Главная - Дети 6-7 дет
Понятие мировоззрения и его структура. Религиозное мировоззрение: самая суть

Возникновение религии является логическим следствием эволюции и формирования мировоззренческого сознания человека, которая уже не удовлетворяется наблюдением того, что его непосредственно окружает - земным миром. Она стремится познать глубинную сущность вещей, отыскать "начало всех начал", субстанции (лат. substantia - сущность), способную образовать все. С мифологических времен такое стремление обусловливает удвоение мира на земной, естественный (посейбічний) и неземной, сверхъестественный (потусторонний). Именно в сверхъестественном, "нагорном" мировые, согласно религиозным представлениям, посвященные наиболее существенные загадки мира - его создания, источники развития в самых разнообразных формах, смысл человеческого существования и т.д. Основные постулаты религиозного мировоззрения - идея божественного першотворення, всесилие высшего начала.

Важным источником формирования религии был поиск человеком ответов на вопросы жизни и смерти. Человек не мог смириться с мыслью о своей конечности, лелеяла надежду на жизнь после смерти, мечтала о спасении. Религия провозгласила человеку возможность такого спасения, указала путь к нему. Хотя в разных исторических типах религии (христианство, буддизм, ислам) этот путь толкуется по-разному, суть его неизменна - послушание относительно установок высшего порядка, послушание, подчиненность воле Божьей.

Религиозная форма мировоззрения, истоки которой коренятся в более ранних формах мировосприятия и миропонимания, отражает не просто веру в существование сверхъестественной сферы, которая определяет все сущее. Такая вера характерна для первых, незрелых форм религиозного мировоззрения. Развитая его форма отражает стремление человека к непосредственной связи с Абсолютом - Богом. А термин "религия" означает не только благочестие, набожность, а и связь, взаимоотношения человека с Богом через почитание и поклонение ему, а также между-человеческое единение на основе божественных указаний.

Религия (лаг. religio -- набожность) - духовный феномен, который выражает веру человека в существование сверхъестественного начала и является для него средством общения с ним, вхождение в него.

Религия как особый тип мировоззрения возникает с усилением в человеческой жизни внимания к духовным проблемам: счастья, добра и зла, справедливости, совести и т.д. Размышляя о них, люди естественно искали их источники в "высших материях ". Так, согласно Библии, законы человеческой духовно освященной поведения продиктованы Моисею Богом и записаны на скрижалях (Ветхий Завет) или произнесенные Иисусом в своей Нагорной речи (Новый Завет). В священной книге мусульман Коране содержатся наставления Аллаха об ответственности каждого человека перед Богом, что должно обеспечить праведную жизнь и преодоление существующей в обществе несправедливости.

В философской доктрине, этике, системе обрядов религия объясняет значение главной ценности - смысла жизни; формулирует надлежащие нормы поведения; дает основания для сопротивления всему неправедному; способствует облагородженню поведения личности. Религиозное мировоззрение осуществляет космізацію, человеческого бытия - выход человека за рамки узко-земного, социально интегрированного существования в сферу единой "духовной родины".

Религиозное мировоззрение - форма общественного сознания, согласно которой мир является порождением высшего понадприродного творца - Бога.

Центральная проблема религиозного мировосприятия - судьба человека, возможность ее "спасение", существования в системе "земной (чувственный) мир - мир небесный, нагорный (по-сверхъестественный)".

Религиозное мировоззрение опирается не на знания и логические научные аргументы, хоть в современных религиозных учениях, в частности в неотомізмі, это широко используется ("принцип гармонии науки и религии"), а на веру, сверхъестественное (трансцендентное), что обосновывается религиозной догматикой. Это обеспечивает устойчивость религиозно-мировоззренческих установок и убеждений, которые имеют тысячелетнюю историю. Способствует религия и солидарности верующих: священные идеалы, которые воспроизводятся постоянными обрядами, обеспечивают определенную соборность индивидов. Выполняя компенсативную терапевтическую (морально -"лекарство"), коммуникативную функции, религия способствует бесконфликтном связи, определенной согласии, солидарности конфессиональных групп, этносов. ее ритуалы существенно обогащают палитру человеческого искусства (живопись, музыка, скульптура, архитектура, литература и т.д.).

Серьезной научной проблемой является соотношение мифологического и религиозного мировоззрений. В поисках ответа на этот вопрос некоторые ученые, в частности американец Эдуард-Бернетт Тейлор (1832-1917), утверждают, что основой мифологии есть примитивное анимистическое мировоззрение, из которого религия черпает свое содержание, а потому без мифологии сущность ее происхождение не понять. Другой американский ученый К. Бринтон, считает, что не религия происходит из мифологии, а мифология порождается религией. Еще одна точка зрения (культуролог Ф. Жевонс) заключается в том, что миф вообще нельзя считать источником религии, поскольку он - "первобытная философия, наука, а частично - художественный вымысел". Различая мифологию и религию немецкий философ и психолог Вильгельм Вундт (1832-1920) писал, что религия существует только там, где есть вера в богов, а мифология, кроме этого, охватывает веру в духов, демонов, души людей и животных. Согласно с этой точкой зрения длительное время сознание людей не была религиозной.

Между мифологией и религией существует тесная связь, но их источники разные. Корни мифологии - элементарная потребность человеческого разума в понимании и объяснении окружающей действительности. Однако міфотворча деятельность человеческого ума может быть полностью лишено религиозности, о чем свидетельствуют мифы аборигенов Австралии, жителей Океании, примитивных народов Африки и Америки. Самые элементарные из них отвечают на простые естественные вопросы: почему ворон черный, почему летучая мышь плохо видит днем, почему медведь лишен хвоста и т.д. И когда средствами мифов начали объяснять явления духовной и социальной жизни, обычаи, нормы поведения, родоплеменные отношения, в них начали много внимания уделять вере в богов, сакрализации (освящения) установленных социальных норм, предписаний, запретов. Фантастические образы, в которых на первых порах виделось воплощение таинственных сил природы, со временем стали дополнять предположениями о существовании сверхъестественных высших сил. Это дает основания для выводов, что мифы, которые, хоть и поставляют материал для религиозных верований, не является непосредственным элементом религии. Они являются произведениями народной фантазии, которые возникают на ранних стадиях развития человечества и наивно объясняют факты реального мира. Рождаются они из его природного любопытства, на основе трудового опыта, с расширением и обогащением которого, с развитием материального и духовного производства расширяется сфера, усложняется содержание мифологической фантазии.

Несмотря на разные корни, мифология и религия имеют общий стержень - обобщающие представления, фантазию. Мифы удивление живучи, у некоторых народов, особенно в Древней Греции, развитие мифологической фантазии привел к тому, что немало философских, даже атеистических идей приобрело мифологических признаков. Однако некоторые религии, например конфуцианство, совсем лишены мифологической основы. Религиозное мировоззрение, как и любой другой, не является однородным, ведь существуют эгоцентричны, социо центрические и космо центрические религиозные системы (зависят от того, где усматривается центр утечки религиозных взглядов - в индивиде, обществе или Космосе). Отдельные религиозные школы (буддизм) не признают существование Бога, учат, что человек непосредственно связана с космическими первоисточниками. Социально-духовные наставления религии и веры нередко воплощаются в сознание и поведение людей вне церквей и конфессий (протестантизм). Религиозное мировоззрение влияет на людей неоднозначно: он способен их объединять или разъединять (религиозные войны и конфликты), может способствовать формированию гуманных моральных норм поведения, и, приобретя фанатичных форм, время от времени порождает религиозный экстремизм.

до сих Пор сохранили свою актуальность дискуссии о соотношении знания, науки, веры и религии. В частности, вновь на повестке дня встала тезис о возможности рационального обоснования религиозных догматов. По этому поводу едва ли не самым радикальным является высказывание известного физика С. Хокинга: "Вера в правоту теории Вселенной, которая расширяется, и "Большого Взрыва" не противоречит вере в Бога-творца, но указывает пределы времени, в течение которого он должен был справиться со своей задачей". Российский ученый В. Казютинський замечает, что та целесообразность, которая проявляет себя в природе, может быть интерпретирована как проявление "разумного замысла", подчиненного определенным трансцендентальним сознательным целям.

Итак, на протяжении тысячелетий возникали, взаимодействовали, сменяли друг друга различные виды дофілософського мировоззрения - магический, мифологический, религиозный. Они развивались вместе с эволюцией человечества, усложнялись и видоизменялись одновременно с аналогичными процессами в человеческих сообществах, отражали развитие сознания человека, накопление знаний, прежде всего научных, об окружающем мире.

Развитие мировоззренческого сознания нашел свое естественное завершение и оформление в философском мировоззрении.

Религия.

3. Развитие форм религии.

4. Классификация религий

5. Религия и культура.

6. История мировых религий.

6.1. Христианство.

6.2. Ислам.

9. Религиозные конфликты: хронология.

Религия.

«Религия есть не что иное, как ответ на вопрос о смысле жизни».

Л. Толстой.


«Если религия не может продемонстрировать ничего лучшего в своих усилиях дать человечеству счастье, культурно объединить его и нравственно обуздать, то неизбежно встает вопрос, не переоцениваем ли мы ее необходимость для человечества и мудро ли мы поступаем, основываясь на ней в своих культурных запросах».

3. Фрейд
«Религия – это любая система взглядов и действий, разделяемая группой и дающая индивиду систему ориентации и объект поклонения».

Э. Фромм
«Три человеческих импульса, воплощенные в религии, это, по-видимому, страх, тщеславие и ненависть... Именно потому, что эти страсти в общем и целом служат источником человеческих страданий, религия является силой зла, ибо позволяет людям безудержно предаваться своим страстям... В наше время эти эмоции могут быть почти полностью устранены из человеческой природы при помощи реформ в области воспитания, экономики и политики. Основу должны составить реформы в сфере образования…».

Б. Рассел.

1. Возникновение и становление религиозного мировоззрения.

Религиозная форма мировоззрения, как считают многие ученые, возникла в эпоху верхнего палеолита (каменный век) 40-50 тыс. лет назад на основе развития представлений о комплексе богов мифологического мировоз­зрения. Как и мифо­логия, религия опирается на чувственные образы, но, в отличие от неё, сосре­доточивает воображение и фантазию не на субъективном и при­родном мире, а на особом ирреальном, сверхприродном, сверхъестественном и сверхчувственном мире, образующем целое духовное царство, ши­рокую область божества и его атрибутов, структур божественного. Этот мир невозможно познать с помощью разума, он постижим лишь с помощью веры в сверхъестественные силы, в существование одного или нескольких богов, в какое-либо «священное» начало, находящееся за пределами понимания человека. Таким образом, на первый план выдви­гается психологическая установка - вера в Бога, в возможность челове­ка прожить Богочеловеческую жизнь, достичь подлинных нравственных (божественных) ценностей и обеспечить себе бессмертие.

Корни религиозного мировоззрения имеют различный характер:


  • Социальные корни выражают зависимость человека от сложившихся на данном историческом этапе общественных отношений, из которых он не может вырваться самостоятельно, с помощью только своих собственных сил.

  • Гносеологические корни связаны с определенным уровнем развития сознания человека, появлением абстрактного мышления, которое таит в себе возможность отрыва мысли от действительности. Человек научается воображать, представляя в своих фантазиях даже то, чего нет в реальной действительности. Кроме того, возникновение религии связано и с недостаточностью знаний, накопленных к тому времени человеком, что лишало его возможности рациональным образом объяснить многие природные явления и процессы.

  • Психологические корни религии связаны с тем, что человек во многих случаях своей жизни оказывался бессильным перед природой, что вызывало страх перед ее необъяснимыми, «таинственными» силами, побуждало к поиску средств, с помощью которых он мог бы им противостоять. Еще древние мыслители говорили, что страх породил богов. Но было бы неправильным преувеличивать роль страха и других отрицательных эмоций в формировании религиозных верований. Фейербах заметил, что «для объяснения религии необходимо брать не только отрицательные, но и положительные мотивы, не только невежество и страх, но и чувства противоположные страху - положительные чувства радости, благодарности, любви и почитания».

2. Религия, её сущность и роль в жизни человека и общества.

По мнению Цицерона, само слово «религия» происходит от лат. religio - благочестие, набожность, святыня. Исходя из такого объяснения этимологии данного слова, Цицерон определял религию как благоговейное поклонение богам, исполненное страха богопочитание .

Христианский богослов Лактанций в IV НЭ оспорил утверждения Цицерона, заявив, что «религия» происходит от «religare» - «воссоединять», «связывать». По словам Лактанция, слово «религия» происходит от уз, связывающих людей с Богом.

Религия занимает особое место в системе форм общественного сознания. Прежде всего, это объясняется тем, что основой религиозного мировоззрения является не знание, а вера. Именно вера в чудо, таинство и авторитет служит способом его существования. Таким образом, в сознании верующего приоритетную роль играет эмоционально-чувственная компонента; рациональное является производной функцией. Вера обусловливает настроения и переживания, то или иное внутреннее состояние человека. Вера человека связана с переживанием религиозных представлений, а порой с глубоким потрясением от того или иного культового действия. Опора религии на веру естественным образом порождает существование определённой идеологии.
Любая религия ориентируется на решение проблемы смысла жизни. Сама постановка этой проблематики обусловливается следующими обстоятельствами:


  1. Осознание человеком неизбежного конца жизни.

  2. Поскольку каждому человеку в той или иной степени присущ эгоизм, возникает потребность формулирования обоснования собственного существования.

  3. Придание собственной жизни максимальной значимости.

  4. Страх человека перед неизвестностью, в т.ч. перед собственной смертью.
Единственным институтом, претендующим на решение данной проблематики, является религия. Вообще религию можно считать первым институтом культуры, призванным удовлетворить духовные потребности человека. Религия всегда претендовала на исчерпывающее, абсолютно истинное объяснение смысложизненных проблем людей. При этом картина мироздания, равно как и ответы на вопрос о смерти и бессмертии человека, его совести и долге, добре и зле, предлагаются людям на основе их веры в существование сверхъестественных всемогущих сил.
Можно выделить следующие основные признаки религии:

  1. вера в личного Бога или в личных богов

  2. вера в исходящие от сверхъестественной реальности откровения

  3. религия включает в себя определённые представления о свойствах сверхчувственной реальности (теология), происхождении и устройстве мироздания и его будущем (космология), о происхождении, природе и посмертной судьбе человека (антропология).

  4. наличие культа как формы индивидуального и коллективного общения со сверхъестественным миром.

  5. установленные Богом или богами этические принципы взаимоотношений людей.

  6. существование союза верующих.

Попробуем дать определение религии.

1. Религия - это основанное на вере в сверхъестественное мировоззрение, включающее в себя систему догм, чувств, направленных на иллюзорные предметы, и обрядовых действий, удовлетворяющих определенные духовные потребности человека.

2. Религия - сфера человеческой деятельности, включающая как форма общественного сознания веру в существование сверхъестественного (бога, богов), соответствующее поведение и специфические действия (культ), особые социальные институты (церковь).

3. Религия – институт, состоящий из определённых догм; система ценностей и определенные правила поведения (религиозная этика).
Любая развитая религиозная система представляет собой комплекс взаимообуславливаемых структур:

а) определённый набор взглядов на окружающий мир и человека в нём.

б) обусловленная этим набором программа действий

в) механизм своего распространения (и навязывания) – корпус жрецов/священников и символика.


Таким образом, религия тесно связана не только с верой, но и с определёнными догмами, молитвой, с рядом культовых обрядов. Эти догматы и ритуалы составляют в своей совокупности религиозный культ, осуществляемый специальными религиозными институтами (церковью, сектами и т.д.), они принимаются верующими с эмоциональным переживанием своей убежденности в их истинности.

Под церковью в данном случае понимается система отправления культа, внешнее проявление религиозных убеждений. Институт церкви характерен в основном для христианства. При этом в светских государствах церковные институты не имеют власти над государственными институтами. Напротив, в ряде стран церковь играет важную роль в осуществлении государственной политики.


Роль религии в жизни каждого индивида и общества в целом не стоит оценивать категорично (только негативно или только позитивно). С одной стороны, можно выделить ряд функций, характеризующих религию как исключительно положительное явление:

  • компенсаторная. Религия вселяет надежду на лучшую жизнь человека в ином, потустороннем мире.

  • воспитательная. Религия способствует формированию чувства любви и доброты к другому человеку, терпимости и милосердия, сочувствия и сострадания, чувства долга и справедливости.

  • регулятивная. Религия побуждает верующих поступать в соответствии с религиозной моралью.

Однако нельзя не отметить, что религия нередко порождает социальную пассивность, неверие в возможности самого человека изменить условия его бытия. Нередко она подавляет личность, ограничивает ее свободу и освобождает от ответственности за то, что происходит в мире, внушает ей мысль о слабости и греховности человека, о предначертанности, предопределенности его жизни (рок, судьба, карма, фатум и т.д.), лишает реальное бытие человека самого главного - его смысла, который оказывается связанным с Богом и потусторонним миром. Тем самым, жизнь в действительном мире обессмысливается и обесценивается; она становится средством для того, чтобы попасть в рай, находящийся якобы в «мире ином».


В силу того, что религия хранит и передает многовековой опыт, оказывает сильное воздействие на духовность отдельного человека, удовлетворяет его потребности в вере вообще, любви, утешении, чувстве благодарности, она сохраняет свое влияние на людей и в наши дни. При этом формирование религиозного сознания, как правило, актуализируется с возрастом.

3. Развитие форм религии.

Эволюцию религиозных верований можно представить следующим образом:

  • магия (примитивные верования)

  • фетишизм (тотемизм)

  • анимизм

  • политеизм

  • монотеизм

Первой, примитивной формой религии следует признать магию, представлявшую собой попытки воздействовать на окружающий мир с помощью ритуалов. Примером могут служить ритуальные танцы уходящих за добычей охотников, имитирующих борьбу с жертвой и итоговую победу над ней.

Затем возникает вера в магическую родственную связь между человеком и каким-либо животным (прародителем), растением, явлением природы или предметом - тотемом. Каждое племя, каждый род и даже каждый отдельный член этих общностей может иметь свой собственный тотем. В Древнем Египте, например, почитали корову, шакала, кошку, змею, пчелу, жука-скарабея, водяную лилию и др. Близость между человеком и его тотемом выражалась прежде всего в запрете убивать и использовать в пищу животное-тотем, уничтожать тотем-растение. С точки зрения религиоведов, тотемизм возник как фантастическое отражение в сознании людей складывающихся родовых отношений. Тотемизм также называют фетишизмом.

Более высокой формой первобытных верований является анимизм - вера в духов и душу, т.е. всеобщую одухотворенность природы. Первобытный человек населяет духами весь окружающий его мир, а душой наделяет животных и растения, явления и предметы природы и быта. Анимистические представления встречаются у различных племен и народов, населяющих нашу Землю. У древнеславянских племен широко была распространена вера в духов, покровительствующих семье и дому (домовой), лесу (леший), водной стихии (водяной) и т.п.

С дальнейшим развитием родового строя возникает вера в духов умерших предков, в возможность их влияния на жизнь потомков. С возникновением классовых обществ появляются сложные системы религиозных представлений, которые соответствуют складывающимся общественным отношениям, новым условиям бытия. Эти представления, отражая социальный мир, по существу, оправдывают его, закрепляют в сознании людей его незыблемость, невозможность каких-либо изменений. Постепенно в обществе выделяются специальные группы людей, которые обслуживают культ (шаманы, колдуны, жрецы) и оказывают определенное влияние на жизнь общества.

В I тысячелетии BC происходит переворот в сознании людей: после смерти человек попадает в иной мир, куда переносится идеал гармонии, красоты, добра. Бог – уже не животное или растение, а высший идеал справедливости, который оценивает жизнь человека на земле и решает, где будет существовать его душа после смерти.

Первоначально вновь возникающие религиозные системы являются политеистическими, т.е. предполагающими наличие особого мира, в котором живут существа, более могущественные, чем люди и духи. В классическом политеизме может отсутствовать чётко выраженная иерархия, все боги распределяют между собой власть и сферы влияния. Это, однако, не означает абсолютного равенства богов. Дуалистический политеизм распределяет богов на две иерархически организованных группы – «светлую» («добрую») и «тёмную» («злую»). Видимый мир – результат борьбы этих групп. Человек призван совершить выбор между группами и включиться в борьбу на той или иной стороне. Примером такой религии борьбы может служить зороастризм. Супремотизм представляет сверхъестественное как единую иерархию богов, возглавляемую верховным божеством (Древняя Греция, Древний Рим).

Как логичное продолжение супремотизма, возникает монотеизм. Сверхъестественная реальность понимается как трансцендентная миру (т.е. выходящая за его границы). Бог является Творцом мира из ничего, создав его по своему усмотрению. Он – не только создатель мира, но и источник нравственного закона, а также высший судья над миром.

Ислам и иудаизм при этом значительно отличаются от христианства. Бог в них понимается как единая абсолютная личность, в то время как согласно христианскому вероучению Бог обладает как единством сущности, так и множественностью лиц. В исламе и иудаизме противоположность Бога миру абсолютизируется, Бог не может сам придти в мир. В христианстве же Бог может явиться в мир, воплотившись в человека и оставаясь Богом. Иудаизм и ислам акцентируют внимание на законодательной и судебной функциях Бога, поэтому их часто называют «религией закона», или «религией послушания». Христианство акцентирует роль Бога как любящего и милующего отца.

4. Классификация религий

Религии:

  • монотеистические

  • политеистические

Религии


    экзотеризм. Внешняя (для всех) традиция

  • эзотеризм. Внутренняя (для избранных) традиция

Религии:


    конфессии

  • секты

Религии:


    современные

  • исторические

Религии:


    теистические. Основаны на вере в личного Бога (личных богов)

  • нетеистические. Сверхъестественная реальность трактуется как не имеющая свойств личности. Сюда относятся различные варианты пантеизма, а также буддизм.

Религии часто разделяют на языческие и неязыческие. К последним, как правило, относят монотеистические и некоторые политеистические религии.

Основой языческого отношения к богам является благоговейный страх перед их могуществом, обусловливающий тщательность исполнения обрядов внешнего поклонения сверхъестественным силам. Соблюдение техники религиозного ритуала должно обеспечить расположение обитателей сверхчеловеческого мира. Языческая культура подразумевает почтительную дистанцию между человеком и миром богов.

Напротив, такая неязыческая религия, как христианство, предполагает исчезновение страха, вызывавшего ранее отчуждение от Бога, указывая на взаимную любовь между Богом и человеком.

5. Религия и культура.

Вряд ли можно переоценить значение религии в формировании культуры человеческого общества с момента её возникновения и до наших дней. В истории религии, как в капле воды, отразилась история человечества со всеми ее приобретениями и потерями, со всеми присущими ей противоречиями. Были периоды, когда религия стимулировала развитие духовной и материальной культуры, были и периоды, когда религия выступала тормозом общественного развития, чиня преграды развитию науки и инакомыслию, сжигая на кострах инквизиции «еретиков», насаждая с помощью грубой силы одну «единственно истинную и единственно достойную» веру.

Религия, широко используя достижения искусства, может рассматриваться как органическая часть культуры. Она оказывала и продолжает оказывать важное позитивное влияние на сознание человека, способствуя формированию общечеловеческих нравственных норм и ценностей, пониманию их значимости в общественной жизни. Религия играет значительную роль в сохранении традиций народа, его обычаев и нравов. Нельзя забывать и о том вкладе, который она внесла в развитие культуры, вдохновляя творцов на создание шедевров литературы и искусства.

В свою очередь, произведения искусства как бы «работают» на религию. Так, архитектура подавляет воображение верующих необычностью, величественностью своих форм, указывая на незначительность человека перед лицом высших сил. Живопись и скульптура переводят абстрактные положения вероучений в план зримой, конкретно-чувственной образности. Религиозная музыка создаёт особый, эмоционально приподнятый звуковой фон для нравственных проповедей и молитв. Сама церковная служба с утвердившимся в веках ритуалом (молебен, заупокойная служба, крестный ход), с контрастным чередованием "сцен" и "актов", основанном на прекрасном знании законов человеческой психики, многое заимствовала у искусства театра - сценарий, декорации, костюмы, реквизит.

Религия тесно связана с возникновением и закреплением норм морали и нравственности. Так, известные всем библейские заповеди (не укради, не убий, не прелюбодействуй) представляют собой не что иное, как общечеловеческие принципы нравственности.

6. История мировых религий.

Не существует единой мировой религии, и каждая религия содержит свою версию решения основных вопросов, стоящих перед человеком, и в соответствии с ней навязывает определённый алгоритм жизни. Однако существуют религии, условно всё же называемые «мировыми», или "наднацио­нальными". Чтобы называться мировой, религия должна отвечать следующим условиям:

а) быть распространённой по всему земному шару

б) обладать значимым числом приверженцев

Наиболее распро­страненными, "мировыми", религиями являются буддизм (VI-V вв. до НЭ), христианст­во (I в. НЭ) и ислам (VII в. НЭ), удовлетворяющие обоим указанным критериям. Ещё две крупных религии соответствуют только одному из двух критериев: иудаизм (критерий А) и индуизм (критерий Б).

6.1. Христианство.

Христианство (от греч. Christós, буквально - помазанник) – монотеистическая религия, главными идеями которой являются искупительная миссия Иисуса Христа; предстоящее второе пришествие Христа; страшный суд, небесное воздаяние и установление царства небесного.

В основе догматики и богослужения Х. - Библия, или Священное писание. Христианская церковь включила в неё иудейский Ветхий завет; исключительно христианской частью Библии является Новый завет (в него входят: 4 евангелия, повествующие об Иисусе Христе, "Деяния апостолов", Послания апостолов и Апокалипсис).

Во все периоды своей истории Х. предстаёт в виде соперничающих религиозных направлений. Общим признаком, объединяющим все христианские вероисповедания, церкви, секты, является лишь вера в Христа, хотя и здесь между ними существуют разногласия [например, согласно вероучению большинства христианских церквей, Христу присуща и божественная и человеческая природа; согласно версии других христианских церквей (армяно-григорианской, коптской), Христос имеет лишь божественную природу]. Основные ветви Х.: 1) католицизм; 2) православие; 3) протестантизм. Кроме того, Х. имеет и ряд более мелких ответвлений - монофизитство, несторианство, арианство.

Х. возникло во 2-й половине 1 в. н. э. в восточных провинциях Римской империи первоначально в среде евреев, но уже в первые десятилетия получило распространение и среди др. этнических групп. Х. в религиозной форме выразило протест рабов, угнетённых слоев против существовавших порядков, против рабовладельческого государства. Важнейшими отличиями нарождавшегося Х. от прочих религий древности был полный отказ от этнических и социальных различий в вопросах веры, от жертвоприношений, обрядности. Успеху Х. способствовало его учение о бессмертии души и загробном воздаянии. Х. провозглашало духовное спасение всех людей через веру в искупительную жертву божественного спасителя как гарантию избавления людей от греха.

Х. сложилось на основе иудейских сект и течений (зелотов, ессеев), которые явились промежуточными звеньями между иудаизмом и ранним Х. В формировании христианского вероучения сыграли большую роль греко-римская философия (учение неоплатоников), религии Востока (египетские, иранские и даже индийские традиции и верования).

Первые общины, признавшие нового бога-спасителя Христа, появились, по-видимому, в Малой Азии и в египетской Александрии, а также в Палестине. Общины отличались простотой организации, отсутствием клира; члены общин устраивали совместно трапезы, собрания, на которых произносились проповеди. Не было ещё упорядоченного культа, и до начала 2 в. не выработалось единого вероучения. Для раннего Х. характерно разнообразие группировок, течений, между которыми не было согласия по ряду важнейших вопросов вероучения; всеобщими были лишь ненависть к Риму и надежда на его скорое падение, избавление от его ига, вера в близкое пришествие бога-спасителя и установление на земле "царства божьего" во главе с Христом.

Во 2 в. возобладало течение, призывавшее верующих безропотно "нести свой крест", уповая на сверхъестественное избавление, на "божью волю". В вероучении всё больше подчёркивалось страдание бога-спасителя, его культ стал, по сути, обожествлением человеческого страдания, смирения и терпения. Облик Иисуса Христа стал приобретать человеческие черты. Х. предстаёт как более или менее сложившаяся религия со своими догматикой, символом веры и обрядностью.

В 4 в. христианской церковью были признаны 4 евангелия, ставших частью Нового Завета, что свидетельствовало о завершении процесса мифотворчества, создания легенды о богочеловеке, о сыне божьем, претерпевшем смертные муки ради искупления грехов рода человеческого. В евангелиях наиболее четко из всех писаний Нового завета выражено учение о непротивлении злу и загробном воздаянии блаженством за земные страдания.

Изменения в христианской идеологии во 2-3 вв. были тесно связаны с изменением первоначального социального состава христианских общин, в которые в большом количестве стали вступать и богатые люди. Если на протяжении первого столетия существования христианских общин все их члены считались равными, отсутствовал особый аппарат управления, то с середины 2 в. идёт усложнение организации. Появляются должности епископов и дьяконов, ведавших общинным имуществом, хозяйственными делами общины и всё больше обособлявшихся от массы верующих. Выработалось учение об особой "благодати", ниспосланной богом этим должностным лицам, дающей им исключительное право совершать религиозные обряды, быть наставниками остальных членов общины, декретировать принципы вероучения. Так образовалась церковная организация, разделённая на клир (духовенство) и мирян. Начал складываться институт монашества. Укрепление связей между отдельными общинами способствовало процессу образования единой христианской церкви, управляемой епископами. К этому периоду относится возникновение первых ересей («ересь» – «мнение»), проповедующих принципы первоначального христианства.

С формированием церковной организации разрабатывались и всё более усложнялись культ и догматика Х. В вероучении стала проводиться мысль, что блаженства могут добиться не только бедные, а все верующие во Христа, выполняющие церковные обряды, подчиняющиеся церковной дисциплине, проявляющие смирение и терпение. Первоначальные общинные собрания, трапезы-вечери превращались в богослужения. Обряды всё более усложнялись, впитывая в себя культовые действия религий древнего мира. Т. о. вырабатывались основные христианские таинства, праздники, богослужение, сохранившиеся с той или иной модификацией до наших дней.

Складывавшаяся христианская церковь стала представлять собой значительную силу. Римские императоры, рассматривая христианскую церковь как возможную политическую соперницу, жестоко преследовали христиан. Однако в дальнейшем, осознав характер и значение деятельности христианской церкви, императоры стали опираться на христианскую организацию. В 4 в. получивший поддержку христианской церкви император Константин I (правил в 306-337), оставаясь "язычником", объявил Х. официально дозволенной религией. В 325 император созвал 1-й Вселенский собор из представителей церковных верхов. На соборе был принят "Символ веры", был оформлен союз между императорской властью и церковью. На Вселенских соборах 325 и 381 был закреплен догмат о Троице. Император Феодосии I (379-95) издал указ о закрытии всех языческих храмов. Так Х. из гонимой религии превратилось в государственную. Христианская церковь вела ожесточённую борьбу не только с язычеством, но и с ересями внутри Х. Вселенские соборы с IV по VIII вв. в основном занимались именно обсуждением ересей.

Особенности исторического развития западной и восточной частей Римской империи привели к расхождениям между христианскими церквами Запада и Востока, особенно усилившимся после разделения Римской империи на 2 государства. Римские епископы (с 5 в. "папы") претендовали на главенствующее положение в христианском мире. В Восточной Римской империи (Византии) им противостояли константинопольские патриархи. Разделение христианской церкви на католическую (западную) и православную (восточную) датируется 1054, но на деле являлось многовековым процессом, завершившимся в начале 13 в. К 13 в. вся Европа была христианизирована. На Руси Х. распространилось под влиянием Византии с конца 10 в. (утвердившаяся в Русском государстве православная церковь вплоть до середины 15 в. находилась под контролем константинопольских патриархов). Экономической базой и той и др. церквей являлось крупное церковное (особенно монастырское) феодальное землевладение. В средние века установилась монополия христианской церкви на систему воспитания, образования. В раннее средневековье клир являлся единственным грамотным слоем населения; христианские монастыри способствовали распространению грамотности, книжного дела. Церковь стремилась к контролю над наукой, преследовала малейшие проявления свободомыслия.

Борьба против христианской церкви достигла наибольшего размаха в период Реформации. Она тесно связывается с именем Мартина Лютера (1483-1546), написавшего 96 тезисов о несогласии с Папой. В 16 в. от католицизма отпал ряд церквей, образовавшихся на части территории Германии, в Англии, Дании, Швеции, Норвегии, Голландии, Швейцарии и др.; оформилась третья (наряду с католицизмом и православием) основная ветвь Х. - протестантизм. Протестантизм отражал интересы буржуазии, выступавшей против феодальной церкви, предвещая первые буржуазные революции. Протестантизм представлен множеством независимых церквей, из которых наиболее многочисленная по числу верующих – Евангелическая Лютеранская. Большое влияние имеют кальвинизм, англиканство, также существует большое число сект, из которых многие превратились в самостоятельные церкви, - баптисты, методисты, адвентисты и др. Для ряда течений протестантизма характерна идея о том, что богатство является праведностью, а бедность – грехом, ибо к бедности ведут лень и безделие.

Три основных ветви христианства весьма существенно отличаются друг от друга. Так, все священники католицизма принимают обет безбрачия – целибат; в православии приходские священники обязаны быть семейными. В появившемся в XVI в. протестантизме отсутствуют иконы (это связано со 2й заповедью), монастыри, культ святых. Если в католицизме и православии священники – посредники между Богом и человеком, и каждый из них является наследником одного из 12ти апостолов, то в протестантизме они – лишь помощники в вопросе понимания веры. Католицизм предполагает наличие собственной политической организации, что приводит к Папацезаризму (Цезарепапизму) – совмещению функций Папы и чиновника. В православии иная точка зрения – концепция симфонии (сосуществование и сотрудничество светской и духовной властей). В протестантских странах протестантизм имеет статус государственной религии, и глава государства часто является главой церкви.

В конце 19 в. в связи с колониальными завоеваниями усилилась миссионерская деятельность христианских церквей.

Важное место в деятельности современных христианских организаций занимает политика экуменизма, направленная на смягчение межконфессиальных распрей. 7 декабря 1965 одновременно в Риме и Стамбуле были зачитаны тексты совместно заявления католической церкви и Константинопольской православной церкви о взаимном отказе от анафемы, которой предали друг друга главы этих церквей в 1054. Заметно оживились контакты между различными христианскими церквами.


Христианская церковь – см. схему в тетради

6.2. Ислам.

Ислам (араб., буквально - покорность, предание себя воле божьей) - одна из наиболее распространённых религий мира. Её последователи - мусульмане - составляют большую часть (от 80 до 98%) населения Мавритании, Марокко, Алжира, Туниса, Ливии, Египта, Судана, Сомали, Иордании, Сирии, Ирака, государств Аравийского полуострова, Турции, Ирана, Афганистана, Пакистана, Бангладеш, Индонезии, значительную часть (от 60 до 75%) населения Нигерии, Сенегала, Гвинеи, Мали, около половины населения Ливана и Албании, около 30% населения Эфиопии, около 20% населения Либерии, Танзании, около 11% населения Индии. Всего же на Ближнем Востоке примерно 300 млн. верующих, на Дальнем и Среднем Востоке примерно 800 млн, в Бангладеш – примерно 200 млн., в Иране >80 млн.

Основателем Ислама является пророк Мухаммад. Мусульмане верят в то, что через Мухаммада (а ему – через ангела Джебраиля) Бог ниспослал народам мира новую религию - ислам - в завершённом виде, а также Коран - последнее Божественное Откровение. Согласно постулатам ислама, Мухаммад - последний Посланник Божий, после него посланников не будет до дня Страшного Суда. Он родился в 570 г. AD в Мекке в племени курайш. Это время характеризовалось сосуществованием на Ближнем Востоке множества религий, таких как христианство (православие и секты, иудаизм, зороастризм. Распространены были и языческие верования. Когда Мухаммаду было 40 лет, на него снизошло Откровение. Благодаря проповедям и усилиям первых мусульман, ислам постепенно стал распространяться среди населения Мекки. Мухаммад активно выступал против суеверий, критиковал язычество. Язычники, защищая свои обычаи, оскорбляли мусульман и насмехались над ними, преследовали их, пытали и убивали. После этого мусульмане решили переселиться из Мекки в Медину. В Медине Мухаммад провозгласил братство всех людей, независимо от их племенной, национальной или расовой принадлежности. Он также объявил о превосходстве Божьих Законов, которыми должны были руководствоваться все мусульмане в своей личной и общественной жизни. В Медине было образовано первое в истории мусульманское государство. Вместе со своими приверженцами в 629 году Мухаммад бескровно завоевал Мекку. 8 июня 632 г. Мухаммад умер, оставив после себя величайшее наследие.

И. обрёл значительную стабильность как в самой Аравии, где на его основе образовалось централизованное государство, так и за её пределами, когда в результате арабских завоеваний возникла обширная мусульманская империя - Халифат, огромное государство, владеющее землями от Испании до Индии. Универсализации И. способствовала предельно простая процедура перехода в него.

В 9-10 вв. И. превращается в сложную систему с утончённой философско-теологической (калам) и детально разработанной правовой (шариат) основами. Шариат провозглашался плодом божественных установлений и потому - вечным и неизменным.

Мусульманскую общину (умму), являвшуюся одновременно и политической организацией и религиозной корпорацией, объединяла единая вера, а не кровные связи.. Это соединение светской и религиозной сфер, отождествление морали и права, сделало И. всеобъемлющей, тотальной системой, претендующей на удовлетворение всех духовных потребностей и на этом основании требующей от человека безусловной преданности и признания права на контроль над всеми сторонами его жизнедеятельности. Многими чертами своей догматики, этики, обрядности, мифологии и т. д. И. наиболее близок христианству и иудаизму, из них И. заимствовал немало идей и установлений.

Основной священной книгой является Коран («чтение»), авторство которого также приписывают Мухаммаду. «Коран» составляют 114 глав (сур), которые делятся на 6000 айат. Сунна – запись поступков пророка. 1 часть сунны – сам текст. 2 часть сунны – ссылка, подтверждающая верность текста (иснад). Кроме того, как священные в исламе рассматриваются и основные догматические сюжеты Ветхого завета, а Аллах в Исламе есть суть то же, что и Бог-отец. Также источниками Ислама являются сунна – священное предание, состоящее из множества канонизированных сообщений (хадисов) о высказываниях и действиях Мухаммеда, фетва (законом) и кияс (логическое заключение по какому-либо вопросу на основе аналогий в Коране или в хадисах).

Субъектом культа в И. является индивид. Молитва, даже совершаемая сообща, - индивидуальна; таково же и паломничество. В исламе присутствует жёсткая регламентация личной жизни верующих. Кроме обязательных молитв существуют запреты на определённые виды еды (свинина, хищные животные и падальщики, обезьян), алкоголь. Ислам допускает многожёнство при соблюдении и следующих условий: не более 4х жён, при материальной возможности их достойного содержания.

Собственно религиозная структура И. состоит из двух частей: Иман - вера (в истинность И.) и Дин (религиозная практика - совокупность религиозных обрядов, религиозной морали, традиций и т. д.), детали которых определены Кораном, сунной и решениями официальных религиозных авторитетов. Суть Имана сводится к единобожию, вере в пророческую миссию Мухаммеда и предшествовавших ему пророков, в ангелов, в откровение, ниспосланное в Коране, в день "страшного суда". Мусульманин подтверждает свою принадлежность к вере посредством краткого символа (шахада): "Нет божества, кроме единого бога (аллаха) и Мухаммед - посланник его" (отсюда «шахид» - произносящий шахаду). Бог в Исламе не только ревнив и карающ, но и справедлив, и милосерден, что даёт возможность не одному лишь "доброму мусульманину" (т. е. тому, кто искренне верит в истинность шахада и совершает вытекающие из него обряды), но и "нечестивцу" из среды мусульман надеяться на райское блаженство, тогда как немусульманам суждены вечные адские муки. Эта мысль об исключительности И. и его приверженцев усилена догмой о Мухаммеде как о "печати пророков", последнем из пророков. Они же в свою очередь делятся на пророков-посланников (расуль) и "простых" пророков (наби), продолжавших начатую посланниками проповедь. Высшими из категории расуль И. признаёт (помимо Мухаммеда) Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса Христа. Из домусульманских арабских религиозных представлений И. сохранил веру в связанных с людьми джиннов и джинний (разделив их, однако, на две группы – "неверных" и "правоверных" – мусульман). Основные отличия ислама от христианства заключаются в иной трактовке природы человека. Если в христианстве человек обладает свободой воли, то в исламе его действия зависят от воли Аллаха, судьба каждого человека заранее определена, и обязанностью верующего является просьба о её изменении. Такая концепция предначертанности называется фатализмом. Позднее, однако, неизменно сохраняемую ориентацию на фатализм И. смог сочетать с известным индетерминизмом, с допущением некоторых произвольных действий человека, долженствующего нести за них моральную ответственность. Как и в христианстве, человек бессмертен, а его окончательная участь зависит от воли Аллаха и того, как человек в течение жизни вёл джихад.

Для И. характерен обширный ритуальный комплекс. Дин опирается на пять "столпов веры" (аркан):

1) исповедание веры - произнесение шахада вслух, точно, с полным пониманием его смысла и искренним убеждением в его истинности;

2) ежедневное пятикратное богослужение (араб. салят, перс. намаз), основным компонентом которого является молитва, сопровождаемая и завершаемая обширным (хотя и могущим быть измененным во время войны или в иных чрезвычайных обстоятельствах) набором ритуальных омовений, молитвенных поз и жестов;

3) пост (саум) в месяц рамадан. Днём нельзя есть, пить и курить (наряду с ним допускаются добровольные посты в любое время года);

4) обязательная благотворительность (налог закат – 2,5% дохода), наряду с которой рекомендуется и добровольная милостыня (садака);

5) Хадж – паломничество в священный город Мекку. Обязателен для физически здорового мужчины, необязателен для ряда категорий верующих.


5 видов действий:

  • обязательные действия

  • рекомендуемые действия

  • дозволенные действия

  • предосудительные действия

  • запрещённые действия
Отсутствие в И. межрегиональной церковной организации всемерно благоприятствовало сепаратистским стремлениям. Политическая борьба вызвала появление уже в 7 в. второй основной, после ортодоксального И. (суннизма), ветви мусульманской религии - шиизма, из него в свою очередь выделилось в 8-9 вв. несколько сект. Шиитов отличает от суннитов прежде всего особое понимание института верховной власти. За исключением Али, зятя Мухаммеда, объявляемого единственным законным преемником пророка и толкователем И., шиизм отвергает как узурпаторов всех суннитских халифов, противопоставляя им свою династию 12 имамов (Али и его прямых потомков от брака с дочерью Мухаммеда Фатимой). В шиизме присутствует догма о втором пришествии Али и, соответственно, конце света. В то время как суннизм опирается на институт иджмы (формально - на "согласие всей общины", фактически - на единство мнений компетентных и авторитетных теологов - законоведов по отдельным религиозным, правовым и бытовым вопросам, не предусмотренным Кораном и сунной), шиизм предоставляет право интерпретировать и применять "божественный закон" (и даже развивать его) только имаму. Кроме того, шииты относят к Корану дополнительную суру. Сунниты же особо почитают тексты, написанные халифами. Суннизм распространён в Северной Африке, Аравии, России, Пакистане и Индонезии. Шииты распространены в Иране, Ираке, Сирии.

В 18 – 19 вв. вследствие нарастания социальных, религиозных, национальных и др. противоречий в мусульманских странах и в результате многостороннего влияния европейской культуры стали предприниматься попытки преобразовать И.: либо решительно отказавшись от всех "искажений и наращений", аккумулированных с ходом времени, полностью вернуть ему ту "идеальную" форму, которую он имел на ранних этапах своей эволюции, либо, напротив, привести И. в максимальное соответствие с основными тенденциями новой капиталистической эпохи. В связи с этим некоторые теологи выдвигали тезис о возможности познать реальный мир, о величии человеческого разума, допускали сочетание свободного развития его с верой в бога и т. д., выступали за упрощение обрядности, смягчение ряда ритуальных предписаний и норм, улучшение положения женщины, которой традиционный И. отводил второстепенное в сравнении с мужчиной место; ликвидацию полигамии; внедрение европеизированных образовательной и юридической систем и т. д. В итоге более или менее радикальный религиозный реформизм не имел значительного успеха на мусульманском Востоке. Традиционный И. продолжает играть видную роль в различных сферах социальной жизни мусульманских стран зарубежного Востока. В подавляющем большинстве их И. – не только государственная религия, но и существенный компонент национальной культуры, во многом определяющий нормы поведения, быта, отношения к другим народам и цивилизациям.


Отдельно стоит сказать о такой религиозной обязанности, как джихад (или газават) - "война за веру", "священная война". Джихад:


  • большой. Борьба за веру внутри себя.

  • малый. Борьба за веру вокруг себя. Возможен по отношению:

    • к язычникам во всех случаях

    • к христианам и иудеям («Людям Книги») только как средство обороны.

Для Ислама характерен запрет изображать божество, следствием чего явились отсутствие религиозной тематики в изобразительном искусстве и ограничения в создании изображений человека и других живых существ. Представление о предосудительности таких изображений возникло в связи с их осуждением в хадисах и постепенно распространилось в широких слоях мусульманского населения. Начиная с 11 в. мусульманские богословы как сунниты, так и шииты безоговорочно осуждают изображения людей и животных в общественных местах, но допускают включение их в орнаментацию предметов употребляемых в быту (например, на керамике бронзе тканях и пр.). Осуждение не имело характера закона, и толкование его зависело от конкретных условий. Так в Иране где была сильна национальная живописная традиция, сюжетная живопись (даже на религиозные темы) существовала в течение всего средневековья. В арабских странах и Турции действие запрета оказалось сильнее: после 14 в. в этих странах изображения живых существ встречаются редко даже в прикладном искусстве. В начале 20 в. мусульманские авторитеты, уступая тенденциям современной жизни, пересмотрели своё отношение к изобразительному искусству и официально заявили что И. запрещает только изготовление идолов и икон.

8. Религии в современном мире.

Ст.18 Всеобщей Декларации прав человека 1948 г. провозглашает право каждого человека на свободу совести и религии, что включат в себя «свободу менять свою религию… и свободу исповедовать свою религию… как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком…».

Право на свободу совести и вероисповедания включено в конституции всех европейских государств. Однако наряду с признанием данного права европейских страны устанавливают для традиционных для данной страны религий статус государственных, или официальных. Так, Православная Церковь является государственной церковью Греции. Римско-католическая церковь фактически имеет статус государственной в Ирландии, на Мальте, в Монако, Лихтенштейне и Андорре, её особый статус закреплён в законодательстве Италии и Испании. В государствах Северной Европы – Дании, Исландии, Норвегии, Швеции – правовым статусом государственной церкви обладает Евангелическая Лютеранская Церковь. Православие признаётся традиционной религией в Болгарии, Молдавии и Литве. В РФ признаётся «особая роль православия в истории России, становлении и развитии её духовности и культуры» (ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях»).

9. Религиозные конфликты: хронология.

Вместе с тем, не один раз религиозный фанатизм, непримиримая вражда к людям иной веры становились причиной массовых погромов и массовых уничтожений «иноверцев», причиной гражданских и региональных войн. К сожалению, и сегодня религиозный экстремизм остается одной из серьезнейших проблем всего мирового сообщества.

В истории христианства и ислама можно выделить 4 волны взаимной конфронтации:

1. VII-VIII вв. НЭ. Территориальное распространение ислама на Ближнем Востоке (христиане теряют Святую Землю), в Северной Африке и на Пиренейском полуострове. Распространение ислама в Европе остановилось после битвы при Пуатье (732 г.)

2. Крестовые походы (XI-XII вв.). Основной результат – временное восстановление христианского контроля над Палестиной и Египтом.

3. XV-XVII вв. Проникновение и распространение в Европе тюркских завоевателей и политической власти. Помимо ряда европейских народов тюрки подчинили себе и весь арабский мир. Максимум третьей волны – осада Вены в 1680 г.

4. Конец XIX – 1я пол. XX в. Расцвет европейских колониальных империй и практически полное подчинение мусульманского мира христианам.

Исторически первым типом мировоззрения было мифологическое мировоззрение, которое представляло собой, кроме всего и особый вид знания, синкретический вид, при котором представления и мироустройстве разрозненны и не систематизированы. Именно в мифе, кроме представлений человека о о себе самом, содержались и первые религиозные представления. Поэтому, в некоторых источниках мифологическое и религиозное мировоззрение рассматривается как одно - религиозно-мифологическое. Однако, специфика религиозного мировоззрения такова, что целесообразным является разделять эти понятия, потому что мифологическое и религиозная формы мировоззрения имеют существенные различия.

С одной стороны, представленные в мифах образы жизни тесно были связаны с обрядностью и, безусловно, служили предметом веры и религиозного культа. В и миф весьма подобны. Но с другой стороны, таковое их подобие проявлялось лишь на самых ранних этапах сосуществования, затем религиозное мировоззрение оформляется в самостоятельный тип сознания и мировоззрения, со своими специфическими чертами и свойствами.

Основные черты религиозного мировоззрения, отличающие его от мифологического, сводятся к тому, что:

Религиозное мировоззрение предусматривает рассмотрение мироздания в его разделенном состоянии на мир естественный и сверхъестественный;

Религия, как форма мировоззрения, в качестве основной мировоззренческой конструкции предполагает отношение веры, а не знания;

Религиозное мировоззрение предполагает возможность установления контакта между двумя мирами, естественным и сверхъестественным при помощи специфической культовой системы и обрядности. Миф только тогда становится религией, когда он прочно входит в культовую систему, а, следовательно, все мифологические идеи, постепенно включаясь в культ, превращаются в вероучение (догматику).

На этом уровне уже и происходит становление религиозных норм, которые, в свою очередь, начинают выступать в качестве регуляторов и регламентаторов общественной жизни и даже сознания.

Религиозное мировоззрение приобретает значимые социальные функции, основная из которых - оказать помощь индивиду в преодолении им жизненных неурядиц и возвыситься до чего-либо высокого, вечного. В этом состоит и практическое значение религиозного мировоззрения, воздействие которого весьма ощутимо проявилось не только на сознании отдельно взятого человека, но и оказало огромное влияние на ход мировой истории.

Если антропоморфизм является главным параметром мифа, то религиозное мировоззрение описывает окружающий мир исходя из уже указанного его деления на два мира - естественный и сверхъестественный. Согласно религиозной традиции, оба эти мира сотворены и управляются Господом Богом, который обладает свойствами всемогущества, всезнания. В религии провозглашаются постулаты, которые утверждают верховенство Бога не только как высшего существа, но и как высшую систему ценностей Бог - есть любовь. А потому в основе религиозного мировоззрения лежит вера - особый тип понятия и принятия ценностей религиозного мировоззрения.

С точки зрения формальной логики, все божественное парадоксально. А с точки рассмотрения самой религии, Бог, как субстанция, требует иного подхода от человека к освоению и принятию себя - с помощью веры.

В этом противоречии, собственно, заключается один из самых важных парадоксов религиозного мировоззрения. Суть его в том, что понимание Бога стало примером феноменальной идеализации, которую потом только стали применять в науке как методологический принцип. Понятие и принятие Бога дало возможность ученым сформулировать многие задачи и проблемы общества и человека.

В таком контексте, рассмотрение Бога, как основного содержательного явления религиозного мировоззрения, можно даже представить в качестве самого выдающегося достижения Разума.

И каким оно бывает

Мировоззрение - это система устойчивых взглядов индивида на окружающий мир и явления, происходящие в нем. Оно приобретается в течение всей жизни осознанно либо стихийно, может меняться. На основе видения мира и полученного опыта

формируются принципы, убеждения, идеалы, цели, то есть то, что отличает зрелую самодостаточную личность. Любое мировоззрение включает в себя три компонента: мироощущение (эмоционально - чувственная составляющая), миропонимание (рационально - теоретический уровень) и мировосприятие (сформировавшиеся на основе предыдущих двух компонентов ценностные установки). Согласно классификациям психологов, мировоззрение бывает житейским (обыденным), религиозным, научным, мифологическим и философским. Каждое из них имеет свои плюсы и минусы и не претендует на роль единственно правильного. В этой статье более подробно мы разберем только религиозное мировоззрение. Оно является наиболее спорным в современном мире.

Основные черты религиозного мировоззрения

Как становится ясно из названия, данный вид восприятия реальности знаменателен тем, что вещи и явления, происходящие в мире, воспринимаются через призму религии и веры в божественное Провидение. Религиозное мировоззрение обладает рядом

отличительных черт:

1. Личность верующего тесно связана с Богом, любой поступок трактуется на основании религиозных предписаний.

2. Вера ценится выше знания, так как только она является единственным путем к спасению.

3. Цель жизни человека - познание истины (или достижение прозрения) через служение Богу и соблюдение его заповедей.

4. Мир делится на физический (видимый) и духовный (ментальный), где живут злые и добрые сущности, которые невидимы для человека, однако напрямую влияют на его жизнь.

5. Религия практична, то есть "вера без дел мертва".

6. Зачастую религиозное мировоззрение идет вразрез с общепризнанными научными теориями, которые отрицают существование Бога. Например, в таких фундаментальных вопросах, как сотворение мира и эволюция человека.

7. Религия может быть не только моно- (христианство, иудаизм), но политеистичной (синтоизм).

8. В отличие от мифологического мировоззрения, в религии присутствует четкое разделение на субъект и объект, присутствует более четкая систематизация понятий.

Религиозное мировоззрение и его роль в жизни общества

Реакция современного светского общества на различные вероисповедания

неоднозначна. С одной стороны, специфика религиозного мировоззрения такова, что оно ставит под сомнения многие научные истины и вступает с ними в конфликт. Многие ученые резко высказываются против религии, она же, в свою очередь, призывает людей взглянуть на мир по-иному и понять, что есть вещи, которые существуют, несмотря на то, что мы в них не верим. Несмотря на это, существует несомненный плюс религиозного воспитания: пропаганда высоконравственного образа жизни и мыслей, что способствует поддержанию здоровой моральной атмосферы в обществе. Как сказал представитель одной из христианских общин: "Светский гуманизм, столь распространенный в наше время, под маской человеколюбия оправдывает наши самые низшие страсти и пороки. И лишь вера в Бога способна возвысить человека над своей греховной природой, указывая путь к истине".

Религиозное мировоззрение и его особенности.

Религия - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия людей, которые основываются на вере в сверхъестественное (богов, высший разум, некий абсолют и т.д.); сложное духовное образование и общественно-историческое явление, где вера неизменно ставится на первое место и всегда ценится выше знания.
Причины возникновения:
недостаток знаний, стремление объяснить происходящие явления и процессы;
развитие способности человека к абстрактному мышлению;
усложнения социальной жизни, связанные с возникновением государства и социального неравенства.
Религия является более зрелой формой мировоззрения, чем мифология. В ней бытие постигается не мифическими, а иными средствами. Выделим такие:
в религиозном сознании уже четко разделяются субъект и объект, следовательно, преодолевается характерная для мифа неразделимое человека и природы;
мир раздваивался на духовное и телесное, земное и небесное, естественный и сверхъестественный миры, и вдобавок земной начинает рассматриваться как следствие сверхъестественного.
в религии сверхъестественный мир недоступен органам чувств, а потому в объекты этого мира следует верить. Вера и выступает главным средством постижения бытия;
особенностью религиозного мировоззрения является также его практичность, поскольку вера без дел мертва. В связи с этим вера в Бога и сверхъестественный мир вообще вызывает своеобразный энтузиазм, т. е. жизненную энергию, которая придает пониманию этого мира жизненный характер;
если для мифа главным является обоснование связи индивида с родом, то для религии главное - достижение единения человека с Богом как воплощением святости и абсолютной ценностью.
Существуют различные подходы философов к существованию бога:
пантеизм – бог есть безличное начало, «разлитое» по всей природе и тождественное с ней;

Пантеизм – религиозно-философское мировоззрение, согласно которому бог и есть мир, вселенная, все сущее, т.е. все едино, целостно. Пантеизму характерно отрицание антропоцентризма т.е. придание богу человеческих черт, черт личности.

Теизм –бог создал мир и продолжает в нём свою активность

Теизм (греч. бог) - религиозно-философское учение, к-рое признает существование личного бога как сверхъестественного существа, обладающего разумом и волей и таинственным образом воздействующего на все материальные и духовные процессы. Происходящее в мире Т. зачастую рассматривает как осуществление божественного промысла. Естественная закономерность в Т. ставится в зависимость от божественного провидения. В отличие от деизма, Т. утверждает непосредственное участие бога во всех мировых событиях, а в отличие от пантеизма, отстаивает существование бога вне мира и над ним. Т. - идеологическая основа клерикализма, теологии и фидеизма. Т.: враждебен науке и научному мировоззрению.

Деизм – бог, сотворив мир, не принимает в нём какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий;

Деизм – религиозно-философское мировоззрение, согласно которому в основе мира, всего сущего, стоит бог как абсолютная личность, не вмешивающаяся в течение событий в мире.

Атеизм – отрицание веры в существование богов.
Атеизм (от греч. άθεος - безбожный ) - отвергающее существование Бога/богов мировоззрение, в более узком смысле - полная убеждённость в отсутствии сверхъестественного мира. Атеизм основывается на признании естественного, окружающего человека мира единственным и самодостаточным, а религии и богов считает творением самого человека.

Особенности:
абсолютное существование в бога/богов или что-то сверхъестественное;
религия опирается на вероучения;
системность и логичность, т.е. логическая упорядоченность (по сравнению с мифологией)
имеет 2 уровня: теоретическо-идеологический, т.е. уровень миропонимания, и общественно-психологический, т.е. уровень мироощущения;
различает естественное и противоестественное;
вера в сверх силу (бога) способную гармонизировать любой хаос, манипулировать природой и судьбами людей;
основанием мира является дух, идея;
для религии главным является достижение единства человека с богом, как воплощением святости и абсолютной ценности.

Сходства и различия философии и религии

Философия и религия стремятся ответить на вопрос о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира. Их равно интересуют вопросы: что есть добро? что есть зло? где источник добра и зла? Как добиться нравственного совершенства? Как и религии, философии присуще трансцендирование, т.е. выход за границы возможного опыта, за пределы разумного.

Но между ними есть и различия. Религия - сознание массовое. Философия - сознание теоретическое, элитарное. Религия требует беспрекословной веры, а философия свои истины доказывает, апеллиру к разуму. Философия всегда приветствует любые научные открытия как условия расширения наших знаний о мире.

 


Читайте:



Десять вопросов к поставщику аналитической системы

Десять вопросов к поставщику аналитической системы

Если ты действительно хочешь познать Бога, ты должен уйти в другую церковь.Ты сможешь найти Его в мечети, услышал я.Близкий друг сказал мне:Он есть...

Успокоительные препараты для кошек: принцип действия, показания к применению Какие препараты дают коту при переезде

Успокоительные препараты для кошек: принцип действия, показания к применению Какие препараты дают коту при переезде

Кошки – это нежные и ласковые домашние питомцы, которые радостно встречают хозяина после рабочего дня и согревают своим теплом и урчанием в осеннюю...

Трагедия Хрущева: смерть сына и большая политика

Трагедия Хрущева: смерть сына и большая политика

Правление Хрущёва (1953-1964) - единственный период в советской истории, который люди вспоминают добрыми словами. Герой статьи - сын Хрущёва...

Святые великомученики никита и евстафий

Святые великомученики никита и евстафий

По Своей великой милости Господь призвал его к вере христианской. Он явился Плакиде во время охоты в образе оленя, между рогами которого блистал...

feed-image RSS