Главная - Спорт для детей и взрослых
Церковные служители название. Иерархия русской православной церкви

Священник в православной церкви ‑ не просто «батюшка». Непосвященный человек догадывается, что степеней священства в церкви много: не зря же один православный священник носит серебряный крест, другой ‑ золотой, а третий ‑ еще и украшенный красивыми камешками. Кроме того, даже человек, не особо углубляющийся в русскую церковную иерархию, из художественной литературы знает, что духовенство бывает черное (монашествующее), и белое (женатое). Но, сталкиваясь с такими православными , как архимандрит, иерей, протодиакон, подавляющее большинство людей не понимает, о чем вообще идет речь, и чем перечисленные священнослужители отличаются друг от друга. Поэтому я предлагаю короткий обзор санов православных священнослужителей, который поможет Вам разобраться в большом количестве духовных званий.

Священник в православной церкви — черное духовенство

Начнем с черного духовенства, поскольку званий у монашествующих православных священников намного больше, чем у тех, кто выбрал семейную жизнь.

  • Патриарх ‑ глава православной церкви, самый высший церковный сан. Патриарха избирают на поместном соборе. Отличительной чертой его облачения является белый головной убор (куколь), увенчанный крестом, и панагия (украшенный драгоценными камнями образ Богородицы).
  • Митрополит ‑ глава крупной православной церковной области (митрополии), в которую входит несколько епархий. В настоящее время ‑ это почетный (как правило, наградной) сан, следующий сразу за архиепископом. Митрополит носит белый клобук и панагию.
  • Архиепископ ‑ православный священнослужитель, в управлении которого находилось несколько епархий. В настоящее время является наградным. Архиепископа можно отличить по черному клобуку, украшенному крестиком, и панагии.
  • Епископ ‑ глава православной епархии. От архиепископа отличается тем, что на его клобуке нет крестика. Всех патриархов, митрополитов, архиепископов и епископов можно назвать одним словом ‑ архиереи. Все они могут рукополагать в православные священники и диаконы, освящать , и выполнять все остальные таинства православной церкви. Рукоположение в епископы, согласно церковному правилу, всегда производится несколькими епископами (собором).
  • Архимандрит ‑ православный священник в высшем монашеском чине, предшествующем архиерейскому. Раньше этот сан присваивали настоятелям крупных монастырей, теперь он часто носит наградной характер, и в одном монастыре может быть несколько архимандритов.
  • Игумен ‑ монах в сане православного священника. Раньше это звание считалось довольно высоким, и его имели только настоятели монастырей. Сегодня это уже не принципиально.
  • Иеромонах ‑ низший чин монашествующего священника в православной церкви. Архимандриты, игумены и иеромонахи носят черные облачения (подрясник, рясу, мантию, черный клобук без крестика) и наперсный (нагрудный) крест. Они могут совершать церковные таинства, кроме рукоположения в священный сан.
  • Архидиакон ‑ старший диакон в православном монастыре.
  • Иеродиакон ‑ младший диакон. Архи- и иеродиаконы внешне отличаются от монашествующих священников тем, что не носят наперсного креста. Отличаются и их облачения во время богослужения. Они не могут выполнять никаких церковных таинств, в их функции входит сослужение священнику во время службы: провозглашение молитвенных прошений, вынос Евангелия, чтение Апостола, подготовка священных сосудов и т.д.
  • Диаконы, ‑ как монашествующие, так и относящиеся к белому духовенству, ‑ относятся к низшей ступени священства, православные священники ‑ к средней, а архиерей ‑ к высшей.

Православный священнослужитель — белое духовенство

  • Протоиерей ‑ старший православный священник в храме, как правило, ‑ настоятель, но сегодня в одном приходе, особенно крупном, может быть несколько протоиереев.
  • Иерей ‑ младший православный священник. Белые иереи, как и монашествующие священники, выполняют все таинства, кроме рукоположения. Протоиереи и иереи не носят мантию (это часть монашеского облачения) и клобук, их головным убором является камилавка.
  • Протодиакон, диакон ‑ соответственно старший и младший диаконы среди белого духовенства. Их функции полностью соответствуют функциям монашествующих диаконов. Белое духовенство не рукополагается в православные архиереи лишь при условии принятия монашеского сана (такое часто бывает по взаимному согласию в преклонном возрасте или в случае вдовства, если у священника нет детей или они уже взрослые.

Правильно будет сказать, что те, люди которые трудятся в храмах и приносят пользу Церкви, несут служение, причем достаточно непростое, но весьма богоугодное.

Для многих людей Церковь остается сокрытой во мраке, и отсюда у некоторых людей часто возникает ее искаженное понимание, неверное отношение к происходящему. Одни ожидают от служащих в храмах святости, другие аскетизма.

Итак, кто служит в храме?

Пожалуй, начну со служителей, чтобы легче было воспринимать дальнейшую информацию.

Служащие в храмах называются священнослужителями и церковнослужителями, все священнослужители в конкретном храме называются клиром, а вместе церковнослужители и священнослужители называются причтом конкретного прихода.

Священнослужители

Таким образом, священнослужители - это люди, которые посвящены особым образом главой митрополии или епархии, с возложением на них рук (рукоположением) и принятием священного духовного сана. Это люди, принявшие присягу, а также имеющие духовное образование.

Тщательный отбор кандидатов перед рукоположением (посвящением)

Как правило, кандидатов рукополагают в священнослужители после длительной проверки и подготовки (зачастую 5 - 10 лет). Предварительно этот человек проходил послушание в алтаре и имеет характеристику от священника, у которого в храме он послушался, далее он проходит ставленническую исповедь у духовника епархии, после чего митрополит или епископ принимает решение о том, достоин ли конкретный кандидат принятия сана.

Женатый или Монах...Но венчаный на Церкви!

Перед рукоположением ставленник определяется, будет он женатым служителем или монахом. Если будет женатым, то он должен заранее жениться и после проверки отношений на крепость совершается рукоположение (второженцами священникам быть запрещено).

Итак, священнослужители получили благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой, а именно: совершать богослужения, учить людей христианской вере, доброй жизни, благочестию, управлять церковными делами.

Существует три степени священства: епископы (митрополиты, архиепископы), иереи, диаконы.

Епископы, Архиепископы

Епископ - высший чин в Церкви, они получают высшую степень Благодати, они называются еще архиереями (наиболее заслуженные) или митрополитами (которые являются главой митрополии, т.е. главные в области). Епископы могут совершать все семь из семи таинств Церкви и все Церковные службы и чинопоследования. Это значит, что только епископам принадлежит право не только совершать обычные богослужения, но и посвящать (рукополагать) в священнослужители, а равно освящать миро, антиминсы, храмы и престолы. Епископы управляют священниками. А подчиняются епископы Патриарху.

Иереи, Протоиереи

Иерей - это священнослужитель, второй священный чин после епископа, который имеет право совершать самостоятельно шесть таинств Церкви из семи возможных, т.е. иерей может совершать с благословения епископа таинства и церковные службы, кроме тех, которые положено совершать только епископу. Более достойным и заслуженным иереям присваивается звание протоиерея, т.е. старшего иерея, а главному между протоиереями дают звание протопресвитер. Если священник является монахом, то его называет иеромонах, т.е. священномонах, за выслугу лет могут их наградить званием игумена, а далее еще более высокое звание архимандрита. Особо достойные архимандриты могут стать епископами.

Диаконы, Протодиаконы

Диакон - это священнослужитель третьего, низшего священнического чина, который помогает священнику или епископу при богослужении или совершении таинств. Он служит при совершении таинств, но самостоятельно таинства совершать не может., соответственно участие диакона в богослужении не обязательно. Помимо помощи священнику, задача диакона - призывать молящихся к молитве. Его отличительная особенность в облачении: Одевается он в стихарь, на руках поручи, на плече длинная лента (орарь), если у диакона лента широкая и сшитая перехлестно, значит диакон имеет награду или является протодиаконом (старшим диаконом). Если диакон монах, то его называют иеродиаконом (а старший иеродиакон будет называться архидиакон).

Служители церкви, которые не имеют священного сана и помогают в служении.

Ипподиаконы

Ипподиаконы - это те, кто помогает в архиерейском служении, они облачают архиерея, держат светильники, перемещают орлецы, подносят в определенное время Чиновник, готовят все необходимое для богослужения.

Псаломщики (чтецы), певцы

Псаломщики и певцы (хор) - читают и поют на клиросе в храме.

Уставщики

Уставщик - это псаломщик, который очень хорошо знает богослужебный Устав и вовремя подает поющим певцам нужную книгу (при богослужении используется достаточно много богослужебных книг и все они имеют свое название и смысл) и при необходимости самостоятельно читает или возглашает (выполняет функцию канонарха).

Пономари или алтарники

Пономари (алтарники) - помогают при богослужении священникам (иереям, протоиереям, иеромонахам, и т.д.).

Послушники и трудники

Послушники, трудники - в основном бывают только в монастырях, где выполняют различные послушания

Иноки

Инок - насельник монастыря, не дававший обетов, но имеющий право монашеских одеяний.

Монахи

Монах - насельник монастыря, давший монашеские обеты перед Богом.

Схимонах - монах, который дал еще более серьезные обеты перед Богом по сравнению с обычным монахом.

Кроме того, в храмах Вы можете встретить:

Настоятель

Настоятеля - это главный священник, редко диакон на конкретном приходе

Казначей

Казначея - это своего рода главный бухгалтер, как правило, это обычная женщина с мира, которая поставлена настоятелем для выполнения конкретной работы.

Староста

Старосту – это тот же завхоз, помощник по хозяйству, как правило, это благочестивый мирянин, который имеет желание помогать и заведовать хозяйством при храме.

Эконом

Эконома – один из служащих по хозяйству там, где это требуется.

Регистратор

Регистратор – эти функции выполняет обычная прихожанка (с мира), которая служит в храме по благословению настоятеля, она оформляет требы и заказные молитвы.

Уборщица

Служащую храма (по уборке, поддержанию порядка в подсвечниках) – это обычная прихожанка (с мира), которая служит в храме по благословению настоятеля.

Служащая в Церковной лавке

Служащую в церковной лавке – это обычная прихожанка (с мира), которая служит в храме по благословению настоятеля, выполняет функции по консультации и продаже литературы, свечей и всего, что продается в церковных лавках.

Дворник, охраник

Обычный мужчина с мира, который служит в Храме по благословению настоятеля.

Дорогие друзья, обращаю Ваше внимание, что автор проекта просит помощи каждого из Вас. Служу в бедном поселковом Храме, очень нужна различная помощь, в том числе средства на содержание Храма! Сайт приходского Храма: hramtrifona.ru

Возникновение христианства связывают с приходом на землю сына Божьего - Иисуса Христа. Он чудесно воплотился от Святого Духа и Девы Марии, вырос и повзрослел как человек . В 33 года он отправился проповедовать в Палестине, призвал двенадцать учеников, совершал чудеса, обличал фарисеев и иудейских первосвященников.

Был арестован, судим и подвергся позорной казни через распятие. На третий день воскрес и являлся своим ученикам. На 50-й день после воскрешения - вознесён в Божьи чертоги к своему Отцу.

Христианское мировоззрение и догматы

Христианская церковь была образована более 2 тыс. лет назад. Точное время её начала определить сложно, так как события её возникновения не имеют документированных официальных источников. В исследованиях этого вопроса опираются на книги Нового Завета. Согласно этим текстам - церковь возникла после сошествия Святого Духа на апостолов (праздник Пятидесятницы) и начала их проповеди слова Божьего среди людей.

Возникновение апостольской церкви

Апостолы, после обретения способности понимать и говорить на всех языках, отправились по миру, проповедуя о новом учении, основанном на любви. Это учение базировалось на иудейской традиции поклонения единому Богу, основы которого изложены в книгах пророка Моисея (Пятикнижье Моисея) - Торы. Новая вера предлагала понятие Троицы, которое выделяло в едином Боге три ипостаси:

Основным отличием христианства - был приоритет любви Божьей над законом, при этом сам закон не отменялся, а дополнялся.

Развитие и распространение учения

Проповедники следовали от селения к селению, после их ухода возникшие адепты объединялись в общины и вели рекомендованный образ жизни, игнорируя старые устои, которые противоречат новым догматам. Многие официальные лица того времени не приняли возникшее учение, ограничивающее их влияние и ставящее под сомнение многие сложившиеся положения. Начались гонения, многие последователи Христа подверглись истязаниям и казням, но это лишь укрепило дух христиан и расширило их ряды.

К четвёртому веку общины разрослись по всему Средиземноморью и даже широко шагнули за его пределы. Император Византии Константин проникся глубиной нового учения и стал утверждать его в пределах своей империи. Три святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, просветлённые Святым Духом, разработали и структурно изложили учение, утвердив порядок богослужений, формулировку догматов и каноничность источников. Укрепляется иерархическая структура, возникает несколько поместных Церквей.

Дальнейшее развитие христианства происходит бурно и на обширных пространствах, но при этом возникают две традиции богослужений и догматов. Они развиваются каждая по своему пути, а в 1054 г. происходит окончательный раскол на католиков, исповедавших западную традицию, и православных сторонников восточной традиции. Взаимные претензии и обвинения приводят к невозможности взаимного литургического и духовного общения. Католическая церковь считает своим главой Папу Римского. Восточная церковь включает в себя несколько патриархатов, сформированных в разное время.

Православные общины со статусом патриархата

Во главе каждого патриархата стоит патриарх. Патриархаты могут включать в себя Автокефальные церкви, экзархаты, митрополии и епархии. В таблице перечислены современные церкви, которые исповедуют православие и имеют статус патриархата:

  • Константинопольская, образована апостолом Андреем в 38 г. С 451 г. получает статус Патриархата.
  • Александрийская. Считается, что её основателем был апостол Марк около 42 года, в 451 году правящий епископ получил титул патриарха.
  • Антиохийская. Основана в 30-е года н. э. апостолами Павлом и Петром.
  • Иерусалимская. Предание утверждает, что первое время (в 60-х годах) она возглавлялась родственниками Иосифа и Марии.
  • Русская. Образована в 988 г., автокефальная митрополия с 1448 г., в 1589 - введено патриаршество.
  • Грузинская православная церковь.
  • Сербская. Получает автокефалию в 1219 г.
  • Румынская. С 1885 г. официально получает автокефалию.
  • Болгарская. В 870 году добилась автономии. Но только в 1953 г. признана патриархатом.
  • Кипрская. Образована в 47 году апостолами Павлом и Варнавой. Автокефалию получает в 431 г.
  • Элладская. Автокефалии добилась в 1850 г.
  • Польская и Албанская православные церкви. Обрели автономию в 1921 г. и 1926 г. соответственно.
  • Чехословацкая. Крещение чехов началось в X веке, но только 1951 г. они получают автокефалию от Московского патриархата.
  • Православная церковь в Америке. Была признана в 1998 г. Константинопольской церковью, считается последней православной церковью, получившей патриархат.

Главой Православной Церкви является Иисус Христос. Управляется она его предстоятелем патриархом, состоит из членов церкви, людей, исповедующих учение церкви, прошедших таинство крещения, регулярно участвующих в богослужениях и таинствах. Все люди, считающие себя членами, представлены иерархией в православной церкви, схема их разделения включает три общности - миряне, церковнослужители и священнослужители:

  • Миряне - это члены церкви, посещающие богослужения и принимающие участие в таинствах, совершаемых священнослужителями.
  • Церковнослужители - благочестивые миряне, выполняющие послушание священнослужителей. Они обеспечивают утверждённое функционирование церковной жизни. С их помощью происходит уборка, охрана и украшение храмов (трудники), обеспечение внешних условий порядка богослужений и таинств (чтецы, пономари, алтарники, иподьяконы), хозяйственная деятельность церкви (казначеи, старосты), а также миссионерская и образовательная работы (преподаватели, катехизаторы и воспитатели).
  • Священнослужители или клирики делятся на белое и чёрное духовенство и включают все церковные саны: дьяконов, священство и епископов.

К белому духовенству относятся церковники, прошедшие таинство рукоположения, но не принявшие монашеских обетов. Среди низших чинов различают такие звания, как дьякон и протодиакон, получившие благодать для совершения положенных действий, помогающие вести службу .

Следующий ранг - пресвитер, они имеют право совершать большинство таинств, принятых в церкви, их чины в православной церкви по возрастанию: иерей, протоиерей и самый высокий - митрофорный протоиерей . В народе их зовут батюшками, священникам или попами, в их обязанность входит быть настоятелями храмов, возглавлять приходы и объединения приходов (благочиния).

К чёрному духовенству причисляют членов церкви, которые приняли монашеские обеты, ограничивающие свободу монаха. Последовательно различают пострижение в рясофор, мантию и схиму. Живут монахи обычно в монастыре. При этом иноку нарекается новое имя. Монах, прошедший дьяконское рукоположение, переводится в иеродиакона, он лишён возможности совершать почти все таинства церкви.

После священнического рукоположения (совершается только епископом, так же как и в случае рукоположения иерея), монаху присваивается чин иеромонаха, право совершать многие таинства, возглавлять приходы и благочиния. Следующие чины в монашестве именуются - игумен и архимандрит или священноархимандрит. Их ношение предполагает занятие должности старшего руководителя монастырской братией и хозяйства обители.

Следующая иерархическая общность называется епископат, она образуется только из чёрного духовенства. Кроме епископов, здесь по старшинству различают архиепископов и митрополитов. Рукоположение во епископа носит название хиротония и осуществляется коллегией епископов. Именно из этой общности назначаются руководители епархий, митрополий, экзархатов. К руководителям епархий в народе принято обращаться - архиерей или владыка.

Вот такие признаки позволяют отличаться членам церкви от остальных граждан .

Православное богослужение могут совершать только люди, прошедшие специальное посвящение – рукоположение. Все вместе они составляют церковную иерархию и называются духовенством.

Священник в полном облачении

Cвященником в Православной Церкви может быть только мужчина. Ничуть не умаляя достоинства женщины, это установление напоминает нам об облике Христа, которого во время совершения таинств представляет священник.

Но и не каждый мужчина может быть священником. Апостол Павел называет качества, которыми должен обладать священнослужитель: он должен быть непорочен, однажды женат, трезв, целомудрен, честен, бескорыстен, тих, миролюбив, не должен любить деньги. Он должен также хорошо управлять своей семьей, чтобы и дети у него были послушными и честными, потому что, как замечает апостол, «кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?»


В ветхозаветные времена (примерно за 1500 лет до Рождества Христова) по воле Божией пророк Моисей избрал и посвятил для богослужения особых лиц – первосвященников, священников и левитов.

Во времена новозаветные Иисус Христос из множества Своих последователей избрал 12 ближайших учеников – апостолов. Спаситель наделил их правом учить, совершать богослужение и руководить верующими.

Сначала апостолы все делали сами – крестили, проповедовали, занимались хозяйственными вопросами (сбором, распределением пожертвований и т. д.) Но число верующих быстро увеличивалось. Чтобы апостолам хватало времени на выполнение своей прямой миссии – совершать богослужения и проповедовать, решили перепоручить хозяйственные и материальные вопросы специально выбранным людям. Были избраны семь человек, которые стали первыми диаконами христианской Церкви. Помолясь, апостолы возложили на них руки и посвятили их на служение Церкви. Служение первых диаконов (греч. «служитель») состояло в заботах о попечении бедных и в помощи апостолам при совершении таинств.

Когда счет верующим пошел на тысячи, двенадцать человек физически уже не могли справляться ни с проповедью, ни со священнодействиями. Поэтому в больших городах апостолы начали рукополагать некоторых людей, которым передали свои обязанности: совершать священные действия, учить людей и управлять Церковью. Этих людей назвали епископами (с греч. «надзиратель», «блюститель»). Единственное отличие епископов от первых двенадцати апостолов заключалось в том, что власть священнодействовать, учительствовать и управлять епископ имел право только на вверенной ему территории – своей епархии. И этот принцип сохранился до нашего времени. До сих пор епископ считается преемником и представителем апостолов на земле.

Вскоре помощники потребовались и епископам. Число верующих росло, и епископам больших городов каждый день приходилось совершать богослужения, крестить или отпевать – причем одновременно в разных местах. Епископы, которым апостолы дали власть не только учить и священнодействовать, но и посвящать в священнический сан, по апостольскому примеру стали рукополагать на служение священников. Те имели ту же власть, что и епископы с одним исключением – они не могли возводить людей в священный сан и исполняли свое служение только с благословения епископа.

Диаконы помогали в служении и священникам и епископам, но не имели право совершать таинства.

Таким образом, со времен апостольских и до сегодняшнего дня в Церкви существует три степени иерархии: высшая – епископ, средняя – священник и низшая – диакон.

Кроме того, все духовенство разделяется на «белое » – состоящее в браке, и «черное » – монахов.

Священнические звания белого и черного духовенства

Существует три иерархические ступени священства и в каждой из них своя иерархия. В таблице ты найдешь звания белого духовенства и соответствующие им звания духовенства черного.

Диакон помогает при богослужениях епископам и священникам. Получив благословение, имеет право участвовать в совершении церковных таинств, сослужить епископам и священникам, но сам таинств не совершает.

Диакон, состоящий в монашеском чине, называется иеродиаконом. Старший диакон в белом духовенстве называется протодиаконом – первым диаконом, а в черном – архидиаконом (старшим диаконом).

Иподиаконы (помощники диаконов), участвуют только при архиерейском служении: они облачают архиерея в священные одежды, держат и подают ему дикирий и трикирий и т. д.


Священник может совершать шесть таинств Церкви кроме Таинства Рукоположения, то есть не может возводить в одну из священных степеней церковной иерархии. Священник находится в подчинении епископа. В сан священника может быть рукоположен только диакон (женатый или монашествующий). У слова «священник» есть несколько синонимов:

иерей (от греч. – священный);

пресвитер (от греч. – старейшина)

Старшие из священников белого духовенства называются ПРОТОИЕРЕЯМИ, ПРОТОПРЕСВИТЕРАМИ (протопресвитер – старший священник в кафедральном соборе), т. е. первыми иереями, первыми пресвитерами.

Священник, состоящий в монашеском чине, называется ИЕРОМОНАХ (с греческого – «священник-монах»). Старшие из пресвитеров черного духовенства называются ИГУМЕНАМИ (вождями монашествующей братии). Сан игумена обычно имеет настоятель обычного монастыря или даже приходского храма.

Сан АРХИМАНДРИТА полагается настоятелю крупного монастыря или лавры. Некоторые монахи получают этот титул за особые заслуги перед Церковью.

Хорошее ли слово «поп»

На Руси слово «поп» никогда не имело отрицательного значения. Оно происходит от греческого «паппас», что означает «папочка», «батюшка». Во всех древнерусских богослужебных книгах название «поп» встречается очень часто как синоним слов «священник», «иерей» и «пресвитер».

Сейчас, к сожалению, слово «поп» стало носить негативный, презрительный оттенок. Так произошло за годы советской антирелигиозной пропаганды.

В настоящее время среди южнославянских народов священников продолжают называть попами, не вкладывая в это слово никакого негативного смысла.


Епископ совершает все богослужения и все семь святых таинств. Только он может через Таинство Рукоположения посвящать других в священнослужители. Епископ называется также архиереем или иерархом, т. е. священноначальником. Архиерей – общее звание для священнослужителя, стоящего на этой ступени церковной иерархии: так можно называть и патриарха, и митрополита, и архиепископа, и епископа. По древней традиции в сан епископа посвящают только священников, принявших монашеский чин.

Сан епископа в административном отношении имеет пять степеней.

Викарный епископ («викарий» значит «наместник») руководит приходами небольшого города.

Управляет приходами целой области, называемой епархией.

Архиепископ (старший епископ) часто управляет епархией большего размера.

Митрополит – это епископ большого города и прилегающей области, который может иметь помощников в лице викарных епископов.

Экзарх – начальствующий епископ (обычно митрополит) большого столичного города; ему подвластны несколько епархий, входящих в состав экзархата с их епископами и архиепископами.

– «отценачальник» – предстоятель Поместной Церкви, избираемый и поставляемый на Соборе – высший чин церковной иерархии.


Другие служители Церкви

Кроме лиц священного сана в церковных службах принимают участие и миряне – иподиаконы, псаломщики и пономари. Они относятся к числу церковнослужителей, но их не посвящают на служение через таинство, а просто благословляют – настоятель храма или правящий архиерей.

Псаломщики (или чтецы) читают и поют во время богослужения, а также помогают священнику при совершении треб.

Пономари исполняют обязанности звонарей, подают кадило, помогают во время богослужения в алтаре.

Раздел:
ЦЕРКОВНЫЙ ПРОТОКОЛ
3 -я страница

ИЕРАРХИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Духовное руководство воистину утвердившимся в святой православной вере:
- вопросы верующих и ответы святых праведников.


Русская Православная Церковь как часть Вселенской Церкви, имеет ту же трехстепенную иерархию, которая возникла на заре христианства.

Священнослужители разделяются на диаконов, пресвитеров и епископов.

Лица, находящиеся на двух первых священных степенях, могут принадлежать как к монашествующему (черному), так и к белому (женатому) духовенству.

С XIX века в нашей Церкви существует заимствованный с католического Запада институт целибата, однако на практике он встречается крайне редко. В этом случае духовное лицо остается безбрачным, но не приносит монашеских обетов и не принимает пострига. Священнослужители могут вступать в брак только до принятия сана.

[По-латыни «целибат» (caelibalis, caelibaris, celibatus) - неженатый (холостой) человек; в классической латыни слово caelebs обозначало «не имеющий супруги» (и девственник, и разведенный, и вдовец), однако в позднеантичный период народная этимология связала его с caelum (небо), и так оно стало пониматься в средневековой христианской письменности, где использовалось при речи об ангелах, заключая в себе аналогию между девственной жизнью и ангельской; согласно Евангелию, на небесах не женятся и не выходят замуж (Мф. 22,30; Лк. 20, 35).]

В схематическом виде священническая иерархия может быть представлена в следующем виде:

БЕЛОЕ ДУХОВЕНСТВО ЧЕРНОЕ ДУХОВЕНСТВО
I. ЕПИСКОП (АРХИЕРЕЙ)
Патриарх
Митрополит
Архиепископ
Епископ
II. СВЯЩЕННИК
Протопресвитер Архимандрит
Протоиерей (старший священник) Игумен
Иерей (священник, пресвитер) Иеромонах
III. ДИАКОН
Архидиакон (старший диакон, служащий с Патриархом) Архидиакон (старший диакон в монастыре)
Протодиакон (старший диакон, как правило, в соборе)
Диакон Иеродиакон

ПРИМЕЧАНИЕ: сану архимандрита в белом духовенстве иерархически соответствуют митрофорный протоиерей и протопресвитер (старший священник в кафедральном соборе).

Монах (греч. μονος - уединенный) - лицо, посвятившее себя служению Богу и давшее обеты (обещания) послушания, нестяжательства и безбрачия. Монашество имеет три степени.

Искус (его продолжительность, как правило, составляет три года), или степень послушника, служит вступлением в монашескую жизнь, чтобы желающие ее испытали прежде свои силы и лишь после того произносили невозвратные обеты.

Послушник (иначе - новоначальный) носит не полное одеяние инока, а лишь рясу и камилавку, и потому эта степень называется также рясофором, т. е. ношением рясы, дабы в ожидании принятия монашеских обетов послушник утверждался на избранном пути.

Ряса - это одежда покаяния (греч. ρασον - поношенная, ветхая одежда, вретище).

Собственно иночество разделяется на две степени: малый ангельский образ и великий ангельский образ, или схима. Посвящение себя иноческим обетам именуется пострижением.

Клирика может постригать только архиерей, мирянина - также иеромонах, игумен или архимандрит (но в любом случае монашеский постриг совершается лишь с разрешения епархиального архиерея).

В греческих монастырях Святой Горы Афон постриг совершается сразу в великую схиму.

При пострижении в малую схиму (греч. το μικρον σχημα - малый образ) рясофорный монах становится мантийным: получает новое имя (его выбор зависит от постригающего, ибо оно дается в знак того, что отрекающийся от мира монах полностью подчиняется воле игумена) и облачается в мантию, что знаменует «обручение великаго и ангельскаго образа»: она не имеет рукавов, напоминая иноку, что он не должен творить дела ветхого человека; свободно развеваясь при ходьбе мантия, уподобляется крыльям Ангела, сообразно монашескому образу Монах облачается также в «шлем спасения» (Ис. 59, 17; Еф. 6, 17; 1 Фес. 5, 8) - клобук: как воин покрывает себя шлемом, идя на брань, так и инок надевает клобук в знак того, что стремится отвратить очи и закрыть уши, чтобы не видеть и не слышать суеты мира.

Более строгие обеты всецелого отречения от мира произносятся при принятии великого ангельского образа (греч. το μεγα αγγελικον σχημα). При пострижении в великую схиму монаху еще раз дается новое имя. Одежды, в которые облачается великосхимник, отчасти те же, что носят и иноки малой схимы: ряса, мантия, - но вместо клобука великосхимник надевает куколь: остроконечную шапочку, покрывающую главу и плечи кругом и украшенную пятью крестами, расположенными на челе, на груди, на обоих плечах и на спине. Иеромонах, принявший великую схиму, может совершать богослужения.

Архиерей, постригшийся в великую схиму, должен отказаться от епископской власти и управления и остаться до конца дней схимником (схиепископом).

Диакон (греч. διακονος - служитель) не имеет права самостоятельно совершать богослужения и церковные таинства, он является помощником иерея и епископа. Диакон может быть возведен в сан протодиакона или архидиакона.

Сан архидиакона встречается крайне редко. Его имеет диакон, постоянно сослужащий Святейшему Патриарху, а также диаконы некоторых ставропигиальных монастырей.

Диакон-монах именуется иеродиаконом.

Существуют также иподиаконы, которые являются помощниками епископов, но не входят в число священнослужителей (они принадлежат к низшим степеням клира вместе с чтецами и певцами).

Пресвитер (от греч. πρεσβυτερος - старший) - священнослужитель, имеющий право совершать церковные таинства, за исключением таинства Священства (хиротонии), т. е. возведения в священный сан другого лица.

В белом духовенстве - это иерей, в монашестве - иеромонах. Иерей может быть возведен в сан протоиерея и протопресвитера, иеромонах - в сан игумена и архимандрита.

Епископы, именуемые также архиереями (от греч. приставки αρχι - старший, главный), бывают епархиальными и викарными.

Епархиальный архиерей, по преемству власти от святых Апостолов, есть предстоятель местной Церкви - епархии, канонически управляющий ею при соборном содействии клира и мирян. Он избирается Священным Синодом. Архиереи носят титул, включающий обычно наименование двух кафедральных городов епархии.

По мере надобности в помощь епархиальному архиерею Священным Синодом назначаются викарные епископы, в титул которых включается именование только одного из крупных городов епархии.

Епископ может быть возведен в сан архиепископа или митрополита.

После учреждения Патриаршества на Руси митрополитами и архиепископами могли быть только архиереи некоторых древних и крупных епархий.

Сейчас сан митрополита, так же, как и сан архиепископа, является лишь наградой для епископа, что делает возможным появление даже титулярных митрополитов.

Архиереи отличительным знаком своего достоинства имеют мантию - длинную, застегивающуюся на шее, накидку, напоминающую монашескую мантию. Впереди, на двух ее лицевых сторонах, сверху и снизу, нашиты скрижали - прямоугольные платы из ткани. На верхних скрижалях обычно помещаются изображения евангелистов, кресты, серафимы; на нижней скрижали с правой стороны - буквы: е, а, м или п , означающие сан архиерея - епископ, архиепископ, митрополит, патриарх; на левой - первая буква его имени.

Только в Русской Церкви Патриарх носит мантию зеленого цвета, митрополит - голубого, архиепископы, епископы - лилового или темно-красного.

Великим Постом члены епископата Русской Православной Церкви носят мантию черного цвета. Традиция употребления цветных архиерейских мантий на Руси довольно древняя, сохранилось изображение первого русского патриарха Иова в голубой митрополичьей мантии.

Черную мантию со скрижалями, но без священных изображений и букв, обозначающих сан и имя, имеют архимандриты. Скрижали архимандричьих мантий обычно имеют гладкое красное поле, окруженное золотым галуном.

Во время богослужения все архиереи употребляют богато украшенный посох, именуемый жезлом, который является символом духовной власти над паствой.

Только Патриарх имеет право входить с жезлом в алтарь храма. Остальные епископы перед царскими вратами отдают жезл иподиакону-посошнику, стоящему за богослужением справа от царских врат.

Согласно Уставу Русской Православной Церкви, принятому в 2000 году Юбилейным Архиерейским Собором, епископом может стать мужчина православного исповедания в возрасте не моложе 30 лет из монашествующих или не состоящих в браке лиц белого духовенства с обязательным пострижением в монашество.

Традиция избирать епископов из лиц монашеского чина сложилась на Руси уже в домонгольский период. Эта каноническая норма сохраняется в Русской Православной Церкви и доныне, хотя в ряде Поместных Православных Церквей, например в Грузинской, монашество не считается обязательным условием поставления на архиерейское служение. В Константинопольской Церкви, напротив, лицо, принявшее монашество, не может стать архиереем: там принято положение, согласно которому человек, отрекшийся от мира и принесший обет послушания, не может руководить другими людьми.

Все иерархи Константинопольской Церкви являются не мантийными, а рясофорными монахами.

Епископами Русской Православной Церкви могут стать также принявшие монашество овдовевшие или разведенные лица. Избираемый кандидат должен соответствовать высокому званию епископа по нравственным качествам и иметь богословское образование.

На епархиального архиерея возлагается широкий круг обязанностей. Он рукополагает и назначает клириков на место их служения, назначает сотрудников епархиальных учреждений и благословляет монашеские постриги. Без его согласия ни одно решение органов епархиального управления не может быть проведено в жизнь.

В своей деятельности епископ подотчетен Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси. Правящие епископы на местах являются полномочными представителями Русской Православной Церкви перед органами государственной власти и управления.

Первенствующим епископом Русской Православной Церкви является ее Предстоятель, носящий титул - Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Патриарх подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам. Его имя возносится за богослужениями во всех храмах Русской Православной Церкви по следующей формуле: «О Великом Господине и Отце нашем (имя), Святейшем Патриархе Московском и всея Руси».

Кандидат в Патриархи должен быть архиереем Русской Православной Церкви, обладать высшим богословским образованием, достаточным опытом епархиального управления, отличаться приверженностью к каноническому правопорядку, пользоваться доброй репутацией и доверием иерархов, клира и народа, «иметь доброе свидетельство от внешних» (1 Тим. 3,7), быть не моложе 40 лет.

Сан Патриарха является пожизненным. На Патриарха возложен широкий круг обязанностей, связанных с попечением о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской Православной Церкви. Патриарх и епархиальные архиереи имеют штамп и круглую печать с именем и титулом.

Согласно п. 1У.9 Устава Русской Православной Церкви, Патриарх Московский и всея Руси является епархиальным архиереем Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области. В управлении этой епархией Святейшему Патриарху помогает Патриарший Наместник на правах епархиального архиерея, с титулом митрополита Крутицкого и Коломенского. Территориальные границы управления, осуществляемого Патриаршим Наместником, определяются Патриархом Московским и всея Руси (в настоящее время митрополит Крутицкий и Коломенский управляет храмами и монастырями Московской области за вычетом ставропигиальных).

Патриарх Московский и всея Руси является также Священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, ряда других монастырей, имеющих особое историческое значение, и управляет всеми церковными ставропигиями (слово ставропигия образовано от греч. σταυρος - крест и πηγνυμι - водружать: крест, устанавливаемый Патриархом при основании храма или монастыря в любой епархии, означает их включение в Патриаршую юрисдикцию).

[Поэтому Святейший Патриарх именуется Священноигуменом ставропигиальных монастырей (например, Валаамского). Правящие архиереи в отношении к своим епархиальным обителям также могут называться Священноархимандритами и Священноигумнами.
Вообще следует отметить, что приставка «священно-» иногда добавляется к наименованию сана клириков (священноархимандрит, священноигумен, священнодиакон, священноинок); однако не следует прилагать эту приставку ко всем без исключения словам, обозначающим духовное звание, в частности, к словам, уже являющимся составными (протодиакон, протоиерей).]

Святейшего Патриарха, в соответствии с мирскими представлениями, часто называют главой Церкви. Однако по православному вероучению Глава Церкви - Господь наш Иисус Христос; Патриарх же является Предстоятелем Церкви, т. е. епископом, который молитвенно предстоит пред Богом за всю свою паству. Часто Патриарх именуется также Первоиерархом или Первосвятителем, поскольку является первым по чести среди других равных ему по благодати иерархов.



Что должен знать православный христианин:












































































































































САМОЕ НЕОБХОДИМОЕ О ПРАВОСЛАВНОЙ ХРИСТОВОЙ ВЕРЕ
Называющий себя христианином должен всем христианским духом своим полностью и без всяких сомнений принимать Символ Веры и истинность .
Соответственно, он должен твердо их знать, ибо нельзя принять или не принять то, что не ведаешь.
По лености, по невежеству или по неверию попирающий и отвергающий должное знание православных истин христианином быть не может.

Символ Веры

Символом Веры называется краткое и точное изложение всех истин христианской веры, составленное и утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах. И кто эти истины не принимает, тот уже не может быть православным христианином.
Весь Символ Веры состоит из двенадцати членов , и в каждом из них содержится особая истина, или, как еще называют, догмат православной веры.

Символ Веры читается так:

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребена.
5. И воскресшаго в третий день, по писанием.
6. И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.
9. Во едину святую, соборную и Апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.
11. Чаю воскресения мертвых,
12. И жизни будущаго века. Аминь

  • Верую в единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
  • И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.
  • Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с Небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.
  • Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного,
  • И воскресшего в третий день, согласно Писанию.
  • И восшедшего на Небеса, и сидящего по правую сторону Отца.
  • И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же царству не будет конца.
  • И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопоклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков.
  • В единую, святую, соборную и апостольскую Церковь.
  • Признаю одно крещение для прощения грехов.
  • Ожидаю воскресения мертвых,
  • И жизни будущего века. Аминь (истинно так).
  • «Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда ", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;» ()

    Сим Своим Словом Христос даровал людям способ проверки истинности христианской веры каждого, называющего себя верующим христианином.

    Если сие Слово Христово или иное, сказанное в Священном Писании , вы подвергаете сомнению или пытаетесь толковать иносказательно - вы пока еще не приняли истинность Священного Писания и христианином пока не являетесь.
    Если по вашему слову горы не двигаются - вы еще недостаточно уверовали, и истинной христианской веры в вашей душе нет даже с горчичное зерно . По совсем малой вере можно попытаться сдвинуть своим словом нечто много меньшее горы - небольшой пригорок или кучу песка. Если и это не удается - вам должно прилагать многие и многие усилия по обретению Христовой веры, пока в вашей душе отсутствующей.

    По сему истинному Слову Христа проверьте христианскую веру своего священника, дабы он не оказался прельщающим служкой коварного сатаны, Христовой веры вовсе не имеющим и в православную рясу ложно рядящимся.

    Сам Христос предупредил людей о многих лживых церковных обманщиках:

    «Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "я Христос", и многих прельстят.» (

     


    Читайте:



    Трихомонадный кольпит: симптомы и лечение, причины и методы диагностики

    Трихомонадный кольпит: симптомы и лечение, причины и методы диагностики

    Или вагинит, - воспаление слизистой оболочки влагалища, вызванное одноклеточной простейшей бактерией трихомонадой. Наиболее распространенная...

    Что такое цистаденома левого яичника

    Что такое цистаденома левого яичника

    Цистаденома как доброкачественная опухоль яичника.Цистаденома (устаревшее название кистома) – доброкачественная эпителиальная опухоль яичника,...

    Эскадренные миноносцы ссср

    Эскадренные миноносцы ссср

    5 июля 2004 года экипаж эсминца «Бесстрашный» был построен по большому сбору. Заместитель Командующего Северным Флотом, вице-адмирал Доброскоченко,...

    Нелюбимые корабли кайзера Флот Германской Империи в мире Царя Алексея Петровича

    Нелюбимые корабли кайзера Флот Германской Империи в мире Царя Алексея Петровича

    Обзор нового линкора 4 уровня от VoodooKam. Наконец вышли в свет новые с иголочки линкоры и я сегодня хочу вам рассказать о корабле, который не...

    feed-image RSS