Реклама

Главная - Рыбалка
Русины Закарпатья: в поисках самоидентификации

Предки русинов - славянские племена, жившие на территории Карпат на территории современных Украины, Словакии и Венгрии. Отрезанные от соседних племен, постепенно объединявшихся в польскую, украинскую и словацкую нации рельефом, а потом и государственными границами, русины обособились, сохраняя, впрочем, особенную близость с украинцами.

Или же это и есть украинцы, имеющие некоторую самобытность обычаев и языка, опять-таки, в силу проживания в труднодоступных удаленных районах? Как всегда бывает в случае наций, лишенных собственной государственности, история русинов - предельно политизированный случай. Что именно из себя представляют русины в этническом, лингвистическом да и просто историческом плане - все определяют по-своему. Даже численность русинов разными источниками оценивается очень по-разному: от 55 тысяч (по данным официальных переписей в странах проживания, до 1,5 и даже 5 миллионов, по данным разных русинских организаций.

Помимо двух основных (о самостоятельности русинской нации и ее вхождении в состав украинской) существует и крайне экстравагантная венгерская версия происхождения русинов. Разберемся со всеми тремя.

Русины - это самостоятельный народ

Теория первая, собственно, русинская, гласит, что русины - отдельный и самостоятельный, полноправный четвертый восточнославянский народ. Некоторые особо рьяные патриоты русинского народа называют себя прямыми потомками древнерусской нации, сформировавшей Киевскую Русь, а уж русские, украинцы и белорусы вышли из русин, смешавшись с другими народами и исказив первоначальный русинский язык. Язык русинов, «руська мова», действительно довольно архаичен и богат старославянскими и церковнославянскими словами, но есть одна загвоздка - территория расселения русинов никогда не входила в состав собственно Киевского княжества. Здесь сформировалось самое западное и дольше всех сохранявшее независимость, так и не подчинившееся Золотой Орде Галицко-Волынское княжество. Будучи максимально из всех древнерусских князей вовлеченными в западноевропейскую жизнь, галицко-волынские князья приняли королевский титул и именовали себя «королями руськими». Основываясь на этом факте, некоторые русинские историки ведут свой род от тех самых княжеских времен. С одной стороны, не заметить связи между древнерусским понятием «русин», тождественным современному «россиянин», то есть, житель русской земли, Руси, и терминами вроде «король руський» и «руська мова» трудно, с другой стороны, русины веками жили в близости и под влиянием поляков, венгров и украинцев, заимствуя у них и язык, и обычаи (в частности, одно из наименований русин - руснак - это антоним слова «поляк»), что говорить о какой-то изначальности русинов довольно странно.

Русины - это венгры

Самая фантастическая версия происхождения этого народа. Согласно ей русины - это ассимилированные славянами венгры. Никаких оснований, кроме того факта, что часть Западной Украины веками входила в Венгерское королевство, не было. Зато слово «русин» в его нынешнем значении возникло именно в Венгрии - после Ужгородской унии 1646 года, когда 63 православных прихода присоединились к Мукачевской епархии Римско-католической церкви. С этого момента всех прихожан, сохранявших православные обычаи под римским руководством начали называть «русины». Это обособление с точки зрения государственной, административной, наверняка подстегнуло обособление русинов в языковом плане. Так или иначе, на территории бывшего венгерского королевства проживают довольно крупные русинские общины - например, та, что живет в сербской Воеводине, крае, куда активно переселялись и венгерские колонисты, и карпатские горцы.

Русины - это украинцы

На западе Украины проживает множество обособленных украинских общин. Гористый рельеф, густые леса и вековая оторванность этого региона от основной украинской территории - это, мол, причина различия в языке и обычаях карпатских и равнинных украинцев. Русины, лемки, бойки, гуцулы - вот неполный список карпатских украинских субэтносов - так гласит украинская версия.

Земли русинов поэтапно принадлежали Речи Посполитой, Венгерскому королевству, Австро-Венгрии, Российской империи, и везде их население подвергалось ассимиляции. В дореволюционной России, скажем, юридически вообще признавался единый русский народ, подразделявшийся на великороссов, малороссов и белорусов. Все славяноязычные и православные (или униатские) общины, проживавшие на смежных территориях, априори записывались в этот список. Аналогичная ассимиляция русинов украинцами происходила и в Австро-Венгрии. В результате, большой процент русинов стал считать себя украинцами, даже в случае сохранения собственного языка. К примеру, в Воеводине русиноговорящими украинцами себя считают в два раза больше людей, чем собственно русинами. В рамках этой ассимиляции большое число русинов стали считать себя украинцами. В частности в Словакии половина русиноговорящих граждан называет себя украинцами.

Загадочность народа усугубляется тем, что есть еще лемки, которые территориально совпадают с русинами, но считают себя также: либо субэтнической группой украинцев, либо отдельным народом, либо русинами.

Кстати, русины составляли большую часть украинской эмиграции за океан, в первую очередь в Канаду. Так что, во многом благодаря русинам Канада сейчас занимает едва ли не самую жесткую позицию по поводу конфликта в восточной Украине.

Русины Закарпатья не одно столетие отстаивают свое право на самоопределение. Всю свою историю они сторонились политики, но всегда оказывались её заложниками, сохраняя при этом свой язык, традиции и веру.

Четвертые славяне

Русины - один из древнейших восточнославянских народов. Сами себя они с горькой иронией называют курдами Европы - у них никогда не было своего независимого государства. Уже во втором веке нашей эры предки русинов обосновались в области Карпат. Существует несколько версий происхождения этого народа. Разные историки возводят их к черным, белым хорватам, уличам и тиверцам.
Вся история русинов - это борьба за сохранение своей национальной идентичности в сложнейших условиях. С VI века земли русинов были во власти аваров, с VII века - испытывали сильное влияние первого западнославянского государства Великой Моравии, с 903 года началось венгерское, а затем австровенгерское владычество, продолжавшееся больше 1000 лет - до окончания Первой мировой войны, в которую происходил настоящий геноцид этого народа.

С середины XIX века шла активная принудительная ассимиляция русинов, количество русинских деревень в период с 1810 по 1880 годы сократилось вдвое. В советское время слово "русины" было практически исключено из оборота. Как только ни называли этот народ - и закапатскими украинцами, и словаками. Тем не менее, несмотря на все враждебные для сохранения своей этнической идентичности условия, русинам удалось сохранить и свой язык, и свои традиции.

Численность

Парадокс, но украинские власти до сих пор не признают русинов как отдельный этнос. Это выглядит тем удивительнее, что весь остальной мир официально это сделал ещё в 1998 году, когда русины вошли в ОНН (Организация непредставленных народов).

По данным этой организации в мире всего насчитывается 1, 6 миллиона русинов, при этом почти половина из них (около 720 тысяч) живут в Закарпатской Украине. Цифры о количестве русинов на Украине разнятся очень существенно. По результатам проведенной в 2011 году переписи, на которой впервые русины могли назвать себя русинами, их оказалось в Закапатье немногим больше 10 тысяч, в то время как активисты русинского движения, ратующего за признание русинов и даже и автономность от Украины называют цифру в 70-80 раз большую.

Язык

Русинский язык был признан Украиной только в 2012 году (закон "Об основах государственной языковой политики"), долгое время до этого он считался диалектом украинского языка. Ситуация странная, поскольку русинский язык (четвертый из восточнославянских языков) отличается от украинского языка, в нём большое количество церковнославянизмов, что сближает его со староболгарским языком, который называют эсперанто всех славянских языков.

Несмотря на непризнание за русинским языком статуса отдельного языка, он продолжал жить. За столетие, с середины XIX века до 1945 года было издано 20 русинских грамматик.
В период венгерской оккупации, с 1939 года по 1944 годы на русинском языке была опубликована масса переводов классической литературы, от Сервантеса до Эдгара По.

Наконец, в 1997 году была издана ещё одна русинская грамматика - "Материнський язык. Писемниця дїла пудкарпатьскых Русинув".

Русины и украинский флаг

В 1846-1848 годах губернатором Галиции был Франц Стадион фон Вартгаузен. Он известен, в частности тем, что отменил в Галиции крепостное право. Однако его не устраивало, что русины считали себя частью русской культурной традиции, поэтому в 1848 году он инициировал создание органа национального самоуправления русинов – Головную Русскую Раду.

В качестве символа Рады он предложил льва, а её цветами - желтый и синий. Такой выбор не был случайным. Нанятые Стадионом историки нашли в летописях, что в знаменитой Грюнвальдской битве в 1410 году против тевтонов плечом к плечу с литовцами и поляками сражались рыцари, представляющие Львовскую землю. И сражались именно с "львиными" хоругвями желто-голубой расцветки.

Таким образом, нынешний "синьо-жовтий біколор" имеет своим предтечей знамя Головной Русской Рады.

Право на признание

В последнее время русины все чаще заявляют о своем праве на самоопредление и даже на право автономии. Показательно, что ещё в 1991 году, вместе с референдумом о независимости Украины в Закарпатье был проведен другой референдум - об автономии области. Идею автономии тогда поддержало 78 % населения. Однако украинские власти предпочитают об этом не вспоминать.

Семь лет назад начал свою работу ЕКПР (Европейский конгресс подкарпатских русинов). С этого времени повестку в русинском движении стали задавать уже не зарубежные диаспоры русинов-эмигрантов, а сами жители Закарпатья.

С 2008 года было даже создано неофициальное правительство республики Подкарпатская Русь, премьер-министром которой является Петр Гецко. Это непризнанная на сегодняшний день автономия считает себя правопреемницей Подкарпатской Руси, просуществовашей несколько дней в 1939 году. Русины уверены, что признание их автономности от Украины - дело времени. Русины умеют ждать.

Когда я приехала в Хорватию лет 15 назад, я слышала, что здесь есть национальность-русины. Тогда я это название услышала впервые. И, в порыве великодержавного шовинизма, решила, что это или русские-эмигранты, или украинцы. Потом я увидела передачу о русинах в Чехии. Опять это слово. Начала выяснять. Мне сказали-западные украинцы. А, все ясно, взвился во мне опять великорусский шовинизм. Опять эти, противорусские украинские националисты! Но это оказалось совсем не так.
Русины-удивительный, сохранившийся старославянский народ, родственный и украинцам, и русским, но не ассимилированный ними. Они умудрились сохранить свой идентитет во всех перипетиях истории. В Советском Союзе, и теперь, на Украине (или в Украине) само существование этого народа сознательно замалчивают. Прочитайте текст под катом, это очень интересно. И напишите, знаете ли вы, слышали ли вы об этом народе.

Русины (как terra іncognіta) в ІІІ тысячелетии

Как известно, Бог каждому народу дает свою миссию в этом мире. Один из самых древних славянских народов центральной Европы - русины - совсем не случайно сохранены были Господом для очень важной миссии в ІІІ тысячелетии.

Итак, какую миссию должен выполнить в начале ІІІ тысячелетия русинский народ и кто он - этот неизвестный для многих (даже «дипломированных» ученых) народ? Почему этот древний славянский православный народ должен был потерпеть столько горя и притеснений от часто заменяющих друг друга то кочевников, то оккупантов, то очередных «освободителей», то еще каких-то «благодетелей»? На примере минувшего тысячелетия можем смело констатировать, что русинский народ понес и выдержал большое испытание на верность славянству и святому Православию!

Представляя собой тисо-дунайскую колыбель славянских народов, русины, как потомки подкарпатских белых хорватов (в отличие от прикарпатских, о которых вспомнит позднее преподобный Нестор Летописец в рассказе о походе князя Владимира на хорватов), уже в середине VІІ века, по приглашению римского императора Ираклия переселились частично на земли нынешней Хорватии, а частично на греческие земли под городом Фессалоники - на границы Римской империи. Здесь они, создав славянские поселения, сохранились такими вплоть до первой половины XX столетия.

Вероятно, именно в среде этой части белых хорватов-прарусинов родились, воспитывались и овладевали славянским языком святые Кирилл и Мефодий. Возможно, что их родители могли быть из рода белых хорватов. Эта гипотеза о прарусинском славянском языке под Фессалониками подтверждается ныне еще и тем, что именно русины сегодня (и в дальнейшем) имеют свой оригинальный живой русинский язык, который почти на 70% совпадает со старославянским языком. Это является свидетельством того, что именно прарусинский язык, который похож на праболгарский, мог быть принят за основу кодифицированного равноапостольными Кириллом и Мефодием славянского языка. В отличие от нынешних России и Украины, где ведутся разговоры (верней, точатся ножи) о замене церковнославянского языка на новые литературные, на русинском Закарпатье этот вопрос не будет ставиться, надеемся, еще ближайшие 100 лет.

Та же часть белых хорватов - прарусинов, которая осталась на южных склонах Карпатских гор, сохранила свое древнее самоназвание - русины, войдя в состав Великой Моравии (а частично и в Древнее Болгарское царство) задолго до учреждения Киевской Руси. Соляной путь в то время пролегал из Болгарии в нынешний русинский Солотвин (город в Закарпатье), а потому это был один из наиболее удобных путей для святых Кирилла и Мефодия в Моравию (так как именно Закарпатье и входило в это государство). И наоборот, это был кратчайший путь и для учеников равноапостольных братьев, когда им пришлось бежать из Моравии в Болгарию. Мало кто знает, что довольно было в то время переплыть речку Тису в районе нынешнего закарпатского русинского Тячева-Солотвина, чтобы сразу же и попасть из Моравии в Болгарию.

О местных жителях Подкарпатья свидетельствовали кочевые мадьярские племена, которые в конце ІX века, хотя и с трудом, но перешли Карпатский хребет и нашли здесь местное население с именем русины. Именно русины вместе с болгарами через 100 лет после своего крещения шли крестить Киевскую Русь. Среди них был и преподобный Моисей Угрин (русин из Угрии).

После прихода мадьяр, к началу XІІ века, русины постепенно были вытеснены пришельцами из своих низин в горы и стали на длительное время неизвестным народом, зажатым со стороны Европы мадьярским государством, а с востока - высоким Карпатским хребтом и почти 150-километровым густым лесным массивом.

Русины под Карпатами на длительное время были мало заметны историкам. Но это произошло неслучайно. Бог оберегал древний славянский русинский народ от ассимиляции с титульными нациями, которые часто становились для русинов старшими братьями.

Любопытный исторический факт: закарпатский русин, не выходя из своего дома, становился гражданином почти шести государств, которые поочередно старались выдавать его за своего исконного жителя.

В 1917 году в России произошел большевистский антиправославный переворот. К власти пришли открытые антихристиане, которые не спешили отдать людям землю, но стали массово уничтожать храмы, монастыри, духовенство и даже язык.

В то же самое время в центре Европы на руинах Австро-Венгерской империи появились малые славянские государства, среди них и русинское со странным, но святым названием - Подкарпатская Русь. Русины времен «весны народов» пели песни О. Духновича (позднее они стали русинскими гимнами): «Подкарпатськии русины, оставьте глубокий сон…» и «Я русин был, есмь и буду, я родился русином…».

В XX веке русины удостоверили свою автохтонность на южных склонах Карпат (что зафиксировано мирным Сен-Жерменским соглашением 1919 года), войдя в состав нового европейского демократического государства Чехословакии с правом автономии. В 1921 году на Подкарпатской Руси образована Карпаторусскя Автономная Православная Церковь Сербского Патриархата. В 1938 году Подкарпатская Русь получила официальный статус автономии в составе теперь уже федеративной Чехословацкой Республики. В ноябре 1938-го и в начале 1939 года по приказу из Берлина галичские сечевики, как бывшие граждане Польши, в австрийской военной форме перешли границу и осуществили переворот на меньшей части территории Подкарпатской Руси, незаконно переименовав ее в Карпатскую Украину с центром в Хусте. Большая часть Подкарпатской Руси с исторической своей столицей Ужгород была оккупирована мадьярскими войсками. Вся же территория Подкарпатской Руси была освобождена только в ноябре 1944 года советскими войсками. После войны автоматически возобновился статус независимости Подкарпатской Руси в составе Чехословакии. Однако Сталин, по совету Мехлиса и Хрущева, территорию Подкарпатской Руси, как удобный военный плацдарм для экспансии в Европу, решил присоединить к Советскому Союзу. К тому же и русины не были против того, чтобы войти в состав большого славянского государства, чтобы свой статус независимой республики сохранить при поддержке братьев - восточных славян. Полномочные делегации от русинов - церковная (архимандрит Алексий (Кабалюк) - ныне канонизированный как святой карпаторусский-русинский) и светская - в ноябре 1944 года посетили Москву, где оставили высшему руководству Советского Союза письмо-меморандум. В нем была изложена позиция русинов о том, что они, понимая неизбежность присоединения их к Союзу, просили, однако, чтобы Подкарпатскую Русь присоединили к Советскому Союзу как отдельную Карпаторусскую республику. Документ этот официально на Украине ныне уже опубликован.

Победила позиция Мехлиса-Хрущева, и большую часть Подкарпатской Руси (без Пряшевской Руси, без русинского города Сигет, который был оккупирован румынами еще в 1918 году), без части земли до Дебрецена, присоединили к Советской Социалистической Украине с насильственным переименованием ее жителей - извечных русинов в… коренных украинцев. Подкарпатская же Русь от большевиков получила название просто как рядовая Закарпатская область Украины. А Карпаторусская Автономная Православная Церковь Сербского Патриархата вошла в состав Русской Православной Церкви, но уже не как автономная часть, а как епархия Московского Патриархата.

В 1991 году закарпатцы, утомленные безбожным советским режимом, решились на непростой шаг и проголосовали за независимость Украины. Одновременно 78% из них проголосовали за самоуправляющуюся территорию в составе Украины. Русины снова честно выполнили свою историческую миссию - держаться восточного православного массива славян. Правда, распад Советского Союза показал, что три братские славянские народа, образовав свои отдельные государства, стали экономически разваливаться. Каноническая Украинская Православная Церковь стала объектом нападений со стороны заангажированных украинских, пробольшевистски настроенных государственных мужей, которые создали себе карманные автокефальные группировки, чтобы легче терзать Христову Церковь. Русины в Закарпатье смело встали на защиту святого Православия и по сей день не допустили раскольников в свой древний русинский край.

На ІX Всеславянском Соборе в г. Ужгороде 8-9 мая 2002 года, то есть в начале ІІІ тысячелетия, русины потребовали от властей Украины восстановить историческую правду: вернуть законное этническое имя «русины» и право быть признанными как коренной народ на своей земле.

Одновременно мы, русины, выполняем и свою, Богом данную миссию, а именно: снова и снова напоминаем трем братским славянским народам (русским, украинцам, белорусам), что расчленение единой духовно-исторической Древней Руси на отдельные части является ненормальным. И необходимо сделать все возможное, чтобы тысячелетнюю высокодуховную православно-славянскую цивилизацию сохранить для человечества в противовес цивилизации западной (секулярной, а в ближайшем будущем и оккультно-безбожной).

Пусть Бог Святой благословит все славянские народы, к которым принадлежит и наш русинский богобоязненный, мирный православный народ.

Ныне русинам Бог судил жить на Украине. Почти полтора миллиона русинов живут в США, Канаде, Австралии, Югославии, Словакии, Польше, Чехии, Румынии, Венгрии, и всюду они свободно признаны как самостоятельная национальность, кроме Украины, где этот вопрос украинская власть безосновательно и противозаконно замалчивает. Но и здесь русины выполняют свою миссию: никто из нас, русинов, не является сепаратистом или врагом Украины. Мы, русины, преисполнены желания быть на Украине вместе с украинцами и другими именно государствообразующим народом с правом равноправно жить в этом государстве, созидать добро, беречь Православную Церковь и уверенно смотреть в завтрашний день. Но при этом напоминаем, что в слове «украинец» нет, к сожалению, древнего корня «рус», а значит, не может лишь одна Украина считаться правопреемницей Киевской Руси. Тем более непонятна варварская ненависть некоторых украинских чиновников к самому слову «русин». Или, может, высшие украинские вельможи задались целью искоренить не только имя «русин», а и само упоминание о Киевской Руси, при этом же еще и туманить головы своим гражданам о супердревности украинской нации и провокационно называть земли Словакии, Польши и Югославии (район Бачка - Русский Керестур) этническими украинскими землями, так как на них живут этнические русины, которых Киев хочет признавать только извечными украинцами.

Скажу, что миссия русинов Закарпатья еще не завершена. Думаю, она будет продолжена и далее, чтобы охлаждать горячие головы украинских этнофантастов ІІІ тысячелетия.

В духовном плане мы, русины, хотим с православной верой, любовью и надеждой жить, трудиться и ждать Второго пришествия Христова. При этом мы хорошо знаем, что Господь обратится к нам, русинам, на Праведном суде именно на материнском русинском языке. И горе будет нам, русинам, если мы не поймем Господа, не узнаем своего русинского языка.

За свою же честно выполненную миссию мы надеемся получить награду от Бога - спасение души и Царство Небесное.

Протоиерей Димитрий Сидор ,

глава православного подкарпаторусинского

общества им. Кирилла и Мефодия

Те, кто интересуется культурной жизнью разных стран мира, а особенно стран ближнего зарубежья, не раз задавились вопросом о том, что такие гуцулы и каково их происхождение. Но даже для коренных украинцев этот вопрос остается не достаточно известным. Максимальные знания, которым обладают рядовые жители Украины, это то, что русины Закарпатья живут в западных регионах страны, соблюдают вековые традиции, носят национальную одежду, поют народные песни.

Если вас интересует лепнина из гипса, то на сайте "Евина" вы можете ознакомиться с каталогом продукции, а также при необходимости заказать изготовление и монтаж лепного декора под фасад и интерьер своего дома. Благодаря этому вы сделаете внешний вид своего дома более оригинальным и интересным.

К сожалению, эта информация, не исчерпывающаяся. К тому же, под это описание подходят большинство славянских народов. Однако гуцульский народ очень самобытен и заслуживает особого внимания. Это связано с тем, что Русь Закарпатская уже многие годы находится под пристальным наблюдением историков и культуроведов всего мира. Это связано с их своеобразным стилем жизни и мировоззрением. Тайны гуцульских нравов, их жизни и современном положении нации раскрыть не так уж и сложно.

Кто такие русины Закарпатья

Для начала необходимо отметить, что гуцулы, по одному предположению относятся к карпато-русинской этнической группе, как лемки и бойки. Однако такое мнения ученых не мешает коренным жителям Закарпатья считать, что их первые предки появились на карпатских склонах еще в VI веке. Так считают прежде всего Галицкие и Буковинские представители русинов Закарпатья. На современно этапе большая часть представителей карпато-русинского этноса населяет приграничные зоны, находящие в соседстве с Польшей и Словакией. Другая часть этого этноса, около полумиллиона, живут в соседних европейских странах и США. За границей они живут небольшими общинами.

Этимология названия народности

Существует очень много предположений о том, почему русины Закарпатья носят название гуцулы. Однако ни одно из этих предположений не имеет достаточно оснований. Одно из основных предположений основывается на том, что гуцулы получили название от сарматского слова «гыццыл», т.е. маленький, малый. В древних письменных источниках это слово имело отношение именно к сарматскому народу, который жил в Закарпатской Руси в начале нашей эры.

«Гыццыл чизг/языг» - народ который не принял участие в походе в Европу и остался в Прикарпатье вместе с готами-грейтунгами и гепидами. Другой предположение основывается на том, что гуцулы произошли от слова «кочевать» и его словоформы «кочулы». Популярным предположением остается происхождение от имени Гуц или глагола «гуцати». Однако наибольшую распространенность получило предположение, что «гуцулы» произошло от сочетания двух слов - «гуцул» (движение) и румынского слова «разбойник». Именно поэтому считается, что это вольный или даже дикий народ.

Русь Закарпатская или где живую гуцулы

Также как бойки и лемки, гуцулы по праву принадлежат к коренным жителям Карпат. В современной Украине это:

  • Ивано-Франковская,
  • Черновицкая,
  • Закарпатская области.

В Ивано-Франковской области гуцулы занимают такие районы как Верховинский, Яремчанский, юг Косовского, а также Надворянского.

В Закарпатской области - это Рахоский район. Если говорить о площади, занимаемой Гуцульщиной, то это 6,5 тысяч кв.км. Но это только на Украине. Территорией гуцулов можно считать приграничные земли Румынии. Там эта этническая группа носит название марамошские гуцулы.

Важные исторические события

Долгое время, вплоть до 40-х годов XX столетия, гуцулы как народ были разделены между разными государствами. До Первой мировой войны, Русь Закарпатская относилась к Австрии и Венгрии. Позже попала под влияние Польши, Румынии и Чехословакии. В 30-х годах гуцулы стали входить в состав УССР.

В 2001 году, после проведения переписи населения, было выявлено, что 21,5 тысяча жителей относят себя к числу этноса гуцулов.

Образование Гуцульщины и первые упоминания

В XIV-XV вв в польских письменных источниках впервые была упомянута Гуцульщина и гуцульский народ. В то время Западная Украина была обременена натуральным и денежным сбором с населения. В связи с этим Западные земли охватило народное восстание опришков под предводительством Олексы Довбуша.

В 40-х годах разразилось другое восстание, в котором крестьянские интересы и отмена панщины снова встали на первом месте. Это восстание возглавил Лукьян Кобылица. Что касается других наиболее значительных событий в культурно-политической жизни Гуцульщины, то сюда можно отнести деятельность Украинской радикальной партии.

Также значимой фигурой в истории остается Гнат Хоткевич и его Любительский театр, а также К. Трилевский и его общество «Сечи». Значимой остается деятельность Украинских сечевых стрельцов в 1914-1915 гг. Важным шагом к независимости остается образование Гуцульской Республики, которая просуществовала несколько месяцев. Однако несмотря на культурные и политические изменения в мире, основная часть гуцульского этноса и территории все-таки остается в Украине и Румынии. Там тоже осталось несколько деревень на Буковине и Марморощине.

На современном этапе жизнь гуцулов относительно стабильна и в политическом, и в социальном плане. В селах процветают народные промыслы, скотоводство и все виды работ на земле.

Русины Закарпатья имеют самый низкий среди всех украинце доход. Поэтому народное ремесло стало отличным видом дополнительного заработка.

Почти каждая семья занимается мастерством и продажей собственных сувениров для туристов со всего мира. Однако не смотря на финансовые трудности, гуцульский народ радушный и приветливый. Их самобытный нрав и беглая речь не оставят равнодушным ни одного туриста. К тому же гуцульская земля обладает богатой рекреационной базой, чем привлекает внимание любителей лесной природы и горных рек.

На западе Украины расположена Закарпатская область, жители которой именуют себя русинами. Эти земли одними из первых вошли в состав древнерусского государства и первыми отделились под напором венгерских завоеваний. Но память о былой Родине осталась.

Русины: взгляд назад

Жители Карпатской Руси иногда называют себя «Маленькой веточкой великого русского дуба». Этот край, который так рано потерял связь с древнерусским государством и долгое время находился под влиянием венгерской культуры, казалось бы, должен был совершенно утратить всю любовь к далеким соотечественникам. Но он, напротив, всегда оставался небольшим, но сильным форпостом «русскости» на окраине славянского мира.

Один известный русский эмигрант Иван Лукаш писал: «Синие Карпаты. Они клубятся высоко, как тяжелые тучи в грозной синеве. Гоголя никогда не оставляло видение Карпат. Он был точно потрясен своим видением и нас потрясал с детства… Малый народ живет до Карпатских гор на вершинах-полонинах, как в синеве облаков. Малое племя Руси князя Владимира и князя Ярослава… И все снится веками народу в синих Карпатах сон о златой Руси».

На самом деле, русины (рутены, руснаки) - уникальное явление. Из-за того, что русины Карпат рано оказались в изоляции, они не участвовали в формировании русского, белорусского и украинского этносов, сохранив многие архаические традиции и элементы культуры древнерусского государства. Например, язык. По словам исследователей, карпатскому русину до 50-х годов XX века было легче понять древнерусскую летопись, нежели текст тогдашней русской или украинской газеты.

Правда, многовековое проживание в составе различных государств, привело к возникновению у русинов своих малочисленных этносов. Сегодня среди карпатских русинов выделяют: бойков, лемков, подолян, гуцул, покутян, верховинцев, долинян и других. Но, как бы они себя не называли, всех их объединяет одно: мечты о единой русской Родине.

Переломный момент

Славяне обосновались в Подкарпатье и Карпатском погорье, примерно, во II веке нашей эры. Отсюда, по мнению некоторых исследователей, вышли в VII веке сербы и хорваты, а может быть даже и чехи. Эти земли одними из первых вошли в состав древнерусского государства после распада Великой Моравии, а их жители одними из первых приняли православие, еще в IX веке, вероятно при деятельности Кирилла и Мефодия. Здесь, в XI веке утвердилась власть Ростиславичей (от внука Ярослава Мудрого Ростислава Владимировича). Можно судить о том, насколько была процветающей эта часть Киевской Руси по тому, что один из представителей рода Василько Требовльский (1068-1124) планировал дальние походы на дунайских болгар и о победах над половцами, пусть даже и без помощи других князей: «И помыслих на землю Лядьскую наступлю на зиму и на лето и возму землю Лядьскую, и мьщю Русскую землю; и по сем хотел есмь переяти Болгары Дунайские и посадити я у собе; и по сем хотел проситися у Святополка и у Володимера ити на Половци-да любо налези себе славу, а любо голову свою сложю за Русскую землю».

Но живописный горный край Карпатской Руси сыграл злую шутку с населявшими его славянами. В результате своего географического положения, он был практически оторван от остальной Руси. Лишь несколько горных перевалов служили связывающим звеном с остальной территорией древнерусского государства, а значит в случае угрозы, помощи было ждать не от кого. А враги всегда найдутся. В 896 году кочевые племена венгров проникли на Среднедунайскую равнину и основали свое государство, которое и стало плацдармом для постоянных нападений на Карпатскую Русь.

XI век стал переломным. После распада Руси на удельные княжества из-за раздробленности и бесконечных междоусобиц, местные русины, не получая поддержки от соплеменников из-за Карпат, пали под натиском венгров. Исторические пути разошлись, и началась долгая борьба русинов за свою культуру, язык, веру, а также право оставаться русскими.

Княжество Федора Корятовича

Жители Карпатской Руси после завоевания неоднократно пытались вновь обрести независимость. В XIV веке, воспользовавшись ослаблением Венгрии из-за раздробленности, представитель православной ветви рода Гедеминовичей, Федор Кориатович основал здесь русское православное княжество, которое, впрочем, имело весьма короткую жизнь - всего лишь несколько десятков лет. Зато память о коротком периоде независимости сохранилась в народном фольклоре. Одно из самых популярных народных преданий Закарпатья «Про князя Кориатовича» повествует о том, как Кориатович победил чудовище - змея Веремея, и воздвиг церкви и монастыри, «чтобы русские службы служили…людям на радость, Руси на славу». Кстати, знаменитый замок Паланок и Свято-Никольский монастырь - детища все того же православного представителя из рода Гедеминовичей.

Русская Краина

Окончательно от власти Венгрии, а впоследствии Австро-Венгрии, русинам удалось освободиться лишь в начале XX века после завершения Первой мировой войны. К этому времени, изменилась культура и самосознание, в результате продолжительной католической экспансии и попыток ассимиляции русинов (в том числе и запрет на использование русинского языка). Но любовь к когда-то давно утерянной родине осталась. Так, украинский самостийник В. Гнатюк говорил о том, что отличительной чертой угорских русинов является «москвофильство». Возможно, его следствием было то, что этот регион одним из первых принял власть Советов вскоре после получения автономии. Четыре комитата: Ужгород, Берег, Угоча и Марамарош получили название Русская Краина (то есть, «русская окраина») с центром Мукачево, в составе провозглашенной Венгерской Советской Республики.

Для русинов это стало «глотком воздуха». Русинский язык впервые за долгое время стал официальным, его изучали, на нем говорили, издавали газеты. Провозглашалась свобода вероисповедания. Впрочем, период независимости длился не долго. Страны Антанты не желали мириться с Советским государством вблизи своих границ. Было усилено давление на Румынию и Чехословакию, чтобы ускорить их агрессию против Венгерской Социалистической Республики со стороны Закарпатья. 16 апреля 1919 года румынские и чехословакские войска развернули широкую наступательную операцию, которая завершилась через четыре месяца падением Русской Краины, ставшей частью Чехословакии под названием Подкарпатская Русь. Долгожданная независимость русинов не продлилась и года.

Карпато-русская ССР

Следующая возможность «возвращения» в лоно России, в данном случае СССР, представилась русинам по окончанию Второй мировой войны. Созданные в 30-40-х годах православные комитеты во главе с патриархом Алексием Кабалюком, выступали за вхождение в состав СССР в виде Карпато-Русской ССР. При этом они были категорически против включения своей области в состав УССР: «Мы не хотим быть чехами, ни украинцами, мы хотим быть русскими и свою землю желаем видеть автономной, но в пределах Советской России».

10 января 1947 года Алексей Геровский, карпаторусский общественный деятель и публицист, посылает Сталину письмо, в котором просит: «Не дайте в обиду самой западной окраины Земли Русской. Не допустите, чтобы наше маленькое русское племя, удерживающееся в течение тысячи лет на юго-западе Карпат, было стерто с лица земли».

Таковы были настроения карпатских русинов накануне их вхождения в состав Украинской ССР. Но «великий вождь» проигнорировал это заявление. Закарпатье составило не союзную республику, а стала обычной областью, и была отдана Украине. Русинское движение было поставлено вне закона. И хоть история и не знает сослагательного наклонения, невольно задумываешься, как обстояла бы ситуация сегодня, если бы не то роковое решение.

В школе нас учили, что славянские народы делятся на три группы — западную, южную и восточную. В группу восточных славян входят три народности — украинцы, белорусы и русские. Но, как особенно стало ясно в последние недели, все не так просто. Забыли про русинов! Судя по количеству современных спекуляций, самый таинственный из восточнославянских народов.

Откуда они?

Предки русинов — славянские племена, жившие на территории Карпат на территории современных Украины, Словакии и Венгрии. Отрезанные от соседних племен, постепенно объединявшихся в польскую, украинскую и словацкую нации рельефом, а потом и государственными границами, русины обособились, сохраняя, впрочем, особенную близость с украинцами. Или же это и есть украинцы, имеющие некоторую самобытность обычаев и языка, опять-таки, в силу проживания в труднодоступных удаленных районах? Как всегда бывает в случае наций, лишенных собственной государственности, история русинов — предельно политизированный случай. Что именно из себя представляют русины в этническом, лингвистическом да и просто историческом плане — все определяют по-своему. Даже численность русинов разными источниками оценивается очень по-разному: от 55 тысяч (по данным официальных переписей в странах проживания, до 1,5 и даже 5 миллионов, по данным разных русинских организаций.

Помимо двух основных (о самостоятельности русинской нации и ее вхождении в состав украинской) существует и крайне экстравагантная венгерская версия происхождения русинов. Разберемся со всеми тремя.

Русины — это самостоятельный народ

Теория первая, собственно, русинская, гласит, что русины — отдельный и самостоятельный, полноправный четвертый восточнославянский народ. Некоторые особо рьяные патриоты русинского народа называют себя прямыми потомками древнерусской нации, сформировавшей Киевскую Русь, а уж русские, украинцы и белорусы вышли из русин, смешавшись с другими народами и исказив первоначальный русинский язык. Язык русинов, «руська мова», действительно довольно архаичен и богат старославянскими и церковнославянскими словами, но есть одна загвоздка — территория расселения русинов никогда не входила в состав собственно Киевского княжества. Здесь сформировалось самое западное и дольше всех сохранявшее независимость, так и не подчинившееся Золотой Орде Галицко-Волынское княжество. Будучи максимально из всех древнерусских князей вовлеченными в западноевропейскую жизнь, галицко-волынские князья приняли королевский титул и именовали себя «королями руськими». Основываясь на этом факте, некоторые русинские историки ведут свой род от тех самых княжеских времен. С одной стороны, не заметить связи между древнерусским понятием «русин», тождественным современному «россиянин», то есть, житель русской земли, Руси, и терминами вроде «король руський» и «руська мова» трудно, с другой стороны, русины веками жили в близости и под влиянием поляков, венгров и украинцев, заимствуя у них и язык, и обычаи (в частности, одно из наименований русин — руснак — это антоним слова «поляк»), что говорить о какой-то изначальности русинов довольно странно.

Русины — это венгры

Самая фантастическая версия происхождения этого народа. Согласно ей русины — это ассимилированные славянами венгры. Никаких оснований, кроме того факта, что часть Западной Украины веками входила в Венгерское королевство, не было. Зато слово «русин» в его нынешнем значении возникло именно в Венгрии — после Ужгородской унии 1646 года, когда 63 православных прихода присоединились к Мукачевской епархии Римско-католической церкви. С этого момента всех прихожан, сохранявших православные обычаи под римским руководством начали называть «русины». Это обособление с точки зрения государственной, административной, наверняка подстегнуло обособление русинов в языковом плане. Так или иначе, на территории бывшего венгерского королевства проживают довольно крупные русинские общины — например, та, что живет в сербской Воеводине, крае, куда активно переселялись и венгерские колонисты, и карпатские горцы.

Русины — это украинцы

На западе Украины проживает множество обособленных украинских общин. Гористый рельеф, густые леса и вековая оторванность этого региона от основной украинской территории — это, мол, причина различия в языке и обычаях карпатских и равнинных украинцев. Русины, лемки, бойки, гуцулы — вот неполный список карпатских украинских субэтносов — так гласит украинская версия.

Земли русинов поэтапно принадлежали Речи Посполитой, Венгерскому королевству, Австро-Венгрии, Российской империи, и везде их население подвергалось ассимиляции. В дореволюционной России, скажем, юридически вообще признавался единый русский народ, подразделявшийся на великороссов, малороссов и белорусов. Все славяноязычные и православные (или униатские) общины, проживавшие на смежных территориях, априори записывались в этот список. Аналогичная ассимиляция русинов украинцами происходила и в Австро-Венгрии. В результате, большой процент русинов стал считать себя украинцами, даже в случае сохранения собственного языка. К примеру, в Воеводине русиноговорящими украинцами себя считают в два раза больше людей, чем собственно русинами. В рамках этой ассимиляции большое число русинов стали считать себя украинцами. В частности в Словакии половина русиноговорящих граждан называет себя украинцами.

Загадочность народа усугубляется тем, что есть еще лемки, которые территориально совпадают с русинами, но считают себя также: либо субэтнической группой украинцев, либо отдельным народом, либо русинами.

 


Читайте:



Поет михаил александрович

Поет михаил александрович

- … Википедия - (23 июля 1914, село Бержи Люцинского уезда Витебской губернии (сейчас Берзпилс, Балвский район Латвии) 2002, Мюнхен, Германия)...

Сонька Золотая Ручка (Блювштейн Софья Ивановна) – биография Кто такая сонька золотая ручка биография

Сонька Золотая Ручка (Блювштейн Софья Ивановна) – биография Кто такая сонька золотая ручка биография

Сонька Золотая Ручка , она же Рубинштейн, она же Школьник, она же Бреннер, она же Блювштейн, урожденная Шейндля-Сура Соломониак.Софья Ивановна...

Бим бом пародийная группа

Бим бом пародийная группа

- ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ КОНЦЕРТНОГО АГЕНТА 123 ШОУ. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ, КОНЦЕРТА. Концертно-праздничное агентство 123 ШОУ - заказ звезд юмора на...

Программа для расчета баланса водопотребления и водоотведения

Программа для расчета баланса водопотребления и водоотведения

При оборудовании холодного водопровода зданий или сооружений смывными кранами вместо смывных бачков следует принимать расход воды...

feed-image RSS