. Особая роль в формировании толерантности у всех категорий обучаемых - от дошкольной до послевузовской образовательной системы - принадлежит, безусловно, педагогам. В настоящее время перед всеми педагогами встает вопрос: как обеспечить формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования. В современной социокультурной ситуации школа, должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения. На мой взгляд, формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Глобальное образование призвано воспитывать у учащихся чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Оно исходит из того, что предрассудки по отношению к чужим культурам (да и к своей собственной) возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях. Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Толерантность - глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов). Педагогические технологии должны быть основаны на системном подходе к воспитанию и синтезе форм продуктивной деятельности учащихся. В связи с этим, педагог на предметных уроках, в особенности на классных часах, должен уделять внимание патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России. Одна из приоритетных задач воспитания на современном этапе - это воспитание такого гражданина общества, который любит Родину, уважает государство и его законы, толерантно относится к народам, населяющим Россию, стремится работать на ее благо, для процветания Отчизны, гордится достижениями страны и своего региона. Школа призвана заботиться о формировании психологии ребенка, в воспитании его в духе терпимости и братской любви к людям, школа обязана научить молодых людей умению различать добро и зло. В основу обучения учащихся положены педагогические принципы: →Гуманизация обучения, стоящая на том, что каждая личность неповторима, каждый ребенок - чудо. Широкое привлечение игровых технологий, интереса, как факторов педагогической свободы обучения. Изучение языков представляет собой один из наиболее действенных путей воспитания в духе терпимости и взаимопонимания. Ведь лишь владение языком иной культуры открывает возможность для ее всестороннего и достоверного понимания. Необходимо особое внимание обратить на воспитание исторической памятью, правдой о становлении и развитии нашего многонационального государства, что приобретает особую важность для установления объективной истины, формирования личной позиции. В педагогическом аспекте единство исторического знания и культуры обозначает незыблемость межкультурных и межнациональных связей, способствует взаимопониманию и взаимообогащению народов. Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы классный руководитель не только проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в воспитательной работе, во время беседы, посещения учащимися краеведческих и литературных музеев, различных национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий и т.д.. Проблемы воспитания толерантности становятся особенно актуальными в наши дни, т.к. резко возросла напряженность в человеческих отношениях. Нельзя обойтись без тщательного анализа причин ментальной несовместимости человеческих сообществ. Именно на этой основе могут быть найдены эффективные средства предупреждения конфронтационных процессов с использованием возможности сферы образования. Изначально в человеке заложены как добрые, так и злые начала и их проявление зависит от условий жизни человека, от среды, в которой он живет и развивается, от менталитета, которые непосредственным образом влияют на индивидуальность, на мировоззрение, стереотипы поведения. Уроки эстетического цикла имеют большое эмоциональное воздействие на подрастающее поколение. Формирование культуры межнациональных и межличностных отношений требует взаимодействия школы с семьей, с социальной средой. Необходимо проведение грамотной светской и религиозной политики в обществе, соответствующей направленности средств массовой информации, литературы, киноискусства. Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд, должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель". Путь к толерантности - это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания. Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Основная цель воспитания: . содействовать максимально широкому распространению идей и социальных образцов толерантности, практическое приобщение к культуре толерантности детей; Личность ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения его к общечеловеческим ценностям и культуре. Одним из способов достижения толерантных отношений подростков друг к другу является обучение ассертивному поведению. Ассертивность рассматривается как способность личности открыто и свободно заявлять о своих желаниях, требованиях и добиваться их воплощения. Применительно к подросткам это обозначает умение оптимально реагировать на замечания, справедливую и несправедливую критику, способность говорить себе и окружающим «нет», отстаивать свою позицию, не ущемляя при этом достоинства другого человека. Важно учить подростков умению просить других об одолжении, не испытывая чувства неловкости. Все это позволит сохранить партнерские отношения с окружающими людьми. Список литературы:
Трегубова Ольга Ивановна Что такое толерантность и каков уровень толерантности в России. Именно этот вопрос мы подробно сегодня обсудим.
«Толерантность (от лат. tolerantia - терпение, терпеливость, принятие, добровольное перенесение страданий) - социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям». Википедия также добавляет: «Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением». Очень нужная, согласно сути понятия, вещь в нашем обществе, нам ее иногда так не хватает.. этой толерантности. Как приправы к блюду, или абсорбента, который впитает все шлаки и расчистит путь добру. Но так ли она проста на самом деле? Такая ли она белая и пушистая, способствующая дружбе народов, миров и разных мировоззрений? Давайте разберемся, так ли хороша ставшая столь популярной в последнее время толерантность? Теперь Россия стала отмечать международный день терпимости, нашим детям преподают уроки толерантности, по ТВ, в Интернете обязательно особой интонацией или жирным шрифтом кто-нибудь выделит фразы о необходимости для российского общества преображаться в толерантное. Это слащаво-гламурное словечко, отдающее приторным ароматом Запада, встречается теперь буквально на каждом шагу. Толерантность — медаль с двумя сторонами. И успокоения о положительности терпимости не отменят той опасности, что таит в себе пресность под названием «принятие всех без споров и мнений» . Когда толерантность это хорошоОфициальное понятие толерантности (Википедия) гласит:
Толерантность в правильном, положительном значении этого слова не предполагает никакой неоднозначности, компромисса с чем-то недостойным, поступления принципами, более того — является фактором налаживания мира, «профилактики» войны, продуктивного взаимодействия людей абсолютно разных, и не подразумевает (как гласит понятие) ухода от конкуренции, сравнения. Ведь если бы все были нетерпимы и давали волю своим чувствам, агрессивным инстинктам, то война повсеместно началась бы не только на международном уровне, но и на бытовом: люди не смогли бы дружить, жить вместе, учиться.. мир, пропитанный конфликтами, не смог бы вести полноценную жизнь и т.д. Но в данном случае, заметьте, толерантность противопоставляется готовности и к разжиганию распрей, неуважению к чужому мировоззрению, а ведь кроме терпимости есть много других качеств, способствующих бесконфликтному существованию людей. В мире есть люди, непохожие на нас. Более того — мы сами непохожи друг на друга. Ладно, более-менее отличающихся от нас мы готовы принимать, иногда терпеть, но тех, кто уже кардинальнее непохож не нас — мы чаще всего не жаждем понимать. Непохож не столько в неординарном, творческом плане, а в том, что люди имеют ограниченные возможности, иную расу и т.д. Ведь правильно не просто терпеть, а именно принимать инвалидов, лиц иной национальности (если они не агрессивны и не представляют опасности), иначе мы придем к новому формату программы Т4 (умерщвление неполноценных в 20-м веке, воплощенная национал-социалистами), фашизму и подобному. Любая крайняя степень нетерпимости к тем, кто не своей вине и не из-за прихоти в тяжелом положении или просто с особенностями приводит к озлоблению последних или к агрессии тех, кто нетерпим. Нужно уважать другие народы (чтобы и нас уважали), нужно уважать другую веру и людей, придерживающихся иной религии, и здесь вопросы не столько жизни, смерти и спасения, сколько политические, ведь мы живем на одной земле, и к миру призывают все адекватные веры. Нужно уважать людей, имеющих какое-то заболевание, ограничивающее их жизнедеятельность, то есть нельзя относиться к людям пренебрежительно только из-за каких-то их внешних дефектов. И это же не воспитать разом, введением уроков толерантности, нужно планомерное, разностороннее погружение в идеологию правильных ценностей, адекватного отношения к другим. Инклюзия, радение за права «не таких как все», пропаганда моральных ценностей — лишь потихоньку сдвигают эту холодную глыбу всеобщего равнодушия, но чтобы добиться каких-то существенных результатов — нужно больше и времени и усилий. Ведь не варвары же мы, живем в цивилизованном, культурном мире. Давно ушла эпоха разрешения конфликтов, когда бородатые индейцы в набедренных повязках выясняли отношения с копьями, ревами, убийствами, когда человек почти ничем не отличался от животного. Мы часть интеллигентного, умного, тонкого мира, нельзя убивать кого-то в лоб (хотя это случается часто) за съеденную из нашей тарелки котлету. Дипломатия может не исключать мести, но преподносит ее столь аккуратно, что человек не сразу понимает, что ему отмстили. Даже месть должна быть культурной. Чем изящнее и осторожнее удается реализовать амбиции, месть и т.д.. тем более высок уровень интеллекта, культуры народа. «Реклама» антинационализма, тонкой мести, хороших манер, правильного воспитания, принятия непохожих на нас как чуть ли не исполнения религиозных заповедей — звучит уже отовсюду, причем в соответствующей завуалированной форме. Та же пропаганда толерантности, о которой в последнее время говорят все кому не лень — часть всего этого. Становится ли мир лучше благодаря прохождению через фильтры, или лишь приобретает внешний лоск, а внутренне все так же как в доисторические времена? Как говорил Фрейд — искусство, культурная деятельность, творчество — идеальный путь для преобразования животной энергии в творческую, и мир действительно становится лучше, снижается уровень насилия, жестокости. Значит, мир облагораживается на самом деле. Но и более умный, образованный, культурный мир обладает гораздо большим потенциалом, чем варвары, что в случае войны, от которой не застрахуют никакие самые мощные пропаганды толерантности, предполагает умную и глобальную стратегию ведения битв.
Когда толерантность это плохоНас «пичкают» абсолютной терпимостью ко всему, бывает, без особого прививания культурных ценностей, и даже когда есть явный перегиб палки, стоит произнести волшебное слово «толерантность» и многие начинают думать, что так и надо, что все правильно. Понятие этой самой толерантности — хорошее, и сама терпимость нам нужна, но она уже давно стала лишь инструментом для прививания других ценностей. После того, как мы начинаем принимать тех, кого на самом деле нужно принимать (людей с ограниченными возможностями, иных рас, религий), нам предлагают принять геев, лесбиянок и подобных как нам равных. А тех, кто встает в противление всеобщей идеологии осуждают.. сравнивая геев с детьми-инвалидами. То есть толерантность и надобность ее проявления становится уже выше христианских заповедей . В данном случае, когда под видом благородных идей, нам предлагают самоотверженно терпеть всякую мерзость, толерантность уже перестает быть хорошим явлением и превращается в то, чем и является на самом деле в современном мире. Это как раз-таки тонкий путь к насаждению в умах наших детей, в наших умах того, что геи это нормально, их нужно уважать, их выбор — святое, и можно и нам становиться такими же, ведь мы зачитаем строчки из Конституции о наших правах и свободах (этому нас научили борцы за терпимость) и произнесем кодовое слово «толерантность» — и пусть всем станет стыдно, что они не разделяют «чистых» помыслов лиц нетрадиционной ориентации. Под видом абсолютного благородства внедряется программа развала общества, уничтожения семейных, христианских ценностей. Ведь посмотрите: инвалидов всего лишь чуть-чуть стали лучше принимать, зато к лесбиянкам относятся уже как к само собой разумеющемуся факту, как к модной тенденции, словно они стразы на юбках, что временно популярны, а не элементы разложения общества. И это и есть основная цель насаждения толерантности: не принятие инвалидов, а принятие всякой мерзости как само собой разумеющегося явления. Например, очень интересная картинка складывается, если взять»пазлы» из других значений толерантности:
Не нужно кидаться на геев, проституток с копьями, но и относится равнодушно к их идеологии — значит давать понять своим детям, что это не плохо. А все, что не плохо, по обычной логике подрастающего поколения — хорошо. Здесь стоит добавить, что настоящие геи-лесбиянки скрывают свою ориентацию (и это их проблемы как они живут в таком извращении), и не особо внешне отличаются от остальных членов общества, а те, кто наигранно выставляют напоказ все свои интимные стороны — просто устраивают цирк, получают кайф от растления мира, но не от того, что они не такие как все. Особо опасно это «шоу» сказывается на подростках, которые начинают все пробовать в этой жизни… ведь им сказали, что нетрадиционная ориентация, смена пола — это просто, как надеть новое модное платье, «не подойдет — наденешь другое, нужно пробовать». Может быть, ввести обязательность проявления терпимости к наркоманам, алкоголикам, пожизненно осужденным?..
Однако активисты и защитники толерантной позиции в обществе говорят о том, что терпимость и толерантность совсем не идентичные понятия, что толерантность шире и подразумевает активную социальную деятельность наряду с уверенностью в себе (есть даже теории, которые гласят, что те, кто придирается к другим — просто не имеют уверенности в себе), не ущемлением свобод других людей, что способствует проявлению собственной свободы и т.д. Естественно, ведь если сказать, что толерантность — это согласие со всем бредом, ломка принципов, терпимость ко греху, много ли будет последователей? А если сказать, что это равенство свобод, мирный путь решения конфликтов, при котором всем легче, и особенно пропагандирующим толерантность — то желающих пойти этим путем будет в разы больше.
Не так уж далек от реальности и от формата поведения нашего общества описанный в книге формат поведения. Толерантность не имеет никакого отношения к религиозным ценностям, наравне с принятием иных культур, рас она предполагает принятие всякой мерзости. Толерантность в кубе. Как-то я хотела посмотреть один иностранный сериал, современный (название, чтобы не выглядело рекламой ерунды, не напишу), вначале захватывающий сюжет, хорошая игра актеров.. но через всю историю одно и то же: клоны, путаны, гомосексуалисты… Уловка в том, что когда понимаешь, что смотришь чушь, хочется узнать, чем все закончится, тянет досмотреть, что я заметила по многим зрителям сериала, высказывающим именно такие впечатления. Создатели успели развить сюжет до кульминации прежде чем начать преподносить пропаганду гомосексуализма и т.д. Так западное общество и подсаживается на «иглу толерантности» ко всем и всему, в том числе через СМИ, фильмы. А вы знаете, через сериалы и подобное, через книги (которые пишут открытые или ненастоящие геи) лучше всего получается внедрить такой образ жизни в общество. Люди смотрят и начинают видеть в лицах нетрадиционной ориентации человеческое, обычное… они начинают верить, что гомосексуалисты способны любить, начинают жалеть последних, относиться как к нормальным людям, а толерантное поведение других в фильме — выступает достойным форматом для воплощения ее в жизни зрителями… На этом растут поколения. Через интересную историю — привитие разлагающих общество идей. Уровень толерантности в РоссииСогласно информации статистических фондов — уровень толерантности в России возрос в разы за последние годы. Однако на деле и в жизни лично я наблюдаю немного другую картину: принятие сомнительных «героев» ускорилось и улучшилось, а положение тех, кто на самом деле нуждается в уважении не сильно изменилось. Наиболее толерантны россияне, согласно статистике, к родившимся неполноценными младенцам и взрослым людям, к нищим, бродягам, алкоголикам, больным СПИДом, психически больным. По исследованиям другого центра статистики - алкоголики в первых рядах среди тех, к кому россияне наименее толерантны. Не готовы дружить россияне с сектантами, убийцами, гомосексуалистами. О толерантности в России в программе канала «Культура» (интересные мнения, без пафоса):
О крайностях и иных ценностяхМанипулирование толерантностью приводит к очернению и мирных ценностей.. а крайность, как одна, так другая — вредны. Лучше всегда думать своей головой… Люди либо начинают отрицать всякую терпимость как что-то идентичное толерантности, либо полностью соглашаются со всем подряд, либо в их жизни ничего не меняется, потому что они даже не знают, что такое толерантность. Толерантность нейтральна сама по себе, она равняет как плохое, так и хорошее. Поэтому нельзя быть хорошим, умным и всячески положительным, принципиальным, если не соглашаться с любыми видами терпимости, принимающий мерзости ничем не лучше того, кто с дубинкой изгоняет из нашего общества «сомнительные» элементы. Есть совершенно иные и не такие неоднозначные, запутанные и политически глобальные (пусть и не модные) понятия, добрые, например, милосердие, благородство, снисхождение, принципиальность, милость, твердость своей позиции и т. д. ИРА-ВИКТОРИНА «Толерантность» Ход мероприятия 1.Организационный момент На столах есть солнышки разных цветов, но у них не хватает лучиков. Учащиеся берут один лучик и садятся за тот стол, где солнышко того же цвета, что и лучик. Вы разбились на 4 команды. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению. 1. Приветствие (слайд №1) Здравствуйте! Игра «Давайте поприветствуем друг друга » сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония); потереться носами (Новая Зеландия); пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания); крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия); показать язык (Тибет); очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия). Мы рады приветствовать всех вас на нашем мероприятии. Наша встреча посвящена тому, чтобы учиться жить вместе, принимая друг друга такими, какие мы есть, учиться понимать друг друга. Давайте познакомимся…..(представить организаторов, помощников), а в группах ребята знакомятся выполняя упражнения на знакомство. Упражнение: «Имя и эпитет». Цель: возможность выучить имена участников и одновременно прорекламировать себя. Группа рассаживается по кругу. Один из участников представляется остальным и подбирает по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, позитивным образом характеризовать человека и по возможности содержать преувеличение, например: «Магнетическая Магда, гениальный Геннадий, буйный Борис» и т. д. Второй выступающий сначала повторяет имя и эпитет предыдущего участника, затем добавляет собственную комбинацию. Третий повторяет оба варианта и потом представляется сам. Так происходит и дальше по кругу. 2. Притча «Ладная семья» (слайд № 2) Школа – это семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно. Прослушайте притчу, и вы всё поймёте. «Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:… » слайд № 3 задание) Задание 1. Каждая группа отвечает, комментируя свой ответ. Анимация проверка задания Любовь Прощение Терпение И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже». Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи? Какой вывод вы сделали для себя? 3. Что такое толерантность? Все эти понятия можно объединить, одним словом. (слайд № 4) «Отгадай ребус»
Задание 2. Время на выполнение задания 2 минуты. Анимация проверка задания. По щелчку выходит слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ Конечно, не всем, может быть, знакомо это слово. И, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно, но в современном мире, где вам предстоит жить, вы еще не раз услышите его. В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, конфессий, социальных слоев, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии. 4. История происхождения по нятия толерантность (слайды № 6,7). И так, что же такое «толерантность»? Заглянем в прошлое. На рубеже XVIII -XIX веков во Франции жил Талейран-Перигор, князь Беневентский . Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII ) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”. (слайд № 8) Что означает слово толерантность? На разных языках это слово звучит по-разному, но смысл его единый (французский, английский, китайский и другие переводы слова). А как вы думаете, какое слово является ключевым для понятия толерантность? - Конечно, это слово терпимость. (слайд № 9 задание) Составьте синквейн к слову ТОЛЕРАНТНОСТЬ . Задание 3. Время на выполнение задания 5 минут. 5. Праздник толерантности – 16 ноября (слайд № 10 задание) Когда отмечают День Толерантности? Задание 4 . Время на выполнение задания до 1 минуты. Проверка (слайд № 11) 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. 16 ноября 1995 года, в Париже участники двадцать восьмой конференции ЮНЕСКО, а это 185 стран, приняли Декларацию принципов толерантности. Для того чтобы быть более терпимыми к людям других национальностей, надо много знать об особенностях разных культур, много читать, интересоваться. В каждой стране мира есть свои традиции, символы. Вот сейчас мы проверим, что вы об этом знаете. (слайд № 12 задание) «Что бы это значило?» Задание 5. Время на выполнение задания 4 минуты. Эта птица у китайцев означает долгожительство, счастливую и умиротворенную старость, у христиан символизирует целомудрие, чистоту. Сыновнюю почтительность олицетворял у египтян, римлян. Символизирует также приход весны и новой жизни, и потому является благовещенской птицей. Поселившийся на крыше дома, символизирует мир и достаток (аист ). Эта птица стала символом мира. В христианстве считался символом Святого Духа. В Библии эта птица, выпущённая Ноем, принёсла ему оливковую ветвь как символ примирения стихии. Считается знаком прощения людей. В средневековье она была непременным атрибутом Благовещения, Крещения, Троицы (голубь ). Это символ мудрости чувств; у ацтеков – центр человека, религии и любви, у евреев – Храм Божий, у кельтов – благородство и сострадание. Пылающее – означает религиозное рвение, пронзенное стрелой – покаяние (эмблема Святого Августина) или неразделенную любовь (сердце) . Это атмосферное оптическое и метеорологическое явление, наблюдаемое обычно после дождя или перед ним. Выглядит как окружность, составленная из цветов спектра. В скандинавской мифологии это мост, соединяющий Мидгард – мир людей и Асгард – мир богов. В древнеиндийской – лук бога грома и молнии Индры. По славянским и индейским поверьям, она, подобно змею, пьёт воду из озёр, рек и морей, которая позже проливается дождём (радуга ). Проверка (слайд № 13) Выполнив следующее задание, вы соберете изображение символа толерантности. (слайд № 14 задание) Собери пазл (картинки для пазлов в презентации слайд №14) Задание 6. Время на выполнение задания 3 минуты. Проверка Анимация проверка задания. По щелчку выходят картинки эмблемы Мы видим, что визуальным выражением толерантности является радужный спектр, символизирующий многообразие цветов и оттенков, своеобразие всех людей мира. Каждый цвет толерантности – это качества, которые должен проявлять по-настоящему толерантный человек. Задание 7. Выберите пять слов - качеств, подходящих, к человеку, обладающим толерантным отношением . Время на выполнение задания 2 минуты. Проверка Каждая группа зачитывает слова-качества, начиная с фразы: Быть толерантным, значит быть….. (слайд № 15 задание) Люди годами наблюдали за человеческим поведением. И как кладезь мудрости излагали главную мысль в пословицах и поговорках. Восстановите пропущенное слово в пословицах Задание 8. Время на выполнение задания 3 минуты. (слайд № 18) Анимация проверка задания. По щелчку выходят пословицы. Проверку выполняем в следующей очередности: 1-группа красных смайликов; Для дорогого друга ВОРОТА настежь. Одёжа хороша новая, а друг – СТАРЫЙ. Человек без друзей, что сокол БЕЗ КРЫЛЬЕВ. 2- группа желтых смайликов; Только сильные УМЕЮТ прощать. Лучше НЕ ССОРИТЬСЯ , чем прощение просить. Сильнее всех ПОБЕД - прощение. 3- группа зеленых смайликов; Доброе слово ЛЕЧИТ , злое калечит. ДЕЛАЙ другим добро – будешь сам без беды. Доброе братство лучше БОГАТСТВА. 4 - группа синих смайликов. Где ЛАД , там и клад. В СОГЛАСНОМ стаде и волк не страшен. ДРУЖНО за мир стоять – войне не бывать. Мы живём в одном большом доме – России. В нашей стране дружат между собой люди разной национальности. Сейчас мы с вами совершим короткое путешествие по разным странам. Внимание! Викторина. «Такие разные народы» Именно в этой стране елочка со звездой на макушке, салат «Оливье» и «Ирония судьбы» по телевизору давно стали обычными атрибутами Нового года. (РОССИЯ) В этой стране на Новый год принято избавляться от всего старого и надоевшего. Его просто выбрасывают из окон на улицу. (ИТАЛИЯ) В этой стране при первом ударе часов хозяева дома обязательно должны открыть заднюю дверь и выпустить старый год. А с двенадцатым – открыть переднюю и впустить год новый. (АНГЛИЯ) Жители этой страны в Новый год наполняют водой всю посуду, которая только есть под рукой, а в праздничную полночь дружно выплескивают ее – прямо в окна. Таким образом, они желают Новому году светлого пути. (КУБА) «Национальные блюда на нашем столе» Блюдо украинской кухни. Род маленьких пирожков из пресного теста с начинкой из творога, ягод. А бывает еще с картошкой и капустой. (ВАРЕНИКИ) Это блюдо русской кухни – символ солнца. Готовится из жидкого теста, которое выливается на раскаленную сковороду. (БЛИНЫ) Блюдо кавказской кухни. Кусочки мяса, жареные на металлических или деревянных палочках. (ШАШЛЫК) Блюдо армянской кухни. Пшеничный хлеб в виде тонких больших лепешек. «Загадки». Загадки разных народов учат быть внимательными, наблюдательными, заставляют думать, размышлять. Казахская – «50 шалунов мне легли на ладонь, отпущу одного – сразу вспыхнет огонь». (СПИЧКИ) Татарская – «Старик – мужик, на улице стоять не велит, за нос домой тянет» (МОРОЗ). Русская – «Через речку лег, мне бежать помог». (МОСТ) Удмуртская – «Придет черная корова и всех повалит». (НОЧЬ) (слайд № 22) Подведение итогов. Вручение грамот. И закончить нашу встречу мне хочется такими словами: Только в этом спасенье, Спасенье в одном: Относиться друг к другу с добром и теплом. Научиться свободно, с достоинством жить, но при этом к другим Равнодушным не быть. Всего вам доброго, счастья, успехов! (слайд № 23) Спасибо за участие в игре! Не все люди используют в своей жизни понятие толерантности. Что это такое? Это принятые в социальной среде нормы поведения, которые выражаются в терпимости людей друг к другу, вероисповеданиям, обычаям и чувствам. Можно сказать, что основой толерантности принято считать право на выражение мыслей и каждого человека. Это человеческие чувства, которые выражаются в положительном отношении людей к чему-либо, но не к нарушениям моральных и общечеловеческих принципов. Это слово не так давно вошло в обиход, попробуем подробнее разобраться с этим понятием. Цветок пиона Толерантность включает в себя такие человеческие качества, как:
Согласно этому документу толерантность – это:
В зависимости от сферы проявления толерантность делится на следующие категории:
Виды и типы толерантности в современном обществеПонятие толерантности – это не просто определение в Википедии. Существуют разные определения, а также деления толерантности на виды, типы, подвиды и подтипы. Психологи делят толерантность на четыре вида, которые основаны на межличностном общении людей:
Люди с разным цветом кожи могут быть толерантны друг к другу
Главные виды толерантности состоят из четырех подвидов :
Многие люди нетерпимы к мужчинам и женщинам с тату Примеры толерантности из жизниСамые явные проявления толерантности из жизни, как правило, связаны с религией: можно встретить христианина, который беседует с мусульманином, и оба они толерантно относятся друг к другу, выслушивают позицию и мнение друг друга. Также примером толерантности может служить разговор людей разных политических взглядов. Важно то, что люди не пытаются навязать свою точку зрения , а имеют силу признать, что другой человек может не разделять ваши политические убеждения. Часто люди не толеранты к внешнему виду людей, которые одеваются или выглядят совсем не так, как вы. Например, вы не любите татуировки и стоит вам увидеть девушку с тату, как отношение к ней сразу портится, или вы и вовсе не хотите с ней общаться. Абсолютно не толерантно будет высказывать свою позицию, как единственно верную, всячески намекать на то, что человек не прав, что все его аргументы кажутся вам глупыми или несущественными. При таком раскладе вы смело можете называть себя интолерантной личностью. Толерантность и интолерантностьСтремясь стать толерантным, человек не задумывается над тем, что его проявления терпимости иногда носят характер насилия над собой. То есть он не обладает нравственной толерантностью, которая обусловлена приятием и всепрощением. Этот процесс происходит на уровне моральной толерантности, которая подавляет внутреннее неприятие каких-либо процессов. Толерантность и интолерантность проявляются во всех сферах человеческих взаимоотношений: профессиональной, межнациональной, межрелигиозной и других. Как понять, что человек толерантный? Как правило, выделяют следующие признаки толерантности и толерантной личности:
Он любознателен, открыт с людьми и самоотверженно приходит по первому же зову о помощи. Интолерантный индивидуум не умеет сопереживать и не проявляет сострадания к людям. Он не может самоопределиться, и не стремится к самосовершенствованию.
Кончита Вурст, он же Томас Нойвирт, победитель конкурса Евровидение-2014 в Копенгагене
Толерантность в современном миреТолерантность для нашего государства и его граждан – это нечто новое, пришедшее к нам со времен «Перестройки» и становления нового государства. В Советском Союзе толерантность считалась, если не проявлением слабости, то предательство политических взглядов, пропагандируемых государством. В коммунистическом обществе не допускалось различие мнений, религиозные взгляды и предпочтения. Извращенное понятие толерантности признавалось только в призыве к равенству и братству всех народов и слоев общества. Что, впрочем, было сплошной пропагандой, и не носило под собой реальной основы. В нынешнее время люди в нашей стране и во всём мире всё чаще задают себе вопрос: «Как стать толерантным человеком?» Причем многие путают толерантность с всепрощением в христианстве . Однако это понятие далеко от призыва христианства к терпеливому и стоическому стремлению «нести свой крест» или «подставлять щеку для повторного удара». Православные отцы категорически отрицают толерантность, как науку, и всячески препятствуют ее преподаванию в школах и ВУЗах. Они считают, что принятие и понимание любой точки зрения разрушает моральные устои человека, которые воспитывались в нем с детства. Можно перечислить несколько примеров двоякого толкования проявлений толерантности в обществе:
ЗаключениеИз всего вышеперечисленного можно сделать следующие выводы:
Нужно с уважением принимать и понимать смысл жизни, позиции и стремления других людей, которые должны соответствовать таким понятиям, как «мораль», «нравственность» и «демократия». Толерантный человек – это не тот, кто наделен каким-то одним положительным качеством, это индивидуум, обладающий всеми ними в полной мере. Он никогда не пойдет на конфликт, даже обоснованный определенными обстоятельствами, его невозможно вызвать на осуждение или резкое отвержение чужих идеалов и стремлений. Однако поистине толерантные люди должны обладают высокими моральными устоями . Для того, чтобы наше общество стало толерантным, необходимо воспитывать и прививать молодежи терпимость, основанную на стандартах морали и нравственности. Цели и задачи: 1.Ввести и закрепить определение термина “толерантность”, углубить понимание его значения. 2.Показать, что не смотря на то, что все ученики разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера. 3.Отработать умение видеть межиндивидуальные различия и показать, что такое толерантное отношение к различиям. 4.Сформировать представление о толерантном отношении. ХОД КЛАССНОГО ЧАСА Теперь, когда мы научились Б. Шоу Учитель: Сегодня мы начнем наш классный час с китайской притчи, которая поможет нам с вами сформулировать цель нашей встречи. Итак, название притчи «Ладная семья». Китайская притча «Ладная семья» Учитель: Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи? Как вы думаете, о чем я хочу сегодня с вами поговорить? Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость…. Учитель: У этого определения есть свое понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ, которое имеет свою историю. Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Не всем, может быть, знакомо это слово, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при всех правительствах (и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способ, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы. Сегодня современный человек должен быть не только образованным, но и обладать чувством самоуважения и быть уважаемым окружающими. Люди, не обладающие этим качеством, оказываются неспособными к изменениям, которых требует наша жизнь. С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”. Термин “толерантность” объясняется, как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми. Давайте попробуем составить правили толерантного общения (работа в группах) и напишем эти правила эти правила на доске.
1.Уважай собеседника. 2.Старайся понять то, о чем говорят другие. 3.Отстаивай свое мнение тактично. 4.Ищи лучшие аргументы. 5.Будь справедливым, готовым признать правоту другого. 6.Стремись учитывать интересы других.
Учитель:
сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. У каждого из вас на столах лежат карточки розового цвета, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность. А что, по вашему мнению, не относится, зачеркните.
На флаге и гербе Южной Кореи имеется символический знак – МОНАДА, в которой воплощена древняя восточная теория о двух силах: “Инь” темной) и “Ян” (светлой”). В человеке также уживаются добро и зло, правда и ложь и т.д. Прием “Изменение позиций” Обтекаемость формы монады и цветового рисунка внутри нее говорят о тенденции к изменению, обратимости всего происходящего. Примеров можно привести множество: сегодня я люблю, завтра ненавижу… Предлагаю привести примеры из своей жизни. “Акцент на лучшее” Вновь обращение к образу монады. Темное пятно – на светлом фоне и светлое – на темном фоне. Как не бывает в жизни идеального человека, так и в самом отъявленном преступнике имеются ростки позитивного. Упражнение “Камушек в ботинке” Прошу ребенка найти в себе то, что мешает ему жить в мире с самим собой и с окружающими людьми (поиск темного пятна). Упражнение “Жемчужина в раковине” Предлагаю отыскать в себе то, что является наивысшим достоинством (поиск светлого пятна). Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание.
– русый цвет волос; – родился зимой; – в имени есть буква А; – любит мороженое (и т.д.).
Земля – Россия – Камышин – школа № 18 – 3в класс 5.Игра «Каким вы видите себя» (рисунок, линия, цвет)? Монтаж картины на доске. Творческая работа “Дерево толерантности” Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала “Пространством толерантности”, листочки наклеиваются на рисунок дерева без листьев Посмотрите на это дерево! Только что оно было одиноким и безжизненным. Но наши добрые намерения (листочки) оживили его. Рефлексия: Какие качества присущи толерантной личности? Каково преимущество толерантного общения? Трудно ли поставить себя на место другого человека и понять его переживание? Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении. Важно, что вы вынесите из этого занятия в реальную жизнь, как измените отношения с людьми, одноклассниками. «Не делай другому того, от чего больно тебе». Заключительное слово учителя Молитва о встрече: Я пришел в этот мир И ты пришел в этот мир Потому что я – это я, а ты – это ты. Мои пожелания:
– И всё это вам поможет жить в мире.
Учитель: Давайте подумаем и изобразим эмблему толерантности. Защита эмблем. |
Новое
- Военные пенсионеры за россию и её вооруженные силы Осенний призыв в армию
- Виды и размер стипендий студентам в россии
- Перечень работ, входящих в капитальный ремонт многоквартирного дома
- Консервированная вишня - аккомпанемент к мясу
- Фаршированный сазан в духовке в фольге — как готовить сазана в духовке на домашней кухне
- Тушеная утка с яблоками и не только Тушить утку кусочками в духовке
- Гуляш из свинины в томатно-сметанном соусе
- Диетические сырники из творога без муки в духовке – рецепт с фото
- Как приготовить кукурузу в духовке Как готовить кукурузу в духовке
- Мидии, маринованные по-корейски