Разделы сайта
Выбор редакции:
- Таблица критическая точка разных веществ
- Параметры критической точки
- Поет михаил александрович
- Квантовый предел за порогом(древний манускрипт
- Сонька Золотая Ручка (Блювштейн Софья Ивановна) – биография Кто такая сонька золотая ручка биография
- Начальные геометрические сведения
- Бим бом пародийная группа
- Уполномоченный аникеев Аникеев григорий викторович записаться на прием
- Программа для расчета баланса водопотребления и водоотведения
- Фуросемид Мочегонные таблетки для спортсменов
Реклама
Конец XIX - начало XX в. - время ощутимых количественных и качественных перемен в российской экономике. Высокими темпами росла отечественная промышленность. Ускоренному экономическому росту в большой мере способствовала политика форсированной индустриализации страны. Между социально-экономическим базисом и политико-культурной надстройкой связи в любом обществе не являются прямыми и простыми. Часто предкризисное состояние общества способствует расцвету культуры, а экономическое процветание может привести к ее увяданию. Изменения в социально-экономическом строе страны, происшедшие во второй половине 19 века оказали заметное влияние на развитие культуры народа. Эпоха промышленного капитализма вызвала потребность в образованных технических кадрах, в специалистах самых различных профилей, которую уже не могли удовлетворить выходцы из дворянской интеллигенции. Если последняя раньше играла ведущую роль во всех областях культурной жизни страны, то уже с конца 50 - начала 60-х годов в нее все больше включается разночинная интеллигенция. Получив образование, разночинцы пополняли ряды интеллигенции в области науки и техники, литературы и искусства. Лучшие представители интеллигенции, отражая в своем творчестве освободительные идеи, способствовали развитию демократического направления в культуре. В пореформенный период произошли заметные изменения в культуре и быте городского и сельского населения. Особенно ощутимы они были в городах. Представляя собой центры развития промышленности и торговли, революционного движения, большие города одновременно являлись очагами культурной жизни. В них сосредотачивались высшие учебные заведения, научные учреждения, редакции журналов и газет, театры, музеи, библиотеки, созывались съезды ученых, действовали научные общества. После реформы 1861г. выросла сеть городских начальных школ, усилилось стремление городского пролетариата к образованию и культуре. Большое влияние оказывала на культурное развитие усиливавшаяся революционная борьба. Уже в 70-е годы наряду с революционной пропагандой народники проводили с рабочими общеобразовательные занятия. Значительные изменения происходят в деревне. Капитализм ликвидировал неподвижность сельского населения, вызвал прилив его в города. Крестьяне, прибывшие на заработки в город, под влиянием общения с рабочими приобретали новые знания, культурные навыки. Среди крестьян росло понимание необходимости грамотности, росло число желающих учиться, интерес к книге. Но тяжелое экономическое положение народных масс зачастую становилось преградой на пути к просвещению. Постепенно меняется быт крестьянства, его семейный уклад. Благодаря привлечению к наемному труду женщин рушились патриархальные отношения в семье, возрастала роль женщины. Однако капиталистическая эпоха в истории России была непродолжительной - капитализм как социально-экономическая формация существовал немногим более полувека. Самодержавие, являясь феодальной политической надстройкой и в пореформенную эпоху, принципиально не изменило своего отношения к культуре, особенно к проблеме просвещения народа. Прогрессирующий капитализм создал необходимость в высоком уровне образования людей, необходимости тотальной грамотности населения, политика самодержавия вызвала к жизни многочисленное движение разночинцев, которые вместе с просвещением приносили революционные идеи в народные массы. Состояние просвещения и наукиОтличительной чертой общественно-культурной жизни первых пореформенных десятилетий было распространение просвещения. В стране развернулось широкое движение за создание народных школ, изменение методов преподавания в них, предоставление права на образование женщинам. Большую работу по распространению образования среди народа проводили комитеты грамотности, общественные просветительские организации, связанные с земствами. Московский комитет грамотности, возникший еще в 1845 г., впервые поднял вопрос о введении всеобщего начального образования. В 1861 г. при Вольном экономическом обществе был создан Петербургский комитет грамотности. Он ставил целью "содействовать распространению грамотности преимущественно между крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости". Подобные просветительские организации возникли в Томске, Самаре, Харькове и других городах России. В них проводилась работа по составлению каталога книг для начальной школы, написанию учебников, сбору средств для нужд народного образования. Развитие капиталистических отношений, становление индустриального общества, рост городского населения, возникновение новых средств сообщения и связи, создание армии нового типа настоятельно требовали повышения высшего и специального образования. Между тем, положение народного просвещения было тяжелым. Царизм рассматривал культуру как идеологическую сторону монархического строя и поддерживал такое просвещение, науку, искусство и литературу, которые способствовали укреплению данного строя. По подсчетам историков, в середине XIX в. число грамотных людей составляло лишь 6% всего населения. Начальных школ насчитывалось 8227, в них обучалось 450 тыс. учащихся, в 75 гимназиях - 18 тыс., а в шести университетах -.5 тыс. студентов.80% учащихся средней и высшей школ были дворяне. Передовая общественность России выступала за развитие общего образования, которое должно быть базой профессионального, и ликвидацию сословности школы. Выдающийся ученый-педагог К. Д. Ушинский (1834-1871) - основоположник народной школы и научной педагогики в России. В основе педагогической теории Ушинского - идея народности воспитания. Он утвердил в русской дидактике принцип единства обучения и воспитания. Педагогические идеи воплощены им в учебных пособиях для начальной школы "Детский мир". "Родное слово". В период школьных реформ 60-х гг. для низших сословий расширилась сеть начальных школ, народных городских, уездных и сельских училищ, церковно-приходских школ. В городах также возникли новые учебные заведения - воскресные школы для взрослых, число которых уже в начале 60-х гг. достигло 16. С конца 80-х гг. их деятельность активизировалась. Заслуга этих школ в распространении грамотности и знаний среди населения огромна. Значительной является роль крестьянской школы, в которой в начале 90-х гг. обучалось до І00 тыс. чел. Но основным звеном начального образования была земская общественная школа. В 1864-1874 гг. открылось около 10 тыс. земских школ, которые отличались лучшей, чем в государственных, методикой обучения. Господствующим типом средней школы утвердились классические гимназии с преподаванием греческого и латинского языков и реальные училища с преимущественным преподаванием естествознания и точных дисциплин. В пореформенные годы были созданы всесословные женские гимназии, а также высшие женские курсы в Петербурге, Москве, Киеве. В 1882 г. был открыт женский медицинский институт. С открытием в 1888 г. Томского университета началось развитие высшего образования в Сибири. В начале XX в. открыт университет в Саратове. В связи с техническим обновлением промышленного производства, транспорта и связи увеличилась численность отраслевых вузов. Были открыты политехнические, технологические, сельскохозяйственные высшие учебные заведения. К концу XIX в. в России функционировало более 60 государственных вузов, в которых обучалось около 30 тыс. студентов. В 1880 г.77,8% бюджета на образование составляли взносы сельских обществ и уездных земств. В 1893 г. в России действовало 44545 правительственных школ с 2,7 млн. учащихся, 567 средних школ с контингентом 159 тыс. чел., 9 университетов с 14 тыс. студентов. Около 50% общей численности учащихся средней и высшей школ составляли дворяне. По данным переписи 1897 г., только 21% населения России умело читать. В целом возможности российского образования отставали от потребностей страны. Подъему культурного уровня населения способствовали различные средства просвещения и образования. Полиграфическая промышленность, ставшая во второй половине XIX в. отдельной отраслью капиталистического производства, увеличивала выпуск продукции. В 1894 г. насчитывалось 1315 типографий, издававших 804 периодических издания (из них 112 ежедневных газет), 10651 книгу. К концу XIX в. Россия заняла третье место в мире по количеству наименований издаваемой литературы. Однако насчитывалось всего 2812 книжных магазинов и лавок, главным образом в столицах и крупных городах, деревня была лишена возможности приобретения необходимой литературы. В 1980 г. на человека приходилось всего лишь 0,16 экземпляра книги В 80 90 х гг. крупными издателями были И. Д. Сытин (1851 - 1934), выпускавший большими тиражами дешевые книги для народа, учебники, детские книги, календари, собрания сочинений русской классики и т.д.и И. Н. Гранаты, А. С. Суворин (1834-1912), Ф. Ф. Павленков (1839-1900, Сойкин (1862-1938). Значительную роль в общественной жизни играли журналы, ориентированные на образованные слои русского общества: "Современник", "Отечественные записки", "Русское слово", "Дело"и др. Пользовались популярностью сатирические журналы и листки - "Свисток", "Искра", "Гудок", "Заноза", "Нива"и др. Во второй половине XIX в. по сравнению с предшествующим периодом возросло число специальных, научных, ведомственных и народных библиотек, в 1861 г. в Москве была открыта публичная библиотека при Румянцевском музее (ныне Российская государственная библиотека), фонд которой вначале составлял собрания книг, рукописей, произведения искусства графа Н. П. Румянцева (1754 - 1826), затем в фонд библиотеки вошли собрания книг Г. Р. Державина, II. Я. Чаадаева, российского предпринимателя и издателя К. Т. Солдатенкова. В стране возросло число общедоступных общественных и частных библиотек. В Москве также были открыты Исторический, Политехнический музеи, Третьяковская галерея.В Петербурге в 1898 г. был открыт императорский Русский музей. Развитие наукиНесмотря на факторы, сдерживающие научный прогресс и технику вторая половина XIX в. - это период выдающихся достижений в науке и технике, позволивших русскую научно-исследовательскую деятельность ввести в мировую науку. Российская наука развивалась в тесной связи с европейской и американской наукой. Русские ученые принимали участие в экспериментальных и лабораторных исследованиях в научных центрах Европы и Северной Америки, выступали с научными докладами, публиковали статьи в научных изданиях. В стране возникли новые научные центры: Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (1863), Общество русских врачей, Русское техническое общество (1866). При всех российских университетах были созданы физико-математические общества. В 70-х гг. в России действовало более 20 научных обществ. Крупным центром математических исследований стал Петербург, где сложилась математическая школа, связанная с именем выдающегося математика П. Л. Чебышева (1831-1894). Его открытия, до сих пор оказывающие влияние на развитие науки, относятся к теории приближения функций, теории чисел и теории вероятностей. В Киеве возникла алгебраическая школа во главе с Д. А. Граве (1863 - 1939 Гениальным ученым-химиком, создавшим периодическую систему химических элементов, был Д. И. Менделеев (1834-1907). Он доказал внутреннюю силу между несколькими видами химических веществ. Периодическая система явилась фундаментом в изучении неорганической химии и продвинула далеко вперед науку. Работа Д. И. Менделеева "Основы химии" была переведена на многие европейские языки, а в России только прижизненно была издана семь раз. Ученые Н. Н. Зинин (1812-1888) и А. М. Бутлеров (1828-1886) - основоположники органической химии. Бутлеров разработал теорию химического строения и был создателем крупнейшей казанской Школы русских химиков-органиков. Основоположник русской физической школы А. Г. Столетов (1839-1896) сделал ряд важнейших открытий в области магнетизма и фотоэлектрических явлений, в теории газового разряда, получившей признание во всем мире. Из изобретений и открытий П. Н. Яблочкова (1847-1894) наиболее известна так называемая "свеча Яблочкова" - практически первая пригодная для применения электрическая лампа без регулятора. За семь лет до изобретения американского инженера Эдисона А. Н. Лодыгин (1847-1923) создал лампу накаливания с применением вольфрама для накала. Мировую известность приобрели открытия А. С. Попова (1859-1905), 25 апреля 1895 г. на заседании Русского физико-химического общества он сообщил об изобретении им прибора для приема и регистрации электромагнитных сигналов, а затем продемонстрировал работу "грозоотметчика" - радиоприемника, нашедшего очень скоро практическое применение. А. Ф. Можайский (1825-1890) исследовал возможности создания летательных аппаратов. В 1876 г. с успехом прошла демонстрация полетов его моделей. В 80-х гг. он работал над созданием самолета. Н. Е. Жуковский (1848-1921) автор исследований в области механики твердого тела, астрономии, математики, гидродинамики, гидравлики, теории регулирования машин. Он создал единую научную дисциплину - экспериментальную и теоретическую аэродинамику. Им была сооружена одна из первых в Европе аэродинамическая труба, определена подъемная сила крыла самолета и разработан метод ее вычисления. Выдающееся значение имели работы К. Э. Циолковского (1857-1935), одного из пионеров космонавтики. Преподаватель гимназии в Калуге, Циолковский был ученым широкого масштаба, он первым указал пути развития ракетостроения и космонавтики, нашел решения конструкции ракет и ракетных дизелей. Крупные научные и технические открытия были сделаны физиком П. Н.Лебедевым (1866-1912), который доказал и измерил давление света. Огромными были успехи биологических наук. Русские ученые открыли целый ряд законов развития организмов. Крупнейшие открытия были сделаны русскими учеными в физиологии II. М. Сеченов (1829-1905) - основоположник естественнонаучного направления в психологии и создатель русской физиологической школы. Научные интересы И. П. Павлова (1849-1936) представляла физиология мозга. И. И. Мечников (1845-1915) - выдающийся эмбриолог, микробиолог и патолог, внесший большой вклад в развитие науки. Он основоположник (совместно с А. О. Ковалевским,1840-1901) новой научной дисциплины - сравнительной эмбриологии и учения о фагоцитозе, имеющего огромное значение в современной микробиологии и патологии. Его труды в 1905 г. были отмечены Нобелевской премией (вместе с П. Эрлихом). Крупнейшим представителем российской науки был К. А. Тимирязев (1843-1920). В. В. Докучаев (1846-1903) - создатель современного генетического почвоведения, изучил почвенный покров России. Его труд "Русский чернозем",признанный в мировой науке, содержит научную классификацию почв и систему их естественных типов. Много сделали в исследовании Севера России, Урала и Кавказа основатель русской геологической научной школы А. П. Карпинский (1846/47-1936) и А. А. Иностранцев. Большой интерес в мире вызвали экспедиции по изучению Средней и Центральной Азии и Уссурийского края ИМ. Пржевальского (1839-1888) впервые описавшего природу этих регионов. П. П. Семенов-Тян-Шанский (1827-1914) - руководитель Русского географического общества, исследовал Тянь-Шань, И. Н. Миклухо-Маклай (1846-1888) - русский ученый, путешественник общественный деятель и гуманист. Успешно развивались общественные науки, ведущей среди которых была история. Особое внимание русские ученые уделяли изучению отечественной истории. Одной из центральных тем русской общественной и философской мысли в 19 веке была тема выбора пути развития, тема будущего России. Столкновение исторических взглядов западников (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Т. Т. Грановский, И. С. Тургенев) и славянофилов (А. С. Хомяков, братья Киреевские, Аксаковы, Ю. Ф. Самарин) со временем переросло в непримиримый идейный конфликт. Западники верили в единство человеческой цивилизации и утверждали что Западная Европа идет во главе этой цивилизации, наиболее полно проводя в жизнь принципы парламентаризма, гуманности, свободы и прогресса, и указывает путь всему остальному человечеству. Славянофилы утверждали, что единой общечеловеческой цивилизации, и, следовательно, единого пути развития для всех народов не существует. Каждый народ живет своей самостоятельной самобытной жизнью, в основе которой лежит глубоко идейное начало, "народный дух", пронизывающий все стороны коллективной жизни. Для России этим духом является православная вера и связанные с нею принципы внутренней правды и духовной свободы. При всех идейных разногласиях славянофилы и западники неожиданно сходились в практических вопросах русской жизни: оба течения отрицательно относились к крепостному праву и к современному им полицейско-бюрократическому режиму, оба требовали свободы печати, слова и потому в глазах царского правительства являлись неблагонадежными. В пореформенные годы получили разработку филология и лингвистика И. И. Срезневский (1812-1880) подготовил работы по истории старославянского языка и древнерусской литературе. Его заслугой является также создание Петербургской школы славистов. В. И. Даль (1801-1872) - создатель "Толкового словаря живого великорусского языка" (свыше 200 тыс. слов), который, и в отличие от академических словарей того времени, содержит лексику живой народной речи, собранную автором в разных областях России, а также сборника "Пословицы русского народа" (свыше 30 тыс. пословиц и поговорок). Разработка истории России осуществлялась рядом крупных историков. В 50-70-х гг. над 29-томным изданием "История России с древнейших времен"работал талантливый русский историк СМ. Соловьев (1820-1879). На основе огромного фактического материала он показал переход от родовых отношений к государственности, роль самодержавия в истории России. В. О. Ключевский (1841-1911) читал Курс русской истории, органически соединивший идеи государственной школы с экономико-географическим подходом, исследовал историю крестьянства, крепостного права и роль государства в развитии русского общества. В работах Н. И. Костомарова (1817-1885) уделено большое внимание истории освободительной войны России и Украины с польскими захватчиками, истории средневекового Новгорода и Пскова. Он автор "Русской истории и жизнеописаний ее главнейших деятелей".Таким образом, в области науки 19 век представляет потрясающие успехи русской науки, выводящие ее на ведущие позиции в мире. Наблюдается две линии в развитии русской философской мысли: славянофилы и западники, которые при кардинальном расхождении философских взглядов на прошлое и будущее России, сходятся в отношении к существующему режиму царизма и его политике. Развитие русской художественной культурыРазвитие литературы, театра и музыки Господствующим направлением в литературе и искусстве второй половины XIX в. был метод критического реализма,основополагающим принципом которого являлось правдивое отражение действительности и осмысление изображаемых явлений с точки зрения их соответствия общественному прогрессу. Огромный социальный охват, наступательный, обличительный дух, обращенность к злободневным проблемам - вот что определяло литературу пореформенного периода. Русская литература отличалась не только критическим отношением к действительности, она разоблачала зло, искала пути борьбы с этим злом, выполняла общественно-преобразующую миссию. Идейная полнота, глубокое проникновение в жизненные явления, неприятие несправедливости, богатство художественного воплощения литературных произведений обусловили ведущую роль литературы в развитии других видов искусства. На вторую половину XIX в. и первое десятилетие XX в. приходится творчество художника мысли и слова Л. Н. Толстого (1828-1910), создавшего такие шедевры, как повести "Детство. Отрочество. Юность", "Хаджи-Мурат", "Смерть Ивана Ильича", "Крейцерова соната",романы "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресение",драмы "Власть тьмы", "Плоды просвещения", "Живой труп"и др. Русскую литературу пореформенных десятилетий можно считать феноменом европейской художественной культуры XIX в. Ни одна страна мира в то время не имела столь правотой и высокодуховной словесности. В реалистической диктатуре России отразился весь спектр проблем исторического и религиозного характера, осмысленных с научной точностью и философской углубленностью. Будущее России каждый из плеяды великих писателей видел по-разному. Но всех их объединяла любовь к Отечеству, жажда его процветания за счет свободного и честного труда всех членов общества. О необходимости роста благосостояния крестьянства писали многие - В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев. Признанным мастером народнической поэзии этих лет стал Н. А. Некрасов (1821-1877). Он вошел в русскую культуру как "печальник горя народного", заступник простых крестьян от притеснителей всех мастей. Поэзия Некрасова реалистична и в какой-то мере сопоставима с реалистической прозой. Ее характеризует умение поэта объективно и точно оценивать тот или иной факт, то или иное событие: Иную роль в культуре России сыграл гениальный писатель Ф. М. Достоевский (1821-1881). По меткому определению М. Е. Салтыкова-Щедрина, Достоевский искал ответы на насущные вопросы современности "в отдаленнейших исканиях человечества". Обладая уникальным даром пророчества и способностью к анализу движений человеческой души, писатель исповедовал идеи, выходящие за пределы представлений конкретного исторического отрезка времени в сферу высших вневременных интересов жизни людей. Он рисует образы народа в соответствии с логикой характеров и правдой жизни, соединяя добро и зло. Чехов открыл новые пути в развитии отечественной и мировой драматургии. В своих пьесах он отказался от традиции деления персонажей на "положительных" и "отрицательных". Характер чеховских героев развивается на основе многопланового анализа разных мотивов поведения. Чехов чутко уловил тревожную примету времени - отсутствие взаимопонимания между людьми. Его герои отгорожены невидимой стеной, они слушают, но как бы не слышат друг друга, погружаясь в мир собственных переживаний. Исторический перелом в развитии русского театра связан с пьесами Чехова "Чайка", "Три сестры", "Вишневый сад", поставленными в Московском художественном театре К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко и - " Чайка" (1895-1896) поразила современников своей лиричностью, тонкостью символики. Любовные перипетии, лежащие в основе пьесы, развиваются остро, драматично. Изобразительное искусство пореформенного периода также, как и литература, было тесно связано с бурными процессами общественной жизни. В нем отразились споры о путях преобразования России, жесткая критическая оценка социальной действительности, народнические взгляды на крестьянство, извечная русская тоска по совершенству и нравственному идеалу. Общими чертами живописи и литературы являются публицистичность, реалистическая оценка явлений бытового и личного порядка сквозь призму обобщенной типизации и социального анализа. Общими являются и те нравственно-воспитательные задачи, которые пытались решить и литература, и изобразительное искусство. Общественная функция живописи этого периода коренным образом изменилась. Если искусство классицизма подчинялось идее украшения жизни, то в искусстве 60-х - 70-х гг. эстетический момент уже не считался главным. Художникам казалось гораздо более важным правдиво отразить социальные проблемы, мысли и чувства представителей самых разных сословий. Стремление идти в ногу со временем, просветительские убеждения и иллюзии породили критическую живопись, высвечивающую ситуации народных несчастий. Вера в социальную значимость искусства способствовала формированию плеяды художников, нашедших свое призвание в отражении мира бедности, угнетенности, бесправия. В их числе выдающийся мастер В. Г. Перов (1834-1882). Чуткий к изменениям общественного климата, художник отразил в своем творчестве развитие умонастроений 60-х - 80-х гг. Развитие театра во второй половине 19 века неразрывно связано с именем А. Н. Островского. Он создал национальный русский театр, который стал "признаком зрелости нации, так же как и академии, университеты, музеи". Реалистические, полные глубокого психологизма пьесы А. Н. Островского способствовали утверждению критического реализма на русской сцене. Главными центрами театральной культуры были Малый театр в Москве и Александрийский в Петербурге. Совершенствовалось русское оперное искусство. С развитием литературы неразрывно связаны музыка, живопись, театр. Конец XIX-начало XX вв. - период достижений русской музыкальной культуры, связанных с именами П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, М. А. Балакирева, Ц. А. Кюи, СВ. Рахманинова, А. К. Глазунова, СИ. Танеева, А. Н. Скрябина, И. Ф. Стравинского и др. В музыкальной культуре второй половины XIX в. особое место занимает "Могучая кучка",или "Новая русская музыкальная школа".Это коллектив, состоящий из пяти русских композиторов - М. А. Балакирева (1837-1910), А. П. Бородина (1833-1887), Ц. А. Кюи (1835-1918), М. П. Мусорского (1839-1881) и НА. Римского-Корсакова, -оформился в конце 50-х-начале 60-х гг. Задачи и эстетические позиции членов кружка сложились под влиянием взглядов русского художественного и музыкального критика В. В. Стасова (1834-1906). Композиторы "Могучей кучки" в своем творчестве развили традиции классической музыки М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского, широко раздвинули границы жанров симфонической, оперной, инструментальной музыки, обогати ли новыми формами, приблизив к актуальным вопросам общественной жизни. В период деятельности "Могучей кучки" были созданы одни из лучших произведений кружковцев: восточная фантазия "Исламей",симфоническая поэма "Русь"М. Балакирева; Первая симфония А. Бородина; оперы "Вильям Ратклиф"и "Сын мандарина"Ц. Кюи; симфоническая картина "Ночь на Лысой горе",опера "Борис Годунов"М. Мусоргского; Первая и Вторая симфонии, опера "Псковитянка"Н. Римского-Корсакова. По утверждению Стасова, три важнейшие черты были свойственны музыке новой школы: отсутствие предрассудков и слепой веры, стремление к национальности и "крайняя ее склонность к программой музыке". Композиторы призывали создавать национальную музыку, черпать мелодии из народных песен и обращаться к сюжетам общественной истории. Русское изобразительное искусство второй половины ХIX в, архитектурные стилиПоворот русского изобразительного искусства к критическому реализму обозначился в конце 50-х гг. XIX в. Важнейшие тенденции развития живописи определили художники, объединившиеся по инициативе И. И. Крамского (1837-1887), Н. Н. Ге (1831-1894), В. Г. Перова (1833-1882) и Товарищества передвижных художественных выставок. Идейным вождем объединения стал И. Н. Крамской. Цель Товарищества была определена как необходимость пропаганды живописи русских художников. Для этого "во всех городах империи" должны были устраиваться "передвижные художественные выставки в видах доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами" . Уже первая выставка картин передвижников в 1871 г. показала, что сложилось новое направление в живописи, для которого характерны отказ от академических канонов, переход к критическому реализму, гражданственность, изображение русской действительности. Стремясь служить своим творчеством народу, передвижники обращались к его истории, природе, прославляли величие, силу, красоту и мудрость русского человека, решительно осуждали самодержавие и угнетение. Реализм в русском изобразительном искусстве проявился в творчестве художников И. И. Левитана, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. А. Серова, скульпторов СТ. Коненкова, А. С. Голубкиной. И. Е. Репин (1844-1930) работал в жанре и портрета, и бытовом, и пейзажа, и историческом. Глубоко народное, связанное с демократическими идеями, творчество И. Е. Репина - одна из вершин русского классического искусства. Конец XIX - начало XX вв. - это время, когда художественная культура была представлена не только критическим реализмом, но и рядом других направлений и методов, оно вошло в историю как серебряный век русской культуры. Это сложный, противоречивый взлет и одновременно упадок культуры. Произошел отход от канонов классического искусства и поиск утонченных, элитарных форм выражения мысли и чувства в художественном произведении. Идеологической базой культуры явился "критический идеализм" - разновидность религиозно-философского учения, в частности, философия Вл. Соловьева. В условиях противоречивых тенденций развития истории многие художники объявили культ творчества, себя же - предвестниками близкой мировой катастрофы. Они сделали ставку на искусство как средство объединения людей, обратившись к таким направлениям, как символизм, акмеизм, футуризм, авангардизм, ставшие основой модернизма как художественно-эстетического направления XX в Идеалом символизма был Д. С. Мережковский (1866 - 1941), он провозгласил "чистое" искусство, его содержанием - мистический сюжет и мессианскую роль культуры, гротескное восприятие действительности. К символистам относились В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, 3. Гиппиус, А. Белый, К. Бальмонт (1867-1942) был одним из лидеров литературы символизма. В среде символистов начался также творческий путь А. А. Блока (1880-1921). Лирики Блока - великое достояние русской национальной культуры. На смену символизму в русской литературе пришел акмеизм (от греч. Акме - высшая степень чего-либо, цветущая сила), представителями которого были поэты Н. Гумилев (1886-1921), А. Ахматова (1889-1966), О. Мандельштам (1891-1938), М. Кузмин (1875-1936), С. Городецкий (1884-1967). Творчеству акмеистов были свойственны отказ от нравственных исканиях, нежелание видеть негативные явления действительности, склонности к эклектизму, усложненной метафоричности. Наиболее талантливые представители направления отступали от своих постулатов. Сложные общественные процессы конца XIX - начала XX вв. обусловили появление новых форм и способов отражения в художественной культуре. Стремясь к гармонии и красоте мира, художники видели задачу искусства в воспитании чувства прекрасного в человеке. В этот период новое слово в живописи сказали В. А. Серов и М. А. Врубель. Они перешли к стилю модерн, который во многом был предопределен символизмом и питался его идеями. В конце 19 века в архитектуре господствовал стиль маньеризма и модерна. Маньеризм в новом понимании - псевдорусский стиль. Его влияние испытали архитекторы А. А. Парланд (церковь Спаса на Крови в Петербурге, построенная на месте убийства Александра II); А. Н. Померанцев Верхние торговые ряды в Москве, ныне ГУМ; Казанский вокзал в Москве. В этом стиле построена и Третьяковская галерея в Москве по эскизам Васнецова. В стиле модерн работал Ф. О. Шехтель (здание МХАТ и Ярославского вокзала, особняк и банка промышленника Рябушинского в Москве). В России стиль модерн испытал влияние классицизма. Это сочетание нашло свое отражение в неоклассицизма, яркими представителями которого были архитекторы И. В. Жолтовский и И. А. Фомин. Значение культуры второй половины 19 века трудно переоценить: наконец, после долгих десятилетий и даже столетий отставания в области живописи Россия, накануне революции догнала, а в некоторых направлениях и превзошла Европу. Впервые Россия стала определять мировую моду во всемирной культуре. Сложные политические и исторические события конца 19-го в. обусловили многообразие форм развития культуры. Основываясь на лучших традициях предшествующего периода, российская культура обрела новые тенденции, требовавшие осмысления нравственных и социальных проблем. Необходим был поиск новых методов и художественных приемов. К началу 20-го в. Россия оставалась страной с низким уровнем грамотности (38-39%, по данным переписи 1913 г.). Степень грамотности была неравной в зависимости от регионов, мужчины были грамотней женщин, городские жители образованнее представителей крестьянства. Система образования включала в себя три ступени: начальную (церковно-приходские, народные училища), среднюю (гимназии, реальные училища), высшую (университеты, институты). Развитие начального образования стало происходить по инициативе демократической части общества. Начали возникать школы нового типа - культурно-просветительские рабочие курсы, просветительские рабочие общества и народные дома. Растущая потребность в специалистах обусловила развитие высшего и технического образования, увеличилось количество высших учебных заведений - к 1912 г. действовало 16 университетов. Получило распространение частное образование (университет Шанявского, 1908-1918 гг.), было открыто 30 высших учебных заведений для женщин. По количеству издаваемой литературы Россия вышла на ведущее место в мире. В 1913 г. издавалось 874 газеты и 1263 журнала. Возникла сеть научных, специальных, коммерческих и образовательных библиотек. Крупнейшими издателями были А.С. Суворин в Петербурге и И.Д. Сытин в Москве. На рубеже веков развивались традиционные и новые области науки. В физике И.Е. Жуковский стал основоположником гидро- и аэродинамики, К.Э. Циолковский разработал теоретические основы воздухоплавания. Работали такие выдающиеся ученые, как физиологи И.П. Павлов, И.М. Сеченов, И.И. Мечников, ботаники К.А. Тимирязев, И.В. Мичурин, физик П.Н. Лебедев, изобретатель радиосвязи А.С. Попов, философы Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.С. Соловьев, П.А. Флоренский, историки В.О. Ключевский, П.Н. Милюков. Господствующим в русской литературе было реалистическое направление. Продолжая драматические традиции своих предшественников, на рубеже веков творили выдающиеся писатели: Л.Н. Толстой, И.А. Бунин, В.В. Вересаев, А.И. Куприн, A.M. Горький, А.П. Чехов. Этот период стал серебряным веком русской поэзии, которая приобрела новые формы и развивалась во многих направлениях (модерн, символизм, футуризм, эстетизм). Плеяда талантливых поэтов отразила в своих произведениях глубокий социальный кризис российского общества (В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, A. Блок, А. Белый, Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам, И. Северянин, Н. Асеев, Б. Пастернак, B. Маяковский). Крупнейший реформатор русского театра К.С. Станиславский вместе с В.И. Немировичем-Данченко в 1898 г. основали Московский художественный театр, новаторскими приемами обогатили театральную сцену. Их деятельность ознаменовала начало нового этапа развития сценического реализма. В реалистическом стиле творили и на сцене петербургского Драматического театра, созданного в 1904 г. В.Ф. Комисаржевской. Музыкальные традиции на сцене Большого и Мариинского театров продолжали представители русской вокальной школы: Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, Н.В. Нежданова. Это было время создания русскими композиторами (С.В. Рахманинов, И.Ф. Стравинский, Н.А. Римский-Корсаков) выдающихся произведений. В изобразительном искусстве талантливые художники (И.Е. Репин, В.М. Суриков В.М. Васнецов) продолжали развивать реалистические традиции. Плодотворно работали поздние «передвижники» C.А. Коровин, Н.А. Касаткин, пейзажисты А.К. Куинджи, В.Д. Поленов, баталист В.В. Верещагин. Архитекторы продолжали творить в стиле модерн, уделяя особое внимание функциональному назначению проектируемых зданий (Ф.О. Шехтель - Ярославский вокзал, А.В. Щусев - Казанский вокзал, В.М. Васнецов - Третьяковская галерея). Образование . В обстановке революционных событий 1905г Министерство народного просвещения внесло во 2 ГД проект закона «О введении всеобщего начального образования в Российской империи» Однако этот вопрос так и не был решен в дореволюционной России. На рубеже 19-20 в России только начался переход ко всеобщему неполному среднему образованию молодежи в объеме 7-8 классов. В Западной Европе в конце 19 в было обеспечена всеобщая грамотность населения. Грамотность же в России составляла 40%, т.е. большинство населения оставалось безграмотным, особенно крестьяне. Число университетов практически не изменилось, в 1909 появился только 1 университет в Саратове. Количество студентов увеличилось с 14 тыс до 35 тыс в 1907г. Распространение частных учебных заведений (Психоневрологический институт В. Бехтерева, Вольная высшая школа П. Лесгафта. В них преподавали видные ученые И. Павлов, М. Ковалевский, В. Семевский, Е. Тарле. Многие из них работали безвозмездно. Открывались педагогические заведения. Женский педагогический институт в Петербурге 1903г. Значительно расширилось женское образование. 30 высших женских учебных заведений. В 1900г вновь открываются Высшие женские курсы В. Герье, закрытые в годы реакции 1888г. в 1908 начали работать высшие женские сельскохозяйственные курсы, которыми руководил Д. Прянишников. Все они содержались на частные или общественные средства. Правительство вынуждено было признать право женщин на высшее образование – закон 1911г в 1912 состоялся первый Всероссийский съезд по женскому образованию, который, в частности, принял резолюцию ос совместном обучении в высших учебных заведениях. Появляются и внешкольные образования. Кроме воскресных школ, появляются рабочие курсы. Наибольшую известность получили Пречистенские рабочие курсы в Москве 1897г на средства В. Морозовой, владелицы Тверской мануфактуры. Преподаватели – И. Сеченов, В. Волгин, В. Пичета. Возникали народные университеты и просветительские рабочие общества. 1096г созданы народные университеты. В Москве народный университет открыт на деньги либерала А. Шанявского. Университет имени Шанявского сыграл большую роль в демократизации высшего образования. В него мог поступить каждый с 16лет. Обучение осуществлялось по вечерам на 2 отделениях – научно-популярном (в объеме гимназии) и академическом. Окончившие последнее получали диплот о высшем образовании. В 1913-1914г в Университете Шанявского учился С. Есенин. Книгоиздание. Главные центы книгоиздания в Москве и С-П. Россия занимает 3 место в мире после Германии и Японии. Среди журналов особое значение приобрели ежедневники: «Нива» А. Маркса 1870г. Лучшим педагогическим журналом стал «Вестник воспитания».1907 в России выходит библиографический журнал «Книжная летопись», в котором учитывалась вся выходившая в свет литература. В конце 19в в России началась деятельность крупнейших книгоиздателей России – А. Суворина, И. Сытина. С 80г выходит Суворинская «Дешевая библиотека». Сытин выпустил серию «Библиотека для самообразования». Сытин стал крупнейшим монополистом в издательском деле. Через офеней миллионы букварей, учебников, библиотек для самообразования, популярных календарей, детских книг расходились по России. Много для развития библиотек сделали земства. Из 10тыс библиотек в 1904г 4,5 тыс были организованы земствами. Общедоступные или публичные библиотеки существовали в виде коммерческих, народных библиотек, кабинетов для чтения. Наука. Академия наук с разветвленной системой научных институтов, университеты с многочисленными научными обществами, всероссийские съезды ученых представляли центры научных сил страны. Издания научно-популярной литературы, периодики («Вокруг света», «Природа», «Наука и жизнь»), публичные лекции известных ученых содействовали развитию наук и распространению научных знаний. В начале столетия авиационной промышленности практически не существовало. Несмотря на то, что еще в конце 19 в сконструирован русский самолет. Правительство предпочитало покупать иностранные. Только в 1913г в Петербурге на Русско-Балтийском заводе были созданы первые самолеты русской конструкции «Русский Витязь» и «Илья Муромец». Успехи авиации связаны с именами конструкторов конструктора И. Сикорского, летчиков П. Нестерова и С. Уточкина. 1911г Г. Котельников создал ранцевый парашют. В 1903 г в журнале «Научное обозрение» К. Циолковский опубликовал статью «Исследование мировых пространств реактивными приборами», в которой изложил теорию движения ракет. Таким образом, в своих последующих работах заложил теоретические основы космических полетов, обосновал возможность использования ракет для межпланетных полетов. Он является основоположником современной космонавтики. В физике обнаружены рентгеновские лучи, радиоактивность, делимость атома, открыт теоретический синтез, появились новые науки, относительно таких понятий как пространство и время (теория относительности), новые концепции наследственности, лежавшие в основе генетики. П. Лебедев, создатель русской научной школы физики, доказал существование давления света. Б. Голицын считается основоположником сейсмологии как науки. Трудами В. Вернадского заложены основы таких наук как геохимия, биогеохимия, радиогеология. Русский ученый физиолог И. Павлов создал учение об условных рефлексах. 1904г за исследования в области физиологии пищеварения Павлову первому их русских ученых - присуждена Нобелевская премия. В 1908г И. Мечников был удостоен этой высшей награды за исследование иммунологии и инфекционных заболеваний. В области гуманитарных наук работали экономист, историк Туган – Барановский, историк С. Платонов, В. Семевский, литературоведы С. Венгеров, А. Пыпин, библиограф Н. Рубакин. В анчале 20в в России распространяется марксизм. Ленин. Русская религиозная философия – В. Соловьев, С. Булкаков, П. Флоренский. Декадентство понятие мировоззренческое явилось как реакция против материализма. Модернизм – новое направление, рожденное в 20в, новое по сравнению с реализмом предшествующего столетия. Литература. Л Толстой 1899г опубликовал свой последний роман «Воскресение» - протест против общественного зла и социальной несправедливости. Толстой не поддержал модернизм. Развивается символизм . Брюсов, Бальмонт, Сологуб, Мережковский, А. Блок. Основоположники акмеизма _от греческого – цветущая пора, Н. Гумилев, С. Городецкий, А Ахматова, О. Мандельштам (культ реального земного бытия в отличие от символистов). Футуризм (абсолютная свобода)В. Каменсикй, В. Маяковский, Северянин, Асеев, Пастернак Лучшие свои произведения создали А. Чехов «Моя жизнь» «Дама с собачкой» «Дом с мезонином», «Вишневый сад», «Чайка». Начинался творческий путь Горького. Свой первый роман «Макар Чудра» он опубликовал в 1892г «Песнь о соколе», «Буревестник». В литературу пришли молодые писатели: 1893г первый роман И. Бунина «Танька», А. Куприн «Олеся». Они представители реализма. Новым явление стала пролетарская поэзия – социальный оптимизм и романтический пафос. 1906г М Горький «Мать». Новокрестьянские поэты С. Есенин, Н. Клюев, С. Клычков). Театр . 1898г открывается Художественный театр в Москве. У истоков его стояли К. Станиславский и В. Немирович- Данченко. 1898г на сцене «Эрмитажа» состоялось первое представление пьесы А. Толстого «Царь Федор Иванович». Подлинное рождение художественного театра произошло в декабре 1898 постановки чеховской «Чайки». В 1902 на средства российского мецената С. Морозова было выстроено здание Художественного театра в Москве (арх. Ф. Шехтель) Кинематограф. В 90г в России появляется кинематограф, одновременно с изобретением его во Франции братьями Люмьер. Первые хроникальные фильмы демонстрировались в мае 1896г с начала в Петербурге в увеселительном саду «Аквариум», и через несколько дней в Москве. Первый русский кинопредприниматель А. Ханжонков в 1907-8г начал производство игровых фильмов, построил кинофабрику, ряд кинотеатров, в том числе «Художественный» и «Москва». Первыми игровым фильмами были «Пиковая дама» и «Отец Сергий» (реж. Я. Протазанов). Музыка. 1 906г в Москве при содействии С. Танеева открыта народная консерватория. «Знаменем времени» стало усиление лирического начала в музыке. Н. Римский – Корсаков – основной хранитель традиций «Могучей кучки» - написал полную лиризма и драматизма оперу «Царская невеста» 1898г. Музыкальные новации связаны с творчеством С. Рахманинова и А. Скрябина. Центрами музыкальной жизни были Мариинский и Большой театры. Однако основные достижения оперного искусства связаны с деятельностью частной оперы в Москве - С. Мамонтов, С. Зимин. На сцене частной оперы Мамонтова раскрылся талант Ф. Шаляпина. Русские сезоны в Париже организованы С. Дягилевым. Русское искусство получило мировое признание. Живопись. Постепенно уходит в прошлое передвижничество. Развивается модернизм и импрессионизм. Появляются новые имена М. Врубель (фантастический сказочный мир, тяготевший к символике), К. Коровин (импрессионизм – «У балкона»), М. Нестеров (религиозно – мистические настроения «Видение отроку Варфоломею»), В. Серов(поэзия прекрасной человеческой личности – «Девочка с персиками»). Знамениты портреты Серова – Ф. Шаляпин И. Морозов Николай Второй. Для художников и композиторов этого времени характерен повышенный интерес к Древней Руси (В. Васнецов, Н. Рерих, И. Стравинский). 1899г появилось широкое культурно- эстетическое движение «Мир искусства». Оно открыло для современников Рокотова, Левицкого, Кипренского, Венецианова, Ф. Толстого Почта. Сложилось управление почтового обслуживания. 35 постовых округов. В столицах появляются почтамты, в губерниях и уездах – почтовые конторы во главе с почтмейстерами. Через почту распространяются газеты и журналы. Новым стало появление открытого письма – открытки 1871г Телеграф, Телефон . Опыт по устройству телеграфа связан с П. Шиллингом и Б.Якоби. 1832 Шиллинг изобрел телеграф. Первая линия телеграфа между Москвой и Петербургом в 50г 19в. 1881 телефон в Нижнем Новгороде. 1916г в Москве появились телефоны-автоматы. В канун революционных событий 1917г Россия обладала богатейшим культурным наследием, культурными ценностями мирового уровня. Культура конца 19 века. Особенности. Культура этого периода отразила всю сложность и противоречивость эпохи. Это время русского серебряного века или русского духовного ренессанса, взлета духовности. Настроение стабильности 80г сменяется состоянием психической напряженности, ожиданием «великого переворота» – Л. Толстой. Огромное влияние оказала революция 1905-7г. Особенностью является развитие различных форм объединения деятелей культуры, идея синтеза культуры – «Мир искусства», журнал «Весы» (редактор В. Брюсов), «Золотое руно» (Н. Рябушинский) Это время – начало Религиозно-философских собраний. Цель – создание открытого общества людей религии и философии для обсуждения вопросов церкви и культуры. Период после революции породил новое направление – богоискательство Д. Мережковский, Вл Соловьев. Некоторые авторы (А. Луначарский В. Базаров) пытались соединить социализм с религией. 1908 Луначарский выпустил книгу «Религия и социализм» 1908г. С критикой богоискательства выступал В. Плеханов и В. Ленин. Важной проблемой была проблема отношения интеллигенции и народа. Консервативный характер политической культуры царской России Для понимания особенностей русской культуры XIX и начала XX
в. существенное значение имеет знание характера политики, экономики и права
Российской Империи. В результате петровских реформ в России произошло
утверждение абсолютной монархии и законодательное оформление бюрократии, что
особенно ярко проявилось в «золотой век» Екатерины II. Начало XIX в.
ознаменовалось министерской реформой Александра 1, который на практике проводил
линию на укрепление феодально-абсолютистского порядка, учитывая новый «дух
времени», в первую очередь влияние Великой французской революции 1789 г. на
умы, на русскую культуру. Одним из архетипов этой культуры является любовь к
свободе, воспеваемая русской поэзией, начиная с Пушкина и кончая Цветаевой.
Учреждение министерств знаменовало собой дальнейшую бюрократизацию управления и
усовершенствования центрального аппарата Российской империи. Одним из элементов
модернизации и европеизации российской государственной машины является
учреждение Государственного совета, функция которого заключалась в
централизации законодательного дела и обеспечении единообразия юридических
норм. Министерская реформа и образование Золотой век русской культуры. Пушкин, Лермонтов и Гоголь Важным фактором, способствовавшим интенсивному развитию русской культуры, являлось тесное общение и взаимодействие ее с другими культурами. Мировой революционный процесс и передовая западноевропейская общественная мысль оказывали сильное влияние и на культуру России. Это было время расцвета немецкой классической философии и французского утопического социализма, идеи которых пользовались широкой популярностью в России. Не следует забывать и влияния наследия Московской Руси на культуру XIX в.: усвоение старых традиций дало возможность прорасти новым росткам творчества в литературе, поэзии, живописи и других сферах культуры. Н. Гоголь, Н. Лесков, П. Мельников-Печерский, Ф. Достоевский и др. творили свои произведения в традициях древнерусской религиозной культуры. Но и творчество других гениев русской литературы, чье отношение к православной культуре более противоречиво, - от А. Пушкина и Л. Толстого до А. Блока - несет неизгладимую печать, свидетельствующую о православных корнях. Даже скептический И. Тургенев дал образ русской народной святости в рассказа «Живые мощи». Огромный интерес вызывают картины М. Нестерова, М. Врубеля, К. Петрова-Водкина, истоки творчества которых уходят в православное иконописание. Яркими явлениями истории музыкальной культуры стали древнее церковное пение (знаменитый распев), а также позднейшие опыты Д. Бортнянского, П. Чайковского и С. Рахманинова. Русская культура воспринимала лучшие достижения культур других стран и народов, не теряя при этом своей самобытности и в свою очередь оказывая влияние на развитие иных культур. Немалый след оставила в истории европейских народов, например, религиозная русская мысль. Русская философия и богословие оказали влияние на западноевропейскую культуру в первой половине XX в. благодаря трудам В. Соловьева, С. Булгакова, П. Флоренского, Н. Бердяева, М. Бакунина и многих других. Наконец, важнейшим фактором, давшим сильный толчок развитию русской культуры, явилась «гроза двенадцатого года». Подъем патриотизма в связи с Отечественной войной 1812 г. способствовал не только росту национального самосознания и формированию декабризма, но и развитию русской национальной культуры. В. Белинский писал: «1812 год, потрясши всю Россию, возбудил народное сознание и народную гордость». Культурно-исторический процесс в России в XIX - начале XX в. имеет свои особенности. Заметно ускорение его темпов, обусловленное вышеотмеченными факторами. При этом, с одной стороны, происходила дифференциация (или специализация) различных сфер культурной деятельности (особенно в науке), а с другой - усложнение самого культурного процесса, т.е. большее «соприкосновение» и взаимовлияние различных областей культуры: философии и литературы, литературы, живописи и музыки и т.д. Необходимо отметить также усиление процессов диффузного взаимодействия между составляющими русской национальной культуры - официальной («высокой», профессиональной) культурой, опекаемой государством (церковь утрачивает духовную власть), и культурой народных масс («фольклорным» пластом), которая берет начало в недрах восточнославянских родоплеменных союзов, формируется в Древней Руси и продолжает свое полнокровное существование на протяжении всей отечественной истории. В недрах официально-государственной культуры заметна прослойка «элитарной» культуры, обслуживающей господствующий класс (аристократию и царский двор) и обладающей особой восприимчивостью к иноземным новшествам. Достаточно вспомнить романтическую живопись О. Кипренского, В. Тропинина, К. Брюллова, А. Иванова и других крупных художников XIX в. Начиная с XVII в. складывается и развивается «третья культура», самодеятельно-ремесленная,
с одной стороны, опиравшаяся на фольклорные традиции, а с другой - тяготевшая к
формам официальной культуры. Во взаимодействии этих трех слоев культуры, часто
конфликтном, преобладает тенденция к единой общенациональной культуре на основе
сближения официального искусства и фольклорной стихии, вдохновлявшегося идеями
народности и национальности. Эти эстетические принципы утверждались в эстетике
Просвещения (П. Плавильщиков, Н. Львов, А. Радищев), были особенно важными в
эпоху декабризма в первой четверти XIX в. (К. Рылеев, А. Пушкин) и приобрели
основополагающее значение в творчестве и эстетике реалистического типа в
середине прошлого века. В XIX в. ведущей областью русской культуры становится литература, чему способствовала
прежде всего ее тесная связь с прогрессивнр-освободительной идеологией. Ода
Пушкина «Вольность», его «Послание в Сибирь» декабристам и «Ответ» на это
послание декабриста Одоевского, сатира Рылеева «К временщику» (Аракчееву),
стихотворение Лермонтова «На смерть поэта», письмо Белинского к Гоголю
являлись, по сути дела, политическими памфлетами, боевыми, революционными
призывами, воодушевлявшими передовую молодежь. Дух оппозиционности и борьбы,
присущий произведениям прогрессивных писателей России, сделал русскую
литературу той поры одной из активных общественных сил. Традиции Пушкина продолжил его младший современник и преемник М. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени», во многом созвучный с пушкинским романом «Евгений Онегин», считается вершиной лермонтовского реализма. Творчество М. Лермонтова явилось высшей точкой развития русской поэзии послепушкинского периода и открыло новые пути в эволюции русской прозы. Его основным эстетическим ориентиром является творчество Байрона и Пушкина периода «южных поэм» (пушкинского романтизма). Для русского «байронизма» (этого романтического индивидуализма) характерны культ титанических страстей и экстремальных ситуаций, лирическая экспрессия, сочетавшаяся с философским самоуглублением. Поэтому понятно тяготение Лермонтова к балладе, романсу, лироэпической поэме, в которых особое место принадлежит любви. Сильное влияние на последующую литературу оказал лермонтовский метод психологического анализа, «диалектики чувств». В направлении от предромантических и романтических форм к реализму развивалось
и творчество Гоголя, которое оказалось решающим фактором последующего развития
русской литературы. В его «Вечерах на хуторе близ Диканьки» художественно
осуществлена концепция Малороссии - этого славянского древнего Рима - как
целого материка на карте вселенной, с Диканькой как своеобразным его центром,
как средоточием и национальной духовной специфики, и национальной судьбы.
Вместе с тем Гоголь является основателем «натуральной школы» (школы
критического реализма); не случайно 30-е - 40-е годы прошлого века Н.
Чернышевский называл гоголевским периодом русской литературы. «Все мы вышли из
«Шинели» Гоголя», - образно заметил Достоевский, характеризуя влияние Гоголя на
развитие русской литературы. В начале XX в. Гоголь получает всемирное признание
и с этого момента становится действующей и все более возрастающей величиной
мирового художественного процесса, постепенно осознается глубокий философский
потенциал его творчества. Нравственные искания Толстого и Достоевского Поражает поистине титанический характер нравственных исканий и другого
великого русского писателя - Достоевского, который в отличие от Толстого не
дает анализа эпических масштабов. Он не дает описания происходящего, он
заставляет «уходить в подполье», дабы увидеть, что же происходит в действительности,
он заставляет нас видеть себя в самом себе. Благодаря потрясающей способности
проникать в самую человеческую душу Достоевский одним из первых, если не самым
первым, дал описание современного нигилизма. Его характеристика этого настроя
ума неизгладима, она до сих пор завораживает читателя глубиной и необъяснимой
точностью. Античный нигилизм был связан со скептицизмом и эпикурейством, его
идеалом была благородная безмятежность, достижение спокойствия духа перед лицом
превратностей фортуны. Нигилизм Древней Индии, который произвел столь глубокое
впечатление на Александра Македонского и его окружение, в философском отношении
был несколько схож с позицией древнегреческого философа Пиррона из Элиды и
выливался в философское созерцание пустоты. Для Нагарджуны и его последователей
нигилизм был преддверием религии. Однако современный нигилизм, хотя в его
основе тоже лежит интеллектуальная убежденность, не ведет ни к философской
бесстрастности, ни к благословенному состоянию невозмутимости. Это скорее неспособность
создавать и утверждать, духовный изъян, а не философия. Многие беды в нашей
жизни происходят от того, что «человек из подполья» подменил собой подлинного
человека. Расцвет музыкальной культуры: Глинка, Римский-Корсаков, Чайковский и др. В XIX в., наряду с потрясающим развитием литературы, наблюдается и ярчайшие
взлеты музыкальной культуры России, причем музыка и литература находятся во
взаимодействии, что обогащает те или иные художественные образы. Если,
например, Пушкин в своей поэме «Руслан и Людмила» дал органическое решение идеи
национального патриотизма, найдя для ее воплощения соответствующие национальные
формы, то М. Глинка обнаружил в волшебно-сказочном героическом сюжете Пушкина
новые, потенциальные варианты и осовременил его, как бы предложив еще один
романтический вариант эпоса, со свойственным ему «вселенским» масштабом и
«рефлектирующими» героями. В своей поэме Пушкин, как известно, свернул масштабы
классической эпопеи, порой пародируя ее стиль: «Я не Омер... Он может воспевать
один /Обеды греческих дружин»; Глинка же пошел по иному пути - при помощи
колоссального картинного «разбухания» его опера вырастает изнутри до
многонациональной музыкальной эпопеи. Ее герои из патриархальной Руси попадают
в мир Востока, их судьбы сплетаются с магией северного мудреца Финна. Здесь
пушкинский сюжет переосмысливается в сюжет драмы, опера Глинки - прекрасный
пример воплощения той гармонии равнодействующих сил, которая фиксируется в
сознании музыкантов как «руслановское» начало, т.е. романтическое начало. Достижения русской науки в 19-20 веках В XIX - начале XX в. существенных успехов достигла русская наука: в математике,
физике, химии, медицине, агрономии, биологии, астрономии, географии, в области
гуманитарных исследований. Об этом свидетельствует даже простое перечисление
имен гениальных и выдающихся ученых, внесших значительный вклад в отечественную
и мировую науку: С.М. Соловьев, Т.Н. Грановский, И.И. Срезневский, Ф.И.
Буслаев, Н.И. Пирогов, И.И. Мечников, И.М. Сеченов, И.П. Павлов, П.Л. Чебышев,
М.В. Остроградский, Н.И. Лобачевский, Н.Н. Зи-нин, А.М. Бутлеров, Д.И.
Менделеев, Э.Х. Ленц, Б.С. Якоби, В.В. Петров, К.М. Бэр, В.В. Докучаев, К.А.
Тимирязев, В.И. Вернадский и др. В качестве примера рассмотрим творчество В.И.
Вернадского- гения русской науки, основателя геохимии, биогеохимии, радиологии.
Его учение о биосфере и ноосфере в наши дни быстро входит в различные разделы
естествознания, особенно в физическую географию, геохимию ландшафта, геологию
нефти и газа, рудных месторождений, гидрогеологию, почвоведение, в
биологические науки и медицину. История науки знает немало выдающихся
исследователей отдельных направлений естествознания, но значительно более
редко встречались ученые, которые своей мыслью охватывали все знания о природе
своей эпохи и пытались дать их синтез. Таковы были во второй половине XV в.
начала XVI в. Леонардо да Винчи, в XVIII в. М.В. Ломоносов и его
французский современник Ж.-Л. Бюффон, в конце XVIII и первой половине XIX в. -
Александр Гумбольдт. Наш крупнейший естествоиспытатель В.И. Вернадский по строю
мыслей и широте охвата природных явлений стоит в одном ряду с этими корифеями
научной мысли, однако он работал в эпоху неизмеримо возросшего объема
информации в естествознании, принципиально новых техники и методологии
исследований. С «Русскими сезонами» связан расцвет творчества многих деятелей в области
музыки, живописи и танца. Одним из крупнейших новаторов русского балета начала
XX в. был М. Фокин, который утверждал драматургию как идейную основу балетного
спектакля и стремился путем «содружества танца, музыки и живописи» к созданию
психологически содержательного и правдивого образа. Во многом взгляды Фокина
близки эстетике советского балета. Хореографический этюд «Умирающий лебедь» на
музыку французского композитора Сен-Санса, созданный им для Анны Павловой,
запечатленный в рисунке В. Серова, стал символом русского классического балета. Красота символистами рассматривалась как ключ к тайнам природы, идее добра и
всего мироздания, дающий возможность проникновения в область запредельного, как
знак инобытия, поддающийся расшифровке в искусстве. Отсюда представление о
художнике как о демиурге, творце и повелителе. Поэзии же отводилась роль
религии, приобщение к которой позволяет увидеть «незримыми очами»
иррациональный мир, метафизически выступающий как «очевидная красота». К концу
десятых годов XX в. символизм внутренне исчерпал себя как целостное течение,
оставив глубокий след в различных сферах русской культуры. Родившись в результате сшибки традиционной культуры с западным миром, когда, по известной формуле А. Герцена, «на призыв Петра цивилизоваться Россия ответила явлением Пушкина», - русская литература, вобравшая в себя и по-своему переплавившая плоды обмирщенной европейской цивилизации, вступила в свой классический «золотой век». Затем, в ответ на новое, нигилистическое веяние времени, опираясь на духовную крепость «святой русской литературы» (Т. Манн), восходит в конце века философия, которая подводит итоги развития духа «золотого века» классики. Оказывается, что не русская словесность «серебряного века» является главной наследницей классической литературы - для этого она морально двусмысленна, подвержена дионисийским соблазнам (соблазнам чувственности). Преемницей русской литературы оказывается именно философская мысль, она наследует духовные заветы «золотого века» классики и потому сама переживает «золотой век». В заключение следует отметить, что в предреволюционные годы культурная, литературная, мыслящая Россия была совершенно готова к войне и революции. В этот период смешалось все: апатия, уныние, упадничество - и ожидание новых катастроф. Носители русской культуры «серебряного века», критиковавшие буржуазную цивилизацию и ратовавшие за демократическое развитие человечества (Н. Бердяев, Вл. Соловьев и др.), жили в огромной стране словно на необитаемом острове. Россия не знала грамоты - в среде интеллигенции сосредоточилась вся мировая культура: здесь цитировали наизусть греков, увлекались французскими символистами, считали скандинавскую литературу своей, знали философию и богословие, поэзию и историю всего мира. И в этом смысле русская интеллигенция была хранителем культурного музея человечества, а Россия - Римом упадка, русская интеллигенция не жила, а созерцала все самое утонченное, что было в жизни, она не боялась никаких слов, она была в области духа цинична и нецеломудренна, в жизни вяла и бездейственна. В известном смысле русская интеллигенция совершила революцию в умах людей до революций в обществе - так глубоко, беспощадно и гибельно перекапывалась почва старой традиции, такие смелые проекты будущего были начертаны. И революция грянула, оказав неоднозначное влияние на замечательную русскую культуру. Литература:
«Конец века» - «fin de siecle» особое состояние мира и человека на рубеже XIX и XX веков. Изменение архетипов времени, пространства, места человека в мире..Рождение нового века воспринималось многими как явление исключительное, знаменующего конец исторического цикла и начало совершенно новой эпохи. Конец XIX - начало XX в. стали чрезвычайно плодотворным периодом в развитии отечественной культуры. Духовная жизнь общества, отражая те стремительные перемены, которые произошли в облике страны на рубеже двух столетий, бурную политическую историю России в эту эпоху, отличалась исключительным богатством и разнообразием. "В России в начале века был настоящий культурный ренессанс, - писал Н.А.Бердяев. - Только жившие в это время знают, какой творческий подъем был у нас пережит, какое веяние духа охватило русские души". Творчество русских ученых, деятелей литературы и искусства внесло огромный вклад в сокровищницу мировой цивилизации. , Три направления интеллектуально-художественно творчества того времени: религиозная философия, символизм и авангард явились основными столпами культуры Серебряного века. Серебряный век русской культуры оказался удивительно коротким. Он продолжался менее четверти века: 1900 - 22 гг. Начальная дата совпадает с годом смерти русского религиозного философа и поэта В.С. Соловьева, а конечная - с годом высылки из уже Советской России большой группы философов и мыслителей. Выражение и название "серебряный век" придумали сами представители серебряного века. У А. Ахматовой оно присутствует в известных строчках: "И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл...". Особым явлением этого периода стало появление большого количества художественных объединений, которые возникали вокруг каждой выставки, вырастали из кружков, группировались вокруг литературных, художественных публичных периодических изданий, меценатов. Самыми крупными объединениями этого периода рубежа XIX - XX веков стали «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза» и «Бубновый валет». СИНТЕЗ ИСКУССТВ - органичное соединение разных искусств или видов искусства в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека. Литература.Литературное развитие в России проходило сложно, противоречиво и бурно. Рождалось и развивалось множество литературных направлений. Не иссякала мощь литературы критического реализма в лице Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. В произведениях этих писателей усиливается социальный протест (“После бала”, Хаджи-Мурат”, “Воскресение” Л.Н. Толстого), ожидание очищающей бури (“Вишневый сад” А.П.Чехова). Традиции критического реализма продолжали сохраняться и развиваться в творчестве крупного писателя И.А. Бунина(1870-1953). Наиболее значительные произведения этого периода – повести “Деревня”(1910) и “Суходол”(1911). Происходит зарождение и развитие пролетарской литературы, позже будут называть литературой социалистического реализма. В первую очередь это связанно с творческой деятельностью М. Горького. Его “Городок Окуров”, “Жизнь Матвея Кожемякина”, цепи рассказов “По Руси” несли в себе широкую жизненную правду. Символизм. Русский символизм был тесно связан с общественными потрясениями и идейными исканиями предреволюционных десятилетий. Русский символизм пережил три волны. Выступления 80-90г. Н. Минского, Д.С. Мережковского, З.Н. Гипиус отразили декадентские тенденции времен кризиса либеральных и народнических идей. Символисты воспевали "чистое", таинственный мир нереального, им близка была тема “стихийного гения”. Внутренний мир личности являлся показателем общего трагического состояния мира, в том числе “страшного мира” российской действительности, обреченную на гибель; и в тоже время предощущением близкого обновления. Оппонентами символистов выступали акмеисты (от греч. "акме" - высшая степень чего-либо, цветущая сила). Они отрицали мистические устремления символистов, провозглашали самоценность реальной жизни, призывали возвращать словам их изначальный смысл, освободив от символических толкований. Основным критерием оценки творчества для акмеистов (Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам) был безупречный эстетический вкус, красота и отточенность художественного слова. Модернизм (авангардизм) в русской поэзии был представлен творчеством футуристов. В России футуризм как течение существовал как течение, примерно, с 1910 по 1915г. Судьба русского футуризма похожа на судьбу символизма. Но были и особенности. Если для символистов одним из центральных моментов эстетики была музыка (на стихи Блока, Брюсова, Сологуба, Бальмонта композиторы Танеев и Рахманинов, Прокофьев и Стравинский, Глиэр и Маяковский создавали многочисленные романсы), то для футуристов – линия и свет. Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи. Не случайно почти все поэты-футуристы известны как неплохие художники – В.Хлебников, В.Маяковский, Е.Гуро, В.Каменский, А.Крученых.. В то же время многие художники-авангардисты писали стихи и прозу, участвовали в футуристических изданиях как литераторы. Живопись во многом обогатила футуризм. К.Малевич, В.Кандинский, Н.Гончарова и М.Ларионов почти создали то, к чему стремились футуристы. Театр . Театр в эти годы - общественная трибуна, где поднимались самые острые вопросы современности, и вместе с тем творческая лаборатория, широко открывавшая дверь эксперименту и творческим исканиям. К театру обращались крупные художники, стремившиеся к синтезу разных видов творчества. Работы выдающихся театральных режиссеров.(МХАТ во главе со Станиславским и Немировичем-Данченко - основатели психологической актерской школы, считал, что будущее театра - в углубленном психологическом реализме, в решении сверхзадач актерского перевоплощения). В. Э. Мейерхольд вел поиски в области театральной условности, обобщенности, использования элементов народного балагана и театра масок. Е. Б. Вахтангов предпочитал выразительные, зрелищные, радостные спектакли. Кино. Становление русского кино шло сложнее так, как в России не было собственного производства аппаратов, пользовались импортными, преимущественно из Франции. Балаганы сменялись стационарными кинотеатрами. Кино входило в повседневный быт. Кинематограф пользовался популярностью всех, в зрительном зале можно было увидеть студентов и жандармов, офицеров и курсисток, интеллигентов и рабочих, приказчиков, торговцев, дам света, модисток, чиновников и т.д. Скульптура Пути развития русской скульптуры конца 19-начала 20 века были во многом определены ее связями с искусством передвижников. Именно этим объясняется ее демократизм и содержательность. Скульпторы активно участвуют в поисках нового, современного героя. Более разнообразными становятся материалы: применяются не только мрамор и бронза, как прежде, но и камень, дерево, майолика, даже глина. Делаются попытки внедрить в скульптуру цвет. В это время работает блестящая пплеяда скульпторов – П.П.Трубецкой, А.С.Голубкина, С.Т.Коненков, А.Т.Матвеев. Архитектура в России, в условиях монополистического развития капитализма она стала сосредоточением острых противоречий, что привело к стихийной застройке городов, что нанесло ущерб градостроительству и превратило крупные города в монстры цивилизации. Высокие здания превратили внутренние дворы в плохоосвещаемые и проветриваемые колодцы. В тоже время появляются промышленные архитектурные сооружения – заводы, фабрики, вокзалы, пассажи, банки, кинематографы. На ретроспективно-электрическом фоне возникли новые течения – модерн и неоклассицизм . Первые проявления модерна относятся к последнему десятилетию 19 века, неоклассицизм формируется в 1900-х г. Модерн в России принципиально не отличается от западного. Однако, четко прослеживалась тенденция к смешению модерна с историческими стилями: Ренесанса, Барокко, Рококо, а также древнерусских архитектурных форм (Ярославский вокзал в Москве). В Петербурге были распространены вариации скандинавского модерна. В Москве архитектор модерна Федор Осипович Шехтель (1859-1926), он построил здание МХАТа и особняк Рябушинского (1900-1902) – произведения наиболее типичные для чистого модерна. Музыка В конце 19-начале 20 века (до 1917) – период не менее богатый, но гораздо более сложный. Он не отделен от предыдущего каким-либо резким переломом: в это время продолжают творить М.А Балакирев, Ц.А.Кюи, лучшие, вершинные сочинения Чайковского и Римского-Корсакова относятся к 90-м годам 19в. и первому десятилетию 20в. На смену им приходят наследники и продолжатели традиций: С.Танев, А.Глазунов, С.Рахманинов. В их творчестве чувствуются новые времена, новые вкусы. Произошли изменения и в жанровых приоритетах. Так, опера, занимавшая более 100 лет главное место в русской музыке, отошла на второй план. А роль балета, наоборот, выросла. Дело П.И.Чайковского – создание прекрасных балетов продолжил Александр Глазунов (1865-1936) – автор замечательной “Раймонды” (1897), “Барышни-крестьянки” (1898). Широкое развитие получили симфонические и камерные жанры. Глазунов создал восемь симфоний и симфоническую поэму “Степан Разин” (1885)1. Сергей Иванович Танеев (1856-1915) сочиняет симфонии, фортепианые трио и квинтеты. А фортепианные концерты Рахманинова (как и концерты Чайковского и скрипичный концерт Глазунова) относятся к вершинам мирового искусства. |
Новое
- Параметры критической точки
- Поет михаил александрович
- Квантовый предел за порогом(древний манускрипт
- Сонька Золотая Ручка (Блювштейн Софья Ивановна) – биография Кто такая сонька золотая ручка биография
- Начальные геометрические сведения
- Бим бом пародийная группа
- Уполномоченный аникеев Аникеев григорий викторович записаться на прием
- Программа для расчета баланса водопотребления и водоотведения
- Фуросемид Мочегонные таблетки для спортсменов
- Как повысить тестостерон у мужчин — препараты, продукты