Главная - Дети 6-7 дет
Протестантизм. Краткая справка. Протестанты — это кто такие? Католики и протестанты Протестанты в России

Возникшая в результате — широкого религиозно-политического движения, начавшегося в Германии, распространившегося по всей Западной Европе и направленного на преобразование христианской церкви.

Термин «протестантизм» происходит от протеста, заявленного немецкими князьями и рядом имперских городов против отмены принятого раннее постановления о праве местных правителей выбирать веру для себя и своих подданных. Однако в более широком смысле протестантизм ассоциируется с социально-политическим и нравственным протестом поднимающегося, но все еще бесправного третьего сословия против отживших средневековых порядков и стоящей на их страже .

См.также: , .

Вероучение протестантизма

Отличие протестантизма от православия и католицизма

Протестанты разделяют общехристианские представления о бытии Бога как Творца мира, о его триединстве, о греховности человека, о бессмертии души и спасении, о рае и аде, отвергая католическое учение о чистилище, о Божественном откровении и некоторые другие. Вместе с тем протестантизм имеет ряд существенных догматических, организационных и культовых отличий от православия и католицизма. В первую очередь это признание священства всех верующих. Протестанты считают, что каждый человек непосредственно связан с Богом. Это приводит к отказу от разделения людей на клир и мирян и утверждению равенства всех верующих в вопросах веры. Каждый верующий при хорошем знании Священного Писания может быть для себя и других людей священником. Таким образом, духовенство никаких преимуществ иметь не должно и само его существование становится излишним. В связи с этими представлениями религиозный культ в протестантизме был существенно сокращен и упрощен. Число таинств сокращено до двух: крещения и причащения; все богослужение сведено к чтению проповедей, совместным молитвам и пению гимнов и псалмов. При этом богослужение происходит на родном для верующих языке.

Почти все внешние атрибуты культа: храмы, иконы, статуи, колокола, свечи — были отброшены, так же как иерархическое устройство церкви. Было отменено монашество и целибат, должность священника стала выборной. Служение в протестантизме происходит обычно в скромных молитвенных домах. Было упразднено право служителей церкви на отпущение грехов, поскольку это считалось прерогативой Бога, отменено почитание святых, икон, мощей, чтение молитв за умерших, поскольку эти действия признаны языческими предрассудками. Количество церковных праздников сведено к миниму.

Вторым основным принципом протестантизма является спасение личной верой. Этот принцип был противопоставлен католическому принципу об оправдании делами, согласно которому каждый жаждущий спасения должен делать все, что нужно церкви, и прежде всего содействовать ее материальному обогащению.

Протестантизм не отрицает, что не бывает веры без добрых дел. Добрые дела полезны и необходимы, но оправдаться ими перед Богом невозможно, лишь вера дает возможность уповать на спасение. Все направления протестантизма в той или иной форме придерживались учения о предопределении: каждому человеку еще до его рождения предуготовлена его судьба; она не зависит ни от молитв, ни от деятельности, человек лишен возможности изменить судьбу своим поведением. Однако, с другой стороны, человек мог своим поведением доказать себе и другим, что он предназначен Промыслом Божиим для хорошей участи. Это могло распространяться не только на нравственное поведение, но и на удачливость в жизненных ситуациях, на возможность разбогатеть. Неудивительно, что протестантизм становится идеологией наиболее предприимчивой части буржуазии эпохи первоначального накопления капитала. Учение о предопределении оправдывало неравенство состояний и классовое деление общества. Как показал немецкий социолог Макс Вебер , именно установки протестантизма способствовали подъему предпринимательского духа и его окончательной победе над феодализмом.

Третьим основным принципом протестантизма является признание исключительного авторитета Библии. Любое христианское вероисповедание признает Библию в качестве основного источника Откровения. Однако содержащиеся в Священном Писании противоречия привели к тому, что в католицизме право трактовать Библию принадлежало только священникам. С этой целью было написано большое количество произведений отцами церкви, принято большое количество постановлений церковных соборов, в совокупности все это называется Священным Преданием. Протестантизм лишил церковь монопольного права на толкование Библии, полностью отказавшись от трактовки Священного Предания как источника Откровения. Не Библия получает свою достоверность от церкви, а любая церковная организация, группа верующих или отдельный верующий могут претендовать на истинность проповедуемых ими идей, если они находят свое подтверждение в Библии.

Однако сам факт наличия противоречия в Священном Писании такой установкой не опровергался. Требовались критерии для понимания различных положений Библии. В протестантизме критерием считалась точка зрения основоположника того или другого направления, а все, кто с ней не соглашались, объявлялись еретиками. Гонения на еретиков в протестантизме были не меньшими, чем в католичестве.

Возможность собственной трактовки Библии привело протестантизм к тому, что он не представляет собой единого учения. Существует большое количество близких по духу, но в чем-то отличных направлений и течений.

Теоретические построения протестантизма повлекли за собой изменения в культовой практике, приведшие к удешевлению церкви и церковного ритуала. Почитание библейских праведников оставалось незыблемым, но было лишено элементов фетишизма, свойственного культу святых в католицизме. Отказ от поклонения видимым изображениям базировался на ветхозаветном Пятикнижии, рассматривающем такое поклонение как идолопоклонство.

Среди разных направлений протестантизма не было единства в вопросах, связанных с культом, с внешней обстановкой церквей. Лютеране сохранили распятие, алтарь, свечи, органную музыку; кальвинисты от всего этого отказались. Месса была отвергнута всеми направлениями протестантизма. Богослужение везде ведется на родном языке. Оно состоит из проповеди, пения молитвенных гимнов, чтения тех или иных глав Библии.

В библейском каноне протестантизм произвел некоторые изменения. Он признал апокрифическими те ветхозаветные произведения, которые сохранились не в древнееврейском или арамейском оригинале, а лишь в греческом переводе Септуагинты. Католическая церковь их рассматривает как второканонические.

Таинства также подверглись пересмотру. Лютеранство оставило из семи таинств только два — крещение и причащение, а кальвинизм — лишь крещение. При этом трактовка таинства как обряда, при совершении которого происходит чудо, в протестантизме приглушена. Лютеранство сохранило некоторый элемент чудесного в истолковании причащения, считая, что при исполнении обряда Тело и Кровь Христовы реально присутствуют в хлебе и вине. Кальвинизм же считает такое присутствие символическим. Некоторые направления протестантизма проводят крещение только в зрелом возрасте, считая, что человек должен сознательно подойти к выбору веры; другие, не отказываясь от крещения младенцев, проводят дополнительный обряд конфирмации подростков, как бы второго крещения.

Современное положение протестантизма

В настоящее время насчитывается до 600 млн последователей протестантизма, проживающих на всех континентах и почти во всех странах мира. Современный протестантизм представляет собой обширную совокупность (до 2 тыс.) самостоятельных, практически не связанных друг с другом церквей, сект и деноминаций. Уже с самого начала своего возникновения протестантизм не представлял собой единой организации, его деление продолжается до настоящего времени. Помимо уже рассмотренных основных направлений протестантизма, большим влиянием пользуются и другие, возникшие позднее.

Основные направления протестантизма:

  • Квакеры
  • Методисты
  • Меннониты

Квакеры

Направление возникло в XVII в. в Англии. Основатель — ремесленник Дмюрдж Фокс провозгласил, что истина веры проявляется в акте озарения «внутренним светом». За экстатические приемы достижения общения с Богом или вследствие того, что они подчеркивали необходимость пребывать в постоянном трепете перед Богом, последователи этого направления получили свое название (от англ.quake - «трястись»). Квакеры полностью отказались от внешней обрядности, духовенства. Богослужение у них состоит во внутренней беседе с Богом и проповеди. В моральных поучениях квакеров прослеживаются аскетические мотивы, они широко практикуют благотворительность. Общины квакеров существуют в США, Англии, Канаде, странах Восточной Африки.

Методисты

Течение возникло в XVIII в. как попытка повысить интерес масс к религии. Его основателями были братья Уэсли — Джон и Чарльз. В 1729 г. они основали в Оксфордском университете небольшой кружок, члены которого отличались особым религиозным упорством и методичностью в изучении Библии и выполнении христианских предписаний. Отсюда название направления. Особое внимание методисты уделяли проповеднической деятельности и ее новым формам: проповеди под открытым небом, в работных домах, в тюрьмах и т.д. Они создали институт так называемых странствующих проповедников. В результате этих мер направление широко распространилось в Англии и ее колониях. Отделившись от англиканской церкви, они упростили вероучение, сократив 39 статей символа веры до 25. Принцип спасения личной верой они дополняли учением о добрых делах. В 18В1 г. был создан Всемирный методистский совет. Особенно широко распространен методизм в США, а также Великобритании, Австралии, Южной Корее и других странах.

Меннониты

Течение в протестантизме, возникшее на основе анабаптизма в XVI в. в Нидерландах. Основатель-голландский проповедник Менно Симоне. Принципы вероучения изложены в «Декларации главных статей нашей общей христианской веры». Особенности этого направления в том, что оно проповедует крещение людей в зрелом возрасте, отрицает церковную иерархию, провозглашает равенство всех членов общины, непротивление злу насилием, вплоть до запрещения служить с оружием в руках; общины имеют самостоятельное управление. Создан международный орган - Всемирная конференция меннонитов , находящаяся в США. Наибольшее число их живет в США, Канаде, Голландии и Германии.

Кто такие протестанты

Вы знаете, кто такие протестанты и с чем они боролись? Вы уверены, что у протестантов, православных и католиков нет ничего общего? Вам интересно, во что верят протестанты? Тогда читайте дальше.

ЧТО ТАКОЕ «ЦЕРКОВЬ»?

Существует ошибочное мнение, что церковь - это архитектурное сооружение. В действительности, слово «церковь» (от греческого – ecclesia) означает «собрание людей». Поэтому церковь – это собрание людей, верующих в Иисуса Христа, а храм – это здание, где собирается церковь.

КОЛИЧЕСТВО ХРИСТИАН В МИРЕ

По числу последователей христианство является крупнейшей религией мира. По данным исследований, приверженцы христианства – 33% населения Земли.

Чуть более половины всех христиан (более 1,2 млрд) составляют католики. Вторым (по числу верующих) направлением христианства является протестантизм. В настоящее время в мире насчитывается около 800 млн протестантов. Третье крупное направление внутри христианства объединяет православных верующих и составляет около 314 млн своих приверженцев.

ЧТО ТАКОЕ «КОНФЕССИИ»?

Конфессия (от лат. Confession – исповедание) – это особенность вероисповедания в пределах определенного религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания. Конфессии – это разные ветви христианства, единые в основных догмах, но различающиеся деталями учения и формой богослужения. Протестантизм – одна из трех, наряду с католицизмом и православием, основных конфессий христианства, представляющая собой совокупность независимых церквей, церковных союзов и деноминаций.

ОТКУДА БЕРЁТ НАЧАЛО ПРОТЕСТАНТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ?

31 октября 1517 года в городе Виттенберге (Германия) священник Мартин Лютер прибил к воротам местного храма 95 тезисов в знак протеста против нарушений Католической церковью того времени библейских заповедей. Это событие положило начало возникновению движения за Реформацию Церкви, получившему название «протестантизм», что (от лат. – protestans) означает «публично доказывающий».

Протестантизм не пытался реформировать католичество изнутри, новое движение откололось от этой Церкви и смоопределилось как Реформация (от лат. reformayio – «восстановление в первоначальной форме»). Протестанты реформации считали себя не столько новаторами, которые несут новое учение, сколько приверженцами древних традиций, заново открывшими для себя древние истины, которые были утеряны за столетия средневековья.

ОСНОВЫ ВЕРОУЧЕНИЯ ПРОТЕСТАНТОВ

В основу вероучения протестантов легли пять тезисов, сформированные во время Реформации и получившие «Пять “только”» (в переводе с латинского – Quinque sola):

1. Sola Scriptura – «Только Библия».
Единственное и абсолютное правило и стандарт, согласно которому должны оцениваться все догматы и все учителя, являются только пророческие и апостольские Писания Ветхого и Нового Заветов.

2. Sola fide – «Только верой».
Оправдание может быть только верой, вне зависимости от совершения добрых дел и любых внешних священнодействий.

3. Sola gratia – «Только благодатью».
Человек не может заслужить спасение или как-то участвовать в моём спасении. Спасение – благой дар от Бога человеку.

4. Solus Christus – «Только Христос».
Христос – единственный посредник между Богом и человеком, и спасение возможно только через веру в Него.

5. Soli Deo Gloria – «Только Богу слава».
Человек должен почитать и поклоняться только Богу, так как спасение даруется только через Его волю и действия.

ФОРМА СЛУЖБЫ В ПРОТЕСТАНТСКОЙ ЦЕРКВИ

Молитвенные дома протестантов, как правило, свободны от пышного убранства, образов и статуй. Зданием церкви может служить любое строение, которое берется в аренду. Богослужение протестантов сосредоточено на проповеди, молитве, пении псалмов и гимнов, а также на причастии.

Протестантское движение успешно развивается во всем мире до сегодняшнего дня. В 92-х странах мира протестантизм является крупнейшим направлением христианства, в том числе, в 49-ти странах протестанты составляют большинство населения. А страны, исповедующие протестантизм, являются экономически и культурно развитыми.

Церковь в протестантизме

Протестантизм - одно из трёх, наряду с православием и католицизмом, главных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых церквей, церковных союзов и деноминаций. Происхождение протестантизма связано с Реформацией - широким антикатолическим движением XVI века в Европе.

История возникновения

Протестантизм возник в Европе в первой половине XVI века как отрицание и оппозиция средневековым институтам Римско-католической церкви в ходе Реформации, идеалом которой было возвращение к апостольскому христианству. По мнению сторонников Реформации, Римско-католическая церковь отошла от первоначальных христианских принципов в результате многочисленных наслоений средневекового схоластического богословия и обрядности. Вождём религиозной революции стал Мартин Лютер. Первое открытое выступление Лютера против церковной политики состоялось в 1517 году - он публично и яростно осудил торговлю индульгенциями, затем прибил на церковные двери 95 тезисов с изложением своей позиции.

Протестантизм, в отличие от католицизма, никогда не представлял собой единого целого, возникнув как совокупность отличающихся друг от друга течений. Иногда протестантизм определяют как систему веры и богослужебной практики, основаyную на принципах Реформации. Но, протестанты, также утверждаем, что вернулись к простой вере ранней церкви, которая была искажена позднейшими новациями средневекового католицизма и православия.

Одним из трех главных направлений христианства, наряду с католицизмом и православием является протестантизм. Протестантизм представляет собой совокупность многочисленных самостоятельных церквей и сект, связанных с широким антикатолитическим движением XVI века в Европе, получившем название Реформация. Средневековая буржуазия, борясь против католической церкви, освящавшей феодализм, ставила своей целью не упразднить, а лишь реформировать ее, приспособить к своим классовым интересам.

Протестантизм разделяет общехристианские представления о Бытии Бога, Его Триединстве, о Бессмертии Души, рае и аде. Протестантизм выдвинул три новых принципа: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Библии. Согласно учению протестантства, первородный грех извратил природу человека, лишил его способности к добру, поэтому он может добиться спасения не с помощью добрых дел, таинств и аскетизма, а только благодаря личной вере в искупительную жертву Иисуса Христа.

Каждый христианин протестантского вероисповедания, будучи крещеным и избранным, получает "посвящение" на сверхъестественное общение с Богом, право проповедовать и совершать богослужение без посредников, то есть церкви и духовенства. Так в протестантизме снимается догматическое различие между священником и мирянином, в связи с чем церковная иерархия упраздняется. Служитель протестантской церкви лишен права исповедовать и отпускать грехи. В отличие от католиков, у протестантов для служителей церкви нет обета безбрачия, отсутствуют монастыри и монашество. Богослужение в протестантской церкви предельно упрощено и сведено к проповеди, молитве и пению псалмов на родном языке. Отвергнув Священное Предание, единственным источником вероучения провозглашена Библия. В настоящее время протестантизм получил наибольшее распространение в Скандинавских странах, США, Великобритании, Нидерландах, Канаде. Мировой центр протестантизма находится в США, где и обосновалась штаб-квартира баптистов, адвентистов, иеговистов и других религиозных направлений. Разновидностью протестантизма являются Лютеранская и Англиканская церкви.

§ 75. Протестантские церкви, возникшие в результате реформаторского движения, довольно многочисленны. Их структура, как национальная, так и религиозная, отличается многообразием. Иерархия лютеранской церкви берет свое начало от предшествующей ей католической иерархии. Она не имеет дипломатических представительств.

§ 76. Англиканская церковь в Великобритании имеет статус государственной церкви. В английском протоколе английским архиепископам и епископам отводятся строго определенные места. Она сохранила иерархию римской католической церкви: архиепископ, епископ, викарный епископ, декан, архидиакон, каноник, пастор, викарий, курат и диакон.

Архиепископы имеют право на обращение "Его Милость".

Епископы имеют право на обращение "Лорд".

Остальных представителей церковной иерархии называют "Преподобие".

Отличительной чертой возникшего в Европе в XVI веке на фундаменте Библии протестантизма является множественность его разнообразных форм и проявлений, меняющаяся историческая мозаика самостоятельных протестантских церквей.

К крупнейшим протестантским деноминациям можно отнести следующие:

Англиканская церковь

Лютеранские церкви

Реформатские церкви

Свободные евангельские церкви (это деноминации, которые произошли от реформаторских церквей в результате разнообразных событий последующих столетий):

Харизматические церкви

Пятидесятнические церкви

Баптистские церкви

Евангельские христиане

Методистские церкви

Меннонитские церкви

Общество друзей

Армия спасения

Протестантская теология не противоречит богословским решениям Вселенских Соборов. Весь мир знает знаменитые пять тезисов протестантизма:

1. Sola Scriptura - «Только Писание»

«Веруем, учим и исповедуем, что единственным и абсолютным правилом и стандартом, согласно которому должны оцениваться все догматы и все учителя, являются только пророческие и апостольские Писания Ветхого и Нового Заветов»

2. Sola fide - «Только верой»

Это учение об оправдании только верой, вне зависимости от совершения добрых дел и любых внешних священнодействий. Протестанты не обесценивают добрые дела; но они отрицают их значение в качестве источника или условия спасения души, считая их неизбежными плодами веры и свидетельством прощения.

3. Sola gratia - «Только благодатью»

Это доктрина о том, что спасение - это благодать, т.е. благой дар от Бога человеку. Человек не может заслужить спасение или как-то участвовать в своем спасении. Хотя человек и принимает Божье спасение верою, вся слава за спасение человека должна быть воздана только Богу. В Библии сказано: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:8,9).

4. Solus Christus - «Только Христос»

С точки зрения протестантов, Христос - это единственный посредник между Богом и человеком, и спасение возможно только через веру в Него. Писание утверждает: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5).Протестанты традиционно отрицают посредничество девы Марии и других святых в деле спасения, а также учат, что церковная иерархия не может быть посредницей между Богом и людьми. Все верующие представляют собой «всеобщее священство» и находятся в равных правах и в равном положении перед Богом.

5. Soli Deo gloria - «Только Богу слава»

Это доктрина о том, что человек должен почитать и преклоняться только Богу, так как спасение даруется только и единственно через Его волю и действия. Ни один человек не имеет права на равные с Богом славу и почтение.

СВЯЩЕННЫЕ ТЕКСТЫ

Би́блия - каноническое собрание текстов, считающихся священными в иудаизме и христианстве. Православные и католические тексты Библии отличаются от протестантских наличием дополнительных книг в Ветхом Завете, которые рассматриваются как «неканонические».

Содержание христианских Библий варьируется от протестантского канона (66 книг) до канона Эфиопской православной церкви (81 книга). Первая часть христианской Библии - Ветхий Завет - в основном представляет собой перегруппированную Еврейскую Библию, разделённую на 39 книг. Римско-католическая церковь и Восточное христианство также включают в ветхозаветный канон второканонические книги. Вторая часть - Новый Завет - состоит из 27 книг: 4 канонических Евангелия, Деяния апостолов, 21 послание апостолов и Откровение Иоанна Богослова.

Ветхозаветная идея святости, как непременного атрибута Бога, наиболее полно раскрытая в книге Левит, привела к распространению среди христиан названий «Святая Библия» или «Священное Писание». Многие христиане считают весь канонический текст Библии божественным откровением. Ветхий Завет написан на древнееврейском языке, за исключением некоторых частей, написанных на арамейском языке. Новый Завет написан на древнегреческом языке.

Католики, доверившись Септуагинте, приняли эти тексты в свою Вульгату - раннесредневековый латинский перевод Библии, канонизированный западными вселенскими соборами, и приравняли их к остальным каноническим текстам и книгам Ветхого Завета, признав в равной с ними степени боговдохновенными. Эти книги известны у них как девтероканонические, или второканонические.

Православные же включают 11 второканонических книг и вставки в остальные книги в Ветхий Завет, но с примечанием, что они «дошли до нас на греческом языке» и не являются частью основного канона. Вставки в канонические книги они ставят в скобки и оговаривают примечаниями. Реформация XVI в. н. э., отбросив многие нормы раннего христианства, предпочтя мнению Древней Церкви канон масоретов, отвергла и внесение в Ветхий Завет не сохранившихся на древнееврейском языке книг и частей книг. Современные протестантские вероучения основывают свои тезисы на масоретской Библии. Отсутствующие 11 книг из неканонической Библии поощряются к прочтению, хотя они и не считаются вдохновлёнными самим Богом. Англикане также печатают часть неканонических книг в Библиях для чтения верующими.

Апо́крифы - произведения позднеиудейской и раннехристианской литературы, не вошедшие в библейский канон. Понятие «апокрифы» первоначально относилось к произведениям гностицизма, стремившегося сохранить своё учение в тайне. Позднее термин «апокрифы» был отнесён к раннехристианским текстам и не вошедшим в библейский канон. Существуют апокрифы, которые незначительно расходятся с традиционным христианским вероучением и, в целом, подтверждают Священное Предание древней Церкви, например в иконографии и богослужении: так есть апокриф, который называется «Протоевангелие Иакова» - он не признается Церковью боговдохновенным писанием, но принимается как свидетельство церковного Предания. Во многом текст является просто фиксацией церковного Предания.

К числу ветхозаветных апокрифов обыкновенно относят Книгу Еноха, Книгу Юбилеев, Заветы двенадцати патриархов и Псалмы Соломона. Все они были написаны в эллинистический период после кодификации Ветхого Завета Ездрой, однако их отличают от второканонических книг из-за претензии на таинственный (эзотерический) смысл.

Ева́нгелие - жизнеописание Иисуса Христа; книга или собрание книг, в каждой из которых рассказывается о божественной природе Христа, о рождении, жизни, чудесах, смерти, воскресении и вознесении. В Евангелиях содержатся описания рождения и жизни Иисуса Христа, его смерти и чудесного воскресения, а также проповеди, поучения и притчи.

Каждый из авторов Евангелия делал упор на те моменты жизни и деятельности Иисуса Христа, которые он считал наиболее важными. Часть событий упоминается только в одних и не упоминается в других Евангелиях. Синоптические Евангелия стали источником многих сюжетов, цитат и идей для европейской социальной культуры последующих столетий. Широко известны Рождество младенца Иисуса Христа, Нагорная проповедь и Заповеди блаженства, Преображение, Тайная вечеря, Воскресение и Вознесение. Основные, упомянутые в Евангелиях, события в жизни Христа постепенно стали отмечаться в качестве церковных праздников теми народами, которые приняли христианство. Авторство: По мнению большинства ученых, авторы Евангелий достоверно не известны. Традиционное атрибутирование евангельских текстов Матфею, Марку, Луке и Иоанну было осуществлено во II веке, а в XVIII веке достоверность сведений об авторстве была поставлена под сомнение. На Втором Ватиканском соборе при обсуждении «Конституции об Откровении» (Dei Verbum) был отвергнут пункт «Божья церковь всегда утверждала и утверждает, что авторами Евангелий являются те, чьи имена названы в каноне священных книг, а именно: Матфей, Марк, Лука и Иоанн». Вместо перечисления этих имен решили вписать - «святые авторы».

Евангелие в богослужении: Вынос Евангелия и его чтение - один из самых торжественных моментов православного богослужения. Для этой цели используется специальное богослужебное (напрестольное или требное) Евангелие. Оно чаще всего написано на церковнославянском языке и разбито не только на главы и стихи, но и на смысловые зачала. Обложка такого Евангелия богато украшена изображениями воскресшего Христа (в центре) и евангелистов (по углам). Богослужебное Евангелие в храме находится в алтаре на престоле и поверх антиминса (который освящается исключительно архиереем). Несмотря на это, напрестольное Евангелие не освящается никаким особым церковным чином, так как сам текст Евангелия считается священным. Во время хиротонии во епископа другие архиереи на голову ставленника возлагают именно текст раскрытого для этого богослужебного Евангелия в образ того, что тут сам Христос своим Евангелием рукополагает священника в высший церковный сан.

ОБРЯДЫ И ПРАКТИКИ

Культовая практика у христиан разных направлений тоже весьма различна. Наиболее торжественно богослужения проводятся в православных и других восточных церквах, а также у католиков. В большинстве протестантских деноминаций богослужебная практика отличается простотой. Разные христианские конфессии (вероисповедание) существенно различаются и по своей церковной организации. Только Римско-католическая церковь демонстрирует наибольшее единство в организационном плане, в то время как в православии имеется значительное число самостоятельных поместных церквей. Протестантизм же не представляет собой единого целого не только в организационном, но и в доктринальном отношении и распадается на большое число течений (англиканство, лютеранство, кальвинизм, баптизм, методизм, пятидесятничество и др.), которые, в свою очередь, подразделяются на отдельные деноминации и церкви. Символическим знаком христианства христиан является крест, напоминающий верующим о крестной жертве Спасителя, принявшего мученическую смерть, для того чтобы искупить грехи людей. В силу определенных исторических причин (на которые мы обратили внимание в начале лекции) христианство из единой религии распалось на три основные течения (направления): православие, католицизм, протестантизм.

Богослужебный канон

По христианским представлениям, богослужение возникло на земле вместе с возникновением человека. "Всемогущество и благость господа побуждают людей славословить и благодарить его; сознание же своих нужд заставляет обращаться к нему с прошениями", - пишет один из православных богословов. Из этого делается вывод о естественном происхождении богослужения, которого якобы требовала сама природа человека, вступившего в союз с божеством. Культ в христианстве, по мере становления христианской церкви, постепенно усложнялся, заимствуя многие элементы из древних культов, перерабатывая их, приспосабливая к христианскому вероучению. Так, в христианство вошли элементы иудейского культа, обрядовых действий греко-римских религий, получившие новое содержание, новое осмысление. В католическом и православном культах значительную роль играют богато украшенные храмы, вся обстановка которых должна оказывать эмоциональное воздействие на верующих, длительные богослужения, религиозные таинства, обряды, посты, праздники, культ креста, "святых" и мощей. Каждый из этих элементов имеет свое особое назначение, выполняет свою служебную роль.

Каждый день недели (или седмицы) посвящен "особым воспоминаниям". Так, в воскресенье вспоминается воскресение Христа, в понедельник - ангелы божьи, во вторник - пророки, в среду - предательство Христа

Круг суточного церковного богослужения состоит из девяти служб: вечерних и ночных - вечерни, повечерия, полунощницы и утрени, и дневных - первого, третьего, шестого и девятого часа. Кроме того, должна совершаться литургия, которую православные богословы называют "сердцем православной церкви". Литургия - главное христианское богослужение, на котором совершается таинство причащения, или евхаристии. Литургия совершается во все воскресные и праздничные дни. Богослужения в русской православной церкви проводятся на церковнославянском языке.

Христианские таинства

Таинствами в христианстве именуются культовые действия, с помощью которых, по словам церковнослужителей, "под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать божия". Православная и католическая церкви признают семь таинств: крещение, причащение, покаяние (исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение, священство.

Крещение

Это одно из главных таинств, символизирующее принятие человека в лоно христианской церкви. Само духовенство именует крещение торжественным актом, в результате которого человек "умирает для жизни плотской, греховной и возрождается в жизнь духовную, святую". По христианскому вероучению, в таинстве крещения "прощается человеку первородный грех" (а если крещается взрослый, то и все прочие грехи, совершенные до крещения). Таким образом, очистительный смысл обряда, как и в дохристианских культах, полностью сохраняется, хотя содержание крещения в христианстве значительно видоизменяется. В различных христианских направлениях обряд крещения толкуется по-разному. В православной и католической церквах крещение относится к разряду таинств. Протестантские церкви рассматривают крещение не как таинство, с помощью которого человек приобщается к божеству, а как один из обрядов. В большинстве протестантских Церквей отрицается, что с помощью крещения люди освобождаются от первородного греха

Есть различия и в самой церемонии крещения при совершении этого обряда в разных церквах. Так, в православной церкви младенца трижды погружают в воду, в католической церкви его обливают водой. В ряде протестантских церквей крещаемого обрызгивают водой. В сектах баптистов и адвентистов седьмого дня крещение совершается, как правило, в естественных водоемах. Крещение - первое звено в цепи христианских обрядов, опутывающих всю жизнь верующего, удерживающих его в религиозной вере. Как и другае обряды, таинство крещения служит церкви для духовного закабаления людей, для внушения им мысли о слабости, бессилии, ничтожестве человека перед всемогущим, всевидящим, всезнающим богом.

Причащение

Таинство причащения, или святой евхаристии, занимает важное место в христианском культе. Приверженцы большинства протестантских течений, отвергающие христианские таинства, тем не менее сохраняют в своей обрядности крещение и причащение как важнейшие христианские обряды. По христианскому вероучению, обряд причащения был установлен на тайной вечере самим Иисусом Христом, который тем самым "воздал хвалу богу и отцу, благословил и освятил хлеб и вино и, приобщив своих учеников, закончил тайную вечерю молитвою о всех верующих". Памятуя якобы об этом, церковь и совершает таинство причащения, которое состоит в том, что верующие вкушают так называемое причастие, состоящее из хлеба и вина, веря в то, что они вкусили тела и крови Христовой и тем самым как бы приобщились к своему божеству. Однако истоки причащения, как и других обрядов христианской церкви, лежат в древних языческих культах. Совершение этого обряда в древних религиях было основано на наивной вере в то, что жизненная сила человека или животного находится в каком-либо органе или в крови живого существа. Отсюда возникли у первобытных народов верования, что, вкусив мяса сильных, ловких, быстрых животных, можно обрести качества, которыми обладают эти животные.

Церковь учитывает роль причащения в воздействии на верующих. Поэтому причащение занимает центральное место в христианском богослужении - литургии. Духовенство требует от верующих посещать богослужения и причащаться не реже одного раза в год. Этим церковь стремится обеспечить свое постоянное воздействие на паству, постоянное влияние на людей.

Миропомазание

Вслед за крещением в православной церкви совершается миропомазание. В православных изданиях так разъясняется его смысл: "Чтобы сохранить душевную чистоту, полученную в крещении, чтобы возрастать и укрепляться в жизни духовной, нужна особенная помощь божия, которая и подается в таинстве миропомазания". Заключается это таинство в том, что тело человека смазывают особым ароматическим маслом (миро), с помощью которого будто бы передается божественная благодать. Перед миропомазанием священник читает молитву о ниспослании на человека духа святого, а затем смазывает ему крестообразно лоб, глаза, ноздри, уши, грудь, руки и ноги При этом он повторяет слова: "Печать святого духа". Ритуал таинства красноречиво говорит об истинном происхождении миропомазания, которое пришло в христианство из древних религий. Наши далекие предки натирались жиром и различными маслянистыми веществами, веря в то, что это может придать им силы, защитить от злых духов и т. п. Древние люди верили, что, смазав свое тело жиром того или иного животного, они могут приобрести свойства этого животного. Так, в Восточной Африке у некоторых племен воины натирали тело львиным жиром, чтобы стать такими же храбрыми, как львы.

Брак

Христианская церковь стремится подчинить себе всю жизнь верующего человека, начиная с первых его шагов и кончая смертным часом. Каждое более или менее значительное событие в жизни людей обязательно должно отмечаться по церковным обрядам, с участием служителей культа, с именем бога на устах. Естественно, что такое важное событие в жизни людей, как брак, также оказалось связанным с религиозной обрядностью. В число семи таинств христианской церкви вошло и таинство брака. Оно утвердилось в христианстве позднее других, лишь в XIV столетии. Церковный брак был объявлен единственной действительной формой брака. Светский брак, не освященный церковью, не признавался. Совершая таинство брака, служители христианского культа убеждают верующих, что только церковный брак, во время которого молодожены напутствуются на совместную жизнь от имени Иисуса Христа, может быть счастливым и прочным на долгие годы-Однако это не так. Известно, что основой дружной семьи являются взаимная любовь, общность интересов, равноправие мужа и жены. Церковь же не придает этому значения. Религиозная мораль формировалась в эксплуататорском обществе, в котором женщины были бесправны и угнетены. И религия освящала подчиненное положение женщины в семье. Христианские обряды с их торжественностью, пышностью, выработанными веками ритуалами подчас привлекают людей, которые стремятся как можно торжественней отметить такое знаменательное событие, как вступление в брак. А церковь со своей стороны делает вее возможное, чтобы сохранить внешнюю красоту обряда, оказывающего большое эмоциональное воздействие на людей. Вся обстановка в церкви во время обряда венчания придает особую значимость событию. Священники встречают молодых в праздничном облачении. Звучат слова псалмов, славящих бога, именем которого освящается брак. Читаются молитвы, в которых священнослужитель испрашивает у бога благословения для жениха и невесты, мира и согласия будущей семье. На головы вступающих в брак налагаются венцы. Им предлагают выпить вина из одной чаши. Затем их обводят вокруг аналоя. И вновь возносятся молитвы к богу, от которого якобы только и зависит счастье вновь созданной семьи. С первой до последней минуты, пока вступающие в брак находятся в церкви. Рождается новая семья, и церковь проявляет заботу о том, чтобы она была семьей христианской.

Молитва

Молитва - «важная часть духовной жизни верующего человека», обращение «человека к Богу, богам, святым, ангелам, духам, персонифицированным природным силам, вообще Высшему Существу или его посредникам», важнейшее проявление общественной и частной религиозной жизни в словесной либо мысленной форме, подразделяется «на славословия, прошения и благодарения».

На основании учения Христа и апостолов древняя церковь постепенно выработала единообразные правила (нормы), определяющие порядок совершения молитв как в общественном богослужении, так и в домашнем молитвословии. От иудеев перешёл обычай молиться стоя (Мк. 11, 25). Также от иудеев заимствовано было и коленопреклонение.

Сегодня происходит возвращение к духовности. Все больше людей задумывается о нематериальной составляющей нашей жизни. В статье мы поговорим о том, Это отдельное направление христианства, или секта, как считают некоторые.

Также затронем вопрос о разных течениях в протестантизме. Небезынтересной будет информация о положении сторонников этого течения в современной России.
Читайте далее, и вы узнаете ответы на эти и многие другие вопросы.

Кто такие протестанты

В шестнадцатом веке в Западной Европе произошло отделение значительной части верующих от Данное событие в историографии носит название «реформация». Таким образом, протестанты - это часть христиан, которые не согласны с католическими принципами богослужения и некоторыми вопросами теологии.

Средневековье в Западной Европе оказалось таким периодом, когда общество попало в тотальную зависимость не столько от светских правителей, сколько от церкви.

Практически ни один вопрос не решался без участия священника, будь то свадьба или бытовые проблемы.

Вплетаясь все больше в социальную жизнь, католические святые отцы накапливали несметные богатства. Кричащая роскошь и практикуемые монахами, отвращали от них общество. Росло недовольство из-за того, что многие вопросы запрещались или решались с принудительным вмешательством священников.

Именно в этой ситуации и появилась возможность у Мартина Лютера стать услышанным. Это немецкий теолог и священник. Будучи членом ордена августинцев, он постоянно наблюдал развращенность католического клира. Однажды, по его словам, снизошло озарение об истинном пути правоверного христианина.

Результатом стали «Девяносто пять тезисов», которые Лютер прибил к дверям церкви в Виттенберге в 1517 году, а также выступление против продажи индульгенций.

Основу протестантизма составляет принцип «sola fide» (только с помощью веры). Он гласит, что никто на свете не может помочь человеку спастись, кроме него самого. Таким образом, отметается институт священников, продажа индульгенций, стремление к обогащению и власти со стороны служителей церкви.

Отличие от католиков и православных

Православные, католики и протестанты относятся к единой религии - христианству. Однако в процессе исторического и социального развития произошло несколько расколов. Первый был в 1054 году, когда от Римско-католической отделилась Позже, в шестнадцатом веке, в процессе Реформации появилось совершенно отдельное течение - протестантизм.

Давайте разберемся, насколько отличаются принципы в этих церквях. А также почему бывшие протестанты чаще переходят в православие.

Итак, как два достаточно древних течения, католики и православные считают именно свою церковь истинной. Протестанты имеют разнообразные взгляды. Некоторые направления даже отрицают необходимость принадлежать к какой-либо конфессии.

Среди православных священников разрешено жениться единожды, монахам вступать в брак запрещено. У католиков латинской традиции все дают обет безбрачия. Протестантам же разрешено жениться, они вообще не признают целибат.

Также у последних совершенно нет института монашества, в отличие от двух первых направлений.

Кроме этого, протестанты не затрагивают вопроса «filioque», который является краеугольным камнем в споре между католиками и православными. Также у них отсутствует чистилище, и Дева Мария воспринимается как эталон совершенной женщины.

Из семи общепринятых таинств протестанты признают только крещение и причащение. Отсутствует исповедь и не воспринимается поклонение иконам.

Протестантизм в России

Хоть Российская Федерация и но здесь распространены и другие веры. В частности, есть католики и протестанты, иудеи и буддисты, сторонники различных духовных течений и философского мировосприятия.

По данным статистики в России около трех миллионов протестантов, которые посещают более десяти тысяч приходов. Из этих сообществ официально зарегистрировано в Министерстве Юстиции меньше половины.

Крупнейшим течением в российском протестантизме считаются пятидесятники. Они и их реформированное ответвление (неопятидесятники) объединяют более полутора миллионов последователей.

Однако со временем некоторые переходят в традиционную для русских веру. Протестантам о православии рассказывают друзья, знакомые, иногда они читают специальную литературу. Судя по отзывам тех, кто «вернулся в лоно» родной церкви, они ощущают облегчение, перестав заблуждаться.

К остальным течениям, распространенным на территории Российской Федерации, относятся адвентисты седьмого дня, баптисты, миннониты, лютеране, евангельские христиане, методисты и многие другие.

Кальвинисты

Наиболее рациональные протестанты - это кальвинисты. Данное направление сформировалось в середине шестнадцатого века в Швейцарии. Молодой французский проповедник и теолог, Жан Кальвин, решил продолжить и углубить реформаторские идеи Мартина Лютера.

Он провозгласил, что следует убрать из церквей не только то, что противоречит Священному Писанию, но и те вещи, которые даже не упоминаются в Библии. То есть согласно кальвинизму в доме молитвы должно быть только то, что предписано в священной книге.

Таким образом, есть некоторые различия в учении, которых придерживаются протестанты и православные. Первые считают церковью любое собрание людей во имя Господа, отрицают большинство святых, христианскую символику и Богородицу.

Кроме этого, они считают, что веру человек принимает лично и по трезвому суждению. Поэтому обряд крещения происходит только в зрелом возрасте.

Православные являются полной противоположностью протестантов в вышеназванных моментах. Кроме этого, они придерживаются веры в то, что Библию может растолковать только специально обученный человек. Протестанты же считают, что каждый это делает в меру своих способностей и духовного развития.

Лютеране

Фактически, лютеране являются продолжателями истинных стремлений Мартина Лютера. Именно после их выступления в городе Шпайер движение начали называть «церковь протестантов».

Термин «лютеране» появился в шестнадцатом веке в ходе полемики католических теологов и священников с Лютером. Так они в уничижительной манере называли последователей отца Реформации. Сами себя лютеране называют «евангелические христиане».

Таким образом, католики, протестанты, православные стремятся обрести спасение души, но методы у каждого разные. Расхождения, в принципе, базируются только на толковании Священного Писания.

Своими «Девяноста пятью тезисами» Мартин Лютер доказывал несостоятельность всего института священников и многих традиций, которых придерживаются католики. По его словам, данные нововведения касаются больше материальной и светской сферы жизни, чем духовной. Значит, от них следует отказаться.

Кроме этого, в основе лютеранства лежит вера в то, что Иисус Христос своей смертью на Голгофе искупил все грехи человечества, включая первородный. Все, что нужно для счастливой жизни, это поверить в эту благую весть.

Также лютеране придерживаются мнения, что любой священник - это тот же мирянин, но более профессиональный в плане проповедей. Поэтому для причащения всех людей используется потир.

Сегодня к лютеранам относят более восьмидесяти пяти миллионов людей. Но единства они собой не представляют. Существуют отдельные объединения и деноминации по историческому и географическому принципу.

В Российской Федерации наиболее популярным в этой среде является общество «Служение лютеранского часа».

Баптисты

Часто в шутку говорят, что баптисты - это английские протестанты. Но в этом утверждении есть и зерно истины. Ведь это течение выделилось именно из среды пуритан Великобритании.

Фактически, баптизм - это следующий этап развития (как считают некоторые) или просто ответвление кальвинизма. Сам термин происходит от древнегреческого слова «крещение». Именно в названии выражена основная идея этого направления.

Баптисты считают, что истинно верующим можно считать только такого человека, который в зрелом возрасте пришел к мысли отказаться от греховных поступков и искренне принял в свое сердце веру.

С подобными мыслями согласны многие протестанты в России. Несмотря на то что большинство относится к пятидесятникам, о которых мы поговорим далее, некоторые взгляды у них полностью совпадают.

Если кратко выразить основы практики церковной жизни, баптисты-протестанты уверенны в непогрешимости авторитета Библии во всех ситуациях. Они придерживаются идей всеобщего священства и конгрегации, то есть, каждая община самостоятельна и независима.

Пресвитер не обладает никакой реальной властью, он просто читает проповеди и поучения. Все вопросы решаются на общих собраниях и церковных советах. Богослужение включает в себя проповедь, пения гимнов под аккомпанемент инструментальной музыки, а также импровизированные молитвы.

Сегодня в России баптисты, как и адвентисты, называют себя евангельскими христианами, а свои церкви - домами молитв.

Пятидесятники

Самые многочисленные протестанты в России - это пятидесятники. В нашу страну это течение проникло с Западной Европы через Финляндию в начале двадцатого века.

Первым пятидесятником, или, как его тогда называли, «единственник», стал Томас Барратт. Он приехал в 1911 году из Норвегии в Санкт-Петербург. Здесь проповедник объявил себя последователем евангельских христиан в духе апостольском, и начал перекрещивать всех желающих.

Основу веры и обряда пятидесятников составляет крещение Святым Духом. Они признают и обряд посвящения с помощью воды. Но переживания, которые испытывает человек при нисхождении Духа на него, считаются этим протестантским течением наиболее правильными. Они говорят, что состояние, которое при этом переживает крестящийся, равноценно ощущениям апостолов, принявшим посвящение от самого Иисуса Христа на пятидесятый день после его воскрешения.

Поэтому они и называют свою церковь в честь дня Сошествия Святого духа, или Троицы (Пятидесятницы). Последователи считают, что посвященный таким образом, получает один из Божественных даров. Он обретает слово мудрости, исцеление, чудотворение, пророчествование, возможность говорить на иностранных языках или различать духов.

В Российской Федерации на сегодняшний день самыми влиятельными протестантскими объединениями считаются три из среды пятидесятников. Они входят в Ассамблею Бога.

Меннониты

Меннонитство - одно из самых интересных ответвлений протестантизма. Эти христиане-протестанты первыми провозгласили пацифизм как часть вероучения.
Возникла деноминация в тридцатых годах шестнадцатого века в Нидерландах.

Основателем считается Менно Симонс. Изначально он отошел от католичества и принял принципы анабаптизма. Но через некоторое время значительно углубил отдельные черты этого вероучения.

Итак, меннониты считают, что царство Божие на земле наступит только при содействии всех людей, когда они установят общую истинную церковь. Библия - это непререкаемый авторитет, а Троица - единственное, что обладает святостью. Крестить можно только совершеннолетних после принятия ими твердого и искреннего решения.

Но самой важной отличительной чертой меннонитов считается отказ от военной службы, армейской присяги и судебных тяжб. Таким способом сторонники этого течения несут человечеству стремление к миру и ненасилию.

В Российскую империю протестантская деноминация пришла в период правления Екатерины Великой. Тогда она пригласила часть общины переселиться из Прибалтики в Новороссию, на Поволжье и Кавказ. Такой поворот событий стал просто подарком для меннонитов, так как они подвергались гонению в Западной Европе. Поэтому было две волны вынужденной миграции на восток.

Сегодня в Российской Федерации это течение фактически объединилось с баптистами.

Адвентисты

Как любой правоверный христианин, протестант верит во второе пришествие Мессии. Именно на этом событии и была изначально выстроена философия адвентистов (от латинского слова «пришествие»).

В 1831 году бывший капитан армии Соединенных Штатов Америки Миллер стал баптистом, а позже издал книгу о непременном пришествии Иисуса Христа 21 марта 1843 года. Но оказалось, что никто не явился. Тогда была сделана поправка на неточность перевода, и Мессию ожидали весной 1844 года. Когда и второй раз не оправдался, наступил период депрессии у верующих, который в историографии называется «Великое разочарование».

После этого миллеритское течение распадается на ряд отдельных деноминаций. Наиболее организованными и популярными считаются адвентисты седьмого дня. Они имеют централизованное управление и стратегически развиваются в нескольких странах.

В Российской империи это течение появилось через меннонитов. Первые общины сформировались на Крымском полуострове и Поволжье.

Из-за отказа брать в руки оружие и давать присягу, они подвергались гонению в Советском союзе. Но в конце семидесятых годов двадцатого века произошло восстановление движения. А в 1990 году на первом съезде адвентистов был принят Российский унион.

Протестанты, или сектанты

Сегодня не остается сомнений в том, что протестанты - это одно из равноправных ответвлений христианства, со своим вероучением, принципами, основами поведения и богослужения.

Однако есть некоторые церкви, которые по организации очень похожи на протестантские, но таковыми, по сути, не являются. К последним, например, относятся Свидетели Иеговы.

Но в виду запутанности и неопределенности их учения, а также противоречия ранних утверждений более поздним, это движение невозможно однозначно отнести к какому-то направлению.

Иеговисты не воспринимают Христа, Троицу, крест, иконы. Они считают главным и единственным Бога, которого называют Иеговой, как и средневековые мистики. Некоторые их положений перекликаются с протестантскими. Но подобное совпадение не делает из них сторонников этого христианского течения.

Таким образом, мы с вами в данной статье разобрались с тем, кто такие протестанты, а также поговорили о положении разных ответвлений в России.

Успехов вам, дорогие читатели!

  • Протестантство представлено в Москве храмами и общинами лютеран, баптистов, адвентистов седьмого дня, пятидесятников и евангельских христиан.
  • Единственный сохранившийся исторический лютеранский храм ‒ Евангелическо-лютеранский кафедральный собор Святых Петра и Павла (1903-1905 годы).
  • Московская центральная церковь евангельских христиан-баптистов занимает историческое здание 1860-х годов, где даже дубовые лавочки того периода.
  • Уникальный орган конца XIX века известного мастера Эрнста Рёвера, памятник истории и культуры, тоже сохранился в церкви.
  • ‒ крупнейший из шести храмов евангельских христиан.
  • Есть свои молитвенные дома у пятидесятников и адвентистов седьмого дня.

Протестантизм возник в Европе в XVI веке, отделившись от католицизма в ходе Реформации. Самая старая ветвь протестантизма в Москве – это лютеранство. Первые лютеране появились в России одновременно с появлением самой религии, еще в XVI веке. Это были ремесленники, врачи и купцы, приехавшие на службу при дворе московских царей из северо-западной части Европы. Есть в Москве и храмы и общины баптистов, адвентистов седьмого дня, пятидесятников и евангельских христиан. Особенно активный рост этих общин в Москве произошел после распада Советского Союза, в 1990-х годах.

Лютеранские храмы в Москве

Первая лютеранская церковь появилась в Москве в 1576 году. Примерно через 65 лет ее существования произошел раскол в общине (начавшийся со ссоры между женами военных и купцов), и в 1640-х годах лютеранский приход разделился на два лагеря. В результате офицеры построили себе отдельный храм на , и в Москве появились два лютеранских храма. Здания их неоднократно горели, их приходы меняли свое местоположение, но «работали» до 30-х годов XX века. Прихожанами храмов были главным образом немцы, в меньшей степени — шведы и финны. До наших дней дошел лишь один исторический лютеранский храм – это Евангелическо-лютеранский кафедральный собор Святых Петра и Павла в Старосадском переулке (Старосадский переулок, 7/10, стр. 10).

Здание церкви свв. Петра и Павла было построено в 1903-1905 годах. Любопытно, что в основе здания лежит старый барский дом усадьбы Лопухиных. Церковь была изначально освящена в качестве лютеранского кафедрального собора. В 1937-м году она, как и многие храмы на территории Советского Союза, была закрыта и национализирована. Сначала в ней размещался публичный кинотеатр, потом — производственная студия «Диафильм». В 1990-е годы церковь возвращена верующим. Богослужения здесь проводятся каждое воскресенье на русском и немецком языках.

В 1912 году, на (Наличная ул., 1), которое изначально было предназначено для захоронения московских католиков и лютеран, возникла часовня (арх. В. Рудановский). Она предназначалась для отпевания усопших для конфессий, которые входили в Комитет по благоустройству кладбища: Евангелическо-Лютеранской, Католической (польской и французской церквей), Реформатской, Англиканской. Введенское кладбище довольно долгое время называлось Немецким или Иноверческим. Как храм часовня была освящена в 1994 году в честь Святой Троицы и является сегодня евангелическо-лютеранской церковью Ингрии (финской церковью).

Храмы баптистов

В 1884 году в России был создан Союз русских баптистов. В 1944 году они объединились с евангельскими христианами и образовали Всесоюзный союз евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ), которых называют христианами-баптистами. Активный рост общины ЕХБ произошел после распада Советского Союза и открытия границ в 1990-х годах. Согласно данным Российского союза евангельских христиан-баптистов, в Москве действует 28 баптистских общин, но далеко не у всех есть собственные здания.

Московская центральная церковь евангельских христиан-баптистов располагается сегодня в центре Москвы (Трехсвятительский переулок, д. 3, ст. м. Китай-город). Она занимает здание, которое в 1860-х годах было перестроено из жилого дома для реформаторской церкви. После социалистической революции 1917 года члены реформаторской общины покинули Россию, и здание перешло евангельским христианам. Но не недолго — в 1937-м году помещение церкви было национализировано и в нем устроено общежитие. В 1965 году христиано-баптистская община отселила жильцов общежития на собственные средства, купив им отдельные квартиры. В церкви сохранился уникальный конца XIX века известного в Германии мастера Эрнста Рёвера, имеющий сегодня статус памятника истории и культуры. Любопытно, что в зале сохранились в большом количестве даже подлинные дубовые лавочки 1867-го года.

Долгое время церковь в Трехсвятительском переулке была единственной баптистской церковью в Москве. Именно поэтому, когда в 1990-х годах община выкупила большой участок земли на юге Москвы под строительство еще одной церкви, ее назвали просто: Вторая церковь евангельских христиан-баптистов (Варшавское шоссе, д. 12а).

Третья крупная церковь христиан-баптистов, интересная в том числе своей архитектурой, находится на северной окраине Москвы, в районе Бибирево (ул. Лескова, 11). Она носит название «Голгофа». Приход возник в начале 1990-х годов прошлого столетия, но здание было достроено только к 2010-м году. В церкви проходят богослужения на русском, английском и таджикском языках.

Собственное здание есть у церкви в Зеленограде (Москва, Зеленоград, корпус 1144, в районе Филаретовской улицы), в районе ст.м. Войковская (церковь «Благая весть» на улице Клары Цеткин, 25Ж).

Евангельские христиане

Как было указано выше, евангельские христиане в 1944 году объединились с баптистами. Но в 1990-е годы в России стали появляться отдельные, самостоятельные объединения евангельских христиан, не входящие в одну общину с баптистами. Сегодня, по данным Союза церквей евангельских христиан, в Москве действует шесть церквей этого течения. Рядом со ст. м. Тушинская, на улице Василия Петушкова (д. 29) находится , пожалуй, самая крупная в Москве. В 2000 году община выкупила здание бывшего дома культуры фабрики. В качестве координационного органа в настоящее время действует Всероссийский союз евангельских христиан (ВСЕХ).

Храмы пятидесятников

Первые организации пятидесятников в России появились в 1907 году во входящей тогда в состав Российский империи Финляндии. Вскоре они возникли в С.-Петербурге, а затем распространились практически по всей России. Большая заслуга в этом принадлежала И. Воронаеву, который сумел создать из разрозненных общих единое пятидесятническое движение. В годы советской власти молитвенные дома пятидесятников закрывались в рамках общенациональной антирелигиозной кампании. И лишь после объединения в 1944 году евангельских христиан с баптистами, пятидесятники также получили право собираться на служение в молитвенных домах.

После крушения СССР сразу же состоялся первый российский съезд пятидесятников, в 1990-м году. Согласно данным Российской церкви христиан веры евангельской (РЦХВЕ), сегодня в Москве насчитывается пять общин. Несколько приходов проводят свои богослужения на северо-западе Москвы, в помещении церкви «Живой родник» на улице Фабрициуса, д. 31А. Здесь же расположен центральный офис Российской церкви христиан веры евангельской (РЦХВЕ). Это здание бывшего детского сада было выкуплено общиной у города в 1995 году. Также свое здание имеет церковь «Роса» (ул. Краснобогатырская, д. 38, стр.2).

Храмы адвентистов седьмого дня

Как и баптисты, адвентисты седьмого дня появились в России в конце XIX века. Первая община адвентистов была образована из немцев, живших в Крыму, но поначалу была признана властями сектантской ересью. Проводить открыто богослужения адвентисты получили право только в 1906 году, когда это учение было официально признано одним из видов баптизма, к тому времени уже разрешенного в России.

 


Читайте:



Оценка бюджетной эффективности инвестиционных проектов

Оценка бюджетной эффективности инвестиционных проектов

Когда мы говорим об эффективности инвестиционного проекта, априори закладывается коммерческая логика в нахождении эффектов и выгод от его...

Татарская колбаса тутырма из субпродуктов – пошаговый фото рецепт, как приготовить в домашних условиях

Татарская колбаса тутырма из субпродуктов – пошаговый фото рецепт, как приготовить в домашних условиях

Ах, что это за чудо - горячая домашняя колбаска. Извлечешь её, упругую, из кастрюли, порежешь толстенькими кругляшами. Надкусишь… прозрачный...

Свинина с картошкой в духовке — Простые и вкусные рецепты

Свинина с картошкой в духовке — Простые и вкусные рецепты

Картошка со свининой - блюдо, которое любят практически все. Приготовить его можно множеством различных способов. Предлагаем некоторые из них.Как с...

Соус из кетчупа для макарон Простой соус для макарон из кетчупа

Соус из кетчупа для макарон Простой соус для макарон из кетчупа

Публикуется согласно пожеланий телезрителей:))) Куча видео, открывать осторожней. Сразу говорю рецепты без пояснительных фото, ибо к такому...

feed-image RSS