Разделы сайта
Выбор редакции:
- Молитва при зубной боли у детей и взрослых
- О боге святые отцы. Святые «О Боге. Священное писание о любви
- Лучшие цитаты достоевского о жизни, человеке и любви Любить человека по настоящему достоевский
- Женское начало и мужское начало: символы "инь" и "ян"
- Колеус: приметы и суеверия об огненном цветке Колеус цветок магические свойства
- В чем разница и сходство между католиками и православными
- Объяснения церковных и домашних молитв
- Как женить на себе мужчину по знаку зодиака Как выйти замуж за деву
- Как космическая медицина спасает людей на земле
- Рис - это зерновая культура
Реклама
Патриарший собор в Пицунде – визитная карточка православной Абхазии. Пицундский собор |
Патриарший собор в Пицунде , он же Собор Андрея Первозванного - большой крестово-купольный храм в центре города Пицунда , рядом с античными руинами. Один из нескольких крупных храмов Абхазии, по этот самый знаменитый ввиду своего расположения посреди курорта на виду у всех. Храм несколько подпорчен советским ремонтом, превратившим его в концернтный зал. О необходимости исправить последствия этого ремонта идут разговоры уже лет шесть. ИсторияПервый храм на этом месте был построен при императоре Юстиниане I. Существует мнение, что он появился уже после сооружения Софийского Собора в Константинополе. В этом случае пицундский был построен между 537 и 565 годами. Тот первый собор простоял лет 500 и уже в самом конце Х века на его фундаменте был возведен новый - тот, что мы видим сейчас. Обычно возведение собора приписывают грузинскому царю Баграту III, который в 978 году получил Абхазское царство в наследство от матери. Это был тот самый царь, что построил храм Баграта и Никорцминду . Иногда пишут, что собор был построен вначале Х века кем-то из абхазских царей. Таким царем в принципе мог быть Гиоргий II, который построил много всего. Но постройки Георгия обычно хорошо известны, и привязаны к его имени весьма надежно. А про причастность Гиоргия к постройке этого собора не сказано ничего совсем. Так что Баграт кажется более вероятным претендентом в основатели. Храм получился немного не похожим на прочие грузинские храмы того времени: в этом слишком много кирпича, он не триконх, и купол у него не пирамидальный. Причем современный вид собора примерно соответствует тому, как он выглядел до реставрации (сохранились гравюры), только крыльцо у южной стены исчезло. С момента постройки храм стал кафедральным храмом Абхазского католикосата. Он оставался им до XVI века, когда христианская культура ушла из Абхазии и нахождение епископа в Пицунде потеряло смысл. Епископ уехал в Гелати, а Пицунда препратилась в языческое поселение. Иногда дехристианизацию связывают с появлением в Черном Море Турции, но турки появились только в 1578 году, ненадолго захватив Сухуми, а потом появлялись время от времени, интересуясь только Сухуми и его окрестностями. В языческую эпоху произошло интересное: в купол собора ударила молния, а по языческим понятиям той эпохи священным считалось всё, куда попала молния. Так собор стал почитаемым местом у абхазов-язычников. Сама Пицунда почти исчезла с лица земли, и только в середине XIX века собор отремонтировали и освятили как Успенский. Наверное, именно в это время его основательно "русифицировали", замазав штукатуркой старые фрески. Потом наступила советская эпоха и собор снова закрыли. В 1975 году он пережил очередной ремонт и превратился в концертный зал. Алтарная часть превратилась в сцену, около которой установили немецкий орган. Кому довелось побывать в Пицунде с 80-е годы, те хорошо помнят те концерты, и легкие алкогольные напитки, которые продавали там же в храме. С тех пор в принципе ничего не изменилось. СовременностьСейчас собор представляет собой классический, без всяких странностей, крестово-купольный храм высотой 29 метров, длиной - 37 метров и шириной - 25 метров. Единственная его особенность заключается в кладке: его нижняя часть, метра на два от земли, сложена из камня, затем идут перемежающиеся полосы камня и кирпича, причем полосы камня становятся все тоньше и тоньше. Купол кирпичный полностью. Из-за такого сочетания материалов он лишён украшений фасада, которые были так популярны в те времена. Удивительно, но собор простоял до XIX века и у него ничего не рухнуло: на гравюре 1840 года мы видим и купол, и крышу сводов. То есть даже циркулярные своды, которые решились почти всегда, в данном случае устояли. Но и тут есть загадка. Свод собора, который находится над алтарной частью, имеет легкий элемент стрельчатости. Можно предположить, что как минимум этот участок свода все же был перестроен в поздние эпохи. Храм интересен, в частности, довольно большим пространством на хорах. Туда наверх ведёт каменная лестница, а наверху установили кресла для прослушивания органа. В путеводителях часто пишет, что там присутствует некая особая атмисфера и аура. Так вот - ничего этого нет. Храм вообще не похож на храм. Это был концертный зал, концертным залом он и остался - все те же оштукатуренные стены, плюшевые кресла и общая атмосфера советского учреждения. В Абхазии его не с чем сравнить (разве что с Моквой), но на фоне храмов Грузии и Армении он, разумеется, сильно проигрывает. Как найтиХрам искать особенно не надо - он находится в самом центре города, на территории музейного комплекса. По этой причине он фактически платный. Билет позволяет увидеть не только храм, но и краеведческий музей, но факта платности храма это не отменяет, хотя и слегка маскирует. ИСТОРИЯ ПИЦУНДСКОГО ОРГАНА Более 30 лет назад, 1 ноября 1975 года в музыкальный мир вступил Пицундский орган, и впервые на абхазской земле над величественными горами и бескрайними просторами Черного моря понеслись неподражаемой красоты волшебные звуки. Зарождение идеи В 60-е и в начале 70-х годов прошлого века в бывшем Союзе пробудился необычайный интерес к органной музыке. Во многих его центрах стали приобретать и устанавливать органы, и случилось так, что во время посещения Пицундского собора Председателем Совета Министров СССР А.Н. Косыгиным, им было высказано пожелание установить орган и в нем. В качестве научного консультанта в Пицунду был приглашен для осмотра и оценки здания глава Московской органной школы Заслуженный деятель искусств СССР, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории им. П.И. Чайковского Леонид Исаакович Ройзман, входивший в плеяду выдающихся исполнителей органной музыки международного уровня. Прославленный маэстро — один из лучших знатоков органа, член Совета по органостроению при Министерстве культуры СССР, сразу же понял, какие возможности таит в себе это уникальное архитектурное сооружение и что звуки классического инструмента будут гармонировать с его строгим и тоже классическим интерьером. Вскоре была проведена техническая проверка и оценка акустических возможностей собора. Исследования, проведенные сотрудниками Московского института акустики, установили необычайно высокие показатели. Собранные материалы и документация дали уже возможность подготовить заключение договора между фирмой «А. Шуке» и Центральным Советом по Управлению курортами. Наконец был подписан контракт по изготовлению органа и установке его к концу 1975 года. Подготовка храма Вскоре директор Объединения пансионатов курорта Пицунда Энвер Эрастович Капба получил распоряжение Центрального Совета по Управлению курортами профсоюзов от 2 апреля 1974 г. за № 116, в котором, наряду с другими требованиями ему вменялось в ближайшее время провести реставрацию Пицундского храма, а также приобрести и установить в нем орган. Серьезная реставрация храма была крайне необходима. Сколько погромов и ограблений он испытал за свою длинную историю! Когда-то в нем был устроен пороховой склад, затем — хозяйственный, а во время Великой Отечественной войны, в 1943 и в начале 1944 гг., там располагался 248-й стрелковый полк… Изготовление органа Прославленная, существующая с 1820 года, фирма с воодушевлением принялась исполнять заказ. В 1974 году в Пицунду вновь приезжает Г. И. Шуке, но уже с консультантами — с главным конструктором фирмы Тиллем и архитектором-реставратором Леваком. Теперь необходимо было сконструировать орган, изготовить, перевезти и установить. За изготовление инструмента принялся уже тяжело больной сам глава фирмы Г.И.Шуке. Это был один из наиболее выдающихся мастеров органостроения современности. В прессе и в специальной литературе его часто называли «талантливейшим и вдохновеннейшим» «Зильберманом ХХ века». Вряд ли, даже в наше время, можно получить более высокую оценку, чем сравнение с непревзойденным органострителем, современником Баха Готфридом Зильберманом. К счастью, он успел сконструировать и установить в храме орган, который был признан одним из самых лучших на территории бывшего СССР и может по праву считаться одной из вершин творческого наследия его создателя. В то же время это была лебединая песня великого мастера. Он как будто вдохнул свою отходящую душу в последнее свое детище, чтобы она продолжала голосом вечности жить в чарующих звуках его творения. По словам Л.И.Ройзмана, Пицундский орган будет бесконечно петь «память мастеру и во славу великому музыкальному искусству». Установка органа Все как будто бы шло своим чередом, однако, в феврале 1975 года в Москву неожиданно был вызван заместитель директора Объединения пансионатов курорта Пицунды инженер-строитель В.Ч.Джонуа. Ему было поручено срочно выехать в Германию, в Потсдам, где находится фирма «А.Шуке». От него требовалось уговорить руководство фирмы завершить изготовление органа и установку на полгода раньше указанного в договоре срока, чтобы он был готов к эксплуатации к концу мая 1975 года. В.Ч.Джонуа было сообщено, что это секретное требование секретаря ЦК КПСС, члена Политбюро А. П. Кириленко. Заключение комиссии После установки инструмент принимала солидная комиссия, в которую от Министерства культуры СССР входили такие известные в музыкальном мире имена, как профессор Л.И.Ройзман и член Совета по органостроению и заведующая органной мастерской и преподаватель Московской консерватории, Председатель Союза органистов СССР, концертирующая органистка Наталья Владимировна Малина, народная артиска грузинской ССР профессор Тбилисской консерватории Этери Мгалоблишвили, народный артист Абхазии профессор Астраханской консерватории Лев Джергения и министр культуры Абхазии Иван Кецба. С немецкой стороны комиссию представлял сам Г.И.Шуке, и другие лица, среди которых был и главный интенировщик этого органа Вальбрехт. Завершив прием, все члены комиссии пришли к единому мнению: несмотря на то, что каждый орган обладает своими особенностями, пицундскому органу удачная и интересная диспозиция создает исключительно яркую индивидуальность, а мягкий серебристый тембр инструмента в сочетании со строгой архитектурой придают пицундскому концертному залу особую неповторимость, и что древние стены с фрагментами фресковых росписей, в основном XIV века, уже к началу концерта будут располагать зрителей к романтическому настрою чувств и глубокому восприятию божественных звуков. Члены комиссии не ошиблись, их мнение подтвердило время. Итак, многогранная значимость Пицундского храма и как памятника абхазской школы византийской архитектуры IX века, и как памятника христианской культуры Абхазского царства VIII-X вв. обогатилась еще одной исторической ценностью. На карте музыкальных концертных залов с органами появился новый центр. Торжественное открытие концертного зала с органом Рождение же нового органа всегда становится чрезвычайным событием в музыкальном мире. Так, в честь появления органа Домского собора в Веймаре в 1833 году великий Ференц Лист написал прославляющий это событие величественный хорал. Несмотря на отсутствие подобного посвящения, открытие концертного зала и в Пицундском храме было достаточно торжественным. Первый органист Пицунды В 1976 году в Пицунду приезжает органист, дипломант Лейпцигского конкурса им. И. С. Баха Гарри Коняев, окончивший Тбилисскую консерваторию им. Сараджишвили по классу фортепиано и органа у профессора Э. Мгалоблишвили, ученицы Ройзмана. Коняев стал первым органистом Абхазской филармонии. Надолго запомнились его сольные концерты, а также совместные выступления с заслуженной артисткой Абхазской АССР певицей Людмилой Логуа с ее полюбившейся всем программой «Ave Maria». Фестивали и концерты в Пицунде С 1977 года по предложению проф. Л.И.Ройзмана в храме ежегодно стали проводиться сентябрьские фестивали классической органной музыки, в которых принимал участие он сам и многие другие широко известные музыканты-органисты: Абхазские песни теперь звучат и в органном исполнении Вопросу развития органной культуры в Абхазии много внимания уделял выдающийся советский органист, педагог, теоретик и историк, написавший уникальный и солиднейший по объему труд по истории органной культуры в России, профессор Л.И.Ройзман. Он ставил даже вопрос об открытии специального класса органа в Сухумском музыкальном училище, с приобретением для него инструмента, и был согласен во всем оказывать помощь, в том числе и в подготовке кадров. И вот в начале 1985 г. к нему едет выпускница Тбилисской консерватории по классу фортепиано (педагоги проф. А.Г. Васадзе, затем проф. Н.Д. Тавхелидзе), концертмейстер Абхазской Государственной филармонии абхазка Марина Шамба. Органистка М.Шамба и абхазская капелла в Германии Перед самой грузино-абхазской войной в 1992-93гг. в Германию была приглашена руководимая в то время известным музыкантом, общественным деятелем, композитором, ныне профессором Сеульского государственного университета Санмён Нодаром Чанба, наша прославленная Абхазская государственная капелла и органистка Марина Шамба. Ей выпал бесценный подарок судьбы: она получила возможность ознакомиться со страной уникальных исторических органов, созданных великими мастерами прошлого сотни лет назад. Ей посчастливилось сыграть даже на органе, за которым музицировал сам непревзойденный Бах. Немцы, великие ценители хорового пения и органной игры, были восхищены как исполнением, так и характером необычных для них духовных песен абхазов. Капелла и М.Шамба, в программе которой наряду с произведениями великих композиторов неизменно звучала и абхазская музыка, выступали в концертных залах и кирхах многих немецких городов — в Берлине, Дортмунде, Штутгарте, Мангейме, Кёльне, Унне, Мюлякоре, Людвигсхафене, Гере. Все 13 концертов прошли с неизменным успехом. Для немецкой публики это было открытием неизвестного им музыкального мира далекого и маленького кавказского народа. ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ ОРГАНА Почти три года молчал пребывавший в забвении, заброшенный пицундский гигант. Людям было не до него: в это тяжелое время все старались внести свой посильный вклад в помощь воюющей родине. Не осталась в стороне и Марина Шамба. Она выехала на гастроли в Турцию в качестве концертмейстера — аккомпонировала молодой певице Хибле Герзмаа и народному артисту Абхазии певцу Борису Амичба. Их концерты восторженно принимались музыкальной общественностью городов, куда их приглашали — в Стамбуле, Анкаре, Бурсе. Всю сумму заработанных денег организаторы концертов — абхазы Турции — пересылали в фонд помощи Абхазии. Ей же она принесла слишком много бед. Почти вся страна была в трауре, как это и обещал по грузинскому телевидению в самом начале войны Э.Шеварднадзе, грозя поставить абхазов на колени. Почти в каждой семье не обошлось без жертв. Испытала горечь потери мужа и сама Марина. Но она не забывала об органе и понимала, что только игра на нем даст ей силы перенести боль утраты. Наследие войны И вот, в один из весенних дней 1994 года она решилась пойти пешком из Гагры в Пицунду, так как транспорта в то время почти не было, а это свыше 20 км пути. Войдя в храм, она подошла к любимому инструменту, и, открыв его, ужаснулась. Из него выбежали две крысы. Голодные грызуны, спутники войны, испортили меха, а механическая часть органа вся покрылась ржавчиной. Душа ее сжалась от отчаяния, но все же, наперекор всему, ей хотелось верить, что орган можно будет восстановить, хотя, учитывая серьезность и глубину «ран», надежд на это было крайне мало. Восстановление органа Просьбы не остались безответными. Вскоре Юрий Крячко и его помощник по Нижегородской консерватории Андрей Шаталов приехали в Пицунду. В Абхазии высоко оценили тот факт, что мастера привезли с собой большое количество необходимых органных деталей, безвозмездно выделенных для Пицундского органа немецкой фирмой, на которой в то время работал Ю. Крячко, за что ему лично и, особенно фирме, все были глубоко благодарны. Считаю необходимым особо отметить значение органных мастеров, этих невидимых докторов, поддерживающих в должном состоянии огромный, но такой хрупкий и сложный «организм» уникального инструмента. Их тяжелая и кропотливая работа требует больших усилий и затрат здоровья. Только постоянное внимание и, конечно, любовь к инструменту, гарантируют нормальное его функционирование. Во многом, от самоотверженного труда органных мастеров зависит успех игры исполнителя. Прискорбно, что все последние годы сильно сказывается нехватка органных мастеров и надежд на их появление пока практически нет. Пицундскому же органу необходимы постоянные профилактические осмотры, поскольку влажный климат не способствует сохранению механизма в должном рабочем состоянии. По существующей международной практике осмотр и основательный ремонт органа должен осуществляться каждые 5-7 лет, но на это, как правило, нет средств. Пицундский орган сегодня С самого начала открытия зала М.Шамба стала привлекать к участию в концертах Государственную капеллу Абхазии, руководимую народной артисткой Адыгейской республики Норой Аджинджал, при неизменном участии и наших ведущих солистов Абхазской Государственной Филармонии: певцов — заслуженных артистов республики Мананы Шамба и Вили Чакмачипа, а также Родиона Хагба, заслуженного артиста Абхазии виолончелиста Г.Татевосян и пианисток — заслуженной артистки Абхазии А.Отрба, Н.Бжания и Г.Авидзба, а также Государственный симфонический оркестр, руководимый заслуженными деятелями искусств Абхазии А.Д.Хагба и В.М.Айба. В Пицундском зале музыканты Абхазии имеют возможность демонстрировать свое музыкальное мастерство. В 1997 году, учитывая сложные условия существования Пицундского концертного зала, Президент Республики Абхазия Владислав Григорьевич Ардзинба издал распоряжение, согласно которому орган передавался на баланс Пицундского концертного зала, директором которого была назначена Марина Николаевна Шамба. В том же году был произведен посильный годовой ремонт органа, причем большую помощь оказали Премьер-министр Республики Абхазия Сергей Васильевич Багапш, Глава администрации Гагрского района Руслан Назимович Язычба и другие местные руководители. С 2002 года по инициативе уроженки Абхазии лауреата международных конкурсов, выпускницы Московской консерватории ныне народной артистки Абхазии и заслуженной артистки РФ певицы Хиблы Герзмаа в Пицунде стали проводиться музыкальные фестивали с участием солистов Московского государственного академического музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. В этих праздниках искусства принимают участие также известные музыканты из республик Северного Кавказа, Москвы, Петербурга, Ростова, Барнаула, Казани, Киева, Донецка и других городов России и Украины. В день 30-летнего юбилея по инициативе директора концертного зала органистки, ныне народной артистки Республики Абхазия М.Н.Шамба было положено начало возрождению в этом концертном зале традиции проведения фестивалей органной музыки. Несмотря на все сложности, в последние годы благодаря усилиям наших замечательных музыкантов и поддержке руководства республики, пицундский концертный зал вновь ожил. Но все же главная заслуга в том, что Пицунда вновь обретает славу одного из центров музыкальной жизни, принадлежит самому пицундскому органу. М.К.Инал-Ипа (Хотелашвили) ДИСПОЗИЦИЯ ПИЦУНДСКОГО ОРГАНА HR Pedal III — Maнуал II — Мануал ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПИЦУНДСКОГО ОРГАНА Труб у органа — более 4,5 тысяч. Нет связанных постов 22 ноября, 2011Конечно он впечатляет! Еще бы, такая старина! Сложно даже представить сколько событий видели эти стены. Расскажу понемногу обо всём. Что то запомнилось из рассказов экскурсоводов, что то знал и раньше, а теперь хочу рассказать вам, что то вычитал в интернете. Кстати, завидую я современным школярам. Что может быть проще - написать сочинение, реферат или какую нибудь курсовую работу... Открывай браузер, гугли и обобщай себе... Бедные преподаватели.))) Ну это я отвлекся. Решил же - понемногу обо всём. Вначале о Храме. Вот он какой - красавец! Пицундский Патриарший Собор в честь апостола Андрея Первозванного.
А знаете что!?... Запустите это видео, чуть убавьте звук, чтобы было комфортно читать и... Добро пожаловать в гости к Пицундскому храму и его знаменитому Органу. Вивальди. Адажио. Исполняют: Арташ Терзян (Виолончель) - Марина Шамба (Орган). Органный зал Храма в честь Апостола Андрея Первозванного города Пицунда, 1992 год Собор построен из камня и кирпича, причем в распределении этих материалов наблюдается определенный порядок. Стены храма от цоколя сложены исключительно каменными блоками, затем кладка приобретает смешанный характер: ряды камня перемежаются с кирпичными прослойками. Чем выше, тем каменные прослойки тоньше, а кирпичные толще. Верхняя часть стен, барабан и покоящийся на нем купол, внутренние опоры-столбы сложены полностью из кирпича неодинакового размера. На центральной алтарной апсиде снаружи между окнами выложены толстым кирпичом кресты. Внутри собора, в западной его части, находится усыпальница, в которой видны две гробницы. Эти гробницы устроены апостолам Андрею Первозванному и Симону Кананиту, о чем свидетельствуют фресковые изображения двух апостолов внутри усыпальницы. В VIII в. н.э., после образования Абхазского царства, храм в Пицунде стал престольным храмом Абхазии. Во многом это стало возможным благодаря тому, что Абхазская церковь обрела автокефалию. В Х веке на месте храма-базилики было решено построить новый храм, который стал религиозным центром Абхазии того времени. Собор в Пицунде признали крупнейшим храмом раннего средневековья. Правда Православным этот Храм назвать теперь нельзя. А все из за органа.
Отец Виссарион (временный управляющий Абхазской православной церкви) вообще его, (орган) Сатаной называет и требует убрать из здания Собора. Зарождение идеи В 60-е и в начале 70-х годов прошлого века в бывшем Союзе пробудился необычайный интерес к органной музыке. Во многих его центрах стали приобретать и устанавливать органы, и случилось так, что во время посещения Пицундского собора Председателем Совета Министров СССР А.Н. Косыгиным, им было высказано пожелание установить орган и в нем. В качестве научного консультанта в Пицунду был приглашен для осмотра и оценки здания глава Московской органной школы Заслуженный деятель искусств СССР, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории им. П.И. Чайковского Леонид Исаакович Ройзман, входивший в плеяду выдающихся исполнителей органной музыки международного уровня. Прославленный маэстро - один из лучших знатоков органа, член Совета по органостроению при Министерстве культуры СССР, сразу же понял, какие возможности таит в себе это уникальное архитектурное сооружение и что звуки классического инструмента будут гармонировать с его строгим и тоже классическим интерьером. По совету Ройзмана было принято решение обратиться к одной из лучших органостроительных фирм в Германии - фирме "Александр Шуке" (A. Schuke). Получив приглашение, глава фирмы Ганс Иоахим Шуке в конце 1973 года приехал в Пицунду для ознакомления на месте с условиями, необходимыми для установки инструмента. Он высоко оценил и "благородную и смелую простоту стиля" и "восхищающие глаз пропорции". Войдя же внутрь храма, он залюбовался обширной апсидой и куполом, величественно покоящимся на четырех арках, опирающихся на могучие столбы. Тогда же он стал продумывать, каким должен быть облик инструмента, который органично вписался бы в строгий интерьер, лишенный какой-либо вычурности. Вскоре была проведена техническая проверка и оценка акустических возможностей собора. Исследования, проведенные сотрудниками Московского института акустики, установили необычайно высокие показатели. Собранные материалы и документация дали уже возможность подготовить заключение договора между фирмой "А. Шуке" и Центральным Советом по Управлению курортами. Наконец был подписан контракт по изготовлению органа и установке его к концу 1975 года. Подготовка храма Вскоре директор Объединения пансионатов курорта Пицунда, Энвер Эрастович Капба, получил распоряжение Центрального Совета по Управлению курортами профсоюзов, в котором, наряду с другими требованиями ему вменялось в ближайшее время провести реставрацию Пицундского храма, а также приобрести и установить в нем орган. Серьезная реставрация храма была крайне необходима. Сколько погромов и ограблений он испытал за свою длинную историю! Когда-то в нем был устроен пороховой склад, затем - хозяйственный, а во время Великой Отечественной войны, в 1943 и в начале 1944 гг., там располагался 248-й стрелковый полк... Изготовление органа Прославленная, существующая с 1820 года, фирма с воодушевлением принялась исполнять заказ. В 1974 году в Пицунду вновь приезжает Г. И. Шуке, но уже с консультантами - с главным конструктором фирмы Тиллем и архитектором-реставратором Леваком. Теперь необходимо было сконструировать орган, изготовить, перевезти и установить. За изготовление инструмента принялся уже тяжело больной сам глава фирмы Г.И.Шуке. Это был один из наиболее выдающихся мастеров органостроения современности. В прессе и в специальной литературе его часто называли "талантливейшим и вдохновеннейшим" "Зильберманом ХХ века". Вряд ли, даже в наше время, можно получить более высокую оценку, чем сравнение с непревзойденным органострителем, современником Баха, Готфридом Зильберманом. К счастью, он успел сконструировать и установить в храме орган, который был признан одним из самых лучших на территории бывшего СССР и может по праву считаться одной из вершин творческого наследия его создателя. В то же время это была лебединая песня великого мастера. Он как будто вдохнул свою отходящую душу в последнее свое детище, чтобы она продолжала голосом вечности жить в чарующих звуках его творения. По словам Л.И.Ройзмана, Пицундский орган будет бесконечно петь "память мастеру и во славу великому музыкальному искусству". Установка органа Все как будто бы шло своим чередом, однако, в феврале 1975 года в Москву неожиданно был вызван заместитель директора Объединения пансионатов курорта Пицунды инженер-строитель В.Ч.Джонуа. Ему было поручено срочно выехать в Германию, в Потсдам, где находится фирма "А.Шуке". От него требовалось уговорить руководство фирмы завершить изготовление органа и установку на полгода раньше указанного в договоре срока, чтобы он был готов к эксплуатации к концу мая 1975 года. В.Ч.Джонуа было сообщено, что это секретное требование секретаря ЦК КПСС, члена Политбюро А. П. Кириленко. В Потсдаме В.Ч.Джонуа с трудом удалось уговорить руководство сократить сроки, указанные в контракте. Был составлен график работ всех частей инструмента и определен срок его монтажа в Пицунде. В результате был подписан протокол соглашения с приложением чертежей фундамента органа и перечислением необходимых предварительных работ. Тогда же в Венгрии заказали 364 мягких кресла, которые затем болтами были вмонтированы в металлический каркас, уложенный на полу храма. Фирма сдержала условие протокола, и орган вступил в эксплуатацию, но не в июне, как требовали власти, а осенью, 1 ноября 1975 года. Заключение комиссии После установки инструмент принимала солидная комиссия, в которую от Министерства культуры СССР входили такие известные в музыкальном мире имена, как профессор Л.И.Ройзман и член Совета по органостроению и заведующая органной мастерской и преподаватель Московской консерватории, Председатель Союза органистов СССР, концертирующая органистка Наталья Владимировна Малина, народная артиска грузинской ССР профессор Тбилисской консерватории Этери Мгалоблишвили, народный артист Абхазии профессор Астраханской консерватории Лев Джергения и министр культуры Абхазии Иван Кецба. С немецкой стороны комиссию представлял сам Г.И.Шуке, и другие лица, среди которых был и главный интенировщик этого органа Вальбрехт. Завершив прием, все члены комиссии пришли к единому мнению: несмотря на то, что каждый орган обладает своими особенностями, пицундскому органу удачная и интересная диспозиция создает исключительно яркую индивидуальность, а мягкий серебристый тембр инструмента в сочетании со строгой архитектурой придают пицундскому концертному залу особую неповторимость, и что древние стены с фрагментами фресковых росписей, в основном XIV века, уже к началу концерта будут располагать зрителей к романтическому настрою чувств и глубокому восприятию божественных звуков. Члены комиссии не ошиблись, их мнение подтвердило время. Итак, многогранная значимость Пицундского храма и как памятника абхазской школы византийской архитектуры IX века, и как памятника христианской культуры Абхазского царства VIII-X вв. обогатилась еще одной исторической ценностью. На карте музыкальных концертных залов с органами появился новый центр. А это, в сопровождении и под аккомпанемент органа выступает Государственная хоровая капелла Абхазии, художественный руководитель и главный дирижер народный артист РА Нора Аджинджал. И это совершенно другая история... Материал из Азбука паломники Абха́зия (абх. Аҧсны [Апсны́], груз. აფხაზეთი [Апхазети]) - спорная территория и частично признанное государство в северо-западной части южного склона Главного Кавказского хребта, на северо-восточном побережье Чёрного моря. Столица - город Сухум . Населённые пункты АбхазииПравославие в АбхазииПравославие в Абхазии - история и современное положение православия в Абхазии. По преданию, православие в Абхазии имеет апостольское происхождение. С начала IV века здесь существовала Абазгийской епархии Константинопольского Патриархата. В VIII веке был учреждён Абхазский католикосат, объединявший ряд епархий, который просуществовавший до 1819 года, когда он был присоединён к Грузинскому экзархату Русской православной церкви. После одностороннего отделения Грузинской православной церкви от Русской в 1917 году в Абхазии существовали как приходы Грузинского Патриархата, так и Московского. С урегулированием канонического положения Грузинской церкви в 1943 году все православные приходы в Абхазии вошли в состав Сухумской и Абхазской епархии Грузинской Православной Церкви. В настоящее время Абхазия является частью канонической территории Грузинской православной церкви, в составе которой де-юре действует Пицундская и Сухумо-Абхазская епархия, однако, ввиду политической ситуации, Грузинская православная церковь не имеет возможности управлять церковной жизнью на территории Абхазии. Большинство действующих приходов в Абхазии находятся в ведении провозглашённой в 2009 году Абхазской православной церкви, не признанная ни одной Поместной Церковью. В 2011 году трое ушедших из Абхазской православной церкви клириков, поддержанные рядом мирян, образовали неканоническую «Священную Митрополию Абхазии». ИсторияИстория христианства в Абхазии восходит к I веку нашей эры. Считается, что здесь проповедовали апостолы Андрей и Симон Кананит, который в середине I века был обезглавлен римскими легионерами в Анакопии. Есть сведения о том, что апостол Матфий также вел свою проповедь в Абхазии и был погребен в городе Себастополисе. В послеапостольское время христианство проникало в Абхазию через церковных деятелей, воинов-христиан, государственных чиновников-христиан. Среди них были воины-мученики Орентий и его шесть братьев (IV век), двое из них - Орентий и Лонгин были погребены в Пицунде, один - в Зиганисе); мученик Василиск Команский (IV век), святитель Иоанн Златоуст (скончался в Команах в 407 году и был изначально погребён в церкви Команского монастыря). IV-VI векВ начале IV века в Питиунте (современная Пицунда) возникает епископская кафедра, юрисдикционно подчинённая Константинопольскому Патриархату и возглавляемая епископом Сафронием. Это был первое церковно-административное образование на территории Абхазии. В 325 году уже другой епископ Питиунта - Стратофил участвовал в заседаниях I Вселенского Собора. Питиунская епископия в административном отношении была в подчинении архиепископа Кесарии Каппадокийской. С IV по VII века в Пицунде были построены семь храмов, в том числе и кафедральная базилика со знаменитой Пицундской мозаикой. В VI веке император Юстиниан Великий завершает процесс христианизации древнеабхазских племен, устраивая специальную школу для абхазских детей в Константинополе. При участии императора была создана автокефальная Абазсгская епархия с кафедрой в город Себастополис. Вместо единственных в то время в Абхазии Питиунтской и Себастопольской епископий появляется целый ряд епископских кафедр, объединённых в одну Абазсгскую архиепископию. VI-VIII векВ VI-VII веках в ведении Абазгской архиепископии были следующие епископские кафедры: Цандрипшская, Пицундская, Анакопийская, Себастопольская, Цебельдинская, Гюэносская (Очамчира). Самыми знаменитыми кафедральными соборами периода VI-VII веков, дошедшими до нашего времени являются - Цандрипшская базилика (VI века) и Драндский собор (VI века). История сохранила нам имена только двух епископов того периода - Константина, епископа Цибилиума (пер. пол. VI в.) и Феодора, епископа Питиунтского (VII в.). На юго-востоке Абазгская архиепископи граничила с Лазской епархией, на северо-западе с Зихской (Адыгской) епархией. VIII-X векДанный период характеризуется широким распространением христианства в Абхазии. В конце VIII века образуется средневековое Абхазское царство. Немного раньше возникает и самостоятельная Абхазская Церковь - в середине VIII века власти Абхазии посылают большую церковную делегацию в Антиохию с целью поставления в Абхазию своего абхазского католикоса. На Соборе Антиохийской Церкви, возглавляемой патриархом Феофилактом, было решено рукоположить во епископа и возвести в сан католикоса одного из них, по имени Иоанн, а другого поставить в сан епископа. По возвращении в Абхазию, католикос Иоанн, местом своей епископской кафедры избирает город Пицунду. X-XVIII векВ 1390 году, на Пицундский престол был возведён католикос Арсений. Католикос Арсений был уроженцем Западной Грузии и оказался на престоле абхазских католикосов благодаря военному походу мегрельского владетеля Вамеха Дадиани на Джигетию (Адыгею) и Абхазию в 1390 году. После него Абхазский Каталикосат возглавляли: Даниил (кон. XIV - нач. XV), Иоаким (1470-1474), Стефан (1490-1516), Малахия I (Абашидзе) (1519-1533), Иосиф I (Мачутадзе) (1533-1543), Евдемон I (Чхеидзе) (1543-1578). Во второй половине XVI века произошло перенесение кафедры абхазских католикосов из Пицунды в Гелатский монастырь в Западной Грузии. С этого времени католикосы стали именоваться «католикосами Абхазскими и Имеретинскими», с XVII века «Имеретинскими и Абхазскими». В этот период Абхазский Каталикосат возглавляли: Евфимий (Сакварелидзе) (1578-1605), Малахия II (Гуриели) (1605-1629), Григорий I (Лордкипанидзе) (1629-1639), Максим I (Мачутадзе) (1639-1657), Виссарион I, Захария I (Квариани) (1657-1659), Симеон (Чхетитдзе) (1659-1666), Евдемон II (Сакварелидзе) (1666-1669), Евфимий II (Сакварелидзе) (1669-1673), Давид (Немсадзе) (1673-1696), Григорий II (Лордкипанидзе) (1696-1742), Герман (Цулукидзе) (1742-1751), Виссарион (Эристави-Рачинский) (1751-1769), Иосиф (Багратиони) (1769-1776). Последний Абхазский католикос Максим II, из княжеской фамилии Абашидзе, из-за политических разногласий с имеретинским царём Давидом, был вынужден уехать на жительство в Россию. Царь Давид напротив думал о политической самостоятельности своего государства, используя поддержку Турции. По дороге в Палестину католикос Максим II в 1795 году скончался в Киево-Печерской Лавре. После смерти смерти этого католикоса прекратил своё существование Абхазский католикосат. Местоблюстители кафедры абхазских католикосов: митрополит Досифей (Церетели) и митрополит Евфимий (Шервашидзе), в 1819 году были удалены из Имеретии. XIX век - нач. XX векаВ 1851 году на территории Абхазии была учреждена епархия, получившая наименования «Абхазской» . Епархия была включена в состав Грузинского экзархата Русской православной церкви и просуществовала до 1885 года. Управляющие Абхазской епархией: Герман (Гоголашвили) (1851-1856), архимандрит Александр (Окропиридзе) (1856-1857) в/у, Геронтий (Папиташвили) (1857-1859), Александр (Окропиридзе) (1862-1869). Епископу Гавриилу (Кикодзе), возглавлявшему Имеретинскую кафедру в 1869 году было поручено одновременно управлять и Абхазской епархией. В период правления епископа Гавриила шёл процесс массового крещения абхазов, открывались новые приходы. Появились первые представители абхазского духовенства. Особо стоит выделить настоятеля Лыхненского храма, священномученика Иоанна Гегиа. Уроженец села Лыхны, отец Иоанн один из ярких церковных деятелей Абхазии во второй половине XIX века. Он участвует в переводе на абхазский язык первой религиозно-церковной книги под названием «Краткая Священная история», вышедшая в 1866 году. Отец Иоанн стоял у истоков возрождения абхазского богослужебного языка. Во время русско-турецкой войны 1876-1877 годов, отец Иоанн активно призывал своих односельчан и соотечественников не переселяться в Турцию. 5 августа 1877 года он был задушен в Лыхненском храме своими же соотечественниками-мусульманами. Сегодня имя этого человека чтится как имя святого Абхазской Церкви. В 1885 году произошла реорганизация Абхазской епархии. С этого времени она получает наименование «Сухумской» . В её состав вошла часть территории расформированной Кавказской епархии. С 1885 до 1919 года территория Сухумской епархии включала в себя населённые пунты от реки Ингури до Анапы. Епископы Сухумской епархии: Геннадий (Павлинский) (1886-1889), Александр (Хованский) (1889-1891), Агафодор (Преображенский) (1891-1893), Петр (Другов) (1893-1895), Арсений (Изотов) (1895-1905), Серафим (Чичагов) (1905-1906), - Кирион (Садзагелов) (1906-1907), Димитрий (Сперовский) (1907-1911), Андрей (Ухтомский) (1911-1913), Сергий (Петров) (1913-1919). К 1917 году Сухумская епархия имела 125 приходских храмов: 61 абхазских, 36 русских, 16 греческих, 4 мингрело-грузинских и 8 смешанных, то есть русско-греческих и русско-мингрельских. Епархия имела два крупных мужских монастыря: Ново-Афонский Симона-Кананитский (основан в 1875 году) и Успенский Драндский. После февральской революции 1917 года была провозглашена автокефалия Грузинской Церкви. 11-14 мая 1917 года в Сухуме был организован «Съезд духовенства и выборных мирян абхазского православного населения Сухумского округа». Съезд вынес решение объявить Абхазскую церковь автокефальной и считать епископом автокефальной Абхазской Церкви Сергия (Петрова), епископа Сухумского. Съезд обратился также с приветствием по поводу восстановления автокефалии Грузинской Церкви (данное решение, поддержанное Временным правительством России, было принято 12 марта 1917 г.): «Святая Грузинская Церковь в муках родила эту независимость и, по историческому праву, она достойна автокефалии. Судьба одинаково была безжалостна как для Церкви Грузинской, так и для Абхазской». В мае 1917 года грузинская делегация прибыла в Абхазию, чтобы провести переговоры о присоединении абхазских приходских храмов к Грузинской Церкви. Абхазское духовенство и общественность отказались от предложений грузинской делегации и обратились к епископату Русской церкви, в связи с чем 21 июля от имени Святейшего Синода за подписью российского экзарха Грузии митрополита Платона (Рождественского) была послана телеграмма: «Сухум. Князю Александру Шервашидзе. Объявите абхазскому народу, что Св. Синод считает необходимым вопрос о церковных правах абхазцев передать на решение назначенного 15 августа Поместного Собора. До решения Собора должно сохраняться существующее епархиальное управление». 8-10 августа 1917 года вновь состоялся Всеабхазский съезд мирян и духовенства, который обратился с просьбой о самоуправлении к предстоящему Всероссийскому Поместному Собору. Восемнадцатый отдел этого собора должен был рассматривать вопрос устройства Православной Церкви в Закавказье, в том числе и решение абхазского церковного вопроса. От Сухумской епархии на соборе принимало участие 4 человека, во главе с епископом Сухумским Сергием (Петровым). Протоиерей Георгий Голубцов предлагал на заседаниях XVIII отдела Собора и лично вновь избранному патриарху Тихону, с которым он встречался дважды, решить абхазский церковный вопрос следующим образом: переименовать Сухумскую епархию в «Абхазскую», выделить её из состава Грузинского Экзархата Русской Церкви, и сделать её самостоятельной епархией в составе Русской Церкви, с сохранением за ней территории от Ингура до Анапы. Подобное предложение было согласовано с абхазским духовенством и представителями общественности Абхазии. Предложение было одобрено святейшим патриархом Тихоном. Летом 1918 года Абхазия оказалось оккупирована грузинскими меньшевиками. Вслед за этим Грузинская Церковь открыла на канонической территории продолжающей действовать Сухумской епархии свою параллельную Цхумо-Абхазскую епархию. Возглавил эту епархию епископ Амвросий (Хелая). В 1920 году с отступающей Белой армией покинул Россию епископ Сергий (Петров). С этого времени прекратила свое существование Сухумская епархия, хотя ещё до конца 1930-х годов назначались епископы, которые окормляли небольшое количество «тихоновских» приходов. В 1924-1927 годы «тихоновскими» приходами в Абхазии управлял епископ Ереванский Антоний (Романовский); в дальнейшем ими управляли епископы Бакинские. К 1924 году были закрыты все монастыри Сухумской епархии и большинство приходов. Почти все духовенство и монашество было расстреляно или заключено в лагеря. Среди репрессированного духовенства особо следует выделить имя настоятеля Сухумского кафедрального собора священника Елизбара Ачба, новомученика Абхазской Церкви. В 1943 году Русская православная церковь признала независимость Грузинской церкви и возобновилось молитвенно-каноническое общение с нею, при этом последние приходские храмы на территории Абхазии, не подчинявшиеся до этого грузинским автокефалистам и именовавшие себя «тихоновцами», были переданы Русской церковью в юрисдикцию Грузинской. Таким образом, акт открытия Сухумо-Абхазской епархии Грузинской церкви через 25 лет был узаконен. После Второй мировой войны, Сухумо-Абхазскую епархию возглавляли: Антоний (Гигинейшвили) (1952-1956), Леонид (Жвания) (1957-1964), Роман (Петриашвили) (1964-1967), Илия (Гудушаури-Шиолашвили) (1967-1977), Николай (Махарадзе) (1977-1983), Давид (Чкадуа) (1983-1992), Даниил (Датуашвили) (1992-1993, бежал, числился правящим архиереем до 2010 года). СовременностьВ период правления митрополита Давида (Чкадуа), были открыты несколько храмов, в том числе и храм св. Иоанна Златоуста в Команах. После смерти митрополита Давида в Сухум был прислан архиепископ Даниил (Датуашвили), который в 1993 году вместе с грузинским духовенством покинул Абхазию и переселился в Грузию, где до 2010 года номинально носит титул епископа Сухумо-Абхазской епархии. После бегства грузинского духовенства в Абхазии осталось четыре священника: священник Виссарион Аплиаа, служивший во время войны в Гудаутской церкви; протоиерей Петр (Самсонов), настоятель Лыхненского храма; священник Павел (Харченко), служащий священник Гагрского храма; игумен Виталий (Голубь), служащий священник Сухумского кафедрального собора. В отсутствие непосредственного иерархического руководства упомянутые священники в конце 1993 года избрали из своей среды священника Виссариона Аплиаа настоятелем Кафедрального собора города Сухума и представителем Сухумо-Абхазской епархии во взаимоотношениях с государством и Русской Православной Церковью. В 1998 году духовенством Абхазии был создан Епархиальный Совет Сухумо-Абхазской епархии. На первом заседании Совета в 1998 году был принят Устав Епархии и избран управляющий Епархиальным Советом Сухумо-Абхазской епархии - священник Виссарион Аплиаа. В 2004 году проведший ряд неофициальных встреч и переговоров с представителями Грузинской церкви, в том числе и с католикосом Илией II. В послевоенный период на территории Сухумо-Абхазской епархии было открыто несколько храмов и монастырей: в 1994 году открыт Новоафонский монастырь, в 2001 году Команский монастырь. С 2002 года действует Новоафонское духовное училище. Возобновлено богослужение на абхазском языке. Отношения между грузинами и абхазами ещё сильнее обострились после военного нападения Грузии на Южную Осетию в августе 2008 года. В связи с обретением Абхазией государственной независимости, 15 сентября 2009 года на Собрании с участием всего абхазского духовенства с целью восстановления Абхазской православной церкви, имевшей самостоятельную поместную значимость вселенского характера, но утраченную в 1795 году, приняты следующие решения:
Во исполнение Постановления Епархиального Собрания Пицундской и Сухумской Епархии Абхазской Православной Церкви, 4 ноября 2009 года клирики и миряне Абхазии обратились к предстоятелям Поместных Православных Церквей с «просьбой о помощи в Богоугодном и благочестивом деянии, каноническом восстановлении и возрождении Абхазской Православной Церкви». Первое послание было адресовано предстоятелю Грузинской Православной Церкви Илии II, второе - патриарху Московскому и всея Руси Кириллу В связи с неоднократными обращениями главы Абхазской Православной Церкви, управляющего Сухумской и Пицундской епархиями, иерея Виссариона Аплиаа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл направил в монастырь святого апостола Симона Кананита в Новом Афоне в Абхазии нового настоятеля игумена Ефрема (Виноградова). Назначение нового настоятеля вызвало протест части абхазских клириков и мирян. На церковно-народном сходе в Новом Афоне 4 апреля были приняты следующие решения: 1. Созвать 15 мая 2011 года Церковно-народное собрание в монастыре св. ап. Симона Кананита в Анакопии-Новом Афоне, с привлечением представителей всех структур нынешней Абхазской Православной Церкви, а также представителей всех ветвей государственной власти и широкого круга общественных организаций, с тем, чтобы открыто обсудить и принять соответствующие решения в отношении будущего развития Абхазской Православной Церкви. 2. Пригласить на это Церковно-народное собрание - абхазское духовенство, находящееся за границей, а именно: иеромонаха Дорофея (Дбар), иеродиакона Давида (Сарсания) и послушника Леона (Аджинджал). 3. Поручить подготовку проведения Церковно-народного собрания иеромонаху Андрею (Ампар), вместе с монашествующими и сотрудниками монастыря св. ап. Симона Кананита в Анакопии-Новом Афоне. Несмотря на заверения митрополита Волоколамского Илариона, данными католикосу Илие II, о неправильно понятой цели визита игумена Ефрема в Абхазию, сегодня сам игумен Ефрем в сонме абхазского духовенства подтвердил факт благословения патриархом Кириллом его направления в Новоафонский монастырь настоятелем, по просьбе иерея Виссариона. Иеромонаха Андрея (Ампар) за непослушание решено предать суду патриарха Кирилла. Ряд прихожан Абхазской церкви в открытом письме от 11 апреля 2011 года попросили патриарха Кирилла отозвать игумена Ефрема (Виноградова), «дабы не усугублять конфликтную ситуацию, которая может привести к осложнению российско-абхазских отношений». СвятыниИкона Божией Матери «Избавительница» со святыми апостолом Симоном Кананитом и великомучеником и целителем Пантелеимоном
МонастыриНово-Афонский Симоно-Кананитский мужской монастырьНово-Афонский Симоно-Кананитский монастырь - мужской монастырь, расположенный у подножия Афонской горы в Абхазии. Основан в 1875 году монахами русского монастыря святого Пантелеимона со Старого Афона (Греция) при участии российского императора Александра III. С 15 мая 2011 года монастырь фактически является кафедрой неканонической «Священной Митрополии Абхазии». Адрес: Абхазия, 354000, Гудаутский р-н, г. Новый Афон, монастырь Телефон: (+7-840 442) 2-40-23, 2-40-26 Каманский мужской монастырь святителя Иоанна ЗлатоустаКама́нский монасты́рь святи́теля Иоа́нна Златоу́стого - православный мужской монастырь непризнанной Абхазской православной церкви, расположенный в селе Коман в Абхазии. На территории монастыря был похоронен святитель Иоанн Златоуст. В 438 году его мощи были перенесены в Константинополь. Адрес: Республика Абхазия, Сухумский район, село Каманы (Команы). Телефон: (+7-840 442) 7-25-04. ХрамыПатриарший собор апостола Андрея Первозванного (Пицундский храм)Пицундский храм, он же – Патриарший собор Андрея Первозванного, возвышается в пределах государственного заповедника «Великий Питиунт», основанного в 1991 году для сохранения культурного наследия Абхазии. История храма уходит корнями в IV столетие, когда на месте римского поселения Питиунт была построена первая древнехристианская базилика. Собор расположился на пересечении двух улиц, ведущих к морю - Кипарисовой аллеи и ул. им. Т.И. Гицба. Вообще, трудно не заметить массивный забор, окружающий музейный комплекс. Адрес: ул. Гицба 8, Пицунда, Гагрский район, Абхазия. Свято-Успенский собор (Дранда)Драндский собор был построен предположительно в VI-VII веках. В Средние века он служил резиденцией епископов. Во время турецкого ига храму был нанесён большой урон, однако он был восстановлен. Российский и грузинский историк, археолог и этнограф Дмитрий Бакрадзе, посетив Драндский собор в 1860 году, сообщал, что храм был расписан фресками. Однако со временем они полностью разрушились, и во время реставраций храма восстановлены не были. В 1880 году при соборе был учрежден мужской монастырь, закрытый в 1928 году. Адрес: Республика Абхазия, Гульрипшский район, село Дранда. Телефон: +7 940 772-69-42 Проезд:
В 1909 году на средства греческой православной общины города Сухума в центре города начал возводиться крестово-купольный, трёхнефный храм в неовизантийском стиле, строительство которого было завершено в 1915 году. Первоначально храм был освящён в честь святителя Николая Чудотворца и до 1940-х годов именовался как «греческий Никольский храм». После Второй мировой войны храм стал кафедральным собором Сухумо-Абхазской епархии Грузинской православной церкви. В 1980-х годах при митрополите Давиде (Чкадуа) в соборе прошли значительные работы по реконструкции в связи с чем появился придел в честь святителя Николая и ряд боковых пристроек. В марте 2010 года в соборе прошли восстановительные работы и установлен позолоченный купол, изготовленный челябинской фирмой ООО «Марион» - «Златосфера». До 1990 года в соборе хранилась гробница Иоанна Златоуста (позднее была перенесена на место его кончины - в село Коман, в храм Команского монастыря). В соборе также находится икона великомученика Пантелеимона с частицей его мощей. 10 февраля 2011 года Правительство Абхазии передало Благовещенский собор Абхазской православной церкви в безвозмездное и бессрочное пользование. Адрес: Абхазия, г. Сухум, ул. Абазинская, д. 75 Главные достопримечательностиАнакопийская крепостьАнакопи́йская кре́пость - оборонительное сооружение, расположенное в городе Новый Афон на Анакопийской горе, наиболее полно сохранившееся древнее укрепление на территории Абхазии. Для тех, кто планирует добраться до Анакопийской крепости самостоятельно, главным ориентиром станет остановка, выполненная в виде огромной ракушки и украшенная мозаикой, она так и называется - «Ракушка». Около остановки поворачиваем в сторону Иверской горы и едем по асфальтированному серпантину мимо Новоафонской пещеры, далее поворачиваем на улицу Чанба и продолжаем движение в гору. Вскоре на вашем пути встретится смотровая площадка с автомобильной парковкой и зоной отдыха. Здесь оставляем машину, в кассе покупаем билеты и, если вам повезёт и наберется не менее десятка туристов, присоединяемся к экскурсионной группе и под командованием гида отправляемся на полуторачасовую экскурсию. Фото
Транспортная доступностьСамолетом или поездом можно добраться до Адлера, далее доехать до пограничного поста Псоу на автобусе или маршрутном такси (полчаса в пути), пешком преодолеть пропускной пункт и добраться опять же на маршрутном такси до нужного места (регулярного расписания нет, но с 10:00 до 20:00 маршрутки отходят каждые 10-30 минут). В среднем, дорога от границы до Гагры занимает 20-30 минут, до Пицунды - 40 минут, до Афона - 1 час, а до Сухума - 1 час 40 минут. В 2003 г. начала курсировать электричка Сочи - Сухуми, проходящая через все крупные курорты (Гагра, Пицунда, Новый Афон) . Абхазия, Пицунда, ул. Гицба, 2, +7 (84023)49-29, +7 (84023)75-49 В центре Пицунды на территории Государственного историко-архитектурного заповедника «Великий Питиунт» находится уникальных храм - Патриарший собор в честь Апостола Андрея Первозванного, построенный в начале X века. Храм является главным объектом монастырского комплекса, и на протяжении десяти веков он был и остается национальной гордостью, материальной и духовной культурой народов Абхазии. Храм имеет вид удлиненного прямоугольника с выступающими полукруглыми апсидами. Высота собора вместе с куполом 29 метров, длина 39 метров, ширина 25 метров, а толщина стен до 1,5 метров. Пицундский храм построен из кирпича и камня, выложенных в определенном порядке. Стены построены исключительно из камня, затем кладка становится смешанной: каменные ряды чередуются с прослойками из кирпича. И чем выше, тем ряды из камня становятся тоньше, а кирпичная кладка толще. Верхняя часть стен, барабан, купол, внутренние опоры выложены целиком из кирпича. С внешней стороны между окнами из толстого кирпича выложены кресты. Стены храма внутри покрыты штукатуркой, которую в древние времена украшали фрески. Сегодня многое не сохранилось. Особую ценность представляет фресковая живопись Пицундского собора. К сожалению, сохранилась лишь небольшая часть росписи. В XIX веке храму был нанесен непоправимый урон неграмотными реставрациями. Так, в 1845 году в результате реставрации памятника по итальянскому образцу, как решил архитектор Норов, были выбелены ценнейшие фрески. Во времена русско-турецкой войны 1877-1878 годов собор в Пицунде был разграблен. XX век также принес разрушения. В 1970 году было решено превратить храм в концертный зал, и в ходе строительных работ были заштукатурены росписи XIV века, другие росписи были разрушены вместе со штукатуркой в процессе работ по улучшения акустики помещения. И только в советское время Патриарший собор в честь Апостола Андрея Первозванного в Пицунде был взят под охрану государства. В 1975 году в созданном концертном зале собора был установлен немецкий орган. Инструмент состоит из 4,5 тысяч трубок, 59 регистров, 3 мануалов и клавиатуры для ног. Высота органа 11 метров, а вес 20 тонн. В Пицундском храме проводятся концерты органной музыки, а также мастеров классического вокального искусства из разных стран.И в наши дни здесь проходят выступления артистов из России, Абхазии . На сцене собора в рамках ежегодного фестиваля «Хибла Герзмава приглашает» выступали такие известные на весь мир артисты и музыкальные коллективы, как пианист Денис Мацуев, меццо-сопрано Елена Образцова, Московский камерный оркестр Musica Viva, Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы» под управлением В. Спивакова и др. Храм обладает потрясающей акустикой, благодаря гармоничным архитектурным пропорциям. Музыка и вокал, звучащие здесь, имеют особые оттенки. Орган Пицундского храма стал причиной разгоревшегося в 2010 году спора. Абхазская епархия настаивала, что храм в Пицунде — это резиденция древнего Абхазского епископата, поэтому клавишно-духовому музыкальному инструменту здесь не место. Однако, под влиянием общественного резонанса споры вокруг органа утихли. Сегодня многие ценные экспонаты Пицундского храма хранятся в Музее искусств Грузии. Среди них мозаичный пол, позолоченная Пицундская (Бичвинтская) икона Божьей Матери, печать царя Константина Абазгского. В 2006 году на территории храма в Пицунде были раскопаны фундамент и стены патриаршего дворца. Время работы храма:
ежедневно с 10:00 до 19:00 |
Читайте: |
---|
Новое
- О боге святые отцы. Святые «О Боге. Священное писание о любви
- Лучшие цитаты достоевского о жизни, человеке и любви Любить человека по настоящему достоевский
- Женское начало и мужское начало: символы "инь" и "ян"
- Колеус: приметы и суеверия об огненном цветке Колеус цветок магические свойства
- В чем разница и сходство между католиками и православными
- Объяснения церковных и домашних молитв
- Как женить на себе мужчину по знаку зодиака Как выйти замуж за деву
- Как космическая медицина спасает людей на земле
- Рис - это зерновая культура
- Урок анатомии или доктор смерть Полезная информация для туриста в Амстердаме