Реклама

Главная - Беременность
Места на которых в старину были ярмарки. Русские ярмарки: история гуляний. Ярмарки древней руси. год. Перечень селений, в которых установлены еженедельные базары, по уездам
День Микеля или Маттиса отмечается 29 сентября, как праздник завершения сельскохозяйственных работ, а так же, как день базаров и торговли.

Микель – архангел Михаил, сражающийся против всех тёмные сил зла. На иконах он чаще всего изображён, как воин-защитник, покровитель Божьего народа в его борьбе за свободу.

Все, кто читал и просто рассказы восточных авторов, конечно, помнят завораживающее описание восточных базаров. Разноязычный говор, ослепительно яркие краски, немыслимые ароматы, витающие в воздухе, просто врываются в реальность, сходя со страниц книг.

Интересно и то, что часто были центром культурной, политической и социальной жизни. Располагался базар на центральной городской площади. Рядом мог находиться не только дворец правителя, но и мечеть.

Например, а «Истории Бухары» Мухаммеда Наршахи – 899-959 мы читаем: «Там, где теперь находится мечеть Моха, была равнина на берегу реки, где было очень много деревьев, так что торговля происходила в их тени. Царь выходил на базар и садился на трон на том месте, где теперь находится мечеть Моха, чтобы поощрять людей к покупке идолов… Впоследствии на этом месте было капище огнепоклонников: в дни, назначенные для торга, люди собирались сюда, все входили в капище и поклонялись огню. Это капище существовало до водворения здесь ислама, когда мусульмане, усилившись, построили на этом месте свою мечеть, и теперь это одна из главных мечетей Бухары».

Но базары и Ярмарки появились задолго до христианства и ислама. Ещё до нашей эры с возникновением первых государств, таких как Месопотамия… Были они и в Древней Греции и в Древнем Риме.

И уже рыночные площади считались священным местом. На рынках устанавливали алтари различных божеств: Зевса, Гермеса, Афины и считалось, что рынки находятся под покровительством этих божеств.

Первой известной ярмаркой в Западной Европе считается прошедшая в 629 году ярмарка в Сен-Дени под Парижем. Ярмарки стали наиболее распространённой формой торговли в Европе во времена Средневековья.

В XIII - XIV веках одно из самых оживлённых мест торговли находилось во Франции в графстве Шампань, где ярмарки проходили круглый год. Во второй половине XIV века большая часть ярмарочной торговли переместилась в Лион и Женеву.

А в XV веке, центром ярмарочной торговли в Европе стал город Брюгге во Фландрии.

Ярмарки проводились так же в Германии во Франкфурте-на-Майне и в Лейпциге.

Многие , зародившиеся в глубине веков, продолжают здравствовать и ныне.

На Руси испокон веков были свои ярмарки.

Прабабушка рассказывала мне, как отец до революции возил всю семью на ярмарки. Перед этим мать наряжала детей во всё самое лучшее, наряжалась сама, подбирала для отца самую красивую рубаху, брюки, головной убор и сапоги.

Детям ярмарка в те времена представлялась ожившей сказкой. Их вели на кукольное представление, покупали различные сладости, воздушные шары, они любовались медведями, наряженными в национальные русские костюмы – те били в бубен и танцевали под присмотром цыган и их одобрительные крики.

Судя по тому, с каким восхищением и азартом прабабушка предавалась воспоминаниям, как зажигались и молодели её глаза и розовели щёки, ярмарки подарили ей в детстве много счастливых часов.

На Руси ярмарки появились в глубокой древности, и располагались сначала на пересечении торговых путей. Проезжающие мимо со своим товаром купцы не могли удержаться от соблазна, останавливались и начинали торговать. Свои товары на ярмарках продавали так же крестьяне и ремесленники живущие неподалёку. Транспортом первых ярмарок были лошади, на которых привозили и увозили товар.

Правительство на Руси с глубокой древности не только не препятствовало ярмаркам, но и способствовало их появлению. Например, ещё княгиня Ольга организовала погосты, где люди могли торговать своими товарами. А царь Пётр I считал, что ярмарки способствуют внутреннему товарообороту и налаживают торговые связи с иностранцами.

Когда-то ярмарки называли – торжки, торги, и лишь много позже, когда они расцвели в таких крупных городах, как Москва, Новгород, Псков, Рязань, их назвали ярмарками.

Может быть, именно с ярмарок пошёл так называемый русский размах, так поражающий иностранцев и в наше время. Восхищённые воспоминания о московских торгах оставили венецианский посол Контарини, побывавший в Москве в 70-х годах XV века и купец Иосафато Барбаро.

Само слово «ярмарка» скорее всего, пришло к нам с Запада. Так, например, путешествовавший по России в начале XVI века и побывавший на одном из торгов, на реке Мологе при городке Холопьем, немецкий дипломат Зигмунд фон Герберштейн потом писал в своих «Записках о московских делах», называя русский торг привычным для себя словом «jahrmarkt» – «ярмарка».

В. И. Даль объяснял, что «ярмарка – большой торговый съезд и привоз товаров в срочное в году время, годовой торг, длящийся неделями».

Любая ярмарка, как правило, представляла собой огромную многоликую и шумящую толпу из торгующих, покупающих и просто любопытствующих. Потом торговец Фурье предложил ввести торговые «ряды», расположив торговцев в линию. Теперь покупатели и продавцы не смешивались друг с другом, и появился относительный порядок.

Первая крупная ярмарка в Нижнем Новгороде прошла уже во второй половине XIV века.

Самой большой ярмаркой в России была Нижегородская, которую сначала называли Макарьевской, так как располагалась она у стен Макарьевского монастыря, стоявшего в 90 км от Нижнего Новгорода вниз по реке Волге в 1641 году.

В 1817 году после пожара ярмарка была перенесена в Нижний Новгород, однако ещё долгое время продолжала называться по имени своей предшественницы Макарьевской.

На ярмарку в Нижний Новгород везли хлеб из Самары и Саратова, рыбу из Астрахани, кожу и пушнину из Сибири, железо с Урала. На ярмарку ехали и иностранцы, которые называли Нижегородскую ярмарку русским караван-сараем. Торговля на ней шла, как оптовая, так и розничная.
К середине XIX века общее число торгующих превысило 15000 тысяч.

Ещё ярмарка была под Курском, первое упоминание о ней относится к 1708 году. С 1824 года она стала называться Коренской, и на неё стали съезжаться купцы со всех уголков России.

Русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет, называл курскую ярмарку «выставкой невест». И писал: «Все проходы застилались свежею травою, по которой, подъезжая в многочисленных экипажах, разгуливали разодетые дамы. То и дело мелькали кавалерийские офицеры в полной форме с волочащимися саблями».

На Курской ярмарке, по словам писателя Гиляровского, продавали соловьёв. По тем временам стоили они недёшево – 100 рублей за одного певца в клетке.

Позднее появилась Уральская ярмарка.

Интересно, что на ярмарках большим спросом пользовались различные снадобья всевозможных знахарей, презервативы из бычьих пузырей, лубки с яркими картинками, которые заменяли беднякам книги. Но именно ярмарки способствовали развитию народных промыслов.

На ярмарках продавали практически всё! Лошадей и другой скот, зерно, муку, мёд, сахар, пряники печатные и непечатные, галантерею, всевозможные ткани, шапки, расшитые душегрейки, шали, шубы, валенки и многое другое.

В старину на ярмарках обвешивать и обсчитывать покупателя было не только грешно, но и пятнало честное имя продавца.

Всенепременными участниками ярмарок были скоморохи, купцы, цыгане с медведями, гадалки.

В 1894 г. в России было проведено более 18000 ярмарок с оборотом 1100 млн. рублей. Ярмарки были, как однодневные, так и длившиеся неделю и даже не один месяц.

Я очень люблю, когда ярмарки начинаются в нашем городе. Ярмарка на центральной площади города работает три раза в неделю – по пятницам, субботам и воскресеньям. Начинается она в середине августа и длится до 1 ноября. Приезжают на неё продавцы из разных мест, как правило, из городов Поволжья. Но больше всего, конечно, местных фермеров, продающих экологически чистую сельскохозяйственную продукцию.

Деревенские продукты охотно раскупаются горожанами, а туристы с удовольствием покупают сувениры и поделки, созданные руками местных умельцев.

Приюты на нашей ярмарке пристраивают в хорошие руки котят, собачек и даже попугаев и обезьян. Все животные выглядят ухоженными, желающие получают визитки и могут посетить приют, разыгрывается беспроигрышная лотерея в пользу животных, которые не могут найти хозяев и остаются в приюте. Это немного грустная нотка… Во всём остальном ярмарка только радует.

Например, мы, мёд покупаем только на этой ярмарке. Там же приобретаем астраханскую рыбу, вологодское масло и другие товары.

И ещё одной из моих личных радостей является то, что на этой ярмарке можно купить с рук недорого книги в хорошем состоянии.

И, наверное, не будет ничего плохого, если поблагодарить за ярмарки их покровителя святого Михаила или Микеля, ведь ярмарка на самом деле тот самых праздник, что сближает людей самых разных национальностей и взглядов.

С егодня дореволюционную ярмарку в России назвали бы фестивалем. Это были не просто торги, а крупные культурные центры: здесь ставили оперы и балеты, давали концерты и показывали первое кино. На гастроли на ярмарку приезжали известные артисты и певцы. О том, как менялись развлечения - от забав скоморохов с медведями до концертов Шаляпина, - в материале портала «Культура.РФ».

Старинные ярмарки: от балагана до культурного центра

Александр Чередниченко. Ярмарка (фрагмент). 2009. Частное собрание

Борис Кустодиев. Балаганы (фрагмент). 1917. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Первые ярмарки появились на Руси в X–XII веках. Тогда их называли «торги» или «торжки». Они проходили и в городах, и в деревнях, длились всего несколько дней, а продавали здесь один товар: например, хлеб, скот или ткани. Само слово «ярмарка» пришло в русский язык из немецкого (от Jahrmarkt: Jahr - год, markt - рынок) в XVII веке, когда на торжки стали приезжать заграничные торговцы.

За развлечения на ярмарочных площадях в те годы отвечали скоморохи. Они давали представления с медведями и козами, играли на дудках, балалайках, трещотках. Однако «культурными программами» были недовольны священники.

Макарьев суетно хлопочет,
Кипит обилием своим.
Сюда жемчуг привез индеец,
Поддельны вины европеец,
Табун бракованных коней
Пригнал заводчик из степей,
Игрок привез свои колоды
И горсть услужливых костей,
Помещик - спелых дочерей,
А дочки - прошлогодни моды.
Всяк суетится, лжет за двух,
И всюду меркантильный дух.

Благодаря Нижегородской ярмарке изменился даже архитектурный облик города, когда туда перенесли торги от Макарьевского монастыря - после крупного пожара. Для обустройства торговой артели здесь развернули крупное строительство. Главное здание возводил Августин Бетанкур - автор Московского манежа . Ярмарочный дом состоял из 60 корпусов больше чем на две тысячи лавок. При обустройстве торговых рядов учитывали специфику торговли: к примеру, для азиатов, торгующих чаем, построили отдельные Китайские ряды, оформленные в национальной стилистике. На территории ярмарки возвели Спасский Староярмарочный собор по проекту французского архитектора Огюста Монферрана, который построил Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Устроители ярмарки позаботились и о представителях других конфессий: здесь также появились Армяно-григорианская церковь и мечеть.

В центре торгового городка была площадь, в разных частях располагались не только лавки и магазины, но и аптеки, трактиры, харчевни, кузницы, цирюльни, театры, банк. В Нижнем Новгороде работала уникальная для тех лет подземная канализация, благодаря чему в городе поддерживалась чистота.

Веселая жизнь «великого торжища»

Александр Пушнин. На ярмарке (фрагмент). 1960. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Анна Чередниченко. На базар (фрагмент). 1947. Частное собрание

Ярмарки XIX века стали настоящими культурными центрами. В небольших городах за развлечения по-прежнему отвечали балаганы, дрессировщики и кукольные театры. Один из их героев - веселый Петрушка - стал любимцем публики. Народ веселили и с помощью райков: так называли коробку, оснащенную увеличительными стеклами и лубочными картинками с бытовыми сюжетами. Раешники передвигали картинки и дополняли представление короткими забавными присказками. Например, такими: «А это река Висла, водичка в ней кисла, кто этой водички изопьет, тот сто лет проживет» .

Зона развлечений в ярмарочном городке Нижнего Новгорода называлась «Веселая самокатная» - там располагались балаганы, сады, фотосалон и развлекательные павильоны. В одном из них даже показывали кино. В главном доме Нижегородской ярмарки проводили концерты..

Еще одним гастролером был певец Федор Шаляпин . Он так вспоминал о ярмарке в своей книге «Маска и душа»: «Ярмарка гудела всевозможнейшими звуками, какие только мог представить себе человек до изобретения радио. На ярмарке яркие краски России смешались с пестрыми красками мусульманского Востока. Просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища» .

С ярмарочных представлений началась и история Ирбитского драматического театра имени А.Н. Островского . Писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк рассказывал о культурной жизни Ирбита в романе «Приваловские миллионы».

Спектакли были так популярны, что театр «был битком набит ярмарочной публикой». «На креслах и стульях разместилось все, что было именитого на десятки верст: московские тузы по коммерции, сибирские промышленники, фабриканты, водочные короли, скупщики хлеба и сала, торговцы пушниной» , - писал Мамин-Сибиряк. Ярмарка повлияла и на архитектуру Ирбита: в XIX веке в городе построили несколько каменных зданий, торговых и зрелищных заведений.

Ярмарка (ярмонка) - это большой торговый съезд и привоз товаров в срочное время года, годовой торг, длящийся неделями, большой сельский базар, на который купцы и прочие торговые люди в определенные дни года съезжались в известном им месте. Сюда они и привозили свои товары. Здесь и происходила купля-продажа, то есть ярмарка, которая продолжалась не один день, а бывало, и целый месяц. Каждый хорошо знал, в каком месяце, в какие дни церковного календаря, в праздники каких православных святых отводилось время для ярмарок. Сроки крупнейших ярмарок определялись так, чтобы купцы по окончании одной ярмарки успевали перебраться на другую.

В Дмитровском уезде самые крупные ярмарки проходили в самом Дмитрове и селе Рогачево.

Ярмарки в Дмитрове

Центром жизни города был рынок. В базарные и ярмарочные дни все существование города подчинялось интересам торговли. Деревянные торговые ряды, построенные еще в начале XIX столетия, располагались в центре города. По дороге к рынку находились кузницы и трактиры. Торговец или крестьянин, приезжавший в город, первым долгом заезжал в кузницу - накормить или подковать лошадей, а затем уже заходил в трактир. На базарной площади была и стоянка "общественного транспорта" - извозчиков.

В описании 1785 г. есть упоминание о ежегодной осенней ярмарке, которая начиналась 15 сентября и продолжалась неделю, по описанию 1787 г. – две недели. «На оную купечество с товарами приезжает из Москвы, Переславля Залесского, Юрьева Польского и привозят парчовые и шелковые, бумажные и шерстяные разные материи по небольшому количеству и прочие мелочные товары, которые продаются того города и приезжающим из уезда жителям.

Еженедельно торг бывает в понедельник и четверток, на который съезжается крестьянство и привозят на продажу хлеб, хмель, сохи, колеса, ситы и прочую мелочь» .

В XVIII веке дмитровское купечество вело обширную торговлю и обладало большим капиталом: «Торг и промысел здешнего купечества состоит в продаже из лавок разных шелковых материй панских, овощных и юфтяного товаров, виноградных напитков, из Москвы и Санкт-Петербурга и других городов привозимых, также продают холст, воск, свечи, съестные припасы и разное щепетье; а некоторые закупают в своем уезде, а более в низовых и Украинских городах хлеб в немалом количестве и отправляют на продажу водяною коммуникациею и сухим путем в Санкт-Петербург; другие ж закупают рогатый скот, которой употребляется только для продовольствия здешних жителей, а кожи и овчины распродаются в сем только городе. Упражняются также в ремеслах и рукоделиях, а прочие занимаются в садке огородных овощей, которые развозят по близлежащим городам и уездам и от того получают немалую прибыль.

Ярмонка бывает ежегодно Сентября с 15 и продолжается две недели, на оную приезжает купечество из Москвы, Переславля Залесского, Ярославля, Кашина и других городов, из которых привозят по большей части разные шелковые материи, панские и овощные товары, иностранные сукна и русские в немалом количестве; а торговые дни еженедельно бывают по понедельникам и четвергам.

Нужные же для пропитания и продовольствия жизни человеческой потребности полу-чают от уездных жителей, которые привозят в торговые дни всякого рода хлеб, мясо и прочие съестные припасы».

В Дмитрове устраивались 2 ежегодные ярмарки – весенняя и осенняя. Главной из них была «Борисоглебская», приуроченная к «Борисову дню» - 2 мая по старому стилю – и 15 сентября Никитская. На ярмарке каждый торговал, как и где только мог. Богатые, солидные купцы вели торговлю в рядах. Торговцы средней руки - в деревянных лавках, в балаганах и палатках, в ларьках и киосках. Те, кто победнее, - в шалашах, крытых лубком или рогожами, а то и прямо с возов и телег.

Подробное описание дмитровской ярмарки содержится в воспоминаниях А.И. Елизаровой (1903-1983), родом из старинной дмитровской фамилии:

«Три дня в неделю были базарных: это воскресенье, понедельник и четверг. На базаре торговали не одни дмитровские огородники, а съезжались и из окрестных сел и деревень, каждый со своим товаром. Приводили живьем скот, стояли воза с живыми поросятами, тор­говали с возов или просто располагались на земле. Много привозили глиняной посуды, це­лые деревни занимались этим делом, работали вручную, кустарным способом; были де­ревни, которые гнули и делали сани и санки-салазки. Рогачевский район собирал, скупал рога животных, из которых делали гребни и гребенки. Тимоновская лесная округа везла грибы сушеные, соленые, клюкву; из-под Рогачева – щепной товар: кадки, бочки, ушаты, корыта, лохани – все везлось на Дмитровский базар, а больше всего было овощей. Осенью товар на базарах были разнообразнее: яблоки продавались с возов не по­штучно, а мерами, полумерами, навезут столько возов, что на базаре и места не хватало, становились прямо на улицах, развертывали палатки с привозным товаром: арбузы, дыни, виноград, помидоры. Теперь помидоры имеются у каждого огородника, а прежде это был привозной товар. Осенью скота больше приводилось, приводилось больше поросят. А какие ярмарки были в Дмитрове! Ярмарок было две: Борисоглебская ярмарка – 2-го мая старого стиля – и 15 сентября Никитская. Борисоглебская – или, как тогда называли, Борисов день – была многолюднее, богаче, разнообразнее товаром, чем Никитская. Эта ярмарка уже в го­роде поместиться не могла, а помещалась за Борисоглебским монастырем. Теперь этот мо­настырь находится в черте города, вокруг него понастроили домов, а прежде он был за го­родом, и монастырские постройки – Духовное училище, где сыновей духовенства готовили в духовную семинарию, и другие дома, где жили преподаватели и другие служащие учи­лища – стояли уже в поле. Ярмарка тянулась от монастыря и почти до самого леса – Та­боры.

За несколько дней до Борисова дня городскую управу наводняли съемщики – тор­говцы, которые снимали землю под палатки на дни ярмарки. Плата была за наем с квадрат­ного аршина, причем ближе к городу была одна плата, а чем дальше, тем дешевле. Тут были и наши дмитровские торговцы, и приезжие из Загорска – кукольники и другие игрушечники, деревня из Астрецова – вывозили игрушки костяные. Были и татары с кружевами, шарфами, плат­ками, были даже и китайцы с “фанзой” и ”че-сун-чей”.

Много было с разной посудой, тор­говали и в палатках, и просто на земле. Палатки тянулись в два ряда, причем расстояние ме­жду рядами было большое, чтобы публика могла свободно подходить к палатке. Больше всего было палаток с игрушками и сластями. Целые горы пряников всевозможной формы и достоинства возвышались на прилавках палаток, сколько конфет и в бумажках, и без бума­жек тут было, а какие восточные сласти! Какой только халвы не было, а стручки! Как все ребята любили их, и теперь бы попробовал, да что-то их теперь нет нигде. Почему-то яр­марка эта называлась у нас “ямки”. И вот эти “ямки” начинались еще с половины дня 1-го мая и называлось “подторжье”. На “подторжье” гуляли исключительно городские жители. Погуляв по ярмарке, заходили обычно в монастырь ко Всенощной. Это был самый главный праздник монастыря. Память Бориса и Глеба правилась 2-мая . В самый же Борисов день с раннего утра народ со всех концов изо всех окрестных деревень, тянулся на “ямки”, а ребят больше, чем взрослых. За версту от “ямок” слышны: свистульки, трубы, тещины языки, плач, кто в народе “маму потерял”, издали видны в воздухе разноцветные шары. Ко второй половине дня деревенская публика уже тянется в город, бегут ребята, кто с лошадкой, кто с куклой, кто из пистолета на ходу палит, и все со стручками, все орехи грызут. А в городе еще удовольствие ожидает: там на базарной площади карусель вертится, хочешь на коня сядешь, хочешь – в лодочку, а все удовольствие – пятачок. А там балаган стоит, уж давно на подмостках “рыжий” колокольчиком звенит – народ зазывает. На смену деревне тянется к “ямкам” дмитровская публика и тоже с ребя­тами. Это публика “чистая”. Дмитровские девицы, купчихи молодые, и другая публика идут себя показать, показать свой наряд. Если хочешь узнать, как в Дмитрове женщины одева­ются – иди на “ямки”, там все увидишь. Если 2-го мая холодный день – одежда драповая: драповые ротонды, ватер-пуфы, дипломаты, жакеты, саки; к ротондам и ватер-пуфам наде­вались шляпы с перьями, с птичками, а к дипломатам, сакам – шляпки не шли, надевались шарфы, платки, косынки. А уж если Борисов день теплый, то и глаза разбегаются, глядя на наряды дмитровских модниц – каких только накидок не увидишь там, каким причудливыми фестонами отделаны воротники и подолы этих накидок: у одних они отделаны шнурами, у других вышивкой. Одно время были в моде “мефистофели” – род полудлинного до колен плаща, но плащ этот очень широкий, безрукавный, у ворота собран, и на фигуре лежит глу­бокими сборками с очень большим и пышным воротником, воротник этот кончался тоже фестонами.

А каких только шляпок не было – у одной модницы целая клумба на голове, каких только цветов на шляпке нет. Вся эта публика чинно гуляет, покупает в палатках, кому что надо.

Иногда среди публики разгуливает пьяненький монашек, грызет орешки, смело по­глядывает кругом. Забыт крепкий монастырский устав, забыта черная ряса. Как хорошо в божьем мире, как светло, как радостно! А сколько красоток кругом! Ну и что же, праздник “вина и елея”, нынче погуляет, а завтра... опять все тот же монастырь, каменная белая стена и “Господи, помилуй!”

Долго идет гулянье на ярмарке, и в городе не спят – кто на карусель, кто в балаган. Карусель и балаган обычно оставались в Дмитрове до Николина дня – 9-го мая. Никола – праздник в Рогачеве. Рогачевцы тоже лицом в грязь не ударят, у них ярмарка не хуже дмит­ровской. Рогачево – село богатое. И карусель, и балаган из Дмитрова направляются в Рогачево.

Другая ярмарка в Дмитрове – Никитская. Эта уже носит другой характер, Здесь люди собираются не для гулянья, собираются люди деловые: кто товар везет, кому что купить надо, и вся она умещалась на базарной площади» .

Ярмарки в селе Рогачево

Село Рогачёво (первое письменное упоминание относится к 1389 году) - богатое купеческое село с добротными каменными домами и с церковью, одной из самых крупных в России. Расположенное на большом тракте между городами Дмитровом и Клином и, имея в близком соседстве судоходную пристань, в устье рек Яхрома и Сестра, село Рогачёво издавна славилось своей местной торговлей.

Рогачёво во второй половине XIX века не уступало соседним городам – Клину и, особенно, Дмитрову. В Рогачёво было около пятидесяти лавок с гостиным двором на площади, с церковными лавками и с лавками под домами, четыре кожевенных и один клеевой завод, шесть трактиров, четыре питейных заведения.

Годовой торговый оборотный капитал простирался до миллиона рублей. «Торговля, где мануфактурная, галантерейная и колониальными товарами, преимущественно же хлебная и мясная. Исконные мясники – Негины» .

Предметы торговли, за исключением мяса, привозились главным образом из Москвы и частью из Петербурга. Но более крупные рогачёвские купцы – все крестьяне, ездили за товаром на ярмарки Нижегородскую, Ростовскую, Рыбинскую, в Псков и другие города.

Доставлялся в Рогачёво скупленный товар из отдалённых мест или железной дорогой до города Клина, а оттуда караваном 30 вёрст до Рогачёво, или водным путём: реками Волгой, Дубной и Сестрой до пристани в 9-ми верстах от Рогачёво; из Москвы по Дмитровскому шоссе или по большой дороге – Рогачёвке.

Разбогатевшие купцы к началу XX века стали торговать мясом в Москве, постепенно захватив почти всю торговлю мясом в Охотном ряду. Здесь почти в каждой мясной лавке торговали уроженцы села. Рабочими у них были земляки и бедные родственники из Рогачёво.

В описании дмитровского уезда 1787 года говорится, что «ярмонок во всем уезде нигде почти не бывает, кроме как в селе Рогачеве Мая 9, Июня 27 июня и Сентября 25 чисел, на которые съезжается купечество из городов Переяслав-Залесского, Клина и Дмитрова с китайками, кумачами, разными шёлковыми материалами, а из окружных разных селений с лошадьми, телегами, колёсами, ситами, решётками, с небольшим количеством разного хлеба. Сверх сего, в оном же селе бывают еженедельно по понедельникам торговые дни, на которые также из разных селений съезжается крестьянство и привозит как свои крестьянские изделия на продажу, так и закупает товары» .

В начале XX века еженедельно было два рынка (по воскресеньям и четвергам) и две ярмарки в году (Никольская летняя и в десятую пятницу по Пасхе).

Кроме того, было два так называемых сборных рынка: перед Николиным днём – зимою и в понедельник третьей недели Великого поста. Народу, как на ярмарках, так и на сборных рынках стекалось до десяти тысяч человек. На Никольскую ярмарку бывала довольно значительная конная ярмарка.

На ярмарках торговали мануфактурой, галантереей, хлебом, солью, рыбой, скотом. Обилие народа, множество палаток со сластями и детскими игрушками, конский базар, карусель, балаганы, шарманщики.

По воскресеньям и четвергам по главной улице тянулся базар.


Скоморохи, вертеп, Петрушка, балаган – вот чем весел русский человек. Вот она – пёстрая и шумная ярмарка. Это и место народных гуляний, и сцена, на которой разворачивается действие, не подвластное ни одному режиссёру. На ярмарке менялись лавки и товары, однако развлечения традиционно оставались одними и теми же.

Хоровод.

Именно этот простой танец был одним из наиболее древних способов увеселения на ярмарочных гуляниях. В хороводах всегда участвовало большое количество людей. Эта забава обязательно сопровождалась пением и музыкой. Однако, хороводы носили не только увеселительный, но и сакральный характер, и были чем-то сродни ритуалу. Так, на Руси существовали военные хороводы, любовные, урожайные, трудовые, родильные, семейные и множество других. Начинались хороводы, как правило, под песни «наборные», а заканчивались «разборными». Хоровод сопровождался игрой лицедеев, что позднее стали первыми скоморохами. Благодаря хороводам появились и певцы-запевалы.

Пляски.

О русской пляске говорят, что она разорвала круг хоровода. Пляска на славянских ярмарках была своеобразным соревнованием, в котором молодые парни могли соревноваться друг с другом в удали и прыти. Есть мнение, что это и вовсе – подготовка воина, которая сопоставима с подготовкой самбиста. Например, русская присядка – умение задеть противника ногой в любом положении. Победителя плясок определял народ, который собирался, чтобы поглазеть это мероприятие. Как правило, «голосовали» криками за самого прыткого юношу, который также мог показать необычные и красивые движения.

Скоморохи.

Скоморохи всегда занимали на ярмарках особое место. Согласно историческим письменным источникам, впервые скоморохи появились еще в XI веке, став прародителями первых профессиональных актёров театров, хотя, по сути, скоморохи уже и были теми самыми актерами. Как правило, скоморохами были люди без крыши над головой, бродящие по свету от ярмарки к ярмарке. Традиционно скоморохи занимались лицедейством и шутками, чем вызывали гнев властей и церкви. Так, в царской грамоте 1648 говорится, чтобы «скоморохов с домрами, и с гуслями, и с волынками, и со всякими играми в дом к себе не призывали» .

Балаган.

Это ярморочное увеселение появилось достаточно поздно, однако быстро приобрел широкую популярность, как среди простого люда, так и среди более знатных сословий. Примечателен тот факт, что именно таким малоприятным названием на Руси обозвали первые народные театры. Играли в балаганах скоморохи, которые развлекали ярморочных зевак не только шутками и песнями, но и театральным действием на специальном помосте. У большинства из них даже был свой владелец. По богатству убранства и оформления балагана, можно было судить и о благосостоянии его хозяина.

Вертеп.

Первый кукольный театр под названием вертеп появился на ярмарках лишь с распространением на Руси христианства. Все постановки показывались людям в коробке, с вырезанной стенкой и днищем, а фигурки кукол были нанизаны на деревянные штырьки. Вертеп был известен во всех славянских землях. Наиболее популярными мотивами Вертепа были мотивы на библейскую тематику. Всякая история, рассказанная в вертепе, была проста и поучительна. Все персонажи и действия были понятны каждому посетителю ярмарки. Традиционными участниками вертепа были: мужик, черт, поп, пастух, Богородица, осел, бык, младенец и Царь Ирод.

Медвежьи пляски и спектакли.

Куда в России без медведей. И это вовсе не миф, созданный иностранцами. Медвежьи пляски и медвежьи спектакли действительно были широко распространены на Руси и имели широкую популярность. Как правило, медвежьи выступления разнообразием не отличались, зато их сопровождали язвительные прибаутки медведчика, который веселили публику не меньше, чем сам медведь. Животные выполняли ряд несложных движений, показывая как баба платок завязывает, как мужик портки надевает, как зятя тёща угощает и т.д. Этакие примитивные пародии на людей вызывали особое веселье среди ярмарочной публики.

Раёк.

Другим весьма популярным и необычным увеселением на ярмарках был раёк, пришедший в землю русскую из западной Европы. Раёк – это большой ящик, нередко расположенный на колесах и выполненный в виде небольшой избы. На одной из боковых стен была расположена ручка, а на двух других линзы. Через одну из них, в раёк могли смотреть зеваки. Когда владелец начинал вращать ручку, внутри, за линзой происходила смена картинок. Изображения эти могли быть самыми разными: пейзажами заморских краев, рисунками невиданных зверей, картинками в сказкам. При этом, владельца такого «телевизора» можно считать предтечей диджея, поскольку он приговаривал во время демонстрации различные шутки и прибаутки.

Кукольное представление с Петрушкой.

Петрушка всегда был главным героем ярмарочных увеселений. Первое упоминание о нём относится к 1630 году. Адам Олеария, секретарь голштинского посольства, писал о комедиантах, которые устраивают для «простонародной молодежи представление за деньги» с пальчиковыми куклами. Петрушка - всегда горбатый, носатый, драчливый, озорной и крикливый балагур, который говорил хрипло-писклявым голосом. По сюжету представления Петрушка сватался, устраивался на работу, напивался и попадал в самые разные забавные ситуации. Князь Долгорукий, увидев представление петрушки в 1813 году написал: «Описывать нечего: всякий видел, что это такое; для меня нет ничего смешнее и того, кто представляет, и тех, кто смотрят. ...Зрители хохочут и очень счастливы» .

Кулачные бои.

Нередко на ярмарках проходили и кулачные бои, которыми Русь славилась с древних времен. Бои такие были не только потехой, но и состязанием. Участие в них принимали все желающие мужчины, независимо от возраста и положения в обществе. В кулачных боях, несмотря на кажущуюся простоту, была жесткая система правил, несоблюдение которых приводило к досрочному завершению боя. Бить противника можно было только кулаками. Наиболее распространенными видами кулачного боя, были: один на один, стенка на стенку или «сцеплялка-совалка» , которая на самом деле была вовсе не кулачным боем, а самостоятельным русским единоборством, походившим на борьбу при помощи бросков и захватов. В таких боях мужчины проявляли свою удаль и силу, смекалку и проворство, а ещё считалось, что кулачные бои «помогали «выбить» из головы всю дурь» , набежавшую за дни рутинных забот.

Сапог на столбе.

Особой популярностью эта простая забава пользовалась среди молодых удальцов, которые хотели произвести впечатление на красных девиц. Заплатив всего медяк, каждый желающий и уверенный в своих силах юноша или мужчина мог попробовать залезть на деревянный столб, вкопанный в землю. Наверху такого столба находились новые сапоги – особая ценность в те времена. Коли удалец добирался до вершины, то мог полноправно забрать свой приз. Впрочем, обычно столб был настолько высок, что добирались до сапог единицы. Но такой герой вместе с сапогами получал и расположение девушек.


Стоит отметить, что традиция ярмарок и ярмарочных гуляний дола и до нашего времени. Причём проводятся ярмарки не только в России. Например, интерес туристов привлекает ежегодная яблочная ярмарка в шведской деревушке Кивике, главной изюминкой которой являются .

Евгений Георгиевич (GOR), Симферополь писал(а):

Теряли все и везде. И продавцы и покупатели. Покупатели больше, так как для них все таки сама ярмарка как праздник, а для продавцов - работа, а значит и пили меньше и к деньгам относились аккуратнее. Больше естественно теряли на месте самой ярмарки. Чего деньги то терять на подходе к ней? Вы, идя на рынок, всю дорогу что ли деньги из кармана в карман перекладываете и в руках смыкаете? Положили поглубже и лежат они там спокойно до нужного момента.

Во все времена больше теряли монеты меньшего достоинства. как теперь, так и тогда. Так же следует понимать, что хотя на ярмарке оборот мог быть и большой, почти все потерянные монеты сразу же и подбирались людьми. Ярмарочные места хоть и не были заасфальтированы, но тем не менее это были хорошо утоптанные и укатанные места и монеты там сразу в грунт не прятались. Это не пашня. Так что находки конечно же есть, но вовсе не так много, как нам сейчас кажется - пришли люди на ярмарку, напились и давай деньгами сорить... В некотором смысле раньше к деньгам даже аккуратнее и бережливее относились. Ну что сейчас значит потерянная монета? Тот же рубль например... Да ничего особенного. Многим за ним даже наклоняться лень. Особенно если в лужу, или грязь упадет. А раньше за монетку много чего можно было купить. Причем во все времена. Даже во времена СССР копейка, это коробок спичек!

И про оборот денег на рынке... На нашем Симферопольском рынке, в предпраздничные дни, оборот составляет не менее миллиона долларов в день! Это точные сведения. И это минимальная сумма. У меня был сосед, который несколько лет проработал на рынке дворником. Они с бригадой рынок убирали. Так вот я у него как то спросил, а много ли денег они находят после торгового дня? Оказалось что не так то и много. Он работал, когда еще у нас гривны ходили. Так вот он рассказывал, что если гривен 20 - 30 соберет, считай повезло. Да и то, в основном это самые мелкие монеты. Бумажки вообще очень редко попадались.

Согласитесь, что при миллионном обороте и при том, что рынок то работает каждый день, кроме понедельника, даже 100 гривен мало. Думаю что и при обороте 50 штук, деньги россыпью не теряли.

Надо учитывать, что часть платежей по безналичному расчету, основная часть денег в бумажном виде, а тогда, если считать по 25 рублевой стопе, получалось что 50000 это 32 тонны медных денег, даже если пару килограмм каждый год теряли, и из них половину находили, то нам тоже должно кое что остаться))) Главное что бы мои расчеты по определению места оказались верными)))
 


Читайте:



Объяснения церковных и домашних молитв

Объяснения церковных и домашних молитв

1 Начальнику хора. Псалом Давида, 2 когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошёл к Вирсавии. 3 Помилуй меня, Боже, по великой...

Как женить на себе мужчину по знаку зодиака Как выйти замуж за деву

Как женить на себе мужчину по знаку зодиака Как выйти замуж за деву

Полное собрание материалов по теме: как выйти замуж за мужчину деву? от специалистов своего дела. Дева Как добиться, чтобы он сделал предложение...

Как космическая медицина спасает людей на земле

Как космическая медицина спасает людей на земле

Так или иначе, жизнь на нашей планете обязана своим возникновением сочетанию космических и планетарных условий, а теперь она в результате долгой...

Рис - это зерновая культура

Рис - это зерновая культура

Рис - рододнолетних имноголетних травянистых растений семейства Злаки; крупяная культура. Очень требователен к условиям выращивания ,...

feed-image RSS