Главная - Пчеловодство
Роман герой нашего времени история души человеческой. История души человеческой (по роману М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"). Изменение в композиции романа для характеристики персонажа

« История души человеческой »

(по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Учебно-исследовательская работа

Хорошо зная и глубоко понимая историческую сущность окружающей его действительности, двадцатипятилетний Лермонтов создал образ героя своего времени, в котором обобщил большой жизненный материал, черты целого поколения живущего в эпоху николаевской реакции.

Белинский первый раскрыл типические черты Печорина – «человека с сильной волей, отважного, напрашивающегося на бури и тревоги».Великий критик объяснил причины раздвоенности Печорина и убежденно заявил, что в этом романе Лермонтов является «решителем важных современных вопросов».

Вслед за первой предварительной рецензией на роман Лермонтова Белинский во второй половине мая 1840 года сделал подробный разбор «Героя нашего времени», который раскрыл широким кругам русских читателей идейное и художественное значение романа Лермонтова в истории русской общественной жизни и в истории русской литературы. Горячо защищая Печорина от проповедников лицемерной казенной морали, Белинский видел в образе Печорина воплощение критического духа своего времени.

Одновременно с Белинским, вскоре после смерти Лермонтова, Гоголь оценил «Героя нашего времени» даже выше, чем его поэзию: «Никто еще не писал у нас такою правильною, прекрасною и благоуханною прозою. Тут видно больше углубленья в действительность жизни – готовился будущий великий живописец русского быта…»

Рекреационно-охранительная критика, напротив, порицала «безнравственность» Печорина. Она осудила его и противопоставила ему соответствующий ее идеалам образ Максим Максимыча. Однако передовая молодежь, солидаризируясь с Белинским, отлично разобралась в значении образов Печорина и Максим Максимыча, в отношении к ним Лермонтова.

Творческая история романа Лермонтова «Герой нашего времени» может быть восстановлена лишь в самых общих чертах. Сохранились настолько скудные материалы, что нет возможности детально проследить, как создавалось это самое значительное произведение нашего поэта. Роман был создан в период, когда одной из важнейших задач как в западноевропейской, так и в русской литературе была задача создать героя своего времени, передового молодого человека, рассказать об отношении этого героя к породившему его обществу. Так, от внеисторического, абстрактного героя ранних стихотворений и поэм, выражающего тревоги и порывы юного поэта, Лермонтов переходит к созданию живых, конкретных исторических образов, к созданию «типичных характеров в типичных обстоятельствах» в самом значительном своем творении, в романе «Герой нашего времени».

Психологические портреты в романе

Женские образы

Удивительно то, что Лермонтов смог так точно и полно показать в романе все разнообразие характеров и особенностей, столь непохожих друг на друга людей. Не только мужские, но и женские образы в романе очень реалистичны. Среди женских можно выделить следующие яркие образы: Вера, княжна Мери и Бэла.

Особенно поэтичен в романе образ Бэлы. Многое можно сказать о ней даже по ее внешности. Грация и подвижность Бэлы часто выказываются в танцах: «Схватила свой бубен, начала петь, плясать и прыгать…» «Как она пляшет!» - расхваливает ее Азамат. Хороша собой, высокая, стройная, Бэла была привлекательна для многих молодых людей. Но не только изысканной красотой привлекла она внимание Печорина. Гордая и волевая натура, непокорная и сильная – вот чем отличалась Бэла от всех встречавшихся Печорину девушек. Даже когда Печорин похитил ее, она не считает себя пленницей, она не покорилась ему, но полюбила его как свободная княжеская дочь: « А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его, - я княжеская дочь». Страстность, смелость и гордость сливаются в ее характере с трогательной женственностью. Горько, страстно и преданно любит Бэла Печорина. История короткой жизни и трагической гибели Бэлы, рассказанная Максим Максимычем, надолго оставляет в нас чувство печали и глубокого сожаления.

Из всех женщин, выведенных в романе, самой сложной, разнообразной и интересной натурой является Вера. Ее душевное богатство и сложность натуры отличают ее от остальных. Вера представляет собой оригинальный тип женщины, которую с полным правом можно назвать мученицей своего чувства. Нельзя, однако, сказать, что она любит слепо, рабски, бессознательно. Нет, она умеет отличить Печорина среди других светских, внешне культурных мужчин; она умеет понять и оценить его тонкую, артистическую натуру, своеобразное обаяние его сильного демонического характера, его разочарование и очарование…Образ Веры не имеет бытовой «освещенности», определенности. Внешность ее передана самыми общими чертами, в безличном «паспортном» ее описании Вернером нельзя уловить ничего отчетливо индивидуализированного, кроме разве чахоточного цвета лица, и самая характерная деталь –

черная родинка на правой щеке, ничего не определяет в личности Веры. От всего ее внешнего облика остаются лишь одна-две черты, отмеченные самим Печориным, но и они не столько показывают Веру, сколько передают психологическое впечатление: «милый голос», «глубокие и спокойные глаза»…В изображении ее внутреннего мира есть только три краски: любовь, ревность, страдание, и, собственно, две последних – только оттенки всепоглощающей первой. Ситуации, в которых она показана, - это только свидания с Печориным или безмолвное присутствие в гостиной Лиговских, когда он бывает там. Мы не знаем ничего ни о ее образе жизни, ни об отношениях с людьми(кроме Мери, к которой она ревнует), ни о ее умственном кругозоре, мы не слышим ее разговоров ни с кем, кроме Печорина. Действительно, кажется, что она существует вне среды, почти вне быта; быт – только легкая декорация для ее встреч с Печориным. Но это все – не недостаток внимания автора, не слабость Лермонтова, но строго оправданная замыслом художественная целесообразность. Вера такою и должна быть, ибо она – образ самой любви, беззаветной, самозабвенной, не знающей границ, переступившей через запреты среды, ничего не теряющей от сознания недостатков и пороков возлюбленного. Только такая любовь и может раскрыть ожесточенное и жаждущее сердце Печорина, отворачивающегося от женщин « с характером». Лермонтов почти совершенно изгоняет из облика Веры какую-либо определенность светского колорита, и это понятно: светскость и искренность чувства – начала враждебные, взаимоисключающие, а Вера – само чувство, не знающее ни противоречий, ни сопротивления. Линия отношений Печорина и Веры отведена на второй план романа, пока на очереди стоят большие, мучительные проблемы – о деятельности, о цели, об обществе. Неслышно возникает она рядом с Печориным, когда одиночество, ожесточенность, бессмыслица жизни толкают его жаждущую душу к «душе родной».Однако любовь к Вере не может заполнить целиком и подчинить себе личность Печорина. Она не приведет Печорина и к примирению с людьми и добром: Печорин не ищет в ней возрождения. Роман Печорина и Веры необходим в обрисовке образа «героя нашего времени» потому, что здесь Лермонтов позволяет видеть под обликом холодного эгоиста глубину и силу чувств Печорина.

Немаловажным в романе является образ княжны Мери. Ее образ собирательный, обобщающий впечатления поэта, полученные им в разное время от разных лиц. И если,рисуя Веру, Лермонтов оставляет в тени все, что касается ее психологических и культурных связей с ее средой и обществом, то, рисуя Мери, наоборот, Лермонтов чрезвычайно отчетливо рисует ее как человека своего времени, социального положения и своей культурной среды… Молодая московская княжна, чья мать, княгиня Лиговская, гордится умом и знаниями своей дочери, « которая читала Байрона по-английски и знает алгебру», привлекает к себе внимание молодых людей того самого «водяного общества». Хорошенькая, юная, утонченная княжна завоевала сердце юнкера Грушницкого, тем самым заинтересовав и Печорина, который весьма цинично отзывается о ее красоте: «У нее бархатные глаза – именно бархатные…нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках. Я люблю эти глаза без блеска: они так мягки, они будто бы гладят…Впрочем, кажется, в ее лице только и есть хорошего…» Наивна, добра и полна воображения, Мери помогла Грушницкому, когда он не мог поднять стакан, и, узнав его лучше, она склонна воспринимать Грушницкого в романтическом ореоле и идеализирует его. Однако, следует заметить, что, если бы она знала, что Грушницкий не разжалован и не сослан, что никакой дуэльной истории у него не было, - интерес ее к нему и «его толстой солдатской шинели» резко уменьшился бы. Княжну же больше всего заинтересовал Печорин, хоть она и чувствует, что это довольно непростой и темный герой: «Господин, у которого такой неприятный, тяжелый взгляд». А что касательно Печорина, то его встреча с Мери и искание ее любви были скорее главным приемом его борьбы с Грушницким, чем проявлением зарождавшегося, еще неосознанного чувства любви к ней. Потому, когда Печорин говорит княжне: « Я не люблю вас», он говорит правду. С Мери связана у Печорина не любовь, а один из тех опасных опытов освоения женского сердца, которых было в жизни у него так много и которые, в конце концов, так ему прискучили. Мери же была не подготовлена к жизненным испытаниям и глубоко страдала, от игр Печорина. «Княжна, как птичка, билась в сетях, расставленных искусною рукой, - пишет Белинский. – Она допустила обмануть себя, но когда увидела себя обманутой, она, как женщина,

глубоко почувствовала свое оскорбление… Сцена ее последнего свидания с Печориным возбуждает к ней сильное участие и овевает ее образ блеском поэзии.

Мужские образы

Среди же мужских образов рассмотрим следующие: Максим Максимыч, доктор Вернер, Грушницкий и Печорин.

Первый мужской образ, который появляется в романе – Максим Максимыч. Простой армейский офицер штабс –капитан Максим Максимыч – честнейший и добродушный человек, огрубел и отяжелел, прослужив всю жизнь на передовой кавказской линии. Белинский высоко ценил его образ, увидав в Максим Максимыче тип «старого кавказского служаки, закаленного в опасностях, трудах и битвах, которого лицо так же загорело и сурово, как манеры простоваты и грубы, но у которого чудесная душа, золотое сердце. Это тип чисто русский». И, действительно, способность применяться к обычаям народов, среди которых ему случается жить, отчетливо видна в высказываниях Максим Максимыча, весь рассказ которого позволяет Печорину сделать такой общий вывод: «Меня невольно поразила способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить…»В Максим Максимыче, таким образом, находит свое выражение типичная черта характера и поведения русского человека, его национальная особенность. Это же понимание психологии и обычаев других народов присуще и Печорину. Интересна и внешность Максим Максимыча: его трубочка, его загорелое лицо, его ироническая улыбка, его сочувственное отношение к кабардинцам, его холодное мужество, самый тон его немногословных бесед. В романе мы застаем его уже старым служакой, которому лет пятьдесят. Мы не знаем его прошлого, история его жизни только угадывается по отдельным намекам. Однако Максим Максимычу есть что порассказать, и он, как успел подметить его собеседник, довольно словоохотлив, но о себе, о своей боевой жизни говорит мало и очень скромно. Скромна и сдержанна манера рассказа Максим Максимыча.

Доктор Вернер - единственный персонаж в повести «Княжна Мери», для которого может быть указан определенный и бесспорный прототип. Многие современники Лермонтова утверждают, что «доктор Вернер списан с Николая Васильевича Майера», служившего при штабе генерала А.А. Вельяминова. Н.М. Сатин, А.М. Миклашевский, Н.П. Огарев, Ф.Ф. Торнау, А.Е. Розен, Н.И. Лорер единодушно отмечают высокое портретное мастерство, с которым Лермонтов воспроизвел в «Герое нашего времени» черты и характер Н.В. Майера в образе доктора Вернера.

Скептик и матерьялист, доктор Вернер был человеком весьма необычной наружности: «Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна…»Но на что Лермонтов обращает особое внимание так это на глаза, « Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли». В одежде у Вернера был отличный вкус, но из цветовой гаммы он выбирал только черный цвет. Его прозвали Мефистофелем, что на самом деле ему очень льстило. Несмотря ни на что, Вернер все-таки пользовался большим успехом у женщин, «бывали примеры, что женщины влюблялись в таких людей до безумия и не променяли бы их безобразия на красоту самых свежих и розовых эндимионов». Таким образом, Вернер отличался от других, не только своей внешностью, но и характером, убеждениями…Потому Печорин сразу выделил его среди прочих, и в конце концов они стали приятелями. Можно заметить некоторое сходство Печорина и Вернера, они отлично понимали друг друга: «Доктор! Решительно нам нельзя разговаривать: мы читаем в душе друг друга». По верному определению Дурылина, «юнкер Грушницкий – вторая контрастная фигура, поставленная Лермонтовым подле Печорина: как Максим Максимыч контрастирует с ним в «Бэле» и «Максим Максимыче», так Грушницкий составляет контраст Печорину в «Княжне Мери». «Контрастирование» Максима Максимыча основано на противоположности его Печорину по возрасту, характеру, социальному положению, образованию, - и эта контрастность прекрасно осознается и Печориным, и Максимом Максимычем, - но не мешает им обоим питать друг к другу чувства уважения и дружественности.

Контрастность между Печориным и Грушницким, на первый взгляд, кажется гораздо менее значительной: Грушницкий всего на пять лет моложе Печорина, он живет, по- видимому, в кругу тех же умственных и моральных интересов, в которых живет Печорин, он ощущает себя человеком того же поколения и той же культурной среды, к которым принадлежит сам Печорин. На деле – контрастность между Грушницким и Печориным, не будучи столь прямой и определенной, как между ним и Максим Максимычем, является более резкой: кажущаяся близость их культурных и социальных позиций есть близость мнимая: между ними вскоре обнаруживается настоящая - психологическая, культурная, социальная пропасть, ставящая их, как явных противников, друг против друга с оружием в руках.

Эта противоположность Печорина и Грушницкого, раскрытая Лермонтовым со всей полнотой психологической и исторической правды, доведена им до такой обобщающей показательности, что дает право в контрасте между Печориным и Грушницким видеть противоположность личности и личины, индивидуальности и подражательности, свободной мысли и следования трафаретам».

Среди «московских франтов» и модных «блестящих адъютантов», которых герой романа встречает в пятигорском смешанном обществе, Грушницкий выделяется особо. Это прямой антипод Печорина, даже пародия на него. Если Печорин привлекает к себе внимание, нисколько не заботясь об этом, то Грушницкий из всех сил старается «производить эффект». Если Печорин по-настоящему глубоко разочарован в жизни, то Грушницкий играет в разочарование. Он принадлежит к людям, страсть которых состоит в том, чтобы позировать и декламировать, не понимая и не чувствуя истинно прекрасного в жизни. Такие люди «важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания».Белинский писал: «Грушницкий – идеальный молодой человек, который щеголяет своею идеальностию, как записные франты щеголяют своим модным платьем, а «львы» - ослиною глупостию…производить эффект – его страсть. Он говорит вычурными фразами». Всеми поступками Грушницкого движет мелочное самолюбие. Белинский подчеркнул, что самолюбие – главная слабость в характере Грушницкого: «Самолюбие уверило его в небывалой любви к княжне и любви княжны к нему; самолюбие заставило его видеть в Печорине своего соперника и врага; самолюбие решило его на заговор против чести Печорина; самолюбие не допустило его послушаться голоса своей совести и увлечься добрым началом, чтобы признаться в заговоре; самолюбие заставило его выстрелить в безоружного человека: то же самое самолюбие и сосредоточило всю силу его души в такую решительную минуту и заставило предпочесть верную смерть верному спасению через признание. Этот человек – апотеоз мелочного самолюбия и слабости характера…»

Психологический портрет Печорина в романе

Главный герой романа, герой, по поводу которого было столько разных мнений, столько критики, герой, который неоднозначен, который трогает сердца и умы, – Печорин. В его дневнике мы находим его искреннюю исповедь, в которой он раскрывает свои мысли и чувства, беспощадно бичуя присущие ему пороки и слабости. Здесь даны и разгадка его характера, и объяснение его поступков. Печорин – жертва своего времени. Но оправдывает ли Лермонтов его поступки, его настроение? В бессонную ночь, накануне дуэли с Грушницким, герой романа как бы подводит итоги прожитой жизни. «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился?..А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные…Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел

тверд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший цвет жизни».Горестные и трудные признания! Но мы не можем не видеть, что Печорин на голову выше

окружающих его людей, что он умен, образован, талантлив, храбр, энергичен. Нас отталкивает равнодушие Печорина к людям, его неспособность к настоящей любви и дружбе, его индивидуализм и эгоизм. Но Печорин увлекает нас жаждой жизни, стремлением к лучшему, умением критически оценить свои поступки. Он глубоко несимпатичен нам «жалкостью действий», пустой растратой своих сил, теми поступками, которыми он приносит страдания другим людям. Но мы видим, что и сам он глубоко страдает.

Характер Печорина сложен и противоречив. Герой романа говорит о себе: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его…»Какова причина этой раздвоенности? «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние – не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, - тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании ее погибшей половины; но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней, и я вам прочел ее эпитафию», - признается Печорин. Он научился быть скрытным, стал злопамятным, желчным, завистливым, честолюбивым.В романе Лермонтова, как и в его стихах и поэмах, много «горечи и злости». Герою романа Печорину присущи разочарование в жизни и пессимизм, который направлен на светское общество. Вдумайтесь в язвительные и очень меткие характеристики, которые дает Печорин представителям аристократического светского общества, съехавшегося в Пятигорск на воды. Всмотритесь в их лица, понаблюдайте за их поведением, прислушайтесь к их разговорам, и вы увидите и поймете, что «водяное общество» - это сборище спесивых и фальшивых господ, богатых и титулованных бездельников, все интересы которых сводятся к сплетням, карточной игре, интригам, погоне за деньгами, наградами и развлечениями. Печорин называет себя и свое поколение «жалкими потомками», скитающимися по земле без убеждения и гордости, без наслаждения и страха…неспособными более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья…».

Какими бы разными ни были образы в романе, каждый из них поражает читателя глубиной мысли, у каждого своя жизненная философия. А как было сказано ранее, способность мыслить - первое подтверждение душевного развития человека. Как пример, возьмем главного героя романа Григория Александровича Печорина. Его журнал, в котором он описывает эпизоды своей жизни, является его исповедью, из него мы узнаем многое и о его характере, а значит и о его душе. «Зло порождает зло; первое страдание дает понятие о удовольствии мучить другого; идея зла не может войти в голову человека без того, чтоб он не захотел приложить ее к действительности: идеи – создания органические, сказал кто-то: их рождение дает уже им форму, и эта форма есть действие; тот, в чьей голове родилось больше идей, тот больше других действует…» - рассуждает Печорин. Его мысли глубоко философичны, логичны, интересны, не говоря уже о том, как Печорин их излагает. Каждое слово, каждое предложение несет в себе смысл, нет ничего лишнего, все взаимосвязано между собой. «…Полнота и глубина чувств и мыслей не допускает бешеных порывов: душа, страдая и наслаждаясь, дает во всем себе строгий отчет и убеждается в том, что так должно; она проникается своей собственной жизнью, - лелеет и наказывает себя, как любимого ребенка…» - пишет Печорин о душе. Не только его записи, но и поступки, которые он совершает, продуманы до мелочей. Подтверждением тому может является и то, как он украл Бэлу: как он тонко чувствовал и понимал, что повлияет на Азамата, чтобы потом тот согласился украсть сестру; и то, как он добивался любви княжны, играя ее чувствами. Он размышляет: «Женщины должны бы желать, чтоб все мужчины их так же хорошо знали, как я, потому что я люблю их во сто раз больше с тех пор, как их не боюсь и постиг их мелкие слабости».

Эмоции и чувства героев

В романе показана и удивительная гамма чувств, целая буря эмоций и страстей, разнообразных и неповторимых. Любовь молоденькой княжны, такая чистая и светлая: «Или вы меня призираете, или очень любите! Может быть вы хотите посмеяться надо мной, возмутить мою душу и потом оставить…Это было бы так подло, так низко, что одно предположение…О нет! не правда ли, - прибавила она голосом нежной доверенности, - не правда ли, во мне нет ничего такого, что бы исключало уважение?». Любовь Веры, такая сильная и запретная: «Прошло с тех пор много времени: я проникла во все тайны души твоей …и убедилась, что то была надежда напрасная. Горько мне было! Но моя любовь срослась с душой моей: она потемнела, но не угасла…». Ненависть Грушницкого и его самолюбие: «Я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места…». Сострадание княжны Мери: «В эту минуту я встретил ее глаза: в них бегали слезы; рука ее, опираясь на мою, дрожала; щеки пылали; ей было жаль меня! Сострадание – чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило свои когти в ее неопытное сердце». Ревность Веры: «Нынче я видел Веру. Она замучила меня своею ревностью. Княжна вздумала, кажется, ей поверять свои сердечные тайны: надо признаться, удачный выбор!» Дружеские чувства доктора Вернера, доказательством которых может служить хотя бы и то, что он волновался за Печорина перед дуэлью, и Григорий Александрович это заметил: «Отчего вы так печальны, доктор? Разве вы сто раз не провожали людей на тот свет с величайшим равнодушием?» О многих чувствах в романе еще говорится: отчаянье, недоверчивость, страдание, презрение, гордость, злость, обида, радость, удовольствие, нежность. Одно сменяет другое, так быстро и плавно, как в бушующем потоке.

Отражение внутреннего мира во внешности героев.

Отражение внутреннего мира человека в его внешности – очень важная особенность романа. Лермонтов не один раз делает акцент на облике человека, чтобы наиболее ясно показать читателю особенности каждой души. К примеру, образ Веры. Как уже было сказано, это образ самой любви, беззаветной и самозабвенной. В ее образе нет никакой определенности светского колорита. От всей ее внешности остается лишь одна-две черты, которые не столько показывают Веру, сколько передают психологическое впечатление: «милый голос», «глубокие и спокойные глаза». То, что Вера говорит, то, что она делает, непосредственно связано с ее чувством, с любовью. Ревность, страсть, переживания – вот то, что отличает Веру. Именно эти чувства – то главное, что хотел показать Лермонтов в этой героине, именно они отражают ее портрет.

Другой пример - доктор Вернер. Потрясающий портрет дает удивительно ясное понятие об особенностях его характер. Его поступки, а в особенности внешность удивляют. Лермонтов пишет: «Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой». И действительно внешность доктора была крайне необычна: «Вернер был мал ростом, худ и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей». Вот что еще больше поражает, так это то, что даже такая деталь, как неровность черепа, странное сплетение противоположных наклонностей так перекликается с описанием характера Вернера: «Он скептик и матерьялист, как почти все медики, а вместе с этим поэт, и не на шутку, - поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа, но никогда не умел он воспользоваться своим знанием…Обыкновенно Вернер исподтишка насмехался над своими больными, но я раз видел, как он плакал над умирающим солдатом…Он был беден, мечтал о миллионах, а для денег не сделал бы лишнего шага…»Лермонтов пишет: «Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде

заметны были и вкус и опрятность; его худощавые руки красовались в светло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета. Молодежь прозвала его Мефистофелем, он показывал, будто сердился за это прозвание, но в самом деле оно льстило его самолюбию». Так, это потрясающее описание тесно связано с такой же потрясающей душой, и было немаловажно в романе, поскольку именно Вернер стал приятелем Печорина, именно с ним Печорина смог найти общий язык, так как нашел удивительное сходство душ: «Посмотрите, вот нас двое умных людей; мы знаем заранее, что обо всем можно спорить до бесконечности, и потому не спорим; мы знаем почти все сокровенные мысли друг друга; одно слово – для нас целая история; мы видим зерно каждого нашего чувства сквозь тройную оболочку. Печальное нам смешно, смешное грустно, а вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя».

Влияние общества на человека.

Зачастую для того, чтобы понять человека, необходимо узнать сферу его интересов, друзей и знакомых. На каждого человека влияет множество различных факторов, но ничто так не меняет человека, как общество, в котором он живет. Так перед нами предстает княжна Мери. Именно ее Лермонтов отчетливо рисует как человека своего времени, социального положения, культурной среды. Образованная молодая княжна, привлекающая к себе внимание молодых людей того самого «водяного общества» своею молодостью и красотой, юная, утонченная кокетка, разбивающая сердца своих воздыхателей и порхающая, как мотылек, с бала на бал. Печорин с легкостью понял ее, и смог завоевать ее сердце. Он не раз встречал таких девушек, он сам вырос в этом обществе, изучил его и знал его до мелочей, так что оно ему надоело. Так, Печорин говорит о своей жизни Максим Максимычу: «…У меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, бог ли меня таким создал, не знаю; знаю только, что если я причиной несчастия других, то и сам не менее несчастлив…В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, - но их любовь только раздражала мое воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто…Я стал читать, учиться – науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько…Вскоре перевели меня на Кавказ…Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями, - напрасно; через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти, что право, обращал больше внимания на комаров, и мне стало скучнее прежнего, потому что я потерял почти последнюю надежду». Печорин искал ответа на вопросы жизни, он искал смысла, разбирался в себе, откровенно признавался в своих недостатках и сильно страдал. Белинский пишет: «…В нем два человека: первый действует, второй смотрит на действия первого и рассуждает о них, или лучше сказать осуждает их, потому что они действительно достойны осуждения. Причины этого раздвоения, этой ссоры с самим собой, очень глубоки, и в них заключается противоречие между глубокостию натуры и жалкостью действий одного и того же человека…»

Таким образом, цель достигнута. Мы доказали, что М.Ю.Лермонтов писатель-психолог.

Заключение

«Герой нашего времени» - психологический роман. «История души человеческой», представленная Лермонтовым, дает возможность читателю увидеть и почувствовать в себе то, что

на первый взгляд кажется загадочным и непонятным. История Печорина отражается, как в зеркале, в человеческом сердце.. И очень важно помнить о том, что человеческая душа развивается вместе с человеком. Если не стремиться к ее развитию, если забыть о ее существовании, она погибнет, а с ней погибнет и герой,и человек погибнет: «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние – не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, - тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании ее погибшей половины; но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней, и я вам прочел ее эпитафию»

«Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я так же достоин сожаления…во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно средство путешествовать. Как только можно будет отправлюсь – только не в Европу, избави боже! – поеду в Америку, в Аравию, в Индию, - авось где-нибудь умру по дороге!» - говорит Печорин.

Список использованной литературы

Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в тринадцати томах. М.,Изд. АН СССР, 1953-1959, XI

Добролюбов Н.А. Что такое обломовщина? . Собрание сочинений в 9-ти томах. Т. 4. М. – Л., Гослитиздат, 1963, стр.307 – 343

Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений в четырех томах. М.,Изд. Правда, 1969, 4 том, стр. 196 - 336

Мануйлов В.А. Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий. М. - Л.,Изд. Просвещение, 1966

Фогельсон И.А.Литература учит.М., Изд. Просвещение, 1990

Энциклопедия для детей. Человек. Том 18. Часть вторая. М., Изд. Аванта плюс, 2002

В.Г.Белинский. Полное собрание сочинений в тринадцати томах. М., Изд. АН СССР, 1953-1959, XI , стр.508.

В.Г.Белинский. Полное собрание сочинений в тринадцати томах.М.,Изд. АН СССР, 1953-1959, XI , стр. 316

Сочинения по литературе: «История души человеческой» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» В предисловии к роману "Герой нашего времени" Лермонтов определяет свою писательскую задачу - нарисовать "современного человека", "портрет, составленный из пороков всего нашего поколения". Белинский назвал роман "грустной думой о нашем времени". Особенность романа в том, что портрет времени рисуется как история одной человеческой души. Сам Печорин, размышляя о своей жизни, находит в ней много общего с судьбой своего поколения. "Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению". Задача воссоздать историю одной души позволила Лермонтову нарисовать сложный и противоречивый характер героя. В поступках и мыслях Печорина много жестокого и эгоистичного. Он подчеркнуто холодно обходится с Максимом Максимычем, который восторженно встретил его после долгой разлуки; является причиной гибели Бэлы; играет чувствами княжны Мери, поэтому она считает, что он "хуже убийцы". Он цинично рассуждает о дружбе ("Из двух друзей всегда один раб другого"), о любви ("Женщины любят только тех, кого не знают"), о счастье ("А что такое счастье? Насыщенная гордость"), о страданиях и радостях других только в отношении к себе.

Печорин приносит страдания всем, с кем встречается: Бэле, "честным контрабандистам", Мери, Грушницкому, Максиму Максимычу. Но это не мешает ему со всей строгостью относиться к самому себе. Он называет себя "нравственным калекой", "палачом" ("я разыгрываю жалкую роль палача", "я играл роль топора в руках судьбы"). Он осознает, что прожил жизнь пустую и бесцельную: "Зачем я жил? Для какой цели я родился?" Он не видит смысла и радости в жизни: "Я - как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты". Однако душа Печорина состоит не только из темных сторон. Это герой, который жаждет любви, добра и красоты, способный на добро. Иногда наружу прорывается его "холодное, бессильное отчаяние".

Лермонтов изображает его потрясение смертью Бэлы (хотя и скрываемое от посторонних глаз), его страстную трагическую любовь к Вере, способность чувствовать природу (в сцене перед дуэлью с Грушницким). Обаяние личности Печорина - в его остром уме, в умении взглянуть на себя со стороны, в силе характера, в желании самому творить свою судьбу. "Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает". Даже в жалком Трутницком он надеется увидеть пробуждение благородства и совести. При всей самобытности и уникальности личности Печорина его жизнь - "ровный путь без цели". Это трагедия "героя своего времени". На что мог направить свои богатые душевные возможности Печорин? Социально-психологические условия эпохи, требующие слепого повиновения традициям и послушания, не дают простора и истинного смысла жизни такой личности. Разочарование и скептицизм - тоже черта времени.

Характеризуя печоринское поколение, Герцен писал: "Вынужденные молчать, мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли - и какие мысли!.. То были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости".

История души человеческой в романе «Герой нашего времени» рассматривается Лермонтовым с величайшей подробностью. Сам писатель, предлагая читателям свое произведение, указывал, что хочет показать им современного им человека таким, какой он есть.

История души Печорина как нравственная исповедь героя

Писатель создает новый жанр психолого-ориентированного романа, в котором рассматривает историю души человека. И в первую очередь Лермонтов предлагает читателям рассмотреть историю жизни главного героя своего произведения.

Образ главного героя его романа – Григория Александровича Печорина – привлекателен и одновременно глубоко противоречив. Печорин умен и образован, он не лишен благородных намерений, однако, его душа эгоистична и подвержена порокам. Печорин является причиной несчастий окружающих его людей: он убивает на дуэли Грушницкого, способствует похищению Бэлы, издевается над чувствами юной княжны мери Лиговской, соглашается на роковое пари с Вуличем, что отчасти толкает последнего в объятия смерти, опровергает все высшие человеческие чувства. Сам герой именует себя «топором в руках судьбы», оправдывая свое поведение.

Печорин лишает покоя всех людей, с которым ему довелось встретиться. Он представляет собой личность загадочную, которую невозможно не запомнить. Окружающие видят в нем незаурядных характер, но соприкоснувшись с Печориным, испытывают либо чувство сожаления о нем (как Максим Максимович), либо чувство скорбящей безответной любви (как Бэла), либо чувство ненависти (как Казбич), либо ревность (как Грушницкий), либо чувство глубочайшего унижения (как Мери Лиговская).

В своем дневнике герой признается в своих тайных стремлениях и помыслах. Сам Печорин осознает, что прожил жизнь «пустую и никчемную», но это осознание лишь увеличивает его состояние тоски.
С другой стороны, писатель подчеркивает, что в Печорине есть и положительные черты: например, он испытывает чувства страстной любви к светской замужней даме Вере. Герой готов бежать на край света за своей возлюбленной, однако та не может разделить с Печориным его судьбу, потому что боится осуждения со стороны людей ее круга. Печорин тонко чувствует первозданную красоту, в редкие минуты жизни он любуется прекрасным закатом, величием гор Кавказа и т.д. Даже когда он идет на дуэль с Грушницким, ему приходят в голову мысли о том, как прекрасен мир окружающей его природы. Даже в минуту смерти Белы герой искренне скорбит из-за утраты своей гордой и прекрасной возлюбленной.

История взаимодействия друг с другом героев романа

В романе «Герой нашего времени» история души человеческой показана со всех сторон. В первую очередь автор рассказывает нам о внутренних переживаниях своего главного героя, однако мы видим точные психологические портреты и других действующих лиц романа. Как гениальный художник, Лермонтов рисует перед нами портреты своих героев. Здесь и тонкая чувствительная душа гордой Белы, и добрая душа бывалого офицера Максима Максимовича, полюбившего Печорина как родного сына, и страстная сильная натура княжны Меры и въедливая и разочаровавшаяся в жизни душа доктора Вернера.

Следует заметить, что все персонажи романа находятся по отношению друг к другу в разных позициях, позволяющих более подробно увидеть особенности их внутреннего мира, их характеров.

Пара «Печорин и погибший от его пули Грушницкий» помогает читателям увидеть себялюбие и гордость первого и несдержанность и страстность второго. Грушницкий вообще являет собой пародию на Печорина. Он обладает амбициями главного героя романа, однако лишен его ума, воли и душевной глубины.

Пара «Печорин – доктор Вернер» подчеркивает как прозорливость и ум одного и другого, так и разочарование в жизни. Причем более уставшим от людей и их общества является доктор Вернер, чье призвание – помогать людям преодолевать свои болезни, однако он представляет собой образец уставшего циника и себялюбца.

Пара «Печорин – Максим Максимович» помогает увидеть те качества, которых Печорину не хватает, чтобы обрести душевное равновесие. Максим Максимович – человек простой и добрый, он верный служака, отдавший Отечеству всю свою жизнь. Он скромен и способен проявлять искреннюю симпатию к людям. В нем отсутствует чрезмерная гордость и эгоизм. Недаром именно этот герой рассматривается многими литературоведами как едва ли не единственный положительный персонаж романа. Известно, что образ Максима Максимовича очень понравился императору Николаю Павловичу, который, по воспоминаниям современников, искреннее удивлялся тому, почему господин Лермонтов изобразил в качестве главного героя своего романа «неврастеника Печорина», а не такого хорошего офицера, как Максим Максимович. Однако Максим Максимович не обладает такими способностями, такой широтой восприятия окружающего мира, как Печорин, поэтому герой довольствуется своей скромной ролью в мире людей.

Пара «Печорин – Вулич» показывает то, насколько каждый из героев является фаталистом, то есть человеком, верящим в судьбу. По сравнению с Печориным Вулич являет собой тот тип фаталиста, который готов победить злой рок, преследующий его, даже ценой своей жизни. Печорин же представляет собой более страшный и изысканный тип фаталистически настроенного человека: он стремится играть с судьбой, чтобы победить или погибнуть. Как известно из сюжета романа перехитрить судьбу Печорину все-таки не удается.

Пара «Печорин – Бела» позволяет увидеть те различия, которые существуют между «искусственным человеком» – Печориным и дикой красавицей черкешенкой Белой – «естественным человеком». Несмотря на отсутствие образования и знаний жизни света, Бела честнее и нравственнее Печорина. Знакомство же с этим героем приводит молодую девушку к смерти, потому что Бела не может погрузиться до конца в ту среду, в которой живет ее возлюбленный.

Пара «Печорин – Мери» позволяет разглядеть душевные пороки героев: что касается Печорина, то здесь речь идет о самолюбии и желании обладать душою объекта своего внимания (недаром литературоведы сравнивают Печорина в этой любовной истории с героем стихотворения Лермонтова «Демон»); в Мери же подчеркивается ее чувство превосходства над окружающими, которое получает жестокий удар из-за того, что Печорин после признания Мери ему в любви отвергает чувство смелой девушки.

Таким образом, тема души в «Герое нашего времени» занимает ключевое положение. Глубокое внимание автора к этой теме позволяет раскрыть душевные переживания героев, что способствует созданию нового психолого-ориентированного жанра русского классического романа.

Аргументы, представленные в этой статье, будут актуальны особенно для 9 классов при подготовке сочинения на тему «История души человеческой в романе «Герой нашего времени»».

Тест по произведению

"Герой нашего времени" - очень захватывающее произведение Михаила Юрьевича Лермонтова. Этот роман содержит в себе много философских мыслей. Кроме того, в нём повествуется история души главного героя - Григория Александровича Печорина.

Важно отметить необычный композиционный строй романа. Главы в нём не расположены в правильном хронологическом порядке, поэтому изначально читателя может смутить поведение Печорина.

Самой по первой по хронологическому порядку должна быть глава "Тамань". Именно с этой части начинается дневник Печорина. Григорий оказался в этом городе по служебным делам, при этом город ему со всем не нравится:"Тамань - самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода, да ещё вдобавок меня хотели утопить" Помимо всего этого, Печорину достаётся достаточно странное и подозрительное окружение.

В главе "Тамань" Лермонтов начал раскрывать характер Печорина. Он совершенно не думает о других людях, заботится только о своих интересах и потребностях. Печорин исковеркал судьбы других людей, о чём сам и рассуждает: "И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошёл ко дну!"

Далее следует самая объёмная часть романа - Княжна Мери. Её можно выделить как самостоятельную повесть. В этой главе раскрываются непростые взаимоотношения Печорина с обществом, его способность чувствовать, переменчивость его души. Читатель видит полное раскрытие сущности Печорина. Сложность и красота сюжета главы могут привлечь любого человека.

Глава "Бела" является очень значимой в этом романе. Легко заметить контраст между Печориным и самой Белой. Бела готова пожертвовать собой ради любви, а для Печорина дороже его самого нет ничего. Эта часть жизни очень поучительна для главного героя. Он осознал:"Любовь дикарки ничем не лучше любви знатной барыни." Печорин надеялся найти счастье с Белой. Но, увы, Бела трагически погибает. После этого случая Печорин отчаялся в поисках любви всей своей жизни.

Глава "Фаталист" завершает роман, кроме того, она является последней и в самом дневнике Печорина. Основой этой главы является пари между поручиком Вуличем и Печориным. Тогда Вулич предложил Григорию проверить, может ли человек жить независимо от предсказаний своей судьбы, или всё предначертано свыше.

Григорий заключает пари и проигрывает его - пистолет дал осечку. Здесь Печорин проявил себя как циник:"Все разошлись, обвиняя меня в эгоизме, будто я держал пари с человеком, который хотел застрелиться, а без меня н как будто не мог найти удобного случая!"Печорин убеждает себя в существовании предначертанной судьбы. Ещё одним доказательством для этого стала смерть Вулича:"После всего этого, как бы, кажется, не сделаться фаталистом? Как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка..."
Глава "Максим Максимыч" по времени действия является самой последней. Она занимает своё заслуженное место в романе. В главе описывается последняя встреча Максима Максимыча с Печориным. Однако, Печорин был достаточно холоден к старику. Максим Максимыч сделал вывод:"А, право, жаль, что он дурно кончит...да и нельзя иначе!Уж я всегда говорил, что нет проку в том, кто старых друзей забывает!" Его слова стали пророческими - Печорин погибает в Персии.
Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова, а особенно "Герой нашего времени", оказало большое вллияеие на русскую литературу. Его повествование развития человеческой души является достояним русской литературы XIX века.

Конспект урока литературы в 9-м классе "История души человеческой" в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.

М. Лермонтов.

Ход урока

1. Постановка учебной задачи.

Как вы понимаете смысл названия произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»? «Наше время» – это чьё?

- «Герой нашего времени» - первый в русской прозе «личный» (по терминологии, принятой во французской литературе) или «аналитический» роман: его идейным и сюжетным центром служит не внешняя биография (жизнь и приключения), а именно личность человека – его душевная и умственная жизнь. А душа в христианском понимании бессмертна, она вне времени.

Печорин – личность, воплотившая характерные черты общественного сознания людей 30-х годов: интенсивность нравственно-философских поисков, исключительную силу воли, аналитический ум, незаурядные человеческие способности.

Какую задачу ставил перед собой Лермонтов, когда писал «Героя нашего времени»?

(Роман был задуман как художественное исследование внутреннего мира человека, его души. Об этом сказал сам Лермонтов в «Предисловии» к «Журналу Печорина»: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдения ума зрелого над самим собою…»)

Тема нашего урока: «История души человеческой» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

  1. Выдержал ли Печорин испытание опасностью?
  2. Способен ли герой на истинную любовь?
  3. Какова жизненная философия нашего героя?

На эти и другие вопросы мы сегодня на уроке попытаемся дать ответы.

Мы уже не раз отмечали необычность композиции. В чём она?

(Все элементы композиции лермонтовского романа строго подчинены основной идейно-художественной задаче, которую поставил перед собой автор: написать «историю души человеческой», написать социально-психологический роман. В центре композиции находится главный герой романа Печорин, которого автор и называет – не без горькой иронии – «героем нашего времени». Все другие персонажи, представляя и сами по себе художественную и историко-познавательную ценность, объясняют вместе с тем так или иначе личность главного героя. Читатель невольно сопоставляет его с этими людьми и, сопоставляя, всё по-новому оценивает его и всё глубже постигает.)

Случайно ли отказался Лермонтов от хронологического принципа в расположении повестей, вошедших в роман, от порядка их первоначальной публикации?

(Белинский писал: «Части этого романа расположены сообразно с внутренней необходимостью». А далее он пояснил: «Несмотря на его эпизодическую отрывочность, его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтёте две превосходные повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать».)

С чем связана смена рассказчиков?

(В романе три повествователя: Максим Максимыч, странствующий офицер и сам Печорин. Ю.М. Лотман пишет: «Таким образом характер Печорина раскрывается перед читателем постепенно, как бы отражаясь во многих зеркалах, причём ни одно из отражений, взятое отдельно, не даёт исчерпывающей характеристики Печорина. Лишь совокупность этих спорящих между собой голосов создаёт сложный и противоречивый характер героя».)

2. Рассмотрение образа рассказчика с точки зрения Максима Максимыча. Автор подвергает героя испытанию любовью.

Рассмотрим точку зрения первого рассказчика – Максима Максимыча. Что его удивляет в характере героя?

(«Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен…»)

Как вы объясните значение слова «странный»?

(Этим скупым определением «странен» в устах ближайшего товарища Печорина Лермонтов показывает, насколько характер героя был сложен для понимания, поэтому писатель отказывается от его прямой характеристики. В герое чувствуется сильная индивидуальность, он наделён обаянием, но есть в нём и то, что настораживает читателя. Он одновременно и сильный и слабый, закалённый и изнеженный. Он способен бороться за свою любовь – и он же быстро остывает, не умеет любить долго. За увлечением у него быстро наступает охлаждение и ощущение сердечной пустоты. Он слишком часто скучает. Когда Бэла умирает, Печорин вне себя, а похоронив её, неожиданно смеётся. А потом долго болеет.)

Читая исповедь Печорина в повести «Бэла», какие черты характера этого героя вы можете выделить?

(Решительность, глубокий ум, неукротимая энергия, поиск применения своих сил, смелость – отличительные черты Печорина.)

Почему, полюбив Бэлу, он не обретает душевного равновесия?

(«Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни: невежество и просторечие одной так же надоедают, как и кокетство другой…» В этой любви Лермонтов впервые открывает двойственность своего героя, выразив её в одной реплике: «Я отдам за неё (Бэлу) жизнь – только мне с нею скучно». Детское неприятие скуки и зрелая готовность расстаться с жизнью ставит читателя в тупик.

Белинский писал: «Сильная потребность любви часто принимается за самую любовь, если представится предмет, на который она может устремиться; препятствия превращают её в страсть, а удовлетворение уничтожает. Любовь Бэлы была для Печорина полным бокалом сладкого напитка, который он и выпил зараз, не оставив в нём ни капли; а душа его требовала не бокала, а океана, из которого можно ежеминутно черпать, не уменьшая его…».)

В чём он видит причину своей внутренней опустошённости?

(«…во мне душа испорчена светом…»)

Читатель завершает чтение первой главы и ничего определённого не может сказать о герое. Зато возникает множество вопросов.

3. Рассмотрение характера героя в повести «Княжна Мери».

Мы знаем, что испытания любовью на этом не заканчиваются. Давайте нарушим последовательность изложения, обратимся к повести «Княжна Мери». Как вы думаете, почему герой так упорно добивается любви молодой девушки, княжны Мери, на которой никогда не женится?

(Печорин не всегда может разобраться в своих чувствах. « А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую всё, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы». Можно отметить потребительское отношение героя к женщине, его эгоизм, даже жестокость. Печорин не считается с простыми истинами, что нужно думать о других людях, нельзя приносить им страдания. Ведь если все начнут нарушать нравственные законы, будет возможна любая жестокость. Печорин слишком любит себя, чтобы отказаться от удовольствия мучить других.)

Но так ли его душа черства? Разве он не способен оценить красоту природы?

(«Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребёнка; солнце ярко, небо синё – чего бы, кажется, больше? Зачем тут страсти, желания, сожаления?..»

Человек, видящий гармонию природы, не может быть бездушным. Печорин чувствует красоту природы, умеет рассказать о ней языком художника. Таким образом, герой раскрывается перед читателями как талантливый человек.)

Как вы думаете, способен ли Печорин любить?

(«Давно забытый трепет пробежал по моим жилам…» «Сердце его сжалось…» Чувство Печорина к Вере исключительно сильно, искренно. Это настоящая любовь всей его жизни. Но и для Веры он тоже ничем не жертвует, как и для других женщин. Напротив, разжигает в ней ревность, волочась за Мери. Различие мы видим в том, что в своей любви к Вере он не только насыщает свою страстную потребность сердца в любви, не только берёт, но и отдаёт часть самого себя. В особенности это качество Печорина проступает в эпизоде безумной, отчаянной погони на бешено скачущем коне за безвозвратно уехавшей Верой. «Я скакал, задыхаясь от нетерпения. Мысль не застать её уже в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! – одну минуту, ещё одну минуту видеть её, проститься, пожать её руку… Я молился, проклинал, плакал, смеялся… нет, ничто не выразить моего беспокойства, отчаяния!.. При возможности потерять её навеки Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья!» Этот эпизод имеет глубокое символическое значение. Печорин навсегда потерял не только Веру, любимую женщину, но и надежду на будущее и любовь к людям, что, как показал Л. Толстой в своей автобиографической трилогии, дано от природы каждому ребёнку в детстве.)

Как это его характеризует?

(Печорин полон противоречий. Мы видим, что в нём соединились два мира, два человека. «Во мне два человека: один живёт в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его». «У меня врождённая страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку».)

Обратите внимание на благородство героя, несмотря на его потребительское отношение к женщине, даже эгоизм, он вступается за её честь, не позволяет себе ни одного низкого слова в их адрес.

4. Психологический портрет Печорина. Герой в оценке второго рассказчика – странствующего офицера.

Кто нам представляет Печорина в главе «Максим Максимыч»?

(Продолжает повествование условный автор, «публикатор» дневника Печорина.)

Что увидел странствующий офицер в облике Печорина?

(Внешность героя соткана из противоречий. Его портрет объясняет характер Печорина, свидетельствует о его усталости и холодности, о нерастраченных силах. Наблюдения убеждали рассказчика в богатстве и сложности характера этого человека.

«…стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни…»

«…он не размахивал руками – верный признак некоторой скрытности характера…»

«…он сидел, как сидит Бальзакова тридцатилетняя кокетка на своих пуховых креслах после утомительного бала…»

«…его кожа имела какую-то женскую нежность…»

«…усы его и брови были чёрные - признак породы в человеке…»

«…О глазах я должен сказать ещё несколько слов.

Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! Вам не случалось замечать такой странности у некоторых людей?.. Это признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти».

«… имел одну из тех оригинальных физиогномий, которые особенно нравятся женщинам светским…».)

Лермонтов создаёт детализированный психологический портрет, первый в русской литературе. Психологический портрет - это характеристика героя, где автор представляет в определённой последовательности внешние детали и сразу же даёт им психологическое и социальное толкование. Психологический портрет в отличие от словесного рисования даёт нам представление о внутренней сущности героя.

Какова роль портрета Печорина?

(Портрет героя объясняет характер героя, его противоречия, свидетельствует об усталости и холодности Печорина, о нерастраченных силах героя. Наблюдения убеждают рассказчика в богатстве и сложности характера этого человека. В этой погружённости в мир своих мыслей, подавленности духа Печорина – ключ к пониманию его отчуждённости при встрече с Максимом Максимычем.)

Можем ли мы говорить о жестоком отношении Печорина к Максиму Максимычу?

(«…он хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку». Но может быть, он просто не хотел, чтобы кто-то вторгался в его внутренний мир? « А помните наше житьё-бытьё в крепости? Славная страна для охоты!.. Ведь вы были страстный охотник стрелять…А Бэла?.. Печорин чуть-чуть побледнел и отвернулся…» Не от Максима Максимыча бежит Печорин, - он бежит от своих невесёлых мыслей. Диалог показывает, что изменилось в герое после отъезда из крепости: усилилось его равнодушие к жизни, он стал более замкнут.)

Понятен ли нам герой, ведь мы рассмотрели точку зрения и Максима Максимыча, и странствующего офицера?

(Герой, безусловно, интересен. Чем более загадочен, тем более интересен. В Печорине чувствуется сильная индивидуальность, он наделён обаянием, но есть в нём и то, что настораживает читателя. Он одновременно и сильный и слабый, закалённый и изнеженный. Он способен бороться за любовь – и он же быстро остывает, не умеет любить долго. За увлечением у него быстро наступает охлаждение и ощущение сердечной пустоты.)

5. Характер Печорина в оценке самого героя. Испытание героя опасностью.

Где наиболее полно раскрывается внутренняя сущность героя?

(Если первые две повести по жанру – путевые записки (повествователь отмечал: «Я пишу не повесть, а путевые записки»), то следующие повести – это дневник Печорина.

Дневник – это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не станут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения своей души. Печорин был уверен, что он пишет «этот журнал…для себя», поэтому столь открыт в их описании.)

Из каких частей состоит « Журнал Печорина»?

(Три главы романа – «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист» - части «Дневника Печорина».)

Кто нам представляет героя?

(Слово получает сам герой, анализирующий себя с предельной степенью проникновенности и дающий возможность читателю заглянуть в его душу изнутри.)

Какие особенности характера героя раскрываются в повести «Тамань»?

(Интерес к новому кругу людей, надежда на романтическое приключение, авантюризм.)

Почему его постигает горечь разочарования?

(«Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да ещё с подорожной по казённой надобности!..»)

В какой повести наиболее полно раскрывается духовный мир Печорина?

(Повести « Княжна Мери».)

Какое общество на этот раз окружает героя? Чем оно отличается от горцев, контрабандистов?

(Среда, окружающая героя, – это люди, равные ему по социальному происхождению.)

Тогда почему произошёл конфликт между этим обществом и Печориным?

(Среди людей этого общества не было людей, равных ему интеллектуально.)

Какую оценку даёт Печорин Грушницкому в начале знакомства? Почему Печорин столь непримирим в своём восприятии этого человека?

(Печорину неприятна манера Грушницкого произносить «готовые пышные фразы… производить эффект…». «Я его также не люблю, я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнёмся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать».)

Какую особенность характера Печорина мы можем выделить?

(Умение понять внутреннюю суть человека.)

Почему столкновение между Печориным и Грушницким неизбежно?

(Грушницкий своего рода « двойник» Печорина. Надев на себя маску разочарованности, тоски, он играет роль необычного человека.

«Он говорит скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы…»

«Производить эффект - их наслаждение».

«…спорить с ним я никогда не мог. Он не отвечает на ваши возражения, он вас не слушает».

«Его цель – сделаться героем романа».

Поведение Грушницкого не только безобидное и смешное. Под маской будто бы разочарованного в каких-то заветных стремлениях героя скрывается мелкая и себялюбивая душа, эгоистическая и злобная, до краёв наполненная самодовольством.)

Как ведёт себя Печорин в сцене дуэли?

(Во время дуэли Печорин ведёт себя как человек мужественный. Внешне он спокоен. Только пощупав пульс, Вернер заметил в нём признаки волнения. Детали описания природы, которые записал в дневнике Печорин, также выдают его переживания: «…там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал… ожидали своей добычи».)

Испытывает ли герой торжество победителя?

(Печорину тяжело: «У меня на сердце был камень. Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели… Вид человека был мне тягостен: я хотел быть один…»)

(Оттенить подлинную глубину и незаурядность главного героя.)

6. Жизненная философия героя.

Мы рассмотрели образ Печорина при встрече с опасностью. Дальше в рассуждениях героя вырисовывается его жизненная философия.

Что же он считает для себя едва ли не единственным удовольствием в жизни?

(«…первое моё удовольствие – подчинять моей воле всё, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха – не есть ли первый признак и величайшее торжество власти…»)

Какую оценку он даёт себе в дневнике?

(Печорин не щадит себя, прежде всего это честность перед собой, самокритичность, но при этом он не стремится что-то изменить.)

Размышляя над извечным вопросом, что такое счастье, какой ответ предлагает герой?

(« А что такое счастье? Насыщенная гордость?»)

К чему ведёт гордость, взлелеянная в человеке?

(Рядом не окажется настоящих друзей, понимающих людей.)

Что же такое дружба в понимании Печорина?

(«… я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный…» Настоящих друзей у Печорина нет.)

К чему может привести гордость, отсутствие друзей?

(Конечно же, к одиночеству. Печорин представляется нам не просто героем своего времени, а трагическим героем».)

За несколько дней до дуэли героя занимает вопрос о смысле жизни. В чём же он видит цель собственного существования?

(«… зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел твёрд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший цвет жизни». Благородные стремления, по мнению героя, - самое значительное в жизни человека.)

Почему Печорин не может найти смысла в жизни?

(«Этот человек не равнодушно, не апатически несёт своё страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища её повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях. В нём неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучат, и он в рефлексии ищет их разрешения: подсматривает каждое движение своего сердца, рассматривает каждую мысль свою», - отмечает В. Г. Белинский. Незаурядная личность, наделённая умом и силой воли, стремлением к активной деятельности, не может проявить себя в окружающей жизни. Печорин не может быть счастлив и не может никому дать счастье. В этом его трагедия.)

Как таких людей называют в литературе?

(Печорина можно назвать «лишним» человеком. В нём много жизненной энергии, потребности в действии, желания бороться и побеждать. При благоприятных условиях эти его качества могли бы быть общественно полезными, но этому мешала сама жизнь. Печорин – герой последекабрьской, трагической эпохи. Действительность не предлагала ему настоящего дела, люди, подобные Печорину, «кипели в действии пустом».)

Это герой того времени, что бы мы взяли в наше время? Какие черты характера необходимы герою нашего времени?

7. Итог урока.

Смогли ли мы рассмотреть историю души Печорина?

Безусловно, мы коснулись только некоторых особенностей души героя. Силой своего таланта Лермонтов создал образ, который до сих пор остаётся «тайной за семью печатями».


 


Читайте:



Проекции точки на три плоскости проекций

Проекции точки на три плоскости проекций

Проецирование точки на три плоскости проекций координатного угла начинают с получения ее изображения на плоскости H - горизонтальной плоскости...

Морфологический разбор Предложение с морфологическим разбором служебных частей речи

Морфологический разбор Предложение с морфологическим разбором служебных частей речи

Морфологический разбор предлога Часть речи. Общее значение.Морфологические признаки: простой или составной;производный или непроизводный....

Появление государств в долине Нила

Появление государств в долине Нила

1 слайд 2 слайд 3 слайд 4 слайд 5 слайд Цель урока. Почему люди объединяются в государства? Зачем оно нужно? Необходимость это...

Сонник фарш мясной сырой

Сонник фарш мясной сырой

К чему снится фарш, если основываться на предположения известных (и не очень) сонников? Чтобы дать более точное объяснение, необходимо обратить...

feed-image RSS