Главная - Семейный отдых
Человек не знающий своей истории. Михаил Ломоносов: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Какие произведения написал Антоша Чехонте

Красивая фраза, не правда ли? Хлесткая, очень задевающая и кажущаяся совершенно бесспорной. А если попытаться отрешиться от красоты написанного и просто проанализировать смыслы, в ней заложенные? Мне показалось, что подобный анализ столь положительного крылатого выражения будет полезен и мне и читателям, когда я попытался узнать о ее происхождении. 😊

Начнем с происхождения цитаты. Как водится, это крылатое выражение приписывается всем, кому не лень: древним грекам , Черчиллю , Ломоносову и еще массе других известных лиц. А ведь уже это говорит о ее ценности в манипулятивном смысле (иначе бы ее значимость не пытались усилить еще и весом личности, якобы ее произнесшей).

Все варианты, кроме Ломоносова я даже не буду рассматривать глубже и подробнее, кроме упоминания о них. А вот на ломоносовском «следе» остановиться просто необходимо. Оттолкнемся от фактологии, упомянутой

Детали этой истории, как в зеркале отражают проблемы с так называемым традиционным историческим «знанием». В тексте выделения отдельных фраз проделаны мною.

Что касается происхождения этой цитаты, то конкретных документов, подписанных М.В. Ломоносовым, содержащих именно эту фразу, к сожалению, не сохранилось . А предыстория здесь следующая. В 1749-1750 годах Ломоносов резко выступил против новой в то время версии русской истории , создаваемой академиками Г. Миллером и И. Байером. Он подверг публичной критике и диссертацию Миллера «О происхождении имени и народа российского», и дал уничтожающую характеристику трудов Байера по русской истории.

C этого времени занятия вопросами российской истории стали для Ломоносова такой же необходимостью, как и занятия естественными науками. В переписке с И.И. Шуваловым (куратором Московского университета) он упоминал свои работы «Описание самозванцев и стрелецких бунтов», «О состоянии России во время царствования государя царя Михаила Фёдоровича», «Сокращённое описание дел государевых», «Записки о трудах монарха», но наиболее известным его трудом стала «Древняя Российская история от начала российского народа до кончины Великого князя Ярослава Первого или до 1054 года, сочиненная Михайлом Ломоносовым, статским советником, профессором химии и членом Санкт-Петербургской Императорской и Королевской шведской академий наук» (полное название).

Однако ни упомянутых трудов, ни других многочисленных документов , которые Ломоносов намеревался опубликовать в виде примечаний, ни подготовительных материалов, ни рукописей 2-й и 3-й частей I тома «Древней Российской истории» до нас не дошло. Они были конфискованы после смерти великого ученого в 1765 году и исчезли бесследно . Только 1-я часть первого тома всё же была издана в 1772 году.

Добавлю к написанному автором, что разборкой документов, оставшихся от Ломоносова, и корректировкой для печати его трудов занимались именно противники Ломоносова, позицию которых он и критиковал… Как говорится, сразу становится ясным, почему не сохранились эти его работы. Потому что они противоречили той исторической доктрине (призвание варягов на не способную к самостоятельному управлению Русь), которая навязывалась новой российской академией, состоящей практически полностью из вновь прибывших в Россию немцев (в смысле европейцев), не очень хорошо даже владевших русским языком.

Интересно, почему никого не удивляет поголовный «немецкий» состав русской академии. Нельзя ли предположить, что такая ситуация была вызвана «оккупацией», к примеру? Или такие предположения кажутся совершенно не возможными? А разве нельзя называть оккупацией ситуацию РФ в 90е, когда наше руководство чуть менее, чем полностью, управлялось советниками из США? Мы почему то совершенно спокойно воспринимаем тезис, что свердловские или питерские захватили все руководящие высоты тогда, когда их руководитель пересел в кремлевское кресло. Но отказываемся считать оккупацией положение,когда истинный руководитель скрывается в тени марионетки?

Можно из этого абзаца выудить и еще один важный факт, мимо которого не интересующийся историей спокойно пройдет. Почему-то в столь просвещенный век и при наличии печати не удалось сохранить труды нашего великого соотечественника, даже несмотря на то, что он был признанным авторитетом и академиком. Ну, что же вы не иронизируете и не смеетесь по этому поводу, господа сторонники традиционной версии истории? Вы же утверждаете невозможность уничтожения всего корпуса документов через подлоги, искажения и уничтожения неугодных трудов даже в более древние времена отсутствия больших тиражей и поголовной грамотности населения. А где же тогда все те труды Ломоносова и авторов, на которые ссылается Ломоносов и его предшественники, сторонники альтернативной политической версии русской истории? Или исчезновение всех неугодных в политическом и историческом смысле документов середины 18 века – единичный случай, а выпущенные под редакцией противников Ломоносова труды можно считать его трудами? 😊

Я не буду приводить другие примеры подобного. Отошлю вас только в современность, когда ученые историки Украины и других осколков СССР или Российской империи совершенно тенденциозно перевирают ближайшее прошлое, которое дано нам даже не в документах, а в личном опыте… Интересно, какой «краткий курс» изучают школьники там и будут ли они иметь будущее? Найдут ли потомки «голодомор» и «холокост» в интерпретации заинтересованных политических сил или все же мы сумеем увидеть реальность того времени в не искаженном виде?

А может, отсутствия документов у ВАДА, при наличии отдельных случаев задокументированного применения допинга в РФ, совершенно достаточно для обвинения нашей страны в наличии у нее государственной программы допинга? Ведь оказалось достаточным свидетельских показаний заинтересованных лиц для обвинения немцев в наличии госпрограммы уничтожения евреев, не смотря на отсутствие подтверждающих немецких государственных документов? Замени дискриминация, «выдавливание из страны» на слово «уничтожение» и ситуация меняется до неузнаваемости. Укажи, что в концлагерях людей «уничтожали», а не то, что людей там нещадно эксплуатировали в неимоверно тяжелых условиях, и миллионы работавших в концлагерях превращаются в миллионы уничтоженных. Политика – грязное дело. И геббельсовские методы использовались и используются не только гитлеровской пропагандой. Но мои параллели кому-то могут показаться слишком натянутыми и далеко идущими…

Вынужден в очередной раз констатировать причину любви любой власти к сотрудникам искусства, коими являются писатели, актеры и вся творческая «тилихенция» в целом и в частности: владение словом – страшная сила. Вот и кормит хорошо любая власть тех, кто за мзду малую, продает свое умение по владению словом или голосом, потому что народ сильно реагирует на красивое словцо, а умельцы легко могут белое выдать за черное и наоборот. В большинстве случаев красивые и броские фразы вообще не имеют глубокого смысла, кроме манипулятивно-поверхностного, потому что красотой фразы отсекается критичность восприятия текста. Точно так же, как красота голоса и владение им, позволяет совершенно отключить анализ песенных текстов в голове слушателя, очень сильно задевая другие отделы мозга. Именно поэтому слушатели великих битлов (и не только их) предпочитают не замечать убогость многих текстов их песен.

А теперь, давайте посмотрим пристальнее на эту крылатую убойную фразу «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».

Сначала попытаемся приглядеться к слову «народ». Когда народ вообще что-то узнал про историю? Совсем и недавно. До той самой Советской власти подавляющее большинство народа просто не имело представления об истории, т.к. и в школах то не обучалось. И никакой истории не преподавалось и в церковно-приходских школах. Закон божий, арифметика и азбука в лучшем случае. Значит, тот кто говорил про народ, имел в виду лишь очень небольшую его часть? Но тогда и смысл фразы полностью пропадает, потому что подавляющая часть народа в реальном смысле этого слова жила и живет даже сегодня, не зная своего прошлого. А как же тогда быть с фразой о мудрости народной? Получается, что и без знания своего прошлого народ способен прозреть будущее? Или не способен? А достаточно ли знать свою историю, чтобы понимать будущее, которое зависит уж точно не только от тебя? Получается, что надо иметь широкое представление об истории человечества, чтобы понять, что может случиться с тобой в будущем. Получается, что надо учиться, учиться и еще раз учиться, как бы это кому-то не казалось странным и несвоевременным.

Или мы под словом "народ" должны понимать жителей какой-то территории? Но тогда совсем недалеко до украинской или грузинской истории со всеми вытекающими,в том числе, и расистскими или западоцентричными "историями".

А на сегодня история в главном своем для народа – боевая манипулятивная легенда, которой власть патриотично пытается направить свою паству в направлении, ей выгодном.

А Советская власть, что ей и ставят в заслугу сторонники коммунизма, всемерно повышала широту образования населения, именно понимая, что необразованный человек значительно легче подвержен манипуляции. И такому человеку достаточно легко объяснить, что иметь «потреблятское» будущее, к примеру, - это и есть народная вековая мечта…

Но воспитание человека – очень длительная процедура, которая протекает у личности, подверженной и другим влияниям. Ну, приблизительно как город Москва нельзя сегодня начать строить с нуля снеся всю историческую застройку. Или можно, как это было с Парижем в конце 19 века, что и придало ему определенный современный колорит. Правда никто не вспоминает при этом, что «мир был разрушен до основания», а затем, фактически, построен новый Париж… Это советская власть, снося что-то, рушила "исторические ценности", в отличие от капиталистической французской. А у современных не очень образованных людей, все - даже наоборот: ездят туристы смотреть на парижскую красоту, не задумываясь совершенно о вот такой подробности. 😊

Научный взгляд на любую проблему (в том числе историческую) обязательно содержит такую характеристику, как время. В данном случае надо понимать, что народ и человечество в целом находятся на пути, находятся в постоянном изменении и развитии. Сегодняшний человек совершенно не похож на человека столетней давности в установках и развитии. То, что казалось вопиющей мерзостью буквально несколько десятков лет назад, сегодня воспринимается как вполне допустимая норма. Как же мы пытаемся судить о прошлом с позиций сегодняшнего дня, а не с позиций, например, морали начала ВОВ? Или о подвижках в стиле окон Овертона принято рассуждать только в других темах?

Гитлеровские врачи были поражены уровнем невинности среди девушек, привезенных на работу в Германию из СССР. Им в голову вбили, что там живут животные, а на поверку почти все молодые девушки оказались девственницами, что совершенно противоречило распространенным в Германии представлениям об этих «русских свиньях». Попробуйте осознать этот факт, чтобы сопоставить его с сегодняшними нравами и попробовать предположить, как бы к современному поведению отнеслись в те времена ваши же предки. В советское время в 70е факт беременности одной школьницы в городе под 200 тысяч населения вызывал фурор и обсуждение на самом высоком уровне.

Почему же современный человек не пытается учитывать эту разницу в восприятии мира и правилах жизни, когда ему подсовывают байки или документы без пояснения контекстного восприятия про "страшную кровавость" сталинского режима? Потому что большинство людей сегодня плохо представляют себе, как можно и должно сравнивать поступки и события совершенно разных эпох.

Не очень хорошее знание своей истории советскими людьми, в частности, привело к развалу СССР. В этом смысле крылатая фраза вполне себе сработала. Хотелось бы, чтобы в 21м веке люди таки поняли эту крылатую фразу диалектически и в научном смысле… 😊

В прошлой статье шёл разговор о самом высшем – мировоззренческо-методологическом приоритете ведения современной гибридной войны или шести основных средств управления общественными системами. ПРАВ(Ь)ильное (расшифровка корня этого слова будет дана в следующей статье) мировоззрение вооружает людей методологией познания, которая позволяет особенно неопытной молодёжи быстрее познавать окружающий мир, и в ворохе информации, обрушивающейся на нас сегодня, отличать Правду от лжи, а Добро от зла – способность, дающаяся людям свыше по их нравственности. Быстрота действия этих средств управления от 1-го к 6-му приоритету постепенно возрастает, но эффективность быстро снижается. Война переходит в шестую, быстродействующую горячую фазу лишь при неудачах на более высоких приоритетах её ведения, когда они оказываются уже неэффективными. Но победы на этом уровне очень неустойчивы. «Винтовка рождает власть» - говорил основатель КНР Мао Дзэдун, но на штыках сидеть нельзя – вторит народная пословица: для управления чем-либо нужны объединяющие людей идеи, общее согласие и воля. Нам всем надо учиться обходиться самозащитой без оружия, используя высшие уровни противостояния, которые хотя и действуют медленнее, но приводят к более стабильным и долговременным результатам. Их осмысленное применение позволяет влиять на судьбу общества и фактически управлять его жизнью или смертью.

В этой статье обратимся ко второму приоритету управления – историко-алгоритмическому или информации хронологического, летописного характера, который позволяет видеть направленность течения жизни общества и всех общественных процессов и явлений – что из чего проистекает.

Известный зарубежный писатель и публицист Джордж Оруэлл говорил: «Кто контролирует прошлое, контролирует будущее». Поэтому не случайна забота лидера нашей страны о чистоте её истории, которую постоянно пытаются исказить наши недруги ещё со времён великого русского учёного из народной глубинки М.Ломоносова, писавшего: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Поэтому он безжалостно разоблачал в Академии наук немецких академиков, переписывающих нашу историю на заданный их зарубежными кураторами манер, искажая и обрезая её, обрубая тем самым нашему народу его древние питательные корни.

А история русского народа исчисляется как минимум семью с половиной тысячами лет: ведь даже когда Пётр I ввёл в 1700 году новый Григорианский христианский календарь, по старому календарю шёл уже 7208 год. По мнению же зарубежных исследователей генетический код R1а1, характерный для русского народа, сформировался около 12 тыс. лет назад. Даже наша древняя письменность, алфавит которой имел 49 букв и раскрывал послание наших предков своим потомкам (Азъ Боги Веди Глаголь Добро Есть Есмь - Ас Бога Ведает Глаголя Добро, что Есть Жизнь), на основе которой Кирилл и Мефодий создали церковно-славянскую письменность, имел несколько тысячелетий предыстории. Сама императрица-немка Екатерина II в своих «Записках касательно русской истории» писала: «… славяне древнее Нестора письменность имели, да оные утрачены и ещё не отысканы и потому до нас не дошли. Славяне задолго до Рождества Христова письмо имели». Русский язык лежит в основе многих западных языков, сформировавшихся позднее, в том числе, и английского языка.

Какое большое значение имеет исторический приоритет управления, показывают события на нашей окраине-Украине после переворота, организованного западными спецслужбами. Предварительно за многие десятки лет они исказили историю части нашей страны, по сути, приписали историю русов-русичей, о которых повествуется в древнем источнике - «Велесовой Книге», выдуманному народу – «древним украм», доведя её до абсурда, и вложили в голову незрелой молодёжи выдуманные мифы. Результат – одну часть русского народа, жившего на окраине Руси-России, вынудили воевать с другой, и довели эту часть нашей страны до обнищания, хаоса и распада.

Почувствуйте разницу в восприятии российской молодёжи: нашей стране только 25 лет, как РФ-ии, или многие тысячелетия огромной Руси-России на самой богатой природными и человеческими ресурсами шестой части всей земной суши! Не потому ли Запад так стремится нас принизить, сделать народ Иванами, не помнящими родства, обрезать наши глубинные корни? Эти разговоры о вхождении России в Европу равносильны пришиванию к пуговице кафтана. Ведь наша Родина представляет собой особую Русскую Цивилизацию, сегодня пока разделённую искусственными границами. Попытки ограничить историю нашей страны-стороны даже тысячелетием - после привнесения на Русь христианства - или временем после прихода Рюрика несостоятельны. Ведь уже в те времена западные путешественники называли её Гардарикой – страной городов.
В Англии сохранились карты «Великой Тартарии», занимавшей в средние века почти всю Азию и Ближний Восток, а в древних захоронениях Алтая находят сохранившиеся мумии людей белой расы. Раскопанное недавно на Южном Урале укреплённое поселение Аркаи;м, относящееся к т. н. «Стране городов», датируется эпохой средней бронзы рубежа III тыс. до н. э. До сих потомки русских живут многими поколениями в поселениях Калифорнии. Недавно глава государства обратил внимание на то, что при стоянии войск на реке Угре в 1480 году, положившее конец так называемому «татаро-монгольскому» ордынскому игу, на обеих сторонах были русские дружины. Не были ли это просто наши внутренние разборки? А поэт А.Блок писал: «Да, Скифы - мы! Да, азиаты - мы...». Наш древний народ, имевший в разные времена разные названия, продвигаясь с востока вслед за солнцем за Ра-реку (Волга) до Шотландии (Скот-ландии) и далее, оставил в Европе много топологических русский названий.

Управлялась и взаимодействовала такая огромная цивилизация не законами какого-либо правительства (ведь даже в 17-18 веках царские указы шли на окраины России многие месяцы и даже годами), а по законам духовным - на основе единства языка и мировосприятия народа, стремившегося жить по канонам Божьим – Правды-Прави, Совести и здравого смысла.

Но идеологи Запада вновь и вновь клевещут на русских князей, царей и глав нашей страны в современной истории.
Например, Ивана Грозного, при котором жертв было на порядок меньше, чем в современной ему Европе, они выставили кровавым тираном и отравили. Но при нём были проведены серьёзные реформы и появилось много того, чего не было ещё тогда на Западе: введены суд присяжных, бесплатное начальное образование (церковно-приходские школы), появилось местное выборное самоуправление вместо воевод, впервые создана регулярная армия, установлено равенство между всеми слоями населения и многое другое.

После возникшего затем с пресечением царской династии Рюриковичей смутного времени в России воцарились ставленники Англии – Романовы, и она надолго потеряла свой суверенитет, а на управление страной начали оказывать влияние множество придворных иностранцев.

В царствование отца Петра I Алексея начались так называемые церковные реформы патриарха Никона. Они сводились не к мелочам в отправлении культа, а к замене старых рукописных церковных книг – копий с византийских - на греческие, к тому времени уже исправленные при их перепечатывании в Европе в нужном Западу смысле. Поэтому так велик и трагичен был протест так называемых старообрядцев, которых отлучали от веры своих предков и преследовали: протесты народных масс жестоко подавлялись. А ведь староверы были искренне верящие Богу люди, а не фарисеи, исполняющие лишь ритуалы культа, которых обличал ещё Иисус Христос. Многие крупные русские купцы дореволюционного времени вышли именно из староверов, и отличались порядочностью и честностью, не употребляли табака и спиртного. Они заключали свои сделки не на бумаге, а ударив по рукам, и нарушившему своё слово купцу в его среде просто никто не подавал руки: его торговое дело было окончено. О нижегородских старообрядцах можно прочитать в романе Мельникова-Печерского «В лесах».

Император Александр III – миротворец, знаменитый своим высказыванием: «У России есть только два союзника: её армия и флот», всё же сделал стратегическую ошибку в управлении, допустив подписание в 1887 году так называемого указа «О кухаркиных детях», который закрывал выходцам из социальных низов доступ даже к среднему образованию. Как результат – прекращение притока в управление страны свежих умов из народа и снижение качества управления зажиревшей элитой. Через три десятилетия Россия оказалась втянутой в 1-ю мировую войну с выходом на прозападный буржуазный февральский переворот 1917 года, гражданскую войну с распадом империи и гибелью царской династии.

Остановить распад страны смогли только большевики, заявившие в лице их лидера при начавшемся после февраля анархическом хаосе в ответ на вопрос министра Временного правительства, может ли кто-то назвать партию, которая бы рискнула взять в свои руки власть и принять на себя ответственность за все происходящее в России: «Есть такая партия!». Октябрьскую революцию 1917 года организационно подготовил каббалист Троцкий, которым руководил американский приверженец этого течения в иудаизме миллионер Шифф: потому и финансирование её шло из-за рубежа. Марксизм – это тоже западное изобретение внука двух раввинов, по сути натравившего рабочих на организаторов производства, но скрывшего главное – эксплуатацию и управление обществом через финансы и ссудный процент.

Прекратить сжигание страны и русского народа троцкистами в топке мировой революции И.В.Сталин смог лишь только в 1938 году. Прозападная пятая колонна накануне неизбежной войны была отстранена от власти и обезврежена. Это, а также заложенные в 30-х годах будущим Верховным Главкомом невиданные в мире преобразования в промышленности, армии, образовании позволили нашему народу хотя и ценой огромных людских и материальных потерь одержать труднейшую победу в ВОВ над военной и экономической мощью всей Европы, финансируемой мировыми банкирами. Искусная дипломатия Сталина вынудила руководителей США и Англии, намеревавшихся поддержать в войне жертву агрессии (чтобы их конкуренты максимально ослабили друг-друга) поддержать не фашистскую Германию, а СССР. Но когда Сталин после ВОВ отказался войти в долларовую систему ограбления мира, то из «Дядюшки Джо», спасшего мир от фашизма, он мгновенно превратился для Запада в кровавого тирана и агрессора чуть ли не хуже Гитлера. Против СССР была развязана холодная война, завершившаяся в 1991 году проамериканским либеральным переворотом и расчленением нашего народа и страны, существовавшей тогда в форме Советского Союза.

В конце жизни в своём «Завещании» Сталин фактически отказался от тупикового западного марксизма, и хотел на очередном съезде передать власть от партии к Советам депутатов трудящихся. Вплоть до хрущёвского неотроцкисткого государственного переворота 1953 года, когда партийная верхушка взяла курс на вхождение в западную элиту, в стране развивались кооперативное движение и разные формы собственности, на товары первой необходимости ежегодно снижались цены, быстро росла зарплата, образование народа и карьерный рост кадров всячески поощрялись. Рабочий день планировалось постепенно уменьшить до 6-ти и даже до 4-х часов, чтобы у работающих появилось время на воспитание своих детей и самообразование. Военная карточная система распределения была отменена раньше, чем в странах Запада, а разрушенное войной народное хозяйство было вопреки предсказаниям наших недругов восстановлено в рекордно короткие сроки. Наши успехи в освоении космоса, в атомной энергетике были заложены именно в то время. Крупным работодателям и правительствам западных стран пришлось для сохранения привлекательной витрины «свободного» мира идти на социальные уступки населению, теряя в своих доходах. Возможно, именно поэтому Сталин так ненавистен западной элите эксплуататоров и их марионеткам в России, но почитаем большинством нашего народа, не одурманенного либеральной пропагандой.

В общем, нам есть чем гордиться в нашей длиннейшей истории, и на основе этого стремиться к новым высотам в будущем. Такую информацию о нашей истории надо распространять, знакомить с ней наших детей и внуков, чтобы они выросли настоящими патриотами своей великой Родины, так как в школьных учебниках, выпущенных на западные гранты, об этом не написано, а поручение главы государства о новом едином учебнике истории пока так и не выполнено. Цель наших недругов понятна – доказать, что всё хорошее мы получили извне, а потому должны быть у них в подчинении - в роли сырьевого придатка Запада.

Но ничего у них не получится. В Китае, где на форуме «Шёлкового пути» было обозначено новое направление развития мира, В.В.Путин поддержал этот экономический проект и выдвинул расширяющие его предложения. Своими мелодиями на рояле перед встречей с главой Китая он ясно дал понять тем, кто пытается докопаться до истины, что неформальный лидер национально-освободительного движения в стране и в мире - с народом и показал, куда мы скоро пойдём (см. текст песен «Московские окна» и «Слушай Ленинград»). К сожалению, пока ещё во власти сильны либералы, приходится обозначать свои намерения во внутренней политике таким образом.

Это направление движения подтверждается и признаками изменений на праздновании Дня Победы 9 мая. После перерыва вернулась на парад расформированная ранее Дивизия имени Дзержинского, прошла Кантемировская дивизия имени Андропова, а также прозвучала Песня артиллеристов ("Артиллеристы, Сталин дал приказ."), исполненная хором Национальной гвардии России в Государственном Кремлевском дворце (бывший Дворец съездов). Во время трансляции парада 9 мая из города на Неве на телевизионной заставке стояла надпись: Ленинград. Символы большевиков-сталинцев возвращаются…

Учитывая, что наш стратегический союзник Китай уже провозгласил в ООН свою новую модель глобализации по-китайски взамен зашедшей в тупик западной - "Мировое сообщество единой судьбы" (фактически новый коммунизм под другим названием), которую в ноябре к 100-летию ВО революции XIX съезд Коммунистической партии Китая должен лишь утвердить, то направление движения глобальных и процессов в нашей стране вырисовывается. Но это уже из следующей темы – об идеологическо-информационном способе ведения войны.

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Особенно это бросается в глаза при обсуждении легендарной и непростой эпохи правления царя Ивана Грозного, и наглядный пример того приведен в статье на сайте «URA.RU» (http://ura.ru/content/chel/05-06-2013/news/1052158993.html):

Примеры высказываний детей:

  • «Иван Грозный стоял на самой низкой ступени человеческого развития».
  • «Среди опричников Иван Грозный имел авторитет. Остальные относились к нему, как к психу».
  • «Опричники Ивана Грозного были как анархисты на службе у государства».
  • «Иван Грозный не позволял народу вести девиантный образ жизни».
  • «При Иване Грозном на Болотной площади рубили головы, а не орали, что попало».
  • «Сталин мог бы выиграть Ливонскую войну. Иван Грозный все-таки был не Сталин».
  • «Иван Грозный любил духовность, что не мешало ему поджаривать новгородцев на кострищах».
  • «При Иване Грозном никого не спас бы и философский пароход».
  • «Иван IV с детства не любил людей, из-за чего случались массовые казни».
  • «Лучшие умы отрубил палач Скуратов».
  • «Современные милиционеры обижаются, когда их называют опричниками. Мой папа-милиционер бьет таким морду».
  • «Кто не любил работать шел в опричники».
  • «Опричники помогли Ивану Грозному укрепить рубль».
  • «В Сибирь опричники не полезли, послали туда казаков».
  • «Опричникам мы обязаны присоединением Сибири».
  • «Иван Грозный после всего попробовал заставить опричников заниматься сельским хозяйством. Но ничего не получилось. Они не хотели трудиться. Пришлось их тоже убить».
  • «Иван Грозный это создатель тоталитаризма».
  • «Иван Грозный запретил все газеты».
  • «Царь положил конец боярскому беспределу, кого не убил того выгнал».
  • «Иван Грозный был враг стабильности. Его враг Курбский, впрочем, тоже».
  • «Иван Грозный разделил страну на зону террора и зону безвластия».
  • «При Иване Грозном бояре нервничали, им было действительно страшно».
  • «При Грозном происходила гибель больших масс боярского населения».
  • «Покорность народа при Иване IV выросла, но кому от этого легче, если каждую ночь снятся кровавые мальчики».
  • «При Иване Грозном военные могли хорошо зарабатывать».

Уважаемые родители!

Великий российский учёный Михаил Ломоносов в своем научном труде об истории славян сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»*. Действительно, у нас не сможет сложиться нормальное будущее, если мы свою российскую историю будем считать только чередованием кровавых и жестоких событий, а большинство своих правителей из прошлого считать исключительно «палачами и душителями свободы».

Безусловно, во многом «каша» в головах наших детей обусловлена снижением качества преподавания отечественной истории в школах, но присутствует и другой немаловажный фактор – это пассивность родителей в этой важнейшей сфере знаний. Необходимо и важно и самим родителям изучать историю своей Родины, доводя её потом до своих детей в доступном и популярном виде.

На нашем сайте в разделе «Ребятам об истории России» регулярно публикуются различные материалы, есть и об Иване Грозном, но для того чтобы правление Ивана не замыкалось в вашем сознании только введением опричнины и репрессиями против бояр, предлагаем для сведения краткий перечень его нововведений.

Итак, за время правления Ивана Грозного на Руси произошли следующие нововведения и события:

  • введен суд присяжных;
  • появилось бесплатное начальное образование (церковно-приходские школы);
  • введен медицинский карантин на границах;
  • появилось местное выборное самоуправление вместо воевод;
  • впервые создана регулярная армия (первая в мире военная форма появилась у стрельцов);
  • остановлены татарские набеги из Крыма (после его гибели набеги приобрели прежние масштабы – ежегодно десятки и сотни тысяч людей уводились в рабство);
  • пресечено пиратство «воровских казаков» на средней и нижней Волге;
  • установлено равенство между всеми слоями населения (крепостничество в то время на Руси не существовало: крестьянине обязаны были сидеть на земле, пока не заплатят за ее аренду, а дети их считались свободными от рождения);
  • запрещен рабский труд (судебник Ивана Грозного);
  • введена государственная монополия на торговлю пушниной;
  • территория страны увеличена в 30 раз (Прибалтика, Казань, Астрахань, Сибирь, Дикое поле, Дон);
  • эмиграция населения из Европы превысила 30 тысяч семей (тем, кто селился вдоль Засечной черты, выплачивались подъемные 5 руб. на семью);
  • рост благосостояния населения (и выплачиваемых налогов) за время царствования составил несколько тысяч процентов;
  • за все время царствования (четверть века) не было ни одного казненного без суда и следствия, общее число «репрессированных» составило от 3-х до 4-х тысяч человек (!!!).

Что касается репрессий и человеческих жертв, том же XVI веке в Западной Европе:

  • инквизиция осудила на смерть и казнила 25 тыс. жителей Нидерландов;
  • в Германии при Карле V было казнено около 100 тыс. человек;
  • в Англии при Генрихе VIII за 14 лет было повешено 72 тыс. человек:
  • в Англии с 1558 года по 1603 при Елизавете казнили 89 тыс. человек;
  • Варфоломеевская ночь во Франции унесла жизни 20 тыс. протестантов-гугенотов (за это Римский папа наградил отличившихся специальной медалью).

* Примечание к цитате

Что касается происхождения этой цитаты, то конкретных документов, подписанных М.В. Ломоносовым, содержащих именно эту фразу, к сожалению, не сохранилось. А предыстория здесь следующая. В 1749-1750 годах Ломоносов резко выступил против новой в то время версии русской истории, создаваемой академиками Г. Миллером и И. Байером. Он подверг публичной критике и диссертацию Миллера «О происхождении имени и народа российского», и дал уничтожающую характеристику трудов Байера по русской истории.

C этого времени занятия вопросами российской истории стали для Ломоносова такой же необходимостью, как и занятия естественными науками. В переписке с И.И. Шуваловым (куратором Московского университета) он упоминал свои работы «Описание самозванцев и стрелецких бунтов», «О состоянии России во время царствования государя царя Михаила Фёдоровича», «Сокращённое описание дел государевых», «Записки о трудах монарха», но наиболее известным его трудом стала «Древняя Российская история от начала российского народа до кончины Великого князя Ярослава Первого или до 1054 года, сочиненная Михайлом Ломоносовым, статским советником, профессором химии и членом Санкт-Петербургской Императорской и Королевской шведской академий наук» (полное название).

Однако ни упомянутых трудов, ни других многочисленных документов, которые Ломоносов намеревался опубликовать в виде примечаний, ни подготовительных материалов, ни рукописей 2-й и 3-й частей I тома «Древней Российской истории» до нас не дошло. Они были конфискованы после смерти великого ученого в 1765 году и исчезли бесследно. Только 1-я часть первого тома всё же была издана в 1772 году.

В советское время 1-я часть I тома «Древней Российской истории» издана в Полном Собрании Сочинений М.В. Ломоносова (т.6, Издательство Академии Наук СССР, Москва, Ленинград, 1952).

Именно поэтому знаменитое высказывание М.В. Ломоносова стало расходиться в российском обществе в фольклорном варианте, дойдя так и до наших дней.

P.S. Поскольку данная статья вызвала большой интерес у читателей, только в 2014 году её прочитали более 3-х тысяч посетителей сайта, редакция посчитала возможным добавить к ней дополнительно интересный материал, касающихся двух легендарных исторических личностей России – Ивана Грозного и Иосифа Сталина, опубликованный 3 января на сайте информационного центра «AfterShock» автором «Солидарный» (первоисточник http://aftershock.su/?q=node/278741).

Сталин о Грозном

На АШ (AfterShock) нашёл лишь пару предложений отсюда. Считаю, что эти высказывания И.В.Сталина о царе Иване IV должны быть на ресурсе – они ни на каплю не потеряли своей актуальности.

Выступление на заседании Оргбюро ЦК ВКП(б) по вопросу о кинофильме “Большая жизнь”

«Или другой фильм - «Иван Грозный» Эйзенштейна, вторая серия. Не знаю, видел ли кто его, я смотрел, - омерзительная штука! Человек совершенно отвлекся от истории. Изобразил опричников, как последних паршивцев, дегенератов, что-то вроде американского Ку-Клукс-Клана. Эйзенштейн не понял того, что войска опричнины были прогрессивными войсками, на которые опирался Иван Грозный, чтобы собрать Россию в одно централизованное государство, против феодальных князей, которые хотели раздробить и ослабить его. У Эйзенштейна старое отношение к опричнине. Отношение старых историков к опричнине было грубо отрицательным, потому что репрессии Грозного они расценивали, как репрессии Николая Второго, и совершенно отвлекались от исторической обстановки, в которой это происходило.

В наше время другой взгляд на опричнину. Россия, раздробленная на феодальные княжества, т.е. на несколько государств, должна была объединиться, если не хотела подпасть под татарское иго второй раз. Это ясно для всякого и для Эйзенштейна должно было быть ясно. Эйзенштейн не может не знать этого, потому что есть соответствующая литература, а он изобразил каких-то дегенератов. Иван Грозный был человеком с волей, с характером, а у Эйзенштейна он какой-то безвольный Гамлет. Это уже формалистика. Какое нам дело до формализма, - вы нам дайте историческую правду. Изучение требует терпения, а у некоторых постановщиков не хватает терпения и поэтому они соединяют все воедино и преподносят фильм: вот вам, «глотайте», - тем более, что на нем марка Эйзенштейна. Как же научить людей относиться добросовестно к своим обязанностям и к интересам зрителей и государства? Ведь мы хотим воспитывать молодежь на правде, а не на том, чтобы искажать правду».

Запись беседы с С.М. Эйзенштейном и Н.К. Черкасовым по поводу фильма “Иван Грозный”

Сталин. Вы историю изучали?

Эйзенштейн. Более или менее…

Сталин. Более или менее?.. Я тоже немножко знаком с историей. У вас неправильно показана опричнина. Опричнина - это королевское войско. В отличие от феодальной армии, которая могла в любой момент сворачивать свои знамена и уходить с войны, - образовалась регулярная армия, прогрессивная армия. У вас опричники показаны, как ку-клус-клан.

Эйзенштейн сказал, что они одеты в белые колпаки, а у нас - в черные.

Молотов. Это принципиальной разницы не составляет.

Сталин. Царь у вас получился нерешительный, похожий на Гамлета. Все ему подсказывают, что надо делать, а не он сам принимает решения… Царь Иван был великий и мудрый правитель, и если его сравнить с Людовиком XI (вы читали о Людовике XI, который готовил абсолютизм для Людовика XIV?), то Иван Грозный по отношению к Людовику на десятом небе. Мудрость Ивана Грозного состояла в том, что он стоял на национальной точке зрения и иностранцев в свою страну не пускал, ограждая страну от проникновения иностранного влияния. В показе Ивана Грозного в таком направлении были допущены отклонения и неправильности. Петр I - тоже великий государь, но он слишком либерально относился к иностранцам, слишком раскрыл ворота и допустил иностранное влияние в страну, допустив онемечивание России. Еще больше допустила его Екатерина. И дальше. Разве двор Александра I был русским двором? Разве двор Николая I был русским двором? Нет. Это были немецкие дворы.

Замечательным мероприятием Ивана Грозного было то, что он первый ввел государственную монополию внешней торговли. Иван Грозный был первый, кто ее ввел, Ленин - второй.

Жданов. Эйзенштейновский Иван Грозный получился неврастеником.

Молотов. Вообще сделан упор на психологизм, на чрезмерное подчеркивание внутренних психологических противоречий и личных переживаний.

Сталин. Нужно показывать исторические фигуры правильно по стилю. Так, например, в первой серии не верно, что Иван Грозный так долго целуется с женой. В те времена это не допускалось.

Жданов. Картина сделана в византийском уклоне, и там тоже это не практиковалось.

Молотов. Вторая серия очень зажата сводами, подвалами, нет свежего воздуха, нет шири Москвы, нет показа народа. Можно показывать разговоры, можно показывать репрессии, но не только это.

Сталин.
Иван Грозный был очень жестоким. Показывать, что он был жестоким можно, но нужно показать, почему необходимо быть жестоким. Одна из ошибок Ивана Грозного состояла в том, что он не дорезал пять крупных феодальных семейств. Если он эти пять боярских семейств уничтожил бы, то вообще не было бы Смутного времени. А Иван Грозный кого-нибудь казнил и потом долго каялся и молился. Бог ему в этом деле мешал… Нужно было быть еще решительнее.

Согласитесь, современно, как для нашей страны, так и для наших соседей по месту проживания на "географическом глобусе".

А теперь ближе к означенной теме.

Как-то по осени мы с мужем и супружеской парой друзей посетили одно из святых мест, кои планово, при совпадении свободного от занятости на работе времени, посещаем одно за другим. Об этом же месте писала как-то в комментарии. Не поленилась, нашла, дабы воинственно ко мне настроенные содруги по перу не уличили меня во лжи. Вот он:

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Жаль, конечно, что у меня нет "неторопливого коня", есть резвый - на мягких шинах. Но он помчит нас с друзьями сегодня на природу к святому источнику "Двенадцать ключей" в Венёвский район Тульской области. Долой пессимизм! Да здравствует радость!

Здесь добавлю, что к святым местам я отношу и музеи заслуженных предков из нашей истории.

Едем. Спасибо навигатору, от Москвы до Венёва добрались довольно быстро. Вот они и 12 ключей. Поклонились святыням, умылись, попили святой водички, как полагается, и решили, что ещё располагаем достаточным временем для посещения опять же святого места - усыпальницы графов Бобринских. Надеюсь, многим эта фамилия известна. Об усыпальнице мы услышали летом, посетив Музей графов Бобринских в городке Богородицк. Времени сразу заехать туда у нас тогда не нашлось, решили отложить до лучших, как говорят, времён.

Затем к поездке этой подготовились основательно, перерыв информацию в интернете. Интересующимся рекомендую: (http://test126.artwell.ru/objects/rodovaya-usypalnitsa-bobrinskikh/).

И вот она Бобрик-гора в городке Донской. Успели ещё и попасть в краеведческий музей, где экскурсовод поведала нашей четвёрке (более экскурсантов в музее не было, увы!) об истории этих мест. К удивлению нашему, узнали, что потомки Алексея, сына Екатерины II и графа Орлова, являются основателями промышленной добычи бурого угля в этом районе. Об усыпальнице нашим гидом было сказано ровно то же, что и написано в интернете. Я так скромно спросила, зная плачевное состояние этого старинного сооружения, приезжают ли родственники Бобринских в наше время на земли основателей рода. Получила утвердительный ответ: да, но нечасто. О том, зачем я об этом спросила, немного позже.

Пока мы идём из музея к Усыпальнице, вспомню о полученном горьком впечатлении от полуметрового комментария одного из авторов сайта "Завтра" о семье пушкинистки (из статьи, здесь же на сайте, "Скорбящая душа родных руин"), посетившей исторический город Белёв совершенно не с санитарной инспекцией злачных мест этого города, а поклониться местам, где ступала нога её кумиров, Жуковского и Пушкина. Комментатор не пожалел времени, "нарыл" в интернете и дал массу ссылок на красивые картинки города, мол, вот посмотрите, какие там есть места! Совершенно проигнорировав фото самой паломницы с мест, являющихся целью её поездки и связанных с Жуковским и Пушкиным. Не постеснялся этот господин использовать и выражение (здорово я здесь применила это слово, именно выражение, созвучное с матом): "Свинья грязи найдёт". Вот так! И никак иначе!

Нашли мы в парке, засыпанном листвой, слегка прихваченной лёгким морозцем, но приятно шуршащей под нашими неспешными ногами, интересующий нас объект (напоминаю: чтобы поклониться, а не проинспектировать!). Боже, это надо видеть! Смотрите на фото в интернете, свои, к сожалению, ставить здесь не умею.

Вот тут можно и пояснить, зачем я спрашивала о потомках Бобринских и их посещениях этих исторических земель. Конечно же, при этом имела в виду, не было ли у них желания вложить средства в реставрацию этой семейной святости, которая у нас охраняется государством.

Увидев же всё своими глазами поняла лишь иногда посещавших это место родственников Бобринских. Зачем, а главное, для кого нужно это восстановление. Ведь, чтоб потом состояние то поддерживать, потребуется круглосуточная охрана, а для этого нужны ОЙ какие ещё дополнительные денежные средства. В противном случае, через десяток ночей всё вернётся на круги своя, а со временем сооружение приобретёт тот же вид, что и до реставрации. Вандализм человеков, начавшийся ещё в 1920 году, так написано в интернете и сказано на экскурсии, всему объяснение!

PS. В завершении:

Желаю всем членам сообщества "Завтра" с полной отдачей провести новогодние Дни отдыха, имею в виду не сидя за праздничными столами и на диванах у телевизоров, а совершить выезды к интересным местам нашей необъятной Родины. Простите за пафос!

Своими планами заранее не делюсь, загад не бывает богат.

С Новым годом! Здоровья и творческих успехов! А главное, человеческого тепла в отношении друг друга!

И помните, пожалуйста, что без прошлого нет и будущего!

Красивая фраза, не правда ли? Хлесткая, очень задевающая и кажущаяся совершенно бесспорной. А если попытаться отрешиться от красоты написанного и проанализировать смыслы, в ней заложенные? Мне показалось, что подобный анализ столь положительного крылатого выражения будет полезен и мне и читателям. 😊

Начнем с происхождения цитаты. Как водится, это крылатое выражение приписывается всем, кому не лень: древним грекам , Черчиллю , Ломоносову и еще массе других известных лиц. А ведь, это уже настораживает и намекает на ее манипулятивность.

Все варианты, кроме Ломоносова, я даже не буду рассматривать глубже и подробнее, ограничившись лишь их упоминанием. А вот на ломоносовском «следе» остановиться просто необходимо. Оттолкнемся от фактологии, упомянутой .

Детали этой истории, как в зеркале отражают проблемы с так называемым традиционным историческим «знанием». В ниже приведенной цитате отдельные фразы выделены мною.

Что касается происхождения этой цитаты, то конкретных документов, подписанных М.В. Ломоносовым, содержащих именно эту фразу, к сожалению, не сохранилось .

А предыстория здесь следующая. В 1749-1750 годах , создаваемой академиками Г. Миллером и И. Байером. Он подверг публичной критике и диссертацию Миллера «О происхождении имени и народа российского», и дал уничтожающую характеристику трудов Байера по русской истории.

C этого времени занятия вопросами российской истории стали для Ломоносова такой же необходимостью, как и занятия естественными науками. В переписке с И.И. Шуваловым (куратором Московского университета) он упоминал свои работы «Описание самозванцев и стрелецких бунтов», «О состоянии России во время царствования государя царя Михаила Фёдоровича», «Сокращённое описание дел государевых», «Записки о трудах монарха», но наиболее известным его трудом стала «Древняя Российская история от начала российского народа до кончины Великого князя Ярослава Первого или до 1054 года, сочиненная Михайлом Ломоносовым, статским советником, профессором химии и членом Санкт-Петербургской Императорской и Королевской шведской академий наук» (полное название).

Однако ни упомянутых трудов, ни других многочисленных документов , которые Ломоносов намеревался опубликовать в виде примечаний, ни подготовительных материалов, ни рукописей 2-й и 3-й частей I тома «Древней Российской истории» до нас не дошло. Они были конфискованы после смерти великого ученого в 1765 году и исчезли бесследно .

Добавлю к написанному автором, что разборкой документов, оставшихся от Ломоносова, корректировкой и подготовкой к печати его трудов занимались, как раз, его научные противники, исторические гипотезы которых первый русский академик и критиковал нещадно… Поневоле и в соответствии с «бритвой Оккама» на ум напрашивается простейшая версия исчезновения этих его исторических работ. Если не плодить сущности сверх необходимости, то труды Ломоносова пропали, потому что они противоречили исторической доктрине, которую в те времена формировала для нашей страны новая российская академия, состоявшая тогда сплошь из прибывших в Россию разнообразных «немцев». Так раньше именовали всех европейцев за «немоту» или незнание нашего языка. И тянулись в Россию всевозможные сомнительные личности то ли поднять уровень российской науки, то ли - за длинным рублем и вместе с царскими женами и управительницами.

Мне кажется, для них была вполне естественной доктрина призвания варягов на «не способную» к самостоятельному управлению, «убогую» Русь. Эта историческая гипотеза становления с внешней помощью нашего Отечества и по сей день - в чести... То ли дело - жители итальянского полуострова или немецких мелких «княжеств»: они то собрались в единые Италию и Германию только в 19-м веке. Отчего же им не поучить нас управлению государством. 😊

Интересно, почему никого не удивляет поголовный «немецкий» состав русской академии? Поневоле возникает предположение, что подобная ситуация могла быть вызвана «оккупацией»... Ну, - как на современной Украине, к примеру. А многократно повторяющийся синдром засилья разнообразных нацменов, которые, не смотря на наличие этого засилья, рассказывают о том, как их на русской земле притесняют? 😊

Можно из приведенной выше цитаты выудить и еще один важный факт, мимо которого спокойно пройдет не интересующийся историей. Почему-то уже при наличии печати, в столь просвещенный век не удалось сохранить труды нашего великого соотечественника, даже несмотря на то, что он был признанным авторитетом и академиком.

Ну, что же вы не иронизируете и не смеетесь по этому поводу, господа сторонники традиционной версии истории? Вы же утверждаете невозможность пропажи корпуса документов даже в более древние времена, когда отсутствовали большие тиражи. А где же тогда все исторические труды первого русского академика? Куда запропастились работы предшественников Ломоносова, на которые он ссылался и которые придерживались политической версии русской истории, отличной от той, которую навязывали «западники»? Или исчезновение всех неугодных в политическом и историческом смысле документов середины 18 века – единичный случай? 😊

Я не буду приводить другие примеры. Отошлю вас только в современность, где ученые историки Украины и других осколков СССР совершенно тенденциозно перевирают ближайшее прошлое, которое дано нам даже не в документах, а в личном опыте… Интересно, какой «краткий курс» там изучают школьники и будут ли они иметь будущее? Найдут ли потомки «голодомор» и в интерпретации заинтересованных политических сил или все же мы сумеем увидеть реальность того времени в не искаженном виде? Неплохо бы на сей счет задуматься и нашим историкам, политикам и гуманитарным просветителям, которые старательно и не заслуженно чернят советский период и приукрашивают царскую Россию. А может, наличие отдельных случаев задокументированного применения допинга в РФ вполне достаточно для обвинения нашей страны в проведении государственной программы использования допинга? И показаниями «свидетелей» вполне компенсируется при доказательстве нашей вины отсутствие официальных документов, подтверждающих наличие подобных российских программ?

Ведь хватило же свидетельских показаний заинтересованных лиц для обвинения нацистов в наличии программы уничтожения евреев, не смотря на отсутствие подтверждающих государственных документов рейха в тоннах материалов, вывезенных союзниками и особенно США? Заменой слова «дискриминация», или выражения «выдавливание из страны» на «уничтожение» можно до неузнаваемости изменить картинку в головах не очень образованных читателей. Укажи, что в концлагерях заключенных не заставляли тяжело работать, а «уничтожали», сфокусируй внимание только на одной национальности тех, кто оказался за колючей проволокой, и - прошлое изменится. Люди всех национальностей, которых нещадно эксплуатировали в неимоверно тяжелых условиях концлагерей, превращаются в миллионы евреев, уничтоженных в газовых камерах в рамках нацистской госпрограммы уничтожения. И кто же наберется смелости попытаться намекнуть, что гитлеровцы не уничтожали евреев, а «всего лишь» активно изыскивали источники для формирования рабской рабсилы?

Политика – грязное дело. И геббельсовские методы взяты на вооружение, усовершенствованы и используются сегодня на фронтах агитвойн всеми армиями пропагандистов. Но мои параллели кому-то могут показаться слишком натянутыми и далеко идущими…

Вынужден в очередной раз констатировать причину любви любой власти к писателям, актерам и всей творческой «тилихенции»: владение словом – страшная сила. Вот и кормит хорошо любая власть тех, кто за мзду малую, продает это умение воздействия на народ словом или голосом, выдавая за черное белое и наоборот. Ведь, современные люди - не очень образованы, доверчивы, но восприимчивы к чувственному, «психическому» воздействию. Разве думают наши знаменитые актеры, участвуя в рекламе банков, что они в реальности обманывают народ?

В большинстве случаев красивые и броские фразы вообще не глубоки по смыслу, потому что красота фразы отсекает критическое восприятие ее содержания. Точно так же, как красота голоса и владение им, позволяют отключить критическое восприятие слушателем текстов, которые пропевают «попкультурные соловьи».

А теперь, давайте обратимся к смыслам этой крылатой «убойной» фразы «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего ».

Сначала приглядимся к слову «народ». Когда народ вообще что-то узнал про историю страны? Совсем и недавно. До той самой Советской власти подавляющее большинство народа, коим было крестьянство, не имело представления об истории, т.к. и в школах то не обучалось. А, если и обучалось в царских церковно-приходских или начальных школах, то там предмета «история» не было. Закон божий, арифметика и азбука - в лучшем случае. В царской России даже количество грамотных считали не так, как в передовых странах того времени. Грамотными считали и не умевший писать, а только умевших читать. Получается, что тот, кто говорил про народ, имел в виду лишь очень небольшую его часть жителей страны? Но тогда и смысл фразы полностью пропадает, потому что подавляющая часть народа, в реальном смысле этого слова, жила и живет даже сегодня, не зная своего прошлого.

А как же тогда быть с фразой о мудрости народной? Получается, что и без знания своего прошлого народ способен прозреть будущее? Или не способен? Отсутствие знания своей истории, не позволяет увидеть повторяемость многих ситуаций и дает дополнительные «висты» оппонентам. Имея широкое представление об истории человечества, легче понять, что может случиться с тобой в будущем. Получается, что надо учиться, учиться и еще раз учиться , как бы это кому-то не казалось странным и несвоевременным.

А на сегодня история для народа – боевая манипулятивная легенда, которой власть патриотично пытается направить свою паству в направлении, ей выгодном.

В Советском Союзе не предоставляли право, а буквально заставляли каждого повышать уровень образования и расширять кругозор, понимая, что необразованным человеком легче манипулировать. И уж, что совершенно точно, такой человек не способен строить новое общество и счастливое будущее.

Необразованный человек стремится и к «целям», соответствующим своему развитию. Его достаточно легко убедить в том, что «потреблятское» будущее - и есть народная вековая мечта… о ста сортах колбасы и джинсах с машинами для каждой семьи. Ну, господа-товарищи, как вам живется сегодня при ужасном засилье консервных самобеглых колясок, от которых ни пройти, ни проехать, ни вздохнуть? И теперь мэр Москвы пытается убедить всех в преимуществах общественного транспорта, который во времена СССР и был основным и, как теперь оказывается, единственно разумным трендом развития связности огромных территорий...

Но воспитание человека – очень длительная и совсем не простая процедура. Особенно это касается ситуации, когда на личность оказывают влияние и конкуренты.

Мы же понимаем, что город Москва нельзя сегодня начать возводить с нуля, снеся всю историческую застройку. А вот Париж именно так и был построен в 19 веке, что и придало ему определенный колорит. Правда, никто сегодня не обрушивается с демагогической критикой на тех, кто разрушил до основания древний мир, а затем, фактически, построил новый Париж, кощунственно уничтожив памятники предыдущих эпох… Даже наоборот: ездят туристы смотреть на парижскую красоту, не задумываясь совершенно о таких мелких подробностях. 😊

Научный взгляд на любую проблему (в том числе историческую) обязательно содержит такую характеристику, как время. В данном случае надо понимать, что народ и человечество в целом находятся в пути, находятся в постоянном изменении. Сегодняшний средний человек совершенно не похож на человека столетней давности в установках и развитии. То, что казалось вопиющей мерзостью буквально несколько десятков лет назад, сегодня воспринимается как вполне допустимая норма. Как же мы пытаемся судить о прошлом с позиций сегодняшнего дня, а не с позиций, например, морали начала ВОВ?

Гитлеровские врачи были поражены уровнем невинности среди девушек, привезенных на работу в рейх из СССР. Им в голову вбили, что там живут животные, а на поверку почти все молодые девушки оказались девственницами, что совершенно противоречило распространенным в Германии представлениям об «этих русских свиньях». Попробуйте осознать этот факт, чтобы сопоставить его с сегодняшними нравами, и предположите, как бы к современному поведению отнеслись в те времена ваши предки.

В советское время в 70-е факт беременности одной школьницы в городе под 200 тысяч населения вызывал фурор и обсуждение на самом высоком уровне. Почему же современный человек не пытается учитывать эту разницу в восприятии мира и правил жизни, когда ему подсовывают байки про страшную кровавость сталинского режима? Потому что большинство людей сегодня плохо представляют себе, как можно и должно сравнивать поступки и события совершенно разных эпох.

Не очень хорошее знание своей истории советскими людьми, в частности, привело к развалу СССР. В этом смысле крылатая фраза вполне себе сработала. Хотелось бы, чтобы в 21-м веке наши сограждане поняли эту крылатую фразу диалектически и в научном смысле… 😊

 


Читайте:



Выпекаем коржи для торта Как сделать обычный корж торта

Выпекаем коржи для торта Как сделать обычный корж торта

Каждый праздник заканчивается подачей десерта. Можно заказать его у профессионалов, а лучше удивить всех своими способностями. В статье рассмотрим,...

Прошу рецепт соте из кабачков на зиму

Прошу рецепт соте из кабачков на зиму

Репчатый лук нужно слегка обжарить — это придаст готовому соте приятный аромат. Лук очистить и нарезать тонкими кольцами, выложить на сковороду и...

Вишня в желе — простой и вкусный рецепт на зиму Как приготовить желе из войлочной вишни

Вишня в желе — простой и вкусный рецепт на зиму Как приготовить желе из войлочной вишни

Рецепты желе из ягод на зимуВишня – ягодка полезная, поэтому хочется сохранить не только ее вкусовые качества, но и витамины. И такой способ есть –...

Рождественский пудинг от мамы джейми оливера Кулинарный поединок с джейми оливером йоркширский пудинг

Рождественский пудинг от мамы джейми оливера Кулинарный поединок с джейми оливером йоркширский пудинг

Вегетарианские Подробное пошаговое описание как готовится блюдо "Творожный пудинг со шпинатом". Попробуйте обязательно Творог 500 г. Сметана 1...

feed-image RSS