Главная - Семейный отдых
Марк твен - биография, информация, личная жизнь. Краткая биография марка твена М твен краткая биография

Псевдоним

До начала литературной карьеры

Но зов реки Миссисипи, в конечном счёте, привлёк Клеменса к работе лоцмана на пароходе. Профессия, которой, по признанию самого Клеменса, он занимался бы всю жизнь, если бы гражданская война не положила конец частному пароходству в 1861 году . Так Клеменс был вынужден искать другую работу.

После недолгого знакомства с народным ополчением (этот опыт он красочно описал в 1885 году), Клеменс в июле 1861 года уехал от войны на запад . Тогда его брату Орайону предложили должность секретаря губернатора Территории Невада . Сэм и Орайон две недели ехали по прериям в дилижансе к шахтёрскому городу Вирджинии, где в Неваде добывали серебро.

На Западе

Марк Твен

Опыт пребывания на Западе США сформировал Твена как писателя и лёг в основу его второй книги. В Неваде, надеясь разбогатеть, Сэм Клеменс стал шахтёром и начал добывать серебро. Ему приходилось подолгу жить в лагере вместе с другими старателями - этот образ жизни он позже описал в литературе. Но Клеменс не смог стать удачливым старателем, ему пришлось оставить добычу серебра и устроиться работать в газету «Territorial Enterprise» там же, в Вирджинии. В этой газете он впервые использовал псевдоним «Марк Твен». А в 1864 году он перебрался в Сан-Франциско , штат Калифорния , где начал писать для нескольких газет одновременно. В 1865 году к Твену пришёл первый литературный успех, его юмористический рассказ «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» был перепечатан по всей стране и назван «лучшим произведением юмористической литературы, созданным в Америке к этому моменту».

Творческая карьера

Самым большим вкладом Твена в американскую и мировую литературу считается роман «Приключения Гекльберри Финна ». Также очень популярны «Приключения Тома Сойера », «Принц и нищий », «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура » и сборник автобиографических рассказов «Жизнь на Миссисипи». Марк Твен начинал свою карьеру с непритязательных юмористических куплетов, а заканчивал полными тонкой иронии очерками человеческих нравов, остро-сатирическими памфлетами на социально-политическую тематику и философски-глубокими и, при этом, весьма пессимистическими размышлениями о судьбе цивилизации.

Многие публичные выступления и лекции были утрачены или не были записаны, отдельные произведения и письма были запрещены к печати самим автором при его жизни и на десятилетия после смерти.

Твен был прекрасным оратором. Получив признание и известность, Марк Твен много времени уделял поиску молодых литературных талантов и помогал им пробиться, используя своё влияние и приобретённую им издательскую компанию.

Твен увлекался наукой и научными проблемами. Он был очень дружен с Николой Тесла , они много времени проводили вместе в лаборатории Теслы. В своё произведение «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» Твен ввёл путешествие во времени, в результате которого многие современные технологии оказались представлены в Англии времён Короля Артура . Технические подробности, приводимые в романе, свидетельствуют о хорошем знакомстве Твена с достижениями современной ему науки.

Двумя другими наиболее известными увлечениями Марка Твена были игра на бильярде и курение трубки . Посетители дома Твена иногда говорили, что в кабинете писателя стоял такой густой табачный дым, что самого хозяина почти нельзя было разглядеть.

Твен был видной фигурой Американской антиимперской лиги, которая протестовала против американской аннексии Филиппин . В ответ на эти события, в которых погибло около 600 человек, он написал «Инцидент на Филиппинах», но произведение было опубликовано только в 1924 году , через 14 лет после смерти Твена.

Время от времени некоторые произведения Твена запрещались американской цензурой по разным причинам. В основном это объяснялось активной гражданской и социальной позицией писателя. Некоторые произведения, которые могли бы оскорбить религиозные чувства людей, Твен не печатал по просьбам своей семьи. Так, например, «Таинственный незнакомец » остался неопубликованным до 1916 года . А самой противоречивой работой Твена, пожалуй, была юмористическая лекция в парижском клубе, опубликованная под названием «Размышления о науке онанизма». Центральная идея лекции была такой: «Если уж нужно рискнуть жизнью на сексуальном фронте, то не мастурбируйте слишком много». Эссе было опубликовано лишь в 1943 году ограниченным тиражом в 50 экземпляров. Ещё несколько антирелигиозных произведений оставались ненапечатанными до 1940-х годов.

Сам же Марк Твен относился к цензуре c иронией. Когда в 1885 году публичная библиотека в Массачусетсе решила изъять из фонда «Приключения Гекльберри Финна», Твен написал своему издателю:

Они исключили Гека из библиотеки как «мусор, пригодный только для трущоб», из-за этого мы несомненно продадим ещё 25 тысяч экземпляров.

В 2000-е годы в США вновь были предприняты попытки запретить роман «Приключения Гекльберри Финна» из-за натуралистичных описаний и словесных выражений, оскорбительных для негров. Хотя Твен был противником расизма и империализма и в своём неприятии расизма зашёл гораздо дальше своих современников, многие слова, бывшие во всеобщем употреблении во времена Марка Твена и использованные им в романе, сейчас действительно звучат как расовые оскорбления . В феврале 2011 года в США вышло первое издание книг Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна» и «Приключения Тома Сойера», в котором подобные слова и выражения заменены на политкорректные (например, слово «ниггер» заменено по тексту на «раб» ) .

Последние годы

Успехи Марка Твена плавно начали угасать. До своей смерти в 1910 году он пережил потерю трёх из четырёх детей, умерла и любимая жена Оливия. В свои поздние годы Твен находился в глубокой депрессии, но всё ещё мог шутить. В ответ на ошибочный некролог в «New York Journal» он произнёс свою знаменитую фразу: «Слухи о моей смерти несколько преувеличены». Материальное положение Твена также пошатнулось: его издательская компания разорилась; он вложил много денег в новую модель печатного станка, который так никогда и не был запущен в производство; плагиаторы украли права на несколько его книг.

Марк Твен был заядлым кошатником.

Личная позиция

Политические взгляды

Со взглядами Марка Твена на идеальную форму правления и политический режим можно ознакомиться, прочитав его речь «„Рыцари труда“ - новая династия», с которой 22 марта 1886 года он выступил в городе Хартфорде, на заседании клуба «В понедельник вечером». Впервые эта речь под заглавием «Новая династия» была опубликована в сентябре 1957 года в журнале «New England Quarterly» .

Марк Твен придерживался позиции, что власть должна принадлежать только и только народу. Он считал, что

Власть одного человека над другими означает угнетение - неизменно и всегда угнетение; пусть не всегда сознательное, преднамеренное, обдуманное, не всегда суровое, или тяжкое, или жестокое, или огульное, - но так или иначе - всегда угнетение в том или ином виде. Кому ни вручи власть, она непременно проявится в угнетении. Дайте власть дагомейскому царьку - и он тут же начнет проверять меткость своей новенькой скорострельной винтовки на каждом, кто проходит мимо его дворца; люди будут падать один за другим, но ни ему, ни его придворным и в голову не придет, что он совершает нечто неподобающее. Дайте власть главе христианской церкви в России - императору, - и он одним мановением руки, точно отгоняя мошкару, пошлет несчетное множество молодых мужчин, матерей с младенцами на руках, седовласых старцев и юных девушек в невообразимый ад своей Сибири, а сам преспокойно отправится завтракать, даже не ощутив, какое варварство только что совершил. Дайте власть Константину или Эдуарду IV, или Петру Великому, или Ричарду III, - я мог бы назвать еще сотню монархов, - и они перебьют своих ближайших родичей, после чего отлично заснут, даже без снотворного… Дайте власть кому угодно - и эта власть будет угнетать.

Автор подразделял людей на две категории: угнетателей и угнетённых . Первых немного - король, горстка других надсмотрщиков и подручных, а вторых множество - это народы мира: лучшие представители человечества, рабочие люди - те, кто своим трудом добывает хлеб. Марк Твен считал, что все правители, какие до сих пор правили в мире, сочувствовали и покровительствовали классам и кланам раззолоченных бездельников, ловких казнокрадов, неутомимых интриганов, возмутителей общественного спокойствия, думающих только о своей выгоде. И по мнению великого писателя, единственном правителем или королём должен быть сам народ:

Но этот король - прирожденный враг тех, кто интригует и говорит красивые слова, но не работает. Он будет нам надежной защитой против социалистов, коммунистов, анархистов, против бродяг и корыстных агитаторов, ратующих за «реформы», которые дали бы им кусок хлеба и известность за счет честных людей. Он будет нам прибежищем и защитой против них и против всех видов политической хвори, заразы и смерти. Как он использует свою власть? Сначала - для угнетения. Ибо он не более добродетелен, чем те, кто властвовал до него, и не хочет вводить никого в заблуждение. Разница лишь в том, что он будет угнетать меньшинство, а те угнетали большинство; он будет угнетать тысячи, а те угнетали миллионы. Но он никого не будет бросать в тюрьмы, никого не будет бить плетьми, пытать, сжигать на кострах и ссылать, не будет заставлять своих подданных работать по восемнадцать часов в день и не будет морить голодом их семьи. Он позаботится о том, чтобы все было справедливо - справедливый рабочий день, справедливая заработная плата.

Отношение к религии

Жена Твена, глубоко верующая протестантка (конгрегационалистка), так и не смогла «обратить» мужа, хотя он старался при её жизни избегать острых тем. Немало романов Твена (например, «Янки при дворе короля Артура») содержат крайне резкие выпады в адрес католической церкви . В последние годы Твен написал немало рассказов на религиозную тематику, в которых высмеивает протестантскую этику (например, «Любознательная Бесси»).

Теперь давайте поговорим об истинном Боге, настоящем Боге, великом Боге, высочайшем и верховном Боге, подлинном творце реальной вселенной… - вселенной, не изготовленной вручную для астрономической детской, но возникшей в безграничной протяженности пространства по повелению только что упомянутого подлинного Бога, Бога невообразимо великого и величественного, по сравнению с которым все другие боги, мириадами кишащие в жалком людском воображении, подобны рою комаров, затерявшемуся в бесконечности пустого неба…
Когда мы исследуем бесчисленные чудеса, великолепие, блеск и совершенство этой бесконечной вселенной (теперь мы знаем, что вселенная бесконечна) и убеждаемся, что всё в ней, от стебелька травы до лесных великанов Калифорнии, от неведомого горного ручейка до безграничного океана, от хода приливов и отливов до величественного движения планет, беспрекословно подчиняется строгой системе точных, не знающих исключения законов, мы постигаем - не предполагаем, не заключаем, но постигаем, - что Бог, который единой мыслью сотворил этот неимоверно сложный мир, а другой мыслью создал управляющие им законы, - этот Бог наделен безграничным могуществом…
Известно ли нам, что он справедлив, благостен, добр, кроток, милосерден, сострадателен? Нет. У нас нет никаких доказательств того, что он обладает хотя бы одним из этих качеств, - и в то же время каждый приходящий день приносит нам сотни тысяч свидетельств - нет, не свидетельств, а неопровержимых доказательств, - что он не обладает ни одним из них.

По полному отсутствию у него любого из тех качеств, которые могли бы украсить бога, внушить к нему уважение, вызвать благоговение и поклонение, настоящий бог, подлинный бог, творец необъятной вселенной ничем не отличается от всех остальных имеющихся в наличии богов. Он каждый день совершенно ясно показывает, что нисколько не интересуется ни человеком, ни другими животными - разве только для того, чтобы пытать их, уничтожать и извлекать из этого занятия какое-то развлечение, делая при этом все возможное, чтобы его вечное и неизменное однообразие ему не приелось.

  • Марк Твэн . Собрание сочинений в одиннадцати томах. - СПб. : Тип. братьев Пантелеевых, 1896-1899.
    • Том 1. «Американский претендент», юмористические очерки и рассказы;
    • Том 2. «Янки при дворе короля Артура»;
    • Том 3. «Похождения Тома Соуэра», «Том Соуэр за границей»;
    • Том 4. «Жизнь на Миссисипи»;
    • Том 5. «Приключения Финна Геккльберри, товарища Тома Соуэра»;
    • Том 6. «Прогулка за границей»;
    • Том 7. «Принц и нищий», «Сыскные подвиги Тома Соуэра в передаче Гекка Финна»;
    • Том 8. Рассказы;
    • Том 9. Простодушные у себя дома и заграницею;
    • Том 10. Простодушные у себя дома и заграницею (заключение);
    • Том 11. «Вильсон Мякинная голова», из «Новых странствований вокруг света».
  • Марк Твен. Собрание сочинений в 12 томах. - М .: ГИХЛ, 1959.
    • Том 1. Простаки за границей, или путь новых паломников.
    • Том 2. Налегке.
    • Том 3. Позолоченный век.
    • Том 4. Приключения Тома Сойера. Жизнь на Миссисипи.
    • Том 5. Пешком по Европе. Принц и нищий.
    • Том 6. Приключения Гекльберри Финна. Янки из Коннектикута при дворе короля Артура.
    • Том 7. Американский претендент. Том Сойер за границей. Простофиля Вильсон.
    • Том 8. Личные воспоминания о Жанне Д`Арк.
    • Том 9. По экватору. Таинственный незнакомец.
    • Том 10. Рассказы. Очерки. Публицистика. 1863-1893.
    • Том 11. Рассказы. Очерки. Публицистика. 1894-1909.
    • Том 12. Из «Автобиографии». Из «Записных книжек».
  • Марк Твен. Собрание сочинений в 8 томах. - М .: «Правда» (Библиотека «Огонёк»), 1980.
  • Марк Твен. Собрание сочинений в 8 томах. - М .: Голос, Глагол, 1994. - ISBN 5-900288-05-6 ISBN 5-900288-09-9 .
  • Марк Твен. Собрание сочинений в 18 томах. - М .: Терра, 2002. - ISBN 5-275-00668-3 , ISBN 5-275-00670-5 .

О Твене

  • Александров, В. Марк Твен и Россия. // Вопросы литературы. № 10 (1985), стр. 191-204.
  • Балдицын П. В. Творчество Марка Твена и национальный характер американской литературы. - М.: Издательство «ВК», 2004. - 300 с.
  • Боброва М. Н. Марк Твен. - М .: Гослитиздат, 1952.
  • Зверев, А. М. Мир Марка Твена: очерк жизни и творчества. - М .: Дет. лит., 1985. - 175 с.
  • Марк Твен в воспоминаниях современников. / Сост. А. Николюкина; вступ. статья, коммент., указ. В. Олейника. - М .: Худож. лит., ТЕРРА, 1994. - 415 с. - (Серия лит. мемуаров).
  • Мендельсон М. О. Марк Твен. Серия: Жизнь замечательных людей, вып. 15 (263). - М .: Молодая гвардия, 1964. - 430 с.
  • Ромм, А. С. Марк Твен. - М .: Наука, 1977. - 192 с. - (Из истории мировой культуры).
  • Старцев А. И. Марк Твен и Америка. Предисловие к I тому Собрания сочинений Марка Твена в 8 томах. - М .: Правда, 1980.

Образ Марка Твена в искусстве

В качестве литературного героя Марк Твен (под своим настоящим именем Сэмюэль Клеменс) появляется во второй и третьей частях научно-фантастической пенталогии писателя Филипа Хосе Фармера Мир Реки . В книге второй, под названием «Сказочный корабль», Марк Твен, возрожденный в таинственном Мире Реки вместе со всеми умершими в разные времена на Земле людьми, становится исследователем и искателем приключений. Он мечтает о постройке большого колесного речного парохода, чтобы проплыть по Реке до самого её истока. Со временем это ему удается, однако после постройки пароход у писателя крадёт его партнер, король Иоанн Безземельный . В книге третьей, под названием «Тёмные замыслы», Клеменс, преодолевая многочисленные трудности, заканчивает строительство второго парохода, который у него тоже пытаются украсть. В двух экранизациях цикла, снятых в и 2010 годах , роль Марка Твена сыграли актеры Камерон Дейду и Марк Деклин.

Примечания

Ссылки

Марк Твен (Mark Twain) - американский писатель. Родился 30 ноября 1835 в поселке Флорида (шт. Миссури). Детство провёл в городке Ханнибал на Миссисипи. Был учеником наборщика, позднее вместе с братом издавал газету в Ханнибале, затем в Мескатине и Кеокуке (шт. Айова). В 1857 стал учеником лоцмана, воплотив свою детскую мечту «познать реку», в апреле 1859 получил права лоцмана. В 1861 переехал к брату в Неваду, почти год был старателем на серебряных приисках. Написав несколько юморесок для газеты «Территориал энтерпрайз» в Вирджиния-Сити, в августе 1862 получил приглашение стать её сотрудником. Для псевдонима взял выражение лотовых на Миссисипи, выкликавших «Мерка 2», что означало достаточную глубину для безопасного плавания.

В мае 1864 Твен уехал в Сан-Франциско, два года работал в калифорнийских газетах, в т.ч. корреспондентом калифорнийской «Юнион» на Гавайских островах. На гребне успеха своих очерков выступал с юмористическими лекциями о Гавайях во время трехмесячного турне по городам Америки. От газеты «Альта Калифорния» участвовал в средиземноморском круизе на пароходе «Квакер-Сити», собрал материал для книги «Простаки за границей» (The Innocents Abroad, 1869), подружился с Ч. Лэнгдоном из Элмайра (шт. Нью-Йорк) и 2 февраля 1870 женился на его сестре Оливии. В 1871 Твен переехал в Хартфорд (шт. Коннектикут), где прожил 20 лет, самые счастливые свои годы. В 1884 он основал издательскую фирму, номинально возглавленную Ч. Л. Вебстером, мужем его племянницы. Среди первых публикаций фирмы - «Приключения Гекльберри Финна» (Huckleberry Finn, 1884) Твена и ставшие бестселлером «Воспоминания» (Memoirs, 1885) восемнадцатого президента США У. С. Гранта. Во время экономического кризиса 1893–1894 издательство разорилось.

В целях экономии и возможности заработков в 1891 Твен с семьёй переехал в Европу. За четыре года долги были выплачены, материальное положение семьи выровнялось, в 1900 они вернулись на родину. Здесь в 1904 скончалась его жена, а накануне Рождества 1909 в Реддинге (шт. Коннектикут) от приступа эпилепсии умерла дочь Джин (еще в 1896 от менингита умерла любимая дочь Сьюзи). Умер Марк Твен в Реддинге 21 апреля 1910.

Твен гордился общественным признанием, особенно ценил присуждение ему учёной степени доктора литературы Оксфордского университета (1907), но познал и горечь жизни. Его последнее, наиболее едкое обличение «проклятого человеческого рода» - «Письма с Земли» (Letters from the Earth), не публиковавшиеся дочерью Кларой до 1962.

Твен пришел в литературу поздно. В 27 лет стал профессиональным журналистом, в 34 года опубликовал свою первую книгу. Ранние публикации (он начал печататься в 17 лет) интересны в основном как свидетельство хорошего знания грубоватого юмора американской глубинки. С самого начала его газетные публикации несли черты художественного очерка. Он быстро уставал от репортажа, если материал не располагал к юмору. Превращение из одарённого любителя в настоящего профессионала произошло после поездки на Гавайи в 1866. Важную роль сыграло чтение лекций. Он экспериментировал, искал новые, более разнообразные формы выражения, рассчитывал паузы, добиваясь точного соответствия замысла и результата. Тщательная шлифовка устного слова осталась и в его творчестве. Путешествие на «Квакер-Сити» продолжило «гавайскую школу». В «Простаках за границей», книге, сделавшей его известным в Америке, определился крайне простой лейтмотив творчества Твена – путешествие в пространстве. Обоснованный в «Простаках» самим маршрутом поездки, он сохранится также в книгах «Закаленные» (Roughing It, 1872, в рус. переводе - «Налегке» , 1959), «Пешком по Европе» (A Tramp Abroad, 1880) и «По экватору» (Following the Equator, 1897). Самым впечатляющим образом он использован в Гекльберри Финне.

Подступ к художественной прозе был постепенным, осторожным. Первый роман, «Позолоченный век» (The Gilded Age, 1873), написан в соавторстве с Ч. Д. Уорнером. Действие романа, задуманного как современная социальная сатира, спотыкается о плохо вписывающиеся куски стандартных викторианских сюжетов. Несмотря на художественное несовершенство, роман дал название периоду президентства Гранта. Тогда же встреча с другом детства напомнила Твену об их детских приключениях в Ханнибале. После двух-трёх неудачных попыток, в их числе повествование в форме дневника, он нашел нужный подход и за 1874–1875, с перерывами, написал роман «Приключения Тома Сойера» (The Adventures of Tom Sawyer, 1876), создавший ему репутацию мастера характеров и интриги и замечательного юмориста. Том, по словам Твена, «воплощение мальчишества». Фон повести - автобиографический, Санкт-Петербург - это Ханнибал. Однако персонажи отнюдь не плоские копии, но полнокровные характеры, рождённые воображением мастера, вспоминающего свою юность.

С января по июль 1875 в «The Atlantic Monthly» публиковались «Старые времена на Миссисипи» (Old Times on the Mississipi), в 1883 они вошли в книгу «Жизнь на Миссисипи» (Life on the Mississipi, главы IV–XVII). Почти сразу по окончании Тома Сойера был задуман Гекльберри Финн. В 1876 он был начат, несколько раз откладывался и наконец опубликован в 1884. В Гекльберри Финне, высшей творческой удаче Твена, повествование ведётся от первого лица, устами двенадцатилетнего мальчика. Впервые разговорный язык американской глубинки, прежде употребимый только в фарсе и сатире на нравы простонародья, стал средством художественного изображения вертикали довоенного южного общества - от аристократии до «дна».

Среди книг, предшествовавших Геку, - «Принц и нищий» (The Prince and the Pauper, 1881), первая попытка создать историческое повествование. Ограниченный эпохой, местом и историческими обстоятельствами, автор не ушёл в сторону и не сбился на бурлеск, и книга до сих пор завораживает юных читателей.

Напротив, в «Янки при дворе короля Артура» (A Connecticut Yankee at King Arthur"s Court, 1889) Твен дал волю своему темпераменту сатирика. Его самая серьёзная историческая проза, «Личные воспоминания о Жанне д"Арк» (Personal Recollections of Joan of Arc, 1896), потерпела неудачу. Твен ещё попытался возродить мир своих шедевров в «Простофиле Вильсоне» (Pudd"nhead Wilson, 1894), «Томе Сойере за границей» (Tom Sawyer Abroad, 1894) и «Томе Сойере-сыщике» (Tom Sawyer, Detective, 1896), но вновь потерпел неудачу. Из рассказов, опубликованных в последние годы жизни, наиболее примечателен «Человек, который совратил Гедлиберг» (The Man that Corrupted Hadleyburg, 1898), а также острые, обличительные памфлеты. Эссе «Что такое человек?» (What is Man?, 1906) - экскурс в философию. Произведения последних лет в основном не закончены. Крупные фрагменты автобиографии (он диктовал её в 1906–1908) так и не были объединены в единое целое. Последнее сатирическое произведение - повесть «Таинственный незнакомец» (The Mysterious Stranger) - опубликовано посмертно в 1916 по незавершённой рукописи. Фрагменты автобиографии напечатаны в 1925 и позднее.

Элементы научной фантастики Марк Твен использовал в следующих произведениях: «Окаменелый человек» (The Petrified Man, 1870), «Приятное и увлекательное путешествие» (A Curious Pleasure Excursion, 1874), «Удивительная республика Гондур» (The Curious Republic of Gondour, 1875), «Любовь Алонзо Фитц Кларенса и Розанны Этельтон» (The Loves of Alonzo Fitz Clarence and Rosannah Ethelton, 1878), «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» (A Connecticut Yankee at King Arthur"s Court, 1889), «Передача мысли на расстоянии» (Mental Telegraphy, 1891), «Ещё о передаче мысли на расстоянии» (Mental Telegraphy Again, 1895), «Из «Лондонской таймс» за 1904 год» (From the «London Times» of 1904, 1898), «Сделка с Сатаной» (Sold to Satan, 1904), «Три тысячи лет среди микробов» (3,000 Years Among the Microbes, 1905), «Путешествие капитана Стормфилда в рай» (Captain Stormfield"s Visit to Heaven, 1909).

Из непереведённых на русский язык: «The Generation Iceberg» (1935), «The Mysterious Balloonist» (1935), «Synopsis of «A Murder, a Mystery, and a Marriage» (1945), «The Great Dark» (1962), «Earthquake Almanac» (1865), «History 1,000 Years from Now» (1972), «The Secret History of Eddypus, the World-Empire» (1972), «Shackleford"s Ghost» (1984), «My Platonic Sweetheart» (1912).

Такие жанры как хоррор, фэнтези, мистика в творчестве Твена нашли отражение в рассказах: «Людоедство в поезде» (Cannibalism in the Cars, 1868), «История с привидением» (A Ghost Story, 1870), «Средневековый роман» (A Medieval Romance, 1870), «Рассказ коммивояжера» (The Canvasser"s Tale, 1876), «Кое-какие факты, проливающие свет на недавний разгул преступности в штате Коннектикут» (The Facts Concerning the Recent Carnival of Crime in Connecticut, 1876), «Похищение белого слона» (The Stolen White Elephant, 1882) «Диковинный сон» (A Curious Dream, 1872), «Школьная горка» (Schoolhouse Hill, 1898), «Пять даров жизни» (The Five Boons of Life, 1902), «Таинственный незнакомец» (The Mysterious Stranger, 1916).

Марк Твен (настоящее имя – Сэмюэл Лэнгхорн Клеменс) родился 30 ноября 1835 года в многодетной семье Джона Маршала и Джейн. До четырех лет жил в маленьком городе Флориде, штат Миссури. Потом вместе с семьей переехал в другой небольшой городок в Миссури – Ганнибал. Именно его Твен позже увековечил на страницах своих произведений.

Когда будущему писателю исполнилось 12 лет, скончался его отец. Семье он оставил большое количество долгов. Твену пришлось устроиться на работу. Его взяли учеником наборщика в газету «Миссури Курьер». Вскоре старший брат Марка Твена – Орайон – приступил к изданию собственной газеты. Изначально она называлась «Вестерн Юнион». Потом ее переименовали в «Ганнибал Джорнал». Марк Твен старался помогать брату, выступая в качестве наборщика и периодически в роли автора.

С 1853 по 1857 год Твен путешествовал по США. Среди мест, где он успел побывать, - Вашингтон, Цинциннати, Нью-Йорк. В 1857-м Твен собирался отправиться в Южную Америку, но вместо этого поступил в ученики к лоцману. Спустя два года ему выдали лоцманское свидетельство. Твен признавался, что этой профессии мог бы посвятить всю жизнь. В его планы вмешалась гражданская война, начавшаяся в 1861 году и положившая конец частному пароходству.

В течение двух недель Твен воевал на стороне южан. С 1861 по 1864 год жил на территории Невада, где среди прочего на протяжении нескольких месяцев трудился на серебряных приисках. В 1865-м вновь решил попытать счастья в качестве старателя. Только на этот раз занялся поисками золота в Калифорнии. В 1867-м был опубликован дебютный сборник Твена «”Знаменитая скачущая лягушка” и другие очерки». С июня по октябрь писатель путешествовал по европейским городам, в том числе и заезжал в Россию. Кроме того, он побывал в Палестине. Полученные впечатления легли в основу книги «Простаки за границей», изданную в 1869 году и пользовавшуюся огромным успехом.

В 1873 году Твен поехал в Англию, где принял участие в публичных чтениях, проходивших в Лондоне. Ему удалось познакомиться со многими именитыми литераторами. В их числе – выдающийся русский писатель И. С. Тургенев. В 1876 году была впервые опубликована повесть «Приключения Тома Сойера», которая впоследствии стала одним из самых популярных произведений Твена. Книга рассказывает о приключениях мальчика-сироты, живущего в вымышленном городке Санкт-Петербург и воспитываемого тетушкой. В 1879 году Твен путешествовал вместе с семьей по европейским городам. Во время поездки он встречался с И. С. Тургеневым, английским натуралистом и путешественником Чарльзом Дарвином.

В 1880-х годах вышли романы «Принц и нищий», «Приключения Гекльберри Финна», «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура», сборник «”Похищение белого слона” и другие рассказы». В 1884 году открылось собственное издательство Твена «Чарльз Уэбстер и компания». В конце 1880−начале 1890-х финансовое положение писателя становилось хуже и хуже. Издательство обанкротилось – Твен потратил значительную сумму на приобретение новой модели печатного станка. В итоге ее так никогда и не запустили в производство. Немаловажную роль в жизни Твена сыграло знакомство в 1893 году с нефтяным магнатом Генри Роджерсом. Роджерс помог писателю спастись от финансового краха. При этом дружба с Твеном оказала значительное влияние на характер магната – из скряги, которое не сильно волновали проблемы посторонних, он превратился в человека, активно занимавшегося благотворительностью.

В 1906 году Твен встретился в США с писателем Максимом Горьким, после чего публично призвал к поддержке русской революции. Марк Твен скончался 21 апреля 1910 года, причиной смерти стала стенокардия. Писателя похоронили на кладбище Вудлон, расположенном в Элмайре, штат Нью-Йорк.

Краткий анализ творчества

Писательская деятельность Твена началась после гражданской войны, завершившейся в 1865 году и оказавшей огромное влияние как на общественную, так и на литературную жизнь США. Он был представителем демократического направления американской литературы. В его произведениях реализм сочетался с романтизмом. Твен был наследником американских писателей-романтиков XIX столетия и одновременно их ярым противником. В частности, уже в самом начале творческого пути он сочинял ядовитые пародии в стихах на Лонгфелло, автора «Песни о Гайавате».

Ранние произведения Твена, среди них – «Простаки за границей», в которых высмеивается старушка Европа, и «Налегке», где рассказывается о Новом Свете, - наполнены юмором, жизнерадостным весельем. Творческий путь Твена – путь от юмора к горькой иронии. В самом начале писатель создавал непритязательные юмористические куплеты. Его позднее творчество – очерки человеческих нравов, наполненные тонкой иронией, острая сатира, критикующая американское общество и политиков, философские размышления о судьбе цивилизации. Важнейший роман Твена – «Приключения Гекльберри Финна». Книга вышла в 1884 году. Хемингуэй назвал ее самым значительным произведением Марка Твена и всей предшествующей литературы США.

(настоящее имя - Сэмюэл Ленгхорн Клеменс)

(1835-1910) родоначальник американского реализма

Марк Твен - сатирик и юморист, создатель прекрасных рассказов и романов, в которых представлена глубокая и всеобъемлющая картина жизни Америки более чем за полвека.

Сэмюэл Клеменс родился в штате Миссури, в селении Флорида, в семье юриста. Вскоре семья переселилась в город Ганнибал на берегу Миссисипи, где прошло короткое детство маленького Сэма. После смерти отца он был отдан учеником наборщика в типографию. Свои первые литературные опыты опубликовал в газете. Клеменс много времени проводил в библиотеке печатников, и огромный увлекательный мир американской и европейской литературы заворожил юношу. С 18 лет он кочевал по городам Миссисипи как бродячий наборщик. Жизнь на большой судоходной реке обогащала пытливого юношу массой впечатлений, особенно покорили его «боги» реки - лоцманы. Будущий писатель стал лоцманом и водил суда по Миссисипи. Река стала колыбелью его псевдонима. Mark twen (термин измерения уровня воды: «Мерка два!») - этот крик лотового обозначал для лоцмана безопасный путь.

Началась Гражданская война между Севером и Югом. Юного лоцмана мобилизовали в армию рабовладельческого Юга, и ему пришлось спешно бежать от военных властей в Неваду. Попав в атмосферу приисковой серебряной горячки, он несколько лет провел в кварцевых шахтах в поисках богатой жилы. Обогатиться не удалось, но время от времени газета «Энтерпрайз» печатала присылаемые им заметки под псевдонимом Джош. Сюда, в Вирджиния-сити, за несколько сот километров, он и пришел пешком, бросив горняцкий лагерь.

Уже первые юмористические рассказы сделали его популярным. Учителем по литературной технике стал уже известный писатель Брет Гарт, автор книги «Счастье ревущего стана». Первый сборник рассказов Марк Твен назвал по имени произведения, сделавшего его известным, - «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» (1865). Потом вышла книга путешествий «Простаки за границей» (1869) по впечатлениям поездки в Европу и Палестину. Обе книги стали большой победой молодого писателя. В американскую литературу вошел искрометный юмор, основанный на мудрости и гуманизме народных юморесок. «Простаки за границей» сыграли огромную роль в формировании национального сознания американцев.

Серьезный тон традиционного американского рассказа Марк Твен сменяет озорным и веселым повествованием, придав ему форму анекдота, пародии, мистификации, фантастики, бурлеска, комически обыгрывая нелепости, несообразности. Многообразный мир писатель изображает в самых разнообразных жанрах - заметках, зарисовках (скетчах), юморесках, очерках, статьях, фельетонах, рассказах-памфлетах, пародийных миниатюрах.

В сборнике «Старые и новые очерки» (1875), куда вошли написанные на рубеже 70-х годов новеллы, продолжается сатирическое изобличение вопиющих противоречий американского общества, беспощадной и жестокой конкуренции в нем. В сатирически заостренных, контрастных картинах писатель характеризует, по его собственному выражению, «пропасть между должным и сущим». Им создана целая галерея сатирических портретов американских «бизнесменов церкви», торгующих нефтью, хлопком, спекулянтов на хлебной бирже (рассказ «Важная переписка»), деятелей «Американского библейского общества», пособников банкиров Моргана и Дюпонов. Автор рисует продажность правительственных учреждений, сенаторов и конгрессменов («Дело Джорджа Фишера», «Дело о поставке мяса»), разоблачая лживую идеологию, прикрывающуюся словом «свобода» («Таинственное посещение», «Как меня выбирали в губернаторы», «Журналистика в Теннесси»), выступает против войны с индейцами, гневно бичует американский расизм («Друг Гольдсмита снова за рубежом» - на русском языке «Письма китайца»). Он выступает за честь и совесть «сынов Линкольна», растлеваемых идеологией расизма. Но горечь, озорство и веселье соседствуют в каждом рассказе.

Иной стиль в «Позолоченном веке» (1873), написанном в содружестве с Чарлзом Уорнером, где Марк Твен развенчивает американскую плутократию и узаконенный Конгрессом грабеж, продажный суд и прессу. Сатирик вырабатывает гротескный стиль - здесь и юмористическое преувеличение, и масштабная сатирическая карикатура, неожиданное смещение трагического в плоскость смешного, обилие пародийных приемов. Главное бедствие страны он предвидит в превращении политики в бизнес. Жажда обогащения охватывает и слои бедняков, и рядовых граждан Америки. Название романа стало нарицательным для поры спекуляций и афер, периода разъедающих американское общество после Гражданской войны цинизма и приобретательства.

В 1870 г. после поездки в Европу и женитьбы Марк Твен поселяется в Хартфорде, штат Коннектикут, где проживет до 1891 г. Здесь он создает так называемый Эпос реки Миссисипи: очерки «Старые времена на Миссисипи» (1875), «Приключения Тома Сойера» (1876), «Жизнь на Миссисипи» (1883), «Приключения Гекльберри Финна» (1884). От буржуазной действительности Америки писатель обращается к прошлым ее временам. Да, и в прошлой Америке было много жестокого и дикого, фальшивого и нелепого. И мальчишка Том - бунтарь. Он выступает и против ханжеского благочестия, и против застойной жизни обывателей, и против скуки пуританства в семье и школе. Символом свободолюбия становится - уже навсегда в творчестве Марка Твена - могучая река. Это был гимн детству, переложенный в прозу, «очаровательный эпос юности» (Джон Голсуорси).

Детский ум Тома свободен от мертвящих условностей, наводящих одуряющую скуку. Возня с пуделем в церкви во время воскресной службы нарушила чопорную церковную обрядность. Но ведь неожиданному развлечению рада и взрослая паства, с трудом сдерживающая хохот. В рутине и формализме школьной жизни, которая для Тома «тюрьма и кандалы», отражена тусклая и убогая жизнь американского мещанства. И если Тома не калечит эта мертвящая рутина, то только потому, что он живет другими интересами. Его решительный и мужественный характер формируется в борьбе с реальными злоключениями и предрассудками, суеверными страхами. Безудержная фантазия Тома - «первого выдумщика» - защищает духовный мир подростка от мертвящего влияния косного общества.

Обыватели Сент-Питерсберга воспринимают благородные стремления друга Тома, Гека Финна, - независимость, вольнолюбие, презрение к благам цивилизации - презрительно, как сумасбродство, своеволие.

Живая жизнь Тома и Гека противопоставлена сонной одури взрослых. Здесь Марк Твен предстает как мастер обрисовки конфликта, портрета, психологической мотивировки поступков. Это следующая ступень мастерства писателя-реалиста.

В романе-сказке «Принц и нищий» (1881) Марк Твен проводит аналогию между современной Америкой и средневековой Англией по бесчеловечности законов. Справедливый юный правитель Том Кенти - «принц нищеты» - отверг деспотические законы, а государственную печать употреблял для раскалывания орехов. Мудрому человечному правителю не нужны ни печати, ни указы, ни чиновники.

Это увлекательный, динамичный роман со всем арсеналом поэтических средств сказки: отнесенностью действия в былые времена, исполнением желаний, невероятными приключениями, хэппи-эндом, в основе которого парадокс - принц получает королевские права из рук нищего.

Самая больная проблема Америки - рабство - лежит в основе центрального романа Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна» (1884). Автор описывает трогательную дружбу белого мальчика Гека и взрослого негра Джима. В центре романа - идея враждебности американскому народу собственнического, античеловеческого строя Америки, где господствуют владельцы золота и человеческих жизней. Важнейшая драматическая ситуация романа связана с решением Гека и Тома «выкрасть негра из рабства». Роман большой социальной силы превращен в утопию. Это отразило эпоху ожесточившихся классовых боев в Америке. Ни о какой реальной свободе, кроме свободы в обращении к природе, быть не могло. Роман заканчивается охотой на негра, облавой, как на дикого зверя.

Многие писатели считали книгу о Геке и Джиме своей любимой. Э. Хемингуэю принадлежат слова: «Вся современная американская литература вышла из одной книги М. Твена, которая называется «Гекльберри Финн».

М. Твен в этом романе не только отразил идейные, социальные аспекты, но и стал родоначальником нового американского литературного языка, обогащенного диалектными формами.

В 1889 г. появляется последний роман писателя «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». Действие в произведении перенесено в Англию VI века. Роман был ответом Марка Твена на рост противостояния создавшимся объединениям американских рабочих. В Чикаго после демонстрации, на которой провокатором была брошена бомба, были приговорены к смертной казни 19 рабочих. Роман защищал право рабочих на власть, так как они представляют всю нацию. Янки произносит горячую речь об очистительной роли французской революции XVIII века.

В 1895 г. М. Твен совершает изнурительную поездку с публичными лекциями в Австралию, Новую Зеландию, на Цейлон, в Индию и Южную Африку в надежде разделаться с долгами после неудачной попытки основать издательскую фирму.

Во многих произведениях этого периода усиливаются горькие ноты: «Простофиля Вильсон», «Личные воспоминания о Жанне д"Арк» (1896), памфлеты «Человеку, ходящему во тьме» (1901) и другие. Но по-прежнему он видел в смехе воинствующего врага всяких мерзостей и опору человеческой стойкости в мире фальши, эксплуатации и насилия.

Высоко ценили Твена в России. М. Горький написал очерк о встрече с ним в Америке, писал о нем и А. Куприн.

Все работы знаменитого американского прозаика Марка Твена столь популярны и реалистичны потому, что сам автор в своей жизни пережил немало приключений. Подлинное имя писателя Семюэл Лэнгхорн Клеменс. Родился прозаик в осеннюю пору, в тот день, когда над нашей планетой проносилась комета Галилея. По невероятному стечению обстоятельств повторный перелет кометы над землей произошел точно в день смерти писателя.

Детство невероятного Марка Твена

Прозаик родился в 1835 году. Его день рождения пришелся на ноябрь. Несмотря на то, что отец мальчика Джон Клеменс работал судьей, семья испытывала серьезные материальные трудности. Из-за долгов Клеменсы и были вынуждены покинуть штат Миссури. Семья переехала в город Ганнибал возле реки Миссисипи. Именно с этим местом были связаны самые теплые воспоминания Сэма о детстве.

Человек, известный миру, как Марк Твен, родился на 2 месяца раньше срока. До семилетнего возраста мальчик много болел. Всего в семействе Клеменсов было 7 детей, Семюэл стал для родителей 6 ребенком .

Когда мальчику исполнилось 12 лет, его отец умер. Джон скончался от пневмонии, не оставив родным ни гроша на дальнейшее будущее. Все дети в семье бросили школу, и начали работать, чтобы помочь родным прокормиться. Старший брат Сэма Орион на тот момент стал владельцем типографии. Сэм устроился работать к нему наборщиком печати.

В юном возрасте будущий писатель уже пробовал себя в роли памфлетиста и прозаика. Некоторые его статьи находили хороший отклик у читателей.

Молодые годы писателя

В восемнадцатилетнем возрасте Сэм Клеменс решил отправиться в путешествие по Америке. Во время путешествия молодой человек посещал лучшие библиотечные залы самых крупных городов. Пробелы в образовании ему помогли заполнить книжные хранилища Нью-Йорка. Так юноше удалось получить должность помощника на корабле. Клеменсу нравилось работать на реке Миссисипи. Он так бы и остался помощником лоцмана, но в 1861 году началась Гражданская война. Сэм воевал на стороне конфедератов. Через некоторое время он отправился на Дикий запад. На золотых приисках молодой человек не смог заработать много денег, но именно там, на Диком Западе, открылся его главный талант к сочинительству историй.

В 1863 году писатель придумал себе псевдоним Марк Твен. Псевдоним родился из его судоходной практики. На Диком Западе Клеменс написал первый юмористический рассказ. Его произведение о скачущей лягушке стало известно во всех Штатах Америки.

В семье писателя когда-то был один раб, но сам Сэм не поддерживал идеологию рабства. Воевать писатель пошел, чтобы поддержать собственные южные корни .

Пару лет Марк Твен никак не мог найти редакцию, где ему было бы комфортно работать. В этот период Твен начал выступать перед зрителями в качестве рассказчика. Много переезжая, он стал писать в стиле реализма. Именно эти произведения в данном стиле принесли Твену славу и сделали его одним из главных классиков Штатов в 19 веке.

В семидесятых годах Марком Твеном было написано произведение «Приключения Тома Сойера». Это отчасти автобиографическое произведение было создано на основе детства самого писателя. Затем на свет появились работы «Принц и Нищий», «Янки из Коннектикута», а также легендарные «Приключения Гекельберри Финна». В восьмидесятых годах Клеменс сотворил еще одно произведение, ставшее бестселлером. Книга называлась «Воспоминания». Она была посвящена президенту Соединенных Штатов Гранту. В зрелом возрасте Семюэлю Клеменсу были присвоены докторские степени по литературе и философии, что очень польстило прозаику даже не окончившему школу.

Личная жизнь Марка Твена

О личной жизни Клеменса известно немного. Согласно историческим данным в 1870 году Сэм женился на Оливии Лэнгдон, сестре своего друга. За совместную жизнь у писателя родилось четверо детей. Первенец умер во младенчестве, две дочери скончались, не дожив до тридцатилетнего возраста.

Больше всего на свете Марк Твен любил обучать дочерей игре в бильярд. Несмотря на то, что за романы Марка Твена платили огромные деньги, в итоге писатель все же обанкротился. Так как он совершенно не умел вкладывать деньги в инвестиционные проекты.

Однажды Твену было предложено вложить деньги в разработку телефонного аппарата. Прозаик лишь посмеялся над таким предложением, но потом пожалел об этом, когда Грем Белл все же создал телефон .

За свою длинную жизнь Клеменс не только писал, работал репортером, а также выступал на сцене, он еще и изобретал полезные вещи для дома. Мало кто знает, что незамысловатые клейкие листочки для блокнотов изобрел именно Марк Твен.

В 1891 году Твен решил перебраться в Европу, чтобы снизить расходы. Еще он считал, что в Европе смогут поправить пошатнувшееся здоровье его жены. Чтобы избежать полного банкротства и раздать долги, Марк Твен неоднократно отправлялся в мировые турне со своими выступлениями. С долгами рассчитаться писателю удалось, а вот вновь разбогатеть уже не получилось.

В 1904 году умерла жена Твена. За ней следом вследствие трагедии ушли из жизни дочери писателя. Из-за этого у него началась ужасная депрессия. Месяцами он просиживал дома, не выходил на улицу, не общался с людьми. Единственное, чем занимался Твен — это созданием новых произведений. Новинки были наполнены болью и пессимизма. Наверно поэтому последние работы Твена не получили большую известность.

Социальная жизнь писателя

Есть мнение, что Клеменс дружил с Николой Тесла. Большая разница в возрасте никак не мешала мужчинам общаться на разнообразные темы. Сэм помогал Тесле в экспериментах по физике. Часто, Клеменс подшучивал над другом, пока однажды тот не отшутился в ответ.

Когда Семюэл Клеменс начал стареть, Никола Тесла в шутку предложил ему новое средство для омоложения. Сэм поверил другу и выпил средство. Через некоторое время писатель оказался в туалете с сильными болями в животе.

Биография президента Гранта была написана Твеном потому, что мужчины также длительный период являлись друзьями .

Затем Клеменс завязал дружбу с финансистом Генри Роджерсом. Банкир слыл скрягой, но дружба с писателем преобразила его. После долгих лет общения Роджерс не только стал меценатом и благотворителем, но и открыл фонды в поддержку молодых талантов. Еще Генри Роджерс благодаря влиянию Твена организовывал рабочие места для инвалидов.

Последние годы и закат творчества

Предсмертными произведениями писатели стали работы «Таинственный незнакомец», а также «Письмо с Земли». Под конец жизни, перенеся огромные личные потери, Марк Твен окончательно утвердился в собственной религиозности. В последних произведениях автор с большой долей сарказма описывает взгляды атеистов на жизнь. Семюэл Клеменс умер вследствие стенокардии. Очередной приступ окончил жизнь величайшего писателя Америки весной 1910 года.

Твен умер в городе Реддинг штат Коннектикут. Его последние работы были опубликованы только спустя год после похорон прозаика. Поскольку Марк Твен был банкротом, он не оставил после себя завещание, либо большого состояния. На похоронах писателя было очень много людей.

Единственная пережившая отца дочь Клара, вышла замуж и родила девочку. Внучку Твена звали Ниной Габрилович, но, к сожалению, у женщины не было своих детей, и прямая линия Клеменсов оборвалась с ее смертью.

Особенности творчества прозаика

В своих рассказах Семюэлю Клеменсу удавалось говорить с читателем о серьезных вещах на простом и понятном языке. У Твена нет поверхностных произведений, все его работы обладают явным, либо скрытым смыслом, способным менять оттенки со сменой поколений. Скорее всего, поэтому писатель остается одним из самых любимых детских авторов и сегодня.

Повествование от первого лица, намеренное упрощение, гуманизм и уважение к другим вперемешку с искрометным юмором красной нитью проходят через многие работы прозаика.

Юмор для Твена был самым мощным оружием морального воздействия на умы и сердца юного поколения. Первые произведения писателя обязаны своей популярностью именно юмору. В дальнейшем, Твен начал вплетать в свои рассказы и романы нотки реализма, которые потеснили юмор с пьедестала его работ. К примеру, приключения Гекельберри Финна написаны более прямолинейно, чем история Тома Сойера.

В последних творениях мастера реализма прослеживаются депрессивные аккорды. На закате жизни Марк Твен пережил череду тяжелых потрясений, которая наложила отпечаток и на его творчество. Тема религиозности больше не кажется автору такой смешной и лицемерной, в предсмертных романах Твен всерьез рассуждает о Боге и Сатане, прикрывая фундаментальные вопросы интересными поворотами сюжета. Автор рассуждает о жизни после смерти, о ценности души человека и о человеческих взаимоотношениях с Божественным началом. Книги «Сделка с Сатаной» и «Дневник Евы» наполнены не реализмом, а мистицизмом. Возможно, таким кардинальным переменам в творческом стиле писателя способствовало его членство в рядах масонов.

Биография великого американского писателя сама по себе похожа на приключенческий роман. Что еще можно рассказать о столь выдающейся личности? О Марке Твене стоит знать следующее:

  • Работая на пароходе, Марк устроил туда и своего младшего брата Генри. В одно из плаваний произошла ужасная трагедия. Рванул отопительный котел на судне. Брат Твена Генри погиб;
  • Любимым литературным персонажем Твена был Шерлок Холмс;
  • Среди сотен рассказов и множества романов, Марком была написана единственная пьеса «Жив или мертв»;
  • Известно, что писатель очень любил кошек. Держал их в доме по несколько особей сразу, а клички им придумывал с неизменным для него юмором. Так в свое время кошек Твена звали Болтун, Вельзевул и Зороастр;
  • Клеменс подписывал своими работы разными псевдонимами. Кроме Твена, его перу принадлежат рассказы, подписанные Рамблером и Сержантом Фантомом;
  • Марк Твен был одаренным лектором. Несколько его лекций посетил Зигмунд Фрейд;
  • В возрасте 26 лет Марк Твен вступил в масонскую ложу;
  • Неоднократно Твен бывал в России. Он посещал Ливадию и Севастополь;
  • Главными пристрастиями писателя были курение и игра в бильярд;
  • Многие лекции Твена не были опубликованы, так как затрагивали очень щекотливые темы;
  • В городе Волгограде есть улица, названная в честь прозаика;
  • Гекельберри Финн – это персонаж, списанный писателем с реального мальчика, с которым ему довелось дружить в детстве;
  • В 20 веке роман о Гекельберри Финне был исключен из школьной литературы США. В департаменте образования сочли этот рассказ расистским;
  • Некоторое время писатель был так богат, что смог позволить себе автомобиль за 200 тысяч долларов. Для сравнения можно привести цифры, на которые жила среднестатистическая семья во времена прозаика – это 1,2 тысячи долларов в год.

Марк Твен был уникальным человеком. Не имея законченного школьного образования, он покорил весь мир своими романами, навсегда войдя в американскую литературу, как величайший автор 19 века.

Твен был очень жизнерадостным человеком. Он высоко ценил отличные шутки и тонкий юмор, не давая жизненным невзгодам сломить его. Марк Твен легко сходился с людьми, меняя их своим общением к лучшему. Он был разносторонней личностью, интересовался не только литературой, но и инженерным делом, любил путешествовать.

Единственное, что было не подвластно Твену – это сохранение и преумножение денег. Почти все его проекты в финансовой сфере терпели крах, писатель не обладал предпринимательской жилкой. Зато он собирал полные залы на свои лекции и был блестящим рассказчиком. Твен выбирал очень неожиданные темы для выступлений. Например, однажды, прозаик прочитал лекцию на тему о том, как он украл первый арбуз, его монолог тогда отметили громкими овациями. Удивительный человек, рожденный в день Кометы, и ушел вместе с ней, как будто был даром свыше, который небеса давали людям лишь на время.

 


Читайте:



Выпекаем коржи для торта Как сделать обычный корж торта

Выпекаем коржи для торта Как сделать обычный корж торта

Каждый праздник заканчивается подачей десерта. Можно заказать его у профессионалов, а лучше удивить всех своими способностями. В статье рассмотрим,...

Прошу рецепт соте из кабачков на зиму

Прошу рецепт соте из кабачков на зиму

Репчатый лук нужно слегка обжарить — это придаст готовому соте приятный аромат. Лук очистить и нарезать тонкими кольцами, выложить на сковороду и...

Вишня в желе — простой и вкусный рецепт на зиму Как приготовить желе из войлочной вишни

Вишня в желе — простой и вкусный рецепт на зиму Как приготовить желе из войлочной вишни

Рецепты желе из ягод на зимуВишня – ягодка полезная, поэтому хочется сохранить не только ее вкусовые качества, но и витамины. И такой способ есть –...

Рождественский пудинг от мамы джейми оливера Кулинарный поединок с джейми оливером йоркширский пудинг

Рождественский пудинг от мамы джейми оливера Кулинарный поединок с джейми оливером йоркширский пудинг

Вегетарианские Подробное пошаговое описание как готовится блюдо "Творожный пудинг со шпинатом". Попробуйте обязательно Творог 500 г. Сметана 1...

feed-image RSS