Разделы сайта
Выбор редакции:
- Приснилось, что у меня один ботинок: что это может значит
- «Сонник Рельсы приснились, к чему снятся во сне Рельсы
- К чему снятся рельсы по соннику
- К чему снится внучка? Если снится внук
- К чему снятся рельсы по соннику
- Как испечь пирог манник простой рецепт
- Оригинальный рецепт с рыбой
- Вкусный тыквенный суп-пюре от юлии высоцкой
- Макароны, фаршированные фаршем и сыром, в духовке: особенности приготовления, рецепты и отзывы
- Яблочная шарлотка в мультиварке
Реклама
Недоросль (пьеса). Характеристика главных героев комедии недоросль Недоросль главные герои и их характеристики |
Семакова Анастасия Характеристика г-жи Простаковой, Митрофанушки, Скотинина через речь героев Скачать:Предварительный просмотр:МБОУ «Общеобразовательная Сельменьгская средняя школа» Исследовательская работа по русскому языку ученицы 8 класса Семаковой Анастасии Бранная лексика - средство речевой характеристики героев пьесы Руководитель работы – Федосеева С.В. Октябрь, 2013 год Введение Цель - исследовать бранную лексику в речи героев пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль». Задачи :
В данной работе рассматривается употребление бранной лексики действующими лицами пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль», с целью дать характеристику героям. Речь всегда характеризует говорящего: Исследование «Словарь русского языка АН СССР» (МАС) под редакцией А.П. Евгеньевой указывает на то, что прилагательное бранный относится к слову брань , а толкование брани даёт как «оскорбительные, ругательные слова, ругань» и отмечает оттенок этого слова «осуждение, порицание, упреки». Попробуем охарактеризовать героев произведения Д.И. Фонвизина «Недоросль», использующих в своей речи бранную лексику. Для этого мы выписали из текста пьесы реплики, содержащие бранную лексику, и на основании этого составили таблицу:
Для этимологического анализа слов мы пользовались словарём Н.М. Шанского. Все слова из составленного нами списка имеют пометы «Общеслав.» и «Искон.», кроме слов фурия , заимствованного из польского языка, попавшего туда из греческого языка, и собачий , которое относится к слову собака, заимствованному из иранского языка. По происхождению всю бранную лексику из пьесы «Недоросль» можно разделить на группы:
Рассмотрим лексическое значение (ЛЗ) бранных слов (по словарям В. И. Даля и С.И. Ожегова )
Большинство слов, которыми ругаются герои пьесы «Недоросль», относятся к просторечной и разговорной лексике и имеют помету “бранное”. Выводы Итак, бранная лексика в качестве обращения чаще всего присутствует в речи г-жи Простаковой (“А ты, скот, подойди поближе”, “Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире”, “Выйди вон, скот”, ” Ну... а ты, бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши”, “Скажи, болван, чем оправдаешься?”). Обращаясь к своим служанкам, Простакова чаще всего называет их бестиями, а слуг скотами, при этом, когда она хочет чего-то добиться у влиятельных людей, то начинает унижать себя перед ними, например: “Ах, я дура бессчетная! Батюшка! Прости меня. Я дура”. Так как она всегда использует грубые слова из просторечной лексики, которые не отличаются разнообразием и связаны своим происхождением с животным миром, можно утверждать, что Простакова необразованна, невежественна, груба, жестока с теми, кто не может себя защитить от её грубости. Бранную лексику Простакова использует, когда общается со своими слугами, братом и мужем или говорит о них, например: “Не прогневайся, мой батюшка, что урод мой вас прозевал. Уж так рохлею родился, мой батюшка”. То же самое относится к ее сыну Митрофану и брату Скотинину, которые в качестве обращений используют бранные слова животного происхождения, например: “ Ах ты, чушка проклятая!” Автор на протяжении всей пьесы постоянно играет в речи героев словами животного происхождения, пытаясь тем самым выставить скотское поведение некоторых персонажей, хоть они и являются людьми благородного дворянского происхождения. Например, слово скот встречается в пьесе в разных значениях. “Когда же у нас могут быть счастливы одни только скоты, то жене вашей от них и от нас будет худой покой”, - в речи Правдина слово скот может быть понято по-разному: “общее название домашних хозяйственных животных ” или “подобный скоту человек”. Скот является корнем в фамилии героя пьесы Скотинин. И сама Простакова, хоть и носит сейчас такую фамилию, тоже изначально Скотинина. Кутейкин неслучайно диктует Митрофану слова: "аз есмь скот" (я есть скот). Фонвизин с помощью этих слов постоянно высмеивает необразованность, грубость семьи Простаковых и Скотинина, показывая их истинную сущность. Автор пытается внушить читателю, что, какое бы благородное происхождение у человека ни было, при скотском поведении он будет хуже самого скота. Три учителя, Цыфиркин, Кутейкин и Вральман, хоть и являются учителями, но ведут себя по отношению друг другу весьма враждебно, при встрече используя те же самые слова животного происхождения. Какова сама Простакова, таких учителей и подобрала для своего сына: грубых и необразованных. Следовательно, бранная лексика характеризует героев пьесы Фонвизина «Недоросль», как грубых, порочных, необразованных, невежественных людей. Список литературы
Тема сегодняшнего повествования - история создания и анализ «Недоросля» Фонвизина. Произведение автора екатерининской эпохи не утратило актуальности и сегодня. Комедия Фонвизина «Недоросль» вошла в фонд классической литературы. В этом произведении затронут ряд проблем и вопросов, привлекающих читателей во все времена. Анализ «Недоросля» Фонвизина должен включать краткую характеристику героев этого драматургического произведения. Стоит также рассказать об идее русского литератора. Что вдохновило Фонвизина на написание комедии, популярной на протяжении более двухсот лет? Какие недостатки общества автор прежде всего хотел высмеять в своем сочинении? И какова была реакция современников на это произведение? Ответы на все эти вопросы содержатся в статье. Но прежде чем приступить к анализу «Недоросля» Фонвизина, следует рассказать о главных событиях, изображённых в пьесе. Действия, как и в любом другом драматургическом произведении эпохи классицизма, совершаются в течение всего одного дня. События происходят в деревне помещиков Простаковых. В чём заключается смысл названия комедии «Недоросль» Фонвизина? Даже не зная значения этого слова, можно догадаться, что имеет оно негативный оттенок. Смысл названия комедии «Недоросль» Фонвизина следует искать в реалиях XVIII века. Современники писателя использовали этот термин по отношению к молодым дворянам, не получившим особого удостоверения, свидетельствующего о получении образования. Такой документ выдавал учитель. Если же у юноши удостоверения не было, его не принимали на службу и не позволяли вступать в брак. Недорослем в комедии назван сын главной героини - помещицы Простаковой. Начинается произведение со сцены, происходящей в ее доме. Простакова злится на Тришку, потому как тот сшил чересчур широкий кафтан ее сыну Митрофанушке. То, что слуга не имеет необходимых навыков в портняжном деле, и давать ему подобные поручения было изначально ошибкой, она не учитывает. Шестнадцатилетний отрок не проявляет особого рвения в учебе, чему способствует необразованность и глупость его матери. Подробнее об этих персонажах расскажем позже. Прежде автор знакомит читателей с Софьей - положительной героиней произведения. Девушка не так давно проживает в доме Простаковой. Она родственница помещицы, и у неё нет никакого состояния. По крайней мере, так полагает Простакова. Но однажды Софья получает письмо от своего дяди Стародума. Послание госпожа Простакова прочитать не в состоянии, потому что грамоте не обучена. Правдин, прочитав письмо, излагает ей краткое содержание. В «Недоросле» Фонвизина этот герой, наряду со Стародумом, является сторонником просвещения. О чём же письмо, полученное Софьей? Стародум пишет племяннице о том, что завещает ей огромное состояние. Это приводит в возбуждение почти всех персонажей комедии. Простакова полагала, что девушка - круглая сирота. Но неожиданный поворот событий наводит на мысль о том, что племянницу Стародума можно выдать замуж за безалаберного Митрофана.
О женитьбе на Софье начинает мечтать и Скотинин. Однако сердце Софьи занято. Она влюблена в офицера Милона, с которым познакомилась в Москве еще до того, как осиротела. Вскоре она встретит молодого человека снова, и он спасет ее от притязаний корыстного Скотинина и деспотичной Простаковой. В небольшой город, в котором происходят главные события, приезжает Стародум. Он узнает в одном из учителей Митрофанушки своего бывшего кучера. Преподаватели сына Простаковой достойны особого внимания. Кутейкин - недоучившийся семинарист. Цыфиркин - отставной сержант. Вральман, фамилия которого говорит о его человеческих качествах весьма красноречиво, Митрофанушку ничему не учит, потому как и сам мало чего знает. Как уже было сказано, раньше он трудился кучером. Но был уволен, подходящей работы не нашел, а потому пошёл в учителя. То, что в преподавательском деле Вральман некомпетентен, Простакова не замечает, так как сама крайне невежественна.
История написанияЗамысел комедии «Недоросль» у Фонвизина возник в 1778 году. Более года русский литератор провел во Франции, где изучал юриспруденцию, философию. Он наблюдал за тем, как живут европейские аристократы, и пришел к довольно неутешительному выводу: русское дворянство погрязло в косности и невежестве. По возвращении домой Фонвизин приступил к написанию произведения. На это ушло у него более трех лет. Идея комедии «Недоросль» Фонвизина была по тем временам весьма оригинальной. Писатель стремился высмеять недостатки типичных представителей помещичьего сословия. Неудивительно, что и в Москве, и в Петербурге его комедию долгое время отказывались ставить. Критика современниковТема комедии «Недоросль» Фонвизина цензорам показалась интересной, однако слишком много в ней было смелых реплик. В 1782 году состоялась премьера спектакля. Произведение Фонвизина имело ошеломительный успех. Правда, театр, на сцене которого была поставлена пьеса, едва не закрыли. Кроме того, комедия вызвала недовольство Екатерины II. Идея произведенияДуховное разложение представителей дворянства в условиях крепостного права - основная тема комедии, о которой речь идет в этой статье. По мнению Фонвизина, педагогические методы определяют нравственный облик целого поколения. В 18-м веке помещики нередко доверяли воспитание своих детей недоучившимся дьячкам, неграмотным нянькам, иностранцам, имеющим сомнительные образование. Такие «педагоги» способны учить лишь юношей, подобных Митрофанушке - центральному персонажу комедии Фонвизина «Недоросль». Автор этого произведения на простых примерах показал, что дворяне в большинстве своем не помнят ни о чести, ни о достоинстве. Они не служат интересам государства, не соблюдают нравственных и государственных законов. Остроту драматургическому произведению Фонвизина придает победа добра над злом, которая, впрочем, имеет случайный характер. Если б Стародум не вернулся из Сибири вовремя, а Правдин не получил предписания взять имущество Простаковой, всё закончилось бы для Софьи не столь благополучно. Она бы не покинула город с молодым образованным офицером Милоном, а стала бы женой глупого Митрофанушки.
ПерсонажиСистема образов в «Недоросле» Фонвизина довольно проста. Герои делятся на положительных и отрицательных, почти все из них имеют говорящие фамилии: Вральман, Стародум, Правдин. Отрицательные персонажи - представители старого дворянства, пытающиеся удержаться всеми силами за устаревшие идеи крепостнического строя. Им противопоставлены герои, поддерживающие идеи Просвещения, - Правдин, Софья, Милон, Стародум. Положительные и отрицательные героиСреди персонажей комедии можно выделить несколько дуальных пар. Так, Софья противопоставлена Митрофанушке. Стародум - приверженец просветительских взглядов. Это человек нового времени. А потому он представляет собой противоположность помещицы Простаковой. Милон противопоставлен Скотинину. Если первый образован и воспитан и испытывает к Софье искренние чувства, то второй хочет жениться на девушке из корыстных соображений. Скотинин мечтает обзавестись землей, где будет активно заниматься животноводством, а именно разводить свиней. МитрофанушкаАнализ «Недоросля» Фонвизина не может обойтись без описания этого яркого персонажа. Глупый избалованный юноша абсолютно не подготовлен к самостоятельной жизни. Всё за него делает мать, слуги или няни. От Простаковой отрок перенимает неуправляемую страсть к деньгам. Он, как и мать, груб, неуважителен к родным. Безвольность Митрофанушка наследовал от своего отца. Шестнадцатилетний юноша не хочет учиться, но хочет жениться. Он представляет собой противоположность Софье, образованной, серьезной, умной девушке с нелегкой судьбой. ПростаковаДелая анализ «Недоросля» Фонвизина, следует уделить внимание отрицательной героине. Простакова - необразованная, глупая женщина, однако при этом очень хитрая. Она практичная хозяйка, любящая мать. Для Простаковой беззаботное будущее и счастье Митрофанушки стоят превыше всего. Но в воспитании она совершает роковые ошибки, потому как не знает ничего о правильных педагогических методах. Она обращается с сыном так, как обращались когда-то с ней ее родители. В ведении хозяйства и воспитании сына помещица используют исчерпавшие себя ценности и идеи. СтародумПри анализе «Недоросля» Фонвизина особое внимание следует уделить герою, символизирующему просветительские идеи, о которых в 18-м веке в России известно было немногим. Стародум общается с Софьей совсем не так, как Простакова с Митрофанушкой. Он использует совершенно иные методы воспитания. Беседуя с Софьей на равных, наставляет, дает советы, исходя из своего богатого опыта. Ничего не зная о чувствах Софьи к Милону, он не принимает за неё решений. Стародум хочет, чтобы племянница вышла замуж за умного, образованного офицера, однако не навязывает ей своих взглядов. В этом образе автор изобразил свой идеал воспитателя и родителя. Стародум - авторитетная сильная личность, прошедшая достойный путь. Для современных читателей этот герой, конечно же, не является идеальным воспитателем. Но на современников Фонвизина, вдохновленных просветительскими идеями, он оказал сильное впечатление. Комедия «Недоросль» была написана Д.И. Фонвизиным в 1782 году. Но, несмотря на 200 прошедших лет и социальные изменения, она продолжает ставиться в театрах, представляет интерес для зрителя и читателя. Комедия интересна яркими характерами, которые, как ни странно, еще встречаются в наше время. Основная проблема произведения – уровень образования молодых дворян. Главные герои комедии «Недоросль»: Простаков – типичный подкаблучник, не желающий думать своей головой. Все ведение хозяйства возложил на жену. Смирен, как теленок. Простаков в своем доме не имеет права голоса. Г-жа Простакова – хитрая, расчетливая помещица. Разорила своих крестьян до последней нитки, и плачется, что взять больше нечего. Узнав, что Софья стала богатой наследницей, вознамерилась женить на Софье своего лоботряса. Грубая и скандальная. Никому от нее нет житья. Но хитрая и льстивая перед теми, от кого ждет выгоды. Способна на низкие поступки. Отрицает необходимость образования, что говорит о ее недалеком уме. Митрофан – сын Простаковых, недоросль. Хитроват, умеет к матери подластиться. Безграмотный лентяй и лоботряс. Недорослями в те времена называли дворянских детей, не получивших письменного свидетельства от учителей о полученном образовании. Недоросли не допускались к государственной службе, им не давали т. н. венечных памятей - бумаг, позволявших вступление в брак. Правдин – чиновник, посланный наместником принять в опеку имение и деревни Простаковых. Честный и порядочный чиновник. Стародум – дядя Софьи. Человек прямолинейный, порядочный. В молодости участвовал в боях, служил при дворе, но видя, как некоторые готовы выслуживаться, строят интриги, чтобы подняться в глазах августейших особ, Стародум оставил службу при дворе, как он признается, «принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правилы». В своих разговорах выступает за образование молодых дворян. Софья – племянница Стародума, скромная, образованная девушка. Любит Милона. Милон – офицер, дворянин, любит Софью, пользуется уважением у сослуживцев. Скотинин – помещик, обирает своих крестьян до последнего. Собирается жениться на Софье, но не девушку он любит, а свиней, которых выращивают крестьяне в Софьиных деревнях. Под стать ему и фамилия. Человек необразованный, грубый. Кутейкин – обучает Митрофана словесности. Плут и мошенник. Цыфиркин – обучает математике. Отказавшись от платы за обучение Митрофана, Цыфиркин повел себя как порядочный человек. Вральман – немец, учитель французского языка. Многоговорящая фамилия. Ею Фонвизин старается подчеркнуть лживый характер немца, который, получая в год 300 рублей, и сам ничему не учит Митрофана, и другим мешает. Однажды Вральман случайно проговаривается, что был кучером в Петербурге. И действительно, его господином был когда-то Стародум. Уезжая от Простаковых, он взял немца снова в кучеры. Еремеевна – крепостная Простаковых, няня Митрофана. К недорослю относится как к родному, готова вступиться за него. Все приказы Простаковой исполняет беспрекословно. Почти все фамилии героев произведения так или иначе характеризуют своих владельцев:
Правда госпожа Простакова не так проста как ее туповатый муженек и недоросль Митрофан. Простакова пыталась втихую выкрасть Софью, чтобы тайком обвенчать ее с Митрофаном. Но Софья подняла шум, и первым ей на помощь пришел Милон, вслед за ним – Стародум и Правдин. Простакова поняла, что жалоба Стародума и Софьи может плохо закончиться для нее, вымолила прощение. Как только Софья ее простила, стала угрожать своим людям. Тогда Правдин прочитал ей и ее мужу документ об опекунстве, фактически лишавший ее всякой власти над имением и крестьянами. В комедии Фонвизина красной нитью проходит мысль о величии и уме Государя императора. Темы образования и воспитания всегда актуальны для общества. Именно поэтому комедия Дениса Фонвизина «Недоросль» интересна для читателей и сегодня. Героями произведения являются представители разных сословий. Комедия написана в стиле классицизма. Каждый персонаж олицетворяет определённое качество. Для этого автор использует говорящие фамилии. В комедии соблюдено правило трёх единств: единство действия, времени и места. Впервые на сцене пьеса была поставлена в 1782 году. С тех пор были тысячи, а то и миллионы одноимённых спектаклей по всему миру. В 1926 году по мотивам комедии был снят фильм «Господа Скотинины». СтародумСтародум олицетворяет образ мудрого человека. Он воспитан в духе петровского времени, соответственно, чтит традиции предыдущей эпохи. Службу Отечеству считает священным долгом. Злонравие и бесчеловечность презирает. Стародум провозглашает нравственность и просвещение. Стародум. Фрагмент из спектакля «Недоросль»
Наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло
ПравдинПравдин – честный чиновник. Он воспитанный и вежливый человек. Добросовестно выполняет свои обязанности, выступает за справедливость и считает своим долгом помочь бедным крестьянам. Видит насквозь сущность Простаковой и её сынка и считает, что каждый из них должен получить по заслугам.
Злонравие в благоучреждённом государстве терпимо быть не может…
МилонМилон – офицер. Ценит в людях смелость и честность, приветствует просвещение и считает своим долгом служить Отечеству. С уважением относится к окружающим. Милон является отличной парой Софье. На их пути встречаются препятствия, но в конце произведения судьбы героев воссоединяются.
Денис Иванович Фонвизин
СофьяВ переводе Софья обозначает «мудрость». В «Недоросли» Софья выступает как мудрый, воспитанный и образованный человек. Софья – сирота, её опекуном и родным дядей является Стародум. Сердце Софьи принадлежит Милону. Но, узнав о богатом наследстве девушки, на её руку и сердце претендуют и другие герои произведения. Софья убеждена, что богатство должно доставаться только честным трудом.
Как не быть довольну сердцу, когда спокойна совесть…
ОтрицательныеПростаковаГоспожа Простакова – один из главных персонажей произведения. Она представительница дворянского сословия, держит крепостных. В доме всё и все должны быть под её контролем: Хозяйка имения помыкает не только своими слугами, но и управляет мужем. В своих высказываниях госпожа Простакова деспотична и груба. А вот своего сына она любит безгранично. В итоге её слепая любовь не приносит ничего хорошего ни её сыну, ни ей самой.
Госпожа Простакова. Кадр из фильма «Недоросль»
МитрофанМитрофан – сын помещик Простаковой. Собственно, он в комедии и является недорослью. Так в 18 веке называли тех, кто не желал ни учиться, ни служить. Митрофанушка избалован матерью и няней, он привык бездельничать, любит сытно есть и полностью равнодушен к науке. Вместе с тем ему чуждо чувство благодарности. Он грубит не только своим учителям и няньке, но и родителям. Так, он «благодарит» матерь за безграничную слепую любовь.
Не хочу учиться - хочу жениться
Вить здесь и река близко. Нырну, так поминай как звали… Ты ж меня взманила, пеняй на себя… Скотинин – брат госпожи Простаковой. Он не признаёт науку и всякое просвещение. Работает на скотном дворе, свиньи – единственные существа, которые вызывают у него тёплые чувства. Такое занятие ифамилию автор дал своему герою не случайно. Узнав о состоянии Софьи, он мечтает выгодно жениться на ней. Ради этого он даже готов уничтожить своего родного племянника Митрофанушку.
Все меня одного оставили. Пойти было прогуляться на скотный двор.
ЕремеевнаНяня Митрофанушки. В доме Простаковых служит больше 40 лет. Она предана своим хозяевам и привязана к их дому. У Еремеевны сильно развито чувство долга, а вот чувство собственного достоинства полностью отсутствует.
Избави бог напраслины!
ЦыфиркинЦыфиркин – один их учителей Митрофанушки. Говорящая фамилия прямо указывает на то, что он учил сына Простаковой математике. Уменьшительно-ласкательное употребление фамилии говорит о том, что Цыфиркин не был настоящим учителем. Он – солдат в отставке, который разбирается в арифметике. Современники Фонвизина высоко ценили "Недоросля", он восхищал их не только своим удивительным языком, ясностью гражданской позиции автора, новаторством формы и содержания. Особенности жанраПо жанру это произведение - классицистическая комедия, в ней соблюдены присущие классицизму требования "трех единств" (места, времени, действия), герои разделяются на положительных и отрицательных, каждый из героев имеет свое амплуа ("резонер", "злодей" и т.д.), однако в нем же налицо и отступления от требований классицистической эстетки, и отступления серьёзные. Так, комедия должна была только веселить, она не могла истолковываться многозначно, двусмысленности в ней быть не могло - а если мы вспомним "Недоросль", то нельзя не признать, что, поднимая в произведении важнейшие социальные вопросы своего времени, автор разрешает их средствами, далёкими от комических: например, в финале произведения, когда, казалось бы, "порок наказан", зритель не может не сочувствовать госпоже Простаковой, которую грубо и жестоко отталкивает неблагодарный Митрофанушка, озабоченный своей собственной судьбой: "Да отвяжись, матушка, как навязалась..." - и в комедию властно вторгается трагический элемент, что было недопустимым.. Да и с "единством действия" всё тоже не так просто в комедии, слишком уж много у неё сюжетных линий, которые никак не "работают" на разрешение основного конфликта, но создают широкий социальный фон, обусловливающий характеры действующих лиц. Наконец, новаторство Фонвизина сказалось и в языке комедии "Недоросль", речь героев очень сильно индивидуализирована, в ней присутствуют и фольклоризмы, и просторечие, и высокий стиль (Стародум, Правдин), что тоже нарушает классицистические каноны создания речевых характеристик персонажей. Можно, подводя итоги, сделать вывод о том, что комедия Фонвизина "Недоросль" стала подлинно новаторским для своего времени произведением, автор раздвинул рамки эстетики классицизма, подчинив ее разрешению поставленной перед собой задачи: гневно высмеять пороки современного ему общества, избавить его от "злонравия", способного уничтожить и душу человека, и общественную мораль. Система образовПроведем анализ системы образов комедии "Недоросль", которая, как того и требовала эстетика классицизма, представляет собой два прямо противоположных "лагеря" - положительных и отрицательных героев. Здесь также можно заметить определенное отступление от канонов, оно проявляется в том, что несет в себе двойственность, их практически невозможно отнести чисто к положительным или чисто к отрицательным героям. Вспомним одного из учителей Митрофанушки - Кутейкина. С одной стороны, он терпит унижения со стороны госпожи Простаковой и своего ученика, с другой - не прочь, коль подвернется возможность, "урвать свой кусочек", за что и подвергается осмеянию. Или "мама Митрофана" Еремеевна: её всячески поносит и унижает хозяйка, она покорно терпит, но, забыв себя, бросается на защиту Митрофанушки от дяди, и делает это не только из страха перед наказанием... Образ Простаковой в комедии "Недоросль"Как уже отмечалось, Фонвизин новаторски изображает свою главную героиню - госпожу Простакову. Уже с самых первых сцен комедии перед нами - деспот, который ни с кем и ни с чем не желает считаться. Она грубо навязывает всем свою волю, подавляет и унижает не только крепостных, но и своего мужа (как тут не вспомнить "сон в руку" Митрофана о том, как "матушка" колотит "батюшку"?..), она тиранит Софью, она хочет заставить ее выйти замуж сначала за своего брата Тараса Скотинина, а потом, когда выясняется, что Софья теперь богатая невеста, - за своего сына. Будучи сама человеком невежественным и бескультурным (с какой гордостью она заявляет: "Прочтите его сами! Нет, сударыня, я, благодаря бога, не так воспитана. Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому"!), она презирает образование, хотя и пытается учить сына, но делает это только потому, что хочет обеспечить его будущее, да и чего стоит "обучение" Митрофана, каким оно представлено в комедии? Правда, мать его убеждена: "Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка"... Госпоже Простаковой присущи хитрость и изворотливость, она упорно стоит на своем и убеждена, что "мы свое возьмем" - и готова совершить преступление, похитить Софью и против её воли выдать замуж за мужчину из "рода Скотининых". Когда же она встречает отпор, то одновременно и пытается вымолить прощение, и обещает наказание тем из своих людей, по оплошности которых сорвалось "предприятие", в чем ее готов активно поддержать Митрофанушка: "За людей приниматься?". Разительно "превращение" госпожи Простаковой, которая только что на коленях униженно умоляла простить её, и, получив прошение, "вскочив с коленей", с жаром обещает: "Ну! Теперь-то я дам зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники! Нет, воры! Век не прощу, не прощу этой насмешки". Сколько сладострастия в этом троекратном "теперь-то", и как по-настоящему страшно становится от ее просьбы: "Дай мне сроку хотя на три дни (В сторону) Я дала бы себя знать…". Однако, как уже отмечалось, в образе Простаковой есть некая двойственность. Она глубоко и преданно любит сына, готова ради него на всё. Виновна ли она в том, что свою любовь к нему она сравнивает с любовью собаки к щенятам "Слыхано ли, чтоб сука щенят своих выдавала?"? Нельзя ведь забывать, что она из рода Скотининых-Приплодиных, где такая полуживотная любовь и была единственно возможной, откуда же ей-то быть другой? Вот она и уродует душу Митрофана своей слепой любовью, сын всячески угождает ей, а она и счастлива тем, что он ее "любит"... До тех пор, пока он не отшвыривает ее от себя, потому что теперь она ему не нужна, и даже те люди, которые только что осуждали госпожу Простакову, сочувствуют ей в её материнском горе... Образ МитрофанаОбраз Митрофана создан Фонвизиным также не совсем традиционно. "Недоросль", которому нравится быть "маленьким", который старательно пользуется отношением к себе матери, не так-то прост и глуп, как может показаться на первый взгляд. Он научился использовать любовь родителей к себе для своей выгоды, он хорошо знает, как добиться своего, он убежден, что имеет право на всё, чего ему хочется. Эгоизм Митрофанушки является движущей силой его поступков, но в герое есть и жестокость (вспомним его реплику о "людях"), и изворотливость (чего стоят его рассуждения о "двери"), и барское презрение к людям, в том числе и к матери, у которой он при случае ищет помощи и защиты. Да и отношение его к образованию столь пренебрежительно только потому, что он не видит реальной пользы от него. Вероятно, когда он "послужит", он - если это будет выгодно - переменит свое отношение к образованию, потенциально он готов ко всему: "По мне, куда велят". Следовательно, образу Митрофана в комедии "Недоросль" также присущ определённый психологизм, как и образу Простаковой, что является новаторским подходом Фонвизина к созданию отрицательных образов, которые должны были быть только "злодеями". Положительные образыВ создании положительных образов драматург более традиционен. Каждый из них представляет собой выражение определённой идеи, и в рамках утверждения этой идеи создаётся образ-персонаж. Практически положительные образы лишены индивидуальных черт, это присущие классицизму образы-идеи; Софья, Милон, Стародум, Правдин - это не живые люди, а выразители "определенного типа сознания", они представляют передовую для своего времени систему взглядов на отношения между супругами, общественное устройство, сущность человеческой личности и человеческое достоинство. Образ СтародумаВо времена Фонвизина особую симпатию у зрителей вызывал образ Стародума в комедии "Недоросль". Уже в самой "говорящей" фамилии персонажа автор подчёркивал противопоставление "века нынешнего веку минувшему": в Стародуме видели человека эпохи Петра I, когда "В тогдашнем веке придворные были воины, да воины не были придворные" Мысли Стародума о воспитании, о путях, которыми человек может достигать славы и благополучия, о том, каким надлежит быть государю вызывали горячий отклик у значительной части зрителей, которые разделяли передовые убеждения автора комедии, при этом особую симпатию к образу героя вызывало то, что он не просто провозглашал эти передовые идеи - по пьесе выходило, что он собственной жизнью доказал правильность и выигрышность для человека такого поведения. Образ Стародума был тем идейным центром, вокруг которого объединялись положительные герои комедии, выступившие против господства морали Скотининых-Простаковых. Образ ПравдинаПравдин, государственный чиновник, воплощает идею государственности, которая оберегает интересы просвещения, народа, которая стремится активно изменить жизнь к лучшему. Опека над имением Простаковой, которую волею императрицы назначает Правдин, вселяет надежду на то, что правительница России способна встать на защиту тех из своих подданных, кто всего более в этой защите нуждается, а решительность, с которой Правдин проводит преобразования, должна была убедить зрителя, что высшая власть заинтересована в улучшении жизни народа. Но как тогда понять слова Стародума в ответ на призыв Правдина служить при дворе: "Тщетно звать врача к больным неисцельно"? Вероятно, то, что за Правдиным стояла Система, которая подтвердила своё нежелание и неумение проводить реальные преобразования, а Стародум представлял в пьесе себя самого, отдельного человека, и объясняло, почему образ Стародума воспринимался зрителями с гораздо большим сочувствием, чем образ "идеального чиновника". Милон и СофьяИстория любви Милона и Софьи - это типично классицистическая история любви двух благородных героев, каждый из которых отличается высокими нравственными качествами, поэтому их отношения и выглядят так искусственно, хотя, на фоне "скотининского" отношения к той же Софье ("Друг ты мой сердешный! коли у меня теперь, ничего не видя, для каждой свинки клевок особливый, то жене найду светёлку") она и в самом деле представляет собой образец высокого чувства нравственных, образованных, достойных молодых людей, противопоставленный "плодовитости" отрицательных героев. Значение комедии "Недоросль"Пушкин называл Фонвизина "сатиры смелым властелином", и комедия "Недоросль", анализ которой мы провели, полностью подтверждает эту оценку творчества писателя. В ней авторская позиция Фонвизина выражена совершенно однозначно, писатель отстаивает идеи просвещенного абсолютизма, он делает это в высшей степени талантливо, создавая убедительные художественные образы, значительно расширяя рамки эстетики классицизма, новаторски подходя к сюжету произведения, к созданию образов-персонажей, часть из которых не просто представляет собой выражение определенных социально-политических идей, а обладает ярко выраженной психологической индивидуальностью, выражает противоречивость человеческой природы. Всё это и объясняет огромное значение творчества Фонвизина и комедии "Недоросль" для русской литературы XVIII века, успех произведения у современников и его значительное влияние на последующее развитие русской драматургии. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- «Сонник Рельсы приснились, к чему снятся во сне Рельсы
- К чему снятся рельсы по соннику
- К чему снится внучка? Если снится внук
- К чему снятся рельсы по соннику
- Как испечь пирог манник простой рецепт
- Оригинальный рецепт с рыбой
- Вкусный тыквенный суп-пюре от юлии высоцкой
- Макароны, фаршированные фаршем и сыром, в духовке: особенности приготовления, рецепты и отзывы
- Яблочная шарлотка в мультиварке
- Постный суп из опят. Как сварить суп из опят