Главная - Дети 6-7 дет
Кто были предками древних славян. Предки-славяне: кто они, где жили, религия, письменность и культура. Занятия восточных славян

Все мы знаем, что важную роль в становлении государств Восточной Европы сыграли славяне. Эта группа родственных народов, крупнейшая на континенте, имеет близкие языки и похожие обычаи. Численность ее составляет примерно триста миллионов человек.

Восточные славяне в древности: расселение по Европе

Наши предки были ветвью индоевропейской семьи народов, которая во время Великого переселения рассеялась по всей Евразии. Самыми близкими родственниками славян считаются балты, которые поселились на территориях современной Латвии, Литвы, Эстонии. Соседями их являлись германцы на юге и западе, скифы и сарматы на востоке. Восточные славяне в древности прошли Восточную и Центральную Европу, где в междуречье Днепра и Вислы основали первые города Украины и Польши. Потом они преодолели предгорья Карпат, расселившись по берегам Дуная и на Балканском полуострове. Большая территориальная отдаленность праславян вносила свои коррективы в их язык, обычаи и культуру. Поэтому группа разделилась на три ветви: западную, южную и восточную.

Восточные славяне в древности

Эта ветвь наших праотцов занимала огромную территорию. От Ладожского и Онежского озер до Причерноморья, от Оки и Волги до Карпатских гор они вспахивали землю, велю торговлю, строили капища. Всего историки называют пятнадцать племен восточных славян. По соседству с ними мирно уживались угро-финские племена - наши предки не отличались излишней воинственностью, а предпочитали поддерживать хорошие отношения со всеми.

Занятия восточных славян

Наши предки были земледельцами. Они умело орудовали сохой, серпом, мотыгой, плугом с лемехом. Степные жители вспахивали просторы целины, в лесной зоне сначала выкорчевывали деревья, а золу применяли в качестве удобрения. Дары земли были основой рациона славян. Просо, рожь, горох, пшеница, ячмень, гречиха, овес использовали для выпекания хлеба и для варки каш. Также выращивали технические культуры - лен и коноплю, из волокон которых пряли нити и делали ткани. С особой любовью относились люди к домашним животным, поскольку каждая семья разводила крупный рогатый скот, свиней, овец, лошадей, домашнюю птицу. Вместе со славянами в их домах жили кошки и собаки. Охота, рыболовство, бортничество, кузнечное и гончарное дело были развиты на очень высоком уровне.

Религия праславян

До прихода на славянские земли христианства здесь царило язычество. Восточные славяне в древности поклонялись целому пантеону богов, которые олицетворяли силы природы. Сварог, Сварожич, Род, Стрибог, Даждьбог, Велес, Перун имели свои места поклонения - капища, где стояли кумиры и приносились жертвы. Мертвых сжигали на кострах, а над пеплом, помещенным в горшок, насыпались курганы. К сожалению, восточные славяне в древности не оставили письменных свидетельств о себе. Знаменитая Велесова книга вызывает у исследователей сомнения в ее подлинности. Однако археологи находят большое количество предметов быта, оружие, остатки одежды, украшения, культовые вещи. Они могут рассказать о жизни наших предков не меньше, чем летописи и сказания.

Современные славянские народы формировались на протяжении долгого времени. У них было множество предков. К ним можно отнести собственно славян и их соседей, заметно повлиявших на быт, культуру и религию этих племен, когда они еще жили согласно устоям родоплеменной общины.

Анты и склавины

До сих пор историки и археологи выдвигают самые разные теории о том, кем могли быть предки-славяне. Этногенез этого народа происходил в эпоху, от которой почти не осталось письменных источников. Специалистам приходилось восстанавливать раннюю историю славян по мельчайшим крупицам. Большую ценность заключают в себе византийские летописи. Именно Восточной Римской империи пришлось испытать на себе давление племен, которые в итоге образовали славянскую народность.

Первые свидетельства о них относятся к VI веку. Предки-славяне в византийских источниках назывались антами. О них писал знаменитый историк Поначалу анты жили в междуречье Днестра и Днепра на территории современной Украины. В период своего расцвета они жили в степях от Дона до Балкан.

Если анты принадлежали к восточной группе славян, то к западу от них жили родственные им склавины. Первое упоминание о них осталось в книге Иордана «Гетика», написанной в середине VI столетия. Иногда склавинов также называли венетами. Эти племена жили на территории современной Чехии.

Общественный строй

Жители Византии считали, что предки-славяне - не знавшие цивилизации варвары. Это действительно было так. И склавины, и анты жили при народовластии. У них не было единого правителя и государственности. Раннеславянское общество состояло из множества общин, стержнем каждой из которых был определенный род. Такие описания встречаются в византийских источниках и подтверждаются находками современных археологов. Поселения состояли из больших жилищ, в которых жили большими семьями. В одном населенном пункте могло быть около 20 домов. У склавинов был распространен очаг, у антов - печь. На севере славяне строили срубы.

Обычаи соответствовали жестоким патриархальным нравам. К примеру, практиковались ритуальные убийства жен на могиле супруга. Предки-славяне занимались земледелием, которое было основным источником пропитания. Выращивалась пшеница, просо, ячмень, овес, рожь. Разводился крупный рогатый скот: овцы, свиньи, утки, куры. Ремесло было развито слабо по сравнению с той же Византией. В основном оно обслуживало домашние бытовые нужды.

Армия и рабство

Постепенно в общине выделился социальный слой воинов. Они часто организовывали набеги на Византию и другие соседние страны. Цель всегда была одной и той же - грабеж и рабы. Древнеславянские дружины могли включать по несколько тысяч человек. Именно в военной среде появились воеводы и князья. Первые предки славян сражались копьями (реже мечами). Также было распространено метательное оружие - сулица. Его использовали не только в бою, но и на охоте.

Доподлинно известно, что у антов было распространено рабство. Количество невольников могло достигать десятков тысяч человек. В основном это были пленники, захваченные на войне. Именно поэтому среди антских рабов было много византийцев. Как правило, анты содержали невольников, чтобы получить за них выкуп. Впрочем, некоторые из них были заняты в хозяйстве и ремеслах.

Нашествие аваров

В середине VI века земли антов оказались под ударом аваров. Это были кочевые племена, правители которых носили титул кагана. Их этническая принадлежность остается предметом споров: кто-то считает их тюрками, кто-то - носителями иранских языков. Предки древних славян хоть и оказались в подвластном положении, заметно теснили аваров по своему количеству. Такое соотношение приводило к путанице. Византийцы (например, Иоанн Эфесский и и вовсе отождествляли славян и аваров, хотя такая оценка была ошибкой.

Нашествие с востока привело к значительной миграции населения, прежде долгое время жившего на одном месте. Вместе с аварами анты сначала переселились в Паннонию (современную Венгрию), а позже стали вторгаться на Балканы, принадлежавшие Византии.

Славяне стали основой армии каганата. Самым известным эпизодом их противостояния с империей стала осада Константинополя в 626 году. История древних славян известна по кратким эпизодам их взаимодействия с греками. Осада Константинополя стала именно таким примером. Несмотря на штурм, славянам и аварам так и не удалось взять город.

Тем не менее натиск язычников продолжался и в дальнейшем. Еще в 602 году лангобардский король отправил к славянам своих мастеров по кораблестроению. Они осели в Дубровнике. В этом порту появились первые славянские корабли (моноксилы). Они приняли участие в уже упомянутой осаде Константинополя. А в конце VI столетия славяне впервые осадили Фессалоники. Вскоре тысячи язычников переселились во Фракию. Тогда же славяне появились на территории современной Хорватии и Сербии.

Восточные славяне

Неудачная осада Константинополя в 626 году подорвала силы Аварского каганата. Славяне повсеместно стали избавляться от ига чужаков. В Моравии восстание поднял Само. Он стал первым известным по имени славянским князем. Тогда же его соплеменники начали свою экспансию на восток. В VII веке колонизаторы стали соседями хазар. Им удалось проникнуть даже в Крым и добраться до Кавказа. Там, где жили предки славян и основывались их поселения, обязательно была река или озеро, а также пригодная для возделывания земля.

На Днепре появился город Киев, названный в честь князя Кия. Здесь образовался новый племенной союз полян, который в числе еще нескольких таких союзов пришел на смену антам. В VII-VIII веке окончательно сформировались три группы славянских народов, существующие и сегодня (западные, южные и восточные). Последние поселились на территории современной Украины, Белоруссии, а в междуречье Волги и Оки их поселения оказались в пределах границ России.

В Византии часто отождествляли славян и скифов. Это было серьезным греческим заблуждением. Скифы принадлежали к иранским племенам и говорили на иранских языках. В период своего расцвета они заселяли в том числе и днепровские степи, а также Крым. Когда туда добралась славянская колонизация, между новыми соседями начались регулярные конфликты. Серьезную опасность представляла конница, которой владели скифы. Предки славян на протяжении многих лет сдерживали их нашествия, пока, наконец, кочевники не были сметены готами.

Племенные союзы и города восточных славян

На северо-востоке соседями славян стали многочисленные финно-угорские племена, в том числе весь и меря. Здесь появились поселения Ростов, Белоозеро и Старая Ладога. Другой город Новгород стал важным политическим центром. В 862 году в нем начал княжить варяг Рюрик. Это событие стало началом русской государственности.

Города восточных славян появлялись в основном в местах, где пролегал Путь из варяг в греки. Эта торговая артерия вела из Балтийского моря в Византию. По пути купцы перевозили ценные товары: амбру, китовую кожу, янтарь, меха куниц и соболей, мед, воск и т. д. Товары доставлялись на ладьях. Путь кораблей пролегал по рекам. Часть маршрута пролегала по земле. На этих участках ладьи транспортировали волоком, вследствие чего на местах переволок появились города Торопец и Смоленск.

Восточнославянские племена долгое время жили обособленно друг от друга, а часто вовсе враждовали и воевали между собой. Это делало их уязвимыми перед соседями. По этой причине в начале IX века некоторые восточнославянские племенные союзы стали платить дань хазарам. Другие сильно зависели от варягов. «Повесть временных лет» упоминает дюжину таких племенных союзов: бужан, волынян, дреговичей, древлян, кривичей, полян, полочан, северян, радимичей, тиверцев, белых хорватов и уличей. Единая и культура у всех них сложилась только в XI-XII вв. после образования Киевской Руси и принятия христианства. Позже данный этнос разделился на русских, белорусов и украинцев. Это ответ на вопрос о том, чьими предками являются восточные славяне.

Южные славяне

Славяне, которые заселили Балканы, постепенно обособились от других своих соплеменников и составили южнославянские племена. Сегодня их потомками являются сербы, болгары, хорваты, боснийцы, македонцы, черногорцы и словенцы. Если предки восточных славян заселяли в основном пустующие земли, то их южным собратьям достался край, в котором было множество поселений, основанных еще римлянами. От античной цивилизации остались и дороги, по которым язычники быстро передвигались по Балканам. До них полуостровом владела Византия. Однако империи пришлось уступить край чужакам из-за постоянных войн на востоке с персами и внутренних неурядиц.

На новых землях предки южных славян перемешались с автохтонным (местным) греческим населением. В горах колонизаторам пришлось столкнуться с сопротивлением влахов, а также албанцев. Также чужаки конфликтовали с греками-христианами. Переселение славян на Балканы завершилось в 620-е гг.

Соседство с христианами и регулярные контакты с ними оказали большое влияние на новых хозяев Балкан. Язычество славян в этом регионе было искоренено быстрее всего. Христианизация была как естественной, так и поощряемой Византией. Сначала греки, пытаясь понять, кто такие славяне, отправляли к ним посольства, а затем за ними последовали проповедники. Императоры регулярно отправляли к опасным соседям миссионеров, надеясь таким образом усилить свое влияние на варваров. Так, например, крещение сербов началось при Ираклии, правившем в 610-641 гг. Процесс шел постепенно. Новая религия утвердилась среди южных славян во второй половине IX столетия. Тогда крестились князья Рашки, после этого обратившие в христианскую веру своих подданных.

Интересно, что если сербы стали паствой восточной церкви в Константинополе, то их братья хорваты обратили свой взор на запад. Связано это было с тем, что в 812 году франкский император Карл Великий заключил договор с царем Византии Михаилом I Рангаве, согласно которому, часть адриатического побережья Балкан оказалась в зависимом положения от франков. Они были католиками и за время своего недолгого владычества в регионе крестили хорватов по своему западному обычаю. И хотя в IX веке христианская церковь все еще считалась единой, великий раскол 1054 года заметно отдалил друг от друга католиков и православных.

Западные славяне

Западная группа славянских племен заселила обширные территории от Эльбы до Карпат. Она положила начало польскому, чешскому и словацкому народу. Западнее всего жили бодричи, лютичи, лужичане и поморяне. В VI веке эта полабская группа славян занимала около трети территории современной Германии. Конфликты между разными по этнической принадлежности племенами были постоянными. Новые колонизаторы потеснили с берегов Балтийского моря лангобардов, варинов и ругов (говоривших на

Любопытным свидетельством присутствия славян на нынешней немецкой земле является название Берлина. Лингвисты выяснили природу происхождения этого слова. В языке полабских славян «бурлин» означало запруду. Их много на северо-востоке Германии. Вот насколько далеко проникли предки славян. Еще в 623 году эти же колонисты присоединились к князю Само в его восстании против аваров. Периодически при преемниках Карла Великого полабские славяне вступали в союз с франками в их походах на каганат.

Немецкие феодалы начали наступление на чужаков в IX веке. Постепенно славяне, жившие на берегах Эльбы, подчинились им. Сегодня от них остались лишь небольшие изолированные группки, включающие в себя по несколько тысяч человек, сохранивших собственное уникальное наречие, непохожее даже на польское. В Средние века немцы называли всех соседних западных славян вендами.

Язык и письменность

Чтобы понять, кто такие славяне, лучше всего обратиться к истории их языка. Когда-то, когда этот народ еще был единым, у него было одно наречие. Оно получило название праславянского языка. Никаких письменных памятников от него не осталось. Известно только то, что он принадлежал к обширной индоевропейской семье языков, что роднит его с множеством других языков: германских, романских и т. д. Некоторые лингвисты и историки выдвигают и дополнительные теории о его происхождении. Согласно одной из гипотез, праславянский язык на каком-то этапе своего развития был частью прабалтославянского языка, пока балтийские языки не обособились в собственную группу.

Постепенно у каждого народа появлялось собственное наречие. На основе одного из таких диалектов, на котором говорили славяне, жившие в окрестностях города Солуни, братья Кирилл и Мефодий в IX веке создали славянскую христианскую письменность. Просветители сделали это по указу византийского императора. Письменность была необходима для перевода христианских книг и проповедей среди язычников. Со временем она стала известна как кириллица. Данный алфавит сегодня является основой белорусского, болгарского, македонского, русского, сербского, украинского и черногорского языков. Остальные славяне, принявшие католичество, используют латиницу.

В XX столетии археологи стали находить множество артефактов, ставших памятниками древней кириллической письменности. Ключевым местом для этих раскопок стал Новгород. Благодаря находкам в его окрестностях, специалисты узнали много нового о том, что представляла собой древняя славянская письменность и культура.

К примеру, древнейшим восточнославянским текстом на кириллице считается так называемая Гнездовская надпись, сделанная на кувшине из глины в середине X века. Артефакт был найден в 1949 году археологом Даниилом Авдусиным. За тысячу километров оттуда еще в 1912-м в древней киевской церкви обнаружили свинцовую печать с кириллической надписью. Археологи, расшифровавшие ее, решили, что она означает имя князя Святослава, правившего в 945-972 гг. Интересно, что тогда на Руси главной религией оставалось язычество, хотя христианство и та же кириллица уже были в Болгарии. в таких древних надписях помогают точнее идентифицировать артефакт.

Вопрос о том, была ли у славян своя письменность до принятия христианства, остается открытым. Отрывочные упоминания о ней встречаются у некоторых авторов той эпохи, однако этих неточных свидетельств недостаточно для составления полноценной картины. Возможно, славяне для передачи информации с помощью изображений использовали резы и черты. Такие письмена могли носить ритуальный характер и использоваться при гаданиях.

Религия и культура

Дохристианское язычество славян развивалось на протяжении нескольких столетий и обрело самостоятельные уникальные черты. Эта вера состояла из одухотворения природы, анимизма, аниматизма, культа сверхъестественных сил, почитания предков и магии. Оригинальные мифологические тексты, которые помогли бы приподнять завесу тайны над славянским язычеством, до наших дней не сохранились. Историки могут судить об этой вере только по летописям, хроникам, свидетельствам иностранцев и другим второстепенным источникам.

В мифологии славян прослеживаются черты, присущие другим индоевропейским культам. Например, в пантеоне есть и войны (Перун), бог потустороннего мира и скота (Велес), божество с образом Отца-Неба (Стрибог). Все это в той или иной форме также есть в иранской, балтийской и немецкой мифологии.

Боги для славян были высшими сакральными существами. От их благодуший зависела судьба любого человека. В самые важные, ответственные и опасные минуты каждое племя обращалось к своим сверхъестественным покровителям. У славян были распространены скульптуры богов (идолы). Их делали из дерева и камня. Самый известный эпизод, связанный с идолами, упоминался в летописях в связи с Крещением Руси. Князь Владимир в знак принятия новой веры повелел выбросить идолы старых богов в Днепр. Этот поступок стал наглядной демонстрацией начала новой эпохи. Даже несмотря на христианизацию, начавшуюся в конце X столетия, язычество продолжало жить, особенно в глухих и медвежьих углах Руси. Некоторые его черты смешались с православием и сохранились в виде народных обычаев (например, календарных праздников). Интересно, что славянские имена часто появлялись как отсылки к религиозным взглядам (например, Богдан - «богом дан» и т. д.).

Для поклонения языческим духам существовали специальные святилища, которые назывались капищами. Жизнь предков славян была тесно связана с этими сакральными местами. Храмовые помещения существовали только у западных племен (поляков, чехов), в то время как у их восточных собратьев таких построек не было. Древнерусские святилища представляли собой открытые рощи. На капищах устраивали обряды поклонения богам.

Помимо идолов, у славян, как и у балтийских племен, были священные камни-валуны. Возможно, этот обычай был перенят у финно-угров. Культ предков был связан со славянским погребальным обрядом. Во время похорон устраивались ритуальные пляски и песнопения (тризна). Тело покойника не предавали земле, а сжигали на костре. Прах и оставшиеся кости собирали в специальный сосуд, который оставляли у столба на дороге.

История древних славян была бы совершенно другой, если бы все племена так и не приняли бы христианство. И православие, и католичество включило их в единую европейскую средневековую цивилизацию.

Место предков славян среди индоевропейцев. Часть ко 2-му тысячелетию до н. э. образовали в Центральной и Восточной Европе особый массив, состоявший из предков будущих германцев, , балтов (потомками балтов ныне являются литовцы и латыши), говоривших тогда на одном языке.

В середине 2-го тысячелетия до н. э. обособились предки германских племен, а предки балтов и славян продолжали составлять еще некоторое время общую балтославянскую группу.

Центром расселения предков славянских народов (праславян) стал бассейн реки Вислы. Отсюда они двигались на запад до реки Одер, но далее их не пустили уже занявшие часть Центральной и Северной Европы предки германских племен. Переселялись праславяне и на восток, дойдя до Днепра. Двигались они также на юг в сторону Карпатских гор, Дуная и Балканского полуострова.

В это время по-прежнему были еще близки между собой восточные славяне и балты, и только с веками они обособились окончательно и перестали понимать друг друга. Тесными были контакты с североиранскими индоевропейскими кочевыми племенами, из числа которых впоследствии выделились киммерийцы ,скифы и сарматы .

Первые нашествия. Уже в это время праславяне вступили в противоборство с кочевыми племенами. Это были киммерийцы, занявшие степные пространства Северного Причерноморья и атаковавшие расселившихся в Поднепровье предков восточных славян. Славяне на их пути насыпали высокие валы, перегораживали лесные дороги завалами и рвами, строили укрепленные городища. И все-таки силы мирных пахарей, скотоводов и конных воинов-кочевников были неравны. Под натиском опасных соседей многие праславяне покидали плодородные солнечные земли и уходили в северные леса.

С VI по IV в. до н. э. земли предков восточных славян подверглись новому нашествию. То были скифы. Они передвигались большими конными массами, жили в кибитках. Их кочевья в течение десятилетий продвигались с востока в степи Северного Причерноморья. Скифы оттеснили киммерийцев и стали опасными соседями славян и балтов. Часть их земель была захвачена скифами, и местное население вынуждено было спасаться в лесных чащах.

Скифы, как и киммерийцы, захватив пространства от Нижнего Поволжья до устья Дуная, встали неодолимой стеной между жившим в лесостепной и лесной полосе балтославянским населением и быстро развивающимися народами, обитавшими на теплых берегах Средиземного, Эгейского, Черного морей.

Греческие колонии и скифы. К тому времени, когда скифы заняли Северное Причерноморье, там уже существовали греческие колонии. Это были города-государства, которые вели активную торговлю. Из Греции сюда привозили различные ремесленные из-делия, в том числе ткани, посуду, дорогое оружие. А с берегов Черного моря греческие корабли уходили нагруженными хлебом, рыбой, воском, медом, кожами, мехами, шерстью. Заметим, что хлеб, воск, мед, меха испокон веков были как раз товаром, который поставлял на рынок славянский мир. Известно, что половина потреблявшегося в Афинах зерна шла именно из Северного Причерноморья.

Греки вывозили из своих колоний и невольников. Это были пленники, захваченные скифами во время набегов на своих северных соседей. Однако эти рабы не пользовались популярностью в Греции, так как были вольнолюбивы и строптивы. К тому же, в отличие от греков, они пили вино неразбавленным, быстро пьянели и поэтому не могли хорошо работать.

Весь этот разноязыкий, динамичный, торгующий, быстро развивающийся мир был далек от земледельцев Поднепровья, поскольку скифы прочно контролировали все пути на юг и были удачливыми посредниками в тогдашней международной торговле.

Скифы со временем создали в Северном Причерноморье мощное государство во главе с царями. Часть праславянского населения вошла в состав Скифской державы. Предки славян по-прежнему занимались земледелием и с годами передали свой опыт скифам, особенно тем, кто жил поблизости. Так некоторые скифские племена перешли на оседлый образ жизни. И таких скифов и праславян греки называли скифами-пахарями. А позднее, уже после исчезновения скифов, греки стали называть скифами и живших здесь славян.

Предки восточных славян и новые враги. Как раз в скифское время формируется население, говорившее уже по-славянски, а не на балтославянском языке.

В ходе археологических раскопок поселений Поднепровья выяснено, что местные земледельцы стали жить в небольших избах, расположенных внутри городищ-укреплений. Большие родовые дома «трипольцев» отошли в прошлое. Семьи еще более обособились. Эти городища ставились на возвышенностях, где был хороший обзор, или среди труднопроходимых для врага заболоченных низинах. В одной такой крепости могло размещаться до 1000 изб, где жили отдельные семьи. А сама изба представляла собой дере-вянное рубленое строение без перегородок. К дому примыкали небольшие хозяйственные постройки, навес. В центре дома стоял каменный или глинобитный очаг. Нередко встречаются и большие полуземлянки с очагами. Такие жилища лучше выдерживали сильные морозы.

Начиная со II в. до н. э. Поднепровье испытало новый натиск врагов. Из-за Дона сюда продвинулись кочевые орды сарматов.

Сарматы нанесли серию ударов по Скифской державе, захватили земли скифов и проникли в глубь северной лесостепной зоны. Археологи выявили здесь следы военного разгрома ряда поселений и городищ-крепостей. Прахом шли вековые достижения. Восточным славянам после сарматского разгрома во многом приходилось начинать все сначала — осваивать землю, строить поселки.

Другие народы России в глубокой древности. В те далекие времена формируются не только племена, которые впоследствии превратились в восточных славян, а в дальнейшем дали начало трем славянским народам — русскому, украинскому и белорусскому. Во второй половине 2-го тысячелетия до н. э. на просторах будущей России одновременно продолжали складываться и другие этнические сообщества. Балты заняли большие пространства к северу от славянских обществ, расселившись от берегов Балтики до междуречья Оки и Волги.

Поблизости от балтов и славян издревле жили и угрофинские народы, которые в то время были властителями обширных территорий северо-восточной части Европы — вплоть до Уральских гор и Зауралья. В непроходимых лесах, вдоль берегов Оки, Волги, Камы, Белой, Чусовой и других местных рек и озер обитали предки нынешних мари, мордвы, коми, зырян и других угрофинских народов. Северные жители в основном были охотниками и рыболо-вами. Их жизнь в отличие от южан менялась медленно.

В районах Северного Кавказа с древних времен обитали известные по сведениям греческих авторов предки адыгов, осетин (аланов) и других горских народов.

Адыги (греки их называли меотами) стали основной частью населения Боспорского царства, возникшего на Таманском полуострове и в предгорьях Кавказских гор. Его центром стал греческий город Пантикапей, а в его составе были многонациональные жители этих мест: греки , скифы , адыги , также относившиеся к индоевропейской группе народов.

В I в. н. э. в городах Боспорского царства появляются и еврейские общины. С тех пор евреи — купцы, ремесленники, ростовщики — жили на будущих южнорусских территориях. Придя сюда с Ближнего Востока в поисках лучшей доли, они стали говорить на греческом языке, восприняли многие здешние порядки и обычаи. В дальнейшем часть еврейского населения перейдет и в возникшие здесь , дав начало постоян-ному присутствию в них евреев.

В кавказских предгорьях примерно в это же время становится известным еще один мощный племенной союз — аланы, предки нынешних осетин. Аланы были родственны сарматам. Уже в I в. до н. э. аланы нападали на Армению и другие государства, проявили себя неутомимыми и храбрыми воинами. Их главным занятием было скотоводство, а основным средством передвижения — лошадь.

В Южной Сибири складывались различные тюркоязычные племена. Одно из них стало известным благодаря древним китайским хроникам. Это народ хунну, который в III — II вв. до н. э. завоевал многие окрестные народы, в частности жителей Горного Алтая. Через несколько веков усилившиеся хунну, или гунны, начали наступление в Европу.

Великое переселение народов

Великое переселение народов и Восточная Европа. С конца IV в. н. э. начались многочисленные передвижения племен, вошедшие в историю под названием Великого переселения народов.

К этому времени многие народы Евразии научились изготовлять железное оружие, сели на коней, создали боевые дружины. Племена гнало вперед желание обрести добычу и новые богатые, уже освоенные земли Римской империи.

Первыми на территории Восточной Европы сдвинулись с мест германские племена готов. Ранее они жили в Скандинавии, позднее расселились в Южной Прибалтике, но оттуда их потеснили славяне. Через земли балтов и славян готы пришли в Северное Причерноморье и прожили там два столетия. Отсюда они атаковали римские владения, воевали с сарматами. Во главе готов стоял вождь Германарих, который, согласно некоторым сведениям, прожил 100 лет.

В 70-х гг. IV в. с востока на готов надвинулись племена гуннов. Спасаясь, часть готов переселилась в пределы Римской империи. Гунны были тюркским народом, и вместе с их появлением начинается господство тюркомонгольских племен на степных просторах Евразии. Они знали железоделательное производство, ковали мечи, стрелы, кинжалы; во время стоянок гунны жили в глинобитных домах и полуземлянках, но основой их хозяйства было кочевое скотоводство. Все гунны были превосходными наездниками — и мужчины, и женщины, и дети. Главной их силой была легкая кавалерия. По данным римских историков, вид гуннов был ужасен: невысокие, заросшие волосами, плотные, с толстыми затылками, кривыми ногами, одетые в меховые малахаи и обутые в грубую обувь, сшитую из козьих шкур. Об их диких нравах и зверствах рассказывали легенды.

В своем движении гунны увлекали всех, кто попадался им на пути. Вместе с ними снимались со своих мест угрофинские племена, алтайские народы. Вся эта огромная орда вначале обрушилась на алан, отбросила часть их на Кавказ, а остальных также втянула в свое нашествие. Тяжелая, закованная в броню, вооруженная мечами и копьями аланская конница стала существенной частью армии гуннов. Разгромив готов, они огнем и мечом прошли и по южнославянским поселениям. В очередной раз, спасаясь от гибели, люди бежали под укрытие лесов, бросали плодородные черноземы. Часть славян, как и готов, вместе с гуннами также устремилась на запад.

Центром своей державы гунны сделали земли по Дунаю, располагавшие прекрасными пастбищами. Отсюда они нападали на римские владения и наводили ужас на всю Европу. С тех пор имя гуннов стало нарицательным. Оно обозначало грубых и беспощадных варваров, разрушителей цивилизации.

Своей наивысшей мощи держава гуннов достигла при их вожде Аттиле. Он был талантливый полководец, опытный дипломат, но грубый и беспощадный властитель. Судьба Аттилы еще раз показала, что сколь бы велик, могуч, страшен ни был властелин, но и он не может продлить вечно своей власти, своего величия. Попытка Аттилы завоевать всю Западную Европу закончилась в 451 г. грандиозным сражением в Северной Франции на Каталаунских полях. Римская армия, в которую входили отряды многих народов Европы, разгромила наголову столь же многонациональную армию Аттилы. Вождь гуннов вскоре умер, между гуннскими вождями начались распри. Держава гуннов распалась. Но движение народов, вспененное гуннской волной, еще продолжалось несколько столетий.

Участниками Великого переселения народов стали и славяне, которые именно тогда впервые появляются в документах под своим именем.

Славяне – крупнейшая этническая общность Европы, но что мы на самом деле о них знаем? Историки до сих пор спорят и о том, от кого они произошли, и о том, где находилась их родина, и откуда пошло самоназвание «славяне».

Происхождение славян


Существует множество гипотез о происхождении славян. Кто-то относит их к скифам и сарматам, пришедшим из Средней Азии, кто-то к ариям, германцам, другие и вовсе отождествляют с кельтами. Все гипотезы происхождения славян можно поделить на две основные категории, прямо противоположные друг другу. Одна из них – хорошо известная «норманнская», была выдвинутая в XVIII веке немецкими учеными Байером, Миллером и Шлецером, хотя впервые подобные идеи появились еще в период царствования Ивана Грозного.

Суть заключалась в следующем: славяне – индоевропейский народ, входивший некогда в «германо-славянскую» общность, но отколовшийся от германцев в ходе Великого переселения народов. Оказавшиеся на периферии Европы и отрезанные от преемственности римской цивилизации, они весьма отстали в развитии, настолько, что не смогли создать собственного государства и пригласили варягов, то есть викингов, править ими.

В основе этой теории лежит историографическая традиция «Повести временных лет» и знаменитая фраза: «Велика земля наша, богата, но наряду в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Такая категорическая трактовка, в основу которой вкладывалась очевидная идеологическая подоплека, не могла не вызвать критики. Сегодня археология подтверждает наличие прочных межкультурных связей между скандинавами и славянами, но едва ли говорит о том, что первые сыграли решающую роль в становлении древнерусского государства. Но споры о «норманнском» происхождении славян и Киевской Руси не утихают, и по сей день.

Вторая теория этногенеза славян, напротив, носит патриотический характер. И, кстати, она намного старше норманнской – одним из ее основоположником был хорватский историк Мавро Орбини, написавший в конце XVI-начале XVII века работу под названием «Славянское царство». Точка зрения у него была весьма неординарная: к славянам он отнес вандалов, бургундов, готов, остготов, вестготов, гепидов, гетов, аланов, верлов, аваров, даков, шведов, норманнов, финнов, укров, маркоманов, квадов, фракийцев и иллирийцев и многих других: «Все они были одного и того же славянского племени, как это будет видно в дальнейшем».

Их исход из исторической родины Орбини датирует 1460 годом до нашей эры. Где только они после этого не успели побывать: «Славяне воевали почти со всеми племенами мира, нападали на Персию, правили Азией и Африкой, сражались с египтянами и Александром Великим, покорили Грецию Македонию и Иллирию, заняли Моравию, Чехию, Польшу и побережья Балтийского моря».

Ему вторили многие придворные книжники, которые создали теорию происхождения славян от древних римлян, а Рюрика от императора Октавиана Августа. В XVIII веке русский историк Татищев опубликовал так называемую «Иоакимовскую летопись», которая, в противовес «Повести временных лет», отождествляла славян с древними греками.

Обе эти теории (хоть в каждой из них есть отголоски правды), представляют собой две крайности, которым свойственна вольная трактовка исторических фактов и сведений археологии. Их критиковали такие «великаны» отечественной истории, как Б. Греков, Б. Рыбаков, В. Янин, А. Арциховский, утверждая, что историк должен в своих исследованиях упираться не на свои предпочтения, а на факты. Впрочем, историческая фактура «этногенеза славян», и по сей день, настолько неполна, что оставляет множество вариантов для спекуляций, без возможности окончательно ответить на главный вопрос: «кто же все-таки эти славяне?»

Возраст народа


Следующая наболевшая проблема историков – возраст славянского этноса. Когда же славяне все-таки выделились как единый народ из общеевропейской этнической «катавасии»? Первая попытка ответить на этот вопрос принадлежит автору «Повести временных лет» - монаху Нестору. Взяв за основу библейское предание, он начал историю славян с вавилонского столпотворения, разделившего человечество на 72 народа: «От сихъ же 70 и 2 языку бысть языкъ словенескъ…». Упомянутый выше Мавро Орбини щедро даровал славянским племенам пару-тройку лишних тысячелетий истории, датировав их исход из исторической родины 1496 годом: «В указанное время вышли из Скандинавии готы, и славяне…поскольку славяне и готы были одного племени. Итак, подчинив своей власти Сарматию, славянское племя разделилось на несколько колен и получило разные наименования: венеды, славяне, анты, верлы, аланы, массаеты….вандалы, готы, авары, росколаны, русские или московиты, поляке, чехи, силезцы, болгаре…Короче говоря, славянский язык слышен от Каспийского моря до Саксонии, от Адриатического моря до Германского, и во всех этих пределах лежит славянское племя».

Разумеется, подобных «сведений» историкам было недостаточно. Для изучения «возраста» славян была привлечена археология, генетика и лингвистика. В итоге, удалось добиться скромных, но все же результатов. Согласно принятой версии, славяне принадлежали к индоевропейской общности, которая, скорее всего, вышла из днепро-донецкой археологической культуры, в междуречье Днепра и Дона, семь тысяч лет назад во время каменного века. Впоследствии влияние этой культуры распространилось на территорию от Вислы до Урала, хотя точно локализовать ее пока никому не удалось. Вообще, говоря об индоевропейской общности, имеется ввиду не единые этнос или цивилизация, а влияние культур и лингвистическая схожесть. Около четырех тысяч лет до нашей эры она распалась на условные три группы: кельты и романцы на Западе, индо-иранцы на Востоке, а где-то посередине, в Центральной и Восточной Европе, выделилась еще одна языковая группа, из которой потом вышли германцы, балты и славяне. Из них, примерно в I тысячелетии до нашей эры начинает выделяться славянский язык.

Но сведений одной лингвистики мало – для определения единства этноса должна быть непрерывная преемственность археологических культур. Нижним звеном в археологической цепочке славян принято считать так называемую «культуру подклошовых погребений», получившую название от обычая накрывать кремированные останки крупным сосудом, по-польски «клеш», то есть, «верх дном». Она существовала в V-II веках до нашей эры между Вислой и Днепром. В каком-то смысле, можно сказать, что ее носители были самыми ранними славянами. Именно с нее удается выявить преемственность культурных элементов вплоть до славянских древностей раннего средневековья.

Праславянская родина


Где же все-таки появился на свет славянский этнос, и какую территорию можно назвать «исконно славянской»? Показания историков варьируются. Орбини, ссылаясь на ряд авторов, утверждает, что славяне вышли из Скандинавии: «Почти все авторы, блаженное перо которых донесло до потомков историю славянского племени, утверждают и заключают, что славяне вышли из Скандинавии…Потомки Иафета сына Ноя (к коим автор относит славян) двинулись в Европу на север, проникнув в страну называемую ныне Скандинавией. Там они неисчислимо размножились как указывает Святой Августин в своем «Граде Божьем», где пишет, что сыновья и потомки Иафета имели двести отчизн и занимали земли, расположенные к северу от горы Тавр в Киликии, по Северному океану, половину Азии, и по всей Европе вплоть до Британского океана».

Нестор называл древнейшую территорию славян – земли по нижнему течению Днепра и Паннонии. Поводом же для расселения славян с Дуная было нападение на них волохов. «По мнозехъ же времянех сели суть словени по Дунаеви, где есть ныне Угорьска земля и Болгарьска». Отсюда и дунайско-балканская гипотеза происхождения славян.

Были свои сторонники и у европейской родины славян. Так, крупный чешский историк Павел Шафарик считал, что прародину славян нужно искать на территории Европы по соседству с родственными им племенами кельтов, германцев, балтов и фракийцев. Он полагал, что в древние времена славяне занимали обширные территории Средней и Восточной Европы, откуда были вынуждены уйти за Карпаты под натиском кельтской экспансии.

Существовала даже версия о двух прародинах славян, согласно которой первой прародиной было место, где сложился праславянский язык (между нижним течением Немана и Западной Двины) и там, где сформировался сам славянский народ (по мнению авторов гипотезы, это произошло начиная со II века до нашей эры) – бассейн реки Вислы. Оттуда уже вышли западные и восточные славяне. Первые заселили район реки Эльбы, потом Балканы и Дунай, а вторые – берега Днепра и Днестра.

Висло-днепровская гипотеза о прародине славян, хоть и остается гипотезой, все-же наиболее популярная среди историков. Ее условно подтверждают местные топонимы, а также лексика. Если верить «словам», то есть, лексическому материалу, прародина славян находилась в стороне от моря, в лесной равнинной зоне с болотами и озерами, а также в пределах рек, впадающих в Балтийское море, судя по общеславянским названиям рыб – лосося и угря. Кстати, области уже известной нам культуры подклошовых погребений полностью соответствуют этим географическим признакам.

«Славяне»

Само слово «славяне» представляет собой загадку. Оно прочно входит в обиход уже в VI веке нашей эры, по крайней мере, у византийских историков этого времени нередки упоминания о славянах – не всегда дружелюбных соседях Византии. У самих славян этот термин уже вовсю используется как самоназвание в Средневековье, по крайней мере, если судить по летописям, в том числе и по «Повести временных лет».

Тем не менее, его происхождение до сих пор неизвестно. Наиболее популярной является версия, что происходит оно от слов «слово» или «слава», восходящих к одному индоевропейскому корню ḱleu̯- «слышать». Об этом, кстати, писал и Мавро Орбини, правда в свойственной ему «аранжировке»: «во время своего жительства в Сарматии взяли они (славяне) себе имя «славяне», что означает «славные».

Среди лингвистов бытует версия, что своим самоназванием славяне обязаны названиям ландшафта. Предположительно, в основе был топоним «Словутич» - другое название Днепра, содержащее в себе корень со значением «омывать», «очищать».

Много шума в свое время вызвала версия о наличие связи между самоназванием «славян» и среднегреческим словом «раб» (σκλάβος). Она была весьма популярна среди западных ученых XVIII-XIX веков. В основе ее идея, что славяне, как один из самых многочисленных народов Европы, составляли значительный процент пленников и нередко становились объектом работорговли. Сегодня эта гипотеза признается ошибочной, так как вероятнее всего в основе «σκλάβος» стоял греческий глагол со значением «добывать военные трофеи» - «σκυλάο».

 


Читайте:



Курсовая работа нормативно-техническая документация на фирменное блюдо салат "цезарь с форелью"

Курсовая работа нормативно-техническая документация на фирменное блюдо салат

Регистрация на сайте Перед началом работы с FOODCOST пользователи должны зарегистрироваться. Ссылка на форму регистрации В открывшемся окне...

200 грамм овсяных хлопьев

200 грамм овсяных хлопьев

Домохозяйки часто сталкиваются с проблемой измерения ингредиентов. Между тем, процесс очень важен для приготовления вкусных блюд для гостей и...

Муж женится на другой во сне

Муж женится на другой во сне

Когда случается жениться во сне, наутро важно вспомнить сюжетные подробности своего сновидения. Дело в том, что сонник предлагает множество...

Не хочет жениться во сне

Не хочет жениться во сне

В статье на тему: "сонник жениться во сне мужчине" - представлена актуальная информация по этому вопросу за 2018 год.Овен 21.03 – 20.04 Телец 21.04...

feed-image RSS