Главная - Дети 6-7 дет
Скрябин самое. Скрябин. Даты из биографии Александра Скрябина


Талантливый русский композитор и пианист. Род. в 1871 г. в Москве; окончил курс в Московской консерватории, где был профессором фортепьянной игры. Главные произведения С.: симфонии e-dur и c-moll (первая с участием хора в финале на слова "К искусству"), концерт для фортепиано, мазурки, прелюдии, ноктюрны. В фортепьянных его пьесах заметно влияние Шопена; оркестровые его произведения примыкают к Вагнеру.

{Брокгауз}

Скрябин, Александр Николаевич

Даровитый композитор и пианист, род. 29 декабря 1871 в Москве; воспитывался в кадетском корпусе, но затем поступил в московскую консерваторию, которую и окончил 1892 по классу фп. Сафонова (золотая медаль), после чего некоторое время жил за границей, где выступал со своими фортепианными сочинениями в Париже, Брюсселе, Амстердаме и др. В 1898-1903 С. состоял профессором игры на фп. при московской консерватории, в настоящее же время всецело посвятил себя композиции. В своих сочинениях С. отчасти примыкает к Шопену (в области фп.) и Вагнеру (в области оркестра); крупная музык. индивидуальность его не лишена некоторого оттенка изысканности, напряженности, даже болезненности. Сочинения С.: А. Для оркестра: "Rêverie" op. 24; две симфонии: E-dur op. 26 (с участием хора в финале, на слова "К искусству") и С-moll op. 29; В. Для фп. с орк.: концерт fis-moll op. 20; С. Для фп.: 3 сонаты (op. 6, op. 19 соната-фантазия; op. 23), Allegro appassionato (op. 4), концертное allegro op. 18, фантазия (op. 28), этюды (op. 8, 12 №№), Impromptus (op. 7, 10, 12, 14), мазурки (op. 3-10 №№, op. 25-9 №№), прелюдии (op. 11-24 №№; op. 13-6 №№; op. 15, 16, 17-17 №№; op. 22; op 27), польский (op. 21), кроме того, ноктюрны, вальс (op. 1) и др. Крупные сочинения С. исполнялись не только в России, но и за границей (Париж, Берлин и др.).

Скрябин, Александр Николаевич

(род. 6.I.1872 в Москве, ум. 27.IV.1915 там же) - рус. композитор, пианист. Интерес к музыке проявил в 5 лет (играл по слуху, импровизировал), в 11 лет начал заниматься у Н. Зверева, Г. Конюса. Дальнейшее муз. образование получил в Московской консерватории, где его основными педагогами были С. Танеев (композиция), В. Сафонов (фп.). В 1895-96 по инициативе мецената М. Беляева совершил успешную концертную поездку по зарубежным странам (Бельгия, Франция, Голландия, Германия). С 1898 по 1903 проф. Московской консерватории по классу фортепиано. С 1904 по 1909 жил в Швейцарии, предпринимая неоднократно поездки в другие страны (в частности, зимой 1906/07 концертировал в США). В 1910 вернулся в Москву. В последующ. годы часто и успешно выступал с авторскими концертами в разных городах России (выделяется большая поездка по Волге с орк. С. Кусевицкого в 1910) и за рубежом (Бельгия, Голландия, Англия). Последний авторский концерт состоялся в Петербурге за несколько дней до смерти. Творчество С. (основная область - фортепианная музыка) отличается глубоким своеобразием, художественной самобытностью, последовательным новаторством, огромным эмоциональным богатством, философской содержательностью. Его творческий путь принято делить на 3 периода: первый (до 1900) характеризуется тонким лиризмом, задушевностью, ясностью формы, изяществом фактуры, преемственной связью с классической музыкой (заметны соприкосновения с П. Чайковским, Ф. Шопеном, позднее с Ф. Листом, Р. Вагнером); второй (1900-07) - усилением творческих исканий, особенно в сфере гармонии, нарастанием драматизма, героических порывов к борьбе за этические идеалы и наряду с этим еще большей утонченностью в лирике; третий (1907-14) - поворотом (под влиянием идеалистических философских концепций) в сторону крайнего индивидуализма, отрыва от реальной действительности. Творческие находки и достижения С. оказали значительное влияние на музыку последующего поколения отечественных и многих зарубежных композиторов.

Соч.: 222 соч., в т. ч. 3 симфонии (I - с хоровым финалом - 1900, II - 1902, III - "Божественная поэма" - 1904), поэма "Мечты" (1898), "Поэма экстаза" (1907), "Прометей" ("Поэма огня", 1910) с уч. фп. и хора; Концерт для фп. с орк. (1897); многочисл. произв. для фп., в т. ч. 10 сонат, 19 поэм, 90 прелюдий, 26 этюдов, 21 мазурка, вальсы и др.

Скрябин, Александр Николаевич

Композитор, пианист, философ-мистик. Автор новаторских музыкальных произведений: "Божественная поэма" (3-я симфония, 1904), "Поэма экстаза" (1907), "Прометей" (1910), ряда сонат, прелюдий. Род. в Москве. Отдавая дань семейной традиции, окончил 2-й Моск. кадетский корпус в 1889, но в дальнейшем к военной службе отношения не имел. В 1892 окончил Моск. консерваторию по классу фортепиано. Проф. Моск. консерватории (1898-1903). Много концертировал в России, Зап. Европе, Америке. Формирование филос. мировоззрения С. пришлось на период расцвета рус. поэтического символизма. Вместе с тем уникальность личности С. в рус. и мировой культуре обусловлена редким фактом синтеза музыкального и филос. видения мира. По словам А.Бандуры, С. являлся величайшим мистиком среди музыкантов и величайшим музыкантом среди мистиков-философов. Филос. С. выросла из искусства, а искусство продолжило филос. мира и человека. Музыкально-филос. интуиция привела С. к необходимости осмысления эзотерической филос. традиции, в первую очередь теософии. О серьезности занятия С. теософией говорят многочисленные пометки, оставленные им на страницах томов "Тайной Доктрины" Е.П.Блаватской. В 1904 С. принимал участие во Втором междунар. филос. конгрессе (Швейцария) как его полноправный участник. С. хорошо знал произведения Канта и Фихте, в посл. десятилетие жизни изучал инд. (и буддистскую) филос. Свойственная С. полифоничность восприятия многоплановой симфонии мира не могла быть выражена ни в какой иной форме, кроме мистической: "камень и мечта сделаны из одного вещества и оба одинаково реальны",- писал он. Обилие изученных С. в 1904-1906 филос. текстов привели к переходу от идей соотношения бытия и сознания к идее мистической демиургической миссии музыки в иерархии Мироздания. Убедившись в тождестве собственного мистического опыта с опытом Е.П.Блаватской, С. придает ему осознанные музыкальные формы. С. выражает единство истока музыки и физ. мира в мистическом экстазе бытия, отказываясь от общей тональной структуры в пользу структуры, имеющей геометрические свойства кристалла (звук и кристалл). Словесно (стихотворная "Поэма экстаза", созданная параллельно симфонической поэме, и грандиозное "Предварительное Действо", оставшееся без партитуры) и в музыке поэмы "Прометей" С. решает магическую проблему ускорения эволюции, цель к-рой - дематериализация и начало новой истории мира и человека. Это попытка трансформации человека в сверхчеловека, человечества - в богочеловече-ство. Трансформируя себя, человек трансформирует Мироздание.

Я чувств низведанных бушующий поток,

Я предел. Я вершина.

Я чувство

Я мир, я блаженство ,

Я жажда блаженства

Сознание гордое

Силы божественной

Я ничто, я игра , я свобода ,

я жизнь

Я предел,

Я вершина

Я Бог...

Антропологич. взгляды С. несут в себе следы орфизма, неоплатонического гнозиса и герметизма. Суть их синтеза в том, что С. строит филос. личного разума, творящего мир. Осн. здесь - своеобразная постановка проблемы трансцендирующих способностей человека, основанных на универсальности абсолютной дух. природы человека (человек суть носитель Света и вселенского Добра, Прометей-огненосец). Поэтому творч. в филос. С. доминирует над познанием: творч. - акт сверхчувственный, трансформационный; трансформация образов реальности в творч. - не что иное, как пересоздание самой реальности. "Все есть мое творчество... Все, что существует в моем сознании. Все есть моя деятельность, которая в свою очередь есть только то, что она производит... Мир (время и пространство) есть процесс моего творчества...". Идеи рус. космизма четко просматриваются в понимании С. космич. сущности человеч. творч.: любое творч. приобщает к космич. мировому процессу.

Чувствуя себя посвященным в тайнознание, С. придавал исключительное значение инициации средствами звука. Основываясь на теософской гипотезе принадлежности звука сверхчувственному миру (звук - творящий логос), С. создавал язык музыки, способной перевести человека и Вселенную в нематериальное состояние, а роль композитора отождествлял с Демиургом, освобожденным от власти материи. Врожденная способность самого С. к синестетическо-му восприятию мира определила дух. пейзаж вселенской Мистерии как светозвуковой. Впервые в музыкальной практике С. ввел в симфоническую поэму "Прометей" партию света. Идея абсолютной победы Света имеет у С. свои особенности: речь идет о трансформации в Свет всего сущего и глубоком гуманизме - бунте против физ. несвободы человека и апелляции его к титанической божественной природе. Смерть предстает для С. уничтожением физичности. Романтическая мистика душевности (лирическая музыка) заменяется космич. мистикой Духа, суровым дыханием обновления Вселенной. Филос. искусства С. несет в себе черты мистико-религ. подхода и соответствует духу символического синтеза и филос. всеединства (Всеискусство универсального Синтеза). Искусство по С. есть религия, бесконечно длящийся литургический акт, связь с космосом через абсолютную музыку. Искусство представляет собой эзотерический вид творч.; его тайные знаки и смыслы раскрываются в звуках и ритме - "заклинании времени". Искусство и есть истинная жизнь природы. Широту музыкально-мистического опыта, лежащего в основании филос. С., отмечал А.Ф.Лосев (Мировоззрение Скрябина // Форма. Стиль. Выражение. М., 1995. С.734-779). Скончался С. в Москве.

Е.В.Зорина

Соч.: Записи А.Н.Скрябина // "Русские пропилеи " Т.6. Материалы по истории русской мысли и литературы. Собрал М.Гершензон. М. , 1919 ; Переписка А.Н.Скрябина и М.П.Беляева. 1894-1903. Пг. , 1922 ; Письма А.Н.Скрябина. М. , 1923.

Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Скрябин, Александр Николаевич" в других словарях:

    Скрябин, Александр Николаевич - Александр Николаевич Скрябин. СКРЯБИН Александр Николаевич (1871/72 – 1915), российский композитор, пианист. В творчестве Скрябина воплощены идеи экстатической устремленности к неведомым космическим сферам, идея преобразующей силы искусства. Его… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Русский композитор и пианист. Родился в семье дипломата, мать была пианисткой. Учился в Кадетском корпусе (1882‒89). С 1882 брал уроки фортепиано. игры у Г. Э. Конюса, затем у Н. С.… … Большая советская энциклопедия

    - (1871/72 1915) российский композитор, пианист. В творчестве Скрябина воплощены идеи экстатической устремленности к неведомым космическим сферам, идея преобразующей силы искусства. Его музыке присущи напряженность тонуса, диапазон образов от… … Большой Энциклопедический словарь

    Скрябин (Александр Николаевич) талантливый русский композитор и пианист. Родился в 1871 г. в Москве; окончил курс в московской консерватории, где был профессором фортепианной игры. Главные произведения С.: симфония e dur и c moll (первая с… … Биографический словарь

    - (1871/1872 1915), композитор, пианист. В творчестве Скрябина воплощены идеи экстатической устремлённости к неведомым «космическим» сферам, идея преобразующей силы искусства. Его музыке присущи напряжённость тонуса, диапазон образов от… … Энциклопедический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Скрябин. Александр Скрябин … Википедия

    А. Н. Скрябин. Скрябин Александр Николаевич (1871/72, Москва — 1915, там же), композитор. Родился в семье студента юриста (впоследствии дипломата) Николая Александровича Скрябина, из старинного дворянского рода, и пианистки, воспитанницы… … Москва (энциклопедия)

(6 I 1872, Москва - 27 IV 1915, там же)

Александр Николаевич Скрябин - один из своеобразнейших композиторов рубежа XIX и XX веков. Его музыка несет на себе черты времени, когда жизнь была проникнута предчувствием катастрофических перемен. «Творчество Скрябина было его временем, выраженным в звуках», - сказал о нем видный марксист Г. Плеханов. Известный критик В. Каратыгин определил Скрябина, как «самого дерзкого из русских композиторов, революционера в области музыкального искусства». Он, продолжает Каратыгин, - «отразил в своем творчестве кипение общественных сил в революционный период русской истории».

Очень любивший музыку Шопена, Листа и Вагнера, Скрябин продолжал их традиции, используя в своем творчестве все шопеновские фортепианные жанры, обращаясь, вслед за Листом, к демоническим образам, идя по пути усложнения гармонических средств, намеченному Вагнером. В его музыке - нервность, импульсивность, тревожные поиски. Скрябин создал своеобразные, поэтические и полетные, полные страсти и мощи произведения. Ему присущ новый тип симфонизма - мистериальный, пророческий. Известны его слова: «Иду сказать людям, что они сильны и могучи». И это были не просто слова, но декларация художника, верящего в обновление, совершенное творческой силой искусства. Искусству музыки он и посвятил свою жизнь, проникнутую бесконечной, романтической любовью к людям. «Люби людей, как жизнь, как твою жизнь, как твое созданье», - записал он в одной из своих тетрадей.

Мировоззрение Скрябина, складывавшееся под влиянием не только философских течений того времени, но и оккультизма, позволило ему создать свою концепцию мира, в центре которого находится человек-творец, своей волей способный пересоздать Вселенную. В связи с этим одним из последних замыслов Скрябина стала неосуществленная «Мистерия», долженствующая воплотиться в грандиозное действо - симфонию не только звуков, но и красок, ароматов, движения, даже звучащей архитектуры. «Мистерия» должна была, по представлению ее творца, происходить в построенном специально для этого храме в Индии и продолжаться семь дней, подобно творению Вселенной Всевышним.

Скрябина привлекали образы, связанные с огнем. Понятия огонь, пламя входят в названия его сочинений. Его самые крупные сочинения - три симфонии, Поэма экстаза, «Прометей» (Поэма огня), в которых композитор наиболее ярко выразил свои эстетические устремления. При интенсивности и смелости гармонических поисков, причудливости и порывистости ритмов, при ярком своеобразии музыкального языка в целом, Скрябину свойственна ясность формы, приверженность классическим конструктивным схемам.

Проницательный музыкальный критик композитор Н. Мясковский, как бы подытоживая путь Скрябина, писал: «Скрябин - прежде всего не завершитель, а гениальный искатель новых путей, и хотя исходит по миросозерцанию из того же, но более окрыленного оптимизма, что и Бетховен, но при помощи совершенно нового, небывалого языка он открывает перед нами такие необычайные, еще не могущие даже быть осознанными, эмоциональные перспективы, такие высоты духовного просветления, что вырастает в наших глазах до явления всемирной значительности».

Александр Николаевич Скрябин родился 25 декабря 1871 года (6 января 1872) в Москве. Его отец, Н. А. Скрябин, происходивший из старинного дворянского рода, окончил юридический факультет Московского университета, затем элитарный Институт восточных языков в Петербурге и служил по Министерству иностранных дел, больше всего за границей. Мать Скрябина Любовь Петровна, урожденная Щетинина, была незаурядной пианисткой. Она окончила консерваторию по классу знаменитого Т. Лешетицкого и успешно концертировала. 20 декабря 1871 года она дала концерт в Саратове, где Скрябины тогда жили, после чего с мужем поехала на Рождество в Москву. «Она чувствовала себя так скверно, что пришлось ее почти на руках принести наверх, а через два часа после их приезда появился на свет Шуринька», - вспоминала сестра Николая Скрябина. По-видимому, простудившись во время поездки, мать будущего композитора так и не оправилась после родов и через несколько месяцев скончалась. Малыш оказался на руках своей тетки, Любови Александровны Скрябиной, которая посвятила ему многие годы.

С отцом, вскоре уехавшим в Турцию в качестве драгомана русского посольства, он почти не виделся - встречи происходили уже через много лет, когда композитор выезжал в концертные поездки за рубеж. От матери мальчик унаследовал страсть к музыке, от отца - незаурядный пытливый ум и огромное стремление к знаниям. Очень рано он научился читать и писать, стал сочинять стихи и небольшие пьески. Охотно и много рисовал. Но с трех лет главным интересом сделалась музыка. Еще не зная нот, мальчик наигрывал абсолютно верно услышанные мелодии, затем стал импровизировать. Уже тогда проявилась феноменальная музыкальная память - раз услышанное он мог безошибочно повторить.

Настоящие музыкальные занятия начались в 10 лет. Его педагогом стал Г. Конюс, тогда студент Московской консерватории, позднее сделавшийся крупным теоретиком. Осенью того же 1882 года Скрябина отдали в Кадетский корпус, но жил он не в интернате, как прочие кадеты, а у своего дяди, который служил в Корпусе воспитателем и имел квартиру в стенах этого закрытого учебного заведения. Жизненный путь мальчика наметился уже тогда: было ясно, что он станет музыкантом. Но учебное заведение себе выбрал он сам, возможно, из-за дяди. Начальство, зная, что кадет Скрябин профессиональным военным не станет, освободило его от военных дисциплин и маршировок, чтобы дать больше времени для занятий музыкой.

Конюс занимался с мальчиком всего год. Потом на него обратил внимание сам С. Танеев - лучший в России педагог, профессионал высочайшего класса, человек исключительный по этическим качествам. Он увидел в юном Скрябине вьщающийся дар и стал заниматься с ним теоретическими предметами, а по фортепиано рекомендовал замечательного, особенно для начинающих, педагога Н. Зверева. Превосходный му зыкант и воспитатель, Зверев занимался подготовкой юных пианистов в консерваторию. Как правило, его ученики и жили в его доме, на полном пансионе, получая не только музыкальное, но и прекрасное общее образование. Среди таких учеников были С. Рахманинов, А. Зилоти, К. Игумнов и другие, впоследствии выдающиеся пианисты. В отличие от них, Скрябин продолжал быть кадетом, жить в корпусе и приезжал на уроки три раза в неделю.

В 1888 году Скрябин, окончивший Кадетский корпус, поступил в Московскую консерваторию, где продолжал занятия с Танеевым, а по фортепиано был принят в класс В. Сафонова. Под его руководством юноша стал делать большие успехи, но, увлекшись чересчур трудным технически репертуаром, переиграл правую руку. Скрябин пунктуально выполнял все предписания врачей, но травма продолжала давать знать о себе практически всю жизнь. Через четыре года он окончил консерваторию по классу фортепиано с золотой медалью.

Как композитору ему закончить консерваторию не пришлось: к тому времени от Танеева он перешел к А. Аренскому, который вел класс свободного сочинения, но общего языка с новым педагогом ему найти не удалось. Аренский, по воспоминаниям современника, «не умея считаться с индивидуальностью ученика... не разгадал в Скрябине зреющего великого художника». Напряженные отношения закончились уходом от него Скрябина, закончить курс самостоятельно ему не разрешили. Он так и остался без композиторского диплома.

С детских лет любимым композитором Скрябина был Шопен. Не удивительно поэтому, что его первые фортепианные сочинения носили от печаток влияния великого поляка. Он сознательно обращается к тем же жанрам - этюда, прелюдии, мазурки, вальса, ноктюрна. В 1886 году им написана одночастная соната-фантазия, в следующем - трехчастная соната (в список своих сочинений композитор их не включил). В этих ранних сочинениях уже выявляется своеобразие дара Скрябина - лирическая насыщенность, тонкость красок.

Вскоре после окончания консерватории дает о себе знать переигранная рука. Ему приходится пройти серьезный курс лечения. По поводу тех дней композитор записывает: «Чтобы стать оптимистом в настоящем значении этого слова, нужно испытать отчаяние и победить его». Отзвуки переживаний того времени слышны в Первой фортепианной сонате (1893). Отчаяние, о котором писал композитор, было вызвано не только болезнью. Может быть, большую роль в его настроении играла несчастная любовь. В конце 1891 года он со всем романтическим пылом увлекся дочерью богатых помещиков Н. Секериной. Той было только 15 лет, и ее мать попросила юношу не смущать покоя детской души, перестать бывать в их доме. Между влюбленными шла переписка, молодой человек какое-то время сохранял надежду. Но мать девушки твердо решила, что он, не знатный и не богатый, с еще весьма неопределенным будущим, - не пара ее дочери. Наступил разрыв, который музыкант переживал крайне тяжело.

В 1894 году его творчеством заинтересовался известный петербургский меценат М. Беляев. Несметно богатый, он поддерживал многих русских композиторов: организовал «Русские симфонические концерты», в которых исполнялась новая русская музыка, музыкальное издательство, которое очень хорошо оплачивало свои издания, ежегодно проводил конкурсы камерных сочинений и лучшие награждал Глинкинской премией, выдававшейся 27 ноября - в день премьер обеих опер великого русского композитора. Сафонов порекомендовал Беляеву обратить внимание на недавнего выпускника консерватории, и просвещенный меценат сразу оценил незаурядное дарование. «Благодарю судьбу, которая мне послала Вас на моем жизненном пути», - писал ему Скрябин.

Действительно, только благодаря постоянной поддержке Беляева композитор мог спокойно работать. Но для начала Беляев решил, что Скрябину нужно ехать за рубеж полечить руку и переменить обстановку после душевной травмы. На это он выделил нужную сумму, и весной 1895 года Скрябин на четыре месяца отправился в Германию, затем в Швейцарию, побывал в Италии, Ницце, в Берлине присутствовал на открытии Международного конкурса пианистов и композиторов имени А. Рубинштейна, а по возвращении на родину получил от Беляева драгоценный подарок - рояль.

В январе 1896 года Беляев организовал вторую зарубежную поездку Скрябина, на этот раз - концертную. 15 января в Париже состоялся первый авторский концерт Скрябина, через три дня он играл в Брюсселе, затем были концерты в Берлине, Амстердаме, Гааге и Кельне. Всем им сопутствовал неизменный успех. «Это исключительная личность, композитор столь же превосходный, как и пианист, столь же высокий интеллект, как и философ; весь - порыв и священное пламя», - писал один из парижских критиков.

И во время гастролей Скрябин продолжал сочинять. Появлялись новые фортепианные прелюды, экспромты, Концертное аллегро. Все эти произведения были изданы Беляевым, бывшим в восторге от своего нового протеже. Вернувшись в Россию, Скрябин принялся за сочинение Концерта для фортепиано с оркестром. До этого было начато симфоническое Аллегро, но работа над ним задержалась на три года, и композитор в конце концов оставил ее, не удовлетворенный первым оркестровым опытом. Концерт был издан Беляевым, несмотря на то, что получил довольно сдержанный отзыв Римского-Корсакова, впрочем, известного своей чрезвычайной строгостью. Письмо главы петербургской школы обидело Скрябина: «Я считал Николая Андреевича добрым-добрым, а теперь вижу, что он только любезен», - писал Скрябин Беляеву, сетуя, что Римский-Корсаков просто сказал о недостатках оркестровки, не отметив то, что считал слабым; не помог молодому композитору советами. Впрочем, еще более строго он примерно в то же время отозвался о Первой симфонии Калинникова, чем, возможно, ускорил кончину тяжело больного композитора.

Еще до того как концерт был опубликован, 11 октября 1898 года, Скрябин исполнил его в Одессе. Туда он приехал с молодой женой, Верой Ивановной Исакович, талантливой пианисткой, окончившей консерваторию через несколько лет после Скрябина. Знакомый с ней раньше, Скрябин считал ее своим другом, делился с ней своими творческими замыслами, наблюдениями, а кроме того - переживаниями, связанными с неудачами в личной жизни. После первого юношеского увлечения, у него было еще одно - «блестящей по внешности, очень интересной и образованной» русской девушкой, жившей в Париже, где композитор с ней и встретился. О ней неизвестно ничего, кроме инициалов, но один из биографов композитора писал: «Она сделалась невестой Скрябина, но вскоре они разошлись...» В Россию Скрябин вернулся уже с намерением жениться на Вере Ивановне. «Через несколько дней после свадьбы молодые уехали, - вспоминала тетка композитора, заменившая ему мать и любившая его по-матерински. - На вокзале было человек тридцать. Стояли на платформе, шумели, все вместе говорили. А я только смотрела на Шуриньку. Он был очень бледен, глаза грустные...»

В январе 1898 года Скрябин вновь гастролировал в Париже с программой из своих сочинений. На этот раз в его концертах выступала и жена, также игравшая его сочинения. Концерт снова прошел с большим успехом. По возвращении в Россию Скрябин был приглашен профессором в Московскую консерваторию. Директор консерватории Сафонов сделал это предложение своему бывшему ученику вопреки мнению некоторых педагогов, считавших Скрябина недостойным преподавать в таком престижном учебном заведении. Вообще его своеобразный пианизм в России с трудом пробивал дорогу. Так, в ответ на предложение Сафонова дать возможность Скрябину участвовать в концертах Русского музыкального общества в Петербурге, руководивший этими концертами Ц. Кюи писал: «О Скрябине не хлопочите много. Со всех сторон слышу, что это совсем плохой пианист», на что Сафонов с достоинством ответил: «Что касается Скрябина, то я свое суждение о нем как пианисте считаю более компетентным, чем суждение сторонних лиц, о которых Вы мне пишете, тем более, что Скрябин играет исключительно свои сочинения и играет их вне всякого сравнения с другими пианистами».

Приглашение Сафонова композитор принял не без колебаний - боялся, что преподавание не позволит отдавать творчеству столько времени, сколько хотелось бы. Он посоветовался с Беляевым, который в ответ писал: «Ты ведь знаешь, я всегда был за определенные занятия, налагающие на человека определенные обязанности и приучающие его к известному порядку. Следовательно, с этой стороны мне и нечего ставить вопроса». В то же время Беляев продолжал оказывать композитору материальную помощь в виде постоянных авансов за произведения, которые неизменно печатались в его издательстве. Кроме того, Скрябин ежегодно получал Глинкинскую премию. Это позволяло ему жить спокойно, не думая о завтрашнем дне.

Уже через год стало ясно, что директор не ошибся. Один из профессоров Венской консерватории, побывавший на экзаменах пианистов, свидетельствует: «Скрябин пригласил меня к себе в класс... и я с большим удовольствием пробыл 4 часа, убедясь в том, что он солидный педагог и ведет свое дело с большим знанием и любовью. Я почти уверен, что он лучший профессор Московской консерватории».

Еще одна зарубежная поездка композитора состоялась в 1900 году. К этому времени была написана Первая симфония. Далее началась работа над Второй. Одновременно обдумывались планы оперы. Скрябин начал писать либретто, но оно не было закончено. Большая педагогическая нагрузка и постоянное сочинение фортепианных пьес, в основном для того, чтобы издавать их у Беляева и тем покрывать получаемые авансы, потребовала от композитора напряжения всех сил. К этому времени, наряду с консерваторией, он взялся и за преподавание в женском Екатерининском институте. Педагогика мешала ему, но расстаться с ней он не мог - росла семья, у него уже были три дочери, в 1902 году родился сын, жизнь требовала расходов и была полна забот. Впрочем, заботы были не только докучными - композитор очень любил своих детей и с радостью уделял им время и внимание.

В эти годы его все больше занимает философия, проблемы мировоззренческие. Он сближается с философом С. Трубецким, в поисках ответа на «проклятые вопросы» жизни изучает сочинения мыслителей античности и средневековья. Эти поиски неизменно отражаются в музыке - как в симфониях, так и в фортепианных произведениях, среди которых появляются «Причудливая поэма», «Окрыленная поэма», «Поэма томления», «Сатаническая поэма». Последняя, возможно как отзвук давнего увлечением Листом с его симфониями по «Фаусту» и Данте. Но и как дань времени, когда проблема Добра и Зла, борьбы Зла с Добром привлекала и Мережковского в его трилогии «Христос и Антихрист» и Брюсова в «Огненном ангеле», когда Врубель пишет своих Демонов. Воспитанный в традиционном православии, Скрябин приходит к богоборчеству, бросает вызов Высшим силам: «Я иду возвестить им мою победу над Тобой и над собой, иду сказать, чтобы они на Тебя не надеялись и ничего не ждали от жизни, кроме того, что сами могут себе создать. Благодарю Тебя за все ужасы Твоих испытаний, Ты дал мне познать мою бесконечную силу, мое безграничное могущество, мою непобедимость, Ты подарил мне торжество».

В начале января 1902 года композитор поехал в Петербург на премьеру Второй симфонии, исполненной А. Лядовым. Прием был почти скандальный. Критика не нашла в ней привычной формы, сетовала на отсутствие консонансов и назвала ее «какофонией». Аренский, побывавший на концерте, писал: «Не понимаю, как Лядов решился дирижировать таким вздором. Я пошел послушать, только чтобы посмеяться, Глазунов вовсе не пошел в концерт, а Римский-Корсаков, которого я нарочно спрашивал, говорит, что он не понимает, как можно до такой степени обесценивать консонанс, как это делает Скрябин». Однако Беляев симфонию оценил высоко, да и петербургские музыканты, несмотря на критику, признавали огромный талант композитора.

Воспользовавшись пребыванием в столице, Скрябин обсудил с Беляевым свои планы - он хотел оставить преподавание, чтобы всецело по святить себя творчеству и концертной деятельности. Это было рискованным шагом в материальном отношении, но Беляев поддержал музыканта, пообещав ему ежемесячно 200 рублей в счет гонораров. С 1903 года композитор оставляет преподавание. Уже в следующем году появляется его Третья симфония, «Божественная поэма» - одно из высших достижений русской симфонической музыки.

К этому времени в его жизни происходит крупная перемена. Он знакомится с молодой пианисткой Татьяной Федоровной Шлецер. Пылкая поклонница его творчества, она разделяла философские взгляды и музыкальные искания Скрябина. «Она все время присутствовала, пока Александр Николаевич играл мне свои сочинения, - вспоминал один из первых биографов композитора, - каждую нотку которых она, видимо, знала, любила и предугадывала. Она... обращала внимание на ту или иную деталь сочинения, она первая, в ответ на какое-нибудь мое замечание, бросала уверенные слова, находчиво парируя мое прямое или косвенное нападение, и радостно присоединялась к моим восхищениям. Казалось, что дело Александра Николаевича она принимает к сердцу, как свое дело...» Композитор, не встречавший раньше такого полного понимания, был восхищен. Возникло чувство, которое в конце концов оторвало его от семьи. Вера Ивановна до конца дней оставалась композитору преданным другом, активной пропагандисткой его сочинений, но в жизни рядом с ним появилась другая.

В феврале 1904 года Скрябин поехал с семьей в Швейцарию, где завершил работу над Третьей симфонией. К этому времени его постиг удар - скончался Беляев, старинный друг и меценат. Положение было бы безвыходным, так как попечительский совет издательства Беляева стал выплачивать значительно меньшие гонорары и вообще, состоящий из петербургских музыкантов, не склонен был ставить Скрябина на особое место. Выручила одна из очень богатых его учениц, М. К. Морозова: она предложила помощь, которой композитор с благодарностью воспользовался.

Выслав в издательство партитуру Третьей симфонии, композитор прервал начавшуюся уже работу над «Поэмой экстаза» и выехал в Париж для устройства концертных дел. Туда, неожиданно для него приехала Татьяна Федоровна. Так несколько неожиданно для композитора началась их совместная жизнь - в Швейцарию Скрябин возвратился лишь для окончательного разговора с женой, которая решила «стать независимой», сохраняя с мужем дружеские отношения.

Начинаются трудные, беспокойные годы. Композитор мечется в поисках средств, которые теперь нужны на содержание двух семей - в новой скоро появляется дочь. Некоторые из друзей, осудившие его поступок, отвернулись от него, и он больно это чувствует. Гнетет двусмысленность положения - он получил свободу, но не развод, и не может оформить официально свои отношения с новой спутницей жизни, его дочь не носит его фамилии. Непросто складываются и отношения в новой семье: Татьяна Федоровна очень ревнива, болезненно переживает его общение с бывшей женой и детьми от первого брака.

Наконец, в 1906 году он приезжает в Америку в надежде на серию хорошо оплачиваемых концертов. Кажется, материальные заботы скоро кончатся. Но 21 марта 1907 года приходится срочно покинуть страну: обнаруживается незаконность его брака, а ханжеские пуританские нравы США этого не прощают. Грозит разразиться огромный скандал, поскольку вездесущие репортеры не преминут опубликовать мельчайшие подробности личной жизни Скрябина.

Некоторое время композитор живет в Париже, затем поселяется в Лозанне, где жизнь дешевле - об этом приходится думать! «Поэма экстаза» завершена и отправлена в издательство, композитор ведет переговоры с Глазуновым - членом попечительского совета - о выдаче части гонорара.

В 1909 году Скрябин приезжает в Россию как гастролер. В это время он поглощен работой над «Прометеем» - монументальным оркестровым сочинением, в исполнении которого должен участвовать свет - для него пишется отдельная строка партитуры. Его исполнение предполагается осуществить весной 1910 года, но сочинение затягивается, и вместо этого весной Скрябин едет с концертами по городам Поволжья - его слышит публика Углича, Твери, Рыбинска, Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, Казани, Самары, Саратова, Царицына (ныне Волгоград), Астрахани. Лето проходит в работе над «Прометеем», а зимой снова поездка - в Новочеркасск, Ростов и Екатеринодар.

В конце января 1911 года - турне по городам Германии. На этот раз он едет без жены, так как в семье ожидается третий ребенок. В одном из писем к ней Скрябина есть такие строки: «Я опять хорошо сочиняю! Неужели?!» Они говорят о том, что измученный постоянными концертными поездками композитор уже смирился с тем, что сочинять музыку ему некогда. Между тем, писать нужно хотя бы для того, чтобы оправдывать авансы издательства. И он пишет, когда только находится время, - все новые и новые фортепианные пьесы.

2 марта 1911 года состоялась московская премьера «Прометея» через неделю - исполнение в Петербурге. Начинавший тогда деятельность музыкального критика композитор Н. Мясковский в первом из обзоров столичной музыкальной жизни сообщал: «...Изумительнейшее явление человеческого духа, недосягаемый, углубленнейший "Прометей" Скрябина». Осенью за это сочинение автор был удостоен в тринадцатый и последний раз Глинкинской премии.

Композитор все больше чувствовал постоянное непреходящее переутомление. Оно сказывалось на настроении, отражалось в создаваемой музыке. Так в Девятой фортепианной сонате появился мотив, произведший особенное впечатление на внимательных слушателей. На вопрос, что он означает, Скрябин ответил: «Это - тема подкрадывающейся смерти». Ответ стал быстро известен друзьям композитора. И смерть не замедлила: прервав работу над «Мистерией» - грандиозным действом, которому автор придавал мистическое значение, - она наступила неожиданно для всех, через два месяца после произнесенных слов, 14 (27) апреля 1915 года в Москве от внешне незначительной причины - карбункула на губе. Весть о смерти композитора мгновенно облетела город. На кладбище Новодевичьего монастыря его провожала многотысячная толпа.

Творчество А.Н.Скрябина, стоящее особняком в музыкальной культуре, не имело ни прямых предшественников (при наличии влияний), ни продолжателей. Индивидуализированность личностных черт композитора обусловила новаторство не только в области музыкально-выразительных средств, но в самой сущности понимания музыки.

В единственном лице Скрябин представляет направление, основанное на целом комплексе сложно преломленных в сознании музыкальных влияний и философских учений:

  • романтическая идея синтеза искусств (воспринята также эстетикой символизма);
  • ницшеанские идеи о сверхчеловеке, проецируемые на себя, выражают убеждения о возможности создания Мира («…есть мое хотение…, «Я создаю мир игрою моего настроения…»);
  • близость идеям (познание духовного при помощи символов, отражающих чувства, выражающихся в мистических сюжетах, реализующихся подчас в 2х-3х нотах, как, например, в поэме «К пламени»), еще далее восходящих к дуализму Канта;
  • идеи уникальности человека-творца, гения, отражающие влияние философии солипсизма («Я не грозное Божество, а только любящее…»);
  • пантеистические идеи;
  • влияние философии научного социализма (грандиозная размашистость музыки, выражающей предреволюционные настроения).

Далеко не полон этот перечень, охватывающий круг от Шопенгауэра, Шеллинга, вплоть до платоновского Эроса, восточных буддистских учений и даже теософских теорий Е.Блаватской.

Фортепианное творчество Скрябина

Александр Николаевич Скрябин

Фортепианные произведения композитора составляют практически основу творческого наследия. Основные черты его фортепианного стиля заключены в образно-эмоциональных сферах, каждая из которых имеет собственный комплекс выразительных средств:

  • лирика, трактуемая как «высшая утонченность»;
  • образ движения;
  • образ воли.

В произведениях раннего периода можно проследить влияния Шопена, Листа, Вагнера; характерно тяготение к жанру миниатюры (прелюдии, ноктюрны, экспромты); начинает путь становления жанр сонаты. В зрелых и поздних сочинениях музыка Скрябина демонстрирует новый, индивидуальный авторский стиль (происходит оттачивание средств образной выразительности, кристаллизация форм).

Прелюдии Скрябина

Огромное внимание уделено этому жанру (89 прелюдий); индивидуальность авторского почерка делает музыканта новатором в трактовке жанра прелюдии. В целом, характерна ясность мелодики и ладотональных связей, утонченность использования звуковых ресурсов фортепиано. Ранние прелюдии отличает эмоциональная открытость и ясность с преобладанием диатоники и лирической образности. Лирика в различных проявлениях (вплоть до мрачно-суровых, драматических образов) отмечает и зрелые сочинения; используется широкий регистровый диапазон, часто – сочетание крайних регистров; фактура многих прелюдий сглаживает остроту гармонии.

Поэмы А.Н.Скрябина

Между миниатюрой и крупными сочинениями жанр поэмы в творчестве композитора играет этапную роль. Музыкант, выступая как новатор, впервые вводит этот жанр в фортепианную музыку; тяготение к поэмности характерно и для симфонического творчества. Наряду с поэмами без названий, многие программны (например, Трагическая, Причудливая, Сатаническая, Окрыленная, Маска). Поэмы композитора имеют ряд характерных черт:

  • п оэма посвящена становлению одного образа, воспринимаясь «на одном дыхании» и вырастает, как правило, из одной короткой темы;
  • каждое произведение – процесс становления чувств и мыслей, процесса творчества; образ на протяжении произведения активно развивается, реализуя листовский прием трансформации тематизма;
  • маэстро группирует свои произведения по принципу контрастного сопоставления образов.

Сонаты Скрябина

Жанр сонаты у композитора претерпевает эволюцию от 4-хчастного цикла – к одночастной (в этом процессе этапная роль принадлежит поэме «К пламени»); тенденция к монотематизму также сближает сонату с жанром поэмы. Из 10 сонат №1, №3 – четырехчастные, №2 и №4 – двухчастные, остальные – одночастные.

Для его сонат характерно наличие программности (программная идея сонаты №4, появившаяся после самого произведения, выражает стремление к далекой звезде, путь достижения к которой протекает через образы томления, полета, экстаза). Соната №7 – «Светлая месса», №9 – «Черная месса», и т.д.

Некоторые черты одночастных сонат А.Н.Скрябина:

  • невелико образное различие между главной и побочной партиями (сфера побочной представлена, в основном, лирикой; главной – образами решительности, воли);
  • основная кульминация приходится, как правило, на зону перехода от разработки к репризе (соната №6 – исключение).

Симфоническое творчество А.Н.Скрябина

Определяющими в его симфоническом творчестве выступают 3 темы, неизменно присутствующие так или иначе в любом произведении:

  • тема преодоления (композитор говорил, что Мир порожден сопротивлением, которого он захотел; жизнь – преодоление сопротивления );
  • тема воли, самоутверждения;
  • экстатическая тема и образы полетности.

В симфонических произведениях А.Н.Скрябина прослеживается связь с Вагнером в лейтмотивном значении тем, типе и характере; с Листом – в стремлении к одночастности. От и – эпическое начало (однако, в отличие от эпики, опирающейся на мифы и исторические события прошлого, композитор смотрит на настоящее с позиции будущего, а уже настоящее это – предгрозовое).

Для симфонических произведений композитора характерно:

  • стремление к одночастности (хотя симфония №1 имеет 6 частей, №2 – 5чч., №3 – 3чч.); «Поэма экстаза» и «Прометей» — уже одночастные: происходит сближение с поэмой;
  • несмотря на количество частей, апофеоз всегда происходит в финале, концентрирующем все основные темы;
  • обязательное наличие тематических арок от вступления к финалу.

Оркестровая музыка

Оркестровка Скрябина характеризуется сложным сочетанием монументальности, грандиозности, изящной утонченности; оригинальность оркестрового письма композитора преемственно восходит:

  • к стилю в отношении методов полифонно-подголосочной работы;
  • мощь и красочность – к Вагнеру;
  • тонкость и изобразительность оркестрового письма – к Римскому-Корсакову;
  • черты импрессионистической оркестровки.

Вместе с «Поэмой экстаза» в состав оркестра вводятся орган, колокола, увеличивается состав труб.

Музыкальный язык А.Н.Скрябина

Ярчайший новатор, Скрябин – создатель собственной системы музыкального мышления. Сложные и неординарные гармонические комплексы, изощренные ритмические структуры – проявления эстетической стороны творчества. В то же время для него важны основополагающие принципы функциональной гармонии, формообразующие законы.

Как исполнитель, Александр Николаевич относится к числу великих пианистов (создал собственную пианистическую школу ). Часто его сравнивают с :

  • если Рахманинов – концертный исполнитель, то Скрябин в большей мере – камерный;
  • если по силе дарования и артистизму композиторы могут соперничать, то в отношении композиторского новаторства – музыка первого мастера, в отличие от второго, не противостояла традиции.

К новаторским находкам композитора относятся открытия в области музыки, света и цвета: он открыл совместное использование музыки и света, явившись отцом светомузыки; к нему восходят современные достижения в этой области. Под каждый звук он подбирал определенный цвет, что воплотилось в партии света в «Прометее» и было задумано в «Мистерии»; сочинение «Предварительное действо» представляло собой подготовку к «Мистерии» всего человечества.

Образный мир творчества Скрябина

Идеи о вселенской силе преображения искусством и вера в колоссальные возможности Человека, способного сотворить Мир через его уничтожение, – одни из центральных в творчестве композитора. Мистичность его музыки наполнена двойственностью. Целый ряд исследователей отмечает моменты, которые можно выразить словами Г.Флоровского о намерении

«…неким магическим действом», изобличающим «…темные бездны артистической гениальности»,

где ощущается

«люцефирическая воля властвовать, магически и заклинательно овладевать»,

привести мир к апокалиптическому итогу.

Так, замысел последнего грандиозного произведения А.Н.Скрябина — «Мистерия», оставшийся нереализованным, предполагает дематериализацию мира через

«…всеобщее, пронизанное экзальтированным эротизмом празднество – …дионисийское торжество преображения физического мира в чисто духовный», где свершится «божественный синтез…восстановление мировой гармонии, экстаз» (отмечает Б.Кац).

Музыка Скрябина в образном отношении не остроконфликтна, но достаточно драматична, воплощая противоречивый мир душевных устремлений.

Произведения композитора, в целом, идут по пути:

1.От мрака к свету (поздние сонаты, фортепианная поэма «К пламени», симфоническая поэма «Прометей », она же — «Поэма огня»);

2. Мечты, полет, экстаз («Поэма Экстаза», соната №4). Здесь намечается два круга образов: «высшая утонченность» (лирические образы, изысканные, изящные) и «высшая грандиозность» (монументальные образы торжества и величия).

В отличие от других композиторов, в произведениях которых важны идеи борьбы, драматизм Скрябина выражается движением вперед и достижением итога через чувства (так, симфония №3 «Божественная поэма» имеет названия частей: Борьба, Наслаждение, Божественная игра).

В то же время его творчество пронизано идеями преображения искусства.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

русский композитор и пианист, педагог, представитель символизма в музыке

Александр Скрябин

Краткая биография

Александр Никола́евич Скря́бин (6 января 1872, Москва - 27 апреля 1915, Москва) - русский композитор и пианист, педагог, представитель символизма в музыке.

Первым использовал в исполнении музыки цвет, тем самым ввёл понятие «цветомузыка».

Скрябин родился в семье студента Московского университета, ставшего затем видным дипломатом, действительным статским советником, Николая Александровича Скрябина (1849-1915) в доме городской усадьбы Кирьяковых.

Был крещён в храме Трёх Святителей на Кулишках. Дворянский род отца композитора А. Н. Скрябина не был древним и богатым.

В Центральном государственном историческом архиве Москвы хранится «метрическая книга, данная из Московской духовной консистории Ивановского Сорока в Трёхсвятительскую, что на Кулишках, церковь», в которую и была внесена запись о рождении будущего композитора.

Его прадед - Иван Алексеевич Скрябин (1775 года рождения) - происходил «из солдатских детей города Тулы»; за храбрость в бою под Фридландом награждён знаком отличия военного ордена св. Георгия и крестом для нижних чинов; получив в 1809 год чин подпоручика, через десять лет вместе с сыном Александром вносится в родословную книгу дворян Санкт-Петербургской губернии; дед композитора - Александр Иванович - по полученному чину подполковника вносится в 1858 году во вторую часть родословной книги дворян Московской губернии.

Мать композитора Любовь Петровна (урождённая Щетинина) (1848-1873) была талантливой пианисткой, окончившей с отличием Санкт-Петербургскую консерваторию по классу Теодора Лешетицкого.

Везде отмечается, что она успешно начала концертную деятельность, которая, к сожалению, была очень краткой.

Н. Д. Кашкин вспоминал: «Из дальнейших бесед с кадетом я узнал, что его мать, урождённая Щетинина, окончила курс в Петербургской консерватории. Это мне тотчас же напомнило, что Ларош и Чайковский, оба говорили мне о Щетининой, бывшей одновременно с ними в консерватории, как о самой талантливой пианистке класса Лешетицкого, которая, однако, не могла достигнуть блестящей виртуозности, вследствие своей физической слабости и болезненности. Щетинина окончила курс, вероятно в 1867 г., вскоре вышла замуж и умерла вслед за рождением сына […]. Недавно, уже после смерти Скрябина, я услышал от Е. А. Лавровской, что она в консерватории была дружна со Щетининой и что последняя была очень привлекательна по своим личным качествам, независимо от музыкальной талантливости ».

Л. П. Скрябина в последний год жизни совершила турне, в котором успешно выступала вместе с певицей А. А. Хвостовой. Имя этой певицы теснейшим образом связано с именами П. И. Чайковского и А. Н. Апухтина. В доме Хвостовых они бывали, ещё начиная с 1850-х годов. Мать семейства - Екатерина Александровна Хвостова, женщина редкого ума и образованности была знаменита своей дружбой в молодости с М. Ю. Лермонтовым .

А. А. Хвостова позже училась в Петербургской консерватории вместе с Чайковским и Л. П. Щетининой (окончила в 1866 году).
Примечательно, что отзывы о Хвостовой как певице, музыканте и человеке оставили В. В. Стасов и А. П. Бородин, и относятся они ко времени её совместных выступлений с Л. П. Щетининой.Любопытен также и тот факт, что семья Хвостовых жила в одном доме с сестрой М. И. Глинки Л. И. Шестаковой. Известно также, что А. А. Хвостова была теснейшим образом связана с композиторами «Могучей кучки». Она помогала М. А. Балакиреву в концертах Бесплатной школы, а также и других видах её деятельности.

Ко времени концертных турне Л. П. Щетининой и А. А. Хвостовой относится сочинение Чайковским своего первого цикла романсов ор. 6, в состав которого входит ставший столь знаменитым романс «Нет, только тот, кто знал…» на стихи Льва Мея из И. В. Гёте. Он был посвящён композитором А. А. Хвостовой. Изданы романсы в марте 1870 года. Тогда же романс «Нет, только тот, кто знал…» впервые спела Е. А. Лавровская, как уже говорилось, также соученица Чайковского и Щетининой. Но А. А. Хвостова попросила композитора выслать ей ноты, и спела его, возможно, в сопровождении Л. П. Щетининой, с которой много выступала именно в 1870 году.

Таким образом мать Скрябина, которому было суждено стать великим реформатором и преобразователем отечественной музыки рубежа XIX-XX веков, была теснейшим образом связана с кругом русских музыкантов, предшественников её сына, и в какой-то мере окружавших его в юности, когда формировалась его личность и музыкальные привязанности.

За 5 дней до рождения сына, 20 декабря 1871 года, Любовь Петровна дала концерт в Саратове и сразу же уехала на рождественские праздники в Москву.

«Она чувствовала себя так скверно, что пришлось её почти на руках принести наверх, а через два часа после приезда появился на свет Шуринька », - вспоминала Любовь Александровна Скрябина, сестра Николая Александровича.

Любовь Петровна на 23 году жизни скоропостижно умерла от чахотки через год после рождения сына, находясь на лечении в Тироле. (В 1913 году Скрябин, будучи у отца в Лозанне, посетил вместе с ним могилу своей матери. Фотография могилы хранится в его архиве.).

По окончании учёбы, весной 1878 года, Николай Александрович определён на службу в Министерство Иностранных Дел и в конце того же года уже назначен в посольство в Константинополь. Маленький Шуринька остался на попечении и воспитании у бабушки, матери отца, Елизаветы Ивановны (урождённой Подчертковой, имевшей поместье в Боровичском уезде Новгородской губернии) , её сестры Марии Ивановны Подчертковой, ставшей ему крёстной, деда - подполковника артиллерии Александра Ивановича Скрябина (1811-1879). Воспитанию мальчика посвятила себя и сестра отца, Любовь Александровна, оставившая полные восторженной любви воспоминания о детстве племянника. В воспитании юного композитора принимали также участие его родные дяди (все военные).

После ранней, преждевременной смерти супруги Николай Александрович был женат вторым браком на итальянской подданной Ольге Ильиничне Фернандес. У них родилось пятеро детей: Николай, Владимир, Ксения, Андрей, Кирилл.

По распространённой точке зрения, постоянно находясь за границей и не принимая участия в воспитании сына, отец весьма отдалился от него и не воспринимал ни самого сына, ни тем более его творческие искания. Однако, частично опубликованная переписка отца и сына Скрябиных, полностью опровергает все эти мифы: письма наполнены теплотой, любовью и, главное, ощущением взаимного понимания и уважения отца к искусству и таланту сына. А. Н. Скрябин и сам жил в Лозанне, но раньше, в 1907-1908 годах, однако затем навещал отца по месту службы. Их последняя, судя по всему, встреча состоялась в Лозанне осенью 1913 года.

Хотя Скрябин так рано потерял мать, но её музыкально-артистическая судьба некоторым образом отразилась и на процессе становления его музыкального дарования. Так, Л. А. Скрябина писала в своих воспоминаниях, что А. Г. Рубинштейн «был одно время учителем матери А. Н., когда она была в Петербургской консерватории. Он очень её любил и называл своей дочкой. Узнав, что она умерла и что Шуринька её сын, он с большим интересом отнёсся к нему. Рубинштейн был поражён музыкальным талантом Саши и просил меня не заставлять его ни играть, ни сочинять, когда у него не было желания ».
Примечательно также, что все современники отмечали замечательное исполнение Л. П. Скрябиной сочинений Листа и Шопена. Эти же композиторы стали впоследствии музыкальными кумирами Скрябина.

Уже в пять лет Скрябин умел играть на фортепиано, позже проявил интерес к композиции, однако по семейной традиции (род композитора Скрябина известен с начала XIX века и насчитывал большое количество военных) был отдан в 2-й Московский кадетский корпус. Решив посвятить себя музыке, Скрябин начал брать частные уроки у Георгия Эдуардовича Конюса, затем у Николая Сергеевича Зверева (фортепиано) и Сергея Ивановича Танеева (теория музыки).

Окончив кадетский корпус, Скрябин поступил в Московскую консерваторию в классы фортепиано Василия Ильича Сафонова и композиции Антона Степановича Аренского. Занятия с Аренским не принесли результатов, и в 1891 году Скрябин был отчислен из класса композиции за неуспеваемость, тем не менее, блестяще окончив курс по фортепиано год спустя с малой золотой медалью (Сергей Васильевич Рахманинов, окончивший консерваторию в том же году, получил большую медаль, так как с отличием прошёл также и курс композиции).

По окончании консерватории Скрябин хотел для себя карьеры концертирующего пианиста, но в 1894 году переиграл правую руку и в течение некоторого времени не мог выступать. В августе 1897 года в Варваринской церкви в Нижнем Новгороде Скрябин обвенчался с молодой талантливой пианисткой Верой Ивановной Исако́вич, происходящей из московских дворян. Восстановив работоспособность руки, Скрябин с супругой уехал за границу, где зарабатывал на жизнь, исполняя преимущественно собственные сочинения.

Скрябины вернулись в Россию в 1898 году, в июле этого же года родилась их первая дочь Римма (умрёт в возрасте семи лет от заворота кишок). В 1900 году родилась дочь Елена, которая впоследствии станет супругой выдающегося советского пианиста Владимира Владимировича Софроницкого. Позже в семье Александра Николаевича и Веры Ивановны появятся дочь Мария (1901) и сын Лев (1902).

В сентябре 1898 года Скрябин был приглашён на должность профессора Московской консерватории, а в 1903 году начал преподавание в женском Екатерининском институте, однако через год он оставляет преподавательскую деятельность, так как она сильно отвлекала его от собственного творчества.

В конце 1902 года Скрябин знакомится со второй женой (официально они расписаны не были) Татьяной Фёдоровной Шлёцер, племянницей Пауля де Шлёцера, профессора Московской консерватории (по классу которого обучалась также официальная супруга композитора). Уже в следующем году Скрябин просит у жены согласие на развод, однако не получает его.

До 1910 года Скрябин вновь больше времени проводит за рубежом (в основном, во Франции, позднее в Брюсселе, где он проживал по адресу rue de la Réforme, 45 ), выступая как пианист и дирижёр. Вернувшись в Москву, композитор продолжает концертную деятельность, не переставая сочинять. Последние концерты Скрябина состоялись в начале 1915 года.

Как-то композитор неудачно выдавил фурункул в носогубном треугольнике, возник карбункул, затем сепсис, от которого Скрябин скончался. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Последние годы проживал со своей гражданской семьёй в Москве по адресу Большой Николопесковский переулок, 11.

В этом доме с 17 июля 1922 года и по сей день действует Государственный мемориальный музей А. Н. Скрябина.

Мария Вениаминовна Юдина вспоминала о возвращении в Москву 9 марта 1942 года спасённого из блокадного Ленинграда Софроницкого:

Ещё оставался в Москве живым творческим организмом мемориальный музей А. Н. Скрябина; он был именно не только мемориальным; в нём в это труднейшее время теплилась живая горячая жизнь, на улице Вахтангова, 11. Кроме того, там происходили ежегодно вечера памяти Болеслава Леопольдовича Яворского. 26-е ноября - памятная для всех, печальнейшая дата кончины этого громадного, своеобразного, всеобъемлющего, гениального деятеля, реформатора (фантастического - и фанатического отчасти, может быть, как и положено реформатору: «Hier stehe ich und kann nicht ander’s!» (Мартин Лютер). Подвизался - словесно на этих вечерах неизменно и покойный профессор психологии и педагогики Иван Иванович Любимов, близкий друг Яворского. И мы все, кто были живы и действенны. Болеслав Леопольдович скончался в Саратове, где находилась эвакуированная Московская консерватория и где он провёл свой последний Баховский семинар, - за письменным столом, внезапно, имея отроду лишь 62 года.

Заслуги деятельной и плодотворной жизни музея Скрябина принадлежат директору музея (ученице Болеслава Леопольдовича) - Татьяне Григорьевне Шаборкиной, её сестре - концертмейстеру Анастасии Григорьевне Шаборкиной, Марии Александровне Скрябиной-Татариновой, Екатерине Александровне Крашенинниковой, Ирине Ивановне Софроницкой, то есть супруге сына Владимира Владимировича впоследствии, Александра Владимировича.

Эти люди были поистине влюблены в своё дело, в свой музей, поклонялись Скрябину, Софроницкому, отчасти Яворскому. Они и хранят его архив. Там много, много играл и любил играть Софроницкий. Это истинные подвижницы, безмерно трудолюбивые и смиренные. Кое в чём мы с ними очень разнимся, но это не столь важно… Как не любить, не ценить людей бескорыстных, убеждённых, знающих, жертвенных??.. Спасибо им!

Семья

У Скрябина всего было семеро детей: четверо от первого брака (Римма, Елена, Мария и Лев) и трое - от второго (Ариадна, Юлиан и Марина). Из них трое умерли ещё в детском возрасте. В первом браке (с пианисткой Верой Исакович) из четверых детей в раннем возрасте умерли двое. Первой семи лет от роду умерла старшая дочь Римма (1898-1905) - это произошло в Швейцарии, в дачном посёлке Везна под Женевой, где жила Вера Скрябина с детьми. Римма умерла 15 июля 1905 в кантональном госпитале от заворота кишок.

Сам Скрябин к тому времени жил в итальянском городке Больяско - уже с Татьяной Шлёцер, своей будущей второй женой. «Римма была любимицей Скрябина и смерть её глубоко потрясла его. Он приехал на похороны и горько рыдал над её могилой. <…> Это было последнее свидание Александра Николаевича с Верой Ивановной» .

Старший сын Скрябина, Лев был последним ребёнком от первого брака, он родился в Москве 18/31 августа 1902 года. Так же как и Римма Скрябина, он умер в семилетнем возрасте 16 марта 1910 года и был похоронен в Москве на кладбище монастыря Всех скорбящих радости (Скорбященский монастырь) на Новослободской улице (в настоящее время монастырь не существует). К тому моменту отношения Скрябина с первой семьёй были окончательно испорчены, и родители не встретились даже на могиле сына. Из двоих сыновей у Скрябина к тому времени оставался жив только один, Юлиан.

Ариадна Скрябина третьим браком вышла замуж за поэта Довида Кнута, после чего перешла в иудаизм. Вместе с мужем участвовала в движении Сопротивления во Франции, была выслежена на конспиративной квартире вишистской полицией в Тулузе в ходе миссии по переправке беженцев в Швейцарию и 22 июля 1944 года погибла в перестрелке при попытке задержания. В Тулузе ей установлен памятник, а на доме, где она погибла, членами Движения сионистской молодёжи Тулузы установлена мемориальная доска с надписью: «В память Режин - Ариадны Фиксман, героически павшей от рук неприятеля 22.07.1944, защищавшей еврейский народ и нашу родину Землю Израиль» .

Сын Юлиан Скрябин, погибший в возрасте 11 лет, сам был композитором, произведения которого исполняются по сей день.

Единокровная сестра Скрябина Ксения Николаевна была замужем за Борисом Эдуардовичем Блумом, коллегой и подчинённым Скрябина. Надворный советник Б. Э. Блум служил затем в миссии в Бухаре, а в 1914 году числился вице-консулом в Коломбо на острове Цейлон, куда был «прикомандирован для усиления личного состава политического агентства», хотя на остров не выезжал. 19 июня 1914 года в Лозанне у них родился сын Андрей Борисович Блум, который, под монашеским именем Антоний (1914-2003) стал впоследствии знаменитым проповедником и миссионером.

Творчество

Сперва играли лунным светом феи.
Мужской диез и женское - бемоль -
Изображали поцелуи и боль.
Журчали справа малые затеи.

Прорвались слева звуки-чародеи.
Запела Воля вскликом слитных воль.
И светлый Эльф, созвучностей король,
Ваял из звуков тонкие камеи.

Завихрил лики в токе звуковом.
Они светились золотом и сталью,
Сменяли радость крайнею печалью.

И шли толпы. И был певучим гром.
И человеку Бог был двойником.
Так Скрябина я видел за роялью.

1916

Константин Бальмонт - «Эльф»

Музыка Скрябина очень самобытна. В ней отчётливо чувствуется нервность, импульсивность, тревожные поиски, не чуждые мистицизма. С точки зрения композиторской техники музыка Скрябина близка творчеству композиторов Новой венской школы (Шёнберга, Берга и Веберна), однако решена в ином ракурсе - через усложнение гармонических средств в пределах тональности. В то же время форма в его музыке практически всегда ясна и завершена. Композитора привлекали образы, связанные с огнём: в названиях его сочинений нередко упоминается огонь, пламя, свет и т. п. Это связано с его поисками возможностей объединения звука и света.

Соответствие цветов и тональностей по Скрябину ("Прометей")

В ранних сочинениях Скрябин - тонкий и чуткий пианист - сознательно следовал Шопену, и даже создавал произведения в тех же жанрах, что и тот: этюды, вальсы, мазурки, сонаты, ноктюрны, экспромты, полонез, концерт для фортепиано с оркестром хотя уже в тот период его творческого становления проявился собственный почерк композитора. Однако впоследствии Скрябин обращается к жанру поэмы, как фортепианной, так и оркестровой. Крупнейшие его сочинения для оркестра - три симфонии (Первая написана в 1900 году, Вторая - в 1902 году, Третья - в 1904 году), Поэма экстаза (1907), «Прометей» (1910). В партитуру симфонической поэмы «Прометей» Скрябин включил партию световой клавиатуры, таким образом, став первым в истории композитором, использовавшим цветомузыку.

Одним из последних, неосуществлённых замыслов Скрябина была «Мистерия», которая должна была воплотиться в грандиозное действо - симфонию не только звуков, но и красок, запахов, движений, даже звучащей архитектуры. В конце XX века композитор Александр Немтин по наброскам и стихам Скрябина создал законченную музыкальную версию её начальной части - «Предварительное действо», однако, исключив из неё основную часть текста.

Уникальное место Скрябина в русской и мировой истории музыки определяется прежде всего тем, что он рассматривал собственное творчество не как цель и результат, а как средство достижения гораздо более крупной Вселенской задачи. Посредством своего главного сочинения, которое должно было носить название «Мистерия», А. Н. Скрябин собирался завершить нынешний цикл существования мира, соединить Мировой Дух с косной Материей в некоем космическом эротическом акте и таким образом уничтожить нынешнюю Вселенную, расчистив место для сотворения следующего мира. Чисто музыкальное новаторство, которое особенно дерзко и ярко проявилось после швейцарского и итальянского периода жизни Скрябина (1903-1909 годы) - он всегда считал второстепенным, производным и призванным послужить исполнению главной цели. Строго говоря, главнейшие и ярчайшие произведения Скрябина - «Поэма Экстаза» и «Прометей» - есть не что иное, как предисловие («Предварительное Действо») или описание средствами музыкального языка, как именно всё будет происходить во время свершения Мистерии и соединения мирового Духа с Материей.

Произведения

Произведения, написанные по Скрябину

  • Балет «Скрябиниана»

Исполнения музыки Скрябина

Выдающиеся интерпретаторы музыки А.Н.Скрябина - Генрих Нейгауз, Самуил Фейнберг, Владимир Софроницкий, Владимир Горовиц, Святослав Рихтер, Станислав Нейгауз, Маргарита Фёдорова, Игорь Жуков, Владимир Тропп, Валерий Кастельский.Среди дирижёров, записавших комплекты основных сочинений Скрябина (то есть включая все три его симфонии, «Поэму экстаза» и «Прометей»), - Владимир Ашкенази, Николай Голованов, Рикардо Мути, Евгений Светланов, Лейф Сегерстам. Среди других дирижёров, записывавших сочинения Скрябина, - Клаудио Аббадо («Прометей»), Пьер Булез («Поэма экстаза», «Прометей», концерт), Валерий Гергиев («Прометей», «Поэма экстаза»), Сергей Кусевицкий («Поэма экстаза»), Лорин Маазель («Поэма экстаза», «Прометей», концерт), Геннадий Рождественский («Прометей», концерт), Леопольд Стоковский («Поэма экстаза»), Неэме Ярви (симфония № 2, 3, «Поэма экстаза», «Мечты»), Владимир Ступель (сонаты), Мария Леттберг (все фортепианные произведения).

Гении - Мистерия жизни Александра Скрябина (1872 - 1915) | "Жизнь в любовном треугольнике" (2 видео и муз. произведения)

«Музыка живет страстью» — эти слова Скрябина могут служить эпиграфом ко всему его творчеству.

"Любовь — вещь идеальная, супружество — реальная; смешение реального с идеальным никогда не проходит безнаказанно." И.Гёте

Александр Николаевич Скрябин (25 декабря 1871 (6 января 1872), Москва — 14 (27) апреля 1915, там же) — выдающийся русский композитор и пианист. Его творчество принято рассматривать как стоя́щее совершенно особняком, хотя с точки зрения композиторской техники оно может быть сближено с Новой венской школой. Остро стоявшую перед композиторами того времени проблему «недостаточности», «узости» тональности Скрябин решает по-своему, усложняя до предела гармонию. Одновременно желаемой выразительности он добился, введя в музыку цвет, то есть впервые в истории использовал светомузыку.

Ноктюрн для скрипки и фортепиано

Константин Бальмонт - «Эльф»
Сперва играли лунным светом феи.
Мужской диез и женское - бемоль -
Изображали поцелуи и боль.
Журчали справа малые затеи.

Прорвались слева звуки-чародеи.
Запела Воля вскликом слитных воль.
И светлый Эльф, созвучностей король,
Ваял из звуков тонкие камеи.

Завихрил лики в токе звуковом.
Они светились золотом и сталью,
Сменяли радость крайнею печалью.

И шли толпы. И был певучим гром.
И человеку Бог был двойником.
Так Скрябина я видел за роялью.
1916

Симфония №2

Его творчество — одно из самых замечательных явлений музыки начала XX столетия. Смелый художник-новатор, он создал целый мир новых, глубоко своеобразных образов. Для их воплощения он нашел исключительно яркий, оригинальный музыкальный язык, расширивший выразительные возможности музыкального искусства.

Музыка Скрябина властно увлекает и захватывает слушателя страстностью высказывания, героически-волевым пафосом, огромным накалом выражаемых ею чувств. Когда приходится говорить о некоторых особенно характерных для Скрябина музыкальных образах, невольно напрашиваются такие определения, как «ослепительный», «лучезарный», «пламенный»... И не случайно одно из центральных его творений носит название «Прометей. Поэма огня». В античном мифе о титане Прометее, осмелившемся ради блага людей похитить у богов небесный огонь, воплотилась идея героического подвига-дерзания. С «прометеевским» началом Скрябин связывал представление о неустанном стремлении к активной деятельности, борьбе против косности, застоя, к преодолению препятствий. Стремлением этим была пронизана вся его творческая жизнь.


"Прометей" ("Поэма огня", 1910), сочинение для большого симфонического оркестра и фортепиано, с органом, хором и световой клавиатурой, явился, несомненно, самым значительным созданием Скрябина "в полюсе грандиозности". Возникнув в точке золотого сечения композиторского пути, он стал собирающим фокусом едва ли не всех скрябинских прозрений.

Но есть еще и другая сторона творческого облика Скрябина, не менее для него характерная. Это область проникновенной лирики, чуткая передача тончайших оттенков душевных переживаний, часто связанных с впечатлениями природы. Сочетание предельно острых контрастов — титанических «прометеевских» дерзаний и утонченнейших лирико-психологических состояний — является неотъемлемой чертой художественной индивидуальности композитора. Образам величаво монументальным в музыке Скрябина противостоят образы нежные и хрупкие, порой изысканно причудливые.


Kirill Plotnikov - Skriabin Valse


В истории музыки Скрябин занимает в некоторых отношениях особое, в своем роде единственное место. Будучи гениальным музыкантом, он, однако, не удовлетворялся своим назначением быть только музыкантом — композитором и пианистом. Скрябин стремился подчинить свое творчество осуществлению грандиозных задач, выходящих за пределы музыкального искусства. Страстный мечтатель-романтик, он жил утопической идеей об обращении через музыку, неразрывно слитую с другими искусствами, ко всему человечеству, с тем чтобы средствами художественного творчества способствовать наступлению некоего фантастического мирового переворота...

Художник, с огромной силой запечатлевший в своем искусстве некоторые стороны современной ему действительности, сочетался в Скрябине с ограниченным мыслителем-идеалистом. Свойственные ему идейно-эстетические противоречия отражали сложность исторической обстановки эпохи первой руской революции 1905 года и кануна Великого Октября. Атмосфера назревающей революции породила и тот пламенный подъем, который восхищает нас до сих пор в лучших скрябинских произведениях, и мечту композитора об искусстве, обращенном ко всем народам, и даже более того — к человечеству в целом. Вместе с тем он не избежал воздействия идеалистических философских идей, связанных с этой бурной эпохой ожесточенной политической и идеологической борьбы. Однако эти воздействия не сыграли определяющей роли для его творчества: художник оказался несравнимо выше ограниченного мыслителя. Искусство Скрябина продолжает жить и волновать пришедшие после него новые поколения. Непосредственный отклик и посейчас вызывает тот мощный потенциал жизненной энергии, солнечной радости, мужественной воли и утверждения света, который несет в себе его музыка.

Alexander Scriabin Mazurka Op.25 No 3


Как справедливо писал Г. В. Плеханов, «творчество Скрябина было его временем, выраженным в звуках. Но когда временное, преходящее находит свое выражение в творчестве большого художника, оно приобретает постоянное значение и делается непреходящим».

Чтобы лучше понять все действительно ценное в музыке Скрябина, необходимо знать основные факты его жизни, творческой и идейной эволюции.

Интересный факт

Юрий Николаевич Александров — учёный, автор 20 книг и более 100 статей по истории, архитектуре и топонимике Москвы — сообщил занимательный факт: квартира, в которой сейчас находится музей Скрябина, не была его собственностью — композитор регулярно продлевал арендный договор с домовладельцем на 1 год, причём расчётной датой всегда был конец года, «… но в 1914 году Александр Николаевич предложил домовладельцу заключить договор не как обычно до 31 декабря 1915 года, а только до мая. На недоуменный вопрос хозяина он ответил, что некий голос свыше подсказывает ему, что именно так надо поступить. И действительно, 14 апреля 1915 года великий музыкант скончался»


Видео - Гении: Александр Скрябин (2006)

Флигель усадьбы Лопухиных-Волконских-Кирьяковых, в котором родился А.Н. Скрябин. Угол Хитровской площади и Хитровского переулка. сер. XVIII в. — нач. XIX в.) — Главный дом — доходный дом (сер. XVIII в., 1878 г., 1900 г.) Объект культурного наследия федерального значения (Постановление Совета Министров РСФСР № 624 от 04.12.1974 г.)

Скрябин в детстве

На фото: Н. С. Зверев со своими учениками

Сидят (слева направо): А. Скрябин, Н. Зверев, Н. Черняев, М. Пресман;

Стоят (слева направо): С. Самуэльсон, Л. Максимов, С. Рахманинов, Ф. Кенеман

Александр Скрябин в гостях у музыкального критика В.Л.Метцля 14 марта 1910 года, Берлин. Накануне возвращения в Россию. На фотографии среди присутствующих: В.Л.Метцль, Александр и Татьяна Скрябины, Артур Никиш, Фёдор Шаляпин, Сергей и Наталья Кусевицкие и др.

М. К. Морозова — меценат А. Н. Скрябина

Вера и Александр Скрябины

Александр Скрябин и Татьяна Шлецер в Брюсселе, 1909

Во многих монографиях и мемуарах второй жене А.Н.Скрябина — Татьяне Шлёцер — отведена незавидная роль. Большинство считало ее «злым гением» великого композитора, увлекшим его на ложный путь в искусстве.
Но сам гений был иного мнения:
— Мне нужна была именно такая, как Татьяна Федоровна, чтобы я погрузился всвой мир,— признавался он ближайшему другу Леониду Сабанееву.
В письмах к своей истинной жене и возлюбленной, к своей музе он был еще более откровенен:
— Я так благодарен тебе, мое звездное, за те лучи, которые исходят от тебя и постоянно врачуют мою душу.
Если бы не ты, мог бы я вынести хотя один день такой идиотской жизни!
Как быть, кому верить? Молве, друзьям, недругам или все-таки самому композитору, который за время жизни именно с Татьяной Шлёцер создал все то, что и поныне заставляет признавать его гением?
История их любви представлена в самом искреннем из возможных человеческих документов — в письмах. Здесь нет места измышлениям биографов и музыковедов. Только Он и Она, Их любовь и Мир, созданный им благодаря Ей и во славу Ее — Вечно Женственного начала.
Роль женщины — возбуждать к творчеству… Женщины — это пассивная часть, это «материя» — они нас вдохновляют, но они же и тянут вниз... Ведь женщины — ближе астралу и дальше от духовного плана...
Под этими парадоксальными тезисами в равной степени могли бы подписаться как женоненавистники, так и сластолюбцы. Но принадлежат они тому, кого нельзя назвать ни тем, ни другим, — русскому композитору Александру Николаевичу Скрябину. Его загадочная музыка была не только смыслом, но и точным отражением его жизни.
Я опять поднят необъятной волной творчества на такую высоту! Я задыхаюсь, я блажеснтвую, я дивно сочиняю... Я для тебя пишу, моя дорогая радость! ты оценишь каждый изгиб моей безумной фантазии...

Видео: "Больше чем любовь. Александр Скрябин, Вера Скрябина, Татьяна Шлёцер"

Татьяна Шлёцер

Александр Скрябин и Татьяна Шлёцер на берегу Оки 1912 год

:Татьяна Шлёцер с детьми: Ариадна, Юлиан, Марина (на руках). лето 1912

Вдова А.Н.Скрябина Татьяна Фёдоровна Шлёцер-Скрябина с детьми: Ариадной, Юлианом и Мариной. Москва 1918

Дети А. Н. Скрябина: Юлиан, Марина, Ариадна, ок. 1913 года

А.Скрябин.Поэма экстаза. Дир.- Е.Мравинский.1959

«Поэма экстаза» — сочинение, небывало смелое по замыслу. Оно имеет литературную программу, выраженную в стихах и сходную по идее с замыслом Третьей симфонии. Как гимн всепобеждающей воле человека звучат заключительные слова текста:

И огласилась вселенная

Радостным криком

В числе сочинений Александра Николаевича Скрябина — 3 симфонии (1900, 1901, 1903-1904); симфоническая поэма «Мечты» (1898); для фортепьяно — 10 сонат, 9 поэм, 26 этюдов, 90 прелюдий, 21 мазурка, 11 экспромтов, вальсы.

27 апреля 1915 года в самом расцвете сил и таланта Скрябин умер от общего заражения крови.
...Пустяк, нарыв на верхней губе, инфекция, которой Скрябин так боялся. Странная смерть, как наказание за гордыню, за попытку превзойти Творца. Разве он не помнил, как обошлись с Прометеем боги Олимпа?
Ему было сорок три года.
На смерть великого композитора откликнулась вся русская и мировая музыкальная общественность.
Вячеслав Иванов писал:
Осиротела Музыка. И с ней
Поэзия, сестра, осиротела.
Потух цветок волшебный, у предела
Их смежных царств, и пала ночь темней…

Москва. Новодевичье кладбище

Серия сообщений " ":
Часть 2 -
...
Часть 39 -
Часть 40 -
Часть 41 - Гении - Мистерия жизни Александра Скрябина (1872 - 1915) | "Жизнь в любовном треугольнике" (2 видео и муз. произведения)
 


Читайте:



Свинина с картошкой в духовке — Простые и вкусные рецепты

Свинина с картошкой в духовке — Простые и вкусные рецепты

Картошка со свининой - блюдо, которое любят практически все. Приготовить его можно множеством различных способов. Предлагаем некоторые из них.Как с...

Соус из кетчупа для макарон Простой соус для макарон из кетчупа

Соус из кетчупа для макарон Простой соус для макарон из кетчупа

Публикуется согласно пожеланий телезрителей:))) Куча видео, открывать осторожней. Сразу говорю рецепты без пояснительных фото, ибо к такому...

Заправка для рассольника на зиму Рецепт рассольника классический с перловкой на зиму

Заправка для рассольника на зиму Рецепт рассольника классический с перловкой на зиму

На зиму является ярким представителем современной кулинарии. Эта заготовка выручает особо занятых хозяек, желающих потратить на готовку не более 15...

Параметры критической точки

Параметры критической точки

Жидкость, например вода, может находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии, которые называют фазовыми состояниями вещества . В жидкостях...

feed-image RSS