Главная - Дети 0-1 год
Презентация женские образы гончаров обломов. Презентация на тему ""Обломов" - образ О. Ильинской". Образ Ольги Ильинской

Ольга Ильинская Гармонично совмещает в себе «сердце и волю», сознательность взгляда на жизнь, настойчивость в борьбе за постоянную цель, пытливость ума. Яркий и сильный характер. Глубина чувств и женственность стала одним из самых гармонических, светлых образов в русской литературе XIX века. Литературная предшественница Ольги – Татьяна Ларина. Но как героиня иного исторического времени, Ольга более уверена в себе, ум ее требует постоянной работы. Не будучи красавицей, Ольга является воплощением артистичности, грации и гармонии. Н. В. Щеглов. Ольга. 1979


Жизнь словно просыпается в Ольге вместе с жизнью Обломова. Но в ней этот процесс происходит куда более интенсивно, чем в Илье Ильиче. Ольга словно проверяет на нем свои возможности женщины и воспитательницы одновременно. Ее незаурядные ум и душа требуют все более и более «сложной» пищи. Чувство Ольги к Обломову цельно и гармонично: она просто любит, тогда как Обломов постоянно пытается выяснить глубину этой любви, оттого и страдает, полагая, что Ольга «любит теперь, как вышивает по канве: тихо, лениво выходит узор, она еще ленивее развертывает его, любуется, потом положит и забудет». Ю. С. Гершкович. Обломов и Ольга. 1982


Агафья Матвеевна Пшеницына Вдова чиновника, сестра Ивана Матвеевича Мухоярова, кума Тарантьева. Добрая, скромная женщина, прекрасная хозяйка, благоговеет перед своим «квартирантом». Пшеницына неразговорчива и привыкла жить не задумываясь ни над чем, только в умелом ведении дома достигла она совершенства. Любовь Обломова к Агафье Матвеевне выросла на почве барских привычек. У нее Илья Ильич нашел то, что было его жизненной мечтой. Агафья Матвеевна. Художник Г. Мазурин


Романтическое настроение уступает место реалистичному подходу к жизни. Особенно беспокоят Обломова издержки: новая квартира, экипаж, повар. От этих мрачных мыслей померкло ощущение ожидания свадьбы. Какое-то время Илья Ильич колеблется, то вновь увлекаясь чувством к Ольге, то утопая в житейских проблемах. В конце концов происходит сцена мучительного объяснения Обломова с Ольгой.


Роль Ольги в жизни Обломова Ее любовь одухотворена, но эгоистична: она любит в Обломове свои усилия и старания, она любит будущего Обломова, которого они создадут вместе со Штольцем. Обломов же таким стать не может, и в этом нет его вины. Любовь Ольги носила рассудочный, просветительский характер, её чувству не хватало непосредственности, и естественности. Ольга совсем не похожа на женщину, которую представлял себе в мечтах Илья Ильич. Он восхищался возвышенностью ее души. Она будто призвана быть ангелом-хранителем Обломова, разбудить его. Но его утомляет беспокойная натура Ольги. На время она действительно изменила Обломова, но окончательно вступить в новую жизнь так и не смог. Она была женщиной, заставившей Обломова встать с дивана, снять халат и испытать романтическую любовь. Ю. С. Гершкович. Ольга у окна «Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать; из теперешней русской жизни». Н.А. Добролюбов


Роль Агафьи Матвеевны в жизни Обломова Ее любовь самозабвенна и жертвенна, держится на душевной привязанности и выражается в постоянной заботе. Она восприняла Обломова таким, какой он есть, не пытаясь его изменить или избавить от каких-либо недостатков. Да она и не видит в нем недостатков – Обломов был ее идеалом. Она поняла его мечту, хотя вряд ли он ей рассказывал о ней. В ее доме на Выборгской стороне он нашел Обломовку. Агафья окружила его заботой, оградила от всех невзгод – ни одна жизненная буря не долетала до него. Здесь, на Верхлевской улице, и доживает свой век Обломов с женщиной, о которой всегда мечтал. Она была женщиной, благодаря которой Обломов снова надел халат, нашел свое человеческое счастье и покой.


Ольга и Агафья Матвеевна Внешность «В ней нет ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры». «Если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии». Не была красавицей, но преображалась во время пения. В ней отмечается истинно русская красота: «…грудь и плечи сияли довольством, полнотой, в глазах светилась кротость». Добрая и скромная женщина, превосходная хозяйка, заботливая и чуткая. Из дворян, получила прекрасное образование. Отличается незаурядностью ума, стремлением к новым познаниям. Хорошо поет, вкладывает в пение душу. Социальное происхождение Из народа, не отличается образованностью, очень проста. Неспособна понимать книги, которые читает Ольга, или петь «Casta diva».

Цели урока .

Образовательные.

    1. Исследовать тему любви в романе И.А. Гончарова “Обломов”.
    2. Углубить понятие “художественный прием” (музыка, ветка сирени) в тексте.

Развивающие.

    1. Совершенствовать умение формулировать проблемный вопрос.
    2. Развитие умения учащихся работать с текстом художественного произведения: выделять главное, анализировать полученную информацию, делать выводы;
    3. Совершенствовать навык составления кластера и работы с интерактивной доской.
    4. Развивать коммуникативные, исследовательские навыки, навыки работы в группе.
    5. Развивать творческие способности.
    6. Развивать самостоятельность мышления школьника.

Воспитательные.

    1. Усилить нравственно-эстетическое воздействие произведения на учащихся путем обращения к "вечным" темам.
    2. воспитывать чувство толерантности, ответственности за свои поступки, уважения общечеловеческих ценностей.

Социализации личности.

    1. Развивать умение высказывать свое отношение к проблеме, высказывать свою точку зрения.
    2. Актуализировать знания учащихся по данной теме.

Форма урока: комбинированный урок.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Образовательные технологии: проблемное обучение, исследовательские образовательные методы, обучение в сотрудничестве (групповая работа), здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии.

Дидактическое пространство урока:

Карточки-задания "Ассоциативные ряды",

Мини-презентации учащихся на темы: “Что такое любовь. Любовь в понимании Ильи Обломова”, “Илья Обломов и Ольга Ильинская”, “Илья Обломов и Агафья Матвеевна Пшеницына”.

Роман И.А. Гончарова "Обломов".

Мультимедиапроектор и интерактивная доска, презентация в программе “Смарт Ноутбук” (Приложение 1).

Музыкальное сопровождение: Ария “Casta diva” из оперы “Норма”, В.А.Моцарт “Музыка ангелов”.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, карточки с заданием, тексты произведения, листы А-4, фломастеры.

Ход урока

I. Мотивационный компонент. (2 мин.)

Презентация (слайд 1) (Приложение 1).

Звучит музыка: В.А.Моцарт “Музыка ангелов”. Входит учитель с веткой сирени в руке и читает фрагмент из романа:

“Счастливый, сияющий, точно “с месяцем во лбу”, пришел он домой, сел в угол дивана и быстро начертал по пыли на столе крупными буквами: “Ольга”.

“Ах, какая пыль! – очнувшись от восторга, заметил он”.

II. Постановка темы, проблемного вопроса и цели урока. (5 мин.)

1. Беседа с учащимися.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (О любви) Почему? (Ветка сирени – художественная деталь, символизирующая чувства героев.)

О каком герое идет речь?

Узнаете ли вы Обломова? (Нет, он здесь другой, он влюбился).

Какое место в романе занимает любовь? (Центральное), почему? (3 части романа посвящены любви).

Как вы думаете, что такое любовь?

2. Слово учителя.

3. Работа с презентацией (слайд 2).

Что Гончаров писал о любви? (Цитату читает ученик).

Выделите слова, которые определяют “любовь” (1 ученик выделяет у доски стилусом).

4. Беседа с учащимися.

Проблемный вопрос: Способна ли любовь изменить Обломова?

Хорошо поставлен вопрос. На сегодняшнем уроке мы попробуем дать ответ на данный вопрос.

Подумайте, как бы могла звучать тема нашего урока? (Варианты учащихся, один из вариантов: любовь в жизни Обломова ).

Запишем тему нашего урока в тетрадь и проблемный вопрос.

В тетрадях:

Любовь в жизни Обломова

Способна ли любовь изменить Обломова?

А какие задачи стояли перед вами при выполнении домашнего задания. (Домашнее задание дано по группам. 1 группа – выяснить, что означает понятие “любовь” и как Обломов понимает это чувство; 2 группа – выяснить, как складывались отношения Обломов и Ольга Ильинская; 3 группа – выяснить, как складывались отношения Обломов и Агафья Матвеевна. Каждой группе была предложена система вопросов по заданной теме. Исследовательская работа началась на предыдущем занятии.)

Это и будут задачи нашего урока.

Задачи урока:

  1. Что означает понятие “любовь”. Любовь в понимании Обломова.
  2. Отношения Обломов – Ольга Ильинская.
  3. Отношения Обломов – Агафья Матвеевна Пшеницына.

III. Проверка домашнего задания. (10 мин.)

Каждая группа представляет ответ на заданный ей вопрос в виде презентации.

1 творческая группа Защита презентации “Понятие “любовь”. Любовь в понимании Обломова”.

Есть ли вопросы к 1 группе?

2 творческая группа Защита презентации “Обломов и Ольга Ильинская”.

Есть ли вопросы к 1 группе?

С чего начинается любовь Обломова к Ольге? (С музыки, звучит “Каста Дива”, ч.2 гл. 5). Прослушивание фрагмента арии “Casta diva” из оперы “Норма.

Как музыка повлияла на героя? (Ольга поет с душой, Обломов чувствует чистую душу, потому что у самого тонкий вкус, чистая душа. Это сближает их).

Почему Обломов пишет письмо? (Струсил). Почему чувство угасает?

3 творческая группа исследовала тему “Илья Обломов и Агафья Матвеевна Пшеницына”.

IV. Формирование кластера. Групповая работа . (10 мин.)

1. Беседа с учащимися.

С какими женскими образами связан Обломов? (Мать, Ольга, Агафья Матвеевна). Чтобы проследить взаимоотношения героев, какую форму работы, по вашему мнению, мы можем выбрать? (Составление кластера).

2. Составление ассоциативных рядов. (Каждой группе выдается лист А-4 и фломастеры)

Задание по группам:

1 группа: Создайте ассоциативные ряды Обломов – мать;

2 группа: Создайте ассоциативные ряды Обломов – Ольга,

3 группа: Создайте ассоциативный ряд - Обломов – Агафья Матвеевна.

3. Работа с интерактивной доской (слайд 3)

Путем перетаскивания подходящих к каждому образу слов-характеристик составляем общий кластер. С помощью стилуса выделяем систему взаимоотношений героев и приходим к выводу.

Почему не состоялась любовь Ольга – Обломов и состоялась Агафья Матвеевна – Ольга? (Пшеницына по своим качествам напоминала Обломову мать, ничего не требовала взамен, готова на жертвенную любовь ради Ильи Обломова. Ольга же любила не настоящего Обломова, а “будущего”).

Какую ошибку совершает Ольга? (Пытается приспособить человека для себя – эгоистичная любовь).

Есть ли что-то общего у Обломова “настоящего” с Обломовым “будущим”? (Чтение эпизода ч.4, гл. 8 - прекрасная душа).

V. Физминутка “Подари сердце”.

Погрузим наши ладошки в краску, нарисуем сердце, обведем его. А теперь давайте подарим нарисованное сердце нашему соседу, сказав при этом комплимент. По очереди учащиеся “передают” сердца друг другу. Мне очень приятно, что сегодня у нас на уроке такие отзывчивые и любящие сердца, а мы вернемся к нашим героям.

V. Просмотр кадра фильма Никиты Михалкова “Несколько дней из жизни Обломова. (2 мин.)

Как сложилась жизнь Ольги после расставания с Обломовым?

Почему в конце фильма Ольга плачет? (Варианты ребят, один из вариантов: плачет о погибшей прекрасной и чистой душе).

V. Оценивание. Рефлексия. (5 мин.)

Беседа с учащимися.

Способна ли любовь изменить Обломова?

(Обломов способен на глубокое чувство, но даже любовь не может его изменить, это результат полученного воспитания, которое ведет Обломова к погибели).

Отчего же? Какая причина? (Обломовщина!)

Какие жизненные уроки вы смогли сегодня открыть для себя?(Ответ: на уроке я открыл для себя…)

Возможные ответы.

  1. Мужчина выбирает жену по матери.
  2. Нужно принимать человека таким, каков он есть.
  3. Нельзя приспосабливать человека для себя. Нужно уважать человеческое достоинство и др.

Вы хорошо поработали на прошлом уроке и дома. Благодарю вас за работу. Мне интересно было послушать ваши наработки, а еще интересно узнать, как группы оценят работу друг друга. (Оценка группами друг друга и оценка работы в группе).

VI. Домашнее задание. (8 мин.)

Обязательное: напишите развернутый ответ на вопрос “Способна ли любовь изменить Обломова?”.

Тренировочное: письменно ответить на вопрос “Смогла бы я полюбить Обломова?”.

Творческое: Напишите миниатюру “Что бы я посоветовал Илье Обломову?”.

Список литературы:

1. А.А. Ивин “Философия любви”, “Политиздат”, М. 1990 г.

2. И.А. Гончаров “Обломов”, “Просвещение”, М.1984 г.

3. Т.И. Богомолова. Использование опорных схем на уроках литературы в старших классах, Калуга – 1994 г.

4. Литература, 10 класс, учебник под редакцией В.И. Коровина, - М.: Просвешение, 2007 г.

5. И.В. Золотарева, Т.И. Михайлова. Поурочные разработки. Первая половина XIX века, - М.: Вако, 2005 г.

10 кл – литер – 2 четв Урок №

Тема урока : Женские образы в романе «Обломов». Тема Любви в романе Гончарова «Обломов»

Тип урока: урок-исследование

Цели:

1. Продолжить работу над образом Обломова путем сопоставления сравнительной характеристики Обломова и Ольги в отношении к любви; проследить развитие темы любви в романе.

2. Раскрыть характеры и идеалы Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной.

3. Сформировать бережное отношение к такому чувству как любовь.

Задачи:

1. проанализировать материал об Ольге Ильинской по плану

2. проанализировать материал об Агафье Пшеницыной по плану

3. определить роль каждой из женщин в судьбе Обломова

4. сделать вывод о том, какую роль в создании образа главного героя играют женские образы в романе

Ход урока.

1. Вступление. Слово учителя.

Эпиграфом к нашему уроку станут слова Иннокентия

Анненского: «Любовь – это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих. Автор не случайно проводит своего героя через испытание любовью. Иван Александрович Гончаров верил во всемогущую силу этого чувства. «Вы правы, - писал он одной из своих знакомых, - подозревая меня в вере во всемогущую, всеобъемлющую любовь и в то, что только эта сила может двигать миром, управлять волей людской и направлять ее к деятельности» .

2.Определение темы урока

Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

(тема любви в романе, женские образы в романе)

Записываем тему в тетрадь.

В романе «Обломов» любовь – это основа. Это чувство показывает героя в развитии. Давайте вспомним, при каких обстоятельствах состоялось знакомство Ольги Ильинской и Обломова?

(Штольц познакомил их. Штольц привел Обломова в дом на прием к тетке Ольги)

Роман «Обломов» согрет двумя историями любви. Нам с вами сегодня предстоит ответить на вопрос, равная ли это любовь, любовь Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.

Слайд 2 Гончаров верил во всемогущую силу любви.

«Вы правы, - писал он одной из своих знакомых, - подозревая меня <…> в вере во всеобщую, всеобъемлющую любовь и в то, что только эта сила может двигать миром, управлять волей людскойи направлять её к деятельности»»

. Слайд3 Именно любовь, по мнению писателя, способна кардинально изменить жизнь человека, и именно любви проявляются его лучшие и худшие стороны

Слайд 4 Почему, испытывая к Ольге настоящее, глубокое чувство, Илья Ильич отказывается от него и связывает свою жизнь с Агафьей Пшеницыной?

СЛАЙД 5

СЛАЙД 6

Проверка домашнего задания.Рассказ о героине по заранее известному плану.Сравнительная характеристика Агафьи и Ольги

Рассказ об Ольге Ильинской

Рассмотреть портрет героини,

отношение к Обломову,

развитие отношений с Ильёй Ильичом,

сферу интересов,

Анал из материала по образу Ольга Ильинской .

СЛАЙД 7 Ольга в строгом смысле не была красавица… но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии . Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы - овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи - с станом…

Нос образовал чуть заметно выпуклую, грациозную линию; губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. То же присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде темных, серо-голубых глаз. Брови придавали особенную красоту глазам: они не были дугообразны, не округляли глаз двумя тоненькими, нащипанными пальцем ниточками - нет, это были две русые, пушистые, почти прямые полоски, которые редко лежали симметрично: одна на линию была выше другой, от этого над бровью лежала маленькая складка, в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль.

Ходила Ольга с наклоненной немного вперед головой, так стройно, благородно покоившейся на тонкой, гордой, шее; двигалась всем телом ровно, шагая легко, почти неуловимо…

2.1. Назовите основные черты в характере Ольги Ильинской

(Привлекательные черты Ольги - неудовлетворенность собой и жизнью, стремление к активной деятельности, отсутствие жеманства, простота, естественность, продуманное ведение борьбы с обломовскими привычками: добродушная насмешка над ленью. Ее любимые занятия - пение, чтение, беседы о прочитанном, прогулки. Ольга – деятельная, страстная натура, многое сделала, чтобы перевоспитать Обломова, спасти его от лени и апатии. Ольга - целеустремленная, волевая молодая женщина, которая стремится приносить пользу людям, обществу ).

2.2. Задание. Рассказать и проанализировать материал по образу Ольги Ильинской, используя вопросы (план анализа образа Ольги Ильинской давался учащимся на дом):

1. Знакомство Ольги и Обломова. Развитие их взаимоотношений. (5-12 гл. 2 части)

2. Характеристика Ольги (5 гл. 2 части)

3. Как отношения с Ольгой повлияли на Обломова? Изменился ли он?

4. «Любовь» в понимании Обломова и Ольги.

5. Ольга об Обломове накануне разрыва с ним. Что она поняла?

6. Рассказывая о зарождении отношений между Обломовым и Пшеницыной, автор говорит: «Он каждый день все более дружился с хозяйкой: о любви и в ум не приходило, то есть о той любви, которую он недавно перенес...» Почему?

7. Цель жизни, по мнению Ольги.

8. Почему через полгода Ольга, рассказав Штольцу о своей уже прошедшей любви к Обломову, произнесла:«Ах, какое счастье выздоравливать...»

9. Общая характеристика Ольги и Штольца. Что их сближает?

10. Как Штольц представлял будущее Ольги, если бы она вышла замуж за Обломова? ( 4 глава)

11. Почему Ольга уже после разрыва с Обломовым, став женой Штольца, умоляет мужа: «Ты его не оставишь, не бросишь?» - и просит его взять с собой к Обломову.

12. Какую роль сыграла Ольга в судьбе Обломова?
13. Главное назначение образа Ольги в романе.

Какое впечатление они произвели друг на друга?

(Ольге стало любопытно. Она весь вечер наблюдала за Обломовым.Обломов был смущен)

- Ольга полюбит Обломова? (да)

- А как вы считаете, она полюбила нынешнего Обломова со всеми его недостатками или Обломова будущего? (Обломова будущего)

- Найдите в тексте подтверждение этому (ч.2, гл. 6)

Вспомните, что служило символом любви Ольги и Обломова? (ветка сирени)

- Найдите эпизод первой встречи Обломова с Ольгой в парке. Давайте его прочитаем по ролям (читаем по ролям.

- Обломов думал, что Ольга еще рассержена его признанием, что же онсоветует ей?

(забыть все сказанное им)

Найдите этот момент в тексте. Прочитайте (читаем)

- И что же понимает Обломов из этого разговора? (Ольга его любит)

- Какие его дальнейшие действия? (пришел на другой день с веткой сирени)

- И что же Ольга понимает в свою очередь? (Обломов ее тоже любит)

- Гончаров иллюстрирует это следующим эпизодом: неделю спустя Илья Ильич встретил Ольгу в парке на том месте, где была сорвана и брошена ветка сирени. И что же делала Ольга? (вышивала ветку сирени)

- Почему не сложилось их счастье?

(Обломов хочет любить и при этом не терять покой. Ольга Ильинская потребовала от Обломова деятельности.)

2.3. Какова причина их расставания? Обломов сам дает на это ответ (ч.3.гл11)

- Вывод какой мы можем сделать? Илья Ильич прав был, что бросил Ольгу? (да. Он понимал, что любовь – это не только соединение мужчины и женщины. Для него это ответственность. А к ответственности он не готов. Он благороден. Всему виной ОБЛОМОВЩИНА)

- Счастлива ли Ольга, выйдя замуж за Штольца?- (скорее всего нет)

- Есть ли духовная теплота в их отношениях? (нет)

- Давайте _______прочитаем тот момент, когда Ольга согласилась выйти замуж

за Штольца. Что она чувствовала при этом? (ч.4, гл.4)

- Как по-вашему, зачем все-таки Ольга вышла за него замуж? (скорее всего от безысходности)

2.4. Итоги анализа образа Ольги Ильинской.

СЛАЙД 8

2.5.Какую роль в судьбе Ольги сыграл Обломов?

(Обломов не смог сделать Ольгу счастливой, но при этом он внутренне обогатил Ольгу. Под влиянием Обломова Ольга превращается из неопытной и достаточно наивной девушки в глубоко чувствующую женщину, которую и полюбил Штольц.)

3. Анализ материала по образу Агафьи Пшеницыной

СЛАЙД 9

Рассказать об Агафье Матвеевне Пшеницыной.

Рассмотреть портрет героини, отношение к Обломову, развитие отношений с Ильёй Ильичом, сферу интересов,

отзывы других персонажей о героине.

3.1 . Задание. Рассказать и проанализировать материал по образу Агафьи Пшеницыной, используя вопросы (план анализа образа Агафьи Пшеницыной давался учащимся на дом):

1. Новая квартира Обломова на Выборгской стороне у Пшеницыной. (3 часть)

2. Агафья Пшеницына: внешность, характер, образ жизни

СЛАЙД 10 Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные , как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил .

платье сидело на ней в обтяжку: видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже к лишней юбке, чтоб увеличить объем бедер и уменьшить талию. От этого даже и закрытый бюст ее, когда она была без платка, мог бы послужить живописцу или скульптору моделью крепкой, здоровой груди, не нарушая ее скромности. Платье ее, в отношении к нарядной шали и парадному чепцу, казалось старо и поношено”.

3. «Счастье» в понимании Обломова (4 глава 3 части)

4. Жизнь Обломова в доме Пшеницыной: «Мир и тишина.. Все тихо в доме Пшеницыной…» (9 глава 4 части)

5. Причины сближения Обломова с Пшеницыной.

6. Отношение Пшеницыной к Обломову.

7. Можно ли говорить о том, что идеал жизни Обломова осуществился в доме Пшеницыной? Почему?

8. А.В. Дружинин в статье «Обломов», роман Гончарова» счел Агафью Пшеницыну погубительницей и злым ангелом главного героя. Согласны ли вы с ним?

9. Роль образа Пшеницыной в романе.

- Другой любящей женщиной в жизни Обломова стала вдова мелкого чиновника Агафья Матвеевна Пшеницына.

- Обобщите, какая Агафья Матвеевна, какая она хозяйка, какие у нее духовные запросы, читает ли?

(Не сидит без дела, в доме у нее чистота и порядок)

- Так чем же привлекла к себе Обломова эта простая, малокультурная женщина? (схожесть с матерью)

- Какая деталь в образе Пшеницыной постоянно обращает на себя внимание? (локти)

- Найдите в тексте фразы, связанные с описание локтей

- Какой образ жизни ведет Пшеницына? Ничего вам не напоминает? (Жизнь в детстве в Обломовке)

- Стремилась ли Пшеницына перевоспитать Обломова? (нет, она просто его любила)

- Каким же принципом пользуется здесь Гончаров? (антитеза)

- А что конкретно Гончаров противопоставляет в образах этих двух женщин? (Ольга показана в развитии, а Агафья Матвеевна течет по течению

жизни) - Как вы считаете, выдержал ли главный герой испытание любовью?

(нет, он не способен брать на себя ответственность за судьбы других людей. Женившись на Пшеницыной, он опускается еще ниже и погружается в спячку, а затем гибнет и физически)

3.2.Итоги анализа образа Агафьи Пшеницыной.

(Описание жизни Обломова в доме Пшеницыной в романе названо «выборгской обломовщиной». Обломов, женившись на Пшеницыной, опускается все больше, окончательно погружается в спячку, а затем гибнет физически. Вечная тишина, ленивое переползание изо дня в день тихо остановили машину жизни. Илья Ильич скончался, по-видимому, без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести)

СЛАЙД 11

3.3.Какую роль в судьбе Агафьи Пшеницыной сыграл Обломов?

(Обломов наполнил жизнь Агафьи Пшеницыной смыслом заботы о нем. Он подарил ей мгновения тихого счастья. От союза с Агафьей Пшеницыной у Обломова родился единственный ребенок, сын, ответственность за воспитание которого он переложил на Штольца)

4. Обобщение по образам Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.

.

5. Каковы итога жизни Обломова?

(Обломов смог подарить двум любившим его женщинам недолгое, но все-таки счастье любить и быть любимыми. Но при этом он не смог позаботиться ни о них, ни о себе, ни о своем единственном сыне, которого препоручает заботам Ольги и Штольца.)

6 . СЛАЙД 12 Сравните высказывания критиков об Агафье Матвеевне и Ольгеа.. ДРУЖИНИНА,Н Добролюбова, А. Григорьева

    Слайд 13 «… бесподобная насмешливая, бойкая Ольга…видит все смешные особенности героя, не обманываясь нисколько, играет ими, почти наслаждается ими и обманывается только в расчётах на твёрдые основы характера Обломова.» А.В.Дружинин

Слайд 14 «Она готова на эту борьбу,тоскует по ней и постоянно страшится, чтоб её тихое счастье с Штольцем не превратилось во что-то, подходящее к обломовской апатии.» Н.А.Добролюбов

Слайд 15 «…беспристрастный и не потемнённый теориями ум выберет, как выбрал Обломов,

Агафью Матвеевну, - не потому только, что локти соблазнительны и что она хорошо готовит пироги, - а потому, что она гораздо больше женщина, чем Ольга.» А.Григорьев

Слайд 16 письменный ответ на вопрос. С каким из суждений вы согласны? Почему?

Домашнее задание.

Проанализировать материал по образу Андрея Штольца, используя план:

1. Рассказ о Штольце (1-2 главы 2 части)

2. В чем, по мнению Штольца, состоит «нормальное назначение человека»?

3. Что Штольц ставил выше всего в человеке?

4. «Как такой человек мог быть близок Обломову? – спрашивает автор. Что он сам на это отвечает?

5. Чем заканчивалась каждая встреча Обломова и Штольца?

6. Финал последней встречи.

7. Роль Штольца в судьбе Обломова.

8. Штольц после смерти Обломова берет его сына на воспитание. Почему?

9. Брак Штольца с Ольгой. Счастливы ли они?

10. В чем «тупиковость» предпринимательской деятельности Штольца?

11. Почему его внутренние порывы автор называет «нравственными отправлениями личности»?

12. Что видит и ценит Штольц в Обломове?

«Любовная тема в романе И.А. Гончарова «Обломов». (образы Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной).

Цель урока: проследить динамику развития взаимоотношений Обломова с другими героями и определить значение этих отношений в романе.

Организовать деятельность учащихся по самостоятельному анализу темы любви в романе «Обломов»;

Продолжить работу над формированием умения и навыков анализа литературного текста, развитием навыка монологической речи;

Создать условия для эстетического воспитания личности учащегося.

Методические приемы: беседа, работа в группах, выразительное чтение наизусть, работа по тексту с элементами исследования инсценировка, просмотр видеофрагмента и его анализ, сообщения учеников, комментарий учителя.

Оборудование: текст романа И.А.Гончарова «Обломов»,рабочие тетради, «Норма», презентация, видеофрагмент «Захар и Обломов», иллюстрации, сообщение учащихся.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем изучение романа И.А.Гончарова «Обломов». Эпиграфом к нашему уроку станут слова Иннокентия Анненского: «Любовь-это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих». Автор не случайно проводит своего героя через испытание любовью. Иван Александрович Гончаров верил во всемогущую силу этого чувства. «Вы правы, - писал он одной из своих знакомых,- подозревая меня… в вере во всеобщую, всеобъемлющую любовь и в то, что только эта сила может двигать миром, управлять волей людской и направлять ее к деятельности.

В романе «Обломов» любовь – это основа. Это чувство раскрывает характеры, показывает героев в развитии. Мы видим в жизни Обломова одно и то же чувство- любовь. Но с какими разными началами, стремлениями. На уроке мы рассмотрим динамику развития взаимоотношений Обломова с другими героями.

Основная часть урока.

Прежде всего нам необходимо определиться, кого можно любить?

Кого любит Обломов?

(Захара, Ольгу, Штольца, Пшеницыну)

Но к каждому из этих героев у него своя любовь.

Ребята, в течение урока вы будете заполнять таблицу, которую вы заранее начертили в своих тетрадях.

Мы заполняем 3 колонки: герой, отношение героя к Обломову, отношение Обломова к герою.

Таким образом, мы проследим за отношениями главного героя и близких ему людей. Для этого вы по группам выполняли задания. Слушайте внимательно выступление другой группы и, выбирая нужную информацию, заполняйте таблицу.

Начнем с Захара - слуги Ильи Ильича Обломова.

С самого начала романы мы видим огромное сходство между барином и его слугой. Оба они выросли в одном и том же месте, привыкли к определенному образу жизни. Им чуждо было движение, их привлекала тихая, размеренная жизнь без особо ярких происшествий. Но они постоянно ссорятся. Назовем условно такую любовь - любовь -вражда.

Предлагаю посмотреть отрывок из фильма Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни И.И.Обломова»

Просмотр эпизода

Этот эпизод иллюстрирует отношения Ильи Ильича и его слуги. Об этом и расскажут представители 1 группы. А вы, ребята, заполняете таблицу.

Выступление учащегося

Захар – слуга Обломова. Это пожилой человек, в сером сюртуке, с прорехою под мышкой. Захар ленив и неряшлив. Все, к чему он прикасается, ломается и бьется. Он может подать еду Обломову на грязной посуде или побитой посуде, может подать поднятую с пола еду. Оправдывает он это по-философски: все, что ни делается, угодно Господу, и с этим не стоит бороться. Но внешняя разболтанность Захара обманчива. Он радеет о хозяйском добре, знает его наперечет. Несмотря на напор Тарантьева, Захар не дает ему ничего из одежды барина, уверенный, что тот ее не вернет.

Захар – слуга старой закалки, боготворящий своего хозяина и весь его род. Когда Обломов отчитывает слугу за то, что он уподобил другим людям, живущим на свете, Захар чувствует свою вину:действительно, его барин особенный и самый лучший. Но вместе с преданностью к хозяину, Захару присуща утонченность и развращенность нравов. Он любит выпить с приятелями, посплетничать с другими слугами, то восхваляя, то унижая своего барина. При случае Захар может прикарманить себе деньги, сдачу из магазина. Жизнь Захара тесно связана с жизнью Обломова. Два последних представителя Обломовки, они, каждый по-своему свято хранят в душе ее заветы. Даже когда Захар женится на кухарке Анисье, он старается не допускает ее к барину, делает для него все сам, считая это своей обязанностью. Жизнь Захара заканчивается жизнью Обломова. После его смети Захар вынужден уйти из дома Пшеницыной. Таким его встречает Штольц и предлагает увезти в деревню. Но верный слуга отказывается: он не может оставить без присмотра могилу своего барина.

Обломов требует от Захара почитания и благословения, требует, чтобы слуга хранил покой своего барина.

Ребята, есть вопросы к первой группе?

Зачитайте, что вы вписали в таблицу.

Подведем итог. Захар –верный спутник Обломова, хранитель традиций и духа Обломовки, двойник своего хозяина. Он выражает мироощущение русского человека. Судьба Захара является повторением судьбы Обломовки, памятью о ней и приговором.

А кого можно назвать настоящим другом Обломова?

Назовем эти отношения любовь-дружба.

Вторая группа подготовила инсценировку эпизода, иллюстирующего встречу Обломова и Штольца.

Спасибо, теперь представители от второй группы расскажут о Штольце и взаимоотношении друзей. Ребята, вы продолжаете работать с таблицей.

Штольц Андрей Иванович – ДРУГ ДЕТСТВА Обломова.

В воспитание Андрея Штольца каждый из родителей внес свой особенный вклад. Большую часть жизни Обломов провел на диване, так как «лежанье у Ильи Ильича... было нормальным состоянием». Его идеалом была беспечная жизнь в единении с природой, семьей и друзьями, в мечтах о которой Обломов проводил годы.

Илья Ильич не смог, да и не хотел стать преуспевающим Штольцем, притом что уважал таких людей, ценил их трудолюбие.

Различно также отношение друзей к столичной суете. Штольц уже привык к ней и чувствовал себя в свете, «как рыба в воде». Он все видит, но предпочитает закрывать глаза на недостатки общества. Андрей не дает обществу посягать на свои сокровенные чувства и мысли, словно закрываясь от него учтивым поведением.

А Илья Ильич, послужив сам и внимательно выслушивая рассказы визитеров - Судьбинского, Пенкина, Волкова - о столичной жизни, понял, что она слишком пуста («Чего там искать? Интересов ума, сердца?») и суетлива («В десять мест в один день!?»). Илья Ильич не видел смысла во всех этих визитах, хождениях на службу, балах.. Отец его, Иван Богданович Штольц, деловой и практичный немец, ставил выше всего чувство долга, дисциплину, ответственность и любовь к труду. Эти качества он и старался привить своему сыну, стремясь сделать из него удачливого дельца. Мать Штольца хотела, чтобы Андрей вырос образованным русским барином, а не.«немецким бюргером», и старалась, как могла, уменьшить влияние Отца на Андрюшу.

Во многом она хотела видеть своего сына похожим на Илью Обломова и часто с удовольствием отпускала его в Сосновку, где «вечный праздник, где сбывают с плеч работу, как иго».

Для Штольца главное - труд. Труд для него - это «образ, содержание, стихия и цель жизни». Штольц был с детства приучен к деятельности, к тому, что время драгоценно и его нельзя терять зря. И поэтому вся жизнь Андрея проходила в вечном движении, которое, однако, нельзя назвать суетой. Он не просто был в постоянной динамике, а приносил пользу себе и другим. Но, несмотря на постоянную занятость, он «ездит в свет и читает: когда он успевает - бог весть». Как только это возможно, что Андрей Штольц мог быть так близок Обломову, "в котором каждая черта, каждый шаг, все существование было вопиющим протестом против жизни Штольца?" вряд ли детство и школа так сблизили их, это совсем необязательно. По-моему, сам Штольц отвечает на этот вопрос: "Никогда Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его всегда будет чисто, светло, честно… Это хрустальная, прозрачная душа; таких людей мало; они редки; это перлы в толпе!"
На протяжении всего романа оба героя высказывают свои представления об идеале жизни, жизненные позиции, которых они придерживаются. Гончаров показывает, что все мечты Обломова обречены, ведь Илья Ильич ничего не предпринимал для их осуществления

Проверяем таблицу.

Отношение героя к Обломову

Отношение Обломова к герою

Считает, что Обломов «хрустальная, прозрачная душа»

Не смог, да и не хотел стать преуспевающим Штольцем, хотя уважал таких людей, ценил их трудолюбие.

Подведем итог. Обломов и Штольц были необходимы друг другу для раскрытия образов, представлений и подходов к решению общечеловеческих, философских вопросов бытия. В этом они дополняют друг друга.

Находясь в гостях у ольги Ильинской, Илья Ильич сразу же пленяется удивительным голосом девушки. Слушая ее великолепную «Casta diva», Обломов все больше влюбляется в Ольгу. "В заключение она запела Casta diva: все восторги, молнией несущиеся мысли в голове, трепет, как иглы, пробегающий по телу, - все это уничтожило Обломова: он изнемог" .

Назовем это чувство любовь-любовь.

Вспомните, что служило символом любви Ольги и Обломова?

Третья группа провела небольшое исследование «Ветка сирени – символ любви Ольги и Обломова.».

Выступление 3 группы. Показ слайдов с изображением сирени.

Ветка сирени воплощает в себе то прекрасное, что зацвело в душах Ольги и Обломова. Так, сцена встречи после первого объяснения в любви начинается с того, что после слов приветствия «она молча сорвала ветку сирени и нюхала её, закрыв лицо и нос».

Понюхайте, как хорошо пахнет! - сказала она и закрыла нос и ему.

А вот ландыши! Постойте, я нарву, - говорил он, нагибаясь к траве, - те лучше пахнут: полями, рощей; природы больше. А сирень всё около дома растет, ветки так и лезут в окна, запах приторный. Вон еще роса на ландышах не высохла.

Он поднес ей несколько ландышей.

А резеду вы любите? - спросила она.

Нет: сильно очень пахнет; ни резеды, ни роз не люблю. Да я вообще не люблю цветов...
Думая, что Ольга рассержена его признанием, Обломов говорит потупившей голову и нюхающей цветы Ольге:

Забудьте же это, - продолжал он, - забудьте, тем более, что это неправда...

Неправда? - вдруг повторила она, выпрямилась и выронила цветы.

Глаза ее вдруг раскрылись широко и блеснули изумлением...

Как неправда? - повторила она еще.

Да, ради Бога, не сердитесь и забудьте…
И Илья Ильич понял это движение сердца девушки. Он пришел на другой день с веткой сирени:

Что это у вас? - спросила она.

Какая ветка?

Вы видите: сиреневая.

Где вы взяли? Тут нет сирени, где вы шли.

Это вы давеча сорвали и бросили.

Зачем же вы подняли?

Так, мне нравится, что вы... с досадой бросили ее.

Ветка сирени раскрыла многое и Ольге. Гончаров иллюстрирует это следующим эпизодом: неделю спустя Илья Ильич встретил Ольгу в парке на том месте, где была сорвана и брошена ветка сирени. Теперь Ольга мирно сидела и вышивала … ветку сирени.
В эпизодах с веткой сирени Гончаров прекрасно передает смятение души
Обломова. В мечтах герой рисовал себе бурную любовь, страстные порывы
Ольги. Но тут же он поправлял себя: «… страсть надо ограничить, задушить и утопить в женитьбе!..»
Илья Ильич хочет любить, не теряя покоя. Иного хочет от любви Ольга. Приняв из рук Ольги ветку сирени, Обломов говорит, глядя на ветку: 21313545

Он вдруг воскрес. И она в свою очередь не узнала Обломова: туманное, сонное лицо мгновенно преобразилось, глаза открылись; заиграли краски на щеках; задвигались мысли; в глазах сверкнули желания и воля. Она тоже ясно прочла в этой немой игре лица, что у Обломова мгновенно явилась цель жизни.

Жизнь, жизнь опять отворяется мне, - говорил он как в бреду, - вот она, в ваших глазах, в улыбке, в этой ветке, в “Casta diva”... всё здесь...

Она покачала головой.

Нет, не всё... половина.

Пожалуй, - сказала она.

Где же другая? Что после этого еще?

Чтоб не потерять первой, - досказала она, подала ему руку, и они пошли домой.

Он то с восторгом, украдкой кидал взгляд на ее головку, на стан, на кудри, то сжимал ветку.
В этом эпизоде Ольга намекает Обломову, что нужно искать цель жизни, нужно быть деятельным. И, казалось бы, незначительная ветка сирени в художественной ткани романа стала символичной. Как много она говорит читателю!
К символической ветке сирени писатель обращается еще не однажды. Например, в сцене объяснения Обломова с Ольгой в том же саду, после нескольких дней разлуки, после письма героя о необходимости «разорвать сношения». Увидев Ольгу плачущей, Обломов готов всё сделать, чтобы загладить ошибку, вину:

Ну, если не хотите сказать, дайте знак какой-нибудь... ветку сирени...

Сирени... отошли, пропали! - отвечала она. - Вон, видите, какие остались: поблеклые!

Отошли, поблекли! - повторил он, глядя на сирени. - И письмо отошло!

Вдруг сказал он.

Она потрясла отрицательно головой. Он шел за ней и рассуждал про себя о письме, о вчерашнем счастье, о поблекшей сирени.

Но характерно, что, убедившись в любви Ольги и успокоившись, Обломов
«зевнул во весь рот». Яркой иллюстрацией чувств, испытываемых героем, может служить такая картина, описанная Гончаровым, в ней, на мой взгляд, отразилось отношение Обломова к любви, да и к жизни вообще:

“В самом деле, сирени вянут! - думал он. - Зачем это письмо? К чему я не спал всю ночь, писал утром? Вот теперь, как стало на душе опять покойно... (он зевнул)... ужасно спать хочется. А если б письма не было, и ничего б этого не было: она бы не плакала, было бы всё по- вчерашнему; тихо сидели бы мы тут же, в аллее, глядели друг на друга, говорили о счастье. И сегодня бы так же, и завтра...” Он зевнул во весь рот.

А вот как ученица нашего класса увидела эту сирень.

Показ слайдов.

Проверяем таблицу.

Отношение героя к Обломову

Отношение Обломова к герою

Старалась, чтобы у Ильи Ильича появилась цель жизни.

Хочет любить, не теряя покоя.

Подведем итог. Ольга потребовала от Обломова деятельности и целеустремленности. Она искала приложения своим силам и, встретив Обломова, загорелась мечтой воскресить его, пробудить к жизни. Но это оказалось непосильной задачей даже для нее.

Другой любящей женщиной в жизни Ильи Ильича Обломова стала вдова мелкого чиновника Агафья Матвеевна Пшеницына.

Назовем это «Обломов и Пшеницына: измена высоким идеалам?»

Агафья Матвеевна-идеальная хозяйка. Она ни минуты не сидит без дела. Все у нее спорится, в доме чистота и порядок. Духовных запросов у Агафьи Матвеевны нет никаких. Когда Обломов спросил ее: «А читаете что-нибудь? », она в ответ только «тупо посмотрела на него».

Чем же привлекла к себе Обломова эта простая, малокультурная женщина?

А впрочем… пусть сама Агафья Матвеевна расскажет о себе.

Рассказ А.М. о себе.

Я Пшеницына Агафья Матвеевна- вдова чиновника, оставшаяся с двумя детьми, сестра Ивана Матвеевича Мухоярова, кума Тарантьева. Именно Тарантьев поселяет Илью Ильича, вынужденного искать новую квартиру, в домике на Выборгской стороне. Я привыкла к тому, что всё решает братец, только в умелом ведении дома, я достигла совершенства. Я нахожусь в постоянном движении, в отличии от Обломова осознавая, что работа всегда есть и именно она является подлинным содержанием жизни, а вовсе не наказанием, как считали в Обломовке. Постепенно в моей судьбе происходит серьёзная внутренняя перемена. В постоянных трудах по устроению дома, в хлопотах по хозяйству, нахожу я смысл своего существования. Во мне начало пробуждаться нечто неведомое мне прежде: тревоги, проблески размышлений. Иными словами любовь, всё более и более глубокая, не умеющая выразить себя словами, но проявляющаяся в том, что я хорошо знаю и умею: заботиться о столе и жизни Обломова, молиться о его

здравии. Всё моё хозяйство получило живой смысл: покой и удобство Ильи Ильича, я видела в

этом обязанность, теперь это стало моим наслаждением. Илья Ильич стал для меня человеком из другого мира: прежде я таких людей не видела. Встреча с ним послужила импульсом к перерождению. Но сам виновник этого процесса не понимал, как глубоко пустила корни это значение и какую неожиданную победу он сделал над моим сердцем. Обломов сближается со мной, как будто продвигаясь к огню, от которого становится теплее, но которого любить нельзя. Я являюсь единственным, абсолютно бескорыстным человеком в окружении Ильи Ильича, не вникая ни в какие сложности я делаю то, что необходимо в данный момент: закладываю собственные жемчуг и серебро, готова занять деньги у родни покойного мужа, только чтобы Обломов не чувствовал ни в чём недостатка. Когда интриги моего брата и кума достигают пика, я решительно отрекаюсь от них. Посвятив себя заботами об нем, я живу так полно и многообразно, как никогда прежде не жила, а мой избранник начинает чувствовать себя, словно в родной Обломовке. У нас рождается сын. Понимая разницу между этим ребёнком и детьми от первого мужа, я после смерти Ильи Ильича безропотно отдаю его на воспитание Штольцам. Смерть Обломова вносит в моё существование новую краску- я вдова помещика, чем постоянно попрекают меня братец и его жена. Мой свет жизни угас вместе с Ильёй Ильичом.

Проверяем таблицу.

Ольга стремилась спасти Обломова, а Агафья Матвеевна своей любовью погубила его. Кто же из них был нужнее и ближе Обломову? Гончаров оставляет этот вопрос открытым.

Беседа. Обобщение материала.

Обобщим все сказанное нами.

(Это позволяет лучше узнать главного героя).

Как вы думаете, кто сыграл большую роль в жизни Обломова?

(Никто. Они не уберегли его от деградации).

Подведение итогов урока.

«Обломов» как роман о любви. Любовь помогает раскрыть самые неожиданные черты в характерах героев, без которых впечатление о них было бы неполным и ошибочным, например характер Ильи Ильича Обломова. Чем были бы слова Штольца о «кристальной, чистой и светлой» душе Обломова, если бы автор показал лишь ленивый и спокойный образ жизни его в Петербурге? Не будь прекрасных страниц о его искренней и всеобъемлющей любви, пробужденной Ольгой, даже воспоминания детства не скрасили бы этот образ.

Таким образом, любовь - главная, важнейшая составляющая "нормы" жизни, "часть" идеала, к которому должен быть устремлен человек, потому что "счастливой, пронесенной через всю жизнь любви" дано превращаться в "могучую бытийную силу, способную гармонизировать и другие связи людей, не исключая и социальные".

Возвращаясь к началу урока и вспоминая эпиграф, действительно можно сказать, что « Любовь-это не покой, она должна иметь нравственный результат, прежде всего для любящих».

Как вы считаете, выдержал ли главный герой испытание любовью?

Обломов не выдерживает испытания любовью. Он не способен брать на себя ответственность за судьбы других людей. Обломов развращен барством. Женившись на Пшеницыной, он опускается все больше, погружается в спячку, а затем гибнет и физически.

НЕ ТЕРЯЙТЕ СЕБЯ В КРУГОВОРОТЕ ЖИЗНИ. Думайте, решайте, советуйтесь с героями русских романов. Выбирайте свой путь. Помните: все началось с неумения надевать чулки, а закончилось неумением жить.






Прием антитезы в романе Обломов- Штольц Ольга-Агафья Матвеевна … Покой, сон- деятельность, движение … -на уровне системы образов -на уровне мотивов Антитеза- от греч. «противоположение», стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении понятий, образов, мотивов.




Ольга Сергеевна Ильинская В редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка. Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи… …говорила она мало, и то свое… Её смех, который был так звучен, так искренен, так заразителен… Ольга в строгом смысле не красавица… но если обратить её в статую, она была бы статуя грации и гармонии. …губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. То же присутствие говорящей мысли светилось во…взгляде.


Агафья Матвеевна Пшеницына Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице…Глаза серовато- простодушные…Она вошла робко и остановилась, глядя застенчиво на Обломова… Руки она прятала тоже под шаль… Усмешка у ней больше принятая форма, которою прикрывалось незнание… Она тупо выслушала и тупо задумалась… Она все за работой, все что-нибудь гладит, толчет, трет…


Любовь к Обломову Ольга Ильинская Агафья Матвеевна Жизнь её наполнилась тихо и незаметно для всех… Я люблю иначе… Мне без вас скучно; расставаться с вами не надолго – жаль, надолго – больно… Жизнь – долг, обязанность, следовательно, любовь – тоже долг… Любовь эта оправдывается его кротостью…

 


Читайте:



Трагедия Хрущева: смерть сына и большая политика

Трагедия Хрущева: смерть сына и большая политика

Правление Хрущёва (1953-1964) - единственный период в советской истории, который люди вспоминают добрыми словами. Герой статьи - сын Хрущёва...

Святые великомученики никита и евстафий

Святые великомученики никита и евстафий

По Своей великой милости Господь призвал его к вере христианской. Он явился Плакиде во время охоты в образе оленя, между рогами которого блистал...

Патриарх варфоломей запомнится как учинитель раскола Патриарх вызвавший раскол 5

Патриарх варфоломей запомнится как учинитель раскола Патриарх вызвавший раскол 5

«Принятие в общение раскольников», «посягательство на чужие канонические уделы», «попытка отречься от собственных исторических решений и...

Святые никита и евстафий

Святые никита и евстафий

СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИК ЕВСТАФИЙ ПЛАКИДА Святой великомученик Евстафий до Крещения носил имя Плакида. Он был военачальником при императорах Тите...

feed-image RSS