Главная - Дела семейные
Джаз — истинно американская музыка. Интересные факты Развитие джаз

Джаз прежде всего это импровизация, жизнь, слова, эволюция. Реальный джаз обитает на Миссисипи, исходя от рук пианиста в баре Storyville, или от группы музыкантов, которые играют в тихом местечке,на окраинах Чикаго.

Настоящее место рождения

История джаза, является одной из самых оригинальных историй в музыки. Его персонажи и стили, его сильные индивидуальные черты, являются чрезвычайно привлекательными, хотя некоторые тенденции требуют повышенной готовности со стороны слушателей. Как когда-то заявил руководитель оркестра США Джон Филипп Соуза,джаз надо слушать ногами,а не головой.Но ведь это было в течение 30-х годов, с джаз-бандами из Нью-Орлеана - Бадди Болден - или мужчинами из Austin High в нелегальных барах Чикаго. Они играл музыку для танцев.

Однако начиная с 40-х годов, публика начала слушать джаз головой вместо ног. Появляются новые формы звучания – стараясь привлечь слушателя интеллектом, cool, free – остаются немного в стороне.Несмотря на плохие высказывания и выпады со стороны Соуза,публика воспринимает джаз ещё с большим энтузиазмом. В чем секрет, его большой жизнеспособности?

Если говорить о джазе, как – о афроамериканской музыке – значит многого не сказать.
Это - одна из форм индивидуального спонтанного выражения, который создается в момент.Это импровизация, свобода, песни протеста и маргинализации.Корнями джаза следует считать тёмнокожее рабство в государствах Юга, Северной Америки - при работе на хлопковых плантациях.Именно здесь взошли первые семена и ростки,здесь были заложены первые напевы и мелодии последнего популярного жанра в истории западной музыки. Вид городского выражения, который начал возрождаться в кафе темнокожих в Новом Орлеане в конце девятнадцатого и в начале ХХ веков.

Согласно статистическим данным, рынок африканских рабов был примерно 15млн. мужчин, женщин и детей, продаваемых в разных частях мира. Большая часть этих людей попала в Америку. Хлопковые плантации и табачные поля требовали большого труда. Чернокожий африканец был сильным и работал за небольшую заработную плату, питание и кров. Помимо этого, у них ничего не было, кроме памяти о незабываемых песнях и танцах родной Африки. Таким образом музыка, занимает центральное место в жизни раба,помогая преодолевать все невзгоды и страдания рабства. Это и есть главный багаж раба-ритм и мелодия.

Черные африканцы, обладающие большой религиозностью, христианство принял легко. Но,так как привыкшие начинать свои религиозные обряды с песен и танцев, они вскоре начали внедрять хлопки и ритмичные движения в свои заседания и обряды в лагерях Юга. Голоса темнокожих имели очень своеобразный тембр, пение мелодий действительно заставляло двигаться. Черные протестантские религиозные общины создавали свои гимны,где призывали к неповиновению.

В эти темы, молитвы и мольбы добавились песни о работе. Почему? Да потому что раб понял, что ему гораздо проще работать напевая.
Простота этих фраз, вероятно, объясняется их плохим знанием языка колонистов и была разработана в энергичной поэзии и нежности. Как утверждает Жан Кокто, стихи блюз это - последнее появление автоматически популярной поэзии.А блюз как жанр, как правило, джаз.

Соединенные Штаты,в поисках культуры.

Джаз для США является одной из лучших своих визитных карточек, и все музыкальные историки согласны с их наиболее весомым вкладом в мировую культуру.

Этот процесс культурной самобытности, является относительно коротким. Начался следующий этап: независимость колоний. Но... , что они имели для создания их культурного наследия? С одной стороны, европейское наследие коренных народов: потомки старых поселенцев, недавние иммигранты, с другой стороны, черный американский гражданин, после столь долгого рабства. А где раб,там и музыка.Отсюда и делается вывод что негритянская музыка в некоторой степени была более популярна,во всяком случае на Юге.

Официальная защита и признание.

Правители поняли что это новое музыкальное явление. Тем временем, Государственный департамент взял под свой контроль и даже организовал, международные гастроли "джазменов" американцев. Louis Armstrong, Duke Ellingtong, Dizzy Gillespie, Jack Teagarden, Stanz Getz, Keith Jarrots и др. продемонстрировали стиль во всем мире. Выступали перед королями и королевами, Луи Армстронг был принят Папой Римским в Ватикане, Бенни Гудмен и его оркестр, гастролировали в России в течение лета 1962 года. Овации были оглушительными, даже Никита Хрущёв аплодировал стоя.
Естественно, что блюз развивался,таким образом создавая свой собственный язык: Джаз. Какой такой язык? Использование ритмической настойчивости, необычных инструментальных тембров,сложные соло - импровизации,которые трудно найти в других видах музыки, это и есть язык джаза,его душа. Все пронизано волшебным словом: swing.Как говорил Duke Ellingtong -" Swing Это то, что выходит за рамки своей собственной интерпретации,его не существует в музыкальном тексте, он проявляется только в постоянном исполнение.
На самом деле, джаз был и является одним из самых распространённых способов понимания черной американской музыки. Музыки, которая выражает любовь и печаль, описывает жизнь героев, горечи и разочарования каждого дня. Ранний джаз был некоим эмоциональным клапаном разочарования, черного мужчины в мире белых людей.

Радость жизни Нью-Орлеана

Название - Нью-Орлеан - это магический ключ, который помогает нам находить, узнавать и любить джаз. В этом городе построенном и обжитом главным образом французскими и испанскими иммигрантами, атмосфера отличалась от других государств (штатов). Культурный уровень был выше - многие его жители были аристократы, больше буржуа со старого континента - более высокие заработки и конечно, хорошие рестораны и красивые дома. Всё что привозилось со старой Европы - деликатная мебель, хрусталь, серебро, книги, ноты и различные инструменты для осветления теплых весенних вечеров, клавиши, скрипки, флейты, и т.д. всё это попадало в первую очередь в Нью-Орлеан. Город был окружён высокими стенами для отражения нападения индейцев, защищал город гарнизон французских солдат, которые конечно же имели свой оркестр, для исполнений военных маршей. Благодаря этим стечениям обстоятельств Новый Орлеан стал более веселым и уверенным.
Он считался толерантным городом,во всех аспектах, включая его отношения с чернокожими.
Гражданская война принесла большие изменения в стране. Чернокожим отменили рабство,они стали перебираться в города на работу а вместе с ними и музыка.

В Новом Орлеане, бывшие рабы наконец приобрели возможность купить то, что они видели в музыкальных магазинах. До этого они сами делали собственные инструменты с тыквы, кости, терки, металлических чаш. Теперь, в дополнение к своим банджо и гармошкам, они могли приобрести тромбоны, горны, кларнеты, барабаны. Проблема заключалась в том, что бывшие рабы не имели ни малейшего представления, о партитурах,сольфеджио,нотах, не знали о какой-либо музыкальной техники.Они просто чувствовали музыку и могли импровизировать.

Проблема незнания решалась с трудном. Но они понимали что играть нужно так же как и петь,что музыкальный инструмент должен быть продолжением голоса.И началось обучение.
Если военный оркестр проходил по улицам, негры всегда были в первом ряду и внимательно слушали.В церкви не пропускали ни одну строфу духовной музыки. Постепенно они смешивали некоторые биения в ладоши и добавив несколько тактов clapping (прослушивание ноги),они стали внедрять в блюз своё прошлое (рабство), таким образом стала возрождаться новая музыка,сделанная от души и очень поэтичная.

Применение этой музыки было использовано неграми на похоронах,так как являясь низшим классом общества, благотворительные организации или компании не очень поддерживали экономическое спокойствие бывшим рабам в общественной жизни, но когда речь шла о смерти они давали некоторые суммы денег.Таким образом родственники организовывали пышные похороны,которые сопровождались группой музыкантов и множественной поддержкой со стороны семьи, друзей и соседей.В долгой процессии до кладбища звучала медленная и печальная музыка.По возвращению тема менялась и игралась быстрая музыка, а точнее джаз-импровизации.Потому что общее мнение состояло в том, что умерший был на небе, и они должны радоваться вместе с Ним. Кроме того, из-за отсутствия релаксации после долгих вздохов и эмоций,окружение всегда требовало от музыкантов, чтобы заключительная часть церемоний всегда была весёлой.
Специалисты таким образом считают что на похоронах неграх, впервые начали играть джаз.

Джаз – музыкальное направление, получившее начало в конце 19 – начале 20 века в Соединенных Штатах. Возникновение его – это результат переплетения двух культур: африканской и европейской. Это течение объединят в себе спиричуэлс (церковные песнопения) американских негров, африканские народные ритмы и европейскую гармоничную мелодию. Его характерные черты: гибкая ритмика, в основе которой лежит принцип синкопирования, использование ударных инструментов, импровизация, экспрессионная манера исполнения, отличающаяся звуковой и динамичной напряженностью, порой доходящей до экстатичности. Первоначально джаз представлял собой сочетание регтайма с элементами блюза. По сути он вылился из этих двух направлений. Особенностью стиля джаз в первую очередь является индивидуальная и неповторимая игра виртуоза-джазмена, а импровизация наделяет это течение постоянной актуальностью.

После того, как сформировался сам джаз, начался непрерывный процесс его развития и видоизменения, повлекший появление различных направлений. В настоящее время их насчитывается около тридцати.

Новоорлеанский (традиционный) джаз.

Под этим стилем обычно подразумевают именно тот джаз, который исполняли в между в 1900 – 1917 годах. Можно сказать, что его возникновение совпало с открытием Сторивилла (новоорлеанский район красных фонарей), который обрел свою популярность за счет баров и аналогичных заведений, где музыканты, играющие синкопированную музыку, всегда могли найти себе работу. Распространенные ранее уличные оркестры начали вытесняться так называемыми “сторивилльскими ансамблями”, игра которых все больше обретала индивидуальность по сравнению с их предшественниками. Эти ансамбли и стали впоследствии основоположниками классического новоорлеанского джаза. Яркими примерами исполнителей данного стиля являются: Джелли Ролл Мортон (“His Red Hot Peppers”), Бадди Болден (“Funky Butt”), Кид Ори. Именно они осуществили переход народной африканской музыки в первые джазовые формы.

Чикагский джаз.

В 1917 году начинается следующий важный этап развития джазовой музыки, ознаменованный появлением в Чикаго переселенцев из Нового Орлеана. Происходит формирование новых джазовых оркестров, игра которых вносит в ранний традиционный джаз новые элементы. Так появляется самостоятельный стиль чикагской школы исполнения, который разделяется на два направления: хот-джаз чернокожих музыкантов и диксиленд белых. Основные особенности данного стиля: индивидуализированные сольные партии, изменение хот-инспирации (первоначальное свободное экстатичное исполнение стало более нервозным, полным напряжения), синтетичность (музыка включала в себя не только традиционные элементы, но и регтайм, а также известные американские шлягеры) и изменения в инструментальной игре (изменилась роль инструментов и исполнительские приемы). Фундаментальные фигуры этого направления (“What Wonderful World”, “Moon Rivers”) и (“Someday Sweetheart”, “Ded Man Blues”).

Свинг – оркестровый стиль джаза 1920-30 годов, вылился непосредственно из чикагской школы и исполнялся биг-бендами ( , The Original Dixieland Jazz Band). Для него характерно преобладание западной музыки. В составе оркестров появились отдельные секции саксофонов, труб и тромбонов; банджо заменяет гитара, тубу и сазофон – контрабас. Музыка отдаляется от коллективной импровизации, музыканты играют строго придерживаясь заранее расписанных партитур. Характерным приемом стало взаимодействие ритм-секции с мелодическими инструментами. Представители этого направления: , (“Creole Love Call”, “The Mooche”), Флетчер Хендерсон (“When Buddha Smiles”), Benny Goodman And His Orchestra, .

Бибоп – модерн-джаз, получивший свое начало в 40-х годах и представлявший собой экспериментальное, антикоммерческое направление. В отличие от свинга, это более интеллектуальный стиль, в котором большое внимание уделяется сложному импровизированию и акцент делается больше на гармонию, нежели на мелодию. Музыка данного стиля также отличает очень быстрый темп. Ярчайшими представителями являются: Диззи Гиллеспи, Телониус Монк, Макс Роуч, Чарли Паркер (“Night In Tunisia”, “Manteca”) и Бад Пауэлл.

Мейнстрим. Включает в себя три течения: Страйд (северо-восточный джаз), стиль Канзас-сити и джаз Западного побережья. Горячий страйд царствовал в Чикаго, ведомый такими мастерами как Луи Армстронг, Энди Кондон, Джимми Мак Партланд. Для Канзас-сити характерны лиричные пьесы в блюзовом стиле. Джаз Западного побережья развивался в Лос-Анджелесе под руководством , и вылился впоследствии в кул-джаз.

Кул-джаз (прохладный джаз) возник в Лос Анжелесе в 50-х годах как противоположность динамичному и импульсивному свингу и бибопу. Основоположником данного стиля принято считать Лестера Янга. Именно он ввел необычную для джаза манеру звукоизвлечения. Для этого стиля характерно использование симфонических инструментов и эмоциональная сдержанность. В этом ключе оставили свой след такие мастера, как Miles Davis (“Blue In Green”), Gerry Mulligan (“Walking Shoes”), Dave Brubeck (“Pick Up Sticks”), Paul Desmond.

Avante-Garde начал развиваться в 60-е годы. Этот авангардный стиль основан на отрыве от первоначальных традиционных элементов и характеризуется использованием новых технических приемов и выразительных средств. Для музыкантов этого течения на первом месте стояло самовыражения, которое они осуществляли посредством музыки. К исполнителям данного течения относят: Sun Ra (“Kosmos in Blue”, “Moon Dance”), Alice Coltrane (“Ptah The El Daoud”), Archie Shepp.

Прогрессив-джаз возник параллельно с бибопом в 40-х годах, но отличало его саксофонная техника стаккато, сложное переплетение политональности с ритмичной пульсацией и элементами симфоджаза. Основоположником этого направления можно назвать Стэна Кентона. Яркие представители: Гил Эванс и Бойд Райберн.

Хард-боп является разновидностью джаза, корни которого уходят в бибоп. Детройт, Нью-Йорк, Филадельфия – в этих городах и родился этот стиль. По своей агрессивности он очень напоминает бибоп, но преобладают в нем все же блюзовые элементы. Характерными исполнителями являются Zachary Breaux (“Uptown Groove”), Art Blakey и The Jass Messengers.

Соул-джаз. Этим термином принято называть всю негритянскую музыку. Он основывается на традиционном блюзе и афроамериканском фольклоре. Эту музыку характеризуют остинатные басовые фигуры и ритмично повторяющиеся сэмплы, за счет чего она получила широкую популярность среди разных масс населения. К числу хитов данного направления относятся композиции Рэмси Льюиса “The In Crowd” и Харриса-МакКейна “Compared To What”.

Грув (он же фанк ) является ответвлением соула, только отличает его ритмическая сосредоточенность. В основном музыка этого направления имеет мажорную окраску, а по структуре представляет собой четко прописанные партии каждого инструмента. Сольные исполнения гармонично вписываются в общее звучание и не слишком индивидуализированы. Исполнители этого стиля Ширли Скотт, Ричард «Грув» Холмс, Джин Эммонс, Лео Райт.

Фри-джаз получил свое начало в конце 50-х годов благодаря стараниям таких мастеров-новаторов как Орнетт Коулман и Сесил Тэйлор. Его характерными чертами являются атональность, нарушение последовательности аккордов. Этот стиль часто называют “свободным джазом”, а его производными являются лофт-джаз, модерн-криэйтив и фри-фанк. К музыкантам этого стиля относятся: Joe Harriott, Bongwater, Henri Texier (“Varech”), AMM (“Sedimantari”).

Криэйтив появился за счет получившего широкое распространение авангарда и экспериментализма джазовых форм. Подобную музыку сложно охарактеризовать определенными терминами, поскольку она слишком многогранна и сочетает в себе множество элементов предшествующих течений. К первым последователям этого стиля относятся Ленни Тристано (“Line Up”), Гюнтера Шуллера, Энтони Бракстона, Эндрю Сирилла (“The Big Time Stuff”).

Фьюжн объединил в себе элементы практически всех существующих на тот момент музыкальных течений. Наиболее активное его развитие началось в 70-е годы. Фьюжн представляет собой систематизированный инструментальный стиль, который отличают сложные тактовые размеры, ритм, удлиненные композиции и отсутствие вокала. Этот стиль рассчитан на менее широкие массы, нежели соул и является его полной противоположностью. Во главе этого течения стоят Ларри Корэлл и группа Eleventh, Тони Уильямс и Lifetime (“Bobby Truck Tricks”).

Эйсид-джаз (groove jazz» или «club jazz) возник в Великобритании в конце 80-х г. (расцвет 1990 – 1995гг.) и соединил в себе фанк 70-х годов, хип-хоп и танцевальную музыку 90-х годов. Появление этого стиля было продиктовано распространенным использованием джаз-фанковских сэмплов. Основоположником считается ди-джей Джайлс Питерсон. Среди исполнителей этого направления Melvin Sparks (“Dig Dis”), RAD, Smoke City (“Flying Away”), Incognito и Brand New Heavies.

Постбоп начал развиваться в 50-60-х годах и по структуре напоминает хард-боп. Отличает его наличие элементов соула, фанка и грува. Зачастую, характеризуя это направление, проводят параллель с блюз-роком. В этом стиле творили Хэнк Моблин, Хорас Силвер, Арт Блейки (“Like Someone In Love”) и Ли Морган (“Yesterday”), Уэйн Шортер.

Смус-джаз – современный джазовый стиль, возникший из течения фьюжн, но отличается от него намеренной отполированностью звучания. Особенностью данного направления является широкое использование электроинструментов. Известные исполнители: Майкл Френкс, Крис Ботти, Ди Ди Бриджуотер (“All Of Me”, “God Bless The Child”), Ларри Карлтон (“Dont Give It Up”).

Джаз-мануш (цыганский джаз ) – джазовое направление специализирующееся на гитарном исполнении. Соединяет в себе гитарную технику цыганских племен группы мануш и свинг. Основоположниками этого направления являются братья Ферре и . Наиболее известные исполнители: Andreas Oberg, Barthalo, Angelo Debarre, Бирели Ларген (“Stella By Starlight”, “Fiso Place”, “Autumn Leaves”).

Джаз родился в Новом Орлеане. С подобной фразы начинаются большинство историй джаза, как правило, с обязательным уточнением, что похожая музыка развивалась во многих городах американского Юга – Мемфисе, Сент-Луисе, Далласе, Канзас-Сити.

Музыкальные истоки джаза – как афроамериканские, так и европейские – многочисленны, и их долго перечислять, но нельзя не упомянуть двух главных его афроамериканских предшественников.

Песни джаза можно будет послушать

Регтайм и блюз

Примерно два десятилетия на рубеже XIX-XX веков – короткая эпоха расцвета регтайма, который был первым видом популярной музыки. Регтайм исполнялся преимущественно на фортепиано. Само слово переводится как «рваный ритм», и такое название этот жанр получил из-за синкопированного ритма. Автором наиболее популярных пьес был Скотт Джоплин, получивший прозвание «короля регтайма».

Пример: Scott Joplin – Maple Leaf Rag

Другим не менее важным предшественником джаза был блюз. Если регтайм дал джазу энергичный синкопированный ритм, то блюз дал ему голос. И в буквальном смысле, так как блюз – это вокальный жанр, но прежде всего в переносном, поскольку блюзу присуще использование смазанных нот, отсутствующих европейском звуковом строе (и мажорном, и минорном) – блюзовых нот, а также разговорно-крикливая и ритмически свободная манера исполнения.

Пример: Blind Lemon Jefferson — Black Snake Moan

Рождение джаза

Впоследствии афроамериканские джазовые музыканты перенесли эту манеру в инструментальную музыку, и духовые инструменты стали подражать человеческому голосу, его интонациям и даже артикуляциям. В джазе появились так называемые «грязные» звуки. Каждый звук должен быть как бы с перчинкой. Джазовый музыкант создает музыку не только с помощью разных нот, т.е. звуков разной высоты, но и с помощью разных тембров и даже шумов.

Jelly Roll Morton — Sidewalk Blues

Скотт Джоплин жил в штате Миссури, первый известный опубликованный блюз называля «Даллас блюз». Однако первый джазовый стиль получил название «Новоорлеанский джаз».

Корнетист Чарльз «Бадди» Болден соединил регтайм и блюз, играя на слух и импровизируя, и его новация повлияла на многих более известных впоследствии новоорлеанских музыкантов, которые разнесли новую музыку по стране, прежде всего в Чикаго, Нью-Йорк, Лос-Анджелес: Джо «Кинг» Оливер, Банк Джонсон, Джелли Ролл Мортон, Кид Ори и, конечно, король джаза Луи Армстронг. Так джаз завладел Америкой.

Впрочем, свое историческое название эта музыка получила не сразу. Поначалу ее называли просто hot music (горячей), потом появилось словцо jass и уже затем jazz. А первую джазовую пластинку записал квинтет белых исполнителей Original Dixieland Jass Band в 1917 году.

Пример: Original Dixieland Jass Band — Livery Stable Blues

Эпоха свинга – танцевальная лихорадка

Джаз появился и распространился как танцевальная музыка. Постепенно танцевальная лихорадка распространилась по всей Америке. Множились танцевальные залы и оркестры. Началась эра биг-бендов, или свинга, длившаяся примерно полтора десятилетия с середины 20-х до конца 30-х гг. Никогда ни раньше, ни позже джаз не был столь популярен.
Особая роль в создании свинга принадлежит двум музыкантам – Флетчеру Хендерсону и Луи Армстронгу. Армстронг повлиял на огромное количество музыкантов, научив их ритмической свободе и разнообразию. Хендерсон создал формат джазового оркестра с его привычным впоследствии разделением на секцию саксофонов и секцию духовых с перекличкой между ними.

Fletcher Henderson — Down South Camp Meeting

Новый состав получил распространение. В стране существовало около 300 биг-бендов. Лидерами самых популярных из них были Бенни Гудмен, Дюк Эллингтон, Каунт Бейси, Чик Уэбб, Джимми Лансфорд, Томми Дорси, Гленна Миллера, Вуди Германа. В репертуар оркестров включаются популярные мелодии, которые получают наименование джазовых стандартов, или иногда их называют джазовой классикой. Самый популярный стандарт за всю историю джаза Body and Soul впервые записал Луи Армстронг.

От бибопа к постбопу

В 40-е гг. эра больших оркестров закончилась и довольно резко, прежде всего по коммерческим причинам. Музыканты начинают экспериментировать с малыми составами, благодаря чему родился новый джазовый стиль – би-боп, или просто боп, который означал целую революцию в джазе. Эта была музыка, предназначенная не для танца, а для слушания, не для широкой аудитории, а для более узкого круга любителей джаза. Словом, джаз перестал быть музыкой для развлечения публики, а стал формой самовыражения музыкантов.

Пионерами нового стиля были пианист Телониус Монк, трубач Диззи Гиллеспи, саксофонист Чарли Паркер, пианист Бад Пауэлл, трубач Майлз Дэвис и другие.

Groovin High — Charlie Parker, Dizzy Gillespie

Боп заложил основы современного джаза, который по-прежнему остается преимущественно музыкой малых составов. Наконец, боп заострил в джазе постоянное стремление к поиску нового. Выдающимся музыкантом, нацеленным на постоянные новации, был Майлз Дэвис и множество его партнеров и открытых им дарований, ставших впоследствии известными джазовыми исполнителями и звездами джаза: Джон Колтрейн, Билл Эванс, Херби Хэнкок, Уэйн Шортер, Чик Кориа, Джон Маклафлин, Уинтон Марсалис.

Джаз 50-х и 60-х годов продолжает развиваться, с одной стороны, оставаясь верным своим истокам, но переосмысливая принципы импровизации. Так появляются хард-боп, кул…

Miles Davis — So What

…модальный джаз, свободный джаз (free jazz), пост-боп.

Herbie Hancock — Cantaloupe Island

С другой стороны, джаз начинает впитывать в себя другие виды музыки, например, афро-кубинскую, латинскую. Так появляются афро-кубинский, афро-бразильский джаз (босанова).

Manteca — Dizzy Gillespie

Джаз и рок = фьюжн

Мощнейшим толчком к развитию джаза послужило обращение джазовых музыкантов к рок-музыке, использованию ее ритмов и электрических инструментов (электрическая гитара, бас-гитара, клавишные, синтезаторы). Пионером здесь снова был Майлз Дэвис, начинание которого подхватили Джо Завинул (Weather Report), Джон Маклафлин (Mahavishnu Orchestra), Херби Хэнкок (The Headhunters), Чик Кориа (Return to Forever). Так возникли джаз-рок, или фьюжн…

Mahavishnu Orchestra — Meeting Of The Spirits

и психоделический джаз.

Milky Way — Weather Report

История джаза и джазовые стандарты

История джаза – это не только стили, направления и известные исполнители джаза, это еще и множество прекрасных мелодий, которые живут во множестве версий. Их легко узнают, даже если не помнят или не знают названий. Своей популярностью и привлекательностью джаз в том числе обязан таким замечательным композиторам, как Джордж Гершвин, Ирвинг Берлин, Коул Портер, Хогги Кармайкл, Ричард Роджерс, Джером Кернb и другие. Хотя они писали музыку прежде всего для мюзиклов и шоу, но их темы, подхваченные представителями джаза, стали лучшими джазовыми композициями ХХ века, которые получили наименование джазовые стандартов.

Summertime, Stardust, What Is This Thing Called Love, My Funny Valentine, All the Things You Are – эти и многие другие темы известны каждому джазовому музыканту, как впрочем и композиции, созданные уже самими джазменами: Дюком Элингтоном, Билли Стрейхорном, Диззи Гиллеспи, Телониусом Монком, Полом Дезмондом и многими другими (Caravan, Night in Tunisia, ‘Round Midnight, Take Five). Это классика джаза и язык, объединяющий как самих исполнителей, так и джазовую аудиторию.

Современный джаз

Современный джаз – это плюрализм стилей и жанров и постоянный поиск новых сочетаний на стыках направлений и стилей. И современные джазовые исполнители часто играют в различных стилях. Джаз восприимчив к влиянию многих видов музыки от академического авангарда и фольклора до хип-хопа и поп-музыки. Он оказался самым гибким видом музыки.

Признанием всемирной роли джаза стала провозглашение ЮНЕСКО в 2011 году Международного дня джаза, который отмечается ежегодно 30 апреля.

Маленькая река, исток которой был в Новом Орлеане за 100 с небольшим лет превратилась в океан, который омывает весь мир. Американский писатель Фрэнсис Скотт Фицджеральд в своем время назвал 20-е гг. веком джаза. Теперь эти слова можно приложить к ХХ веку в целом, поскольку джаз – музыка ХХ века. История возникновения и развития джаза почти вписывается в хронологические рамки последнего столетия. Но, разумеется, не заканчивается на этом.

1. Луи Армстронг

2. Дюк Эллингтон

3. Бенни Гудмен

4. Каунт Бейси

5. Билли Холидей

6. Элла Фицджеральд

7. Арт Тейтум

8. Диззи Гиллеспи

9. Чарли Паркер

10. Телониус Монк

11. Арт Блейки

12. Бад Пауэлл

14. Джон Колтрейн

15. Билл Эванс

16. Чарли Мингус

17. Орнетт Коулман

18. Херби Хэнкок

19. Кит Джарретт

20. Джо Завинул

Текст: Александр Юдин

Как род музыки сложился на рубеже 19 и 20 вв. в результате синтеза элементов двух музыкальных культур - европейской и африканской. Из африканских элементов можно отметить полиритмичность, многократную повторяемость основного мотива, вокальную экспрессивность, импровизационность, которые проникли в джаз вместе с распространёнными формами негритянского музыкального фольклора - обрядовыми плясками, рабочими песнями, спиричуэлс и блюзами.

Слово «jazz» , первоначально «jazz-band» , стало применяться в середине 1-го десятилетия 20 в. в южных штатах для обозначения музыки, создаваемой небольшими нью-орлеанскими ансамблями (в составе трубы, кларнета, тромбона, банджо, тубы или контрабаса, ударных и фортепиано) в процессе коллективной импровизации на темы блюзов, рэгтаймов и популярных европейских песен и танцев.

Для знакомства можно послушать и Cesaria Evora , и, , и много других .

Так что же такое Acid Jazz ? Это фанковый музыкальный стиль со встроенными элементами джаза, фанка 70-х годов, хип-хопа, соула и др. стилей. Он может быть сэмплированным, он может быть «живым», и может быть смесью двух последних.

В основном, Acid Jazz делает упор на музыку, а не текст/слова. Это клубная музыка которая ставит целью заставить вас двигаться.

Первый сингл в стиле Acid Jazz был «Frederick Lies Still» , автор Galliano . Это была кавер-версия произведения Curtis Mayfield «Freddie"s Dead» из фильма «Superfly» .

Большой вклад в продвижение и поддержку стиля Acid Jazz внес Gilles Peterson , который был диджеем на KISS FM. Он был одним из первых, кто основал Acid Jazz лэйбл. В конце 80-х - начале 90-х появилось много исполнителей Acid Jazz , которые представляли собой как "живые" команды - , Galliano, Jamiroquai, Don Cherry , так и студийные проекты - PALm Skin Productions, Mondo GroSSO, Outside, и United Future Organization .

Конечно это не стиль джаза, а тип джазового инструментального ансамбля, но всё таки он был включен в таблицу, ибо любой джаз исполняемый "биг-бендом" очень сильно выделяется на фоне отдельных исполнителей джаза и небольших коллективов.
Количество музыкантов в биг-бендах обычно колеблется от десяти до семнадцати человек.
Сложился в конце 1920-х годов, состоит из трех оркестровых групп : саксофоны - кларнеты (Reels), медные духовые инструменты (Brass, в дальнейшем выделились группы труб и тромбонов), ритм-секция (Rhythm section - фортепиано, контрабас, гитара, ударные музыкальные инструменты). Расцвет музыки биг-бэндов , начавшийся в США в 1930-е годы, связан с периодом массового увлечения свингом.

Позднее, вплоть до настоящего времени, биг-бэнды исполняли и исполняют музыку самых разных стилей. Однако, по существу, эра биг-бэндов начинается значительно раньше и восходит ко временам американских менестрельных театров второй половины 19 века, нередко увеличивавших исполнительский состав до нескольких сот актеров и музыкантов. Послушайте The Original Dixieland Jazz Band, King Oliver"s Creole Jazz Band, The Glenn Miller Orchestra, And His Orchestra и вы оцените всю прелесть джаза в исполнении биг-бендов.

Джазовый стиль, сложившийся в начале - середине 40-х годов 20 века и открывший собой эпоху модерн-джаза. Характеризуется быстрым темпом и сложными импровизациями, основанными на изменении гармонии, а не мелодии.
Сверхбыстрый темп исполнения был введён Паркером и Гиллеспи, дабы не подпустить к их новым импровизациям непрофессионалов. Кроме всего прочего, отличительной чертой всех бибоповцев стала эпатажная манера поведения. Изогнутая труба «Диззи» Гиллеспи, поведение Паркера и Гиллеспи, нелепые шляпы Монка и т. д.
Возникнув как реакция на повсеместное распространение свинга, бибоп продолжил развивать его принципы в использовании выразительных средств, но вместе с тем обнаружил ряд противоположных тенденций.

В отличие от свинга, большей частью представляющего собой музыку больших коммерческих танцевальных оркестров, бибоп - это экспериментальное творческое направление в джазе, связанное главным образом с практикой малых ансамблей (комбо) и антикоммерческое по своей направленности.
Этап бибопа стал значительным смещением акцента в джазе от популярной танцевальной музыки к более высокохудожественной, интеллектуальной, но менее массовой «музыке для музыкантов». Боп-музыканты предпочитали сложные импровизации, основанные на переборе аккордов вместо мелодий.
Основными застрельщиками рождения стали: саксофонист , трубач , пианисты Бад Пауэлл и Телониус Монк , барабанщик Макс Роуч . Если хотитете Be Bop , послушайте , Michel Legrand, Joshua Redman Elastic Band, Jan Garbarek, Modern Jazz Quartet .

Один из стилей современного джаза, сформировавшийся на рубеже 40-х - 50-х годов 20 века на основе развития достижений свинга и бопа. Происхождение этого стиля прежде всего связано с именем свингового саксофониста-негра Л. Янга , разработавшего противоположную звуковому идеалу хот-джаза «холодную» манеру звукоизвлечения (так называемого Lester sound); он же ввел впервые в обиход сам термин «кул». Кроме того, предпосылки кул-джаза обнаруживаются в творчестве многих музыкантов бибопа - таких, например, как Ч. Паркер, Т. Монк, М. Дэвис, Дж. Льюис, М. Джексон и других.

Вместе с тем кул-джаз имеет существенные отличия от бопа . Это проявилось в отходе от тех традиций хот-джаза, которым следовал боп, в отказе от чрезмерной ритмической экспрессивности и интонационной неустойчивости, от нарочитого подчеркивания специфически негритянского колорита. В этом стиле играли: , Stan Getz, Modern Jazz Quartet, Dave Brubeck, Zoot Sims, Paul Desmond .

С постепенным снижением активности рок-музыки, начинавшейся с начала 70-х, с уменьшением потока идей из мира рока музыка фьюжн стала более прямолинейной. Одновременно многие начали понимать, что электрический джаз мог бы стать более коммерческим, продюсеры и некоторые музыканты начали искать такие комбинации стилей, чтобы увеличить продаваемость. Они действительно успешно создали вид джаза, более доступный для среднего слушателя. В течение последних двух десятилетий возникло много различных комбинаций, для которых промоутеры и публицисты любят использовать выражение "Современный Джаз", применяемое для описания "слияний" джаза с элементами поп-музыки, ритм-энд-блюза и "всемирной музыки".

Однако слово "кроссовер" более точно обозначает суть дела. Кроссовер и фьюжн достигли поставленной цели и увеличили аудиторию джаза, особенно благодаря тем, кто пресытился другими стилями. В некоторых случаях эта музыка заслуживает внимания, хотя в основном содержание джаза в ней сводится к нулю. Примеры стиля кроссовер занимают область от (Al Jarreau) и записей вокала (George Benson) до (Kenny G), "Spyro Gyra" и " " . Во всем этом есть влияние джаза, но, тем не менее, эта музыка укладывается в область поп-искусства, которое представляют Gerald Albright, George Duke, саксофонист Bill Evans, Dave Grusin, .

Диксиленд - наиболее широкое обозначение музыкального стиля самых ранних нью-орлеанских и чикагских джазовых музыкантов, записавших пластинки с 1917 до 1923 года. Так же это понятие распространяется на период последующего развития и возрождения Новоорлеанского джаза - New Orlean’s Revival , продолжавшегося после 1930-ых годов. Некоторые историки относят Диксиленд только к музыке белых групп, играющих в новоорлеанском джазовом стиле.

В отличие от других форм джаза, репертуар пьес у музыкантов Диксиленда оставался весьма ограниченным, предлагая бесконечные изменения тем в пределах одних и тех же мелодий, сочинённых на протяжении первого десятилетия 20 века и включал в себя рэгтаймы, блюзы, уанстепы, тустепы, марши и популярные мелодии. Для исполнительского стиля Диксиленд характерным было сложное переплетение отдельных голосов в коллективную импровизацию всего ансамбля. Открывающий соло исполнитель и продолжавщие его игру другие солисты как бы противостояли «риффингу» остальных духовых, вплоть до заключительных фраз, исполняемых обычно барабанами в виде четырёхдольных рефренов, которым в свою очередь отвечал весь ансамбль.

Главными представителями этой эпохи являлись The Original Dixieland Jazz Band, Joe King Oliver, and his Famous Orchestra, Sidney Bechet, Kid Ory, Johnny Dodds, Paul Mares, Nick LaRocca, Bix Beiderbecke и Jimmy McPartland . Музыканты Диксиленда в сущности искали возрождение классического Новоорлеанского джаза прошлых лет. Эти попытки оказались весьма успешными и благодаря последующим поколениям продолжаются по сей день. Первое из возрождений традиций диксилендов имело место в 1940-ые годы.
Вот лишь некоторые джазмены, которые играли диксиленд: Кенни Болл, Lu Watters Yerna Buena Jazz Band, Turk Murphys Jazz Band .

Отдельную нишу в сообществе джазовых стилей с начала 70-х годов заняла немецкая фирма ECM (Edition of Contemporary Music - Издательство современной музыки), постепенно ставшая центром объединения музыкантов, исповедовавших не столько привязанность к афро-американскому происхождению джаза, сколько возможность решать самые разнообразные художественные задачи, не ограничивая себя определенной стилистикой, но в русле творческого импровизационного процесса.

Со временем все же выработалось определенное лицо фирмы, которое привело к выделению артистов этого лейбла в широкомасштабное и ярко выраженное стилистическое направление. Ориентация создателя лейбла Манфреда Айхера (Manfred Eicher) на объединение в единое импрессионистическое звучание разнообразных джазовых идиом, всемирного фольклора и новой академической музыки позволила с помощью этих средств претендовать на глубину и философское осмысление жизненных ценностей.

Расположенная в Осло главная студия записи фирмы очевидным образом коррелирует с главенствующей ролью в каталоге скандинавских музыкантов. В первую очередь это норвежцы Jan Garbarek, Terje Rypdal, Nils Petter Molvaer, Arild Andersen, Jon Christensen . Однако география ECM охватывает весь мир. Здесь и европейцы Dave Holland, Tomasz Stanko, John Surman, Eberhard Weber, Rainer Bruninghaus, Михаил Альперин и представители неевропейских культур Egberto Gismonti, Flora Purim, Zakir Hussain, Trilok Gurtu, Nana Vasconcelos, Hariprasad Chaurasia, Anouar Brahem и многие другие. Не менее представителен американский легион - Jack DeJohnette, Charles Lloyd, Ralph Towner, Redman Dewey, Bill Frisell, John Abercrombie, Leo Smith . Первоначальный революционный порыв изданий фирмы превратился со временем в медитативно-отстраненное звучание открытых форм с тщательно отшлифованными звуковыми пластами.

Часть приверженцев мэйнстрима отрицает путь, избранный музыкантами этого направления; однако джаз, как мировая культура, развивается, несмотря на эти возражения, и дает весьма впечатляющие результаты.

В противовес рафинированности и прохладности стиля кул, рациональности прогрессива на Восточном побережье США молодые музыканты в начале 50-х годов продолжили развитие, казалось бы, уже исчерпавшего себя стиля бибоп. В этой тенденции сыграл существенную роль рост самосознания афроамериканцев, характерный для 50-х годов. Вновь было обращено внимание на сохранение верности афроамериканским импровизационным традициям. При этом все достижения бибопа были сохранены, но к ним прибавились многие наработки кула и в области гармонии, и в сфере ритмических структур. Музыканты нового поколения, как правило, имели хорошее музыкальное образование. Это течение, получившее название "хардбоп" , оказалось весьма многочисленным. В него включились трубачи Майлс Дэйвис, Фэтс Наварро, Clifford Brown, Donald Byrd , пианисты Телониус Монк, Хорас Силвер , барабанщик Art Blake , саксофонисты Sonny Rollins, Hank Mobley , Кэннонболл Эддерли, контрабасист Paul Chambers и многие другие.

Для развития нового стиля оказалось существенным еще одно техническое новшество, заключающееся в появлении долгоиграющих пластинок. Появилась возможность записывать продолжительные соло. Для музыкантов это стало соблазном и трудным испытанием, поскольку не каждый в состоянии полноценно и емко высказываться в течение долгого времени. Первыми этими преимуществами воспользовались трубачи, модифицировавшие манеру Диззи Гиллеспи до более спокойной, но глубокой игры. Наиболее влиятельными оказались Фэтс Наварро и Клиффорд Браун . Основное внимание эти музыканты уделяли не виртуозным скоростным пассажам в верхнем регистре, а продуманным и логичным мелодическим линиям.

Горячим джазом принято считать музыку новоорлеанских пионеров второй волны, чья наивысшая творческая активность совпала с массовым исходом новоорлеанских джазовых музыкантов на Север, преимущественно в Чикаго. Этот процесс, начавшийся вскоре после закрытия Сторивилла вследствие вступления США в Первую Мировую Войну и объявления по этой причине Нового Орлеана военным портом, знаменовал собой так называемую Чикагскую эпоху в истории джаза. Главным представителем этой школы был Луи Армстронг. Ещё выступая в ансамбле Кинга Оливера, Армстронг внёс революционные по тем временам изменения в концепцию джазовой импровизации, перейдя от традиционных схем коллективной импровизации к исполнению индивидуальных сольных партий.

С эмоциональным накалом, характерным для манеры исполнения этих сольных партий и связано само название этого вида джаза. Термин Hot первоначально был синонимом джазовой сольной импровизации для подчёркивания отличий в подходе к солированию, произошедших в начале 1920-ых годов. В дальнейшем, с исчезновением коллективной импровизации, это понятие стали связывать со способом исполнения джазового материала, в частности с особенным звучанием, определяющим инструментальный и вокальный стиль исполнения, так-называемого хотирования или хот-интонации: совокупности особенных способов ритмизации и специфических интонационных особенностей.

Возможно самое спорное движение в истории джаза возникло с появлением "свободного джаза". Хотя элементы "Free Jazz" существовали задолго до появления самого термина, в "экспериментах" Коулмена Хокинса, Пи Ви Расселла и Ленни Тристано , но только к концу 1950-х усилиями таких пионеров, как саксофонист и пианист Сесил Тэйлор , это направление оформилось как самостоятельный стиль.

То, что сотворили эти два музыканта вместе с другими, включая Джона Колтрэйна , Альберта Эйлера и сообществ вроде Sun Ra Orchestra и группы, называвшейся The Revolutionary Ensemble, состояло в разнообразных изменениях в структуре и чувстве музыки.
Среди новшеств, которые вводились с воображением и большой музыкальностью, был отказ от последовательности аккордов, что позволяло музыке двигаться в любом направлении. Другое фундаментальное изменение было найдено в области ритмики, где "свинг" был или пересмотрен, или игнорировался в целом. Другими словами, пульсация, метр и грув больше не являлись существенным элементом в этом прочтении джаза. Ещё один ключевой компонент был связан с атональностью. Теперь музыкальное изречение больше не строилось на обычной тональной системе.

Пронзительные, лающие, конвульсивные ноты заполнили полностью этот новый звуковой мир. Свободный джаз и сегодня продолжает существовать, как жизнеспособная форма выражения, и фактически уже не является столь спорным стилем, каким он принимался на заре своего возникновения.

Возможно самое спорное движение в истории джаза возникло с появлением "свободного джаза".

Cовременное стилевое направление, возникшее в 1970-е годы на основе джаз-рока, синтеза элементов европейской академической музыки и неевропейского фольклора.
Для наиболее интересных составов джаз-рока характерна импровизационность, сочетающаяся с композиционными решениями, использование гармонических и ритмических принципов рок-музыки, активное воплощение мелодики и ритмики Востока, внедрение в музыку электронных средств обработки и синтезирования звука.

В этом стиле расширился диапазон применения ладовых принципов, сам набор различных, в том числе и экзотических ладов. В 70-е годы джаз-рок становится неимоверно популярным, в него идут наиболее активные музыкантские силы. Более развитый в отношении синтеза различных музыкальных средств джаз-рок получил название "фьюжн" (сплав, слияние). Дополнительным импульсом для "фьюжн" послужил очередной (уже не первый в истории джаза) поклон в сторону европейской академической музыки.

Во многих случаях фьюжн фактически становится комбинацией джаза с обычной поп-музыкой и легким ритм-энд-блюзом; кроссовером. Амбиции музыки фьюжн на музыкальную глубину и расширение возможностей так и осталось невыполненными, хотя в редких случаях поиск продолжается, например, в группах типа "Tribal Tech" и в ансамблях Чика Кориа. Слушайте: Weather Report, Brand X, Mahavishnu Orchestra, Miles Davis, Spyro Gyra, Tom Coster, Frank Zappa, Urban Knights, Bill Evans, из новых Niacin, Tunnels, CAB .

Современный фанк относится к популярным направлениям джаза 70-х и 80-х, в которых аккомпаниаторы играют в стиле черного поп-соул, в то время как сольные импровизации имеют более творческий и джазовый характер. Большинство саксофонистов этого стиля используют собственный набор простых фраз, которые состоят из блюзовых выкриков и стонов. Они основываются на традиции, перенятой из саксофоновых соло в ритм-н-блюзовых вокальных записях, подобных Кингу Кертису в записях с "Coasters", Джуниору Уолкеру с вокальными группами лейбла "Мотаун", Дэйвиду Сэнборну с "Blues Band" Пола Баттерфилда. Видная фигура в этом жанре - , который часто играл соло в стиле Хэнка Кроуфорда с использованием фанкоподобного аккомпанемента. Значительная часть музыки , и их учеников использует этот подход. , также работают в стиле "современного фанка".

Термин имеет два значения. Во-первых, это выразительное средство в джазе. Характерный тип пульсации, основанной на постоянных отклонениях ритма от опорных долей. Благодаря этому создается впечатление большой внутренней энергии, находящейся в состоянии неустойчивого равновесия. Во вторых, cтиль оркестрового джаза, сложившийся на рубеже 1920-30-х годов в результате синтеза негритянских и европейских стилевых форм джазовой музыки.

Первоначальное определение "джаз-рока" было наиболее ясным: сочетание джазовой импровизационности с энергетикой и ритмами рок-музыки. Вплоть до 67 года миры джаза и рока существовали практически раздельно. Но к этому времени рок становится более творческим и усложняется, возникает психоделический рок, соул-музыка. В то же время некоторым джазовым музыкантам стал надоедать чистый хардбоп, но они не хотели играть и трудную для восприятия авангардистскую музыку. В результате две различных идиомы начали обмениваться идеями и объединять свои силы.

Начиная с 1967 года, гитарист Ларри Кориелл , вибрафонист Гэри Бертон , в 1969 году барабанщик Билли Кобэм с группой "Dreams", в которой играли братья Брекер, начали осваивать новые просторы стиля.
К концу 60-х Майлс Дэйвис обладал необходимым потенциалом для перехода к джаз-року. Он был одним из создателей модального джаза, на основе которого, используя ритмику 8/8 и электронные инструменты, делает новый шаг, записав альбомы "Bitches Brew", "In a Silent Way". Вместе с ним в это время оказывается блестящая плеяда музыкантов, многие из которых позже становятся основополагающими фигурами этого направления - (John McLaughlin), Джо Завинул (Joe Zawinul), Хэрби Хэнкок . Характерный для Дэйвиса аскетизм, лаконичность, философская созерцательность оказались как нельзя кстати в новом стиле.

К началу 1970-х джаз-рок имел собственное отдельное лицо как творческий джазовый стиль, хотя и высмеивался многими пуристами от джаза. Главными группами нового направления стали "Return To Forever", "Weather Report", "The Mahavishnu Orchestra" , различные ансамбли Майлса Дэйвиса . Они играли высококачественный джаз-рок, который объединял огромный набор приемов и джаза и рока. Asian Kung-Fu Generation, Ska - Jazz Foundation, John Scofield Uberjam, Gordian Knot, Miriodor, Trey Gunn, трио , Andy Summers, Erik Truffaz - непременно стоит послушать, чтобы понять как многообразна прогрессивная и джаз-роковая музыка.

Стиль jazz-rap был попыткой соединить вместе афро-американскую музыку прошлых десятилетий с новой доминирующей формой настоящего, что позволило бы отдать дань и вселить новую жизнь в первый элемент этого - фьюжн, - а также расширить горизонты второго. Ритмы jazz-rap были полностью заимствованы из hip-hop, а сэмплы и звуковая текстура в основном пришли из таких направлений музыки, как cool jazz, soul-jazz и hard bop.

Этот стиль был самым крутым и знаменитым среди других направлений hip-hop, а многие исполнители демонстрировали афро-центристское политическое сознание, добавляя этому стилю историческую достоверность. Принимая во внимание интеллектуальный уклон этой музыки, неудивительно, что jazz-rap никогда не стал фаворитом уличных тусовок; но тогда об этом никто и не думал.

Сами представители jazz-rap называли себя сторонниками более позитивной альтернативы движению hardcore/gangsta, потеснившему с лидирующих позиций rap в начале 90-х. Они стремились распространить hip-hop среди слушателей, которые не могут принять или понять растущую агрессию городской музыкальной культуры. Таким образом, jazz-rap нашёл основную часть своих поклонников в студенческих общежитиях, а также поддерживался целым рядом критиков и фанатами white alternative rock.

Команда Native Tongues (Afrika Bambaataa) - этот нью-йоркский коллектив, состоящий из афро-американских rap-групп - стал мощной силой, представляющей стиль jazz-rap и включающей в себя такие группы, как A Tribe Called Quest, De La Soul и The Jungle Brothers . Начавшие вскоре своё творчество Digable Planets и Gang Starr также приобрели известность. В середине-конце 90-х годов alternative rap стал разбиваться на большое количество подстилей, и jazz-rap уже нечасто становился элементом нового звучания.


ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………… ………………....3
1 Истоки джаза……………………………………………… …………………….4
2 Основные течения…………………………………… …………………...…….6
2.1 Спиричуэл-с………………………………………………… …………..……6
2.2 Рабочие песни………………………………………………………...… ...….8
2.3 Менестрели…………………………………………………… ……….……..9
2.4 Рэгтайм…………………………….…………………………… …………….9
2.5 Буги-вуги……………………………………………………… …………….11
2.6 Традиционный джаз………………………………………………………...11
2.7 Чикагский стиль………………………………………………………….… 12
2.8 Коммерческий джаз………………………………………………………...13
2.9 Кул-джаз………………………………………………………… ………….14
3 джаз в современном мире…………………………………………….………15
Заключение…………………………………………………… …………………17
Список использованной литературы…………………………………………18

ВВЕДЕНИЕ
Культура - (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие К. употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определённых исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная К., социалистическая К., К. майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (К. труда, художественная К., К. быта). В более узком смысле термин "К." относят только к сфере духовной жизни людей.
Так термин «культура» раскрывается в БСЭ. И, следовательно, можно сделать вывод, что джаз – это неотъемлемая часть музыкальной культуры, хотя многие люди, особенно старшего поколения этого не признают, или признают весьма ограниченно. Это довольно примитивный подход, поскольку в джазовой музыке, так же как и в любой музыке и культуре, есть свои гениальные люди и гениальные произведения. Таланты, вошедшие в историю музыки на века.
Данная форма музыкального искусства получает все большее распространение в наше время. В силу актуальности этого стиля в современном мире, я и выбрала именно эту тему для своего реферата, целями которого поставила:

    кратко описать путь, пройденный джазовой музыкой;
    выделить основные направления;
    описать гениальных музыкальных экспериментаторов и кумиров многих поколений данного направления в музыке.

1 ИСТОКИ ДЖАЗА
В самом названии "джаз" по-арабски записано "быть дозволенным". Эта музыка рабов в конце концов сломала тоталитарные режимы, где царствовали классические оркестры, всецело подчинявшиеся воле дирижерской палочки. Согласно исследованиям профессора истории и американской культуры Пенни Ван Эсчен, Госдепартамент США пытался использовать джаз в качестве идеологического оружия против СССР и расширения советского влияния на страны третьего мира. Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур и национальных традиций. Первоначально он прибыл в зачаточном виде из африканских земель. Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм, музыка всегда сопровождается танцами, которые представляют собой быстрые притопывания и прихлопывания (чёрнокожие музыканты с легкостью перебирают пальцами по струнам банджо, отбивают чечетку на тамбурине и кастаньетах, и при этом одновременно выделывают невероятные па ногами). На этой основе в конце XIX века сложился еще один музыкальный жанр регтайм. Впоследствии ритмы регтайма в сочетании с элементами блюза дали начало новому музыкальному направлению - джазу.
Истоки джаза связаны с блюзом. Он возник в конце XIX века как слияние африканских ритмов и европейской гармонии, но истоки его следует искать с момента завоза рабов из Африки на территорию Нового Света. Привезённые рабы не были выходцами из одного рода и обычно даже не понимали друг друга. Необходимость консолидации привела к объединению множества культур и, как следствие - к созданию единой культуры (в том числе и музыкальной) афроамериканцев. Процессы смешивания африканской музыкальной культуры, и европейской (которая тоже претерпела серьёзные изменения в Новом Свете) происходили начиная с XVIII века и в XIX веке привели к возникновению «протоджаза», а затем и джаза в общепринятом понимании.
Колыбелью джаза был американский Юг и прежде всего Новый Орлеан. 26 февраля 1917 года в нью-йоркской студии фирмы «Victor» пятеро белых музыкантов из Нового Орлеана записали первую джазовую грампластинку. Значение этого факта трудно переоценить: до появления в свет этой пластинки джаз оставался маргинальным явлением, музыкальным фольклором, а после - в течение нескольких недель ошеломил всю Америку. Запись принадлежала легендарному «Original Dixieland Jazz Band».
Основополагающую роль в подлинном джазе играет импровизация. Также многие направления джаза отличаются особой техникой исполнения: «раскачиванием» или свингом. Кроме того, джаз отличается синкопированностью (выделение слабых долей и неожиданные акценты) и особым драйвом. Две последние составляющие возникают в рэгтайме, а затем переносятся на игру оркестров (бэндов), после чего для обозначения этого нового стиля музицирования и возникает слово джаз, вошедшее в лексикон американцев 6 октября 1917 года, когда в статье в «Literature Digest» это слово объяснялось как «желание человека трястись, прыгать и кривляться», вначале пишущееся как Jass, затем как Jasz, и только с 1918 года приобретшее свой современный вид.
Ещё одна особенность стиля джаз - неповторимое индивидуальное исполнение виртуоза-джазмена. Залог вечной молодости джаза - это импровизация. После появления гениального исполнителя, который всю свою жизнь прожил в ритме джаза и до сих пор остается легендой - Луи Армстронга, искусство исполнения джаза увидело новые для себя необычные горизонты: вокальное или инструментальное исполнение-соло становится центром всего выступления, меняя полностью представления о джазе.
Джаз - это не только определенный вид музыкального исполнения, но и неповторимая жизнерадостная эпоха.

2 ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ
В настоящее время существует множество джазовых течений, среди которых можно выделить следующие группы:
- Спиричуэл-с
- Рабочие песни
- Менестрели
- Рэгтайм
- Буги-вуги
- Традиционный джаз
- Чикагский стиль
- Коммерческий джаз
- Свинг
- "Современный джаз" би-боп
- Кул-джаз
- Хард-боп
- Прогрессив
- Современный джаз
- Джаз-рок
Охарактеризуем некоторые из них.
2.1 Спиричуэл-с
Спиричуэл-с возникли в результате приобщения негров к религии белых. В протестантской церкви, наиболее распространенной в Америке, негры впервые познакомились с многоголосными хоровыми гимнами. Данное обстоятельство позволило им быстро усвоить несложную мелодику и гармонию таких гимнов, где с самого начала стали вводить в хоровое пение элементы импровизации.
Спиричуэл-с являются образцами развитого высокохудожественного фольклора, сформировавшегося в Южных штатах в XIX веке. Основным притягательным фактором, такой музыки является высокая культура хорового исполнения, сочетающая экспрессивную мелодию со сложной системой полифонических подголосков, имитаций, острой ритмикой и свежей, необычно звучащей гармонией.
Спиричуэл-с - одно из ответвлений афроамериканского фольклорного стиля, которое во многом определило дальнейшие пути развития джаза. Глубокое взаимопроникновение элементов европейской и африканской музыки синтезировали в себе и тесно переплели англокельтские и негритянские музыкальные гармонии. Это одна из тех первых синтетических афроевропейских культур, которые приобрели в Америке роль национального фольклора, развивающегося на социальной и культурной почве страны. Мелодические и гармонические принципы построения европейских церковных гимнов были усвоены неграми и перенесены в русло их собственных музыкальных традиций. Из этого возникли уже иного рода гимны, которые отличаются наряду с отчетливым окружением европейскими формами также и применением впервые самых простых ступеневых гармоний, восходящих к древним традициям африканского хорового пения (гармоническая линеария, ленточное голосоведение и т.д.) Часто встречаются плагальные обороты, уменьшенные септаккорды или нонаккорды, эллипсис (ожидаемая тоника заменяется пониженной VI ступенью), заменв трезвучия квартсекстаккордом и др.
Значение спиричуэл-с в развитии джаза состоит в разработке принципов мелодического оформления закрытой и открытой позиции, в привнесении гармонического параллелизма, в создании многоголосных форм.
Благодаря сопровождению пения многих спиричуел-с топаньем ног и хлопками в ладоши установилось разделение ансамбля на мелодическую и ритмическую группы. Прочное закрепление в практике получили такие понятия как "бит", а затем "офф бит".
БИТ (Beat) - биение пульса джаза. Это абсолютно регулярное, одинаково сильное, эластичное течение равномерных метрических акцентов, создающих внутреннее движение. В негритянском музицировании традиционны равномерные акценты всех четырех долей такта "four beat", или акцентировка второй и четвертой долей. Напртив, белые склоняются больше к акцентированию первой и третьей долей, тогда как второй и четвертый считаются легкими тактовыми долями "two beat".
ОФФ БИТ (off beat) - выражение экстатического характера джаза. Это более сложное понятие, чем простое синкопирование. Это своеобразная ритмическая атмосфера джаза. Суть этого понятия в том, что мелодические акценты должны падать между акцентами метрическими (между основными ударами - битом). Происхождение (офф бит) ведет от африканской музыки. Вся барабанная музыка африканцев состоит из офф бита. В традиционном джазе, в сольной или групповой импровизации техника офф бита применяется каждым исполнителем по-своему. В свинговом стиле (см. далее), из-за объединения инструментов в группы происходит соединение многообразной офф бит - игры в единый для всей группы вид движения. Офф бит становится главным ритмическим принципом в джазе.
2.2 Рабочие песни
Рабочие песни негров "work songs" в период рабства являлись важной составной частью негритянского фольклора. Исполнялись сольно и в группах без аккомпанемента. С музыкальной стороны рабочие песни представляют собой песенную форму с малоразвитой мелодикой и характеризуются структурой короткого дыхания. Типичная еще для африканцев перекличка между солистом и хором (прием "зова" и " ответа") пронизывает подобные песнопения. Важнейшей стилистической особенностью являются также нетемперированные мелодические звуки, чередование музыкальных интонаций с выкриками, вздохами. Для джаза наиболее важной стороной в рабочих песнях оказалась интонация - Шаут эффект. Шаут (Shout) - крик, кричать - обозначает стиль пения, которое носит "кричащий характер". Этот стиль был непосредственно перенесен из африканского музицирования в афроамериканскую сферу исполнительства. "Шаут - эффекты" можно встретить во всех вокальных и инструментальных формах джаза и по сей день.

2.3 Менестрели
Ведут начало от старинных народных музыкальных спектаклей, в свою очередь происходящих от представлений жонглеров. Возникли в Северной Америке в XVIII веке.
С середины XIX века развиваются под влиянием афроамериканского фольклора. Англокельтские бытовые песни обрабатывались, видоизменялись, импровизировались.
В тридцатые годы позапрошлого века в менестрельной музыке появляется банджо, которое придает ей специфический колорит. Постепенно негритянские элементы в менестрельной музыке начинают преобладать. Синкопирование, остинатная последовательность кратких, часто пентатонических мотивов, нисходящее движение мелодии, характерное аккордовое сопровождение, связанное с аппликатурой банджо (последование параллельных септаккордов), использование разнообразных ударных инструментов - все это сообщает музыке менестрелей яркую оригинальность.
Противопоставление солистов, хора и инструментов даны в более мелких масштабах, как нарочитый эффект, нарушающий плавность мелодии. В недрах менестрельной комедии зародились первые предвестники эстрадного джаза или диксиленда. Это вылилось в инструментальную музыку с быстрым синкопированным маршем. Отделившись впоследствии от менестрельного представления, эти марши превратились в танец "Кэк-уок" (салонный вариант) или рэгтайм (эстрадный вариант), который становится одним из первых составных элементов зрелого джазового стиля.
2.4 Рэгтайм
Rag Time - рваный ритм. Возник в конце XIX века. Получил сенсационный успех и распространение в начале XX века. Известен, главным образом, как стиль игры на фортепиано. Характерен своеобразной синкопированной мелодикой, четким ритмом и "качающимся" басом в левой руке.
Его непосредственные предшественники - "джиг-пиано" и соединение "кэк-уок" - ритмики и "плантэйшн-банджо". Но общие его мелодические, гармонические и формальные качества европейского происхождения.
и т.д.................

 


Читайте:



Фаршированные перцы, тушенные на сковородке

Фаршированные перцы, тушенные на сковородке

Фаршированные перцы готовятся очень просто и быстро. Такое блюдо выглядят невероятно аппетитно, а наполнять овощ можно совершенно любой начинкой –...

Что такое личность в психологии, ее структура и типы

Что такое личность в психологии, ее структура и типы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже Студенты, аспиранты, молодые ученые,...

К чему это - разбиться во сне?

К чему это - разбиться во сне?

Это сновидение может в ряде случаев оказаться вещим. Поэтому, если вам приснится реалистичная картина автоаварии, то этот сон, особенно перед...

К чему снится сало женщине

К чему снится сало женщине

Многим будет интересно знать, к чему может сниться сало, ведь подобное видение нельзя растолковать однозначно. Чтобы дать правильную трактовку,...

feed-image RSS