Разделы сайта
Выбор редакции:
- Абрикосовое повидло - вкусное зимнее лакомство Повидло из абрикосов простой рецепт
- Татарская колбаса тутырма из субпродуктов – пошаговый фото рецепт, как приготовить в домашних условиях
- Свинина с картошкой в духовке — Простые и вкусные рецепты
- Соус из кетчупа для макарон Простой соус для макарон из кетчупа
- Заправка для рассольника на зиму Рецепт рассольника классический с перловкой на зиму
- Таблица критическая точка разных веществ
- Параметры критической точки
- Поет михаил александрович
- Квантовый предел за порогом(древний манускрипт
- Сонька Золотая Ручка (Блювштейн Софья Ивановна) – биография Кто такая сонька золотая ручка биография
Реклама
Перов произведения. В. Г. Перов: картины, факты биографии. Великое наследие гениального художника |
Автопортрет Перов Василий Григорьевич - один из лучших русских живописцев новейшего времени, родился в Тобольске 23 декабря 1833 года. Окончил курс в арзамасском уездном училище, был отдан в художественную школу А.В. Ступина в Арзамасе. Находясь в ней, кроме копирования оригиналов, стал впервые пробовать свои силы в композиции и в живописи с натуры. В 1853 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где имел наставниками М. Скотти, А. Мокрицкого и С. Зарянка. В 1856 году, за представленный в Императорской Академии Художеств этюд головы мальчика, получил малую серебряную медаль. За этой наградой следовали другие, присужденные ему академией: в 1858 году - большую серебряную медаль за картину "Приезд станового на следствие", в 1860 году - малую золотую медаль за картины "Сцена на могиле" и "Сын дьячка, произведенный в первый чин", в 1861 году - большую золотую медаль за "Проповедь в селе". Означенные четыре произведения Перова и написанные им вскоре после того "Проповедь в селе" (находится у К. Солдатенкова в Москве), "Сцена на могиле" (в Третьяковской галерее в М.) и "Чаепитие в Мытинцах" (там же), будучи выставлены в Москве и Петербурге, произвели огромное впечатление на публику и выказали художника остроумным жанристом-сатириком, прямым наследником П. Федотова, не менее его наделенным тонкой наблюдательностью, глубоко вникающим в русскую жизнь, умеющим особенно ярко выставлять на вид ее темные стороны, но несравненно более искусным в рисунке и технике, чем автор "Сватовства майора".
Получив, вместе с большой золотой медалью, право на поездку в чужие края на казенный счет, Перов отправился туда в 1862 году, посетил главные художественные центры Германии и провел около полутора лет в Париже. Здесь он делал этюды с натуры и написал несколько картин, изображающих местные типы и сцены уличной жизни ("Продавец статуэток", "Савояр", "Шарманщик", "Нищие на бульваре", "Музыканты и зеваки", "Тряпичники" и пр.), но вскоре убедился, что воспроизведение незнакомых, чужеземных нравов не дается ему столь же успешно, как изображение родного, русского быта, и возвратился в Россию до окончания срока своего пенсионерства.
Поселившись снова в Москве, Перов принялся работать в том же направлении, на которое выступил в начале своей артистической карьеры, и в период времени с 1865 по 1871 год создал ряд произведений, поставивших его не только во главе всех бывших доселе русских жанристов, но и между первоклассными живописцами подобного рода в Европе. В этот период из-под его кисти вышли такие бесподобные картины, как "Очередная у фонтана", "Монастырская трапеза", "Проводы покойника" (находится у К. Солдатенкова), "Тройка" (в Третьяковской галерее), "Чистый понедельник" (там же), "Приезд гувернантки в купеческий дом" (там же), "Учитель рисования" (у наследника Д. Боткина), "Сцена у железной дороги" (в Третьяковской галерее), "Последний кабак у заставы" (там же), "Птицелов" (там же), "Рыболов" (там же), "Охотники на привале" (там же) и некоторые другие. Четвертая и шестая из этих картин доставили художнику, в 1866 году, степень академика; за "Птицелова", в 1870 году, он получил звание профессора. Однако рядом с такими замечательными произведениями, порой являются у Перова картины, странно задуманные и неудачно исполненные, например "Божия Матерь с Христом у житейского моря" и "Выгрузка извести на Днепре". Кроме того, он пристращается к портретной живописи, для успеха в которой хотя и обладал необходимой наблюдательностью и способностью схватывать человеческие характеры, но не имел вполне жизненной палитры, и которая, во всяком случае, не составляла его главного призвания. Среди написанных им портретов, многие замечательны в отношении лепки, экспрессивности, передачи индивидуальных черт в изображенных лицах, но лишь некоторые отличаются свежестью и естественностью колорита. Лучшие в их числе - портреты А.А. Борисовского, В.В. Бессонова, А.Ф. Писемского, А. Г. и Н.Г. Рубинштейнов, М.П. Погодина, Ф.М. Достоевского и купца Камынина. Получив в 1871 году место профессора в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и примкнув около того же времени, к товариществу передвижных художественных выставок, Перов в первые, следовавшие затем годы, продолжал писать портреты и жанровые картины в прежнем роде, которые надо признать вообще уступающими его предшествовавшим работам; чем далее, тем все сильнее и сильнее увлекался он более возвышенными, по его мнению, задачами - пытался быть живописцем религиозных и аллегорических сюжетов ("Христос в Гефсиманском саду", "Снятие со креста", "Распятие", "Весна" и другие) и, наконец, пристрастился к темам из отечественной истории ("Плач Ярославны", "Первые русские христиане", "Поволжские хищники", "Пугачевцы", "Никита Пустосвят").
В этих последних произведениях Перов еще просвечивает его талант, но уже не так ярко, как в былое время; за ними нельзя не признать некоторых достоинств, но вообще они слишком изысканы по композиции, мелодраматичны и свидетельствуют, что в создании их участвовал больше ум, чем художественное чувство их автора. Под конец своей жизни Перов пустился в литературу и напечатал в газете "Пчела" за 1875 год и в "Художественном Журнале" Н. Александрова за 1881 - 1882 гг. несколько, не лишенных занимательности, рассказов из быта художников и свои воспоминания. Он умер от чахотки в с. Кузминках, неподалеку от Москвы, 29 мая 1882 года. - Ср. Д. Ровинского и Н. Собко "Василий Григорьевич Перов, его жизнь и произведения" (Санкт-Петербург, 1892). А. С-в. Великий русский живописец всю жизнь носил не свою фамилию Каждый раз, когда оказываешься в Третьяковской галерее и стоишь перед знакомым с детства полотном, возникает такое чувство, что в эту самую минуту всемирно известный шедевр принадлежит исключительно тебе. Ничто не мешает зависнуть перед ним, рассматривая каждый мазок и каждый штрих. Полотна Василия Перова из тех, от которых уходить не хочется. «Тройка», «Рыболов», «Охотники на привале»… - картинка в твоем букваре и классика, которой люди восхищаются много лет. 21 декабря исполняется 185 лет со дня рождения художника. Мы выбрали пять его самых узнаваемых работ – у каждой из них своя история. 1. Самая трогательная
Картина, на которую без слез не взглянешь. Второе ее название – «Ученики-мастеровые везут воду». В центре Перов изобразил девятилетнего сына странницы – «тетушки Марьи». Мать долго не соглашалась, чтобы «барин» писал ее Васю, боясь, что после этого он зачахнет. И как чувствовала беду. Через четыре года мальчик сгорел от оспы. Марья, встретив художника, попросила разрешения взглянуть на полотно с Васенькой – тот привел ее в Третьяковку. «Приблизившись к картине, она остановилась, посмотрела на нее и, всплеснув руками, как-то неестественно вскрикнула: «Батюшка ты мой! Родной ты мой, вот и зубик-то твой выбитый!» - и с этими словами, как трава, подрезанная взмахом косца, повалилась на пол», - вспоминал живописец. Он оставил убитую горе мать одну, и она целый час молилась, стоя на коленях перед изображением сына. 2. Самая страшнаяНажмите на фото для увеличения
Выловленное из вод Невы безжизненное тело – как иллюстрация к криминальной хронике. Добиться полной достоверности художнику помогло посещение морга, где он нашел труп молодой девушки. Мертвая лежала на дощатом полу, под которым был лед, чтобы тела дольше не разлагались. Провожатый Перова бесцеремонно сдергивал с покойников простыни, приговаривая: «Эво! Сколько у нас красавиц-то! Выбирайте, ваше благородие, которая вам более подходяща». Художник выбрал. Провожатый, взвалив труп на плечо, как мешок с овсом, пошел из ледника в комнату мастера. Там он бросил со всего размаха ношу на пол. И художник, вглядевшись в заострившиеся черты, обомлел: то была знакомая ему проститутка Фанни – он писал с нее богородицу. Почему с проститутки? Да другой натурщицы не нашлось. Девушек для позирования поставляли бордели, потому что «порядочных» барышень надо было еще уговорить раздеться за гроши. Перов вспомнил, как в самый разгар работы Фанни случайно узнала, кем желает ее изобразить художник. А узнав, застыдилась. Кое-как натянув чулки, она в слезах сбежала из мастерской, считая себя недостойной такого воплощения. В действительности Фанни не утопилась, а умерла от оспы. К тому времени она даже вышла замуж – на руке было дешевое обручальное колечко. Но судя по картине, складывается полное впечатление, что именно «пониженная социальная ответственность» довела несчастную девушку до самоубийства. 3. Самая недооцененнаяНажмите на фото для увеличения
Картину часто ругали за сухость колорита. Искусствовед Алексей Федоров-Давыдов, заведующий Отделом нового русского искусства Третьяковской галереи, отмечал: «Одна из острейших по тематике, впечатляющих картин В. Перова, эта последняя, неприятна в живописном отношении... Тона этой картины неприятно режут глаза». А собрат Василия Григорьевича по цеху, художник Иван Крамской, и вовсе решил, что на картине чересчур многолюдно. «Сама гувернантка прелестна, в ней есть конфуз, торопливость какая-то и что-то такое, что сразу заставляет зрителя понять личность и даже момент, хозяин тоже недурен, хотя не нов: у Островского взят. Остальные лица лишние и только дело портят», - писал он. Интересно, что, высмеивая нравы московского купечества, Перов тесно общался с Павлом Михайловичем Третьяковым - главным меценатом Товарищества передвижных художественных выставок, который тоже вышел из купеческой семьи. 4. Самая скандальнаяНажмите на фото для увеличения
За это творение художника чуть не отправили на Соловки – так хлестко священников и их паству еще не изображали. Пьяная процессия с иконами и хоругвями не видит, куда бредет. Крестьяне с полузакрытыми глазами, одуревший от хмеля священник, раздавивший ногой пасхальное яйцо. Дьячок, метнувшийся спасти символ Пасхи. Рядом баба с иконой, у которой утрачен лик. Тут же нищий, несущий икону вверх ногами. Хозяйка дома выплескивает из кувшина воду на лежащего под крыльцом мужика, которому, видно, уже все равно. Живописец запечатлел момент «славления» на Святой неделе. Священники, не получавшие плату за свою службу, обходили крестьянские дворы, где исполняли церковные песнопения и молитвы, за что получали нехитрое подношение. Со съестным у бедняков было туго - чаще батюшке предлагали выпить. После таких «пожертвований» священники едва стояли на ногах. Представленную на выставке Общества поощрения художников в Санкт-Петербурге картину удалили как «бездуховную», запретили воспроизводить в печати, а купившему полотно Павлу Третьякову рекомендовали не показывать ее посетителям. 5. Самая недостовернаяНажмите на фото для увеличения
Увлеченных охотничьими байками персонажей художник писал со своих знакомых. Рассказчик - врач Дмитрий Кувшинников послужил прототип доктора Дымова в «Попрыгунье» Чехова. Жена Кувшинникова Софья Петровна была хозяйкой литературно-художественного салона, в котором бывали Перов, Левитан, Репин, Чехов и другие художники и писатели. В какой-то момент между Софьей Петровной и Исааком Левитаном, который был младше ее на десять лет, разгорелся роман. Парочка уединялась на этюдах. А досталось за это Чехову, попрыгунья которого получилась уж очень похожей на Софочку. Левитан вызвал писателя на дуэль, но по счастью друзьям удалось ее расстроить. В образе иронично усмехающегося охотника Перов изобразил врача и художника-любителя Василия Бессонова. Молодой охотник, увлеченный рассказами старших товарищей, - 26-летний Николай Нагорнов - будущий член московской городской управы. Знатоки охоты, отдавая должное познаниям Перова в области этого дела – он сотрудничал в журнале «Охота и природа», находили неточности в изображении. Тушка зайца-русака, например, странным образом не повреждена - по правилам псовой охоты, убитого зверька нужно было ткнуть ножом между лопаток, отрезать ему передние лапы и вставить в седло. Не понятно, как героям удалось разом порешить лесную птицу и зайца – обитателя полей. Случайным выглядит рожок на картине - его использовали на псовой охоте, чтобы собирать в стаю гончих, но стаи гончих здесь не наблюдается. А брошенное на землю ружье – и вовсе ни в какие ворота. Опытный охотник никогда не положит его дульной частью на землю, дабы не засорить канал ствола. Напился до чертиков в 13 лет«Говорящая» фамилия у будущего художника появилась случайно. Вообще-то он Васильев , но и это не по рождению – внебрачного сына губернского прокурора, барона Георгия (Григория) Карловича Криденера записали на крестившего его дьячка. Мать, Акулина Ивановна, сошлась с Криденером, похоронив первого мужа. Некоторое время родители Василия жили не венчанными и хотя позже скрепили союз в церкви, их сыну не достались ни фамилия, ни знатный титул. И быть бы ему Васей Васильевым, если бы не способности к рисованию. Отец отдал сына в частную школу в Арзамасе – тот выписывал пером буквы так искусно, что заслужил соответствующее прозвище, которое со временем и стало фамилией. Однажды вместе с однокурсниками 13-летний Василий был зван на именины одной из барышень. Оторвались так, что домой юношу доставил извозчик в совершенно пьяном виде. Перов чудом не был отчислен, а матушка, Акулина Ивановна, взяла отпрыска под особый контроль. О личной жизни художника известно не много. В 1862-м он женился на племяннице профессора Ленинградской консерватории Петра Рязанова Елене Шейнс. Но всего через пять лет супруга, а следом за ней двое старших детей умерли. В живых остался только младший сын Владимир – он тоже стал художником. Через пять лет после смерти первой супруги живописец женился снова. Детей в браке не было, но он они появлялись на его полотнах – и было понятно, что автор всем сердцем любит и жалеет своих героев. Штрихи к его портрету
Как незаконнорожденный мальчик, носивший чужую фамилию, стал Перовымhttps://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-Perov-0012.jpg" alt=" Христос и Богоматерь у житейского моря. (1867). Автор: В.Перов." title=" Христос и Богоматерь у житейского моря. (1867). Поэтому официально «рожденному во грехе» ребенку изначально дали фамилию трактирщика, который согласился стать его крестным отцом. Нарекли малыша Василием Григорьевичем Васильевым. А псевдоним "Перов" возникнет немногим позже, а именно, с легкой руки местного дьячка, учившего мальчика грамоте. Интерес к живописи и чистописанию возник у Васи, когда он наблюдал за работой приглашенного в их дом художника, реставрирующего портрет. Мальчишка, "очарованный волшебством живописи", начнет также рисовать. И первое, что изобразит будущий художник, будут буквы, которые он не напишет, а именно, нарисует. За красоту письма и виртуозное владение пером дьячок- учитель и прозвал Васю - "Перовым". Под этим прозвищем и прославился художник много лет спустя. А еще Василию в детстве довелось переболеть оспой, вследствие чего слабое зрение останется у него на всю жизнь, что, впрочем, не помешает стать ему знаменитым живописцем. https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00perov-0008.jpg" alt="Портрет А. И. Криденер, матери художника (1876). Автор: В.Перов." title="Портрет А. И. Криденер, матери художника (1876). В 18-летнем возрасте мать привезла Василия Перова в Москву, а через год он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Юноше из-за бедности своей приходилось жить «из милости и на хлебах» у хозяйки приюта, куда пристроила его Акулина Ивановна по знакомству. Зато в училище Василию довелось вращаться в интересной творческой среде: его товарищами были начинающие художники со всей России. А самым близким другом стал молодой пейзажист Иван Шишкин. Однажды Перов, оставшись без крыши над головой и средств к существованию, в отчаянии он чуть было не оставил училище. Однако в затруднительном положении ему помог его учитель, поселивший Василия у себя и по-отечески заботившийся о нём. https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-Perov-0010.jpg" alt="Сцена на могиле. 1859. Третьяковская галерея. Автор: В.Перов." title="Сцена на могиле. 1859. Третьяковская галерея. https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-Perov-0026.jpg" alt="Сельский крестный ход на Пасхе. (1861). А вот второе попало в опалу и подняло бурю протеста. Пошли слухи, что "Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки" . Эта работа вызвала горячие споры: В. Стасов хвалил ее за правду и искренность; в то же время другие влиятельные критики утверждали, что "подобное направление убивает настоящее высокое искусство, унижает его, показывая только неприглядную сторону жизни". Вдали от Родиныhttps://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-Perov-0004.jpg" alt=" Парижские тряпичники. (1864). В истории учебного заведения такой случай произошел впервые, так как пенсионеры Академии всеми средствами пытались продлить срок пребывания за границей. Но Василий Перов, тоскуя по родине, всем сердцем стремился в Россию, и ему разрешили досрочно вернуться домой. https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00perov-0021.jpg" alt=" Портрет Елены Эдмундовны Шейнс - жены художника. (1868). Автор: В.Перов." title=" Портрет Елены Эдмундовны Шейнс - жены художника. (1868). Была в жизни художника и любовь с привкусом горечи утрат. Перед самой поездкой в Париж, в 1862 году, Василий Перов женился на Елене Шейнс, племяннице профессора Рязанова. Однако семейное счастье молодой пары длилось недолго. Через пять лет живописца постигла большая беда - сначала умерла любимая жена, а вслед за ней двое старших детей, в живых остался только младший сын Владимир, ставший впоследствии также художником. Вторично Перов женился спустя пять лет после трагедии. Но сердце, разбитое горем, так и не зажило. Мастер всецело отдался живописи. Работал много, писал "громко", в бесхитростных, берущих за душу работах, искренне отражал жизнь «могучей и обильной, великой и бессильной матушки Руси». Великое наследие гениального художникаС сарказмом и иронией живописец разоблачает безнравственность духовенства и власть имущих, доведших простой народ до жалкого существования. Внутренний протест против угнетенной жизни определял замысел практически всех полотен мастера.https://static.kulturologia.ru/files/u21941/219417024.jpg" alt="Тройка. За произведения «Тройка» и «Приезд гувернантки в купеческий дом» В. Г. Перову получил звание академика. https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-Perov-0003.jpg" alt=" Гитарист-бобыль. (1865). В 1869 году Перов совместно с Мясоедовым, которому принадлежала идея создания Товарищества художественных передвижных выставок, организовали группу передвижников в Москве. Семь лет Василий Григорьевич был членом ее правления. отца .БОЛЬШОЕ СЕРДЦЕ ПЕРОВА Тетка Марья шла с богомолья. Умерли у нее муж и дети, остался только сын Васенька. Вместе с ним и молилась она святым угодникам: просила рая умершим, а себе с Васенькой - здоровья. А на обратном пути, уже в Москве, привязался к тетке Марье богатый господин. Деньги ей давал, объяснял, что больно, мол, хорош Васенька, и хочет он, господин, его на картину списать. Долго не соглашалась тетка Марья - боялась, твердила, что грех это - людей списывать, что чахнут от этого люди и помирают. Да переубедил ее городской господин - сказал, что цари и архиереи с себя разрешают портреты списывать, что же Васеньке поделается? И сел Васенька на стул - усталый от богомолья, ротик приоткрыл, и стал виден тетке Марье его передний, сломанный во время драки с мальчишками зуб. Тетка Марья все вскакивала и охорашивала сына: рубашку его обдергивала, волосы со лба откидывала. Художник попросил ее сидеть смирно. Посидела, посидела тетка Марья, зевнула, рот перекрестила да заснула... А Василий Григорьевич Перов все вглядывался в усталое лицо своего маленького деревенского тезки, все писал, и собственная жизнь проходила перед ним чередой. Крепостным, по всей вероятности, родился маленький Васенька. А он, Василий Перов, родился «незаконным» - побочным сыном чиновника Криденера. Даже фамилии у него не было. Писался он сначала по крестному отцу Васильевым. Потом Перовым стал. «Перовым» его прозвал дьячок, учивший грамоте, за четкий почерк и ловкое перо. Но больше пера полюбил Ва силий карандаш и кисть : художником решил стать. Прекрасным и страшным временем запомнились ему годы учебы. Прекрасным - потому что стремительно раскрывался перед ним мир искусства . Стремительно знания росли. Когда в восемнадцать лет писал автопортрет , казалось ему: вот и он уже настоящий художник! Ярко выделяется на темном фоне энергично вылепленное, освещенное сильным светом лицо. Левая рука, как у завзятого маэстро, небрежно свесилась со спинки стула, белая рубашка и черный галстук подчеркивают нежный овал лица... Не знал тогда юноша, что впереди у него десятилетие напряженной учебы, когда будет казаться: знаний все мало!.. Мало!.. А страшными годы учебы были потому, что пришлись они на последние десять лет крепостничества в России. Тринадцатилетним мальчиком Перов пришел в школу Ступина в Арзамасе. Рядом с ним рисовали крепостные: те, кого завтра помещик может как вещь продать! И о цене за них торговаться... Императорская Академия художеств крепостных учить отказывалась:
Но Московское училище живописи и ваяния, где Перов прошел серьезную школу, разрешило этот вопрос по-своему: с помещика брали обязательство отпустить крепостного на волю, если он получит звание художника или серебряную медаль. И Вася видел, как его крепостные товарищи боролись за рисунок, как за свободу!.. Гнев и боль кипели в сердце Перова. В своих картинах он хотел говорить правду и только правду. Неудобным студентом оказался Василий Перов: блестяще окончив Московское училище живописи и ваяния и став пенсионером Академии художеств, он первым же эскизом привел в ужас академический совет. Изобразил «Сельский крестный ход на пасхе»: упившееся до положения риз духовенство и непристойно пьяных прихожан. Эскиз отвергли. Перов написал более благополучную картину - «Проповедь на селе». Здесь поп, к удовольствию академического совета, был трезв, но художник жестоко осмеял помещика и с сочувствием написал крестьян. Картина имела огромный успех. Перов получил право на заграничное путешествие. Однако упрямый живописец успел закончить картину и по отвергнутому эскизу «Сельский крестный ход на пасхе». Едва увидев свет, картина была запрещена. «Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловецкий!» - опасались друзья. А он все оттягивал свою поездку за границу. Русские темы теснились в его сердце. С разрешением на отъезд в кармане он успел написать еще одну гневную картину - «Чаепитие в Мытищах». Разжиревший иеромонах блаженно пьет из блюдечка чай, в то время как хозяйка настой чиво отталкивает рукою просящего милостыню солдата с Георгиевским крестом на груди. Вчерашний севастопольский герой, искалеченный, оборванный, идет с протянутой рукою по дорогам, и его горькую долю делит исхудавший ребенок - может быть, сын... Как привлекала заграничная поездка молодых художников: шесть беззаботных лет занятия искусством, солнце, свобода!.. Но уже через полтора года Перов просится домой:
И снова Россия... Пореформенная Россия, где крестьянство было освобождено, но ограблено, унижено, обмануто. И в соответствии с этими горькими выводами пишет Василий Перов картину «Похороны крестьянина». Зима. Тяжело нависло над дорогой небо. Убогий гроб в убогих санях... Низко склонившая голову вдова, уставшая плакать девочка и маленький мальчик - единственный мужчина в доме, «хозяин», утонувший в батькином большом полушубке. И никому нет дела до этого безысходного горя.
Перова всегда особенно огорчала участь обездоленных детей. Он повествовал о ней не только в картинах, но и в рассказах. В одном из них есть образ «кривого Петьки»: Даже в солнечной Франции разглядел художник маленького савояра. Посреди тысяч жилищ заснул на улице бездомный мальчик, и к плечу его тесно прильнуло единственное родное существо - всклокоченная обезьянка, помогающая ему выпрашивать деньги. Вернувшись в Россию, в числе самых горьких своих картин задумал художник «Тройку». В сумрачный зимний день трое детей везут сани с огромной обледенелой бочкой. Метет поземка. Бесконечно тянется глухая монастырская стена, словно отгораживая от детей все радости мира. И в тени этой холодной стены дети тянут за собою тяжелые сани устало и покорно, как измученные деревенские савраски... Какой-то прохожий сжалился над ними и подтолкнул на ухабе бочку с водой. Но прохожий сейчас уйдет, и дети останутся одни. Как и судьба умершего крестьянина, жизнь этих детей никому не интересна. Поруганное, искалеченное детство... Картина закончена. Давление общественного мнения было так велико, что Перов, поэт скорби народной, получил за нее звание академика. Чтобы написать коренника - центральный образ «тройки», и привел Василий Григорьевич Перов в свою мастерскую двенадцатилетнего Васеньку. А через четыре года пришла к художнику тетка Марья. «Я вышел и увидел перед собой маленькую, сгорбленную старушку с большой белой головной повязкой, из-под которой выглядывало маленькое личико, изрезанное мельчайшими морщинками...» Умер Вася - заболел черной оспой и умер. Одна на белом свете осталась тетка Марья. И вспомнила она портрет, который списал с ее сына художник. Продала Марья весь свой нищенский скарб, посмотрела - денег маловато. Пошла в люди тетка Марья и, не жалея себя, работала всю зиму, деньги копила - для Васи. А потом, пряча за пазухой платочек с деньгами, отправилась к художнику - купить картину с Васенькиным портретом. Картина была уже в собрании Третьякова. «Хоть бы взглянуть на нее!» - заплакала тетка Марья. Привел ее художник в богатый дом, где на стенах висело множество картин, и предоставил самой оглядеться. Вмиг среди десятков картин нашла тетка Марья картину с Васенькой. «Батюшка ты мой! - воскликнула она.- Родный ты мой, вот и зубик-то твой выбитый!» - И с этими словами, как трава, подрезанная взмахом косца, повалилась на пол...» Через год послал Василий Григорьевич Перов специально написанный для нее портрет сына. Отписала тетка Марья живописцу, что повесила портрет Васеньки к образам. И это последнее, что знаем мы о тетке Марье и написанном великим художником с любовью и сочувствием портрете ребенка.Но как памятник народному горю, как память о короткой и тяжелой жизни крестьянских детей висит в Третьяковской галерее знаменитая картина «Тройка». И бьется в ней сердце великого русского живописца. Скончался Василий Перов от чахотки в маленькой подмосковной больнице на территории усадьбы Кузьминки (ныне территория Москвы). Похоронен на монастырском кладбище в Даниловом монастыре . Прах его был перезахоронен на монастырском кладбище в Донском монастыре ; точная дата перезахоронения не установлена. На новой могиле художника был установлен надгробный памятник работы скульптора Алексея Евгеньевича Елецкого. Его сын - Владимир Перов - тоже был художником. НЕСТЕРОВ О ПЕРОВЕ Когда-то, очень давно, имя Перова гремело так, как позднее гремели имена Верещагина, Репина , Сурикова, Васнецова. О Перове говорили, славили его и величали, любили и ненавидели его, ломали зубы «критики», и было то, что бывает, когда родился, живет и действует среди людей самобытный, большой талант. В Московской школе живописи все жило Перовым, дышало им, носило отпечаток его мысли, слов, деяний. За редким исключением все мы были преданными, восторженными его учениками. Я, когда перешел в натурный класс, любил бывать у Перова один, и такие посещения памятны были надолго. Мне в Перове нравилась не столько показная сторона, его желчное остроумие, сколько его «думы». Он был истинным поэтом скорби. Я любил, когда Василий Григорьевич, облокотившись на широкий подоконник мастерской, задумчиво смотрел на улицу с ее суетой у почтамта, зорким глазом подмечая все яркое, характерное, освещая виденное то насмешливым, то зловещим светом, и мы, тогда еще слепые, прозревали... Перов, начав с увлечения Федотовым и Гоголем, скоро вырос в большую, самобытную личность. Переживая лучшие свои создания сердцем, он не мог не волновать сердца других. Жил и работал Перов в такое время, когда «тема», переданная ярко, выразительно, как тогда говорили, «экспрессивно», была самодовлеющей. Краски же, композиция картины, рисунок сами по себе значения не имели, они были желательным придатком к удачно выбранной теме. И Перов, почти без красок, своим талантом, горячим сердцем достигал неотразимого впечатления, давал то, что позднее давал великолепный живописец Суриков в своих исторических драмах... В год моего поступления в школу живописи Перовым была организована в залах училища первая ученическая выставка картин. До нас, только что поступивших, доходил слух о том, кто и что пишет, что поставит на выставку. Это было в 1878 году, мне было шестнадцать лет. Я написал две небольшие картинки, одна была этюд: девочка строит домики из карт, вторая - «В снежки». Двое ребятишек бьются в снежки, бой идет азартный... Накануне открытия выставки, когда все картины были установлены, мы пригласили для осмотра Перова, инициатора и строгого нашего судью. У каждого было на мысли, что-то скажет Василий Григорьевич. Появился и он... Мы тотчас окружили его, и просмотр начался. Моя картина стояла в натурном классе, слева у окна. Долго мне пришлось ждать, пока Перов дошел до нее. Мое юное сердце билось-билось, я переживал новое, еще неведомое чувство: страх, смешанный с сладостной надеждой. Перов остановился против картины, все сгрудились вокруг него, я спрятался за товарищей. Внимательно осмотрев картину своим «ястребиным» взглядом, он спросил: «Чья?» - Ему ответили: «Нестерова».- Я замер. Перов быстро обернулся назад: найдя меня взором, громко и неожиданно бросил: «Каков-с!» - пошел дальше. Что я перечувствовал, пережил в эту минуту! Надо было иметь мою впечатлительность, чтобы в этом «каков-с» увидеть свою судьбу, нечто провиденциальное... Я почувствовал себя счастливейшим из людей, забыв все, оставив и Перова и выставку, бросился вон из училища и долго пробродил одиноким по стогнам и весям московским, переживая свое счастье. Однородное по силе чувство пережил я в жизни еще два-три раза, едва ли больше. Через девять лет оно посетило меня вторично, в тот день, когда П. М. Третьяков приобрел у меня для галереи моего «Пустынника», и этот день был днем великой радости: тогда впервые мои близкие признали во мне художника, и это была самая большая награда для меня, больше медалей, званий, коими награждали позднее. В. Г. Перов и П. М. Третьяков меня утвердили в моем призвании. Они были и остались для многих примером, как надо понимать, любить и служить искусству. Перову не было и пятидесяти, а казался он стариком. Он все чаще и чаще стал прихварывать. Появилась ранняя седина, усталость... В те дни я и кое-кто из моих приятелей стали подумывать об Академии. Собирались туда без особой надобности, без плана, «за компанию»... Я пошел к Перову, все рассказал ему, но сочувствия, одобрения не получил. По его словам, ехать в Петербург было мне рано, да и незачем. Недовольный ушел я тогда от Василия Григорьевича - он не убедил меня: тяга в Академию все росла... В конце зимы Перов серьезно заболел воспалением легких. У него обнаружилась чахотка. Стали ходить слухи, что долго он не протянет. Как случилось, что Василий Григорьевич Перов в 49 лет стал седым, разбитым стариком и теперь умирает в злой чахотке? Да как - очень просто: ненормальное детство, арзамасская школа Ступина, где он, незаконный сын барона Криденера, учился и получил за хороший почерк прозвище «Перов», дальше невоздержанная юность, бурная, как в те времена часто бывало, молодость, напряженная нервная работа, непомерная трата энергии, безграничный расход душевных сил. Дальше - с боя взятая известность, наконец, слава, а за ней тревога ее потерять - появление Верещагина, Репина, Сурикова, Васнецова,- и довольно было случайной простуды, чтобы подточенный организм сломился... И вот Перов умирал, не дописав «Пугачевцев», не докончив «Пустосвята», коими, быть может, собирался дать последний бой "обедоносным молодым новаторам... Смерть Перова было первое мое большое горе, поразившее меня со страшной, неожиданной силой. Наступил день похорон. С утра начали приносить в церковь венки. Их было множество. Ожидались депутаты от Академии художеств, от Общества поощрения художеств, от Товарищества передвижных выставок, основателем которых был Перов, от музеев и пр. Мы, молодежь, в этот памятный день были на особом положении: мы хоронили не только знаменитого художника Перова, мы хоронили горячо любимого учителя. Провожатых было множество. Народ стоял вдоль панелей. Впереди процессии растянулись ученики с венками. Венок нашего натурного класса несли самые младшие из учеников Перова - Рябушкин и я. Видя такие многолюдные похороны, подходили обыватели спрашивать: «кого хоронят?» - и, узнав, что хоронят не генерала, а всего-навсего художника, отходили разочарованные. Медленно двигалась процессия к Данилову монастырю, куда за много лет по той же Серпуховке, мимо Павловской больницы, провожали Гоголя (а позднее Перов нарисовал рисунок: «Похороны Гоголя героями его произведений»). Вот и последнее расставание. Как тяжело оно нам! Гроб опускают, земля глухо стучит где-то внизу. Все кончено. Скоро вырос намогильный холм... Все медленно расходятся, мы, ученики покойного, уходим последними... Перова больше нет среди нас. Осталось его искусство, а в нем его большое сердце. Вечная память учителю! СТАСОВ О ПЕРОВЕ Перов явился, в 1858 году, прямым наследником и продолжателем Федотова, когда выставил свою картину «Приезд станового на следствие». Десять лет отделяли эту картину от «Свежего кавалера» и «Сватовства майора», но молодой художник поднимал выпавшую из рук Федотова кисть на том месте, где он ее уронил... Перов начал своими картинами проповедь нового искусства. Настроение Перова было глубоко серьезное. Он мало был наклонен расплываться в красивых и сладких ощущениях; он был полон негодования на то, что видел; его волновали до корней души целые толпы русских типов и личностей, постоянно везде стоявшие около него; его потрясали сцены и события, около которых слишком многие проходят не замечая. У него натура была одной породы с Гоголем, у него были тоже две главные ноты: юмор и трагедия. Он столько же мало был способен, как Гоголь, рисовать условную смазливость людей и жизни, спокойно прославлять красоту и благополучие. У него и люди, и сцены, и лица, и тела были живые копии с того, что в самом деле есть на свете. Ни нравоучительности, ни фельетонного легкого смеха... у него уже не было. Все у него было, особливо в первые годы, строго, важно, серьезно и больно кусалось. За это последнее качество его многие прозвали живописцем «тенденциозным», но эта-то именно сторона его таланта и составляла венец его юного , порывистого творчества . ...«Сельский крестный ход», «Проповедь в селе» (1861), «Чаепитие в Мытищах» (1862), «Монастырская трапеза» (1866) вдруг нарисовали целый новый мир, тоже раньше никем не тронутый, с той стороны, которая была именно самая характерная. До тех пор было принято изображать наше духовенство с одной только точки зрения: точки зрения благодушных, елейных пастырей, представителей неба на земле. После Пушкина и его гениальной «Сцены в корчме», после Гоголя и его столько же гениальных сцен с дьячками, попами и монахами мудрено было новым художникам купаться все только в прежней лжи и притворстве. Надо было показать эти личности в самом деле людьми, и притом такими, какими всякий их знавал и видел в действительной жизни, особенно в глухих углах России. Перов идет все по-прежнему в гору по свободе и силе представления и даже по силе колорита. У него является теперь целый ряд портретов в величину натуры... «Странник» и «Фомушка-сыч» - это были тоже портреты, да только еще более - этюды с характернейших русских типов. Период времени между 1870 и 1875 годами - это период наивысшего расцвета Перова. «Птицелов», «Рыболов», «Охотники на привале», «Ботаник», «Голубятн ик» - во всех этих задачах нет ничего ни великого , ни значительного , ничего драма тического , ни захватывающего воображение . Но тут предстала целая галерея рус ских людей , мирно живущих по разным углам России , ничего не знающих , ни о чем не заботящихся , хоть трава не расти , и только всей душой ушедших в любезное и ничтожнейшее занятие : кому - дороже всего на свете птицу на дудочку поймать , кому - рыбу из воды вытащить , кому - зайца догнать , кому - увидать , как дерев цо или цветочек растет , кому - уследить за кувырканиями турманов в воздухе ... Тут в коллекции есть и дворовые люди , поседелые в холопском хомуте , и помещи ки , закаленные в праздности , и крестьяне , совращенные от своего дела , и барчата , и дворяне , и мещане , и мальчишки , и стари ки ... На первый взгляд тут все только юмор , добродушный , милый , наивный , не злобивый , ни о чем особенно не задумы вающийся юмор , простые картины русских нравов , да , но только от этого «наивного» юмора и от этих «простых» картин мураш ки по телу бегают . Гоголь с Островским , должно быть , тоже наивные юмористы и изобразители простых сцен были . Нет , кто не слеп и не глух , почувствует в этих картинах едкое жало . Проживи еще Пе ров ... по всей вероятности , он начертил бы много еще таких же глубоких картин , сня тых живьем с нашей родины . Мало кто знает, что Перов - действительно «чрезвычайно ценный для нас русский художник» - был также и прекрасным беллетристом, автором интересных рассказов, публиковавшихся в журналах сто лет назад. Мы знакомим наших читателей с маленькой новеллой В. Г. Перова «Нечто о портретном сходстве».
Василий Григорьевич Перов (1833-1882) – художник, один из членов-учредителей Товарищества передвижных выставок. Фамилия художника "Перов" произошла от прозвища, данного ему учителем грамматики за владение пером для написания писем. Василий Перов – был незаконно рожденным сыном барона Георгия Карловича Криденера. После его рождения родители обвенчались, но в правах на фамилию и титул отца ему было отказано. Золотой век Василия Перова"Золотой век" Перова начался в 1860 г. В конце 1850-х публика устала от мифологической и "библейской" живописи, и петербургская Академия художеств была вынуждена начать присуждать медали за "лапти да сермяги". В 1860 г. Василий Перов получил малую золотую медаль за "Первый чин". Павел Третьяков написал ему: "Берегите себя для службы искусству и для Ваших друзей". Позже он получил большую золотую медаль за "Проповедь в сельской церкви". Третьяков купил много картин Перова этого периода. В начале 1870-х художник переживал творческий кризис. Картины Перова уже не привлекали всеобщего внимания. Восторг от первых работ художника сменился недоумением. Павел Третьяков писал о Перове после осмотра выставки 1875 г.: "Что за жалкие вещи Перова, какое чудное превращение таланта в положительную бездарность". Ему вторил Крамской : "Четыре года тому назад Перов был впереди всех,.. а после Репина "Бурлаков " он невозможен". Отчасти кризис объяснялся смертью жены в 1869 г., отчасти ему способствовали товарищи-передвижники. Биография Перова
Неудавшееся товариществоВ 1871 г. состоялась первая выставка художников-передвижников. Почти год её бескорыстно сопровождали Василий Перов и Григорий Мясоедов. Они не потребовали возмещения даже стоимости железнодорожных билетов. Предполагалось, что сопровождающими будут поочередно члены Товарищества. Однако не каждый мог себе это позволить, а кто мог – предпочитал заниматься живописью. Петербургское отделение в обход московского наняло сопровождающего. Были и другие обиды и разногласия. В.Г. Перов будучи казначеем московского отделения допустил копеечную неточность в отчете. Разразился скандал. Перов исполнял обязанности казначея опять же бескорыстно. Чтобы оправдаться, он за свой счет нанял бухгалтера. В 1877 г. Василий Григорьевич Перов покинул Товарищество. В заявлении он, возражая против расширения Товарищества, написал: "...я убеждён вполне и думаю: где много собравшихся, там, конечно, можно ожидать много и хорошего, а ещё более дурного, что и было, как я слышал, с артелью художников, когда-то существовавшей в Петербурге". Реакция Крамского была жёсткой: "Бог судья Перову – обойдёмся и без него". В 1871-1882 гг. В.Г. Перов преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества . По воспоминаниям его ученика М.В. Нестерова "в Московской школе живописи... всё жило Перовым, дышало им, носило отпечаток его мыслей, слов, деяний". Василий Перов был особенно дружен с Алексеем Саврасовым . Они вместе создавали Товарищество передвижников и работали в Училище живописи . Оба покинули училище в 1882 г. Картины и портреты ПероваКартины Перова, написанные в жанре бытовой живописи, – рассказ о ежедневной жизни людей, окружавших художника. Иногда это иллюстрация к празднику, иногда – к отдыху, но чаще – к каждодневным трудностям и мытарствам. С годами ирония и юмор Перова сменились сатирой, направленной против духовенства и купечества. О сюжетах картин Перова критик В.В. Стасов писал: "Целая галерея русских людей, мирно живущих по разным углам России". Многие картины Перова П.М. Третьяков купил сразу после их создания. Другие – попали в Третьяковку после 1925 г. при национализации частных коллекций. Картина "Сельский крестный ход" написана Перовым в 1861 г. Тогда же её выставили в Академии художеств, но уже на следующий день сняли с экспозиции по требованию властей. В прессе сообщили, что картина "исчезла с выставки по причинам, от художника не зависящим". Работу перевезли на выставку Общества поощрения художеств в Петербург. Здесь тоже разразился скандал. Критик В.В. Стасов заметил: "Такая сатира больно кусается". Картину убрали, а на выставке на её месте появилась карточка с надписью "Приобретено П.М. Третьяковым ". Меценат купил полотно, невзирая на предупреждение, что автор вместо заграничной поездки может попасть в Соловецкий острог за богохульство. Картина "Чаепитие в Мытищах, близ Москвы" написана В.Г. Перовым в 1862 г. по заказу администрации города. И хотя картина была заказная, написана она была как обличительная и остросоциальная и произвела огромное впечатление на московскую публику. Картину "Чаепитие в Мытищах" приобрёл для частной коллекции К.Т. Солдатёнков . Позже, после 1925 г., при национализации она попала в Третьяковскую галерею. Картина "Монастырская трапеза" , написанная Перовым в 1865 г., дорабатывалась одиннадцать лет. Она так и осталась сатирой на духовенство. Хотя это гротеск, но, по мысли автора, типичные персонажи и точно выписанные детали картины должны были убедить зрителя в достоверности изображённого. Картина "Тройка" ("Ученики мастеровые везут воду") написана Перовым в 1866 г. Это одно из самых пронзительных по эмоциональному воздействию произведений о жутком существовании бедноты в России конца XIX в. "Целая жизнь рассказана в их лохмотьях, позах, измученных глазах" – писал критик Стасов о картине Перова "Тройка". У современников она сразу получила всеобщее признание. Картина была одной из двух работ, за которые Перову присудили звание академика. Но высшей похвалой для художника стала покупка картины П.М. Третьяковым сразу после выставки. Картина "Охотники на привале" написана Перовым в 1871 г. для выставки в Европе. С выставки её сразу купил П.М. Третьяков . В 1877 г. второй авторский вариант был написан для Александра II. Сейчас это полотно находится в Государственном Русском Музее в Петербурге. Говорят, что есть ещё третий авторский вариант, который долго хранился в Николаевском областном музее как копия. Перов был страстным охотником, поэтому тема охоты ему хорошо знакома. Трое мужчин на картине в московской жизни были врачами. Рассказчика в "Охотниках на привале" художник написал с доктора Мясницкой полицейской части Д.П. Кувшинникова. Позже, в 1892 г., он и его жена, хозяйка популярного в Москве в 1880-1890-е гг. литературного салона, стали прототипами рассказа Чехова "Попрыгунья". Картину "Птицелов" Перов написал в 1870 г. и получил за неё звание профессора. Из сценки, случайно увиденной художником в лесу, получилась очень поэтичная работа. Пейзаж для картины "Птицелов" написал друг и соратник Алексей Саврасов |
Читайте: |
---|
Популярное:
Пероральные сахароснижающие препараты: список, принцип их действия Пероральные гипогликемические препараты |
Новое
- Татарская колбаса тутырма из субпродуктов – пошаговый фото рецепт, как приготовить в домашних условиях
- Свинина с картошкой в духовке — Простые и вкусные рецепты
- Соус из кетчупа для макарон Простой соус для макарон из кетчупа
- Заправка для рассольника на зиму Рецепт рассольника классический с перловкой на зиму
- Таблица критическая точка разных веществ
- Параметры критической точки
- Поет михаил александрович
- Квантовый предел за порогом(древний манускрипт
- Сонька Золотая Ручка (Блювштейн Софья Ивановна) – биография Кто такая сонька золотая ручка биография
- Начальные геометрические сведения