Главная - Спорт для детей и взрослых
Магия числе в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание. «Значение символики в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Числовая символика в преступлении и наказании

«Преступление и наказание»

«Преступление и наказание» - первый в ряду пяти крупных романов Ф. М. Достоевского. Писателю с необычайной художественной силой удалось обнажить в данном произведении опасность для человечества индивидуалистического сознания, стремящегося самоутвердиться слишком дорогой ценой-за счет жизни других людей. Огромная трагическая мощь романа, глубина психологического анализа, точное воспроизведение социальных условий жизни столичной бедноты, его сочувствие «униженным и оскорбленным» сделали «Преступление и наказание» одной из вершин реалистического романа XIX века.

и вдумчивому читателю и поэтому многого не договаривал, рассчитывая на духовное приобщение читателя к своему миру. Роман «Преступление и наказание» пронизан символами от заглавия до эпилога. «... Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаемо беспределен в своем значении. Он многолик, многосмыслен и всегда темен в своей глубине», - говорил Д. Мережковский.

«три» и «тридцать три» несут особую смысловую нагрузку в произведении. Еще во времена античной мифологии числа рассматривались как специальная кодовая система, служившая для передачи нравственных понятий. Именно ими символически представлена транскрипция мудрости и истины. Является несомненным тот факт, признанный всеми религиями мира, что, например, треугольник представляет собой не что иное, как взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.

Христианские знаки - символы трехзначия - Святая Троица, воскрешение Христа через три дня после смерти, сдвоенная цифра три, определяющая возраст Иисуса Христа. Как мы видим, с этим числом писатель связывает божественное, идеальное начало сущности мироздания. Раскольников до убийства провел три ужасных дня, трижды посетил старуху-процентщицу, на шее у нее были медный образок и два православных крестика..

Марфа Петровна оставила Лупе три тысячи рублей, Соня вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек, и он, как и раньше Катерина Ивановна, которой Соня «тридцать целковых молча выложила», не мог в эту позорную для него минуту не ощущать себя Иудой.

экземпляр Евангелия. Это Евангелие Достоевский хранил до конца своей жизни. Отдельные пометки в нем свидетельствуют о том, что он особо выделял евангельские числа.

Число три в христианской религии трактовалось по-разному. Мы уже говорили о его божественной. сути. Близко соотносится с этим основным значением и другая его семантика. В частности, употребление этого числа для обозначения грядущей беды, своеобразного предупреждения (три раза оставлял заклад Раскольников у старухи), проекция образа Троицы как символа надежды и, наконец, значение неотвратимою наказания, искупления вины (тридцать серебренников).

Также непосредственно с евангельским текстом связано неоднократное указание в романе на число одиннадцать. «Был час одиннадцатый, когда он вышел на улицу», - отмечает Достоевский время ухода Раскольникова от умершего Мармеладова. Писатель хорошо помнил евангельскую притчу о том, что «царство небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой». Притча гласит о том, что выходит он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец, вышел в одиннадцатом. А вечером, при расплате, управляющий по распоряжению хозяина заплатил всем поровну, начав с пришедших в одиннадцатом часу. И последние стали первыми во исполнение какой-то высшей справедливости.

из последнего, пришедшего в одиннадцатом часу, первым.

«семь» является наиболее устойчивым, часто повторяющимся и, видимо, особо символическим числом в «Преступлении и наказании». Сам роман представляет собой 7 частей (6 частей и эпилог), первые две части состоят из 7 глав каждая, роковое для Раскольникова время - семь часов вечера. «... Он вдруг внезапно и совершенно неожиданно узнал, что завтра, ровно в семь часов вечера...»; «Только он достал свой заклад, как вдруг где-то на дворе раздался чей-то крик: «Седьмой час давно!» Согласно учению пифагорейцев, число «семь» является символом святости, здоровья и разума. Теологи называют эту цифру «истинно святым числом», так как оно представляет собой соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство, и числа «четыре», числа мирового порядка. Так, число 7 является символом «союза» Бога с человеком, общения между Творцом и его творением.

Приведя многочисленные примеры «поразительно устойчивого образа» четырехэтажных домов и четвертого этажа в «Преступлении и наказании», В. Н. Топоров делает вывод: «Эта четырехчленная вертикальная структура семантически приурочена к мотивам грусти, ужаса, насилия, нищеты и, тем самым, противопоставлена четырехчленной горизонтальной структуре (на все четыре стороны), связываемой с идеей простора, доброй воли, спасения. И у Достоевского число введено в мир и определяет не только размеры, но и высшую его суть. Для приближения к ней, проникновения в нее необходима полнота жизни».

Думаю, сложно не согласиться с тем, что творческий дар Достоевского настолько велик и своеобразен, что полностью охватить все нюансы и подробности его произведений просто невозможно. Его произведения насыщены глубинными проблемами, стоящими перед человечеством не первое столетие. Но для Достоевского всегда на первом месте стоял вопрос познания великой тайны - тайны души человека. Я считаю, что «Преступление и наказание» - это очередная попытка писателя приоткрыть завесу, закрывающую от нас эту тайну.

Сызранов Игорь

Актуальность темы.

К творчеству Ф. Достоевского по-разному относились и относятся как читатели, так и критики. Многие считают писателя самым «трудным» классиком. Но роман «Преступление и наказание» интересно не только тем, что в них нашли отражение сложнейшие проблемы России второй половины ХIХ века, но и тем, что писатель поставил и пытался решить такие глобальные вечные проблемы, как жизнь и бессмертие, добро и зло, вера и безверие.

ü через символику показать всю сложность и глубину романа,

ü выявить роль деталей и символов в идейно-тематическом осмыслении романа,

ü показать роль библейских мотивов через символику в романе “Преступление и наказание”.

ü исследование и выявление значения цифровых символов с точки зрения философского восприятия романа;

ü классификация цифровых символов на основе анализа текста романа и библейского восприятия символов;

ü соотношение цифровой ассоциации и застрочного пространства изображаемого в романе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Научно-исследовательская работа ученика 11а класса ГБОУ СОШ №362 Московского района г.Санкт-Петербурга

Сызранова Игоря

Научный руководитель:

Сызранова Наталия Владимировна

Тема работы

«Значение символики в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Смирись, гордый человек!

Ф.М.Достоевский

Актуальность темы.

К творчеству Ф. Достоевского по-разному относились и относятся как читатели, так и критики. Многие считают писателя самым «трудным» классиком. Но роман «Преступление и наказание» интересно не только тем, что в них нашли отражение сложнейшие проблемы России второй половины ХIХ века, но и тем, что писатель поставил и пытался решить такие глобальные вечные проблемы, как жизнь и бессмертие, добро и зло, вера и безверие.

Цели:

  • через символику показать всю сложность и глубину романа,
  • выявить роль деталей и символов в идейно-тематическом осмыслении романа,
  • показать роль библейских мотивов через символику в романе “Преступление и наказание”.

Задачи:

  • исследование и выявление значения цифровых символов с точки зрения философского восприятия романа;
  • классификация цифровых символов на основе анализа текста романа и библейского восприятия символов;
  • соотношение цифровой ассоциации и застрочного пространства изображаемого в романе.

Введение.

Л. Толстой отмечал, что писатель придает огромное значение – «бесконечно малым моментам текста». Действительно, художественный текст романа говорит языком детали. Правильно и точно найденная деталь приковывает к себе внимание читателя, является способом проникновения в застрочное пространство текста, нередко становясь ключевым символом, помогающим понять сокровенные мысли писателя.

В литературе символом становится художественная деталь, когда, сохраняя прямое значение, она порождает ряд ассоциаций, то есть становится знаком, несущим иносказательный смысл. Образы-символы являются теми ключевыми вершинными точками, вокруг которых концентрируется действие романа “Преступление и наказание”. Поэтика романа подчинена главной и единственной задаче – воскресению Раскольникова, избавлению “сверхчеловека” от преступной теории приобщению его к миру людей.

Основные образы-символы произведения, которые сразу возникают в памяти чаще всего называют следующие: фамилия главного героя, архитектура Петербурга, желтый цвет, лестница, топор, слово «вдруг», которое повторяется в романе 760 раз. Возникает и числовая символика. Что не случайно. Достоевскому была известна теория пифагорейцев, которая была положена в основу числовой символики романа. Это теория о влиянии чисел на жизнь человека. Известна такая легенда: Пифагор утверждал, что он сын бога Гермеса и земной женщины. Однажды отец сказал Пифагору, что он может просить всё, что захочет, кроме бессмертия. Пифагор просил сохранить ему память обо всех жизнях, которые ему предстоит прожить. Пифагор известен как талантливый стратег, экономист, математик. В Греции он организовал школу для юношей, но с каждого взял клятву, что тот будет молчать о знаниях, полученных в школе. Один из учеников нарушил клятву, и мир узнал о теории пифагорейцев, которая утверждает, что число играет в жизни человека решающее значение.

Основная часть.

Число 30 – предательство Иуды.

Обратимся к тексту.

«В девять часов вечера выложила Соня тридцать целковых перед Катериной Ивановной и этим самым принесла себя в жертву ради спасения голодных детей.»

«Последние тридцать копеек вынесла Соня Мармеладову на похмелье, и он не мог в эту позорную для него минуту не ощущать себя Иудой».

«Марфа Петровна выкупила Свидригайлова из долговой ямы за тридцать тысяч, и он предал ее».

Число 30 связано с притчей, в которой Иуда предал Христа за 30 серебряных монет. И все упоминания в тексте связаны с предательством.

Символика числа 7.

Число 7 является также наиболее устойчивым и часто повторяющимся в романе. Роман имеет 7 частей. Теологи называют число 7 истинно святым числом, так как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство (Святая троица) и числа 4 – числа мирового порядка. Следовательно, число 7 является символом “союза” Бога и человека.

В тексте находим

  • Роковое время для Раскольникова - 7 часов вечера.
  • Цифра 7 буквально преследует Раскольникова. Число 7 – союз Бога и человека.
  • «…он узнал, что завтра, ровно в 7 часов вечера, Лизавете, старухиной сестры, не будет дома…»
  • Свидригайлов прожил с Марфой Петровной всего 7 лет, но для него они были как 7 лет каторги.
  • Сон Раскольникова, когда он представляет себя 7-летним мальчиком.
  • «Им оставалось еще 7 лет. Семь лет, только семь лет! В начале своего счастья они оба были готовы были смотреть на эти 7 лет как на 7 дней».

Достоевский посылает Раскольникова на убийство именно в 7 часов,

так как тот хочет разорвать этот союз.

В эпилоге вновь появляется вновь число для того, чтобы восстановить этот союз, чтобы снова стать человеком, герой должен снова пройти через это истинно святое число. Число 7 конце романа уже не как символ гибели, а спасительное число.

Символика числа 4.

Отмечаем в тексте:

  • Квартира жертвы находится на четвертом этаже.
  • Раскольников прячет деньги старухи во дворе, где строится четырехэтажный дом.
  • Комната Мармеладова находится на четвертом этаже.
  • Полицейская комната находится на четвертом этаже.
  • Чтение притчи про Лазаря происходит через 4 дня после преступления, то есть через четыре дня после нравственной смерти Раскольникова.
  • Слова Сони: “Стань на перекрёстке, поклонись всему свету на все четыре стороны”.

В миропорядке число 4 имеет основополагающее значение: четыре времени года, четыре Евангелия, четыре стороны света, четыре этапа жизни человека.

Чтение про Лазаря происходит через четыре дня после преступления Раскольникова, т.е. через четыре дня после его нравственной смерти. Причем это действие расположено в 4 части, главе 4. Связь между Раскольниковым и Лазарем не прерывается на протяжении всего романа. Не случайно же, он просит Соню перечитать именно эту притчу.

Комната Раскольникова уподобляется гробу неоднократно. Под камнем он схоронил награбленное. Слова Христа “отнимите камень” означают: раскайтесь, сознайтесь в своём преступлении.

Сопоставление с Лазарем разработано в романе глубоко и последовательно.

Если выписать из “Преступления и наказания” все места, где Раскольников так или иначе уподобляется мёртвому , то в каждой цитате окажется какой-либо один признак покойника, все вместе они составят полное его описание. Писатель вначале описал мертвеца в одном предложении, которое затем разбил и разбросал останки по всей книге.

Число 11- число высшей справедливости.

Читаем в романе:

  • «В 11 часов вечера зашли Раскольников с Мармеладовым домой к Катерине Ивановне».
  • «Я поздно… 11 часов есть?» - время прихода Раскольникова к Соне.
  • «… на другое утро, в ровно в 11 часов, Раскольников вошел в отделение пристава следственных дел к Порфирию Петровичу».

Неоднократное указание в романе на число 11 связано непосредственно с евангельским текстом. Достоевский хорошо помнил евангельскую притчу о виноградаре и работниках, который выходил нанимать работников на виноградник в 3-м часу, в 6-м, в 9-м и, наконец, в 11-м. А вечером заплатил всем поровну, начав с тех, кто пришёл в 11.

Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что ещё не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться, стать из последнего пришедшего в одиннадцатом часу первым. Ответы на эти вопросы Достоевский пытался найти, обращаясь к Новому Завету, повествующему о судьбе Иисуса Христа.

При чтении текста романа читатель замечает, что Раскольников так часто пересекает мост. На мосту, словно на границе жизни и смерти, Раскольников то погибает, то оживает.

Мост – это своего рода Лета: в мифологии река мёртвых.

Множество раз Раскольников пересекает Неву – как своего рода Лету – и всякий раз Достоевский с особой тщательностью отмечает его переход.

Мысль об очистительной силе страдания чётко сформулированы Достоевским в эпилоге. Сон Раскольникова перекликается притчей Евангелия о конце света.

Можно провести еще одну параллель с библейским мотивом. Известны семь смертных грехов, нарушение которых ведут к гибели души. Вспомните «Божественную комедию» Данте, все круги, через которые проходит герой вместе со своим проводником - Вергилием. Это гордыня, зависть, чревоугодие, блуд, гнев (злоба), алчность (жадность), уныние (лень).

Достоевский показывает насколько глубоко падение Раскольникова, но даже он способен на возрождение души, надо только прийти к духовной вере, к Богу через любовь.

Все символы романа, так или иначе, соотносятся с именем Иисуса Христа, учение которого изложено в Евангелии его учениками – апостолами Матфеем, Лукой, Иоанном, Марком. Сам Ф.М.Достоевский испытал влияние Евангелия не только как религиозно-этической книги, но и как художественного произведения. В 1850 году в Тобольске перед отправкой на каторгу жёны декабристов подарили Достоевскому экземпляр Евангелия. Это была единственная книга, позволенная в остроге. Достоевский вспоминает: “Они благословили нас в новый путь и перекрестили. Четыре года эта книга пролежала под моей подушкой на каторге”. Кстати, описание именно этой книги встречается в сцене встречи Сони и Раскольникова. («На комоде лежала какая-то книга. Он каждый раз, проходя взад и вперед, замечал ее; теперь же взял и посмотрел. Это был Новый Завет в русском переводе. Книга была старая, подержанная, в кожаном переплете».) После каторги Достоевский убеждает себя в том, что Христос – воплощение чистоты и правды, идеал мученика, принявшего на себя спасение человечества.

Выводы

Таким образом, через числовую символику раскрывается роль библейских мотивов в психологическом романе. Писатель указывает на страшную опасность для человечества индивидуализма, который может привести к забвению всех нравственных норм. Для нас открывается пророческий смысл формулы Достоевского: “Смирись, гордый человек!” Спасти людей от моральной гибели может только вера: вера в Бога, в себя, в нравственные устои.

Достоевского можно по праву назвать художником-пророком. Он предвидел трагическую ситуацию, в которой окажется человечество и современный мир. Писателя страшит всё: власть денег, падение нравственности, обилие преступлений. Насилие в любой форме может привести к катастрофе, к уничтожению жизни на Земле.

Список литературы.

  1. Л.В.Карасёв О символах Достоевского. Вопросы философии 1994 №10
  2. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976
  3. Топорков Л.В. Солнце // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М.: Международн. отношения, 2002.
  4. Белый А.Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994.
  5. http://www.noisette-software.com/

Работу выполнили ученики 10 А класса: Салахова Вита, Таранов Алексей, Панюкова Наталья Число «7» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Москва, 2014 год

Символика числа 7 Согласно учению пифагорийцев, число 7 является символом святости, здоровья и разума, Число 7 называют «истинно святым числом», так как число 7-это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство, и числа 4, числа, которое относят к числам мирового порядка. Напрашивается вывод, что число 7 является символом «союза» Бога с че­ловеком, символом общения между Богом и его творением. 7 считается счастливым числом и олицетворением гармонии.

Ассоциации с числом 7 Радуга – 7 цветов 7 основных нот в музыке музыкальный интервал, состоящий из 7 ступеней - септима 7 чудес света 7 смертных грехов 7 дней недели

Число 7 в романе Сам роман состоит из 6 частей и эпилога. Первая и вторая части романа состоят из 7 глав. 7 часов веера- роковое время для Раскольникова, так как на это время он назначает убийство старухи-процентщицы. 7 лет каторги- такой срок определен в качестве наказания герою романа. 7 лет прожил Свидригайлов со своей женой, Марфой Петровной. 7 детей у портного Капернаумова. Раскольников в 7 лет- видит сон, в котором представляет себя семилетним мальчиком. 730 шагов до дома старухи-процентщицы.

Часть I «Идти ему было немного; он даже знал, сколько шагов от ворот его дома: ровно семьсот тридцать.» (глава 1) « В это время вошла с улицы целая партия пьяниц, уже и без того пьяных, и раздались у входа звуки нанятой шарманки и детский, надтреснутый семилетний голосок, певший "Хуторок ".» (глава 2) « А тут поднялся проливной дождь, и Дуня, оскорбленная и опозоренная, должна была проехать с мужиком целых семнадцать верст в некрытой телеге.» (глава 3) «… и мой кредит вдруг увеличился, и я наверно знаю, что Афанасий Иванович поверит мне теперь, в счет пенсиона, даже до семидесяти пяти рублей…» (глава 3) « "Двадцать городовому, три Настасье за письмо, -- значит, Мармеладовым дал вчера копеек сорок семь али пятьдесят", -- подумал он, для чего-то рассчитывая, но скоро забыл даже, для чего и деньги вытащил из кармана.» (глава 5) «Он лет семи и гуляет в праздничный день, под вечер, с своим отцом за городом.» (глава 5)

« Приходите-тко завтра, часу в семом-с. И те прибудут.» (глава 5) « Он узнал, он вдруг, внезапно и совершенно неожиданно узнал, что завтра, ровно в семь часов вечера, Лизаветы, старухиной сестры и единственной ее сожительницы, дома не будет и что, стало быть, старуха, ровно в семь часов вечера, останется дома одна.» (глава 5) « Дает вчетверо меньше, чем стоит вещь, а процентов по пяти и даже по семи берет в месяц и т. д. » (глава 6) « -- Семой час давно!» (глава 6)

Часть II «Было ему лет двадцать семь.» (глава 4) « Иным было лет за сорок, но были и лет по семнадцати, почти все с глазами подбитыми.» (глава 6) « Дом Починкова, нумер сорок семь, в квартире чиновника Бабушкина...» (глава 6)

Часть III «Говорил он с необыкновенным участием, но сдержанно и как-то усиленно серьезно, совершенно как двадцатисемилетний доктор на важной консультации…» (глава 1) « Заперлась, на мой бонжур сквозь двери не ответила, а сама в семь часов поднялась, самовар ей через коридор из кухни проносили... » (глава 2) « Поднялись они часов с семи или даже раньше.»(глава 2) « Во многих случаях даже слишком был снисходителен к ее характеру, целые семь лет...» (глава 3)

Часть IV «Хлыст я употребил, во все наши семь лет, всего только два раза…» (глава 1) « (Всего-то я семьдесят тысяч был должен)» (глава 1) « Семь лет из деревни не выезжал.» (глава 1) « А часы эти я, действительно, все семь лет, каждую неделю сам заводил, а забуду -- так всегда, бывало, напомнит.» (глава 1) « Там семилетний развратен и вор.»(глава 4)

Часть V «Вон Варенц семь лет с мужем прожила, двух детей бросила, разом отрезала мужу в письме…» (глава 1) « Зайдите ко мне сюда часов этак в семь.» (глава 1)

Часть VI «Я семь лет прожил в деревне у Марфы Петровны, а потому, набросившись теперь на умного человека, как вы…» (глава 3) « В первый же день по приезде пошел я по разным этим клоакам, ну, после семи-то лет так и набросился.» (глава 4) « Я, Родя, дней шесть-семь назад убивалась, смотря на твое платье, как ты живешь, что ешь и в чем ходишь.» (глава 7)

Эпилог «(в кошельке оказалось триста семнадцать рублей серебром и три двугривенных; от долгого лежанья под камнем некоторые верхние, самые крупные, бумажки чрезвычайно попортились)» (глава 1) « Им оставалось еще семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастия!» (глава 2) « Семь лет, только семь лет! В начале своего счастия, в иные мгновения, они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней. » (глава 2)

Спасибо за внимание!

Ф.М. Достоевский — это не просто классик русской литературы. Это гений, сумевший понять загадочный русский характер и раскрыть многие проблемы русского общества, которые актуальны и в наши дни. Его роман «Преступление и наказание» открывает череду эпохальных романов, сделавших писателя поистине мировым классиком. В нем подробно исследован человеческий индивидуализм, граничащий с абсолютным эгоизмом, который приводит к отрицанию всех ценностей жизни. Помимо точного психологического анализа отдельного человека, в произведении дается подробное описание жизни беднейших слоев общества, что делает этот роман практически энциклопедией жизни в Санкт-Петербурге того времени.

Каждый роман Ф.М.Достоевского — это неповторимый мир, который буквально захватывает читателя. В этом мире важна каждая мелочь и каждой детали придается особое значение. «Преступление и наказание» не является исключением и содержит множество символов. Особенное значение в этом романе писатель отдает числам. Издавна числовыми значениями человек пытался передать различную информацию и описать отдельные нравственные понятия. Числа «три» и «тридцать три» особенно важны для христианской культуры. Символ Бога — Святая Троица, тридцать три года — возраст Иисуса Христа, воскресение через три дня. Поэтому именно с этими числами Ф.М.Достоевский олицетворяет божественную сущность.

Что же мы видим в романе? Три дня Раскольников мучился перед убийством процентщицы, три раза он приходил к старухе, на шее у которой были два крестика и медный образок. Лупа получила три тысячи рублей от Марфы Петровны, Соня пожертвовала Мармеладову свои последние тридцать копеек на опохмел и он в этот миг почувствовал себя Иудой. Действительно, именно за эту сумму Иуда предал Христа, согласно евангельскому рассказу.

До наших дней дошел личный экземпляр Евангелия Ф.М.Достоевского. Пометки в нем говорят об особой роли евангельских чисел в мировоззрении писателя. Как упоминалось выше, число три отображает божественную сущность явлений. Еще один его смысл — предупреждение о наступающей беде (Раскольников оставлял залог у процентщицы три раза). С другой стороны — это надежда, которую несет символ Троицы и, в завершении, наказание, искупление вины.

Еще одно евангельское число — одиннадцать — так же присутствует в романе неоднократно. Именно в одиннадцать часов Раскольников ушел от умершего Мармеладова. В это же время он встречается с Соней и Порфирием Петровичем. Чтобы понять смысл этого числа в романе, необходимо обратиться к евангельской притче. Хозяин дома вышел нанимать работников в третьем часу, затем в шестом, в девятом и в одиннадцатом. В конце хозяин расплатился со всеми работниками поровну, начав с последнего, который пришел в одиннадцатом часу. В этом высшая божественная справедливость. Поэтому, писатель считает, что Раскольникову, как пришедшему последним в одиннадцатом часу, еще не поздно покаяться и стать первым.

Наиболее часто в «Преступлении и наказании» повторяется число семь, что делает его особенно значимым и символичным. Роман состоит из семи частей. В первой и второй части — по семь глав. Все роковые события в жизни Раскольникова происходят в семь часов. Число семь теологи разделяют на тройку — символ божественного начала и четверку, определяющую мировой порядок. Поэтому, число семь олицетворяет союз Бога и человека. Эта тема и в следующих романах будет одной из главных, волнующих писателя.

В заключение можно сказать, что все произведения Ф.М.Достоевского настолько глубоки по смыслу, что понять все тонкости каждого просто невозможно. Каждый роман буквально нашпигован глобальными проблемами, которые актуальны в любое время. И конечно же, главной темой для писателя всегда остается личность самого человека, его душа, которая, по искреннему убеждению классика, всегда была ближе к Богу, чем казалось на первый взгляд. Я думаю, что роман «Преступление и наказание» — гениальный путеводитель, позволяющий нам приблизиться к загадке человеческой души, понять самих себя и окружающих людей.

    • Обнищавший и опустившийся студент Родион Романович Раскольников – центральный персонаж эпохального романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса теории Раскольникова. Молодые герои находятся в критической жизненной ситуации, когда необходимо принять решение, как жить дальше. С самого начала повествования Раскольников ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. В зловещий замысел Родиона Романовича читатель […]
    • Бывший студент Родион Романович Раскольников – главный герой «Преступления и наказания», одного из самых известных романов Федора Михайловича Достоевского. Фамилия этого персонажа говорит читателю о многом: Родион Романович – человек с расколотым сознанием. Он изобретает собственную теорию деления людей на два «разряда» – на «высших» и «тварей дрожащих». Эту теорию Раскольников описывает в газетной статье «О преступлении». Согласно статье, «высшие» наделяются правом переступить через нравственные законы и во имя […]
    • Соня Мармеладова – героиня романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Бедность и крайне безнадежное семейное положение вынуждают эту молодую девушку зарабатывать на панели. Читатель впервые узнает о Соне из адресованного Раскольникову рассказа бывшего титулярного советника Мармеладова – ее отца. Алкоголик Семен Захарович Мармеладов прозябает вместе с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми – жена и дети голодают, Мармеладов пьет. Соня – его дочь от первого брака – живет на […]
    • «Красота спасет мир», – написал Ф. М. Достоевский в своем романе «Идиот». Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей творческой жизни, поэтому почти в каждом его романе есть герой, в котором и заключена хотя бы частичка этой красоты. Причем писатель имел в виду вовсе не внешнюю красоту человека, а его нравственные качества, которые и превращают его в действительно прекрасного человека, который своей добротой и человеколюбием способен внести частичку света […]
    • Роман Ф. М. Достоевского назван «Преступление и наказание». Действительно, в нем есть преступление – убийство старухи‑процентщицы, и наказание – суд и каторга. Однако для Достоевского главным был философский, нравственный суд над Раскольниковым и его бесчеловечной теорией. Признание Раскольникова не связано окончательно с развенчанием самой идеи возможности насилия во имя блага человечества. Раскаяние приходит к герою только после его общения с Соней. Но что же тогда заставляет Раскольникова пойти в полицейский […]
    • Герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – бедный студент Родион Раскольников, вынужденный сводить концы с концами и поэтому ненавидящий сильных мира сего за то, что они попирают слабых людей и унижают их достоинство. Раскольников очень чутко воспринимает чужое горе, пытается как‑то помочь беднякам, но вместе с тем понимает, что изменить что‑либо не в его силах. В его страдающем и измученном мозгу рождает теория, согласно которой все люди разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». […]
    • В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский показал трагедию личности, которая видит многие противоречия своей эпохи и, запутавшись окончательно в жизни, создает теорию, которая идет вразрез с главными человеческими законами. Идея Раскольникова о том, что есть люди – «твари дрожащие» и «право имеющие», находит в романе много опровержение. И, пожалуй, самым ярким разоблачением этой идеи является образ Сонечки Мармеладовой. Именно этой героине суждено было разделить глубину всех душевных мук […]
    • Тема «маленького человека» является одной из центральных тем в русской литературе. Ее затрагивали в своих произведениях и Пушкин («Медный всадник»), и Толстой, и Чехов. Продолжая традиции русской литературы, особенно Гоголя, Достоевский с болью и любовью пишет о «маленьком человеке», живущем в холодном и жестоком мире. Сам писатель заметил: «Все мы вышли из “Шинели” Гоголя». Тема «маленького человека», «униженных и оскорбленных» особенно сильно прозвучала в романе Достоевского «Преступление и наказание». Одну […]
    • Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда интересовали Ф. М. Достоевского. В его произведениях встречается много персонажей, наделенных поистине трепетным и чутким сердцем, людей, добрых по природе, но по тем или иным причинам оказавшихся на нравственном дне, потерявших уважение к себе как личности или опустивших свою душу в моральном плане. Некоторые из этих героев так никогда и не поднимаются на прежний уровень, а становятся настоящими […]
    • В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» находится характер героя 60‑х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху‑процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Убийство – это страшное преступление, но читатель не воспринимает Раскольникова отрицательным героем; он предстает героем трагическим. Достоевский наделил своего героя прекрасными чертами: Раскольников был «замечательного хорош собою, с […]
    • Во всемирно известном романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» образ Родиона Раскольникова является центральным. Читатель воспринимает происходящее именно с точки зрения этого персонажа – обнищавшего и опустившегося студента. Уже на первых страницах книги Родион Романович ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. Мелкие, совершенно незначительные, казалось бы, происшествия он воспринимает весьма болезненно. Например, на улице его пугает внимание к его шляпе – и Раскольников тут […]
    • Роман Достоевского «Преступление и наказание» можно читать и перечитывать несколько раз и все время находить в нем что-то новое. Читая его впервые, мы следим за развитем сюжета и задаемся вопросами о правильности теории Раскольникова, о святой Сонечке Мармеладовой и о «хитрости» Порфирия Петровича. Однако, если мы откроем роман во второй раз, появляются и другие вопросы. Например, почему именно тех, а не иных героев вводит автор в повествование, и какую роль они играют во всей этой истории. Роль эта на первый […]
    • Раскольников Лужин Возраст 23 года Около 45 лет Род занятий Бывший студент, бросил учебу из-за невозможности платить Преуспевающий юрист, надворный советник. Внешность Очень хорош собой, темно-русые волосы, темные глаза, стройный и тонкий, рост выше среднего. Одевался чрезвычайно плохо, автор указывает, что другой человек даже постыдился бы в таком выходить на улицу. Немолод, осанист и чопорен. На лице постоянно выражение брюзгливости. Темные бакенбарды, волосы завиты. Лицо свежее и […]
    • Порфирий Петрович - пристав следственных дел, дальний родственник Разумихина. Это человек умный, хитрый, проницательный, ироничный, незаурядный. Три встречи Раскольникова со следователем - своеобразный психологический поединок. У Порфирия Петровича нет улик против Раскольникова, но он убежден, что тот - преступник, и свою задачу как следователя видит либо в том, чтобы найти улики, либо в его признании. Вот как Порфирий Петрович описывает свое общение с преступником: «Видали бабочку перед свечкой? Ну, так он все […]
    • Ф. М. Достоевский был настоящим писателем‑гуманистом. Боль за человека и человечество, сострадание к попранному человеческому достоинству, желание помочь людям постоянно присутствуют на страницах его романа. Герои романов Достоевского – это люди, желающие найти выход из жизненного тупика, в котором оказались по разным причинам. Они вынуждены жить в жестоком мире, который порабощает их умы и сердца, заставляет действовать и поступать так, как людям не хотелось бы, или как бы они не поступили, находясь в других […]
    • Соня Мармеладова для Достоевского – это то же самое, что для Пушкина Татьяна Ларина. Любовь автора к своей героине мы видим повсюду. Мы видим, как он восхищается ею, боготоворит и где-то даже ограждает от несчастий, как ни странно это звучит. Соня – это символ, божественный идеал, жертва во имя спасения человечества. Она как путеводная нить, как нравственный образец, несмотря на ее занятие. Соня Мармеладова – антагонист Раскольникова. И если разделять героев на положительных и отрицательных, то Раскольников будет […]
    • В центpе pомана Ф. М. Достоевского "Пpестyпление и наказание" - хаpактеp геpоя шестидесятых годов девятнадцатого века, pазночинца, бедного стyдента Родиона Раскольникова.Раскольников совеpшает пpестyпление: yбивает стаpyхy-пpоцентщицy и ее сестpy, безобиднyю, пpостодyшнyю Лизаветy. Престуление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем трагическим. В чем же трагедия Раскольникова? Своего героя Достоевский наделил прекрасными […]
    • Тема «маленького человека» была продолжена в социально-бытовом, психологическом, философском романе-рассуждении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866). В этом романе тема «маленького человека» прозвучала намного громче. Место действия – «желтый Петербург», с его «желтыми обоями», «желчью», шумными грязными улочками, трущобами и тесными двориками. Таков мир нищеты, невыносимых страданий, мир в котором у людей рождаются больные замыслы (теория Раскольникова). Такие картины одна за другой появляются […]
    • Истоки романа восходят ко времени каторги Ф.М. Достоевского. 9 октября 1859 года он писал брату из Твери: «В декабре я начну роман... Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения...» Первоначально Достоевский задумал написать "Преступление и наказание" в […]
    • Одним из сильнейших моментов романа «Преступление и наказание» является его эпилог. Хотя, казалось бы, кульминация романа давно миновала, и события видимого «физического» плана уже произошли (задумано и содеяна страшное преступление, совершено признание, приведено в исполнение наказание), на самом деле только в эпилоге роман достигает своего подлинного, духовного пика. Ведь, как выясняется, совершив признание, Раскольников не раскаялся. «Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес […]
  • Выполнили: Владислав Емец Юлия Закирзянова Елизавета Сорокина Ученики 10 «А» класса Магия числа «три» 2014 г.

    Введение Числа с глубокой древности играют важную и многогранную роль в жизни человека. Неудивительно, что они всегда вызывали пристальное внимание к себе со стороны разума. Числам древние люди приписывали особые, сверхъестественные свойства, практически в любой религии есть свои «священные числа». Одни числа сулили счастье и успех, другие могли вызвать удар судьбы.

    Магия числа

    С колько сможем мы припомнить народных выражений, в которых используется число три? Насчет того, что в трех соснах заблудиться, а с песней хоть за три моря, – наверное, все помнят. И про то, что обещанного три года ждут – тоже. И Бог, как известно, любит троицу. Непонятно, как можно плакать в три ручья или согнуться в три погибели, или наврать с три короба, но тем не менее, эти словесные обороты существуют многие века, не теряя популярности в народной речи. А сколько фольклорных источников повествует о трех желаниях, трех попытках, трех испытаниях, трех братьях, сестрах, феях, богатырях, драконах о трех головах... Каким его только не считают: и священным, и божественным, и магическим, и счастливым.

    Религия Тройка - небесное число, символизирующее душу. Это - число удачи. В христианстве: Святая Троица: Бог Отец, Бог-сын и Святой Дух. Три неба рая. Три волхва принесли дары родившемуся Иисусу в Назарет. Иисус Христос воскрес утром на третий день. Троеручица - чудотворная икона Божией Матери. Три года общественного служения Иисуса Христа. Три креста на Голгофе. Триодь Трезвон - разновидность колокольного звона Поэтому число "3" - это священное число Христианства.

    В «Преступлении и наказании» содержится множество символов. Особенное значение в этом романе писатель отдает числам. Числа «три» и «тридцать три» особенно важны для христианской культуры. Поэтому именно с этими числами Ф.М.Достоевский олицетворяет божественную сущность. Что же мы видим в романе? Три дня Раскольников мучился перед убийством процентщицы, три раза он приходил к старухе, на шее у которой были два крестика и медный образок. Соня пожертвовала Мармеладову свои последние тридцать копеек на опохмел и он в этот миг почувствовал себя Иудой. Действительно, именно за эту сумму Иуда предал Христа, согласно евангельскому рассказу. До наших дней дошел личный экземпляр Евангелия Ф.М.Достоевского. Пометки в нем говорят об особой роли евангельских чисел в мировоззрении писателя. Как упоминалось выше, число три отображает божественную сущность явлений. Еще один его смысл - предупреждение о наступающей беде (Раскольников оставлял залог у процентщицы три раза). С другой стороны - это надежда, которую несет символ Троицы и, в завершении, наказание, искупление вины.

    Цитаты « Пришла [ Соня ] , и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила..» (часть 1, глава 2) ; « Тридцать копеек вынесла [ Соня ] , своими руками, последние, все, что было…» (часть 1 , глава 2) ; « Говорю, три часа дожидаюсь...» (Разумихин три часа дожидается, пока проснется Раскольников) (часть 2 , глава 3) ; «…потом позвонил в третий раз» (Раскольников к старухе) (часть 1, глава 6) ; « Да уж три раза приходила…» (Марфа Петровна к Свидригайлову) (часть 4, глава 1) ; «…Марфа Петровна за неделю до смерти, успела оставить тебе, Дуня, по завещанию три тысячи рублей …» (часть 4, глава 2) ; « Вот три пятипроцентные билета, всего на три тысячи.» (Свидригайлов вручает Соне) (часть 6, глава 6) ; Раскольников трижды встречается с Порфирием Петровичем; Раскольников думает, что у Сони три дороги, когда она стоит в трех шагах от стола; Марфа Петровна выкупила Свидрига й лова за тридцать тысяч.

     


    Читайте:



    Уроки медитации для начинающих Уроки медитации дада

    Уроки медитации для начинающих Уроки медитации дада

    Если меня спросят, что важнее всего для достижения долгосрочных результатов, я без раздумий отвечу – внутренний контроль. Он не позволит эмоциям...

    Жития Святых: Житие святой царицы Пульхерии

    Жития Святых: Житие святой царицы Пульхерии

    Ей было 16 лет, когда, достигши власти, она начала управлять греческой империей не с разумением жены, а с мудростью мужа, вызывая удивление всего...

    Святой апостол фома в чем помогает

    Святой апостол фома в чем помогает

    Не поверил ученик Христа Фома, когда сказали ему другие ученики, что они видели воскресшего Учителя. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и...

    Понятие пеня: расчет и уменьшение

    Понятие пеня: расчет и уменьшение

    КБК НДС - 2019 для юридических лиц необходимо указывать в декларациях по НДС и платежных поручениях на уплату этого налога. Также КБК по НДС...

    feed-image RSS