Главная - Познание мира
А в раю есть можно ли. Деятельность души в раю. «Правда ли души убиенных вселяются в убийц?»


Земной рай, или прекрасный сад, в котором Бог поселил первых людей - Адама и Еву, находился в Азии, между реками Тигром и Евфратом.

Жизнь людей в раю была исполнена радости и блаженства. Совесть их была спокойна, сердце было чисто, разум был светлый. Не боялись они ни болезней, ни смерти, не имели нужды в одежде. Во всем у них был достаток и довольство. Пищей для них были плоды райских деревьев.

Среди животных не было вражды - сильные не трогали слабых, жили вместе и питались травой и растениями. Никто из них не боялся людей, и все любили и слушались их.

Но самое высшее блаженство Адама и Евы было в молитве , то есть в частой беседе с Богом. Бог являлся им в раю видимым образом, как отец детям, и сообщал им все нужное.

Бог создал людей, так же как и ангелов, для того, чтобы они любили Бога и друг друга и наслаждались великой радостью жизни в любви Божией. Поэтому, так же как и ангелам, Он дал им полную свободу: любить Его или не любить. Без свободы не может быть любви. А любовь проявляется в радостном исполнении желаний того, кого любишь.

Но, так как люди были менее совершенны, чем ангелы, то Господь и не дал им сразу и навсегда сделать выбор: принять или отвергнуть эту любовь, как то было с ангелами.

Бог стал учить людей любви. Для этого Он и дал людям эту маленькую, не трудную заповедь - не есть плодов с дерева познания добра и зла . Исполняя это повеление, или желание Божие, они могли так проявить этим свою любовь к Нему. Постепенно, переходя от легкого к более сложному, они укреплялись бы в любви и совершенствовались бы в ней. Адам и Ева с любовью и радостью слушались Бога. И была в раю во всем воля Божия и Божий порядок.

Спрашивает Елена.
Отвечает Инна Белоножко, 06.10.2011


Мир Вам, Елена!

Для начала давайте разберемся, чего там не будет: греха, смерти, кладбища, горя, болезни, слез, печали, тоски, обмана, крика, бедности, голода, ссоры, драки, страха, обиды, зависти, предательства, ревности, боли и т.д. Вы можете сами добавить в этот список другие неприятные вещи.

Что же мы будем делать в раю? Елена, мне нравится, как Вы уверенно поставили местоимение "мы" в вопросе! По милости Божьей - да будет так, будем в вечности! А что делать там - это уже другой вопрос. Итак...

"Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" ().

Да, Господь много интересного приготовил для нас! Человеческий язык не способен описать награду праведных. Там среди прекрасной, дивной природы народ Божий обретет свою Родину. "И буду строить домы и жить в них, и насаждать виноградники и есть плоды их. Не будут строить, чтобы другой жил, не будут насаждать, чтобы другой ел; ибо дни народа Моего будут, как дни дерева, и избранные Мои долго будут пользоваться изделием рук своих" (). "Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи" ().

Мы всегда будем ощущать свежесть бесконечного утра. Поэт, музыкант, учитель, строитель, фотограф, художник, изобретатель - все будут развивать свои таланты и способности! Самые смелые мечты и планы будут реализованы! Но и после достижений - будут новые вершины, к которым мы будем стремиться! Мы будем вечными свидетелями чудес! Все сокровища Вселенной наши - Господь дарит нам их!

Я очень боюсь змей, но уверена, что в вечности уже не буду бояться. Имею детскую мечту - потрепать за уши пушистого медведя, гепарда, льва, тигра - и возможно, они что-то скажут мне на понятном языке! ;)) Не видел того глаз, не слышало ухо , Елена!

И, конечно, увидеть лично Иисуса! Быть с Ним и видеть Его каждый день! Мы будем открывать для себя глубокие и славные истины о Боге. И по мере познания будут увеличиваться любовь и счастье. Чем больше искупленные будут познавать Бога, тем больше они будут восхищаться Им. Господь достоин славы и поклонения - мы будем служить Ему и петь хвалу! Мы будем стоять лицом к Иисусу, видеть Его любящие глаза, видеть славу Его лица, разговаривать с Ним! Это счастье - обнять Его, упасть на колени перед Спасителем!

В вечности мы не будем скучать от безделья. Каждый день у нас будет неповторимым. Мы будем здоровы и молоды, потому что болезнь и смерть побеждены. "Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?" ().

Есть замечательные слова из песни:

Моя заветная мечта - увидеть небо над Эдемом!

И там остаться навсегда - в чудесной родине Адама!

Небо Эдема - ты моя песня!

Небо Эдема - сегодня мечта!

Самая светлая, самая нежная,

В жизни моей - одна!

Елена, желаю, чтобы эта мечта была Вашей, и чтобы она непременно сбылась!

Благословений и радости!

С уважением,

Инна

Читайте еще по теме "Смерть, рай и ад, душа и дух":

Раю всечестный, краснейшая доброто, богозданное селение, Веселие некончаемое и наслаждение,

Слава праведных, пророков красото и святых жилище, Шумом листвий твоих Содетеля всех моли,

Врата отверсти ми, яже преступлением затворих.

Постная Триодь, неделя сыропустная, стихира на Господи воззвах.

О рае

- Отец Александр, расскажите, пожалуйста, о выводах, к которым Вы пришли, изучая писания святых отцов о рае.

Моя собственная задача очень скромна ввиду объема моих возможностей. Думаю, что, прежде всего, следует основательно исследовать учение святых отцов о космосе и творении мира и систематизировать его. Здесь можно найти материал для написания десяти диссертаций, но этим занимаются немногие. А между тем все, пишущие о сотворении мира и человека, очень любят ссылаться на святых отцов. То есть, нередко мы видим, как берутся отдельные цитаты и подстраиваются под рассуждения автора. Вряд ли такой подход можно считать научным.

Основной чертой учения святых отцов о творении мира было, по моему мнению, внимание к действию Святого Духа. Дух Божий пребывал в сотворенном мире с самого начала его сотворения, и Писание (в древнееврейской версии) уподобляет это действие птице, высиживающей яйцо - именно так переводит древнееврейский текст святой Ефрем Сирин. Мир воспринимался как тварный космос, изначально и непрерывно наполненный жизнью. Эта изначальная наполненность жизнью делает первозданный космос иным, отличным от того, что мы видим сейчас.

Столь большой интерес к материи самой по себе, какой мы видим сегодня, появился значительно позднее, уже в Новое время, в Европе, теряющей веру во Христа. Кроме того, для древних имел огромное значение эстетический аспект, о котором либо не упоминают, либо говорят кратко, а то и мимоходом. На самом деле, идея прекрасного - одна из важнейших для понимания Шестоднева. Но это, так сказать, «не современно». Нужно заметить, что сейчас появились богословы, которые понимают все это и стремятся найти новое решение этого вопроса. Я бы назвал Н. Серебрякова и иерея Олега Мумрикова.

- Почему учение о рае важно для современного православного богословия?

Древо Жизни

- Что такое Древо Жизни?

Сегодня источник жизни для нас - солнце, но в начале творения было не так. Жизнь поддерживалась благодатью Божией. В раю было насаждено таинственное Древо Жизни, которое должно было стать источником вечной жизни для человека и для всего мира, но человек от него мог вкусить лишь с особого благословения Божия. Святые отцы говорят, что оно было вместе и реальным, и символическим древом. Литургическая поэзия говорит о Кресте Христовом как о Древе Жизни. И Сам Господь Иисус Христос есть Древо Жизни. Как мы читаем в службе предпразднства Рождества Христова, «древо живота в вертепе процвете от Девы».

От Древа Жизни исходил свет, как об этом пишет святой Ефрем Сирин, но свет особый. Вероятно, этот свет не ограничивался пространством рая: он распространялся на всю вселенную. Библия говорит о том, что еще до сотворения солнца существовал первозданный свет. Солнце же, как пишет святой Василий Великий, было «колесницей первозданного света». Этот свет можно пробовать связать с реликтовым излучением. Но был и райский свет. Как райская вода напояла всю землю, так же райский свет осиявал всю вселенную. И после грехопадения этот свет тоже отделен от нашей вселенной. Реликтовое излучение сохранилось, но райский свет не освещает нашу планету.

Животные

Библия говорит, что животные были произведены землей сразу и потом приведены Богом в рай. Некоторые научные направления придерживаются теории эволюции, то есть учения о происхождении одних видов из других. Как здесь быть?

Да, животные и птицы были приведены в рай. И рыбы тоже, наверное, приплыли по райской реке. Была приведена вся тварь для райского благословения. Звери стройными рядами, не боясь друг друга, шли в рай, и Адам давал им имена, говорит св. Ефрем Сирин. Они боялись человека, но слушались его. Какое значение это имело для отношений Адама и мира животных? По мнению древних, дать чему-то имя означало получить обладание этим предметом, поскольку имя связано с сущностью вещи.

Например, философ Платон говорил, что сущностью каждого создания является ее идея: у лошади есть «лошадность», идея лошади, которая является сущностью лошади. Адам давал имена животным и через это он постигал их сущность, таким образом, получая над ними власть. Конечно, пребывание животных в раю некоторым образом облагораживало их. Это был какой-то очень важный для них этап. Отсюда видно, что теория эволюции не имеет никакого отношения к библейскому тексту, по крайней мере, до произнесения суда. Кстати, напомню, что по Шестодневу все животные ели траву - на земле не было хищников, а как у нас? И что об этом говорит «естественнонаучная» апологетика?

- А Ваше мнение?

Мне кажется, что это травное питание указывает на особую природу первозданного мира, подобного раю - там никто не поедал друг друга, не было страдания и жестокости в поведении животных. Они были сотворены бесстрастными.

Но как же быть с динозаврами, ящерами, мастодонтами, саблезубыми тиграми и прочими существами, о которых говорит палеонтология? Об этом нередко спрашивают дети. И никто почему-то им не отвечает…

Как мы только что уже говорили, нужно иметь в виду, что райское и первозданное бытие было отличным от ныне существующего бытия в качественном отношении. В то нужно либо верить, как в истину, либо считать рассказ о рае детской сказкой. Нужно помнить учение о сущности вещей. Сущность неизменна, хотя все внешнее может в данном существе измениться. Сущность целостного животного мира в том, что все вообще животные были созданы как помощники людей. Не только лошади, собаки и слоны, а вообще все живые существа. Открытые наукой доисторические существа - гиганты, обладавшие неимоверной силой - должны были быть помощниками, слугами человечества.

Бог сотворил человека иначе, нежели прочих тварей. Перед творением его Бог, в Пресвятой Троице, утвердил Свое желание, Он сказал: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» .

И создал Бог человека из праха земного, то есть из вещества, из которого был создан весь вещественный, земной мир, и вдунул в лицо его дыхание жизни, то есть дал ему дух свободный, разумный, живой и бессмертный, по образу и подобию Своему; и стал человек с бессмертной душой. Этим «дуновением Божиим» или бессмертной душой и отличается человек от всех остальных живых тварей.

Таким образом, мы принадлежим к двум мирам: телом – к миру видимому, вещественному, земному, а душой – к миру невидимому, духовному, небесному. В момент смерти душа отделяется от тела, и тело перестает жить, страдать. А душа продолжает жить в невидимом мире.

И дал Бог первому человеку имя Адам, что значит «взятый из земли». Для него произрастил Бог на земле рай, то есть прекрасный сад и поселил в него Адама, чтобы он возделывал и хранил его. Земной рай или прекрасный сад, в котором Бог поселил первых людей, Адама и Еву , находился в Азии, между реками Тигр и Евфрат.

В раю росли всевозможные деревья с прекрасными плодами, среди которых были два особенных дерева: одно называлось древом жизни, а другое – древом познания добра и зла. Вкушение плодов древа жизни имело силу охранять человека от болезни и смерти. О древе же познания добра и зла Бог дал Адаму заповедь: «От всякого дерева в раю ты можешь есть, а от древа познания добра и зла не ешь, потому что если вкусишь от него, то умрешь».

Все звери в раю слушались человека и служили ему. По повелению Божию, Адам дал имена всем зверям и птицам небесным, но не нашел среди них себе друга и помощника, подобного себе. Тогда Бог навел на Адама крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из ребер его и закрыл то место плотью. И создал Бог из ребра, взятого у человека, жену. Адам назвал ее Евой, что значит «жизнь», ибо она стала матерью всех людей.

Бог благословил первых людей в раю и сказал им: «Плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю и владейте ею» . Сотворив жену из ребра первого человека, Бог указал тем, что все люди происходят от одного тела и души, должны быть едиными – любить и беречь друг друга. Жизнь людей в раю была исполнена радости и блаженства. Совесть их была спокойна, сердце было чисто, разум был светлый. Не боялись они ни болезней, ни смерти, не имели нужды в одежде. Во всем у них был достаток и довольство. Пищей для них были плоды райских деревьев.

Бог создал людей, так же как и Ангелов, для того, чтобы они любили Бога и друг друга и наслаждались великой радостью жизни в любви Божией. Поэтому, так же как и Ангелам, Он дал им полную свободу: любить Его или не любить. Без свободы не может быть любви. Любовь, в том числе, проявляется и в радостном исполнении желаний того, кого любишь.

Но так как люди, подобно Ангелам, еще не утвердились в добре настолько, чтобы не согрешать, то Господь и не дал им сразу и навсегда сделать свой выбор: принять или отвергнуть Его любовь, как это было с Ангелами. Бог стал учить людей любви. Для этого Он и дал людям эту маленькую, не трудную заповедь – не есть плодов с дерева познания добра и зла.

Исполняя это повеление, или желание Божие, они могли так проявлять этим свою любовь к Нему. Постепенно, переходя от легкого к более сложному, они укреплялись бы в любви и совершенствовались бы в ней. Адам и Ева с любовью и радостью слушались Бога. И была в раю во всем воля Божия и Божий порядок.

Грехопадение Адама и Евы

Но диавол завидовал райскому блаженству первых людей и задумал лишить их райской жизни. Для этого он вошел в змея и спрятался в ветвях дерева познания добра и зла. И когда Ева проходила недалеко от него, диавол стал внушать ей, чтобы она поела плодов от запрещенного дерева. Обращаясь к Еве, он с хитростью спросил: «Правда ли, сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?»

Ева ответила змею: «Плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» . Но диавол начал лгать, чтобы соблазнить Еву: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло».

Соблазнительная диавольская речь змия подействовала на Еву. Она посмотрела на дерево и увидела, что дерево приятно для глаз, хорошо для пищи и дает знание; и захотелось ей узнать добро и зло. Она сорвала плоды с запрещенного дерева и ела, затем дала мужу своему, и он ел.

Люди, поддавшись искушению диавола, нарушили заповедь или волю Божию – согрешили, пали в грех. Так совершилось грехопадение людей . Отказавшись от покаяния, предложенного им милосердным Господом, наши прародители навлекли на себя всю полноту тяжких последствий своего преступления.

В таком падшем состоянии наши прародители уже не были способны пребывать в раю и были изгнаны Богом оттуда. У входа в Эдемский сад Господь поставил стража – херувима с огненным мечом, чтобы не допустить более проникновения туда никакого зла.

Этот первый грех Адама и Евы , или грехопадение людей, называется первородным грехом, так как именно этот грех явился началом для всех последующих грехов в людях. Его следствием стала смерть духовная и смерть телесная.

Духовная смерть заключалась в разлучении души с Богом – источником вечной жизни, в открытости души для демонических воздействий и в пленении грехом главных сил души: ума, воли и чувств.

Телесная смерть заключалась в разрыве целостности человеческого естества, в его тленности, что привело к разлучению души и тела.

Смерть духовная поразила Адама и Еву сразу после вкушения запретного плода. А смерть телесная, как следствие духовной смерти, настигла их спустя отведенное Богом время. Это состояние зараженности грехом и смертью стало передаваться всем потомкам Адама и Евы подобно наследственной болезни.

Болезнь греха оказалась настолько сильной, что человеческими силами исцелить ее оказалось невозможно. Для этого требовалось особое Божественное вмешательство. И Господь, изгоняя наших прародителей из рая, обещал им, что в должное время среди их потомков родится Спаситель мира, Который «поразит змия в голову» – победит диавола, грех и смерть.

Каким был человек в Раю, и как изменилась биология изгнанного Адама, а также физика вселенной?

Адам и Ева в Раю. Изображение с сайта liveinorthodoxy.com

Сравнивая геном человека и шимпанзе, наука делает выводы об их эволюционном родстве. Религия утверждает: человек не БЫЛ, но СТАЛ похож на обезьяну - после изгнания из Рая.

Протоиерей Олег Мумриков, богослов, биолог, преподаватель ПСТГУ и кафедры библеистики МДАиС:

Необязательно бессмертный

Человек в Раю был нетленным, бессмертным, не нуждавшимся в чувственной пище, в огне не горевшим, в воде не тонувшим, да еще с неисчерпаемым потенциалом бессмертия и самосовершенствования при условии добровольного следования божественной воле, - так говорит святоотеческая традиция.

Только непослушание Адама и Евы, несмотря на то, что Бог предупреждал их о возможной опасности, становится причиной появления тленности и смертности.

Интересно, что даже в античности были писатели, говорившие о совершенстве первых людей, например, Филон Александрийский (I в.) в своем трактате «О сотворении мира»: «Этот первый родившийся от земли человек <…> возник, думается мне, лучшим в обоих отношениях – тела, и души, и во многом отличался от своих потомков по части того и другого. Ведь он был воистину прекрасен и по-настоящему добродетелен. <…>

Вместе же с симметрией Он [Создатель – свящ. О. М.] вложил [в человека] и совершенно устроенную плоть, <…> желая, чтобы в особенности первый человек выглядел наипрекраснейшим. Ясно же, что и в отношении души он был наилучшим. Ведь Бог для ее создания, как видно, не воспользовался никаким иным образцом из возникающих сущностей, но только <…> Своим собственным Логосом. Поэтому Он говорит, что человек возник как образ и подобие Логоса, который был дан ему посредством вдыхания через лицо».

Однако бессмертие человека в Раю не было необходимым, «обязательным». Что это значит?

Раннехристианский апологет святитель Феофил Антиохийский пишет: «Человек сотворен по природе ни смертным и ни бессмертным. Ибо если бы Бог сотворил его вначале бессмертным, то сделал бы его Богом; если же наоборот, сотворил бы его смертным, то Сам оказался бы виновником его смерти.

Итак, Он сотворил <…> его способным и к тому и другому, чтобы, если устремится он к тому, что ведет к бессмертию, исполняя заповедь Божию, получил от Него в награду за это бессмертие и сделался бы Богом; если же уклонится к делам смерти, не повинуясь Богу, сам был бы виновником своей смерти». Аналогичные мысли мы встречаем у святителя Иоанна Златоустаго, блаженного Августина.

Адам. Фрагмент панели из слоновой кости от ларца с историей Адама и Евы. 10 — 11 века, Константинополь. Изображение с сайта wikipedia.org

Прп. Симеон Новый Богослов уточняет:

«Адам был создан с телом нетленным, однакож вещественным, а не духовным еще, и был поставлен Творцем Богом, как царь бессмертный над нетленным миром, и не только над раем, но и над всем творением, сущим под небесами».
Согласно преподобному Максиму Исповеднику, состав тела первозданного человека был «легким и нетленным», и потому Адам «мог не обременять себя заботой о поддержании его чувственным питанием».

Здесь нет никаких противоречий с Быт. 2:16 – « И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть», т.к. хотя Адам и Ева были сотворены совершенными духовно и телесно, это - лишь первые степени совершенства, открытые для дальнейшего обожения, духовного роста и как следствие – одухотворения, преображения даже той, нетленной первозданной телесной их природы.

Что такое - древо Жизни?

Не что, а Кто, и райским древом Жизни, согласно святоотеческой традиции, выраженной, в частности, византийским богословом преподобным Никитой Стифатом (XI в.), - назван

«сам Бог, Создатель всего…имея… жизнь, и принося съедобный плод только тем, которые достойны жизни, как не подлежащие смерти», подающий «неизреченную сладость имеющим часть в божественном причастии Его и уделяет им от бессмертной жизни».

Полную аналогию Райского древа из книги Бытия, питающего человеческий род, мы встречаем и в Откровении св. апостола Иоанна Богослова (Откр. 22: 2, 14). Такое возвышенное толкование, основанное, заметим, на реальном духовном опыте, не отменяет и буквально-исторического понимания, - подобно тому, как самое возвышенное понимание таинства Евхаристии, вневременной «брачной вечери Агнца» не отменяет материальной и пространственно-временной составляющей всего того, что его окружает при совершении Божественной литургии в храме.

Человек – макрокосм

Сотворение Адама; мозаика собора в Монреале. 12 век. Изображение с сайта ruicon.ru

Человек не раз в святоотеческом предании назван царем вселенной. В каком смысле? Адам был призван хранить и возделывать рай, и его потомки несут всю полноту ответственности за тварный материальный мир, который является неким продолжением телесности человека.

Преподобный Максим Исповедник, размышляя над Евангельским текстом (Ин. 19:23), где говорится о разделении воинами одежд распятого Спасителя, пишет: «…познаем, каково в данном случае намерение Писания, и как в нас, при нашем нерадении к добру, распинается Господь, и как Он обнажается в силу нашего неделания добра, а бесы для служения через нас страстям делят, словно одежды [Его] тварь Его. <…>

Если же, помимо сказанного, вы пожелаете понимать под сверху сотканным хитоном мир бестелесных и умопостигаемых сущностей, а под верхней одеждой, которую Писание разделило на четыре части, как на стихии, мыслить природу, то вы не погрешите против истины. Из этих двух миров тело [бесы] разрушили тлением, получив силу против нас в преступлении закона заповеди, но душу, как сродную горнему миру, они не растерзали».

Комментируя эти слова, патролог проф. А.И. Сидоров замечает: «Преп. Максим исходит здесь из идеи человека как «микрокосма», который подобен и тесно связан с «макрокосмом», состоящим из умопостигаемого и чувственного миров, соответствующих душе и телу человека».

Интересен и тот факт, что целый ряд святых отцов (свт. Григорий Богослов, прп. Симеон Новый Богослов, прп. Никита Стифат, свт. Григорий Палама) рассматривали человека как «макрокосм» по отношению к миру – «микрокосмосу». Такой подход обусловлен подходом к человеку как к образу Божиему, поставленному в «центре мироздания» и отвечающему за вверенную вселенную.

В Раю не шел дождь и не было ураганов

«Рай»; Микалоюс Константинас Чюрленис. 1909 год. Изображение с сайта wikipedia.org

Сегодня естествознание констатирует, что современная нам вселенная существует, полностью подчиняясь так называемому Второму началу термодинамики - принципу, устанавливающему динамику и необратимость макроскопических процессов, характеризующихся энтропией - функцией состояния систем, описывающей свободное взаимопревращение различных видов энергии.

Проще говоря, Второе начало термодинамики говорит о «стреле времени», «текучести» и «тленности» как об онтологических свойствах вселенной. Но насколько соответствовало состояние окружающего космоса физическому состоянию человека до грехопадения?

Были ли тленными животные, растения во вселенной до грехопадения человека? Было ли в раю время?

Обращаясь к Священному Преданию, мы можем найти разнообразные святоотеческие мнения по данному вопросу. Ряд отцов полностью отождествляет состояние человека и всей твари. Преподобный Симеон Новый Богослов учит, что «Бог в начале, прежде чем насадил рай и отдал его первозданным, в пять дней устроил землю и что на ней, и небо и что в нем, а в шестой создал Адама и поставил его господином и царем всего видимого творения.

Рая тогда еще не было. Но этот мир бысть от Бога как бы рай некий, хотя вещественный и чувственный. Его и отдал Бог во власть Адаму и всем поомкам его, как говорит Божественное Писание <…> (Быт. 1:26-30). [после грехопадения прародителей] «не проклял Бог рая <…>, а проклял лишь всю прочую землю, которая тоже была нетленна и все произращала сама собою, чтобы Адаму не иметь более жизни свободной от утомительных трудов и потов. <…>

Итак, тому, кто сделался тленным и смертным по причине преступления заповеди, по всей справедливости надлежало жить на земле тленной и питаться пищею тленною <…>.

Затем и все твари, когда увидели, что Адам изгнан из рая, не хотели более повиноваться ему, преступнику <…> Но Бог <…> сдержал все эти твари силою Своею, и по благоутробию и благости Своей не дал им тотчас устремиться против человека, и повелел, чтобы тварь оставалась в подчинении ему, и сделавшись тленною, служила тленному человеку, для которого создана.

С тем, чтобы когда человек опять обновится и сделается духовным, нетленным и бессмертным, и вся тварь, подчиненная Богом человеку в работу ему, освободилась от сей работы, обновилась вместе с ним и сделалась нетленною и как бы духовною. Все сие предопределил всещедрый Бог прежде сложения мира».

Святитель Игнатий (Брянчанинов) придерживался почти такого же мнения:

«Земля, созданная, украшенная, благословенная Богом, не имела никаких недостатков. Она была преисполнена изящества.

Ныне взорам нашим представляется земля совсем в ином виде. Мы не знаем ее состояния в святой девственности; мы знаем ее в состоянии растления и проклятия, знаем ее, уже обреченную на сожжение;

создана была она для вечности.

Боговдохновенный Бытописатель говорит, что земля, в первоначальном состоянии своем, не нуждалась в возделывании: сама производила преизобильно и превосходного достоинства хлебные и другие питательные травы, овощи и плоды.

Перемены погоды не существовало: постоянно была она одинаковою – самою ясною и благорастворенною. Дождей не было: источник исходил из земли, и напаявал лицо ее.

Лукас Кранах Старший, «Рай». 1530 год. Изображение с сайта germany-art.com

Звери и прочие животные пребывали в совершенном согласии между собою, питаясь произрастениями (Быт. 1:30). Гнев Творца изменил землю. «Проклята земля в делех твоих» (Быт. 3:17), – сказал Он человеку, поправшему заповедь Его: и отъятие благословения у земли выразилось немедленно разнообразным всеобщим расстройством ее.

Засвистели ветры, забушевали бури, засверкала молния, возгремел гром, явились дожди, снега, грады, наводнения, землетрясение.

Животные утратили повиновение и любовь к человеку, утратившему повиновение и любовь к Богу <…> оставив пищу, сначала для них предназначенную, ощутив изменения в самом естестве своем, которое приобщилось к проклятию, поразившему землю, они восстали друг на друга, начали пожирать друг друга. <…>

Разрушение мира сделалось необходимостью: разрушение его есть естественное последствие его смертного недуга. <…> Малые черты первоначального состояния земли, сохраненные для нас книгою Бытия, показывают, какое огромное, какое горестное, непостижимое для нас изменение совершилось над землею по падении человека».

Было ли в Раю время, или о полифонии Святых отцов

Изучая более глубоко толковательное наследие, мы сталкиваемся и с другими святоотеческими мнениями в данной области, причем, иногда у тех же самых авторов.

Блаженный Феодорит Киррский говорит об изначальном сотворении Богом хищных животных с двоякой целью: во-первых, в предвидении грехопадения человека (как и разделение первозданных на два биологических пола); во-вторых, с педагогической целью, чтобы «довести до необходимости призывать Бога себе в помощь».

Блаженный Августин также говорит об изначальной смертности среди животных: «Богу угодно было отнести это благословение [Быт 1:22 – свящ. О. М.] к производительности, которая обнаруживается в преемстве потомства, так что, будучи сотворены слабыми и смертными, [животные] сохраняют свой род путем рождения в силу именно этого благословения».

Святитель Василий Великий в «Беседах на Шестоднев» особо касается таких изначально заложенных Богом неотъемлемых, фундаментальных свойств тварной материи, как динамичность и изменчивость во времени:

«А когда уже стало нужно присоединить к существующему [умосозерцаемому миру бесплотных духов – свящ. О. М.] и сей мир – главным образом, училище и место образования душ человеческих, а потом и местопребывание для всего подлежащего рождению и разрушению;

тогда произведено сродное миру и находящимся в нем животным и растениям преемство времени, всегда поспешающее и протекающее, и нигде не прерывающее своего течения.

Не таково ли время, что в нем прошедшее миновалось, будущее еще не наступило, настоящее же ускользает от чувства прежде, нежели познано? А такова природа и бывающего в сем мире; оно то непременно возрастает, то умаляется, и явным образом не имеет ничего твердого и постоянного.

Посему и телам животных и растений, которые необходимо соединены как бы с некоторым потоком, и увлекаются движением, ведущим к рождению и разрушению, прилично было заключиться в природе времени, которое получило свойства сродные вещам изменяемым».

Богословско-философское осмысление неразрывного онтологического единства материи и пространственно-времени позволяет глубже понять факт отражения прародительского греха на всем мировом бытии, в т.ч. на первозданном райском пространстве-времени, которые изначально являлись мерами совершенствования, а не распада в стремлении к небытию:

«Этот удел наш, или доля наша … т.е. то, что изречено о нас свыше, суждено или присуждено … удел нашей немощи и нашего превосходства, дар богоподобного творчества, есть время-пространство» , - замечает о. Павел Флоренский.

Кожанные ризы - одежда смерти

«Сотворение Евы», книжная миниатюра. 13 век, Англия. Изображение с сайта wikipedia.org

Задача первых людей состояла в преображении всего тварного мира до райского состояния, т.к. обожение космоса возможно по замыслу Творца только через человека - царя вселенной, носителя божественного образа и подобия.

«Для человека в состоянии первоначального совершенства каждая точка земной поверхности могла быть местом блаженства, поскольку оно зависело не от внешней обстановки, а от внутреннего, духовного состояния. На первых порах с внешней стороны рай сосредотачивался около Древа жизни.

Но если бы человек удержался от греха и, умножаясь, распространился бы по всей земле, то действительно вся земля стала бы для безгрешных людей тем же, чем был рай в Эдеме для первозданной четы», - писал проф. Я.А. Богородский.

Возрастание в любви предполагает жертвенность. Первым уроком такой жертвенности стала заповедь о невкушении с Древа познания добра и зла (Быт. 2:17).

Но даже в раю, в своем безгрешном, бесстрастном состоянии человек не смог эту заповедь исполнить, и его грехопадение изменило как его самого, так и весь окружающий мир.

Особое значение для понимания - как изменился человек и мир - имеют библейские слова: «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их» (Быт. 3:21).

Не отрицая их буквального смысла, отцы указывали и на глубокое символическое и онтологическое значение:

облачаясь после преступления божественной заповеди в кожаные ризы, человек принимает на себя «скотское естество», его биологическая природа качественно меняется, тело становится смертным и тленным.

Святитель Григорий Богослов пишет: «Но когда <…> человек вкусил преждевременно сладкого плода, и облекся в кожаные ризы – тяжелую плоть, и стал трупоносцем, потому что смертию Христос положил пределы греху; тогда исшел он из рая на землю, из которой был взят, и получил в удел многотрудную жизнь…

Когда же, по зависти диавола и по обольщению жены, которому она сама подверглась как слабейшая, и которое произвела как искусная в убеждении <…>, человек забыл данную ему заповедь, и побежден горьким вкушением: тогда чрез грех делается он изгнанником, удаляемым в одно время и от древа жизни, и из рая, и от Бога; облекается в кожаные ризы (может быть в грубейшую, смертную и противоборствующую плоть), в первый раз познает собственный стыд, и укрывается от Бога».

Изгнание Адама и Евы из Рая. Фреска притвора Трапезного храма Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Изображение с сайта stsl.ru

Если святитель Иоанн Златоуст, как уже отмечалось выше, придерживался в основном взгляда, согласно которому до грехопадения весь мир был нетленен, то свт. Григорий Нисский вслед за Василием Великим отстаивает мнение о нетленности и бессмертии только одного первозданного человека, усвоившего после грехопадения тленную природу животных, на что символически указывает облачение его в кожаные ризы:

«Итак, поскольку всего того, что к естеству человеческому примешалось из жизни бессловесных, прежде в нас не было, пока человечество не впало в страсть по причине порока; <…> так тогда и мы совлечемся мертвенного и этого и гнусного хитона, наложенного на нас из кож бессловесных животных (а слыша о коже, думаю разуметь наружность бессловесного естества, в которую облеклись мы, освоившись со страстью);

тогда все, что было в нас из кожи бессловесных, свергнем с себя по совлечении хитона.

А воспринятое нами от кожи бессловесных – плотское смешение, зачатие, рождение, нечистота, сосцы, пища, извержение, постепенное прихождение в совершенный возраст, зрелость возраста, старость, болезнь, смерть. <…>

Ибо морщиноватость и дородность тела, сухощавость и полнота, и все иное, что бывает с текучим естеством тел, что общего имеют с оною жизнию, которая чужда текучаго и скоропреходящего препровождения настоящей жизни?».

Преподобный Ефрем Сирин хотя и придает бо́льшее значение буквальному смыслу (как и святитель Иоанн Златоуст), однако не обходит вниманием и символическую сторону Быт. 3:21:

«Ризы сии были или сделаны из кожи животных, или сотворены вновь, потому что, по словам Моисея, Господь сотворил ризы сии и облек ими Адама и Еву. Можно думать, что прародители, коснувшись руками препоясаний своих, нашли, что облечены они в ризы из кожи животных, умерщвленных, может быть, перед их же глазами, чтобы питались они мясом их, прикрывали наготу свою кожами, и в самой их смерти увидели смерть собственного своего тела».

Преподобный Григорий Синаит (XIV в.) также говорит о том, что человек после трагедии грехопадения по физической природе уподобился тленным животным:

«Тление – плоти порождение. Вкушать пищу и извергать излишнее, гордо держать голову и лежа спать, - естественная принадлежность зверей и скотов, в коих и мы, став чрез преслушание подобными скотам, от свойственных нам богоданных благ отпали и соделались из разумных скотскими и из божественных зверскими. <…>

Когда душа чрез вдуновение создана была разумною и мысленною, тогда вместе с нею не создал Бог ярости и похоти скотской, но одну силу желательную вложил в нее и мужество к исполнению желаний. Равным образом и тело создав, Он не вложил в него в начале гнева и похоти неразумной, но после уже чрез преслушание оно приняло в себя мертвость, тленность и скотность.

Тело, говорят богословы, создано нетленным, каковым и воскреснет, как и душа создана бесстрастною; но как душа имела свободу согрешить, так тело – возможность подвергнуться тлению. И обе они, т.е. душа и тело – растлились, и срастворились, по естественному закону сочетания их друг с другом и взаимного влияния: причем душа окачествовалась страстями, паче же бесами; а тело уподобилось скотам несмысленным и погрузилось в тление».

Здесь можно отметить еще один важный аспект. Согласно свят. Григорию Нисскому, прп. Максиму Исповеднику, Иоанну Дамаскину и другим св. отцам,

человек изначально не был подчинен закону «скотского рождения от семени»: в первоначальное намерение Божие не входило умножение людей «привычным» нам образом, хотя человек и создан был как мужчина и женщина.

«Облачение в «кожаные одежды» означало то, что <…> человек не только лишен был нетления своей природы, но и осужден на страстное рождение от семени по образу животных.

Тело его было вполне подчинено законам добровольно избранной скотской жизни», - писал прп. Максим Исповедник.

Воскреснут ли животные?

Адам нарекает имена животным. Фреска храма монастыря св. Николая Успокоителя в Метеорах (Греция). 16 век, мастер Феофан Критский. Изображение с сайта wikipedia.org

В целом православная традиция не признает бессмертия не только телесной, но и душевной природы животных. Святитель Василий Великий по этому поводу говорит:

«Для чего земля изводит душу живу? Чтобы ты знал различие между душею скота и душею человека. Вскоре узнаешь, как сотворена душа человеческая, а теперь слушай о душе бессловесных. По Писанию, душа всякаго животного кровь его есть (Лев. 17:11) , а сгустившаяся кровь обыкновенно превращается в плоть, а истлевшая плоть разлагается в землю; то, по всей справедливости, душа скотов есть нечто земное. <…>

Рассмотри связь души с кровию, крови с плотию, плоти с землею; и опять в обратном порядке переходи от земли к плоти, от плоти к крови, от крови к душе; и ты найдешь, что душа скотов есть земля. Не думай, что она старше телесного их состава, и что она пребывает по разрушении тела». Святитель Григорий Палама пишет: «Чувственные и бессловесные твари животного мира имеют в себе только дух жизни, да и тот сам по себе не в силах существовать, совершенно же лишены бессмертного ума и дара слова;

существа же сущие выше всего чувственного (материального) мира – Ангелы и Архангелы – хотя и духовны и разумны, имеют бессмертный ум и слово (разум), но не имеют в себе животворящего духа, а потому и телом не обладают, которое получает жизнь от животворящего духа;

человек же, единственный созданный по образу Триипостасного Естества, обладает бессмертным умом и даром слова и духом, который дает жизнь (сопряженному с ним) телу»;

«Душа каждого из неразумных живых существ есть жизнь тела, ею одушевленного, и имеющего эту жизнь не по сущности, но в действии, как жизнь в отношении другого, но не саму по себе».

Действительно, трудно представить, что после грехопадения человека природа животных так сильно изменилась, что привело к смертности бессмертных душ «бессловесных» живых существ. Видимо, таковыми преходящими и ограниченные в существовании во времени они были созданы изначально.

При этом можно предположить, что до Адамова преступления их переход к небытию не был связан с такими же физическими ощущениями и страданиями, как в настоящую эпоху.

Какого Адама сравнивают с шимпанзе?

Адам. Слоновая кость, 10 — 11 век. Константинополь. Изображение с сайта wikipedia.org

Приведенные святоотеческие тексты, раскрывающие богословие «кожаных риз», подводят нас к выводу: исследуя родственную генетическую, физиологическую и анатомическую преемственность животных и людей, наука имеет дело лишь с человеком, уже изгнанным из Эдема.

Изучая его телесную природу, облеченную в «кожаные одежды», естествознание вполне закономерно и «законно» говорят об эволюционном, историческом родстве с приматами. Однако с точки зрения православного богословия эти выводы сущностно, онтологически не относятся к первозданному Адаму и его потомкам, а сами по себе есть одно из парадоксальных следствий грехопадения прародителей:

богоподобие не уничтожается, но как бы отходит на второй план перед подобием «скотам полевым».
Тварный мир существует в соответствии с благим божественным смыслом, замыслом (логосом) , но образ его существования (тропос – по преп. Максиму Исповеднику) может этому замыслу не соответствовать. Реализовав свою свободу как противление Божественной воле, Адам получает горькое право на «автономное» существование (И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло – Быт.3:22).

Соответственно, и история становления, и сегодняшнее бытие мира, как и его собственное бытие, предстают перед ним, находящимся в падшем состоянии, как случайный, слепой, бессмысленный, мертвый, хаотичный процесс, где есть место не только конкуренции, естественному отбору, смерти, жестокости, страданию.

Эфемерно существуя «автономно от Творца», невозможно, исходя из рационального и чувственного опыта «увидеть» иначе собственное происхождение.

«Итак, бесы делят себе по частям видимую тварь [состоящую из] четырех стихий, приуготовляя нас зрить [ее только] чувством для возбуждения страсти, не ведая содержащихся в ней божественных логосов», - говорит преп. Максим Исповедник.

С древних времен, вероятно, преемственно - от самих прародителей - человечество сохранило в разных мифологических образах и гимнах скорбную память об утраченном Эдеме как о прошедшем «Золотом веке». На эту особенность постоянно обращали внимание этнографы, религиоведы, культурологи, археологи, исследующие историю, начиная с палеолита. Разница мы видим лишь в мировоззренческих интерпретациях.

Так, первой четверти ХХ в. (1923 г.) известный английский этнограф и историк религии Дж. Фрезер, рассматривая библейское повествование о сотворении человека и грехопадении, оспаривал уникальность и богодухновенность первых глав книги Бытия и всего Священного Писания в целом на основании сходства некоторых их деталей с другими памятниками литературы и мифологии древнего мира.

Протоиерей Олег Мумриков, богослов, биолог, преподаватель ПСТГУ и кафедры библеистики МДАиС. Фото с сайта mpda.ru

Между тем, современные христианские исследователи и апологеты в наличии подобного сходства видят одно из важнейших доказательств именно историчности библейских текстов.

 


Читайте:



Как космическая медицина спасает людей на земле

Как космическая медицина спасает людей на земле

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №8 Областной конкурс «Космонавтика» Номинация...

Звуки природы имеют намного большее влияние на психику, нежели вы могли подумать

Звуки природы имеют намного большее влияние на психику, нежели вы могли подумать

Журчание ручья, шум ветра, шелест листьев и другие звуки природы способны особенным образом влиять на наш разум и могут помочь нам расслабиться....

Как оформить зону любви по фен-шуй?

Как оформить зону любви по фен-шуй?

Сейчас мы с вами обсудим зону брака по фен-шуй. Для чего нужна в квартире зона любви? Мастера уверяют, что активизация этой зоны способна сотворить...

Ключевые фразы роберта кийосаки Лучшие цитаты кийосаки

Ключевые фразы роберта кийосаки Лучшие цитаты кийосаки

Ваш мозг может все. Абсолютно все. Главное, убедить себя в этом. Руки не знают, что они не умеют отжиматься, ноги не знают, что они слабые, живот...

feed-image RSS