Главная - Рецепты
Семён Челюскин - биография, информация, личная жизнь. Челюскин семен иванович

С. И. Челюскин - морской путешественник, исследователь, участник многолетней экспедиции, сделавший серьезные географические открытия, оставленные без внимания при его жизни.

Происхождение

Предки Челюскина (по документам 17 в. - Челюсткины) поначалу были вполне успешными людьми, занимали важные должности, хорошо продвигались по службе, были богаты

Но при Петре Первом отец Семена Ивановича оказался в опале (он был в числе взбунтовавшихся московских стрельцов) и до конца жизни его семья прозябала в деревенской глуши, еле-еле сводя концы с концами.

Точных сведений о том, где и когда родился С. И. Челюскин, до сих пор не обнаружено, примерно это 1700г.

Обучение

В 1714 году дворянский недоросль Семен Челюскин был принят в московскую школу, где мальчиков обучали точным и навигационным наукам. Здесь будущий исследователь постигал премудрости математики, географии, астрономии.

Он был толковым и старательным учеником. В 1721г., окончив учебу, был рекомендован по аттестату на штурманскую деятельность.

Начинающий моряк Челюскин

В начале морской карьеры (1720-е годы) Челюскин служил на Балтийском флоте навигатором, учеником штурмана и подштурманом. Тогда же начали проявляться и его исследовательские наклонности: он описывал прибрежные территории финского залива. А позже, в 1727 г., уже преподавал морское дело балтийским гардемаринам.

Несмотря на явную одаренность, ничто не сулило будущему первопроходцу хорошей карьеры, потому что все главные должности на морских судах предназначались иностранным специалистам, а в адмиралтействе у Челюскина не было влиятельных покровителей.

В составе Камчатской экспедиции

В апреле 1732 г., вышел указ о предстоящей Великой Северной экспедиции, которую еще называли Камчатской. В ее состав неожиданно был включен и подштурман Челюскин, которому было поручено обеспечить экспедицию всем необходимым: провизией, одеждой, оборудованием и оружием.

Преодолев бюрократию и волокиту чиновников, Семен Иванович все нужное достал, хотя и с задержкой. В ходе экспедиции, которой руководил В. Беринг, помимо прочего, предстояло исследовать северный берег моря между Леной и Енисеем.

Для этого был снаряжен специальный отряд под руководством Василия Прончищева, который сделал Челюскина членом своей команды. Экспедиция началась летом 1735. Невыносимые условия работы за Полярным кругом привели к тому, что отряд утратил своего руководителя. Челюскин продолжил начатое Прончищевым.

Два года в Якутске

Беринг отбыл на Камчатку, оставив вместо себя Челюскина. Почти два года экипаж экспедиции пребывал в Якутске, готовясь к новому плаванию и ожидая указаний и помощь из Адмиралтейства.

Во льдах

В середине июля 1740 экспедиция снова вышла в поход. Через месяц случилась беда. Корабль с 40 членами экипажа попал в ловушку. Стиснутый дрейфующими льдами, он не мог двигаться дальше. Для спасения людей был только один выход: высадиться с корабля.



Смастерили большие сани, выгрузили провиант, снаряжение и двинулись на материк. Члены экипажа болели цингой, несколько человек умерли, но, пройдя по ледяной пустыне 700 верст, команда высадилась на берегу.

Сделали две времянки и стали ждать, когда установится зимний путь. Несколько месяцев ожидания никто не сидел без дела. И хотя катастрофически не хватало провизии (выручил сибирский промышленник Сазоновский, приславший семьдесят пудов муки), одолевали болезни и холод, но группа исследователей изучала берег, описывались прибрежные территории. Неизученной осталась лишь северная часть полуострова Таймыр.

В самой северной точке материка

Это сделали Семен Челюскин и Харитон Лаптев. Они разделились: группа Лаптева идет на восток полуострова, а Челюскин - на запад. Туруханские жители очень серьезно помогли исследователям: собачьими и оленьими упряжками, продовольствием. В условиях 50-градусных морозов люди проходили по 30 и даже 40 верст ежедневно.

Нужно было достичь северного побережья, чтобы потом идти вдоль него на запад, описывая территории. И опять же с помощью местных жителей Челюскин совершил этот труднейший переход. На крутом берегу мыса Святого Фаддея был сооружен маяк. Это была точка, где еще не ступала нога человека. А дальше - все по намеченному плану.

Семен Челюскин, собачьи упряжки в самой северной части материка фото

Исследования Челюскина подробно и лаконично описаны в его путевом журнале. Кроме деловых заметок, есть упоминания о замученных собаках, но - ни единого слова, которое бы выявило чувство страха, отчаяния или усталости самого Семена Ивановича. Изо дня в день велись непрерывные работы. Пережили и суровейшие морозы, и страшные метели.

И вот, наконец, достигли мыса, оказавшегося самой северной точкой Евразии. Но Челюскин так и не узнал, что совершил величайшее географическое открытие, он даже не особенно впечатлился увиденным: сделал обычные записи, вычисления и отправился на юго-запад вдоль берега, пока 20.07.1742 в г. Мангазея не встретился с Х. Лаптевым.

Смерть в безвестности

Позже, когда уже стало известно, что Челюскин совершил небывалый подвиг и открытие, мыс был назван его именем. А при жизни он не получил за это никакой награды. Жил до смерти со своей семьей в маленьком имении Алексанского уезда. Умер, вероятнее всего, в 1764 г. Где захоронен, до сих пор неизвестно.

Представляем вашему вниманию главу из книги «От Мангазеи до Норильска. 30 историй Заполярья». Сборник историй не претендует на энциклопедичность и научную глубину исследований. Но создатели постарались собрать под его обложкой рассказы о самых известных первооткрывателях Заполярья, об удивительных народах, населяющих эту землю, о ее защитниках и строителях новой жизни, о самых знаковых местах и городах, о событиях, которые стали вехами как в истории самого края, так и в летописи нашей страны. Небольшое путешествие в этот легендарный мир кому-то просто напомнит подзабытые страницы, но для кого-то, возможно, откроет новые события и новые имена.

Семен Иванович Челюскин занимает отдельное место среди российских первооткрывателей Севера. Его имя на слуху у многих, оно запечатлено в названиях улиц и площадей по всей стране. Вот только для большинства жителей бывшего СССР Челюскин не путешественник и ученый, а пароход, затертый во льдах. Сам феномен перекошенного восприятия обществом исторической роли личности настолько показателен на примере этого полярного исследователя, что вполне может иметь название «казус Челюскина».

Почти 20 процентов России расположено за Северным полярным кругом, территория которого значительно дольше жаркой Африки или Нового Света оставалась белым пятном на географических картах.

Челюскин. (Наталья Олтаржевская)

Если Карибское море для европейцев XVII века уже вдоль и поперек исследованный регион, то Сибирь в веке XVIII — полумифический край, информация о котором исчерпывается донесениями полуграмотных казаков, покорявших эти суровые места. Соединена ли Сибирь с Америкой на востоке? Чем кончаются здешние дикие земли на севере? Вопросы, не имевшие ответа в то время.

Надо сказать, что для Российского государства до XVIII века географические открытия на севере и востоке не представляли научного интереса, поскольку в Московии не существовало такой науки. Если даже какой-то отчаянный путешественник по собственной инициативе отправлялся в далекий путь, а затем посылал царю-батюшке сообщения о неведанных краях, его донесения могли спокойно затеряться в бюрократической неразберихе. Показателен пример выдающегося русского путешественника XVII века Семена Дежнёва, который в 1648 году первым дошел до Берингова пролива. Челобитная этого первооткрывателя почти 100 лет пылилась в архивах Якутска и лишь в середине XVIII века была открыта академиком Герхардом Миллером.

Начало российской науке о земле, давшей затем толчок планомерному изучению северных и восточных окраин страны, положила переломная для отечественной истории деятельность Петра I. Отец-основатель российского флота с самого начала стремился иметь собственные морские кадры. В этой связи указом Петра в 1701 году в Москве была основана Школа математических и навигацких наук, а в 1715-м на базе ее старших классов создается Морская академия в Санкт-Петербурге. Пользуясь летописным стилем, можно сказать, что «отсюда есть пошли Великие географические открытия русские».

МЕЛКОПОМЕСТНЫЙ НЕДОРОСЛЬ

Летом 1714 года в Москве проходит смотр дворянских недорослей. В числе прибывших в столицу оказывается выходец из мелкопоместных дворян Семен Челюскин. Фактически судьба будущего исследователя Севера для нас начинается только в этом году, поскольку до упомянутого смотра ничего доподлинно о Семене Челюскине мы не знаем. Место рождения остается загадкой для исследователей, так же как и год появления мальчика на свет.

В то же время нам кое-что известно о предках нашего героя. Семен Челюскин — выходец из старинного рода, а его дед Родион Матвеевич даже дослужился до головы московских стрельцов, то есть был богатым и знатным жителем столицы. Отец Семена Иван Родионович также занял почетное место в рядах московского войска.

В 1698 году в столице гремит стрелецкий бунт против молодого Петра I. Восстание подавлено, а Иван Челюскин попадает в список Тайной канцелярии. Опала становится для семьи синонимом бедности. Иван Родионович продает земли и имения, влезает в долги и обрекает себя и родных на скудное существование в глухой деревушке в Калужской губернии.


Путь на север. (Наталья Олтаржевская)

Прибывший в Москву в 1714 году, Семен сразу поступает в Школу математических и навигацких наук. Уже на первом году обучения он просит о назначении денежного жалования и помощи в жилье. Собственных средств у молодого человека нет.

В процессе учебы проявляется важная черта будущего исследователя, которая всю жизнь способствовала Челюскину в его начинаниях, — усердие. Благодаря этому качеству через три года Семена переводят в навигацкий класс, а после окончания учебы в 1721 году определяют служить на Балтийский флот, где он начинает в должности навигатора, затем становится учеником штурмана, а потом и подштурманом. Все 1720-е годы Челюскин служит на флоте, медленно и без потрясений продвигаясь по карьерной лестнице. Мир со Швецией подписан еще в 1721 году, так что на Балтийском флоте нет военной угрозы для моряка, впрочем, как и возможностей для быстрого продвижения по службе.

ВЕЛИКИЙ ПОХОД НА СЕВЕР

Одним из ключевых итогов внешней политики Петра I стал выход страны к морю. Через балтийские порты российские торговые суда теперь отправлялись в Скандинавию, Польшу, германские государства, Англию и даже Венецию. Однако новоявленному императору этого было мало, и у него созрел план найти иной морской путь к берегам Америки, Японии и Китая. Уже тогда было известно, что эти страны находятся где-то вблизи восточных окраин Сибири. Дорога в эти края могла пролегать через Северный Ледовитый океан.


В 1724 году указом Петра I снаряжается Первая Камчатская экспедиция под руководством Витуса Беринга. Несмотря на то что исследователю не удалось с первого раза дойти до берегов Америки, по возвращении в Санкт-Петербург было принято решение организовать и Вторую Камчатскую экспедицию, ставшую впоследствии известной как Великая Северная экспедиция. Петр к тому моменту умер, и Беринга на повторную попытку благословляла уже императрица Анна Иоанновна.


Северные просторы. (Наталья Олтаржевская)

В 1733 году в Адмиралтейство был подан список подходящих кандидатов для участия в экспедиции. Семен Челюскин к тому времени зарекомендовал себя как способный и старательный морской офицер, и его определили штурманом в отряд к лейтенанту Василию Прончищеву, которому было поручено исследовать северные берега от Лены до Енисея. Размеренный ритм службы на Балтийском флоте сменяют интенсивные приготовления к далекому и сложному путешествию.

В июне 1735 года небольшой корабль «Якутск» с командой из 45 человек, включая штурмана Челюскина и капитана Прончищева, отчалил от пристани острога Якутска в путешествие к неизведанным морям. Главной целью группы было исследование Таймырской земли, представлявшей загадку для ученых того времени. На многих картах этот полуостров вообще отсутствовал, а все побережье Северного Ледовитого океана обозначалось прямой линией.

Выйдя в северные моря по Лене и продвинувшись на восток, первооткрыватели обнаружили здесь жизнь — в устье реки Оленёк находилось селение, где проживали двенадцать русских семей промышленников, предки которых давно поселились в этих местах. Установив хорошие отношения с местными, команда «Якутска» начала собирать избы для первой зимовки. Вскоре путники познакомились с полярной ночью и северным сиянием.

Летом 1736 года лед с речки сошел и исследователи отправились в сторону Таймырского полуострова. Очень скоро на пути «Якутска» начинают вставать непроходимые льды. Члены команды отмечают, что чайки, ранее сопровождавшие судно, скрылись, а вблизи корабля все чаще бродят белые медведи. Вот тут-то в полной мере и проявляется талант штурмана Челюскина, который даже в таких сложных навигационных условиях умудряется находить лазейки для продвижения корабля.

С каждым днем положение становится все опаснее, «Якутск» может быть в любой момент затерт льдами. Команда собирает совет, на котором принимается решение возвращаться на место прежней зимовки.

Но на обратном пути тяжело заболевает Василий Прончищев. А скорость продвижения все снижается, поскольку прежний проток реки Оленёк обмелел. Приходится искать новый фарватер. Штурман выводит «Якутск» к прежнему зимовью, но капитана спасти не удается. Челюскин, взявший по старшинству командование судном, хоронит Прончищева в вечной мерзлоте. Так для Семена заканчивается первый этап экспедиции.

ВТОРАЯ НЕУДАЧА

Летом 1737 года Челюскин на корабле возвращается в Якутск. После первой неудачи следует долгий период бюрократической волокиты, связанный с решением в Петербурге дальнейшей судьбы экспедиции. И вроде бы дано указание продолжать исследование полуострова Таймыр, но выйти из Якутска отряд смог только в 1739 году. Теперь Челюскин служит штурманом на «Якутске» под начальством Харитона Лаптева.

Отряд вновь пытается нащупать морской путь в обход Таймырского полуострова. Пройдя вдоль береговой линии до Хатангского залива, решили остановиться здесь на зимовье. Членам экспедиции удается найти селение тунгусов, а также одинокое зимовье енисейского промышленника Василия Сазоновского. Успешно налаженные контакты с местными жителями помогают вполне сносно переждать самые суровые холода.

Летом 1740-го команда возобновляет морское путешествие вдоль восточного побережья Таймыра. Однако в середине августа судно оказывается зажатым льдами. Даже навигаторского искусства Челюскина в этом случае не хватает. Первооткрыватели спешно строят юрты прямо на льду и живут в них, пока не установился зимний путь на Большую землю. С огромным трудом им удается достичь зимовья Сазоновского, запасы которого спасают отряд от голодной смерти.


Иллюстрация из книги. (Наталья Олтаржевская)

Проводится консилиум с участием Лаптева, Челюскина и других членов экипажа, в итоге все приходят к выводу, что Таймыр обойти морем нельзя. После гибели судна вариант еще одной попытки поиска пути на корабле отпадает сам собой. Решено исследовать полуостров «сухим путем» в зимнее время, передвигаясь на собачьих или оленьих упряжках.

ПОДВИГ ШТУРМАНА

5 декабря 1741 года начинается тот самый поход штурмана Челюскина, ставший беспрецедентным по трудности и значению. Исследователю предстояло пройти более 2000 километров. Мороз достигал минус 50 градусов! При этом Семен Иванович в сопровождении нескольких солдат должен был не только преодолеть этот путь, но и постоянно осуществлять замеры, используя примитивные инструменты того времени. Удивительно, как морской офицер Балтийского флота без специальной подготовки и не приспособленный к условиям Полярного Севера день за днем тщательно проводил исследования и руководил экспедицией.

В сутки Челюскин преодолевает по 30 — 40 километров. Едет то на собаках, то на оленях — в зависимости от того, какой транспорт удается раздобыть в местных селениях. Чем дальше он продвигается на север, тем реже встречаются населенные пункты. Как только отряд минует Хатангский залив, зимовья заканчиваются совсем. Впереди — ледяная безжизненная пустыня, где уже нельзя рассчитывать на чью-либо помощь.

1 мая путешественник достигает мыса Фаддея. Продвигаясь, описывает заливы, мысы, острова, обращая внимание на высоту берега, а также фиксирует, глинистый он или каменистый.

Начинаются проблемы с продовольствием. Правда, 6 мая путники нападают на след четырех белых медведей. Челюскин вместе с одним солдатом берет собак и, догнав животных, выстрелом убивает одного хищника.

Наконец, 9 мая штурман достигает мыса, который он называет «Восточный Северный". Челюскин определяет, что это крайняя точка Таймырского полуострова. Место не производит на исследователя особого впечатления. Он устанавливает здесь бревно-маяк и записывает в журнале: «Сей мыс каменной, приярой, высоты средней, около оного льды глаткие и торосов нет».

Если бы он знал, что именно это место является крайней северной точкой Евразии, которая навсегда впишет имя Семена Челюскина в летопись географических открытий, то, может быть, придал бы событию большее значение! После пяти месяцев пути он только час пробудет на заветном мысе, а затем отправится на юго-запад.

Непростой путь штурмана заканчивается 20 июля 1742 года. Исследователь делает в своем походном журнале последнюю запись: «Сего числа пополудни в третьем часу прибыл я в город Мангазейск и явился в команду лейтенанта Харитона Лаптева».


В открытом море. (Наталья Олтаржевская)

ПРИЗНАНИЕ И СЛАВА — ГРИМАСЫ ИСТОРИИ

Вклад Семена Челюскина современники по достоинству не оценили. В 1756 году он был уволен «по старости» с флота, награжденный званием морского капитана 3-го ранга. Первооткрыватель поселился с женой в небольшом имении в Алексинском уезде, где и провел остаток своей жизни, собирая подати с крестьян и судясь с соседями.

К столетию открытия по инициативе будущего академика А. Ф. Миддендорфа мыс Восточно-Северный был в 1842 году переименован в мыс Челюскина. Однако окончательно доказать, что именно это место является самой северной точкой Евразии, удалось только в начале XX века.

А в 1933 году СССР покупает на верфях Дании пароход ледокольного типа, который называют «Лена». Советский ученый и, по-хорошему, большой авантюрист Отто Шмидт договаривается с властями, что реализует на этом судне амбициозный замысел — путешествие из Ленинграда во Владивосток по северному маршруту. Поэтому пароход называют более подходящим для полярной экспедиции именем — «Челюскин».

Специалисты в один голос говорят, что корабль для этой цели совершенно не предназначен. Тем не менее он отправляется в арктический поход и, как и предсказывали, все-таки оказывается затертым льдами, а 104 человека вынуждены перебираться на льдину.

Из спасения челюскинцев делают настоящую героическую эпопею. Летчики эвакуируют экипаж судна, и каждый пилот получает Героя Советского Союза, а спасенные — по ордену Красной Звезды.

В честь челюскинцев называют улицы и площади по всему СССР, о них пишут стихи и снимают фильмы, называют символами мужества советских отчаянных людей… А вот имя выдающегося первопроходца Семена Челюскина, который на самом деле был равнодушен к славе и просто служил своей стране, после стольких лет забвения вдруг снова становится известным на весь мир… благодаря отважному, но бездарному полярному путешествию. И кто может поручиться, что история не субъективна в выборе своих героев?

Издание осуществлено при поддержке ПАО «ГМК ‘‘Норильский никель""", 2017.

Источники

  1. Фотография на обложке: Сергей Горшков
  2. Текст: Никита Смагин

Семен Иванович Челюскин (около 1700 - ноябрь 1764) - русский полярный мореплаватель.

Многие слышали о челюскинцах, храбрых исследователях Арктики, которых спасала в далекие 30-е годы прошлого столетия вся страна, и которые получили первые звания героев Советского союза. Но все ли знают о человеке, давшем свое имя легендарному кораблю? Итак, рассказ о жизни полярного исследователя Семёне Ивановиче Челюскине.

Сведений в истории о С.И.Челюскине сохранилось не так уж и много. Даже годы его жизни и место рождения и захоронения достоверно не известны. Вот что можно узнать о нем в Википедии:

Семён Иванович Челюскин (около 1700 - ноябрь 1764) - гидрограф, путешественник, полярный исследователь. Точно место рождения неизвестно, предположительно - в селе Борищево Перемышльского уезда Калужской губернии.

Осенью 1714 года в Москве Челюскин был зачислен в Школу математических и навигацких наук, которая располагалась в Сухаревской башне. В 1720-е годы С. И. Челюскин нёс службу на кораблях Балтийского флота в должности навигатора, ученика штурмана и подштурмана. С 1726 года служил на Балтийском флоте, в 1733-1743 годах участвовал в Великой Северной экспедиции. В 1735-1736 годах был штурманом на дубель-шлюпке «Якутск» в экспедиции В. В. Прончищева. Вёл дневниковые записи этой экспедиции, вёл описание открытого берега.

В сентябре 1736 года из-за болезни Прончищева принял командование кораблём и вывел его из залива Фаддея к устью реки Оленёк. В декабре 1736 года санным путём вместе с геодезистом Чекиным вернулся в Якутск.

В 1738-1739 году, после ремонта «Якутска», принял участие в экспедиции Х. П. Лаптева. В 1741-1742 годах исследовал западное побережье полуострова Таймыр, устья рек Хатанги, Пясины и Енисея, открыл самое северное место континентальной Евразии, которое позже было названо в его честь мысом Челюскин.

Осенью 1742 года вернулся в Петербург, где был произведён в мичманы и служил на разных должностях на Балтийском флоте. В 1751 году был произведён в лейтенанты, через 3 года в капитан-лейтенанты. С 18 декабря 1756 года в чине капитана 3-го ранга в отставке.

Известный русский учёный и исследователь XIX века академик Александр Миддендорф сказал о Челюскине так:
"Челюскин, бесспорно, венец наших моряков, действовавших в том крае… вместо того, чтобы изнуриться пребыванием на глубоком Севере, как изнурялись все другие, он в 1742 году ознаменовал полноту своих деятельных сил достижением самого трудного, на что до сих пор напрасно делались все попытки".

Место погребения С. И. Челюскина точно не установлено.

В честь Челюскина названа самая северная точка материка Евразия - мыс Челюскин.

И все же неутомимые исследователи родного края установили, что Челюскин С.И. родился в период с 1704 по 1707 гг. в в селе Мишина Поляна Белевского уезда (сейчас село в Арсеньевском районе Тульской области).

Спустя две с лишним сотни лет после открытия мыса его имени в Белеве прошла церемония закладки символического камня на месте будущего памятника Челюскину. Уже известен скульптор, который скоро приступит к работе над монументом. По проекту, вокруг памятника раскинется новый городской парк. Место, где будет стоять памятник, отмечено двумя огромными валунами. С возвышенности, где будет стоять монумент, пологий спуск ведет к реке Оке. Сами камни символизируют полуостров Таймыр, а ложбина между ними - Хатангский залив.

Мало известно о личной жизни Семён Ивановича, а также о периоде его жизни после отставки. Вот что пишет об этом один из исследователей (имя не смог установить) его жизни:

"...С отставкой Семен Иванович Челюскин канул в неизвестность, были преданы забвению его поистине героические деяния во имя Отечества. Была неизвестна даже дата смерти первопроходца. Заинтересовавшись этим вопросом, я начал вести архивный поиск, который сосредоточил на детях и жене Челюскина. Установлено, что у Семена Ивановича было три сына и дочь. Не имея дома в Москве, Челюскин обосновался в деревне. Значит, надо изучать обширный фонд Поместного приказа Российского госархива древних актов.

В результате кропотливого просмотра многочисленных дворянских прошений начала-середины 1760-х гг. мне удалось отыскать челобитную вдовы А. Челюскиной. В марте 1765 г. она обращалась к "Всепресветлейшей державнейшей великой государыне императрице Екатерине Алексеевне". В документе, в частности, сообщалось: "...бьет челом вдова Аграфена Павлова дочь капитана - лейтенанта Семенова жена Иванова сына Челюскина да отставной капитан Петр Семенов сын Челюскин. В прошлом 1764 году в ноябре месяце моего Аграфенинова мужа, а тоего Петрова отца вышереченного Семена Ивановича Челюскина волею Божией не стало...".

Итак, суровый арктический первопроходец и открыватель северной точки Старого Света Семен Иванович Челюскин умер в ноябре 1764 года. Однако до сих пор не установлено место его погребения.

Выскажу некоторые предположения. В своей челобитной вдова Челюскина писала, что после смерти мужа остались недвижимые имения в следующих уездах: Лихвинском (ныне Чекалинский район Тульской области.-В.Б.), Алексинском (Тульская область), Перемышльском (Калужская область) и Белевском (Тульская область). В свое время мне довелось побывать в деревнях и селах, которыми когда-то владел С.И. Челюскин. Изучение данных на местах, а также анализ источников 1750-1760-х гг. позволил сделать такие выводы. Скорее всего, после отставки Семен Иванович поселился в сельце Босарево Алексинского уезда. Дело в том, что недалеко от Алексина в имении своего мужа отставного майора А.А. Змиева проживала его единственная (сыновья С.И. Челюскина селились в других местах) и любимая дочь - Аграфена (или Агриппина) Семеновна. Несомненно, в трудные минуты она ободряла и поддерживала больного отца.

Видимо, Семен Иванович Челюскин умер в сельце Босарево. Но похоронили его, вероятно, в селе Рождество-Слуки. Это предположение можно обосновать следующим фактом. В труде "Приходы и церкви Тульской епархии", опубликованном в 1895 г., сказано: "Село Рождество-Слуки Алексинского уезда, в 7 верстах от города Алексина...Очень древний церковный приход, более 500 лет. Третий храм...построен на средства прихожан майора Александра Змиева. Придельный алтарь в храме во имя чудотворца Николая устроен в 1791 г. на средства жены храмоздателя Агриппины Змиевой...". Примечательно, что святой Николай издавна считается покровителей мореплавателей и путешественников. Уверен, что дочь нарекла церковный придел в память о своем отце-моряке, который, видимо, и был здесь погребен".

Источники:

http://legend-bs.ru/12-istoriya/28-chelyuskin - Семен Иванович Челюскин – человек и пароход http://hramznameniya.ru/news/?id=2644 – Славные имена России. Челюскин С.И.

http://ru.convdocs.org/docs/index-456757.html - Семен Иванович Челюскин http://www.kp.ru/online/news/565140/#close - Под Тулой появится памятник мореплавателю http://ru.rodovid.org/wk/%D0%97%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C:800668 - Родовод

Штурман - первооткрыватель Автор статьи - Дмитрий Анатольевич Овчинников. Первая полярная путешественница XVIII века Т.Ф. Прончищева, родившаяся в Тульской губернии, отправилась в опасный путь и приняла там смерть вместе со своим мужем - командиром одного из отрядов Второй Камчатской экспедиции В.В. Прончищевым. Потом этот отряд продолжил запланированный поход уже под командованием штурмана Семена Ивановича Челюскина - тоже уроженца Тульской губернии. РОДИНА - БЕЛЕВСКИЙ УЕЗД О Прончищевых многое стало известно благодаря исследованиям известного тульского педагога и писателя, действительного члена Географического общества Дориана Михайловича Романова и его ученика - московского журналиста и архивиста Валерия Викторовича Богданова. И именно Богданов серьезно уточнил биографию С.И. Челюскина. Дело в том, что длительное время были неизвестны его точная дата и место рождения. В различных источниках назывались то 1704 год, то «около 1700 года», то Москва, то село Борищево Калужской губернии… Однако Валерий Викторович провел скрупулезный анализ материалов Российского государственного архива древних актов и установил, что Семен Челюскин родился около 1707 года в одной из родовых усадеб Белевского уезда Тульской губернии, где его семья поселилась еще в начале XVII века. В.В. Богданов отмечает: «Род Челюскиных (во многих документах XVII в. эта фамилия значилась как Челюсткины) имеет старинное происхождение. Предки Семена Челюскина служили воеводами, были объезжими и «письменными головами», стольниками и стряпчими. Так, его дед Родион Матвеевич дослужился до «головы» (чин полковника. - В.Б.) московских стрельцов. Это значит, что он был богат, знатен, вхож в царский двор. Родион Челюскин содействовал служебному росту сына Ивана: тот был сначала стряпчим, потом стольником. Круто изменилось колесо фортуны при Петре I. После подавления бунта московских стрельцов фамилия Челюскиных попала в список Тайной канцелярии. Оказавшись в опале, Иван Родионович был вынужден продавать и закладывать имения и земли, влезать в неоплатные долги и обрек свою семью на скудную жизнь в глухой деревушке…» Из публикаций журнала «Природа» можно установить, что впервые Семен Челюскин прибыл в Москву на смотр дворянских недорослей летом 1714 года, и осенью его уже зачислили в Школу математических и навигацких наук, а в 1721 году он «получил аттестации в науке и в практике», зарекомендовав себя, «как честному человеку надлежит, пробу дав в достоинстве штурманской должности и хорошем обхождении». В книге «Колумбы Росские» есть сведения о том, что в 1720-е годы Челюскин нес службу на кораблях Балтийского флота в должности «навигатора», ученика штурмана и подштурмана. Вместе с тем, он практиковался и в описании прибрежных участков Финского залива. При этом он зарекомендовал себя знающим моряком, и уже в 1727 году подштурман Челюскин обучал гардемарин на Балтике. Также В.В. Богданов установил, что в конце января 1733 года в Адмиралтейство был подан «список морских и адмиралтейских служителей, отправляющихся в Камчацкую экспедицию», где одним из первых числился подштурман Семен Челюскин, которого вскоре произвели в штурманы. Также среди офицеров флота в экспедицию отправлялся земляк и приятель Челюскина лейтенант Василий Прончищев, которому предстояло возглавить отряд по исследованию северных берегов от Лены до Енисея. Лейтенант взял в свою команду энергичного штурмана. В конце июня 1735 года они ушли в плавание, а спустя год Челюскин похоронил супругов Прончищевых… ПРОДОЛЖЕНИЕ ЭКСПЕДИЦИИ Во время второй зимовки в Усть-Оленеке Семен Иванович хорошо обдумал обстоятельства предыдущих неудачных плаваний. 23 февраля 1738 года в Адмиралтействе «слушали доклад по полученному из Камчацкой экспедиции от штурмана Челюскина рапорту». Почти два года Челюскин со своим отрядом провели в Якутске, а после длительных приготовлений 13 июля 1740 года наконец-то смогли продолжить поход. Но не надолго… 15 августа дубель-шлюп «Якуцк» намертво затерло дрейфующими льдами вблизи бухты, названной впоследствии именем Татьяны Прончищевой. Челюскин принял решение оставить «Якуцк» и спасать людей, сгрузить на лед снаряжение и припасы, сделать санки и идти к берегу. Там отряд построил потом две «юрты земляные», где люди жили до тех пор, пока не установился зимний путь. Через месяц, пройдя около 700 верст, путешественники, как записано в судовом журнале, «претерпевали великую трудность и едва не все одержимы были цынготною болезнию, от которой несколько служителей померло», но достигли обжитого зимовья… За следующий 1741 год партии штурмана Семена Челюскина и лейтенанта Харитона Лаптева описали берег между устьями рек Пясины и Нижней Таймыры. Конец лета и осень они провели в Туруханске с целью подготовки к съемке северной части Таймырского побережья. 5 декабря 1741 года Семен Иванович выехал с солдатами на собачьих упряжках из Туруханска к реке Хатанге. Между Лаптевым и Челюскиным была договоренность: штурман, достигнув северо-восточной части полуострова, повернет на запад, описывая побережье; лейтенант последует из Туруханска до устья Нижней Таймыры и далее на восток, ему навстречу. 15 февраля 1742 года по рекам Хете и Хатанге группа Челюскина прибыла в Попигайское зимовье, а конце марта двинулась на север, затем - вдоль побережья на северо-запад. У мыса Святого Фаддея штурман соорудил маяк. Все это время он непрерывно вел съемку побережья. 6 мая, согласно записям путевого журнала, при «погоде чистой и сиянии солнечном», Челюскин вычислил географическую широту места - 77°27’. Через два дня группа продолжила путь, а через пять верст достигла неизвестного мыса. Семен Иванович записал в путевом журнале исторические слова: «Погода пасмурная, снег и туман. В пятом часу пополудни поехал в путь свой... Приехали к мысу. Сей мыс каменной, приярой, высоты средней, около оного льды глаткие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточный Северный. Поставил маяк - одно бревно, которое вез с собою». Только в начале XX века было установлено, что этот мыс и есть северная оконечность Евразии. А В.В. Богданов описывает это так: «Только один час провел Челюскин в районе крайней северной точки материка. Штурман указал в журнале, что, по его мнению, Северо-Восточный мыс окончился, и земля лежит от запада к югу. По западному берегу полуострова он направился на юго-запад, к устью Нижней Таймыры». Еще в феврале 1742 года Лаптев устремился к устью Нижней Таймыры, чтобы оттуда пойти навстречу Челюскину. Но ему не хватило провианта, поэтому в начале мая лейтенант выслал навстречу штурману солдата, а сам вернулся обратно в Туруханск. 15 мая группа Челюскина встретилась с тем посыльным, и вместе они двинулись на юг через тундру. 20 июля 1742 года Семен Иванович сделал самую последнюю запись в своем походном журнале: «Погода пасмурная, великий дождь. Сего числа пополудни в третьем часу прибыл я в город Мангазейск и явился в команду лейтенанта Харитона Лаптева». ПРИЗНАНИЕ ЗАСЛУГ С 1878 года тот самый мыс – северная точка Евразии – официально носит имя Семена Ивановича Челюскина. Но признание пришло не сразу… Все дело в том, что 27 августа 1743 года Лаптев представил в Адмиралтейство рапорт, журналы, «сочиненные морские карты» и приступил к обработке материалов и составлению генеральной «Морской карты описания берега Северного Ледовитого моря меж реками Лены и Енисея». В сентябре 1743 года вышла рукопись «Описание, содержащееся от флота лейтенанта Харитона Лаптева в Камчацкой экспедиции меж реками Лены и Енисея, в каком состоянии лежат реки и на них всех живущих промышленников состояние». Ее авторство приписано исключительно Лаптеву, но это не верно. Ведь в ее основу легло «Описание берегов морских, рек и заливов Северного моря, начавшихся с реки Лены», составленное в 1742 году штурманом Челюскиным. Лаптев только осуществил обобщение сведений, собранных в свое время Прончищевым, Челюскиным и другими членами той экспедиции. Когда Семен Иванович вернулся в Петербург, он не был достойно вознагражден, ему лишь милостиво дали самый первый офицерский чин на флоте – мичмана, в котором он и продолжил службу на Балтике. Лаптев же участвовал в составлении «Генеральной карты Сибирским и Камчацким берегам», был командиром крупных морских кораблей, а на закате жизни даже получил большую должность – главного интенданта по снабжению Балтийского флота. Указ Адмиралтейств-коллегии от 18 декабря 1756 года говорит «об отставке морского флота лейтенанта Семена Челюскина с награждением морского капитана 3-го ранга». Уволенный с флота «за болезнью и старостью», с «пашпортом об отставке от всех дел», Семен Иванович стал жить с женой в небольшом имении в Алексинском уезде Тульской губернии... Остались неизвестны дата и место кончины первооткрывателя северной точки нашего родного материка. И опять же велика заслуга Валерия Викторовича Богданова в их уточнении. В результате длительных поисков он обнаружил в фондах Поместного приказа Российского государственного архива древних актов челобитную жены Семена Ивановича Челюскина, датированную мартом 1765 года и обращенную к «Всепресветлейшей державнейшей великой государыне императрице Екатерине Алексеевне», в которой записано: «…бьет челом вдова Аграфена Павлова дочь капитана-лейтенанта Семенова жена Иванова сына Челюскина да отставной капитан Петр Семенов сын Челюскин. В прошлом, 1764 г., в ноябре месяце, моего Аграфенинова мужа, а тоего Петрова отца вышереченного Семена Ивановича Челюскина волею Божией не стало». Однако точная дата пока остается загадкой. Высказал В.В. Богданов в своих исследованиях и определенные соображения по месту погребения Семена Ивановича Челюскина. Так, он обратил внимание в той самой челобитной вдовы Челюскина на сообщение, что после смерти мужа за ним остались недвижимые имения в уездах: Лихвинском (сейчас это Суворовский район Тульской области), Алексинском, Белевском, Перемышльском, который ныне в Калужской области. После тщательного анализа из всех возможных вариантов Валерий Викторович Богданов остановился на большей вероятности захоронения тела Семена Ивановича Челюскина в селе Босарево неподалеку от тульского города Алексина. Но это предположение требует дальнейших подтверждений… Также хотелось бы обратить внимание, что упомянутые знаменитые путешественники Второй Камчатской экспедиции родились в соседних уездах и были по сути земляками: лейтенант Василий Васильевич Прончищев – родился в «селе Торбеево-тож в Калужской провинции под Алексином» (в настоящее время это село Богимово Ферзиковского района Калужской области), его жена Татьяна Федоровна Прончищева – в селе Березово Алексинского уезда (сейчас Дубенского района) Тульской губернии, штурман Семен Иванович Челюскин – в Белевском уезде Тульской губернии. Стоит упомянуть еще одного участника этой экспедиции – помощника ее главного руководителя Витуса Беринга – капитана-командора Алексея Ильича Чирикова, который появился на свет в селе Лужное Одоевского уезда (ныне Дубенского района) Тульской губернии. Удивительные совпадения! Богата земля тульская на великих людей!

Семён Иванович Челюскин. Родился около 1700 года в Борищево Калужской губернии - умер в ноябре 1766 года. Русский полярный мореплаватель, путешественник и исследователь. Первооткрыватель крайней северной точки Евразии.

Семён Челюскин родился около 1700 года в селении Борищево Калужской губернии. Впрочем, ни точная дата ни место его рождения достоверно не известны. Так, по другим источникам он родился в 1704 году или даже в 1707-м году. Некоторые биографы допускают, что он мог родиться в уездном городе Белёве Тульской губернии.

Отец - Иван Родионович Челюскин.

Потомок старинного дворянского рода (во многих документах XVII в. их фамилия значилась как Челюсткины). Его предки были воеводами, стольниками и стряпчими. Его дед Родион Матвеевич дослужился до "головы" (чин полковника) московских стрельцов.

Осенью 1714 года в Москве он был зачислен в Школу математических и навигацких наук, которая располагалась в Сухаревской башне.

В 1720-е годы нёс службу на кораблях Балтийского флота в должности навигатора, ученика штурмана и подштурмана. В 1721 Челюскин "получил аттестации в науке и в практике" и хорошо зарекомендовал себя в "штурманской должности и хорошем обхождении".

С 1726 года служил на Балтийском флоте. В 1733-1743 годах участвовал в Великой Северной экспедиции. Как участник экспедиции Беринга, Челюскин находился сначала в отряде Прончищева, а затем, после смерти последнего, в отряде Харитона Лаптева, под начальством которых и принимал деятельное участие в исследованиях побережья Северного океана от устья реки Лены до Енисея. На его долю выпала задача описать самую северную конечность Таймырского полуострова.

В 1735-1736 годах был штурманом на дубель-шлюпке «Якутск» в экспедиции В. В. Прончищева. Вёл дневниковые записи этой экспедиции, вёл описание открытого берега. В сентябре 1736 года из-за болезни и смерти Прончищева принял командование кораблём и вывел его из залива Фаддея к устью реки Оленёк.

В декабре 1736 года санным путём вместе с геодезистом Чекиным вернулся в Якутск.

В 1738-1739 году, после ремонта «Якутска», принял участие в экспедиции Х. П. Лаптева.

В 1741-1742 годах исследовал западное побережье полуострова Таймыр, устья рек Хатанги, Пясины и Енисея, открыл самое северное место континентальной Евразии, которое позже было названо в его честь мысом Челюскин.

В феврале 1742 г. он прибыл в устье р. Хатанги, оттуда к маю месяцу дошел до мыса св. Фаддея. Отсюда, следуя на нартах по закраинам берега, начал опись. 7-го мая он достиг крайней северной точки - северо-восточного мыса, - которая и была им определена под 77°34" с. ш. Затем, обогнув его, он спустился к югу, к устью р. Таймуры, где и присоединился к шедшему ему навстречу Лаптеву. Журнал его описи в извлечении, сделанном А. Соколовым, помещен в "Записках гидрографического департамента" за 1851 г., т. IX, стр. 58-64. Челюскин астрономически определил вышеупомянутый пункт и сделал обстоятельное геодезическое описание берега.

Позже об этой экспедиции писал : «Сколь же мне сведомо, с востока от устья р. Лены поручик Харитон Лаптев мог дойти до 77 градусов, а всего мысу водяным ходом не окружили, однако по краям стоячего льду прошел при оном мысу мичман Челюсткин и везде видел стоячий лед, окружен торосом».

Ломоносов создал в 1763 году полярную карту, на которой указал мыс, описанный Челюскиным, а на северо-востоке континента пунктирной линией обозначил уходящий к полюсу неисследованный "Чукотский нос". Хотя Ломоносов и Челюскин не смогли точно указать крайнюю северную точку Евразии. Лишь через столетие по этой местности путешествовал будущий российский академик А.Ф. Миддендорф, который и назвал мысом Челюскина (официально это название было введено в 1878 году): «Как бы то ни было, но если северо-восточный мыс получит имя Челюскина, то он сохранит это имя с честью. Челюскин не только единственное лицо, которому сто лет назад удалось достигнуть этого мыса и обогнуть его, но ему удался этот подвиг, не удавшийся другим, именно потому, что его личность была выше других. Челюскин, бесспорно, венец наших моряков, действовавших в том крае».

Осенью 1742 года вернулся в Петербург, где был произведён в мичманы и служил на разных должностях на Балтийском флоте. В 1751 году был произведён в лейтенанты, через 3 года в капитан-лейтенанты.

Умер великий русский полярный мореплаватель в ноябре 1764 года. Место погребения Семёна Ивановича Челюскина точно не установлено, но наиболее вероятным является село Босарево.

«Челюскин, бесспорно, венец наших моряков, действовавших в том крае... вместо того, чтобы изнуриться пребыванием на глубоком Севере, как изнурялись все другие, он в 1742 году ознаменовал полноту своих деятельных сил достижением самого трудного, на что до сих пор напрасно делались все попытки» , - говорил о Челюскине русский учёный и исследователь XIX века академик Александр Миддендорф.

Семён Иванович Челюскин

Личная жизнь Семёна Челюскина:

Был женат на Аграфене Павловой.

В фондах Поместного приказа Госархива древних актов найдена челобитная жены Челюскина, датированная мартом 1765 года, обращенная к "Всепресветлейшей державнейшей великой государыне императрице Екатерине Алексеевне": "бьет челом вдова Аграфена Павлова дочь капитана-лейтенанта Семенова жена Иванова сына Челюскина да отставной капитан Петр Семенов сын Челюскин. В прошлом, 1764 г., в ноябре месяце, моего Аграфенинова мужа, а тоего Петрова отца вышереченного Семена Ивановича Челюскина волею Божией не стало".

В челобитной вдова Челюскина сообщала, что после смерти мужа за ним остались недвижимые имения в следующих уездах: Лихвинском (ныне Чекалинский р-н Тульской обл.), Алексинском (Тульская обл.), Перемышльском (Калужская обл.) и Белевском.

Память о Семёне Ивановиче Челюскине:

В честь Челюскина названа улица в городе Путивль;
В честь Челюскина названа самая северная точка материка Евразия - мыс Челюскин;
Северная часть Таймырского полуострова в 1967 году названа полуостровом Челюскин;
В устье Таймырской губы Карского моря, в которую впадает река Таймыра, лежит остров Челюскина;
В 1933 году в его честь был назван новый пароход «Челюскин», ставший позже знаменитым;
В Лосиноостровском районе города Москвы в его часть названа улица;
В городе Харькове (Украина) в его честь названа улица;
В Лутугинском районе Луганской области (Украина) в честь него назван посёлок;
В честь Челюскина названы улицы в городах Мариуполе и Полтаве (Украина);
Улица и переулок в г. Белая Церковь (Украина);
Улица в г. Нежин (Украина);
В Ижевске в честь Челюскина названа одна из улиц Восточного посёлка;
В городе Казани (Россия, Татарстан) в честь Челюскина названа улица;
В честь Челюскина назван один из самолётов «Аэрофлота» с бортовым номером VQ-BBA;
В городе Новосибирске (Россия) в честь участников ледового плавания на судне «Челюскин» названа улица;
В городе Бердянске (Украина) в честь Челюскина названа улица;
В городе Пенза (Россия) в честь Челюскина названа улица и проезд;
В городе Ростове-на-Дону (Россия) в честь Челюскина названа улица;
В городе Каменка-Днепровская (Украина) в честь Челюскина назван переулок;
В городе Стерлитамаке (Россия, Башкортостан) в честь Челюскина названа улица;
В городах Саратове, Вологде, Екатеринбурге, Мурманске, Оренбурге, Воронеже, Нижнем Тагиле, Омске, Барнауле и Тюмени есть улица Челюскинцев;
В городе Бровары (Украина) в честь Челюскина названа улица;
В городе Минск (Беларусь) в честь участников ледового плавания на судне «Челюскин» назван парк;
В городе Брест (Беларусь) в честь Челюскина названа улица;
В городе Донецк(Украина) в честь Челюскина названа улица;
В городе Усть-Каменогорск (Казахстан) в его честь назван переулок;
В городе Нижний Новгород (Россия) в его честь названа улица.

( XVIII век)

Челюскин в течение десяти лет - с 1733 по 1743 г. - принимал самое деятельное участие в работах отряда Великой северной экспедиции, описывавшего берега Северного Ледовитого океана от устья Лены на запад. На долю Челюскина выпали опись и обследование наиболее трудных участков побережья - самой северной части Таймырского полуострова. Он дошел, попутно производя съемку, до крайней северной оконечности Азии (77°34), по справедливости впоследствии названной мысом Челюскина. Проявленные при этом Челюскиным мужество, энергия и выносливость ставят его в ряд самых настойчивых и неутомимых полярных исследователей.

Биографических данных о Челюскине сохранилось очень мало. Даты рождения и смерти не установлены. Известно лишь, что он происходил из мелкопоместных дворян бывшей Калужской губернии. Еще с детства у Челюскина стали проявляться наклонности к путешествиям, и отец отдал его в «Навигацкую школу», - так называлось тогда морское училище. Учиться было трудно: не хватало преподавателей, почти не было книг по мореходному делу. Челюскин преодолел все препятствия, окончил в 1726 г. Навигацкую школу и был зачислен на службу подштурманом. 17 апреля 1733 г. Челюскин был зачислен в состав Великой северной экспедиции и одновременно произведен в штурманы.

Во время Великой северной экспедиции Челюскин был в отряде, которым вначале командовал лейтенант Прончищев, а после смерти Прончищева - лейтенант Харитон Лаптев; отряд Прончищева в 1735 г. на дубель-шлюпке «Якутск» спустился в море по Лене и, обогнув дельту, направился к устью реки Оленек, где стал на зимовку.

В начале августа 1736 г. судно двинулось к устью реки Анабар, откуда после небольшой остановки направилось к Хатангскому заливу. Пробиваясь сквозь густые льды, «Якутска достиг, по современным данным, 77°45" с. ш. На обратном пути с величайшим трудом пришлось пробиваться сквозь тяжелые льды. В это время судном командовал Челюскин, так как Прончищев был прикован к постели тяжелой болезнью. 6 сентября судно добралось до места прошлогодней зимовки, где похоронили Прончищева, а вскоре и его жену - Марию Прончищеву.

В середине декабря 1736 г. Челюскин и геодезист отряда Чекин, захватив с собою судовые журналы и отчеты, выехали в Якутск; они везли также образцы горной породы, собранные Чекиным на реке Анабар. Из-за ссоры со сборщиком податей они не получили лошадей и прожили в поселке Сектях на Лене до июня 1737 г. В августе из Якутска в Петербург отправлялся Дмитрий Лаптев, с ним Челюскин послал журналы и карты плавания, а также рапорт, в котором просил о присылке нового такелажа и компасов.

Летом 1737 г. боцман Медведев привел дубель-шлюпку в Якутск. На место умершего Прончищева был назначен лейтенант Харитон Лаптев. Адмиралтейств-коллегия поручила Лаптеву повторить попытку Прончищева обогнуть Таймырский полуостров с востока и с моря описать район от Лены до Енисея, а если это сделать окажется невозможным, то осмотреть и описать берег с суши.

Весь 1738 год ушел на подготовку к плаванию и только летом 1739 г. дубель-шлюпка «Якутск» вышла в море и 6 августа достигла Хатангской губы. Челюскин и Чекин обследовали побережье губы и выяснили, что в нее впадают реки Балахна и Хатанга, а в последнюю впадает река Попигай. Вскоре дубель-шлюпка двинулась дальше и 21 августа достигла мыса Фаддея. Здесь оказались сплошные льды, удобного места для зимовки не нашлось, и отряд принужден был возвращаться в Хатангскую губу, куда и прибыл 29 августа и стал на зимовку в устье реки Блудной. Во время зимовки Челюскин производил обследование и описание окрестностей. Челюскин на оленях добрался до устья реки Таймыры, прошел к морю, а отсюда двинулся вдоль берега на запад.

Дойти до реки Пясины он не смог и 17 мая 1740 г. вернулся на зимовку. Уже приближалась весна, началась подготовка к продолжению плавания,

Дубель-шлюпка смогла выйти из Хатанги только 13 июля, так как мешал скопившийся в Хатангском заливе лед; остров Бегичева «Якутск» миновал только 12 августа. 13 августа при продвижении судна вдоль кромки сплошного льда на северо-запад переменившийся ветер стал нагонять льды. В борту появились пробоины, и вода хлынула внутрь. Положение судна стало безнадежным, и команда покинула его. С большим трудом люди добрались до бывшей зимовки в устье реки Блудной в Хатангском заливе.

Из опыта своих предыдущих плаваний с Прончищевым и двух последних неудачных попыток Челюскин пришел к убеждению, что на таком судне, как «Якутск», обогнуть полуостров Таймыр невозможно. С его доводами согласился и сам Лаптев и совет (консилиум), созванный Лаптевым 8 ноября 1740 г. Было решено просить разрешения у Адмиралтейств-коллегий производить опись Таймырского полуострова сухим путем, т. е. продвигаясь пешком по берегу. Такое разрешение в дальнейшем было получено. Но еще до этого, весной 1741 г., Лаптев отправил несколько сухопутных партий для обследования и описи Таймырских берегов.

Начался самый ответственный этап работы отряда. Большие заслуги принадлежат в этом деле Челюскину, на его долю выпало произвести обследование и опись самых трудных и отдаленных мест побережья. 28 марта 1741 г. Челюскин отправился с места зимовки в путь, в его распоряжении имелись два солдата и три собачьих нарты. Задача Челюскина состояла в том, чтобы добраться по тундре до устья реки Пясины, а оттуда пройти с описью берега вокруг Северо-Западного мыса на восток до устья реки Таймыры.

Преодолевая большие трудности - сильные морозы и бураны, страдая от снежной слепоты (воспаление глаз, вызванное отраженными от снега солнечными лучами), Челюскин все же произвел опись своего участка. 1 июня он встретился с Лаптевым недалеко от устья реки Таймыры, и они вместе прошли до устья Пясины, откуда добрались до Туруханска. В декабре 1741 г. Челюскин снова отправляется на исследование послед него наиболее труднодоступного участка - северного берега Таймырского полуострова. В конце февраля он достиг устья Хатанги. Отсюда он, производя опись берегов, направился к северу вдоль побережья и 1 мая достиг мыса Фаддея. Продвигаясь дальше, Челюскин установил, что берег тянется на север. Наконец, 7 мая 1742 г. он достиг мыса, от которого берег явно поворачивал на юг. Это и был недоступный дотоле мыс Северо-Восточный. Здесь Челюскин определил астрономически широту места (77°34" - по современной карте 77°41´), поставив знак (привезенное с собой бревно), и составил описание мыса.

«Сей мыс каменный, приярый, высоты средней; около оного льды гладкие и торосов нет. Здесь именован мною оный мыс: Восточно-Северный мыс» - записано в путевом журнале Челюскина.

На обратном пути Челюскин встретился с посланным ему навстречу солдатом, а в устье Пясины с самим Лаптевым. Вместе с Лаптевым Челюскин добрался по Енисею до Енисейска, и отсюда оба в августе 1742 г. выехали в Петербург.

Работа отряда была успешно закончена. Большая доля в этом успехе принадлежит Челюскину; благодаря своему мужеству, энергии, выносливости Челюскин преодолел все трудности полярного похода и с честью выполнил поставленную перед ним задачу. Челюскин вел подробный путевой журнал, где тщательно описаны маршруты походов и указаны измеренные координаты.

Журнал Челюскина был впоследствии обработан историком русского флота А. Соколовым и опубликован в «Записках гидрографического департамента». По данным журнала, Соколов перевычислил широту мыса Северо-Восточного. Она оказалась той же, что и у Челюскина. Это окончательно рассеяло некоторые сомнения в том, что Челюскин действительно достиг крайней северной оконечности Азии. В этом огромная заслуга штурмана Челюскина перед географической наукой. Но эта заслуга Челюскина не была оценена его современниками.

Имя Челюскина, однако, не осталось забытым. В 1878 г. Норденшельд первым после Челюскина подошел на «Веге» к Северо-Восточному мысу и, воздавая должное беспримерному мужеству и упорству Челюскина, предложил именовать Северо-Восточный мыс в честь Челюскина - мысом Челюскина. Под этим названием и значится теперь этот мыс на карте Арктики.

Кроме этого мыса, о Челюскине напоминают: остров Челюскина (в устье Таймырской губы) и полуостров Челюскина (самая северная часть полуострова Таймыр). Имя Челюскина было присвоено ледокольному пароходу, прошедшему в 1933 г. в одну навигацию Северный морской путь, но в конце пути вмерзшему в лед и погибшему в Чукотском море. Героическая эпопея спасения высаженных на лед челюскинцев тысячекратным эхо повторило имя Челюскина всему миру.

В 1745 г. по окончании экспедиции Челюскин был произведен в лейтенанты и командовал придворными яхтами, затем в чине капитан-лейтенанта был переведен в Балтийский флот. В 1760 г. Челюскин вышел в отставку в чине капитана 3-го ранга.

 


Читайте:



Пероральные сахароснижающие препараты: список, принцип их действия Пероральные гипогликемические препараты

Пероральные сахароснижающие препараты: список, принцип их действия Пероральные гипогликемические препараты

Выделяют следующие группы синтетических гипогликемичес-ких средств: 1) производные сульфонилмочевины; 2) производные бензойной кислоты...

Василий Андреевич Жуковский: биография

Василий Андреевич Жуковский: биография

Поэт, переводчик. Один из основоположников романтизма в русской литературе. Родился в селе Мишенском Тульской губернии. Сын помещика Афанасия...

Русские мужские имена, начинающиеся на буквы м, н Православные имена на букву м

Русские мужские имена, начинающиеся на буквы м, н Православные имена на букву м

На этой странице: Макар, Максим, Максимилиан, Малах (Малахий), Мануил (Эммануил), Марат, Мариан (Марьян), Марк, Маркел, Мартемьян (Мартьян), Мартин...

История мощей святителя николая мирликийского

История мощей святителя николая мирликийского

В мае 2012 г. хри-сти-ане все-го ми-ра празд-но-ва-ли 925-ти-ле-тие пе-ре-не-се-ния мо-щей свя-ти-те-ля Ни-ко-лая из Мир Ли-кий-ских в Ба-ри....

feed-image RSS