Главная - Здоровое питание
Из опыта работы учителя-логопеда ДОУ «Инновационный педагогический опыт учителя-логопеда дошкольного логопункта. Обобщение опыта работы учителя - логопеда методическая разработка по логопедии на тему Обобщение педагогического опыта учителя логопеда доу

1. Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Поэтому в своей работе уделяю большое внимание сотрудничеству с родителями. Помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим ребенком. Поэтому важно сознательное участие в этом процессе родителей.

2. Исходя из этого, я поставила цель совместной работы: формирование активной позиции родителей, привлечение их внимания к процессу коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями.

Задачи , которые я ставлю, работая с родителями в течение учебного года:

  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.
  • Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития, пробудить в них интерес и желание участвовать в воспитании и развитии своего ребенка.
  • Формировать у родителей навыки наблюдения за ребенком и умения делать правильные выводы из этих наблюдений.
  • Помочь родителям выработать уверенный и спокойный стиль воспитания, чтобы для ребенка создать комфортность и защищенность в семье.
  • Обучать родителей конкретным приемам логопедической работы.

Для детей старшего дошкольного возраста наиболее значимыми субъектами являются родители. Однако не каждый родитель способен оказать требуемое воздействие на своего ребенка. Это зависит от его позиции по отношению к ребенку, имеющему дефект речи. Поэтому учитель-логопед должен проводить работу с родителями в следующих направлениях:

  • Изучение особенностей родителей воспитанников, уровня их педагогической наблюдательности.
  • Определение особенностей внутрисемейных отношений, влияющих на личностные характеристики ребенка.
  • Привлечение родителей к участию в коррекционно-логопедическом процессе.

Участие родителей в воспитании, развитии ребенка не только дома, но и в детском саду поможет им:

  • Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка.
  • Относиться к ребенку как к равному.
  • Понять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми, всегда радоваться его успехам и поддерживать в случае неудачи.
  • Знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их.
  • Проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовым к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей.
  • Установить хорошие, доверительные отношения с ребенком.

3. Рассмотрим составляющие успешного взаимодействия логопеда и родителей.

Первый фактор – информированность.

Имеется в виду теоретическая подготовка логопеда, который может дать четкий ответ на любой вопрос родителя о речевом нарушении и его коррекции вообще и о конкретном ребенке. Компетентность специалиста, конечно же, вызовет доверие родителей. Не меньшее значение играет информированность родителя о логопеде как специалисте, о направлениях его работы. Этому способствуют папки-передвижки со статьями о различных речевых нарушениях, о рекомендуемых детям с речевым нарушением оздоровительных мероприятиях и, конечно, расписанием консультаций логопеда. Содержание папок меняю 1 раз в месяц /статьи специалистов из журналов, книг, конкретные советы по развитию речи, актуальные для родителей, рекомендации по развитию артикуляционной моторики, мелкой моторики.

Если говорить об информации, которая передается во время консультации, то она воспринимается родителями лучше, если будет отличаться лаконичностью и отсутствием обилия терминов.

Также сообщаю родителям предположительную длительность коррекционного процесса – полгода, год, два. Если занятия с детьми уже идут, рассказываю о дальнейшем этапе работы. Родители проявляют большую заинтересованность, если понимают, для чего делают «лопатку» и «дуют на бабочку».

Организую выставку книг, методических наработок, изучение которых могло бы помочь родителям стать более информированными в данной проблеме, разрабатываю буклеты для родителей.

Следующий фактор – временной.

Основа взаимоотношений логопеда с родителями закладывается в ходе знакомства на первом организационном собрании в сентябре. На этом собрании я обозначаю цели и задачи нашей совместной работы, рассказываю о системе логопедических занятий с детьми /ежедневные, индивидуальные, подгрупповые, фронтальные/, о возможности личной консультации, где родители могут получить ответы на все интересующие их вопросы. Акцентирую внимание на важность участия семьи в логопедической работе и значимости их помощи в этом деле. Довожу до сведения родителей результаты логопедического обследования, которое проводилось в начале месяца. Провожу практикум по ознакомлению с органами артикуляции. На нем родители перед зеркалом пытаются выполнить несколько основных упражнений для губ, языка, убеждаясь, что это нелегко, тем более для ребенка. Поэтому им (родителям) потребуется колоссальное терпение при выполнении с ребенком домашнего задания, а ребенку – помощь и похвала за труд. В заключении первой встречи родители заполняют небольшую анкету, включающую вопросы речевой карты, которая характеризует раннее психомоторное и речевое развитие их ребенка.

Аналогичные собрания провожу 3 раза в течение учебного года: в сентябре, январе и в мае. В каждом последующем подводятся итоги работы, обязательно отмечаю не только успехи детей, но и активность тех родителей, которые занимаются со своим ребенком. В мае даю родителям рекомендации на летний период. Проведение родительских собраний с родителями экономит силы, время и логопеда и родителей /им не надо идти на индивидуальную консультацию, могут задать все вопросы/.

Но этого недостаточно для того, чтобы временной фактор стал составляющей успешного взаимодействия с родителями. Важно, чтобы логопед придерживался позиции: когда бы родитель ни пришел – это лучшее время для работы с ним. Задача логопеда – проинформировать родителей о часах консультаций и необходимости логопедической помощи их ребенку. Но родитель сам делает выбор, приходить на консультацию или нет. Если родитель пришел на консультацию, значит, он готов слушать специалиста, он мотивирован. Это положительный момент в работе с родителями, независимо от того, когда это произошло и насколько речевая проблема усугубилась.

Можно выделить еще один фактор успешного взаимодействия логопеда и родителей – положительный эмоциональный настрой логопеда.

Очевидно, что родители охотнее будут взаимодействовать с открытым, приветливым, оптимистично настроенным специалистом. Конечно, это не требует приукрашивания истинного положения вещей – динамики коррекционного процесса. Нужно помнить, что ребенок соревнуется не с другими детьми, а с собой «вчерашним», и всегда можно будет найти повод для похвалы ребенка и одобрения стараний родителей.

Другой аспект этого фактора – положительное отношение логопеда к возникающим по ходу работы проблемам. Возникновение профессиональных проблем, сложных ситуаций – совершенно нормальное явление. Если рассмотреть конкретный пример, то это может быть ситуация, когда коррекционная работа с ребенком не дает положительной динамики, либо она отсутствует вообще. Все мы знаем, что такое явление наблюдается чаще, чем нам хотелось бы. Честный анализ причин возникшей проблемы будет конструктивнее обвинений себя или кого-либо другого (например, родителя) в неудаче. Взаимодействие с родителями останется положительным, если логопед предупреждает об изменении метода воздействия на речевую проблему, о необходимости большего времени на коррекцию, чем предполагалось ранее, направит ребенка на консультацию к другому специалисту или, в конце концов, открыто признает, что он сделал для ребенка все, что мог. Профессиональная добросовестность, честность, уважение к себе и другим станет основой для положительного эмоционального настроя логопеда.

Перечисленные факторы взаимодействия логопеда с родителями являются не единственными, но основными. Должное внимание к этим факторам способно внести существенную лепту в успешное взаимодействие логопеда и родителей, и, следовательно, способствовать коррекционному процессу в целом.

Чтобы родители помогали детскому учреждению, их надо «впустить» в него. Руководствуясь этим принципом и девизом «Родитель – не гость, а полноправный член команды ДОУ» учитель-логопед должен строить свое общение с родителями. Сейчас нет строгой регламентации работы с родителями, поэтому каждый логопед может выбирать самостоятельно проблемы, интересующие родителей и освещать их в удобной для него форме. Тем не менее, работа учителя-логопеда с родителями детей определена как обязательная и входит составной частью в программы обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.

Чтобы лучше планировать работу, необходимо лучше знать семью ребенка. Во время учебного года работу с родителями веду постоянно. В начале учебного года составляю план работы с родителями. /показ/

Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в следующих традиционных и нетрадиционных формах и методах:

  • Анкетирование.
  • Оформление речевых уголков в старшей и подготовительной группах «Речецветик».
  • Оформление папок-передвижек с консультациями.
  • Индивидуальные консультации, беседы /в рабочем порядке, еженедельно/. В индивидуальных беседах обращаю внимание родителей на успехи и маленькие достижения детей, как в преодолении речевых проблем, так и их взаимосвязи с успехами на других занятиях.
  • Проведение семинаров-практикумов.
  • Выступление на родительских собраниях.
  • Ведение тетради взаимосвязи с родителями – совместная работа логопеда, ребенка и родителей. Выполнение ребенком заданий позволяет родителям следить за ходом развития ребенка в течение всего учебного года. Предлагаю задания на автоматизацию поставленного звука, а также упражнения на развитию мелкой моторики, слухового и зрительного внимания, логического мышления и другие. Задания подбираю дифференцированно, с учетом возможностей каждого ребенка. Выполнение заданий позволяет закрепить знания, полученные ребенком на занятиях.
  • Проведение открытых занятий.
  • Совместная подготовка к праздникам.

Поскольку работа с родителями значительно влияет на успешность коррекционно-воспитательной работы, я решила более подробно рассмотреть и проанализировать некоторые ее особенности.

В начале учебного года я обследую речь детей. В основе логопедического обследования лежат общие принципы и методы педагогического изучения: оно должно быть комплексным и целостным. Логопедическое обследование начинаю с изучения медицинской и педагогической документации, сведений о родителях ребенка. Знакомлюсь с родителями детей, которые будут заниматься. При планировании прогноза коррекционной работы учитываю:

  • Роль всех членов семьи в воспитании ребенка.
  • Тип семейного воспитания.

Из первой беседы выясняю условия воспитания ребенка в семье, особенности ребенка, увлечения, интересы. Интересуюсь жалобами и тревогами родителей, их мнением и пожеланиями по поводу развития речи ребенка. Эта встреча очень важна как для логопеда, так и для родителей. От ее атмосферы зависит дальнейшее сотрудничество.

Стараюсь привлечь родителей к совместной работе, объяснить, какую помощь от них жду в воспитании и обучении, в целях достижения успехов в коррекционной работе.

Показываю родителям фрагменты занятий с детьми, приглашаю на открытые индивидуальные, подгрупповые занятия, чтобы родители познакомились с требованиями, приемами и содержанием моей работы, понаблюдали за своим ребенком во время учебной деятельности в форме логопедических занятий.

Часто родители не имеют представления о том, какую огромную работу проводит логопед, какие задачи воспитательного и образовательного процесса он решает.

Неадекватное отношение родителей к ребенку возникает как следствие непонимания причины речевого нарушения. Основная задача логопеда – ориентироваться на ребенка, его интересы, помочь родителям правильно воспринимать своего ребенка.

На практике приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиям семьями. Найти же контакт необходимо со всеми. Для одних необходимо полное разъяснение, участие и подбадривание. Для других – твердость, умение настоять на определенных требованиях, невыполнение которых затруднит или отдалит достижение желаемых результатов.

Каждого из родителей нацеливаю на систематическую, длительную работу с ребенком. Напоминаю, что четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей его жизни, а скорректировать недостатки предпочтительнее в детском возрасте – всему свое время.

На консультациях и семинарах-практикумах родителям показываю логопедические приемы /артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и др./, максимально понятные для последующего воспроизведения. На этапе автоматизации звуков особое внимание родителей обращаю на необходимость постоянного контроля над поставленными звуками, т.к. тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и «сломать» старый стереотип бывает очень трудно.

Родители прислушиваются к моим советам и рекомендациям, делятся своим мнением и впечатлениями. К концу года родители стали принимать активное участие и интерес к коррекционной работе, стали предъявлять справедливые требования к своим детям.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что роль родителей в процессе речевого развития ребенка неоспорима. Объединение усилий учителя-логопеда и родителей в коррекционной работе непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача.

Семья и образовательное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Таким образом, правильно организованная система взаимодействия логопеда с родителями, позволяет им стать более компетентными в вопросах развития речи, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.

В статье изложен мой опыт внедрения инновационных технологий в собственной практической деятельности дошкольного логопункта в свете реализации ФГОС ДО с приоритетными направлениями: укрепление физического и психического здоровья детй, их эмоционального благополучия; создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями; коррекции речевых нарушений дошкольников; формирования предпосылок к учебной деятельности; формирование и развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями.

Хороший учитель-логопед учиться должен постоянно!

Инновационный опыт в моём понимании — это «держать руку на пульсе» современной педагогики, а у моих дошколят, посещающих занятия в логопункте нашего ДОУ, особые образовательные потребности.

Владение инновационными педагогическими технологиями — это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века!

В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопеды используют в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, инновационные для неё технологии, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда.

Актуальность

Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам, разработанным в середине-конце XX века.

Значимость

Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с физическими индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно — развивающий процесс становится более результативным и эффективным.

Инновационные технологиив современной логопедической практике дошкольного логопункта с введением ФГОС ДО

«Создавайте идеи и развивайте их. И тогда вас можно будет назвать современным педагогом» — отмечает доктор педагогических наук, профессор Е.Н. Смирнов.

Приятно, когда дети с радостью и желанием идут на занятия к «логопеду», в предвкушении того, что же ждёт их сегодня. А что же может их ждать? Привлекательная окружающая обстановка рабочего пространства учителя-логопеда, эстетическое оформление, игровые дидактические пособия. Только так можно ребёнка заинтересовать, пригласить к диалогу. И, конечно, улыбка! Улыбка располагает к желанию общаться, к доверию, создаёт доброжелательный эмоциональный фон.

Реализуя приоритетные направления Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, мне, как представителю молодого поколения Современной Логопедии, приходится постоянно искать пути совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей. Таким образом, процесс коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями в логопункте дошкольного учреждения направлен на:

  • укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия;
  • создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными особенностями;
  • коррекции речевых нарушений дошкольников;
  • формирования предпосылок к учебной деятельности;
  • формирование и развитие интеллектуальной и коммуникативной компетентности дошкольников с речевыми нарушениями.

Инновационные технологии, применяемые мной в собственной логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО:

  • Пальминг;
  • Технология пальцевого и кистевого массажа (с элементами самомассажа);
  • «Су — Джок» — терапия;
  • Телесно-ориентированные технологии.
  • Игровые технологии;
  • Технология наглядного моделирования;
  • Мнемотехника;
  • Информационные технологии.

Вышеперечисленные виды технологий нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы для учителя-логопеда.

Здоровьесберегающие технологии:

Для поддержания работоспособности на протяжении всего логопедического занятия (индивидуально-подгруппового или подгруппового) и снятия мышечного напряжения у детей-логопатов использую телесно-ориентированные технологии: приёмы релаксации по контрасту с напряжением в сочетании с упражнениями по профилактике нарушений зрения, снятия напряжения глазных мышц — Пальминг. Это упражнение древнее, оно принадлежит йогам. Применение кинезиологических упражнений (комплекс движений) позволяет активизировать межполушарное взаимодействие у детей с речевыми нарушениями, повышать их стрессоустойчивость, улучшать мыслительную деятельность, способствовать улучшению памяти и внимания, настроения и самочувствия. Технологии пальцевого и кистевого массажа, «Су — Джок» — терапия, расширяют представления современного специалиста по развитию мелкой моторики.

Игровые технологии:

Игровые технологии являются составной частью педагогических (образовательных) технологий: задачные, игровые, компьютерные, диалоговые, тренинговые. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Однако в системе российского образования игровые технологии по сей день остаются «инновационной технологией». Игра — является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, на её базе формируется готовность к обучению в школе. Целью использования игровой технологии в логопедической практики является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие высших психических функций.

Игрушка, как герой помогает создавать мотивацию, игровую ситуацию, сюрпризный момент. Одна из любимых игрушек детей — это мяч. Детям с речевыми нарушениями с трудом даются такие движения, как передача мяча с небольшого расстояния (перекидывание, попадание в цель — «ладошки», попытка поймать мяч), перекатывание и захват мяча. Словесные игры с мячом — отличное решение задач по закреплению речевых навыков в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность, развитию общей моторики, навыков самоконтроля при выполнении задания.

Конструирование в дошкольном периоде — это игра, на основе, которой формируются продуктивные виды деятельности. Они способствуют становлению познавательных процессов, речевому, эмоциональному, творческому развитию, самостоятельности и произвольности процессов. Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева и др.) разнообразные игровые поделки. В своей логопедической работе я с успехом применяю игру-головоломку «Танграм». Игра способствует развитию внимания, воображения, мышления, комбинаторных способностей, мелкой моторики.

Технология наглядного моделирования:

Процессы развития фонематической стороны речи (восприятия, представлений, навыков звукового анализа и синтеза) предполагают знакомство детей со структурой слова. Традиционная технология наглядного моделирования позволяет детям «видеть» звуки, слова, проводить сложные виды работ по определению позиции звука в слове, в наглядной форме представить качественную характеристику звука. Коррекционно-развивающая работа по развитию грамматической стороны речи (форм словоизменения и словообразования, предложно-падежных конструкций) с применение специальных схем и модулей словесных игр в процессе коррекции звукопроизношения развивает в детях воображение и интуитивно понятную форму преобразования слов.

Мнемотехника:

Коррекция звукопроизношения невозможна без работы над выразительностью речи, её осмысленному дублированию в таких видах деятельности, как пересказ, заучивание стихов, скороговорок. Суть мнемотехники — на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Использование приёмов символической аналогии облегчает процесс запоминания детьми. Мнемотехника использует естественные механизмы (наглядно-образной памяти) мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Информационные технологии:

ИКТ в работе современного педагога:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями мероприятий.

3. Знакомство с периодикой, наработками других педагогов.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний, мастер-классов, «Круглых столов».

6. Обмен опытом: создание собственных мини-сайтов на популярных порталах, публикации материалов педагогической деятельности на различных сайтах.

Опыт работы учителем - логопедом показал, что при коррекции дефектов устной и письменной речи недостаточно одних логопедических приемов, необходимо комплексное воздействие на психические функции, слух, зрение, моторную и речевую деятельность ребенка.

Я работаю над проблемой: «Комплексное коррекционное воздействие на психические функции, слух, зрение, моторную и речевую деятельность в сопровождении музыки и цветовой гаммы».

Частью этого комплекса должны быть упражнения, которые позволяют успокоить детей после рабочего дня, снять с них чрезмерное двигательное беспокойство, мышечное и эмоциональное напряжение и это для того, чтобы ребенок смог плодотворно работать с логопедом.

Почему расслабление так необходимо при коррекции речи?

Известно, что дети говорят свободно, когда они спокойны. И это надо объяснить детям, как свободно мы себя чувствуем, когда наши мышцы не напряжены, расслаблены и мы можем свободно выполнить любое речевое упражнение. Во время работы с детьми видны, трудности у тех детей, которые не умеют расслабляться, чувствовать себя уверенно и спокойно. И моя задача - научить детей расслабляться и постоянно напоминать им, как приятно состояние спокойствия. Можно сравнить расслабленное тело с мячом, из которого вышел воздух.

Такие упражнения увлекают детей, они дают возможность воздействовать на волю и сознание детей только словом. Когда в момент релаксации, у учащихся глаза закрыты, возникает отключенность от окружающих проблем.

Использую «Позу покоя» - сидим на стульях, спина касается спинки стула, ладони лежат на коленях, глаза закрыты. Здесь, на этом этапе работы использую классическую музыку, которая благотворно влияет на все органы человека (музыка П.И. Чайковского - «Времена года»).

Это упражнение называется «Станция отдыха». Вот такое упражнение:

1. «Волшебный сон».
- Наши руки отдыхают, ноги то же отдыхают
Отдыхают, засыпают, засыпают…
Напряженье улетело и расслаблено все тело,
И послушный наш язык, быть расслабленным привык.
Дышится легко, ровно и нам спокойно.
Хорошо так отдыхать, но пора уже вставать.
Потянулись, улыбнулись.

2. «Лесная полянка». Отдыхают наши ножки, руки, спинка расслаблена, голова немного наклонена вперед.

Мы лежим на зеленой полянке, трава мягкая, как пух. Нам приятно, уютно, тепло. Солнышко своими длинными пальцами поглаживает наши руки, ноги, волосы. Дышим ровно и спокойно носом. А на веточке дерева поет для нас песенку соловей. Нам уютно, тепло. Хорошо так отдыхать, но пора уже вставать.
Потянулись, улыбнулись.
Вдох - носом, выдох - носом.

Дети должны знать, что мышечное расслабление и спокойствие - это необходимое условие для коррекции речи. Перед работой я говорю: «Мы спокойны всегда», «Успокойся, расслабься». « Мы умеем и все сможем сделать». Эти упражнения мы с детьми выполняем в начале занятия, я детям называю станцию отдыха, а они сами придумывают продолжение.

Работая над проблемой комплексного коррекционного воздействия, огромное внимание уделяю развитию мелкой моторики, которая взаимосвязана и взаимозависима от речевого развития.

На занятиях использую комплекс японской пальчиковой гимнастики, сюда входит работа с пластилином, аппликации, штриховка, раскрашивание готовых картинок, волшебные палочки, шитье, а также использую в работе массаж мелкой моторики « Поможем себе». Во время массажа и пальчиковой гимнастики, упражнений для снятия напряжения с органов зрения звучит классическая спокойная музыка, в начале занятия и во время физминутки можно послушать веселую, динамичную музыку, которая позволит снять усталость, поднимет общий жизненный тонус ребят, позволит активизировать умственные способности детей. Такое целенаправленное использование музыки позволит повысить эффективность логопедических занятий. А также в конце занятий звучит веселая детская песенка, которая помогает и дает уверенность детям.



На занятии использую китайскую звукотерапию. Она не только развивает фонематический слух, но и звукопроизношение, артикуляционную моторику, развивает психические функции детей, оздоравливает все внутренние органы и активизируют деятельность головного мозга, повышает иммунитет ребят. Так по данным российских ученых у школьников в течение 11 лет учебы обостряются хронические заболевания, мы просто обязаны разными способами уменьшить процент заболеваний.

Индийские и китайские, русские ученые считают, что «пение» гласных способствует в профилактике болезней, например:

«У»- способствует вентиляции легких, « М- ПОМ»- снижает болевые спазмы, оказывает положительный эффект на сосуды головного мозга. И еще очень важное упражнение, которое повышает иммунитет - сложить большой и указательный пальцы в колечко и с усилением нажать на подушки пальцев рук. Так делать со всеми пальцами, слушая при этом спокойную музыку.

При изучении согласных мягких и твердых, на этом этапе целесообразно использовать цветовую гамму, с ее помощью можно изучит основные цвета, произвести звуко- буквенный анализ слов, так как у младших школьников преобладает наглядно - образное мышление.

Цветовая гамма на занятиях подбирается с опорой на психофизическое состояние каждого ученика. Зеленый -успокаивает нервную систему, желтый - стимулирует деятельность головного мозга. Кладу на стол ребенку определенный цветной листочек.

На протяжении нескольких лет я использую на занятиях комплексно упражнения для развития мелкой моторики, слухового и зрительного внимания, дыхательные упражнения, на развития психических функций, музыку, цветовую гамму на групповых и индивидуальных занятиях и весь этот комплекс помогает детям и мне, работая с ними.

Чтобы работать продуктивно и видеть результаты труда, я считаю нужно все время совершенствовать свои знания. И в этом мне помогает сотрудничество с коллегами - логопедами дошкольных и школьных учреждений, с учителями младших классов, с воспитателями, родителями. Это постоянная работа с методической литературой, курсы повышения квалификации, работа с компьютером, выход в Интернет, где можно найти интересные наработки, новое в логопедии. И мне вспоминается восточная мудрость, которая гласит так: «Не всякий знает, как много надо знать, чтобы знать, как мало мы знаем». И поэтому только постоянное движение вперед к самосовершенствованию и саморазвитию даст положительные результаты.

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №18 «Гнёздышко» комбинированного вида г. Орска»

Год рождения:1972

Образование: 1. Педагогический колледж

2. г.Москва Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Столичная финансово-гуманитарная академия. Квалификация учитель-логопед по специальности «Логопедия».

Общий стаж работы: 24 года, в том числе педагогический стаж: 24 года

Стаж работы в должности Учитель-логопед в МДОАУ д/с 18 – 3,6 года

2. Условия формирования опыта.

По данной теме мною была подобрана и изучена литература:

1. Быстрова Г. А., Сизова Э. А., Шуйская Т. А. Логосказки [Текст]: СПб.: “Каро”, 2005г

2. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающте технологии в ДОУ. – М., 2007.

3. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. - М. 2004.

4. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Игры в сказкотерапии; Развивающая Сказкотерапия – Санкт - Петербург. 2006.Основы сказкотерапии; Тренинг по сказкотерапии.- Санкт - Петербург. 2010.

5. Закон РФ «Об образовании». – М., 2007.

6. Конвенция о правах ребенка.

7. Литературный энциклопедический словарь. Под редакцией Кожевникова В.М. 1987.

8. МакунинаЕ. Придумываем истории и сказки.Ж. Ребенок в детском саду 6-2005г. с.35.

9. Нищева Н.В. Развивающие сказки [Текст]: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие-конспект. - Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2007 г.

10. НовиковскаяО.А.Конспекты комплексных занятий по сказкам. Вступительная статья. - Санкт - Петербург. 2007.

11. СаковичН.А.Практикасказкотерапии. Санкт - Петербург. 2005г.

12. СтишенокИ.В.Сказка в тренинге. Санкт - Петербург. 2009г.

Шорохова О.А.Играем в сказку. - М.2006.

13. Шорохова Играем в сказку [Текст]: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2008 г

14.

3.Теоретическая база опыта.

Воспитательно-образовательный процесс осуществляется в соответствии нормативно – правовыми документами «Конвенция о правах ребенка», закон РФ «Об образовании», «Основная общеобразовательная программа детского сада», на основе личностно – ориентированной модели обучения и воспитания. Создаются условия (общеобразовательные программы, развивающая среда, личный профессионализм), обеспечивающие готовность детей с ОНР к следующей ступени образования, полноценное развитие личности: эмоциональной сферы, творчества, интересов, мотивов, самооценки и самосознания ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

В связи с тем, что характер речевых патологий у дошкольников стал сложнее, возникла необходимость поиска новых форм и методов работы, использования инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания. Что является задачей Федеральной программы развития образования в России.

Проанализировав данную ситуацию мною была определена педагогическая проблема: выявление методов и приемов эффективной работы учителя – логопеда в ДОУ для совершенствования всех компонентов речевой системы, повышения интереса к выполнению упражнений по коррекции речи, развития познавательных психических процессов, а именно, образного мышления, внимания, памяти, воображения, развития эмпатии, формирования моделей выражения основных эмоций и чувств, овладение навыками управления своим поведением, творческой активности, воспитания нравственности.

Изучив психолого-педагогическую литературу я выделила для себя метод сказкотерапии, который является здоровьесберегающей технологией, а именно комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.

4.Актуальность и перспективность.

Сказка является эффективным развивающим и коррекционным средством для развития связной речи в работе с детьми с общим недоразвитием речи.

Повышение качества образования детей с нарушениями в речевом развитии является одним из важных направлений модернизации дошкольного образования. Распространённость речевых дефектов у дошкольников и необходимость их коррекции требует от учителя – логопеда мастерства в применении современных образовательных технологий.

Метод сказкотерапии является здоровьесберегающей технологией, комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.

Цель: использование эффективных методов и приемов сказкотерапии для коррекции речи, мотивации детей к процессу коррекции и связанных с ней психических процессов, развитие эмоционально-экспрессивной сферы дошкольников.

Вся работа построена с опорой на общедидактические принципы (принцип систематичности и последовательности; принцип сознательности и активности), принципы специальной педагогики (принцип развивающего обучения; принцип наглядности; принцип коррекционной направленности) и принципы логопедии (принцип дифференциального подхода; принцип формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения; онтогенетический принцип).

5.Новизна опыта

Сказкотерапия - метод, известный с давних времён, но получивший в последнее время популярность в коррекционной педагогике. Связная речь - наиболее сложный раздел в работе учителя-логопеда, особенно с детьми с общим недоразвитием речи. Развитие связной речи на занятиях с использованием метода сказкотерапии должно занимать одно из центральных мест, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка.

Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

6.Адресность опыта.

Материал может быть использован в условиях детских садов, логопункта, логопедических группах учителями-логопедами, воспитателями, студентами педколледжей и педвузов.

7.Технологии опыта

Методы: целенаправленное наблюдение текста; описание по прочтению текста; “интерьер” сказки; создание иллюстраций к отдельным эпизодам; лепка сказочных персонажей; изготовление карнавальных масок; волшебных атрибутов; отбор иллюстраций к ранее прочитанным книгам; разыгрывание сценок из сказок; литературные театры: драматизация, литературное чтение, демонстрация рисунков и поделок; прослушивание музыкальных произведений; выставка книг писателей; сочинение рассказов от лица одного из герое произведения;домысливание судьбы героев; рассказывание о любимой сказке; тематические беседы о прочитанном, об авторе, о жанре; беседа о литературных героях, задача которых – развивать художественные ассоциации; беседа о жанре; эксперимент с художественным образом; игры “Герои среди нас”.

В работе со сказкой использую приём мнемотехники, компьютерную технику (к сказкам составлены мнемотаблицы и компьютерные презентации).

В работе использую методические пособия, в которых представлены циклы логопедических дидактических сказок с элементами сказкотерапии. Циклы – это разделы программы: Фонетика. Звукопроизношение. Обучение грамоте. Грамматика. Лексика. Каждый цикл сказок имеет своего персонажа, свою сказочную страну с ее законами, свои испытания (то есть задания по конкретному разделу программы).

Приёмы сказкотерапии при формировании связной речи: словесная режиссерская игра; пересказ от лица литературного героя; словесное рисование; “а что потом”; совместное решения проблемного вопроса к сказке; изменение ситуации в знакомых сказках; придумывание кратких историй; моделирование; сказки про самого себя; перевирание сказки; бином фантазии; сказки по-новому; сказка-калька; слово-сказка

В своей логопедической практике использую следующие формы работы комплексной сказкотерапии:

Анализ сказок (решение “открытых” сказочных задач).

Рассказывание сказок (групповое: придумывание “по кругу”, рассказывание “по кругу” известной сказки; индивидуальное: от 3-го лица, от 1-го лица).

Постановка сказок (игры-драматизации).

Сочинение сказок (интерпретация, переписывание, дописывание, сочинение новых сказок и историй).

Медитация на сказку (погружение в какой-либо процесс - статическое, психодинамическое)

Куклотерапия (пальчиковые, марионетки, бумажные, перчаточные куклы, верховые куклы, фланелеграф, теневые, магнитные, стендовые).

Сказочная имидж-терапия (мгновенное преображение с помощью костюмов).

Рисование сказок (спонтанное “волшебное” рисование).

Сказку можно сложить из ткани.

Сравнение. Игра в сравнения: «Кто на кого похож?» «Что на что похоже?»

Сказки имеют запахи. Проживание сказки через обоняние, т. е. с помощью запахов.

Сказки звучат. Чтобы помочь детям лучше прочувствовать особенность той или иной сказки, мы используем звуки, которые издают колокольчики, бубны, а также пластмассовые баночки с разными предметами внутри, которые при встряхивании “шумят”

8.Результативность опыта.

Сказкотерапия в системе логопедических занятий по развитию связной речи преследует такие цели: - создание коммуникативной направленности речевых высказываний; - совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи; - развитие просодической стороны речи; - развитие диалогической и монологической речи; - приобщение детей к истокам народной культуры. Занятия по сказкам строятся по следующему алгоритму: слушаем, рассказываем, проживаем и сочиняем сказку.

В своей логопедической практике использую следующие формы работы комплексной сказкотерапии.

Сказку можно сложить из ткани . Я вместе с детьми стала на столе изображать место, где происходит действие сказки, с помощью отрезков тканей, различающихся по форме, размеру, цвету. Например, вышел Иван-царевич в широкое поле - на столе расстилаются лоскуты с ромашками и васильками; длинная голубая лента из шифона – ручеек.

Игры – беседы с персонажами сказок . После проведения в группе беседы с детьми, которая дает возможность оценить, насколько понято содержание художественного произведения, иногда продолжаю обсуждение книги, но уже в форме игры-беседы с ее персонажами (театральные куклы, мягкие игрушки). Цель - учить поддерживать беседу, инициативно высказываться, задавать вопросы, обобщать в речи свои знания.


Самая смешная сказка. Самый смешной эпизод («Какие еще смешные книжки ты помнишь?»). Такую же беседу провожу о самой страшной, самой печальной книжке - в любом случае у ребенка развивается мышление и возникает определенная систематика прочитанного: по сходству и различию героев, авторов, по сходству полученных от книг впечатлений. Наряду с этим вырабатывается умение выделять в сказке конкретный эпизод. Цель-умение выстраивать взаимодействие речевых партий


Игра – драматизация Кто на кого похож

Следующий этап в работе во втором полугодии старшей группы - это игра - драматизация, игра - инсценировка. Именно эту особенность подлинного художественного произведения использую в дальнейшей работе над ним.


Кукольный театр


Сказка и музыка.

Подбор наиболее подходящей музыки к сказке (отдельным фрагментам). Музыка способна лечить - это уже многократно доказано учеными медиками всего мира. Музыка- основа гармоничного развития личности.


В героев можно переодеться и потанцевать. Творчество и воображение развиваются также в процессе придумывания и составления костюма сказочного героя. Мы их не шьем, а именно составляем из имеющейся у нас коллекции тканей. Дети любят наряжаться. Когда дети “оденутся” как сказочные герои, налюбуются собой и друг на друга, мы подбираем музыку.



Эксперимент с художественным образом игры«Герои среди нас»




Показ иллюстраций


Разыгрывание сценок из сказок


Рисование и аппликация сказочных персонажей

Я стремлюсь прожить сказку вместе с детьми, задействовав все органы его чувств. Когда начала заниматься с детьми сказкотерапией, то поняла, что просто рассказанные сказки не оставляют глубокого следа в душе ребенка Так, например, они “не видят” ни леса, через который пробирается Иван-царевич, ни места, где растет могучий волшебный дуб. В этом случае помогают иллюстрации, но они есть не в каждой книге. Поэтому вместе с детьми после чтения сказки стали рисовать, делать аппликации, восстанавливая в памяти различные эпизоды. Увидела, что каждый ребенок воспринимает сказку по-своему, а рисование и аппликация помогает понять нравственные стороны, облегчает процесс пересказывания самой сказки, ее сюжет.


Различные виды театров




Викторина – эстафета

по русским народным сказкам

Детский сад № 18 «Гнездышко» г. Орска

старшая логопедическая группа

учитель – логопед Гончарова О.П.

Цели:

Расширить знания дошкольников о сказках;

Способствовать развитию физических качеств: быстроты, координации, ловкости;

Развивать речь дошкольников, читательский интерес, память;

Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, товарищества.

Оборудование: выставка книг со сказками, иллюстрации русских народных сказок, иллюстрации к сказкам, выполненные с ошибками, листы ватмана и фломастеры, два ведра, два веника, медали.

Ход викторины

Звучит грамзапись.

Итак, друзья, начнем программу,

Затей у нас большой запас.

А для кого они? Для вас.

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки.

А почему они волшебные?

Да потому, что в них животные умеют разговаривать, есть несуществующие герои

(Кощей Бессмертный, Баба-Яга, леший), происходят чудеса – лягушка превращается в царевну, братец Иванушка в козленочка, ведра сами ходят.)

А мы сегодня собрались, чтобы провести викторину по русским – народным сказкам между двумя командами. Поприветствуем команда …, команда.. .

Каждая команда будет получать свое задание. Если команда не справится с заданием, то вопрос переходит к другой команде.

Итак, начнем!

Конкурс 1. “Назови сказку по картинке”

(По иллюстрациям участники называют сказки:Колобок, Курочка Ряба, Гуси-лебеди, Царевна-лягушка, Теремок, Волк и козлята, По-Щучьему веленью, Лиса и волк.)

Молодцы!

Конкурс 2. “Ушки на макушке”

(Команды слушают внимательно отрывки из сказок и определяют название.)

Нет ни речки, ни пруда. Где воды напиться? Очень вкусная вода. В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

Красна девица грустна, Ей не нравится весна. Ей на солнце тяжко, Слезы льет бедняжка.(Снегурочка).

В небесах и на земле скачет баба на метле, Страшная, злая, кто она такая?(Баба Яга).

Летела стрела и попала в болото, И в этом болоте поймал ее кто-то. Кто, распростившись с зеленою кожей. Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна лягушка).

Посадил ее дед в поле Лето целое росла. Всей семьей ее тянули очень крупная была. (Репка).

На сметане был мешен. В русской печке испечен. Повстречал в лесу зверей И ушел от них скорей(Колобок)

Отворили дверь козлята. И пропали все куда-то. (Волк и козлята)

На окошке он студился Взял потом и укатился На съедение лисе. (Колобок)

Что за чудо, что за диво едут сани без коней? (По-Щучьему велению)

Заигралась сестрица. Унесли братишку птицы. (Гуси-лебеди)

Конкурс 3. Эстафета “Юный художник”

Мы убедились, что сказки вы знаете. А умеете ли вы рисовать героев ваших любимых сказок? Кого вы будете рисовать, узнаете из загадки:

На сметане мешан, на окошке стужён

Круглый бок, румяный бок

Покатился …….. (колобок)

Правильно, вы будете рисовать Колобка. Но рисовать будете всей командой. Послушайте как. Команды строятся в 2 колонны. Первый участник бежит и рисует голову, 2 участник – одну ножку, 3 участник – другую ножку, 4 участник – одну ручку, 5 участник – другую ручку, 6 участник – глазки, 7 участник – ротик, 8 участник – дорожку, по которой бежит колобок.

(Листки для рисования прикрепляют на доске, а первые участники команд получают по фломастеру.)

Конкурс 4. “Угадай-ка”

1 – Какую песенку пел Колобок?

2 – Что пела коза своим козлятам?

3 – Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе?

4 – Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе?

5 – Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост?

6 – Что говорила в это время лиса?

7 – Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?

8 – Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось само?


Конкурс 5. Эстафета “Полёт Бабы-Яги”

Непременными атрибутами Бабы-Яги были ступа и метла. В эстафете в качестве ступы используется простое ведро, а в качестве метлы – веник. Участник встает одной ногой в ведро, рукой он держит ведро за ручку, а в другой руке держит веник. А теперь в таком положении необходимо пройти всю дистанцию и передать “ступу” и “метлу” следующему.


Конкурс 6. “Найди ошибки художника”

(Дети рассматривают иллюстрации к сказкам и находят ошибки художника.)

Конкурс 7. К нам в д/с пришли телеграммы. Помогите догадаться от кого они?

Спасите, нас съел серый волк” (козлята)

Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко” (мышка)

Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби” (волк)

Помогите, наш дом сломан, но сами целы” (звери)

Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома” (Маша)

Помогите, мой брат превратился в козленочка” (Алёнушка)

Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул” (медвежонок)

Папа, моя стрела в болоте. Женюсь на лягушке” (Иван-царевич)

Конкурс 8. «Угадай сказку»

    «Иван Царевич и зеленый волк»

    «Сестрица Аленушка и братец Никитушка»

    «Дарьюшкина избушка»

    «Плавучий корабль»

    «Лапша из топора».

Молодцы ребята

Вот закончилась игра,

Расходиться нам пора. А за интересную игру вручаю вам медальки.

Конспект занятия с использованием сказкотерапии и

логоритмики «Путешествие с колобком по лесу»

Учитель-логопед

Гончарова О.П.

Цель: Развитие коммуникативной функции речи. Коррекция эмоционально-волевой сферы с использованием элементов сказкотерапии и логоритмики.

Коррекционно-образовательные задачи: Знакомство детей с устным народным творчеством, русским бытом, расширение и активизация словаря по сказке «Колобок», «Овощи – Фрукты». Совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно-развивающие задачи: Активизация речевой деятельности, совершенствование диалогической речи, развитие связной речи, фонематических представлений. Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, общей, тонкой и артикуляционной моторики, общих речевых навыков, творческого воображения, фантазии.

Коррекционно-воспитательные задач: Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, преодоление нерешительности перед публичным выступлением и умения оценивать поступки. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Методические приемы: Организация детей, загадывание загадок, вопросов, беседа, логоритмические упражнения, физкультминутка, подвижные игры использование музыкальных композиций, показ демонстрационного материала, использование раздаточного материала, использование физического инвентаря, сюрпризный момент, поощрение.

Материал: Шапочки персонажей сказки, две корзины, муляжи овощей и фруктов, три обруча, картинки с песенками Волка, картинки на звуки (А), (У), (И), части целой картинки «Колобок».

Аудиозаписи: Музыкальные композиции «В гостях у сказки», «Песенка о колобке», «Танец с музыкальными инструментами», «Звуки природы».

Предварительная работа с детьми: Чтение русской народной сказки «Колобок» раздача ролей, разучивание стихов и песен.

Дидактический материал «Овощи», «Фрукты».

Ход занятия

1 часть. Вводная.

Играет музыкальная композиция «В гостях у сказки»

Логопед: Здравствуйте дети. А вы любите сказки? Сегодня мы сыграем с вами свою сказку о Колобке. А пока я превращу вас в сказочных героев (на детей надевают шапочки персонажей сказки Колобок)

Логопед:

День сегодня необычный,

Удивить хочу я вас.

В путешествие большое,

Мы отправимся сейчас.

Но отправимся мы не одни, а со сказочным персонажем, а с каким вы должны отгадать.

(логопед загадывает загадку)

Формой он похож на мяч.

Был когда-то он горяч.

Спрыгнул со стола на пол,

И от бабушки ушел.

У него румяный бок...

Вы, узнали? (Колобок).

(Появляется колобок под музыку из мультфильма «Колобок»)

Колобок: Здравствуйте, дети, я Колобок (дети приветствуют колобка).

Логопед: Ребята, на какую геометрическую фигуру походит наш колобок? Какого цвета? Сколько у него глаз? (Ответы детей)

Колобок: Какие вы ребята молодцы, умные, сообразительные, я хочу пригласить вас в весенний лес, для того чтобы попасть туда, нужно выполнить все мои задания.

Ребята, давайте, образуем круг «Доброты»

(Логоритмика «Круг Доброты)

Мы построим с вами круг

Слева - друг и справа - друг

Никуда не выходи

Ты из круга «Доброты!»

Мы пойдем сегодня в лес,

Там полным-полно чудес

Ушки, глазки навостри

Ничего не пропусти.

Чтоб не сбиться нам с пути,

С другом мы должны пойти!

(Движения выполняются под музыку)

Зашагали ножки

По весенней дорожке,

Будем по лесу шагать

И природу созерцать. (дети шагают)

Выше голову, друзья, небо наблюдаем. (поднимают голову)

Солнце, тучки и тепло, погоду угадаем?

Какая погода? (хмурая, холодная, ненастная, солнечная, жаркая)

Тучи быстро бегут по небу, кто их гонит? (ветер)

Я ветер. Вы - мои тучи.

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч. (дети бегут по кругу)

Солнышко взошло, разогнало тучи.

(И. п.)

Солнышко протянуло к нам свои лучики

(восстановления дыхания вдох-выдох)

Закройте глаза. (Звучит музыка) Мы очутились в лесу. Как здесь красиво!

2 часть. Основная.

Колобок: Ой, а кто это? (из-за куста выходит ребенок в костюме Зайца)

Заяц: Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок: А вот и не съешь! Зайцы колобков не едят, а любят фрукты и овощи.

Логопед: Дети, соберите для зайчишки корзину с фруктами и корзину с овощами.

(Игра «Помоги зайчишке»)

Колобок: Чтобы зубы были крепки, жуйте овощи все детки!

Логопед: И покатился Колобок дальше. (ребята идут змейкой за Колобком)

Побежал он по дороге, волку серому под ноги.

(на полянке, на пне сидит ребенок в костюме Волка)

Волк: Колобок, Колобок, я тебя съем!

Логопед: Постой, Волк, не ешь Колобка, хочешь, дети твои песенки пропоют? Мы можем пропеть их громко и тихо.

(По беззвучной артикуляции дети поют звуки А, У, И тихо и громко).

Колобок: а еще мы с ребятами можем разложить картинки со словами под этими буквами. (Игра "Разложи картинки по домикам". (картинки с гласными А, У, И в начале слова: аист, иглы, абрикос, удочка, апельсин, игрушка, укроп, автобус, утка, ананас, утюг, улитка, индюк, арбуз.)

Ну, что не съешь меня? Отпустишь?

Волк: Не трону я тебя, уж больно мне понравилось с вами играть.

Медведь: Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок: Не спеши, успеешь скушать.

Хочешь считалочку послушать?

Медведь: Ну, давай, от чего ж не послушать.

Колобок: (Логоритмика «Мишка»)

За стеклянными дверями (ритмично хлопают)

Стоит мишка с пирогами. (протягивают вперёд обе руки)

Здравствуй, Мишенька, дружок, (кланяются)

Сколько стоит пирожок?

Пирожок-то стоит три, (движения тремя пальцами - показывают три пальца)

А водить-то будешь ты (указательный жест)

(Медведь рычит и бежит за детьми.Дети убегают)

Логопед:

Укатился Колобок, замелькал румяный бок.

А медведь вслед побежал, но куда там, не догнал.

А навстречу, ой, ой, ой, шла лиса тропой лесной.

(появляется ребенок в костюме Лисы)

Лиса:

Как пригож ты, Колобок, как румян и весел!

Говорят, что ты, дружок, знаешь много песен.

Я хочу с тобой дружить, тебя в подарок получить.

Логопед: Нам всем колобок тоже очень понравился. Давайте, все вместе сделаем портрет Колобка.

(Дети из частей целой картинки составляют портрет Колобка)

Логопед: Каким получился наш Колобок?

Дети: Красивым, весёлым, румяным.

Логопед: А теперь я предлагаю потанцевать с нашим колобком, под аккомпанемент шумовых музыкальных инструментов.

(под песенку о Колобке ребята выполняют движения с музыкальными инструментами)

3 часть. Заключительная.

Логопед: МОЛОДЦЫ! У вас все получилось. Но время нашего сегодняшнего путешествия подошло к концу, нам пора прощаться, а колобку домой, к бабушке и дедушке возвращаться (дети прощаются с Колобком).

Ответьте мне, друзья, понравилось ли вам наше путешествие?

Что больше всего понравилось и запомнилось?

Было ли трудно?

Мы обязательно еще не раз отправимся путешествовать.

А сейчас попрощаемся с нашими гостями и скажем всем «До новых встреч!».

Используемая литература:

Журнал «Логопед», №12013г.

Книга «Логоритмика в детском саду», автор Картушина М. Ю. , М-2007г.

Книга «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», автор Нищева Н. В. , СПб - 2003г.

Наталья Попова

Слайд № 1

Попова Наталья Валерьевна, учитель – логопед , детский сад № 40 «Бригантина» , г. о. Балашиха.

Слайд № 2

Уважаемое жюри, уважаемые коллеги, хочу представить вашему вниманию опыт работы по теме : «Инновационные методы и приемы в работе учителя - логопеда ».

Слайд № 3

Актуальность.

В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса в детском саду.

Инновационные методы , не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей, способствуют оздоровлению всего организма, что и подтверждает мой педагогический опыт .

Слайд № 4

Красивая, чистая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей дошкольного возраста, в чем и состоит цель моей работы .

Слайд № 5

Через использование инновационных методов и приемов я решаю следующие задачи. А именно :

развиваю : языковые компоненты речи (фонетический, лексический, морфологический, синтаксический) и умение применять их на практике;

Артикуляционную, мелкую и общую моторику;

ВПФ (речь, воображение, мышление, память) ;

Активность, самостоятельность, творчество;

Мимические, пантомимические навыки;

Невербальный навык общения;

Формирование положительного психо – эмоционального состояния ребенка;

Снижение вероятного переутомления, снятие мышечного напряжения.

Слайд № 6

В своей практике я использую следующие инновационные методы и приемы :

Креативная игротерапия (пескотерпия) ;

Камешки Марблс;

Вокалотерапия;

Сказкотерапия;

Куклотерапия;

Логопедический массаж;

Ритмодекламацию;

Кинезиотерапию;

Су – джок терапию;

Информационную технологию обучения.

Слайд № 7

Но сегодня остановиться я хочу на более ярких методах и приемах , которые применяю в своей практике.

Слайд № 8

В индивидуальных занятиях каждый логопед классическую методику и приемы для развития артикуляционной моторики. Я разработала авторское пособие «Живое» зеркало», где метод показа и объяснения наиболее эффективен, так как ребенок концентрирует свое внимание на четком выполнении артикуляционного упражнения.

Вот и ты, вот и я,

Посмотри – ка на меня!

Это зеркало,

Оно – отражение твое!

Будем весело играть,

Упражненья повторять!

А чтобы вызвать интерес, желание заниматься, стремление выполнить правильно упражнение, я использую волшебные фигурки, как сюрпризный момент.

Слайд № 9

Вокалотерапия.

Дети очень любят петь. Я считаю, что при пропевании чистоговорок, потешек под музыкальное сопровождение улучшается общее психофизическое состояние детей. Данный метод развивает ритмичность, выразительность, стимулирует речевые функции, нормализует просодическую сторону речи.

Потешка «Жук» (Е. Железнова) .

Жук, жук, пожужжи.

Как летаешь – покажи.

Жу – жу – жу.

- Я летаю и жужжу :

«Жу – жу – жу» .

Слайд № 10

Ритмодекламация.

В сочетании с вокалотерапией я использую ритмодекламацию. В работе с детьми я применяю деревянные палочки и тексты для речевых игр. Тексты подбираю простые, чтобы легко запоминались. Чаще всего это образцы устного народного творчества – песенки, потешки, колыбельные, прибаутки.

Простота выбранного текста позволяет больше времени уделить не его заучиванию, а развитию ритма, дикции, четкой артикуляции, правильному звукопроизношению.

Ножки, ножки, вы шагали?

Мы шагали, мы шагали.

Ножки, ножки, вы бежали?

Мы бежали, мы бежали.

Ножки, ножки, вы устали?

Мы устали … Мы устали …

Слайд № 11

Один из наиболее эффективных методов по развитию речи я применяю метод синквейн .

Синквейн помогает найти наиболее существенный элемент в большом информационном материале. Делать выводы и кратко их формулировать. Он развивает речь, мышление, память, интерес к окружающему миру.

Синквейн – это маленький стих из пяти строк, без рифмы.

А теперь поиграем в синквейн.

Время года зима. Давай составим синквейн о зиме.

1. Начинаем с предмета. Что? Зима.

2. Зима какая? (Лютая, трескучая) .

3. Зима что делает? (Кружит, завывает, метет) .

4. А теперь сделаем вывод и кратко его сформулируем в одном предложении. (Падают пушистые снежинки) .

5. Слово – ассоциация. (Волшебство) .

«Зима» .

1. Зима. 2. Лютая, трескучая.

3. Кружит, завывает, метет. 4. Падают пушистые снежинки.

5. Волшебство!

Слайд № 12

А для развития связной речи я использую камешки Марблс. Они помогают окунуться в мир игры, сказок, чудес и волшебства.

Формируют правильный захват камешка пальчиками, развивают ВПФ, ориентировку на плоскости, в пространстве, развивают фантазию.

Говорим и отдыхаем,

Камешки перебираем,

Разные - разные :

Голубые, красные,

Желтые, зеленые,

Легкие, тяжелые.

Я использую художественное слово по лексической теме, дети волшебными камешками выкладывают сюжет сказки. Это помогает им в составлении своего рассказа.

Я хочу вам продемонстрировать использование данного метода на практике .

Рассказ «Снегири» .

Конец зимы. Наступило самое тяжелое время для птиц. Все ягодки, все зернышки в лесу уже съедены! И прилетают птички поближе к человеку. Люди - добрые. Они пожалеют несчастных пташек и покормят их : кого крошками, кого зернышками, а кого сальцем, да маслицем.

Вот и к тебе, прилетели снегири. Красивые птицы снегири : на голове черная шапочка, а грудка красная.

Любят снегири ягодки. Но их на ветках почти не осталось. Снегири просят тебя помочь им – заполни эти веточки ягодками.

Слайд № 13

Моя практика не ограничивается только работой с детьми . Я включаю в коррекционно – развивающий процесс и родителей. Выступаю в роли партнера, наставника, консультанта.

Оптимизм, терпение и целеустремленность помогают мне установить эмоциональный контакт, объединить родителей в коллектив, снять коммуникативное напряжение. Для этого я использую, мастер – классы, консультации, анкетирование.

Слайд № 14

Я с удовольствием делюсь с коллегами профессиональным опытом на семинарах , методических объединениях , круглых столах.

Мои статьи публикуются на разных интернет – ресурсах, журналах.

Я стремлюсь к тому, чтобы в моем общении, взаимодействии с коллегами всегда была радость, творческое начало, постоянное желание что – то изменить, идти вперед, искать новые подходы в решении непростых задач педагогической практики.

Слайд № 15

Инновационные методы и приемы , которые я применяю в своей работе эффективны , так как вижу положительные результаты.

Спасибо за внимание. Всего доброго!



Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Использование нетрадиционных методов в работе учителя-логопеда ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 176» Консультация для педагогов ««Использование нетрадиционных.

Нетрадиционные методы и приёмы в работе учителя-логопеда ДОУ Нетрадиционные методы и приёмы в работе учителя-логопеда ДОУ Нетрадиционные методы и приёмы в работе учителя-логопеда ДОУ Методическое.

Обобщенный педагогический опыт учителя-логопеда Обобщенный педагогический опыт Тема опыта: «Развитие мелкой моторики как одно из направлений работы по профилактике письменной речи в.

Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с педагогами на 2016–2017 гг Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с педагогами на 2016-2017 гг. Цель - создание педагогической среды, направленной на своевременную.

Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с педагогами на 2016–2017 уч. г. Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с педагогами на 2016-2017 уч. г. Цель - создание педагогической среды, направленной на коррекцию.

Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с родителями на 2016–2017 гг. Цель – привлечение семей воспитанников к активному сотрудничеству в плане поиска единых подходов к коррекции речевых нарушений воспитанников.

Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с родителями на 2016–2017 уч. год Перспективный план работы учителя-логопеда ДОУ с родителями на 2016-2017 уч. год Цель работы с родителями - активизировать родителей, создать.

Преемственность деятельности учителя-логопеда и учителя-дефектолога в работе с детьми с задержкой психического развития Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной.

Сообщение из опыта работы «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми логопедической группы» Я работаю воспитателем на логопедической группе, работа нашей группы строится на тесном контакте с учителем – логопедом. В своей работе.

Использование деятельностного подхода в работе учителя-логопеда с семьей воспитанников ДОУ 30 марта 2016г. проходила областная научно-практическая конференция "Современное образование в островном регионе: опыт, проблемы и перспективы.

Библиотека изображений:

 


Читайте:



Муж женится на другой во сне

Муж женится на другой во сне

Когда случается жениться во сне, наутро важно вспомнить сюжетные подробности своего сновидения. Дело в том, что сонник предлагает множество...

Не хочет жениться во сне

Не хочет жениться во сне

В статье на тему: "сонник жениться во сне мужчине" - представлена актуальная информация по этому вопросу за 2018 год.Овен 21.03 – 20.04 Телец 21.04...

Утка тушеная с рулетиками из теста

Утка тушеная с рулетиками из теста

Приготовление утки в утятнице чаще всего может быть приурочено к праздничному обеду или ужину, когда за столом собирается вся семья. Утка на стол...

Утка тушеная с овощами в утятнице

Утка тушеная с овощами в утятнице

В сковороде разогреть небольшое количество растительного масла и выложить кусочки утки. Мясо лучше обжаривать не всё сразу, а порциями, чтобы оно...

feed-image RSS