Разделы сайта
Выбор редакции:
- Святые великомученики никита и евстафий
- Патриарх варфоломей запомнится как учинитель раскола Патриарх вызвавший раскол 5
- Святые никита и евстафий
- Великомученики никита и евстафий
- Лазанья с фаршем и моцареллой — пошаговый рецепт Приготовить сырный соус-крем для лазаньи
- Вкуснейшая рыба в сливочном соусе
- Как сделать пончики в домашних условиях
- Салат «Чудо морское» - тонкости приготовления Салат из рукколы с креветками
- Рецепт: Торт "Добрынинский" - Очень вкусны песочный торт с заварным белковым кремом Пирог с белковым кремом сверху
- Необычные предметы отправленные в космос Что впервые было отправлено в космос
Реклама
Презентация астафьев далекая и близкая сказка. План-конспект урока по повести В.П. Астафьева "Далекая и близкая сказка". Организационный момент. Сообщение темы, целей |
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com Подписи к слайдам:В.П. Астафьев Рождённый Сибирью (01.05.1924 - 29.11.2001) «Если бы мне было дано повторить жизнь, - я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами, поражениями, восторгами и горестями утрат…» В. П. Астафьев. Жизненный путь 1 мая 1924 года в селе Овсянка, что на берегу Енисея, недалеко от Красноярска, в семье Петра Павловича и Лидии Ильиничны Астафьевых родился сын Виктор. Берега Овсянки На берегу Енисея В семь лет мальчик потерял мать - она утонула в реке, зацепившись косой за основание боны. Виктор Астафьев никогда не привыкнет к этой потере. Все ему "не верится, что мамы нет и никогда не будет". Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка - Екатерина Петровна. Овсянка Старинное поселение, основанное более 300 лет назад, вскоре после Красноярска. Его предназначением было охранять город от набегов кочевников на ближних подступах. С тех пор сохранилось название ближней к поселку речки - Караульная. История Овсянки неразрывна с именем В.П. Астафьева. Он вернулся на родину как известный писатель. Но именно здесь к нему в полной мере пришло всенародное признание и любовь читателей. Благодаря прославленному земляку в ней появилось то, чего не было в других местах. Асфальтированная дорога, прекрасная библиотека, деревянная церковь. Однако за последние годы слишком многое переменилось. Овсянка давно уже не похожа на древнюю сибирскую деревню, какой мы представляем ее по “Последнему поклону”. Это красивое дачное место под Красноярском на берегу незамерзающей оскудевшей реки, где стоят напротив друг друга краснокирпичные новые особняки и старые потемневшие сибирские избы. Им не ужиться на одной земле, и аккуратный астафьевский дом с разросшимся садом кажется здесь затерявшимся, относящимся к иному измерению и времени. Работал на станции Базаиха Красноярской железной дороги. Участник Великой отечественной войны (в армии с октября 1942 года до октября 1945 года). Был рабочим в г. Чусовой (Урал), журналистом газеты "Чусовский рабочий". С апреля 1957 года Астафьев - спецкор Пермского областного радио. В 1962 году семья переехала в Пермь, а в 1969 году - в Вологду. В 1980 году Астафьев переехал жить на родину - в Красноярск. До своей смерти писатель живет и работает как в Красноярске (Академгородок), так и в Овсянке, в летнем домике. Литературное творчество С 1951 года начал заниматься литературным трудом. Итогом писательской деятельности стало 15-ти томное собрание сочинений. Автобиографическая проза Человек и хаос войны Лад и разлад Человек и природа Литературные встречи в русской провинции Особой гордостью Овсянкинской библиотеки являются «Литературные встречи в русской провинции», когда раз в 2 года в Овсянке собираются писатели, поэты, издатели и библиотечные работники не только Сибири, но и столицы, и других регионов. Любая библиотека России гордилась бы, если ее читатель написал бы о ней те слова, которые Виктор Петрович написал о своей библиотеке: «... А библиотека села - это окошко родного дома, где всегда светит приветливый огонек». Первые «Литературные встречи в русской провинции» прошли в августе 1996 г., затем в 1998, 2000 гг. Литературные встречи стали одним из самых значительных событий культурной жизни нашего края, традицией, заложенной и завещанной нам великим русским писателем В.П. Астафьевым. Автобиографическая проза Всю жизнь Виктор Петрович возвращался к одним и тем же темам - автобиографическим. Детство в Сибири ("Последний поклон", "Ода русскому огороду"), война (от "Пастуха и пастушки" до "Прокляты и убиты"), послевоенный голод и неприкаянность. Герои могли быть другими, непохожими на "Астафьева там и тогда", но темы, обстоятельства, места действия, воздух - только из памяти. Лад и разлад Проблема лада и разлада продолжает оставаться самой “болевой” точкой в размышлениях Виктора Астафьева о своем народе. С наибольшей остротой писатель поставил ее в двух, почти одновременно созданных произведениях - в рассказе “Жизнь прожить”, который увидел свет в сентябрьской книжке “Нового мира” за 1985 год, и в романе “Печальный детектив”, напечатанном в январском номере журнала “Октябрь” за 1986 год. Человек и хаос войны Размышления Виктора Астафьева о добре и зле, об их немирном сосуществовании в одном земном пространстве, в одном обществе, а порой в душе одного человека - эти размышления очень своеобразно преломились в его постоянном интересе к теме войны. Русская литература о Великой Отечественной войне изначально была пронизана героическим пафосом. Астафьев тоже относится к этому времени трепетно. Но он несколько смещает традиционную оптику в подходе к этой теме: для него и Отечественная война - это прежде всего война, то есть некое противоестественное состояние мира, концентрированное воплощение хаоса, наглядное воплощение тех сил и условий, которые противоположны человеческой натуре по определению и способны только разрушать душу. «Звездопад» «Пастух и пастушка» «Прокляты и убиты «Так хочется жить «Веселый солдат» Человек и природа Ежегодные поездки Астафьева по родным местам послужили основой для написания широкого прозаического полотна "Царь-рыба" (1972 - 75), одного из самых значительных произведений писателя. Здесь писатель обращается к другой первооснове человеческого существования - к связи “Человек и Природа”. Причем эта связь интересует автора в нравственно-философском аспекте: в том, что еще Есенин называл “узловой завязью человека с миром природы”, Астафьев ищет ключ к объяснению нравственных достоинств и нравственных пороков личности, отношение к природе выступает в качестве “выверки” духовной состоятельности личности. Первый сборник рассказов "До будущей весны" (Пермь, 1953). Астафьев окончил Высшие литературные курсы (1961). Член Союза писателей. Наиболее известные произведения: "Стародуб" (1960), "Кража" (1968), "Последний поклон" (1968), "Пастух и пастушка" (1973), "Царь-рыба" (1977), "Печальный детектив" (1986), "Зрячий посох" (1991) переведены на многие языки. Автор сценариев к художественным фильмам "Дважды рожденный", "Звездопад" и др. Для творчества Астафьева характерны углубленный психологизм, острота проблем, высокий гуманизм Музей-мемориал В. Астафьева На родине Виктора Астафьева - в деревне Овсянка под Красноярском - установлен памятник писателю. Монумент изображает Виктора Петровича и его жену, сидящих на лавочке в тени деревьев. Бронзовая скульптурная композиция работы Владимира Зеленова выполнена в натуральную величину и отлита на одном из красноярских заводов. При установке рабочим пришлось постараться, чтобы не сломать ветки яблони, посаженной самим Астафьевым. 1 мая Красноярск отмечал 80-летие со дня рождения Астафьева. В Овсянке открылся музей-мемориал его имени, в состав которого вошли музей Астафьева, библиотека, дом бабушки писателя, часовня и мемориальное кладбище, где покоятся все родные и близкие знаменитого сибиряка. Музей-мемориал В. Астафьева Дом-музей писателя. Овсянка Комната В. П. Астафьева. Овсянка В 1980 г. В.П. Астафьев вернулся на родину. Дом в Овсянке он выбрал неслучайно: рядом стоял домик бабушки Екатерины. С мая по октябрь писатель отрывался от семьи и переезжал из Красноярска в Овсянку, в свой дом. В дом, где и печку надо было топить, и еду готовить, и гостей принимать великое множество. Вдова писателя Мария Семоновна перед передачей дома в дар музею на свои средства провела в нем текущий ремонт. Музей-мемориал В. Астафьева 1 сентября 1975 г. в Овсянке была открыта библиотека. Бессменным ее руководителем является Анна Епиксимовна Козынцева. В начале 90-х годов по инициативе В.П. Астафьева началось строительство нового здания для овсянской библиотеки. Проект здания разработал известный красноярский архитектор А.С. Демирханов. 4 мая 1994 г., к 70-летию В.П. Астафьева, библиотека встретила своих первых гостей и читателей в новом здании на берегу Енисея. 31 августа 1999 г. библиотека получила статус библиотеки-музея п. Овсянка. Фонд библиотеки составляет 35 тыс. ед. хр. Библиотека стала настоящим духовным центром не только для жителей Овсянки, но и для Сибири, России. В ней побывало очень много известных людей: М. Горбачев, президент СССР; Б. Ельцин, президент России; Н. Михалков, А. Солженицин, А. Лебедь и др. Музей-мемориал В. Астафьева «Дом моего детства», куда неизменно устремлялась душа писателя. Главная книга жизни Виктора Петровича - «Последний поклон» -посвящена этому дому, «где как в хорошей избе собрал и бережно воскресил прекрасную страницу своего детства, а с нею и всю свою родню, благодаря которой у него и в сиротстве была прекрасная семья, древо рода, где он был не чужой ветвью». (В. Курбатов). Дом бабушки Е.П. Потылициной Музей-мемориал В. Астафьева В 1916 г. в Овсянке была построена церковь, в 40-е годы здание было приспособлено под пекарню, а после войны разобрано совсем. Инициатором строительства часовни был В.П. Астафьев. 15 сентября 1998 г. в рамках 11-ых «Литературных встреч в русской провинции» часовня была открыта и освящена. Часовня носит имя святителя Иннокентия Иркутского. Епископ Иннокентий Кульчицкий (1960-1731) возведен в ранг русских святых в 1804 г., имел большое влияние на духовную жизнь Восточной Сибири. Окончил Киевскую духовную академию. С 1727 г. по 1731 г. возглавлял вновь организованную Иркутскую епархию. Известно, что сам Иннокентий Иркутский занимался иконописью, иконы почитались святыней. День Иннокентия Иркутского (26 ноября), как и День Сибири (26 октября), относится к выдающимся сибирским праздникам. Музей-мемориал В. Астафьева Сельское кладбище, где лежат бабушка, все родные, близкие, мать Виктора Петровича - Лидия Ильинична. Похоронен писатель рядом с дочерью Ириной. М.С. Корякина о муже Исчезли мелкие подробности, Ушла обыденность поспешно. И ты до неправдоподобности, До ненормальности безгрешный. Мы перед временем бессильны: Что было близким, стало дальним. Но чем ты дальше, тем красивее, Чем недоступней, тем желаннее. Твоим величием подавлена И удивляюсь то и дело: Да как же я в ту пору давнюю Такого полюбить посмела? М. Зимина Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, полонез Огинского “Прощание с Родиной”, слайдовая презентация к уроку. Ход урока I. Мотивационный этап урока. Целеполагание. Звучит музыка полонез Огинского “Прощание с Родиной”. (Приложение 1) Предварительная учебная задача: попытаться не только прослушать, а “вжиться” в звучащую музыку. А) Вопросы и комментарии после прослушивания . Обращение к лексическому значению слова “полонез” (торжественное музыкальное произведение; бальный танец) Какие мысли, чувства возникли при слушании музыки? Всегда ли одна и та же музыка может вызывать одинаковые эмоции? От чего это зависит? Приведите примеры из жизни, литературы? (Человек при разных обстоятельствах и в разном возрасте может по-разному воспринимать музыку. Рассказ В.П. Астафьева “Далекая и близкая сказка”) Рассказ В.П. Астафьева “Далекая и близкая сказка” Открывает произведение писателя “Последний поклон”. Как вы думаете, почему В.П. Астафьев так назвал свое произведение? “Поклон” чему? (Детству, бабушке, родным местам) Определите каждый для себя цель, которой он желал бы достичь на уроке. II. Проверка первичного восприятия рассказа. Беседа по вопросам.
(Выделение основных эпизодов, подтверждающих ранее высказанную детьми мысль)
III. Организация мини-исследования. Работа в группах по анализу эпизодов и заполнению таблицы (в тетрадях, представитель от группы - на интерактивной доске) IV. Отчет о работе групп с завершением таблицы на интерактивной доске. Каждая группа формулирует вывод о силе воздействия музыки на рассказчика. При анализе второго эпизода в дополнение к содержанию рассказа Васи-поляка приводится историческая справка. (В марте 1794 года в Речи Посполитой началось восстание, которым руководил Тадеуш Костюшко. Граф Михал-Клеофас Огинский, - горячий его сторонник. Он был избран в Национальный Совет, на одном из заседаний которого он заявил: "Отдаю на благо Родины свои имущество, труд и жизнь”. На свои средства он сформировал большой вооруженный отряд, которым сам и командовал. Старинный герб Огинских он заменил щитом с девизом: “Свобода. Стойкость. Независимость". После поражения восстания М.Огинский вынужден был бежать в Италию). Учитель: Рассказ “Далекая и близкая сказка” был написан в 60-ых годах прошлого столетия. В нем В.П. Астафьев открыл нам способность музыки влиять на человека, формировать его мысли, чувства. V. Рефлексия. Подготовка к выполнению домашнего задания. На дворе 21-ый век. А музыка продолжает с помощью своего языка волновать, вызывать ответные чувства. Прослушайте стихотворение современной поэтессы Татьяны Савостьяновой.
Вопросы и задания для анализа стихотворения.
Учитель: Я взрослый человек… Но так же, как вы, училась когда-то в школе. До сих пор помню, как однажды на уроке пения (так тогда называлась “музыка”) мы классом слушали полонез Огинского “Прощание с Родиной”. В классе стояла мертвая тишина, и почему-то нам было грустно… Спустя много лет я прочитала “Последний поклон”, который начинался рассказом “Далекая и близкая сказка”. Это произведение вызвало во мне бурю чувств, я даже плакала. А потом родилось стихотворение “Далекая и близкая сказка, или Читая Астафьева…”. (На фоне полонеза читаю стихотворение – авт.)
Сейчас ничего не надо говорить. Просто молча посидим. Дадим справиться душе с нахлынувшими чувствами, а дома… Домашнее задание. Написать сочинение “ Тронутая музыкой душа…”. | Библиотечный урок
Тема : «Души несломленный полет. ВИКТОР АСТАФЬЕВ: Жизнь и творчество». Место проведения: МОУ СОШ №4 г. Болотного Болотнинского района Новосибирской области (библиотека школы) Класс: учащиеся 9-11 классов. Библиотекарь: Забавко Вера Васильевна Цель : 1.Знакомство учащихся с жизнью, творчеством, личностью писателя; Задачи : 1.Содействовать осмыслению прочитанного; 2.Расширить литературный кругозор читателей; 3.Подготовка выпускников к ЕГЭ. 4.Формировать навык обобщать, делать вывод; 5.Воспитывать читательскую культуру; 6. Формировать чувство гуманного отношения к людям, природе; 7.Содействовать воспитанию человеческих и гражданских чувств; 8.Содействовать воспитанию чувства ответственности за мир, в котором ты живешь. Планируемые результаты : Развить читательский интерес к личности и произведениям В. Астафьева. Методические приёмы : беседа, самоконтроль, рассказ, иллюстрация, разъяснение понятий, использование презентации. Формы работы: индивидуальная, фронтальная. Оформление урока: Слайдовая презентация, выставка книг В.П. Астафьева, Физическая карта СССР. Оборудование урока: Техническое обеспечение – Компьютер, проектор. Литература: 2. Большакова А. Далекая и близкая сказка: Образ детства в творчестве Астафьева. Детская литература, 2000г., №4 3.Крук Н.В. Библиотечные уроки по чтению, ч. 2, М., 2010г. 4.Макаров А. Человек человеку. – М., 1971. С. 432.
Эпиграф: «Первостепенная задача писателя противостоять злу, утверждая добро» (В.Астафьев) Организационный момент. Сообщение темы, целей: Здравствуйте, ребята. Сегодня на библиотечном уроке мы поговорим с вами о жизни и творчестве сибирского писателя, прозаика, эссеиста, драматурга, нашего земляка В.П. Астафьева. В. П. Астафьев (1924 – 2001) ушел из жизни не так давно. (Слайд №1). Таких людей, как он, называют совестью нации. К. Азадовский сказал о нем: «Астафьев – писатель «умный сердцем». Мы познакомимся с выставкой произведений В.П. Астафьева, повторим жанры литературы, некоторые элементы структуры произведений. Группа активистов библиотеки из числа учащихся 10-11 классов подготовили сообщения, выучили стихи, которые представят вашему вниманию. Ваша задача в процессе занятия заполнить листок читателя (раздаются каждому обучающемуся). Это вам поможет впоследствии написать аннотацию, за которую учитель литературы поставит всем оценки. Листок читателя.
Знакомство с жизнью и творчеством писателя: 1 сообщение: «Биография писателя», представляют ученица и ученик: (Слайд №2) Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 г. в деревне Овсянка, в окрестностях Красноярска, в большой крестьянской семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли в младенчестве. (Слайд №3). О своем рождении Виктор Петрович вспоминал так: « Но вот пришла пора и мне родиться. В доме гульба, дым коромыслом, и мама ушла рожать в баню. Дед Павел последнее время водился с городской знатью - парикмахерами, лавочниками, адвокатами. Утром мама пришла в дом с узелком и показала деду его первого внука. Восторг, рев, звон бокалов, гости из города вызвались меня крестить и дали мне модное городское имя. Я был первым на всю деревню Виктором. Федек, Петек, Сережек, особенно Колек и Иванов дополна, а Виктор один. Вероятно, роды были тяжелые, попробуй легко родить такого типа, как я. Через несколько дней мама вышла из горницы больная, бледная и, естественно, спросила: окрестили ль парнишку и, если окрестили, кто крестные, где они и как их звать. Дед стушевался - имен крестных он не помнил, и тогда мама заплакала. Маму дед уважал и всю жизнь вспоминал с почтением и виновностью перед нею. Он пошел в церковь и как-то уломал попа окрестить меня снова под тем же многозвучным, модно-городским именем. Поп, скорее всего, пьяных всерьез за крестных не принял и в церковную книгу их не записал. Вторыми крестными у меня были сестра мамы Апраксинья Ильинична и юный брат отца Василий Павлович». Библиотекарь: Что удивляет в этом воспоминании? (Отношение к ребенку. Безответственность взрослых, факт рождения ребенка – как что-то само собой разумеющееся). Впоследствии В.П. Астафьев напишет «Я давно уже был отвержен и забыт своими родственниками». Ученица продолжает: О матери своей, Лидии Ильиничне, писатель говорил: «Это была не боящаяся работы женщина, из большой семьи». Дед и отец Виктора Петровича очень любили гулять и плясать. Астафьев в своей автобиографии называет дом деда, в котором он родился, «пьяным домом». Все хозяйство держалось на двух женщинах: это жена деда и мать писателя. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». Во время очередной поездки Лидии к мужу лодка, в которой среди прочих плыла она, перевернулась. Лидия Потылицина, упав в воду, зацепилась косой за сплавную бону и утонула. Её тело нашли лишь через несколько дней. Виктору тогда было семь лет. После смерти матери Виктор жил у её родителей - Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных. О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившем в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон». Выйдя из заключения, отец будущего писателя женился во второй раз. Решив податься за «северной дикой деньгой», Пётр Астафьев с женой и двумя сыновьями - Виктором и новорождённым Николаем - отправляется в Игарку, куда выслали раскулаченную семью его отца - Павла Астафьева. Летом следующего года отец Виктора заключил договор с игарским рыбзаводом и взял сына на промысловую рыбалку в местечко между посёлками Карасино и Полоем. После окончания путины, возвратившись в Игарку, Пётр Астафьев попал в больницу. Брошенный мачехой и родными, Виктор оказался на улице. Несколько месяцев он жил в заброшенном здании парикмахерской, однако, после серьёзного инцидента в школе, получил направление в детский дом. 2 ученик продолжает: (Слайд №4) И все детство Витя Астафьев провел в детском доме. Прекрасных людей он знавал немало, но не из родни: первым - после мамы, бабушки и деда - был Василий Иванович Соколов, воспитатель в детдоме. Василий Иванович частенько твердил ему о его «природных данных», о «несомненной литературной одаренности», и от этих слов он впадал то в лихую, дурашливую веселость, то в смущение, однако потихоньку начал сочинять стишки, участвовал в школьном рукописном журнале и напропалую врал ребятишкам, пересказывая прочитанные книги. Витя любил читать без разбора и передыха все, что попадало в руки, дрался из-за книг, даже воровал их, не считая это большим грехом. Замечательный человек, встретившийся ему в начале жизненного пути, был Игнатий Дмитриевич Рождественский, сибирский поэт. Он преподавал Виктору русский язык и литературу. Время шло. И вот наступил 1941 год. Воскресным утром 22 июня 1941 года Германские войска на всем протяжении западной границы СССР начали вторжение на советскую территорию. (Показ по карте). Тысячи немецких орудий открыли ураганный огонь по приграничным частям Красной Армии. Фашистская авиация обрушила мощные бомбовые удары по аэродромам, железнодорожным узлам, военно-морским базам и мирным городам. (3 ученик выразительно) Июнь. Рассвет. Река изломом. Туман над лесом. Тишина. Снаряд. Разрыв. И с неба громом: «Сегодня началась война…» Нельзя сказать: «Ее не ждали…» «В нее не верили…» - точней С Москвы на дачи выезжали, В реке ловили окуней… Толпа растерянно стояла, «Без объявления войны…» Мне скажет кто-то – все не ново, Давно не та уже страна… Но в памяти живут три слова: «Сегодня началась война…» 2ученик продолжает сообщением «Жизнь В.П. Астафьева в военные и послевоенные годы»: (Слайд №5) В 1942 году В.П. Астафьев ушёл добровольцем на фронт. Военному делу обучался в школе пехоты в г. Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, артразведчиком, связистом. До конца войны Виктор Астафьев оставался простым солдатом. Фронтовая биография солдата Астафьева отмечена орденом Красной Звезды, медалями "За отвагу", "За победу над Германией" и "За освобождение Польши". Несколько раз он был тяжело ранен. (Слайд № 6, 7). В госпитале встретил Марию Семеновну Корякину, которая стала верной и надежной спутницей всей его неспокойной, яркой жизни. После демобилизации в 1945 году уехал на Урал, в город Чусовой. В этом же году Астафьев женился на Марии Семеновне Корякиной. У них было трое детей: дочери Лидия (родилась и умерла в 1947 году) и Ирина (1947-1987) и сын Андрей (род. в 1950 году). В Чусовом Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком. В 1951 году состоялся дебют В.П. Астафьева как писателя. В газете «Чусовской рабочий» опубликован первый рассказ Астафьева «Гражданский человек». С 1951 года он работал в редакции этой газеты, писал репортажи, статьи, рассказы. Первая его книга «До будущей весны» вышла в Молотове в 1953 году. Библиотекарь: Ребята, давайте вспомним, что такое рассказ и дадим его определение. Астафьев начинал свою деятельность как детский писатель. Он писал об этом так: «Для детей я всегда пишу со светлой радостью и постараюсь всю жизнь не лишать себя этой радости».
(Слайд №8) В своих произведениях Виктор Петрович не мог не отобразить тему войны. Какие произведения о войне в то время приветствовались государством? (произведения, в которых ничего не говорилось о войне как о трагедии) Особенность Виктора Астафьева как писателя в том, что ВОВ в его произведениях предстает как трагедия. Какие произведения о войне В.П. Астафьева вы читали, о каких слышали? (Ответы детей) Повторение жанров литературы и структурных элементов произведения:
В повести Пастух и пастушка (1971) рассказывается о безысходной любви двух молодых людей, на краткий миг сведенных и навеки разлученных войной. Это произведение одно из немногих, которые воссоздают всю правду о войне. Это было первое крупное произведение Астафьева о войне. По мнению исследователей, здесь В.П. Астафьев описывает Корсунь-Шевченковскую операцию 1944 года, одну из выдающихся в истории ВОВ. Об авторском замысле «Пастуха и пастушки» сам Астафьев писал так: «Мне хотелось несколько упредить время и сказать, что наступят дни, не могут не наступить, когда образование, культура приведут, не могут не привести человека в противоречие с той действительностью, когда люди убивают людей». В пьесе «
Прости меня»
(1980), действие которой происходит в военном лазарете, Астафьев также пишет о любви и смерти. Еще более жестко, чем в произведениях 1970-х, показано лицо войны в повести «
Так хочется жить»
(1995) и в романе «
Прокляты и убиты»
(1995). (Слайд № 9).
В своих интервью прозаик неоднократно подчеркивал, что не считает возможным писать о войне, руководствуясь показным патриотизмом. Эти произведения - «окопная правда», встреченная в штыки официальной критикой и литературным начальством. Сам автор говорил так о своих военных произведениях: «О войне и «про войну» я написал очень мало. О войне писать трудно… Память войны! Счастлив, кто не знает ее, и я хотел бы пожелать всем добрым людям: и не знать ее никогда, не ведать. Не носить раскаленные угли в сердце, сжигающие здоровье, сон, нормальные отношения с людьми и окружающим миром». В предисловии к книге «Военные страницы», автор пишет: « Собранные здесь повести и рассказы – разрозненные страницы войны – я считаю заявкой на «главную» книгу о войне, подступом к работе, неотмолимой и неизбежной, ибо, повторяю: за меня «мою войну» никто не напишет, за нас, людей, никто не остановит страшную надвигающуюся грозу» 4 ученик: «Взаимоотношения человека и природы в творчестве В.П. Астафьева» Особое место в творчестве В.П. Астафьева занимает тема «Человек и природа». Виктор Петрович не жил постоянно на своей исторической родине. Только в 1980 году он возвращается с семьей в родную Овсянку. «Дома мне сделалось спокойней», - пишет Астафьев, - и я принялся жадно работать в своем домике в родном селе. Овсянка (Показ по карте примерного мести расположения), (Слайды №10, 11, 12). Овсянка - старинное сибирское село, основанное более 300 лет назад. Предназначением поселения было охранять город от набегов кочевников на подступах. Современная история села неразрывно связана с именем В.П. Астафьева, который жил и творил здесь. Полюбоваться сибирской природой, посетить малую родину знаменитого писателя приезжает множество людей, в том числе из-за рубежа. Это живописные и пропитанные историей места. Неподалеку от поселка находится "Смотровая площадка", откуда открывается невероятно красивый пейзаж: скалистые берега могучего Енисея, откуда деревни Слизнево и Овсянка видны как на ладони, а в другой стороне, вдалеке, в дымке - Красноярск. Овсянка распложена вдоль Енисея, из поселка открывается прекрасный вид на противоположный берег реки. Мы еще раз убедились, как красив и богат сибирский край! Он очень разный на севере и на юге, вблизи Енисея и в глубокой тайге. Есть стройные сосны, ласковые берёзы, гордые кедры. Есть поляны в цвету, прозрачные реки, неприступные скалы. Есть неоглядные дали и есть близкие, родные места, где стоит твой дом. Но ведь и весь край – это наш общий любимый дом, только очень большой. Такой большой, что даже зима и лето наступают в нём в разное время. 5 ученик (выразительно) Деревья в снежном одеянье Среди вселенского полета, Истории мгновенья тают, Запомнила тайга Сибири Как на медведя в одиночку, Он помнит русских староверов, Сибирь, земля моя без края, Здесь снежное тайги раздолье, (А.Е. Гаврюшкин) (Слайд №13) Виктор Петрович каждый год совершал поездки по родным местам, по родному краю. Впечатления послужили для написания широкого прозаического полотна "Царь-рыба" (1972 - 1976) жанр писатель обозначил как «повествование в рассказах». Это одно из самых значительных произведений писателя. Вы его читали на уроках литературы (11 класс, 9,10 классы – будут читать) Библиотекарь:
Какой известный афоризм вы знаете, в котором отражается полемичный смысл по отношению к названию произведения? Человек – царь природы
Как же мы должны относиться к природе, чтобы не погибнуть? (охранять, бережно) («Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник») Книга «Царь - рыба» оказалась после ее издания возмутителем литературного спокойствия: вокруг нее завязались дискуссии на страницах журналов и газет, выступали не только критики – профессионалы, но и читатели самых разных профессий, а среди последних с особенной страстностью – специалисты по охране природы. «Царь – рыба» угодила в самое больное место проблемы «Человек и природа». Можете ли вы еще привести примеры произведений в литературе XIX в., в которых поднимается проблема отношения к природе и использования её богатств? (пьеса А. П. Чехова «Вишневый сад». В пьесе появился новый герой - потомок крепостных крестьян, ставший богатым купцом. Для него прекрасный вишнёвый сад - источник возможного дохода, а не только предмет для любования, каким он был для старых хозяев сада - разорившихся дворян; В.Г. Распутин « Прощание с Матерой»). Многих писателей, в т.ч. и Виктора Петровича, волновали взаимоотношения человека и природы и последствия этих отношений. Возможно писатель, задает нам читателям вопрос? Мир для Астафьева – это мир людей и природы, пребывающий в вечном. Неразрывном и противоречивом единстве, нарушение которого грозит вырождением и гибелью. Велика вера писателя в торжество добра, в то, что каждый из нас может познать себя как человека. Вывод: итак, ребята, какие темы характерны для творчества В. П. Астафьева? (война, человек и природа, детство) Библиотекарь делает обзор оставшихся на выставке книг. 6 ученик: «Память о писателе В.П. Астафьеве». (Слайды №14, 15) В 2001 году на 78 году жизни В. П. Астафьев скончался от инсульта, похоронен в Овсянке. Память о нем живет в его произведениях, в его делах. Удостоен звания Героя Социалистического труда, он является Лауреатом Государственной премии СССР (1978,1991), удостоен Государственной премии России (посмертно), Пушкинской премии фонда Альфреда Тепфера (ФРГ,1997). Произведения В.П. Астафьева переведены на многие языки мира.(слайды): Рефлексия: метод неоконченного предложения: (заполнение анонимных анкет)
Ребята, на этом наше занятие не заканчивается, я предлагаю Вам продолжить разговор теперь уже при обсуждении конкретных произведений, (каких, я узнаю из ваших отзывов). План написания отзыва о прочитанной книге:
Краткие сведения о книге; Главные герои; 2. Основная часть. Кто из героев особенно понравился и почему; Что особенно запомнилось; О чем задумался, читая книгу; 3. Заключительная часть. Как читается книга (легко, трудно, увлекательно и т.д.) |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Патриарх варфоломей запомнится как учинитель раскола Патриарх вызвавший раскол 5
- Святые никита и евстафий
- Великомученики никита и евстафий
- Лазанья с фаршем и моцареллой — пошаговый рецепт Приготовить сырный соус-крем для лазаньи
- Вкуснейшая рыба в сливочном соусе
- Как сделать пончики в домашних условиях
- Салат «Чудо морское» - тонкости приготовления Салат из рукколы с креветками
- Рецепт: Торт "Добрынинский" - Очень вкусны песочный торт с заварным белковым кремом Пирог с белковым кремом сверху
- Необычные предметы отправленные в космос Что впервые было отправлено в космос
- Йод. Свойства йода. Применение йода. Иод Какова температура кипения железа плавления йода