Главная - Домашние животные
В каких рассказах был дубровский. История создания романа «Дубровский» Пушкина. Центральные герои конфликтов

В начале XIX столетия в русской литературе большой популярностью стали пользоваться авантюрно-приключенческие повести и романы. Не встал в стороне от модных тенденций и Александр Сергеевич Пушкин, написавший роман о благородном разбойнике. В «Дубровском» анализ произведения включает в себя раскрытие темы, описание композиции, жанра и истории создания. Он будет полезен при подготовке к уроку по литературе в 6 классе. Предлагаем ознакомиться с тщательным разбором по плану «Дубровский».

Краткий анализ

Год написания – 1833 год.

История создания – В основе произведения лежит рассказ Павла Нащокина о реально существовавшем дворянине Островском, который в ходе судебных разбирательств остался без родового имения и был вынужден ступить на преступный путь.

Композиция – Экспозиция - описание героев и обстановки; завязка - ссора между Троекуровым и Дубровским-старшим, приведшая к трагическим последствиям; развитие сюжета - приезд Владимира Дубровского, поджог Кистеневки, организация разбойничьей шайки, любовь к Маше Троекуровой; кульминация - свадьба Маши со стариком; развязка - отъезд Дубровского заграницу.

Жанр – Социальный роман.

Направление – Реализм.

История создания

Когда Александр Сергеевич услышал от своего приятеля поэта Павла Нащокина увлекательную историю о разорившемся помещике по фамилии Островский, он понял, что ее можно взять за основу будущего романа.

По воспоминания Нащокина, однажды он встретил в остроге молодого белорусского дворянина, ставшего жертвой подкупного судьи. Он долгое время судился с соседом из-за земельных угодий, однако в результате был изгнан из собственного имения без гроша в кармане. Собрав своих крепостных, помещик организовал настоящую разбойничью банду, и стал промышлять грабежами.

Осенью 1832 года Пушкин приступил к работе над новым романом, и в короткий срок написал две части из задуманных трех. Второй том был завершен в феврале 1833 года, а третий по каким-то причинам так и не был начат.

Роман был издан лишь в 1841 году, спустя 4 год после трагической смерти Александра Сергеевича на дуэли. Поскольку писатель так и не успел дать название своему произведению, в редакции его озаглавили «Дубровский».

Смысл названия достаточно прост - так звали главного героя романа.

Тема

Александр Сергеевич поднял множество важных тем, которые не утратили своей актуальности и в настоящее время. Центральная тема «Дубровского» – защита человеческого достоинства. Процветающая коррупция в органах государственной власти многим людям покалечила судьбы. Подобной жертвой стал и старик Дубровский, который в силу своей бедности не смог отстоять честь и достоинство в судебном порядке.

Единственный способ защитить честь своей фамилии Владимир видел лишь в том, чтобы, не опираясь на букву закона, собственноручно вершить месть. По сути, он был вынужден встать на преступный путь, другого выхода у него просто не было. Это очень печалит автора, который понимает, что в России честный, но бедный человек абсолютно бессилен.

Основная мысль романа - отсутствие равноправия между представителями одного социального слоя, разница между которыми заключалась лишь в финансовом положении. Автор приходит к неутешительному выводу: закон всегда стоит на стороне богатства, в то время как благородные, честные и прогрессивные люди, такие, как Владимир, оказываются на обочине жизни.

Также писатель уделил много внимания проблематике семейного бесправия - покалеченные судьбы детей, вынужденных покоряться родительской воле. Троекуров, невзирая на слезы своей 17-летней дочери, отдал ее замуж за нелюбимого старика, чьим главным достоинством было богатство и положение в обществе.

Оставаться человеком чести, быть милосердным и справедливым - вот чему учит произведение. Очень важно уметь находить компромиссные решения, прислушиваться друг к другу, чтобы не допустить развязки возможных конфликтов и трагедий. В этом заключается идея романа - стремиться к взаимопониманию в обществе, позабыв о собственном эгоизме.

Композиция

Композиция романа отличается четкой хронологией сюжетных линий. В экспозиции автор знакомит читателя с героями и обстановкой, в которой будут развиваться события. Даются описания двух главных персонажей - помещика Кирилла Петровича Троекурова и его близкого соседа Андрея Гавриловича Дубровского.

Завязкой произведения ссора между соседями-помещиками, которая быстро перерастает в нешуточный конфликт. Троекуров подкупает судью и отбирает у Дубровского его имение Кистеневку. Узнав вердикт судьи, Дубровский сходит с ума и спустя время умирает.

Далее происходит развитие сюжета . Узнав о случившемся, из Петербурга приезжает сын Дубровского, гвардейский корнет Владимир. Он собирает своих крепостных и поджигает Кистеневку, а после становится разбойником, наводящим ужас на местных помещиков.

Желая отомстить своему главному обидчику - Троекурову, Дубровский под видом учителя попадает в его дом. Но его планы разрушены очаровательной Машей Троекуровой, в которую он страстно влюбляется. Однако счастье молодых людей невозможно - Троекуров уже сосватал Машу старому богачу.

В кульминации романа Дубровский спешит вызволить любимую от ненавистного брака, однако не успевает: Маша уже обручена и, дав клятву супружеской верности, вынуждена остаться с нелюбимым мужем.

Развязка романа - это роспуск разбойничьей шайки и отъезд Дубровского заграницу.

Главные герои

Жанр

При анализе произведения следует отметить, что принадлежит оно жанру социального романа, в котором раскрыто множество остро социальных тем своего времени.

Направление, характерное для романа Пушкина «Дубровский» - реализм. Однако в произведении присутствуют и некоторые черты романтизма.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 2941.

d2ddea18f00665ce8623e36bd4e3c7c5

В повести ведется повествование о жизни двух семейств – Троекуовых и Дубровских. Когда-то Кирилла Петрович Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский были сослуживцами, поэтому Андрей Гаврилович – единственный в округе, кто не боится властного характера богатого соседа. У Дубровского есть сын Владимир, служащий в Петербурге, а у Троекурова дочь Маша, и сам Троекуров мечтает о том, чтобы поженить детей. Но неожиданно соседи ссорятся и отдаляются друг от друга. Более того – Троекурову очень не нравится независимое поведение Дубровского, и он решает любыми путями, пусть даже незаконными, отобрать у него имение. Вскоре Дубровского вызывают в суд и читают ему судебное решение, по которому его Кистеневка теперь принадлежит Троекурову.

После суда Дубровский тяжело заболевает, и крепостная крестьянка пишет письмо в Петербург Владимиру, в котором сообщает о том, что произошло. Владимир приезжает в Кистеневку и видит тяжелое состояние отца. Троекурова мучает совесть, и он едет к Дубровскому, чтобы помириться. Но в момент встречи бывших друзей ненависть Дубровского настолько сильна, что у него случается паралич. Владимир выгоняет Троекурова из дома, а его отец умирает.


Вскоре после смерти Андрея Гавриловича в Кистеневку приезжают судебные приставы, сообщающие, что Троекуров хочет вступить во владение своей собственностью. Крестьяне хотят убить приставов, но Владимир не дает им это сделать. Ночью он останавливает и кузнеца Архипа, пробравшегося в дом с теми же намерениями. В результате всех этих событий Владимир решает, что будет лучше, если он уедет из поместья. Он велит собрать всех людей, вывести их из дома и поджечь дом. Кузнец Архип выполняет все, как говорит Владимир, за исключением одного – он запирает двери дома, и все чиновники гибнут во время пожара. Скрывшегося Владимира обвиняют в убийстве приставов.

А в это время в губернии объявляется шайка разбойников, которая грабит всех помещиков, не трогая только одного – Троекурова. Появляются слухи, что главарь разбойников – Владимир Дубровский.


В дом к Троекуровым приезжает француз Дефорж, которого Троекуров приглашает в качестве учителя для своего сына Саши. Дефорж покорен красотой Маши, но она не обращает на него внимания. Троекуров решает «проверить» француза тем же способом, каким он обычно развлекается с гостями – заводит учителя в комнату, где находится голодный медведь. Дефорж убивает медведя. Маша впечатлена подобной храбростью, и между молодыми людьми устанавливается дружба, постепенно переходящая в более нежное чувство.

В доме Троекурова гости. Сидя за столом, один из помещиков, Спицын, рассказывает о том, что он солгал на суде против Дубровского. После ужина Спицын, у которого с собой было много денег, решает переночевать в комнате француза, так как наслышан о его храбрости. Ночью он просыпается от того, что кто-то пытается взять его деньги, и видит Дефоржа с пистолетом около своей кровати. Дефорж говорит ему, что он Дубровский. Утром Спицын, уезжает домой, никому ничего не рассказав. Маша тайком встречается с Дефоржем, и тот признается ей в том, что на самом деле он – Владимир Дубровский. После этого француз исчезает из дома. И как раз вовремя – в дом приезжает исправник, который говорит, что он и есть исчезнувший Дубровский.


Троекуров собирается выдать Машу замуж за князя Верейского. Маша просит отца не делать этого, но тот неумолим. Тогда Маша просит помощи у Дубровского, передавая ему с Сашей кольцо, которое мальчик должен спрятать в дупле дуба. Но Дубровский не приезжает за Машей ни в дом отца, ни в церковь, где состоялось венчание. Только когда карета с новобрачными едет из церкви, ее останавливает группа людей с Дубровским во главе, который говорит Маше, что она свободна. Князь стреляет в него и ранит, люди Дубровского хотят убить князя, но тот не велит им этого делать. Маша говорит Дубровскому, что он опоздал. Дубровский теряет сознание, и его увозят. Вскоре то место, где расположились разбойники, окружают солдаты. В ходе боя разбойники одерживают победу. Но через несколько дней после этого Дубровский объявляет своим сподвижникам, что он уезжает. После этого его уже никто не видит – говорят, что он уехал за границу.

Работа над романом «Дубровский» была начата А.С. Пушкиным 21 октября 1832 года. В основу сюжета был положен эпизод, сообщенный Пушкину его другом П.В. Нащокиным, рассказавшим про одного «белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский». Так и роман назывался сначала. Этот дворянин имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, потом и других. Нащокин видел этого Островского в остроге.

Пушкин в это время обдумывал сюжет исторического романа об удальце, дворянине, который вступил на службу к Пугачеву, и он нашел в рассказе Нащокина сюжет о герое такого же типа, подсказанный самой жизнью.

Н.Г. Чернышевский писал об этом романе: «Трудно найти в русской литературе более точную и живую картину, как описание быта и привычек большого барина старых времен в начале повести «Дубровский»».

Этот урок - о романе «Дубровский».

Сегодня в центре нашего внимания роман Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский».

Уже говорилось, что за вольнолюбивые стихи Пушкин был отправлен в ссылку сначала в Кишинев, затем в Одессу, а потом в село Михайловское Псковской губернии. В 1826 году Александр Сергеевич был вызван Николаем II в Москву. Поле беседы с поэтом царь заявил, что разговаривал с умнейшим человеком России. А.С. Пушкину было разрешено жить в Москве и даже работать в архиве.

В начале тридцатых годов поэт начинает писать прозаические произведения. Над романом «Дубровский» он работает с октября 1832 года по февраль 1833 года. Но роман так не был закончен, и при жизни писателя его не напечатали.

В основу романа легло сообщение друга А.С. Пушкина П.В. Нащокина (рис. 1) об одном небогатом дворянине по фамилии Островский, имевшем процесс с соседом за землю. Островский был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить.

Рис. 1. К.П. Мазер. П. В. Нащокин.1839 ()

Известно также, что перед началом работы над романом А.С. Пушкин побывал в Пскове, в Болдино, где рассматривались подобные дела помещиков Муратова, Дубровского, Крюкова. Таким образом, в основу романа легли реальные жизненные обстоятельства, которые были творчески переработаны А.С. Пушкиным.

Что же такое роман?

РОМАН - это большое повествовательное произведение, которое отличается многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета. То есть в романе происходят множество событий, в которых учувствуют большое количество героев.

СЮЖЕТ - последовательность и связь событий в художественном произведении.

В девятнадцатом веке стал очень популярен жанр авантюрно-приключенческого романа, появились произведения, где честность противопоставлялась подлости, щедрость жадности, любовь ненависти.

Многие писатели для придания занимательности использовали прием «переодевания», а также меняли хронологию событий. Главный герой такого произведения был неизменно красив, честен, благороден, смел, а заканчивался авантюрный роман победой главного героя.

А.С. Пушкин сделал попытку написать подобное произведение, но глубина вскрывшихся в его романе жизненных проблем не позволили ему закончить это произведение. А.С. Пушкин не смог вместить живых героев в жесткие схемы этого жанра.

Действие романа «Дубровский» происходит в двадцатые годы девятнадцатого века и развивается в течение полутора лет.

Каким было общество тех времен?

Самодержавие, крепостное право. Во главе государства - царь. Основные сословия - дворяне, чиновники, крестьяне, крепостные и воины. Дворянин владел имением, которое состояло из земли и крепостных крестьян. Дворянство было неоднородным. Некоторые дворяне владели обширными землями, поместьями и большим количеством крестьян, владения других были небольшие. Дворяне могли выходить замуж и жениться только на людях из своего сословия.

Большинство дворян считали крепостное право нормальным и распоряжались своими крестьянами как имуществом. Большинство людей, не принадлежавших к дворянской фамилии, они не считали достойными уважения и внимания.

Дворяне жили в своем поместье, занимались хозяйством, ездили, друг к другу в гости. Крестьяне называли своего хозяина «барин», хозяйку - «барыня», а детей -«барчуками» или «барчатами».

Главными героями романа Александра Сергеевича Пушкина являются Кирила Петрович Троекуров, его дочь Марья Кирилловна, его сосед и друг Андрей Гаврилович Дубровский и его сын Владимир.

Поговорим о Троекурове.

Что говорит о нем Александр Сергеевич Пушкин:

Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях…

То есть Троекуров имел власть над людьми и мог поступать как ему заблагорассудится:

Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань…

Грубость и своенравие Кирилы Петровича Троекурова можно объяснить большим богатством и неограниченной властью над людьми. Можно сказать, что к своим гостям он относился так же, как к крепостным крестьянам, он считал, что может все купить, и унижал достоинство людей.

Около семи часов вечера некоторые гости, хотели ехать, но хозяин, развеселенный пуншем, приказал запереть ворота и объявил, что до следующего утра никого со двора не выпустит. Таким он был «в домашнем быту».

В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума.…

Он раза два в неделю страдал от обжорства… (рис. 2)

Рис. 2. Открытка-иллюстрация к повести А.С.Пушкина «Дубровский». Художник Д.А. Шмаринов ()

Всегдашние занятия Троекурова состояли в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и в проказах, ежедневно притом изобретаемых

Троекуров, надменный в сношениях с людьми самого высшего звания, уважал Дубровского, несмотря на его смиренное состояние. Некогда были они товарищами по службе, и Троекуров знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера.

Дубровский, единственный из окружающих его людей, держался гордо, был независим и отказался от покровительства своего бывшего сослуживца.

Троекуров и Дубровский были похожи отчасти характерами и наклонностями, это сходство проявлялось в гордости, но Троекуров поддерживал в себе это чувство сознанием своего богатства и власти, а Дубровский - осознанием древности своего рода и дворянской чести. У обоих помещиков был горячий, вспыльчивый характер, оба любили псовую охоту и держали собак.

Разбил их дружбу случай на псарне Троекурова (рис. 3):

Рис. 3. Открытка-иллюстрация к повести А.С.Пушкина «Дубровский». Художник Д.А. Шмаринов ()

Отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра. Палатка и кухня отправлены были вперед на место, где Кирила Петрович должен был обедать. Хозяин и гости пошли на псарный двор, где более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирила Петровича на своем собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак, под присмотром штаб-лекаря Тимошки, и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили своих щенят. Кирила Петрович гордился сим прекрасным заведением и никогда не упускал случая похвастаться оным перед своими гостями, из коих каждый осмотривал его по крайней мере уже в двадцатый раз. Он расхаживал по псарне, окруженный своими гостями и сопровождаемый Тимошкой и главными псарями; останавливался пред некоторыми конурами, то расспрашивая о здоровии больных, то делая замечания более или менее строгие и справедливые, то подзывая к себе знакомых собак и ласково с ними разговаривая. Гости почитали обязанностию восхищаться псарнею Кирила Петровича. Один Дубровский молчал и хмурился. Он был горячий охотник. Его состояние позволяло ему держать только двух гончих и одну свору борзых; он не мог удержаться от некоторой зависти при виде сего великолепного заведения. «Что же ты хмуришься, брат, - спросил его Кирила Петрович, - или псарня моя тебе не нравится?» - «Нет, - отвечал он сурово, - псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам». Один из псарей обиделся. «Мы на свое житье, - сказал он, - благодаря бога и барина не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее и теплее». Кирила Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа, а гости вослед за ним захохотали, хотя и чувствовали, что шутка псаря могла отнестися и к ним. Дубровский побледнел и не сказал ни слова. В сие время поднесли в лукошке Кирилу Петровичу новорожденных щенят; он занялся ими, выбрал себе двух, прочих велел утопить (рис. 4).

Рис. 4. Открытка-иллюстрация к повести А.С.Пушкина «Дубровский». Художник Д.А. Шмаринов ()

Случай на псарне характеризует Дубровского как человека гордого, не желающего превращаться в шута, обладающего чувством собственного достоинства, и поэтому замечание псаря Дубровский оценил как оскорбление холопом дворянской чести.

Ссору Дубровского и Троекурова нельзя назвать нечаянным случаем, она была закономерна, потому что Троекуров ко всем относился надменно. Дубровский был глубоко оскорблен и не мог стерпеть этого унижения.

Обидеть Дубровского Троекуров не хотел и желал вернуть дружбу гордого соседа, но когда Дубровский наказал воровавших у него лес мужиков Троекурова, известных разбойников, то Троекуров» вышел из себя и в первую минуту гнева хотел было со всеми своими дворовыми учинить нападение на Кистеневку, разорить ее дотла и осадить самого помещика в его усадьбе». Таковые подвиги были ему не в диковину.

В Троекурове возникает жажда мести, и он выбирает самый подлый способ мести - отобрать имение у своего бывшего товарища.

В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение.

Причем сделать это под видом законности и чужими руками.

Для исполнения этого подлого плана он выбирает заседателя Шабашкина, который за деньги готов с огромным рвением выполнять противозаконные замыслы Троекурова, то есть нарушить закон, представителем которого он является.

Шабашкин за него хлопотал, действуя от его имени, стращая и подкупая судей и толкуя вкривь и впрямь всевозможные указы.

Дубровский был изумлен. Он не допускал мысли, что кто-то может посягнуться на его законную собственность.

Шабашкин понимает, что Дубровский мало знает толку в делах и что человека столь горячего и неосмотрительного не трудно будет поставить в самое невыгодное положение.

Первая глава заканчивается неутешительно:

Февраля 9 дня, Дубровский получил через городовую полицию приглашение явиться к ** земскому судье для выслушания решения оного по делу спорного имения между им, поручиком Дубровским, и генерал-аншефом Троекуровым, и для подписки своего удовольствия или неудовольствия. В тот же день Дубровский отправился в город; на дороге обогнал его Троекуров. Они гордо взглянули друг на друга, и Дубровский заметил злобную улыбку на лице своего противника.

Бывшие товарищи стали врагами.

Чиновники уездного суда встретили Дубровского и Троекурова по-разному. На Дубровского «никто не обратил внимание, когда же приехал Кирилла Петрович писари встали и заложили перья за ухо, члены встретили его с изъявлением глубокого подобострастия придвинули ему кресло из уважения к его чину летам и дородности».

Картина суда вызывает чувство досады и жалости к Дубровскому, возмущение против торжества Троекурова и протеста против низкопоклонства и подобострастия судей.

А.С. Пушкин подчеркивает противоестественность этого суда такими деталями: к Троекурову заседатель обращается с низким поклоном, а к Дубровскому просто подносит бумагу. Троекуров при этом сидит в кресле, а Дубровский стоит, прислонившись к стене.

Судья рассчитывали на благодарность Троекурова. Троекуров подписал под решением суда «совершенное свое удовольствие».

Дубровский стал неподвижен, потупя голову.

Несправедливое преступное решение суда привело Дубровского к внезапному помешательству.

Судьи не получили от Троекурова желаемой награды, так как внезапное сумасшествие Дубровского сильно подействовало на его воображение и отравило его торжество. Троекуров понял, что зашел слишком далеко, в нем заговорила совесть. Вся затея судом обернулась настоящей бедой для Дубровского, и у него помутился разум.

Рис. 5. Открытка-иллюстрация к повести А.С.Пушкина «Дубровский». Художник Д.А. Шмаринов ()

Троекуров хотел наказать своего непокорного соседа. Кистеневка была ему не нужна, ему хватало собственных имений, собственного богатства, он хотел сломить гордость и независимость Дубровского, растоптать его достоинство, но довести своего противника до сумасшествия он, конечно, не желал.

Александр Сергеевич Пушкин хотел показать, что неограниченная власть калечит душу ее обладателя, а также приводит к трагедии многих других людей.

Список литературы

  1. Александр Сергеевич Пушкин в исполнении мастеров художественного слова/Сборник/МР3-CD. - М.: АРДИС-КОНСАЛТ, 2009.
  2. В. Воеводин. Повесть о Пушкине. - М.: Детская литература, 1955.
  3. Пушкин А.С. Дубровский. - М.: Детская литература. 1983.
  4. Литература. 6 класс. В 2 ч. / [В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин]; под ред. В.Я. Коровиной. - М., 2013.
  1. Либрусек. Много книг. «Наше всё». Что читать о Пушкине А.С. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().
  2. «Энциклопедия русской живописи» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().
  3. Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН. Пушкинский кабинет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ().

Домашнее задание

Задание на выбор (1 или 2).

  1. Подготовьте сжатый пересказ одной главы по самостоятельно составленному плану.
  2. Подготовьте устный рассказ на одну из тем (А или Б).

    А. Тема: «Почему Владимир Дубровский стал разбойником?»

    План.

    1. Краткая история жизни героя.
    2. Изменения в судьбе героя после смерти отца.
    3. Черты характера героя: честолюбие, любовь к отцу (3 глава), благородство (4 глава, заступается за Шабашкина); смелость, отвага, находчивость, решительность, хладнокровие.
    4. Дубровский-разбойник.
    5. Любовь к Маше Троекуровой.
    6. Авторская симпатия к главному герою.
    7. Мое отношение к Владимиру Дубровскому.

    Б. Тема: «Владимир Дубровский и Маша Троекурова».

    План.

    1. История жизни героев и их семей (дружба отцов, рано лишились матери, одиноки и впечатлительны).
    2. Дубровский - Дефорж (любовь к Маше).
    3. Неравнодушие Маши к Дубровскому.
    4. Встречи Маши и Владимира.
    5. Сватовство князя Верейского.
    6. Ожидание помощи от Дубровского.
    7. Свадьба Маши.
    8. Честь и верность данному слову - главные ценности героев.
    9. Мое отношение к героям.

Дубровский – главный герой романа - сын бедного помещика Андрея Дубровского . Человек он очень смелый, серьёзный, внешность у него довольно таки привлекательная, хоть с первого взгляда и не очень сильно выделявшаяся среди дворян. Имел довольно таки бледное лицо, прямой нос и русые волосы. Особенно стоит отметить его голос. Он очень звучен и прелестен. Всё это делает его вид очень благородным.

Также стоит отметить и другие его не менее важные хорошие качества: доброта, честность, великодушие, манерность, щедрость, отвага. Но были в нём и некоторые недостатки, такие как: расточительность, игромания. Находясь в Петербурге, он проиграл много денег в карты. Но самое главное и хорошее его качество – человечность. Очень сильно он любил отца и переживал за его здоровье, также его несомненную душевную доброту показывает и тот факт, что он очень сильно любил крепостных отца. О том, что Дубровский действительно добрый говорит ещё и тот факт, что он полюбил Марию, хотя её отец – Троекуров Кирилла Петрович и был его заклятым врагом. Владимир готов был простить любые обиды связанные с деньгами, лишь бы Машино сердце принадлежало только ему.

Для этого человека не было труда практически ни в чём, он с лёгкостью выучил французский язык, выдал себя за учителя, долгое время занимался с Марией танцами и пением. Также занимался он и обучением сына Троекурова – Саши, обучал он его географии и арифметике.

Случай, когда Дубровского закинули в комнату с медведем (такими делами любил промышлять Троекуров, ему нравилось чувствовать страх людей) также показывает его смелость, вместо того, чтобы кричать и звать о помощи он убивает медведя. Но не стоит забывать, что человек он всё -таки был мстительный. Ведь именно он придумал этот хитрый план, как отомстить Троекурову, от убийства которого спасает любовь Владимира к его дочери.

Дубровский был человек, который мудр и умён не по годам. Ведь любое дело связанное с разбоем и криминалом очень трудно проделать, чтобы не оставить следов. Также стоит отметить, что Владимир неплохо знал психологию человека. Он знал, как договориться с настоящим учителем, как втереться в доверие к Троекурову так, чтобы он даже и не понял, что имеет дело с Дубровским. Во многих делах он может преодолеть себя и это очень хорошо абсолютно для любого человека.

Я считаю, что Владимир Дубровский – настоящий мужчина, обладающий бесценными качествами и умениями, имеющий огромный запас мудрости, доброты и знаний.

Вариант 2

Владимир Дубровский был сыном небогатого помещика. Молодой человек в возрасте двадцати трёх лет, среднего роста, большие карие глаза и русые волосы. Типично славянская внешность. Таких мужчин в России много. Хорошо поставленный голос, умеет придать внешнему облику величественность.

За этим скрывается маленький мальчик, который рано остался без матери. А отец, не зная, что с ним делать, отдал его учиться военному делу в Кадетский корпус. Он был расположен в Петербурге. Затем он был выпущен в гвардию и проходил службу в гвардейском полку. Казалось, наконец, судьба улыбнулась бедному мальчику. И его ждёт блестящая карьера военного.

Балы, красавицы, шампанское до утра. Он проигрывает и спускает все деньги, которые ему присылает отец. Ему кажется, что такая жизнь будет всегда.

Но не тут-то было! Судьба решила испытать Владимира на прочность. Скоропостижно умирает отец, и он был вынужден оставить военную службу и переехать жить в родовое имение. Но на этом судьба не остановилась. Из-за ссоры с отцом давний сосед Троекуров через суд отбирает имение. Дубровский поджигает дом, чтобы он не достался обидчику, распускает слуг и становится на путь разбоя.

Заполыхали окрестные усадьбы. Он грабит всех на дорогах. Но не в состоянии слепой ярости. Вот деньги, которые предназначались гвардейскому офицеру, он вернул обратно. А вот усадьба Троекурова стоит целая и невредимая. Владимир разрабатывает план. Он решает жестоко отмстить обидчику. Для этого он прикидывается учителем французского языка и проникает в дом Троекурова. Что интересно, он хотел сделать? Но разве он мог подумать, что влюбится в дочку своего врага – Машу.

Чувство было обоюдным. Молодые решаются бежать за границу. И опять судьба испытывает на прочность Владимира. Его записка, предназначенная любимой девушке, попадает не по назначению. Марию насильно выдают замуж за нелюбимого человека – старого князя. Для Троекурова не важна её дальнейшая судьба. Ведь князь заплатит за Машу большие деньги.

А с Дубровского что взять? Он бедный и не помещик, и не военный. Да даже если бы он и был богат, Троекуров бы всё-равно не выдал за него дочку.

Больше в родном краю Дубровского ничего не держит, он распускает свою банду и навсегда покидает родные места. Грабежи и разбои прекратились. Оставшиеся без вожака, крестьяне разбрелись кто куда. Если верить слухам, то он уезжает за границу. Там его никто не будет преследовать.

Дубровский – натура противоречивая. С одной стороны – честный, добрый, смелый, с другой стороны – встал на путь разбоя, раз не помогают законные способы борьбы. Такие вот русские люди. Поэтому, не могут понять нашего человека иностранцы.

Сочинение про Владимира Дубровского

Владимир Дубровский является одним из главных персонажей произведения, который на протяжении повествования из молодого повесы превращается в благородного и честного юношу.

В начале повести Владимир описывается автором как юный офицер, ведущий праздный образ жизни, не заботящийся о наличии финансовых средств, безрассудно уверенный в том, что деньги всегда будет выдавать ему отец. Он беспечно проводит свои дни в развлечениях, за игрой в карты, не задумываясь о будущей жизни и мечтающий о богатой невесте.

В один из моментов Владимир узнает, что его отец находится при смерти и не раздумывая, бросив приятелей и бесшабашную жизнь, спешно едет в родное поместье.

Вернувшись в отчий дом, Владимир осознает, что очень любит и волнуется за больного отца, жутко соскучился по нежной нянюшке, знакомые с детства места в округе – самые трепетные и прекраснейшие.

Дубровский узнает о причине болезненного состояния отца и о неблаговидном поступке соседского помещика Троекурова, решившего отобрать их родовое поместье. Молодой и бесстрашный человек решает отомстить за смерть отца и становится на путь разбоя и грабежа.

Однако Владимир не становится разбойником в прямом смысле этого слова, поскольку преследует и наказывает исключительно виновных, с его точки зрения, людей, которые из-за своей жадности, корысти и глупости лишены обычных человеческих качеств и принципов. Отбирая деньги у богатых и влиятельных людей, Дубровский не присваивает их себе, а раздает монеты нуждающимся крестьянам.

Проявляет Дубровский и товарищеские чувства, узнав, что отобранные в одно из нападений деньги, предназначены для гвардейского офицера. Владимир возвращает их матери военного, признавшись, что совершил ошибку и не хотел обидеть офицерского товарища.

Испытав чистое и возвышенное чувство к дочери Троекурова Марии, Дубровский понимает, что его любовь намного важнее чувства мщения и решает прекратить свою грабительскую деятельность, понимая, что она необоснованная и бесполезная.

Образец 4

Данное великолепное произведение входит в сборник рассказов, которые представляют такую цель, благодаря которой у читателя будет возможность понять, как жили люди в то время, и что даже несмотря на некую обобщенность понятий и образов, все же присутствуют такие случаи, благодаря которым можно сказать, что и индивидуализация является неотъемлемой частью в литературе. Это касается и образа Дубровского, который изначально принадлежал к классу дворянства, однако из-за того, что потерял свое имение, и перестав быть таковым, сумел вовремя собраться и принять правильные и рациональные решения, которые мог бы принять только адекватный и честный человек.

Стоит отметить, что детство у героя было хорошим и он рос весьма балованным ребенком, но несмотря на все это, он не был злым, эгоистичным и коварным человеком. Когда он узнал о том, что его отец заболевает, то сразу же спешит к нему на помощь. Приехав к нему в родное имение, он находит то, что причиной его болезни оказывается ссора с соседом по фамилии Троекуров, который фактически доводит его до нервного срыва, от которого у отца случается сердечный приступ, от которого он в итоге скончался. Для Дубровского данный человек объявляется врагом, и он считает текущей целью своей жизни начать мстить ему, и делать все возможное, чтобы поместье отца осталось все же у него. Однако, по решению суда, оно переходит в руки того самого соседа.

Тогда Владимир становится озлобленным от данных жизненных обстоятельств, и принимает решение стать разбойником, однако с собственной философией в данном деле. То есть он грабил лишь тех, кого по собственному усмотрению считал плохими и коррумпированными людьми, фактически не имеющих право на то, чтобы обладать такими большими финансовыми накоплениями. Однако, когда он влюбляется в Машу, то практически сразу отказывается от идеи мстить кому-либо, так как целью его жизни становится сама девушка. Тогда он принимает решение устроиться работать в то самое поместье, даже несмотря на то, что не перестает ненавидеть Троекурова. Делает он это исключительно ради того, чтобы быть поближе к своей любимой. Также, стоит отметить, что когда он узнает, что девушка решает устроить свой собственный брак с нелюбимым ей человеком, то принимает ее решение, и не выбирает идею мести, оставляя ее в покое. Произведение является очень реалистичным, ярким и актуальным, в нем показывается основы того, какие решения необходимо принимать, несмотря на то, что выбор может быть крайне непростым.

  • Сочинение Григорий Мелехов в поисках правды

    Григорий Мелехов – один из центральных персонажей в эпическом произведении М. Шолохова «Тихий Дон». Роман-эпопея является настоящей энциклопедией народной жизни

  • Сочинение про Любовь к животным

    Любовь к животным это невероятное чувство, когда ты даришь свою заботу и ласку и взамен они, дарят нам свою теплоту и преданность. Это чувство любви к четвероногим друзьям помогает нам стать более чувственными и добрыми

  • Сочинение Описание друга 7 класс русский язык (Характеристика одноклассника)

    Хочу рассказать вам о своем друге, его зовут Саша. Мы знакомы с раннего возраста. Вместе ходили в детский сад, а теперь учимся в одном классе и посещаем секцию футбола. Каждый человек выглядит по-особенному. Вот и мой друг не исключение.

  • Среди незавершённых произведений светила русской поэзии Александра Сергеевича Пушкина экстраординарным для современной русской прозы стал роман «Дубровский». Он оригинален за счёт сочетания наболевших в обществе проблем с динамичной сюжетной линией. Работа над произведением длилась чуть более полугода, но опубликована она была лишь восемь лет спустя, в 1841 году, в томе посмертных сочинений Пушкина. Ходят слухи, что по замыслу автора конец мог бы быть другим, но уже много поколений читателей, увлекающихся этой книгой, не могут себе представить иного развития событий.

    Восприятие романа

    Роман «Дубровский», автор которого гениален в представлении всех без исключения жителей страны, воспринимается как вполне законченный, хотя и не получил окончательной художественной обработки; остались непроработанными некоторые сюжетные эпизоды, не до конца ясны мотивы поведения героев, а в изображении главных героев нет должной глубины. По сути, они весьма статичны, и читатель вынужден самостоятельно домысливать их человеческие черты. Лишь детальное изучение черновиков позволило понять замысел романа «Дубровский». Автор дал пищу для размышлений своим последователям. Был выдвинут ряд гипотез о причинах незавершённости романа и его возможном продолжении.

    Процесс написания

    Роман «Дубровский» Пушкин писал увлеченно, а потом внезапно остыл к процессу и далее к работе не возвращался. Возможной причиной охлаждения называют интерес к «Истории Пугачёва» и первым наброскам романа о пугачёвщине. Среди произведений Пушкина это произведение стало одновременно этапом на пути от «Повестей Белкина» к современному социально-психологическому роману и шагом к историческому роману «Капитанская дочь». В романе «Дубровский» Пушкин руководствуется ключевыми для его творчества понятиями краткости, точности и простоты. Основным повествовательным принципом стало чередование сжатых авторских характеристик героев с изображением конкретных сцен с их участием.

    Появление замысла романа

    Весьма сдержанно и лаконично произведение Пушкина «Дубровский» характеризует быт и нравы поместного дворянства. Автор использует точную аналитическую прозу, стараясь быть максимально объективным, но оставаясь человеком и давая время от времени прямые оценки действиям и отпуская иронические замечания.

    Своей свежестью и оригинальностью роман вызывает ассоциации с творениями западноевропейских и русских писателей 18-го-первой трети 19-го века. Многие исследователи творчества Пушкина думают, что толчок к созданию романа дала драма Шиллера «Разбойники», комедия Капниста «Ябеда» и многие обличительные пьесы о продажных служителях российского правосудия. Но на деле писатель был вдохновлён историей белорусского дворянина Островского, которую ему рассказал московский друг П. В. Нащокин. Суть истории в том, что у помещика незаконно отняли имение, после чего он стал разбойником и попал в острог.

    Этот рассказ, дополненный фактами судебного производства, стал основой романа. Таким образом, писатель добивался максимальной достоверности и даже документальности романа. Есть свидетельства такой правдивости - во второй главе практически без изменений приведён текст документа судебного решения по делу одного из помещиков, потерявшего своё имение. Лишь имена героев тяжбы заменены на вымышленные - Троекуров и Дубровский.

    Но автор книги «Дубровский» не ограничился судебной хроникой и устными рассказами о беззакониях, которые давно стали типичным бытовым явлением. В сюжет органично вплелись многие общественные и нравственные проблемы жертв произвола высших инстанций. По словам великого В. Белинского, роман Пушкина «Дубровский» является одним из «поэтических созданий», отражающих русское общество.

    «Дубровский» - кто написал и какие конфликты были положены в основу?

    За некоторое время до начала работы над романом, а именно в феврале 1832 года, Александр Сергеевич был удостоен особого презента от императора Николая I. Это было собрание законов империи в 55-ти томах. Такой знак царской расположенности должен был показать поэту всю мощь законодательства. В романе «Дубровский» (кто написал его, знает каждый) уже нет романтического пафоса, присущего ранним творениям поэта. Здесь поэт демонстрирует влияние законов на повседневную жизнь дворян, их зависимость от власти и полное подчинение. Главная мысль произведения в том, что, по сути, в романе все законы заменены законом силы, богатства и знатности.

    Сюжет романа развивается весьма динамично, объединяя два различных по своей природе конфликта. Первый конфликт, основные события которого случаются в первом томе, внутрисословный, имеющий яркую социальную окраску. В нём сталкиваются соседи, бывшие сослуживцы и даже давние друзья. Это богатый помещик, генерал-аншеф в отставке Кирилл Петрович Троекуров и мелкий дворянин, поручик в отставке Андрей Гаврилович Дубровский, кто написал заявление в суд по поводу дерзкой реплики троекуровского псаря, который унизил достоинство Дубровского. Тут произошёл конфликт самолюбия Дубровского и Троекурова, который перерос в имущественный конфликт с акцентом на социальном неравенстве, предрешившим исход тяжбы. Троекурову помогли продажные судьи и соседи-лжесвидетели.

    Второй конфликт романа - семейно-бытовой. Это типичная житейская ситуация - замужество по неволе. Маша Троекурова вынуждена выйти замуж за старого князя Верейского. Широко освещается проблема семейного бесправия, вопрос о праве любить независимо от общественных взглядов и предрассудков. Также затронута тема борьбы любовной страсти и нравственного долга.

    Центральные герои конфликтов

    В обоих конфликтах главной фигурой является Кирилл Петрович Троекуров, который угнетает и Дубровских, и собственную дочь. Образ русского барина становится истинным воплощением самодурства и самоуправства. Это настоящий деспот, которому безразличны чужое мнение и чужие желания. Он такой не по своей вине, но вследствие социального положения. Он груб, избалован и сластолюбив. Стоит прибавить к этим чертам отсутствие образования, и получается человек «пылкого нрава» и «ограниченного ума». Произвол Троекурова ярко демонстрируется в его обращении с домашними, с гостями, учителями дочери. Автор, однако, находит в герое и несколько благородных черт. Например, он испытывает угрызения совести, переживая из-за отнятого у Дубровского имущества, и даже пытается помириться и вернуть отнятое.

    Андрей Гаврилович Дубровский располагает к себе читателя, сочувствующего его печальной участи. Но автор отнюдь не идеализирует своего героя, отмечая присутствие в его характере вспыльчивости и упрямства, а также подверженность минутным эмоциональным перепадам. И зависть ему знакома, да и как управленец он не блещет, ведь поправить состояние ему не удаётся. Главной чертой Дубровского является дворянская гордость, не позволяющая ему принимать покровительство Троекурова. Дубровский оказывается тоже своего рода деспотом и исключает саму возможность свадьбы своего сына и Маши Троекуровой, считая это милостью, недостойной дворянина. В суде герой проявляет беспечность и неуступчивость, полагаясь на справедливость судей. Его судьба - это демонстрация превосходства беззакония над честностью.

    Владимир Дубровский - праведное чувство или кровная месть?

    Главный герой Дубровский продолжает судьбу своего отца. Судебный произвол и самодурство Троекурова буквально вытолкнули Владимира из родной среды в беззаконие. Герой воспринимается благородным разбойником и честным мстителем, так как он не стремится завоевать чужое, а хочет вернуть то, что принадлежит ему по праву. Это не отечественный Робин Гуд, но человек, который волей случая оказался в подобных обстоятельствах и не может иначе. Неординарность судьбы Дубровского основывается на житейских обстоятельствах. Автор романа «Дубровский», кто написал художественные портреты романтических злодеев в «Евгении Онегине», отрешился от героев с «мировой скорбью» в душе и создал своего благородного разбойника, выражающего открытый протест в адрес государства, которое отнимает у него будущее. Философ С. П. Шевырев заметил, что разбойник Дубровский - это плод общественного беззакония, прикрытого законом.

    кто он на самом деле?

    Не зря отметил Александр Пушкин: Дубровский, благодаря частой смене облика и моделей поведения, становится похож на других героев-самозванцев - Отрепьева и Пугачёва. В романе он появляется то как гвардейский офицер, привыкший к беззаботной жизни, то как любящий сын, то как мститель и атаман шайки разбойников. Он отважен и хладнокровен, когда проникает в дом Троекурова под видом учителя Дефоржа, но сентиментален и нерешителен в сценах романтических свиданий.

    Описание Дубровского отличается умолчанием и недосказанностью. Читатель между строк может понять, что за качества характеризуют эту личность. До 11-й главы не говорится о подлинной сущности невозмутимого и смелого учителя Дефоржа. Также покрыто дымкой существование Дубровского в шайке разбойников. Есть упоминания о том, что главарь шайки славится умом, отважностью и великодушием. Слухи и толки испуганных помещиков делают Дубровского-разбойника личностью поистине легендарной. Второй том романа, несмотря на большое количество умолчаний, даёт больше информации о чувствах разбойника. Он умён и расчетлив, а также хорошо осведомлён обо всех событиях в доме Троекурова, особенно о появлении князя Верейского и его сватовстве к Маше. Под видом учителя француза он поступает к Троекурову на содержание. Дубровский - мститель, но мстить Троекурову он не может, так как влюблён в Машу и не поднимет руку на её семью.

    Любовная страсть в герое оказывается выше жажды мщения, и Дубровский прощает Троекурова.

    Главной во втором томе становится трагедия несбывшейся любви героя, недоступность для него простого семейного счастья, к которому он стремится всей душой. Только перед тем как покинуть дом Троекуровых, он открывается Маше и признаётся в своих чувствах. Маша в растерянности. Она не отвечает взаимным признанием, но даёт обещание прибегнуть к помощи Дубровского в случае нужды.

    Главная героиня романа - Маша Троекурова и её переживания

    Семнадцатилетняя Маша Троекурова красива и свежа. Она привлекает не только Дубровского, но и престарелого денди князя Верейского, который к ней сватается. Маша слишком молода, чтобы даже думать о замужестве. Её тянет к Дубровскому, который под маской Дефоржа поражает девушку своей смелостью, а под настоящим именем интересует её своей необычностью, но даже брак с ним её страшит, ведь в ней глубоко укоренились нравственные нормы о возможном бракосочетании с человеком её круга, но никак не учителем или разбойником. А вот замужество с князем Верейским приводит девушку в ужас. Она умоляет отца не губить её, не лишать жизни и прислушаться к ней. Поняв тщетность своих просьб, она пишет письмо князю Верейскому, умоляя отказаться от свадьбы, но письмо имеет обратный эффект, и свадьба неотвратимо надвигается. Несмотря на свою молодость, Маша оказывается решительной девушкой и в безвыходной ситуации она находит в себе силы обратиться за помощью к разбойнику Дубровскому. Она ждёт помощи до последнего момента, но после того как ею принесена клятва вечной верности, она понимает, что выхода нет, и когда Дубровский нападает на их карету в лесу, она отказывается уйти с ним. Это показывает не только честность, но и самоотверженность девушки, а также нравственность разбойника, который предоставил ей право выбирать и смирился с её выбором.

    Честный разбойник Дубровский

    Повесть Пушкина, несмотря на свою незавершённость, привлекает своей искренностью и наболевшими проблемами. Автор словно хочет указать на то, что нахождение вне закона не всегда говорит о природном жесткосердии. Но каждое зло влечёт за собой неизбежное возмездие. Появление в имении Дубровского людей Троекурова становится причиной массового возмущения крестьян и проявления жестокости с их стороны. А ночной пожар в Кистенёвке, который организовал Владимир Дубровский, ничего не знавший о запертых посланниках Троекурова, стал предвестием народного бунта.

    Почему не устаревает роман?

    Роман «Дубровский» - повесть Пушкина о причинах массовых волнений, стихийного недовольства крестьян, полномасштабной войны, которая полноценно изображена в последующих произведениях автора.

    Из тех, кто исследовал роман «Дубровский», кто писал о разбойниках его банды? Можно лишь предполагать, что это бывшие рабочие Кистеневки, беглые крестьяне и солдаты. Лишь в конце романа становится очевидно, что интересы главаря банды и его сообщников не совпадают. Внутри их группы нет товарищества, есть те же барски-униженные отношения, когда слуги подчиняются своему хозяину. Последняя глава романа вызывает ассоциации с романом «Капитанская дочка», где поются одинаковые песни, а конец романа навевает мысли о продолжении настоящей народной войны. После того как для героя потеряна мысль о возможном семейном счастье с Машей, он распускает свою банду и скрывается за границей. На прощание он говорит своим сообщникам, что вряд ли они вернутся к честной жизни, но тем не менее после его ухода дороги становятся свободны и грабежи прекращаются. Последняя мысль романа весьма пессимистична, так как отъезд героя за границу - это и его личное поражение, и поражение всей страны в борьбе за свободу, честь и любовь.

     


    Читайте:



    Правило оформления маршрутного листа

    Правило оформления маршрутного листа

    Маршрутный лист заполняется тогда, когда работники предприятий и организаций должны подтвердить свои транспортные расходы, понесенные в процессе...

    Виды альтернативной энергетики

    Виды альтернативной энергетики

    В связи с развитием производственных технологий и значительным ухудшением экологической ситуации во многих регионах земного шара, человечество...

    Зачем нам нужен речевой этикет рассуждение

    Зачем нам нужен речевой этикет рассуждение

    Начнем с определения понятия, речевой этикет - это установленное правило общения в определенной социальной сфере, подразумевающее вежливость, в...

    Описание зимней природы. Природа зимой. Короткие рассказы про зиму Что можно написать про зиму

    Описание зимней природы. Природа зимой. Короткие рассказы про зиму Что можно написать про зиму

    Зима – это чудесная пора. С неба крупными хлопьями сыпется мягкий, пушистый снежок. Все улицы – в сугробах. Домики, деревья – все покрыто толстым...

    feed-image RSS