Главная - Рыбалка
Открытый урок паустовский телеграмма. Технологии: ИКТ (презентация). ІІІ. Домашнее задание

Муниципальное казённое

общеобразовательное учреждение

«Центр образования»

Изобильненского

муниципального района

Ставропольского края

учитель русского языка и литературы

Никитюк Марина Ивановна

Тема урока: «Не забывай о матери своей…»

(по рассказу Паустовского « Телеграмма»)

Форма: модельный урок – размышление.

Метод: проблемный с использованием ИКТ и применением технологии развития критического мышления.
Цель: проанализировать содержание рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма».

Задачи:

учебная: способствовать формированию умения анализировать содержание текста, давать характеристику героям определять тему и идею рассказа, высказывать свое мнение и суждение

развивающая: развитие речи, мышления, творческих способностей учащихся.

воспитательная: воспитание нравственных качеств (чуткости, сострадания, милосердия).

Ожидаемые результаты.

личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; осознание значения родителей в жизни человека, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

метапредметные: смысловое чтение; умение использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной речью и монологической контекстной речью; умение строить логическое рассуждение, умозаключение и умение делать выводы;

предметные: формулирование собственного отношения к рассказу Константина Паустовского «Телеграмма» ; умение пересказывать произведение или его отрывок с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по рассказу «Телеграмма», создавать устные монологические высказывания, вести диалог; написание сочинений на нравственные темы.

Оборудование:
1. Выставка книг Паустовского (подборка из школьной библиотеки):
а) К. Паустовский « Повести», Москва, « Детская литература» 1989 г.
б) « Русская советская проза», Москва, « Русский язык» 1977 г.
в) К. Паустовский « Поэтическое излучение», Москва, «Молодая гвардия» ,1976 г.
г) К. Паустовский « Повести и рассказы», Лениздат, 1979 г.
д) К. Паустовский « Кот-ворюга» , «Детская литература», 1985 г.
е) К. Паустовский « Стальное колечко» , Москва, « Детская литература», 1984 г.
ж) К.Паустовский «Золотая роза», Ставропольское книжное издательство, 1987 г.
2. Учебник 8-го класса сост. Г. И. Беленький

3. Картина Шишкина «Болото. Журавли» .
4. Клип песни Светланы Лазаревой « Мама».

5. Презентация к уроку.
Эпиграф к уроку: «Сердце матери - это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение».
Оноре де Бальзак

План урока:

1. Вступительное слово учителя.

1.Основные этапы жизни и творчества Паустовского.
2. Анализ текста с элементами выборочного комментированного чтения рассказа Паустовского «Телеграмма».

3. Заключительное слово учителя.

4.Домашнее задание.

5.Комментирование оценок учащихся.

Ход урока:

Учитель. Ребята, что вы изучали на прошлом уроке?

Ответ учащегося: расссказ Александра Грина « Зеленая лампа». Основная мысль рассказа заключается в том, что человеческая жизнь не игрушка и играть ею жестоко, безнравственно.
Учитель. Что было задано на дом?

Ответ учащегося: на дом было задано прочитать рассказ К. Г. Паустовского «Телеграмма» .
Учитель . Если Вы внимательно читали рассказы этих двух писателей, Грина и Паустовского, то, наверное, заметили, что их объединяет общая тема - тема нравственности. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число, тему урока: «Не забывай о матери своей…» (по рассказу Паустовского « Телеграмма») Слайд № 1.

Учитель. Скажите, что такое нравственность?
Ответ учащегося. Слайд № 2.

Учитель. Давайте вспомним, какие произведения Паустовского вы читали?
Ученики: 1) « Скрипучи половцы»
2) «Корзинка с еловыми шишками»
3) «Заячьи лапы»
4) «Кот-ворюга»
5) « Михайловские рощи».
Учитель . Какому поэту Паустовский посвятил рассказ «Михайловские рощи». Слайд № 3.
Ученик. Это произведение Паустовский посвятил А. С. Пушкину. В этом рассказе писатель делится впечатлениями от встречи с внучкой Анны Петровны Керн. Этой женщине Пушкин посвятил следующие строки: « Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты, как мимолетное явленье, как гений чистой красоты». Паустовский описывает Тригорский, Михайловский, Петровский парки.
Учитель. Что объединяет все эти произведения Паустовского?
Ученик. Во всех произведениях большое место писатель отводит описанию природы. Слайд № 4.
Учитель. Слайд № 5. Посмотрите на картину Шишкина « Болото. Журавли». Шишкин - мастер кисти, на своем полотне отобразил то, что Паустовский – мастер художественного слова, описывал в своих произведениях. Чтобы понять глубину и красоту произведений писателя, мы познакомимся с его биографией.

Ученица подготовила сообщение о Константине Паустовском.
Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве, в 1892 году, в семье железнодорожного служащего. С раннего детства любимой наукой Паустовского была география, его всегда манили путешествия, далекие страны и материки. Он изъездил всю европейскую часть России, был в Средней Азии, в Сибири. В молодости он сменил множество профессий: был водителем трамвая, санитаром, учителем, журналистом, но всегда знал, что жизнь свою посвятит литературе.
Признание пришло в начале 30-х годов, с появлением его повестей «Кара-Бугаз» (1932) , «Колхида»(1934), романа «Романтики» (1935) , в которых писатель показал энтузиазм и романтику повседневного труда, дерзкие планы, направленные в будущее, безграничные возможности созидательной деятельности человека.
Паустовского пишет о творчестве, о труде человека искусства: о художнике Левитане, знакомится с деятелями европейской культуры –Моцартом, Эдгардом По и Мопассаном, Диккенсом и Виктором Гюго. Творчество писателя отличается жанровым многообразием: повести и рассказы, очерки и статьи, сказки и пьесы. Любимый жанр писателя - короткий рассказ.
Паустовского был писателем, безмерно влюбленным в просторы родной земли, её людей, скромных, незаметных, открытых всему прекрасному, этим героям он отдавал все свое сердце. Константин Паустовского блестящий знаток русского языка, прекрасный стилист.
В послевоенные годы Паустовского работал над большой автобиографической эпопей «Повесть о жизни» (1945-1963 г.), состоящей из шести частей. Это волнующая повесть о жизни и судьбе человека, мечтающего стать писателем, это литературный документ времени, где отразилась жизнь России первых десятилетий ХХ века, ее исторических событий – Октябрьской революции и гражданской войны.

Умер Константин Георгиевич Паустовский в Москве с 1968 году.

Списать со слайда № 6 в тетрадь:

Основные вехи биографии Константина Паустовского:
1) Паустовский родился в 1982 году в Москве.
2) Любимой наукой с детства была география.

3) Он сменил множество профессий, но всегда знал, что жизнь свою посвятит литературе.
4) Признание пришло в начале 30-х годов:
повести «Кара-Бугаз» (1932г.), «Колхида»(1934г.), роман «Романтики» (1935г.)

5) Любимый жанр писателя - короткий рассказ.
6) Константин Паустовский блестящий знаток русского языка, прекрасный стилист.
5) Умер в 1968 году.
Учитель. В своем творчестве Паустовский стремился к прекрасному не только в описаниях природы, отвлеченных образах, он находил людей с высокими нравственными ценностями. У каждого в жизни есть самый дорогой человек, которому мы обязаны своим появлением на этот свет, заботой о нас. Этот человек родной и близкий переживает, беспокоится о нас, радуется нашим успехам. Это - мама. А всегда ли мы с пониманием относимся к ней. Рассказ Константина Паустовского, который вы читали дома, называется «Телеграмма». Это произведение о материнской любви и неблагодарности, чёрствости душевной самого дорого существа для матери её дочери.
Работа с текстом.
Учитель. Прочитайте, пожалуйста, начало рассказа. Какое время года описывает автор? Слайд № 7.
- Автор описывает сентябрь. Это осень.
Учитель . К какой героине подходит это описание природы? Почему?
- Катерине Петровне. Осенью все отмирает. Все доцветал и не мог доцвести и осыпаться один только маленький подсолнечник. Катерина Петровна доживала свой век. Обратите внимания не жила, а именно доживала.
Учитель . Где происходит действие? Слайд № 8.
- В деревеньке, которая называлась Заборье.
Учитель . С кем живет Катерина Петровна? Слайд № 9.
- Она живет одна.
Учитель . С кем общается Катерина Петровна?
- Манюшка, дочь соседа, девочка, прибегавшая каждый день, чтобы принести воды из колодца, подмести полы, поставить самовар.
Сторож при пожарном сарае Тихон. Он помогает Катерине Петровне по хозяйству: рубит в саду засохшие деревья, пилит их, колит дрова.
Учитель. Автор описывает простых русский людей, имена которых знает только их близкое окружение. Это не Чайковский, не Григ, не Пушкин. Но эти люди так добры и душевно красивы, что не сказать о них нельзя.
Учитель . Найдите слова в тексте, которые подтверждают одиночество Катерины Петровны?
- 1. Не было никого, с кем можно было поговорить о картинах, о петербургской жизни.
2. Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, - без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра.
3. Ночи были уже долгие, тяжелые, как бессонница. Рассвет все больше медлил.
Учитель . Есть ли у Катерины Петровны близкий ей по крови человек?
- Дочь Настя, которая жила в Ленинграде.
Учитель . Найдите в тексте и прочитайте, что в жизни радует Катерину Петровну?
- Катерину Петровну радуют не деньги, которые она получала от дочери. Ей нравилось касаться их руками, она, видимо, думала, что их трогала дочь. Это ниточка, связывающая с дочерью.
Учитель. Почему Катерина Петровна идет ночью к заколоченной калитке?
- Калитка была заколочена несколько лет, и старушка подумала, что дочь могла и не знать об этом и стучать.
Учитель. Почему автор употребляет выражения « позабытые звезды»?
- Автор употребил слово « позабытые», чтобы подчеркнуть одиночество Катерины Петровны, ведь и ее как бы «позабыли».
Учитель. С чем автор сравнивает жизнь Катерины Петровны? Слайд № 10.
- Жизнь Катерины Петровны автор сравнивает с жизнью клёна. В судьбе клена, как он описан в рассказе, тоже видна неустроенность, одиночество:

« Ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи». Героине тоже некуда идти, ведь ее тоже никто не ждет, она просто доживает.

Учитель. Именно после этой «встречи» с кленом она решается написать письмо дочери.
Слайд № 11. Читаем письмо. «Ненаглядная моя, - писала Катерина Петровна, - зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя, подержать твои руки. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать, - смерть забыла ко мне дорогу. Сад сохнет - совсем уж не тот, - да я его и не вижу. Нынче осень плохая. Так тяжело, вся наша жизнь, кажется, не была такая длинная, как одна эта осень». Учитель. Удивило ли что-то в письме?
- Удивило то, что она как-то просто пишет о приближении смерти « зиму эту я не переживу» , «смерть забыла ко мне дорогу». А еще удивило то, что в таком коротком письме она пишет об окружающий природе: обычно в письмах сообщают о знакомых или родственниках, а Катерина Петровна упоминает о саде, об осени.
Учитель. Какой герой и каким способом пытается скрасить последние минуты Катерина Петровна?
- Сторож Тихон, пожалев Катерину Петровну дает телеграмму Насте, написав самое главное: « Катя помирает» , а потом, не дождавшись ответа, совершает, наверно, единственный раз в своей жизни, подлог: приносит умирающей женщине телеграмму от дочери.
Учитель. Почему Катерина Петровна догадалась об обмане?
- Её образованная, начитанная дочь не могла так написать: дожидайтесь,
так обычно пишут старые люди: остаюсь всегда любящей…
Учитель. Дождалась ли Катерина Петровна свою дочь?

Дочь Настю Катерина Петровна так и не дождалась.

Учитель. Где жила и работала Настя?

Настя жила в Ленинграде, работала секретарём в Союзе художников.

Учитель. Как Настя поступила с письмом?

Письмо от Катерины Петровны Настя получила на службе. Она спрятала его в сумочку, не читая, - решила прочесть после работы. Письма Катерины Петровны вызывали у Насти вздох облегчения: раз мать пишет – значит жива.

Художники звали её Солвейг за русые волосы и большие холодные глаза. Глаза – зеркало человеческой души. Страшно, когда встречаешь человека с холодными глазами. Очевидно, у человека такое же холодное, жестокое сердце. Запишите значение имени в тетрадь. Словарь: значение имени Солвейг (древнескандинавское) можно трактовать двояко: «сильный дом» (в переносном смысле – «хорошая хозяйка дома») или «очень солнечная», «с волосами ярко-золотого, солнечного цвета».

Учитель. Кому пыталась помочь Настя?

Настя помогала скульптуру Тимофееву организовать выставку. Но не последнюю роль здесь сыграло то обстоятельство, что Тимофеев был очень талантлив. Настя поняла это. Он и сам со временем пробился бы.

Учитель. Как оценил деятельность Насти седой художник?

Он поблагодарил её за то, что она извлекла Тимофеева на свет божий.

Учитель. В это время Настя получила телеграмму: «Катя помирает. Тихон». Какова реакция Насти на эту телеграмму?

Казалось надо кричать, плакать, бежать, что-то делать. Настя скомкала телеграмму и нахмурилась.

Учитель. О чём в это время говорили с кафедры?

- «Забота о человеке становилась той прекрасной реальностью, которая помогает нам расти и работать…Этой выставкой мы обязаны нашей милой Анастасии Семёновне».

Учитель. Можно быть хорошим специалистом, но стать человеком добрым, отзывчивым куда сложнее. В нашей школе под руководством прекрасных мастеров Вы можете вырасти отличными специалистами, но вырасти человеком добрым, честным Вам никто не поможет. Вы должны сами работать над своими личностными качествами.

Вопрос. Кто выступает в роли судьи?

Настя совершила предательство. Оценку её поступку даёт Гоголь; он выступает в роли судьи.

«Гоголь смотрел на неё, усмехаясь. Насте показалось, что Гоголь тихо сказал сквозь стиснутые зубы: «Эх ты!». Слайд № 13.

Учитель. Какие изменения происходят в поведении героини, понявшей, что мать умирает?

Она как бы по – новому читает слова матери ненаглядная моя и вдруг ясно понимает: «Мама! Как же это могло случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет родней!» Она проплакала в комнате матери всю ночь, чувствуя, что «никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять с неё непоправимой вины, невыносимой тяжести». Действительно, мать могла успокоить Настю, простить её, но матери уже нет, и теперь до конца жизни ей придётся испытывать это чувство вины. Кстати, в народе всегда отмечалась особая любовь матери к детям, в отличие от неблагодарности последних.

Учитель. Какую библейскую заповедь нарушила Настя?

Чти отца твоего и мать твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земле.

Учитель. К. Паустовский, осуждая Настю, все же верит в ее искреннее раскаяние и исправление. Неслучайно значение имени «Настя» - воскрешающая. «Воскресить» - восстановить, возродить утраченное, забытое. Наверное, недаром это имя дал своей героине писатель. Только мать смогла бы облегчить её страдания. Слайд № 14. Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку: «Сердце матери - это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение». Оноре де Бальзак. Слова великого писателя ещё раз подтверждают ту мысль, к которой мы пришли в процессе нашей беседы.

Учитель. Как Вы думаете, почему в конце рассказа автор показал молодую учительницу?

Этот образ противопоставлен образу Насти. Ведь учительница сразу вспомнила про мать, которая осталась в городе.

Учитель. Почему учительница пошла за гробом, поцеловала «высохшую жёлтую руку» покойной?

Она поняла, что все молодые, живя своей интересной жизнью, виноваты перед матерями, уделяя им мало внимания. Молоденькая учительница понимает, что мать – это самое главное в жизни человека. Может быть это поможет ей воспитывать своих учеников добрыми, отзывчивыми людьми.

Учитель. Рассказ назван «Телеграмма». Их две. Какую телеграмму имел в виду автор К. Паустовский и почему?

Вторую, потому что Тихон в отличие от Насти проявил настоящую чуткость, заботу, милосердие и преподнёс урок нравственности девочке: «Эх горе, её горькое, страдание неписаное. А ты смотри, дура, - сказал он сердито Манюшке, - за добро плати добром, не будь пустельгой ». Слайд 15. Такой «пустельгой» оказалась Настя. Запишите значение слова пустельга в тетрадь (словарная работа).

Учитель. Как Вы оцениваете поведение Насти?

Учитель. Очень жаль, что в сутолоке жизни и спешке мы часто забываем о самых близких нам людях. Мне бы хотелось, чтобы Вы тихим вечером посмотрели пристально на своих родителей, постарались понять их, вовремя сказать доброе слово. На добрых людях всё и держиться. Давайте послушаем песню в исполнении Светланы Лазаревой «Мама» и подумаем каждый о своём, о сокровенном.

Просмотр клипа (Светлана Лазарева «Мама»).

Работа с книжной выставкой.

Учитель. Посмотрите, пожалуйста, на книги Константина Паустовского. Это лишь маленькая часть всех изданий этого писателя. В книге «Золотая роза» есть рассказ, который называется «Зарубка на сердце». В этом рассказе К. Паустовский описывает события, имевшие место в его жизни. Писатель жил как – то в деревне, у одинокой женщины Катерины Ивановны. У хозяйки была дочь Настя, но она не навещала мать. Так и умерла старушка не повидав своей дочери.

Ученик читает наизусть стихотворение Ирины Самариной «Не забывай о матери своей». Слайд 16.

Не забывай о матери своей…

Нет ничего важней её здоровья…

И одари бесценною любовью,

Ведь нет и нас без наших матерей.

Не нужно о работе и делах

Поспешно ей твердить по телефону…

Она одна из сотен миллионов

Заметит грусти тень в твоих глазах…

Она в окошко смотрит каждый день, Слайд № 17.

С улыбкой грустной снова вспоминает,

Как ночью тихо песню напевает,

Качая осторожно колыбель…

Она молила Бога о тебе,

Под сердцем девять месяцев носила.

Она тебя ни разу не винила,

Что ей минутки нет в твоей судьбе…

Остановись, задумайся, пойми,

Что мама будет жить, увы, не вечно…

И не звонить, не ехать – бессердечно…

Ведь нас учили мамы быть людьми…

И чтоб потом над каменной плитой Слайд № 18.

Рыдая, не вымаливать прощенья,

Ты встреться с мамой в это воскресенье,

Его не жаль для матери родной…

У глаз её морщинки всё видней,

Но от улыбки так на сердце сладко…

Ей знать бы, что с тобою всё в порядке…

Не забывай о матери своей…

Заключительное слово учителя. Давайте вовремя начнём ценить наших родителей. «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери» (Ги де Мопассан). Когда вы сами станете матерью или отцом, ваши глаза откроются. Вы поймете, что родители сделали для вас, но уже будет поздно. Вы начнёте удивляться, как можно было со всем этим справляться, но уже не к кому будет обратиться. Когда вы будете достаточно зарабатывать, вы будете готовы одарить родителей всеми благами, купить квартиру, машину, всё необходимое – но благодарить уже будет некого. Успейте сказать спасибо родителям своими делами и заботой! Сейчас. Пока у вас есть шанс, возможность отблагодарить маму или отца. Как сказал В. Г. Белинский «Любовь и уважение к родителям, без всякого сомнения, есть чувство святое».

Слайд № 19.

Домашнее задание. Сочинение «Мои самые близкие люди»

Прежде, чем приступить к этой работе, подумайте, кто для Вас является самыми близкими людьми.

Разделы: Литература

Цели урока:

  • знакомство учащихся с произведением К.Г.Паустовского,
  • развитие умения читательского мастерства,
  • воспитание бережного и благодарного отношения к своим родителям.

Оформление: На доске: тема урока, репродукция картины А.Шилова “Мать”, содержание телеграмм, два эпиграфа:

1.“Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, – это мать”. М.Горький

2. Страницу и огонь,
Зерно и жернова,
Секиры остриё и усечённый волос –
Бог сохраняет всё,
Особенно слова
Прощенья и любви,
Как собственный свой голос.

В.Брюсов

Оборудование:

  • Магнитофон.
  • Записи “Времена года. Октябрь” П.И.Чайковского
  • “Песня о матери” в исполнении ансамбля “Белый день”.

Урок построен по технологии встречных усилий.

ХОД УРОКА

I. Организационное начало

– Здравствуйте, ребята!

Сегодня встретились мы в первый раз,
Но от меня вы можете не прятать
Сиянье ваших умных глаз.
Пусть будут поиски, сомненья,
И как ни краток встречи срок,
Быть может, мы сойдёмся в мненьях
И вместе проведём урок.

II. Мотивация (эмоциональная)

Учитель. Когда называешь имя К.Г.Паустовского, то в памяти оживает Мещёрский край, средняя полоса России, с её неброской красотой, о которой Н.Рыленков написал:

Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно…

– Вот так и Паустовский всмотрелся, вслушался, а потом сказал: “Она завладела мной навсегда. С тех пор я не знал ничего более близкого мне, чем наши простые близкие люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля”. И может стоит поучиться у писателя великому умению – остановиться и внимательно всмотреться и увидеть то, что нас окружает, и тех, кто живёт рядом с нами.

III. Подготовительный

– Сегодня мы начнём очень серьёзный разговор, в центре которого будет одно произведение К.Г.Паустовского. И называется оно?

– Телеграмма.

– Мы с вами читаем печальную историю о матери, напрасно ожидающей приезда своей дочери. Итак, скажите, пожалуйста, когда посылают телеграммы?

– Когда нужно сообщить что-то срочное.
– Когда стряслась беда.
– Когда у человека радость.

– А сколько было телеграмм послано в рассказе?

– Куда, кому и кем они были отправлены?

На доске на боковых закрывающихся сторонах содержание обеих телеграмм.

1 – дочери Насте в Ленинград: Катя умирает. Тихон.

2 – матери Катерине Петровне в Заборье: Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя.

– Обе телеграммы были отправлены Тихоном, но одна – от имени Насти. Исходя из нашего разговора, определите тему рассказа.

– Взаимоотношения родителей и детей.

– Действительно, рассказ Паустовского затрагивает одну из важнейших проблем - отношения детей и родителей.

– Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим где-то далеко, всегда ли пишут письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками?

IV. Вызов

– Определите композицию рассказа. Сколько бы основных частей вы выделили? Почему?

Дети определяют 4 части, составляют план из кульминационных фраз каждой части и записывают его:

1. Мать. “Эх, горе её горькое, страданье неписаное!”

2. Дочь. “Эх ты, сорока!”

3. Телеграмма. “За добро плати добром, не будь пустельгой”.

4. Раскаяние. “Никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять непоправимой вины, невыносимой тяжести”.

На протяжение всего урока учащиеся работают над планом, его цитатным оформлением. Задача учителя – направлять и корректировать их работу.

V. Сотворчество

– Сегодня нас ждёт большая и интересная работа творческого плана. Мы пишем с вами синквейн – пока только 4 части, для этого нужно быть очень внимательным слушателем и читателем. Расскажите об обитательнице старого дома. Что задело, затронуло вас в судьбе этой женщины?

Дети отвечают.

– Какими художественными средствами рисует трагизм положения Катерины Петровны Паустовский?

– Описание пейзажа, интерьера.

Идёт исследовательская работа с чтением фрагментов рассказа. Картина осеннего пейзажа. Звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года. Октябрь”.

– Холодная осень, назойливо сыпался дождь, тащились, цеплялись рыхлые тучи. Маленький подсолнечник всё доцветал и не мог доцвесть. Продолжите фразу: “Как доцветал маленький подсолнечник, так и ….”.

Вывод: пейзаж печален, когда печален человек.

Описание интерьера: цвет жёлтый, сумрачный, есть серый. Возникает ощущение запущенности, заброшенности, одиночества, печали, безысходности.

– Какой вы увидели Катерину Петровну? Докажите текстуально.

Дети дают словесный портрет: “Она маленькая, сгорбленная, молчаливая, терпеливая, тактичная, великодушная, беспомощная, безмерно любящая свою дочь”. Доказывают, цитируя текст.

– Какие моменты вас особенно затронули?

– Этот момент отражён в иллюстрации учебника. Катерина Петровна осторожно перебирает пухлый бумажник. Её дорого всё, что связано с дочерью, она боится спугнуть запах духов дочери.

– Какими словами вы бы определили душевное состояние Катерины Петровны?

– Надежда, разочарование, осознание одиночества, душевная боль.

– Занесите эти слова в синквейн. Прочитайте отрывок 1 абзац стр. 314.

– Почему впервые за последний год она решилась выйти из дома?

– Какой отклик рождает пейзаж в душе Катерины Петровны?

– Она сочувствует звёздам, старому клёну, жалеет их. Время изменило и сад, о нём тоже мало заботятся.

– В своей книге “Золотая роза” в разделе “Зарубки на сердце” Паустовский писал: “Все обстоятельства, все подробности деревенского дома и осени, всё это было в полном соответствии с состоянием Катерины Петровны, с той тяжёлой душевной драмой, какую она переживала в последние свои дни”. Найдите это соответствие.

– Как передал писатель угасающую надежду старой женщины на то, что дочь приедет?

– Что поняла Катерина Петровна?

– Дни её сочтены, она умирает. И тогда она написала письмо.

Учитель читает письмо наизусть.

– Что вас затронуло в этом письме?

– О смерти она сказала очень просто, и думает она о саде.

– Действительно, Катерина Петровна и окружающий её мир – это одно целое, это всё родная земля, на которую, в конце концов, её опустили.

Чтение эпизода похорон, стр. 321.

– Каким стал пейзаж?

– Светлым, весёлым.

– Почему весёлым?

– Кончились её мучения, её одиночество, боль, успокоилась её страдающая душа. Смерть – избавление от страдания.

Продолжение работы над планом и синквейном. Слова Тихона заносятся в план и как кульминационная фраза в синквейн.

– Расскажите, пожалуйста, о дочери. Почему, рассказывая о дочери, Паустовский не даёт описания природы?

– Она недобрый, чёрствый человек. Такие люди не замечают природы.

– В Ленинграде много садов, парков, но Насте некогда было всё это видеть, она много работала.

– Холодные глаза.

– Почему художники прозвали её Сольвейг? Согласны ли вы с этим?

Слово учителя: Сольвейг в переводе означает “солнечный путь”. Сравнение с Сольвейг оказалось ошибочным: Сольвейг могла взглядом вызвать в чьей-нибудь душе светлый праздник, она отличалась добротой, отзывчивостью, верностью. Настя праздник устраивает, а глаза у неё холодные. А ведь они – зеркало души. Значит, и душа у неё холодная.
Давайте остановимся на моменте, когда Настя получила письмо от матери. Что она с ним сделала?

– Она положила его в сумочку нераспечатанным, подумав, что, раз письмо пришло, мать жива.

– А когда получила телеграмму? Почему Настя не открыла старому художнику правду?

– Спокойна. Она даже не поняла, о какой Кате идёт речь.

– Ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда она наслаждается похвалой, у неё умирает мать.

– Неприятное известие. Это нарушило её планы.

– Считаете ли вы, что такие взаимоотношения между матерью и дочерью нормальные?

– Конечно, нет.

– Да, такая жизнь, когда приходится лгать себе и другим, когда, заботясь о многих, не замечаешь, как плохо самому близкому тебе человеку, и оправдываешь слепоту души ложью – такая жизнь ненормальна, она фальшива, беспокойна. Но когда-нибудь приходит прозрение. Приходит оно и к Насте. С чего оно началось?

– Взгляд Гоголя, укоризненный и честный, сверлил её.

– Почему именно Гоголь?

– Гоголь – сатирик, который обладал, по мнению Пушкина, удивительной способностью сразу угадывать человека. “А письмо-то в сумочке нераспечатанное, – казалось, говорили сверлящие глаза Гоголя. – Эх ты, сорока!”
И автор, и великий сатирик видят Настю изнутри: доброта её ненастоящая, показная. Настя совершила предательство. Оценку её поступку даёт Гоголь: “Эх ты!”

– Что стоит за этим “эх ты!”?

– Презрение, укоризна.

– И всё-таки душа Насти не очерствела до конца. Будь так, она бы не почувствовала и смутные укоры и сверлящий взгляд Гоголя не ощутила бы.

– Какой мы видим Настю после смерти матери? Чтение отрывка стр. 318 со слов “Валил водянистый снег…”.

– Да, Настя изменилась, она совсем другая. Но уже поздно: мать умерла и похоронена посторонними людьми, односельчанами. Дочь не успела увидеть мать в последний раз.

Чтение эпилога стр. 322.

– Как вы думаете, эта часть важна? Докажите свою мысль.

– Холод души растоплен слезами боли и раскаяния. Настя в переводе с греческого – “воскресшая”. Наверное, недаром это имя дал своей героине Паустовский. Только мать смогла бы облегчить её страдания. В народе всегда отмечалась особенная любовь матери к детям, в отличие от последних.

– Какие поговорки и пословицы о матери вы нашли?

Дети зачитывают пословицы и поговорки.

– Очень жаль, что в сутолоке жизни, в спешке мы часто забываем о самых близких нам людях. Мне бы очень хотелось, чтобы вы тихим вечером пристально посмотрели на маму, постарались понять её, вовремя сказать доброе слово, пока не стало поздно.

Идёт работа над эпиграфом и репродукцией картины.
Звучит песня.
Дети продолжают работать над синквейном (кроме последней части – эмоциональное отношение). Эта часть даётся на дом в качестве одного из домашних заданий.

Ученики зачитывают свои работы.

VI. Рефлексия

– Ваши впечатления от рассказа?

– Зарубки на сердце. Что это такое?

– Это след в душе, чаще всего болезненный, неизгладимый.

– У вас остались зарубки?

– Актуальна ли проблема, поднимаемая писателем?

– Прослушиваем песню о матери, исполняемую группой “Белый день”.

Читаю своё стихотворение, написанное под впечатлением рассказа:

Засыпает белым снегом
Твой последний путь.
Ничего уже, родная, не вернуть.

Тебя нет, и в старом доме
Стынет тишина.
Посреди вещей музейных
Боль одна.

Боль страданья, ожиданья
Доченьки своей,
Той, которая отрада,
Свет твоих очей,
Но не шлёт из Ленинграда
Доченька вестей.

Ненаглядная забыла,
Что пришла пора,
И уже не скажет мама:
“Доченька моя”.

Ветки, зябкие от жалости,
Стучат глухо в ночь.
Ты прости её, пожалуйста,
Свою дочь.

VII. Домашнее задание

– “Настя вдруг поняла, что никто её так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка”. Права ли Настя, думая так?
О людях, по-настоящему добрых, пойдёт у вас речь на втором уроке.
Благодарю детей за урок и читаю своё небольшое стихотворение:

Хоть наша встреча была недолгой,
Увидела: в вас равнодушных нет.
Желаю вам добра, любви и чувство долга –
Душа по капле собирает свет.

Урок по рассказу К.Паустовского "Телеграмма" затрагивает взаимоотношения родителей и детей.

Просмотр содержимого документа
«konspekt_uroka_po_rasskazu_k.paustovskogo_telegramma»

Тема урока : «ПОКА НЕ ПОЗДНО»

Цель урока:

    выявить главную идею рассказа «Телеграмма»;

    проанализировать эпизоды и художественные детали, характеризующие героинь;

    и, конечно же, раскрыть образы Катерины Петровны и Насти.

Ход урока :

I. Вступительное слово учителя:

Быть всегда необходимым людям, чувствовать веяние времени - большое счастье для художника. Оно в полной мере выпало на долю известного писателя Константина Георгиевича Паустовского (1892-1968 г.г.)

Деятельность его многообразна: он – автор романов, повестей, рассказов; он – очеркист, драматург, публицист и критик. Его книги – яркие, романтичные – читаются охотно, с увлечением. Они учат нас любить природу, Родину, искусство, человека. Писатель открывает читателю глаза на красоту в повседневности, помогает найти ответы на вечные вопросы.

Когда слышишь или произносишь это имя, то в памяти оживает Мещерский край, (слайд 1 фото Мещерского края) средняя полоса России с её неброской красотой. Вот как пишет о ней Паустовский: «Здесь нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же этот край обладает большой притягательной силой. Он очень скромен. В этом заключена вся прелесть». Довольно много произведений у Паустовского написано о русской природе. Но его интересовали и люди.

- «Я не знал ничего более прекрасного, чем наша земля, не знал ничего более близкого мне, чем наши простые люди». В его произведениях нет острого сюжета, захватывающих событий. Но почему-то рассказы о простых людях читаются с трепетом и волнением? В чем же дело? Может быть в необыкновенной любви к людям? Может быть, в умении остановиться и внимательно посмотреть в глаза людям, которые окружают тебя каждый день? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить сегодня на уроке.

Итак , наш сегодняшний необычный урок "Пока не поздно" посвящен небольшому рассказу Константина Паустовского «Телеграмма»

(На доске записан эпиграф урока)

Читаю эпиграф:

М. Горький

Я не зря взяла эти замечательные слова эпиграфом к уроку, так как наш урок - это урок доброты, понимания, сочувствия, сострадания, поэтому я зажгу свечу.

- А что такое телеграмма? Вам приходилось получать её?

- Почему само слово “телеграмма” рождает тревогу? (Телеграмма обычно несет что-то важное: радость или беду)

- А сколько было телеграмм послано в рассказе? (две)

- Куда, кому и кем они были отправлены? ( На доске на боковых закрывающихся сторонах содержание обеих телеграмм.)

1 – дочери Насте в Ленинград: « Катя умирает. Тихон».

2 – матери Катерине Петровне в Заборье: « Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя»

- Какую телеграмму имел в виду автор? Почему? (Обе телеграммы были отправлены Тихоном, но одна – от имени Насти)

- А выполнили они своё предназначение? (Одна - опоздала, другой - не поверили).

- Так стоило ли их упоминать? Может, автор имеет в виду что-то другое, говорит о другой тревожной вести?

II. Проверка домашнего задания ( беседа по прочитанному)

- Каково ваше впечатление от рассказа «Телеграмма» Паустовского?

- О чём этот рассказ ? (Основная тема - взаимоотношения родителей и детей. Вопрос Ти­ хона о Насте - завязка. Также в рассказе речь идет о милосердии, об от­ ветственности человека за свои поступки.)

- Определить, как построен рассказ, выделить 3 основные части и озаглавить каждую.

    часть - Мать.

    часть - Дочь.

    часть - Телеграмма.

Мы встречались с Паустовским - мастером пейзажной прозы.

- А этот рассказ можно определить, как рассказ о природе? (Нет… Это рассказ о сложных человеческих взаимоотношениях.) Но пейзажные зарисовки в нём есть, хотя их роль иная, нежели просто фоновая или возвышенно-лирическая. Одна из задач сегодняшнего урока - определение функции пейзажа и особенностей его в этом рассказе.

- Подумаем, почему автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки?
(Она настраивает читателя на определенный лад, подготавливает к восприятию произведения, создает тональность повествования.)

Работа с пейзажными фрагментами

- В какие моменты повествования наиболее ярко вплетён пейзаж? начало рассказа;
эпизод, описывающий ночь и старый клён; сцену похорон и последнюю ночь Насти в доме.)
Сразу отмечаем тот факт, что все указанные фрагменты тесно связаны с главными героинями. Посмотрим, как строятся эти эпизоды.

- Какие мысли автор передает через этот пейзаж? (Пейзажную зарисовку пронизывает мысль об увядании, даже отмирании природы: октябрь – «на редкость холодный», ветлы – «облетевшие», трава – «полегла». Само время, кажется, замедлило свое течение – тучи « тащились », « цеплялись », « даже сыпались назойливо ».

- Каков, по-вашему, ритм прозы писателя ? (Ритм прозы ощущается сразу же. Фразы короткие, от них веет каким-то холодом и безысходностью. И только выбивается из этого ритма предложение о подсолнечнике , который « все доцветал и никак не мог доцвесть»)

- Почему именно «подсолнечник», а не «подсолнух», как говорят в деревне?

(У читателя создается ощущение теплого маленького солнышка на фоне серого, черного неба) Демонстрация слайдов с изображением подсолнечника.

А теперь прочитаем это описание природы еще раз, слушая одновременно музыкальную пьесу «Октябрь. Осенняя песня» П.И.Чайковского. Сравним тональность звучания прозы и музыки.

- А какие детали еще выделяет, подчёркивает автор? Одинокий подсолнух, озябший клён , позабытые звёзды - вот приметы этой холодной осени.

- Через какой приём они показаны? (Олицетворение - перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные.)

- Выражает ли автор прямое сочувствие героине? (Ни в одной строчке. Оно скрыто в характере повествователя. Когда жизнь природы замерла, Катерине Петровне «стало еще труднее вставать по утрам» - значит и без того было трудно.)

- Что вбирает в себя холод осени? (Страшное одиночество, пустоту вокруг старой женщины.) Какие два определения связаны у Паустовского? (Холодный и пустой, одинокий.)

- Как соответствует безотрадная картина природы внутреннему состоянию Катерины Петровны? (Паустовский, следуя традиции отечественной литературы, соотносит состояние природы с душевным состоянием человека. В природе, как и в жизни человека, наступает медленное увядание.)

- А какие детали интерьера свидетельствуют о том, что жизнь замерла в старом доме? («Горький запах» нетопленных печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар.)

ВЫВОД : За простой, внешне бесстрастной манерой повествования скрывается глубокое сострадание автора к одиноко доживающей свой век женщине. ( слайд МАТЬ)

1 часть: Мать (Характеристика Катерины Петровны )

- Какие чувства вызывает у вас Катерина Петровна? (высказывания учащихся)

- Восстановите прошлое по ряду точных деталей? ( Прошлое – в воспоминаниях Катерины Петровны: петербургская жизнь, «жила с отцом в Париже и видела похороны Виктора Гюго.» Это была счастливая и насыщенная событиями жизнь, отсвет ее в эскизе к «неизвестной» Крамского (подарок самого автора отцу героини). Катерина Петровна живет воспоминаниями, они бы могли скрасить ее одиночество. Но и они тускнеют, как «потускнели от времени» картины на стенах. Автор своим подтекстом подчеркивает, что «сумрачно» не только в опустевших комнатах, но и душе героини.)

Для чего хранит Катерина Петровна «сморщенные перчатки, страусовые перья, стеклярусную чёрную шляпу», а потом дарит их Маняше? ( Все это случайно. Дарит эти вещи героиня Маняше, чтобы отблагодарить ее. Отдавая самое дорогое, женщина вновь и вновь переживает прошлое. Но то, что для Катерины Петровны милые реликвии – частицы жизни и судьбы, для деревенской девочки лишь старая и ненужная ветошь. «Сдам в утиль, - решила Маняшка, забирала все и уходила», а Катерина Петровна оставалась наедине со своим одиночеством).

- Что подчеркивает Паустовский во внешнем облике героини? ( Плохо видит, сгорбленная, маленькая).

- Подберите синоним к слову «маленькая» (Беззащитная).

Как вы считаете, были ли у Насти серьёзные причины, чтобы не приехать к матери? Почему и как Катерина Петровна пытается оправдать дочь? Найдите строки в тексте. («Катерина Петровна знала, что Насте теперь не до нее, старухи. У них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, свое счастье. Лучше не мешать». Любовь Катерины Петровны к дочери самоотверженна и лишена эгоизма. Женщина готова простить и даже оправдать и отсутствие писем, и нежелание приехать. Нельзя без жалости и чувства вины читать о том, как небрежно перебирает Катерина Петровна принесенные почтарем деньги, представляя себе, что эти бумажки хранят аромат Настиных духов, помнят тепло ее рук. Мы, читатели, пока ничего не знаем о дочери героини. Но автор сумел вызвать в нас такое сильное сострадание к Катерине Петровне, что неприязнь к Насте родилась сама по себе).

- Как относятся к Катерине Петровне окружающие? ( С уважением, заботясь о ней, оказывают посильную помощь).

Завершающим аккордом первой части становится сообщение о том, что Катерина Петровна написала Насте письмо. Почему она это сделала?

(Чтение письма учителем наизусть). Читает Валя Хмелева

Писатель приглашает нас, читателей, домыслить то, что осталось в подводном течении рассказа. Женщине мог напомнить о приближении конца «облетевший, озябший» клен, который она посадила еще «девушкой – хохотушкой». Ее могла испугать собственная слабость: ведь Катерина Петровна еле добрела до калитки и с величайшим трудом вернулась обратно. Да и в самом стуке, почудившимся старой женщине, есть что-то мистическое: не восприняла ли его Катерина Петровна как весть о скорой смерти?

2 часть: ДОЧЬ (Характеристика Насти)

Во 2 части рассказа Паустовский резко меняет место действия: он переносит читателя в иной мир – мир большого города, где живет и работает дочь Катерины Петровны, Настя. Композиционный переход оправдан и внешним, и внутренним сцеплением событий: нам давно уже хочется узнать, что же это за бессердечная Настя.

- Что узнали о жизни Насти, её работе? ( Живёт в Ленинграде) .

- Есть ли здесь описание природы? Почему ? (слайд 13) ( Не в этом дело. В Ленинграде есть парки, скверы. Насте некогда было всё это увидеть, т.к. она постоянно работала) .

- Что узнали о работе Насти? ( Она секретарь Союза художников. Работает много. Устройство выставок - всё это делается через её руки. Даже письмо матери некогда написать ).

- Что в ее внешнем облике подчеркивает автор? По анализу эпизодов составляют характеристику Насти («Художники звали ее Сольвейг за русые волосы и большие холодные глаза». Сольвейг – в переводе означает «Солнечный путь». Но авторское определение «холодные» контрастно этому имени. Солнце не может быть холодным.

- Каково авторское отношение к Насте? (По тексту мы видим, что прямых авторских оценок нет, но Паустовский отмечает очень важную деталь в портрете Насти – Глаза) А мы с вами знаем, что глаза – зеркало человеческой души

- Найдите в тексте как характеризует автор глаза Насти? ( Деталь: большие холодные глаза . Значит получается, если глаза холодные – холодное сердце)

Анализ эпизодов:

1. Настя в мастерской Тимофеева.

- Почему Настя вздрогнула, когда увидела скульптуру Гоголя? ( Гоголь в роли судьи. Настя не может вынести укоризненный взгляд. Почувствовала насмешливый взгляд скульптуры ). Какое это средство выразительности?

Находим олицетворение , с помощью которого выражается авторская позиция. " Настя почувствовала на себе насмешливый взгляд скульптуры Гоголя.."Текст.

- Почему именно Гоголя? (Сатирик, обладающий удивительной способностью угадывать человека)

Вывод: и автор, и Гоголь видят Настю изнутри

- Какая внутренняя связь есть между эпизодом в мастерской и историей жизни Катерины Петровны? ( И молодой талантливый художник, и старая женщина переживают душевную драму, причина которой – человеческое равнодушие и непонимание).

- Случайна ли цифра 3 в рассказе ?

(3 года страдает от одиночества Катерина Петровна, три года проводит в творческих муках и безвестности Тимофеев, и эти же 3 года живет вдали от матери Настя, живет, по ее словам, так, что «нет времени не то чтобы приехать, а даже написать настоящее письмо»).

2. Выставка Тимофеева.

Устраивая выставку Тимофеева, Настя ходила к председателю Союза Художников.

- Бездушна ли, по-вашему, Настя? ( Настя отнюдь не бездушна: она сочувствует Тимофееву, тратит много времени на устройство его выставки).

- Найдите в тексте глаголы, которые указывают на темы Настиной жизни. ( «Горячилась, доказывала», хлопотала, ссорилась и мирилась с неуживчивым скульптором, «приходила в отчаяние». Неужели это та самая Настя, которая могла за три года не написать матери ни одного письма? Сколько душевных сил потратила).

Вспоминала ли она о Катерине Петровне? Найдите в тексте Настины слова и мысли, которые приводит повествователь, избегая всяких оценок. ( «Куда там сейчас ехать! Разве отсюда вырваться!». «Она подумала о переполненных поездах, пересадка на узкоколейку, тряской телеге, засохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней»).

3 часть: Телеграмма

- Давайте вспомним, как Настя принимает телеграмму? ( Спокойно. Она даже не поняла, о какой Кате идет речь).

- Почему Настя не открыла старому художнику правду? ( Ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда она наслаждалась похвалой, у нее умирает мать).

- Почему «Настя скомкала телеграмму и нахмурилась»? (Неприятное известие, не вовремя, это нарушило ее планы).

- В чем раздвоенность сознания Насти?

(Не почувствовала вовремя, что нужна матери, которая возможно умирала в те часы, когда ее хвалили за внимание к человеку)

- Успела ли Настя приехать к живой матери? ( Не дождалась старушка дочери. Но односельчане проводили Катерину Петровну в последний ее путь по-человечески. Их доброта словно примирила мир природы с миром людей):

ЗАЧИТАТЬ стр. «День побелел, и небо было сухое, светлое, но серое, будто над головой протянули вымытую, подмерзшую холстину. Дали за рекой стояли сизые. От них тянуло острым и веселым запахом снега. Впервые в пейзаже появляются не мрачные, а светлые, живые штрихи.

Появляется образ молодой учительницы:

- Зачем Паустовский вводит его? ( Сопоставление Насти и «молоденькой учительницы». Она тоже уехала из дома, оставив родных. Сцена похорон Катерины Петровны как наказ ей - не повторить ошибок Насти).

Вероятно, смерть старой одинокой женщины, по сути брошенной своей дочерью, послужит уроком молоденькой учительнице, недавно приехавшей в деревню: ведь в городе у нее осталась мать, «вот такая же маленькая, вечно взволнованная заботами о дочери и такая же совершенно седая».

Душевная чуткость учительницы контрастна Настиной глухоте, Настиному «недочувствию».

- В конце рассказа мы слышим слова Тихона, сказанные Манюшке. Почему он обращается именно Манюшке? ( Это напутствие пожилого человека девочке: она тоже дочь . Но это совет, предназначенный и Насте. «…не будь пустельгой» - значит не будь пустым человеком, научись отделять главное от второстепенного.

- Какой смысл вкладывает в эти слова автор? Это и авторское напутствие читателям ) .

- Какую библейскую заповедь нарушает Настя? (открываем запись на доске, пятая заповедь Божия)

( «Чти отца своего и матерь твою, да благо ти буде, и долголетен будешь на земле». )

Урок нравственности и доброты преподносят нам в рассказе простые люди Тихон, дочь колхозного сапожника Манюшка, которая шесть суток не отходит от Катерины Петровны, не раздеваясь спит на диване, при этом они не ждут благодарности, а родная дочь в это время тоже творит добро для художника, но добро ненастоящее, показное.

- Наступит ли время раскаяния для Насти? ( Наступит, но будет поздно. Любимого родного человека уже не вернуть).

Не забывайте Матерей!
Они печалятся в разлуке.
И нет для них страшнее муки –
Молчанье собственных детей.
Не забывайте Матерей!
Они ни в чём не виноваты.
Как прежде их сердца объяты
Тревогой за своих детей.
Пишите письма Матерям,
Звоните им по телефону!
Они так радуются вам,
Любому вашему поклону.
Не забывайте Матерей!
Ведь для молчанья нет причины,
И глубже с каждым днём морщины
От равнодушия детей.
Средь суеты и праздных дней
Услышьте, Господа и Дамы:
Болит душа у вашей Мамы!
Не забывайте Матерей!
Пишите письма Матерям!
Звоните им по телефону,
Они так радуются вам,
Любому вашему поклону.

- Чему же учит нас рассказ? Не растерять доброту, любовь, не забывать о близких, быть чуткими и внимательными.

В народе всегда отличалась особая любовь матери к детям. Об этом говорят многие пословицы и поговорки

Пословицы и поговорки: Ближе матери друга нет.

Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит.
Нет такого дружка, как родимая матушка.

При солнышке тепло - при матери добро.

Высказывания известных людей о матери:

М.Горький «Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, – это мать»

А.Н.Толстой «Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли милосердие»

"Мать – это имя Бога на устах и в сердцах маленьких детей." У. Теккерей

Составляем словарь дружбы, сердечности

Сострадание

Милосердие

Сочувствие

Отзывчивость

Чуткость

- Как можно выразить доброе отношение? (улыбкой, жестом, словом, поступком)

- Очень просто сказал об этом поэт Валентин Берестов:

За то, что ты – внук,

За то, что ты – сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

Вот эту-то опору в жизни и потеряла Настя. От карьеризма пострадала ее душа.

Просмотр содержимого презентации
«rasskaz_telegramma»



«Пока не поздно…»

(по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма»).

900igr.net


«Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать».

М. Горький


Ленинград Насте Катя помирает. Тихон Заборье


Заборье. Катерине Петровне Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя Ленинград


Композиция рассказа

1 часть Мать

2 часть Дочь

3 часть Телеграмма




Пейзаж

« Октябрь был на редкость холодный …»


Одинокий подсолнух

Подобно тому, как

доцветал и никак не мог

доцвесть и осыпаться

одинокий подсолнечник

у забора…




Интерьер

В комнате застоялся горький запах нетопленных печей, пыльный «Вестник Европы», пожелтевшие чашки на столе, давно не чищенный самовар…


Интерьер

Керосиновый ночник вздрагивал на столе. Он был, казалось, единственным живым существом в покинутом доме, -без этого слабого огня Катерина Петровна и не знала бы, как дожить до утра.



Маняшка

Тихон




Молодая учительница

Любили тебя без особых причин

За то, что ты – внук,

За то, что ты – сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.


5-ая божья заповедь

Чти отца своего и матерь твою, да благо ти буде, и долголетен будешь на земле


Не забывайте матерей

Не забывайте Матерей!

Они печалятся в разлуке.

И нет для них страшнее муки

Молчанье собственных детей.

Не забывайте Матерей!

Они ни в чём не виноваты.

Как прежде их сердца объяты

Тревогой за своих детей.

Пишите письма Матерям,

Звоните им по телефону!

Они так радуются вам,

Любому вашему поклону.

Не забывайте Матерей!

Ведь для молчанья нет причины,

И глубже с каждым днём

Морщины

От равнодушия детей.

Средь суеты и праздных дней

Услышьте, Господа и Дамы:

Болит душа у вашей Мамы!

Не забывайте Матерей!

Пишите письма Матерям!

Звоните им по телефону,

Они так радуются вам,

Любому вашему поклону.

  • Ввести учащихся в мир рассказа Паустовского “Телеграмма”, помочь увидеть глубину содержания рассказа, выйти на понимание смысла названия рассказа.
  • Активизировать познавательную и поисково-исследовательскую деятельность учащихся (оценка героев и их поступков, роль пейзажа в повествовании).
  • Формировать коммуникативные умения, необходимые для построения текста (синквейны, письмо), умения правильно выражать свои мысли

Тип урока: Комбинированный

Вид урока: Урок-поиск

Технологии:

  • КИМ (коллективно-индивидуальная мыследеятельность),
  • РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)

Методический прием: работа с текстом, диспут.

Наглядность: использование презентации

Ход урока (слайд 3)

Заняты работой и делами
День за днем в потоке суеты
Мы не часто думаем о маме,
Слишком редко дарим ей цветы...

I Слово учителя

На прошлом уроке мы познакомились с рассказом К.Г. Паустовского “Телеграмма”.

Паустовский – мастер короткого рассказа, в небольшом по объему произведений он мог выразить всю глубину проблематики. Какие же проблемы поднимает в своем рассказе Паустовский мы постараемся выяснить.

II Работа над темой урока

1. Роль пейзажа в рассказе.

Вспомните, как начинается рассказ?

(“Октябрь был на радость холодный, ненастный. Тесовые крыши почернели”)

Cоздается особый эмоциональный настрой.

Как Вы думаете, почему рассказ начинается с описания природы? Какую роль природа будет играть в дальнейшем повествовании?

(Природа в рассказе, является не просто фоном, она создает настроение)

Случайно ли в повествовании дан осенний пейзаж, холодный и ненастный?

(“маленький подсолнечник всё доцветал и не могу доцвесть; рыхлые тучи тащились, цеплялись; позабытые звезды прощительно смотрели на землю; одинокий клён, облетевший, озябший, которому некуда уйти от этой бесприютной ветреной ночи”)

Все описываемые события происходят холодной осенью, но это слово многозначно!

Оно напоминает нам о холодном, бессердечном отношении людей друг к другу, может быть и о “хладной старости”, когда отгорают, отцветают радостные краски жизни и человек живет воспоминаниями о былом, становится одиноким.

Задание : найдите такое описание природы в тексте, где сопоставляется человеческая жизнь и жизнь природы.

“Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала: это был её клён.

Его она посадила давно, еще девушкой – хохотушкой, а сейчас он стоял облетевший, озябший, ему некуда было уйти от этой бесприютной, ветреной ночи”.

Здесь сопоставлена жизнь Катерины Петровны и клёна (прием психологического параллелизма).

Что мы узнаем о Катерине Петровне в самом начале рассказа?

(“Катерина Петровна доживала свой век в старом доме...”)

(старая больная, одинокая женщина)

Чем и кем окружена Катерина Петровна в Заборье?

  • старыми вещами,
  • навещают её соседка Манюшка, сторож Тихон

2. Анализ проблематики рассказа.

Что такое проблема, проблематика художественного произведения?

  • Проблема – вопрос, поставленный в художественном произведении.
  • Проблематика – совокупность изображенных в художественном тексте проблем.

Какие же проблемы раскрывает Паустовский в своем произведении?

  • Проблема взаимоотношений матери и дочери
  • Жизнь человека в старости

Какая из них самая главная?

Задание : Расскажите о взаимоотношениях матери и дочери – Насти.

  • “Настя, дочь Катерины Петровны и единственный родной человек, жила далеко, в Ленинграде. Последний раз она приезжала 3 года назад”!
  • Ей кажется, что деньги, которые присылает Настя раз в 3 месяца, пахнут её духами (она скучает, тоскует)

Каков характер взаимоотношений Катерины Петровны и Насти?

  • Сложный. Катерина Петровна доживала свой век, Настя вела кипучую жизнь.

Почему Катерина Петровна решается написать дочери?

  • чувствует приближение смерти

(Чтение эпизода “Письмо матери”)

Чем поражает это послание?

  • Старая женщина как-то удивительно просто пишет о приближении смерти, упоминает не о знакомых, как обычно это делают в письме, а о саде, об осени.

Мир природы – это родная земля Катерины Петровны, та самая земля в которую ей скоро суждено было лечь навсегда.

И природа, провожая её в последний путь, принарядилась:

“Выпал тонкий снежок. День побелел, и небо было сухое, светлое...”

А на страницах, рассказывающих о жизни Насти в Ленинграде есть описания природы?

Почти нет

3. Работа над образом Насти.

(нет души)

Что мы узнаем о жизни и работе Насти?

  • Вся в делах, в работе. Безотказная, услужливая, всем помогает. Но забывает о своей матери.
  • “Нравилась самой себе”. Художники звали её Сольвейг за русые волосы и “большие холодные глаза”

Но на какую деталь сразу обратили внимание?

  • Холодные глаза.

У каких людей могут быть холодные глаза?

  • У равнодушных, бесчувственных, черствых.

Можно ли говорить о черствости Насти, зная о ее участии в судьбе художника Тимофеева?

  • Любит нравиться самой себе;
  • Любит, когда ее ценят (“нашей милой Анастасии Семеновне”)

Какие поступки Насти вас возмутили?

  • получила письмо от матери, спрятала в сумку, не читая!
  • положила письмо в ящик письменного стола...
  • Паустовский заставляет Настю почувствовать на себе “насмешливый взгляд скульптуры Гоголя”: и автор, и великий сатирик, понимают, что доброта девушки показная, ненастоящая.

Как реагирует Настя на телеграмму?

  • “скомкала телеграмму и нахмурилась”

Как Паустовский подчеркивает изменения в поведении героини, осознавшей, что умирает её мать?

  • “вздрогнула от холода”

Когда нам холодно?

  • Когда чувствует себя одинокими
  • И снова Гоголь: “...чьей-то взгляд, тяжелый и пронзительный, Настя все время чувствовала на себе...”

Перенесемся в старинный, заброшенный, опустевший дом Катерины Петровны

Каково состояние Катерины Петровны?

Почему она разгадала хитрость Тихона, давшего её телеграмму от имени дочери?

Как относились к старой больной женщине окружающие люди: Тихон, Манюшка?

  • Так, как к ней должна была относиться дочь.
  • Верит, что не все, как Настя.

Можно ли утверждать, что она противостоит образу Насти?

Как вы думаете, почему Настя – такая внимательная к другим людям, забывала о своей больной матери?

Сможет ли дочь Катерины Петровны избавиться от “непоправимой вины, невыносимой тяжести”?

Проблемная ситуация: Почему в сутолоке жизни и в спешке мы часто забываем о самых близких нам людях? (Диспут)

Задание : перечитайте внимательно финальную часть рассказа.

Можно ли говорить о трагическом финале рассказа?

Как вы думаете, почему рассказ называется “Телеграмма”?

Что означает слово “телеграмма”?

  • Сигнал SOS, сигнал тревоги.

Да, телеграмма посылается людьми в экстремальных случаях, с телеграммой связано чувство тревоги.

Тихон отправляет две телеграммы: но они не выполняют своего назначения: Катерина Петровна догадалась, кто отправил телеграмму, а Настя не успела попросить прощения у матери.

Так почему же своему рассказу Паустовский дает такое заглавие?

Его рассказ – это и есть телеграмма

Кому же обращена телеграмма Паустовского, о чем она?

Сформулируйте языком телеграммы предупреждение писателя, обращенного к читателям.

  • телеграмма – предупреждение: не забывайте о самых близких людях, будьте человечными, милосердными.

4. Творческая работа.

Вспомните, что такое синквейн.

Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия.

Это стихотворение, состоящее из 5 строк:

  • 1 строка: 1 существительное (заявляется тема или предмет)
  • 2 строка: 2 прилагательных или причастия (описание предмета)
  • 3 строка: 3 глагола (характеризуют действие предмета)
  • 4 строка: фраза из 4 значимых слов, выражающих отношение автора к предмету (пословица, предложение)
  • 5 строка: синоним, обобщающий смысл темы или предмета (одно слово).

Задание:

Запишите 3 самых ярких запомнившихся образа (ключевые слова)

  • мама, дочь, телеграмма

Именно эти слова станут названиями стихотворений, которые вы попробуете сейчас сочинить (задание 1 группе) (слайд 5)

Лучшие работы учащихся:

Мама.
Добрая, прощающая.
Растит, воспитывает, ждет.
Морщинки в уголках глаз.
Любовь

Мама.
Заботливая, любящая.
Скучает, вспоминает, ждет.
Человек, который всегда поймет.
Любовь.

Мать.
Старая, одинокая.
Скучает, ждет, надеется,Когда приедет дочь.
Бедняга.

Мать.
Старенькая, больная.
Любит, верит, ждет.
Доживает свой век одна.
Страдание.

Дочь.
Занятая, деловая.

Не приезжала к матери 3 года.
Эгоистка.

Дочка.
Далекая, родная.
Забыла, не вспоминала, опоздала.
Нравится самой себе.
Сорока.

Телеграмма.
Долгожданная и необходимая.
Волнует, тревожит и ждет,
Когда ее наконец отправят.
Сигнал.

Задание для 2 группы (слайд 6)

Подобрать слова из текста к иллюстрациям

III. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Какие же уроки нравственности из рассказа Паустовского “Телеграмма” вы извлекли для себя?

Как, на ваш взгляд, нужно жить человеку в наше суматошное время, чтобы нравственно не ослепнуть и не оглохнуть?

Чем поучителен этот рассказ для наших современников и лично для вас?

Прием “Незаконченное предложение”:

Я уверен(а), что рассказ Паустовского “Телеграмма”...

Обратимся к эпиграфу нашего урока. Это строчки из стихотворения В.Волошина. Согласны ли вы с ним?

Послушайте все стихотворение:

Всё то, что в жизни происходит с нами,
Мы как-то странно делим пополам:
Если радость - празднуем с друзьями,
А с бедой приходим к матерям...
Заняты работой и делами
День за днем в потоке суеты
Мы не часто думаем о маме,
Слишком редко дарим ей цветы...
И свои болезни носим к маме,
И обиды к ней идем делить,
И морщинки ей рисуем сами,
Позабыв прощенья попросить...
Мы так редко маму обнимаем,
Разучились маму целовать,
Позвонить порою забываем,
Некогда письмишко написать...
Ну, а мама все равно нас любит,
Чтобы ни случилось - не предаст,
Всё простит, обиды все забудет,
Руку, душу, сердце - все отдаст!
И когда от мамы уезжаешь,
Отогревшись у ее любви,
Ты шепни: “Прости за всё, родная,
И, прошу, подольше поживи!.”

Берегите своих матерей!!!

IV. Домашнее задание: (слайд 8)

1) сочинение-миниатюра “Письмо-признание маме”.

2) вспомнить пословицы и поговорки о матери; стихотворения о матери.

3) подготовиться к уроку внеклассного чтения (прочитать рассказ Б.Екимова “Говори, мама, говори...”)

 


Читайте:



К чему снится внучка? Если снится внук

К чему снится внучка? Если снится внук

Даже если у вас нет детей, а вы видите во сне своих внуков или внука, - сон этот - хороший знак; в скором времени вас ожидает встреча с...

К чему снятся рельсы по соннику

К чему снятся рельсы по соннику

Когда снятся рельсы, то, по соннику Фелoмены, предвидится дальняя дорога, которая потребует от спящего значительных усилий и займет много времени....

Как испечь пирог манник простой рецепт

Как испечь пирог манник простой рецепт

Манником называют особый русский пирог. Свое название он получил за счет основного компонента – манной крупы. Среди хозяек этот пирог весьма...

Оригинальный рецепт с рыбой

Оригинальный рецепт с рыбой

Для начала пару слов о самом блюде. Ведь мало кто из современных молодых хозяек имеет представление о том, что такое манты. А это кушанье из теста...

feed-image RSS