Главная - Здоровье детей и взрослых
История живописи эпохи барокко. Барокко. Живопись. Характерные черты живописи барокко. • Черты барокко в живописи
Подробности Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности Опубликовано 24.07.2014 18:16 Просмотров: 6087

Как только не называли этот стиль! – Странный, склонный к излишествам, нелепый, вычурный, неестественный...

Поначалу эти характеристики звучали как насмешка. И всё только потому, что новый стиль не соответствовал канонам античного искусства, на основании которых должно строиться художественное произведение и которые в дальнейшем использовали классицизм и рационализм. То есть, только так и не иначе.

Но, как известно, нет ничего постоянного в мире: всё течёт, изменяется и приобретает новые качества и приоритеты. И вот новый XVII век ознаменовался новым стилем. Этот стиль подчинил себе все виды искусства: от интерьеров и одежды до музыки. Но придёт время – и его потеснит другой стиль...
В какой стране могло зародиться барокко? Конечно же, в Италии. Именно Италия была центром европейской культуры XVII-XVIII вв., и уже отсюда началось триумфальное шествие барокко по Европе. В каждой стране барокко имело свои особые национальные черты.

Особенности стиля барокко

Самыми главными чертами барокко являются его стремление к пышности и величию. Барокко были свойственны также динамичность, контрастность, что сильно отличало его от ренессансной гармонии.
Если говорить об эпохе и людях, живших в это время, то можно увидеть особое увлечение развлечениями, карточными играми, именно в это время стали популярны маскарады, фейерверки, вычурные женские причёски, корсеты, неестественно расширенные юбки на каркасах, а у мужчин – напудренные парики, бритое лицо и т.д. Как видим, сильное отступление от естественной жизни, которая отвергалась как дикость и бесцеремонность. Стоит только вспомнить, сколько сил прилагал Пётр I , чтобы «облагородить» русское общество того времени. В подготовленном по его указанию сборнике «Юности честное зерцало» вторая его часть полностью посвящена правилам поведения для «младых отроков» и девушек дворянского сословия. Фактически, это первый в России учебник этикета. Юному дворянину рекомендовалось учиться в первую очередь иностранным языкам, верховой езде, танцам и фехтованию. Добродетелями девушки признавались смирение, почтение к родителям, трудолюбие и молчаливость, целомудрие. Сочинение регламентировало практически все стороны общественной жизни: от правил поведения за столом до государственной службы. Книга формировала новый стереотип поведения светского человека, избегающего дурных компаний, мотовства, пьянства, грубости и придерживающегося европейских светских манер.

Барокко в живописи

Те же особенности барокко и в живописи: пышность форм, броские динамичность и яркость, незаурядность сюжетов. Самыми знаменитыми представителями этого стиля в живописи были Рубенс и Караваджо.

Питер Пауль Ру́бенс (1577-1640)

Южнонидерландский (фламандский) живописец, воплотивший подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко.

П.П. Рубенс «Автопортрет» (1623)
Его картины отличаются исключительным разнообразием, особенно это касается композиции: он использует диагональ, эллипс, спираль. Его палитра также разнообразна; богатство красок – отличительная особенность его картин. «Рубенсовские» женщины обычно несколько тяжеловесны, но привлекают своей грузной женской формой.

П.П. Рубенс «Похищение дочерей Левкиппа» (1618)
Сюжетом этой картины Рубенса является миф о братьях Касторе и Поллуксе (сыновьях Зевса и Леды), которые похитили дочерей царя Левкиппа – Гилаиру и Фебу. В этом сюжете Рубенса увлёк сам драматический момент похищения, дающий богатые возможности для пластических решений. На картине удивительным образом передана динамика движения. Движение в понимании Рубенса несёт в себе и эмоциональный порыв, и сюжетный смысл.
Рубенса считают новатором в изображении охотничьих сцен, которые также отличаются динамикой, неожиданной композицией и сочностью красок.

П.П. Рубенс «Охота на гиппопотама» (1618)

Архитектура барокко

Архитектура барокко поражает в первую очередь сложностью и размахом. Обилием сложных, обычно криволинейных форм, масштабными колоннадами. На фасадах зданий и в интерьерах – изобилие скульптуры. Часто многоярусные купола сложных форм. Бесконечное повторение, дублирование одних и тех же приемов.

Собор св. Петра (Ватикан)
И. Грабарь так пишет о римской архитектуре эпохи барокко: «Неврастеническая восторженность удваивает и утраивает все средства выражения: уже мало отдельных колонн, и их, где только можно, заменяют парными; недостаточно выразительным кажется один фронтон, и его не смущаются разорвать, чтобы повторить в нем другой, меньшего масштаба. В погоне за живописной игрой света архитектор открывает зрителю не сразу все формы, а преподносит постепенно, повторяя их по два, по три и по пяти раз. Глаз путается и теряется в этих опьяняющих волнах форм и воспринимает такую сложную систему подымающихся, опускающихся, уходящих и надвигающихся, то подчеркнутых, то теряющихся линий, что не знаешь, которая же из них верная? Отсюда впечатление какого- то движения, непрырывного бега линий и потока форм. Своего высшего выражения этот принцип достигает в приеме «раскреповок», в том многократном дроблении антаблемента, которое вызывает вверху здания прихотливо изгибающуюся линию карниза. Прием этот возведён мастерами барокко в целую систему, необыкновенно сложную и законченную. Сюда же надо отнести и прием групповых пилястр, когда пилястры получают по сторонам ещё полупилястры, а также прием плоских рам, обрамляющих междупилястровые интервалы». Такими средствами в архитектуре взамен ренессансного идеала ясной, устойчивой и завершенной в себе гармонии создавалось «призрачное ощущение».

Отличительные детали барокко – атланты (теламоны), кариатиды – для поддержки сводов, играющие роль колонн; маскароны (вид скульптурного украшения здания в форме головы человека или животного анфас).

Пожалуй, именно в архитектуре барокко представлено во всей полноте и разнообразии. Всех архитекторов этого стиля сложно даже перечислить, назовём лишь несколько имён: Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б. Ф. Растрелли в России, Ян Кристоф Глаубиц в Польше.
В итальянской архитектуре самым знаменитым представителем барокко был Карло Мадерна (1556-1629 гг.). Его главное творение – фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г.).

Санта Сусанна (Рим)
Скульптор Лоренцо Бернини был также архитектором. Ему принадлежит оформление площади собора св. Петра в Риме и интерьеры, а также другие строения.

Площадь собора св. Петра в Риме
Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (Фландрии), Нидерландах, России, Франции, Речи Посполитой (Польше). В начале XVIII в. во Франции появился свой стиль, разновидность барокко – рококо . Он преобладал не во внешнем оформлении зданий, а только в интерьерах, а также в оформлении книг, в одежде, мебели, живописи. Стиль был распространен повсюду в Европе и в России. Но о нём мы расскажем позже. Сейчас же остановимся на русском барокко.

Барокко в России

В России барокко появилось ещё в конце XVII в. (его называли «нарышкинским барокко», «голицынским барокко»). В правление Петра I получает развитие в Санкт-Петербурге и пригородах в творчестве Д. Трезини так называемое «петровское барокко» (более сдержанное), оно достигает расцвета в правление Елизаветы Петровны в творчестве С. И. Чевакинского и Б. Растрелли.

Петровское барокко

Этим термином пользуются историки искусства для характеристики художественного стиля, одобренного Петром I и широко использованного для проектирования зданий в новой российской столице Санкт-Петербурге.
Это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры. Хотя сводить всё многообразие архитектурных решений петровских архитекторов к барокко можно только с известной долей условности, т.к. здесь присутствуют черты классицизма и готики.
Архитектуре петровского времени свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов. В отличие от нарышкинского барокко, популярного в это время в Москве, петровское барокко представляло собой решительный разрыв с византийскими традициями, которые доминировали в российской архитектуре почти 700 лет. Голицынское барокко имело сходство с итальянскими и австрийскими образцами.
К числу первых строителей Петербурга принадлежат Жан-Батист Леблон, Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Дж. М. Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови. Все они прибыли в Россию по приглашению Петра I. Каждый из этих архитекторов вносил в облик сооружаемых зданий традиции своей страны, той архитектурной школы, которую он представлял. Курируя осуществление их проектов, традиции европейского барокко усваивали и русские зодчие, как, например, Михаил Земцов.

Петровские ассамблеи

Они были прообразом дворянского бала. Пётр I ввёл ассамблеи в культурную жизнь русского общества в декабре 1718 г.
Идея была заимствована Петром из форм проведения досуга, виденных им в Европе. Они проводились во все времена года, летом – на открытом воздухе. В программу ассамблей входили еда, напитки, танцы, игры и беседы. Согласно указу, посещение ассамблей было обязательно не только для дворян, но и для их жён, за чем зорко следил «царь балов» Ягужинский. Вчерашние бояре всячески пытались уклониться от участия в ассамблеях, не желая одеваться по новой моде и считая подобное времяпрепровождение неприличным. Недовольство вызывало и участие в увеселениях женщин. Для упреждения «прогулов» Ягужинский просматривал списки приглашённых на ассамблеи и вычислял «нетчиков». Вот так тяжело приживалась европейская мода (в данном случае стиль барокко) в России.

Доменико Трезини (1670-1734)

Итальянец, родившийся в Швейцарии. С 1703 г. работал в России, став первым архитектором Санкт-Петербурга. Трезини заложил основы европейской школы в русской архитектуре.

Петропавловский собор – одна из самых известных работ Доменико Трезини
Другие его работы:
Проект комплекса Александро-Невской лавры (1715 г.)
Аничков мост (1721 г.). Перестроен для увеличения пропускной способности переправы. Новый проект – деревянный 18-пролётный мост, в середине разводной пролёт. Строительство вёл голландский мастер Х. ван Болос.

Аничков мост (современный вид)
Петропавловский собор (1712-1733 гг.) Возведён на месте одноимённой деревянной церкви. Шпиль колокольни с фигурой летящего ангела водружён голландским мастером Х. ван Болосом.
Дом Трезини (1721-1726 гг.). Проектирование осуществлял сам Трезини, строительством занимался М. Земцов.
Расширение Зимнего дворца Петра I для Екатерины I (1726-1727 гг.)

Бартоломе́о Франче́ско Растре́лли (1700-1771)

Л.К. Пфандцельт «Портрет Растрелли»
Русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств. Наиболее яркий представитель так называемого елизаветинского барокко.
Его работы:

Рундальский дворец (Латвия). Выстроен в стиле барокко по проекту Ф. Б. Растрелли для Э. И. Бирона в 1736-1740 гг.).
Митавский дворец (Латвия). Построен в XVIII в. по проекту Бартоломео Растрелли как парадная городская резиденция герцогов Курляндии и Семигалии в их столице Митаве (ныне Елгава).
Большой дворец (Петергоф). Расположен на южном берегу Финского залива.

Андреевская церковь (Киев). Православный храм в честь апостола Андрея Первозванного; построен в стиле барокко по проекту Бартоломео Растрелли в 1754 г.
Смольный собор (1748-1764), Воронцовский дворец (1749-1757), Большой Екатерининский дворец (1752-1756) – все в Санкт-Петербурге; павильон «Грот» в Царском Селе (1753-1757), павильон «Эрмитаж» в Царском Селе (1744-1754), Царский дворец в Киеве (1752-1770), Строгановский дворец и Зимний дворец в Санкт-Петербурге (1753-1762).

Зимний дворец (Эрмитаж)
Перечислены только сохранившиеся постройки этого архитектора. К сожалению, не всё, созданное Растрелли, сохранилось до настоящего времени.

Барокко в скульптуре

Величайшим скульптором и признанным архитектором XVII в. был итальянец Лоренцо Бернини.

Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680)

Д.Л. Бернини «Автопортрет»
Самыми известными его скульптурами являются мифологические сцены похищения Прозерпины богом подземного царства Плутоном и чудесного превращения в дерево нимфы Дафны, преследуемой богом света Аполлоном, а также алтарная группа «Экстаз святой Терезы» в одной из римских церквей. Эта скульптура с вырубленными из мрамора облаками и словно развевающимся на ветру одеянием персонажей, с театрально преувеличенными чувствами, очень точно выражает позицию скульпторов этой эпохи.

Д.Л. Бернини «Похищение Прозерпины» (1621-1622). Галерея Боргезе

Д.Л. Бернини «Экстаз святой Терезы»

Литература барокко

В литературе барокко у писателей и поэтов проявилась тенденция воспринимать реальный мир как иллюзию или сон. Часто использовались аллегорические изображения, символы, метафоры, театральные приёмы, антитезы, риторические фигуры. Заметна тяга к символике ночи, теме бренности и непостоянства, жизни-сновидения. Одна из пьес П. Кальдерона так и называется: «Жизнь есть сон». Действия романов часто переносятся в вымышленный мир античности, в Грецию, придворные кавалеры и дамы изображаются в виде пастушков и пастушек, что получило название пасторали . В поэзии – вычурность, использование сложных метафор. Распространены сонет, рондо, кончетти (небольшое стихотворение, выражающее какую-нибудь остроумную мысль), мадригалы (любовно-лирическое музыкально-поэтическое произведение).
В России к литературе барокко относятся С. Полоцкий, Ф. Прокопович.

Симео́н По́лоцкий (в миру Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович,1629-1680)

Деятель восточнославянской культуры, духовный писатель, богослов, поэт, драматург, переводчик, монах-базилианин, придворный астролог. Был наставником детей русского царя Алексея Михайловича: Алексея, Софьи и Фёдора.
Он также был одним из первых русских поэтов, автором силлабических виршей на церковнославянском и польском языках. Кроме стихотворного переложения Псалтири под названием «Псалтырь Рифмотворная», Полоцкий написал множество стихотворений, составивших сборник «Рифмологион», в которых воспевал разные события из жизни царского семейства и придворных, а также множество нравственно-дидактических поэм, вошедших в «Вертоград Многоцветный». Это сборник является вершиной творчества Симеона Полоцкого, а также одним из наиболее ярких проявлений русского литературного барокко.
С. Полоцкий написал также две комедии (школьные драмы) для зарождавшегося театра, особенным успехом пользовалась «Комедия притчи о Блудном сыне».

Музыка барокко

Музыка барокко появилась в конце эпохи Возрождения и предшествовала музыке классицизма . Вычурные формы, сложность, пышность и динамика были свойственны и музыке. Но многие произведения времени барокко стали классикой и исполняются до настоящего времени: фуги Иоганна Себастьяна Баха, произведения Георга Фридриха Генделя, «Времена года» Антонио Вивальди, «Вечерня» Клаудио Монтеверди.

Э.Г. Осман (Хаусманн) «Портрет И. С. Баха»
Для барочной музыки характерен музыкальный орнамент, ставший в расцвете стиля весьма изощрённым, развились способы игры на инструментах. Расширились рамки жанров, выросла сложность исполнения музыкальных произведений. В эпоху барокко появилась опера . Многие музыкальные термины барокко используются до сих пор.

Ф.М. де Ла Каве «Портрет А. Вивальди»

Мода барокко

Мода эпохи барокко соответствует во Франции периоду правления Людовика XIV, второй половине XVII в. Это было время абсолютизма. При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. Костюм был подчинен этикету. Именно Франция была законодателем моды в Европе, поэтому в других странах быстро переняли французскую моду: в Европе установилась общая мода, а национальные особенности сохранились только в народном крестьянском костюме. До Петра I европейские костюмы в России почти не носили.
Костюм отличался чопорностью, пышностью, изобилием украшений. Идеалом мужчины был Людовик XIV, «король-солнце», искусный наездник, танцор, стрелок. Он был низок ростом, поэтому носил высокие каблуки.

Н. де Ларжильер «Портрет Людовика XIV с семьёй»
Поскольку Людовика короновали в возрасте 5 лет, то в моду вошли короткие курточки (брасьер), украшенные кружевами, штаны (ренгравы), похожие на юбку, тоже обильно украшенные кружевами. Жюстокор – тип кафтана, длиной до колен, его носили застегнутым, поверх него – пояс. Под кафтан надевали камзол без рукавов. Кафтан и камзол через 200 лет превратятся в пиджак и жилет. Воротник у жюстокора сначала был отложной, с полукруглыми вытянутыми вниз концами, а позже его сменило жабо. Кроме кружев, на одежде было много бантов. До Людовика XIII были популярны сапоги (ботфорты). В сапогах ходили даже на балах. Их продолжали носить и при Людовике XIV, но только уже в военных походах. В гражданской обстановке на первое место вышли туфли. До 1670 г. они украшались пряжками, а затем бантами. Сложно украшенные пряжки называли аграф.
Мужчины носили пышные парики, высоко торчащие вверх и распускавшиеся по плечам. Парики вошли в обиход при Людовике XIII, который был лыс. Позже они стали намного пышнее. Шляпы в 1660-е годы были широкополые с высокой тульей. В конце века их сменила треуголка, которая осталась популярной и в XVIII в.

Барокко в одежде
Женское платье было на подкладке из китового уса. Оно плавно расширялось к низу, сзади носили шлейф. Полный женский костюм состоял из двух юбок: нижней (фрипон, светлой) и верхней (модест, более тёмной). Нижняя юбка была видна, верхняя расходилась в стороны от нижней части лифа. По сторонам юбку украшали драпировки. Драпировки были также и по краю декольте. Талия - узкая, под платьем носили корсет.
В 1660-е годы модны были прически манчини и севинье, а позже в моду вошла прическа фонтанж. Это высокая прическа из множества локонов.

В моду вошли зонтики, у женщин – муфты, веера. Косметика использовалась без меры: лепили на лице всевозможные мушки (чёрная мушка создавала контраст с напудренными лицами и париками). Мужчины и женщины носили трости.
Популярными материалами того времени были шерсть, бархат, атлас, парча, тафта, муар, камлот, хлопок.

Барокко в интерьере

Здесь характерна показная роскошь. Большое распространение получила настенная роспись, хотя она была популярна и ранее.

Интерьер барокко
В интерьерах использовалось много цвета и крупных, богато украшенных деталей: потолок, украшенный фресками, мраморные стены, позолота. Характерны были цветовые контрасты, например, мраморный пол, оформленный плитками в шахматном порядке. Обильные позолоченные украшения – также характерная черта барокко.
Мебель была предметом искусства и предназначалась для украшения интерьера. Стулья, диваны и кресла обивались дорогой тканью. Были широко распространены огромные кровати с балдахинами и струящимися вниз покрывалами, гигантские шкафы.

Зеркала украшались скульптурами и лепниной с растительным узором. В качестве материала для мебели часто использовался южный орех и цейлонское чёрное дерево.
Стиль барокко подходит только для больших помещений, так как массивная мебель и украшения занимают большой объём в пространстве. Кстати, уже есть тенденция к его возвращению - некоторые обустраивают свои квартиры в этом стиле.

Наиболее известным и значительным художником итальянского барокко был Джовани Лоренцо Бернини (1598-1680). Он прославлял и абсолютизм и католицизм. Это был человек огромной творческой энергии, которой поражал разнообразием дарований: архитектор, скульптор, декоратор, живописец, рисовальщик. Он из тех редких художников, кто прожил долгую и безбедную жизнь. Фактически на протяжении всей жизни Бернини был диктатором художественной римской жизни.

С одной стороны, его творчество есть отражение требований церкви (не случайно церковь всегда покровительствовала его таланту); с другой - оно расширило возможности пространственных (пластических) видов искусства. С одной стороны, он составил славу католического искусства, с другой - он же «развратил» церковную пластику, создал скандальный, вертлявый, неприлично кокетливый тип религиозных статуй, который стал каноном на целый век.

Одна из знаменитых скульптур Бернини - Давид. Он представлен совсем по - иному, чем у Микеланджело. Там - покой, здесь - экспрессия, чувство, порывистое движение. То же можно видеть и на лице. Оно искажено гримасой гнева и ярости. Поистине неисчерпаемы библейские образы и их трактовка. В отличие от монументальности возрожденцев, Бернини стремится к конкретности изображения события.

Действие, динамика - стержень решения композиций Бернини («Похищение Прозерпины», «Аполлон и Дафна»). Этот великолепный художник сумел одним из первых (после античных скульпторов) подойти к проблеме передачи движения пространственным видом искусства.

Особенно выразительно это представляло в его скульптуре «Аполлон и Дафна» (история Аполлона и Дафны рассказана Овидием. Аполлнон преследует Дафну, дочь земли Геи и бога рек Пенея (или Ладона), давшую слово сохранить целомудрие и остаться безбрачной, подобно Артемиде. Она обратилась за помощью к богам, и боги превратили ее в лавровое дерево. Тщетно Аполлон обнимал его, назад в Дафну оно не превратилось. А лавр стал с этих пор излюбленным священным растением Аполлона). Бернини удивительно точно передал момент метаморфозы тела нимфы в корни, листья, ветви дерева. Камень передает и нежность кожи Дафны, и легкость волос, и поверхность появляющегося дерева. Наверное, впервые скульптура была столь откровенна и достоверна.

Бернини сумел подойти к жанру скульптурного портрета.

Портрет кардинала Шипионе Боргезе передает и дряблость кожи, и атлас мантии, и характерное движение, чувствуется человек самоуверенный, умный, чувственный, властный.

Бернини создал ряд замечательных так называемых парадных портретов (иногда говорят парадно - романтических).

Например, портрет Франческо д,Эсте изображает истинного властелина, суверена. Одним из самых характерных произведений Бернини в этом жанре является портрет Людовика XIV. Даже не зная, чей портрет перед нами, можно догадаться, что это король. Бернини показывает наряду с величием и аристократическую спесь, пустое высокомерие, эгоизм.

Э. Фукс в «Иллюстрированной истории нравов» пишет об эпохе барокко как раз как о «художественном отражении княжеского абсолютизма, художественной формуле величия, позы, представительственности… Выше монарха ни в идее, ни на практике нет никого… В лице, абсолютного государя на земле шествует, само божество. Отсюда великолепие, отсюда золотом сверкающая пышность, в которую облекается абсолютный монарх… чопорный, до мельчайших подробностей продуманный церемониал, которым обставлена каждая услуга, оказываемая ему с момента пробуждения и до минуты его погружения в сон»

Людовик XIV не умел ни читать, ни писать. Но тем не менее, отмечает э. Фукс, когда знаменитый Ж. Б. Кольбер (министр финансов с 1665 г.) узнал, что его сын причислен к придворным Людовика XIV, то усмотрел в этом высшее счастье. Он обращался к Людовику так: «Сир, наша обязанность благоговейно молчать и ежедневно благодарить Бога за то, что Он позволил нам родиться под скипетром государя, не признающего иных границ, кроме собственной воли». Искусство Бернини, явленное в портрете Людовика XIV, замечательно отражает психологию и язык эпохи абсолютизма.

В скульптурных работах Бернини захватывают патетика чувств, зрелищное великолепие, живописные эффекты, сочетание разных по фактуре и цвету материалов, использование света. Папские надгробия - фактически театральные мизансцены, все в них создано так, чтобы вызвать шквал эмоций (в частности, этим отличаются надгробия папы Александра VII папы Урбана VIII).

Не оставил Бернини без внимания и излюбленные культовые сюжеты XVII в. - мученичества, экстазы, видения и апофеозы. Так, сюжетом его знаменитой скульптурной композиции «Экстаз святой Терезы» послужило одно из писем испанской монахини XVI в., в котором она рассказала, как увидела ангела, посланного ей Богом. Бернини удалось передать внутреннее состояние этой монахини, что не приходилось еще делать никому из художников.

Персонажи композиции появляются перед зрителем неожиданно. Алтарная стена как бы раскрывается, колонны расступаются. Выполненные в белом мраморе фигуры Терезы и ангела напоминают видение. Но для Терезы ангел - реальность. Прекрасно запечатлен момент высшего душевного волнения. Голова запрокинута, рука бессильно повисла. Изломанные складки одежды только усиливают страстность переживания. Перед нами действительно мучительный и сладостный экстаз. (Налицо совершенно определенная ориентация западного католического искусства на переживание, а не на мистическое чувство. В скульптуре, воссоздающей совершенно точное религиозное чувство, безусловно, присутствует сильный налет эротизма, чего никогда не было, например, в русской иконе.) в композиции особую роль играет свет, отражающийся от латунных лучей, что также усиливает переживание. Скульптурная композиция находится в капелле Корнаро.

Творчество Бернини отличается еще и тем, что он ищет для усиления выразительности новые приемы, обращается к синтезу искусств (скульптура и архитектура). Например, балдахин и кафедра в соборе св. Петра. Бернини извлекает из традиционных материалов невиданные пластические эффекты.

К прекраснейшим созданиям Бернини принадлежат фонтаны, исполненные огромной динамической силы. Здесь интересен союз скульптуры и воды. Например, знаменитый фонтан Тритон, фонтан «Четырех рек». Фонтаны Бернини стали неотъемлемой частью архитектуры Рима.

Бернини остался в истории и как знаменитый архитектор. В зодчестве барокко исчезает гармония форм, присущих архитектуре Возрождения. Вместо равновесия частей - их борьба, контрасты, динамическое взаимодействие.

Усложняется рельеф стены, формы повышено пластичны, как бы подвижны, они «порождают» и продолжают друг друга. Архитектура барокко как бы втягивает человека в свое пространство.

К творениям Бернини относится церковь Сант Андреа аль Квиринале (фасад словно изгибается, ограда вогнутой формы, полукруглые ступени, в основе плана церкви очертания эллипса, интерьер обходят капеллы - ниши; ниши, колонны, пилястры, скульптура видны в сложных ракурсах, что создает впечатление их бесконечного разнообразия; интересно и решение купола: кессоны расположены уменьшающимися в размерах к центру, что создает иллюзию особенной легкости купола и особой устремленности его ввысь.

Очень интересно и решение «Королевской лестницы» в Ватикане. Различными перспективными приемами Бернини создает иллюзию ее огромного масштаба и протяженности.

Во дворце Барберини помещения расположены анфиладой, по одной оси, и это постепенное раскрытие, своеобразное «движение» пространства задавало приподнято - величавый ритм праздничным церемониям.

Площадь перед собором святого Петра - одно из великих творений Бернини.

Две галереи, переходящие в колоннаду, охватывают пространство площади, «подобно распростертым объятиям», по выражению Бернини. Центр площади (ее общая глубина 280 м) отмечен обелиском, фонтаны по сторонам от него определяют ее поперечную ось. Площадь перед собором особенно отчетливо выявляет архитектурный гений Бернини, его способность моделировать пространство. Направляясь к собору, человек должен идти под колоннадой или вдоль нее, поэтому он воспринимает здание с различных точек зрения и в единстве с колоннадой и фонтанами.

Бернини добился впечатления композиционного единства собора - здания, строившегося различными мастерами на протяжении двух столетий. Фасад собора вырастает перед идущим в момент непосредственного приближения к нему, но грандиозная площадь уже психологически настраивает человека на это восприятие (один из принципов барокко - неожиданность, стремление поразить воображение, все это присутствует у Бернини). Площадь перед собором считается лучшим архитектурным ансамблем Италии XVII в. (И. Прусс).

Все это, вместе взятое, усиливало настроение религиозной патетики.

Архитектурное творчество Бернини подтверждает эмоциональное начало.

Церковь Сант - Карла знаменитого Франческо Борромини представляет собой со стороны фасада поистине живой организм, в ней присутствует беспокойный ритм архитектурных форм. Она предстает как эффективное декоративное зрелище.

Живописец Караваджо (1573-1610) - олицетворение безудержного темперамента в живописи. Характерной чертой его творчества является типаж. В его творчестве представлены народные образы («Мученичество апостола Петра»).

Особое место в направлении барокко занимает Питер Пауль Рубенс. Этот фламандский художник многими искусствоведами относим к барочному направлению в искусстве.

Рубенс - ярчайший представитель эпохи барокко. Стремление к торжественному «большому стилю» (следствие утверждения европейских монархий) сочеталось в барокко с отношением к миру как сложному и изменчивому целому. Отсюда - все то, что считается «фирменным» знаком барокко: контрастность, напряженность, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии.

Питер Пауль Рубенс родился 28 июня 1577 года в Зигене, в Вестфалии (ныне это часть Германии). Он был седьмым ребенком в семье юриста Яна Рубенса. Долгое время семья Рубенсов жила в Антверпене, но в 1568 году переехала в Кельн. Дело в том, что около этого времени Ян стал склоняться к протестантизму, что вызвало сильное недовольство со стороны местной католической общины. В Кельне он получил должность секретаря при Анне Саксонской, жене Вильгельма I Оранского.В 1591 году Рубенс начал учиться живописи. Некоторое время он работал подмастерьем у Тобиаса Верхахта; около четырех лет -- у Адама ван Норта; еще два года -- у Отто ван Вена. В 1598 году его, наконец, приняли в Гильдию художников св. Луки. Первые учителя Рубенса были весьма посредственными живописцами, однако учеба у ван Вена пошла Рубенсу на пользу. В мае 1600 года Питер Пауль отправился в обетованную страну художников. Он прожил в Италии восемь лет, которые и определили его будущее. Вряд ли кто-нибудь из североевропейских живописцев, приезжавших в те годы в Италию, погрузился в итальянскую культуру так же глубоко, как Рубенс. В октябре 1608 года Рубенс получил извещение о том, что его мать тяжело больна. Он поспешил в Антверпен, но увидеть свою мать живой ему уже не довелось. 23 сентября 1609 года Рубенс получил место придворного художника при дворе эрцгерцога Альберта и его жены Изабеллы, правивших тогда Фландрией от имени испанской короны, а спустя десять дней женился на 17-летней Изабелле Брант. В следующем году Рубенс окончательно обосновался во Фландрии, купив большой дом в Антверпене.На протяжении следующего десятилетия Рубенс активно участвовал в этой работе, создавая один за другим удивительные алтарные образы. Среди них выделяются триптихи «Водружение креста» и «Снятие с креста», написанные для Кафедрального собора Антверпена. Первый жестокий удар судьба нанесла ему в 1623 году, когда умерла дочь Рубенса (у него было еще два сына), а второй -- в 1626 году, когда скончалась его жена («друг и незаменимый помощник», как писал сам Рубенс в одном из своих писем).Счастье сопутствовало художнику и в личной жизни. В 1630 году Рубенс женился на 16-летней Елене Фоурмен, племяннице своей первой жены. Этот брак, как и первый, оказался очень удачным. У Рубенса и Елены родилось пятеро детей (последняя их дочь появилась на свет через восемь месяцев после смерти художника). В 1635 году Рубенс приобрел замок Стен, расположенный приблизительно в 20 милях к югу от Антверпена. Живя в замке, он очень полюбил писать местные пейзажи.30 мая 1640 года, находясь в Антверпене, Рубенс неожиданно скончался от сердечного приступа. Художника, которому исполнилось 62 года, оплакивал весь город.

Живопись Барокко (в пер. с ит. – «причудливый») принято называть художественный стиль, преобладавший в искусстве Европы в 16-18 веках.

Именно эта эпоха считается началом триумфа «западной цивилизации».

Оно возникло благодаря двум важным событиям Средневековья. Первоначально изменились мировоззренческие представления о человеке и мироздании, благодаря эпохальным научным открытиям того времени. В дальнейшем возникла необходимость власти создать имитацию собственного величия на фоне материального упадка. Для этого стали использовать художественный стиль, прославляющий могущество знати и церкви. Однако человек стал ощущать себя деятелем и созидателем и уже в сам стиль прорвались дух свободы и чувственность.

Этот художественный стиль возник в Италии, в частности в Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции, и распространился в другие страны после эпохи Ренессанса. В 17 веке Италия потеряла свое могущество в политике и экономике. Ее территория начинает подвергаться нападению со стороны иностранцев – испанцев и французов. Однако истощенная невзгодами Италия не потеряла своих позиций. Культурным центром Европы все равно осталась Италия. Церковь и знать стремилась показать свою мощь и состоятельность, но так как денег на это не было, они обратились к сфере искусства. Благодаря ему была создана иллюзия богатства и могущества.

Основными чертами данного стиля являются торжественность, парадность, пышность, жизнеутверждающий характер, динамичность.

Искусство барокко обладает смелыми контрастными масштабами колористики, тени и света, совмещении фантазии и реальности. Живописи этого направления характерны прогрессивные идеи о сложности мироздания, безграничном и многообразном мире, его непостоянстве.

Святое Семейство, Антонис ван Дейк Томас Говард, 2-й граф Арундель, Антонис ван Дейк Портрет Филадельфии и Елизаветы Уортон, Антонис ван Дейк

Человек – это часть мира, сложная личность, которая переживает жизненные конфликты.

Интерьер стали украшать портретами, подчеркивающими положение человека в обществе. Также очень популярны портреты правителей, на которых они изображены с античными Богами. Для барокко также свойственны натюрморты с изображением даров природы.

Джованна Гарцони Благая весть, Филипп де Шампень Джованна Гарцони

Художники направления барокко

Известными представителями барокко являются Рубенс, Ван Дейк, Снейдерс, Йорданс, Маульберч.

Немного художников, даже выдающихся, заслужили честь быть основоположниками этого стиля в искусстве живописи. Рубенс оказался исключением. Он создал волнующую, живую манеру художественного выражения. Этот способ письма присущ его раннему произведению «Святой Георгий, поражающий дракона». Стиль Рубенса характеризуется показом крупных и тяжелых фигур в действии – они возбуждены и эмоциональны. Его картины наделены огромной энергией.

Никому не удавалось изобразить людей и животных в смертельной схватке так, как Рубенсу.

Раньше художниками изучались прирученные звери, они изображали их вместе с людьми. Эти работы обычно демонстрировали анатомические знания о строении животных. Их образы брали из рассказов Библии или мифов. Воображение художника порождало реальные картины сражающихся людей и зверей в настоящей схватке.

К этому стилю относятся и другие мастера живописи, к примеру, Караваджо и его последователи. Их картины реалистичные и обладают мрачными цветами.

Караваджо – наиболее значимый творец среди итальянских художников.

Его картины основываются на религиозных сюжетах. Им создан контраст эпох между поздней античностью и Новым временем.

Марта и Мария Магдалина, Караваджо Музыканты, Караваджо Христос у столба, Караваджо

В Германии, Австрии, Словакии, Венгрии, Словении, Хорватии, Западной Украине, Польше, Литве стиль барокко переплетался с тенденциями рококо. Так, во Франции основным стилем 17 века считался классицизм, барокко же считалось до середины столетия побочным течением, но в дальнейшем оба направления объединились в один большой стиль.

Название нового стиля происходит от итальянского слова barocco, что значит «причудливый, странный, склонный к излишествам», или от названия жемчужины неправильной формы – perola baroca.

Этот стиль появился в ХVI – XVII вв. в итальянских городах Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции, и затем распространился на другие страны Европы (вплоть до середины ХVIII в.) Искусство барокко призвано было прославлять могущество знати и церкви (в особенности католической), создавать в храмах и дворцах атмосферу пышности и великолепия, а также внушать идеи свободы и созидательной мощи человека.

Главные особенности этого стиля – торжественность, величавость, способность выразить наслаждение жизнью и её полноту. А также – монументальность и динамизм. Язык этой живописи богат контрастами, игрой света и тени, оттенками цвета. Все эти средства направлены к одной цели – максимальной выразительности чувства и мысли.

Художник барокко черпает свои сюжеты из Библии и античной мифологии – они наиболее уместны в храмах и дворцах. Земная жизнь являет себя разве что в портретах (поскольку они пишутся с натуры), а также в произведениях художников независимого духа и незаурядной смелости (самый яркий пример – Караваджо.

Караваджо "Вакх"

Эпоха барокко породила множество художников различных специальностей – живописцев, скульпторов, архитекторов, ювелиров и пр. Это было естественным следствием социально-экономических преобразований общества в данную эпоху. Мелкие княжества объединяются в государства, образуются монархии с самодержавной властью короля, поддержанной властью высшего духовенства. Обновляются экономические и политические основы жизни общества. Появляется широкий контингент заказчиков живописи, скульптуры и прочих искусств. Художники оказываются весьма востребованы. Естественно, они выполняют социальный заказ – поддержка идеологии и удовлетворение вкусов владельцев капитала.

Однако – такова неодолимая сила искусства – помимо классовых заказов, оно служит также выражению общечеловеческих идей и стремлений. В этом можно убедиться, рассматривая произведения художников стиля барокко.

В данном тексте речь пойдёт о немногих, но наиболее признанных во все времена живописцах, в творчестве которых сосредоточены все самые характерные особенности данного стиля – так наз. парадигмы.

Небольшой перечень мастеров барокко:

Фландрия : Петер Пауль Рубенс (1577–1640), Франс Снейдерс (1579–1657), Давид Тенирс мл. (1610–1690), Антони Ван Дейк (1599-1641)

Италия : Аннибале Карраччи (1560–1609), Гвидо Рени (1575–1642), Доменико Фетти (1589–1623)

Голландия : Рембрандт Ван Рейн (1606–1669), Ван Гойен (1596–1656), Соломон Ван Рюисдаль (1600–1670)

Испания : Диего Веласкес (1599–1660), Хусепе де Рибера (1591-1652), Франсиско Зурбаран (1598-1664), Мурильо Бартоломе Эстебан (1617-1682).

Время – самый справедливый судья искусства. Четыре столетия европейского барокко сохранили для нас имена и произведения самых гениальных живописцев этой эпохи – тех, кто и теперь, в наше время вызывают живой отклик в нашей душе. Подобно Святой Троице – их три: Рубенс, Веласкес и Рембрандт. Их произведения воплощают всё самое характерное и ценное, что принёс в культуру человечества стиль барокко.

Петер Пауль Рубенс


Петер Пауль Рубенс "Бичевание Христа"

Этот библейский мотив трактован вполне реалистически – мы видим страшный эпизод так, как будто являемся свидетелями его в жизни. Мы слышим свист бича и звук ударов, ощущаем всю материальность этих тел, бешеную энергию палачей и страдальческую покорность Христа. Сама по себе композиция картины и динамика жестов вызывают ощущение злобной звериной силы, терзающей беззащитное тело скованного Человека.

Эта картина – суровое осуждение жестокости и нечестия. Несомненно, бичеватели будут гореть в адском пламени вместе с теми, кто поручил им богопротивное дело.


Петер Пауль Рубенс "Благовещение"

Рубенс нашёл свой оригинальный приём для изображения чувств Марии, воспринявшей благую весть от архангела Гавриила. Она трепещет от радостного испуга – её тело принимает форму синусоиды. Над нею летает голубь-дух и ангелы в столбе света. Все каноны барокко выдержаны, но Мария, на наш взгляд, недостаточно проникнута святостью – несколько простовата лицом.


Петер Пауль Рубенс "Битва амазонок"

Эта картина – дань воинственному духу эпохи. Она призвана вдохновлять граждан обоих полов на ратные подвиги. Здесь как нельзя кстати барoчный переизбыток движения, энергии и обнажённых тел.


Петер Пауль Рубенс "Вакх"

Бог вина и веселья, надутый, как мех с молодым вином, олицетворяет грех чрезмерности в потреблении алкогольных напитков. Здесь в полной мере проявилась барoчная страсть к огромному и сугубо-материальному, доходящая до раблезианского снижения всего возвышенного.


Петер Пауль Рубенс "Одиссей и Навсикая"

Барокко высоко чтит и превозносит Природу. В пейзажах этого стиля небо огромно, даль безбрежна, горы величественны, а люди на этом фоне – ничтожны, даже если это такие герои классического эпоса, как Одиссей и Навсикая.

Диего Веласкес


Диего Веласкес "Автопортрет"

В его глазах мы читаем глубокую скорбь о бедствиях страны и разорении народа Испании злосчастного ХVII-го века. Прекрасное лицо Художника окружено непроницаемым мраком – это цвет черных дел испанских королей, католической церкви и инквизиции. Но всё же народная сила жизни ещё не угасла – это мы увидим на картинах Веласкеса, видим также и на его автопортрете – как бодро закручены его усы! Мы ещё поборемся!


Диего Веласкес "Кузница Вулкана"

Если бы не фигура Аполлона с сияющим нимбом вокруг головы – картина было бы вполне реалистической и жанровой. Кузнецы, занятые своим делом, видят молодого бога, принесшего поразительную весть и активно реагируют на неё. Разнообразие их движений, выразительность мимики и обнажённые тела – всё это входит в арсенал средств барокко, но на смену фантастике пришли наблюдения натуры. Очень красноречива лежащая на наковальне раскалённая полоса – метафора гнева Вулкана, а также наклон его корпуса – не только от хромоты, но и от нахлынувших чувств.


Диего Веласкес "Водонос"

Эту картину можно отнести к стилю барокко только по одному признаку: по контрасту глубокого мрака с яркой белизной. В остальном она принадлежит стилю «реализм ХVII века», в своих лучших произведениях достигающему высот метафизического искусства. Старик-водонос – не просто трудящийся человек, добывающий нелёгким трудом свой скудный хлеб насущный. Это человек, который свою жизнь полагает на то, чтобы снабжать человечество самым необходимым – чистой водой. Он доставляет людям не просто воду – это святая вода жизни, утоляющая жажду Знания и Веры. Мы читаем эту мысль на лице мальчика, принимающего бокал с водой. Старик изображён в профиль, что делает его фигуру монументальной, (в духе старинных медалей) и значительной; даже прореха на его одежде выглядит как благородная деталь костюма, а огромный кувшин образует пластическую рифму с его высокой и крепкой фигурой.


Диего Веласкес "Мария и Марфа"

Здесь Художник достигает такого психологизма, какой впору бы русским передвижникам ХIХ века. (Лк. 10:38-42). Марфа, обиженная замечанием Иисуса, вот-вот готова заплакать. Щёки её раскраснелись, и глаза жалобно смотрят на зрителя картины, ища у него моральной поддержки. Ведь должен кто-то позаботиться о трапезе для гостей? Ведь сам Иисус не осудил учеников, когда они жевали колосья в поле, несмотря на постный день. «Суббота для человека, а не человек для субботы», - сказал Он (Мр. 2:27).

Готовить ужин для самого Спасителя – тоже богоугодное дело.

Вполне реалистически изображён натюрморт на столе и сцена беседы Христа с Марией (впрочем, реализм этот можно назвать «метафизическим»).


Диего Веласкес "Прядильщицы"

Это полотно – редкое по жизнеутверждающей силе и оптимистическому настроению. Здесь царит творческий труд, Искусство и Красота. Трудами этих простых женщин создаётся замечательный гобелен в стиле барокко, полный движения и гармоничных красок. (К сожалению, приведенная здесь репродукция не передаёт колорита картины, светлого и воздушного).

(рис. 206, 207, 208) Замечательны также портреты и жанровые картины Веласкеса, изображающие Человека не столько в его единичности и особенности, сколько в общечеловеческом плане – как тот или иной тип личности.


Диего Веласкес "Старая кухарка"


Диего Веласкес "Трое за столом"

Диего Веласкес "Папа Иннокентий"

РЕМБРАНДТ ван Рейн

Об этом великом художнике написано очень много, и каждый пишущий находил в творчестве Мастера всё новые и новые достоинства. В нашем кратком обзоре обратим внимание на стилевые признаки работ голландского художника, и в особенности на то, как в его живописи мир отображается во всей своей неприкрытой реальности, однако, при этом взгляд Мастера умеет проникать в глубину вещей и явлений.


РЕМБРАНДТ ван Рейн "Автопортрет"

Мы видим здесь один из многих автопортретов Рембрандта. Повторяя этот сюжет много раз, он как бы следовал заповеди античной мудрости: «Познай самого себя» На этом портрете всё как будто традиционно: широкая шляпа, тёмный фон, трёхчетвертной поворот головы. Во взгляде – только внимание, без каких-либо эмоций. На лице почти отсутствует светотень. Портрет вполне реалистичен.


РЕМБРАНДТ ван Рейн "Аристотель с бюстом Гомера"

Лицо Аристотеля повторяет черты лица самого Рембрандта. Античный философ положил руку на голову великого поэта, как бы желая позаимствовать его мудрость и гениальность. В глазах философа – глубокая мысль, а на груди серебряная цепь. Это – цепь, связывающая культуру древней Эллады и Европы. Обширные черные поверхности картины символизируют тайны бытия, составляющие предмет размышлений поэта и философа.


РЕМБРАНДТ ван Рейн "Похищение Ганимеда"


РЕМБРАНДТ ван Рейн "Даная"

Эти античные сюжеты Рембрандт «осовременил» со всей присущей ему смелостью и несравненным мастерством. Опытные критики читают на лице Данаи возвышенное чувство радости общения с Божеством. Художник сумел убедить нас в этом.


РЕМБРАНДТ ван Рейн "Ослепление Самсона"

Здесь господствует дух барокко. Глубокое пространство, бешеное движение человеческих тел, разнообразие ракурсов, злодейство и мучительство, растрата человеческой энергии на бесчеловечные дела.


РЕМБРАНДТ ван Рейн "Возвращение блудного сына"

Что самое поразительное в этой картине? По-моему – босая пятка левой ноги блудного сына, свалившийся с его ноги шлёпанец и затылок, по форме повторяющий голую подошву. Более красноречиво засвидетельствовать глупость и ничтожество этого юноши – невозможно. Милосердие старика-отца не знает границ, его милосердие – это подвиг, уподобляющий отца общему Отцу человечества.

Гениальнее этой картины – последней в жизни Рембрандта – ничего быть не может. В ней назидание людям до скончания веков.

Эпоха Возрождения подошла к концу. Наступил XVII в., ставший новым этапом в истории западноевропейского искусства. Укреплялись национальные государства Европы, на смену умирающему феодальному строю шел капитализм. Нарастало недовольство народных масс своим положением. К политической власти рвалась крепнущая буржуазия. В странах с развитой промышленностью и торговлей (Англия и Голландия) буржуазные революции завершились победой нового общественного строя. Борьба с феодализмом была направлена и против католической церкви, стоявшей во главе реакционных сил.

В эту сложную эпоху складывалась новая культура, давшая миру великих ученых - Галилея, Лейбница, Ньютона, философов - Бэкона, Спинозу, Декарта, писателей - Шекспира, Сервантеса, Мольера.

Развивалось и изобразительное искусство, высшие достижения которого связаны главным образом с такими странами, как Италия, Испания, Голландия, Фландрия и Франция.

Главным стилевым направлением в искусстве этой эпохи стало барокко, родившееся в Италии в конце XVI в. Название «барокко» буквально означает «странным», «причудливым». Именно эти эпитеты удивительно соответствуют особенностям нового стиля, сохранявшего свою популярность в искусстве Западной Европы до середины XVIII в. Барокко свойственны такие черты, как страстность и яркость чувств, взволнованность, доходящая до преувеличения, парадная торжественность и пышность.

Правители и католическая церковь стремились использовать его в своих интересах, пропагандируя с помощью искусства свою силу и мощь и укрепляя в народе веру. Именно поэтому искусство барокко было наиболее развито в странах с католической религией.

В то же время в этом стиле выразились и прогрессивные представления о многообразии и изменчивости мира, а человек предстает как сложная личность со своим миром глубоких чувств и переживаний.

Живопись в искусстве барокко занимала особое место. В ней эпоху появились новые жанры и темы. Теперь художники использовали для своих произведений не только религиозные и мифологические мотивы, но и темы, связанные с реальностями окружающей жизни.

Некоторые исследователи разделяют живопись барокко на три части в зависимости от того, кто был ее заказчиком: церковную, придворную, буржуазную. Церковная живопись характерна для Испании, придворная свойственна Фландрии, а буржуазная - Голландии, которая в то время имела наиболее прогрессивный общественным строй.

Мастера барокко использовали в своих произведениях в основном теплые оттенки и плавные цветовые переходы, умело применяли светотеневые эффекты и контрасты светлых и темных тонов. Их картины отличаются напряженным драматизмом; позы героев неустойчивы, жесты и движения резки и преувеличенно выразительный Возведенные к небу очи святым и мучеников, невероятно изогнутые тела персонажей в мифологических композициях должны были усилить впечатление от изображенного на полотне и заставить зрителя сопереживать героям.

Живопись Италии

В Италии, на родине барокко, в XVII в. переживала расцвет фресковая живопись. Большой известностью пользовалась семья художников Карраччи, создавших множество стенных росписей на античные мотивы в Риме и Болонье. Лодовико Карраччи и его двоюродные братья Аннибале и Агостино Карраччи основали в 1585 г. в Болонье мастерскую-академию, где проводили обучение молодых художников по собственной программе, которая была направлена на создание монументально-торжественного искусства. Среди учеников академии особо выщелялись Гвидо Рени и Доменикино, работавшие в Риме в начале XVII в.

Микеланджело да Караваджо

Значительное место в итальянской живописи рубежа XVI-XVII вв. занимает творчество Микеланджело да Караваджо. Родился в 1573 г. в Ломбардии. Художественное образование получил в Милане. Поселился в Риме в начале 1590-х гг. Живописец пользовался покровительством кардинала дель Монте. В 1606 г. во время игры в мяч Караваджо поссорился с одним из участников развлечения и убил его на дуэли. Скрываясь от правительства, художник вынужден бежать в Неаполь, а затем - на остров Мальта. После ссоры с одним из представителей местной знати ему пришлось уехать на Сицилию. В 1608-1609 гг. Караваджо скрывался от наемных убийц в Сицилии и Южной Италии. В Неаполе художнику не удалось избежать нападения, во время которого он был ранен. В 1610 г. Караваджо отправился по морю в Рим, надеясь на прощение Папы, но, не добравшись до конечного пункта, ограбленным перевозчиками, умер от малярии.

Бунтарский дух Караваджо проявился и в его творчестве. Стремившийся к правде, художник в религиозных и мифологических композициях изображает людей из простонародья. Таковы герои его ранних работ («Маленький больной Вакх», ок. 1591; «Вакх», 1592-1593), в которым слащаво-красивые герои академического искусства уступают место образам простых итальянцев с характерными чертами лица (миндалевидным разрез глаз, полные губы, темные шелковистые кудри). Реальность персонажей подчеркивается деталями натюрморта: цветами, фруктами, музыкальными инструментами. Интерес к натюрморту заметен во многих работах Караваджо. В 1596 г. художник исполнил одну из первых в истории европейской живописи композиций в этом жанре - «Корзину с фруктами».

Стремясь к достоверности, Караваджо всегда изображает в своих произведениях реальную жизнь, какой бы грубой и беспощадной она ни была («Жертвоприношение Авраама», 1594-1596; «Юдифь и Олоферн», 1595-1596). По свидетельствам современников, живописец, приглашенным на выставку античным статуй, остался равнодушен к их холодной красоте и, указав на толпы людей вокруг, сказал, что именно они, простые современники, вдохновляют его. В доказательство своих слов художник остановил проходившую мимо цыганку и написал ее предсказывающей судьбу молодому человеку. Так появилась знаменитая «Гадалка» (1595).

Своих героев Караваджо ищет на улицах, в маленьких тавернах, в богемной среде. Он пишет игроков, музыкантов («Игроки», 1594-1595; «Лютнист», 1595).

В зрелые годы Караваджо обращается к монументальному искусству. События Священной истории для церквей Сан-Луиджи деи Франчези и Санта-Мария дель Пополо он изображает так же реалистично и правдиво, как и жанровые сцены. Заказчики были недовольны этим: полотно «Апостол Матфей с ангелом» церковь не приняла, т. к. внешность святого показалась ей грубой и неприличной. Художнику пришлось писать другую картину.

Настоящими шедеврами стали две монументальные композиции Караваджо: «Положение во гроб» (1602) и «Успение Марии» (1605-1606). Последнее произведение из-за реалистичности изображения смерти Богоматери было отвергнуто заказчиком - римской церковью Санта-Мария делла Скала. Художник трактует тему вознесения Марии как простую жизненную драму: смерть обычной женщины оплакивают ее родные и близкие.

Картина «Положение во гроб» отмечена глубоким трагизмом, но в то же время ее отличают сдержанность и правдивость, нет в ней преувеличенной экспрессии и экзальтации, свойственным живописи многих художников эпохи барокко. Изображая мертвого Христа и скорбно застывших вокруг него людей, художник стремится передать идею героической смерти и делает это убедительно и реалистично.

Жизненные невзгоды и постоянные столкновения с церковью приводят к усилению трагического звучания в произведениях Караваджо последних лет жизни («Бичевание Христа», 1607; «Семь деяний милосердия», 1607).

Большое внимание итальянский мастер уделяет передаче освещения: действие в его произведениях происходит обычно в полутьме, сноп света, идущий из глубины, пересекает пространство полотна (т. н. подвальное освещение). Многие художники XVII в. использовали в своих работах этот прием, придающий драматизм изображению.

Творчество Караваджо оказало большое влияние не только на итальянских, но и на иностранных художников, работавших в Риме. Последователи живописца распространили его манеру, получившую название «караваджизм», по другим европейским странам.

Большинство итальянских караваджистов не достигли вершины славы великого мастера. Среди них можно выделить работавших в первой половине XVII в. Бартоломео Манфреди, Орацио Джентилески, Джованни Серодине, Джованни Баттисту Караччолло по прозвищу Баттистелло. В начале своего творческого пути караваджизмом увлекались Рубенс, Рембрандт, Вермер, Веласкес, Рибера.

Большой популярностью в XVII в. в Неаполе пользовался Сальватор Роза, чье имя связывают с появлением в живописи романтического пейзажа.

Сальватор Роза

В 1615 г. в доме землемера и архитектора Витантонио Розы в небольшом городке Аренелла близ Неаполя родился мальчик. Назвали его Сальватором. Из окон ветхой усадьбы Казаччио открывался чудесным вид на Неаполь и вулкан Везувий. Вокруг селения было немало местечек, очаровывающих своей красотой: высокая скала Сан-Эльмо, крепость Борго ди Аренелла, возведенная во времена правления Карла V, холмы Вомеро и Позилиппо, остров Капри, побережье Неаполитанского залива с прозрачно-голубыми водами. Все эти образы позднее найдут полное отражение в картинах Сальватора Розы. С ранних лет будущий художник на маленьких клочках бумаги пробовал запечатлеть взволновавшие его картины природы.

Заметив в сыне стремление к знаниям, науке и искусству, родители решили определить его в иезуитскую коллегию конгрегации Сомаска, расположенную в Неаполе. Там Сальватор Роза получил разностороннее образование: занимался классической литературой, изучал грамматику, риторику, логику. Кроме всего прочего, получил музыкальное образование, научился играть на арфе, флейте, гитаре и даже пробовал сочинять небольшие музыкальные произведения (известны написанные им серенады-донцеллы). Некоторые серенады пользовались такой огромной популярностью у неаполитанцев, что те распевали их и днем, и ночью под окнами своих возлюбленным.

Спустя некоторое время Сальватор Роза оставляет коллегию и возвращается в родной городок Аренеллу, где знакомится с местным художником Франческо Фраканцано, бывшим учеником пользовавшегося в те дни необычайно большой популярностью испанского мастера живописи Хусепе Риберы. Увидев картины Франческо, Сальватор делает несколько копий с них, за что и заслуживает похвалу от Фраканцано, сумевшего разглядеть в юноше талант настоящего художника и посоветовавшего ему всерьез заняться живописью.

Начиная с этого момента Роза много рисует. В поисках новым образов он отправляется путешествовать по Абруццким горам. В это время появляются пейзажи с изображениями долин Монте-Саркио с потухшим вулканом, гротов Палиньяно, пещеры Отранто, а также развалин древних городов Канузии и Брундизии, руин арки и амфитеатра Беневенто.

Там же, в Абруццких горах и Калабрии, молодой художник встретил бродяг-разбойников, среди которых находились и те, кто был изгнан из общества «добропорядочным» людей за свободолюбивые, смелые мысли. Обличье этих бандитов настолько сильно потрясло Сальватора, что он решил запечатлеть их в своем альбоме. Их образы были использованы затем в поздних композициях уже зрелого мастера (здесь уместно вспомнить гравюру из сюиты «Каприччи», где показано пленение юноши разбойниками во главе с атаманшей), а также нашли свое отражение в картинах, изображающих батальные сцены.

Путешествие было плодотворным и значимым для развития пейзажного творчества молодого живописца. Во время странствий он делал множество зарисовок с видами итальянской природы. Перенесенные затем на картины, эти ландшафты необычайно реалистичны, живы, естественны. Создается впечатление, будто бы природа лишь заснула на какой-то миг. Кажется, через секунду все оживет, подует легкий ветерок, заколышутся деревья, защебечут птицы. В пейзажах Розы заключена огромная сила, особая экспрессия. Фигуры людей и постройки, являясь частью единого целого, гармонично сочетаются с картинами природы.

Первая выставка Сальватора Розы прошла в Неаполе. Одним из тех, кто заметил и по достоинству оценил работы молодого художника, был знаменитый мастер монументальной живописи Джованни Ланфранко, купивший для себя на выставке несколько пейзажей.

В середине 30-х гг. XVII в. Сальватор Роза переезжает в Рим - столицу мирового изобразительного искусства, где царствуют барокко и классицизм. Именно в Риме Роза знакомится с творчеством таких крупных мастеров живописи, как Микеланджело, Рафаэль, Тициан, Клод Лоррен. Их манера письма во многом повлияла на становление творческого метода и художественно-изобразительной техники Розы. Наиболее заметно это в картинах с морскими пейзажами. Так, «Морской порт» написан в лучших традициях К. Лоррена. Однако молодой художник идет дальше учителя. Его пейзаж - естественный и конкретный: идеальные, скорее даже абстрактные образы Лоррена заменены здесь фигурами обыкновенных рыбаков из Неаполя.

Спустя несколько месяцев Роза, тяжело заболев, покидает пышную и прекрасную столицу Италии. Возвращается обратно лишь в 1639 г. Летом этого года в Риме проводили карнавал, на котором Роза выступил в роли странствующего актера под маской Ковиелло (плебея, не смирившегося со своей судьбой). И если другие Ковиелло изо всех сил старались как можно больше быть похожими на настоящих крестьян, то Роза превосходно обыграл свою маску, сочинив целый спектакль и показав поющего и играющего на гитаре, веселого, не унывающего ни при каких обстоятельствах и жизненным невзгодах молодого человека. Карнавальное действо проходило на Пьяцца Навона. Сальватор Роза с небольшой группой актеров выезжал на повозке, богато украшенной цветами и зелеными ветками. Успех Розы был огромным.

После завершения карнавала все сняли маски. Каково же было удивление окружающих, когда обнаружилось, что под личиной крестьянина скрытался не кто иной, как Сальватор Роза.

После этого Роза решил заняться актерским ремеслом. Недалеко от Порта дель Пополо в одной из пустующих вилл он открывает свой театр. Содержание пьес, ставившихся под руководством Розы, искусствоведам и историкам не известно. Однако существуют факты, говорящие сами за себя: после премьеры спектакля, в котором актеры высмеяли придворный театр под руководством известного в то время архитектора и скульптора Лоренцо Бернини, кто-то нанял убийц для Розы. Они подстерегали его возле дома.

К счастью, покушение не состоялось - молодой человек остался жив. Однако в силу этих обстоятельств он вынужден был вновь уехать из Рима.

Ответив на приглашение кардинала Джованни Карло Медичи, Роза отправляется во Флоренцию. Здесь художник создает
знаменитый «Автопортрет».

Полотно отличается своеобразием исполнения. Молодой человек, представленный на портрете, кажется несколько угловатым. Однако в нем чувствуются кипучая энергия, необычайная по силе воля и решительность. На картине юноша опирается на доску с надписью на латыни: «Avt tace, Avt Loqver meliora silentio» («Или молчи, или говори то, что лучше молчания»). Эта надпись звучит как сквозная мысль всего художественного произведения и одновременно как кредо молодого человека, изображенного на полотне (а значит, и самого живописца).

Художник мастерски владеет игрой света и тени. Выразительность изображения достигается именно эффектом тени, резко и порой даже неожиданно переходящей в светлые пятна.

Не случайно фигура молодого человека расположена на фоне вечернего неба: образ гордого, независимого юноши в темных одеждах выделяется на светлом фоне, а потому становится ближе и понятнее зрителю.

В том же ключе созданы и известные сатиры Розы, среди который особое место занимают «Поэзия», «Музыка», «Зависть», «Война», «Живопись», ставшая своего рода гимном молодого литератора и художника. Здесь автор говорит о том, что живописцы, являясь служителями одной из сестер искусства - художественно-изобразительного творчества, должны хорошо разбираться в истории, этнографии, точных науках. Стиль Розы в поэзии, равно как и в живописи, проявился во всей его полноте. Его стихи энергичны, порывисты, эмоциональны и в некоторых местах чересчур грубы и резки. Они являются своеобразным противопоставлением сложившейся в то время в литературе жеманной и искусственно-театральной манере построения и звучания стихотворный форм.

Во Флоренции Сальватор Роза оставался до 1654 г. Дом его, по воспоминаниям современников, был тем местом, где постоянно собирались самые известные люди: поэт Р. Джамбатисти, живописец и литератор Ф. Бальдинуччи, ученым Э. Торричелли, профессор Пизанского университета Дж. Б. Риччиарди.

Одной из центральных в искусстве барокко быта идея «учить зрителя или читателя ненавязчиво, поучать посредством прекрасного». Следуя этому негласному правилу, художники создавали полотна, при взгляде на которые у зрителя возникали совершенно определенные ассоциации, вызывающие в памяти образы литературных героев. И наоборот, по мнению литераторов периода барокко, поэтическое произведение должно быть таким, чтобы по его прочтении перед глазами читателя представали живописные, яркие и красочные картины.

Почти все художественно-изобразительное творчество Розы основано на созданных им литературных образах. Именно так были написаны многие картины на сказочные сюжеты и полотна с батальными сценами, возникшие после создания сатир «Ведьма» и «Война».

Полотно под названием «Ложь» является хорошей иллюстрацией к стихотворению «С лица снимаю своего румяна я и краски». Заметно здесь и сходство главного героя картины с самим автором. Сальватор Роза демонстрирует прекрасное владение живописной техникой в передаче мимики и жестов. Сюжет построен на эпизоде, в котором два актера ведут беседу за кулисами театра после спектакля. Тон всему произведению задают необычные переходы света в тень и использование красок определенного цвета (темно-коричневым фон, желтоватые одежды актера символизируют ложь и обман). Особое значение приобретает взгляд одного из актеров, устремленный не на собеседника, а куда-то в сторону. Человек как будто пытается спрятать свои мысли от товарища.

Основную мысль полотна можно определить ставшими своеобразным девизом для искусства барокко словами У. Шекспира, сказавшего, что люди - актеры на театральных подмостках жизни. Главным приемом художественного изображения действительности и человека в театральной постановке является обман. Отсюда и идет в картине Розы связь понятия лжи с образом драматического актера, надевающего во время представления маску.

Мысль о возможности существования сверхчеловека, наделенного многими способностями, ярче всего проявляется у Сальватора Розы в портретах. Таковым является «Мужской портрет» («Портрет бандита»), на котором перед нами предстает человек с острым, пронизывающим, проницательным взглядом и застывшей на губах язвительной улыбкой. Этот образ нельзя назвать определенно однозначным. Есть в глазах бродяги что-то настораживающее и предупреждающее нас, зрителей, о сильном, решительном и гордом характере этого человека, эмоции которого могут прорваться и выйти наружу в любой момент. Портрет бандита оказывается сложнее открытого и несколько романтично настроенного юноши с полотна «Автопортрет». Двусмысленность в толковании образа возникает за счет особого сочетания и расположения на полотне света и тени. Необычайно яркая выразительность портрета достигается мастерским владением живописной техники и использованием контрастным красок (темная шляпа и светлый фон, белая сорочка и черная шуба).

Искусствоведы утверждают, что «Мужской портрет» - тот же автопортрет. Здесь автор, как профессиональный актер, пробует себя в роли бандита, каждую секунду готового вступить в борьбу со своими врагами. Современники писали, что и здесь (так же, как в «Автопортрете») во многом проявляется характер самого художника - бунтаря с решительным и сильным характером. Герой картины - уже не абстрактный персонаж, а реально существующий человек, в душе которого кипят бурные страсти.

Творчество Сальватора Розы является начальным этапом формирования и развития новой живописной формы - пейзажа-картины. Произведения, построенные подобным образом, соединяют элементы, реально существующие в обыденной жизни и вымышленные.

Особенно интересна и показательна работа Розы под названием «Пейзаж с мостом», хранящаяся в настоящее время в галерее Питти во Флоренции. На полотне представлен небольшой пейзаж с мостом и сразу же поднимающейся за ним в виде арки высокой скалой. Два путника едут по дороге. Они, видимо, заблудились в незнакомом для них месте. Спрашивают дорогу у какого-то оборванца. Вдали за скалой скрываются две фигуры. Солнце зашло за облако. У моста темно, из-за каждого куста или камня могут напасть на прохожего разбойники, скрывающиеся от правосудия и в одиночку ищущие правду.

Пожалуй, таковым может быть истолкование сюжета картины. Впечатление тревоги, некой двусмысленности создается в ней благодаря мастерскому владению художником техникой сочетания светлых пятен и теней. Солнечным свет, хорошо видным вдали, на заднем плане композиции, постепенно сменяется на полотне тенью, мраком, вызывая у зрителя тягостные ощущения и предчувствие опасности.

Изображенный на картине мост, а также арка-скала, уходящая ввысь, смена света и тени - все придает пейзажу необычайный динамизм, вдыхает в него жизнь.

Современники художника не раз говорили о присутствии и преобладании романтических элементов в творчестве Розы. Есть они и в «Пейзаже с мостом»: светлая, утонувшая в лучах солнца долина и темные, мрачные, полные тревожного ожидания скалы возле моста.

Часто природа оказывается в общей композиции доминантой. Причем этот элемент является значимым для оживления картины и создания определенного настроения и ассоциаций у зрителя. В картине «Испуг» особая выразительность достигается путем слияния человеческих фигур и природы в единое целое. Люди выступают здесь как неотъемлемая часть мира живой природы.

Особое настроение в пейзаже создается контрастом света и тени, в результате чего в картине появляются места, как бы вы-хваченные из мрака световым лучом. Ощущение беспокойства вызывается также и определенным положением фигур. Разворот тел, мимика и жесты людей, используемые художником, экспрессивные, густые краски вызывают у зрителя ощущение тревоги и надвигающейся опасности.

В настоящее время это полотно хранится в галерее Питти во Флоренции.

Сальватор Роза является создателем и такого вида пейзажа, как философский. Ярким примером служит знаменитым «Лесной пейзаж с тремя философами». Природа здесь не только задает тон общей композиции, но и выражает чувства, эмоции, душевное состояние трех мужчин, ведущих спор, быть может, о смысле земной жизни и ежедневной человеческой суете. Необычайная экспрессия выражена гнущимися под ветром могучими деревьями, стремительно движущимися вперед тучами, почти полностью закрывшими прозрачное небо, жестикулирующими людьми, пытающимися что-то доказать друг другу. Динамика и особая эмоциональность заданы в картине резкой сменой светлым и темным пятен.

Смелая, подчас даже несколько резковатая, волнующая зрителя манера письма Розы (контраст света и тени, детали пейзажа, яркая экспрессия общей композиции) была позднее продолжена в искусстве художниками-романтиками.

Тем же тревожным и мятежным характером отличаются и почти все натюрморты, созданные Розой. В Италии того времени большой популярностью пользовались картины-натюрморты Паоло Порпора и Джузеппе Рекко. Их полотна привлекали зрителей почти ощутимой реальностью выведенных образов. Создавалось впечатление, будто бы цветы, рыбы, фрукты не нарисованы, а просто перенесены на стену, приклеены к ней, настолько живыми они казались.

Следуя принципу искусства барокко (олитературивание произведений изобразительного искусства), Сальватор Роза создавал натюрморты, полные философского содержания. Постоянными объектами его внимания были древние книги в обветшалых переплетах, разнообразные музыкальные инструменты, нотные сборники, приборы для наблюдений за звездами и почти всегда - череп, символизирующий напрасную суету земной жизни - Vanitas (с лат. «суета сует») .

Сальватор Роза считается мастером в изображении батальных сцен. Выписывать битвы он научился в мастерской Аньелло Фальконе (1607-1656). На полотнах Фальконе невозможно найти героев главных и второстепенным. Все образы составляют единое целое и подчинены одной задаче: созданию реальной картины, передающей без каких-либо преувеличений характер той или иной битвы.

Та же манера свойственна и Розе. Его обращение к теме батальным сцен связано с ведением странами Западной Европы войны, названной позже Тридцатилетней.

Театр военным действий у Сальватора Розы необымайно выразителен и, как правило, располагается до самого горизонта на фоне разрушенных, застывших в молчании архитектурных построек (башен, дворцов, храмов) и прозрачно-голубого неба, местами закрытого еле заметными для глаз белыми облаками. Контраст чистого неба и поля, на котором разворачиваются драматические события с участием объятых ненавистью друг к другу людей с искаженными от боли или злобы лицами, еще более оттеняет и заостряет вечную для человечества тему бессмысленности и трагизма войны.

И здесь художник выступает как замечательный мастер, в совершенстве владеющий искусством сочетать свет и тень. Лучи света, выхватытая из мрака отдельные человеческие фигуры и лица, делают общую композицию выразительной, необымайно эмоциональной и динамичной.

Одной из самых интересных картин признана «Битва», изображающая сражение между отрядами повстанцев и регулярной испанской армией в период восстания под предводительством Т. Мазаньелло. Существует мнение, что Сальватор Роза участвовал в этом восстании. Предположение возникло в связи с тем, что на полотне, в левом углу, изображен сам художник. Догадка, помимо визуального сравнения, подтверждается еще и надписью на доспехах этого воина: «Saro» (Salvator Rosa).

Однако категорически утверждать участие Розы в восстании искусствоведы все же не могут. По мнению биографов, Сальватор Роза отсутствовал в это время в Неаполе. Он был во Флоренции и оттуда следил за страшными событиями, происходящими в большом городе. Необходимо заметить также, что художник целиком и полностью разделял взгляды повстанцев. И для того, чтобы хоть как-то выразить свое отношение к событиям и восставшим, решил изобразить себя в батальной сцене.

В 1649 г. Сальватор Роза уезжает из Флоренции и отправляется в Рим, где поселяется на Монте Пинчио, находящейся на Пьяцца делла Тринита дель Монте. Из окон дома открывался замечательным вид на собор Св. Петра и холм Квиринал. По соседству с Розой жили известные в те дни художники Никола Пуссен и Клод Лоррен, а недалеко от дома живописца находилась вилла Медичи.

Со времени появления Сальватора Розы во Флоренции жители улицы Монте Пинчио разделились на два лагеря. Одну группу возглавлял молодой человек аскетичного вида, Никола Пуссен. Другой, в которой были знаменитые музыканты, певцы и поэты, руководил Роза.

Одну из комнат своего дома Сальватор Роза превратил в мастерскую. Стены ее украшали авторские работы живописца. Мастер постоянно работал, создавая полотна различного содержания: на религиозные, мифологические и исторические темы. Его кредо было - постоянная работа, совершенствование техники. Он всем говорил о том, что «звездная болезнь» (как сказали бы сейчас наши современники) может погубить даже самый сильный и яркий талант. А потому, даже после того как к мастеру пришла слава и всеобщее признание, необходимо продолжать работать над собой и своими произведениями.

В поздний период творчества Сальватор Роза часто обращается к библейским и античным сюжетам. Для художника здесь оказывается наиболее важным передать самый дух того времени и его особенности. Мастер старается как бы возродить, вернуть к жизни все то, что существовало задолго до тех, чья жизнь послужила источником возникновения сказочно прекрасных и поучительным историй.

Таковыми являются достаточно известные полотна «Справедливость, спустившаяся к пастухам» (1651) , «Одиссей и Навсикая», «Демокрит и Протагор» (1664), «Блудным сын».

Картина «Справедливость, спустившаяся к пастухам» написана по известному сюжету «Метаморфоз» Овидия. На полотне взгляду зрителя предстает богиня Справедливость, дарящая пастухам меч и весы правосудия. Основную мысль полотна можно определить так: истинная справедливость возможна только среди простым людей.

«Одиссей и Навсикая», «Демокрит и Протагор» быти написаны Сальватором Розой после приезда из Венеции, где он познакомился с полотнами венецианских живописцев (в том числе и Паоло Веронезе, в лучших традициях которого и созданы названные выше работы).

В картине «Блудным сын» сюжет, по сравнению с евангельской притчей, оказывается несколько упрощенным и приземленным. Так, герой представлен как простой неаполитанский крестьянин. Нет здесь и пышного окружения: блудным сын обращается к Богу в окружении баранов и коровы. Огромные размеры полотна с изображением несколько видоизмененной сцены вызывают ощущение издевки и сарказма по поводу того, что считается в обществе хорошим вкусом. Роза выступает здесь как продолжатель идей реализма, становление которого начинается с творчества Микеланджело да Караваджо.

С 1656 г. Сальватор Роза приступает к работе над циклом, состоящим из 72 гравюр, получившим название «Каприччи». Образы, выведенные на этих листах, - крестьяне, разбойники, бродяги, солдаты. Некоторые детали гравюр характерны для раннего творчества Розы. Это позволяет говорить о том, что, вполне возможно, в цикл вошли зарисовки, сделанные еще в детстве, а также во время путешествия по Абруццким горам и Калабрии.

Великий мастер живописи, поэт, замечательный актер и постановщик драматических спектаклей ушел из жизни в 1673 г.

Ярким представителем романтического течения в итальянской живописи XVII в. был Алессандро Маньяско, работавший в Милане и Флоренции. Он писал портреты, композиции на мифологические и религиозные сюжеты, но любимыми его жанрами были пейзажи и бытовые сцены.

Художника привлекают образы бродячих музыкантов, солдат, цыган, комедиантов. Большой интерес представляет цикл картин на тему монастырской жизни («Трапеза монахинь», «Похороны монаха»). Обычная, ничем не примечательная жизнь монастыря превращается у Маньяско в мрачную комедию. Гротескные фигуры монахов и монахинь непомерно вытянутый пропорции деформированы, а жесты и позы преувеличенно экспрессивны. Пустоту серой монастырской действительности подчеркивает колорит, выдержанный в темно-коричневых и зеленоватых оттенках.

Большое место в живописи мастера занимает пейзаж. Художник изображает мрачные руины, темные лесные чаши и морские бури. В природной стихии как будто растворяются гротескные человеческие фигуры, придающие ландшафтам фантастический вид («Пейзаж с прачками»; «Горный пейзаж», 1720-е; «Проповедь св. Антония Брешианского»; «Морской пейзаж», 1730-е). Несмотря на иронию, присутствующую в изображениях людей, глядя на картины, зритель испытывает чувство жалости к монахам, музыкантам, бродягам, населяющим причудливый мир живописи Маньяско.

 


Читайте:



Женское начало и мужское начало: символы "инь" и "ян"

Женское начало и мужское начало: символы

В каждом из нас, независимо от пола, присутствуют обе энергии, женская (Инь) и мужская (Ян), но для гармонии и ощущения целостности личности важно,...

В чем разница и сходство между католиками и православными

В чем разница и сходство между католиками и православными

Католики и православные - в чем разница? Отличия православия от католицизма? В этой статье - ответы на эти вопросы коротко простыми словами....

Объяснения церковных и домашних молитв

Объяснения церковных и домашних молитв

1 Начальнику хора. Псалом Давида, 2 когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошёл к Вирсавии. 3 Помилуй меня, Боже, по великой...

Как женить на себе мужчину по знаку зодиака Как выйти замуж за деву

Как женить на себе мужчину по знаку зодиака Как выйти замуж за деву

Полное собрание материалов по теме: как выйти замуж за мужчину деву? от специалистов своего дела. Дева Как добиться, чтобы он сделал предложение...

feed-image RSS