Главная - Спорт для детей и взрослых
Лайма вайкуле где живет сейчас. Лайма вайкуле - биография, информация, личная жизнь. Краткая биография Лаймы Вайкуле

Лайма Вайкуле стала первым на советской эстраде посланником прозападного стиля и в подаче музыкального материала, и в манере одеваться. Глубокий голос, акцент, отточенные движения, «кабаре в окружении монументальных статуй» – в середине 80-х это было «не то», не так, как принято и разрешено.

Певица Лайма Вайкуле

Певица и сейчас может удивить одним только появлением на сцене. Над прибалтийской звездой не властны время и критика.

Детство и юность

Лайма Станиславовна Вайкуле родилась 31 марта 1954 года в латвийском городе Цесис. Семья будущей певицы была простой и к музыке не имела никакого отношения. Отец Станислав Вайкулис - рабочий, а мама Янина трудилась сначала продавцом, а потом директором магазина. К людям, которые близки к искусству, относилась разве что бабушка Лаймы, певшая в церковном хоре.


Когда Лайме исполнилось 3 года, семья перебралась из провинциального городка в Ригу, в маленькую однокомнатную квартиру. Семейство Вайкулис было довольно большим: помимо Лаймы, росли еще 2 дочери и сын. В шумной столичной Риге девочка пошла в школу, а в 12 лет дебютировала на сцене. До этого развлекала песнями только домашних и гостей. Теперь же это был конкурс юных вокалистов в Доме культуры рижского завода ВЭФ. Девочка получила диплом – первую награду за талант. Этот день и считается стартом творческой биографии Лаймы Вайкуле.

Стать артисткой Лайма не мечтала. Девушка видела себя врачом, поэтому после окончания 8-го класса средней школы поступила в медицинское училище. В молодости ее взгляды постепенно меняются.


Вскоре окажется, что «Лайма не выбирала музыку, это музыка выбрала Лайму». Девушке на роду было написано петь, а не лечить. Юную певицу заманила сцена. В 15 лет Вайкуле успешно прошла конкурс и стала солисткой Рижского оркестра радио и телевидения, возглавляемого .

С 1979 года Вайкуле выступала в знаменитом варьете «Юрас перле» («Морская жемчужина») в Юрмале. Сначала девушка пела в танцевальном оркестре, но потом стала солисткой. Она не собиралась на этом останавливаться, понимая, что без специального образования в мире музыки делать нечего. В 1984 году Лайма поступила в ГИТИС на режиссерское отделение.

Музыка

Еще во время учебы Лаймы в ГИТИСе молодую певицу заметил известный поэт-песенник . Он увидел в Вайкуле исполнительницу композиции «Ночной костер». Сначала песня прозвучала на радио, потом и на популярной музыкальной передаче «Песня-86». В том же году девушка совместно с на советско-итальянском концерте эстрадных звезд исполнила новую песню «Вернисаж» (музыка Раймонда Паулса, слова Ильи Резника).


Это был взлет и признание Вайкуле как популярной певицы. Артистка проснулась знаменитой, а фото Лаймы красовались на обложках главных изданий страны.

Через год певица закрепила успех, спев песню «Еще не вечер». При этом Лайма предложила для исполнения собственную оригинальную трактовку, и песня от этого только выиграла, попав на первые позиции чартов радиоэфиров и в музыкальные передачи.

Валерий Леонтьев и Лайма Вайкуле - "Вернисаж"

Творческий союз Вайкуле, Паулса и Резника подарил слушателям незабываемые шлягеры «Я за тебя молюсь» и «Скрипач на крыше», «Чарли» и «Деловая женщина». Лайма перепела и композицию «Листья желтые», стихи для которой написал бывший посол Латвии в России, поэт Янис Петерс. Сценические номера, в которых прибалтийская звезда появлялась в неповторимых, экстравагантных нарядах, в сопровождении ярких танцевальных коллективов превратились в полноценные клипы.

Всесоюзное признание к Вайкуле пришло в феврале 1987-го, после участия в авторском вечере Раймонда Паулса в ГЦКЗ «Россия». Это было ее время, и Лайма трудилась неустанно. Без отрыва от учебы в ГИТИСе подготовила большую сольную программу, премьера которой состоялась в ГЦКЗ «Россия» в начале 1988 года.


Это был еще один убедительный шаг, который доказал, что творческая биография Лаймы Вайкуле – это вовсе не случайность, а явная закономерность. Звезда окончательно закрепилась на эстрадной музыкальной орбите и нашла свою нишу.

В 1989 году американский продюсер Стен Корнелиус пригласил Лайму Вайкуле в США. Семь месяцев певица работала в Америке, записывая новый альбом в студии Майкла Сембелло. В США она подписала контракт с компанией грамзаписи MCA - GRP. На американские телеэкраны вышел документальный фильм о Лайме Вайкуле, снятый студией «Видеофильм» и американскими кинематографистами. Западная пресса окрестила женщину «русской ».

Лайма Вайкуле - "Чарли"

Вайкуле продолжает работать «в паре» с другими исполнителями, пытаясь повторить успех «Вернисажа». Песня «Чувства», которая был исполнена певицей вместе с бывшим участником , не стала мегапопулярным хитом, но спустя 20 лет фанаты потребовали снять современную версию клипа с участием двух звезд.

За артистическую карьеру исполнительница записала с десяток музыкальных альбомов в Латвии и России, 20 млн дисков Вайкуле проданы в России, странах Европы и США.


Лайма Вайкуле - постоянный гость на музыкальном конкурсе «Новая волна», который с 2002 по 2014 годы проходил в Юрмале. Певицу приглашали в жюри фестиваля КВН «Голосящий КиВиН». Особо запомнилось фанатам Вайкуле сотрудничество с певцом . Клип «Прибалтийский роман» стал одним из самых популярных на музыкальных телеканалах.

На взлете карьеры пришла беда. Врачи диагностировали у Вайкуле опухоль. Она поборола болезнь, но в Америке не осталась. Певица расторгла контракты, движимая единственным желанием - вернуться домой.


Лайму Вайкуле назвали "агентом России"

Вернувшись из США, Лайма увидела, как изменился мир вокруг. Советского Союза больше не было, а латвийские газеты называли артистку разведчицей: «Русская армия уходит, а агенты остаются!». Но Вайкуле выстояла.

Знаменитость вскоре поразила публику откровениями о том, как заболела раком груди и оказалась на грани смерти. Исполнительница в интервью телеведущей рассказала, как онкология перевернула жизнь, заставила полностью пересмотреть убеждения и принципы и задуматься о будущем, взглянув совершено иначе на привычные вещи. Вайкуле сделала простой вывод, заявив, что человек растет в страданиях:

«Раньше я не понимала, что значат слова мудрецов о страданиях, в которых растет и развивается личность. И лишь пережив то, что случилось со мной, я по-другому стала смотреть на жизнь, обратилась к религии...».

Личное участие Лаймы Вайкуле в организации такого масштабного фестиваля заинтересовало большое количество знаменитостей. Певица в основном пригласила своих друзей и коллег, популярных артистов из разных стран, чтобы вместе выступить на сцене знаменитого концертного зала «Дзинтари». Зрители фестиваля неоднократно заявляли, что пребывают в восторге от яркого шоу и многих сюрпризов.


Лайма Вайкуле на открытии фестиваля "Рандеву" в Юрмале

Сама Лайма Станиславовна в интервью объяснила, что «Рандеву» значительно отличается от «Новой волны» тем, что это не конкурс, а формат фестиваля абсолютно новый. По ее словам, зрители получают намного больше положительных эмоций от концертов, где всегда присутствует дружеская атмосфера и артисты предлагают зрителям новые, уникальные выступления и идеи.

Одним из таких сюрпризов можно назвать песню о Караганде. Композиция, которую Лайма Вайкуле спела совместно с украинскими исполнителями и дуэтом «Потап и Настя», сразу же получила позитивные отклики от поклонников.

Лайма Вайкуле и Стас Пьеха - "Закрываю глаза"

Лайма Вайкуле в последние годы все больше сотрудничает не только с известными артистами. Многие молодые таланты учатся у знаменитой эстрадной певицы, исполняя композиции вместе с ней. В 2016 году появилась песня «Я закрываю глаза», которую Лайма Вайкуле исполнила вместе с российским певцом . Композиция вышла на телеэкраны впервые в новогоднюю ночь. Телезрители высоко оценили качество исполнения новоиспеченного дуэта.

Многие сразу же начали сравнивать новое выступление Лаймы Вайкуле с Евгением Анишко из группы «Четыре короля». Тогда даже ходили слухи о романе латвийской знаменитости с молодым вокалистом.

Лайма Вайкуле - "Листья желтые"

Вайкуле известна как активная защитница животных. Артистка - вегетарианка по этическим соображениям. Она не носит меховые изделия, постоянно выступает против цирков с дрессированными животными. Лайма ярая противница боев животных, охоты, корриды и других жестоких развлечений и традиций, где жертвами выступают четвероногие.

Поклонники любят певицу и за неподражаемый образ, ее появление на сцене в экстравагантных нарядах всегда завораживает публику. Лайма Вайкуле возраст не скрывает. Да и незачем это делать: она прекрасно выглядела и 20 лет назад, и до сих пор привлекательна. Звезда ведет правильный образ жизни, не имеет вредных привычек, любит спорт и здоровую пищу.

Личная жизнь

Личная жизнь Лаймы Вайкуле редко попадает на страницы таблоидов и желтой прессы. Звезда не использовала скандалы для поднятия рейтинга и не делилась приватными подробностями.


Первым и единственным гражданским мужем Лаймы Вайкуле остается Андрей Латковский, бывший бас-гитарист и продюсер. Вместе пара с 1970 года - с момента знакомства. Много лет Вайкуле и Латковский - супруги, лучшие друзья и партнеры в творческой работе. Андрей был рядом, когда Лайма серьезно заболела. Именно он помог выстоять, не отходя от любимой ни на шаг.

Детей у пары нет. Свою нерастраченную материнскую любовь Лайма Вайкуле отдает юным певцам: она была одной из организаторов-учредителей конкурса молодых исполнителей эстрадной песни «Юрмала».


Артистка собирается красиво стареть и уверена, что не стоит становиться рабом внешности.

«Прожиточный минимум» - это приличная обувь, здоровые зубы, хороший маникюр, ухоженные волосы, а все остальное зависит от взгляда».

Даже сценический макияж у Вайкуле минималистичный. Лайма утверждает, что еще не прибегала к пластике. Однако по отдельным фотографиям ряд поклонников решил, что певица не обошлась без инъекций филеров и ботулотоксина.


Соглашаясь с требованием времени, Лайма завела персональный сайт и страницу в. дважды попросили исполнить хит «Цвет настроения синий». Валерий Леонтьев презентовал новую композицию «Ветер-скрипач».


Лайма Вайкуле на фестивале "Рандеву" в 2018 году

Спустя месяц Вайкуле отправилась с гастролями в Украину, где в интервью одесским журналистам , что никогда не поедет в Крым, какой бы гонорар не предложили. Певица также сказала, что рада развалу Советского Союза. На артистку обрушился и оскорблений. Коллеги по цеху отнеслись к словам Лаймы по-разному. Одни оставили за певицей право на собственное мнение, другие обвинили в лицемерии и в том, что Вайкуле «кусает руку, которая ее кормит».

Позднее Вайкуле поделилась впечатлениями от сложившейся ситуации. Лайма, по собственному признанию, не смотрит телевизор, но в курсе того, какого мнения о ней люди.

«Я даже не знаю, что сказать. Я в жизни не комментировала ни одного артиста, который что-то делал. Это просто стыдно, злобно и некрасиво. Это ревность, зависть. Это ужасно. Противно просто».

А журналисты, по словам певицы, и вовсе лжецы и провокаторы. Поддержал Лайму и концертный директор. По словам Алексея Яковлева, ничего страшного не произошло, слова Вайкуле «перекручены и раздуты».

Скандал не лучшим образом отразился не только на имидже певицы. Деятельностью Вайкуле заинтересовались налоговые органы России. У чиновников, в частности, появились вопросы по законности выступлений Лаймы на частных вечеринках и корпоративах, поскольку иностранным артистам предъявляется ряд требований, которые они обязаны соблюдать, если хотят работать на территории РФ. Если бы выяснилось, что латвийская звезда допустила нарушения, артистку ждали бы штраф или запрет на выступления в России.


Позднее органы внутренних дел отчитались, что оснований для привлечения знаменитости к ответственности не выявлено. Да и сама Вайкуле сказала, что после отмены санкций незамедлительно приедет в Крым и споет бесплатно.

Дискография

  • 1986 - «Первый сезон. Восьмидесятые»
  • 1992 - «Я за тебя молюсь»
  • 1993 - «Laima Tango»
  • 1994 - «Милый, прощай!»
  • 1996 - «Я вышла на Пикадилли»
  • 1996 - «Viss nāk un aiziet»
  • 1998 - «Латинский квартал»
  • 1999 - «Зеркало»
  • 2000 - «Лучшие песни»
  • 2002 - «Имена на все времена»
  • 2005 - «О чём играет пианист?»
  • 2013 - «Atkal Mājās»

Вайкуле Лайма Станиславовна (р.1954) – латвийская певица и актриса, в 2011 году награждена Российским орденом Дружбы народов за вклад в укрепление и развитие культурных связей между Россией и Латвией.

Детство

31 марта 1954 года в городе Цесис появилась на свет Лайма Вайкуле. Тогда это была ещё Латвийская республика Советского Союза, сейчас это отдельная страна Латвия. Семья Лаймы была очень простая, папа Станислав трудился рабочим, а мама Янина продавцом в магазине. К музыке из всей семьи имела отношение только бабушка, которая принимала участие в церковных пениях.

У Лаймы были ещё старшие сводные сестра и брат, и родная сестра. Так что семья Вайкуле была большая и дружная. Когда малышке Лайме было три года, они перебрались в Ригу. Здесь маму взяли работать на должность директора большого магазина.

Любовь к пению от бабушки передалась внучке Лайме. Девочка пела почти с пелёнок. Она помнит, как в садике не любила спать во время тихого часа и тихонько напевала, лёжа в кровати. Когда к ним в гости приходили знакомые и друзья, родители просили маленькую Лайму спеть песенки.

Детство Лаймы прошло, как и у большинства советских детей, во дворе с друзьями. Она совсем была не похожа на свою старшую сестру Яну, которая предпочитала игры с девочками и куклами. Лайме больше нравилось бегать с мальчишками.

В семье она была всеобщая любимица, потому что была самая младшенькая, но росла упёртая и своенравная. Уже в возрасте пяти лет, если что-то было не по её, собирала вещи и уходила из дома. Недалеко, конечно, за угол дома, где родители быстренько её находили, но таким образом проявлялся характер.

Учёба

Когда девочка училась в первом классе, учительница посоветовала родителям приобрести фортепиано, так как их дочь явно обладает музыкальным талантом. Но сама Лайма никак не собиралась связывать своё будущее с профессий певицы или артистки. Музыкальный инструмент родители так и не купили, не потому что девочке не хотелось заниматься на нём, просто его некуда было ставить в однокомнатной квартире.

Все предметы в школе Лайме давались легко. Пока она не увлеклась всерьёз творчеством, в дневнике были только оценки «отлично».

Будучи подростком, Лайме очень хотелось стать хирургом. Она считала, что это именно та профессия, результат которой виден и по-настоящему приносит пользу людям. У неё очень часто болела мама, и девушке хотелось самой лечить её, помочь любимому человеку выздороветь. Лайма увлекалась естествознанием, хотела поступать в медицинский институт, но побоялась, что не сможет пройти большой конкурс, и потому пошла в училище.

Ей пришлось и на «скорой» поработать, и походить в анатомический театр. Всё это ей очень нравилось, но музыка взяла своё, пение перебило все мечты, связанные с медициной. И спустя много лет, где-то в глубине души, Лайма чуточку жалеет о том, что не состоялась как врач.

Начало творческого пути

Когда Вайкуле было 12 лет, состоялся первый в её жизни выход на сцену.

При Рижском заводе ВЭФ в доме культуры проводился конкурс юных певцов. Лайма не только поучаствовала в нём, но и завоевала диплом. После конкурса её пригласили петь с биг-бэндом. Она согласилась, и творчество постепенно стало затягивать девушку в свой водоворот.

Выступая с группой, Лайма также стала брать уроки музыки и вокала у маэстро Заходника, который работал с певцами Раймонда Паулса – распевал и ставил им голоса. У Заходника Вайкуле была любимой ученицей, поэтому он решил показать её Паулсу. В возрасте 15 лет девушка прошла отбор и начала солировать в Рижском оркестре радио и телевидения, которым руководил Раймонд Паулс.

Когда Лайме было 18 лет, она начала выступать в ресторанах, а в1979 году стала солировать в юрмальском знаменитом варьете «Морская жемчужина». Помимо исполнения песен, девушка ещё и сама занималась постановкой танцев, подбором музыкантов, разработкой костюмов. В те годы в Прибалтике шоу этого варьете считалось самым красочным, и среди зрителей Лайма Вайкуле становилась всё более популярной.

В 1984 году Вайкуле уехала в Москву и стала студенткой ГИТИС, выбрала режиссёрское отделение. К этому времени она выступала с вокально-инструментальным ансамблем «Лайма», исполняя эстрадные песни на русском и латышском языках, а также несколько музыкальных композиций из западного репертуара. На молодую исполнительницу обратил внимание поэт Илья Резник и предложил ей сотрудничество – запись песни «Ночной костёр». Композицию потом часто крутили на радио, а также она вошла в финал «Песни-86».

Известность и успех

В конце 1986 года Лайма записала композицию «Вернисаж», которую спела в дуэте с Валерием Леонтьевым. Песня быстро набирала популярность среди слушателей и Лайма в один миг стала знаменитой.

В следующем году успех певицы закрепился песней «Ещё не вечер» и участием в творческом вечере композитора Раймонда Паулса, который проходил в государственном концертном зале «Россия». Весной она поехала в Чехословакию на международный конкурс «Братиславская лира», где с композицией «Вернисаж» получила приз «Золотая лира».

Лайма – невероятная труженица и экспериментатор. Благодаря этим качествам её путь на вершину славы оказался коротким и быстрым, другим на это требуются годы. Уже в 1988 году в ГЦКЗ «Россия» прошёл её большой сольный концерт. Певица очень разноплановая, в её репертуаре есть и шуточные песни, и лирические, но все они непременно становились хитами в своё время:

  • «Шерлок Холмс»;
  • «Улица любви»;
  • «Шаляй-валяй»;
  • «Танго летнего сада»;
  • «Ты и я»;
  • «Чарли, смешной чудак»;
  • «Умный в гору не пойдёт»;
  • «Ветка каштана»;
  • «Скрипач на крыше»;
  • «Я вышла на Пикадилли»;
  • «Я за тебя молюсь»;
  • «Акапулько».

Лайму Вайкуле постоянно приглашают в жюри на международный песенный конкурс «Новая волна», а также на конкурс КВН «Музыкальный Кивин».

Певица очень много гастролировала по Европе, долгое время работала в Японии и США.

Личная жизнь

В 1970 году на одной из дискотек произошло знакомство Лаймы Вайкуле и Андрея Латковского. Молодой человек был бас-гитаристом, родился и воспитывался в интеллигентной семье, недавно отслужил в армии. Его папа в университете в Риге преподавал политэкономию, а мама работала экспертом латвийской торговой палаты. Позже Лайма и Андрей несколько раз пересекались, работая в одном музыкальном коллективе. Отношений между ними не было никаких, кроме рабочих, но Лайма Андрею понравилась сразу ещё при первой встрече.

Судьба свела их снова в Ленинграде в 1978 году. По словам Андрея, с момента их знакомства, Лайма стала ещё красивее и ярче. Он начал за ней ухаживать, она ответила взаимностью и так они пошли по жизни вместе.

Страшная болезнь

В 1991 году медики диагностировали у Лаймы рак молочной железы. Ей было предложено сделать операцию, но врачи не скрывали, что шансы на победу над болезнью составляют лишь 20%. Муж заверил Лайму сразу, что, несмотря на исход операции, продолжительность и тяжесть болезни, он не бросит её никогда, каждую минуту будет рядом.

После вердикта врачей Лайма в какой-то момент озлобилась на весь мир здоровых людей, на тех, кто постоянно недоволен жизнью, вечно жалуется на мелкие бытовые мелочи и неурядицы, думая, что это грандиозные проблемы.

Потом озлобленность сменилась шоком от поставленного диагноза и тяжелейшей депрессией. Позже появился невероятный страх. Она впервые ощутила, как страшно умирать и как не хочется этого. Поначалу Лайма от операции отказывалась, потому что не верила в её положительный исход. Она написала всем своим любимым близким людям прощальные письма.

Но потом пришла вера в Бога, женщина стала читать Библию, это её спасло.

Операция проходила сложно, но закончилась успешно. Открыв после наркоза глаза, Лайма увидела мужа и её охватила безудержная радость, она поняла, что жива и ещё не всё потеряно. Но потом предстоял долгий и мучительный период лечения. Это снова боли, нервы, депрессия, отвратительное осознание того, что ты не такая, как все, что ты – калека.

Но ей очень хотелось жить, а рядом был любимый муж, близкие люди и вера в Бога. Лайма сумела победить страшную болезнь.

Задолго до болезни ей попались на глаза слова мудрецов, которые говорили, что личность человека растёт и развивается в страданиях. Она не поняла тогда смысла этих слов. И только после перенесённой болезни, до неё дошла вся суть фразы. Лайма обратилась к религии и увидела жизнь совсем с другой стороны.

Потом ещё были тяжёлые в моральном плане 10 лет наблюдения у врача-онколога. Каждый раз, когда она шла на приём, её охватывал панический ужас, что всё может повториться вновь. Теперь она вспоминает это, как страшный сон. Болезнь сильно поменяла её внутренний мир, Лайма научилась ценить каждую секундочку, проведённую с родными.

На вопрос, что такое счастье, Вайкуле отвечает:

«Для меня счастье, это вспомнить детство, когда мама с папой наряжают меня красиво, и мы идём куда-то в гости. Счастье, что я победила жуткую болезнь. Счастье, что рядом со мной самый любимый и преданный муж Андрей. А ещё мне хочется делать счастливыми всех людей – дарить им радость, петь и танцевать для них, кому-то помогать. Хорошее не должно заканчиваться» .

Лайма вне музыки

После распада СССР Вайкуле помимо творчества решила заняться бизнесом и открыла салон-парикмахерскую «Лайма-люкс», который находится в Риге. Саму певицу не раз признавали иконой стиля. Несмотря на то, что ей уже за 60, Лайма не представляет своей жизни без бега и йоги, потому и находится в прекрасной физической форме.

Она – вегетарианка, обожает животных, особенно собак.

У Лаймы три американских бульдога – девочка Фериа и мальчик Джинджера (чемпион Латвии). Когда у собачек родились 15 очаровательных щенков, одну маленькую девочку Лауру Лайма оставила себе, остальных продала. Цена на щенков была высокая, потому что Вайкуле считает – если человек может заплатить за собаку большие деньги, значит, он будет хорошо ухаживать и заботиться о ней.

Вот как рассказывают про неё ребята из коллектива:

«Если мы приезжаем с гастролями в другой город, то маршрут, которым прогуливается Лайма, можно запросто определить. Там на углах повсюду едят бездомные собаки» .

На всей постсоветской эстраде не найдётся более ярого защитника животных, чем Лайма Вайкуле.

Лайма приняла православную веру, несмотря на то, что все её родные и близкие люди католики.

Лайма Станиславовна Вайкуле — известная советская и латвийская эстрадная певица и актриса. Народная артистка Латвии (1995), певческий голос — контральто. Известна такими песнями, как «Вернисаж», «Ещё не вечер», «Скрипач на крыше» и «Шерлок Холмс».

Ранние годы и образование Лаймы Вайкуле

В семье Лаймы Вайкуле, кроме бабушки, которая пела в церковном хоре, никто к музыке отношения не имел.

Отец — Станислав Вайкулис — был рабочим.

Мать — Янина — работала продавщицей, позднее стала директором крупного магазина.

У Лаймы Вайкуле есть сводные старшие сестра и брат, и одна сестра — родная.

Когда Лайме было три года, семья переехала в Ригу.

В биографии Лаймы Вайкуле в Википедии сообщается, что по воспоминаниям певицы она пела практически с пеленок: «В детском саду мне не нравилось спать в полдник, и я пела. Родители тоже просили спеть, когда приходили гости. Я пела низким голосом, что было смешно, необычно, так что я была Дивой».

Но в детстве Вайкуле не собиралась быть певицей, Лайма мечтала стать врачом.

«Я была любимицей семьи, но очень своенравной. И всегда делала только то, что сама считала нужным. Тяжелый ребенок, ужасный. В пять лет я „наказывала“ своих родителей: собирала вещи и уходила из дома. При этом старшая сестра говорила маме: „Неужели ты веришь ей? Да куда она пойдет!“ Но я все равно уходила. За угол дома. Родители шли меня искать и, слава Богу, быстро находили. А я ждала их и думала: „Почему так долго ищут?“ Но я же упрямая, если бы не нашли — сидела бы там до утра!» — говорила в интервью Лайма Вайкуле.

В первых классах школы у Лаймы по предметам были пятерки, но когда девушка увлеклась пением, уроки были позабыты.

В возрасте 12-ти лет Лайма впервые появилась на сцене. Вайкуле приняла участие в конкурсе юных певцов, который проходил в доме культуры Рижского завода ВЭФ. Тогда же Лайма Вайкуле получила диплом и начала выступать с группой.

Все еще мечтая получить профессию врача, Лайма Вайкуле после окончания восьмого класса поступила в местное медицинское училище.

Творческая карьера Лаймы Вайкуле

Но во время учебы, в 15 лет, она стала солисткой Рижского оркестра радио и телевидения, которым руководил Раймонд Паулс .

Талант Лаймы Вайкуле заметил Леонид Заходник , который, в то время, работал с Раймондом Паулсом. Заходник распевал и ставил голоса всем певцам из оркестра Раймонда. Леонид повел Вайкуле на прослушивание к Паулсу. Прослушав Лайму, маэстро подошел к ней и сказал, хлопая по плечу: «Малыш, я тебя беру», вспоминала Вайкуле.

С этого момента с медицинским образованием и идеей стать врачом было покончено.

Лайма Вайкуле стала выступать в популярном варьете «Юрас перле» (с латышского переводится как «Морская жемчужина»). Сначала певица была в танцевальном оркестре, но постепенно стала солисткой варьете.

Решив повысить своё образование, Лайма Вайкуле поступила в ГИТИС. Там она обучалась режиссерскому мастерству. Кроме западного материала и массы современных песен певица вместе с ансамблем «Лайма» исполняла латышские песни. В частности, Вайкуле исполнила композицию Раймонда Паулса «Верококо». На русском языке песню исполнил Валерий Леонтьев .

Первый альбом Вайкуле «Первый сезон. Восьмидесятые» датирован в ее биографии 1986 годом.

Вскоре в карьере Лаймы начались успехи во всесоюзном масштабе. В середине 80-х годов прошлого века Вайкуле заметил поэт-песенник Илья Резник . Он предложил ей записать и презентовать на радио новую песню под названием «Ночной костер». С этой композицией Лайма попала в радиоэфир, а также на телепередачу «Песня-86». В этом же году Лайма Вайкуле и Валерий Леонтьев вместе исполнили знаменитую песню «Вернисаж» (совместное творчество Паулса и Резника) на советско-итальянском концерте эстрадных звезд.

В 1987 году Лайма приняла участие в творческом вечере Раймонда Паулса. Вот тогда певицу узнал и полюбил весь Советский Союз. Правда, как высказывалась Лайма Вайкуле, уже живя в независимой Латвии, она не испытывает ностальгии по СССР. А простых доброжелательных советских зрителей привлекал в Лайме ее «европейский шарм».

Кстати, об отношении Лаймы Вайкуле к ее советской славе и коллегам по шоу-бизнесу можно судить по этим строчкам из ее биографии на официальном сайте. «Имя Лаймы Вайкуле вспыхнуло на музыкальном небосклоне в середине восьмидесятых годов. Неожиданно и ярко. В начинающей певице поражало все. Она пела не так как все, вела себя на сцене не так как все, она была не похожа ни на кого! Лайма Вайкуле радикально выделялась из череды тогдашних „поп-кумиров“. На тот момент, в СССР ее просто не с кем было сравнивать».

В те годы Лайма Вайкуле часто выступала по телевидению и приобрела всесоюзную славу.

Потом Вайкуле на международном фестивале «Братиславская лира» в Чехословакии получила премию «Золотая лира».

Еще во время учебы в ГИТИСе Лайма Вайкуле подготовила свою большую сольную программу, премьера которой состоялась в ГЦКЗ «Россия» в 1988 году.

Вскоре американский продюсер Стен Корнелиус в 1989 году пригласил Лайма Вайкуле в США. Там она 7 месяцев работала над альбомом и записывалась в студии Майкла Сембелло . В США Вайкуле приняла участие и в съемках американских программ и подписала контракт и известной компанией грамзаписи MCA/GRP. В том же году на американские телеэкраны вышел документальный фильм о Лайме Вайкуле, который был снят студией «Видеофильм» и американскими кинематографистами.

Западная пресса даже называла Лайму «русской Мадонной», говорится в биографии Вайкуле на сайте «Узнай все».

За свою карьеру Лайма Вайкуле записала 10 музыкальных альбомов в Латвии и России, 20 миллионов ее дисков раскупили поклонники из России, стран Европы и США. На ежегодной церемонии «World Music Awards"93» получила специальный приз принца Монако.

Лайма Вайкуле проявила себя и как актриса. Она начала сниматься в кино в 1979 году.

Первой ее ролью стала певица в баре в ленте «Инспектор Гулл». Всего же в фильмографии артистки 13 ролей в разных картинах. Лайма Вайкуле появлялась в новогодних фильмах на российских каналах, в частности, в «Старых песнях о главном». Также Вайкуле сыграла Снежную королеву в одноименном новогоднем мюзикле.

Лайма Вайкуле была постоянным гостем на музыкальном конкурсе «Новая волна». Кроме этого, певица постоянно появляется в теле и радиоэфире, а также на праздничных концертах.

В 2011 году Лайма Вайкуле стала кавалером российского ордена Дружбы — за большой вклад в развитие и укрепление российско-латвийских культурных связей, популяризацию современной российской музыкальной культуры в Латвийской Республике.

Лайме Вайкуле присвоены почетные звания «Заслуженный артист Латвийской ССР» (1990) и «Народный артист Латвийской Республики» (1995).

Бизнес Лаймы Вайкуле

Доходы Лаймы Вайкуле от концертов в России и корпоративов — это не все, что зарабатывает певица.

В 1993 году Вайкуле решила заняться бизнесом. Лайма стала учредителем парфюмерно-косметической компании «Лайма-Люкс Интернешнл».

Личная жизнь Лаймы Вайкуле

Лайма Вайкуле жила в гражданском браке со своим продюсером и бывшим бас-гитаристом ее ансамбля Андреем Латковским с 1978 года. Чуть позже супруги сыграли скромную свадьбу в Лас-Вегасе.

В 1991 году артистка перенесла тяжелую болезнь. Недуг помог ей прийти к вере. Лайма Вайкуле стала православной христианкой.

У Лаймы Вайкуле нет детей. В новостях шоу-бизнеса сообщалось , что Лайма Вайкуле ради карьеры пожертвовала материнством, сделав два аборта. Потом Вайкуле много раз пыталась забеременеть, но это не получилось. Также артистка думала взять ребенка из приюта, но ее отговорил духовник.

«Я всегда была уверена, что была бы лучшей мамой в мире, — рассказывала Лайма — это у меня в крови. И шансы были! Дважды! Но оба раза беременность заканчивалась абортом. Я так жалею об этом, ведь я совершала убийства! Убийства своих собственных детей … Мне пришлось выбирать между ребенком и карьерой, я только начинала петь, и у меня было все впереди … К сожалению, я выбрала карьеру. Через некоторое время после второго аборта я решила, что пора все-таки завести ребенка, однако все попытки оказались тщетными» — цитировал Вайкуле украинский канал ТСН.

В биографии Вайкуле также сообщается, что в 2010 году, в 56 лет, Лайма была беременна с помощью искусственного оплодотворения, но произошёл выкидыш.

Лайма является вегетарианкой по этическим соображениям. Лайма Вайкуле активный защитник животных.

Последние 20 лет артистка не носит меховые изделия, постоянно выступает против цирков с дрессированными животными.

В биографии на официальном сайте Лаймы Вайкуле, певица редко бывает довольна собой, часто меняет жильё, причёски, стиль одежды.

Скандал с Крымом

Певца Лайма Вайкуле честно ответила на вопрос о возможности ее выступления на Крымском полуострове. Мини-интервью певица дала перед концертом в Одессе.

Вайкуле ответила, что следит за политическими событиями в мире и бывшем СНГ, поэтому не будет вести провокационные беседы, а уж тем более рассуждать на темы, в которых не является экспертом.

Журналист еще поинтересовался, не будет ли Вайкуле давать концерт в Крыму.

«Я прекрасно понимаю, о чем вы меня спрашиваете. В общем, я далека от политики, но в отношении Крыма могу сказать однозначно — я туда не поеду, какой бы гонорар мне не предлагали», — ответила Вайкуле.

«Нам запрещено — нам, европейцам», — добавила она.

Это мини-интервью вызвало большой резонанс в России. Например, «Свободная пресса» сообщала , что Иосиф Пригожин — известный российский продюсер — считает, что певица Лайма Вайкуле могла оскорбить своим высказыванием о нежелании ни под каким предлогом ехать в Крым многих своих поклонников. Поэтому, по его мнению, она больше не должна выступать в России.

Также Пригожин напомнил, что фестиваль Лаймы Вайкуле «Рандеву» был организован вместо конкурса «Новая волна», который перенесли в Сочи из-за того, что некоторым российским звездам запретили въезд в Латвию.

Григорий Иоффе — глава общественной палаты Крыма — прокомментировал слова Лаймы Вайкуле: «Недопустимо рассматривать крымскую ситуацию сквозь открытый или закрытый кошелек. Качество души творческого человека не измеряется в серебренниках», — подчеркнув, что многие годы был ценителем творчества Вайкуле.

По его словам, можно не выступать в Крыму, но при этом нужно понимать, что происходит. А подход к крымскому вопросу на уровне каких-то продаж — это нетерпимо, передало РИА Новости.

При этом он подчеркнул, что Лайма Вайкуле в ближайшее время по решению специальной мониторинговой группы будет включена в «крымское досье».

Сергей Цеков — сенатор от Республики Крым, глава Русской общины полуострова — выступил с предложением наказать певицу Лайму Вайкуле за её отказ выступать в Крыму.

«Что касается ответной реакции, я считаю, ей стоит запретить выступать на территории нашей страны», — заявил он. При этом Сергей Цеков убеждён, что слова Вайкуле имеют политический оттенок.

Дрессировщик Эдгард Запашный также раскритиковал заявление латвийской певицы Лаймы Вайкуле о том, что она не поехала бы на гастроли в Крым ни за какие деньги и рада развалу СССР.

«Крым — это территория России, и имейте совесть это признать либо наберитесь мужества не посещать с концертами Россию вообще, если ваши взгляды расходятся с нашими!!! Прискорбно, когда такие, как вы, кусают „кормящую руку“, а она продолжает вас кормить!» — написал дрессировщик в своем Instagram, комментируя новости о Вайкуле.

По его словам, если бы не Советский Союз, то Вайкуле никогда бы так не пела на русском языке, который «кормил и поил» певицу на протяжении всей ее карьеры. Как отметил Запашный, на родном латышском у артистки нет ни одной узнаваемой песни. Он также отметил, что у Вайкуле был шанс отказаться от титула «заслуженная артистка Латвийской ССР», но на тот момент она «любила» СССР.

Известный советский и российский актёр Станислав Садальский также высказался по поводу Лаймы Вайкуле.

По словам актёра, он, в свою очередь, не станет выступать на Украине, пока в «незалежной» обижают русских.

Он также подчеркнул , что сам только что вернулся из Латвии, и там наблюдал «отвратительное отношение к русским».

Зато Юрий Лоза напомнил о латвийском гражданстве Лаймы Вайкуле, а также о том, что именно в Балтии у неё бизнес и даже собственный фестиваль. Поэтому ей незачем портить отношения со своими руководителями, заметил Лоза.

«Если бы она была россиянкой, мы бы имели право что-то говорить по этому поводу. Но она жительница другой страны. Зачем её осуждать? Не едет и не едет», — заметил он.

Директор латвийской певицы Алексей Яковлев сказал, что каждый воспринимает это заявление в меру своей испорченности.

«Я думаю, что это всё перекручено и раздуто. Думаю, это не совсем правильно», — отметил директор Лаймы Вайкуле.

Ну а сама Лайма Вайкуле заявила, что шокирована реакцией на ее высказывания о Крыме. Латвийская певица считает, что все ее критики — зомби и звери.

«Я даже не представляла, что люди такие звери. Скажу откровенно. Может быть потому, что я никогда не смотрю телевизор. Мне кажется, что люди сошли с ума. Они абсолютно зомбированы. Они даже не слышат, что говорят… Журналисты — провокаторы и вруны, вот мои впечатления», — цитировали в новостях слова Лаймы Вайкуле, сказанные в беседе с латвийскими журналистами.

Биография Лаймы Вайкуле невероятно интересна. Она наполнена множеством ярких событий – как радостных, так и послуживших причиной сильных переживаний.

Певица внесла огромный вклад в развитие советской эстрады. Она является любимицей миллионов слушателей. Огромную популярность и признание публики Лайма Вайкуле заслужила благодаря своему изумительному голосу и неповторимым композициям.

Лайма Вайкуле появилась на свет весной 1954 г. в Латвии. Будущая артистка росла в обычной семье рабочего и продавщицы. Ее родители не имели совершенно никакого отношения к творчеству. Любовь к музыке зародилась в сердце девочки еще в раннем возрасте. Прекрасный голос и музыкальные способности будущая звезда унаследовала от любимой бабушки, которая пела в хоре при церкви. В семье Лайма была не единственным ребенком, у нее есть две сестренки и брат.

В детстве Вайкуле мечтала стать врачом и до окончания школы была уверена, что выберет делом своей жизни медицину. Будущая звезда эстрады прекрасно училась. Учителя всегда были довольны ею, а родители гордились хорошей успеваемостью дочери. Как-то раз один из педагогов порекомендовал маме и папе девочки обратить внимание на ее музыкальные способности и непременно купить ей пианино.

Но Вайкуле отказывалась от этой идеи – становиться музыкантом совершенно не входило в ее планы на будущее. Фортепиано Лайме так и не купили. Но произошло это не столько из-за отказа Лаймы, сколько потому, что семья жила в крохотной квартирке, поэтому инструмент было просто некуда ставить.

В детстве Вайкуле была озорным ребенком, непоседой. Ее не интересовали такие игры, как «дочки-матери», «школа» и т.д. Ей больше нравились игры в «войнушку», в машинки. Она обожала играть с мальчишками и носиться с ними по двору.

Несмотря на то что Лайма делала большие успехи в учебе, все же она была непослушным, довольно принципиальным ребенком и любила делать все так, как хочет сама. Когда девочке было пять лет, она как-то раз обиделась на родителей, собрала вещи и ушла из дома. Таким образом она хотела «наказать» их.

С ранних лет певица вела дневник. Там она записывала свои мысли, важные события. В школе артистка любила все предметы, но после того, как она увлеклась музыкой, точные науки перестали занимать важное место в ее жизни.

Карьера

На сцену Вайкуле впервые вышла еще школьницей, когда стала участницей фестиваля молодых певцов. Тогда она получила сертификат, и ее пригласили петь в ансамбле.

Когда девушка окончила восьмой класс, она сразу же поступила в медицинское училище. Мечта Лаймы исполнилась. В годы учебы она была солисткой Рижского оркестра радио и телевидения. Руководителем этого коллектива был Раймонд Паулс, сыгравший в творческой биографии Вайкуле судьбоносную роль.

Однажды, в 1979 г., Паулс обратился к певице и предложил ей выступать в известном варьете «Юрас перле», что в переводе с латышского означает «Морская жемчужина». Первое время артистка была участницей танцевального ансамбля, а потом стала солисткой в варьете.

В 1984 г. молодая исполнительница решила стать профессионалом и поступила в ГИТИС, на режиссерский факультет. У певицы появился свой музыкальный коллектив, получивший название «Лайма», она была в нем солисткой. В основном Лайма исполняла песни Раймонда Паулса.

Популярность и признание пришли к Вайкуле в 80-х гг. В этот период началось сотрудничество певицы с поэтом Ильей Резником. Вскоре в эфире появились такие прекрасные и всеми любимые песни, как:

  • «Вернисаж».
  • «Ночной костер».
  • «Еще не вечер».

На творчество певицы обратили внимание в США, Лайма много раз ездила в Америку на гастроли, ее приглашали на американское телевидение, она стала широко известна за океаном. Там она подписала договор с известной студией MCA/GRP и записала несколько своих песенных альбомов.

В 1991 г. певица серьезно заболела. На протяжении длительного времени она лечилась и верила в лучшее. Артистка выздоровела и вернулась к своему любимому делу — музыке. Лайма Вайкуле является обладательницей множества наград. Ее творчеством восхищаются люди разных поколений.

Личная жизнь и интересные факты

Супругом Лаймы Вайкуле является ее продюсер Андрей Латковский. Со своим будущим мужем певица встретилась еще в 1970 г. После восьми лет знакомства у них начался роман. Пара какое-то время прожила в гражданском браке, а затем они сыграли пышную свадьбу в Лас-Вегасе.

Сейчас певица счастлива в браке, она продолжает заниматься творчеством, принимать участие в различных проектах и постоянно радует своих поклонников новыми выступлениями. Лайма прекрасно выглядит, постоянно следит за своей внешностью, и мало кто может дать ей ее истинный возраст.

  • Лайма – один из основателей фестиваля молодых исполнителей «Юрмала».
  • Певица является активным защитником животных и по этическим причинам стала вегетарианкой.
  • Лайма снялась в первом антиохотничьем фильме вместе со многими известными звездами.
  • Вайкуле не носит натуральных мехов и изделий из кожи.
  • Она входит в состав жюри известного во всем мире антимехового конкурса «Дизайн против мехов».
Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации. За кулисами шоу-бизнеса Раззаков Федор

Лайма ВАЙКУЛЕ

Лайма ВАЙКУЛЕ

Л. Вайкуле родилась в марте 1954 года в Риге в рабочей семье. Ее отец - Станислав - был рабочим на производстве, мама - Янина - продавщицей в магазине. Никакого отношения к искусству оба не имели, однако бабушка Лаймы пела в церковном хоре. Судя по всему, ее гены и передались внучке. Лайма вспоминает: «В детском саду мне не нравилось спать в полдник, и я пела. Родители тоже просили спеть, когда приходили гости. Я пела низким голосом, что было смешно, необычно, так что я была Дивой…»

Несмотря на свой явный певческий талант, Лайма не хотела быть певицей, мечтая стать врачом. Даже когда в первом классе школьная учительница пришла к ее родителям и настоятельно рекомендовала им купить дочери пианино (мол, у Лаймы явный музыкальный талант), Лайма наотрез отказалась от такого будущего. И родители пошли ей навстречу (хотя даже если бы дочь захотела иметь пианино, эту мечту трудно было осуществить - масштабы их однокомнатной квартиры не позволяли разместить в ней столь громоздкий музыкальный инструмент).

В отличие от своей старшей сестры Яны Лайма росла сорванцом, эдаким «гадким утенком». Она ненавидела играть в девчачьи игры («дочки-матери», «классики»), предпочитая им более динамичное времяпрепровождение - «казаки-разбойники», штандер и т. д. «Я была любимицей семьи, но очень своенравной. И всегда делала только то, что сама считала нужным. Тяжелый ребенок, ужасный. В пять лет я «наказывала» своих родителей: собирала вещи и уходила из дома. При этом старшая сестра говорила маме: «Неужели ты веришь ей? Да куда она пойдет!» Но я все равно уходила. За угол дома. Родители шли меня искать и, слава богу, быстро находили. А я ждала их и думала: «Почему так долго ищут?» Но я же упрямая, если бы не нашли - сидела бы там до утра!..

В детстве я часто оставалась дома вдвоем с бабушкой. То есть я думала, что это моя бабушка, а на самом деле это была хозяйка дома, где мы жили. Я ее любила, думаю, она меня тоже, но у нас иногда случались «выяснения отношений». Я помню, как-то она меня поругала, а я решила отомстить - отравить ее кур. У нас дома был змеиный яд, мама или папа пользовались им, не помню. Ага, думаю, змеиный яд - это то, что надо. Подмешала в корм. Естественно, ничего не произошло. Но скоро одна курица заболела, и я решила, что это я ее отравила. Ужасно переживала, молила бога, чтобы курица выжила… С тех пор ничего подобного никогда я не хотела сделать. Не то что не делала, а не хотела делать…»

Школьные дисциплины давались Лайме легко, и она первые несколько лет была твердой отличницей. Однако затем ее увлекла художественная самодеятельность (она занималась вокалом в рижском Дворце культуры), и точные науки отошли на второй план. С 11 лет она уже участвовала в многочисленных конкурсах, и первый серьезный успех пришел к ней в 1966 году, когда она стала дипломантом республиканского конкурса вокалистов. Однако родители относились к успехам дочери с завидным спокойствием, считая ее увлечение музыкой делом несерьезным. Именно поэтому по их настоянию в 1969 году Лайма поступила в медицинское училище. Но природа взяла свое, и вскоре Лайма бросила училище и полностью посвятила себя музыке - стала выступать в составе вокально-инструментального ансамбля. Стоит отметить, что в 15-летнем возрасте на Лайму обратил внимание Раймонд Паулс, который в те годы руководил эстрадным оркестром. Он пригласил юное дарование в свой коллектив, обещая через год сделать солисткой, однако Лайма от приглашения отказалась. Ждать целый год она не хотела, тем более что в собственном ВИА она уже была первой солисткой и в тот год собиралась отправиться на гастроли по Кавказу.

Л. Вайкуле вспоминает: «Я тогда решила в своей детской голове, что мне интереснее поехать с роковым ансамблем на гастроли, чем каждый день ходить на репетиции к Паулсу, целый год петь в вокальном ансамбле и ждать, ждать, когда же Раймонд соизволит перевести меня в солисты. Я думаю, это был еще и вызов. Но, когда начались гастроли, мне все очень не понравилось. Не понравились сцены, гостиницы, эти переезды, эти репетиции в жутких условиях. Но решение было мое, и винить было некого.

Никогда я не была зависима от кого-либо, никто никогда не мог меня обидеть или оскорбить. Постоять за себя я научилась с детского сада.

У нас был случай, кажется, в Аджарии. В моих музыкантов стреляли милиционеры - совершенно несправедливо; мы возвращались с концерта и столкнулись с другой машиной, в которой сидели милиционеры. Они вели себя безобразно, и началась драка. И милиционеры стали стрелять. Двоих музыкантов ранили (у одного пуля прошла в миллиметре от сонной артерии) - их положили в больницу, а двое сидели в тюрьме. Ко мне приходил этот милиционер, который без предупреждения стрелял, на коленях стоял, чтобы я сказала, что он сначала в воздух выстрелил, большие деньги предлагал, но это было не так, и я не согласилась. Состоялся суд. Я запомнила его на всю жизнь, потому что сзади меня сидел сын милиционера и все время делал саблей так: шик-шик, шик-шик. Но я все равно рассказала все как было. А все остальные оказались подкуплены. А мои показания как несовершеннолетней, выяснилось, не имеют никакого значения - так что весь мой героизм был напрасен. Но главное не это, главное - я все сделала так, как хотела и считала нужным…»

В 1970 году на одной из дискотек Лайма познакомилась с молодым бас-гитаристом Андреем Латковским. Андрей был из интеллигентной семьи - его отец преподавал в Рижском университете политэкономию, а мама работала экспертом торговой палаты Латвии. По словам Андрея, он только пришел из армии и сразу обратил на Лайму внимание. Получилось так, что они стали работать в одном коллективе, в оркестре. Поработали какое-то время, разошлись, потом опять поработали. Никаких отношений не было между ними, разве что симпатия…

«А потом опять судьба нас свела, и мы опять стали работать вместе, но уже в Ленинграде (это произошло в 1978 году. - Ф. Р.). Жизнь вне дома, гостиницы… Лайма и тогда была яркая, я стал ухаживать, и мы вместе пошли по жизни…»

В 1979 году Лайма стала выступать в знаменитом варьете «Юрас перле» в Юрмале. Причем она не только пела, но и сама ставила танцы, придумывала костюмы, набирала музыкантов в собственный коллектив. Шоу, которое исполняла в те годы Лайма, считалось одним из самых красочных во всей Прибалтике и привлекало к себе огромное количество зрителей. Именно тогда на нее во второй раз обратил внимание Раймонд Паулс, который совместно со своим соавтором, поэтом Ильей Резником, и вывел ее на всесоюзную сцену. О том, как это произошло, рассказывает И. Резник:

«- Это у нас самое популярное варьете. Здесь хорошие грибы и довольно интересная программа, - сказал Раймонд, когда вся наша коммуна - Алла Пугачева с дочкой, Евгений Болдин, я с сыном, Паулс с женой и дочкой - расположилась за элегантно сервированным столом.

Заговорили о делах.

Это была пора расцвета нашего музыкального товарищества. Мы часто навещали друг друга, перемещаясь в пределах треугольника Москва - Ленинград - Рига.

На этот раз нас принимал Раймонд.

У всех было приподнятое настроение: Алла днем записала одну из наших последних песен «Ты и я - мы оба правы, правы, правы…». Теперь можно было отдохнуть, расслабиться и посмотреть на гримасы «буржуазного и чуждого нашей морали» жанра.

На маленькой, выложенной оргстеклом и подсвеченной снизу площадке чередовались певцы и танцовщицы, мини-кордебалет и «женщина-каучук».

Гвоздем шоу была экстравагантная певица - Лайма. Она появлялась четыре-пять раз и исполняла переведенные на латышский самые известные западные шлягеры.

Имидж Лаймы вызывал любопытство. Что же там - за отстраненным взглядом, непривычной пластикой и далеко не вокальным голосом?

Этот визит в «Юрас перле» оказался не последним.

Напишите что-нибудь для меня, - попросила как-то Лайма, - мне нужна программа для гастролей.

Но мы только улыбались и неопределенно пожимали плечами: рядом с нами всегда зримо и незримо присутствовала державная Алла.

Прошло время.

Как-то я напомнил Раймонду о той певице из варьете и ее просьбе.

Я не уверен, - ответил Паулс. - На сцене она многое потеряет. Она прекрасно делает свое дело там…

К этой теме мы долго не возвращались.

А осенью 1986 года, когда мы написали песню «Ночной костер» и возник вопрос об исполнителе, решили дать Лайме шанс.

И вскоре она выступила в одной из передач телепрограммы «Песня-86».

Ну как тебе? - спросил Паулс по междугородной связи.

Мне понравилось. А тебе?

Очень прилично, - ответил он.

…Надвигался Новый год. А вместе с ним и долгожданный «Огонек». Когда уже отзвенели кремлевские куранты и были осушены бутылки с безалкогольными напитками, глазам многомиллионного телезрителя явился новоиспеченный дуэт Валерий Леонтьев - Лайма Вайкуле. Они спели «Вернисаж». Песня вскоре выбилась в лидеры хит-парадов, а дуэт, вызвавший столько симпатий, мгновенно распался…

Вторую песню в «Огоньке» Лайма исполняла уже с балетом за спиной и с Паулсом у рояля. «Еще не вечер» был написан давно. Так давно, что и не помню когда. Помню только, что Алла категорически отказалась петь эту песню. Возможно, Пугачеву уже тогда привлекали новые темы, новые ритмы или просто текст попал под горячую руку. Короче, она отказалась. И вот мы к нему вернулись. С Лаймой Вайкуле.

Весь 1987 год прошел у нас с Раймондом под знаком Лаймы. Нам было интересно работать для этой певицы, обладающей артистизмом, сценическим мышлением. Мы написали около двадцати песен: эксцентрическую «Шаляй-валяй», ностальгическую «Чарли Чаплин», трагическую «Скрипач на крыше», элегическую «Самый медленный поезд», поэтическую «Три ветра» и многие другие комические и драматические песни.

Восхождение Лаймы на эстрадный олимп завершилось в Чехословакии на XXII ежегодном международном фестивале песни «Братиславская лира», где композитор, поэт и исполнительница «Вернисажа» были удостоены высшей награды - «Золотой лиры».

Сама Лайма так вспоминает начало своего восхождения на всесоюзный олимп: «Однажды Раймонд сказал мне: «Готовятся мои сольные вечера в «России». Ты должна быть!» (Речь идет о концертах в 1987 году. - Ф. Р.) А я к тому времени уже гастролировала, уже известная певица, уже заканчивала второе отделение (тогда считали, что человек, заканчивающий второе отделение, - главный). И я ответила: «Раймонд, не знаю, смогу ли я. У меня гастроли». Тогда он сказал: «Запомни, эти концерты сделают больше для твоей карьеры, чем любые съемки или гастроли». Я поменяла все свои графики и была на этих концертах - не потому, что поверила ему, нет, сыграло свою роль латышское воспитание - оно таково, что ты не можешь отказать старшему по возрасту, или по званию, или по положению… Представьте: после первых вечеров в моем гостиничном номере звонили не переставая два имевшихся там телефона, причем одновременно. В те дни я действительно стала популярной…»

Между тем уже через год в том же концертном зале «Россия» состоялись первые сольные концерты Лаймы в Москве. Тогда же она получила прекрасную возможность расширить свою зрительскую аудиторию и поработать на Западе. В том году на нее обратил внимание американский продюсер Стен Корнелиус - он приехал в Москву вместе со своим подопечным и познакомился с Лаймой. Через несколько месяцев она получила от него предложение поработать в Штатах и отбыла за океан. Однако тот заграничный вояж оставил в душе певицы двоякое впечатление: «Мне казалось, что я еду в рай. А приехала в Нью-Йорк, где полно бездомных и сумасшедших на улицах и постоянный вой полицейской сирены. Шесть месяцев прожила там не выезжая. Я почти забыла русский язык. Полгода достаточно, чтобы сойти с ума. Надо попробовать, чтобы понять. Со стороны моя жизнь казалась чудесной: личный повар, телохранитель, «Роллс-Ройс», огромный дом на берегу океана. И кроме похвалы и слов о том, какая я распрекрасная, я ничего не слышала. Но в это время в Латвии умер папа. А мне надо было работать и никому не показывать виду… Но ничего «глобального» из этого не вышло, хотя положительные отзывы Корнелиуса обо мне сделали свое дело. В одной из популярных газет вышла статья «Лайма - русская Мадонна», после чего я снялась в двух программах для американского телевидения. Меня заметили. Фирма грамзаписи MCA/GRP предложила контракт…»

Стоит отметить, что это был не последний контракт Лаймы с зарубежными партнерами. Например, в 1991 году она работала в Японии, где заключила самый крупный для себя на сегодняшний день контракт - на 95 тысяч долларов.

Однако самых преданных и верных слушателей Лайма, естественно, всегда находила только на родине. В начале 90-х она входила в десятку самых популярных исполнителей отечественной эстрады. Хотя на родине, в Латвии, у многих к ней было негативное отношение. В одной из рижских газет некий журналист, подписавшийся псевдонимом Сержант, написал о ней статью под названием «Русская армия уходит, а агенты остаются». Под «агентами» он подразумевал таких людей, как Лайма Вайкуле. Эта публикация настолько сильно задела певицу, что она не долго думая написала ответ, озаглавив его соответствующим образом: «Сержант никогда не станет генералом».

В 1991 году Лайма перенесла тяжелую болезнь, которая едва не привела к летальному исходу. «Я подошла к краю своей жизни и тогда обратилась к религии и стала все по-другому воспринимать. И если раньше мне казалось абсурдным утверждение о том, что человек в страданиях становится чище, я не могла понять, что может быть хорошего в плохом. Сейчас я знаю, что человек, который ничего не пережил, как личность еще не появился на свет. Я навсегда запомнила слова из одного американского фильма: «Жизнь - это хождение по проволоке, а все остальное - ожидание». Я была потрясена и удивлена, когда услышала их в первый раз. Но сейчас я полностью с ними согласна…»

В 1993 году Лайма решила параллельно с творчеством заняться и бизнесом - открыла в Риге салон-парикмахерскую «Лайма-люкс». Однако через три года на вопрос: «Как идут ваши дела в бизнесе?» - она ответила: «Мой салон нерентабелен. Когда я начинала, думала, что это будет стоить, к примеру, 10 тысяч долларов, а оказалось - несколько сот… Получилось так, что все, что я занимала, теперь нужно отдавать. Добавьте сюда высокую аренду, эксклюзивную продукцию из США, зарплату работникам… Но я почти в это не вникаю, доверив все профессионалам. Кстати, по сравнению с московскими ценами стрижка в моем салоне стоит «копейки».

Кстати, о стрижке. Ряд косметических процедур (маникюр, педикюр) Лайма делает в своем салоне, а вот стричься предпочитает в Америке, в Филадельфии, куда специально вылетает к парикмахеру Анатолию Фарверу.

Еще более серьезная проблема свалилась на голову Лаймы в середине 90-х. Дело в том, что, кроме четырехкомнатной квартиры в центре Риги, Лайма и ее гражданский муж Андрей Латковский имели дачу в Юрмале. Однако по новому закону, принятому в Латвии, бывшие собственники, имевшие в 20 - 30-е годы в республике недвижимость и затем уехавшие за границу, теперь имели право получить эту недвижимость обратно. Вот и у дачи Лаймы объявился бывший хозяин, который теперь проживал в Швейцарии. Пришлось артистке вместе с мужем покупать себе новую дачу все в той же Юрмале.

Л. Вайкуле рассказывает: «Все потраченные на ремонт прежней дачи деньги нам так и не вернули. Хотя новые владельцы обещали заплатить 20 тысяч долларов, чтобы я освободила дом. Скрепя сердце едва заплатили тысячу. Увы, таков закон! Он не защищает людей, которые здесь жили десятилетиями. Кстати, объявившийся хозяин сюда, в Юрмалу, так и не переехал, предпочитая жить в Швейцарии…»

Весной 1996 года увидела свет новая программа Лаймы Вайкуле «Я вышла на Пикадилли». Московская премьера этой программы собрала полный аншлаг. Вызвано это было несколькими причинами. Во-первых, по столице давно ходили слухи о том, что в новой программе несравненная Лайма появится в новом образе - более драматичная и женственная (до этого она была копией Марлен Дитрих: мужские брюки, пиджаки, шляпы). Во-вторых, впервые за последние годы Вайкуле приехала в Москву со своим «крестным отцом» - Раймондом Паулсом, с которым она вновь возобновила творческое сотрудничество. Что касается Ильи Резника, то с ним у Лаймы случился конфликт, после которого она нашла себе другого поэта - куртуазного маньериста Владимира Пеленягрэ (стал известен после своего хита «Девочка моя» в исполнении С. Крылова). Суть своего конфликта с Резником Лайма объяснила следующим образом: «До некоторых пор я очень уважала этого человека и действительно многим ему обязана. Первый конфликт между нами произошел во время подготовки к творческому вечеру Резника в концертном зале «Россия». За несколько недель до этого мне вырезали узлы на связках и предписали постельный режим. Получив приглашение, я хотела отказаться, вежливо объяснив Илье, что мне нельзя говорить даже шепотом, не то что выступать. Но, чтобы не подвести друга, все же согласилась и пела «живьем», несмотря на предложение работать под фонограмму. Потом, конечно, слегла - у меня начался бронхит и жуткий кашель. А любой артист знает, насколько кашель опасен для голосовых связок. Прямо из «России» меня увезли в поликлинику Большого театра, и врач предупредил: еще одно выступление в таком состоянии - и я потеряю голос навсегда. Поэтому во втором концерте я выступать физически не могла. Резник, как человек очень самолюбивый, не смог простить мне отказа и во всех интервью пытался очернить меня.

Вскоре Илья уехал в Штаты, в Лос-Анджелес, но ненадолго - видимо, не прижился. В один из его приездов в Москву я сама позвонила ему, забыв о прошлых разногласиях: «Илюша, я хочу тебе помочь». Я как раз готовила новую программу и предложила Резнику написать для меня песню. Он обрадовался моему звонку, и примирение как будто состоялось. Однако это оказалось лишь видимостью… Резник назвал цену своих песен - в два раза большую, чем для других артистов. Но я постаралась не придавать этому значения, так как знала о его финансовых трудностях. Мне удалось уговорить Раймонда Паулса написать музыку - именно уговорить, потому что между ними был давний и серьезный конфликт. Так появилась песня «На улице Пикадилли». Я заказала студию в Америке, оплатила первый взнос, американские музыканты сделали аранжировку. И за два дня до моего отъезда в США приходит факс от Резника, в котором сказано что-то типа «мы посоветовались, и я решил», что запрошенный гонорар слишком мал и должен быть в два-три раза выше. Там же стояло условие, что я должна делать отчисления с каждого концерта, на котором исполняются его песни, и не имею права самостоятельно менять программу. В общем, по его мнению, мне не принадлежит ничего, кроме свежего воздуха. Поскольку человек я не бедствующий, в ответ на такую наглость я категорически отказалась от услуг Резника: «Спасибо за сотрудничество. Можете считать, что ваш текст свободен. Мы отказываемся от ваших услуг. До свидания». На этом наши отношения закончились…»

Стоит отметить, что в преддверии концерта Лайма очень сильно волновалась - боялась повторения неудач, которые сопутствовали ее прошлогодней программе. Тогда произошел ряд неприятностей, которые едва не выбили певицу из нормального рабочего состояния. Что же случилось? Сначала из-за какого-то пустяка угодил в милицию муж и продюсер Лаймы Андрей Латковский. А затем танцовщице балета Байбе пробила голову свалившаяся с летающего телевизионного крана камера, и девушку увезли в Склиф. Поэтому певица боялась, что нечто подобное может произойти и на этот раз. И она едва не ошиблась. В самом начале случилось ЧП: ротвейлер певицы Кэнди внезапно набросился на мать Лаймы и укусил ее. У Лаймы защемило сердце: неужели и на этот раз гастроли будут испорчены? Но все, к счастью, обошлось. По словам певицы: «Владыка Виктор благословил этот концерт, и вдруг все получилось удивительно просто и спокойно. Он назвал мой стиль «псевдоретро»: вместо насмешки над страной - глубокое уважение. И это самая лучшая похвала в моей жизни. Впервые мне было интересно мнение зрителя, человека непрофессионального. У меня исчезло ощущение того, что я всех важнее в этой жизни…»

В свое время Лайма не захотела заводить детей. А нынче всю нерастраченную материнскую энергию отдает братьям нашим меньшим - собакам. Наверное, нет в отечественной поп-тусовке человека более сердобольного к животным, чем Лайма. Один из танцоров ее ансамбля признается: «Когда мы с гастролями выступаем в другом городе, можно запросто проследить маршрут, по которому проехала Лайма: там на углах улиц едят бездомные псы».

Несколько лет назад Лайма решилась завести собаку и выбрала самую боевую породу - ротвейлера. Пса назвала Кэнди (в переводе с английского - «конфетка»). Однако, несмотря на безобидное имя, пес отличается крутым нравом. По словам самой Лаймы, пока ее нет, он кусает всех подряд. В понятие «всех» входят как близкие люди певицы (мама, муж), так и сослуживцы (например, новой управляющей салоном «Лайма-люкс» Кэнди разорвал рукав роскошной шубы). Стоит отметить, что слава о крутом нраве Кэнди простирается далеко за пределы нашего отечества. Был случай, когда Лайма вынуждена была отменить заграничные гастроли, так как устроители наотрез отказались принимать ее с Кэнди. А оставить собаку было не с кем.

Л. Вайкуле рассказывает: «Когда моя собака укусила маму (очень сильно), я плакала, просила прощения, потому что я виновата в этом и я не могу ее уничтожить. Был еще момент: она укусила Андрея, и Андрей ее заломал, прижал к земле, а я должна была подать ему поводок, чтобы он собаку придушил, покорил… Кэнди на меня так смотрела, что мне казалось, я предаю ее… Это мое несчастье, что она такая. Но Кэнди влюбила меня во все живое. В то, на что раньше я не обращала внимания…»

Вот уже 20 лет рядом с Лаймой ее верный друг и продюсер Андрей Латковский. Они до сих пор не расписаны. Лайма говорит: «Официально я не замужем. Я слишком дорожу своей свободой, чтобы позволить кому-либо ее у меня отнять. Если бы Андрей попытался это сделать, наши отношения закончились бы мгновенно. Я как мой ротвейлер: когда моя собака была маленькая, я пробовала заняться ее «спартанским» воспитанием - чтобы она у меня рядом ходила, на кровать не залезала… Друзья подарили мне детский манеж, я поставила его у кровати, посадила туда Кэнди, опустив в манеж руку, чтобы ей не было одиноко. А проснулась оттого, что она - нет, не плакала, не скулила, - она разбегалась и билась лбом в сетку. Потом отходила, опять разбегалась и опять пыталась разорвать эту сетку. Она хотела на свободу! Я такая же…

Наверно, любовь к свободе не позволяет нам с Андреем пойти дальше. Причем наши отношения не хуже, чем были в самом начале, а даже лучше и, как нам кажется, стали более прочными. И, может быть, в этом и заключается секрет, почему у нас брак гражданский. Мы в любой день можем разойтись каждый в свою сторону. И это нас удерживает еще крепче. Я всегда говорю: с того момента, когда человек начинает думать, что кто-то кому-то принадлежит (я имею в виду отношения между мужчиной и женщиной), в этот момент все и рушится…»

А вот что по этому же поводу говорит А. Латковский: «Мы считаем себя в браке, я - во всяком случае. Скажем, если бы мы решили родить ребенка, то, конечно, сразу бы расписались. А пока до этого не доходят руки. И так всю жизнь, хотя сначала мы не хотели это делать сознательно. Больше всего об этом переживали наши родители, наверное, им это неприятно до сих пор. Но мы думали по-другому: было время тяжелое, мы хотели чего-то добиться, посмотреть мир…

Когда во время концерта я стою сзади и смотрю на Лайму, у меня возникает такое чувство гордости за нее. Я чувствую, что вот это - мое. Да, чувство собственничества. Ведь я вижу не глазами зрителя, а глазами близкого человека, и я уверен, что никто так не может оценить Лайму, потому хотя бы, что не знает всего пути, как это начиналось с 17 лет…

Хотя что-то мне в ней, конечно, не нравится. Точнее - мне в ней не все нравится. Например, то, что она фанатичка на работе. Тогда она становится абсолютно неуправляемым человеком. С ней очень тяжело перед выходом на сцену, в гримерке… Я считаю, что это неправильно, потому что человек должен всегда управлять собой или это уже становится каким-то сумасшествием…»

Из интервью Л. Вайкуле: «Когда я читаю эти безумные материалы про ужасный шоу-бизнес, мне кажется, этот мир существует только в сознании корреспондента. Может, я так думаю потому, что мне всегда кажется: меня все любят. Дружить времени нет, но у нас очень хорошие отношения с Юрием Шевчуком, Ларисой Долиной, Леонидом Трушкиным, Аллой Пугачевой. Если куда-то ходим, то вместе с Валей Юдашкиным, Киркоровым…

Мне иногда кажется, что постепенно я становлюсь таким… неинтересным человеком, которого, кроме профессии, ничто больше не интересует. Если я свободна от работы на сцене, то у меня есть салон, где постоянно надо что-то подправить, изменить, улучшить. Есть обязательства в Америке, связи, которые я должна поддерживать. В конце концов, есть собака, которую я обожаю. Если я начну говорить, что при этом еще и читаю, смешно будет. Что-то серьезное читать от случая к случаю, по пятнадцать минут, когда выкроится время? Так что ничего, кроме газет, Чейза и Библии, я не читаю.

ЛАЙМА ВАЙКУЛЕ НЕ НОСИТ «СМЕРТЬ ЗВЕРЕЙ» Шумное и пестрое закулисье концертного зала «Россия». Ненароком здесь можно столкнуться с любой шоу-звездой. В этих эмпирейских чертогах пир горой: Александр Градский, точно испанский гранд со сладкоголосой гитарой в руках, прямо

 


Читайте:



Оценка бюджетной эффективности инвестиционных проектов

Оценка бюджетной эффективности инвестиционных проектов

Когда мы говорим об эффективности инвестиционного проекта, априори закладывается коммерческая логика в нахождении эффектов и выгод от его...

Татарская колбаса тутырма из субпродуктов – пошаговый фото рецепт, как приготовить в домашних условиях

Татарская колбаса тутырма из субпродуктов – пошаговый фото рецепт, как приготовить в домашних условиях

Ах, что это за чудо - горячая домашняя колбаска. Извлечешь её, упругую, из кастрюли, порежешь толстенькими кругляшами. Надкусишь… прозрачный...

Свинина с картошкой в духовке — Простые и вкусные рецепты

Свинина с картошкой в духовке — Простые и вкусные рецепты

Картошка со свининой - блюдо, которое любят практически все. Приготовить его можно множеством различных способов. Предлагаем некоторые из них.Как с...

Соус из кетчупа для макарон Простой соус для макарон из кетчупа

Соус из кетчупа для макарон Простой соус для макарон из кетчупа

Публикуется согласно пожеланий телезрителей:))) Куча видео, открывать осторожней. Сразу говорю рецепты без пояснительных фото, ибо к такому...

feed-image RSS